Дифференцированный зачет по литературе. Зачёт по литературе в старших классах

Гзак бежит серым волком,
На другой день спозаранок
Черные тучи с моря идут,

Быть грому великому!
Тут копьям приломиться,
Тут саблям побиться
О шеломы половецкие

На реке на Каяле,
У дона великого!


На храбрые полки Игоревы!

Земля гудит,
Реки мутно текут,
Пыль поля покрывает,
Стяги глаголют:

Ярый тур Всеволод!
Стоишь ты в бою,
Сыплешь на воинов стрелами,


Ярый тур Всеволод!

("Слово о полку Игореве")

А1.
"Слово о полку Игореве" является ярким памятником русской литературы
XII в. XIV в. XVI в. XVIII в.

" "

Этот фрагмент "Слова о полку Игореве" по художественной форме близок к традиционному фольклорному жанру
притчи былины
плача сказки

В "Слове..." отражена историческая эпоха, характеризующаяся
усилением централизованной власти
феодальной раздробленностью
освобождением из-под монголо-татарского гнета
приближением петровских преобразований

Центральной фигурой в образной системе "Слова..." является
ярый тур Всеволод князь Святослав
князь Игорь сказитель Боян

Действие "Слова о полку Игореве" равзорачивается
в Путивле в Киеве на реке Каяле во всех названных местах

"Слово о полку Игореве" построено в форме
авторского повествования исповеди главного героя воспоминания дружинника рассказов разных лиц

Прочитайте приведенное ниже стихотворение в выполните задания А8 - А14








И дева юная во мгле искала

(А.С.Пушкин)

А8.
Стихотворение А.С.Пушкин "Редеет облаков летучая гряда..." относится к

Ранней лирике поэта стихам петербургского периода творчества
лирике периода Южной ссылки позднему творчеству поэта

Черты какого литературного направления определяют своебразие данного стихотворения?

Классицизм сентиментализм
реализм романтизм

Какое из приведенных высказываний относится к творчеству А.С. Пушкина?

1). Слог басен его вообще легок, чист и всегда приятен. Он рассказывает свободно и нередко с тем милым простодушием, которое так пленительно в Лафонтене". В.А.Жуковский
2)."Первое дело, какого требует от поэта его служение, - "бросить забавы суетного света" для того, чтобы поднять внешние покровы, чтобы открыть глубину".А.А.Блок
3)."Отделанный в золото галантерейною игрушкою кинжал наводит поэта на мысль о роли, которую это орудие смерти и мщения играло прежде... А теперь?... Увы!" В.Г.Белинский
4)."В первый год существования возобновленного "Современника" наш поэт печатал в нем "Еду ли ночью по улице темной..." произведение, которое <...> не умрет до тех пор, пока русский язык остается языком русским" В.А.Дружинин.

Поэтика пушкинского творчества в период написания данного стихотворения складывалась под влиянием

1). Жуковского и Байрона 2)Ломоносова и Державина 3)Шекспира и Мольера 4)Гоголя и Крылова

М.Ю.Лермонтов Н.А.Некрасов Н.М.Карамзин А.А.Дельвиг

Какое из пушкинских стихотворений тематически близко стихотворению "Редеет облаков летучая гряда..."?

"Деревня" "Погасло дневное светило..." "Пророк" "Анчар"

В жанровом отношении данное стихотворение представляет собой

Торжественную оду дружеское послание романтическую элегию лирический отрывок

Правдин. Это был тот пакет, о котором при вас сама здешняя хозяйка вчера меня уведомила.
Cтародум. Итак, ты имеешь теперь способ прекратить бесчеловечие злой помещицы?
Правдин. Мне поручено взять под опеку дом и деревни при первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди.
Стародум. Благодарение Богу, что человечество найти защиту может! Поверь мне, друг мой, где государь мыслит, где знает он, в чем его истинная слава, там человечеству не могут не возращаться его права. Там все скоро ощутят, что каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно... и что угнетать рабством себе подобных беззаконно.

Правдин. Я в этом согласен с вами; да как мудрено истреблять закoренелые предрассудки, в которых низкие души находят свои выгоды!
Стародум. Слушай, друг мой! Великий государь есть государь премудрый. Его дело показать людям прямое их благо. Слава премудрости его та, чтоб править людьми, потому что управляться с истуканами нет премудрости. Крестьянин, который плоше всех в деревне, выбирается обыкновенно пасти стадо, потому что немного надобно ума пасти скотину. Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных. Мы это видим своими глазами.
Правдин. Удовольствие, которым государи наслаждаются владея свободными душами, должно быть столь велико, что я не понимаю, какие побуждения могли бы отвлекать...
Стародум. А! Сколь великой душе надобно быть в государе, чтоб стать на стезю истины и никогда с нее не совращаться! Сколько сетей расставлено к уловлению души человека, умеющего в руках своих судьбу себе подобных! И во-первых, толпа скаредных льстецов...
Правдин. Без душевного презрения нельзя себе вообразить, что такое льстец.
Стародум. Льстец есть тварь, которая не только о других, ниже о себе хорошего мнения не имеет. Все его стремление к тому,чтоб сперва ослепить ум у человека, а потом делать из него, что ему надобно. Он ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет.
Прадвин. Несчастиям людским, конечно, причиною собственное из развращение; но способы сделать людей добрыми...
Стародум. Они в руках государя. Как скоро все видят, что без благонравия никто не может вытти в люди; что ни подлой выслугой и ни за какие деньги нельзя купить того, чем награждается заслуга; что люди выбираются для мест, а не места похищаются людьми, - тогда всякий находит свою выгоду быть благонравным и всякий хорош становится.
Правдин. Справедливо. Великий государь дает...
Стародум. Милость и дружбу тем, кому изволит; места и чины тем, кто достоин.
Правдин. Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается ныне особливое старание о воспитании...
Стародум Оно и должно быть залогом благосостояния государства. Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания. Ну, что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? Сколько дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу крепостному! Лет через пятнадцать и выходят вместо одного раба двое, старый дядька да молодой барин.
Правдин. Но особы высшего состояния просвещают детей своих...
Стародум. Так, мой друг; да я желал бы, чтобы при всех науках не забывалась главная цель всех знаний человеческих - благонравие. Верь мне, что наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродельную душу. Я хотел бы, например, чтобы при воспитании сына знатного господина наставник его всякий день разогнул ему Историю и указал ему в ней два места: в одном, как великие люди способствовали благу своего отечества; в другом, как вельможа недостойный, употребивший во зло свою доверенность и силу, с высоты пышной своей знатности низвергся в бездну презрения и поношения.

Д.И.Фонвизин "Недоросль"

Основой какого литературного направления, к которому относится пьеса Д.И. Фонвизина "Недоросль", является культ разума?



Укажите название жанра драматургии, к которому принадлeжит пьеса Д.И. Фонвизина "Недоросль".

Драма водевиль трагедия комедия

В пьесе Д.И. Фонвизина "Недоросль" пропагандируются идеи эпохи

Эллинизма Возрождения
Просвещения Реформации

Действие пьесы Д.И. Фонвизина происходит в

Поместье Стародума
имении Скотинина
усадьбе Правдина
доме госпожи Простаковой

Введя в пьесу два конфликта - любовный и социально-политический, Д.И.Фонвизин нарушил

Единство места единство пространства единство действия единство времени

Средством создания образов положительных и отрицательных персонажей в фонвизинской пьесе является

Пейзаж речь героев
портрет интерьер

Кто из русских писателей продолжил сатирические драматургические традиции Д.И. Фонвизина?

А.С.Пушкин А.С.Грибоедов
А.П.Чехов М.Горький

Творчество Н.А. Некрасова охватило эпоху

Рубежа XVIII-XIX веков 20-х - 30-х годов XIX века 40-х - 70-х годов XIX рубежа XIX-XX веков

В поэзии Н.А.Некрасова получили свое развитие традиции

Классицизма сентиментализма романтизма реализма

Кому из критиков демократического лагеря, поддерживающих "некрасовское" направление в поэзии, поэт посвятил известное стихотворение "Пророк"?

Н.А.Добролюбову Н.Г.Чернышевскому
Д.И.Писареву В.Г.Белинскому

Художественный мир Н.А.Некрасова формировался в русле такого течения, как

"натуральная школа"
"школа гармонической точности"
"легкая поэзия"
"искусство для искусства"

Тематика некрасовских стихотворений, изображающих жизнь крестьянина-труженика, близка тематике

Романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
цикла И.С.Тургенева "Записки охотника"
пьесы А.Н.Островского "Гроза"
сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина "Премудрый пескарь".

Стихотворение "Несжатая полоса" образно и тематически перекликается с таким произведением поэта, как

"Мы с тобой бестолковые люди..."
"Поэт и гражданин"
"В дороге"
"Я не люблю иронии твоей"

Стихотворение "Несжатая полоса" близко классическому жанру

Оды сатиры послания песни

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1 - В6.

Гзак бежит серым волком,
Кончак ему путь указывает к Дону великому...
На другой день спозаранок
Кровавые зори свет возвещают,
Черные тучи с моря идут,
Хотят прикрыть четыре солнца,
а в тучах трепещут синие молнии.
Быть грому великому!
Идти дождю стрелами с Дону великого!
Тут копьям приломиться,
Тут саблям побиться
О шеломы половецкие

На реке на Каяле,
У дона великого!

О русская земля! ты уже за холмом!
Вот ветры, Стрибожьи внуки, веют с моря стрелами
На храбрые полки Игоревы!

Земля гудит,
Реки мутно текут,
Пыль поля покрывает,
Стяги глаголют:
Половцы идут от Дона, и от моря,
И со всех сторон русские полки обступили. Дети бесовы кликом поля перегородили,
А храбрые русичи перегородили червлеными щитами.
Ярый тур Всеволод!
Стоишь ты в бою,
Сыплешь на воинов стрелами,
Гремишь о шлемы мечом булатным!
Куда ты, тур, поскачешь, своим золотым шлемом посвечивая,
Там лежат поганые головы половецкие.
Рассечены саблями калеными шеломы аварские тобою,
Ярый тур Всеволод!

("Слово о полку Игореве")

1. Как называется описание природы, при помощи которого автор "Слово о полку Игореве" создает художественный образ Русской земли: "Кровавые зори свет освещают, черные тучи с моря идут...", "Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля покрывает..."?
пейзаж

Назовите художественный прием, позволяющий автору "Слова о полку Игореве" наделять явления природы или неодушевленные предметы чертами живых существ: "тучи идут" , "стяги глаголют" и т.д.
олицетворение

Укажите название средства художественной изобразительности, которое использует автор "Слова о полку Игореве", уподобляя половецкого хана Гзака зверю: "Гзак бежит серым волком..."
сравнение

Каким термином называется средство художественной изобразительности, которое используется в стилистике фольклорных произведений, а также в "Слова о полку Игореве": "сабли каленые ", "мечи булатные "?
постоянный эпитет

Древнерусский текст "Слова..." содержит устаревшие слова: "шеломы", "ярый". Укажите название таких слов.
архаизмы, старославянизмы

Какая риторическая фигура, неоднократно встречающаяся во фрагменте текста, использована автором для усиления эмоционального восприятия?

Идти дождю стрелами с Дону великого!
..........................................
...О Русская земля! ты уже за холмом!

Риторическое восклицание

Прочитайте приведенное ниже стихотворение в выполните задания В7 - В12

Редеет облаков летучая гряда.
Звезда печальная, вечерняя звезда!
Твой луч осеребрил увядшие равнины,

И дремлющий залив, и черных скал вершины.
Люблю твой слабый свет в небесной вышине;
Он думы разбудил уснувшие во мне:
Я помню твой восход, знакомое светило,
Над мирною страной, где все для сердца мило,
Где стройны тополы в долинах вознеслись,
Где дремлет нежный мирт и темный кипарис,
И сладостно шумят полуденные волны.
Там некогда в горах, сердечной думы полный,
Над морем я влачил задумчивую лень,
Когда на хижины сходила ночи тень -
И дева юная во мгле искала
И именем своим подругам называла.

(А.С.Пушкин)

В7.
Назовите средство художественной изобразительности, к которомуу прибегает поэт в первой строке стихотворения ("облаков летучая гряда").
метафора

Дайте название образного определения, дающего описываемому предмету яркое образное наполнение ("звезда печальная", "нежный мирт" и т.п.)?
эпитет

Укажите прием усиления выразительности стиха, основанный на сходстве начального звучания строк:
Где стройны тополы в долинах вознеслись,
Где дремлет нежный мирт и темный кипарис...
анафора, повтор

Как называется художественный образ, несущий в себе многозначный смысл и становящийся своеобразной поэтической "эмблемой" (звезда печальная, вечерняя звезда")?

Символ

Укажите название стилистического приема, усиливающего выразительность поэтической речи и основанного на соседстве одинаковых согласных звуков ("влачил задумчивую лень").
аллитерация, звукопись

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания А1 - А7

городничий , далее попечитель богоугодных заведений, смотритель училищ, Добчинский и Бобчинский с пластырем на носу. Городничий указывает квартальным

Хлестаков.
Городничий.

Хлестаков.
Городничий.
Хлестаков.
Лабардан-с.
Хлестаков.
Артемий Филиппович.
Хлестаков.
Артемий Филиппович.
Городничий.

Н.В.Гоголь."Ревизор"

А1.
"Натуральная школа", принципы которой воплощены в творчестве Н.В.Гоголя, - это условное название начального этапа развития в русской литературе
классицизма
критического реализма
сентиментализма
гражданского романтизма

Определите жанр пьесы "Ревизор"
мелодрама водевиль
драма комедия

Пьеса "Ревизор"
является первым литературным опытом Н.В.Гоголя
входит в состав сборника "Миргород"
представляет собой одно из зрелых гоголевских творений
завершает творчество писателя

События, связанные с приездом мнимого ревизора происходят в
маленьком уездном городе
столице России - Петербурге
крупном губернском центре
в имении городничего

Сюжет, положенный в основу пьесы, был подсказан Н.В.Гоголю
И.С.Тургеневым И.А.Крыловым А.С.Пушкиным В.А.Жуковским

Развитие событий в пьесе "Ревизор", где не герой управляет действием, а действие - героем, определяется
правилом трех единств
романтическим двоемирием
"подводным течением"
"миражной интригой"

Произведением Н.В.Гоголя, в котором, как и в "Ревизоре", нарисована картина чиновничье-бюрократического правления крепостнической России 1830-х годов, является
"Мертвые души"
"Тарас Бульба"
"Пропавшая грамота"
"Ночь перед рождеством"

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания А8 - А14

Тоска по родине! Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно -
Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой
Брести с кошелкою базарной
Как госпиталь или казарма.

Мне все равно, каких среди
Лиц ощетиниваться пленным

В себя, в единоличье чувств.
Где не ужиться (и не тщусь!)
Где унижаться - мне едино.

Не обольщусь и языком
Мне безразлично - на каком
Непонимаемой быть встречным!

(Читателем, газетных тонн
Двадцатого столетья - он,
А я - до всякого столетья!

Остолбеневши, как бревно,
Оставшееся от аллеи,

Роднее бывшее - всего.
все даты - как рукой сняло:
Душа, родившаяся - где-то.

Так край меня не уберег

Родимого пятна не сыщет!


Но если на дороге - куст
Встает, особенно - рябина...

(М.И.Цветаева)

Данное стихотворение М.И.Цветаевой является
первым стихотворением поэта
одним из ранних произведений
произведением 1930-х годов
последним стихотворением поэта

В своем творчестве М.И.Цветаева выступала как

Младосимволист акмеист
поэт вне течений футурист

Кто из современных поэтов выступил критиком и интерпретатором поэзии М.И.Цветаевой

Н.Рубцов Н.Бродский Н.Заболоцкий А.Вознесенский

Какой пафос определяет звучание данного стихотворения и цветаевской поэтики в целом?

Героический идиллический сатирический трагический

Кто из перчисленных поэтов являлся творческим оппонентом М.И.Цветаевой, разделившим с ней зоны "поэтического влияния" - Москву и Петербург?

А.А.Ахматова С.А. Есенин В.В.Маяковский З.Н.Гиппиус

Стихотворение М.И.Цветаевой "Тоска по родине! Давно..." созвучно такому стихотворению поэта, как

"Моим стихам, написанным так рано..."
"Рассвет на рельсах"
"Кто создан из камня, кто создан из глины..."
"Роландов Рог"

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания А1 - А7

Квартальные отворяют обе половинки дверей. Входит Хлестаков: за ним городничий , далее попечитель богоугодных заведений, смотритель училищ, Добчинский и Бобчинский с пластырем на носу. Городничий указывает квартальным на полу бумажку - они бегут и снимают ее, толкая друг друга впопыхах.

Хлестаков. Хорошие заведения. Мне нравится, что у вас показывают проезжающим все в городе. В других городах мне ничего не показывали.
Городничий. В других городах, осмелюсь вам доложить, градоправители и чиновники больше заботятся о своей, то есть, пользе. А здесь, можно сказать, нет другого помышления, кроме того, чтобы благочинием и бдительностью заслужить внимание начальства.

Хлестаков. Завтрак был очень хорош; я совсем объелся. Что у вас каждый день бывает такой?
Городничий. Нарочно для приятного гостя.
Хлестаков. Я люблю поесть. Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия. Как называлась эта рыба?
Артемий Филиппович (подбегая). Лабардан-с.
Хлестаков. Очень вкусная. Где это мы завтракали? в больнице, что ли?
Артемий Филиппович. Так точно-с, в богоугодном заведениии.
Хлестаков. Помню, помню, там стояли кровати. А больные выздоровели? Там их, кажется, немного.
Артемий Филиппович. Человек десять осталось, не больше; а прочие все выздоровели. Это иж так устроено, такой порядок. С тех пор, как я принял начальство, - все как мухи выздоравливают. Больной не успеет войти в лазарет, как уже здоров; и не столько медикаментами, сколько честностью и порядком.
Городничий. Уж на что, осмелюсь доложить вам, головоломна обязанность градоначальника! Столько лежит всяких дел, относительно одной чистоты, починки, поправки... словом, наиумнейший человек пришел бы в затруднение, но, благодарение Богу, все идет благополучно. Иной городничий, конечно, радел бы о своих выгодах; но верите ли, что, даже когда ложишься спать, все думаешь: "Господи Боже ты мой, как бы так устроить, чтобы начальство увидело мою ревность и было довольно?.." Наградит ли оно или нет - конечно, в его воле; по крайней мере, я буду спокоен в сердце. Когда в городе во всем порядок, улицы выметены, арестанты хорошо содержатся, пьяниц мало... то чего ж мне больше? Ей-ей, и почестей никаких не хочу. Оно, конечно, заманчиво, но пред добродетелью все прах и суета.
Артемий Филиппович. (в сторону) Эка, бездельник, как расписывает! Дал же Бог такой дар!

Н.В.Гоголь."Ревизор"

В1.
Развитие действия происходит благодаря чередованию высказываний действующих луц. Как называется такое построение художественной речи?
диалог

Как называется такая часть акта (действия) драматического произведения, в которой состав действующих лиц остается неизменным?
явление

Укажите термин, который обозначает краткие авторские замечания в драматическом произведении (например, "подбегая", "в сторону" )
ремарки

Хлестаков, стараясь говорить красиво, использует образное выражение "цветы удовольствия". Как в литературоведении называется такое средство художественного иносказания?
метафора

Речь Осипа содержит эмоционально окрашенную лексику, носит оценочный характер ("объелся", "бездельник"). Как называется такой стиль речи?
разговорный

Выпишите сравнение из речи Артемия Филипповича, рассказывающего о состоянии богоугодных заведений.
как мухи выздоравливают

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания В7 - В12

Тоска по родине! Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно -
Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой
Брести с кошелкою базарной
В дом, и не знающий, что - мой,
Как госпиталь или казарма.

Мне все равно, каких среди
Лиц ощетиниваться пленным
Львом, из какой людской среды
Быть вытесненной - непременно -

В себя, в единоличье чувств.
Камчатским медведем без льдины
Где не ужиться (и не тщусь!)
Где унижаться - мне едино.

Не обольщусь и языком
Родным, его призывом млечным.
Мне безразлично - на каком
Непонимаемой быть встречным!

(Читателем, газетных тонн
Глотателем, доильцем сплетен...)
Двадцатого столетья - он,
А я - до всякого столетья!

Остолбеневши, как бревно,
Оставшееся от аллеи,
Мне все - равны, мне все - равно,
И, может быть, всего равнее -

Роднее бывшее - всего.
Все признаки с меня, все меты,
все даты - как рукой сняло:
Душа, родившаяся - где-то.

Так край меня не уберег
Мой, что и самый зоркий сыщик
Вдоль всей души, всей - поперек!
Родимого пятна не сыщет!

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все - равно, и все - едино.
Но если на дороге - куст
Встает, особенно - рябина...

(М.И.Цветаева)

Назовите художественный прием, использованный в строках "Остолбеневши, как бревно, оставшееся от аллеи", при котором одно явление проясняется путем соотнесения его с другим явлением.
сравнение

Выпишите из последней строфы эпитеты, с помощью которых передано состояние души лирической героини.
чужд, пуст

Укажите термин, которым в поэзии обозначают созвучие в конце стихотворных строк.
рифма

В словосочетаниях "язык родной", "призыв млечный" определяемое слово стоит перед определением, что способствует выделению образа, усилению его эмоционального воздействия. Какой прием используется в этих случаях?
инверсия

Как называются новые слова, созданные писателем и служащие выразительным средством в определенном контексте, но не вливающиеся, как правило, в общелитературную лексику: "глотатель", "доилец"?
неологизмы

Определите размер стихотворения М.И.Цветаевой "Тоска по родине! Давно..."

Николай Петрович казался гораздо встревоженнее своего сына; он словно потерялся немного, словно робел. Аркадий остановил его.
- Папаша, - сказал он, - позволь познакомить тебя с моим добрым приятелем, Базаровым, о котором я тебе так часто писал. Он так любезен, что согласился погостить у нас.
Николай Петрович быстро обернулся и, подойдя к человеку высокого роста в длинном балахоне с кистями, только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал.
- Душевно рад, - начал он, - и благодарен за доброе намерение посетить нас; надеюсь...позвольте узнать ваше имя и отчество?
- Евгений Васильев, - отвечал Базаров ленивым, но мужественным голосом и, отвернув воротник балахона, показал Николаю Петровичу все свое лицо. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, быльшими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум.
- Надеюсь, любезнейший Евгений Васильич, что вы не соскучитесь у нас, - продолжал Николай Петрович.
Тонкие губы Базарова чуть тронулись; но он ничего не отвечал и только приподнял фуражку. Его темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа.
- Так как же, Аркадий, - заговорил опять Николай Петрович, оборачиваясь к сыну, - сейчас закладывать лощадей, что ли? Или вы отдохнуть хотите?
- Дома отдохнем, папаша; вели закладывать.
- Сейчас, сейчас, - подхватил отец. - Эй, Петр, слышишь? Распорядись, братец, поживее.
Петр, который в качестве усовершенствованного слуги не подошел к ручке барича, а только издали поклонился ему, снова скрылся под воротами.

(И.С.Тургенев "Отцы и дети")

А1.
Роман И.С.Тургенева "Отцы и дети" является ярким образцом литературы
романтической реалистической
классицистической модернистской

Произведение И.С.Тургенева "Отцы и дети" , из которого взят фрагмент, является

Сатирическим рассказом социально-филосовским романом
бытовым очерком филосовской притчей

Действие "Отцов и детей" разворачивается

Накануне реформы 1861 года
в период военной кампании 1812 года
после реформы 1861 года
на рубеже XIX - XX веков

Основные события, связанные с противостоянием "отцов" и "детей", происходят

В имении Одинцовой в Петербурге
в имении Кирсановых в губернском городе ***

Говоря о том, что роман "Отцы и дети" "направлен против дворянства как передового класса", Тургенев подчеркнул

Революционность своих взглядов
консерватизм своих убеждений
стремление к объективной оценке современности
отстраненность от поблематики эпохи

Одним из значительных художественных открытий Тургенева-прозаика стал принцип

Сатирического преувеличения
тайного психологизма
прямого обличения порока
бессюжетности повествования

Н.А.Добролюбова Д.И.Писарева А.И.Герцена В.Г.Белинского

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания А8-А14

Февраль. Достать чернил и плакать,
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.

Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез Благовест, чрез клик колес,
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.

Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.

Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.

(Б.Л.Пастернак)

Стихотворение Б.Л.Пастернака "Февраль. Достать чернил и плакать..." является

Одним из ранних стихотворений поэта
произведением зрелого творчества
поздним произведением художника
первым опубликованным стихотворением поэта

Стихотворение Б.Л.Пастернака "Февраль. Достать чернил и плакать..." создано в период увлечения автора

Символизмом акмеизмом
футуризмом имажинизмом

Какая формула Б.Л.Пастернака стала для критиков своеобразной эмблемой его творчества?

"свеча горела на столе, свеча горела"
"вечности заложник, у времени в плену"
"на меня наставлен сумрак ночи"
"и окунаться в

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 3

Оценочные средства

для проведения промежуточной аттестации

по дисциплине ОДБ. 02 «литература»

профессии/специальности

0347000.03 «Делопроизводитель»

150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

270839.01 Монтажник санитарно - технических, вентиляционных систем

и оборудования

270802.09 Мастер общестроительных работ

Форма проведения оценочной процедуры:

Социально-экономический профиль

г. Хабаровск

Разработчики:

КГБОУ НПО ПУ 3 преподаватель русского языка и литературы Т.Д. Тищенко

1. Паспорт комплекта оценочных средств

Предмет оценивания

Показатели оценки

Воспроизведение основных этапов жизненного и творческого пути писателя, поэта.

Сопоставление принадлежности того или иного произведения автору, соотносить знание содержания литературного произведения с его героями, установление соответствия содержания теоретических определений. Установление связи между теорией литературы и текстом художественного произведения.

Распознавание героев литературного произведения.

2. Комплект оценочных средств

Предмет оценивания

Показатель оценки

Критерии оценки

Знание фактов жизни и творчества писателей и поэтов.

Воспроизведение основных этапов жизненного и творческого пути писателя, поэта

Фактологическая точность жизненного и творческого пути писателя, поэта

Знание основных теоретико-литературных понятий

Соотнесение теоретических определений

Правильность и точность воспроизведения содержания текста художественного произведения, его героев, событий.

Знание иопределениехарактерных признаков литературного направления

Установление связи между теорией литературы и текстом художественного произведения.

Правильность и точность установления связей между теоретическими понятиями литературы и текстом художественного произведения.

Сопоставление принадлежности того или иного произведения автору, соотнесение содержания литературного произведения с его героями. Распознавание героев литературного произведения

Глубина и точность знания текста художественного произведения, его героев, цитат.

Описание правил оформления результатов оценивания

КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

дифференцированно зачета по литературе 4 семестр

На выполнение контрольной работы по литературе даётся 25 минут. Работа состоит из 11 вопросов.

Тестовые задания разработаны на каждый курс обучения по 4 вариантам.

Каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл.

Дифференцированный зачет по литературе 4 семестр

(2 курс 2 полугодие)

1 вариант

    Назовите годы жизни М. А. Шолохова

А) 1814 – 1841 Б) 1809-1852 В) 1905-1984

1. А.Т. Твардовский

1. «Перед этим горем гнутся горы,

Не течет великая река,

Но крепки тюремные затворы,

А за ними "каторжные норы"

И смертельная тоска.»

2. Н. Рубцов

2. «Снег идет, снег идет.
К белым звездочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплет… »

3. Б. Пастернак

3. «Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны…»

    А.А. Ахматова

4. «Чудный месяц плывет над рекою",-

И над родиной, полной покоя,

Опускается сон золотой!»

3 . Напишите название изобразительно - выразительного средства, которым воспользовалась А. Ахматова в стихотворении «Сжала руки под темной вуалью…»:

« Задыхаясь, я крикнула: "Шутка
Всё, что было. Уйдешь, я умру."
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: "Не стой на ветру.
»

а) диалог б) монолог в) диалог и монолог

4. Кто из поэтов не писал о Великой Отечественной войне?

А) Р. Гамзатов Б) А. Ахматова В) А. Твардовский

5. Узнай героя романа М.А.Шолохова «Тихий Дон» по речевой характеристике: «Гляжу на Дон, а на нём зыбь, и от солнца он чисто серебряный, так и переливается весь, аж глазам глядеть на него больно. Повернусь кругом, гляну – Господи, красота-то какая!

А) Аксинья

«Была тихая, славная ночка семь ден тому назад, когда наш заслуженный

поезд Конармии остановился там, груженный бойцами. Все мы горели

способствовать общему делу и имели направление на Бердичев.»

А) И.Э. Бабель Б) М.А. Шолохов В) А.В. Вампилов

7. Назовите имя главного героя романа М.А. Шолохова «Тихий Дон».

А) Родион Раскольников Б) Андрей Болконский В) Григорий Мелехов

А) сравнение

Б) антитеза

В) метафора

А) А. А. Ахматова 1. «Колымские рассказы»

Б) Солженицын 2. «Реквием»

В) Шаламов 3. «Один день Ивана Денисовича»

10. Творчество Л. Петрушевской принадлежит эпохе

    первой половины 19 века

    конец 19 – нач. 20 века

    второй половины 20 века

    второй половины 19 века

11.Заполните пропуски в тексте В. Т. Шаламова «Колымские рассказы». «Ночью.»

Ужин кончился. __________неторопливо вылизал миску, тщательно сгреб со стола хлебные крошки в левую ладонь и, поднеся ее ко рту, бережно слизал крошки с ладони. Не глотая, он ощущал, как слюна во рту густо и жадно обволакивает крошечный комочек хлеба. _________ не мог бы сказать, было ли это вкусно. Вкус – это что-то другое, слишком бедное по сравнению с этим страстным, самозабвенным ощущением, которое давала пища. __________не торопился глотать: хлеб сам таял во рту, и таял быстро.

Дифференцированный зачет по литературе 4 семестр

(2 курс 2 полугодие)

2 вариант

1.Назовите годы жизни В.М. Шукшина

А) 1814 – 1841 Б) 1929-1974 В) 1821-1877

1. Н. Рубцов

1. «Любить иных - тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.»

2. Б. Пастернак

2. «Я люблю судьбу свою,

Я бегу от помрачений!

Суну морду в полынью

И напьюсь,

Как зверь вечерний!»

3. А.А. Ахматова

И судом поспешным не греши.

Изливать покуда не спеши.»

4. Р. Гамзатов

4. «Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озерных грустил берегов,

И столетие мы лелеем

Еле слышный шелест шагов.»

3 . В каком из произведений А.Ахматовой отражен опыт жены и матери «врагов народа»?

А) В «Поэме без героя»

Б) В поэме «Реквием»

В) В поэме «Бег времени»

    Узнай героя рассказа В. Шукшина «Чудик»

Подошла его очередь. Он купил конфет, пряников, три плитки шоколада. И отошел в сторонку, чтобы уложить все в чемодан. Раскрыл чемодан на полу, стал укладывать... Что-то глянул на полу-то, а у прилавка, где очередь, лежит в ногах у людей пятидесятирублевая бумажка. Этакая зеленая дурочка, лежит себе, никто ее не видит.

а) Егор Прокудин

«Быть знаменитым некрасиво.

Не это подымает ввысь.

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись. »

А) Н. Рубцов Б) А. Твардовский В) Б. Пастернак

6. Из какого произведения Э. Хемингуэя данный отрывок?

Старик рыбачил один на своей лодке в Гольфстриме. Вот уже восемьдесят четыре дня он ходил в море и не поймал ни одной рыбы. Первые сорок дней с ним был мальчик. Но день за днем не приносил улова, и родители сказали мальчику, что старик теперь уже явно salao, то есть «самый что ни на есть невезучий», и велели ходить в море на другой лодке, которая действительно привезла три хорошие рыбы в первую же неделю. Мальчику тяжело было смотреть, как старик каждый день возвращается ни с чем, и он выходил на берег, чтобы помочь ему отнести домой снасти или багор, гарпун и обернутый вокруг мачты парус. Парус был весь в заплатах из мешковины и, свернутый, напоминал знамя наголову разбитого полка.

А) «Старик и море» Б) «Острова в океане» В) «Снега Килиманджаро»

7. Кому принадлежат эти строки?

«В этот час величайшей печали
Я тех слов не найду,
Чтоб они до конца выражали
Всенародную нашу беду…»

А) А. Твардовскому Б) А. Ахматовой В) Б. Пастернаку

А) сравнение

Б) олицетворение

В) метафора

9. Установите соответствие между писателем (поэтом) и названием его произведения

А) А. А. Ахматова 1. «Дом у дороги»

Б) А.Солженицын 2. «Матренин двор»

В) А. Твардовский 3. «Я не любви твоей прошу…»

    как к бессмысленной, жестокой войне

    как к справедливой войне, ведущейся ради свободы и равенства всех сословий

    как к противному человеческому разуму явлению

    как к трагическим, но неизбежным событиям

«Егора сняли на землю, положили на фуфайку.

Люба, -- позвал Егор, выискивая ее невидящими глазами где-то в небе

Он лежал на спине. -- Люба...

Я здесь, Егорушка, здесь, вот она...

Деньги... -- с трудом говорил Егор последнее. -- У меня в пиджаке...

раздели с мамой... -- У Егора из-под прикры-тых век по темени сползла

слезинка, подрожала, повиснув около уха, и сорвалась, и упала в траву. Егор

И лежал он, русский крестьянин, в родной степи, вблизи от дома...

Лежал, приникнув щекой к земле, как будто слу-шал что-то такое, одному ему

слышное. Так он в детстве прижимался к столбам.

Люба упала ему на грудь и тихо, жутко выла.

Петро стоял над ними, смотрел на них и тоже плакал. Молча.»

А) В. Шукшин «Калина красная»

Б) В.Т. Шаламов «Колымские рассказы».

В) И. Бабель «Соль»

Дифференцированный зачет по литературе 4 семестр

(2 курс 2 полугодие)

3 вариант

1. Рассмотрите помещенные ниже фотографии известных писателей. Есть ли среди них И. Бабель?

А) да Б) нет

1. А. Твардовский

1. « Уже кленовые листы
На пруд слетают лебединый,
И окровавлены кусты
Неспешно зреющей рябины»

2. Б. Пастернак

2. « А если б он тащил меня,

Товарища-бойца,

Он точно так же, как и я,

Тащил бы до конца...»

3. А.А. Ахматова

3. «Знай, мой друг, вражде и дружбе цену

И судом поспешным не греши.

Гнев на друга, может быть, мгновенный,

Изливать покуда не спеши.»

4. Р. Гамзатов

4. «Ты появишься из двери
В чем-то белом, без причуд,
В чем-то, впрямь из тех материй,
Из которых хлопья шьют».

3. Верно ли, что…

«Провинциальные анекдоты» А. В. Вампилова - это две одноактные пьесы: «История с метранпажем» и «Двадцать минут с ангелом», написанные в начале шестидесятых годов 20 века.»

А) да Б) нет

4. Продолжи фразу, являющуюся названием произведения А. Солженицына «Один день…. »

А) Степана Петровича Б) Ильи Ильича В) Ивана Денисовича

«Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.»

А) А. Ахматова Б) Б. Пастернак В) Н. Рубцов

6. Из какого произведения В. Шукшина эти строки?

«Но мать - действовала, Мыслями она была уже в деревне, прикидывала, кого ей надо успеть охватить до отъезда, какие бумаги взять. И та неистребимая вера, что добрые люди помогут ей, вела ее и вела, мать нигде не мешкала, не останавливалась, чтоб наплакаться вволю, тоже прийти в отчаяние, - это гибель, она знала. Она - действовала».

А) «Калина красная» Б) «Печки-лавочки» В) «Материнское сердце»

7. Кому из поэтов принадлежат эти строки?

«Это было, когда улыбался

Только мертвый, спокойствию рад.

И ненужным привеском болтался

Возле тюрем своих Ленинград.

И когда, обезумев от муки,

Шли уже осужденных полки,

И короткую песню разлуки

Паровозные пели гудки.

Звезды смерти стояли над нами,

И безвинная корчилась Русь

Под кровавыми сапогами

И под шинами черных марусь.»

А) А. Ахматовой Б) Р. Гамзатову В) А. Твардовскому

А) гипербола

Б) олицетворение

В) метафора

1 Г. Мелехов

1 В. Шукшин

1 «Один день Ивана Денисовича»

2 Е. Прокудин

2 А. Твардовский

2. «Тихий Дон»

3 И. Шухов

3 М. Шолохов

3 «Василий Теркин»

4 Василий Теркин

4. А. Солженицын

4 «Калина красная»

10. Запишите понятие, о котором идет речь.

….. - эпическое произведение большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбах отдельной личности в ее отношении к окружающему миру, на становлении, развитии ее характера и самосознания.

«Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди…»

А) К. Симонов Б) Ю. Друнина В) А.Исаковский

Дифференцированный зачет по литературе 4 семестр

(2 курс 2 полугодие)

4 вариант

а) В. Распутин

б) В. Быков

в) В.А.Астафьев

г) В.М.Шукшин

2. Первый сборник рассказов, сделавший имя М.В.Шолохова известным, назывался:

а) «Лазоревая степь»

б) «Донские рассказы»

в) «Чужая кровь»

г) «Наука ненависти»

3. Какой художественный приём использует М.А.Шолохов в следующих строках?

«Аксинья пробовала уснуть, но мысли разметывали сон, как ветер копну сена»

а) сравнение

б) метафора

в) олицетворение

г) образный параллелизм

4. Определите, героем какого произведения В.А.Шукшина является Иван Прокудин.

а) «До третьих петухов»

б) «Калина красная»

в) «Чудик»

5. С какой темой вошёл в русскую литературу В.М.Шукшин?

а) производственная тема

б) деревенская тема

в) тема Великой Отечественной войны

г) тема города

6. Какой художественный приём использует М.А.Шолохов в следующих выделенных словах?

«За розовеющим, весёлым , как детская улыбка , облачком маячил в небе тоненький – тоненький краешек месяца».

а) сравнение

б) метафора

в) олицетворение

г) анафора

7. Какая тема объединяет стихотворения К.Симонова «Жди меня», «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины?»

а) Историческая тема

б) Военная тема

в) Тема мирного строительства

г)Тема сталинских репрессий

8. Анна Андреевна Ахматова - это псевдоним. Какова фамилия поэтессы?

Ответ: _____________

9. Лауреатом Нобелевской премии, присужденной ему за роман «Доктор Живаго», в 1958 году стал:

а) М.А.Булгаков

б) А.И.Солженицын

в) Б.Л.Пастернак

г) А.Т.Твардовский

10. Определите, какое средство художественной изобразительности использует А.А.Ахматова в первых строчках своего стихотворения:

«Заплаканная осень, как вдова

В одеждах чёрных, все сердца туманит…»

а) сравнение

б) эпитет

в) метафора

г) гипербола

11. Запишите понятие, о котором идет речь.

. . . - расположение и соотнесенность компонентов в художественной форме, то есть построение произведения, обусловленное его содержанием и жанром.

а) кульминация

б) композиция

в) фабула

г) реализм

Эталоны ответов:

№ варианта

Григорий Мелехов

Зачет № 2 по литературе 9 класс

    Кому из героев комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» принадлежат слова: «Кто беден, тот тебе не пара»?
    а) Фамусову;
    б) Чацкому;
    в) Молчалину;
    г) Хлестовой.

    Почему в стихотворении «Родина» М.Ю.Лермонтов назвал своею любовь к России «странной»?
    а) он ненавидит светское общество;
    б) он отвергает исторические и военные заслуги России;
    в) он любит природу России и любуется картинами народной жизни;
    г) он разочарован в светском обществе и не верит в будущее России.

    К какой теме относятся следующие стихотворения А.С.Пушкина «19 октября», «19 октября 1827 года», «Была пора: наш праздник молодой…»?
    а) к теме любви;
    б) к теме поэта и поэзии;
    в) к теме свободы;
    г) к теме дружбы.

    Ниже приведены слова одного из героев комедии «Горе от ума» А.С.Грибоедова. Кому из героев принадлежит эта реплика?
    А судьи кто? За древностию лет
    К свободной жизни их вражда непримирима.
    Сужденья черпают из забытых газет
    Времен Очаковских и покоренья Крыма.
    а) Чацкому; б) Молчалину; в) Фамусову; г) Скалозубу.

    Какое стихотворение прочитал А.С.Пушкин на экзамене в Лицее в присутствии Г.Р.Державина?
    а) «Городок»;
    б) «К другу стихотворцу»;
    в) «Воспоминания в Царском Селе»;
    г) «Пирующие студенты».

    О каком герое комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» сказано: «Услужлив, скромненький, в лице румянец есть. Вот он на цыпочках, и не богат словами…»?
    а) о Скалозубе;
    б) о Репетилове;
    в) о Молчалине;
    г) о Загорецком.

    Назовите стихотворение М.Ю.Лермонтова, в котором есть следующие строки:
    Люблю отчизну я, но странною любовью!
    Не победит ее рассудок мой.
    Ни полный гордого доверия покой,
    Ни темной старины заветные предания
    Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
    а) «Отчизна»; б) «Россия»; в) «Родина»; г) «Русь».

    Какой прием использовал А.С.Пушкин в строке: «Люблю я пышное природы увяданье…»?
    а) гиперболу; б) анафору; в) метафору; г) оксюморон.

    В рассказе о жизни одной из героинь романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» дается перечень литературных привязанностей:
    Ей рано нравились романы;
    Они ей заменяли все;
    Она влюблялася в обманы
    И Ричардсона, и Руссо.
    О какой из героинь идет речь?
    а) Татьяне;
    б) Ольге;
    в) княжне Алине;
    г) матери Татьяны и Ольги.

    В каком из произведений Н.В.Гоголя нет элементов фантастики?
    а) «Нос»;
    б) «Мертвые души»;
    в) «Портрет»;
    г) «Шинель».

    Какой стилистической фигурой воспользовался Н.В.Гоголь, назвав свое произведение «Мертвые души»?
    а) синекдохой;
    б) оксюмороном;
    в) метафорой;
    г) гиперболой.

    Назовите последнюю повесть романа «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова:
    а) «Максим Максимыч»;
    б) «Фаталист»;
    в) «Тамань»;
    г) «Княжна Мери».

    Кто является главным героем романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»?
    а) Печорин;
    б) Максим Максимыч;
    в) Вернер;
    г) Вулич.

    Критическую статью «Мильон терзаний» написал:

а) Д.И.Писарев; б) В.Г.Белинский; в) И.А.Гончаров; г) Н.А.Добролюбов.

Ключ к зачету № 2 по литературе 9 класс

    а г г а в в в а а б б в а в в
3

Дифференцированный зачёт по литературе

    Родоначальником этого направления считается А.С. Пушкин. Основа направления- принцип жизненной правды, стремление полно и верно отразить жизнь.

    О ком писал Ю.Лотман: «… ушёл настолько далеко вперёд от своего времени, что современникам стало казаться, что он от них отстал».

    Какое слово пропущено в отрывке из стихотворения А.С.Пушкина?


Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей".

а) пророк б поэт в)спаситель

    Как царским правительством было принято стихотворение М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта»?

    В какой главе романа «Герой нашего времени» «рассуждали о том, что мусульманское поверье, будто судьба человека написана на небесах, находит и между нами, христианами, своих поклонников»

    И.С.Тургенев написал

    В каком романе И.С. Тургенева изобразил смену общественной идеологии поколений, противопоставил два поколения?

    Кем был по своим идейным убеждениям Евгений Базаров?

    В каком произведении Н. А. Некрасова говорится о бедственном положении народа после отмены крепостного права, о поисках по Руси 7 крестьянами счастливого человека?

12. Цель рассказа А.П.Чехова - донести до людей сущность страха: «Под влиянием таких людей, как Беликов, за последнее десять-пятнадцать лет в нашем городе стали бояться всего. Бояться громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книги, боятся помогать бедным, учить грамоте». Как он называется?

13. Сборник рассказов И.Бунина о любви, где передаются все оттенки и переживания неразделенного чувства.

а) «Тёмные аллеи» б) «Господин из Сан-Франциско» в) «Антоновские яблоки»

14. Яркий представитель русского символизма. В 1903 году женился на Л.Менделеевой, дочери известного химика. В 1904 году создаёт сборник поэм «Стихи о прекрасной даме».

а) А.Белый б) А.Блок в) М.А. Бекетов

«Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают -

значит - это кому-нибудь нужно?

Значит - кто-то хочет, чтобы они были?

Значит - кто-то называет эти плевочки жемчужиной?»

а) Б. Пастернак б) С.Черный в) В.Маяковский

16. Из какого рассказа А.Н. Толстого цитата:

«Кажется прост человек, а придёт суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нём великая силачеловеческая красота». (1942-1944) ?

а) «Детство Никиты» б) «Русский характер» в) «Гиперболоид инженера Гарина»

17. В 1970 году –лауреат Нобелевской премии. После публикации в Париже книги «Архипелаг ГУЛАГ» в 1973 году был арестован, а в 1990 году награждён за неё же Государственной премией. Назовите писателя.

18. Сюжет «Колымских рассказов» - тягостное описание тюремного и лагерного быта заключённых советского ГУЛАГа, где автор провёл 13 лет. Кто автор?

а) В. Шаламов б) А. Солженицын в) Б.Окуджава

19. Повесть Бориса Васильева, где раскрывается тема жизни и смерти человеческой души на войне, тема подвига и места женщины на войне. Герои – вчерашние школьницы. Как называется повесть?

20. Рассказ Л. Петрушевской представляет новое направление современной литературы, впитавшее в себя бесприютность и сиротство настоящего времени, проблему отсутствия семейных ценностей в современном мире.

а) «Мир» б) «Страна» в) «Остров»

Дифференцированный зачёт по литературе 19 века

а) романтизм б) реализм в) имажинизм

а) Ю.М. Лермонтов б) А.С. Пушкин в) Г.Р.Державин

(Это слово является и названием данного лирического произведения)

"Воссьтань, ……….., и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей".

а) пророк б поэт в)спаситель

а) Оно быстро получило популярность

б) Лермонтову дали новое военное звание

в) Лермонтова сослали на Кавказ в драгунский полк

5. В какой главе романа «Герой нашего времени» «рассуждали о том, что мусульманское поверье, будто судьба человека написана на небесах, находит и между нами, христианами, своих поклонников»

а) «Максим Максимыч» б) «Фаталист» в) «Бэла»

6. И.С.Тургенев написал

а) «Записки на манжете» б) «Записки лесника» в) «Записки охотника»

7. А.Н.Островский считается создателем:

8. В каком произведении И.С. Тургенева изобразил смену общественной идеологии поколений, противопоставил два поколения?

9. Кем был по своим идейным убеждениям Евгений Базаров?

10. В каком произведении Н. А. Некрасова говорится о бедственном положении народа после отмены крепостного права, о поисках по Руси 7 крестьянами счастливого человека?

а) «Кому на Руси жить хорошо» б) «Несчастные» в) «Коробейники»

11. Ф. М. Достоевский – создатель первого ….. (=многоголосного) романа «Преступление и наказание»

а) монофонического б) полифонического в) утопического

12. В основу своего романа Л.Н.Толстой положил «мысль народную», изобразил образы Кутузова и Наполеона, увековечил беспримерный подвиг жителей Москвы в 1812 г. Как называется роман?

13. Назовите основную профессию поэта-романтика 19 века Ф.И.Тютчева:

а) Дипломат б) Юрист в) Врач

14. Цель рассказа А.П.Чехова - донести до людей сущность страха: «Под влиянием таких людей, как Беликов, за последнее десять-пятнадцать лет в нашем городе стали бояться всего. Бояться громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книги, боятся помогать бедным, учить грамоте». Как он называется?

а) «Крыжовник» б) «Человек в футляре» в) «О любви»

15. За обилие талантов, преподнесённых миру, 19 век был назван:

Дифференцированный зачёт по литературе 19-20 веков

1. Родоначальником этого направления считается А.С. Пушкин. Основа направления- принцип жизненной правды, стремление полно и верно отразить жизнь.

а) романтизм б) реализм в) имажинизм

2. О ком писал Ю.Лотман: «… ушёл настолько далеко вперёд от своего времени, что современникам стало казаться, что он от них отстал».

а) Ю.М. Лермонтов б) А.С. Пушкин в) Г.Р.Державин

3. Какое слово пропущено в отрывке из стихотворения А.С.Пушкина?

(Это слово является и названием данного лирического произведения)

"Воссьтань, ……….., и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей".

а) пророк б поэт в)спаситель

4. Как царским правительством было принято стихотворение М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта»?

а) Оно быстро получило популярность

б) Лермонтову дали новое военное звание

в) Лермонтова сослали на Кавказ в драгунский полк

5. И.С.Тургенев написал

а) «Записки на манжете» б) «Записки лесника» в) «Записки охотника»

6. А.Н.Островский считается создателем:

а) русского национального театра б) социалистического реализма в) нового направления в русской литературе

7. В каком произведении И.С. Тургенева изобразил смену общественной идеологии поколений, противопоставил два поколения?

а) Накануне б) Отцы и дети в) Ася

8. Кем был по своим идейным убеждениям Евгений Базаров?

а) революционер-демократ б) нигилист в) либерал

9. В каком произведении Н. А. Некрасова говорится о бедственном положении народа после отмены крепостного права, о поисках по Руси 7 крестьянами счастливого человека?

а) «Кому на Руси жить хорошо» б) «Несчастные» в) «Коробейники»

10. Ф. М. Достоевский – создатель первого ….. (=многоголосного) романа «Преступление и наказание»

а) монофонического б) полифонического в) утопического

11. В основу своего романа Л.Н.Толстой положил «мысль народную», изобразил образы Кутузова и Наполеона, увековечил беспримерный подвиг жителей Москвы в 1812 г. Как называется роман?

12. Назовите основную профессию поэта-романтика 19 века Ф.И.Тютчева:

а) Дипломат б) Юрист в) Врач

13. Цель рассказа А.П.Чехова - донести до людей сущность страха: «Под влиянием таких людей, как Беликов, за последнее десять-пятнадцать лет в нашем городе стали бояться всего. Бояться громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книги, боятся помогать бедным, учить грамоте». Как он называется?

а) «Крыжовник» б) «Человек в футляре» в) «О любви»

14. За обилие талантов, преподнесённых миру, 19 век был назван:

а) великим б) золотым в) великолепным

15. Серебряный век русской литературы - это

а)20век б) 21 век в) первые 30 лет 20 века

16) Название какого литературного течения серебряного века переводится как "будущее"

а) акмеизм б)футуризм в) символизм

17) Кто из поэтов не является представителем акмеизма?

а)А. Ахматова б)Н С. Гумилёв в) А.А. Блок

18) На какие 3 пласта разделилась русская литература после октябрьской революции

а) золотой век, серебряный век и бронзовый

б) советская литература, литература русского зарубежья, возвращённая литература

в) русская литература, зарубежная литература, литература русского зарубежья

19) Кто из классиков не входил в состав писателей советской литературы

а) А.С.Пушкин б) Н.В.Гоголь в) А.И.Солженицын

20) Кто из следующих писателей был лауреатом Нобелевской премии

а) А.И.Солженицын б) А.Н.Толстой в) И.С.Тургенев

21) Кто входил в состав писателей периода Великой Отечественной войны

а)М.А.Шолохов б)И.А.Бунин в) И.А.Гончаров

22) Назовите ведущих поэтов периода Великой Отечественной войны, чьи стихи стали символом верности, мужества и отваги.

Тесты по литературе

1. Кого из русских писателей-классиков называли «Колумбом Замоскворечья»?

2. А.Н.Островский начал учебу:

а) на юридическом факультете Московского университета

б) на филологическом факультете Московского университета

в) в Царскосельском лицее

г) на филологическом факультете Казанского университета

3. Какое из произведений Островского современники называли «купеческими «Мертвыми душами»?

4. Первоначальное название пьесы «Свои люди – сочтемся»:

а) Бедность не порок

б) Волки и овцы

в) Банкрот

5. Противник театральных нововведений Островского, предполагавших отреченность актера от своей личности:

а) Станиславский

б) Щепкин

в) Немирович-Данченко

г) Мейерхольд

6. Известный фильм Эльдара Рязанова «Жестокий романс» - экранизация пьесы…

б) Свои люди – сочтемся

в) Бесприданница

г) Без вины виноватые

7. Известный театральный деятель С.А.Юрьев об одной из пьес Островского сказал: «…не Островский написал, … Волга написала». Какую пьесу он имел в виду?

8. Малая родина И.С.Тургенева – город…

б) Воронеж

9. Родовое имение Тургенева - …

а) Щелыково

б) Шахматово

в) Спасское-Лутовиново

г) Малые Сорочинцы

10. О каком рассказе Тургенева, впоследствии вошедшего в цикл «Записки охотника», Белинский сказал: «Не удивительно, что маленькая пьеска эта имела такой успех: в ней автор зашел к народу с такой стороны, с какой до него к нему еще никто не заходил»?

а) «Бежин луг»

б) «Хорь и Калиныч»

в) «Бирюк»

г) «Касьян с Красивой мечи»

12. «Прежде молодым людям приходилось учиться; не хотелось им прослыть за невежд, так они поневоле трудились. А теперь им стоит сказать: все на свете вздор! - и дело в шляпе. Молодые люди обрадовались. И в самом деле, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты». Какому герою принадлежит это известное высказывание?

а) Николаю Петровичу Кирсанову

б) Павлу Петровичу Кирсанову

в) Аркадию

г) Базарову

13. Кому посвятил И.С.Тургенев роман «Отцы и дети»?

Чей это портрет?

14. «Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум».

15. «На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза»

16. «Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах».

17. Вспомните известное диалогическое противостояние Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова. Как называется резкое противопоставление различных жизненных позиций/явлений в художественном произведении?

18. Какой русский писатель был приговорен судом к гражданской казни?

19. Парадоксально, но философско-утопический роман государственного преступника, арестанта Петропавловской крепости, прошел через две строжайшие цензуры и получил добро на выход в свет. Назовите это произведение и его автора.

20. Соедините имена и отчества известных русских писателей с их фамилиями.

а) Федор Иванович 1) Белинский

б) Александр Николаевич 2) Чехов

в) Иван Сергеевич 3) Толстой

г) Николай Гаврилович 4) Достоевский

д) Николай Алексеевич 5) Фет

е) Афанасий Афанасьевич 6) Салтыков-Щедрин

ж) Алексей Константинович 7) Тютчев

з) Михаил Евграфович 8) Лесков

и) Федор Михайлович 9) Толстой

к) Лев Николаевич 10) Некрасов

л) Николай Семенович 11) Чернышевский

м) Антон Павлович 12) Островский

н) Николай Александрович 13) Тургенев

о) Виссарион Григорьевич 14) Добролюбов

21. «На заре ты ее не буди,

На заре она сладко так спит;

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит.»

б) размер

22. Родной город А.П.Чехова

а) Рязань

б) Красноярск

г) Таганрог

23. М.Горький однажды сказал: «Знаете, что Вы делаете? Убиваете реализм… Дальше Вас никто не может идти по сей стезе, никто не может писать так просто о таких простых вещах, как Вы это умеете. После самого незначительного Вашего рассказа – все кажется грубым, написанным не пером, а точно поленом». К кому он обращался?

а) К Чехову

б) К Достоевскому

в) К Толстому

г) К Куприну

24. Вот парадный подъезд. По торжественным дням,

Одержимый холопским недугом,

Целый город с каким-то испугом

Подъезжает к заветным дверям

Перед вами отрывок из известного стихотворения русского поэта 19 века.

25. Известно, что фамилия «Фет» известного русского поэта – псевдоним. Укажите настоящую фамилию этого автора.

26. Этот классик отечественной литературы был лишен права носить русскую фамилию отца и лишился всех привилегий, связанных со званием дворянина. С целью возвращения дворянского звания, он поступает на службу. Однако военный чин, дающий на это право, всякий раз, по мере продвижения по службе, повышался в своем ранге. Лишь на закате дней этому поэту удалось возвратить дворянское звание и утраченную фамилию отца. Назовите этого автора.

27. Прочитав стихотворение этого поэта о весне – «Еще майская ночь» - Л.Н.Толстой воскликнул: «И откуда у этого добродушного толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?» О ком он так сказал?

а) О А.А.Фете

б) О Ф.И.Тютчеве

в) О А.Н.Майкове

г) правильных ответов нет

28. В XIX веке на литературной арене появляется некто Козьма Прутков, поэт-чиновник, самодовольный и тупой, добродушный и благонамеренный, судящий обо всем с казенно-бюрократической точки зрения. Кто скрывался под этим псевдонимом?

1. А.Н.Островского

3. «Свои люди – сочтемся»

7. «Грозу»

11. И.С.Тургенев, «Отцы и дети», Евгений Базаров

13. В.Г.Белинскому

14. Евгений Базаров

15. Павел Петрович

16. Фенечка

17. Антитеза

18. Н.Г.Чернышевский

19. Н.Г.Чернышевский «Что делать?»

21. а) А.А.Фет

б) дактиль

олицетворение

анафора (единоначатие)

24. а) Н.А.Некрасов

б) анапест

метонимия

25. Шеншин

26. А.А.Фет

28 А.К.Толстой и его двоюродные братья Жемчужниковыпе