Что изучает география проект. Кому и зачем нужна география

Человеку свойственно путешествовать. Тысячи лет люди меняют место обитания в поисках пищи, в поисках лучшей жизни, спасаясь от войн и притеснений, или неся другим эти войны и притеснения. Да и просто так, из любопытства, перемещаются они по поверхности земли. И почти каждый может повторить от своего имени слова Н.Пржевальского (1839 – 1888): «А ещё жизнь прекрасна потому, что можно путешествовать»

По-гречески «ге» – это «земля», а «графо» – «пишу». Следовательно, «география» означает «землеописание». Все правильно. География началась тогда, когда один человек решил растолковать другому как попасть из точки А в точку Б. То есть, первыми географами были воины, купцы и мореплаватели. Всем им для выполнения своих задач требовалось знать, куда идти можно и нужно, а куда – нет. Умный ведь в гору не пойдет... А если уж обойти гору нет никакой возможности, постарается отыскать в горной цепи проход или перевал.

Не менее важной была информация об источниках пищи, а главное, воды на пути следования. И о том, не встретятся ли в дороге хищники или гады какие ползучие и кусачие. Поскольку человек иногда бывает хуже зверя или ядовитой скорлопендры, то путнику нелишне было бы знать также, где какие племена проживают и чем они занимаются.

Тем, кто пускался в путь по морским или речным водам жизненно необходима была информация об островах, ветрах и течениях. И о путеводных звездах на небесной сфере. И опять же о рыбах и гадах, живущих во глубине вод. И, конечно же, о заморских народах и племенах: беды от встречи с ними ждать или выгодной торговли.

Как видим, уже в древние времена сформировались все вопросы, на которые до сегодняшнего дня отвечает наука география. Основания этой науки заложил греческий ученый Клавдий Птолемей (87 - 165).

Если избегать слишком научных определений, то география изучает всю поверхность планеты Земля и все изменения происходящие на ней. А поскольку эти изменения обусловлены изменениями в воздухе (атмосфере), в водах (гидросфере), в твердой оболочке Земли (литосфере), а также существованием животных и растений (биосфера) и людей (ноосфера), то все перечисленные сферы являются составными частями одной большой геосферы.

Глобальная геосфера подразделяется на более локальные геосистемы: природные зоны, ландшафты, биогеоценозы.

Наша планета – объект сложный и разнообразный. Поэтому география уже давно разделилась на множество географических наук. Все географические науки подразделяются (может быть, достаточно условно) на физико-географические науки, которые изучают природные процессы, происходящие в геосфере и на социально-экономические географические науки.

Среди физико-географических наук можно выделить атмосферную физику, метеорологию, климатологию, гидрологию суши и океанологию, гляциологию (изучение ледников) и геоморфологию (изучение географического рельефа), почвоведение и биогеографию (науку о том, как по земному шару распределяются различные виды животных и растений). Особенным интересом среди широкой публики пользуется палеогеография, которая изучает изменение земного рельефа на протяжении очень длительных промежутков времени. Палеогеография стыкуется с палеонтологией, а древние динозавры и чудовища всем интересны. Все физико-географические науки следует считать науками точными, потому что они изучают явления, которые можно измерить.

Социально-экономические географические науки изучают взаимодействие человеческого общества с планетой, на которой мы живем. Среди этих наук следует выделить в первую очередь политическую географию (где какие государства находятся и где какие народы проживают), географию экономическую (как распределены по поверхности нашей планеты промышленность и сельское хозяйство) и географию социальную (условия жизни населения в разных географических регионах). Социально-экономические географические науки взаимодействуют с историей, политологией, экономикой и статистикой. Но, пожалуй, точными науками их назвать нельзя.

А вот про один научный раздел географии я еще не рассказал. Картографию я, так сказать, оставил на сладкое. Потому что географическая карта – главный географический документ. Все, что изучают географические науки, обязательно привязывается к карте мира или к карте региона. Ведь главный вопрос, на который отвечает география с момента своего рождения – вопрос «где»? Главным результатом работы Птолемея являлась карта, известного в те времена мира, ойкумены (Что это такое, можно прочесть в статье от 10.06.2013).

На протяжении многих лет становления географии, как науки, карты были главным источником знаний, а зачастую, главным сокровищем купцов, мореходов и воинов, от которых – об этом уже говорилось – пошла географическая наука. Знаете, какое приданное получил Христофор Колумб, женившись на дочери португальского мореплавателя с острова Мадейра? Географические карты тестя! Вполне возможно, именно они вдохновили его на мысль достичь Азии, обогнув Земной шар, плывя на запад. В результате чего, он совершил, вероятно, самое большое географическое открытие.

Статья начиналась со слов Н.Пржевальского о том, что путешествовать – прекрасно. Хочется закончить ее словами Блаженного Августина (354 - 430) о том, что это и полезно: «Мир – это книга, и те, кто не путешествуют, читают лишь одну её страницу».

Изучение географии – задача, которая может обескуражить. География – обширная дисциплина, которая включает множество разделов, и заучивание названий мест, особенно в отрыве от всякого контекста, может показаться скучным и сложным. Однако освоение этой науки может подарить вам чувство глубокого удовлетворения и помочь вам лучше узнать мир, в котором мы живем. Не исключено, что изучение географии перерастет в истинную страсть к путешествиям и знакомству с новыми культурами!

Шаги

Часть 1

Начало

    Решите, с какой целью вы учите географию. Подход к изучению будет определяться поставленной вами целью. Если вы просто хотели бы больше узнать об окружающем мире или лучше отвечать на вопросы по географии в викторинах, ставки довольно невысоки. Если же вы планируете с рюкзаком за плечами объехать несколько стран и должны представлять себе маршрут, или если вы благополучно проспали уроки географии, а теперь вам нужно подготовиться к экзамену, на карту может быть поставлено многое.

    • Спросите себя, чего вы надеетесь достичь в результате изучения географии, и пусть ответ на этот вопрос поможет вам определить конкретную область и подход.
    • Например, если вы отправляетесь в самостоятельное путешествие по Европе, вам надо сконцентрироваться на регионе, в который вы собираетесь, и узнать о его культуре, валюте и языках, на которых говорят в той или иной местности.
  1. Определите рамки. Невозможно выучить сразу все обо всех местах на свете. Если вы зададите себе рамки – изучить досконально небольшую область или получить общие знания о гораздо большей территории – то это поможет вам определиться с дальнейшим подходом. Вот примеры таких рамок:

    • Выучить все улицы в своем городе
    • Выучить все главные дороги в своем регионе
    • Выучить все районы и районные центры (или другие административные единицы) в области (штате, провинции)
    • Выучить все регионы (области) своей страны
    • Выучить все страны мира
    • Выучить все материки, океаны и самые населенные страны
    • Выучить все страны, в которых говорят по-английски
    • Выучить все страны Европы
  2. Выберите подход. Существуют два основных подхода к изучению географии: от мелкого к крупному или от крупного к мелкому. Под движением от мелкого к крупному подразумевается, что вы начинаете изучение со своей местности и постепенно расширяете рамки, пока не получите общее представление о мире. При движении от крупного к мелкому изучение начинается с общей картины мира и далее перемещается к более глубоким "слоям" и узким областям знаний.

    • Если вы выбираете подход "от частного к общему", начните с изучения своего города или района. Затем узнайте о соседних районах, затем – об области или крае. Потом изучите регионы, граничащие с вашим, потом – граничащие с ними. Когда вы изучите свою страну, переходите к соседним государствам. Продолжайте расширять границы изучения, пока не получите достаточного представления о географии всего мира.
    • Если вы выбираете подход "от общего к частному", начните с изучения материков и океанов. Затем выучите страны. Затем – столицы всех стран. Потом изучите крупнейшие города и регионы каждого государства, потом – кто является главой каждого из них. Продолжайте, пока не достигните того уровня знаний, который является вашей целью. Можно прорабатывать таким образом по одному материку за раз.
  3. Изучайте карты. Чтобы учить географию вам нужны карты. В Интернете доступно много географических карт, но вы можете использовать и бумажные. Карты содержат разнообразную информацию и бывают в разной степени детализированными; выберите такую или такие, на которых представлена вся необходимая вам информация.

    • Вы можете также найти и распечатать контурные карты. Наносить на контурные карты названия городов, регионов, стран – хороший способ их выучить, а также проверить себя.

Часть 2

Углубление знаний
  1. Изучайте культуру и население. Просто название страны и ее положение на карте – довольно обезличенные сведения, и запоминать их может показаться бессмысленным, если не проводить связи между страной и населяющими ее людьми. Каждое место на свете – это, в первую очередь, люди со своей уникальной культурой и историей, и знакомство с характером места через знакомство с культурой и народом вдохнет жизнь в ваше изучение географии.

    Почитайте о спорах по поводу границ. Границы между странами часто имеют долгую историю конфликтов и споров. Узнайте об этих конфликтах, чтобы легче запомнить, кто находится по каждую сторону границы. Аналогично, если вы почитаете о том, как менялись названия стран и городов – не просто о факте переименования, но о том, кем и почему оно было произведено – то вы глубже поймете историю региона и запомните современные названия стран или городов.

    Исследуйте водные пути. Цивилизации всегда возникали рядом с водой. Большинство крупных городов, в особенности старинных, находится возле океанов, морей или больших рек. Узнайте о торговых путях и представьте, каким было судоходство и морские путешествия в процессе развития или освоения материка, чтобы лучше понимать текущую ситуацию.

    Объедините географию с другими интересующими вас областями. Если вы пытаетесь учить географию, но находите, что это скучно или сводится к механическому запоминанию, попробуйте связать ее с интересующей вас темой или областью. Например, если вы интересуетесь климатом, то изучение климата каждого региона может помочь вам запоминать сведения по географии более эффективно.

    Посетите интересующие вас места. Лучший способ узнать какую-либо местность – побывать там! Вам может показаться, что изучать географию места после того, как вы там побываете, нелогично (если цель вашего изучения – спланировать передвижения во время поездки), однако, возможно, детали будет легче усвоить, если они будут основываться на опыте.

    • Например, если вы пытаетесь выучить самые населенные города своего региона, постарайтесь посетить каждый из них. Путешествуя из города в город, вы получите представление о расстояниях между ними, а также о том, чем примечательны сами города.
  2. Задавайтесь вопросами о текущей ситуации. Частью настоящего понимания того или иного предмета является способность мыслить критически. В случае с географией, вы можете поинтересоваться, кто определяет, где пройдет граница, кто составляет карты, которыми вы пользуетесь, или как политические границы влияют на местное население, которое в начале могло с трудом к ним адаптироваться.

Инструкция

Измените свое отношение к предмету. География - это не только скучные карты и зубрежка данных по количеству полезных ископаемых в том или ином месте. Это еще изучение планеты, на которой вы живете, законов распределения природных компонентов и способы их сочетания. Благодаря , вы будете лучше представлять карту мира и сможете составить маршрут для путешествия по другим странам. Если в будущем вы хотите заниматься экономикой, политикой, без этого предмета вам не обойтись.

Распределяйте свое время правильно. Чтобы учиться более эффективно и быстро, освойте законы тайм-менеджмента. Умейте отличать главное от второстепенного. Начинайте делать домашнее задание с более сложных вопросов, а легкие задания оставляйте напоследок. Составьте личное расписание, придерживайтесь его. Не отвлекайтесь на разговоры, просмотр телепередач и сидение в интернете во время подготовки к урокам. Для этого выделите время на отдых.

Изучайте атлас. Приобретите его в бумажном или электронном виде. В содержится много информации и городах. Кроме физической части, показывающей рельеф местности, она включает экономическую, политическую, климатическую, религиозную и социальные части. Атлас рассказывает о распространении различных религий в областях мира, о плотности населения и среднем уровне дохода, рождаемости, смертности, о развитии отраслей промышленности. Научитесь их правильно читать. Если у вас лучше развита зрительная память, то освоение географии по атласу - это ваш конек.

Используйте увлекательные игры и загадки для понимания предмета. Занимательный элемент сделает обучение приятным и интересным. Найдите викторины . Установите их на свой компьютер или телефон и учитесь, получая удовольствие. Кроме того, вы можете приобрести литературу по географии, которая отличается от учебников необычной подачей материала.

Связанная статья

Источники:

  • Как выучить параграф по географии?

Многим школьникам быстрое выполнение домашних заданий кажется непосильной задачей. Однако облегчить подготовку уроков и уменьшить время, которое для этого необходимо – возможно. Для этого вполне достаточно придерживаться некоторых правил.

Инструкция

Прежде всего, стоит научиться планировать свой день. Для этого не нужно составлять , в котором все расписано поминутно – достаточно будет хотя бы приблизительно , что необходимо выполнить и сколько времени это может занять. При этом необходимо учитывать, что стоит хотя бы 1-1,5 часа отдохнуть, а уже потом начинать выполнять домашние задания.

Чтобы приучить себя начинать выполнение уроков в выделенное для этого , можно ставить будильник. Кроме того, с помощью будильника можно устраивать 10-минутные перерывы через определенный промежуток времени, к примеру, через каждый час.

Значительно сэкономить необходимое для выполнения домашнего задания время можно, если сконцентрироваться на нем. Потому прежде чем садиться за , необходимо избавиться от всего, что может отвлекать: выключить телевизор и радио, «забыть» мобильный телефон в соседней комнате, подальше любимые журналы и так далее. Также если при выполнении заданий нет необходимости искать какую-либо информацию в интернете, нужно выключить и компьютер.

После чего необходимо вспомнить, нужно сделать и , в какой именно последовательности. Чтобы было легче сконцентрироваться, можно разложить учебники и тетради в аккуратные стопки и по ходу выполнения домашних заданий откладывать те, что уже сделаны, в сторону. При этом то, с каких предметов начинать - с легких или тяжелых - зависит от индивидуальных особенностей. Тем, кто начинает работу без затруднений, но устает, стоит начинать с более сложных заданий. Тем же, кому сложно сконцентрироваться в начале работы, стоит начинать с заданий более легких.

Стоит отметить, что быстрее выполнить домашнее задание помогают различные стимулы. Так, к примеру, можно начать на какие-либо дополнительные занятия или стремиться, чтобы после выполнения уроков осталось время для любимого хобби.

Источники:

  • сделанные домашние задания

Современная география – это целый комплекс естественных и общественных наук. На сегодняшний день учеными накоплен большой объем знаний о Земле, а наука география имеет собственную, длинную и интересную, историю зарождения.

География в древности

Географию можно считать одной из самых древних наук, потому что никакие другие знания не были так важны человеку, как знания об устройстве окружающего мира. Умение ориентироваться на местности, искать источники воды, убежища, предсказывать погоду – все это было необходимо человеку для выживания.

И хотя прообразы карт – рисунки на шкурах, изображающие план местности – были еще у первобытных людей, долгое время не являлась наукой в полном смысле. Если наука формулирует законы явлений и отвечает на вопрос «почему?», то география на протяжении длительного периода своего существования скорее стремилась описать явления, то есть ответить на вопросы «что?» и «где?». Кроме того, в античности география была тесно связана с другими науками, в том числе и гуманитарными: нередко вопрос о форме Земли или ее положении в носил в большей степени философский, чем естественнонаучный характер.

Достижения древних географов

Несмотря на то, что у древних географов было не так уж много возможностей экспериментально исследовать разнообразные явления, определенных успехов им все-таки удалось достигнуть.

Так в Древнем Египте, благодаря регулярным астрономическим наблюдениям, ученые смогли весьма точно определить продолжительность года, также в Египте был создан земельный кадастр.

Множество важных открытий было совершено в Древней Греции. Например, греки предположили, что Земля имеет форму шара. Существенные аргументы в пользу этой точки зрения высказал Аристотель, а Аристарх Самосский впервые обозначил приблизительное расстояние от Земли до Солнца. Именно греки стали использовать параллели и меридианы, а также научились определять географические координаты. Философ-стоик Кратет из Маллы впервые создал модель глобуса.

Древнейшие народы активно исследовали окружающий мир, отправляясь в морские и сухопутные путешествия. Многие ученые (Геродот, Страбон, Птолемей) пытались систематизировать в своих трудах имеющиеся знания о Земле. Например, в труде Клавдия Птолемея «География» были собраны сведения о 8000 географических названиях, а также указывались координаты почти четырехсот точек.
Также именно в Древней Греции наметились основные направления географической науки, которые впоследствии были развиты многими талантливыми учеными.

Видео по теме

География – очень необычная наука, которая возникла не в тиши храмов и монастырей и не в подземельях древних лабораторий. Она появилась в древности, в самой гуще жизни. И создавали ее не жрецы, не монахи и не ученые, а те, кто по той или иной необходимости пускался в путь – моряки и купцы, дипломаты и миссионеры, воины и натуралисты. Именно они прокладывали тропы в неизведанное, описывая встречавшиеся им земли.

В переводе с греческого «география» означает «землеописание», и в этом слове есть ответ на вопрос о том, что изучает география. Она возникла из насущной необходимости. Правители хотели знать, как устроены их страны и другие государства, купцам нужно было разведывать новые торговые пути, а мореплаватели пытались найти новые морские пути. Именно поэтому первыми географами были люди довольно необычных и совершенно далеких от науки профессий.

Проходили года и столетия, и в географии, как и в каждой науке, появилась специализация. Закончив накопление материала, ученые-географы взялись за его анализ и синтез, перешли к изучению закономерностей развития природы. Современные физико-географы занимаются не только описаниями местности, изучают не только внешнюю сторону явлений, но и вникают в их сущность, стремятся изучить взаимосвязи и понять причины природных процессов, протекающих в каждой местности.

В принципе, это объясняет то, что изучает физическая география. Это наука, которая изучает географическую оболочку Земли и ее структурные части. Так, например, если вспомнить, что материки являются частью географической оболочки, становится понятным, что изучает география материков.

В составе физической географии есть три основных науки. Это землеведение, которое изучает общие закономерности строения и развития географической оболочки, ландшафтоведение, которое изучает территориальные природные комплексы, и палеогеография. В свою очередь, эти разделы имеют свою иерархическую структуру по видам изучаемых компонентов, процессов и явлений. Так, отдельные компоненты географической оболочки изучают геоморфология, климатология, метеорология, гидрология, гляциология, география почв, биогеография. А на стыке с другими науками образовались такие новые направления физической географии, как медицинская география, инженерная география.

Физическая география тесно связана с другими географическими науками – картографией, страноведением, исторической географией, социально-экономической географией.

Современная физическая география особое внимание уделяет изучению структуры и динамики различных систем, их происхождению, процессам энерго- и массообмена между компонентами физической оболочки Земли, круговороту веществ и потоков энергии, прогнозу развития.

Методы, которые в своих исследованиях используют физико-географы, разнообразны. Это и традиционные методы, такие, как экспедиционно-описательный, сравнительно-географический, картографический и описательный. Но ученым на помощь пришли и методы, основанные на достижениях других наук, - математический, геофизический, геохимический.

Землю изучают разные науки. Астрономия исследует происхождение и развитие Земли как космического тела. Строение нашей планеты изучает геология. Биология познает населяющие Землю живые существа.

    География - наука, изучающая поверхность Земли как среду, где возникло и развивается человечество.

Рис. 1. Многообразие земной поверхности

С земной поверхностью хорошо знакомы все. На ней люди живут, ведут хозяйство, по ней они перемещаются. Земная поверхность удивительно многообразна (рис. 1). Она состоит из множества непохожих друг на друга участков (элементов): материков и океанов, гор и равнин, рек и озер. Неповторимый облик придает земной поверхности и то, что находится на ней: леса, города и т. д.

    Элементы земной поверхности со всем, что на них расположено, называются географическими объектами.

Изучая географические объекты, наука география отвечает на несколько вопросов.

Что это такое? Чтобы изучить географический объект, прежде всего нужно определить, что он из себя представляет - озеро или пруд, завод или школу, овраг или балку. Географические объекты могут быть разного происхождения (рис. 2).

Рис. 2. Географические объекты

Где это находится? Для географии очень важно определить положение объекта на земной поверхности. От этого зависят его внешний вид и свойства. Например, жилища людей в теплых и холодных районах Земли абсолютно непохожи (рис. 3).

Рис. 3. Зависимость внешнего вида объектов от их расположения на земной поверхности

  • Определите, как люди приспособились к обитанию в разном климате.

Как это выглядит? Образ географического объекта - его важнейшая характеристика. У многих объектов образ настолько ярок, что достаточно взгляда, чтобы хорошо запомнить их (рис. 4).

Но для практических целей одних ярких впечатлений бывает недостаточно. Поэтому географические объекты тщательно описывают, определяя их главные свойства. У гор это высота и крутизна склонов. У рек - ширина, глубина и скорость течения. У зданий - занимаемая ими площадь, высота и форма.

Рис. 4. Образы географических объектов

  • Определите по контурам, какие географические объекты изображены на рисунке.

Изучая земную поверхность, люди поняли, что она постоянно меняется. Возникают и разрушаются горы, пересыхают реки и озера, появляются и исчезают города. Так перед географией появился еще один важный вопрос: почему это происходит? Пытаясь ответить на него, география начала изучать не только географические объекты, но и связи между ними, а также влияющие на них явления и процессы (рис.5). Со многими из этих процессов и явлений мы встречаемся постоянно, например с ветром, дождем, снегом; с другими: извержениями вулканов, землетрясениями, морскими течениями - многие из нас знакомы только заочно.

Рис. 5. Процессы и явления, влияющие на географические объекты

Многие географические объекты, явления и процессы, влияющие на них, порождены самой природой и поэтому называются природными . Но есть и такие, которые возникли в результате деятельности человека. В отличие от природных, они называются антропогенными (от греч. «антропос» - человек).

Вопросы и задания

  1. Чем различается изучение Земли астрономией, геологией, биологией и географией?
  2. Приведите примеры природных и антропогенных географических объектов на территории, прилегающей к вашей школе. Какие объекты преобладают?