Презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему: Урок подготовки к написанию домашнего сочинения "В чём Н.А.Некрасов видит сущность духовного рабства?". Сочинение по произведению на тему: Рабство и свобода в поэме «Кому на Руси жить хорошо

Сочинение


Главный герой поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» - русский народ. Это собирательный образ в котором прорисованы персонажи и в тоже время воссоздается коллективный образ народа.

На страницах произведения перед нами проходит целая галерея самых разнообразных представителей крестьянского мира. Среди них и семь странствующих мужиков, и мастеровые, и солдаты, и ямщики, и лапотники. Здесь и мужик с серьгой, мужик со скалкой, мужик с ободьями, бабы, девки, беременная женщина с ребенком, каменотес, крестьянин-белорус, охотник на медведей, жнецы, корежницы, старообрядка злющая, странники и богомольцы. Это шумное, пестрое, воистину «народное море». По своему социальному положению и роду занятий представители народа в поэме относятся к нескольким группам: крестьяне-землепашцы, рабочие, ремесленники, дворовые, солдаты, ямщики.

В зависимости от отношения представителей простого народа к крепостной зависимости, тоже можно выделить несколько групп. Например, некоторые крестьяне считают свое рабское положение оправданным и холопствуют перед своими барами. Это мужики-предатели, такие как староста Глеб и Егорка Шутов, и «люди холопского звания»: Сидор, Яков верный, Ипат, раб Переметьева. В прозвищах этих людей уже чувствуется их отношение к жизни. Для крестьян самый страшный грех - предательство по отношению к народу. Такое предательство совершил «злодей» староста Глеб, которому умирающий адмирал доверил золотой ларец, содержащий волю для восьми тысяч крестьян, а он сжег завещание. Нет народного прощения этому Иуде. Предательство другого рода осуществляет Егорка Шутов. Он шпион и доноситель, ему тоже нет прощения, и потому крестьяне четырнадцати деревень прогоняют его через селения, ругая «гнусь-человеком» и избивая. Есть и такие крестьяне, которые в своей привычке к рабству доходят до абсурда. Например, мужик Сидор, даже попав в острог, продолжает исправно высылать оттуда барину оброк. А о Якове верном, холопе примерном, народ даже сложил притчу. Этот мужик духовно предан своему барину-паралитику до такой степени, что «в отместку» за нанесенные обиды завез барина в густой лес и на его глазах повесился. К сожалению, такие примеры взяты из жизни. Духовное холопство было распространенным явлением в те годы, и многие гордились тем, что были у своих бар любимыми рабами, а их жены любимыми рабынями. Так, и лакей Ипат даже после объявления крестьянской свободы по-прежнему дорожит тем, что «у князей У тятиных холоп».

Были в общей массе и такие, которые не принимали своего рабского положения. Например, Агап Петров кипит лютой ненавистью к помещикам, он отказывается от уготованной ему роли комедианта в вотчине князя Утятина, укоряет других мужиков, принимающих участие в потехе. Но бунт Агапа был сломлен, стоило только бурмистру напоить его до бесчувствия. Или Игнатий Прохоров, крестьянин, занимавшийся извозом, клеймит старосту Глеба за предательство, но и только. Староста Влас убежден, что барина следует хвалить лишь в гробу, но он полон отчаяния и лишен веры в добро. Клим Лавин тоже не идет дальше обличения бар, чиновников и солдатчины, а Калинушка, упомянутый в песне «Барщинная», никогда не забудет своего голода, барских плетей, «вспоротой шкуры», но самое большее, на что он отважится, - это потопить свое горе в вине.

Странники-правдоискатели неудовлетворены своим положением, и эта неудовлетворенность крепнет по ходу сюжета, но и они еще не готовы участвовать в активном выступлении.

Яким Нагой натерпелся за свою жизнь и нищеты, и непосильного труда. У него непокорный нрав, он верит в народ, защищает интересы крестьян, становясь своеобразным трибуном. В нем уже пробуждается сознание человеческого достоинства, но он «до полусмерти пьет», и вспышки гнева так же быстро угасают.

Еще одна группа персонажей - те, кто восстает против притеснения и становится борцом за народные права. Это старообрядец Кропильников, гневно обличающий угнетателей и призывающий народ не подчиняться им. Жизнь его проходит в острогах. Ермил Гирин честный, бескорыстный правдолюбец, он является хранителем народных обычаев. Он открыто вступает в схватку

купцом Алтынниковым, активно отстаивает интересы народа, участвуя в бунте крестьян деревни Столбняки. На совести разбойника Кудеяра много преступлений, но он замаливает свои грехи, а потом совершает отмщение за издевательства над крестьянами, убивая пана Глуховского.

Наиболее ярко и подробно обрисован образ Савелия Корчагина. Этот «святорусский богатырь» наделен чертами былинного богатыря. Мы видим его мощь и удаль, он вступает в единоборство с медведем, не пугают его и розги Шалашникова, он мужественно переносит каторгу и поселение. Савелий презирает рабскую покорность односельчан, а его образ становится символом возможностей крестьянства. К. И. Чуковский считал, что образ Савелия Корчагина «принадлежит к числу наиболее монументальных» из всех образов, созданных Некрасовым.

Народные черты воплощены в образе Матрены Тимофеевны. Это крестьянка узнала и тяжесть крепостного угнетения, и горести жизни, но не согнулась, а сохранила свое человеческое достоинство, духовную красоту и стойкость.

Обобщенное изображение народа в эпопее Некрасова - это нищета и бедность крестьян, их голодная жизнь. Вспомним хотя бы названия «смежных деревень», откуда родом семеро правдоискателей: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Не-елово... Целыми деревнями мужики выходят осенью «на попро-шайство», «как на доходный промысел». Мы видим изнурительный труд крестьян, их бесправие и угнетение, рекрутчину. Но мы видим также и отзывчивость простого народа к чужим страданиям, просыпающееся в нем чувство собственного достоинства, душевное благородство, трудолюбие, тягу к прекрасному и стремление к новой, свободной жизни. И если готова «такая почва добрая», то игом рабства долгого «еще народу русскому пределы не поставлены, пред ним широкий путь».

I. Биографическая обусловленность темы.
2. Мелочность и убогость богатых.
3. Нравственная чистота народа.
4. Печальная песня надежды.

Уже при покачивании колыбели решается, куда склонится чаша весов судьбы.
С. Е. Лец

Тема народной судьбы одна из главных тем в творчестве Н. А. Некрасова. Он, как никто другой, смог в своем поэтическом наследии показать все стороны быта и оттенки душевного состояния крестьянства. Большое влияние на писателя оказали детские годы, проведенные на Волге. Наверное, картину И. Е. Репина «Бурлаки на Волге» можно считать иллюстрацией не только к его творчеству, но и самой жизни. На всем ее протяжении он в своем сердце пронес щемящую боль за одаренный, но угнетаемый рабством и властью народ.

И этому был также пример в жизни — жестокий отец-помещик. Но не у него писатель учился нравственным устоям. Образцом подражания для него являлась мать — добрая, отзывчивая женщина. Именно поэтому он обращает пристальное внимание на тех, кто находится с ним. Он, словно врач, понимает все их болезни и горести. Но самое важное то, что появляется в его поэтическом творчестве — это не только боль, но и понимание, что возможен выход из такого тяжелого положения. Но это должны сделать не только и не столько помещики, сколько сами крестьяне. Они могут подняться и осознать, что их жизнь и счастье во многом зависит от них самих.

У Н. А. Некрасова много поэтических картин описания крестьянской жизни. Но одной из ярких является «Размышления у парадного подъезда». В самом названии произведения используется слово «размышление», которое стоит во множественном числе. Это говорит о том, что поэт не раз обращался к такому наболевшему вопросу. Но, наверное, он никак не может найти правильный и подходящий выход из Создавшегося положения. Поэтому ему пока остается роль наблюдателя и какой-то степени аналитика того, что он каждый день видит вокруг себя.

С первых же строк лирический герой представляет нам обычную картину. Парадный, главный, подъезд по торжественным дням ждет своих просителей. Но по первым двум строчкам понятно, что лирический герой относится к ним с презрением. Он сравнивает богатых просителей с холопами. Так в поэтической картине все смешивается. Богачи имеют холопские качества несмотря на то что они кичатся своим родством и положением в обществе. Но по духу они остаются мелочными, незначительными и зависимыми людьми.

Заметим, что они, несмотря на свое положение, боятся тех, к кому приезжают с просьбой. Но у них есть определенное призвание, которым заражен весь город, — заносить себя в списки просителей.

Вот парадный подъезд.
По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям;
Записав свое имя и званье,
Разъезжаются гости домой,
Так глубоко довольны собой,
Что подумаешь — в том их призванье!

Далее лирический герой разделяет людей по категориям, так как они приходят в разные дни. По будням этот парадный подъезд полон страждущих. Но они находят отклик в сердце лирического героя. Поэтому предстают перед нами не бесформенной массой, а в своей неповторимой индивидуальности: преклонный старик, вдовица и т. д. Но вот в повествовании лирический герой переходит к конкретному случаю. Его наблюдения позволили не только разделить просителей, но и понять

Даже их душевное содержание. В центре внимания оказывается некий случай — к парадному подъезду подходят деревенские русские люди. Лирический герой замечает, что сначала они помолились. То есть душа, как и их тело, поддержаны самим Богом. Он всегда в их сердце, он поддерживает их в горе и несет им богатую духовную и нравственную основу. Швейцар же не видит этой природной красоты, он судит по внешности, которая далека от холодного блеска господ. Но мы понимаем, что внешний вид говорит о большом трудолюбии и неприхотливости русского народа, способного перенести не только тяжкое бремя рабства, но и дальний переход с целью добиться справедливости.

Загорелые лица и руки,
Армячишка худой на плечах,
По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и кровь на ногах,
В самодельные лапти обутых
(Знать, брели-то долгонько они
Из каких-нибудь дальних губерний).

Швейцар же не только не пустил ободранных просителей, но даже не польстился на их дары. Тогда русский мужик не стал просить милости, а со словами «Суди его бог» готов вернуться домой. Лирический герой подчеркивает, что они, пройдя такой дальний путь, избив в ноги в кровь, даже не были услышаны. Позднее нам раскрывается причина такого поведения — владелец роскошных палат еще спал. Ему нет никакого дело до простого человека, труженика, благодаря которому он может позволить себе подобную роскошь.

И далее в каледойскопическом движении перед нами проносится жизнь беспечного богатого человека. Но в этом безумном беге он всегда один. На протяжении всего описания, он остается настолько одиноким, что даже родственники желают ему только смерти. Но русский народ в контрасте представлен массой, сильной, могучей и непобедимой. Он хоть и беден внешне, но богат духовно, и жизнь каждого из членов этого общества наполнена глубоким смыслом.

Заметим, что лирический герой не идеализирует мужика. Он показывает не только его сильные, но и слабые стороны. Например, тот не прочь пропить все до рубля, ведь дальше ему предстоит новый путь, полный тревог и унижений.

За заставой, в харчевне убогой
Все пропьют бедняки до рубля
И пойдут, побираясь дорогой,
И застонут...

Но после такого детального описания разных категорий просителей, лирический герой обращается к родной земле, способной на своих плечах вынести такое противоречие. Горькие размышления у парадного подъезда постепенно переходят в страстное обращение к тому, кто его может услышать и понять.

...Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?

И лирический герой начинает перечислять всех тех, кто стонет от такой нелегкой жизни. Кажется, он задался целью показать всех из них и ни в коем случае никого не упустить. На последнее место в перечислении причин такого поведения он ставит равнодушие, самое большое зло в мире по отношению к любому живому существу, тем более человеку.

Стонет в каждом глухом городишке,
У подъезда судов и палат.

Но стон потихоньку переходит в печальную песню, которую можно услышать на Волге. Такой переход к подобному образу позволяет лирическому герою сравнить скорбь народную с широтой великой реки. И в итоге складывается ощущение, что народ и стон просто не отделимы друг от друга.

Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется —
То бурлаки идут бечевой!..
Волга! Волга!.. Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля, —
Где народ, там и стон...

Но лирический герой уверен, что такой могучий крепкий народ найдет в себе силы разомкнуть цепи, сковавшие его на многие года. Он сможет построить свой мир, полный не горя и унижения, а трудолюбия и уважения.

...Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил...

Но в сердце лирического героя закрадываются нотки сомнения. Он начинает размышлять о.том, что раз до сих пор народ терпит столько унижений, то он не готов создать новую песню, способную изменить этот мир. Он также останется в окружении унижения и стона.

...Иль, судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил, —
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..

Заметим, что стихотворение заканчивается и многоточием и знаком вопроса. Лирический герой не дает ответа на поставленный им же вопрос. В то же время, поставив многоточие в конце текста, он показывает, что все может быть в жизни по-другому. То есть он верит в могучий русский народ, способный на своих плечах не только вынести бремя унижения, но и открыть ворота в новую жизнь, А. Я. Панаева рассказывала о том, что это стихотворение основано на реальных событиях. Наблюдая сначала сцену одна, она пригласила Н. А. Некрасова посмотреть, как будут развиваться события: «Он подошел к окну в тот момент, когда дворники дома и городовой гнали крестьян прочь, толкая их в спину. Некрасов сжал губы и нервно пощипывал усы; потом быстро отошел от окна и улегся опять на диване. Часа через два он прочел мне стихотворение "У парадного подъезда"». Несмотря на то что поэт переработал сюжет и внес в него свои размышления, мы видим, что Н. А. Некрасов не мог остаться равнодушным и просто пройти мимо случайно увиденного. Буря протеста затаилась в его душе, которая нашла потом выход в поэтичной и правдивой картине, описывающей реалии и судьбу русского человека, способного преодолеть на своем пути все препятствия.

Человек не может страдать больше, чем он может страдать. Исчерпав свои возможности в этой области, он переключается на другие дела и это величайшее из благ.

Некрасов Николай Алексеевич (1821 - 77/78) В 1847 - 66 - редактор и издатель журнала "Современник", с 1868 г. - редактор (совместно с М.-Е. Салтыковым) журнала "Отечественные записки". В изображении повседневного быта городских низов, крестьянских будней, женской доли, мира детства "муза мести и печали" поэта особенно чутка к несправедливости, к человеческой боли. Поэмы: "Коробейники" (1861), "Мороз, Красный нос" (1864), "Русские женщины" (1871 - 72), "Кому на Руси жить хорошо" (1866 - 76) рисуют многообразную картину современной русской жизни, прежде всего крестьянства, с его мечтами о всеобщем народном счастье. Сущность духовного рабства Некрасов Сатира (поэма "Современники", 1875 - 76). Трагические мотивы в цикле стихов "Последние песни" (1877). Проза. Критика.

Родился 28 ноября (10 октября н.с.) в местечке Немирове Подольской губернии в семье мелкопоместного дворянина. Детские годы прошли в селе Грешневе, в родовом имении отца, человека деспотического характера, угнетавшего не только крепостных, но и свою семью, чему стал свидетелем будущий поэт. Ф. Достоевский позднее написал о Некрасове: "Это было раненое в самом начале жизни сердце; и эта-то никогда не заживавшая рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь". Мать поэта, женщина образованная, была первым его учителем, она привила ему любовь к литературе, к русскому языку, В 1832 - 1837 Некрасов учился в Ярославской гимназии. Тогда же начал писать стихи. В 1838, против воли отца, будущий поэт уехал в Петербург поступать в университет. Не выдержав вступительные экзамены, определился вольнослушателем и в течение двух лет посещал лекции на филологическом факультете. Узнав об этом, отец лишил его всякой материальной поддержки. Бедствия, выпавшие на долю Некрасова, нашли впоследствии отражение в его стихах и незаконченном романе "Жизнь и похождения Тихона Тростникова".

С 1841 начал сотрудничать в "Отечественных записках". В 1843 Некрасов встретился с Белинским, идеи которого нашли отклик в его душе. Появляются реалистические стихи, первое из которых - "В дороге" (1845) - получило высокую оценку критика. Благодаря своему острому критическому уму, поэтическому таланту, глубокому знанию жизни и предприимчивости Некрасов стал умелым организатором литературного дела. Он собрал и опубликовал два альманаха: "Физиология Петербурга" (1845), "Петербургский сборник" (1846), где были напечатаны очерки, рассказы, повести Тургенева, Достоевского, Белинского, Герцена, Даля и др. В 1847 - 1866 был издателем и фактическим редактором журнала "Современник", сплотившим лучшие литературные силы своего времени. Журнал стал органом революционно-демократических сил. В эти годы Некрасов создал лирические стихи, посвященные его гражданской жене Панаевой, поэмы и циклы стихов о городских бедняках ("На улице", "О погоде"), о судьбе народной ("Несжатая полоса", "Железная дорога" и др.), о крестьянской жизни ("Крестьянские дети", "Забытая деревня", "Орина, мать солдатская", "Мороз, Красный нос" и др.). В период общественного подъема 1850 - 1860-х и крестьянской реформы опубликовал "Поэт и гражданин", ("Песня Еремушке", "Размышления у парадного подъезда", поэму "Коробейники".

В 1862, после событий 1861, когда лидеры революционной демократии были арестованы, Некрасов побывал в родных местах - Грешневе и Абакумцеве, итогом чего явилась лирическая поэма "Рыцарь на час" (1862), которую сам поэт выделял и любил. Сущность духовного рабства Некрасов В этот год Некрасов приобрел усадьбу Карабиха, недалеко от Ярославля, куда приезжал каждое лето, проводя время на охоте и в общении с друзьями из народа. После закрытия журнала "Современник" Некрасов приобрел право на издание "Отечественных записок", с которыми были связаны последние десять лет его жизни. В эти годы работал над поэмой "Кому на Руси жить хорошо" (1866 - 76), написал поэмы о декабристах и их женах ("Дедушка", 1870; "Русские женщины", 1871 - 72). Кроме того, создал серию сатирических произведений, вершиной которых стала поэма "Современники" (1875). Для поздней лирики Некрасова характерны элегические мотивы: "Три элегии"(1873), "Утро", "Уныние", "Элегия" (1874), связанные с утратой многих друзей, сознанием одиночества, тяжелой болезнью (рак). Но появляются и такие, как "Пророк" (1874), "Сеятелям" (1876). В 1877 - цикл стихов "Последние песни".

Умер Н. Некрасов 27 декабря 1877 (8 января 1878 н.с.) в Петербурге Сущность духовного рабства Некрасов

Радуйтесь тому, чем вы располагаете и кто вы есть, будьте щедры в распоряжении тем и другим – и вам никогда не придется гнаться за счастьем.

МУНИЦИРАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

АННИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

с углубленным изучением отдельных предметов

Аннинский муниципальный район

Воронежская область

Разработка урока

по литературе на тему:

«Многообразие крестьянских типов в поэме Н.А.Некрасова

«Кому на Руси жить хорошо».

10 КЛАСС

и литературы

Пысенкова Ольга

Александровна

Анна 2014

Тема урока :

«Многообразие крестьянских типов в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Назови мне такую обитель,

Я такого угла не видал,

Где бы сеятель твой и хранитель,

Где бы русский мужик не стонал.

Н.А.Некрасов.

В рабстве спасённое

Сердце свободное -

Золото, золото

Сердце народное!

Н.А.Некрасов.

Цели урока :

Образовательные:

1.Выяснить, в чём смысл человеческого счастья, каковы пути его достижения, может ли быть счастлив отдельный человек среди всеобщего горя.

2.Выяснить, как раскрывается характер русского народа в поэме.

3.Выяснить связь мотива странничества с мотивом дороги в произведении.

Развивающие:

    Развивать познавательный интерес к изучаемой поэме, расширять кругозор учащихся.

    Научить применять знания на практике.

Воспитательные:

1. Уважительное отношение к человеку, добросовестное отношение к труду.

2. Воспитание внимательного читателя.

Тип урока : урок объяснения нового материала.

Оборудование : мультимедийная установка, выставка книг поэта.

Ход урока

    Повторение изученного материала.

Устный опрос:

Рассказать о жизни и творчестве Н.А.Некрасова.

Каковы замысел, история создания и композиция поэмы?

Каким образом в поэме показана тема социального и духовного рабства.

2. Сообщение темы и цели урока.

Учитель : нас всех объединяет одно: интерес к поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Поэт принадлежит к числу редких творческих индивидуальностей, вспыхивает как зарница, оставляя надолго глубокий след в наших сердцах. Он умел пронизать каждую поэтическую строку покоряющим своим чувством. Стал непревзойдённым поэтом не только отечественной, но и мировой литературы.

Сегодня на уроке Некрасов вместе с нами, мы чувствуем на себе его взгляд, слышим, как он дышит.

Обратите внимание на портрет писателя.

Его перу принадлежит народная эпопея «Кому на Руси жить хорошо», написанная в 60-70 годы 19 века, где возникает новый вольный дух подымающегося на борьбу крестьянства.

Из каких деревень крестьяне отправились искать счастье?

Чего не хватает людям, живущим в деревнях с названиями Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка?

Вывод: некрасовским мужикам многого не надо - было бы цело то, что есть. Некрасов изображает в поэме мужика обездоленного, голодного, сирого. Чем дальше вглубь поэмы уходят её герои, тем с большей многообразностью жизни они сталкиваются, тем шире для них раздвигаются конкретные рамки понятия счастья.

Учитель : какими способами автор раскрывает образы крестьян?

Ученик : через массовые сцены, через конкретный образ.

Учитель : что заставляет мужиков отправиться в поиски ответа на вопрос: кому живётся весело, вольготно на Руси?

Ученик: семь мужиков становятся странниками – правдоискателями. Они хотят докопаться до корня жизни и отправляются в путешествие, повторяя вопрос: кто счастлив на Руси? Мужики – символ перемен народной России. Только их поилица и кормилица – скатерть-самобранка останется в оправдание их странствий. Мы «входим» в мир реальной жизни.

Учител ь: какую роль в поэме играет образ дороги? Как он связан с мотивом странничества?

Ученик: образ широкой дороженьки открывает поэму и присутствует до её конца. По сторонам дороги развёртывается панорама всей русской земли:

Леса, луга поёмные,

Ручьи и реки русские

Весною хороши.

Здесь крестьянские дороги, дороги самого поэта. Мы входим в мир реальной жизни, в мир человеческих судеб и народной судьбы. Народ пока способен лишь страдать под тяжестью угнетения. Крестьянский мир предстаёт предельно обнажённым, во всей хмельной откровенности:

Умны крестьяне русские,

Одно нехорошо,

Что пьют до одурения.

В поэме присутствуют различные образы странников. Мотив странничества проходит через всё произведение, при этом он тесно связан с мотивом дороги. Дорога - важнейший символ русской литературы, воплощение движения, стремления вперёд. Она ведёт странников и богомольцев из одного села в другое, ведёт мужиков – правдоискателей к истине. Пока у народа есть желание искать правду и счастье, несмотря на ужасную жизнь и непосильный труд, он может считаться по праву «великим и всесильным».

Крестьянский мир предстаёт предельно обнажённым, во всей хмельной откровенности:

Умны крестьяне русские,

Одно нехорошо,

Что пьют до одурения.

Эти слова произносит Яким Нагой. Каков он? Приведите примеры из текста.

Ученик: в главе «Пьяная ночь» автор изображает Якима Нагого. Он стал голосом крестьян. Рисуя своего героя, Некрасов ушёл от первоначального абстрактного образа «добра молодца»:

Фабричный кудри русые

Встряхнул, окинул с валика

Очами соколиными

Шумящую толпу.

Этот портрет сменился конкретным индивидуальным портретом:

Грудь впалая, как вдавленный

Живот; у глаз, у рта

Излучины, как трещины

На высохшей земле.

Мудрый мужик Яким Нагой, хоть и появляется в поэме пьяненьким, не пропил ума. Он с достоинством и гневом доказывает Павлуше Веретенникову, что не мужик виноват в пьянстве, а виноваты горе, нужда, бесправие. Он понимает, что вино топит гнев крестьянский. Суровую жизнь приготовила ему судьба: каторжный труд, бесправное положение. Он не мало пережил: погорел, в тюрьме сидел, в городе побывал в поисках справедливости.

Учитель : миру крестьян служит Савелий – богатырь святорусский. Каков он в поэме?

Ученик : перед нами возникает величественная фигура крестьянина-правдоискателя. Савелий в столетнем возрасте, уже согнувшийся, всё-таки могуч:

С большущей сивой гривою

Чай двадцать лет нестриженной,

С большущей бородой

Дед на медведя смахивал.

За убийство управляющего кровопийца Фогеля дед провёл двадцать лет на каторге, двадцать лет -на поселении и всё не смирился. В его мыслях о крестьянстве – глубокая, выстраданная мудрость.

Савелий верит в богатырскую мощь народа, но видит, что силы его уходят на бесконечное терпение. Народ в его рассказе похож на былинного богатыря Святогора. Он сожалеет о своей растраченной силе, умирает со словами о безнадёжности крестьянской судьбы. Образ Савелия оставляет впечатление силы, неукратимой воли, тоски по свободе. В памяти остаётся пророчество Савелия:

Недотерпеть - пропасть,

Перетерпеть – пропасть.

Не зря мужикам – странникам он говорит: «Клеймёный, да не раб».

Вывод: Савелий – богатырь. Как – то из нашего обихода незаметно ушло это слово. Его подменило простое понятие человека физически сильного, чаще всего спортсмена-разрядника, которого можно уважать, но и побаиваться. В русских былинах такие люди были не только сильные, но и добрые, справедливые. Те, кому не безразлично слово честь, кто за него готов подняться на бой.

Учитель : кого из былинного эпоса напоминает Савелий?

Ученик : Микулу Селяниновича.

Вывод: в образе богатыря святорусского запечатлено пробуждающееся крестьянское сознание. Савелий видит причины зла, он утратил веру в доброго царя, понимает, что не смирением нужно добывать волю.

Учитель : есть ли противоречия в этом образе?

Да. Видя, как бесконечно долго сносит мужик цепи и розги, Савелий сам временами начинает проповедовать терпение и смирение между вековой привычкой к рабству и бунтарским духом. Что победит?

Учитель: самым близким для Савелия человеком является Матрёна Тимофеевна в главе «Крестьянка». Какой её изображает автор поэмы?

Ученик : Савелий передал свой дух неукротимого свободолюбия Матрёне Тимофеевне. Копится гнев крестьянки, но в её сознании сохранилась вера в заступничество Божьей Матери, в силу молитвы. Она близка к идеальному типу «величавой славянки», её жизнь типична для большинства крестьянок.

Учитель : какой в поэме автор изображает её жизнь?

Вывод: если в женщине зреет душевная гроза, то возможно переустройство жизни. Вера в народ, в его пробуждение выражена в словах поэта, ставших крылатыми:

В рабстве спасённое

Сердце свободное-

Золото, золото

Сердце народное!

Как ни страшна жизнь, она не убила в народе лучших человеческих свойств, отзывчивости к чужому страданию, готовности к борьбе.

Учитель: обращение к эпиграфам. Почему эпиграфы даны в такой последовательности? Нашлись ли ключи от женского счастья?

Да. Внешняя красота, сердечная доброта, природная одарённость, слава. Образ Матрёны Тимофеевны исключительный. Это тип «идеальной славянки». Она не склоняет головы перед грозными начальниками.

Учитель : счастлива ли Матрёна Тимофеевна? Счастливы ли крестьяне в поэме?

Некрасов сам искал ответ на этот вопрос. Время шло, события навинчивались одно на другое. Автор так и не определил, кто же счастлив. Образы крестьян свидетельствуют о росте самосознания народа. Высшую нравственную красоту человека поэт видит в трудолюбии, в совестливости, в способности сострадать другим людям. Такая красота опоэтизирована.

Учитель : обратим внимание на другой образ крестьянина – Гриши Добросклонова.

Ученик : Гриши Добросклонов видит своё счастье в служении народу. Он пустился в странствие по бескрайним просторам Руси, встречая на своём пути беды и горе, но твёрдо веря в прекрасное будущее страны:

Ещё суждено тебе много страдать,

Но ты не погибнешь, я знаю.

Гриша возвещает о приходе нового времени, новой жизни. Он не может смириться с современным положением крестьян, отдаёт свою жизнь на служение народу, его счастью, его будущему. Странствие, песни Гриши являются наилучшим тому доказательством.

Учитель :ваше отношение к поэме.

Ученик : Пора уж делать выводы.

Во-первых, над поэмою

Старался годы долгие поэт.

Не зря старался он,

Шедевр он сочинил.

А во-вторых, по совести

Мы можем русской классикой

Назвать произведение,

Ведь в нём потомству передан

Язык, дыханье времени

И просто красота.

3. Итог урока.

4. Домашнее задание.

Проанализировать образы помещиков в поэме.

Поэму «Кому на Руси жить хорошо» Не-
красов начал писать в 1863 году и работал
над ней до самых последних дней своей
жизни. За это время в стране произошли
многие изменения, которые нашли отраже-
ние в поэме. Здесь поэт дал широкую кар-
тину дореформенной и послереформенной
России, показал основные черты современ-
ной действительности, раскрыл противоре-
чия между интересами народа и эксплуата-
торской сущностью помещиков. Несмотря на
то что в стране было отменено крепостное
право, жизнь крестьян никак не измени-
лась, она осталась такой же тяжелой и не-
справедливой. Поэтому тема рабства и сво-
боды была актуальна для России 60-х годов
XIX века.
Так уж повелось, что люди чаще всего де-
лятся на две категории: те, которые довольны
своим положением, и те, которые пытаются
что-то изменить, например обрести свободу.
Довольными своей жизнью в поэме выступа-
ют холопы. Они так долго служили своим хо-
зяевам, что привыкли к этому и жить по-дру-
гому просто не хотят. Дворовый князя Пере-
метьева вылизывает барские тарелки. Он,
стоя за столом барина, даже болезнь получил
«дворянскую» - подагру. Он гордится своим
положением любимого раба у князя и мечта-
ет только об одном:
Оставь мне, Господи,
Болезнь мою почетную,
По ней я дворянин!
Этот человек, который сам является ра-.
бом, презирает простых мужиков, не считая
их за людей.
Ипат, холоп князя Утятина, называет
своего «благодетеля» князюшкой, а себя
именует не иначе как рабом недостойным.
Когда крестьянам даровали волю, он не за-
хотел уходить от князя, потому что помнил
его милости. Барские «милости» заключа-
лись в том, что хозяин запрягал его в теле-
гу или купал в проруби, а затем поил вод-
кой. С негодованием говорит Некрасов о тех,
кто способен предать своих же крестьян.
Таков староста Глеб - он сжег вольную,
данную его барином крестьянам:
На десятки лет, до недавних дней
Восемь тысяч душ закрепил злодей.
С Егоркой Шутовым, который служил в
полиции, расправляется сам народ:
Гнусь человек! - Не бить его,
Так уж кого и бить?
Многие крестьяне просто терпят поме-
щиков, не зная, как вырваться из-под их
гнета. Поэтому лучшим местом они считают
кабак, где можно залить водкой свое горе
и хоть на время забыть об обидах и униже-
ниях. О таких крестьянах нам рассказывает
Яким Нагой. Он считает, что именно водка
сдерживает мужиков от расправы над поме-
щиками:
У каждого крестьянина
Душа, что туча черная, -
Гневна, грозна - и надо бы
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям,
А все вином кончается,
Покорными крестьянами является целая
деревня вахлаков. Получив волю, они снова
продаются в рабство за заливные луга.
Но есть и такие крестьяне, которые толь-
ко терпят до поры до времени. Примером
самоотверженности и силы духа выступают
Яким Нагой, Ермил Гирин, Матрена, Агап,
Савелий. Тяжела женская доля крестьянки.
Автор с любовью рисует образ Матрены Кор-
чагиной, которая всю жизнь несла свое тяж-
кое бремя: издевательства мужниной родни,
упреки, непосильный труд. Ей пришлось пе-
режить трудный голодный год, смерть люби-
мого сына. И хотя Савелий «дедушка, роди-
тель свекра-батюшки», утешает ее: «Терпи
многострадальная, терпи многокручинная»,
он сам понимает, что терпеть дольше нельзя.
Савелий предстает в поэме настоящим рус-
ским богатырем, который и работать за семе-
рых может, и на медведя в одиночку хаживал.
Многое пришлось пережить на своем веку
Савелию: голод, нужду и лишения, жестокое
обращение помещика, который «до нитки»
разорил своих крестьян. Теперь Савелий по-
нимает, что путь к свободной жизни лежит
через борьбу. «Наши топоры лежали до по-
ры», - говорит Савелий и тем самым наме-
кает на открытое выступление. Крестьяне,
возмущенные барскими злодеяниями подня-
ли бунт и убили своего хозяина. Савелий по-
бывал на каторге, но его дух не сломлен и он
ничуть не раскаивается в содеянном.
Чем-то похож на Савелия покаявшийся раз-
бойник Кудеяр. Он замолил грехи и решил жить
честно, но после долгих лет отшельничества
встречает пана-злодея Глуховского. Пан без
капли раскаяния похвастался:
Сколько холопов гублю,
Мучу, пытаю и вешаю,
А поглядел бы, как сплю!
Разбойник расправился с паном, и грехи
его были отпущены.
У многих мысли о свободе только начина-
ют созревать, и их бунт пока еще пассивный.
Таким бунтарем выступает Агап из главы
«Последыш». После того как он высказал ба-
рину все свои обиды, тот приказал его выпо-
роть. Чтобы спасти Агапа от расправы, крес-
тьяне с его согласия устроили спектакль.
Они напоили его и вынесли как будто выпо-
ротого. По-своему взбунтовался и Яков Вер-
ный, который повесился, чтобы отомстить за
своего племянника. Но многие идут уже на
открытый протест. Бунтуют не одиночки, а це-
лые селения:
…Иногда пройдет
Команда. Догадаешься:
Должно быть, взбунтовалося
В избытке благодарности
Селенье где-нибудь.
Крестьяне понимают необходимость борь-
бы и ждут человека, который укажет им путь.
Таким человеком выступает в поэме Григо-
рий Добросклонов. Он смело идет вперед, по-
тому что верит в силу России:
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и забитая,
Ты и всесильная
Матушка-Русь!..
Некрасов показал, что угнетение и рабство
неизбежно породят бунт и что крестьяне сами
станут бороться за свою свободу. Свобода,
по мнению Некрасова, ключ к счастью.