Исследовательский проект «Проблема чтения. Ход мастер класса









Задачи проекта Привлечь к решению проблем ветеранов учителей, учеников и их родителей, а так же социальных партнёров. Разработать и реализовать мероприятия военно-патриотического направления по оказанию помощи ветеранам войны, проживающим в микрорайоне лицея. Адресная помощь ветеранам.








Федеральный закон "О ветеранах" от N 5-ФЗ Статья 16. Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий 1. Ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: 1) льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством; 2) утратил силу. 3) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации; 4) утратил силу. 5) оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда; 6) первоочередная установка квартирного телефона; 7) преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан; 8) сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в федеральных учреждениях здравоохранения (в том числе в госпиталях ветеранов войн) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а в поликлиниках и других медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации - законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; 9) утратил силу.


В Тверской области пенсии получают почти 9 тысяч ветеранов Великой Отечественной войны. Среди них 4398 участников боевых действий, 2968 узников концлагерей, 1013 инвалидов войны и 618 жителей блокадного Ленинграда. Ветераны Великой Отечественной войны получают чуть более рублей.








Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа г. Горбатов

Социальный проект 4 класса

« Протяни руку помощи »

Обоснование проекта

Пожилые люди - это те, кому за шестьдесят.

Пожилые люди - это каждый пятый из нас.

Это наши бабушки, дедушки, мамы, папы, дяди и тети.

Пожилые люди - это те, кто наконец-то понял всю мудрость и справедливость, всю пронзительную глубину пословицы "жизнь прожить - не поле перейти".

К пожилым людям пришли болезни, слабость, бедность, зависимость, одиночество, утраты; их забыли. А они тем временем часто ощущают себя теми мальчиками и девочками, какими они были давным-давно; думают они, ведь только вчера мы ходили в школу, влюблялись, учились, мечтали, строили планы на будущее, да мало ли что мы делали только что... и думали, как много у нас всего впереди!

После ряда бесед о доброте и отзывчивости мы решили помочь тем, кто нуждается в нашей помощи.

Цель проекта: формировать позитивный социальный опыт обучающихся начальных классов.

Задачи проекта

  • Сохранение и развитие патриотических традиций;
  • Организация всесторонней помощи пожилым людям, участникам тыла, нуждающимся в помощи и одиноким пенсионерам;
  • Развитие поисковой активности, самостоятельности.
  • Приобретение детьми определенных трудовых умений и навыков.

Ожидаемые результаты проекта:

- приобретение детьми навыков социального общения с взрослыми;

Проявление внимания и уважения к пожилым людям, оказание посильной помощи;

Адресная помощь одиноким пенсионерам, ветеранам;

Приобщение ветеранов труда и войны, жителей поселения к активной гражданской позиции через совместные встречи, организацию и проведение мероприятий

Механизм выполнения проекта:

Основные исполнители проекта - учащиеся 4 класса МБОУ СШ г. Горбатов Координацию проекта будет осуществлять учитель начальных классов Чирьева Евгения Константиновна.

Финансовая поддержка для реализации проекта не требуется.

  1. Участники проекта
  • Обучающиеся 4 класса;
  • родители обучающихся 4 класса;
  • учитель начальных классов

3. Описание проекта

Предмет исследования: учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении, направленный на формирование позитивного социального опыта в отношении к пожилым людям.

Реализация проекта:

1.Изучение необходимости данного соц. проекта.

2. Определение целей и задач социального проекта.

3. Составление плана работы:

После бесед с родителями, классным руководителем составить список пожилых людей с адресами и необходимой помощью. Оказание посильной помощи.

4. Оказание помощи пожилым людям каждым обучающимся.

5. Защита проекта на школьном конкурсе проектов.

6. Подведение итогов работы:

- Анализ результатов работы по проекту.

- Информирование администрации МБОУ СШ о результатах реализации проекта.

Слова благодарности от пожилых людей.

4. Результаты

1. Социальная активность обучающихся начальных классов, их готовность принять личное участие в реализации проекта.

2. Восторженные взгляды участников проекта после услышанных слов благодарности.

3. Получение социального позитивного опыта обучающимися.

Школа х.Госпитомник филиал МОУ СОШ х.Бурковский Среднеахтубинского района Волгоградской области.

Исследовательский проект:

«Протяни руку помощи».

Несерин Илья,

Мусалов Дамир,

Айрапетян Роман,

Путинцев Данила.

учащиеся 3 класса.

Руководитель: Юрова Ирина Владимировна.

2016г.

Волгоградская обл., Среднеахтубинский р-он, х.Госпитомник, пер.Школьный,д.2.

Тел: (8 844 79) 5 53 68

8 902 651 18 37

Эл.почта: irina . yrova .74@ mail . ru

Учащиеся 3 класса: Айрапетян Роман, Несерин Илья, Мусалов Дамир.

Возраст учащихся

9-10 лет

Краткое изложение идеи проекта

Цель:

Задачи:

    Изучить условия их жизни.

    Проведение мероприятий по спасению деревьев.

Участники проекта

Учащиеся 3 класса, родители.

Срок реализации проекта

Оглавление

    Введение………………………………………………………………3-4

    Основная часть ………………………………………………………5-10

    1. Этапы работы над проектом……………………………………6-10

      Информационный этап………………………………………….6-8

      Практический этап………………………………………………8-9

      Наблюдения ……………………………………………………..9-10

    Заключение…………………………………………………………..10

    Список литературы…………………………………………………11

    Приложение …………………………………………………………..12

Приложение №1………………………………………………………………12.

Введение

Актуальность выбранной темы.

Мы живем в Волго-Ахтубинской пойме. Она славится заливными лугами, ериками и дубравами. В последние годы мы наблюдаем страшную картину. Листву дубов полностью съедают гусеницы и они стоят голые. Если на протяжении нескольких лет у дубов будет съедаться листва, то они погибнут. Этого допустить нельзя т.к. деревья называют «ЗЕЛЕНЫМИ ЛЕГКИМИ ПЛАНЕТЫ». Нельзя допустить экологическую катастрофу! В ходе проекта мы будем узнавать, какие насекомые поедают листву дубов, стадии их развития, меры борьбы с ними, участвовать в мероприятиях по спасению дубов.

Проблема (идея) проекта.

    Какие насекомые поедают листву дубов?

    Какие стадии развития у этих насекомых?

    Какие условия жизни?

    Какие методы борьбы с этими насекомыми существуют?

    Какие мероприятия по спасению деревьев можно провести?

Гипотеза : если каждый из нас будет знать о насекомых поедающих листву деревьев, их стадиях развития, мерах борьбы с ними, если каждый из нас сделает хоть немного для спасения деревьев, то:

    сделаем мир добрее и красивее

Объект : дубравы с поеденной листвой.

Предмет : насекомое поедающее листву.

Цель: изучить причину повреждения листвы на дубах в лесах Волго-Ахтубинской поймы на примере дубравы х.Госпитомник и провести реанимационные мероприятия.

Задачи:

    Узнать о стадиях развития насекомых поедающих листву дубов.

    Изучить условия их жизни.

    Изучить методы борьбы с ними.

    Провести мероприятия по спасению деревьев.

Вид проекта по содержанию- информационно-исследовательский.

Вид проекта по комплектности – межпредметный.

Методы и приемы:

    Наблюдения

    Сбор информации

    Анкетирование

    Работа с литературой

    Экскурсии

    Обработка собранной информации

    Творческая работа

    Участие в акциях

Работу мы разделили на 3 этапа:

Этапы работы:

    Информационный

Задачи:

    Изучить дополнительную литературу и выяснить, какие насекомые поедают листву у дубов .

    Изучить стадии развития насекомых и условия их жизни.

    Изучить меры борьбы с насекомыми.

    Узнать, что знают учащиеся нашей школы по этой теме.

    Практический этап

Задачи:

    Сделать кормушки для птиц, развесить их и, следить, чтобы в них был корм.

    Провести акцию «Покормите птиц зимой»

    Сделать и развесить скворечники

    Провести акцию по сбору яйцекладок

    Провести разъяснительную работу среди учащихся нашей школы и в «Школе будущего первоклассника»

    Изготовить листовки для населения, развесить их

    Результаты наблюдений

Задачи :

    Провести экскурсию в лес

    Понаблюдать за птицами, поедающими гусениц

    Рассказать о своих наблюдениях

Наш класс разделился на 5 групп:

Группа «Исследователи»: собирали информацию о насекомых, которые поедают листву дубов, о стадиях их развития. Находили информацию о птицах, которые поедают гусениц и о жуке «красотеле пахучем». Изучали объем знаний учащихся нашей школы по этой теме, проводили анкетирование, составляли текст для просветительской беседы.

Группа « Литераторы» : отбирали литературные произведения, загадки о зимующих птицах, провели викторину «Друзья наши пернатые», выступили с беседой в «Школе будущего первоклассника», а так же провели просветительские беседы во всех классах нашей школы.

Группа «Изобретатели»: собирали материал по изготовлению кормушек, разрабатывали проект кормушек, изготавливали кормушки.

Группа «Журналисты »: собирали материал о работе проекта, составляли листовки – обращения к населению, составляли коллекцию фотографий для оформления проекта. Написали статью в районную газету «Звезда».

Группа «Наблюдатели» ( в нее входили все учащиеся): выясняли, какие птицы подают гусениц, развешивали кормушки и скворечники, участвовали в акции «Покормите птиц» и «Сбор яйцекладок».

2. Информационный этап .

Мы живем в уникальном месте в Волго - Ахтубинской пойме, богатой заливными лугами, ериками, озерами. А еще наша пойма богата растительностью, особенно славятся дубравы. Мы знаем, что дуб уникальное дерево с крепкой древесиной, а еще дуб – долгожитель. Дуб растет в высоту только 80 лет, а потом в ширину. Средний срок жизни дерева – 500 лет. Есть дубы, которые живут 2000 лет. Но на территории нашего района таких дубов, к сожалению, нет.

Каждую весну мы наблюдаем одну и ту же картину. У дубов кто-то поедает всю молодую листву. И они стоят черные. Через время листва снова обрастает, но и ее ждет та-же участь. Если на протяжении нескольких лет у дубов будет съедаться листва, то они погибнут. Мы этого не хотим. Кроме того, деревья называют «ЗЕЛЕНЫМИ ЛЕГКИМИ ПЛАНЕТЫ». Если они погибнут, то планету ждет экологическая катастрофа. Поэтому решили узнать все о вредителях, методах борьбы с ними и о том, что можем сделать мы для спасения дубов и сохранения первозданной красоты Волго-Ахтубинской поймы.

Мы узнали, что насекомое, поедающее дубы называется непарный шелкопряд. Бабочка шелкопряда откладывает в июле яйца в нижней части ствола дерева. В кладке находится от 250 до 500 яиц. Бабочка живет 2 недели, потом погибает. Яйца остаются зимовать. Они выдерживают температуру до – 50 градусов и устойчивы к затоплению до 10 дней.

В середине апреля появляются гусеницы. Гусеницы 5 кладок могут уничтожить листву 50-60 деревьев.

Через некоторое время гусеницы превращаются в бабочек, готовых к откладке новых яиц. Вот такой у них цикл. Как же с ними бороться?

Существуют специальные службы, которые должны обрабатывать деревья химикатами, но это происходит не всегда, да и сильно вредит другим насекомым, например жуку «Красотелу», который как раз уничтожает этих гусениц.

Личинки непарного шелкопряда можно уничтожить путем наложения клеевого пояса. Промазывать жесткой щеткой нефтью или соляркой, но это пожароопасно.

Гусениц уничтожают птицы: кукушки, зяблики, дятлы, скворцы, сойки, соловьи, синицы.

Мы узнали что гусениц уничтожает жук – красотел пахучий. Большим уважением лесоводов пользуется жук красотел, названный так за свою удивительную переливающуюся окраску. Он защищает лес от вредных насекомых, охотясь за ними на кронах высоких деревьев. Это один из красивейших представителей отряда жесткокрылых. Размеры этого жука от 20 до 30 мм. Этот жук относится к разряду хищников, о чем свидетельствуют его мощные челюсти, приспособленные для охоты за довольно крупными гусеницами бабочек. Он умеет выделять в случае опасности секрет, имеющий очень резкий запах. Благодаря этой особенности жук получил название «пахучий». За один сезон жук красотел со своим семейством способен уничтожить до 6 тысяч гусениц. Мы провели беседу во всех классах о жуке. Рассказали о его пользе и о том, что он занесен в Красную книгу, находится под охраной. Его уничтожать нельзя.

Кроме этого, мы провели анкетирование для того, чтобы узнать, что знают ученики нашей школы о вредителях леса и мерах борьбы с ними. Результаты представлены в таблице:

Вывод: почти все замечают, что весной на деревьях поедается листва, большинство знает, что это гусеницы, но совсем не знают какого насекомого, единицы знают птиц, уничтожающих вредителей, не знают насекомое, которое поедает гусениц, большая половина учащихся владеет общей информацией по спасению деревьев.

    Практический этап.

После сбора и обработки информации мы приступили к практическому этапу. Мы школьники проводили акции по привлечению птиц. Делали и развешивали кормушки, регулярно подсыпали в них корм. Приняли участие в акции «Покормите птиц». Сделали и развесили скворечники. Так же, мы провели викторину о птицах в «Школе будущего первоклассника», провели праздник «День птиц» и разъяснительные беседы во всех классах нашей школы. Кроме этого, нами было составлено обращение ко всем жителям нашего поселка, в котором мы призываем беречь природу, подкармливать птиц зимой, к весне развешивать скворечники, не уничтожать жука красотела. Более того, мы написали статью в газету «Звезда» в которой описали опыт нашего исследования и обратились к жителям всего нашего района с просьбой беречь природу. Статья скоро выйдет в печать.

И самое главное, нами проведена акция по сбору яйцекладок вручную. Мы собрали 8 яйцекладок, а значит, спасли около 100 деревьев.

Вывод : школьники многое могут сделать для спасения деревьев.

    Результаты наблюдений

После того, как мы изготовили и развесили кормушки на школьном дворе и на личных подворьях, заметили, что птиц стало прилетать больше. Причем в морозные дни их было значительно больше, чем погожие. К кормушкам прилетали: воробьи, синички, голуби, дятлы, снегири, иногда сороки и вороны.

Через некоторое время после развешивания скворечников, они тоже оказались заселены скворцами и воробьями.

Мы заметили, что после разъяснительных бесед и развешивания листовок, в поселке появились новые скворечники и кормушки, а повторное анкетирование показало, что знания по этой теме значительно улучшились:

Вывод : все вместе мы можем сделать многое для спасения природы. Таким образом, наша гипотеза подтверждается, если каждый из нас будет знать о насекомых поедающих листву деревьев, их стадиях развития, мерах борьбы с ними, если каждый из нас сделает хоть немного для спасения деревьев, то:

    возможно, мы спасем дубы от вымирания и сохраним «ЗЕЛЕНЫЕ ЛЕГКИЕ ПЛАНЕТЫ»

    станем внимательнее относиться к окружающему миру и друг к другу

    сделаем мир добрее и красивее.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Мы узнали о стадиях развития непарного шелкопряда.

    Изучили условия их жизни.

    Изучили меры борьбы.

    Приняли участие в акциях, способствующих уничтожению непарного шелкопряда. Спасли около 100 деревьев.

    Мы призываем всех беречь природу. Ведь она – наша мать, а мы ее часть.

    Люди, протяните руку помощи природе! Это так просто.

    Спасибо за внимание.

Литература:

1. Атлас Волгоградской области - Дернова Т.М.Моск.1967г.
2. Ист. "География Волгоградской области". Брылев В.А., Жбанов Ф.И Самборский Ю.П..
3. Брылев В.А. География Волгоградской области: Учеб. Пособие. Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 2004 - 125 с.
4. Электронные источники:://www.volganet.

М Б ОУ Базарно-Матакская гимназия имени Наби Даули Алькеевского МР РТ

Утверждаю:

Директор гимназии:

Яруллина Ф.Г.

« Протяни руку »

201 4

Проект

Сейчас много говорят о бездушии, о социальной пассивности подростков и молодёжи. Однако, мы с удовольствием и энтузиазмом занимаемся полезными обществу делами, если встречаем поддержку и понимание своих творческих замыслов и идей.

Мы объединились и создали проект тимуровского отряда «Протяни руку», который направлен на формирование позитивного опыта общественно полезной деятельности. Цель проекта - преодоление социального равнодушия и пассивности у наших сверстников. В ходе выполнения проекта предполагается провести в гимназии и микрорайоне социальные опросы на темы «Нужны ли добрые поступки?», «Модно ли быть добрым?», серию акций «Добро начинается с меня», «Доброе дело», «Дарю тебе улыбку».

Цель реализации проекта на 2014 -201 5 учебный год :

привлечь школьников и молодежь микрорайона к участию в оказании адресной помощи детям, людям с ограниченными возможностями здоровья, старикам;

Задачи:

сформировать опыт создания и реализации социальных проектов;

привлечь внимание общественности микрорайона к проблемам людей, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Целевая группа:

учащиеся гимназии, преподаватели, родители, население села.

Условие реализации проекта.

Реализация проекта предусматривает тесное сотрудничество педагогического коллектива, родителей учащихся и администрации. Все участники проекта должны быть заинтересованы в результатах реализации проекта, и стремиться к совместной деятельности по оказанию адресной помощи детям, людям с ограниченными возможностями здоровья, старикам;

1.Контактная информация руководителя проекта.

Фаракшина Лилия Витальевна

Должность:

Учреждение:

Базарно-Матакская гимназия имени Наби Даули

Основной адрес Е –mail:

Sch 12 16@ mail.ru

Интернет- сайт учреждения:

Wwwhttp://bazmatakygym.ru

Телефон для связи:

Телефон учреждения:

Адрес организации:

Населенный пункт:

РТ Алькеевский р-он с.Баз.Матаки ул.40 лет Победы,1

Алькеевский район

Почтовый адрес:

Основные мероприятия проекта

Дата проведения

Название мероприятий

Ответственные лица

сентябрь 2014 г.

Разработка проекта «Протяни руку»

Ежемесячно, на протяжении всего проекта

Встреча с активом Совета ветеранов Алькеевского МР РТ

Фаракшина Лилия Витальевна, Тимуровский отряд «Лучик света»

Октябрь, 2014 г.

Концерт для пожилых людей

Фаракшина Лилия Витальевна, Совет старшеклассников

Ноябрь, 2014 г

Проведение социального опроса «Нужны ли добрые поступки?»

Концерт для родителей, посвященный «Дню матери»

Фаракшина Лилия Витальевна, Тимуровский отряд «Лучик света»

Декабрь 2014 г

Проведение социального опроса «Готов ли ты участвовать в акции «Доброе дело»

Адресная помощь детям из соцприюта.

Концерт для детей соцприюта.

Фаракшина Лилия Витальевна, Тимуровский отряд «Лучик света»

Последняя суббота каждого месяца.

Отчет на школьной линейке по проекту.

Фаракшина Лилия Витальевна, Тимуровский отряд «Лучик света»

Декабрь 2014 г.

Акция «Доброе дело» Адресное поздравление ветеранов ВОВ.

Фаракшина Лилия Витальевна, Тимуровский отряд «Лучик света»

Январь 2015г.

Проведение социального опроса «Модно ли быть добрым?»

Очистка памятника на улице Хамидуллина.

Фаракшина Лилия Витальевна, Тимуровский отряд «Лучик света»

Февраль 2015 г

Акция «Твори добро»,

Изготовление поздравительных открыток для ветеранов ВОВ и труда

Встреча с ветеранами ВОВ и труда, праздничный концерт и вручение поздравительных открыток ко Дню защитника Отечества.

Фаракшина Лилия Витальевна, Тимуровский отряд «Лучик света»

Март-апрель, 2015 г

Акция «Добро начинается с меня».

Организация и проведение уборки на территории района.

Фаракшина Лилия Витальевна, Тимуровский отряд «Лучик света»

Подведение итогов работы проекта «Протяни руку»

Фаракшина Лилия Витальевна, Тимуровский отряд «Лучик света»

5.Ожидаемые результаты проекта .

Результат как компонент воспитательного процесса ориентирует педагогических работников на реализацию намеченных целей и конкретные результаты в патриотическом воспитании:

Повышение толерантности;

Повышение интереса учащихся к военной истории Отечества и истории Татарстана, противодействие попыткам фальсификации событий Великой Отечественной войны 1941-1945,

Формирование чувств уважения к истории страны,

Сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, осознание необходимости увековечения памяти об участии российских, татарстанских и алькеевских воинов в знаменательных событиях истории Отечества,

Формирование у молодежи готовности к защите Отечества и службе в российской армии,

Воспитание у молодежи заботливого, бережного отношения к старшему поколению россиян, желания оказать ему необходимую помощь и поддержку.

Управление образования Верхнесалдинского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением физики, математики, русского языка и литературы»

Исследовательский проект
"Проблема чтения школьников"

Руководитель: Гилязова
Рафиля Равильевна,
учитель ИЗО и черчения,
высшая квалификационная категория,
Школа № 2

г. Верхняя Салда
2013 год
Содержание
Введение
1. Книга и чтение в жизни школьника.
1.1 О пользе чтения
1.2 Какие книги выбрать: электронные или бумажные?.................
1.3 Гигиена чтения для школьника.

2. Исследование чтение школьников.
2.1 Результаты исследования чтения учащихся "Какой я читатель?" в Школе № 2 г. Верхняя Салда.
2.2 Как помочь школьнику полюбить читать книги. Разработка игры для школьников

Заключение.
Список литературы.
Приложение 1. Анкета "Какой я читатель?"..
Приложение 2. Фотоотчет " Анкетирование среди учащихся 5А класса Школы № 2 города Верхняя" Салда
Приложение 3. Разработка игры- спектакля "Чудо средство для здоровья!"
Приложение 4. Фотоотчет "Игра- спектакль "Чудо средство для здоровья!"
Приложение 5. Мультипликационный фильм "Почитаю"..

Введение
В последнее время очень актуальной проблемой становится нежелание ребят читать. Причиной этого, скорее всего, является пассивность в привитии навыков чтения. На фоне информационного пространства телевидением, компьютерными играми мы всё меньше внимания уделяем чтению литературы. Отсюда возникают проблемы в школе: низкая техника чтения текстов, сложность понимания условий задач на математике, ошибки при выполнении письменных заданий, следовательно низкая отметка в дневнике.
В чем польза чтения? Что имеют в виду люди, утверждая, что читать полезно? Почему многие продолжают читать, ведь не только для того чтобы расслабиться, отдохнуть, или просто занять свободное время? Я часто задаю себе эти вопросы и мне стало интересно найти ответы на них и провести исследование по проблеме чтения среди молодежи города Верхняя Салда, найти пути решения данной проблемы.

2. Исследование чтения школьников

2.1 Результаты исследования чтения учащихся "Какой я читатель?"
в Школе № 2 г. Верхняя Салда

В рамках личного исследования чтения учащихся в Школе № 2 мною было проведено исследование чтения учащихся 5 А и 9 А классов, по25 человек. Исследование проводилось поэтапно:
а) анкетирование;
б) обработка анкет;
в) индивидуальные беседы с читателями;
г) анализ и выводы по результатам анкетирования.
Проблема приобщения детей к книжной культуре сегодня одна из актуальных проблем. Дети, обучающиеся в Школе № 2, растут в благоприятной социокультурной среде. Читали и читают их родители, поэтому есть потребность в чтении и у детей. Но изменилась мотивация. Основной мотив обращения учащихся к книге, к чтению является получение знаний. От класса к классу дети всё больше становятся прагматиками. В реалиях сегодняшнего времени человек должен вырасти сильным, твёрдо стоящим на ногах, иметь хорошее образование. Подрастающее поколение будет жить в информационном обществе. Социолог А.И. Ракитов так определяет информационное общество: « Информационное общество характеризуется тем, что в нём главным продуктом являются знания». Большая загруженность учёбой, формирование избирательных и глубоких увлечений и интересов привели к изменениям в досуговом чтении. На досуговое чтение времени остаётся очень мало. Читают в свободное время детективы, фантастику и приключения. Связано это с тем, что на прилавках магазинов много таких книг и большую роль играет телевидение. Буквально с рождения дети смотрят все фильмы и передачи для взрослых. Там мы видим: драки, убийства, насилие, уход от реальной жизни. Отсюда и желания детей читать триллеры, страшилки. Массовое чтение вытеснило высокую культуру чтения. Прав социолог Б.Дубин выдвинувший такой иронический тезис: «Демократия победила: страна читает Маринину». Как положительный факт следует отметить то, что в моей школе все ученики читают программную литературу (спасибо нашим литераторам). В каждой семье практически есть домашняя библиотека, отрицательный ответ о наличии домашней библиотеки дали восемь человек, я думаю, они просто поняли буквально библиотека. Многие используют ресурсы Интернета, это нормальное явление, при этом они обращаются и к книге. На вопросы связанные с тем, чьи рекомендации важнее при выборе книг дети отвечают, что предпочитают решать сами и послушают сверстников и это тоже закономерно. В возрасте 12-13 лет дети стремятся быть самостоятельными, хотят решать всё сами. Пятиклассники же пока прислушиваются к мнению учителя. 27 человек из 100 опрошенных хотят состоять в активе библиотеке, это тоже не плохой результат. У 1/3 читателей есть глубокий интерес к книге и библиотеке.
В результате исследования выяснилось, что на момент проведения анкетного опроса в библиотеке школы читают 90% учащихся (опрошенных), цифру можно назвать и 100%, если учесть, что каждый ученик получает ежегодно в библиотеке учебники. Помимо того 48% моих одноклассников читают в библиотеках городской системы. Ученики гимназии, как показал опрос, любят рассказывать о прочитанном, сочиняют стихи - 40%о, рассказы 22%о и сочиняют песни и даже романы. Для 42% книга-это праздник и возможность поразмышлять. И в то же время для 40% книга-это отвлечение от реальной жизни. Этот факт, конечно, настораживает. Многие из детей читают местную периодику, журналы читают научно-познавательного характера и развлекательного. В целом анализ показал, что в школе в подростковом возрасте преобладает деловое чтение.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Рис. 1. Пользование услугами библиотек.

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415Рис. 2. Распределение чтения литературы по жанрам

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415Рис. 3 Кто и как влияет на выбор книг для чтения

Мы всё меньше внимания уделяем чтению литературы, так как нас окружает информационное пространство, телевидение, компьютерные игры. Отсюда возникают проблемы в школе: низкая техника чтения текстов, сложность понимания условий задач на математике, ошибки при выполнении письменных заданий.
Есть дети, которые бегло и толково читают уже в пятилетнем возрасте. Один выучивается читать сам, над другим трое умных учителей бьются, а он так и не может толком научиться читать в течение всего школьного обучения и неприятие печатного текста распространяется у него до взрослого возраста.
Умение читать не зависит целиком от интеллекта ребёнка.
Бывает так, что школьник не хочет читать, потому что ему просто скучен сам процесс. Надо попробовать превратить чтение в игру. Например, разыграть образы, ситуации, в которых требуется что – то прочесть. В исследовательской части своей работы я представила свою разработку игры, которая была проведена в 5 А классе Школы № 2 города Верхняя Салда, а в приложении № 3 вложены необходимые материалы (маски), которые могут быть полезны для школьников и учителей, родителей.
По итогам проведенной игры- спектакля ребята с интересом принимали участие и с удовольствием читали свои реплики. Считаю, что ребята провели свое свободное время с пользой, были заинтересованы чтением.

Заключение

Приложение 1
Анкета "Какой я читатель?"
Какой я читатель?"
(для учащихся 5-х классов)
Добрый день!
У тебя уже немалый читательский опыт. Настало время осознать его.
Предлагаем тебе принять участие в исследовании чтения, которое поможет определить
какой ты читатель. Для этого прочитай вопросы анкеты и отметь подходящие для тебя варианты ответов.
1. Какой способ поиска информации ты предпочитаешь:
A) ресурсы Интернет
Б) справочно-библиографический аппарат библиотеки (каталоги, картотеки)
B) учебная литература (учебники, пособия)
Г) справочная литература (энциклопедии, справочники)
Д) периодическая печать (газеты, журналы)
Е) информация на CD дисках
Ж) (другое)___________________________________
2. Есть ли в твоей семье домашний библиотека? Да. Нет.
3. Пользуешься ли ты услугами библиотек? Да. Нет.
если ДА, то какой:
A) домашней Б) школьной
B) городской (какой конкретно)_____________________________________________
4.Хочешь ли ты записаться в библиотеку школы? ДА. Нет.
если ДА, то с какой целью:
А) получить учебники по общеобразовательным предметам
Б) брать литературу по школьным программам
Г) пользоваться в читальном зале справочной литературой
Д) просмотр CD дисков
Е) (другое)_____________________________________________
5.Хотел бы ты состоять в активе библиотеки? Да. Нет
если ДА, то почему________________________________
6. Любишь ли ты читать? Да. Нет.
Книги, какого жанра ты предпочитаешь?
A) исторические
Б) приключенческие
B) детективы
Г) научно-познавательные
Д) фантастика
Г) (другое)______________________________________________
7. Если у тебя любимый автор (писатель, поэт)? ДА. Нет.
если ДА, то кто:
8. К чьему мнению ты скорее прислушиваешься, если тебе советуют прочитать ту или иную книгу?
А) друзей, сверстников
Б) братьев, сестер
В) родителей
Г) учителей
Д) библиотекаря
Е) обычно сам решаю
9. Любишь ли ты рассказывать кому-либо о прочитанном? Или слушать рассказ другого о книге?
Да. Нет
10. Перечитываешь ли ты книги?
А) часто Б) никогда В)редко
11 Ты ждешь от книги:
A) возможности поразмышлять
Б) острых ощущений
B) отвлечения от реальной жизни
12.Какое изречение тебе ближе:
A) хорошая книга просто праздник Б) книга помогает жить
B) книга уводит от жизни
13. Какие журналы, газеты ты читаешь? (назови)
14. Есть ли у тебя личный опыт в создании литературных произведений? ДА. НЕТ.
А) стихи
Б) рассказы
В) сказки
Г) (другое)_____________
Школа Мальчик
Класс Девочка

Спасибо, за участие в исследовании!

Приложение 2.

Фоотчет
Анкетирование учащихся 5А класса Школы № 2 города Верхняя Салда

Приложение 3
Разработка игры- спектакля
"Чудо средство для здоровья!"

В спектакле участвуют ребята по желанию (думаю, хорошо если роли раздадут тем, кто хуже читает). Заранее сценарий не выдается.
Действующие лица: Кристина, Ульяна, Матвей, Баба яга, Леший, Кикимора, пень, яблоня, царь, царевна, Кощей, гусь 1, гусь 2, глашатай, избушка
Уля и Матвей подходят к Кристине, которая сидит с перевязанным горлом и читает обрывок листа.
Ульяна: Танюша ты опять сегодня не пришла в школу.
Кристина: Да, вот опять простыла!
Матвей: Что-то ты часто болеешь в последнее время!
Кристина: Я и сама не знаю почему. Но сегодня мне приснился необыкновенный сон: будто облачко влетело в моё окно и с него на подоконник слетел лист бумаги. На нём было написано, в чём секрет здоровья. Только я начала читать, прилетели гуси-лебеди, а у меня только один клочок остался. Проснулась я и вижу: в руках у меня этот клочок. Вот и не знаю теперь, сон это был или явь. Написано: «Секрет здоровья прост».
Ульяна: Всё ясно. Это было наяву. А аисты прилетали из сказки.
Матвей: Хватит фантазировать! Какие ещё сказки? Давай лучше почитаем,что здесь написано! (читают). Секрет здоровья рост
Матвей: И это всё?
Кристина: (со вздохом сожаления). Всё! Эх, если бы узнать мне этот секрет, чтобы не болеть так часто. Прямо сейчас отправилась бы на поиски гусей, но у меня температура
Ульяна: Мы должны помочь Тане! Я знаю эту сказку. Гуси-лебеди, конечно же отправились к Бабе Яге. Мы должны сейчас же отправиться туда.
Матвей: Ты, конечно, добрая девочка, но со своими сказками ты просто смешна. конечно, Кристина, мы поможем тебе. Куда же могли полететь гуси? (думает). Сейчас конец зимы. Перелётные птицы ещё в тёплых краях. Значит, мы должны двигаться в южном направлении. Вперёд, Ульяна, на юг!
(Кристина машет рукой.)
Кристина: Счастливого пути!
Ульяна и Матвей спорят.
Матвей.: Не бывает в наши дни чудес на свете.
Ульяна: Для тех, кто не верит в них сам.
Матвей: Нет Кащея - это знают даже дети.
Ульяна: А в сказках живут тут и там.
Матвей: Лукоморья нет на карте, значит в сказку нет пути.
Ульяна: Это присказка, не сказка, а сказка будет впереди.
Ульяна: Есть на курьих ножках в сказках- то избушка.
Матвей: Поверить в такое смешно.
Ульяна: Там в царевну превращается лягушка.
Матвей: Что смысла в наш век лишено.
Матвей: На вопросы нам наука даст ответы.
Ульяна: А в лесу Белоснежка живет.
Матвей: К дальним звездам отправляются ракеты.
Ульяна: Но есть и ковер-самолет. Лес. яблоня.
Ульяна.Матвей: мы кажется заблудились. Я же говорил тебе что нет никакой Бабы- Яги. .
Ульяна: Смотри Матвей яблоня. Яблоня в лесу? Где?
Ульяна: Да вот за ёлочкой, идём покажу.
Подходят к яблони.
Яблоня: Мои ветки подросли,
Гнутся ветки до земли,
Некому ухаживать за мною.
Утомились вы в пути,
Что вам стоит по подойти,
Яблочко отведать наливное.
Дети берут яблочки.
Спасибо тебе яблоня.
Ульяна: Яблоня скажите пожалуйста где нам бабу ягу найти? Вот возьмите это яблочко. Оно вам дорогу и подскажет.
Дети: Спасибо.
Яблоня: Счастливого вам пути.
Мы должны секрет раскрыть,
Как спасти больного,
Как всегда красивым быть,
Как расти здоровым.
Пусть дорога тяжела,
Знаем без подсказки,
Что добро сильнее зла
Наяву и в сказке.(уходят).
Лес: Избушка на курьих ножках.
Выходят гуси и избушка, поют.
Избушка. Жили у бабуси
Два веселых гуся:
Один - серый,
Другой - белый -
Два веселых гуся.
Вытянули шеи -
У кого длиннее
Гусь1. У меня длиннее
Гусь2. Нет, у меня длиннее
Избушка: Гуси вот так гуси.
У кого длиннее?
Разбежались гуси
Ой. сварит вас бабуся
Гусь1: Меня сварит?
Гусь2: Меня сварит?
Гуси. Нет, любит нас бабуся.
Выходит баба яга.
Баба яга: Гуси, мои гуси..
Один - серый,
Другой - белый -
Гуси мои, гуси.

Избушка. Выходили гуси,
Кланялись бабусе.
Один - серый,
Другой - белый -
Кланялись бабусе.
Баба яга: Гуси-лебеди, ко мне!
Гуси-лебеди выглядывают из-за деревьев слева.
Гусь 1: Ой, гореть нам всем в огне! Ой, в котел нас бросит! Баба-Яга Хватит языком трепать, по делам мне надо. Вы мне Ваню отыщите и ко мне его несите.
Подходят к Бабе-Яге и ласкаются
Гуси. Услужить мы рады!
Гуси улетают.
Выбегают внучки ёжки.
Внучки: Поиграй с нами ещё, бабушка!
Баба яга: Ладно поиграю. Только во что? В прятки с вами играла?
Внучки: Играла.
Баба яга: В лото играла?
Внучки: Играла.
Баба яга: Так что же вам ещё надо?
Внучки: Спой, бабушка, ну спой нам.
Баба яга: Ох не жалеете вы свою бабушку. Спою, а о чём спою? Пойдёмте я вам расскажу.
Падает Баба яга. Подбегают внучки, падают, слушают сердце.
Внучки: Неужели умерла?
Баба яга. Э-э нет не дождётесь! Я вот вам сейчас устрою фокус- покус.
Тары- бары – растабары
Ёлки –палки - коломбей
Журы- муры
Мары-вары
Самба- мамба
Милки- вей!
Выходят девочки.
Ульяна: Кто-то ещё здесь больной? Смотри! Это же Баба ягя! А ты не верила в сказки!
Матвей: Да это просто бедная одинокая старушка! Наверное, ей нужна помощь!
Ульяна: Ты что! Она же злая! Она нас заколдует. Это Яга!
Матвей: А вот я сейчас спрошу у неё. Бабушка, как Вас зовут?
Баба Яга: Ты что же, милая, не узнала меня? Я ЯГА! По 100 лет не навещает никто. Уж и забыли старую. Вот превращу вас сейчас в пеньки лесные или в тину болотную, вспомните, кто я!
Ульяна: Нельзя нас в тину! Мы свою подругу должны спасти!
Баба Яга: Ваню? Это Иванушку- дурочка-то! Он же меня в печь хотел засунуть!
Ульяна: Не Ваню, а Кристину. Она всё время болеет, в садик не ходит, а секрет здоровья ваши гуси унесли.
Матвей: Помогите нам мы вас навещать будем.
Баба Яга: Принесли они какую-то бумажку.Читать я, правда, не умею. Да отпускать вас жалко. Больно вы аппетитные, хорошенькие, чистенькие!
Ульяна: Мы умываемся, чистим зубы, стараемся быть опрятными и аккуратными. Иначе от микробов не спасёшься!
Баба Яга: Это кто же такие? И меня одолеть могут?
Ульяна: Они могут победить каждого у кого грязные руки, уши, ногти, одежда!
Баба Яга критически осматривает себя, плачет.
Матвей: Не плачьте, мы вам поможем, ведь в душе вы добрая!
Баба Яга: Если поможете мне, отдам вам секрет!
Матвей: Мы подарим вам, дорогая Баба Яга, вот эту расчёску.
Баба Яга: Знаю, бросишь её встанет густой лес!
Матвей: Нет. Просто, когда вымоете волосы, аккуратно расчешитесь.
А ещё мы подарим вам это зеркальце.
Баба Яга: Это я знаю! Бросишь зеркальце – и появится озеро серебристое.
Ульяна: Нет, это другое зеркальце. Если в него посмотришься, то сразу видно, чистый ли ты, аккуратный ли.
Баба Яга: Волшебная что ли?
Матвей: А ещё мы вам подарим мыло!
Баба Яга: Что же будет, если бросишь мыло?
Даша: Зачем же мыло бросать?
Матвей и Ульяна: Им нужно мыться!
Баба Яга: Как это мыться?
Ульяна. (показывает бумагу) А вот здесь есть все инструкции
(Баба Яга хочет взять лист, но Ульяна не даёт.)
Толька в обмен на нашу бумагу!
Баба Яга: Согласна. Давайте ваши инструкции. Вот бумага. Но хочу признаться ко мне заходил леший и оторвал кусочек вот всё, что осталось.
Девочки берут клочок бумаги. Гигиена
Матвей: Как жаль! Мы не узнаем всего секрета.
Ульяна: Мы узнаем его! Скорей! Мы должны попасть к лешему!
Уля: Яблочко яблочко покажи нам дорогу к лешему
Мы секрет с тобой найдём
В царстве тридесятом.
И здоровье в каждый дом
Пусть придёт к ребятам.
Пусть дорога тяжела,
Знаем без подсказки,
Что добро сильнее зла
На яву и в сказке.
Лес.
Разбойники: Кикимора. Тихо. Молчать всем. Шаги слышу.
Леший: Наконец то к нам гости пожаловали. Уля. Ой. Я слышу шум за ёлкой.
Матвей: Неужели это волки?
Ульяна. Ой, кто здесь?
Пень. Надо же пугливая какая! Это хорошо.
Матвей. Кто вы!
Леший. Смотрите, не узнаёт. сейчас быстро узнаешь!
Подходит к ребятам.
Матвей: Не смейте подходить к нам.
Кикимора: Какие мы нежные.
Леший: Какие аппетитные.
Пень: Чистенькие.
Кикимора: Я очень люблю маленьких детей на ужин!
Матвей: Ещё не время для ужина
Все: Как это не время?
Матвей: Есть много других интересных и полезных занятий. Займитесь очисткой леса! Посадите новые саженцы!
Леший: А как это?
Ульяна: У нас есть инструкции. Вот они!
Матвей: Но сначала нужно весь мусор убрать.
Пень: Я согласен, начну прямо сейчас! Вот смотрите я порву эту бумагу и
Матвей: Стойте! Стойте! Это не простая бумага, а с секретом!
разворачивают и читают: "Свежий воздух, спорт, закаливание"
Но здесь опять не всё! Дальше оторвано!
Леший: Ой, совсем забыл! Я оторвал кусочек, чтобы сделать подарок Царевне Несмияне. Я сделал ей смешную рыбку (вздыхает), но она так и не рассмеялась.
Ульяна: Скорее проводите нас к ней.
Кикимора: Хорошо, пойдёмте!
Глашатай: Государства дочь-барышня
День и ночь рыдает одна.
Наплакала речку, наплакала море,
Царь и Царица в огромном горе.
И от куда воды столько?
Так и утонем вскоре!
Кто же ее рассмешит?
Появляется Царевна Несмеяна и Царь.
Несмеяна: Эй, папаня. Скучновато,
Подевались все куда-то!
Плакать хочется рыдать,
Слёзы лить да горевать.
Царь. Ты б, царевна, не грустила,
Не хныкала, не ныла.
Хватит плакать и реветь,
Лучше будем песни петь!
Царевна Несмеяна поёт
на мотив песни « Розовый слон»
Заходят Маша и Даша.
Ульяна: Отчего здесь так сыро?
Царевна Несмеяна: Это потому что я всё время плачу!
Матвей: Но ведь это вредно для здоровья! Хорошее настроение излечивает многие болезни.
Царевна Несмеяна: Никто не может вылечить меня! Никто меня не рассмешит!
Ульяна: А если нам это всё-таки удастся, ты подаришь нам свою рыбку?
Царевна Несмеяна: Ладно, всё равно мне некуда выпустить её, вода везде грязная. НО вы меня рассмешить не сможете.
Ульяна: А мы попробуем!
Матвей: А я с тяжёлым рюкзаком.
Царевна Несмеяна: А можно я попробую?
Ульяна: Пройдись, как будто тебе туфли жмут.
Царевна Несмеяна идёт и смеётся.
Матвей: А теперь у тебя на голове кувшин с чистой водой.
Ульяна: Что с тобой, Несмеянушка? Совсем развеселилась – и вот опять погрустнела.
Царевна Несмеяна: Нет больше чистой воды в моём роднике! Потемнела она!
Матвей: Мы знаем, как тебе помочь! Надо очистить родник, углубить, и он снова зазвенит! Ведь многие болезни – именно от грязной воды!
Царевна Несмеяна: Но я не знаю, как всё это сделать.
Ульяна: Вот, здесь всё написано! Возьми! И будь всегда весёлой.
Царевна Несмеяна: Спасибо, Ульяна! Спасибо, Матвей! Возьмите мою рыбку!
Ульяна: Но и тут опять не всё.
Царь: Это Кощей Бессмертный оторвал кусочек и спрятал у себя!
Матвей: Мы должны найти его и помочь Кристине!
Уля: Яблочко, яблочко, покажи нам дорогу к кощею.
Кощей: Матвей. Здравствуйте!
Ульяна: Здравствуйте, Кощеюшка!
Кощей: Какой я вам Кощеюшка, Ой-ой-ой!
Матвей: Что случилось?
Кощей: Зубы болят! И чистил, и жвачку жевал
Матвей: Жвачку тоже надо в меру А вот питаться можно лучше. А то вон – одни кости остались. Худенький!
Ульяна: Щупленький.
Матвей: Вам обязательно нужно горячее питание, как у нас в детском саду.
Ульяна: И обязательно нужны витамины, поэтому ешьте больше фруктов и овощей! У нас и инструкции есть в обмен на ваш секрет.
Кощей: Да какие проблемы? Меняемся! (Протягивает клочок бумаги, забирает инструкции, отдёргивает руку с «секретом» и смеётся.) Разве можно верить Кощею? Давайте, бегите отсюда, пока я добрый!
Ульяна: Как вы посмотрите на это? (Показывает на яйцо.) В этом яйце – игла, а на конце иглы
Кощей: Хватит, хватит, молчи, услышат!
Ульяна: Да, все и так знают. Ну что, меняемся?
Кощей: Да я пошутил. Что, и пошутить нельзя? (отдаёт бумагу и уходит.) Качественное питание, витамины.
Ульяна: Давай прочитаем весь секрет здоровья. Секрет здоровья прост: гигиена, свежий воздух, спорт, закаливание, положительные эмоции, качественное питание, витамины.
Баба Яга: А я теперь самая чистая!
Леший: А я посадил молодые деревца.
Пень: Каждое утро я делаю зарядку, это даёт мне силы и энергию.
Кикимора: (Поднимает стакан.) Давайте выпьем за здоровье
Все: Что?!
Кикимора: Чистой родниковой воды
Царевна Несмеяна: Это я принесла. Я ухаживаю за родником, вода в нём теперь кристально чистая, звонкая, а я всегда весёлая!
Кощей: А я теперь правильно питаюсь.
Ульяна: Какие вы все молодцы!
Матвей: Пойдёмте вместе с нами в гости к Кристине!
Ульяна: Мы принесём ей секрет здоровья, и она никогда не будет болеть!
Баба Яга: А можно?
Матвей: Конечно, можно!
Все: Ура!
Чудо-средство для здоровья есть,
Все по пальцам можно перечесть:
Гигиена
Настроенье
Зарядка.Витамины