Северо осетинский государственный медицинский институт. Северо-Осетинская государственная медицинская академия: история, факультеты, правила приема

Началом многолетнего пути Северо-Осетинской государственной медицинской академии стало 10 июля 1939 года, когда постановлением СНК СССР в г. Орджоникидзе был открыт медицинский институт.

Создание медицинского вуза явилось важной вехой в истории культуры, образования и науки Северной Осетии. С его организацией решилась основная задача подготовки врачей, в которых очень нуждалась не только Северная Осетия, но и другие республики Северного Кавказа. С открытием Северо-Осетинского государственного медицинского института появились широкие возможности для развития медицинской науки, клинической медицины и внедрения в практику новых методов лечения, проведения консультативной помощи населению.

Старинный особняк по улице Бутырина стал первым учебным корпусом, с которого начинал свою жизнь институт. В короткие сроки здесь были размещены теоретические кафедры, и 1 сентября 1939 года 100 первых студентов лечебного факультета приступили к занятиям. В 1940 году Северо-Осетинский государственный медицинский институт получил новую прописку по ул. Пушкинской, 40, улучшилась и его материальная база, были организованы медико-биологические кафедры.

Первые шаги института связаны с именами больших энтузиастов своего дела: С.С. Ханаева - первого ректора, профессоров Н.И. Одноралова, А.Н. Геннадиева, А.Г. Чеховского, В.Е. Робинсона, Н.И. Михайлоца, доцентов Н.М. Зангиева, К.К. Попова, О.Б. Собиева. Н.С. Гурциева.

Становление вуза было осложнено Великой Отечественной войной. Однако в условиях военного времени, институт не только не уменьшил объема учебных занятий, но и организовал кафедры третьего и пятого курсов. В 1942 году институт пережил эвакуацию в Ереван, где продолжал работать на базе Ереванского медицинского института. Здесь и состоялась первая научная конференция Северо-Осетинского государственного медицинского института.

В марте 1943 года по решению правительства в срочном порядке был проведен новый набор студентов на первый курс. В 1943 году СОГМИ вернулся в родной город, и в том же году состоялся первый ускоренный выпуск врачей.

Год 1943 стал точкой отсчета профессиональной биографии медицинского вуза. Преподаватели и студенты института вписали свои славные имена в дело Победы над врагом. За трудовой героизм на оборонных работах 250 человек профессорско-преподавательского состава и студентов были награждены медалью «За оборону Кавказа». Профессора и преподаватели СОГМИ сочетали основную работу в институте с консультативной и лечебной работой в эвакогоспиталях г. Орджоникидзе. Они являлись инициаторами создания специализированных отделений, авторами ряда оригинальных методов лечения и диагностики, с успехом применявшихся в госпиталях и клиниках страны.

Послевоенный период выдвинул перед институтом новые проблемы. Главные из них - качественный (профессиональный) рост преподавательских кадров и повышение уровня подготовки выпускаемых специалистов. К этому времени институт расширился, клинические кафедры располагали коечным фондом, соответствовавшим медицинскому вузу IV категории.

В историю института навечно вписаны имена ученых, чей научный и педагогический авторитет поднял институт на качественно новую ступень развития медицинской науки в послевоенные годы. Среди них профессора Б.М. Брин, И.А. Агеенко, К.Т. Овнатанян, В.Х. Фраучи, В.Е.Робинсон, Е.С.Бабаянц. И.М.Липец, М.Н. Бугулов, М.С Левинсон, Б.Д. Фридман, Г.М. Глинер, И.М. Машковский, Н.Н. Пронина Е.Я. Резницкая, Ш.А. Россин, Н.Ф. Питенко, С.Д Астринский, К.Г. Саркисов, Е.Ф. Чамокова, У.Т.Такулов, Г.Г. Непряхин, А.В.Цагарейшвили, И.С. Мгалоблишвили, доценты Н.С.Гурциев, П.В. Фетисенко, И.Г. Дзилихов, В.В.Дибижев, А.А. Езеев, М.И.Тиманович, И.А. Отараев, Н.А. Гиоев, К.К. Попов, М.П.Цибиров, Н.В. Кулова, К.Г. Емельянчик, М.А. Тотров, С.Я. Иоффе. А.М. Погосян, М.Е. Хаев, А.И. Короев, З.Н. Джанаева, Н.М. Вольфсон, Б.М. Бутаев, и многие другие ученые, усилиями которых во многом создан нынешний научно-педагогический потенциал в институте. Несмотря на то, что время становления Северо-Осетинского медицинского института совпало с трудными военными и послевоенными годами, профессорско-преподавательский состав сделал все возможное, чтобы заложить уже тогда прочный фундамент развития медицинской науки в Северной Осетии. Достаточно высокие темпы развития института позволили уже в 50-е годы создать возможности для подготовки молодых кадров через ординатуру и аспирантуру.

Особую веху в биографии Северо-Осетинского государственного медицинского института составили 60-е годы. В институт приехали ученые из других городов, выросли свои научно- педагогические кадры. В этот период значительно улучшилась научная и учебно-воспитательная работа. Особое внимание было уделено оптимизации учебного процесса, а также совершенствованию профессиональной подготовки врачебных кадров. Большая заслуга в этом принадлежала ректору института Максиму Александровичу Тотрову. Прием в институт был увеличен до 400 студентов, было открыто вечернее отделение на 50 человек, начали создаваться новые кафедры и курсы, установились творческие контакты с центральными вузами и научными центрами, была улучшена материально-техническая база кафедр. Все это способствовало бурному росту научно-педагогических кадров, подготовке профессоров. Ими стали А.Х. Адырхаев, М.Д. Гацалов, Р.Д. Хубецова, Ф.Ф. Огиенко, З.Е. Дзукаев, Б.И. Цорионов, А.Х. Хоранов, С.Д. Дзахов, К.Д. Салбиев, Г.К. Бугулов, Г.А. Георгиади, З.В. Хетагурова, К.К. Мерденов, Э.А.Тотрова, Б.А. Тотоонов, В.Б. Брин, Д.В. Албегова, М.И. Тихилова, Б.Г. Мамиев, О.Н. Гурциев, С.Я. Плахтий. Доцентами стали Х.П. Дзеранов, Н.Г. Петросян, Л.Б. Мальцева, С.Б. Тургиев, В.А. Реутова. С.Х. Бязров, А.И. Шутов, Л.М. Тотрова, А.М. Кучиев, К.Т. Есенов, В.С. Попович, Л.А. Калоева, Л.А. Акоева, Э.А. Дзабаев, К.А. Битаев.

Наличие в республике горно-рудной и металлургической промышленности обусловило необходимость разработки проблем профессиональной патологии. Существенный вклад в развитие этого научного направления внесли профессора И.М. Машковский, Б.М. Брин, Н.Ф. Питенко, С.Р. Дихтяр, а в дальнейшем профессора В.Х. Коган, Ф.Ф. Огиенко, З.Е. Дзукаев, Л.М. Мосин, Г.А. Георгиади, О.Н. Гурциев, доценты С.Ч. Тезиева, А.Г. Адырхаев. В настоящее время развитие этого научного направления обеспечивается и научно-исследовательским сектором академии.

Одним из первых научных направлений с момента организации медицинского института было изучение физиологии и патологии эндокринной системы, патогенеза, лечения и профилактики эндокринных заболеваний. Начало этому направлению дали исследования доцента И.Г. Дзилихова и профессоров Е.Я. Резницкой, Б.М. Брина, Н.Н. Прониной. До настоящего времени проблемы эндокринологии находятся в центре внимания ученых института (Р.Д, Хубецова, Ф.С. Дзугкоева, В.Б. Брин). Благодаря работам проф. З.В. Хетагуровой, доцентов В.Х. Дзобелова, Д.А. Езеевой, Ф.А. Николовой и других в республике снизилась заболеваемость эндемическим зобом, появились новые методы лечения и профилактики тиреотоксикоза и сахарного диабета. Богатая природа и уникальные минеральные источники Северной Осетии определили еще одно важное научное направление деятельности ученых института - проблемы курортологии.

Значительный вклад в изучение влияния курортных факторов на здоровье населения внесли работы доцента А.А. Езеева, а в дальнейшем профессоров Н.Н. Прониной, И.Х. Габановой, Е.Ф. Чамоковой. А.Х. Адырхаева, З.В. Хетагуровой, Л.М. Мосина, Б.А. Тотоонова, доцентов Х.П. Дзеранова, С.Я. Иоффе, Н.В. Куловой, Л.Б. Мальцевой, А.М. Погосяна и многих других.

Существенных успехов добились ученые института в решении научных задач по проблемам неотложной хирургии и травматологии (профессора С.Д. Дзахов, Ц.С. Хутиев, А.Х. Хоранов, П.К. Бычков, А.А. Кульчиев, доц. Ш.Н. Аладжиков). На кафедрах хирургии внедряются современные методы диагностики и лечения с применением новейшей аппаратуры, что вылилось в организацию центра эндоскопической хирургии (проф. В.3. Тотиков).

В 1974 году открыт второй, педиатрический факультет Северо-Осетинского государственного медицинского института. Подготовка педиатрических кадров диктовалась большим дефицитом детских врачей, в которых постоянно нуждались как Северная Осетия, так и другие республики Северного Кавказа, куда и направлялось немало специалистов после учебы. Первым деканом этого факультета стала проф. Э.А. Тотрова. Еще до открытия педиатрического факультета охрана здоровья детей являлась ведущей проблемой института. Весомый вклад в диагностику и лечение детских болезней внесли профессора Б.Г Лейтес, Е.Ф. Чамокова, а после образования самостоятельного факультета эти проблемы успешно разрабатывались профессорами Д.В. Албеговой, М.И. Тихиловой, А.М. Рамоновой, доцентами З.И. Базоевой, Т.К. Мерденовой и С.Х. Тадеевой. Проводимая кафедрами педиатрии научная, лечебная, консультативная и профилактическая работа позволила значительно снизить в республике детскую смертность.

И в январе 1939 года было принято специальное Постановление Совнаркома Северо-Осетинской АССР об открытии медицинского института в городе Орджоникидзе. Затем это решение было утверждено в ЦК ВКН(б), а 10 июля того же года Совет народных комиссаров СССР принял Постановление «Об организации Северо-Осетинского медицинского института» для подготовки врачебных кадров.Так начался процесс формирования медицинской элиты Северного Кавказа. Во вновь созданном вузе также учились и студенты из городов и областей Юга России, позднее - из областей Центральной России.Уже на первых этапах своего становления мединституту (СОГМИ) предстояло доказать свою состоятельность как вузу, который появился в республике очень своевременно. В 1942 году СОГМИ был эвакуирован в Ереван в связи с военными действиями под городом Орджоникидзе, а в 1943 году состоялся первый, ускоренный выпуск врачей. И молодые медики прошли свое профессиональное «крещение» в медсанбатах и тыловых госпиталях. Многие из первых выпускников, также как и многие преподаватели, погибли, выполняя свой долг на фронтах Великой Отечественной войны. Мемориал, установленный около здания вуза в память о погибших. - свидетельство глубочайшего почтения к их подвигу, который является для новых поколений студентов и преподавателей высоким примером самоотверженного служения профессии и людям.В историю вуза навечно вписаны имена выдающихся ученых: Б.М. Брина, А.Н. Геннадиева, В.Д. Фридмана, И.Г. Дзилихова, У.Т. Такулова, Н.Н. Прониной и многих других, чей научный и педагогический авторитет способствовал его становлению и развитию.В 1995 году мединститут был преобразован в Северо-Осетинскую государственную медицинскую академию, которая является крупным учебным, научным и лечебным центром Северного Кавказа.Профессорско-преподавательский состав вуза включает более 400 сотрудников, среди которых 51 доктора и 212 кандидатов наук, 35 профессоров и 64 доцента, преподаватели, имеющие почетные звания «Заслуженный деятель науки Российской Федерации», «Заслуженный врач Российской Федерации», «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации», «Заслуженный врач РСО-Алания», «Заслуженный деятель науки и техники РСО-Алания» и другие. В структуру академии входят восемь факультетов: лечебный, педиатрический, стоматологический, медико-профилактический, фармацевтический, факультет высшего сестринского образования, факультет последипломного образования, на которых обучаются более 2600 студентов (в том числе иностранных граждан из стран СНГ и дальнего зарубежья), и факультет довузовской подготовки.С 1991 года вуз готовит врачебные кадры для стран Азии, Африки и Ближнего Востока. Многие из них продолжают обучение в клинической ординатуре и аспирантуре.На факультете последипломного образования осуществляется подготовка в интернатуре по 23 специальностям, в клинической ординатуре - по 29, в аспирантуре - по 15 специальностям. Ежегодно проходят специализацию и совершенствуют свои знания врачи по 28 специальностям.Факультет довузовского образования готовит абитуриентов к поступлению в академию и проводит работу по профессиональной ориентации молодых людей в сфере медицинских специальностей.Кроме факультетов в состав академии входят структурные подразделения: 51 кафедра, клиника, стоматологическая поликлиника. Центральная научно-исследовательская лаборатория (ЦНИЛ), в которой сосредоточено современное научное оборудование, позволяющее сотрудникам академии проводить различные исследования более чем по 40 параметрам и показателям.В СОГМА функционируют учебно-методическое управление, информационно-технический и издательский центры, центр практической подготовки, совет по качеству образования, клинический совет, научный координационный совет, учебно-методический совет факультета последипломного образования, проблемные комиссии.В связи с переходом высшей школы на новый организационный уровень, обусловленный экономическими и социальными реалиями современности, медицинское образование в России претерпевает изменения. Именно поэтому академия работает комплексно по нескольким направлениям: реализует образовательные программы довузовского, вузовского, послевузовского и дополнительного профессионального образования: осуществляет повышение квалификации медицинских работников по основным направлениям деятельности; ведет научные фундаментальные и прикладные исследования.В 1996 году на базе СОГМА создан Институт биомедицинских исследований Владикавказского научного центра РАН, являющийся крупным научно-исследовательским центром не только национального, но и международного уровня.Медицинская академия и Институт биомедицинских исследований единый учебно-научный комплекс, решающий актуальную задачу интеграции науки и образования. Вся система инновационной деятельности академии обеспечивает соответствие учебно-воспитательного и методического процессов требованиям модернизации медицинского образования и приоритетным национальным проектам.В академии создана внутрпвузовская система управления образовательным процессом, включающая организационно-правовой и методический компоненты. Познаём тайны микромираВ академии создан и используется банк тестовых заданий, проводится компьютерное тестирование, подготовлены и применяются обучающие мультимедийные программы, созданы кафедральные видеотеки учебных фильмов. Не забыты и традиционные для медицинского вуза методы, подтвердившие свою эффективность: клинический разбор, курения пациентов, ночные дежурства и прочее.В декабре 2008 года создана и начала работать служба по контролю качества образования, которой руководит совет по качеству, состоящий из ведущих специалистов академии. Внутривузовская система контроля качества призвана разрабатывать, внедрять и совершенствовать новые эффективные технологии, методы и формы обучения.В академии введена и работает в полную силу балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов, которая не только является одним из обязательных элементов перехода образования на международный уровень, но и создает у студентов стимул к каждодневной учебной работе. В результате существенно улучшились показатели их успеваемости и посещаемости практических занятий и лекций. Компьютерный класс на кафедре общей гигиеныВнутривузовская система контроля качества образовательного процесса проводит оценку знаний студентов, используя компьютерное тестирование, анкетирование студентов и преподавателей, рецензирование практических занятий и лекций, а также разрабатывает пути совершенствования образовательного процесса.Руководство академии уделяет большое внимание формированию системы организации самостоятельной работы студентов (аудиторной и внеаудиторной), которая является важным этапом в реализации содержания профессиональных образовательных программ. По всем учебным дисциплинам к каждому практическому занятию созданы методические разработки по самостоятельной внеаудиторной работе студентов. Одна из ведущих форм самостоятельной работы, организация которой обязательна для всех кафедр академии, - научно-исследовательская работа студентов, способствующая индивидуализации обучения и являющаяся одним из эффективных путей повышения качества подготовки специалистов. Треть студентов академии во время обучения являются членами студенческого научного общества, которое имеет творческие связи со студенческими научными обществами других вузов России.В последние годы в академии заметно активизировалось развитие новых технологий обучения, научного поиска и лечебной помощи. Одной из первых среди российских медицинских вузов СОГМА создала у себя кафедру «Информационные системы в медицине и здравоохранении», благодаря чему студенты и сотрудники вуза имеют хорошие условия для повышения компьютерной грамотности и освоения новых компьютерных технологий. Академия занимает одно из ведущих мест среди медицинских вузов России по оснащению компьютерной техникой. Для учебных и научных целей оборудованы 17 компьютерных классов с выходом в Интернет, широко используются мультимедийные системы, расширяется локальная сеть СОГМА. В контексте решения глобальных задач инновационных проектов планируется развитие телемедицины, создание центров дистанционного обучения, технологии анализа медико-биологической информации.Очень важным аспектом учебной работы является повышение качества практической подготовки студентов. Практические занятия по фармацииОн оснащен современным дорогостоящим оборудованием, включающим муляжи, фантомы, симуляторы клинического обследования, создан мультимедийный класс, предназначенный для демонстрации учебных фильмов, видеоколлекций, презентаций, аудипрослушивания.Для овладения новейшими знаниями студенты получают информацию в современно оборудованной библиотеке с богатым фондом специальной учебной, научной и художественной литературы, включающим не только печатные издания, но и современные учебники на электронных носителях. В библиотеке функционирует электронный читальный зал, создан и постоянно обновляется электронный каталог, насчитывающий более 105 000 записей, имеется уникальная база данных журнальных статей по медицине, осуществляется электронная доставка литературы из баз МБА, внедряется автоматизированная информационно-библиотечная система «ИРБИС». Благодаря работе методического отдела учебно-методического управления фонд библиотеки пополнился современными методическими пособиями по всем разделам медицины, созданными сотрудниками академии.Системное, комплексное и гармоничное развитие личности будущего врача подразумевает единство духовного, интеллектуального, эмоционального и физического здоровья. Эта задача легла в основу создания психолого-педагогической службы, которая в 2008 году была организована в СОГМА и активно функционирует в настоящее время.Большое внимание в академии уделяется воспитательной работе: разработаны и реализуются программы «Анти-СПИД», «За здоровый образ жизни», проводятся мероприятия по патриотическому воспитанию обучающихся. Но студенческая жизнь в вузе - это не только лекции, практические занятия и исследовательская работа в лабораториях. Это еще и творческая энергия, которая кипит в аудиториях и актовом зале вуза после занятий. При молодежном центре созданы команда КВН «Волна», студия современного танца и другие коллективы художественной самодеятельности. Ежегодно студенты академии успешно выступают на спортивных соревнованиях, на межвузовских республиканских и российских фестивалях и конкурсах -«Студенческая весна», «Молодость Осетии», где неоднократно награждались призами, дипломами и грамотами.СОГМА располагает общежитием, столовой, имеет четыре спортивных зала, тир, спортивно-оздоровительную базу, осуществляет мероприятия по поддержке студентов из многодетных и малообеспеченных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.Руководство академии ведет планомерную работу по улучшению уровня материально-технической базы: завершен капитальный ремонт пятиэтажного учебного корпуса; капитально отремонтировано здание кафедры нормальной анатомии, которая полностью переоборудована; оснащены новейшим оборудованием лаборатории фармацевтического факультета, два лекционных зала; завершены капитальный ремонт и реконструкция спортивного зала; осуществляются капитальный ремонт и переоборудование клинической больницы СОГМА.Академия имеет богатый опыт по организации исследовательской деятельности. Объем выполненных за последние три года научных исследований составил около 30 млн рублей, при этом среднегодовой объем финансирования научных исследований существенно превысил средний нормативный показатель.На протяжении всей истории вуза внимание его ученых сосредоточено на разработке актуальных и перспективных направлений, продиктованных в основном региональными условиями.С 1993 года СОГМА работает по шести научным направлениям: медико-биологические и клинические проблемы экологии человека; проблемы патогенеза, диагностики, клиники, лечения и профилактики заразных болезней; проблемы анатомии, физиологии и патологии висцеральных систем и опорно-двигательного аппарата человека; проблемы охраны материнства и детства; проблемы неотложной хирургии и травматологии; проблемы стоматологии. Организация и координация научно-исследовательской работы осуществляются проблемными комиссиями и научным координационным советом.В академии действует диссертационный совет по защите кандидатских и докторских диссертаций. За последнее десятилетие сотрудники СОГМА защитили 178 диссертаций, в том числе 44 докторские.В диссертационном совете защищено 76 научных работ, в 2009 году успешно прошла защита двух докторских и 12 кандидатских диссертаций.Сотрудники академии получили 69 патентов на изобретения новых способов диагностики, лечения, профилактики и моделирования заболеваний.Зарегистрировано свыше 100 рационализаторских предложений, выдвинутых учеными вуза. Только в 2009 году получено 15 патентов, направлено 20 заявок на предполагаемые изобретения. Опубликовано 3250 научных работ, из них в центральной печати - 1567. За пять лет издано 29 монографий, 10 учебников.Сотрудники академии приняли участие в 216 различных научных форумах, из них 77 - международного уровня. За последнее десятилетие на базе СОГМА организовано 46 съездов и конференции различного уровня.В 2008 году организован и проведен Первый российский съезд по хронобиоптии и хрономедицине, на котором была отмечена приоритетная роль исследований сотрудников академии.Расширяются международные контакты академии, в частности с международной академической организацией Германии ДААД. Благодаря этому сотрудничеству и академической мобильности СОГМА разработаны содержательные программы для зарубежной учебной практики студенческих групп лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов.Лучшие студенты СОГМА, клинические ординаторы и аспиранты участвуют в международных научных проектах, успешно защищают диссертации на немецком языке, преподают в университетах Германии. Сотрудники клинических кафедр академии проводят большую лечебно-диагностическую и консультативную работу в лечебно-профилактических учреждениях Северной Осетии. В клинике и в стоматологической поликлинике СОГМА применяются самые современные методы диагностики и лечения, благодаря своевременному финансированию приобретается дорогостоящее и крайне необходимое в работе медицинское оборудование. Научные разработки ученых академии в области диагностики и лечения основных заболеваний детей и взрослых активно используются в практическом здравоохранении и в учебном процессе, способствуют совершенствованию подготовки будущих специалистов.Без новых современных знаний не обойтись сегодня и тем врачам, которые давно работают и приобрели определенный опыт. В СОГМА внедрены новые подходы к повышению квалификации и переподготовке медицинских кадров. В течение трех лет ведется профессиональная подготовка участковых терапевтов и педиатров по специальности «семейная медицина». К повышению квалификации привлечены участковые врачи всех районов республики. Сотрудники клинических кафедр академии принимали самое активное участие в устранении последствий экстремальных ситуаций в Северной Осетии Алании, Южной Осетии, с честью выполняя свой профессиональный и гражданский долг.Во время вооруженной агрессии Грузии против Южной Осетии группа медицинских работников, которой руководил профессор В.Д. Слепушкин -заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии СОГМА, развернула полевой госпиталь в поселке Джава. Эти врачи в экстремальных условиях оказали медпомощь 212 раненым.В это же время в подвале Цхинвальской больницы ассистент кафедры госпитальной хирургии кандидат медицинских наук В.А. Медоев в течение пяти суток при свете керосиновых ламп и под непрерывным артиллерийским обстрелом оперировал пострадавших в военных действиях.Указом Президента Южной Осетии профессор В.Д. Слепушкин был награжден орденом Дружбы, а В.А. Медоев - медалью «На страже мира Республики Южная Осетия».За время своего существования вуз подготовил более 17 000 врачей, которые успешно трудятся не только в Республике Северная Осетия-Алания, но и во всех регионах России, в ближнем и дальнем зарубежье.Среди его выпускников известные ученые, академики и члены-корреспонденты РАН и РАМН, лауреаты государственных премий, профессора: Т.Т. Берёзов, Г.Г. Автандилов, С.Г. Дзагуров, Г.Г. Чемянов, М.П. Перельман, А.А. Кубатиев, П.З. Хасигов,Я.А. Альтман, Г.М. Бурдули и другие.Многие молодые специалисты, окончившие академию, работами в западных клиниках и преподают в медицинских вузах Европы. Выпускники говорят о родном вузе с неизменной теплотой, как, например, Главный санитарный врач Северной Осетии доктор медицинских наук Т.М. Бутаев: «Я поступил в СОГМИ в 1966 году. Наш курс был очень большим - вместе со мной вуз окончили 650 человек. Но среди выпускников моего поколения очень мало тех, кто не состоялся в профессии. Моими однокурсниками были главный врач Республиканского центра восстановительной медицины и реабилитации А.С. Варзиев, главный врач Республиканской клинической больницы Б.С. Дигуров...В памяти всплывают лица М.А.Тотрова, который долгое время работал ректором, заведующих кафедрами, преподавателей... И через всю жизнь выпускники пронесли благодарность этим педагогам и родному вузу за то, что они задали нам ориентир в жизни под названием "профессия врача».В 2009 году Северо-Осети государственная медицинская академия отметила 70-летие.Для вуза это знаменательная дата, которая подчеркивает его особое место в системе медицинского образования России, определяет потенциал для дальнейшего развития, для будущих свершений. Ведь это тот случай, когда многие десятилетия работы открывают еще большие перспективы в обучении, науке для того, чтобы в лечебные учреждения приходили высокопрофессиональные врачи, которые так нужны республике и стране.

Готовящее врачебные кадры для Северной Осетии и других регионов РФ. Основана в году.

Северо-Осетинская государственная медицинская академия
(СОГМА )
Год основания 1939
Тип Государственный
Ректор Ремизов Олег Валерьевич
Студенты 2 000
Иностранные студенты индусы
Расположение центр города
Юридический адрес Россия Россия , Республика Северная Осетия-Алания , Владикавказ , ул. Пушкинская, 40
Сайт sogma.ru

История

Академия основана как медицинский институт в 1939 году. В был эвакуирован в Ереван в связи с военными действиями в Северной Осетии. Многие из студентов и преподавателей ВУЗа принимали непосредственное участие в ВОВ и вернулись домой с многочисленными наградами. В завершается строительство нового учебного корпуса. В открывается ЦНИЛ. В открывается отделение по работе с иностранными студентами. В СОГМИ переименован в Северо-Осетинскую Государственную Медицинскую Академию.

Настоящее время

В составе академии - Центральная научно-исследовательская лаборатория, научно-исследовательский сектор, центр практической подготовки, вычислительный центр, центр аккредитации, клиническая больница и стоматологическая поликлиника.

В настоящее время в СОГМА обучается около 2000 студентов из Северной Осетии и других регионов России , а так же студентов из Азербайджана , Грузии , Таджикистана , Индии , Сирии , Палестины , Египта и других стран.

Студенты СОГМА посещают разнообразные научные конференции и принимают участие в различных Всероссийских и Международных олимпиадах, где нередко занимают призовые места. Востребованы выпускники СОГМА и за границей.вот так

Факультеты

В настоящее время в СОГМА имеются пять факультетов: Лечебный факультет, Стоматологический факультет, Педиатрический факультет, Фармацевтический факультет, Медико-профилактический факультет.

По данным независимого рейтинга Министерства образования РФ - Северо-Осетинская Государственная Медицинская академия (СОГМА) - одно из лучших образовательных учреждений, в котором хотят учиться как российские абитуриенты, так и зарубежные. вуз с богатой историей и большими перспективами - именно так можно охарактирозовать эту академию. Какие факультеты здесь есть и как на них поступить, рассмотрим в статье.

Прошлое и настоящее

Северо-Осетинская Государственная основана в 1939 году для профессиональной подготовки врачей и в то время она еще была институтом. В 1942 году из-за военных действий была эвакуирована в Армению (в Ереван), но после завершения войны была возвращена в Осетию. В 1975 году тогда еще мединститут переехал в новый корпус. В 1981 году на базе института открывается ЦНИЛ (лаборатория). В 1994 году институт принимает иностранных граждан для получения высшего медицинского образования. В 1995 году институт переименовывают и сегодня он известен как Северо-Осетинская Государственная медицинская академия.
Сегодня в состав академии входят центры:

  • научно-исследовательский,;
  • практической подготовки;
  • аккредитации.

Кроме вышеуказанных центров, также действуют:

  • лаборатория (ЦНИЛ);
  • стоматологическая поликлиника;
  • клиническая больница.

Сегодня Северо-Осетинская Государственная медицинская академия обучает студентов не только с Осетии и стран СНГ, но и со всего мира (Таджикистан, Индия, Сирия, Палестина, Египет). Они не только проходят теоретико-практическую подготовку, но и участвуют в олимпиадах как российского, так и мирового уровня. Поэтому выпускники академии востребованы не только в России, но и за рубежом.

Факультеты

Северо-Осетинская Государственная медицинская академия предлагает обучение на 5 факультетах:

  • стоматологическом;
  • педиатрическом;
  • лечебном;
  • фармацевтическом;
  • медико-профилактическом.

Кроме указанных факультетов действуют заочные сестринского образования, дополнительного и послевузовского образования.

Как поступить?

Для поступления абитуриенты сдают биологию, химию и русский язык.
Список необходимых документов и другую нужную инфорацию можно получить на официальном сайте академии в разделе “Абитуриенту”.

Адрес, по которому расположена академия: г. Владикавказ, ул. Пушкинская, 40.

Доехать до СОГМА можно на такси и маршрутке (№ 59,33). Маршрутки отъезжают от авиакасс около ж/д вокзала. В Осетии аэропорт находится в городе Беслан и доехать оттуда до Владикавказа можно только на такси. Если заранее абитуриент предупредит о своём приезде, то есть возможность его встретить.

Если абитуриент приехал днём в рабочие часы академии, то он должен сперва посетить международный отдел, где происходит постановка на учёт в миграционной службе, и оформиться для этого в приёмной комиссии. После данных процедур его размещают в общежитии. Если будущий студент приехал ночью, то его размещают в общежитии, а вышеуказанные процедуры он проходит на следующий день.

Началом многолетнего пути Северо-Осетинской государственной медицинской академии стало 10 июля 1939 года, когда постановлением СНК СССР в г. Орджоникидзе был открыт медицинский институт.

Создание медицинского вуза явилось важной вехой в истории культуры, образования и науки Северной Осетии. С его организацией решилась основная задача подготовки врачей, в которых очень нуждалась не только Северная Осетия, но и другие республики Северного Кавказа. С открытием Северо-Осетинского государственного медицинского института появились широкие возможности для развития медицинской науки, клинической медицины и внедрения в практику новых методов лечения, проведения консультативной помощи населению.

Старинный особняк по улице Бутырина стал первым учебным корпусом, с которого начинал свою жизнь институт. В короткие сроки здесь были размещены теоретические кафедры, и 1 сентября 1939 года 100 первых студентов лечебного факультета приступили к занятиям. В 1940 году Северо-Осетинский государственный медицинский институт получил новую прописку по ул. Пушкинской, 40, улучшилась и его материальная база, были организованы медико-биологические кафедры.

Первые шаги института связаны с именами больших энтузиастов своего дела: С.С. Ханаева - первого ректора, профессоров Н.И. Одноралова, А.Н. Геннадиева, А.Г. Чеховского, В.Е. Робинсона, Н.И. Михайлоца, доцентов Н.М. Зангиева, К.К. Попова, О.Б. Собиева. Н.С. Гурциева.

Становление вуза было осложнено Великой Отечественной войной. Однако в условиях военного времени, институт не только не уменьшил объема учебных занятий, но и организовал кафедры третьего и пятого курсов. В 1942 году институт пережил эвакуацию в Ереван, где продолжал работать на базе Ереванского медицинского института. Здесь и состоялась первая научная конференция Северо-Осетинского государственного медицинского института.

В марте 1943 года по решению правительства в срочном порядке был проведен новый набор студентов на первый курс. В 1943 году СОГМИ вернулся в родной город, и в том же году состоялся первый ускоренный выпуск врачей.

Год 1943 стал точкой отсчета профессиональной биографии медицинского вуза. Преподаватели и студенты института вписали свои славные имена в дело Победы над врагом. За трудовой героизм на оборонных работах 250 человек профессорско-преподавательского состава и студентов были награждены медалью «За оборону Кавказа». Профессора и преподаватели СОГМИ сочетали основную работу в институте с консультативной и лечебной работой в эвакогоспиталях г. Орджоникидзе. Они являлись инициаторами создания специализированных отделений, авторами ряда оригинальных методов лечения и диагностики, с успехом применявшихся в госпиталях и клиниках страны.

Послевоенный период выдвинул перед институтом новые проблемы. Главные из них - качественный (профессиональный) рост преподавательских кадров и повышение уровня подготовки выпускаемых специалистов. К этому времени институт расширился, клинические кафедры располагали коечным фондом, соответствовавшим медицинскому вузу IV категории.

В историю института навечно вписаны имена ученых, чей научный и педагогический авторитет поднял институт на качественно новую ступень развития медицинской науки в послевоенные годы. Среди них профессора Б.М. Брин, И.А. Агеенко, К.Т. Овнатанян, В.Х. Фраучи, В.Е.Робинсон, Е.С.Бабаянц. И.М.Липец, М.Н. Бугулов, М.С Левинсон, Б.Д. Фридман, Г.М. Глинер, И.М. Машковский, Н.Н. Пронина Е.Я. Резницкая, Ш.А. Россин, Н.Ф. Питенко, С.Д Астринский, К.Г. Саркисов, Е.Ф. Чамокова, У.Т.Такулов, Г.Г. Непряхин, А.В.Цагарейшвили, И.С. Мгалоблишвили, доценты Н.С.Гурциев, П.В. Фетисенко, И.Г. Дзилихов, В.В.Дибижев, А.А. Езеев, М.И.Тиманович, И.А. Отараев, Н.А. Гиоев, К.К. Попов, М.П.Цибиров, Н.В. Кулова, К.Г. Емельянчик, М.А. Тотров, С.Я. Иоффе. А.М. Погосян, М.Е. Хаев, А.И. Короев, З.Н. Джанаева, Н.М. Вольфсон, Б.М. Бутаев, и многие другие ученые, усилиями которых во многом создан нынешний научно-педагогический потенциал в институте. Несмотря на то, что время становления Северо-Осетинского медицинского института совпало с трудными военными и послевоенными годами, профессорско-преподавательский состав сделал все возможное, чтобы заложить уже тогда прочный фундамент развития медицинской науки в Северной Осетии. Достаточно высокие темпы развития института позволили уже в 50-е годы создать возможности для подготовки молодых кадров через ординатуру и аспирантуру.

Особую веху в биографии Северо-Осетинского государственного медицинского института составили 60-е годы. В институт приехали ученые из других городов, выросли свои научно- педагогические кадры. В этот период значительно улучшилась научная и учебно-воспитательная работа. Особое внимание было уделено оптимизации учебного процесса, а также совершенствованию профессиональной подготовки врачебных кадров. Большая заслуга в этом принадлежала ректору института Максиму Александровичу Тотрову. Прием в институт был увеличен до 400 студентов, было открыто вечернее отделение на 50 человек, начали создаваться новые кафедры и курсы, установились творческие контакты с центральными вузами и научными центрами, была улучшена материально-техническая база кафедр. Все это способствовало бурному росту научно-педагогических кадров, подготовке профессоров. Ими стали А.Х. Адырхаев, М.Д. Гацалов, Р.Д. Хубецова, Ф.Ф. Огиенко, З.Е. Дзукаев, Б.И. Цорионов, А.Х. Хоранов, С.Д. Дзахов, К.Д. Салбиев, Г.К. Бугулов, Г.А. Георгиади, З.В. Хетагурова, К.К. Мерденов, Э.А.Тотрова, Б.А. Тотоонов, В.Б. Брин, Д.В. Албегова, М.И. Тихилова, Б.Г. Мамиев, О.Н. Гурциев, С.Я. Плахтий. Доцентами стали Х.П. Дзеранов, Н.Г. Петросян, Л.Б. Мальцева, С.Б. Тургиев, В.А. Реутова. С.Х. Бязров, А.И. Шутов, Л.М. Тотрова, А.М. Кучиев, К.Т. Есенов, В.С. Попович, Л.А. Калоева, Л.А. Акоева, Э.А. Дзабаев, К.А. Битаев.

Наличие в республике горно-рудной и металлургической промышленности обусловило необходимость разработки проблем профессиональной патологии. Существенный вклад в развитие этого научного направления внесли профессора И.М. Машковский, Б.М. Брин, Н.Ф. Питенко, С.Р. Дихтяр, а в дальнейшем профессора В.Х. Коган, Ф.Ф. Огиенко, З.Е. Дзукаев, Л.М. Мосин, Г.А. Георгиади, О.Н. Гурциев, доценты С.Ч. Тезиева, А.Г. Адырхаев. В настоящее время развитие этого научного направления обеспечивается и научно-исследовательским сектором академии.

Одним из первых научных направлений с момента организации медицинского института было изучение физиологии и патологии эндокринной системы, патогенеза, лечения и профилактики эндокринных заболеваний. Начало этому направлению дали исследования доцента И.Г. Дзилихова и профессоров Е.Я. Резницкой, Б.М. Брина, Н.Н. Прониной. До настоящего времени проблемы эндокринологии находятся в центре внимания ученых института (Р.Д, Хубецова, Ф.С. Дзугкоева, В.Б. Брин). Благодаря работам проф. З.В. Хетагуровой, доцентов В.Х. Дзобелова, Д.А. Езеевой, Ф.А. Николовой и других в республике снизилась заболеваемость эндемическим зобом, появились новые методы лечения и профилактики тиреотоксикоза и сахарного диабета. Богатая природа и уникальные минеральные источники Северной Осетии определили еще одно важное научное направление деятельности ученых института - проблемы курортологии.

Значительный вклад в изучение влияния курортных факторов на здоровье населения внесли работы доцента А.А. Езеева, а в дальнейшем профессоров Н.Н. Прониной, И.Х. Габановой, Е.Ф. Чамоковой. А.Х. Адырхаева, З.В. Хетагуровой, Л.М. Мосина, Б.А. Тотоонова, доцентов Х.П. Дзеранова, С.Я. Иоффе, Н.В. Куловой, Л.Б. Мальцевой, А.М. Погосяна и многих других.

Существенных успехов добились ученые института в решении научных задач по проблемам неотложной хирургии и травматологии (профессора С.Д. Дзахов, Ц.С. Хутиев, А.Х. Хоранов, П.К. Бычков, А.А. Кульчиев, доц. Ш.Н. Аладжиков). На кафедрах хирургии внедряются современные методы диагностики и лечения с применением новейшей аппаратуры, что вылилось в организацию центра эндоскопической хирургии (проф. В.3. Тотиков).

В 1974 году открыт второй, педиатрический факультет Северо-Осетинского государственного медицинского института. Подготовка педиатрических кадров диктовалась большим дефицитом детских врачей, в которых постоянно нуждались как Северная Осетия, так и другие республики Северного Кавказа, куда и направлялось немало специалистов после учебы. Первым деканом этого факультета стала проф. Э.А. Тотрова. Еще до открытия педиатрического факультета охрана здоровья детей являлась ведущей проблемой института. Весомый вклад в диагностику и лечение детских болезней внесли профессора Б.Г Лейтес, Е.Ф. Чамокова, а после образования самостоятельного факультета эти проблемы успешно разрабатывались профессорами Д.В. Албеговой, М.И. Тихиловой, А.М. Рамоновой, доцентами З.И. Базоевой, Т.К. Мерденовой и С.Х. Тадеевой. Проводимая кафедрами педиатрии научная, лечебная, консультативная и профилактическая работа позволила значительно снизить в республике детскую смертность.

В 1988 году в институте создан факультет усовершенствования врачей. Его первым деканом стал профессор З.Г. Басиев. Организация факультета дала врачам возможность повышать свою квалификацию и тем самым улучшить в целом качество медицинской помощи населению.

В 1993 году произведен первый набор на вновь открывшийся стоматологический факультет. С его открытием появилась возможность готовить квалифицированные стоматологические кадры в Северной Осетии. Сегодня факультет располагает собственной мощной клинической базой в виде двух многопрофильных стоматологических поликлиник, оснащенных современным оборудованием и высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом.

1995 год стал новой точкой отсчета в биографии института. Приказом Госкомитета РФ по высшему образованию № 286 от 26 февраля 1995 года он получил статус медицинской академии. Это явилось официальным признанием высокого уровня учебной, научно-исследовательской и лечебной работы вуза.