Воцарение василия шуйского. После свержения василия шуйского власть перешла

Царь Василий Шуйский, правление которого пришлось на самые тяжелые страницы русской истории, был родом из знаменитой боярской семьи, происходившей от Рюриковичей. Эта династия пресеклась со смертью Шуйский стал выборным царем во время войны с поляками, что послужило причиной его быстрого падения.

Боярское происхождение

Отцом Василия, родившегося в 1552 году, был князь Иван Андреевич Шуйский. Он погиб во время Ливонской войны (в сражении против шведов) около замка Лоде. Василий также участвовал в многочисленных военных кампаниях Грозного в Прибалтике, чем снискал себе милость. Он был царским свидетелем на свадьбе Ивана IV с одной из последних жен.

В последние годы жизни Грозного Шуйский стал одним из самых влиятельных бояр страны. Он входил в Думу и сохранил свое высокое положение при сыне Ивана Федоре. В эти же годы он овладел искусством политической интриги, так как в Москве началась борьба нескольких боярских кланов за влияние на нового государя.

Дело Лжедмитрия

В 1591 году Василий Шуйский, правление которого еще было только впереди, расследовал загадочную смерть Дмитрия Иоанновича. Маленький царевич жил в Угличе и должен был стать наследником бездетного старшего брата Федора. Однако он умер при странных обстоятельствах. Борис Годунов назначил Шуйского главой специальной комиссии. Василий пришел к выводу, что Дмитрий умер из-за несчастного случая. До сих пор исследователи спорят о том, виноват ли был Борис Годунов в случившемся. В таком случае он мог заставить Шуйского сфальсифицировать дело.

Когда сам Борис стал царем, на западных границах России появились слухи о спасении царевича Дмитрия. Эта легенда была придумана беглым монахом Григорием Отрепьевым. Самозванца поддержал который дал ему денег на собственное войско. Лжедмитрий вторгся в страну, а Шуйский был отправлен в качестве воеводы одного из полков ему навстречу.

Вместе с Федором Мстиславским он руководил 20-тысячным войском в битве при Добрыничах 21 января 1605 года. В этом сражении Лжедмитрий потерпел поражение и бежал обратно в Польшу. Однако Шуйский не стал его преследовать. Возможно, он сделал это специально, не желая, чтобы Годунов (его соперник) так легко отделался от неприятностей. Совсем скоро, в этом же году, Борис внезапно скончался.

Власть перешла к его юному сыну Федору. Шуйский возглавил тайный заговор против молодого царя, однако об этом стало известно, и Василий был выслан из Москвы вместе со своими братьями. Тем временем Лжедмитрий пришел в себя после поражения при Добрыничах и с новым войском пришел в Москву. Народ был недоволен Годуновыми, и Федор был предан и убит. Началось правление самозванца.

Во главе восстания против Лжедмитрия

Лжедмитрий нуждался в преданных боярах. Так как сторонники Годуновых оказались в опале, новый царь в конце 1605 года вернул из ссылки их соперников, в том числе и Шуйских. Василий не терял время даром. Он встал во главе народного бунта против самозванца.

При своем появлении в Москве Лжедмитрий пользовался безумной популярностью у простых жителей столицы. Однако он допустил множество фатальных ошибок. Главная заключалась в том, что он окружил себя верными поляками и даже хотел перейти в католичество. Кроме того, его враги продолжали распространять по Москве слухи о том, что настоящий царевич Дмитрий скончался много лет назад в Угличе.

Восстание произошло 17 мая 1606 года. Лжедмитрия убили. Он попытался бежать из дворца, выпрыгнул в окно, сломал ногу и в таком беспомощном состоянии был зарублен.

Встал вопрос о преемнике. Так как род Рюриковичей пресекся, а последний Годунов был убит, бояре начали выбирать нового государя из других влиятельных семей. Шуйский пользовался популярностью, у него было много сторонников. Кроме того, его далеким предком был владимирский князь из рода Рюриковичей. Наконец, 19 мая царем был выбран именно Василий Шуйский. Правление государя началось когда состоялась его коронация.

Восстание Болотникова

Однако триумф бывшего боярина был недолгим. На годы правления Василия Шуйского пришлись войны с многочисленными внутренними и внешними неприятелями. Когда Лжедмитрий появился в западных областях Русского царства, местное население перестало подчиняться центральной власти. За несколько лет до этого страна пережила страшный голод. На этом фоне вспыхивали крестьянские бунты. Самым знаменитым из них является восстание Ивана Болотникова.

Еще одной важной причиной подобного выступления стало формирование и закрепление крепостного права в России в конце XVI века. Еще во времена Бориса Годунова недовольные крестьяне брались за оружие под командованием атамана Хлопка. Кроме того, в 1606 году на крестьян из провинции подействовала новость о событиях в Москве. Многие не верили, что царя Дмитрия убили. Недовольные считали, что и на этот раз законный правитель спасся. Таким образом, восставшие хотели свергнуть выборного боярского царя.

Центр взбунтовавшихся оказался в приграничном Путивле. Василий Шуйский, правление которого только началось, сначала не обратил внимания на недовольство крестьян. А когда они выдвинулись прямиком на Москву, под их знаменами находилось уже около 30 тысяч человек. Восставшие разбили царские дружины. Осенью 1606 года крестьяне под предводительством Болотникова осадили Коломну. Взять ее не удалось, и вместе этого войско пошло в Москву.

Победа над крестьянами

Осада столицы продолжалась два месяца. Это был критический момент восстания. Часть войска Болотникова состояла из отрядов, собранных боярами. Они перешли на сторону царя, чем ослабили осаждавших. Болотников отступил к Калуге, где оказался блокирован на несколько месяцев.

Весной 1607 года он отступил к Туле. В июне царские войска осадили город. Сам Василий Шуйский руководил армией. Последним оплотом восставших стал тульский кремль, который был захвачен 10 октября. Болотникова сослали на Север, где он был ослеплен и утоплен в проруби.

Появление нового самозванца

Еще во время тульской осады царю донесли о том, что в Стародубе объявился новый самозванец. В историографии он известен как Лжедмитрий II. Время правления Василия Шуйского не знало ни одного мирного дня.

Самозванцу удалось захватить множество городов в центральной России. Из-за того, что царские войска потеряли контроль над большей частью страны, впервые за долгие годы вторглись за Оку.

Иностранная интервенция

Не сидели сложа руки и другие враги Шуйского. Главным неприятелем стал польский король Сигизмунд. Он осадил Смоленск. Литовские войска больше года стояли под стенами знаменитой Троице-Сергиевой лавры. Интервенция иностранцев стала причиной возникновения национального освободительного движения. В провинции формировались стихийные отряды. Они действовали изолированно от царских войск.

Правление царя Василия Шуйского было неспокойным. Он пытался заручиться поддержкой за рубежом. Государь отправил посольство шведскому королю Карлу, который согласился дать ему войско и наемников в обмен на небольшие территориальные уступки. Договор с ним был подписан в Выборге.

Объединенное русско-шведское войско под руководством Михаила Скопина-Шуйского и Якоба Делагарди выбило поляков из нескольких северных городов. Однако этот союз был недолгим. Время правления Василия Шуйского было несчастливым. Шведы под предлогом того что русские не выполняют условий договора, оккупировал Новгород.

Тем временем в армии росла популярность Михаила Скопина-Шуйского. Он выступил к Москве, чтобы освободить центральные русские города от поляков и литовцев. Произошло несколько битв, которые интервенты проиграли (под Торжком и Торопцом).

Победы Скопина-Шуйского

Поляки и литовцы поддержали Лжедмитрия II, с которым они объединились. Правление Василия Шуйского, кратко говоря, продолжалось только в столице. Объединенные войска интервентов и самозванца были разбиты под Калязином 28 августа 1609 года. Русской армией в сражении руководил Михаил Скопин-Шуйский - племянник царя. Ему удалось разблокировать осажденную Москву.

Герой-освободитель был принят в столице со всеми почестями. Михаила пригласили на пир, где он почувствовал себя плохо после того, как отхлебнул из кубка. Через две недели национальный герой скончался. В народе поползли слухи о том, что за отравлением стоит Василий Шуйский. Эти разговоры не прибавили царю популярности.

Тем временем в Россию вторгся сам польский король Сигизмунд. Он разбил брата царя под Клушином, после чего в Москве началось восстание. Бояре свергли Василия и заставили его отправиться в монастырь. Новые правители столицы присягнули сыну польского короля Владиславу. Правление Василия Шуйского завершилось бесславным переворотом.

Смерть и итоги правления

Когда интервенты вошли в Москву, Шуйский был выдан захватчикам. Бывшего царя перевезли в Польшу, где он оказался в заключении в замке Гостынина. Это произошло 12 сентября когда в России в разгаре была освободительная война против интервентов. Скоро вся страна была очищена от иностранных захватчиков, а царем стал Михаил Романов.

Итоги правления Василия Шуйского неутешительны. При нем страна окончательно погрузилась в хаос и была разделена между интервентами.

Имя Василия Шуйского как-то осталось в памяти, а вот что он был царем знают и помнят далеко не все. Шло Смутное время. Родом Василий Шуйский из Рюриковичей .

Василий Шуйский родился в 1552 году, точная дата рождения — неизвестна. Родом он из суздальских князей Шуйских, которые в свою очереь происходили от Александра Невского. Сын князя Ивана Андреевича Шуйского. В 1584 стал боярином. В 1587 встал во главе оппозиции Борису Годунову. В итоге попал в опалу и аже был сослан в Галич, но сумел вернуть себе расположение царя и был прощен.

В мае 1591 именно он возглавлял разбирательство о причине смерти находившегося в Угличе царевича Дмитрия Ивановича. Следственная комиссия, которой руководил Шуйский, объявила, что царевич Дмитрий лишился жизни в результате болезни, по другим сведениям, смерть его была случайной, а в народе роптали, что это Борис Годунов все подстроил.

Василий Иванович видимо желал власти, но по началу сил не хватало — нужно было убрать с пути Годуновых. После смерти Бориса Годунова при прямом пособничестве в том числе и Шуйского на трон встает Лжедмитрий I.

Лжедмитрий I царствовал не долго и был убит в ходе следующего заговора, организованного именно Василием Шуйским.

Восхождение на престол

Лжедмитрий I правда Шуйского чуть было не казнил — узнал, что тот заговор затевает. Но и тут Шуйский выкрутился, Лжедмитрий его простил (на свое горе). В итоге 17 мая 1606 Лжедмитрий был убит.

На русский престол кроме князя Василия Шуйского стал претеновать боярин Василий Голицын (?-1619). За Шуйского стояла малочисленная, но сильная партия московских бояр, они и «выкрикнули» Шуйского царем 19 мая 1606, в результате чего он был избран на русский престол.

Шуйский постарался внести сразу что-то необычное — впервые в истории России присягнул подданным. Случилось это во время коронования.

Правление Василия Шуйского

В самом начале его правления усилились противостояния между столичным дворянством и боярами (восстание во главе с Болотниковым).
Болотникова сильно потрепали в бою у подмосковной деревни Котлы в декабре 1606. В октябре 1607 после отступления Болотникова восстание было окончательно разгромлено. Шуйский почувствовал себя увереннее, но не надолго.

В августе 1607 года в России появился человек, который назвал себя в очередной раз спасшимся царевичем Дмитрием. Так появился Лжедмитрий II, который пошел войной на Москву.

Лжедмитрий 2 осадил Москву весной 1608 года и обосновался со своей ставкой в Тушино.

Царь Василий Шуйский против Лжедмитрия II

Фактически Царство российское раскололось на две части. В Тушино, в лагере Лжедмитрия собралось примерно 100 тысяч человек. Но по сути дела это была бандитская слобода. Армия царя Дмитрия жестоко грабила население, причем не только вокруг Москвы, а шли, например, в Вологду, Ярославль и другие города. От Лжедмитрия II по всей стране пошли банды. Причем не только банды поляков и интервентов, как оно записано во многих учебниках, но и казаки и русские люди грабили и убивали своих же.

Шуйский ничего не мог с этим сделал. Власти и войска у него не было. И тогда города начали сами заботиться о себе. Они начали создавать свои Земские ополчения. Особенно сильные эти ополчения были на севере и северо-востоке страны.

Начался подъем Земского движения. Оно представляло опасность самодержавию Шуйского и он стал искать путь выхода из такой ситуации. Делить власть с земскими он не желал. И тогда Шуйский принял решение обратиться к шведскому королю Карлу 9.

Шведы царю в помочь

В феврале 1609 года в городе Выборг был подписан договор. Швеция направляла русскому царю отряд в 5000 воинов, но не шведов. В основном это были французы, немцы и шотландцы — главная ударная сила всех наемников в Европе в 17 веке. Шведами в этот контингенте был только командующий.

За эту помощь Шуйский помимо выплаты жалованья армии, обязывался уступал шведам часть территории, и, самое главное, разрешал хождение по России шведской монеты. Это были очень серьезные уступки. Нужно понимать, что правдление Василия Шуйского как царя было весьма ограниченным. Причем настолько, что пошел фактически на предательство России.

Весной 1609 года из Новгорода двинулось объединённое европейско-русское войско против Лжедмитрия II. Русским войском командовал талантливый полководец, 24-летний Михаил Васильевич Скопин-Шуйский. Это был племянник царя, очень хорошо показавших себя в боях с армией Болотникова.

Тушинцев они разгромили под Тверью в 1609 году, после чего шведы потребовали немедленной выплаты денег. Хотя по условиям договора деньги они должны были получить только после окончания войны. Поскольку денег не было, Шуйский попытался увеличить налоги, но нужную сумму не собрал. Тогда шведы бросили Скопина-Шуйского и армия рассосалась по России, начав грабить население.

Скопин-Шуйский в одиночку продолжал свой путь. В этих условиях многие стали задумываться о том, а не возвестили ли Скопина-Шуйского на русский престол? Но он отвергал эту идею. Он не хотел садиться на престол, по крайней мере, в той ситуации.

Польская интервенция

Сигизмунд III воспользовался ситуацией с рассеянными и ослабленными войсками в России и ввел польские войска на нашу территорию. 16 сентября 1609 года Сигизмунд осадил Смоленск. Смоляне упорно сопротивлялись и держали осаду 21 месяц. Город пал только тогда когда смоляне взорвали пороховую башню от безысходности, чтобы максимально навредить врагу перед сдачей.

Филарет с духовенством, Салтыков с Тушинской Думой сначала не знали, что делать, а потом решили совершить очень ловкий ход (по крайне мере им так казалось). Они отправили послов к Сигизмунду III и попросили дать в качестве царя в Москву сына Сигизмунда королевича Владислава. Обратите внимание Филарет и московское боярство просят польского царевича на русский престол.

А между тем Скопин-Шуйский продолжает свои боевые действия, бьет врага и в марте 1610 года торжественно входит в Москву. Опять москвичи начинают говорить о том, что именно таким должен быть русский царь. Естественно Василий Шуйский не любил племянника, но еще больше его не любил брат — Дмитрий. В апреле 1610 на крестильном пиру у князя Воротынского Скопин-Шуйский был отравлен. Судя по всему, отравили его по заказу Дмитрия.

Скопин-Шуйский умер. Новым командующим был назначен Дмитрий Шуйский, брат царя. C такой радости Дмитрий Шуйский пошел воевать с поляками. И русское войско у Дмитрия Шуйского было в 2 раза больше, он позорно потерпел поражение, постольку как воевода должной подготовки не имел. А поляки, окрыленные успехом, начали марш на Москву. Узнав об этом, очень обрадовался Лжедмитрий II, который был на свобое и сидел в Калуге, и который тоже начал движение к Москве.

Окончание правления

К лету 1610 года к Москве с юга подошел Лжедмитрий с низами и оборванцами, а с запада движется гетман Жолкевский с поляками. Начались вится дворцовые заговоры против Шуйского.

17 июля 1610 Василий Шуйский был свергнут дворянами во главе с одним из братьев Липуновых Захаром, при активной поддержке посадского населения. Шуйского постригают в монахи. Затем вместе с братьями Дмитрием и Иваном отправляют его к полякам. Так царь Василий Шуйский закончил свое правление.

В плену у поляков Шуйские испытали самый тяжелый унижения. На заседании Сейма их поставили на колени и заставили публично просить пощады у польского короля. Физические и нравственные тяготы подорвали здоровье Шуйских. В 1612 году братья Василий и Дмитрий умирают в Варшаве.

Прах Василия Шуйского в 1635 году был перенесен в Москву при Михаиле Федоровиче и перезахоронен в Архангельском соборе Кремля.

ВАСИЛИЙ ШУЙСКИЙ И ГОДУНОВ

Василию, при вступлении на престол, было уже за пятьдесят лет. Молодость свою провел он при Грозном и решительно ничем не выказал себя. Когда родственники его играли важную роль в государстве, Василий оставался в тени. Опала, постигшая его родного брата Андрея, миновала Василия. Борис не боялся его, вероятно, считая его ничтожным по уму и притом всегдашним угодником силы; говорят, однако, Борис запрещал ему жениться, как и Мстиславскому. Василий все терпел и повиновался беспрекословно. Посланный на следствие по поводу убийства Димитрия, Василий исполнил это следствие так, как нужно было Борису и как, вероятно, ожидал того Борис. Явился Димитрий. Борис послал против него Шуйского, и Василий верно служил Борису. Бориса не стало. При первом народном восстании против Годуновых в Москве, Василий выходил на площадь, уговаривал народ оставаться в верности Годуновым, уверял, что царевича нет на свете и человек, назвавшийся его именем, есть Гришка Отрепьев. Но когда после того воззвание, прочитанное Пушкиным с лобного места, взволновало народ до того, что можно было ясно видеть непрочность Годуновых, Шуйский, призванный решить вопрос о подлинности Димитрия, решил его в пользу претендента и окончательно погубил несчастное семейство Годуновых.

ИЗБРАНИЕ ВАСИЛИЯ ШУЙСКОГО

Все знали, видели, чего хотел Шуйский: никто не дерзал явно противиться его желанию; однако ж многие мыслили и говорили, что без Великой Земской думы нельзя приступить к делу столь важному; что должно собрать в Москве чины Государственные из всех областей Российских, как было при избрании Годунова, и с ними решить, кому отдать Царство. Сие мнение было основательно и справедливо: вероятно, что и вся Россия избрала бы Шуйского; но он не имел терпения и друзья его возражали, что время дорого; что Правительство без Царя как без души, а столица в смятении; что надобно предупредить и всеобщее смятение России Немедленным вручением скипетра достойнейшему из Вельмож; что где Москва, там и Государство: что нет нужды в Совете, когда все глаза обращены на одного, когда у всех на языке одно имя... Сим именем огласилась вдруг и Дума и Красная площадь. Не все избирали, но никто не отвергал избираемого – и 19 Маия, во втором часу дня, звук литавр, труб и колоколов возвестил нового Монарха столице. Бояре и знатнейшее Дворянство вывели Князя Василия Шуйского из Кремля на лобное место, где люди воинские и граждане, гости и купцы, особенно к нему усердные, приветствовали его уже как отца России... там, где еще недавно лежала голова Шуйского на плахе и где в сей час лежало окровавленное тело расстригино! Подобно Годунову изъявляя скромность, он хотел, чтобы Синклит и Духовенство прежде всего избрали Архипастыря для Церкви, на место лжесвятителя Игнатия. Толпы восклицали: "Государь нужнее Патриарха для отечества!" и проводили Шуйского в храм Успения, в коем Митрополиты и Епископы ожидали и благословили его на Царство. Все сделалось так скоро и спешно, что не только Россияне иных областей, но и многие именитые Москвитяне не участвовали в сем избрании – обстоятельство несчастное: ибо оно служило предлогом для измен и смятений, которые ожидали Шуйского на престоле, к новому стыду и бедствию отечества!

Карамзин Н.М. История государства Российского. T. 11. Глава IV http://magister.msk.ru/library/history/karamzin/kar11_04.htm

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ШУЙСКОГО

Исполняя обещание, данное товарищам своим по заговору, Шуйский так повестил о своем воцарении: "Божиею милостию мы, великий государь, царь и великий князь Василий Иванович всея Руси, шедротами и человеколюбием славимого бога и за молением всего освященного собора, по челобитью и прошению всего православного христианства учинились на отчине прародителей наших, на Российском государстве царем и великим князем. Государство это даровал бог прародителю нашему Рюрику, бывшему от римского кесаря, и потом, в продолжение многих лет, до самого прародителя нашего великого князя Александра Ярославича Невского, на сем Российском государстве были прародители мои, а потом удалились на суздальский удел, не отнятием или неволею, но по родству, как обыкли большие братья на больших местах садиться. И ныне мы, великий государь, будучи на престоле Российского царства, хотим того, чтобы православное христианство было нашим доброопасным правительством в тишине, и в покое, и в благоденстве, и поволил я, царь и великий князь всея Руси, целовать крест на том: что мне, великому государю, всякого человека, не осудя истинным судом с боярами своими, смерти не предать, вотчин, дворов и животов у братьи его, у жен и детей не отнимать, если они с ним в мысли не были; также у гостей и торговых людей, хотя который по суду и по сыску дойдет и до смертной вины, и после их у жен и детей дворов, лавок и животов не отнимать, если они с ними в этой вине невинны. Да и доводов ложных мне, великому государю, не слушать, а сыскивать всякими сысками накрепко и ставить с очей на очи, чтобы в том православное христианство невинно не гибло; а кто на кого солжет, то, сыскав, казнить его, смотря по вине, которую взвел напрасно. На том на всем, что в сей записи писано, я, царь и великий князь Василий Иванович всея Руси, целую крест всем православным христианам, что мне, их жалуя, судить истинным, праведным судом и без вины ни на кого опалы своей не класть, и недругам никого в неправде не подавать, и от всякого насильства оберегать". Летописец рассказывает, что как скоро Шуйский был провозглашен царем, то пошел в Успенский собор и начал говорить, чего искони веков в Московском государстве не важивалось: "Целую крест на том, что мне ни над кем не делать ничего дурного без собору, и если отец виновен, то над сыном ничего не делать, а если сын виновен, то отцу ничего дурного не делать, а которая была мне грубость при царе Борисе, то никому за нее мстить не буду". Бояре и всякие люди, продолжает летописец, ему говорили, чтоб он на том креста не целовал, потому что в Московском государстве того не повелось, но он никого не послушал и целовал крест.

НИЗЛОЖЕНИЕ ЦАРЯ ВАСИЛИЯ ШУЙСКОГО

[…] 17 июля Захар Ляпунов собрал сходку дворян и детей боярских за Арбатскими воротами и сказал: «Наше государство доходит до конечного разорения. Там поляки и Литва, тут калужский вор, а царя Василия не любят. Он не по правде сел на престол и несчастен на царстве. Будем бить ему челом, чтобы он оставил престол, а калужским людям пошлем сказать, пусть они своего вора выдадут; и мы сообща выберем всей землей иного царя и встанем единомысленно на всякого врага». Послали в Коломенское.

Русские, бывшие при воре, сказали: «Сведите Шуйского, а мы своего Димитрия свяжем и приведем в Москву». После такого ответа толпа отправилась к царю Василию. Выступил вперед дюжий плечистый Захар Ляпунов и сказал царю: «Долго ли за тебя кровь христианская будет литься? Ничего доброго от тебя не делается. Земля разделилась, разорена, опустошена; ты воцарился не по выбору всей земли; братья твои окормили отравой государя нашего Михаила Васильевича, оборонителя и заступника нашего. Сжалься над нами, положи посох свой! Сойди с царства. Мы посоветуем сами о себе иными мерами».

[…] Свояк царя Василия, Иван Мих. Воротынский сказал ему: «Вся земля бьет тебе челом; оставь свое государство ради междуусобной брани, затем, что тебя не любят и служить тебе не хотят». Царю Василию ничего не осталось, как повиноваться. Он положил свой царский посох и переехал из царских палат в свой княжий дом. […] Тогда многим в Москве стало жаль Шуйского… […].

Тогда, 19 июля, Захар Ляпунов подобрал себе товарищей, подговорил чудовских иеромонахов. Они пришли в дом к Василию Шуйскому, разлучили его с женой, увезли ее в Вознесенский монастырь и объявили, что Василию следует постричься в монахи. […] Василий был последний государь из дома Св. Владимира, слишком шесть веков господствовавшего в русской земле со времени принятия христианства.

Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей Первый отдел: Господство дома Св. Владимира. Глава 26. Василий Шуйский

Племянник царя Василия князь М.В. Скопин-Шуйский со шведским вспомогательным отрядом очистил от тушинцев северные города и в марте 1610 г. вступил в Москву. Молодой даровитый воевода был желанным в народе преемником старого бездетного дяди. Но он внезапно умер. Войско царя, высланное против Сигизмунда к Смоленску, было разбито под Клушином польским гетманом Жолкевским. Тогда дворяне с Захаром Ляпуновым во главе свели царя Василия с престола и постригли. Москва присягнула Боярской думе как временному правительству. Ей пришлось выбирать между двумя соискателями престола: Владиславом, признания которого требовал шедший к Москве Жолкевский, и самозванцем, тоже подступавшим к столице в расчете на расположение к нему московского простонародья. Боясь вора, московские бояре вошли в соглашение с Жолкевским на условиях, принятых королем под Смоленском. Однако договор, на котором 17 августа 1610 г. Москва присягнула Владиславу, не был повторением акта 4 февраля. Большая часть статей изложена здесь довольно близко к подлиннику; другие сокращены или распространены, иные опущены или прибавлены вновь. Эти пропуски и прибавки особенно характерны. Первостепенные бояре вычеркнули статью о возвышении незнатных людей по заслугам, заменив ее новым условием, чтобы "московских княжеских и боярских родов приезжими иноземцами в отечестве и в чести не теснить и не понижать". Высшее боярство зачеркнуло и статью о праве московских людей выезжать в чужие христианские государства для науки: московская знать считала это право слишком опасным для заветных домашних порядков. Правящая знать оказалась на низшем уровне понятий сравнительно со средними служилыми классами, своими ближайшими исполнительными органами - участь, обычно постигающая общественные сферы, высоко поднимающиеся над низменной действительностью. Договор 4 февраля - это целый основной закон конституционной монархии, устанавливающий как устройство верховной власти, так и основные права подданных, и притом закон, совершенно консервативный, настойчиво оберегающий старину, как было прежде, при прежних государях, по стародавнему обычаю Московского государства. Люди хватаются за писаный закон, когда чувствуют, что из-под ног ускользает обычай, по которому они ходили. Салтыков с товарищами живее первостепенной знати чувствовали совершавшиеся перемены, больше ее терпели от недостатка политического устава и от личного произвола власти, а испытанные перевороты и столкновения с иноземцами усиленно побуждали их мысль искать средств против этих неудобств и сообщали их политическим понятиям более широты и ясности. Старый колеблющийся обычай они и стремились закрепить новым, писаным законом, его осмыслявшим.

Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. М., 2004. http://magister.msk.ru/library/history/kluchev/kllec42.htm

ПРИКРЕПЛЕНИЕ К ЗЕМЛЕ

От кратковременного, исполненного смутами царствования Шуйского мы не вправе ожидать обилия внутренних правительственных распоряжений: большую часть царствования Шуйский провел в осаде, во время которой правительственная деятельность его должна была ограничиваться одною Москвою. Он дал несколько тарханных грамот церквам и монастырям, распорядился, чтоб монастыри давали содержание священно - и церковнослужителям дворцовых сел, бежавшим от воров. На первом плане стоял вопрос крестьянский и холопский. […] Шуйский в марте 1607 года подтвердил прикрепление крестьян и постановил, что принимающий чужих крестьян обязан платить 10 рублей пени с человека, а старым господам их - по три рубля за каждое лето; кроме того, подговорщик подвергался наказанию кнутом. […] Подтверждение прикрепления при Шуйском объясняется тем же, чем объясняются все последующие подтверждения: прикрепление было в пользу служилых людей, мелких землевладельцев, и чем более государство чувствовало нужду в последних, тем нужнее казалось прикрепление; бояре, богатые землевладельцы, которые имели такую силу при Шуйском, не хотели восстановлением перехода раздражать служилых людей, отнимать у них средства, когда эти служилые люди защищали их от козаков, холопей, ратовавших под знаменами Болотникова и тушинского вора.

Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1962. Кн. 8. Гл. 6.

Боярин, князь. Русский царь. Находился на престоле с 19 (29) мая 1606 года по 17 (27) июля 1610 года. Единственный из русских царей умер в плену на чужбине.

Родословная

Принадлежал к древнему княжескому роду, который представлял собой суздальскую ветвь , восходящую, по мнению большинства историков, к Андрею Ярославичу, великому князю Владимирскому и младшему брату . Сам Василий Шуйский считал своими прямыми предками именно Александра Невского и его третьего сына князя Андрея Александровича Городецкого, также занимавшего владимирский великокняжеский стол.

Отец - боярин князь Иван Андреевич Шуйский, видный государственный деятель и воевода в царствование . Мать - Анна Фёдоровна (точное происхождение неизвестно). Братья - Андрей, Дмитрий, Иван Пуговка - были боярами, занимали ответственные административные и военные должности. Был дважды женат, выбор невест Елены Михайловны, княжны Репниной-Оболенской и Марии Петровны, княжны Буйносовой-Ростовской, скорее всего, определялся династическими соображениями. Потомства не оставил, две дочери от второго брака умерли во младенчестве.

Придворная служба

Служба молодого князя при дворе , начавшаяся в 1570-е годы, шла успешно, несмотря на настороженное отношение грозного и мнительного царя к знати. В 1582/83 году князя Василия даже арестовывали по причине, оставшейся неизвестной, но вскоре освободили на поруки братьям. Тем не менее, в 1584 году он уже имел чин боярина и вёл важные судебные дела. Карьере Василия Шуйского способствовал брак его младшего брата Дмитрия с Екатериной, дочерью думного дворянина Григория Лукьяновича Малюты Скуратова из рода Бельских. Другая дочь этого самого влиятельного опричника была замужем за . Родственные связи отнюдь не ослабили постоянную борьбу между двумя влиятельными боярами и будущими царями. Их противостояние, пожалуй, осталось самой примечательной чертой Василия Шуйского в русском историческом сознании и закреплено А.С. Пушкиным в зачине трагедии «Борис Годунов», начинающейся с нелицеприятных слов князя о бесстыдно и преступно рвущемся к царской власти Борисе. Борьба за влияние на молодого и неспособного к управлению царя Фёдора Иоанновича (1584-1598) была Шуйскими проиграна Годунову вчистую и князь Василий, будучи тогда воеводой в Смоленске, угодил, как и его сородичи, в ссылку. В 1587 году его обвинили в измене, в тайных поездках под видом охоты за рубеж. Постепенно гнев Годунова утих, и в апреле 1591 года князя Василия вернули в Москву. Почти сразу же произошли судьбоносные для страны и для него самого события. 15 мая 1591 года в Угличе погиб , главой комиссии для расследования дела был назначен Шуйский. Видимо, Годунов полагал, что выводы, представленные вельможей, еще недавно пребывавшим в опале, и к тому же опытным судейским чиновником, будут приняты как справедливые и непредвзятые. Уже 30 мая комиссия закончила работу в Угличе, а 2 июня доложила в Боярской думе свои выводы о несчастном случае с больным царственном ребёнком и злокозненных родственниках царевича Нагих, поднявших бунт против царских слуг. Официальные результаты «угличского дела» позволили Шуйскому вернуться в судебную и административную элиту, например, на должности главы Рязанского Судного приказа или воеводы в Великом Новгороде, но вряд ли вернули полное доверие Годунова. Тот даже запретил бездетному князю жениться второй раз, чтобы не плодить конкурентов на престол.

Смута

Недоверие к Шуйскому не исчезло даже после победы, одержанной над самозванцем Лжедмирием I при Добрыничах 21 января 1605 года царским войском, где князь Василий был вторым воеводой после князя Ф.И. Мстиславского. В своих подозрениях Годунов оказался прав, хотя сам уже не узнал об этом из-за смерти, которая произошла 13 апреля 1605 года. Отозванный в Москву на помощь наследнику Фёдору Борисовичу, Шуйский не просто в июне 1605 года перешел на сторону самозванца, но «признал» в нём подлинного царевича. Он заявил, что выводы следствия 1591 года явились подлогом в угоду Годунову, а на самом деле остался жив и теперь по праву вернул отцовский престол. Однако как очень информированный и авторитетный свидетель он был опасен и был приговорен к смертной казни, которую отменили в последний момент и заменили тюремным заключением. Через несколько месяцев князь Василий был возвращен ко двору и даже приближен к самозванцу, которому он отомстил еще более жестоко, чем Годуновым, распространяя сведения о гибели настоящего царевича среди москвичей и собиравшегося для войны с Крымом дворянского ополчения, подстрекая их к бунту и вместе с другими представителями знати готовя заговор. Мятеж и дворцовый заговор завершились убийством самозванца 17 мая 1606 года.

Правление

19 мая 1606 года Василий Иванович Шуйский был провозглашен царём перед восставшим народом на Лобном месте на Красной площади. 1 июня он был венчан на царство в Успенском соборе Московского Кремля. В новом качестве Шуйский постарался по возможности замолить свои грехи, интриги, клятвопреступления, прежде всего, перед церковью. Нередко это делалось всенародно. Чтобы закрыть окончательно вопрос об угличской трагедии, Шуйский третий раз кардинально меняет версию тех событий. Царевич действительно погиб, по его утверждению, в 1591 году, но не в результате случайности, а был зарезан. Окончательно уверить всех в насильственной и мученической смерти Дмитрия Ивановича должны были его канонизация и обретение святых мощей, которые были торжественно перенесены крестным ходом из Углича в Москву в Архангельский собор в великокняжескую и царскую усыпальницу. Церемонии и обряды в рамках этих торжеств провели Филарет, митрополит Ростовский и Ярославский, бывший до пострижения боярином Фёдором Никитичем Романовым, и , митрополит Казанский, впоследствии прославленный как священномученик. Именно Ермоген при поддержке нового царя стал 3 июля 1606 года первосвятителем русской церкви вместо низведенного с патриаршего престола Игнатия, ставленника . Кроме того, Шуйский вернул в Москву низложенного при самозванце бывшего первого русского патриарха , чтобы испросить прощение за нарушение крестоцеловальной клятвы царю Феодору Борисовичу Годунову. В знак примирения с и его несчастной семьей Шуйский, хотя и возложил на своего прежнего соперника ответственность за убийство царевича Дмитрия, приказал перезахоронить с почестями прах бывшего царя, его сына и жены в Троице-Сергиевом монастыре.

Стремясь ослабить обвинения в нелигитимном приходе к власти без избрания , Шуйский дал «крестоцеловальную запись». В ней он обещал никого не казнить без судебного решения, принятого царём с боярами; не конфисковать имущество у родственников осуждённых, если те не были соучастниками преступлений; не принимать ложных доносов и наказывать подобных доносчиков; без вины никого не подвергать царской опале. Это дало основание ряду историков говорить об одной из первых попыток законодательного ограничения царской власти. Также он пытался упорядочить в интересах казны, землевладельцев и служилых людей их правовые отношения с зависимыми людьми и холопами. Среди принятых законов было Уложение 9 марта 1607 года, признавшее крестьян крепостными тех владельцев, за кем они были записаны в писцовых книгах начала 1590-х годов, и устанавливавшее срок сыска беглых крестьян в 15 лет.

Попытки Шуйского переломить в свою пользу политическую и нравственно-психологическую обстановку в обществе не увенчались успехом. В 1605-1606 годах последовали один за другим два кровавых переворота, которые сопровождались убийствами носителей верховной власти и тем самым поощряли насильственные методы достижения целей, развязывали руки сторонникам самых радикальных действий, освобождали от прежних клятв и присяг, расшатывали государственный аппарат и вооруженные силы государства. Россия все больше втягивалась в Смуту - гражданскую войну. Противники Шуйского вновь и вновь использовали слух об очередном чудесном спасении , под лозунгами возвращения которого к власти собирались все недовольные или просто стремящиеся к быстрой наживе. В 1606 году крупнейшим антиправительственным выступлением стало восстание под предводительством Ивана Болотникова, в ходе которого мятежники осадили Москву. Царю Василию пришлось лично вести в бой верные войска. Ему удалось после удачного сражения 2 декабря 1606 года отбросить восставших от столицы и заставить их уйти сначала в Калугу, а затем в Тулу. 21 мая 1607 года царь вновь лично выступил в поход, который закончился 10 октября сдачей Тулы - главного опорного пункта мятежа. Шуйский дал обещание сохранить жизнь руководителям восстания - Болотникову и Илейке Муромцу, но, как это случалось и раньше, не счел нужным его сдерживать. Расправа над вожаками одного восстания не привела к замирению страны, во главе нового мятежа встал очередной самозванец . К беглым холопам и крестьянам, к бунтовавшим казакам и служилым людям юга России присоединились военные отряды из Речи Посполитой. В битве под Болховом 30 апреля и 1 мая 1608 года армия под командой царского брата князя Дмитрия Шуйского была разбита, войска подошли к Москве и встали лагерем в селе Тушино, где создали параллельные органы власти. Из-под власти Шуйского к «тушинскому вору» ушли многочисленные города, обширные территории, перебежало немалое число бояр и служилых людей. Москва оказалась вновь в осаде. Царь направил в Новгород своего племянника боярина князя просить помощи у шведского короля Карла IX в обмен на уступку Швеции города Корелы с уездом. В 1609 году насилия и грабежи польско-литовских и казацких отрядов, служивших самозванцу, вызвали выступление против него жителей Замосковных городов и Русского Севера. Одновременно начался поход к Москве армии князя Скопина-Шуйского, которая в ряде сражений разбила войска самозванца и 12 марта 1610 года вошла в Москву, сняв осаду со столицы. Значительная часть городов и уездов страны признала власть царя Василия. Однако князь Скопин-Шуйский неожиданно скончался после пира 23 апреля 1610 года. Пошли слухи о том, что его отравила свояченица царя Екатерина Григорьевна по наущению зятя и супруга, опасавшихся притязаний прославленного полководца на трон, наследником которого официально считался её муж Дмитрий Шуйский как брат бездетного Василия. Это событие нанесло сильный удар по престижу царя и боеспособности армии в тот момент, когда началась польско-литовская интервенция.

Еще в сентябре 1609 года король Речи Посполитой Сигизмунд III перешел русскую границу и осадил Смоленск, призвав к себе польско-литовскую шляхту, до того времени служившую Лжедмитрию II. В битве при Клушине 24 июня 1610 года русская армия под командованием князя Дмитрия Шуйского была разбита. Польско-литовские войска подошли к Москве, но пока не спешили занять город, где произошел очередной государственный переворот. В столице 17 июля 1610 года было собрано своеобразное собрание под открытым небом, напоминавшее то ли древнее вече, то ли импровизированный собор. Оно прошло с участием духовенства, Боярской думы, командиров дворянских отрядов и воинских людей, находившихся в городе, жителей московского посада. На нём было принято решение о низложении царя, которого свели из царской резиденции на его старый боярский двор и взяли под стражу. 19 июля Василия Шуйского насильно постригли в монахи и заточили в московский Чудов монастырь. Также была пострижена и отправлена в Суздаль в Покровский монастырь его жена. Противники Шуйского, объединившиеся против него, не могли поделить власть между собой и решили отдать её иноземцам. Новое правительство, сформированное из представителей боярства и прозванное «Семибоярщиной», в августе 1610 года заключило договор об избрании на русский трон польского королевича Владислава (будущий король Владислав IV Ваза). В сентябре 1610 года бояре передали Василия Шуйского вместе с братьями Дмитрием и Иваном командующему польско-литовской армией гетману Станиславу Жолкевскому для вывоза их из Москвы и помещения в один из монастырей. Тот в нарушение предварительной договоренности с Думой увез пленников с собой к королю Сигизмунду III под Смоленск. За свои политические и военные ошибки Василию Шуйскому пришлось платить позором, который унижал всю Россию и тешил самолюбие её западных соседей. Его вместе с братьями и воеводой Михаилом Борисовичем Шеиным, руководителем героической обороны Смоленска в 1609-1611 годах, прекратившейся только, когда защитники перестали получить какую-либо помощь от остальной страны, заставили участвовать в качестве живых трофеев в церемонии триумфального въезда Жолкевского 29 октября 1611 года в Варшаву. Затем в королевском дворце в присутствии всей польской знати во время заседания сейма и в присутствии иностранных послов он был вынужден поклониться Сигизмунду III и целовать ему руку. Затем Шуйских поместили под стражу в замке в г. Гостынин в Мазовии, где Василий и скончался 12 (22) сентября 1612 года, вслед за ним через пять дней 17 (27) сентября умер князь Дмитрий. На родину в 1620 году смог вернуться только их брат Иван. Сама смерть Василия Шуйского была также использована польскими властями в пропагандистских целях. Останки его и брата Дмитрия были погребены в Варшаве в специально выстроенной усыпальнице, получившей название «московская каплица» («русская часовня»), с надписями, сообщавшими о польских победах, приведших к пленению московского царя. Правительство царя восприняло такие похороны как унижение для России. После заключения мирного договора между Россией и Речью Посполитой (1634) останки Василия Шуйского были переданы русской стороне и торжественно перезахоронены в 1635 году в великокняжеской и царской усыпальнице - Архангельском соборе Московского Кремля.

Будущий русский царь появился на свет в княжеской семье в 1552 году в Нижнем Новгороде. Маленький Василий оказался не единственным ребенком в семье. У него было 3 брата: Андрей, Дмитрий и Иван.

С молодости, прошедшей при царе Иване Грозном, Василий Иванович стал интересоваться политикой. В 1580 году он стал дружком жениха на последней свадьбе Ивана IV. У самого же Шуйского было два брака. Брак с дочерью боярина Репина оказался бездетным. Второй союз с Буйносовой-Ростовской подарил Василию Ивановичу двух дочерей Анну и Анастасию. К несчастью, обе они скончались в малолетстве.

В период с 1581 по 1583 годы Шуйский в должности воеводы участвовал в походах к городам Серпухову и Новгороду. В 1584 году он стал боярином и руководителем судебной палаты в Москве.

После смерти Ивана IV в борьбе придворной знати Шуйский выступил против . За это попал в опалу и с 1587 по 1591 годы пребывал в ссылке в Галиче. Не чувствуя от Шуйского опасности, в 1591 году царь Борис Годунов вернул его из немилости и поручил ему расследование дела о загадочной смерти в Угличе царевича Дмитрия Ивановича. Опасаясь государя, Шуйский признал причиной гибели наследника престола несчастный случай. В этом же году Василий Шуйский вернулся в Боярскую думу. С появлением в России , Шуйский, по поручению Годунова убеждал народ на Красной площади о том, что настоящий царевич Дмитрий Иванович покоится в Угличе.

Зимой 1605 года Годунов назначил Шуйского полковым воеводой в кампании против войск самозванца. В связи с отсутствием желания победы в этой войне действующему государю, Шуйский принял сторону Лжедмитрия.

С воцарением Лжедмитрия, Шуйский признал неверными выводы комиссии о причинах кончины царевича Дмитрия Ивановича и признал его настоящим потомком царя Ивана Васильевича.

Уже летом 1605 года Василий Иванович попытался свергнуть Лжедмитрия путем переворота, но заговор раскрыли, а Василия Ивановича схватили и приговорили к смерти. Однако царствующий правитель смилостивился и отправил Шуйского в ссылку вместе с братьями, но спустя полгода вернул его обратно.

На следующий год Шуйский подготовил заговор против Лжедмитрия. Венцом заговора стало народное восстание, в результате которого самозванец погиб. Сторонники Шуйского в мае 1606 года нарекли его царем и в первый день лета Василий Иванович, получив благословение митрополита, становится русским царем.

Первое, что сделал новый самодержец – это перенос мощей царевича Дмитрия Ивановича в столицу. Во время нахождения у власти Шуйского в России издали новый воинский устав. С приходом к власти Шуйскому пришлось подавлять восстание Болотникова, а в августе 1607 года началось наступление Лжедмитрия II на столицу. Для борьбы с новым самозванцем Шуйский заключил союз со шведским королем. Командовать союзной армией стал племянник царя князь Скопин-Шуйский. Войска под его командованием сняли осаду с Троицкой лавры и торжественно вступили в Москву. Главнокомандующего славили по всей столице, раздавались призыва о признании его царем. Однако Скопин-Шуйский скоро скоропостижно скончался и в его смерти винили царя.

Чтобы не допустить вмешательства шведов в смуту в России, осенью 1609 года войско поляков взяло в осаду Смоленск. Началась интервенция Речи Посполитой в России. В июне 1610 года русские войска потерпели поражением от армии польского короля. Недовольство государем росло, и в июле Василия Ивановича свергли бояре и насильно постригли его в монахи. Началось время