Лексическая стилистика. Смысловая точность речи

Умение найти точные слова для наименования тех или иных понятий помогает добиться краткости в выражении мысли, и, напротив, стилистическая беспомощность автора нередко приводит к Речевая избыточность речевой избыточности - многословию.

На многословие как на большое зло неоднократно обращали внимание ученые, писатели А. П. Чехов заметил: «Краткость - сестра таланта». А. М. Горький писал, что лаконизм, как и точность изложения, даются писателю нелегко: «. . . Крайне трудно найти точные слова и поставить их так, чтобы немногим было сказано много, „чтобы словам было тесно, мыслям - просторно“»Горький М. Собрание сочинений: В 30 т. М. , 1953. Т. 24. С. 490. .

Многословие проявляется в различных формах. Нередко можно наблюдать навязчивое объяснение всем известных истин: Потребление молока является хорошей традицией, молоком питаются не только дети, потребность в молоке, привычка к молоку сохраняется до глубокой старости. Плохая ли это привычка? Надо ли от нее отказываться? - Нет! Подобное Пустословие пустословие, естественно, пресекается редактором: рассуждения, не представляющие информативной ценности, при литературном редактировании исключаются. Однако такая правка-сокращение не имеет прямого отношения к лексической стилистике, так как затрагивает не лексическую сторону текста, а его содержание.

Предметом лексической стилистики является речевая избыточность, возникающая при повторной передаче одной и той же мысли, например: Их потрясло зрелище пожара, свидетелями которого они были; Наши спортсмены прибыли на международные соревнования для того, чтобы принять участие в соревнованиях, в которых будут участвовать не только наши, но и зарубежные спортсмены; Он не мог оставаться в стороне от семейных конфликтов, как муж женщины и отец детей; Машинный парк обновили новыми машинами (выделенные слова лишние).

Иногда проявление речевой избыточности граничит с абсурдностью: Труп был мертв и не скрывал этого. Такие примеры многословия стилисты называют Ляпалиссиада ляпалиссиадами. Происхождение этого термина небезынтересно: он образован от имени французского маршала маркиза Ля Палиса, погибшего в 1525 г. Солдаты сочинили о нем песню, в которой были слова: Наш командир еще за 25 минут до своей смерти был жив. Нелепость ляпалиссиады - в утверждении самоочевидной истины.

Ляпалиссиады придают речи неуместный комизм нередко в таких ситуациях, которые возникли в результате трагических обстоятельств. Например: Поскольку ответственный редактор сборника умер, необходимо ввести в состав редколлегии нового редактора из ныне живущих; Мертвый труп лежал без движения и не проявлял признаков жизни.

Речевая избыточностьРечевая избыточность может принимать форму плеоназма. Плеоназм Плеоназмом (от гр. pleonasmos - излишество) называется употребление в речи близких по смыслу и потому излишних слов (главная суть, повседневная обыденность, бесполезно пропадает, предчувствовать заранее, ценные сокровища, темный мрак и т. п.). Часто плеоназмы появляются при соединении синонимов расцеловал и облобызал; долгий и продолжительный; мужественный и смелый; только, лишь; тем не менее, однако; так, например.

Еще А. С. Пушкин, считая краткоcть одним из достоинств произведения, упрекал П. А. Вяземского в письме к нему за то, что в его сказке «Черта местности» речь одного из героев «растянута», а фраза «Еще мучительней вдвойне едва ли не плеоназм»Пушкин А. С. Собрание сочинений: В 10 т. М. , 1977. Т. 9. С. 124. .

Плеоназмы обычно возникают вследствие стилистической небрежности автора. Например: Местные работники леса не ограничиваются только охраной тайги, но и не допускают также, чтобы напрасно пропадали богатейшие дары природы. При стилистической правке выделенные слова необходимо исключить. Однако следует отличать такое проявление речевой избыточности от «мнимого плеоназма», к которому автор обращается сознательно как к средству усиления выразительности речи. В этом случае плеоназм становится ярким стилистическим приемом. Вспомним Ф. Тютчева: Небесный свод, горящий славой звездной. Таинственно глядит из глубины, И мы плывем, пылающею бездной со всех сторон окружены; С. Есенина: Дай, Джим, на счастье лапу мне. Такую лапу не видал я сроду. Давай с тобой полаем при луне на тихую, бесшумную погоду. . . Еще пример: Не вернется вспять время, когда история нашей страны переписывалась в угоду лживой идеологии (из газ.).

Употребление плеонастических сочетаний характерно и для фольклора: Ты куда, Вольга, идешь? Куда путь держишь? Чтоб по имени тебе место дать, по изотчеству. . . В устном народном творчестве традиционно использовались экспрессивно окрашенные плеонастические сочетания грусть-тоска, море-окиян, путь-дороженька и под.

Разновидностью Плеоназмплеоназма является Тавтология тавтология (из гр. tauto - то же самое, logos - слово). Тавтология как явление лексической стилистики может возникать при повторении однокоренных слов (рассказать рассказ, умножить во много раз, спросить вопрос, возобновить вновь), а также при соединении иноязычного и русского слова, дублирующего его значение (памятные сувениры, впервые дебютировал, необычный феномен, движущий лейтмотив). В последнем случае иногда говорят о Тавтология: Скрытая скрытой тавтологии.

Повторение однокоренных слов, создающее тавтологию, - очень распространенная ошибка (Истец доказывает свою правоту бездоказательными доказательствами; Рост преступности вырос; Граждане пешеходы! Переходите улицу только по пешеходным переходам!). Употребление однокоренных слов создает ненужное «топтание на месте», например: . . . Совершенно закономерно вытекает определение, что производительность труда на определенных ступенях развития техники определяется совершенно определенными закономерностями. Чтобы осмыслить подобное высказывание, надо, прежде всего, избавиться от тавтологии. Возможен такой вариант стилистической правки: Вытекает вполне обоснованный вывод, что производительность труда на различных ступенях развития техники определяется объективными закономерностями.

Однако повторение однокоренных слов не всегда следует рассматривать как стилистическую ошибку. Многие стилисты справедливо считают, что исключать из предложений однокоренные слова, заменяя их синонимами, не всегда необходимо: в одних случаях это невозможно, в других это может привести к обеднению, обесцвечиванию речи.

Несколько однокоренных слов в близком контексте стилистически оправданы в том случае, если родственные слова являются единственными носителями соответствующих значений и их не удается заменить синонимами (тренер - тренировать; выборы, избиратели - выбирать; привычка - отвыкнуть; закрыть - крышка; варить - варенье и др.). Как избежать, скажем, употребления однокоренных слов, когда надо сказать: На кустах расцвели белые цветы; Книга отредактирована главным редактором?

В языке немало тавтологических сочетаний, употребление которых неизбежно, так как в них используется терминологическая лексика (словарь иностранных слов, звеньевая пятого звена, бригадир первой бригады и т. п.). Приходится мириться с таким, например, словоупотреблением: следственные органы. . . расследовали; болеть базедовой болезнью; подрубку пласта ведет врубовая машина и т. п.

Многие родственные с этимологической точки зрения слова в современном языке утратили словообразовательные связи (ср. : снять - поднять - понять - обнять - принять, песня - петух, утро - завтра). Такие слова, имеющие общий этимологический корень, не образуют тавтологических словосочетаний (черные чернила, красная краска, белое белье).

ТавтологияТавтология, возникающая при сочетании русского слова и иноязычного, которые совпадают по значению, обычно свидетельствует о том, что говорящий не понимает точного смысла заимствованного слова. Так появляются сочетания юный вундеркинд, мизерные мелочи, внутренний интерьер, ведущий лидер, интервал перерыва и т. п. Тавтологические сочетания подобного типа иногда переходят в разряд допустимых и закрепляются в речи, что связано с изменением значений слов. Примером утраты тавтологичности может быть сочетание период времени. В прошлом лингвисты считали это выражение тавтологическим, так как греческое по происхождению слово период значит «время». Однако слово период постепенно приобрело значение «промежуток времени», и поэтому выражение период времени стало возможным. Закрепились в речи также сочетания монументальный памятник, реальная действительность, экспонаты выставки, букинистическая книга и некоторые другие, потому что в них определения перестали быть простым повторением основного признака, уже заключенного в определяемом слове. Не требует стилистической правки и тавтология, возникающая при употреблении аббревиатур в научном и официально-деловом стилях, например: система СИ [т. е. «система Система Интернациональная» (о физических единицах)]; институт БелНИИСХ (институт Белорусский научно-исследовательский институт сельского хозяйства).

ТавтологияТавтология, как и плеоназм, может быть стилистическим приемом, усиливающим действенность речи. В разговорной речи используются такие тавтологические сочетания, как сослужить службу, всякая всячина, горе горькое и др. , вносящие особую экспрессию. Тавтология лежит в основе многих фразеологизмов (есть поедом, видать виды, ходить ходуном, сиднем сидеть, набит битком, пропадать пропадом). Особенно важное стилистическое значение приобретают тавтологические повторы в художественной речи, преимущественно - в поэтической.

Встречаются тавтологические сочетания нескольких типов: сочетания с тавтологическим эпитетом (И новь не старою была, а новой новью и победной. - Сл.), с тавтологическим творительным падежом (И вдруг белым-бела березка в угрюмом ельнике одна. - Сол.). Тавтологические сочетания в тексте выделяются на фоне остальных слов; это дает возможность, прибегая к тавтологии, обратить внимание на особо важные понятия (Итак, беззаконие было узаконено; Все меньше и меньше остается у природы неразгаданных загадок). Важную смысловую функцию несет тавтология в заголовках газетных статей («Зеленый щит просит защиты»; «Крайности Крайнего севера», «Случаен ли несчастный случай?», «Устарел ли старина велосипед?»).

Тавтологический повтор может придавать высказыванию особую значительность, афористичность (Победителю ученику от побежденного учителя. - Жук. ; По счастью, модный круг теперь совсем не в моде. - П. ; И устарела старина, и старым бредит новизна. - П.). Как источник речевой экспрессии Тавтологиятавтология особенно действенна, если однокоренные слова сопоставляются как синонимы (Точно они не виделись два года, поцелуй их был долгий, длительный. - Ч.), Антонимыантонимы (Когда мы научились быть чужими? Когда мы разучились говорить? - Евт.).

Как и всякие повторы, тавтологические сочетания повышают эмоциональность публицистической речи [Седьмая симфония (Шостаковича) посвящена торжеству человеческого в человеке. . . На угрозу фашизма - обесчеловечить человека - композитор ответил симфонией о победном торжестве всего высокого и прекрасного. - А. Т. ].

Нанизывание однокоренных слов используется в градации (от лат. gradatio - постепенность) - стилистической фигуре, основанной на последовательном повышении или понижении эмоционально-экспрессивной значимости (О! ради наших прошлых дней погибшего, погубленного счастья, не разрушай в душе моей к прошедшему последнего участья! - Ог.).

В экспрессивно окрашенной речи тавтологические повторы, как и повторение звуков, могут стать выразительным средством фоники (Потом тягачи с пушками потянулись, полевая кухня проехала, потом пехота пошла. - Шол.). Поэты часто совмещают оба приема - повторение корней и повторение звуков (Все хорошо: поэт поет, критик занимается критикой. - Маяк.).

Возможность каламбурного столкновения однокоренных слов позволяет использовать тавтологию как средство создания комизма, сатирической окраски. Этим приемом блестяще владели Н. В. Гоголь, М. Е. Салтыков-Щедрин (Позвольте вам этого не позволить; Писатель пописывает, а читатель почитывает). Как средство комизма используют тавтологию и современные авторы юмористических рассказов, фельетонов, шуток (Деловитость: Делай не делай, а всех дел не переделаешь; Коровка, прозванная божьей, безбожно истребляет картофельные посадки. - «ЛГ»).

Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-1.jpg" alt=">Лексическая стилистика ">

Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-2.jpg" alt="> Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной. Но этого"> Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной. Но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь отражает все изменения, происходящие в мире. Он запечатлел опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, развитию техники, науки, искусства. Он может назвать любую вещь и располагает средствами для выражения самых отвлеченных и обобщающих идей и понятий. С. Маршак

Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-3.jpg" alt="> Ведущая роль слова в системе языковых средств определяет его место в стилистике "> Ведущая роль слова в системе языковых средств определяет его место в стилистике языка: слово является основной стилистической единицей. Лексическая стилистика изучает соотносительные лексические средства языка, давая оценку использованию слова в конкретной речевой ситуации и вырабатывая рекомендации нормативного словоупотребления в различных функциональных стилях.

Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-4.jpg" alt="> Лексическая стилистика изучает: Сочетаемость Полисемию Синонимию Антонимию Омонимию Паронимию и парономазию"> Лексическая стилистика изучает: Сочетаемость Полисемию Синонимию Антонимию Омонимию Паронимию и парономазию Устаревшие слова (архаизмы) Неологизмы Тропы

Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-5.jpg" alt="> Смысловая точность речи. Выбор слова Неясность речи есть неизменный признак неясности"> Смысловая точность речи. Выбор слова Неясность речи есть неизменный признак неясности мысли, утверждал Л. Н. Толстой; шутя, писатель заметил: «Если бы я был царь, я бы издал закон, что писатель, который употребит слово, значения которого он не может объяснить, лишается права писать и получает 100 ударов розог» .

Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-6.jpg" alt="> А. П. Чехов так отзывался о своей работе: «. . ."> А. П. Чехов так отзывался о своей работе: «. . . Я занят, занят по горло: пишу и зачеркиваю, пишу и зачеркиваю. . Я не хочу признавать рассказов без помарок» . Упрекая одного из молодых писателей в небрежности, А. П. Чехов напоминал: «Рукописи всех настоящих мастеров испачканы, перечеркнуты вдоль и поперек, потерты и покрыты латками, в свою очередь перечеркнутыми и изгаженными» . И рекомендовал работать так: «Надо рассказ писать 5 -6 дней и думать о нем все время. . . Надо, чтобы каждая фраза, прежде чем лечь на бумагу, пролежала в мозгу дня два. . . »

Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-7.jpg" alt="> Речевые ошибки, вызванные неправильным выбором слова Погода сопутствовала хорошему отдыху (вместо"> Речевые ошибки, вызванные неправильным выбором слова Погода сопутствовала хорошему отдыху (вместо благоприятствовала); У куниц скоро появится наследство (имеется в виду потомство); Я хочу продолжить семейную династию и потому решил стать офицером (вместо традицию).

Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-8.jpg" alt=">Употребление слов без учета их семантики может стать причиной алогичности и даже абсурдности"> Употребление слов без учета их семантики может стать причиной алогичности и даже абсурдности высказывания. В одном очерке было написано: «. . . И стоят наши дальневосточные березки в своем подвенечном саване» (автор перепутал саван и фату).

Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-9.jpg" alt="> Из-за неточного словоупотребления может возникнуть анахронизм (нарушение хронологической точности при употреблении слов,"> Из-за неточного словоупотребления может возникнуть анахронизм (нарушение хронологической точности при употреблении слов, связанных с определенной исторической эпохой): В Древнем Риме недовольные законами плебеи устраивали митинги (слово «митинг» появилось значительно позднее, причем в Англии); В XVIII веке в Ленинграде было закрыто несколько типографий (название города на Неве, которое употребил автор, было неизвестно в XVIII веке, следовало написать: в Петербурге).

Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-10.jpg" alt="> Алогизм - сопоставление несопоставимых понятий, например: Синтаксис энциклопедических статей отличен от"> Алогизм - сопоставление несопоставимых понятий, например: Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей. Получается, что синтаксис сравнивается с научными статьями. Устраняя алогизм, можно написать: Синтаксис энциклопедических статей отличается от синтаксиса других научных статей, или: Синтаксис энциклопедических статей имеет ряд особенностей, несвойственных синтаксису других научных статей. Выявление и исправление алогизма не вызывает затруднений.

Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-11.jpg" alt=">Причиной алогизма может стать подмена понятия: Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется"> Причиной алогизма может стать подмена понятия: Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется одно и то же название фильма. Демонстрируется фильм, а не его название, исправим: Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется один и тот же фильм. Такие ошибки в речи возникают и вследствие недостаточно четкой дифференциации понятий, например: Приближения дня премьеры коллектив театра ждет с особым волнением (ждут не приближения премьеры, а когда состоится премьера).

Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-12.jpg" alt="> Нелогичной нашу речь делает и неоправданное расширение или сужение понятия, возникающее вследствие смешения"> Нелогичной нашу речь делает и неоправданное расширение или сужение понятия, возникающее вследствие смешения родовых и видовых категорий: При хорошем уходе от каждого животного можно надаивать по 12 л. молока (следовало употребить не родовое наименование - животное, а видовое - корова); В любое время суток медицина должна прийти на помощь ребенку. Надо было написать: В любое время суток медицина должна прийти на помощь больному (ведь в медицинской помощи нуждаются не только дети).

Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-13.jpg" alt="> Родовые наименования нередко представляются говорящим более значительными, создают впечатление «важности» высказывания. Поэтому человек,"> Родовые наименования нередко представляются говорящим более значительными, создают впечатление «важности» высказывания. Поэтому человек, желающий высказаться «покультурнее» , не решается порой назвать шапку шапкой, а пиджаком. И произносит вместо этого строгие слова: головной убор или верхняя одежда. К. И. Чуковский в книге «Живой как жизнь» вспоминал, как при подготовке радиопередачи «отредактировали» выступление молодого литератора, который собирался сказать: «Прошли сильные дожди» . «Заведующий клубом поморщился: - Так не годится. Надо бы литературнее. Напишите -ка лучше вот этак: «Выпали обильные осадки» .

Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-14.jpg" alt="> Лексическая сочетаемость В основе учения о лексической сочетаемости лежит положение акад."> Лексическая сочетаемость В основе учения о лексической сочетаемости лежит положение акад. В. В. Виноградова о фразеологически связанных значениях слов, которые имеют единичную сочетаемость (закадычный друг) или ограниченные возможности сочетаемости (черствый хлеб, батон; черствый человек, но нельзя сказать черствая конфета (шоколадка), черствый товарищ (отец, сын).

Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-15.jpg" alt="> Соединение слов в словосочетания может наталкиваться на разного рода ограничения. 1)слова могут"> Соединение слов в словосочетания может наталкиваться на разного рода ограничения. 1)слова могут не сочетаться из-за их смысловой несовместимости (фиолетовый апельсин, облокотился спиной, вода горит); 2)объединение слов в словосочетание может быть исключено в силу их грамматической природы (мой - плыть, близко - веселый); 3)объединению слов могут препятствовать их лексические особенности (слова, обозначающие, казалось бы, соединимые понятия, не сочетаются; говорят причинить горе, неприятности, но нельзя сказать причинить радость, удовольствие).

Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-16.jpg" alt="> Три типа сочетаемости Семантическая Грамматическая (синтаксическая) Лексическая ">

Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-17.jpg" alt="> Нарушение семантической сочетаемости К сегодняшнему часу сведений еще нет; Необходимо"> Нарушение семантической сочетаемости К сегодняшнему часу сведений еще нет; Необходимо ускорить урегулирование кровопролития; Девичья фамилия моего отца Собакин; После гибели Ленского на дуэли Ольга женилась на гусаре. . . Смешные сочетания слов, не правда ли? Но если вдуматься, в иных случаях возникает очень нежелательный подспудный смысл: не прекратить, а лишь урегулировать кровопролитие? . .

Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-18.jpg" alt="> Нарушение грамматической сочетаемости Пародийный пример нарушения грамматической сочетаемости известен: Моя твоя"> Нарушение грамматической сочетаемости Пародийный пример нарушения грамматической сочетаемости известен: Моя твоя не понимает (притяжательные прилагательные не могут соединяться с глаголами, стоящими в личной форме). Еще примеры: Наш лидер здоров вдоль и поперек. Большинство времени депутаты тратят на дискуссии.

Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-19.jpg" alt="> Нарушение лексической сочетаемости Голос цифр не утешителен; В недалеком прошлом у нас"> Нарушение лексической сочетаемости Голос цифр не утешителен; В недалеком прошлом у нас всем зажимали языки. Яркий эффект «обманутого ожидания» юмористы обыгрывают в едких шутках: Мы потерпели победу и больше не вправе медлить; Достигли зияющих вершин.

Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-20.jpg" alt=">Стилистическое использование в речи синонимов Типы лексических синонимов Учитывая смысловые и стилистические"> Стилистическое использование в речи синонимов Типы лексических синонимов Учитывая смысловые и стилистические отличия синонимов, их разделяют на несколько групп. 1) Синонимы, различающиеся оттенками в значениях, называются семантическими (от гр. semantikos - обозначающий) (молодость - юность, красный - багровый - алый).

Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-21.jpg" alt="> 2) Синонимы, которые имеют одинаковое значение, но отличаются стилистической окраской, называются стилистическими."> 2) Синонимы, которые имеют одинаковое значение, но отличаются стилистической окраской, называются стилистическими. К ним относятся: 1) синонимы, принадлежащие к различным функциональным стилям речи [ср. : жить (межст.) - проживать (офиц. -дел.), новобрачные (офиц.) - молодые (разг.)]; 2) синонимы, принадлежащие к одному и тому же функциональному стилю, но имеющие различные эмоциональные и экспрессивные оттенки [ср. : (разг.) толковый (с положительной окраской) - башковитый, головастый (с оттенком грубовато-фамильярным); сказанул - ляпнул - брякнул - отколол - отмочил - выдал]. Внутристилевая синонимика, особенно развитая в разговорной речи, значительно богаче и ярче, чем межстилевая.

Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-22.jpg" alt="> 3) Синонимы, которые отличаются и по смыслу, и своей стилистической окраской, называются семантико-стилистическими:"> 3) Синонимы, которые отличаются и по смыслу, и своей стилистической окраской, называются семантико-стилистическими: бродить – блуждать - шататься -шляться - все эти синонимы имеют общее значение «ходить без определенной цели» , но они отличаются семантическими оттенками: слово блуждать имеет дополнительное значение «плутать, терять дорогу» ; в слове шататься есть оттенок «ходить без всякого дела» ; глагол шляться подчеркивает неповиновение, непослушание. Кроме того, приведенные синонимы отличаются и стилистической окраской: бродить - стилистически нейтральное слово, блуждать имеет более книжную окраску, шататься и шляться - просторечные, причем последнее грубое.

Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-23.jpg" alt=">Эмоционально-экспрессивная окраска синонимов стилистически-нейтральные: сниженные: высокие: лицо морда"> Эмоционально-экспрессивная окраска синонимов стилистически-нейтральные: сниженные: высокие: лицо морда лик препятствие помеха преграда плакать реветь рыдать бояться трусить опасаться прогнать выставить изгнать

Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-24.jpg" alt=">Стилистическое использование в речи антонимов Антонимия, отражая существенную сторону системных связей в"> Стилистическое использование в речи антонимов Антонимия, отражая существенную сторону системных связей в лексике, охватывает слова, противопоставленные по значению: правда - ложь, добрый - злой, говорить - молчать. Современная лексикология рассматривает синонимию и антонимию как крайние, предельные случаи взаимозаменяемости и противопоставленности слов по их содержанию. При этом если для синонимических отношений характерно семантическое сходство, то для антонимических - семантическое различие.

Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-25.jpg" alt="> Антонимы объединяются в пары по контрасту. Однако это не значит, что то или"> Антонимы объединяются в пары по контрасту. Однако это не значит, что то или иное слово может иметь лишь один антоним. Синонимические отношения слов позволяют выражать противопоставление понятий и в «незакрытом» , многочленном ряду: конкретный - абстрактный - отвлеченный, веселый - грустный - печальный - унылый - скучный - кручинный.

Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-26.jpg" alt="> Основная стилистическая функция антонимов - быть лексическим средством выражения антитезы. Антитеза как стилистический"> Основная стилистическая функция антонимов - быть лексическим средством выражения антитезы. Антитеза как стилистический прием широко распространена в народном поэтическом творчестве, например в пословицах: Ученье - свет, а неученье - тьма; Мягко стелет, да жестко спать. Классические примеры использования антитезы дает русская художественная литература: Ты богат, я очень беден. Ты прозаик, я поэт. Ты румян, как маков цвет, я, как смерть, и тощ, и бледен (П.); Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, и ты, им преданный народ (Л.); Я вижу печальные очи, я слышу веселую речь (А. К. Т.).

Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-27.jpg" alt="> По принципу антитезы построены многие заглавия произведений: «Война и мир» "> По принципу антитезы построены многие заглавия произведений: «Война и мир» (Л. Т.); «Дни и ночи» , «Живые и мертвые» (Сим.). Особенно часто используется антонимия в заголовках газетных и журнальных статей: «Химия добрая и злая» , «Доходы и расходы» , «Мертвая система не слышит живых людей» , «Ретро и модерн рядом» , «Проводы трагические и веселые» , «География - разная, биографии схожие» , «Бедность при богатстве» , «Макси-страсти по мини-футболу» .

Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-28.jpg" alt="> Явление антонимии лежит в основе оксюморона (от гр. oxýmoron - остроумно-глупое)"> Явление антонимии лежит в основе оксюморона (от гр. oxýmoron - остроумно-глупое) - стилистического приема образной речи, состоящего в создании нового понятия соединением контрастных по значению слов. Сочетание антонимов в «чистом виде» в оксюмороне встречается редко: «Начало конца» (заголовок статьи), «Плохой хороший человек» (название кинофильма), В разгар периода застоя… (из газ.). В большинстве случаев это сущ. +прил. , имеющие противоположное значение: «Крупные мелочи» , «Дорогая дешевизна» , «Неудобные удобства» (заголовки), поэтому это не антонимы в точном значении термина (антонимы должны принадлежать одной части речи).

Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-29.jpg" alt="> На антонимах строятся каламбуры: Где начало того конца, которым оканчивается"> На антонимах строятся каламбуры: Где начало того конца, которым оканчивается начало? (К. П.) Было так поздно, что стало уже рано (Солж.). В таких случаях игра слов возникает благодаря употреблению многозначных слов, которые выступают как антонимы не во всех значениях: Молодая была уже не молода. - И. и П.

Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-30.jpg" alt="> Особый стилистический прием - использование одного из антонимов, в то время как по"> Особый стилистический прием - использование одного из антонимов, в то время как по смыслу следовало бы употребить другой: - Отколе, умная, бредешь ты голова? (Кр.). Слово умная сказано в насмешку по отношению к Ослу. И читатель понимает, что за этим определением стоит его антоним - глупая. Употребление слова в противоположном значении называется антифразисом.

Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-31.jpg" alt="> Омонимия (от гр. homos - одинаковый, ónyma - имя), т. е."> Омонимия (от гр. homos - одинаковый, ónyma - имя), т. е. совпадение в звучании и написании слов, различных по значению, напоминает многозначность, однако здесь сталкиваются совершенно различные слова, совпадающие в звучании и написании, но не имеющие ничего общего в семантике. Напр. : брак в значении «супружество» и брак - «испорченная продукция» . Первое слово образовано от глагола брати с помощью суффикса -к (ср. брать замуж), омонимичное ему существительное заимствовано в конце XVII в. из немецкого языка (нем. Brack - «недостаток» восходит к глаголу brechen - «ломать» .

Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-32.jpg" alt="> Смежные сомонимией явления Омофоны - слова, которые звучат одинаково,"> Смежные сомонимией явления Омофоны - слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному: луг – лук, грипп - гриб; Омографы - слова, которые совпадают только на письме, но отличаются произношением: кр. Ужки – кружк. И, попад. Ают - поп. Адают; Омоформы - слова разных частей речи, совпадающие в некоторых формах лечу(летать) - лечу (лечить).

Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-33.jpg" alt="> Индивидуально-авторская омонимия Писатели иногда по-новому толкуют известные слова, создавая индивидуально-авторские омонимы: ."> Индивидуально-авторская омонимия Писатели иногда по-новому толкуют известные слова, создавая индивидуально-авторские омонимы: . . . Я всю зиму провел в здешнем краю. Я говорю, что я остепенился, потому что зарылся в степь (Вяз.). При подобном переосмыслении «родственными» представляются слова, вовсе не связанные общностью происхождения. Индивидуально- авторские омонимы часто очень забавны, они лежат в основе многих шуток: гусар - птичник, работник гусиной фермы; дерюга - зубной врач; доходяга - победитель в спортивной ходьбе; весельчак - гребец; пригубить - поцеловать.

Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-34.jpg" alt="> Паронимия и парономазия Однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие"> Паронимия и парономазия Однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях (узнать - признать, одеть - надеть, подпись - роспись), называются паронимами (из гр. para - возле, onyma - имя). Паронимы, как правило, относятся к одной и той же части речи и выполняют в предложении аналогичные синтаксические функции.

Src="https://present5.com/presentation/3/55737375_437013758.pdf-img/55737375_437013758.pdf-35.jpg" alt="> Парономазия Явление парономазии (из гр. para - возле, onomazo -"> Парономазия Явление парономазии (из гр. para - возле, onomazo - называю) заключается в звуковом подобии слов, имеющих разные морфологические корни (ср. : нары - нарты, лоцман - боцман, кларнет - корнет, инъекция - инфекция). Лексические пары при парономазии принадлежат к одной части речи, выполняют в предложении аналогичные синтаксические функции. У таких слов могут быть одинаковые приставки, суффиксы, окончания, но корни у них всегда разные. Кроме случайного фонетического сходства, слова в подобных лексических парах ничего общего не имеют.

Основными задачами данной главы являются:

1. Установить связь стилистики с особенностями языка;

2. Дать определение понятию стилистическая особенность;

3. Выяснить, с помощью каких функций выражаются стилистические особенности в языке;

Максим Горький писал о языке:

«Язык -- это первоэлемент, основной материал литературы, т. е. лексика, синтаксис, весь строй речи -- это первоэлемент, ключ к пониманию идей и образов произведения. Но язык -- это и орудие литературы: «Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка есть борьба за орудие культуры. Чем острее это орудие, чем более точно направлено -- тем оно победоносней» [Горький М. Электронный ресурс].

Из этого мы понимаем, что язык занимает крайне важное место в нашей жизни. Он может быть помощником для изложения каких-то мыслей, понимания идей и образов, но так же важно помнить, что он в равной степени является орудием, и все зависит от людей, насколько умело они им владеют, принесет ли это благо или зло. И для того, чтобы овладеть необходимым навыком общения, мы изучаем функции языка, способы и приемы изложения мыслей, и, конечно же, стили, потому как разные ситуации дают нам разные установки для общения. А изучением стилей занимается наука стилистика.

Стилистика

Стилистика (слово «стиль» происходит от названия иглы, или стилета которым древние греки писали на вощаных дощечках) - это раздел науки о языке, изучающий стили литературного языка (функциональные стили речи), закономерности функционирования языка в разных сферах использования, особенности употребления языковых средств в зависимости от обстановки, содержания и целей высказывания, сферы и условии общения. [Ожегов С. И. Электронный ресурс].

Стилистика знакомит со стилистической системой литературного языка на всех его уровнях и стилистической организацией (с соблюдением норм литературного языка), правильной, точной, логичной и выразительной речи. Стилистика учит сознательному и целесообразному использованию законов языка и употреблению языковых средств в речи.

В лингвистической стилистике существует два направления:

1) стилистика языка;

2) стилистика речи (функциональная стилистика).

Стилистика языка исследует стилистическую структуру языка, описывает стилистические средства лексики, фразеологии и грамматики.

Функциональная стилистика

Функциональная стилистика изучает, прежде всего, различные виды речи, их обусловленность различными целями высказывания. М.Н. Кожина дает следующее определение:

«Функциональная стилистика -- это лингвистическая наука, изучающая особенности и закономерности функционирования языка в различных видах речи, соответствующих тем или иным сферам человеческой деятельности и общения, а также речевую структуру складывающихся при этом функциональных стилей и «нормы» отбора и сочетания в них языковых средств» [Кожина М.Н. Электронный ресурс].

В своей основе стилистика должна быть последовательно функциональной. Она должна раскрывать связь разных видов речи с тематикой, целью высказывания, с условиями общения, адресатом речи, отношением автора к предмету речи.

Функциональная стилистика (лингвостилистика) изучает элементы языка с точки зрения их способности выражать и вызывать эмоции, дополнительные ассоциации и оценку.

Лингвостилистика также подразделяется по уровням:

1) лексическую;

2) грамматическую;

3) фонетическую стилистику.

В данной научной работе важно проследить какое влияние оказывает наличие или отсутствие артикля в предложениях и как меняется от этого смысл и экспрессивная окраска. Поэтому следует остановиться на лексическом уровне.

Лексическая стилистика

Лексическая стилистика изучает стилистические функции лексики и рассматривает взаимодействие прямых и переносных значений. Лексическая стилистика изучает разные составляющие контекстуальных значений слов, их экспрессивный, эмоциональный и оценочный потенциал и их отнесенность к разным функционально-стилистическим пластам, т. е. язык изучается с точки зрения взаимодействия с разными условиями контекста. Для определения какую экспрессивную окраску дает тот или иной способ использования частей речи, существую некоторые средства, и одно из них стилистическая функция.

Стилистическая функция - та роль, которую языковое средство играет при передаче экспрессивной информации:

Создание художественной выразительности;

Создание пафоса;

Создание комического эффекта;

Гипербола;

Может быть описательной;

Для создания речевой характеристики героя.

И главное помнить, что стилистическая функция принадлежит тексту, и изучает особенности внутри него, а функционально-стилистическая окраска принадлежит языку.

Выводы по 2 главе

В ежедневной суете человек сталкивается с различными ситуациями, в которых он должен уметь правильно поставить свою речь и выбрать стиль общения. Для комфортного общения в обществе любому необходимы базовые знания стилистики.

Как и любой раздел науки о языке, стилистика имеет своего рода классификацию, которая делится на стилистику языка и стилистику речи.

В данной работе мы предаем акцент функциональной стилистике, так как она изучает элементы языка, которые и помогают предать нашей речи эмоциональную окраску и сделать общение более выразительным.

Курсовая

Работа

Тема: __________________________________________________

________________________________________________________

студент: _______________________ ___________

преподаватель: _______________________ ___________


Введение

Основная часть

1. Лексическая стилистика

2. Стилистическая морфология

3. Стилистический синтаксис

4. Фонетика

Заключение

Библиографический список


Введение

Тема данной курсовой работы «Стилистический анализ текста научно-популярного издания «Выращивание и воспитание щенка».

Основная цель представленной работы – стилистический анализ выбранного издания, который включает в себя несколько важных разделов: лексический, морфологический, синтаксический и фоника.

Основные цели редактора при проведении правки – устранение погрешностей содержания, композиции и стилистики, исправление речевых ошибок, добавление четкости формулировок и обработка текста для широкого круга читателей. При проведении правки редактор должен учитывать особенности читателя, чтобы грамотно донести мысль текста.

Социально-функциональное назначение научно-популярного издания - популяризировать научные знания, достижения, науки, культуры, техники, искусства и т.д. среди неспециалистов или специалистов. Редактор должен уметь учитывать желание автора донести до читателя особенности своего изложения, поэтому задача редактора – не перегрузить текст ненужными нюансами и подробностями, чтобы не утомить своего читателя.

Структура курсовой работы:

1. Введение

2. Лексическая стилистика

3. Морфологическая стилистика

4. Синтаксическая стилистика

5. Фонетика

6. Заключение

Курсовая работа состоит из трех основных частей: лексической, морфологической и синтакси­ческой стилистики.

В разделе «Лексическая стилистика» рассматриваются стилистические особенности много­значных слов, антонимов, омонимов, синонимов, паронимов и исправляются ошибки, связанные с употреблением данной лексики. Также производится подробный анализ заимствований, уста­ревших слов и неологизмов, диалектизмов, специальных слов и жаргонизмов. Рассматриваются и анализируются экспрессивные средства лексики и стилистические особенности фразеологизмов.

В разделе «Морфологической стилистика» рассматриваются особенности именных частей речи, глагола, местоимений, выявляются и исправляются ошибки, связанные с их употреблением. Производится анализ вариантности форм имен существительных, имен прилагательных, личных, возвратных и возвратно-притяжательных местоимений, синонимии личных, определительных и неопределенных местоимений.

В разделе «Синтаксическая стилистика» рассматриваются стилистические особенности про­стых и сложных синтаксических конструкций, согласования сказуемых с подлежащим, определе­ния с определяемым словом, управления, прямого и обратного порядка слов и т.д.

I. Лексико-стилистический анализ издания

Лексическая стилистика

В данной части курсовой работы необходимо указать стилистические особенности многозначных слов, омонимов, синонимов, антонимов, паронимов. Необходимо исправить, по возможности, ошибки, связанные с употреблением данной лексики и охарактеризовать данную лексику с учетом классификации. Должен быть дан анализ устаревшей и новой лексики (историзмы, архаизмы, неологизмы), также необходимо проанализировать особую лексику, к которой относятся диалектизмы, жаргонизмы и профессионализмы. Еще стилистический анализ в этом разделе подразумевает характеристику экспрессивных средств лексики (тропы) и стилистический анализ особенностей фразеологии.

Омонимия - разные по значению, но одинаковые по написанию единицы языка (слова, морфемы и др.). Омонимы полные (абсолютные) - омонимы, у которых совпадает вся система форм: змей – животное, змей - искуситель, злодей и змей – воздушный.Воздушный змей - приспособление для того, чтобы запускать его в небо и управлять им на земле с помощью нити.

Пример из текста издания:

«У собак самым «многофункциональным» органом является язык. »

язык колокола (языком называется ударная часть колокола, помещающаяся внутри его)

язык - орган человека

язык - речь, способ общения

Омографы - слова, совпадающие по написанию, но различные по звучанию и значению. Этот тип омонимов может создать двойственные и непонятные ситуации, но есть случаи, где их невозможно заменить синонимом.

Примеры из текста издания:

«Просто уберите еду для щенка до следующего кормления.»

е́ду - еду́

«Следует избегать покупки мяса подешевле.»

избе́гать - избега́ть

Такие случаи употребления омографов расширяют кругозор и словарный запас читателя.

Синонимом в полном смысле следует считать такое слово, которое определилось по отношению к своему эквиваленту (к другому слову с тождественным или предельно близким значением) и может быть противопоставлено ему по какой-либо линии: по тонкому оттенку в значении, по выражаемой экспрессии, по эмоциональной окраске, по стилистической принадлежности, по сочетаемости (научное определение из словаря синонимов русского языка (общ. ред. А.П. Евгеньевой) приведено в учебнике Д.Э. Розенталя).

Пример из текста издания:

«С первых дней жизни обеспечьте щенка систематической , ежедневной физической нагрузкой»

Антонимы - слова, противоположные по значению (С.И. Ожегов).Основой антонимии является наличие в значении слова качественного признака, который может возрастать и убывать и доходить до противоположенного (Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова).

Пример из текста издания:

«Услышав знакомую команду и увидев, что вы отбегаете , щенок в большинстве случаев устремится и подбежит к вам.»

Употребление синонимов и антонимов в детской литературе направленно на расширение кругозора читателя, создание образности и конкретизации ситуации. Автор правильно использует данные лексические фигуры, не нарушает их основных функций.

Устаревшая лексика . Устаревшие слова делятся на две группы: историзмы и архаизмы. К историзмам относятся те устаревшие слова, которые вышли из употребления, в связи с тем, что из жизни ушли обозначаемые ими предметы или явления: армяк, кафтан, камзол, кольчуга, крепостной, князь, доспехи и т.п. Синонимов историзмы в современном русском языке не имеют.

В отличие от историзмов, архаизмы – это устаревшие названия современных предметов, явлений, вытесненные синонимами из состава активной лексики. Ср.: сей – этот, уста – губы, чело – лоб, выя – шея, зело – очень, вежды – веки, зерцало – зеркало и т.п.

В данном издании устаревшая лексика не была обнаружена.

Неологи́зм (др.-греч. νέος - новый, λόγος - речь, слово) - слово, значение слова или словосочетание, недавно появившееся в языке (новообразованное, отсутствовавшее ранее). Свежесть и необычность такого слова или словосочетания ясно ощущается носителями данного языка.

Этот термин применяется в истории языка, чтобы охарактеризовать обогащение словарного состава в отдельные исторические периоды - так, можно говорить о неологизмах петровского времени, неологизмах отдельных деятелей культуры (М. В. Ломоносова, Н. М. Карамзина и его школы), неологизмах периода Отечественной войны и т. д.

В развитых языках каждый год появляются десятки тысяч неологизмов. Большинство из них имеют недолгую жизнь, но некоторые закрепляются в языке надолго, входят не только в живую обиходную его ткань, но и становятся неотъемлемой частью словесности.

Наука, которая занимается изучением неологизмов, называется неологией

Примеры из текста издания:

«Научить этому собаку довольно просто, однако ей может потребоваться одна-две недели, чтобы научиться самостоятельно держать равновесие

«Важно выделить для собаки отдельный градусник – никто из членов семьи не должен им пользоваться (чисто из гигиенических соображений).»

Переносное значение слова - это производное от основного (главного) лексического значения слова, относящееся к нему метонимически, метафорически или ассоциативно, посредством пространственной, временной, логической и других зависимостей. Переносное значение может становиться главным и наоборот. Такие изменения в семантической структуре слова могут быть обусловлены эмоционально-оценочными, ассоциативными и другими факторами воздействия. Внутри основных способов образования переносного значения выделяются и дополнительные, такие, как метафора с помощьюкоторой автор строит неназванное сравнение предмета с какими-либо другим на основании общего признака; и олицетворение, прием, с помощью которого животные наделяются человеческими способностями.

В тексте встретились следующие примеры метафоры:

«Он, а за ним еще 11 человек прошли гуськом , строго след в след»

Метонимия - словосочетание, в котором одно слово замещается другим, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной (пространственной, временной и т. д.) связи с предметом, который обозначается замещаемым словом. Замещающее слово при этом употребляется в переносном значении. Метонимию следует отличать от метафоры, с которой её нередко путают, между тем как метонимия основана на замене слова «по смежности» (часть вместо целого или наоборот, представитель вместо класса или наоборот, вместилище вместо содержимого или наоборот, и т. п.), а метафора - «по сходству».

Метонимия часто используется в повседневной речи и поэтому не сложно воспринимать эту стилистическую фигуру.

В данном издании метонимия не была обнаружена.

В данном произведении автор использует не очень много стилистических фигур, за исключением метафор . Примеров таких тропов, как аллегория и синекдоха в тексте нет вовсе. Это объясняется тем, что важно усвоить информацию из книги, а обилие стилистических фигур может помешать этому, отвлекая читателя на, по сути, не нужную информацию. В тоже время образность речи, главным образом литературной, влияет на расширение словарного запаса читателя, становление его собственного стиля речи и письма, формирует образное мышление. Так же образность языка является приемом популяризации и занимательности данного издания.

Фразеологи́зм (фразеологический оборот, фразе́ма) - устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной лексемы (словарной единицы). Часто фразеологизм остаётся достоянием только одного языка; исключением являются так называемые фразеологические кальки. Фразеологизмы описываются в специальных фразеологических словарях.

Концепция фразеологических единиц, как устойчивого словосочетания, смысл которого невыводим из значений составляющих его слов, впервые была сформулирована швейцарским лингвистом Шарлем Балли в работе Précis de stylistique, где он противопоставил их другому типу словосочетаний - фразеологическим группам с вариативным сочетанием компонентов. В дальнейшем В. В. Виноградов выделил три основных вида фразеологизмов: фразеологические сращения (идиомы), фразеологические единства и фразеологические сочетания. Н. М. Шанский выделяет также дополнительный вид - фразеологические выражения.

В данном издание фразеологизмы не были обнаружены.

Эпи́тет (от др.-греч. ἐπίθετον - «приложенное») - определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным (вторая жизнь).

Эпитет - слово или целое выражение, которое, благодаря своей структуре и особой функции в тексте, приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок, помогает слову (выражению) обрести красочность, насыщенность. Употребляется как в поэзии (чаще), так и в прозе.

Не имея в теории литературы определённого положения, название «эпитет» прилагается приблизительно к тем явлениям, которые в синтаксисе называются определением, в этимологии - прилагательным; но совпадение это только частичное.

Установленного взгляда на эпитет у теоретиков нет: одни относят его к фигурам, другие ставят его, наряду с фигурами и тропами, как самостоятельное средство поэтической изобразительности; одни отождествляют эпитеты украшающий и постоянный, другие разделяют их; одни считают эпитет элементом исключительно поэтической речи, другие находят его и в прозе.

Примеры из текста издания:

«Тяжелое передвижение…»

« У заболевших собак ухудшается или полностью пропадает аппетит, они становятся невеселыми , вялыми »

Речевая избыточность - наличие в высказывании лишних слов, многословие.

Предметом лексической стилистики является речевая избыточность, возникающая при повторной передаче одной и той же мысли, например:

«Наши спортсмены прибыли на международные соревнования для того, чтобы принять участие в соревнованиях , в которых будут участвовать не только наши, но и зарубежные спортсмены.»

Речевая избыточность в данном издании не была обнаружена.

К искажению или затемнению смысла высказывания иногда приводит речевая недостаточность, возникающая в результате немотивированного пропуска слов и проявляющаяся в лаконизме изложения в ущерб со-держанию.

Речевая недостаточность - случайный пропуск слов, необходимый для точного выражения мысли (И.Б. Голуб).

Вследствие речевой недостаточности нарушаются грамматические и логические связи слов в предложении, затемняется его смысл. Пропуск слов может совершенно исказить мысль автора, например:

«Для улучшения производственных показателей необходимо объединить всех работников, занимающихся вопросами экономики.»

В данном случае мы наблюдаем речевую недостаточность. Этот пример необходимо исправить, например:

«Для улучшения производственных показателей необходимо объединить усилия всех работников, занимающихся вопросами экономики»

Речевая недостаточность в данном издании не была обнаружена.

Паронимы - однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своем значении (Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова).

Профессионализмы . К профессиональной лексике относятся слова и выражения, используемые в различных сферах деятельности человека, не ставшие, однако, общеупотребительными (И.Б. Голуб).

Данные слова не были обнаружены в издании.

Диалектизмы - слова или обороты речи из какого-нибудь диалекта, употребленные в литературном языке (С.И. Ожегов).

Данные слова не были обнаружены в издании.

Жаргонизмы – речь какой-нибудь социальной или иной объединенной общими интересами группы, содержащая много слов и выражений, отличных от общего языка, в том числе искусственных, иногда условных (С.И Ожегов).

Данные слова не были обнаружены в издании.

В системе языковых средств слово играет важнейшую роль. Словарь отражает все изменения, происходящие в мире. Он запечатлел опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, развитию техники, науки, искусства.

Ведущая роль слова в системе языковых средств определяет его место в стилистике языка: слово является основной стилистической единицей. Лексическая стилистика изучает соотносительные лексические средства языка, давая оценку использованию слова в конкретной речевой ситуации и вырабатывая рекомендации нормативного словоупотребления в различных функциональных стилях.

Используя достижения современной семасиологии, лексическая стилистика изучает слово во всем многообразии системных связей, существующих в языке. Такой подход выдвигает на первый план изучение синонимов, антонимов, многозначных слов, паронимов, служащих средством наиболее точной передачи информации. В то же время стилистика обращает внимание на такие явления, как омонимия и парономазия, порой мешающие правильному восприятию речи. В центре внимания лексической стилистики находятся стилистическое расслоение лексики, оценка архаизмов и неологизмов, слов ограниченного употребления, анализ закономерностей использования стилистически значимых лексических средств в различных сферах общения.

Стилистический аспект изучения лексики требует вдумчивой оценки слова с точки зрения мотивированности его в контексте. Стилистика выступает как против употребления лишних слов, так и против неоправданного пропуска слов, рассматривая различные проявления речевой избыточности и речевой недостаточности.

Слово изучается в стилистике не только в номинативной, но и в эстетической функции. Предметом специального интереса лексической стилистики являются лексические образные средства языка - тропы.

Проблемы лексической стилистики тесно соприкасаются с проблемами культуры речи. Характеризуя использование в речи тех или иных лексических средств языка, стилистика стоит на страже правильного словоупотребления. Нормативно-стилистический подход к изучению лексики предусматривает анализ часто допускаемых речевых ошибок: употребления слова без учета его семантики; нарушения лексической сочетаемости; неправильного выбора синонимов; неверного употребления антонимов, многозначных слов, омонимов; смешения паронимов; немотивированного объединения стилистически несовместимых лексических средств и т.д. Устранение лексико-стилистических ошибок в речи, выбор оптимального варианта выражения мысли приобретают важнейшее значение при литературном редактировании текстов.



Работа над стилем произведения - это прежде всего работа над его лексикой, так как слово - основа для понимания речи.

Стилистический подход к изучению лексики выдвигает в качестве важнейшей проблему выбора слова для наиболее точного выражения мысли. Правильное употребление слов автором представляет собой не только достоинство стиля, но и необходимое условие информативной ценности произведения, действенности его содержания. Неправильный выбор слова искажает смысл высказывания, порождая не только лексические, но и логические ошибки в речи.

Слова следует употреблять в строгом соответствии с их семантикой, т.е. значением. Каждое знаменательное слово имеет лексическое значение, называя явления и предметы действительности, которым в нашем сознании соответствуют определенные понятия.

Поиск нужного слова

Поиск единственно необходимого в тексте слова требует от писателя напряжения творческих сил и неустанного труда. Этот труд порой отражен в рукописях, позволяющих нам ознакомиться с лексическими заменами, которые сделал автор, шлифуя стиль произведения. Например, в черновике повести А.С. Пушкина «Дубровский» находим такую правку: Члены (суда) встретили его (Троекурова) с изъявлениями глубокого уважения [глубокой преданности; глубокого подобострастия] - последнее слово наиболее выразительно охарактеризовало поведение подкупленных Троекуровым чиновников, и писатель оставил его в тексте.

Очень много работали над своими рукописями Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров, А.П. Чехов, И.А. Бунин, А.И. Куприн и другие русские писатели. Стремление найти точные слова побуждает писателей править текст, сопоставляя возможные варианты выражения мысли.

Стилистическая правка писателей в рукописи отражает последний этап работы над текстом, а какой труд предшествовал этому, сколько черновиков было написано и потом уничтожено, сколько раз автор произносил «про себя» ту или иную фразу, прежде чем записать ее на бумаге, - об этом можно только догадываться.

Речевые ошибки, вызванные неправильным выбором слова

В процессе литературного редактирования рукописи редактору часто приходится отмечать ошибки в словоупотреблении. Неправильный выбор слова делает речь неточной, а порой искажает смысл высказывания: Погода сопутствовала хорошему отдыху (вместо благоприятствовала); У куниц скоро появится наследство (имеется в виду потомство);

Употребление слов без учета их семантики меняет значение высказывания: Начало 1992 года было отмечено ухудшением климатических условий - метелями, резким понижением температуры. Автор имел в виду, конечно, погодные условия (плохую погоду), климат не мог измениться за один год.

Употребление слов без учета их семантики может стать причиной алогичности и даже абсурдности высказывания.

Неточность словоупотребления объясняется не только низкой речевой культурой автора; иногда сознательно не хотят употребить то или иное слово, чтобы завуалировать отрицательный смысл высказывания. Пишут: фантазирует вместо врет, принимал подарки вместо брал взятки и т.д. Вспомним эпизод из рассказа А.И. Куприна «Дознание»: «Спроси его, взял он у Есипаки голенища?

Неправильный выбор слова может стать причиной различных речевых ошибок. Так, из-за неточного словоупотребления может возникнуть анахронизм (нарушение хронологической точности при употреблении слов, связанных с определенной исторической эпохой): В Древнем Риме недовольные законами плебеи устраивали митинги (слово «митинг» появилось значительно позднее, причем в Англии);

Неправильное словоупотребление нередко приводит и к логическим ошибкам. В числе их назовем алогизм - сопоставление несопоставимых понятий, например: Синтаксис энциклопедических статей

Однако иногда алогизмы не столь очевидны, и, чтобы устранить их, приходится значительно изменять авторский текст. Например: Наши знания о богатствах недр земли являются лишь незначительной частью скрытых, еще больших богатств. Можно предложить такие варианты стилистической правки этой фразы: Мы еще так мало знаем о богатейших залежах полезных ископаемых, тайну которых хранят недра земли; В недрах земли скрыты огромные богатства о которых мы еще так мало знаем; Наши знания о полезных ископаемых еще так неполны! Мы знаем лишь о незначительной части богатств, скрытых в недрах земли.

Причиной нелогичности высказывания может стать подмена понятия , которая часто возникает в результате неправильного словоупотребления: Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется одно и то же название фильма. Конечно, демонстрируется фильм, а не его название. Можно было написать: Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется один и тот же фильм.

Нелогичной нашу речь делает и неоправданное расширение или сужение понятия, возникающее вследствие смешения родовых и видовых категорий: При хорошем уходе от каждого животного можно надаивать по 12 л молока (следовало употребить не родовое наименование -животное, а видовое - корова);

Искажение смысла и даже абсурдность высказывания возникают в результате несоответствия посылки и следствия, например: Быстрота размножения вредителей зависит от того, насколько упорно и планомерно ведется с ними борьба. Получается, что чем больше борются с вредителями, тем быстрее они размножаются.

Лексическая сочетаемость

Для правильного употребления слов в речи недостаточно знать их точное значение, необходимо еще учитывать особенности лексической сочетаемости слов, т.е. их способности соединяться друг с другом. Так, «похожие» прилагательные длинный, длительный, долгий, долговременный, продолжительный по-разному «притягиваются» к существительным: длительный период, продолжительный период (но не длинный, долгий, долговременный период);

Семантическая сочетаемость нарушена, например, в таких случаях: К сегодняшнему часу сведений еще нет;

Нарушение лексической сочетаемости нередко объясняется неправильным употреблением многозначных слов.

Лексическая стилистика должна сосредоточить свое внимание на оценке лексической сочетаемости. Однако границы между различными типами сочетаемости очень нечеткие, поэтому при стилистическом анализе текста приходится говорить не только о «чистой» лексической сочетаемости, но и учитывать различные переходные случаи.

Нарушение лексической сочетаемости как стилистический прием

К оценке лексической сочетаемости в экспрессивной речи нельзя подходить с обычной меркой, здесь законы «притяжения» слов друг к другу особые. В художественных и публицистических произведениях границы лексической сочетаемости могут быть расширены. Например, замечено, что ограничения семантической сочетаемости не распространяются на переносное словоупотребление: возможны словосочетания, которые кажутся бессмысленными, если составляющие их слова понимать в буквальном значении (закат пылает, годы летят, черные мысли). Семантическая несочетаемость слов не является препятствием для создания художественных образов. Именно нарушение привычных связей слов, придающее им новые оттенки значения, лежит в основе многих классических образов, ставших хрестоматийными примерами эпитетов, метафор, метонимий: седой зимы угрозы (П.); Колокольчик звонко плачет, и хохочет, и визжит (Вяз.); Порой влюбляется он страстно в свою нарядную печаль... (Л.); пузатое ореховое бюро (Г.); умственное и нравственное декольте, плешивый силлогизм (С.-Щ.).

Нарушение лексической сочетаемости может стать действенным средством создания комического звучания речи в юмористическом контексте: С того дня и постигла Евстигнейку слава (М. Г.);

Несочетаемость делает броскими заголовки: «Жанр, обреченный на успех» (о пародии); «Воспоминания о будущем» (название кинофильма); «

Нарушение лексической сочетаемости как речевая ошибка

Если автор не стремится к достижению определенной стилистической цели, нарушение лексической сочетаемости становится речевой ошибкой. «Хотя в этих соревнованиях наши любимые фигуристы одержали поражение, зрители приветствуют их стоя»,

Речевая недостаточность

Небрежное отношение к языку может стать причиной речевой недостаточности - случайного пропуска слов, необходимых для точного выражения мысли: Дирекции надо стремиться от этого равнодушия (пропущено избавиться); следствие речевой недостаточности нарушаются грамматические и логические связи слов в предложении, затемняется его смысл.

Нередко в результате пропуска слова происходит и подмена понятия. Например: Больные, не посетившие амбулаторию в течение трех лет, выкладываются в архив - речь идет о карточках больных, а из текста следует, что «в архив сдаются больные».

Речевая избыточность

Умение найти точные слова для наименования тех или иных понятий помогает добиться краткости в выражении мысли, и, напротив, стилистическая беспомощность автора нередко приводит к речевой избыточности - многословию. На многословие как на большое зло неоднократно обращали внимание ученые, писатели А.П. Чехов заметил: «Краткость - сестра таланта». А.М. Горький писал, что лаконизм, как и точность изложения, даются писателю нелегко: «...Крайне трудно найти точные слова и поставить их так, чтобы немногим было сказано много, „чтобы словам было тесно, мыслям - просторно“».

Иногда проявление речевой избыточности граничит с абсурдностью: Труп был мертв и не скрывал этого. Такие примеры многословия стилисты называют ляпалиссиадами.

Речевая избыточность может принимать форму плеоназма. Плеоназмом (от гр. pleonasmos - излишество) называется употребление в речи близких по смыслу и потому излишних слов (главная суть, повседневная обыденность, бесполезно пропадает, предчувствовать заранее, ценные сокровища, темный мрак и т.п.).

Разновидностью плеоназма является тавтология (из гр. tauto - то же самое, logos - слово). Тавтология как явление лексической стилистики может возникать при повторении однокоренных слов (рассказать рассказ, умножить во много раз, спросить вопрос, возобновить вновь), а также при соединении иноязычного и русского слова, дублирующего его значение (памятные сувениры, впервые дебютировал, необычный феномен, движущий лейтмотив). В последнем случае иногда говорят о скрытой тавтологии.