Кто из русских царей получил прозвище тишайший. Почему Алексей Михайлович стал Тишайшим царём 

За мягкий характер его прозвали «Тишайшим», но политика у него была отнюдь не тихая. Он узаконил понятие «самодержец», присоединил Левобережную Украину, довел границу государства до Тихого океана.

Присоединение Левобережной Украины

Между Россией и Польшей всегда оставалась некая недосказанность: при Алексее Михайловиче камнем преткновения стали украинские земли, часть из которых Русь потеряла во времена монголо-татарского нашествия. Несмотря на то, что ряд пропольских историков обвиняют Алексея Михайловича в «азиатской жестокости», свидетельства современников событий говорят об обратном.

В 1654 году шляхтич из Вильно сообщал с тревогой: «Мужики молят бога, чтобы пришла Москва», «Мужики нам враждебны, везде на царское имя сдаются и делают больше вреда, чем Москва; это зло будет и дальше распространяться; надобно опасаться чего-нибудь вроде козацкой войны».
В данном случае идет речь о возможности гражданской войны, религиозного конфликта. Культурно-национальные связи у населения Левобережной Украины на тот момент еще не были утеряны, жители православных земель страдали под натиском «латинянского ига». Люди иной конфессии автоматически превращались «во второй сорт». Ситуацию подогревала и разгулявшаяся чума. На фоне всеобщих волнений, в сепаратистском движении выделился лидер - предводитель казаков Богдан Хмельницкий, который не смог добиться от Речи Посполитой самоуправления Запорожской Сечи. Гетман обратился к московскому царю с просьбой поддержать его в национальной борьбе и принять «под высокую руку московского царя». Алексей Михайлович согласился, пожертвовав выход к Балтийскому морю. Россия не могла сражаться на два фронта. Началась кровопролитная война с Польшей, по итогам которой Русскому государству отошла Левобережная Украина, Киев, и возвращались Смоленская и Черниговская земли.
Кстати, царские указы тех времен доказывают стремление Алексея ограничиться «малой кровью». Он приказывал не жечь городов, сдавшимся на милость победителя позволил беспрепятственно уйти. Оставшаяся шляхта смогла беспрепятственно присягнула новому царю и сохранить свои привилегии.

Борьба за Балтику

Параллельно с русско-польской войной Тишайший государь пытался «прорубить окно в Европу» и обеспечить Русскому государству выход в Балтийское море. В октябре 1655 года, примерно через полгода после заключения договора с Хмельницким, к Алексею Михайловичу наведались австрийские послы и попытались убедить царя заключить мир с Речью Посполитой и бросить все силы на войну с усиливавшейся Швецией. В случае победы Москва могла присоединить всю Прибалтику. От мира с Польшей Тишайший отказался, вопрос защиты православных собратьев был для него принципиальным. Пришлось вести войну на два фронта: русские войска заняли некоторые стратегически важные города в Ливонии – Юрьев, Куконойс, Динабург, но Ригу так взять и не смогли. Кардисский мирный договор аннулировал все военные успехи России. Выход к балтийскому морю пришлось отложить еще на полвека.

До Тихого океана

Если при Михаиле Федоровиче Русское государство простиралось до Охотского моря, то при Тишайшем Алексее оно разрослось до Тихого океана, уже тогда превратив Россию в крупнейшее государство мира. В 1648 году казак Семен Иванович Дежнев со своими товарищами преодолел на морских судах - «кочах» - пролив, отделяющий Евразию от Северной Америки. Примерно в это же время русские землепроходцы Поярков и Хабаров совершили походы на Амур и привели в русское подданство население тех краев. Несмотря на наказ государя, приводить сибирских туземцев в подданство «ласкою и приветом», служилые люди нередко прибегали к насилию – силой отбирали ценную пушнину, обкладывали непомерной данью.
С освоением Дальнего Востока наладились отношения с Китаем. Император династии Цинь относился к русским миссиям с особым тщеславием, свойственным азиатским монархам. Согласно китайским представлениям о мироустройстве, приезд из дальних краев означал распространение благого влияния императора на весь мир и служил доказательством тем большей силы его, чем дальше находилась земля приехавшего.

Поэтому при императорском дворе «людям издалека» был уготован радушный прием. Непонимание русскими китайских традиций иногда приводило к дипломатическим казусам. Так, в 1670 году воевода Данила Аршинский направил миссию китайскому императору, с целью убедить его стать подданным русского царя. Заявление было настолько безрассудным, что сановники перевели послание наоборот, сообщив императору, что русские сами принесли ему грамоту о подчинении, с просьбой взять их в подданство. Такой шаг владыка оценил по достоинству, послам был оказан самый радушный прием, их даже удостоили императорской аудиенции – неслыханная честь у китайского народа.

Самодержавный государь

Несмотря на свое прозвище, Алексей вел отнюдь не «тихую» политику. При нем на Руси закрепляется самодержавие. В начале правления Алексея в стране процветала сословно-представительская монархия: царь и шагу не мог ступить без согласия Боярской думы, в ранние годы юношей полностью управлял его воспитатель боярин Морозов. Историк Костомаров писал о царе: «Алексей Михайлович, сам себя считая самодержавным и ни от кого независимым, был всегда под влиянием то тех, то других».
Современники, в особенности иностранные послы напротив вспоминали: «Алексей Михайлович, в отличие от отца, - самодержец и «государство свое правит по своей воли». Имперский посол А. Мейерберг также отмечал, что царь Алексей в Боярской думе держал себя как полный хозяин.

Вопреки своей мягкосердечности, при необходимости, царь мог быть и жестоким. В крови утонул бунт Степана Разина, жестокой расправе подверглись противники церковной реформы Никона. При Алексее был утвержден термин «самодержец» и за свое новое имя Тишайший был готов проливать кровь. По воспоминаниям современников, несоблюдение правильности титулов равнялось уголовному преступлению – человека могли высечь или даже казнить.
Алексей положил конец широкому влиянию Боярской Думы, учредив систему приказов, в частности Приказа тайных дел – орган надзора, контролирующего деятельность других структур. Нарушил Алексей и другую традицию русского двора, еще при жизни объявив престолонаследника – старшего сына Федора.

Столица Православия

Про религиозность Тишайшего царя ходят легенды. По словам современников: «ни один монарх не мог превзойти его в религиозной строгости». Православная ориентация вообще очень характерна для всей политики Алексея Михайловича. Главное его стремление, которое впоследствии стало неотъемлемой чертой русского самодержавия, заключалось в укреплении связей с православными народами: освобождение украинцев от «католического ига», налаживание дружественных отношений с трансильванскими князьями, и даже находившимися под турками сербами, болгарами и греками. Новую актуальность приобретает старая концепция Москвы, как преемницы Константинополя, нового «Третьего Рима». Известное исправление переводов догматических книг, которое привело к появлению старообрядцев, на международной арене устанавливало роль России как защитницы единоверных народов и закрепляло за Москвой статус столицы равославия.

Первый в Европе

У Петра I явно была наследственная любовь ко всему европейскому. Его отец Алексей Михайлович любил западные «диковинки». Еще в детстве он воспитывался на «немецких печатных листах», а в юности его воспитатель Борис Морозов заказал ему несколько платьев французского и английского кроя. Он интересовался европейской историей и политикой, стал первым государем, который читал европейские СМИ! Английские, французские, голландские и прочие газеты для него специально переводили в Посольском приказе.
При Алексее все чаще ко двору приезжают иностранные послы, которые отмечали восточное великолепие царского двора. Когда в праздники Алексей покидал свои палаты и «выходил в народ», царское шествие превращалось в пышное действо.

«Двор московского государя так красив и держится в таком порядке, что едва ли найдется хоть один из всех христианских монархов, который превосходил бы в этом московского», - не скрывал восхищения англичанин Коллинс, созерцая царский кортеж.

Между тем, у меценатства были свои мотивы. Алексей желал превзойти все монаршие дворы мира, прежде всего, французский. Путешественники того времени отмечали заочное соревнование между Алексеем Михайловичем и Людовиком XIV: оба истово заботились о ритуале и блеске своих дворов, выездов и охоты. Их даже называли: «царь-солнце» и «король-солнце».

Новый закон

Под стать мягкому самодержцу был создан новый закон, сочетавший сильную центральную царскую власть с выборным народным самоуправлением на местах - Соборное Уложение Царя Алексея. В права подданных входила возможность выбирать земских и общинных старост, земского пристава, приказчиков, целовальников, сотских, а пресловутая «презумпция невиновности» уберегала от произвола высших чинов. Ключевский писал следующее о новом законодательстве, опередившем Европу: «Оба источника правительственных полномочий - общественный выбор и правительственный призыв - тогда не противополагались друг другу, а служили вспомогательными средствами друг для друга». «Самоуправления равного московскому, не знала тогда ни одна страна мира», - сообщал другой историк Солоневич. А вот для крестьян Соборное уложение стало судьбоносным. Отныне запрещался переход от одного помещика к другому в Юрьев день и объявлялся бессрочный поиск беглых. В России закрепилось крепостное право.

Сын первого царя династии Романовых Михаила Федоровича от брака с Евдокией Стрешневой, родился 29 (19, по другим источникам 10 по старому стилю) марта 1629 года.

Воспитывался под надзором "дядьки" боярина Бориса Морозова. В 11 12 лет у царевича была собственная детская библиотека, среди ее книг — лексикон (своего рода энциклопедический словарь), грамматика, космография. Алексей отличался православным благочестием: строго соблюдал посты и посещал церковные службы.

Свое правление Алексей Михайлович начал в 14 лет , после избрания Земским собором.

В 1645 году, в 16 лет, потеряв вначале отца, а вскоре и мать, Алексей Михайлович вступил на престол.

По своему характеру Алексей Михайлович был спокойным, рассудительным, добрым и уступчивым. В истории за ним сохранилось прозвище "Тишайший".

Первые годы правления Алексея Михайловича были ознаменованы созывом Боярской думы. Финансовая политика правительства Алексея Михайловича была ориентирована на увеличение налогов и пополнение за их счет казны. Установление в 1645 году высокой пошлины на соль привело к народным волнениям — соляному бунту в Москве в 1648 году. Восставший народ требовал "выдачи" боярина Бориса Морозова. Своего "дядьку" и родственника (Морозов был женат на сестре царицы) Алексею Михайловичу удалось спасти, отправив в Кириллов монастырь. Пошлина на соль была отменена. Во главе правительства был поставлен боярин Никита Одоевский, распорядившийся увеличить жалованье войску (стрельцам), которые подавили восстание.

Под руководством князей Одоевского, Федора Волконского и Семена Прозоровского Алексей Михайлович подписал в начале 1649 года текст Соборного уложения — новых основ законодательства России. Документ утверждал принцип централизованного государства с авторитарной властью царя.

Закрепленная Соборным уложением отмена "урочных лет" для сыска беглых крестьян укрепила позиции дворян. Существенно изменилось и положение посадских низов: все городские слободы были отныне "поверстаны в тягло", то есть должны были нести полное налоговое бремя.

Ответом на эти изменения в системе налогообложения были восстания 1650 году в Пскове и Новгороде. Их подавлением руководил новгородский митрополит Никон, ранее заслуживший доверие царя. Еще в 1646 году, будучи игуменом Кожеезерского монастыря, приехав за сбором милостыни в Москву, он поразил Алексея Михайловича духовностью и обширными познаниями. Молодой царь назначил его сначала архимандритом Ново Спасского монастыря в Москве, где была родовая усыпальница Романовых, а затем новгородским митрополитом. В 1652 году Никон был посвящен в патриархи. В 1650 х 1660 х годах проводилась церковная реформа, которую на первых порах возглавлял патриарх Никон, приведшая к расколу Русской православной церкви и отлучению старообрядцев. В 1658 году в результате конфликта с царем Никон оставил патриаршество. В 1666 году по инициативе Алексея Михайловича был созван церковный Собор, на котором Никон был низложен и отправлен в ссылку .

По распоряжению Алексея Михайловича было проведено государственное реформирование — учреждены новые центральные приказы (органы центрального управления): Тайных дел (1648), Монастырский (1648), Малороссийский (1649), Рейтарский (1651), Счетный (1657), Литовский (1656) и Хлебный (1663). При Алексее Михайловиче началось первое в XVII веке реформирование русской армии — введение наемных "полков нового строя".

Особое внимание Алексей Михайлович уделял внешней политике государства. Крупным достижением русской дипломатии во времена его правления было воссоединение Украины с Россией. 8 января 1654 года Переяславская Рада утвердила .

В 1667 году победоносно закончилась 13 летняя война с Польшей, и России были возвращены Смоленск, Киев и вся левобережная Украина. При этом Алексей Михайлович лично участвовал во многих из военных походов, руководил дипломатическими переговорами, контролировал деятельность русских послов.

На востоке страны трудами русских первопроходцев Семена Дежнева и Василия Пояркова к России были присоединены земли Сибири . Были основаны города Нерчинск (1656), Иркутск (1659), Селенгинск (1666).Успешно велась при Алексее Михайловиче борьба за безопасность южных границ России с турками и татарами.

В экономической политике правительство Алексея Михайловича поощряло промышленную деятельность, покровительствовало отечественной торговле, защищая ее от конкуренции иностранных товаров. Этим целям служили Таможенный (1663) и Новоторговый (1667) уставы, содействовавшие росту и внешней торговли.

Просчеты в финансовой политике — выпуск медных денег, приравненных к серебряным, что обесценило рубль, — вызвали недовольство населения, переросшее в 1662 году в Медный бунт. Бунт был подавлен стрельцами, а медные деньги отменены. Вскоре после Медного бунта в Соловецком монастыре вспыхнуло восстание недовольных церковными реформами (1666). На юге России возникли народные волнения под предводительством донского казака Степана Разина (1670-1671).

До самой ее смерти царь был примерным семьянином, у них родились 13 детей, среди которых будущие цари Федор и Иван, а также царевна правительница Софья. После смерти Марии Милославской Алексей Михайлович в 1671 году женился на Наталье Нарышкиной, родственнице дворянина Артамона Матвеева, который стал оказывать большое влияние на монарха. Молодая жена родила царю троих детей и, в частности, будущего императора Петра I.

Алексей Михайлович скончался 8 февраля (29 января по старому стилю) 1676 года в возрасте 46 лет и был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. По завещательным документам 1674 года наследником престола был назначен его старший сын от брака с Марией Милославской Федор.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источнико в

«Ей, блажен Орле, блаженное царство,

блаженно всюду твое государство,

Наипаче град сей, в нем же царствуешь,

царь благочестив, и философствует.»

Симеон Полоцкий. «Похвала»

Введение.

400 лет назад Россия выбрала себе царя. 6 марта 1613 года Земским собором был избран на царствование Михаил Фёдорович Романов - первый представитель династии, правившей Россией более трёх столетий. Это событие положило конец ужасам Смутного времени. После смерти Михаила Фёдоровича престол занял его сын Алексей Михайлович , чьё правление отмечено расколами и бунтами , но в тоже время процветанием и расширением государства.

Цель работы : на основе первоисточников и трудов историков выявить, почему Алексея Михайловича называют Тишайшим.

Задачи :

1. Изучить и проанализировать интернет-ресурсы и литературу об Алексее Михайловиче

2. Сопоставить оценки современников и историков о личности царя

3. Провести анкетирование по данной теме

Гипотеза : если Алексея Михайловича называют Тишайшим, то связано ли это с его личностными качествами.

Почему Алексея Михайловича называют «Тишайшим»?

Точки зрения выдающихся историков об Алексее Романове

Историков всегда привлекала личность Алексея Михайловича, время царствования которого так богато событиями и явлениями, однако этот правитель все еще остается в тумане сомнительных характеристик.

В исследовании С.М. Соловьева «История с древнейших времен» почти три тома посвящено правлению царя, но личность самого правителя автор не считал судьбоносной для русской истории. Если говорить о том, как сам Соловьев оценивает Алексея Михайловича, то царь, с его точки зрения, отличался «добротою» и «мягкостью», как и его отец Михаил Федорович.

Более подробную характеристику царю дает В.О. Ключевский, общие суждения которого довольно загадочны: «Я готов в нем видеть лучшего человека Древней Руси, по крайней мере, не знаю другого древнерусского человека, который производил бы более приятное впечатление, - но только не на троне». Этот «лучший» человек, по мнению Ключевского, был пассивным и неустойчивым, малоспособным «что-либо отстаивать или проводить», «легко терял самообладание и давал излишний простор языку и рукам» .

Н.И. Костомаров создает еще менее ясный образ правителя. По его мнению, царь «был неспособен к управлению», однако «тешился своими громкими титулами и за них готов был проливать кровь». Вместе с тем, с точки зрения Костомарова, «чистота нравов его была безупречна».

К.Ф. Валишевский пишет, что «несмотря на свою мягкость и добродушие,… Алексей любил злые шутки» , кроме того наказывал «сурово и беспощадно за невинные провинности», однако, по мнению автора, на него «нельзя не обратить внимания как на одного из наиболее высоконравственных монархов всех времен и народов».

С точки зрения С.Ф. Платонова, Алексей Михайлович «был прекрасный и благородный, но слишком мягкий и нерешительный человек».

Образ царя Алексея Михайловича в историографии довольно противоречив. Кроме того, оценка личности Алексея Михайловича часто становится попыткой оправдать приписанное ему прозвище «тишайший». Эта характеристика довольно быстро стала чуть ли не единственной неоспоримой оценкой личных качеств правителя.

Современный историк Игорь Андреев употребляет в своем исследовании этот эпитет почти на каждой странице и по нескольку раз. «Несомненно, героическая трагедия, - не его жанр. Тишайший, он и есть Тишайший» - утверждает он на первых страницах монографии, посвященной царю. Этот эпитет оказался способным вытеснить даже имя царя и встать на его место . Известен исторический роман о царе В. Бахревского под названием: «Тишайший», роман Светлова В.Я. «При дворе Тишайшего императора».

На самом деле эпитет «тишайший» вовсе не был характеристикой личных качеств Алексея Михайловича. Слово «тишайший» было переводом лат. "serenissimus" ("обладатель тишины", "устроитель порядка и государственного благополучия") и являлось частью неофициального титула русских царей - Алексея Михайловича, а так же и его сыновей - Федора, Иоанна и Петра. 18 июня 1676 года Симеон Полоцкий поднёс ему свою поэму «Гусль Доброгласную», посвящённую "нововоцарившемуся, благочестивейшему, тишайшему, пресветлейшему Великому Государю".

Так каким же в действительности был сам Алексей Михайлович?

Об этом царе не написано в летописях. Соотечественники царя почти не оставили о нем оценочных суждений, описаний его образа жизни и характера, поведения в различных ситуациях. В России XVII века, возможно, было не принято обсуждать свого правителя в сочинениях и писать мемуары. Исключениями являются сочинения протопопа Аввакума и Григория Карповича-Котошихина, сначала подьячего посольского приказа, потом государственного изменника и перебежчика.

Иностранных свидетельств, которые рассказывают об Алексее Михайловиче известно сравнительно много: остались записки, дневники, донесения людей, побывавших в России, в том числе и в составе посольств, сохранились рассказы европейцев, приезжавших в «Московию» на почетных правах специалистов в различных областях. О царе писали его современники - Патрик Гордон, Бальтазар Койэт, Адольф Лизек, Августин Майерберг, Андрей Роде, Иоган де Родес.

Наиболее полно раскрывают образ царя Алексея Михайловича произведения европейских путешественников и ученых - Николаса Витсена, Самюэля Коллинса, Якова Рейтенфельса и сирийского священнослужителя Павла Алеппского. Преимущественно эти источники и используются в данной работе, поэтому о них будет рассказано подробнее.

Первым из них мы рассмотрим «Путешествие в Московию» Николааса Витсена. Он систематически вел дневник, делал заметки и зарисовки.

Вскоре после возвращения из поездки, он познакомился в Париже с французским ученым М. Тевено, которому рассказал о своем путешествии в Московию и обещал прислать копию своих записок, что и сделал в 1668 году. После смерти Витсена его записки считались утерянными, и только во второй половине XIX века, в 1886 году, стало известно, что копии дневника и заметок Николааса Витсена хранятся в Париже.

В составе посольства Витсен имел время для своих встреч и бесед. Его интересовало все: политика, экономика, культура и быт.

Так же довольно интересным источником являются записки о России Самюэля Коллинса. В Москве Коллинз провел девять лет до 1668 года. Книга была издана в 1671 году под названием: «Нынешнее состояние России, изложенное в письме к другу, живущему в Лондоне, одной значительной особой, в течение девяти лет находившейся при дворе московского царя». Записки Коллинса как исторический источник были довольно популярны в Европе, а потом и в России. Вместе с тем факты в сочинении порой неверны, а иногда противоречат друг другу. Интересующие нас сведения об Алексее Михайловиче скорее всего являются воспоминаниями самого Коллинса, девять лет служившего у царя врачом. Так или иначе популярная у современников книга отражала взгляды иностранцев на русского правителя.

Сочинение Якова Рейтенфельса, адресованное «Герцогу Тосканскому Козьме Третьему» является источником, который помогает раскрыть образ русского царя. “Сказания...” Рейтенфельса четко делятся на историческую часть и описание современности. Описания Рейтенфельсом того, что он мог увидеть в России, заслуживает внимания. Вместе с тем, как и в прочих европейских сочинениях, сложно определить, где именно автор пользуется чужим опытом, а где своим собственным. Сказание о Московии безусловно отражает мнения иностранцев о России и царе Алексее Михайловиче, в том числе и самого Рейтенфельса.

Самым обширным сочинением о России времени царствования Алексея Михайловича, является написанное Павлом Алеппским «Путешествие Антиохийского патриарха Макария». Имеющиеся в сочинении Павла Алеппского сведения об Алексее Михайловиче, безусловно, заслуживают особенного внимания, в том числе и потому что он был близок к царю, в силу и статуса, и вероисповедания. Сочинения образованных и деятельных иностранцев, путешествовавших по разным странам и лично знавших Алексея Михайловича, могут помочь лучше раскрыть образ русского царя. Каким видели Алексей Михайловича его современники? На что они обращали внимание? Какими видели они взаимоотношения царя со своим подданным и представителям других государств?

«Наружность Императора красива, - пишет английский врач Коллинс, - он <...> здоров сложением; волосы его светло-русые, он не бреет бороды, высок ростом и толст; его осанка величественна». Впрочем, утверждение о светло-русых волосах является преувеличением, поскольку далее в своем сочинении английский врач говорит о «светловатых» волосах царя. С. Коллинс так же замечает, «его вид суров».

Николаас Витсен тоже оставил в своих записях описание Алексея Михайловича: «У него красивая внешность, очень белое лицо, носит большую круглую бороду; волосы его черные или скорее каштановые, руки очень грубые, пухловатые и толстые».

Описание внешности царя встречается так же и у Рейтенфельса, который, однако, говорит не о высоком росте царя, как Коллинс, а о среднем, и не видит в отличие от последнего суровости царя. «Росту Алексей среднего, с несколько полным телом и лицом, бел и румян, цвет волос у него средний между черным и рыжим, глаза голубые, походка важная, и выражение лица таково, что в нем видна строгость и милость, вследствие чего он обыкновенно внушает всем надежду, а страха - никому и нисколько».

Иностранцы, приезжавшие в Россию, обращали внимание на обстановку, которая окружала царя, на его одежду, на особенности церемониала.

«Царь сидел почти в углу зала, - вспоминает Витсен, - на небольшом троне, к которому ведут три посеребренные четырехугольные ступеньки. Около трона посеребренные столбы с балдахином, на котором три-четыре башенки, наподобие таких, как у нас на органах, но тоже посеребренные. За спиной царя висела хорошо нарисованная небольшая икона. На нем был, по их обычаю, кафтан, а сверху другой с рукавами, все жесткое от золота и драгоценных камней, и желтые кожаные сапожки. На всех пальцах, кроме большого и среднего, были великолепные кольца с бриллиантами, рубинами и другими камнями. Царь тоже не шевелился, как бы перед ним ни кланялись; он даже не поводил своими ясными очами и тем более не отвечал на приветствия» .

Павел Алеппский рассказывает о встрече царя после военного похода. Он подробно описывает шествие войск и далее появление царя: «...Вот вступили (в Кремль) государственные сановники; затем показались царские заводные лошади, числом 24, на поводу, с седлами, украшенными золотом и драгоценными каменьями, царские сани, обитые алым сукном, с покрывалами, расшитыми золотом, а также кареты с стеклянными дверцами, украшенные серебром и золотом. Появились толпами стрельцы с метлами, выметавшие снег перед царем. Тогда вступил (в Кремль) благополучный царь, одетый в царское одеяние из алого бархата. Он шел пешком, с непокрытою головой; рядом патриарх, беседуя с ним».

Коллинс говорит о том, что царь «никогда не является иначе, как в блеске, а на празднествах с удивительным великолепием драгоценных каменьев и прислуги». Это утверждение не совсем верно.

В страстную пятницу, 3 апреля 1664 года царь одет подчеркнуто скромно и просто: «Когда все эти были уже в церкви, - вспоминает Витсен, - туда последовал царь со своими приближенными, очень плохо одетый, в старом шерстяном кафтане темно-коричневого цвета, сшитом как у священника: книзу заужено, сзади висит кусок ткани; на груди отвороты из простого меха. Он шел с обнаженной головой, волосы не причесаны и повязаны красной лентой, как у нас иногда носят сапожники. Его поддерживали под руки; он держал в руке посох, шагал медленно. Подойдя к двери, он, стоя, два раза перекрестился перед иконой Божьей Матери, находящейся над дверью».

Иностранцы, побывавшие в России, оставили свои впечатления о личных качествах Алексея Михайловича. Саммюэль Коллинс замечал, что царь «обыкновенно добр, благодетелен, целомудрен, очень привязан к сестрам и детям, одарен обширной памятью, точен в исполнении церковных обрядов, большой покровитель веры».

А вот как отзывается о царе Рейтенфельс: «Нрава же он самого выдержанного и, поистине, приличествующего столь великому государю: всегда серьезен, великодушен, милостив, целомудрен, набожен и весьма сведущ в искусстве управления. Это - государь доблестнейший и справедливейший, равного имеют немногие христианские народы, все же по справедливости желают иметь».

А вот, что написал о царе секретарь посольства римского императора в России Адольф Лизек: «Нынешний царь одарен необыкновенными талантами, имеет прекрасные качества и украшен редкими добродетелями. Он покорил себе сердца всех своих подданных, которые столько же любят его, сколько и благоговеют перед ним».

«Что скажешь об этом человеке или, вернее, ангеле? <...> ...мы лицезрели сего святейшего царя, своим образом жизни и смирением превзошедшего подвижников...», - восторженно отзывается о царе архидиакон Павел Алеппский.

Эпитет «тишайший» не используется современниками, как характеристика царя. Мы нашли этот эпитет только у протопопа Аввакума, но не в качестве прозвища, а в составе неофициального титула, который он считает не соответствующим личным качествам Алексей Михайловича. Аввакум обличает: «И царя тово враг Божий омрачил, да к тому величает, льстя, на переносе: «благочестивейшаго, тишайшаго, самодержавнейшаго государя нашего- больше всех святых от века! - да помянет Господь Бог во царствии своем, всегда, и ныне, и присно, и во веки веков...

Личность царя.

Алексей Михайлович Тишайший, царь всероссийский, сын Михаила Федоровича от второго брака с Евдокией Лукьяновной Стрешневой, родился в 1629 году.

До пяти лет воспитывался по старинным московским обычаям, под надзором нянек. Затем воспитателем юного царевича был назначен боярин Б.И.Морозов, человек для своего времени эрудированный, который способствовал обучению будущего самодержца не только грамоте и почитанию дренерусских обычаев, но и заимствовал полезные новшества от более образованных иноземцев. Поэтому не случайно в библиотечке двенадцатилетнего Алексея имелись «Лексикон», «Грамматика» и «Космография», изданные в Литве. Особенности первоначального воспитания и обучения отложили отпечаток на всю жизнь: «Царь Алексей Михайлович принял в преобразовательном движении позу, соответствующую такому взгляду на дело: одной ногой он еще упирался в родную православную старину, а другую ногу уже занес, было, за ее черту, да так и остался в этом нерешительном переходном положении»

На четырнадцатом году его торжественно «объявили» как наследника народу, а на шестнадцатом он, лишившись отца и матери, вступил на московский престол.

Сам Алексей Михайлович «...всем интересовался, ...ко всему относился одинаково живо... Любовь к чтению и размышлению сделала его одним из образованнейших людей московского общества... Он любил писать и прозой и виршами; писал письма и соколиные уставы, даже мемуары о польской войне... В охоте находил удовольствие и чувство красоты... Наружность царя располагала в его пользу: это был человек достаточно высокого роста, здоровый и полный, с привлекательным лицом... Он усвоил себе важную осанку и поступь, и не самомнение выработало в нем такую манеру держать себя, а сознание важности и святости сана...».

По сочинениям современников Алексея Михайловича, прежде всего иностранцев, можно составить представление об отношении царя к людям - простым и знатным. «Они все рабы, кроме самого царя» , - пишет Николаас Витсен о подданных Алексея Михайловича. Саммюэль Коллинс утверждает, что царь «не ограничен во власти». Рейтенфельс отмечает возможности проявляния царем своей неограниченной власти: «Царь имеет не только полнейшее право издавать и отменять законы, заключать и нарушать союзы и мирные договоры, назначать и удалять чиновников, уменьшать и увеличивать налоги, но располагает вполне жизнью и смертью своих подданных и их имуществом, так что может, если захочет, отнять у них все состояние и жизнь, не объясняя причин сих действий».

Павел Алеппский приводит в своем сочинении истории, показывающие характер взаимоотношений царя со знатью. Однажды царь поехал «со своими вельможами» на богомолье. «...По дороге царя был мост; но царь оставил этот мост (в стороне), а съехал подле него в реку, которая очень глубока, переехал чрез нее и вышел на другой берег в совершенно промокшей одежде; затем крикнул своим вельможам: «кто не поедет за мной, тот лишается жизни». Так как они большею частью были тучны, то погрузились по шею и, как их лошади, приподнимали головы свои вверх. Царь смотрел на них и смеялся...Они стали укорять царя, как будто он действительно имел намерение их погубить, но он ответил им: ""моя цель - уменьшить этим ваши толстые животы, которые вы отрастили себе при моем отце, в покое и безопасности"».

В записках есть такие строки о царе: «теперь он особенно благочестив: стоит целыми ночами в церкви и бьет поклоны, ест в это время раз в 2-3 дня и то немного, посещает монастыри и подает заключенным подаяния. <...> Говорят, что он посещает и заключенных, многих отпускает, других одаривает и даже всем полякам [военнопленным] подарил новые кафтаны; еще говорят, что царь послал многим беднякам и монастырям пищу и питье».

Рейтенфельс пишет о царе: «Он занимается и благотворительностью и щедро оделяет нищих, коим не только почти ежедневно, собрав их толпу около себя, подает обильную милостыню, а накануне Рождества Христова посещает заключенных в темницах и раздает им деньги». Он также рассказывает: «За несколько часов до смерти он, говорят, по достопамятному великодушию своему простил всем своим должникам несколько тонн золота и приказал освободить из темниц 300 осужденных на смертную казнь за уголовные преступления и раздать из царской казны 6000 венгерских червонцев нищим в виде милостыни...»

Павел Алеппский посетил вместе с царем посетил больницу для монахов, построенную по указу самого Алексея Михайловича. Сирийский священнослужитель вспоминает: «Войдя, мы от сильного, отвратительного и зловонного запаха не могли оставаться в этом помещении, ни смотреть на больных, царь же попросил нашего учителя прочесть над ними молитвы, дабы они исцелились, а по прочтении молитвы благословить их. Всякий раз как наш владыка благословлял одного из них, царь, вслед за владыкой, подходил к нему и - о удивление! - целовал его в голову, уста и руки, и так до последнего. Мы были поражены изумлением при виде такой святости и смирения, тогда как нам хотелось убежать отсюда».Царь не только лично раздавал милостыню, освобождал невиновных, выкупал должников, при нем появляются больницы и богадельни. Можно сказать, что начинается борьба с нищенством и безработицей на государственном уровне.

«Знай, - говорит Павел Алеппский, - что мало есть таких бедняков, которые ходят по этому городу, прося милостыню, ибо царь распределил их между вельможами по известному числу, для получения ежедневного пропитания по спискам; и каждый боярин содержит свое число бедняков. Существует много домов для помещения их и ежедневная выдача от царя и царицы; равно получают ее и заключенные».Заключенные раньше питались только подаяниями, протягивая руку сквозь тюремное отверстие. Саммюэль Коллинс говорит о строительстве новых мануфактур, которые «будут доставлять работу всем бедным в Государстве». Вслед за этим, он утверждает, что царь кормит работников за «ничтожные издержки».

Алексей Михайлович являл собой образ христианского правителя: ведя благочестивый образ жизни, он старался быть милосердным и справедливым по отношению к своим подданным.

Патрик Гордон записал в своем дневнике в октябре 1663 года о личном осмотре царем дворянского ополчения: «Самому царю было угодно дать смотр всем дворянам и обратить особое внимание на их экипировку» .

Датский посланник Андрей Роде видел чертеж пушки «которую изобрел сам великий князь», то есть Алексей Михайлович.

В записках Саммюэля Коллинса написано о содержании регулярного стрелецкого войска: «У него есть очень значительные запасы хлеба и сушеного мяса, которые идут на содержание его стрельцов или янычар, получающих от него одежду и очень немного денег, потому что они занимаются всякою торговлею и пользуются важными преимуществами».

А каким был Алексей Михайлович в повседневной жизни?

Рейтенфельс замечает, что «большую часть дня он уделяет совещанию о государственных делах».

Шведский резидент Карл Поммеринг сообщал королеве Христине 4 октября 1648 года, о том, что царь «ежедневно работает сам со своими сотрудниками, чтобы устроить хорошие порядки, дабы народ насколько возможно, был удовлетворен».

Современники видели царя красивым, полноватым мужчиной, хорошо сложенным, темноволосым, голубоглазым, с бородой, величественной осанкой, светлым лицом, выражение которого у одних вызывало опасение, у других надежду, а у третьих восторг, что, конечно, более отражало субъективное отношение к правителю. Вид и окружение царя при торжественных выходах подчеркивали его особый статус, создавали не только необходимый комфорт и роскошь, но и определяли дистанцию между царем и его подданными. Однако в отдельных случаях царь мог выглядеть подчеркнуто скромно и просто.

Современники видели русского царя набожным, милосердным, великодушным, щедрым, добрым, талантливым, мудрым и справедливым правителем.

Алексей Михайлович был женат дважды: на М.И. Милославской, от которой имел 5 сыновей и 8 дочерей (в том числе царевну Софью); на Н.К. Нарышкиной, которая в течение пятилетнего брака родила сына Петра и 2 дочерей.

Всего тридцать один год правил царь Алексей Михайлович. Но именно ему так часто приписывают ответственность за все бурные события семнадцатого столетия, начавшегося смутным временем, и закончившегося стрелецкими бунтами. Почему век «бунташный», а царь «тишайший»? На этот вопрос, столь распространенный в историографии, невозможно дать ответ. Потому что ни царя с прозвищем «тишайший», ни века, который длился всего тридцать лет, в русской истории никогда не существовало. Но историки постепенно сконструировали образ правителя, целый «век» игнорирующего нужды несчастного бунтующего народа.

Россия в период правления Алексея Михайловича.

В правление царя Алексея произошло немало важных событий. Были приняты меры по экономическому развитию России, укреплению ее государственности. Расширились территориальные пределы (воссоединение Левобережной Украины и Киева, присоединение Сибири). Ряд крупных восстаний доставил немало хлопот правительству.

Будучи по натуре добродушным, мягким и привязчивым к людям, в первые годы царствования Алексей Михайлович попал под влияние своего воспитателя Б. Морозова, злоупотребления властью которого способствовали всколыхнувшему 25 мая 1648 г. Москву «соляному» бунту (под воздействием Б. Морозова 7 февраля 1646 г. царским указом и боярским при-говором была установлена прибавочная пошлина на соль, превосходившая рыночную цену в полтора раза). Устрашенный мятежом и под воздействием жалоб на неправосудие, Алексей Михайлович поручает специальной комиссии собрать статьи из апостольских правил и законов греческих царей, а также указы прежних русских государей и боярские приговоры, которые были утверждены специально созванным для этой цели Земским собором и обнародованы как Уложение 29 января 1649 г. (Соборное Уложение 1649 г. окончательно оформило систему крепостного права в России, так как десятилетний срок розыска беглых крестьян заменялся бессрочным).

Алексей Михайлович был глубоко религиозным человеком, неукоснительно соблюдал церковные обычаи. После Б. Морозова огромное влияние на него приобрел Никон, возведенный на патриаршество 25 июля 1652 г., который, постоянно вмешиваясь во внутренние и внешние дела государства, пытался установить «священство выше царства», что в конечном счете вызвало разрыв царя с патриархом. С тех пор начинается деление православной церкви на господствующую (никонианскую) и старообрядческую. На почве раскола произошел знаменитый Соловецкий бунт (1668-1676), на подавление которого Алексей Михайлович вынужден был направить войско.

В то же время на юге усиливаются антикрепостнические настроения: огромная масса беглых крестьян и холопов, скопившаяся в низовьях Волги и Дона, объединилась под предводительством удалого донского казака С. Разина. Начав с грабежей персидских и купеческих судов на Каспийском море, он затем перенес свои действия на Волгу, овладел Астраханью, Саратовом, Самарой. Под воздействием разинских «прелестных писем» восстала значительная часть населения Поволжья. Напуганное размахом народного движения, правительство Алексея Михайловича 1 августа 1670 г. объявило мобилизацию дворянства, и уже в октябре царским воеводам удалось разбить войска С. Разина под стенами Симбирска, что привело к подавлению восстания на Волге и Дону. Сам Разин был по приказу царя «казнен злою казнью» (четвертован) 6 июня 1671 г.

Несмотря на неблагоприятные внутренние события, Алексей Михайлович вел активную внешнюю политику. Продолжалось освоение Сибири, где были основаны новые города: Нерчинск, Иркутск, Селенгинск. Наиболее крупным успехом было принятие подданства Украины (1654) и возвращение в результате войны с Польшей части исконно русских земель согласно заключенному Андрусовскому договору - Смоленска, Чернигова и Стародуба. Иностранцы по-разному относились к внешней политике Алексея Михайловича, но в целом они видели его воинственным правителем, решительным и бесстрашным. В мирной жизни Алексей Михайлович представляется энергичным и деятельным, любопытным и открытым ко всему новому. Алексей Михайлович, по мнению иностранцев отличался от своего отца, да и вообще от своих предшественников. Саммюэль Коллинс замечает: «Отец его любил англичан был человек миролюбивый. Но ныне царствующий Император имеет дух воинственный и завел с Крымцами, Поляками и Шведами войну, успех которой покажет время».

Яков Рейтенфельс, видит внешнюю политику царя не только оправданной, но и мудрой. Он считет, что царь «в совершенстве знает выгоды и планы чужеземцев». Алексей Михайлович, по его мнению, в военном деле «сведущ и неустрашим, однако предпочитает милостиво пользоваться победами, нежели учить врагов миру жестокими мерами».

Самюэль Коллинс пишет о стремлении царя контролировать все действия большой армии. «У него также шпионы во всех войсках, чтобы следить их движения и подробно доносить об их действиях. Эти шпионы набираются из бедных дворян, которые зависят от милости Императорской, рассыпаются по войску, отправляются с посланниками и присутствуют при всех публичных действиях».

В экономической области правительство Алексея Михайловича поощряло промышленное производство и торговлю. В интересах русского купечества были приняты Таможенный (1653) и Новоторговый (1667) уставы.

При Алексее Михайловиче получают распространение элементы западной культуры. В период войн 1654-1667 гг. царь лично бывал в Витебске, Могилеве, Гродно и других ранее принадлежавших Польше городах, где познакомился с новым образом жизни. По возвращении в Москву в его дворцах появляются кожаные обои, мебель, сделанная по образцу польской и немецкой. Для обучения царских детей были приглашены опытные учителя, в частности, знаменитый западнорусский писатель Симеон Полоцкий. Советник царя Ф.М. Ртищев собрал в Андреевском монастыре около 30 украинских и греческих ученых монахов для перевода иностранных книг и для обучения желающих древним языкам, философии, риторике.

Заключение

Царь удивлял современников строгим соблюдением церковных обрядов, воздержанным образом жизни и знанием священного писания. От своего окружения он требовал достойного поведения, не стесняясь вмешиваться в их личную жизнь. Власть царя над своими подданными была почти неограниченной. Царь стремился быть справедливым ко всем: к знатным и простым, к богатым и бедным. Алексей Михайлович лично ходил по тюрьмам, освобождал несправедливо осужденных и выкупал должников. Милосердие царя по отношению к обездоленным дает старт благотворительности на государственном уровне. Гнев царя вызывало жестокое обращение именитых иностранцев со своими слугами, как поведение недопустимое в русском государстве по отношению к кому-либо.

Рассмотрев в общих чертах сведения современников об Алексее Михайловиче, прежде всего иностранцев, вряд ли можно составить исчерпывающий образ правителя. И все же их сочинения дают возможность познакомиться с незаурядной личностью русского царя, увидеть его, как реального человека с его интересами и увлечениями, с определенным мировоззрением, образом жизни, отношением к себе и к людям.

В ходе работы нами было проведено анкетирование учащихся нашей школы по теме исследования. Школьникам предлагалось ответить на вопросы:

1. В каком веке правил царь Алексей Михайлович?

2. Почему его прозвали Тишайшим?

На первый вопрос правильно ответили более половины опрашиваемых школьников. Второй вопрос вызвал у большинства затруднения, но тем не менее школьники назвали главную причину: «мягкий и тихий нрав», часть анкетируемых назвала неверный ответ: «В период правления Алексея Михайловича Россия не вела войн». Таким образом, анкетирование показало, что данная тема требует более полного изучения.

Проведя исследование по теме мы пришли к выводу о том, что Алексея Михайловича называют “Тишайшим” (устроителем порядка, тишины), потому что, время царя Алексея Михайловича было расцветом Московского государства. В русской истории Алексей Михайлович остался с прозванием Тишайший. Хотя это слово совсем не подходит к его царствованию, оно тем не менее отражает личность государя . Таким образом гипотеза подтвердилась.

Список используемой литературы:

  1. История России с древнейших времен до конца XVII века/ А.П.Новосельцев, А.Н.Сахаров, В.И. Буганов, К.Ф. Валишевский 1990
  2. Школьная энциклопедия «Руссика» История России. 18-19 вв.
  3. Рыжков К.В 100 великих россиян – М. : Вече, 2008.- с.177-178
  4. Ключевский В.О О русской истории (Сост.авт. Предисл. и примеч. В.В Артёмов)
  5. К. Валишевский Первые Романовы, Москва, «Советский писатель», 1990
  6. Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1991.
  7. Энциклопедия «Аванта +» Великие люди мира.
  8. Я познаю мир «История». Автор составитель Н.В. Чудакова. Издательство «АСТ» Москва, 2001.Ф.Платонов, В.О.Ключевский

    Итоги анкетирования

    Озерский В.В. Правители России. От Рюрика до Путина. История в портретах. Ростов н\Д: Феникс, 2004.

    Озерский В.В. Правители России. От Рюрика до Путина. История в портретах. Ростов н\Д: Феникс, 2004.

Царь Алексей Михайлович остался в истории с прозвищем «тишайший». Что же оно означает?

Казалось бы, ответ лежит на поверхности. Обыкновенно считается, что второго Романовапрозвали так за его мягкую доброту. Действительно, царь был добродушный человек. Однако он вовсе не был «тишайшим» в этом смысле слова - ни по своей натуре, ни по делам.Рассмотрим вначале его характер.

Если второй Романов и обнаруживал некую «тихость», то лишь в первые годы своего правления, когда был юн. Но его природная вспыльчивость очень быстро дала себя знать. Царь легко терял самообладание и давал волю языку и рукам. Так, однажды, поссорившись с патриархом Никоном, он прилюдно обругал его мужиком и сукиным сыном. Вообще Алексей Михайлович умел браниться весьма изобретательно и изощренно, не то что нынешние сквернословы со своим убогим лексиконом средней школы. Вот, например, какое письмо царь отправил казначею Саввино-Сторожевского монастыря отцу Никите, который, выпивши, подрался с размещенными на постой стрельцами: «От царя и великого князя Алексея Михайловича всея Руси врагу Божию и богоненавистцу и христопродАвцу и разорителю чудотворцева дома и единомысленнику сатанину, врагу проклятому, ненадобному шпыню и злому пронырливому злодею казначею Миките».

Таков был царь на язык. Скажем теперь насчет рук. Раз в думе обсуждался вопрос о войне с Польшей, и царев тесть боярин Милославский, никогда не бывавший в походах, неожиданно заявил, что если государь назначит его воеводой, то он приведет ему пленником самого короля польского. Это наглое хвастовство так возмутило царя, что он дал старику пощечину, надрал ему бороду и пинками вытолкал из палаты. И это тишайший царь? Вряд ли.
Протопоп Аввакум обличает: "...И царя тово враг божий омрачил, да к тому величает, льстя, на переносе: «благочестивейшаго, тишайшаго, самодержавнейшаго государя нашего, такова-сякова, великаго, - больше всех святых от века! - да помянет господь бог во царствии своем, всегда, и ныне, и присно, и во веки веков».

Но царь-то оказался другим, не тишайшим вовсе: "А царь-ет, петь, в те поры чается и мнится бутто и впрямь таков, святее его нет! А где пуще гордости той!" и т.д.

Что касается дел, то в царствование Алексея Михайловича меньше всего было тишины и покоя. Царь требовал от своих подручных служить без устали. Вспоминая «работы свои непрестанные», боярин Артамон Матвеев замечал, что «прежде сего никогда не бывало». А по отзыву протопопа Аввакума, царь «накудесил много в жизни сей, яко козел скоча по холмам и ветер гоняя». Да и когда было Алексею Михайловичу отдыхать, если в его правление бунт следовал за бунтом, война за войной. Сами современники называли XVII век - «бунташным веком».

Но как раз это последнее обстоятельство и дает ключ к правильному пониманию прозвища «Тишайший». Его истоки лежат в старинной формуле «тишина и покой», которая символизировала благоустроенное и благоденствующее государство. Моление о "мире и тишине", о "покое и тишине, и благоденствии" со времён Бориса Годунова в "чашу государеву" (особый словесно-музыкальный жанр). Самозванцы и мятежники по тогдашней терминологии - "развратники тишины".

Алексей Михайлович именно «утишил» Россию, раздираемую бунтами и расколами. В одном документе того времени так и сказано, что по смерти Михаила Федоровича Мономахову шапку надел «благородный сын его, благочестивейший, тишайший, самодержавнейший великий государь, царь и великий князь Алексей Михайлович. Тогда под его высокодержавною рукой во всем царстве благочестие крепко соблюдашеся, и все православное христианство безмятежно тишиной светилось».

Вот какой смысл вкладывали наши предки в эпитет «тишайший» - это был официальный государев титул, имевший отношение к сану, а не к характеру царя. Он имеется и в надписании траурного "гласа последнего ко Господу Богу святопочившего о Господе благочестивейшего, тишайшего, пресветлейшего Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича".

И таким «тишайшим» государем, кстати, официально был не один Алексей Михайлович, но и его сыновья, преемники на троне: вначале Федор Алексеевич, затем братья Иван и Петр, а потом в течение 30 лет один Петр, которого уж никак заподозришь в «тихом» поведении и излишней мягкости.
18 июня 1676 года, в день венчания на царство Фёдора Алексеевича, Симеон Полоцкий поднёс ему "Гусль доброгласную" - книжку, посвящённую "нововоцарившемуся благочестивейшему, тишайшему, пресветлейшему Великому Государю".

В 1701 году профессор Славяно-греко-латинской академии чудовский монах Иов, составивший "Букварь, рекше Сократ учения христианского", в предисловии указал, что трудился во славу "яснейшетишайшего и державнешего... Петра Алексеевича". Просто "тишайшим" Петр назван в надписании "Риторической руки" Стефана Яворского - точнее, в русском ее переводе, принадлежащем Феофану Прокоповичу. Он же в "Лексиконе треязычном" перевёл "тишайший" как serenissimus, каковой эпитет употреблялся в титуле римских императоров. А это уже окончательно развенчивает миф о том, что Алексей Михайлович заслужил у современников прозвище "тишайший" благодаря своей кротости и смирению.

Использованная литература:
Ключевский В.О . Алексей Михайлович (в курсе "Лекции по русской истории").
Панченко А. О русской истории и культуре. СПб., 2000. С. 17-21.