Содержание риторики. Речевая деятельность и речевой акт

Необходимость обращения к риторике как учению об ораторском искусстве, или теории красноречия, в современных условиях. Взаимосвязь логики и риторики. Недостаточность всей мощи логики, строгих доказательств для убеждения человека, не желающего менять свою позицию и принимать иную точку зрения. Искусство убеждения не только сила логических аргументов. Риторика и необходимость выхода за пределы области достоверного знания. Убеждение и понимание. Убеждение и вера, их принципиальное различие. Риторика для говорящего и риторика для слушающего. Ораторское искусство и пространство языка. Речевая этика и речевое право. Риторика и мораль. Риторическое мышление.

Пять частей риторики:

- инвенция(лат. inventio – изобретение, открытие) – изобретение мыслей; ее сосредоточенность на поисках аргументации;

- диспозиция (лат. dispositio – расположение, размещение) – расположение мыслей; ее сосредоточенность на том, как расположить эти аргументы;

- элокуция (от лат. elocution – способ изложения, слог) – выражение мыслей; ее сосредоточенность на том, как наиболее убедительным образом облечь мысли в словесную форму;

- мемория (от лат. memoria – память, способ запоминания) – запоминание; ее сосредоточенность на том, как запомнить сочиненную речь;

- акция (от лат. actio – действие, деятельность) – произнесение речи; ее сосредоточенность на том, как следует произнести подготовленную речь.

Неравноценность этих частей, неравномерность их разработанности классической и современной риторикой.

Тема 2 . Роды и виды ораторской речи

Постепенное формирование родов и видов ораторского искусства: пять видов красноречия в риториках ХVII – ХVIII вв. (придворное, развивавшееся в высших кругах дворянства; духовное, или церковно-богословское; военное – обращение полководцев к солдатам; дипломатическое; народное, развивающееся в периоды обострения борьбы, когда вожаки крестьянских восстаний обращались с речами к народу). Выделение видов красноречия в зависимости от сферы коммуникации, соответствующей одной из основных функций речи: общению, сообщению и воздействию. Сферы коммуникации (научная, деловая, информационно-пропагандистская, социально-бытовая).

Род красноречия как область ораторского искусства, характеризующаяся наличием определенного объекта речи, специфической системой его разбора и оценки. Роды красноречия, выделяемые в современной практике публичного общения:

- социально-политическое (выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, этико-нравственные темы; выступления по вопросам научно-технического прогресса; отчетные доклады на съездах, собраниях, конференциях, митингах; дипломатические, политические, военно-патриотические, парламентские, агитаторские и под. речи);


- академическое – род красноречия, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью, логической культурой (вузовская лекция, научный доклад, выступление в научной дискуссии, научный обзор и т. п.);

- судебное – род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и присутствующих в зале суда граждан (прокурорская, или обвинительная, и адвокатская, или защитительная, речи);

- социально-бытовое (юбилейная речь, посвященная знаменательной дате или отдельной личности, носящая торжественный характер; застольная речь, произносимая на официальных (в том числе дипломатических) приемах, а также речь бытовая);

- духовное (церковно-богословское) – древний вид красноречия, имеющий богатый опыт и традиции. Проповедь (слово), соединенная с церковным действием, адресованная прихожанам и произносимая в церкви. Официальная речь , адресованная самим служителям церкви или другим лицам, связанным с официальным действием. Гомилетика – наука о христианском церковном проповедничестве.

Тема 3. История риторики

Возникновение риторики и ее место в истории античной культуры

Риторика как искусство и теория красноречия. Роль софистики в становлении риторики. Речи, изменявшие судьбу цивилизации: речь Перикла в ответ на требования спартанских послов – одна из причин Пелопонесской войны; Демосфен – величайший оратор Древней Греции. «Филиппики» Демосфена, его речи против политики Филиппа II Македонского как наивысшие образцы практики ораторского искусства, а также причина разгрома Афин и Фив в битве при Херонее, утраты независимости афинского государства.

Разработка теории красноречия. Значение сократовского метода и диалогов Платона. «Риторика» Аристотеля как изложение научных основ красноречия. «Риторика», по Аристотелю, как необходимое умение защитить себя и помочь справедливости. «Поэтика», «Топика», «О софистических опровержениях» Аристотеля – о взаимоотношениях лингвистики, логики, риторики, софистики. Значение трактата Диметрия «О стиле».

Римское красноречие. Речи Марка Тулия Цицерона – вершина риторического мастерства Древнего Рима. Риторический стиль Цицерона: выделение крупных, отчетливых в языковом отношении, ритмически оформленных периодов, обильное (но не чрезмерное) употребление риторических украшений, отсутствие иноязычных слов, вульгаризмов. Трактаты Цицерона «Об ораторе», «Брут», «Оратор» – теоретическая разработка основ риторики. Значение «Речей» Цицерона. «Двенадцать книг риторических наставлений» Марка Фабия Квинтилиана. «Апология, или о магии» Апулея.

Риторика как важнейший компонент античной культуры. Занятия риторикой – самый почетный вид деятельности в античности. Риторическое образование – основной вид образования Древней Греции и Древнего Рима в течение целого тысячелетия.

Христианская риторика – продолжение и развитие античных традиций. Василий Великий. Григорий Богослов. Иоанн Златоуст. Проповеди Иоанна Златоуста – образцы защиты человеческого достоинства.

Развитие риторических традиций в России

Особенности возникновения русского красноречия и русской риторики, определившие русскую риторическую традицию. Возникновение русской словесности – возникновение русской гомилетики («Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, 1049 г., проповеди Кирилла Туровского ХII в.). Развитие гомилетики (торжественное и учительное красноречие, проповедь) в отсутствии ораторики. Появление элементов ораторики в ХVI в. (переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским, «Книга на новгородских еретиков» Иосифа Волоцкого). Первый учебник «Риторика» (1620 г.): изложение принципов и приемов ораторского искусства в четырех родах речи – учебной, совещательной, хвалебной, судебной. Роль М. В. Ломоносова в развитии и становлении русской риторики. Значение работ И. С. Рижского («Риторика», 1796 г.) и М. Н. Сперанского («Правила высшего красноречия», 1844 г.) в развитии риторических традиций в России. Развитие риторики
в ХХ в. и в настоящее время (работы В. В. Виноградова, С. П. Обнорского,
Ю. В. Рождественского, Г. Г. Хазагерова и др.).

Риторика - это искусство разговаривать с людьми. Казалось бы, что тут сложного? Если, конечно, знакома тема, да и аудитория понимает язык оратора. Проблема в том, что люди любят говорить и не любят слушать. И чтобы они обратили внимание на сказанное, нужно уметь заинтересовать. Увлечь своей речью.

История ораторского искусства

Искусство риторики - одно из древнейших. Как только люди научились говорить, как только сформировалась вторая сигнальная система, так сразу возникла потребность употребить ее как можно лучше и эффективнее. Ведь ораторское искусство - это не просто умение красиво говорить.

Это еще и умение убеждать, уговаривать людей сделать то, что нужно оратору, а не то, что они собирались. Это - власть. В древней Греции ораторскому искусству обучали в обязательном порядке. Считалось, что образованный человек должен уметь говорить - так же, как должен уметь писать. В Древнем Риме полагали, что мужчина благородного происхождения должен быть либо политиком, либо воином, либо юристом. Ни одно из этих дел не обходится без умения говорить ярко и увлекательно.

Кому нужно умение красиво говорить?

Сегодня, конечно, риторика не входит в перечень обязательных предметов. Но есть много профессий, в которых она станет отличным подспорьем. Те, кто работает с людьми, должны уметь объяснять доступно и интересно, убеждать и доказывать. Педагогическая риторика - искусство учителя увлекательно подавать материал, концентрировать внимание учеников на нужных моментах. Грамотно построенная лекция не только лучше запомнится, она еще и проще в исполнении для самого оратора. Не нужно кричать, напрягая связки, не нужно злиться и нервничать. Ведь аудитория и так ловит каждое слово педагога, и не потому, что боится наказания, а потому что интересно. Педагогическая риторика, усвоенная и отработанная в полной мере, поможет и учителям, и ученикам.

Основа речи - план

Нужно помнить, что риторика - это не только умение красиво говорить. Это еще и искусство стройно, логически мыслить.

Без умения структурировать речь, без четкого плана, основанного на последовательных, связных тезисах, нельзя говорить убедительно и разумно. В основе любого, самого эмоционального спича лежит выверенная, продуманная концепция. В противном случае оратор начнет бессмысленно повторяться, упускать важные факты и запинаться.

Еще один момент, напрямую с умением общаться с аудиторией не связанный - дикция. Слушатели должны сконцентрироваться на речи, а не отвлекаться на необходимость разбирать невнятное произношение лектора.

Говорят, Демосфен, чтобы добиться идеального произношения, тренировался в ораторском искусстве, положив в рот несколько камешков. Звучит забавно, но это действительно неплохой способ выровнять дикцию - если, конечно, нет серьезных проблем, требующих помощи специалиста. Ну и, конечно, скороговорки. Их даже дикторы используют для тренировок.

Публика - это вовсе не страшно

Риторика - это беседа, а не зачитывание текста с листа. Речь нужно учить на память, причем отрабатывать до тех пор, пока она не будет звучать, как свободная импровизация - то есть легко и без усилий. Нет ничего более сложного, чем создание иллюзии непринужденности. Легчайшая грация балерин - результат огромного труда.

Тренироваться нужно постоянно. На родных, на друзьях, на любимой собаке - уж она-то точно будет слушать с интересом, даже если рассказывать одно и то же десяток раз. Когда появится привычка говорить легко и гладко, не сбиваясь, выступать на публике станет намного легче.

Для многих проблема именно в том, что стоять перед людьми, выступать - процесс страшноватый, нервирующий. Здесь тоже поможет практика. Можно попробовать выступить на родительском собрании, на совещании перед коллективом, сказать небольшую речь на корпоративе. Вокруг будут пусть и не родственники, но все же знакомые, доброжелательные люди. В таких условиях привыкать к вниманию публики будет намного проще.

Ориентация на слушателей

Основы риторики предполагают умение структурировать речь и подгонять ее под аудиторию. То есть нужно научиться писать план и заполнять пункты фрагментами текста, имеющими целевое назначение.

Речь, рассчитанная на шахтеров - совсем не то же самое, что спич, который будут произносить на совете директоров. И дело вовсе не в том, что кто-то лучше или хуже. Просто у этих аудиторий - разные интересы, разные вкусы. Оратор должен это учитывать, составляя конспект речи. При одинаковой основе такие выступления требуют разных выразительных средств, разных примеров. Интеллигентная аудитория вряд ли оценит излишнюю экспрессивность оратора, а вот люди, привыкшие открыто выражать свои чувства, наоборот, будут симпатизировать эмоциональному оратору.

Заинтересовать и увлечь

Вступление тоже должно быть ярким. Даже если основная тема спича не позволяет фантазии развернуться, первые фразы должны увлечь аудиторию, приковать внимание к говорящему. Опытные ораторы могут использовать для вступления экстравагантные и рисковые темы - просто для того, чтобы их начали слушать. А потом, в следующей части речи, сгладить резкое впечатление. Начинающим, конечно, не стоит прибегать к столь радикальным мерам. Но все же нужно постараться сделать начало «цепляющим», ярким. Если с самого начала не удалось завоевать внимание слушателей, весь труд по написанию речи окажется бесполезным.

Кажущиеся отступления от темы - тоже очень важный момент. Человек может без усилий фокусировать внимание только пять-шесть минут. Если речь должна быть долгой - лекция, подробное пояснение, - значит, нужно разделить ее на логические сегменты. И разбить теорию любопытными для публики примерами, может, даже забавными, хотя юмор - весьма зыбкая почва. То, что смешно одному, другой сочтет грубостью или пошлостью. Риторика - это искусство не только заинтересовать, но и удержать внимание публики.

Диалог с публикой

Таки отступления должны быть не слишком частыми, но и не редкими. Они позволяют аудитории передохнуть, мысленно подытожить сказанное и подготовиться к следующей части речи, не столь живой и увлекательной.

Чтобы определить, интересно ли слушателям, правильно ли выбран темп и интонация, нужно найти в зале человека, вызывающего симпатию, и говорить «для него». Этот прием часто используют начинающие актеры, а современная риторика имеет много общего с театральным искусством. Во-первых, так легче забыть о зале и публике, наблюдающей за выступлением. Во-вторых, наблюдая за конкретным человеком, выступающий создает иллюзию диалога. Он видит эмоции, вызванные речью, замечает, когда человек отвлекается и начинает скучать, а когда, наоборот, сочувствует высказанным мыслям.

Речь должна быть грамотной

Русская риторика имеет характерную особенность. Она требовательна к языку, точнее - к стилю речи.

Это важный фактор, по которому оценивают ораторское искусство говорящего. Предполагается, что оратор должен владеть классическим литературным стилем, не сбиваться на сленг, жаргонизмы или местечковый говор. Конечно, есть исключения - к примеру, выступления в узкопрофессиональной среде или перед лицом избирателей, когда нужно выглядеть «своим». Но чаще такая речь воспринимается как проявление необразованности, низкой культуры. И тогда доверие к оратору снижается.

Увы, научиться говорить правильно намного сложнее, чем исправить дикцию. Лучший способ - это читать хорошую литературу и общаться с интеллигентными людьми. Если времени на чтение нет, можно приобрести несколько качественных аудиокниг, и слушать их в свободные минуты. Так будет формироваться привычка говорить правильным литературным языком.

Появилась наука о красноречии еще в античные времена. На сегодняшний день вопрос о том, что такое риторика, рассматривают с трех сторон:

3. Учебная дисциплина, которая изучает основы ораторского мастерства.

Предмет риторики - это особые правила построения и произнесения речи, чтобы убедить аудиторию в правоте оратора.

Россия всегда обладала богатыми риторическими традициями. Ораторская практика уже в Древней Руси была очень разнообразна и выделялась своим высоким уровнем мастерства. XII век признан золотым веком в Древней Руси для красноречия. Первые учебники на Руси о том, что такое риторика, появились в XVII веке. Это были «Сказание о семи мудростях» и «Риторика». В них излагались основы риторического учения: что такое риторика, кто такой ритор и его обязанности; как подготавливать речь, какой она бывает. В XVIII веке уже издается целый ряд учебников, среди них и фундаментальный научный труд «Риторика» Ломоносова.

3. Речевой закон.

4. Закон общения.

Речь реализовывается в разных формах, таких как монолог, диалог и полилог. В зависимости от того, какую цель перед собой поставил выступающий, она делится по видам:

1. Информативная - знакомство слушателей с определенной информацией, фактами, что позволит составить впечатление о ее предмете.

2. Убеждающая - убеждение в правильности своей позиции.

3. Аргументирующая - доказательство своей точки зрения.

4. Эмоционально-оценочная - выражает свою отрицательную либо положительную оценку.

5. Побуждающая - через речь слушатели призываются сделать что-либо.

Можно ли стать оратором

?

Когда встает задача выступления перед публикой, в котором нужно убедить аудиторию в чем-то, человек начинает задумываться - что такое риторика? Можно ли стать хорошим оратором? Мнения на этот счет расходятся. Кто-то считает, что талантливый оратор должен иметь природный дар. Другие - что хорошим оратором можно стать, если много тренироваться и самосовершенствоваться. Этот спор ведется уже много лет, практически всю историю ораторского искусства.

Но в любом случае оратор обязан знать основы риторики, ее не только самые распространенные приемы, но и индивидуальные находки, что поможет сделать речь яркой, и в то же время доступной. Как подготовить как ее изложить, как правильно сделать заключение выступления - это те вопросы, которые в первую очередь возникают перед начинающим мастером слова.

Еще в эпоху Античности было установлено, что ораторская деятельность состоит из пяти этапов. Наиболее ярко эта мысль выражена у известного древнеримского оратора Цицерона:

"Все силы и способности оратора служат выполнению следующих пяти задач: во-первых, он должен подыскать содержание для своей речи, во-вторых, расположить найденное по порядку, взвесив и оценив каждый довод, в-третьих, обвить и украсить все это словами; в-четвертых, укрепить речь в памяти; в-пятых, произнести ее с достоинством и радостью "1.

Каждый из этапов ораторского деятельности изучается в соответствующем разделе риторики:

1) инвенция (подбор материала)

2) диспозиция (расположение материала)

3) элокуция (словесное выражение)

4) Мемория (запоминание речи)

5) акция (произнесения речи).

В первом разделе риторики (инвенции) рассматриваются аспекты разработки предметной сферы речи. На этом этапе оратор должен определить свою стратегию, сформировать замысел речи, развернуть ее тему через подбор соответствующего материала.

Во втором разделе риторики (диспозиции) рассматривается структура ораторской речи. На этом этапе оратор должен организовать материал, изобретенный в процессе инвенции, то есть расчленить его и обеспечить определенную последовательность в речи.

В третьем разделе риторики (элокуция) рассматривается выразительность ораторской речи. На этом этапе оратор должен обеспечить эффектность своей речи.

В четвертом разделе риторики (мемории) рассматриваются способы запоминания речи.

В пятом разделе риторики (акции) рассматриваются особенности непосредственно публичного выступления оратора перед аудиторией.

Эти разделы риторики образуют ее ядро, поскольку освещают основные этапы подготовки и произнесения ораторской речи независимо от ее разновидности. С развитием риторики как определенной дисциплины происходила систематизация и классификация видов ораторского деятельности. На сегодняшний день в различных учебниках и пособиях по этой дисциплине представлены специфические рекомендации оратору в зависимости от типа речи. Концепцию риторики, которая предлагается в данном руководстве, можно назвать общей в том смысле, что рассматриваются наиболее общие принципы и способы подготовки и произнесения публичных речей в разных сферах человеческой жизнедеятельности и повседневном общении.

В пособии учтены также главные достижения двух исторических этапов развития риторики:

o классической риторики (V в. до н. э. - середина ХХ в.), основателем которой был древнегреческий софист Горгий и

o неориторики (середина ХХ в. - наше время), основателем которой является бельгийский ученый X. Перельман.

Таким образом, риторика изучает ораторское деятельность от замысла речи к ее публичного произнесения, обнаруживает приемы, которые способствуют успешности выступления оратора перед аудиторией. Именно об этом и пойдет речь во второй части пособия.

СРОКИ, КОТОРЫЕ НАДО ЗАПОМНИТЬ

Аудитория - это группа людей, в мыслях или поведении которых должны произойти изменения, к которым стремится оратор.

Влияние - это воздействие на состояние, мысли, чувства и поступки другого человека с помощью вербальных и невербальных средств, в результате которой происходят изменения во взглядах или поведении.

Этос - это средства влияния, которые апеллируют к моральным принципам, нормам человеческого поведения.

Классическая риторика - это первый этап в развитии риторики, продолжался с V в. до н. е. до середины XX в., основателем ее был древнегреческий софист Горгий.

Логос - это средства влияния, которые апеллируют к разуму.

Неориторика - это второй этап в развитии риторики, продолжается с середины XX в. до нашего времени, основателем ее является бельгийский ученый X. Перельман.

Оратор - это человек, который убеждает других принять определенные утверждения или выполнить определенные действия.

Пафос - это средства влияния, которые апеллируют к чувствам.

Убеждение - это сознательная аргументированная воздействие на других людей с целью

принятия ими определенных утверждений или намерений.

Предмет риторики - это публичное выступление в процессе коммуникации.

Речь - это речевое сообщение, с которым оратор обращается к

аудитории.

Риторика - это наука о способах подготовки и произнесения ораторской речи с целью определенного воздействия на аудиторию.

ТЕСТ

1. Риторика - это наука, которая изучает:

A) способы эффективного речи;

Б) способы подготовки и произнесения ораторских речей;

B) способы убеждения во время публичных выступлений.

2. Риторику как "искусство убеждения" определял:

А) Аристотель; Б) Квинтилиан.

3. Риторику как "искусство говорить изящно" определял:

А) Аристотель; Б) Квинтилиан.

4. Предмет риторики - это публичное выступление:

5. Публичное выступление и презентация - это синонимы:

6. Компонентами риторического треугольника являются:

7. Целью ораторской речи являются:

A) влияние или информирования;

Б) информирование или убеждения;

B) изящество выражения мнения или влияние.

8. Модусами публичного выступления являются:

А) оратор, речь, аудитория; Б) этос, логос, пафос.

9. Этос - это средства влияния, которые апеллируют к:

10. Логос - это средства влияния, которые апеллируют к:

A) норм человеческого поведения; Б) чувств;

11. Пафос - это средства влияния, которые апеллируют к:

A) норм человеческого поведения; Б) чувств;

12. Убеждение является способом реализации "воли к власти":

13. Ораторское деятельность состоит из этапов:

Б) четырех;

14. Основателем классической риторики являются:

A) Аристотель; Б) Горгий;

B) Квинтилиан.

15. Основателем неориторики являются:

A) Ф. ван Еемерен; Б) X. Перельман;

B) С. Тулмин.

Задания для самостоятельной работы

1. Прокомментируйте с точки зрения модусов публичного выступления следующий фрагмент:

"Когда делишься какой-либо мнением с англичанином - а это, надо сказать, всегда большая неосторожность, - то его мало интересует, верна эта мысль, неверна. Для него важно другое: убежден ты в том, что говоришь, или нет. А между тем важна сама мысль, независимо от того, насколько искренний человек, который ее выразила. Более того, ценность любой мысли тем выше, чем меньше истинный тот, у кого она появилась, ведь в таком случае она не отражает его личных интересов, желаний и предрассудков. Впрочем, не бойся, я не собираюсь говорить с тобой на политические, социологические или метафизические темы. Люди меня интересуют больше, чем принципы, а люди без принципов меня просто захватывают "(О. Уайльд." Портрет Дориана Грея »).

2. Продумайте и напишите речь на тему: "Риторика: наука или искусство?"

Риторика

– теория и искусство речи, фундаментальная наука, изучающая объективные законы и правила речи. Поскольку речь – инструмент управления и организации социальных и производственных процессов, Р. формирует норму и стиль общественной жизни. Классическая античная традиция рассматривала Р. как "искусство находить способы убеждения относительно каждого данного предмета" (Аристотель ), "искусство хорошо (достойно) говорить (ars bene et ornate dicendi – Квинтилиан ). В русской традиции Р. определяется как "учение о красноречии" (М.В. Ломоносов ), "наука изобретать, располагать и выражать мысли" (Н.Ф. Кошанский ), предметом которой является "речь" (К.П. Зеленецкий ). Современная Р. – учение об эффективном речевом построении развитого информационного общества, предполагающее исследование и овладение всеми видами общественно-речевого взаимодействия. Р. как наука изучает законы и правила ведения речи в разных видах и жанрах современной словесности, Р. как искусство предполагает умение эффективно говорить и писать, развитие речевых способностей.

В определениях Р. обычно ищут точные эпитеты для образцовых качеств речи, поэтому Р. называют наукой об убедительной, украшенной (в классических трудах), целесообразной, эффективной, действенной, гармонизирующей речи (в современных теориях Р.). Качества речи называются также в учении о стиле, относя к ним ясность, точность, чистоту, краткость, благопристойность и нек. др. Ни одно из указанных качеств не исчерпывает представлений о речевом идеале, но их совокупность позволяет назвать Р. учением о совершенной речи. Совершенство речи связано с имеющимися в общественном и личном сознании речевыми идеалами, образцами речи, стилистическими предпочтениями.

Р. – учение о воспитании личности через слово. Личность человека как индивидуальное воплощение его телесно-духовного единства становится только тогда, когда сформируется его нравственное и интеллектуальное мировоззрение, которое находит воплощение в характере речи. Вот почему для риторического воспитания небезразлично, какими речами, текстами (содержанием учебного предмета) будет обеспечено преподавание Р.

Современная Р. изучает все виды общественно-речевого взаимодействия. Недостаточно определять Р. как науку только об ораторском искусстве, с которого она начиналась в античном полисе. Уже русская классическая Р. предполагала обращение к письменной речи, философской и науч. литературе, а современная Р. вмещает также Р. разг.-бытовой речи и Р. средств массовой информации.

В русской науке существует традиционное деление на общую и частную Р. Во всяком случае уже в латинских риториках Киевской Духовной академии XVII в. записано, что существуют общие правила ведения и построения речи (предмет общей Р.) и рекомендации к ведению речи в разных видах словесности (предмет частной Р.).

Общая риторика в традиции, восходящей к Цицерону и Квинтилиану, включает пять разделов (так называемый риторический канон), каждый из которых показывает отдельные моменты в подготовке и реализации речи: 1) изобретение (лат. inventio – что сказать?), 2) расположение (лат. dispositio – где сказать?), 3) выражение (лат. elocutio – как сказать?), 4) память (лат. memoria), 5) произношение и телодвижение (лат. pronuntiatio).

Общая Р. в традиции, восходящей к Аристотелю, насчитывает следующие разделы: 1) образ оратора; 2) изобретение – содержание речи; 3) композиция; 4) речевые эмоции; 5) стиль речи (слововыражение, произношение, язык тела).

Каждый из этих разделов, как сказано выше, показывает последовательность подготовки и развертывания речи:

1. Изобретение – рождение замысла, создание идей, содержания речи. Риторическое изобретение основывается на общих местах (топосах), источниках изобретения. Общие места – основные ценностные и интеллектуальные категории, относительно которых оратор достигает согласия с аудиторией. Нравственная и идеологическая жизнь общества организуется общими местами как некоторыми суждениями, которые признаются всеми. Общие места (топосы) – также способы развития замысла и содержания речи. Это техника создания и развития речи. Виды общих мест (или топосы) показывают, как может быть построена речь о любом предмете или человеке. Существуют следующие общие места (топосы): 1) определение, 2) части/целое, 3) род/вид, 4) свойства, 5) противоположность, 6) имя, 7) сравнение (подобие, количество), 8) причина/следствие, 9) условие, 10) уступление, 11) время, 12) место, 13) свидетельство, 14) пример.

Критика топосов – общих мест – связана с их формально-схоластическим использованием при обучении Р. Именно учение об общих местах, а следом и "все риторики" были критикованы в середине XIX в. В.Г. Белинским и К.П. Зеленецким (последний, в частности, утверждал, что "невозможно изобретать мысли"). Тем не менее топическая структура обнаруживается во всякой речи, и ее забвение приводит подчас к неумению порождать замысел речи, создавать тексты. Большинство современных теорий текста основывается именно на топике как способах описания речевых ситуаций (ср. теорию фреймов и мн. др.). Топосы необходимо знать как творческие возможности развития мысли, при создании речи избираются те из них, которые представляются уместными и необходимыми в данной ситуации.

2. Расположение – раздел о правилах композиционного построения речи. Изобретённый материал необходимо разумно, в определённой последовательности расположить. Обоснованный порядок частей композиции речи позволяет развивать и представлять идеи в убедительной форме. Традиционными частями композиции речи являются вступление (обращение и называние), (), опровержение, заключение. Каждая из них имеет прочные традиции описания и рекомендации в построении – в русских учениях о речи ХХ в. сохранилось именно учение о композиционных частях речи и стиле.

3. Слововыражение как словесное оформление речи связано с поиском уместного индивидуального стиля высказывания, без которого невозможно эффективное речевое воздействие. Слововыражение предполагает нахождение нужных слов и их эффективное расположение в фигурах речи. В учении о слововыражении традиционно описывались качества речи, виды тропов и фигур. Каждый из авторов риторик обычно предлагает свое ви́дение эффективного использования стилевых возможностей лексики и стилистического синтаксиса через определенные отбираемые для обучения тексты. Именно слововыражение является основным способом украшения речи.

4. Память считалась переходным этапом к заключительному исполнению речи. В риторических учениях обычно описывались способы запоминания и развития памяти. Кроме индивидуальных способностей и индивидуальных приёмов существуют универсальные приёмы подготовки к исполнению будущей речи. Чем больше ритор (любой говорящий) продумывает текст будущей речи, тем богаче копилка его памяти. Он может делать это в разной форме: 1) заучивание наизусть с повторением про себя или вслух написанного текста (механическое запоминание необходимо отличать от осмысленного, вдумчивого проговаривания текста); 2) неоднократное прописывание, редактирование текста, невольно проявляющееся затем и в устном воспроизведении; 3) прочитывание вслух приготовленного текста с проверкой запоминания; 4) произнесение речи без письменного текста – самостоятельно или перед кем-то; 5) прочитывание или проговаривание текста с записью на магнитофон и последующим анализом собственной речи.

Память вытренировывается постоянным возвращением к предмету, размышлением, повторением, напряжённой умственной работой. Каждому ритору рекомендуется понять, какой тип работы над текстом, воспроизведения речи наиболее ему свойствен.

5. Раздел произношение и телодвижение считается заключительным с точки зрения подготовки речи, но первоначальным в восприятии речи. Оратор реализует свою речь в произношении, но не менее значимы мимика, жестикуляция и телодвижения в целом. Это последняя стадия в реализации речи, хотя восприятие речи слушателем начинается с внешнего вида оратора и оценки стиля его произношения.

Произношение и голосоведение предполагают создание определенного стиля произношения, включающего работу над громкостью (звучностью) речи, темпом и ритмом, паузацией, артикуляцией, логическими ударениями, интонацией, тембром голоса. Хорошее произношение основывается на владении дыханием. Все перечисленные факторы требуют от ритора упражнений и накопления практического опыта.

Внешние манеры оратора имеют огромное значение для представления личности говорящего в речи. Человек говорит не только языком, но и всем своим телом: "говорят" руки, ноги, поворот фигуры, головы, мимика и т.д. В некотором смысле человеческая речь начинается с телодвижения. Ребёнок начинает прежде двигать руками и ногами, ходить, а потом произносить осмысленные звуки. И как среди детей лучше развита речь того ребёнка, который быстрее начинает управлять своим телом, так и в речевом искусстве более умел тот, кто разумно управляет мимикой и пластикой телодвижений.

Важнейший раздел Р. – учение об образе ритора. Ритором называется всякий участник речи, речедеятель, человек, воздействующий речью, мастер риторики как искусства нравственно-речевого убеждения. Исторически риторами называли также учителей Р. Оратором принято называть человека, произносящего устные публичные речи, автором – создателя письменных текстов. В современной Р. возможно говорить о коллективном или коллегиальном риторе, представленном в работе книжных издательств или средств массовой информации. Ораторика – область риторики, изучающая правила создания устных публичных выступлений.

Оценка речи человека в восприятии его образа оратора происходит с разных сторон. Прежде всего это оценка нравственно-этическая. Доверие аудитории возможно, если она считает, что перед ней человек честный и справедливый. Аудитория дает нравственную оценку оратору: к "хорошему" человеку испытывают доверие, к "нехорошему" – недоверие. При этом не исключено, что какая-то сторона может придерживаться ложных взглядов или интересов. Тогда оратору приходится защищать свою позицию, иногда расплачиваясь головой за несовпадение его мировоззрения со взглядами аудитории.

Интеллектуальная оценка ритора связывается с богатством мыслей, его мудростью, способностью аргументировать, рассуждать и находить оригинальные мыслительные решения. Интеллект говорит обычно о знании оратором предмета речи.

Эстетическая оценка связана с отношением к исполнению речи: ясности и изяществу выражаемых мыслей, красоте звучания, оригинальности в подборе слов. Если мысль не выражена в привлекательных словах и уместном произношении, речь не будет воспринята.

В Р. всегда обсуждался вопрос: какими качествами должен обладать оратор, воздействующий на аудиторию не просто словом, но и всем своим обликом? Ведь о каждом говорящем можно сказать, что у него есть определенный характер, качества личности, нравственные достоинства или недостатки. Все эти требования объединялись понятием ораторские нравы , ибо само слово "нрав" изначально понималось как характер, душевные качества, внутреннее свойство человека.

В каждую историческую эпоху ценятся разные качества людей в зависимости от идеологии этой эпохи, стиля жизни. Так, в античных риториках перечислялись следующие достоинства ораторов: справедливость, мужество, благоразумие, щедрость, великодушие, бескорыстие, кротость, рассудительность, мудрость (Аристотель, "Риторика"). Зарождение христианства связано с новыми требованиями к человеку, предполагающими в нем на основе веры в Бога смиренномудрие, кротость, скромность, терпение, трудолюбие, милосердие, послушание, внимание к бедам и переживаниям других людей, способность принять другого человека как самого себя, отчего всякий человек назывался "ближним". Современная Р. называет такие качества оратора, как честность, знание, ответственность, предусмотрительность, доброжелательность, скромность (А.А. Волков ). Совокупность этих качеств выстраивает образ совершенного ритора , некоторый риторический идеал , в принципе не достижимый ни в одном реальном ораторе, но требующий устремления к нему в реальной речи и речевой педагогике.

Риторическая педагогика суммирует способы и приемы в обучении Р. Классическая риторика предлагала следующие "средства приобретения красноречия" (по М.В. Ломоносову): природные дарования, знание науки (теории Р.), подражание (т.е. ориентация на определенные образцовые тексты), упражнения. В качестве философско-профессиональной основы Р. М.В. Ломоносов называет знание других наук. Современная Р. ставит задачу формирования личности человека через развитие его речевых способностей и повышение речевой эрудиции. При этом требуется оптимальный баланс в соотнесении теории Р. и практики обучения. Ритор формируется в чтении и анализе текстов (ошибкой многих современных концепций является тренировка в умении "общаться" вне содержательной основы общения), в реальной ораторской практике, учебной тренировке. Ритору рекомендуется много читать, анализировать тексты, наблюдать образцовых и необразцовых ораторов, а в работе над собой заниматься декламацией текстов и техникой речи (не по театральной "играющей" методике, а более формируя личный ораторский облик ученика).

В частной риторике рассматриваются правила и рекомендации к ведению речи в отдельных родах, видах и жанрах словесности. Традиционная Р. занималась преимущественно монологической речью, и первое деление на роды речей мы находим у Аристотеля: совещательная речь, (политическая речь, имеющая целью обсуждение общественного блага), эпидейктическая речь (поздравительная, целью которой является похвала или хула, а содержанием "прекрасное"), судебная речь (состояние тяжущихся сторон, целью при этом служит установление истины, содержанием – "справедливое или несправедливое"). Впоследствии объём видов словесности, подвергавшихся описанию, разрастался, напр., "Риторика Феофана Прокоповича 1705 года, профессора Киево-Могилянской академии", включала описание поздравительных речей, церковного, свадебного красноречия, правила написания писем к различным особам и способы писания истории. Профессор Московского университета А.Ф. Мерзляков в своей "Краткой риторике" 1804–1828 гг. рассматривает: а) письма, б) разговоры, с) рассуждения или учебные книги, д) историю истинную и вымышленную, е) речи (последние по "содержанию и намерению" делились на "духовные, политические, судебные, похвальные и академические". Значительно расширенной выглядит эта схема в риториках середины XIX в., например, у Н.Ф. Кошанского подробно разбираются: "1) словесность, 2) письмо, 3) разговоры (философские, драматические и др., но не бытовой диалог), 4) повествование, 5) ораторство, 6) учёность". Во второй половине XIX в. с заменой Р. на теорию и историю словесности в состав изучаемых видов словесности добавилось устное народное творчество, но изучение текстов всё более ограничивалось лишь произведениями изящной или худож. литературы.

Сегодня приходится говорить о разных видах профессиональной Р. как разделах частной Р. Основные интеллектуальные профессии в обществе связаны с активной речью, ибо речь – основное средство организации и управления жизнью общества. Базисными родами речей (ораторского красноречия) продолжают оставаться политическая, судебная, педагогическая, проповедническая, военная, дипломатическая, публицистическая риторики. Каждый вид профессионального искусства требует своей "риторики" (ср. медицинская или торговая речь, деловая Р. в разных проявлениях), а подготовка специалиста невозможна без речевой выучки, которая является средством выражения профессиональных знаний и умений.

Замечательна история русской Р., обнаруживающая прямую связь с идеологическими и стилевыми преобразованиями в истории русского общества. Риторики обычно пишутся, а риторическая деятельность активизируется в периоды революционно-общественных поновлений. Каждый риторический период насчитывает 50–70 лет (возраст человеческой жизни), включая 10–15 лет преобразований, утверждения общественно-речевого стиля, стагнации и вызревающей критики.

Оптимизация Р. как науки и искусства, организация риторического образования и воспитания – важнейшие задачи, стоящие не только перед современной филологической наукой, но и перед обществом в целом, поскольку все общественные деяния организуются и выражаются в речевой деятельности.

Лит. : Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию: Полн. собр. соч. – М.; Л., 1951. Т. 7.; Цицерон Марк Фабий. Три трактата об ораторском искусстве. – М., 1972; Античные риторики / Под редакцией А.А. Тахо-Годи. – М., 1978; Вомперский В.П. Риторики в России XVII–XVII вв. – М., 1988; Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика. Курс лекций и словарь риторических фигур. – Ростов н/Д., 1994.; Риторика. Специализированный проблемный журнал. – 1995–1997. – №1–4; Волков А.А. Основы русской риторики. – М., 1996; Его же: Курс русской риторики. – М., 2001; Граудина Л.К. Русская риторика: Хрестоматия. – М., 1996; Граудина Л.К., Кочеткова Г.И. Русская риторика. – М., 2001; Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. – М., 1996; Ее же: Педагогическая риторика: история и теория. – М., 1998; Иванова С.Ф. Говори! Уроки развивающей риторики. – М., 1997; Аннушкин В.И. История русской риторики: Хрестоматия. – М., 1998; Его же: Первая русская "Риторика" XVII в.. – М., 1999; Предмет риторики и проблемы ее преподавания. Докл. 1-й Всерос. конф. по риторике. – М., 1998; Рождественский Ю.В. Принципы современной риторики. – М., 1999; Его же: Теория риторики. – М., 1999.

В.И. Аннушкин


Стилистический энциклопедический словарь русского языка. - М:. "Флинта", "Наука" . Под редакцией М.Н. Кожиной . 2003 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Риторика" в других словарях:

    РИТОРИКА - (греч. rhetorike) 1) наука об ораторском искусстве и шире о художественной прозе вообще. Состояла из 5 частей: нахождение материала, расположение, словесное выражение (учение о 3 стилях: высоком, среднем и низком и о 3 средствах возвышения стиля … Большой Энциклопедический словарь