Интересные знания которые пригодятся в жизни. Игра в карты

Жизнь очень сложная и запутанная штука. В ней ни дня не проживешь без необходимых навыков и умений, которые делают нас более продуктивными и счастливыми. В этой статье мы рассмотрим наиболее необходимые навыки, обладая которыми человек может уверенно .

Навыки выживания

Банально, но это так. Даже если вам никогда в жизни не придется ночевать в лесу и ловить голыми руками рыбу, рано или поздно вопрос о приготовлении еды или оказание первой медицинской помощи станет на повестке дня. Да и заблудиться сейчас можно не только в лесу, но и в мегаполисе.

Саморазвитие

Человек по своей природе существо ленивое и не любит выходить из зоны комфорта. Если не заставлять себя двигаться вперед и совершенствоваться как умственно, так и физически, мы обречены на неудачу. Это касается работы, личных отношений, здоровья – всего, из чего состоит жизнь.

Умение принимать обоснованные решения

Так же как и принимать их последствия. Да, человек – это не робот, он не может все время руководствоваться холодным расчетом и железной логикой, что прекрасно. Но взвешенные и обдуманные решения зачастую самые правильные, как не крути.

Самодисциплина

Без нее человек сам себе становится злейшим врагом. Систематические опоздания на работу, сорванные дедлайны, испорченные отношения с людьми, проблемы со здоровьем – последствий масса.

Умение грамотно излагать свои мысли

Не важно – в письменном виде или устной форме. Пока вы не сможете внятно доносить свои мысли другим людям, шансы быть услышанным и понятым близки к нулю.

Коммуникабельность

Даже если вы законченный интроверт, общение с людьми все равно поджидает на каждом углу. С ними приходится контактировать каждый день и нужно уметь это делать на должном уровне. Без этого навыка нереально добиться своих целей и задач в жизни, что явно не входит в планы здравомыслящего человека. Да, многие гении были социопатами, но об их гениальности становилось известно уже после смерти. Общайтесь продуктивно!

Анализ информации и критическое мышление

В наше технологически продвинутое время количество информации просто зашкаливает. Это неплохо, поскольку среди нее есть много полезной и жизненно-важной, но без вашей критической оценки и систематизации она станет попросту непригодной.

Умение зарабатывать деньги

Да, не в деньгах счастье, но и жить без них невозможно. Не всегда удается получить желаемую должность и оклад, но это и не повод сидеть на диване и прокрастинировать. Тем более, что финансовая независимость – это первый шаг на пути к свободе.

Отдых

Без качественного отдыха не может быть и речи о продуктивности в делах. В первую очередь это сон, что необходимо нам физически. Но и психологическая разгрузка тоже должна присутствовать: чтение книг, прогулки, путешествия, музыка – все что угодно.

Умение ставить перед собой конкретные цели

Без них человек похож на лодку посреди океана в шторм. Чтобы добиться чего-либо в жизни нужно четко понимать свою цель и идти к ней. Даже если это что-то глобальное и займет годы – не страшно. Нужно просто составить план и разработать стратегию, разбив одну большую цель на части. Если это действительно того стоит, с каждым днем вы будите к ней приближаться.

Все перечисленное играет огромную роль в нашей жизни, делая её более осмысленной и успешной. Ни один из навыков не дается нам при рождении, для их приобретения и развития нужно прилагать немало усилий.

Каждый мужчина учится в жизни тому, что, как он считает, пригодится лично ему. Что-то важное и незаменимое. Но при этом есть полезные навыки, которыми можно было бы также овладеть, потому что эти умения обычно остаются в стороне, но могут оказаться востребованы в любой момент окружающими его людьми. Чтобы если вдруг какой-нибудь локальный апокалипсис, чрезвычайный случай или просто трудная ситуация, про такого мужчину сказали: «Среди нас есть настоящий мужик, он всё сделает!» И это «сделает» может касаться чего угодно — от самых основ выживания, поиска воды и оказания первой помощи, до приготовления еды, покупки одежды и ремонта автомобиля.

Поэтому вот 50 навыков, крайне полезных и необходимых к изучению каждым мужчиной…

1. Плотницкое дело

Плотничество — одним из самых древних умений и полезнейших навыков человека. Можно сказать, что это одна из причин существования нашей цивилизация. Плотницкое дело существует тысячи лет, и более чем актуально сегодня. Вы не обязательно должны быть способны построить дом с нуля, но некоторые общие вещи, например уметь пилить, строгать и сверлить, использовать электроинструменты, забивать гвозди, закручивать саморезы, собирать и разбирать мебель, соорудить что-то простое, типа полки, или даже скворечника — это знать и уметь просто необходимо.

2. Оказание первой помощи

После добычи воды, первая помощь является важнейшим навыком выживания. К счастью, в наше время умение оказать первую помощь — не то, что потребуется от вас каждый день, но если вы знаете, как обработать рану и остановить кровотечение — это рано или поздно спасёт вам или кому-то ещё жизнь. Просто, что знание основ первой помощи означает осознание предела ваших возможностей. Если вы не врач, вам не нужно пытаться поставить на место сломанную кость, потому что в итоге эта попытка приведёт к ещё большим повреждениям или даже к разрыву крупных кровеносных сосудов, и, в конечном итоге, к смерти…

3. Разведение костра

Навык разведения костра годится как для ситуаций выживания, так и для походов на природу и кемпинга. Важно помнить, что залог хорошего пламени и «живучего» костра — это его дыхание, то есть приток кислорода. Ещё нужно знать преимущества и недостатки различных видов древесины во время горения, и варианты «растопки» для костра (например, свежесрезанные ветви будут слишком влажными, чтобы дать начало костру). Создание огня — очень медленный процесс, если всё делать правильно. Это вам не кучка сухих веток на дне мангала, которую надо облить жидкостью для розжига и бросить туда горящую спичку. Здесь вам придётся фактически уговорить огонь к жизни, медленно подкармливать его и растить, чтобы потом получить максимальную пользу.

4. Строительство шалаша или любого другого укрытия

Надеемся, что вам никогда не придётся проводить ночь в дикой природе в ситуации, когда вы этого ну ни разу не планировали и не хотели. Но, если вдруг это случится, вам придётся построить укрытие от непогоды и диких зверей. Сгодится любая конструкция — от простого шалаша и до более продвинутого убежища. Однако помните: недостаточно просто соорудить нагромождение из веток и лапника, более важно подумать о подстилке, изолирующей вас от холодной земли, когда вы будете спать, и о том, как такая конструкция может защитить от дождя, ветра и хищников. И ещё один момент — выбирайте с умом и саму местность. Убежище для выживания, обустроенное в русле реки или на звериной тропе, может скорее навредить, чем помочь.

5. Покупка костюма

Вы могли бы подумать, что мероприятие вроде покупки костюма — это что-то простое и не особо нужное. Но тут вы ошибаетесь, это очень сложный и полезный навык. Покупка хорошего костюма больше похожа на покупку автомобиля. Для совершения удачной покупки вам не только придётся научиться различать стиль, фасон и крой, но также хорошо ориентироваться в ценообразовании, отличать хорошие предложения от развода. Самый лучший вариант тут — обратиться к профессиональному портному или в ателье, чтобы в конечном счёте получить костюм, который будет идеально соответствовать вашей фигуре. В таком не стыдно пойти на собеседование, на свадьбу лучшего друга или любое другое формальное событие, требующее респектабельности во внешнем виде.

6. Рыбалка

Есть такая поговорка: «Дай человеку рыбу, и он будет сыт один день. Научи его ловить рыбу - будет сыт всю жизнь!». Избитая фраза, но так оно и есть. Рыбалка — полезный навык и отличный способ добыть незаменимый белок, будь вы на реке, застряли на необитаемом острове или просто любите суши и роллы. Рыбалка — это также прекрасная возможность отдохнуть на природе, расслабившись и получая удовольствие от отличной погоды. Существует несколько способов ловли рыбы, посмотрите, поизучайте, может что-то определённое придётся вам по вкусу.

7. Замена колеса на автомобиле


По статистике, каждый мужчина хотя бы раз за всю жизнь прокалывает шину на колесе, даже если не ездит на автомобиле =)

Подавляющее большинство автомобилей имеет запасное колесо, в багажнике, на крыше или на задней двери. В чрезвычайной ситуации, когда у вас на автомобиле спустило колесо — вы должны уметь его заменить на запасное. Как минимум это сэкономит время, ведь вместо того, чтобы ждать, когда кто-нибудь приедет на помощь — и приедет ли? — вы замените колесо и вернётесь на намеченный маршрут.

8. Замена масла в двигателе

Замена масла в двигателе вашего автомобиля — штука несомненно более важная и ответственная, чем замена колеса. Если вы «убьёте шину» — купить новую не составит труда, и это не так дорого. А вот нерегулярная замена масла или вообще отсутствие оной приведёт к поломке двигателя — его ремонт встанет гораздо дороже, на порядок. Подсказка: умение менять масло бережёт ваше время и деньги — в автосервисе вы заплатите гораздо больше, чем просто купив масло и фильтр. Конечно, вам не обязательно всегда менять масло самостоятельно, но вы можете сэкономить и узнать что-то новое, если решите сделать всё своими руками.

9. Фотографирование

Навел объектив и нажал на кнопку затвора, что может быть проще? Однако если серьёзно — всё гораздо сложней. Чтобы сделать хорошую фотографию, вам требуется гораздо больше времени и внимания, чем просто на нажатие кнопки. Нужно учесть расположение как объекта съемки, так и второстепенных объектов, найти хороший бэкграунд, поймать необходимый фокус, освещение. В идеале — заморочиться с глубиной резкости и выдержкой. Это полезный навык, ведь даже если вы просто фотографируете родных для семейного альбома, вам на память останутся отличные фото.

10. Искусственное дыхание

Сердечно-легочная реанимация (СЛР) может быть рассмотрена как необходимое дополнение в базовому навыку первой помощи. Мы вынесли этот полезный навык отдельно, так как он подразумевает спасение жизни другого человека, а не собственной. Методика СЛР постоянно развиваются, и тезисы 20-летней давности сильно отличается от современных методов, в основном из-за исследований и практики. Сердечно-легочная реанимация — это умение, которое надо регулярно тренировать — если вы когда-то учились делать СЛР, это не значит, что вы сделаете всё правильно сегодня. И даже наверняка не сделаете. Помните, это знание спасло столько же жизней, сколько погубило незнание.

11. Приготовление коктейлей

Виски и кола — это не настоящий коктейль. Уж извините, но это правда =)

Настоящие алкогольные коктейли требуют чуть больше знаний и умения подбирать составляющие и их количества. А особенно если у вас есть собственный домашний бар и вы хотите получать истинное удовольствие от напитков, вам хорошо бы выучить по крайней мере несколько рецептов действительно хороших коктейлей. Вы можете начать с с простых и проверенных временем вкусов, а затем, когда почувствуете уверенность — перейти к более современным алкогольным коктейлям.

12. Критическое мышление и ситуационная осведомлённость

Замечать всё вокруг себя и правильно реагировать — одна из тех штук, о которой гораздо легче сказать, чем сделать. Этому трудно учиться, и легко с такого образа поведения «соскочить». Тем не менее, если вы сможете ежедневно уделять хотя бы немного времени развитию именно , вы увидите, что в любой момент можете легко взглянуть со стороны как свою собственную жизнь, так и на своё окружение и всё, что вас касается. Это называется критическое мышление — одно из тех качеств, которое поможет добиться успехов в тренировке всех остальных навыках в этом списке.

13. Танцы

Возможно, в голове у вас не звучит постоянно рок-н-ролл и вы не готовы пуститься в пляс при первых нотах танго. Однако в нашем обществе танцуют гораздо больше, чем хотелось бы думать. Это особенно часто происходит на свадьбах, например — там танцы вообще обязательное явление. Поэтому выучите хотя бы один популярный танец — вы как минимум не ударите в грязь лицом, а при стечении обстоятельств — завоюете сердце лучшей девушку на вечеринке, просто станцевав с ней.

14. Игра в карты

Вы были в Лас-Вегасе? Этот город незабываем, и одна из причин — игра в карты там возведена в абсолютное искусство. Да и даже если вы никогда не собираетесь посетить Город Грехов, всегда можно провести хорошо время, играя в карты с друзьями. Есть много карточных игр, которым можно и нужно научиться. Из американской классики это конечно же техасский Покер, Блэкджек и Рамми. Нам же более близки такие старички, как Преферанс, Брижд, Козёл и конечно Дурак.

15. Умение одеваться «по случаю»

Не одевайте джинсы на официальную встречу. Не приходите в смокинге на вечеринку у бассейна. Не надевайте футболку с любимой группой на собеседование. Эти случаи сильно утрированы, но тем не менее они дают хорошо понять, какую одежду, куда и как стоит одевать. Кто бы что ни думал, но умение правильно одеться по случаю — это сродни искусство, зачастую кроме опыта требующее сильно развитой интуиции, и иногда даже удачи.

16. Вождение при плохой погоде

Везде, где есть дороги — встречаются трудные для вождения условия, продиктованные плохой погодой — проливной дождь, метель или даже буря. Безопасное вождение при плохой погоде включает в себя не просто продолжение движения, а также обеспечение безопасных условий для других участников движения. Некоторые из наших советов просты — например, не тормозите резко на мокрой дороге, избегайте при аквапланирования, не крутите рулём при сильном боковом ветре. Будьте внимательны, и вы убережёте себя и свою машину от неприятностей.

17. Управление автомобилем с ручной коробкой передач

На первый взгляд может показаться, что эпохе автомобилей с ручной коробкой передач приходит конец. А вот и ничего подобного, отчасти благодаря любителям экстремального вождения. Поверьте — далеко не всегда вы будете иметь возможность передвигаться на машине с автоматом. Поэтому умение управляться с механическим рычагом переключения передач востребовано и необходимо — освойте этот полезный навык, если до сих пор этого не сделали! Более того, с ручной «коробкой» машина гораздо лучше управляется и чувствуется на дороге или трассе. Ну и ещё — немаловажный плюс — у вас просто не останется свободных рук, чтобы отвлекаться на смартфон во время езды.

18. Езда с прицепом

Представьте, что вы решите переезжать, или надо будет просто перевезти несколько вещей из вашего дома на дачу. Может быть, вы хотите отправиться в путешествие по пересеченной местности с домом на колёсах, прицепленным к вашему пикапу. В любом случае, вы должны знать, что вождение с прицепом коренным образом отличается от обычного вождения автомобиля и даже грузовика. Вести машину с прицепом гораздо сложнее — это касается набора скорости, торможения, поворотов и разворотов, а особенно — движения задним ходом и удержания стабильности на дороге на скорости. И тут необходима практика и ещё раз практика.

19. Валка деревьев

Чтобы свалить дерево, вы просто будете рубить и кромсать древесину топором до тех пор, пока не раздастся треск, после чего заорёте «Бойся! Дерево!»? Не особо так вариант. Рубка и валка деревьев требует гораздо больше знаний, чем «взял топор и свалил дерево нахрен». С помощью правильной техники рубки вы сохраните львиную долю сил, и зададите направление, куда дерево упадёт. А это обеспечит вашу безопасность и окружающих вас людей, а ещё и удобство при последующей обработке.

20. Поиск и очистка воды

Как мы уже говорили, добыча воды является самым важным и полезным навыком выживания. Потерявшись в лесной глуши, в степи или в пустыне, вы можете недели прожить без еды, но погибнуть в считанные дни без воды. Как минимум изучите способы поиска и добычи воды — и это спасёт вам жизнь. Развитие навыка предполагает изучение вариантов, когда воду употреблять нельзя, или можно — но после тщательного обеззараживания и фильтрации. Например, застоявшаяся вода почти гарантированно вызовет острое отравление, и тогда обезвоживание наступит гораздо раньше.

21. Устранение протечек

Протекающая труба, кран или шланг — довольно распространенное явление в черте города. Кроме того, что это расточительство и вообще может повредить пол, стены и перекрытия, так постоянно капающая вода вызывает раздражение. А вызов водопроводчика может оказаться дорогим. Поэтому наберитесь терпения и попробуйте всё починить сами, вы сэкономите время и средства. А, да, купите для начала соответствующий набор инструментов.

22. Садоводство

Исторически садоводство было сугубо мужским занятием, как бы это странно не звучало. Согласно источникам, именно мужчины были более склонны к сельскому хозяйству. Возможно, это связано с тем, что первоначально в садах выращивали фрукты и овощи для выживания и вообще автономного существования. Поэтому садоводство означает не выращивание цветов, а культивирование пищи.

23. Готовка и жарка мяса

Барбекю или шашлык на заднем дворе, на пляже и в парке — одно из наших самых любимых занятий, потому что сочетает в себе две прекрасные вещи: еду и природу. Однако вам надо понять и постичь основы жарки мяса — маринованье шашлыка, способы приготовления, какие бывают дрова, уголь, как жарить мясо на барбекю (тут кстати целый пласт науки, включая безопасность обращения с пропаном). В итоге благодаря этому полезному навыку вы сможете приготовить вкуснейший шашлык, пожарить стейки-убийцы и сочные бургеры всякий раз, когда того пожелает душа.

24. Умение писать от руки

Мы живем в цифровом мире — и это отчасти печальный факт, потому что так мы скоро совсем забудем, как писать от руки. Поэтому не допустите этого и практикуйтесь всякие раз, как найдете возможность. Верьте или нет, но если записать что-то на бумаге, а не вбить в планшет или смартфон, то это гораздо надежней укоренится в нашей памяти. Порой записать что-то от руки в блокноте получится даже быстрее, чем напечатать в ноутбуке. В любом случае, вы будете счастливы, что умеете красиво и быстро писать, если вдруг цифровые технологии откажут…

25. Умение вешать что-либо куда-либо

Почему этому простому делу выделено место в нашей статье? Представьте себе, тут тоже не всё просто. Повесить картинку на гвоздь, вбитый молотком в деревянную стену, особого навыка не потребует. А если стена кирпичная, бетонная? А как потом проверить, ровно ли висит картина? Тут нужен, например, уровень… Простите, что?

А вот, скажем, вам придётся вешать что-то тяжелое на стену из регипса — тут потребуется совсем другой уровень этого вроде простого навыка. Будьте уверены, вы скоро узнаете, что такое анкерные крепления, профили из нержавейки, дюбеля для гипсокартона, и так далее и тому подобное. Поэтому — хотя бы купите дрель, дюбеля и несколько анкеров. И уровень.

Ответственность за детей несут их родители. Всему тому, что жизненно важно и необходимо знать и уметь для того, чтобы быть успешным и счастливым, должны учить детей их родители. Эта статья раскроет вам 10 жизненно важных навыков, которым нужно обучать детей.

Знания, которые необходимы для того, чтобы быть счастливым, успешным и здоровым не даются от рождения. Инстинкт самосохранения и прочие врожденные особенности человеческого организма не гарантируют психологического благополучия постольку, поскольку человек – не только биологическое, но и социальное существо. Всему тому, что действительно необходимо для выживания в социуме приходится учиться.

Человек учится с самого своего рождения. Знания приходят с опытом или привносится в сознание в результате передачи их детям от взрослых людей. Процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и есть обучение как основное средство подготовки человека к жизни и труду.

Особая роль в деле обучения подрастающего поколения отводится школе . Хотя это, как правило, не единственное образовательное учреждение в жизни человека, именно тут он усваивает наибольшее количество знаний.

О том, чему учат детей в школе и насколько эти знания полезны, можно спорить долго. Однозначно то, что большинство из них носят чисто теоретический характер. Дети в школе изучают науку, но не практику и не жизнь. Жизненно важным и практически полезным навыкам должны учить детей их родители .

Родители ответственны за своих несовершеннолетних детей, и эта ответственность носит не только юридический, но и психологический характер . За довольно короткий срок детства отцу и матери нужно научиться ребенка многому.

Чтобы понимать чему следуют учить малыша, нужно осознавать цель, а именно знать ответ на вопрос «Каким человеком хочется чтобы вырос ребенок?». Большинство любящих родителей желают своим детям только лучшего, поэтому отвечают: «Здоровым, успешным, счастливым ».

Жизненно важные навыки

Первое что нужно понимать, занимаясь воспитанием ребенка: невозможно требовать и ждать от него того, чему его не учат и чего он не наблюдает в поведении и характере родителей.

Глупо требовать от малыша решимости, смелости, самостоятельности, если единственное, что ему внушают это обязанности слушаться старших, сидеть смирно, быстро засыпать, не лезть с вопросами и прочее, то есть быть покорным и безынициативным.

Нерезультативно отучать ребенка от вредной привычки, если она есть и у родителей.

Конечно, немаловажную роль в жизни человека играет и самовоспитание, но все же и оно основано на родительском воспитании.

Помочь малышу вырасти здоровым, успешным и счастливым можно, если прививать ему такие умения и навыки :

Чем старше ребенок, тем больше живого, активного интереса к окружающему миру он проявляет: сначала безмолвно ощупывая ручками и пробуя «на зуб», а потом превращаясь в «почемучку» – почему трава зеленая; почему небо голубое; откуда берутся дети? Малыш хочет знать все! И это стремление в нем очень важно не заглушить банальными или ложными ответами или вовсе молчанием в ответ.

Задавать вопросы – умение, необходимое человеку на протяжении всей его жизни. Это основа любознательности. Благодаря этому умению человек познает не только окружающий мир, развивая тем самым интеллект, но и самого себя.

Все великие ученые, изобретатели, первооткрыватели, бизнесмены отличались умением задавать вопросы.

Не «проглатывать» всю поступающую извне информацию, не верить на слово, не доверять непроверенным источникам, а анализировать, сопоставлять, сравнивать, проверять, находить нужную информацию среди гор ненужной, иметь собственное мнение, можно только научившись задавать вопросы.

Кроме умения задавать вопросы, составляющими любознательности являются:

  • умение учиться;
  • любовь к знаниям;
  • наличие увлечений, хобби.

Самостоятельность и уверенность в себе

Эти бесспорно необходимые человеку качества также формируются в раннем детстве. Уже в возрасте трех лет ребенок стремится и должен иметь возможность делать то, что он хочет самостоятельно . Как бы ни было страшно родителям за малыша и как бы ни хотелось его оградить от любой опасности, нужно давать ему свободу (естественно предприняв необходимые меры безопасности).

Заглушая инициативность, активность и стремление все делать самостоятельно, можно вырастить инфантильного, боязливого, пассивного, неуверенного в себе ребенка.

Уверенность в себе формируется, когда родители поддерживают, хвалят, поощряют малыша в его начинаниях и дают ему возможность бывать в одиночестве.

Личное пространство и время формирует у малыша умение не бояться одиночества , не считать его чем-то страшным, а воспринимать как возможность разобраться в себе или заняться тем, что интересно.

Осознав свое «Я» примерно в три года, дети понимают что есть «мое», «чужое», «общее» (и не только вещи, но и чувства). Умение делиться, отдавать, бескорыстно помогать, сочувствовать, сопереживать, сострадать, считаться с теми, кто рядом создают противовес природному эгоизму и помогают человеку социализироваться в обществе, где без добра и взаимовыручки не бывает порядка и мира.

Эгоистом быть легче, чем альтруистом. Но, будучи альтруистом, важно также не вдаваться в крайности и не забывать о разумном эгоизме ради своего же блага.

В какой-то момент ребенок начинает осознавать ценность денег. Он устанавливает связь между возможностью удовлетворить потребность, наличием денег и трудом. Родителям платят зарплату потому, что они трудятся. Но различный труд оплачивается по-разному, есть и такой, за который человек получает не деньги, а духовные ценности.

Как поощрять ребенка за труд, материально или нематериально – личное дело семьи. Но чтобы ребенок не вырос алчным и не считал, что все можно купить за деньги, он в любом случае должен знать, что такое труд «за спасибо ».

Домашняя работа не оплачивается, но любовь к труду чаще всего начинается с выполнения именно этой работы. Малыш помогает маме по хозяйству, а награда за его помощь – ее восхищение, благодарность, забота и любовь, вызывающие массу положительных эмоций. Именно счастье как «оплата» за труд порождают в ребенке желание с радостью трудиться снова и снова.

С другой стороны, дети должны учиться распоряжаться деньгами , ведь во взрослой жизни им без этого не обойтись, а значит, родителям нужно радовать детей деньгами на карманные расходы.

Умение договариваться

Терпимость к различиям между людьми и понимание того, что все люди разные нужно доносить ребенку, начиная примерно с возраста трех лет. Умение уважать другого , его особенности и интересы пригодится уже в детском саду, когда ребенок только вступит в стадию социализации.

Если эти навыки подкрепляются у дошкольника, то позже превратятся в умение договариваться , находить компромиссы, разрешать конфликты. Формируются такие качества как дипломатичность и бесконфликтность, которые во взрослой жизни помогут выстраивать гармоничные отношения и дома и на работе.

Управление временем

Важные составляющие управления временем :

  • соблюдение распорядка дня,
  • построение планов на ближайшее будущее,
  • определение целей и целеполагание.

Если к распорядку дня детей приучают с раннего детства, то остальные навыки вырабатываются позже, примерно в 12-18 лет, когда ребенок уже достаточно развит интеллектуально.

Самое главное, что должен усвоить ребенок от родителей – умение ценить время , не тратить его в пустую, понимать что оно – важный жизненный ресурс.

Несомненно, нужно иметь ценности, принципы и жизненные ориентиры, но важно и не «закостеневать» в них. Мир меняется стремительно и иногда шокирует своими новшествами, но если не приспосабливаться к ним, трудно быть успешным и счастливым.

То, что помогает быть лабильным – креативность в широком смысле этого слова:

  • умение смотреть на вещи с другой стороны,
  • нестандартно подходить к решению проблем,
  • мыслить не только логически, но и творчески,
  • выходить за рамки привычного и традиционного,
  • быть творцом своей жизни,
  • развиваться как личность.

Необходимость меняться вместе с миром, подстраиваться, учиться новому и не останавливаться в развитии должен взять за правило ребенок еще в детве. А если быть точнее – он должен не забыть как это делается , ведь все дошкольники мыслят образно, фантазируют, видят мир не так, как взрослые.

Маленькие дети смотрят на мир в первый раз, поэтому интересуются не только формой, но и содержанием, оттого порой мудрее взрослых.

Школьников учат мыслить логически, загоняя тем самым мышление в рамки, устраняя «за ненадобностью» креативность, любознательность, свободу выбора и множественность правильных вариантов.

Уметь находить «свое»

В жизни важно понимать и знать себя : свои индивидуальные особенности, способности, таланты, направленность, цели, предпочтения и так далее. Зная «свое», легче его находить. Это знание и умение помогает сделать правильный жизненный выбор .

Один из наиважнейших выбор в жизни – выбор профессии . Его приходится делать еще недостаточно зрелому как личность ребенку, подростку. Этот выбор невозможно сделать верно, если не знать особенности своей личности и не понимать, какая профессия придется по душе.

Именно от незнания себя и неумения находить «свое», дети идут учиться куда ни будь, где престижно, куда сказали родители, куда пошли одноклассники и так далее, а потом деньги за пять лет обучения оказываются выброшенными на ветер, потому что диплом пылится на полке, а ребенок работает не по специальности.

Конечно, не всегда неверный выбор становится причиной невозможности устроиться по специальности. На это влияет множество других факторов. Но все же человек, который отучился по своему направлению, имеет намного больше шансов реализоваться в профессии и стать успешным, потому что он любит выбранное им дело.

Второй, не менее важный выбор в жизни каждого человека – выбор спутника жизни . Здесь тоже важно знать «свое»: какой человек подойдет, с кем будет комфортно, какие отношения станут залогом личного счастья, как отличить любовь от корысти, обмана, нелюбви и тому подобного.

Выходить замуж «потому, что все подружки давно вышли» или женится, потому, что возраст, родители хотят внуков и так далее – часто ошибочный путь.

Стадное чувство и поведение «по указанию сверху» – проблемы очень многих людей, существование которых некоторые ученые связывают с идеологией, царившей в нашем обществе в прошлом веке. Как все в мире, коллективизм не плох, если он не гипертрофирован. Слушать советы старших бывает полезно, но принимать решения нужно самостоятельно.

Навыки выживания

Современный мир удобен для проживания из-за большого количества благ цивилизации, но по-прежнему очень хрупок. Хорошо, когда ребенок растет окруженный всем необходимым, но плохо, если он вырастет слишком изнеженным и оторванным от природы.

Хотя во многих школах преподаются основы безопасности жизнедеятельности, хорошо бы именно на практике научить своего ребенка в подростковом возрасте выживать в экстремальных и примитивных условиях:

  • оказывать первую медицинскую помощь,
  • организовывать быт в походных условиях,
  • разводить костер,
  • различать съедобные и несъедобные растения и плоды,
  • искать источники воды,
  • ориентироваться на местности.

Умение быть счастливым, пожалуй, самый важный и жизненно необходимый навык для человека. Как и креативность, умение радоваться жизни присуще всем маленьким детям, их не нужно этому учить.

Проблема в том, что с годами этот навык утрачивается и то, что было просто в детве, становится недосягаемой мечтой во взрослой жизни. Поэтому задачей родителей является подкрепление навыка быть счастливым, радоваться любой мелочи и не унывать как у ребенка, так и у себя!

Составляющие умения быть счастливым :

Умение ребенка заботится о своем психологическом благополучии , мало кем в обществе принимается во внимание. А между тем это чрезвычайно актуальная проблема!

Почему в школе преподают физкультуру, но нет предмета «психологическая культура»? А ведь об острой необходимости обучения детей психологичной культуре свидетельствует ужасающая статистика.

Многие страны, входившие в состав СССР, сегодня занимают лидирующие позиции в списке детской смертности по причине суицида. Среди двадцати пяти стран с наибольшим количеством самоубийств Литва, Казахстан, Туркменистан, Россия, Белоруссия, Украина. Россия занимает первое место среди стран Европы по количеству самоубийств среди детей и подростков.

Каждый ребенок должен знать, что любая проблема разрешима, что он может быть счастливым, как бы тяжело ему ни было в данный момент времени, что нужно верить в себя и никогда не сдаваться!

Вот чему действительно должны учить детей их родители!

Основные понятия: физическая культура, спорт, ценности физической культуры, физическое воспитание, физическая нагрузка, физическая тренировка, физическое развитие, физическое совершенство, психофизическая подготовленность, двигательный режим, двигательная активность, жизненно необходимые умения и навыки, профессиональная направленность физического воспитания в период учебы и в процессе трудовой деятельности. Особенности организации физического воспитания в медицинском вузе. Терминологические понятия в физической культуре.

Возрастающие социальные проблемы, ухудшение экологии, психоэмоциональные напряжения предъявляют к организму все новые и новые повышенные требования, с которыми он, как правило, не справляется. Все это ведет к нарушению механизмов саморегуляции и реактивности, снижению функциональных резервов организма, нарушению биологических ритмов. Предотвратить эти нарушения сможет только постоянное и правильное соблюдение всех режимов, в том числе режима труда и отдыха, режима питания и двигательного режима. Двигательный режим соблюдается только при наличии физической культуры личности, которую необходимо формировать в процессе обучения в вузе. Для того, чтобы правильно формировалась культура личности, в том числе и физическая, необходима мотивация, в данном случае мотивация на здоровье, как свое, так и своих пациентов.

Так как для врача физическая культура – это не только собственное здоровье, но еще и возможность помочь своим пациентам долгие годы оставаться здоровыми и работоспособными, а при необходимости приема медикаментозных средств – свести их вредное воздействие до минимума, после травм и операций – быстро восстановить трудоспособность. Физическое упражнение – это мощное немедикаментозное средство, и врач, умеющий правильно его использовать, может помочь своим пациентам без скальпеля и химических препаратов. При правильном выполнении того или иного физического упражнения в работу включаются сразу несколько систем организма: во-первых, опорно-двигательный аппарат с мышцами, во-вторых, органы и системы, с которыми эти мышцы связаны, в-третьих, мозг, который отвечает и за работу мышц и за работу органов, в-четвертых, дыхательная система и система кровообращения, потому что работающим мышцам необходим дополнительный кислород и питательные вещества, в-пятых, гормональная система, которая, как и нервная система, сразу же откликается на все изменения в организме, кроме этого, включаются биохимические и иммунные реакции, энергетические системы и т. д. От того, правильно или неправильно выполняется физическое упражнение зависит и то, правильно или неправильно происходят реакции в организме. Поэтому врачу необходимо иметь точные и верные представления о воздействии средств и методов физической культуры на организм человека и уметь их правильно выполнять и использовать в своей жизни и врачебной практике. (Демонстрация. Приводятся примеры правильного и неправильного использования физической культуры).

Многие путают понятия физическая культура, физическое воспитание, физическая нагрузка, физическая тренировка и т. д. Врачи иногда выдают справки со следующим содержанием: «Освобождается от физической культуры». Это не просто безграмотно – но и говорит об отсутствии культуры у врача, выдавшего подобную рекомендацию. Грамотный врач знает, что невозможно освободить человека от культуры, в том числе и от физической. Освободить можно лишь от физической нагрузки, и то временно, так как есть мощное лечебное средство – лечебная физическая культура, которая назначается даже больным с постельным режимом. Главное – правильно регламентировать физические нагрузки в соответствии с физическим и функциональным состоянием организма.

Физическая культура – часть обшей культуры общества, включающая систему физического воспитания и совокупность специальных научных знаний и материальных средств, нужных для физического совершенствования людей . Основу и специфическое содержание физической культуры общества и самого человека составляет рациональное использование двигательной деятельности в качестве фактора подготовки к жизненной практике, улучшения своего физического и функционального состояния, а также повышение резервных и адаптационных возможностей организма.

Физическая культура – это умение владеть своим физическим состоянием, своим телом. То, как мы ходим, сидим, лежим, стоим, бегаем, жестикулируем, жуем и даже дышим – это все физическая культура. Именно поэтому Николай Александрович Семашко сказал: «Физическая культура – 24 часа в сутки».

Физическая культура, как и все остальные виды культуры, предполагает знание определенных правил и выполнение их в оптимальном режиме. Знание каких-либо правил есть образованность, а выполнение этих правил – культура. Незнание или невыполнение правил культуры труда и отдыха, культуры питания, физической культуры, гигиенической культуры, психоэмоциональной культуры приводит к болезням, избавиться от которых оказывается возможным только научившись выполнять все эти правила.

Физическая культура как таковая зародилась у древних народов Египта, Ассиро-Вавилонии, Китая, Индии и дальше стала развиваться двумя путями – восточным и западным.

Особенно большого развития западное направление достигло в древней Греции и Риме.

Физическая культура играет огромную роль как средство гармонического физического развития, укрепления здоровья, предупреждения патологических изменений в организме, связанных с недостаточной двигательной активностью, как фактор активного отдыха. В физической культуре, с целью всестороннего развития физических способностей занимающихся, применяются физические упражнения в виде гимнастики, игр, туризма в сочетании с систематическим закаливанием, а также выполнением гигиенических правил труда и быта, т. е. выполнение всего того, что в настоящее время получило наименование «Здоровый образ жизни».

Ценности физической культуры – главные общечеловеческие ценности (здоровье, физическое совершенство, высокая физическая и интеллектуальная работоспособность, воспитание самодисциплины).

Физическое воспитание это процесс привития знаний, умений и навыков физической культуры в специальных учреждениях специалистами по физической культуре. Этот процесс специально направлен на физическое развитие и совершенствование организма. Одним из главных принципов физического воспитания является принцип оздоровительной направленности, что обеспечивается, в частности, обязательностью и взаимосвязью врачебного и педагогического контроля. Основными средствами физического воспитания служат физические упражнения и закаливание. В различные возрастные периоды физическое воспитание имеет свои задачи и особенности. В медицинских вузах физическое воспитание направлено на поддержание и совершенствование у студентов-медиков физической и умственной работоспособности, а также формирование знаний, умений и навыков правильного применения средств физической культуры в своей повседневной жизни и профессиональной деятельности.

нерегламентированное динамическое или статическое действие.

Физическая тренировка – дозированная физическая нагрузка, выполняемая в динамическом или статическом режимах, с чередованием регламентированного отдыха. (Демонстрация: пример физической нагрузки и физической тренировки).

Физическое и функциональное состояние – два довольно близких понятия, однако, отличающихся друг от друга тем, что в первом случае речь идет о состоянии и динамике антропометрических и морфологических показателей, во втором случае речь идет исключительно о функциональных показателях, проявляемых как целостным организмом, так и отдельными его системами .

Физическое развитие – состояние морфологических и функциональных свойств и качеств, лежащих в основе определения возрастных особенностей организма. Физическое развитие определяется большим числом признаков: внешний облик человека, конституциональные особенности телосложения, антропометрические и функциональные признаки и др. Для целей медицинской и педагогической практики физическое развитие определяется чаще всего по суммарным, относительно легко поддающимся измерению признакам: длине тела, массе тела, «окружности» грудной клетки и головы, состоянию жировой и мышечной массы, мышечной силы и выносливости, а также мышечного тонуса, гибкости суставов, амплитуде дыхания и кровяного давления и по данным соматического осмотра. Данные измерений обрабатываются методом математической статистики с расчетом индексов.

Физическая и функциональная подготовленность – тоже близкие понятия. Однако, физическая подготовленность проявляется на структурном уровне (сила и выносливость мышц, гибкость и прочность суставов и связочного аппарата, способность быстро и ловко передвигаться в пространстве); функциональная подготовленность организма проявляется возможностью различных функциональных систем обеспечить оптимальную, а при необходимости максимальную работу, перестроить, компенсировать и восстановить организм без нарушений его гомеостаза, чтобы не допускать срывов, которые впоследствии могут приводить к заболеваниям.

Психофизическая подготовленность – это готовность выполнить необходимую физическую нагрузку в оптимальном для своего пола и возраста объеме и темпе.

Физическая сторона подготовленности характеризуется возможностями функциональных систем организма, обеспечивающих эффективную соревновательную деятельность, а также уровнем развития основных физических качеств – быстроты, силы, выносливости, ловкости (координационных способностей) и гибкости. Физическая подготовленность подразделяется на общую, вспомогательную и специальную.

Общая подготовленность предполагает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей органов и систем организма, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности.

Вспомогательная подготовленность служит функциональной основой для успешной работы над развитием физических качеств и способностей, проявляемых в двигательных действиях, родственных избранной специальности или избранному виду спорта, способствующих лучшей подготовке организма к перенесению высоких специфических нагрузок, к интенсивному протеканию процессов восстановления.

Специальная подготовленность характеризуется развитием физических качеств, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих наивысшие достижения в избранном виде спорта и в избранной профессии.

Психическая подготовленность в свою очередь также подразделяется на две относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные стороны: волевую и специальную психическую подготовленность.

В структуре волевой подготовленности выделяют такие качества, как целеустремленность (ясное видение перспективной цели), решительность и смелость (склонность к разумному риску в сочетании со своевременностью и обдуманностью решений), настойчивость и упорство (способность к мобилизации функциональных резервов, активность в достижении целей и преодолении препятствий), выдержка и самообладание (ясность ума, способность управлять своими мыслями и действиями в условиях эмоционального возбуждения), а также самостоятельность и инициативность (собственный почин и новаторство).

Волевое действие по своей структуре распадается на принятие решения и его реализацию. Принятое решение реализуется в различных условиях, начиная от таких, в которых достаточно принять решение (а действие после этого осуществляется как бы само собой), и заканчивая такими, в которых реализации волевого решения препятствует какое-либо сильное противодействие. При этом возникает необходимость в специальных условиях для его преодоления и осуществления намеченной цели.

В структуре специальной психической подготовленности выделяют:

    устойчивость к стрессовым ситуациям;

    степень совершенства кинестетических и визуальных восприятий;

    способность к психической регуляции движений, обеспечиванию эффективности мышечной координации;

    способность воспринимать, организовывать и перерабатывать информацию в условиях дефицита времени и эмоциональной перегрузки.

Двигательная активность . Уровень двигательной активности, ее характер и напряженность определены условиями профессионально-трудовой деятельности, быта, занятий физической культурой и спортом, осуществлением мероприятий активного отдыха, а также геоклиматическими условиями. Это и называется « общей двигательной активностью ». В реальной жизни существуют как необходимый (минимальный), так и достаточный (оптимальный) уровни общей двигательной активности человека. Минимальный уровень двигательной активности это как раз то, что, к сожалению, наблюдается у большинства наших современников-соотечественников, т. е. тех самых «практически здоровых» лиц, которые пока чувствуют себя удовлетворительно, ни на что не жалуются, но быстро утомляются и с трудом справляются с относительно небольшой физической нагрузкой. Оптимальный же уровень двигательной активности своим последействием в организме обеспечивает оптимальные показатели физического развития и физической подготовленности. Оптимальный уровень двигательной активности зависит от типа нервной деятельности, биохимических реакций в организме, количества и качества потребляемой пищи. Оптимальный уровень двигательной активности обеспечивает физическую готовность человека к выполнению основных социальных функций, в первую очередь нормального жизнеобеспечения организма, высокую профессиональную трудовую работоспособность, устойчивость внутренней среды организма, низкую утомляемость в процессе труда и быструю восстанавливаемость после его прекращения, прочное здоровье и низкую заболеваемость, как в привычных, так и в экстремальных условиях.

Сейчас крайне важно, чтобы каждый уяснил для себя раз и навсегда, что наши современники с их автоматизацией и механизацией производственных процессов и быта никогда не смогут поднять свою двигательную активность до оптимального уровня, если не включат в нее специальную физкультурно-спортивную двигательную деятельность. Специальная физкультурно-спортивная двигательная деятельность человека является лишь одним из компонентов его общей двигательной активности, но этот компонент очень важный, поскольку только он может вывести каждого конкретного индивидуума из состояния, называемого «гипокинезией». Часто путают понятия «гипокинезия» и «гиподинамия». Гипокинезия – это снижение двигательной активности, а гиподинамия – снижение мышечного напряжения и мышечной силы.

Двигательный режим это целенаправленное регламентированное распределение двигательной активности в течение суток. В двигательный режим входит утренняя гигиеническая гимнастика, бытовая физическая активность, производственный процесс с производственной гимнастикой, учебно-тренировочные или оздоровительно-физкультурные занятия и в конце дня заключительная расслабляющая гимнастика.

Спорт – специфическая область физической культуры, где в соревновательных условиях проявляются максимальные возможности и способности человека, к которым организм специально готовится путем активных усиленных тренировок. Отличительными чертами спорта является стремление к наилучшему спортивному результату, воспитание воли, решительности и смелости в решении различных задач, борьба за победу в условиях различных соревнований, высокая эмоциональность как соревнований, так и тренировочных занятий и связанные с этим большие физические и психологические нагрузки. По сравнению с другими видами физической деятельности спорт позволяет достигать наивысшего развития физических и функциональных возможностей организма. Однако положительный эффект тренировочные и соревновательные нагрузки, свойственные спорту, дают лишь в условиях их рационального использования и правильного восстановительного периода. К сожалению в погоне за золотыми медалями тренеры и спортсмены забывают об оздоровительных и этических нормах, применяя различные допинги и другие стимуляторы, которые дают временный успех, а затем длительные болезни. Это подрывает авторитет спорта. Поэтому в настоящее время физическая культура и большой спорт стали антиподами. Обязанность медиков – следить за тем, чтобы спорт приносил только пользу организму, а для этого следует строго подбирать тренировочный режим и хорошо восстанавливать организм после соревновательных нагрузок, создавая спортсменам условия для здорового образа жизни. Важнейшие из этих условий – квалифицированное педагогическое руководство и систематический врачебный контроль с учетом индивидуальных особенностей занимающихся: возрастных, половых, предварительной подготовленности. В спорте большое значение имеет техническая, тактическая и психофизиологическая подготовленность.

Физическое совершенство – это способность выполнять физические нагрузки в максимальном объеме и темпе, которые могут быть проявлены для данного пола и возраста. Физическое совершенство достигается в процессе постоянных тренировок в определенном режиме (с постепенным, правильным и постоянным увеличением нагрузок), позволяющем накапливать физические и функциональные резервы. Приблизительно до 25 лет человек может накапливать физические и функциональные резервы свыше своих биологических возможностей, затем он может их долгие годы поддерживать, но в конце концов биологический возраст заставит постепенно сокращать темп и объем максимальных нагрузок. (Демонстрация: примеры, графики, таблицы).

У человека существует три возраста: паспортный, биологический, который, в основном, совпадает с паспортным, и функциональный, который, как правило, не совпадает ни с паспортным, ни с биологическим. О функциональном возрасте хорошо говорят фразы: «Мужчине столько лет, на сколько он себя чувствует, а женщине столько, на сколько она выглядит». А очень образно о функциональном возрасте сказал Андрей Вознесенский: «Мне жаль тебя, мне жаль тебя, старик, мне жаль тебя, старик двадцатилетний!» Да, можно стать функционально стариком и в молодые по паспорту годы, а можно и в 70 лет рожать детей и ставить рекорды, но для этого все годы нужно поддерживать психофизическое состояние на должном уровне.

Физическое совершенство – одна из важнейших социальных целей (наряду с укреплением здоровья, идейным, нравственным, умственным, эстетическим воспитанием и др.), достигаемых с помощью средств физической культуры.

Организационно-административные аспекты физического воспитания в медицинских вузах . Предмет «Физическая культура» был введен в вузы в 1929 году, потому что было замечено, что у студентов ухудшается здоровье в процессе обучения в вузе. Ученые доказали, что умственная и эмоциональная нагрузка без физической нагрузки ведет к снижению функциональных и физических возможностей, что снижает резистентность к заболеваниям и приводит как к психической, так и к соматической патологии. В настоящее время информационный и эмоциональный объем нагрузок настолько велик, что значительно перегружает организм, и только физическая нагрузка на опорно-двигательный аппарат противодействует информационной и эмоциональной атаке на мозг.

Ученые во многих работах доказывают, что правильно организованные занятия физической культурой повышают умственную и физическую работоспособность, улучшая функциональные возможности организма. Учитывая важную роль физической культуры в оздоровлении и укреплении людей руководство страны уделяет большое внимание правильному воспитанию физической культуры во всех возрастных группах населения. Это подчеркивается в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29.04.1999 г., в приказе Министерства образования Российской Федерации № 1025 от 01.12.1999 г. «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования» и приказе от 16.07.2002 г. «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации» во исполнение решения коллегий Минобразования России, Минздрава России, Госкомспорта России и президиума Российской академии образования от 23.05.2002 № 11/9/6/5. Поэтому в Государственном образовательном стандарте предмет «Физическая культура» является обязательной дисциплиной для каждого высшего учебного заведения без сокращения выделяемого объема часов. В медицинских вузах физическая культура является не только средством оздоровления студентов и поддержания у них физического и психического равновесия, но также предметом, который студенты должны впоследствии использовать в своей врачебной практике в качестве мощного немедикаментозного средства оздоровления. Каждый врач должен уметь назначать двигательный режим каждому своему пациенту также, как он должен назначать режим питания и режим приема лечебных процедур.

Предмет «Физическая культура» в медицинских вузах проводится согласно учебного плана каждого вуза, который должен соответствовать Госстандарту. Учитывая, что даже двух занятий в неделю не достаточно, чтобы совершенствовать физические и функциональные возможности организма, на академических занятиях студент в основном обучается тому, что и как следует выполнять. Поэтому необходимо стараться находить время для самостоятельных занятий во внеучебный период. Пропускать занятия – значит лишать себя возможности поддерживать физическую и умственную работоспособность, а затем лишать своих пациентов грамотных рекомендаций и полноценного лечения.

Занятия по физической культуре в медицинских вузах проводятся в виде лекций, методико-практических и учебно-тренировочных занятий в спортивных залах и на стадионах.

Все студенты-медики для занятий физическим воспитанием распределяются на медицинские группы: основную, подготовительную, специальную и ЛФК. Освобождаются студенты от занятий физическим воспитанием только на время освобождения от всех других академических занятий в вузе. Учитывая специфику образовательной направленности физического воспитания в медицинском вузе студенты-медики не могут освобождаться от предмета «Физическая культура», так как должны освоить теоретический раздел в виде лекций и методико-практический раздел, преподаваемый на практических академических занятиях, а в зависимости от физического и функционального состояния проходят либо учебно-тренировочный курс, либо лечебно-оздоровительный. Поэтому врачи, которые освобождают от занятий студентов-медиков, во-первых, выполняют не свои функции, а во-вторых, оказывают «медвежью услугу» будущим коллегам.

Студентам, пропустившим занятия, необходимо представить студенческие справки, которые заменяют больничные листы, в течение недели после возобновления занятий в вузе. Только на основании этих справок студент не отрабатывает пропущенные учебно-тренировочные занятия, любые другие справки недействительны. Однако, это не освобождает студентов от теоретического и методико-практического курса. Все пропуски учебно-тренировочных занятий без предоставления справок отрабатываются в течение месяца. Теоретический и методико-практический курсы отрабатываются в виде рефератов.

После прохождения медицинского осмотра и сдачи контрольных нормативов и контрольных упражнений студенты могут заниматься в спортивных секциях или оздоровительных группах, которые культивируются в вузе, где они обучаются. Занятия в секциях вне вуза не дают право на получение зачета. Студенты, входящие в сборные команды России по видам спорта, которые включены в Спартакиаду вузов России и чемпионаты России, проходят учебно-тренировочный курс в соответствии со своими тренировочными планами, подписанными преподавателем, ответственным за факультет, где учится данный студент.

Зачет ставится студенту, который полностью прошел теоретический, методико-практический и учебно-тренировочный или лечебно-оздоровительный курсы и на зачете показал знания и умения по пройденным курсам.

Физическое воспитание в медицинских вузах направлена на:

– укрепление здоровья студентов и поддержание у них на протяжении всего периода обучения в вузе высокой работоспособности;

– обеспечение разностороннего физического развития студентов;

– развитие и совершенствование специальных физических качеств, необходимых медикам в процессе выполнения своих профессиональных обязанностей;

– привитие студентам знаний, умений и навыков в использовании средств физической культуры и спорта в режиме учебных занятий, при трудовой деятельности и на отдыхе;

– подготовку студентов к самостоятельной работе в качестве организаторов гигиенической и производственной гимнастики.

Профессиональная направленность физической культуры в медицинских вузах заключается в том, что врач не только должен сам оздоравливаться с помощью средств физической культуры и развивать необходимые для работы физические и психофизические качества, но и постоянно в своей врачебной практике включать средства физической культуры в двигательный режим пациентов и в тактику лечения больных. Для этого необходимо не только теоретически знать, какие и когда средства физической культуры следует назначать пациенту, но и уметь правильно объяснить ему, как эти средства применять, а при необходимости показать, как правильно выполняется то или иное физическое упражнение, а также правильно направить пациента в ту или иную секцию или группу здоровья. Кроме того, врач обязан уметь правильно оценивать физическое развитие по материалам проводимых антропометрических обследований до и после занятий физическим воспитанием; проводить врачебно-педагогические наблюдения в местах занятий физкультурников; проводить медицинский контроль за занятиями оздоровительно-тренировочных секций и групп здоровья, производственной гимнастикой; осуществлять санитарно-гигиенического контроль в местах занятий физкультурой и спортом и т. д.

Физическая культура, являющаяся важнейшей составляющей воспитания здорового человека, не только повышает выносливость организма, но и содействует формированию необходимых моральных и волевых качеств и поэтому является важной основой психопрофилактики. В организме существует известная зависимость между его психическим и физическим состоянием. Психическое состояние влияет на физическое состояние организма и обратно – физические и соматические факторы, изменяя биохимическую динамику организма, влияют на его психическое состояние.

Исследованиями в лаборатории И.П. Павлова доказано, что у подопытных животных, длительно находящихся в условиях чрезмерно тяжелой экспериментальной нагрузки, могут обнаруживаться трофические расстройства и другие симптомы раннего старения. Трудная экспериментальная задача, выполняемая животными, является аналогом напряженной умственной работы студента. Вот почему в системе профилактики заболеваний и старения должно быть четкое чередование правильной организации умственного труда и физической тренировки.

Жизненно необходимые умения и навыки. В физической культуре это крайне важные в повседневной жизни человек двигательные акты, благодаря которым осуществляется взаимодействие между различными частями тела и его внутренними органами, что лежит в основе согласованной (упорядоченной) работы организма и определяет его целостную деятельность. Формирование умений и навыков осуществляется с помощью приобретенных рефлексов [от лат. reflexus – отражение] – ответных реакций организма на раздражение рецепторов, осуществляемых при посредстве центральной нервной системы. При помощи рефлексов (а следовательно умений и навыков) происходит адаптация организма к внешней среде. Таким образом, с общебиологической точки зрения рефлексы (а также и формирующиеся на их основе умения и навыки) являются приспособительной реакцией организма, проявляющейся как в простейших рефлекторных актах, так и в сложнейших формах поведения человека и высокоорганизованных животных. Ярким примером жизненно необходимых умений и навыков может служить носовое дыхание, благодаря которому осуществляется не только взаимодействие между внутренними органами человека, но и взаимосвязь его с внешней средой. К сожалению, люди очень часто дышат неправильно. Неправильное дыхание включает сложные механизмы приспособительных реакций, которые, не выдержав продолжающейся патологической нагрузки, приводят к возникновению патологии в организме. Вот почему йоги многие болезни лечат обучением людей правильному дыханию. Кроме того, с помощью правильного дыхания носом лицам, занимающимся физической культурой, представляется великолепная возможность очень точно дозировать физическую нагрузку при занятиях физическими упражнениями с тем, чтобы физическая нагрузка оставалась на уровне оздоровительного воздействия на организм, впрочем, это уже тема последующих лекций.

Профессиональная направленность физического воспитания в медицинском вузе заключается также в том, что студенты осваивают ряд профессионально-прикладных навыков физической подготовки для врачей – изучение различных способов передвижения, особенно таких как ходьба, бег, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, плавание, гребля, которые могут пригодиться при обслуживании больных на дому и оказании неотложной помощи. Кроме того, необходимо развивать профессионально-прикладные физические качества, необходимые врачу для выполнения своих профессиональных обязанностей, например, для хирургов очень важно иметь статическую силовую выносливость мышц спины и нижних конечностей, чтобы не утомляясь часами стоять за операционным столом, скоростную выносливость и быстроту верхних конечностей, чтобы быстро взять нужный инструмент и наложить нужный шов, чтобы быстро остановить кровотечение, а также быстроту реакции, волю, оперативное мышление и т. д.

1. Ораторское искусство. Чрезвычайно важный фактор успеха, нужен каждому человеку, желающему преуспеть. Рано или поздно вам придется говорить на публике, и будет очень нехорошо, если вы не сможете внятно объяснить смотрящим на вас людям, что вы хотите и для чего. Постоянно развивайте свое искусство говорить, если вы чересчур стеснительны, попробуйте говорить для самого себя, затем произнесите речь перед знакомыми, ну а потом уже можно запускать тяжелую артиллерию и ораторствовать перед незнакомой публикой;

2. Письменные навыки. Для того, чтобы внятно излагать свои мысли на бумаге, нужно логично мыслить. Но если вы изложите свои мысли доступно и красиво, то все равно, вряд ли кто сможет нормально прочитать написанное, если у вас «докторский» почерк. Логика и каллиграфия - составляющие данного навыка.

3. Самодисциплина. Другими словами, сила воли. Для того, чтобы работать, нужно быть достаточно дисциплинированным человеком, и поменьше откладывать на потом. Потом ничего не будет, кроме разочарования, если вы не выполните свою работу здесь и сейчас.

4. Умение работать в команде. Здесь не обязательно имеется в виду какой-либо офис. Даже если вы профи-одиночка, все равно вам необходимо уметь привлекать заказчиков, сотрудников, коллег и просто знакомых, которые смогут вам помочь в реализации замыслов.

5. Критическое мышление. Оптимизм - очень хорошая черта, однако не нужно путать оптимизм с «розовыми очками». Трезво оценивайте свои идеи - и вы сможете стать успешным человеком. Иначе рискуете надорваться еще в начале пути.

6. Принятие решений. Все, что описано выше, актуально только в одном случае - если вы умеете принимать решения и выполнять их. Можно напланировать груду дел на день или на год. Все они так и останутся на бумаге, если вы не умеете выполнять то, что запланировали.

7. Математический склад ума. Вам не обязательно уметь высчитывать в уме матрицы или тройные интегралы, однако быстро работать с цифрами нужно уметь, если вы хотите чего-нибудь достичь в этой жизни.

8. Поиск. Новые идеи никогда не появятся, если вы не будете искать новую информацию, полезную для вашей текущей деятельности. Обязательно нужно искать что-то новое, и креативные идеи появятся в тот же момент.

9. Расслабление. Успешный человек должен уметь расслабляться. Можно быть успешным в течение пяти лет, а потом надорваться и «сгореть» на работе. Вас такое устраивает? Вряд ли, поскольку успех очень приятен, и им можно наслаждаться бесконечно долго. Человек, умеющий работать, должен уметь и расслабляться.

10. Базовые финансовые навыки. Никто не заставляет вас в течение трех секунд подсчитывать годовой бюджет корпорации Майкрософт, но все же вы обязаны знать азы экономики, если хотите преуспевать.

Это действительно базовые навыки, навыки первой необходимости. Владея ими всеми, без сомнения, вы сможете стать успешным человеком. Когда - это более сложный вопрос, поскольку удача, к сожалению, к навыкам не относится.