Ведические заклинания. Атхарваведа («Веда заклинаний») - одна из четырех, дошедших до наших дней Вед

Давайте разберемся, что же из себя представляют ведические заклинания. Само слово «веды» произошло от санкритского «знание», «учение», что как нельзя лучше отражает истинную суть заклинаний. Ведические заклинания представляют собой короткие, из трех-четырех слов, магические формулы, имеющие сильный энергетический посыл. Они называются вибрационными, потому что их структура такова, что возбуждает сильную энергетическую вибрацию, буквально разбивающую препятствия и нацеленную на изменение ситуации в пользу произносящего.

В принципе, мантры также являются ведическими заклинаниями. Различие заключается в том, что наши ведические заклинания лучше подходят для россиян, поскольку имеют славянскую основу формул.

Ведические заклинания предназначены для скорейшего разрешения запутанных ситуаций и изменения судьбы. Это своеобразная палочка-выручалочка в критических ситуациях, когда действовать необходимо без промедления. Я даю вам ограниченное количество таких заклинаний, потому что человек должен уметь трудиться, а не получать все и сразу.

Если постоянно использовать только эту технику, ваша удача быстро покинет вас, поскольку внутри вы не меняетесь, не пытаетесь изменить ситуацию в корне и отработать вашу карму. Тогда, несмотря на заклинания, вы можете получить весьма болезненный урок.
Ведические заклинания имеют космическое происхождение. Эти знания получены моими предками и с тех пор передаются из поколения в поколение. Пожалуйста, не имея информации, знаний и умений, не пытайтесь создавать свои заклинания! Вы можете получить совершенно не тот результат, на который рассчитываете. Неправильные вибрации могут губительно сказаться и на вашем организме, и на Роман Фад. Большая книга мага жизни в целом. Именно поэтому никогда не стоит произносить заклинания в подпитии или когда «заплетается язык». Категорически запрещается произносить заклинания людям, страдающим заиканием! Им рекомендуется произносить эти заклинания мысленно или попросить близких людей, чтобы они произносили заклинания за них, лучше всего держа за руку. Для наилучшего результата ведические заклинания следует читать по три или девять раз. Если же вам кажется, что требуется иное количество произнесений, - не стесняйтесь, интуиция подскажет вам необходимое число. Именно от ведических заклинаний нашей семьи идет и разработка кодов подсознания, о которых вы уже знаете достаточно много. Но коды - процесс ступенчатый, основательный, серьезный, нацеленный на постепенное изменение всей жизни, перестройку ее на клеточном уровне. Ведические заклинания - для быстрой и неотложной помощи.

Первое и самое главное ведическое заклинание . «Ве’да отве’д», - произносите вы, чтобы отвести от себя негативный сигнал и возможную беду. Вселенная постоянно дает нам сигналы: предупреждающие или поддержки, но мы не замечаем их, хотя именно они могут помочь нам принять правильное решение или избежать негативной ситуации.

Мы постоянно находимся под присмотром высшего разума, который нас видит и изнутри и снаружи, и если мы задаем вопрос, ответ на него всегда есть. Если человек не знает, что делать, и принимает решение на уровне логики, мышления - чаще всего он ошибается. И тогда срабатывает известная пословица: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Что делать людям простым, не ясновидящим, не имеющим интуиции? Для начала надо получить подсказку, сигнал - что делать дальше. Для этого нужно сконцентрироваться на вопросе. Здесь имеется множество инструментов: ваш собственный телевизор, та или иная (лучше всего уже наработанная опытным путем) книга, рекламные щиты - все, что угодно, получать ответы можно из любого источника.

Как это делается практически . Мы концентрируемся на вопросе и включаем, не глядя, телевизор на любом канале и тут же первая или вторая фраза - ваша. Если человек с первого раза не понимает, то он тут же переключает на другой канал (открывает другую страницу книги и ставит палец на какую-нибудь фразу или слово) и смотрит опять. В результате (иногда с третьей или пятой попытки) вырисовывается стройная картина того, что делать и чего не делать. (Подробнее о сигналах читайте в книге «Секрет магов. Ключи от счастья».)

Итак, чтобы отвести негативный сигнал, издревле существовало самое сильное языческое заклинани е: «Ве’да отве’д». Человек, приняв предупреждающий сигнал (лучше всего, когда он находится на дальней стадии), должен произнести на этот сигнал три раза: «Ве’да отве’д, Ве’да отве’д, Ве’да отве’д». Заклинание произносится с намерением, чтобы его данная ситуация не коснулась. Заклинание великолепно и мощно работает. Если вы засекли сигнал на дальней стадии, достаточно несколько раз произнести заклинание - и беда вас не коснется. Если сигнал уже приблизился вплотную, через это заклинание придется работать две-три недели, месяц. Но тем не менее, если вы будете работать, действительно отведете беду и в этом случае.

Чтобы понять, насколько сильно приблизился сигнал, задумайтесь, насколько часто вы проворачиваете в голове сложившуюся ситуацию и до какой степени угнетены ею. Это заклинание также работает на отведение любой ситуации: финансового кризиса, неудачи в любви (если вы этого боитесь) и даже пробок на дорогах. «Ве’да отве’д» - центральное ведическое заклинание, которое отводит любую беду и опасность.

Следующее ведическое заклинание работает на вашу финансовую удачу и звучит так : «Ве’д вая’на ма’ни го’ры».

Когда вы заходите в банк или ювелирный магазин, вы произносите это заклинание, мысленно представляя, как на вас проли вается дождь из золотых монет или долларовых купюр. Когда вы получаете зарплату или гонорар за сделанную работу, вы также произносите это заклинание. Не забудьте, что произносить его вы должны на растущую луну!

Проекция этих слов - достаточно серьезное подключение к денежному эгрегору, особенно если вы не будете создавать зацепок на быстрое получение денег. Представьте, что мир денег на самом деле огромен. В мире океаны денег, Вселенная архиизобильна. Если человек подсоединен к миру денег, они к нему начинают идти. Причем деньги часто сами выбирают те пути, по которым приходят. Человек может об этом даже не догадываться. Главное, он сделал подсоединение. Опять же, если он кармически зацепится и тут же начинает ждать этих денег, он сам этой кармической зацепкой тормозит поступление. А если он делает это легко и просто, по принципу игры и даже часто сам в это не веря, тогда начинаются серьезные подвижки, открываются большие перспективы, к человеку начинают плыть в руки деньги чаще всего оттуда, откуда он вообще не ожидал, причем крупные суммы. И каждое поступление начинает усиливаться. Подобное притягивает подобное. Деньги притягивают деньги. Это знают все. Вы можете произносить это заклинание, используя и любые денежные магниты, такие как скарабей или хотей. К примеру, можно делать так: стоящего на столе или любой другой поверхности скарабея накройте правой рукой и, ведя им по часовой стрелке, проговаривайте заклинание: «Ве’д вая’на ма’ни го’ры» - оно сработает.

Еще одно ведическое заклинание: «Я я’ва ва’м». Это эксклюзивный вариант привлечения внимания.

Не секрет, что мужчина, встретив красивую девушку, сразу же представляет ее в постели. Это психология мужчины и научно доказанный факт. Первый взгляд - оценка - представление в постели. Если это представление ему нравится, он решает - да, можно познакомиться. Действия могут быть следующими. Этот метод работает в 90 процентах случаев. Когда девушка сидит в кафе и замечает понравившегося ей молодого человека, она может представить себя абсолютно обнаженной. Объект внимания начинает это чувствовать на уровне подсознания. А потом можно подойти, спросить, который час времени, попросить зажигалку или придумать еще какой-нибудь незначительный повод. Это самый простой и действенный метод наших предков. Заклинание можно проговаривать мысленно, глядя на по нравившегося человека. Это древнее языческое заклинание.

Привороты раньше на языке язычников назывались очарования, зачарования, и, говоря «Я я’ва ва’м», девушка посылает достаточно серьезный импульс этому человеку. Если она прикасается к его плечу или руке, импульс усиливается, передача энергии идет мощнее. Поработав с этим заклинанием минуту-две-три, девушка уже ставит якорь на этого человека.

Если после этого она даст ему телефон, он обязательно позвонит. А для того, чтобы он позвонил, надо представить, что он позвонил, и несколько раз проговорить заклинание. Если в процессе общения девушка будет пользоваться заклинанием, человек зачаруется полностью. Зачарование - достаточно сильный и серьезный приворот. Опять же есть один нюанс. Ни в коем случае это не нужно делать назойливо. Отправляя энергетический посыл человеку, нужно делать паузы, потому что при перенасыщении информацией. наоборот, идет отрицательная реакция.

Другое любовное заклинание: «Вед ми’ра верихо’д». Предназначено для расположения к вам понравившегося человека. Он начинает интересоваться вами, проявлять внимание и заботу, хочет понравиться. Появляется чувство влюбленности. Не шутите с чувствами человека, если вы сами равнодушны. За любые произведенные вами действия рано или поздно придется отвечать. Как? Судьба распорядится сама.

Одно из любимых заклинаний следующее: «Ве’д род мелихо’д». Оно поможет тем, кто желает сохранить мир, спокойствие и взаимопонимание в семье. Работает на всех членов семьи. Вы можете наговорить его на свадебные кольца или просто повторять время от времени. Специальных ритуалов не требует. Если вы чувствуете некую напряженность, повторите заклинание три раза и контролируйте ситуацию, пока она не стабилизируется.

Одно из самых часто используемых мной заклинаний на удачу : «Вед вели’ко верида’й». Произносите его, когда отправляетесь на важную встречу или свидание или просто утром, встав с постели. Вы достаточно быстро увидите, что оно работает. Что самое интересное: здесь не требуется ритуалов, свечей и прочего, достаточно произносить заклинание в любое нужное время. Если вы не можете его запомнить с первого раза - читайте по бумажке или носите ее с собой.

Открою вам еще одно секретное потомственное заклинание, передаваемое в нашей семье из поколения в поколение: «Вед ма’на велих’од». Оно помогает бизнесу не застаиваться, а получать дальнейшее перспективное развитие и расширение. Те, кто занимается собственным делом, поймут, как это важно. Если у вас появилось ощущение, что на вас кто-то насылает порчу или проклятие, если ваше здоровье день ото дня ухудшается, а врачи только разводят руками, не в силах поставить вам диагноз, следует использовать заклинание: «Вед ямага’на ве’ха ниц». Оно срабатывает так, что возвращает весь негатив к тому, кто его послал, не затрагивая невиновного. Если вы нуждаетесь в поддержке, произнесите заклинание три раза. Таким образом, вы можете отследить, кто явился причиной ваших бед. Человеку станет плохо, у него появятся те же симптомы, что были и у вас. Снять «возврат» невозможно. Имейте это в виду.

Если вы желаете справедливости и мечтаете о том, чтобы судебная машина сработала быстро и качественно, произнесите: «Ведямага’на ве’ха ниц». Быстрый и справедливый суд вам обеспечен. Произносите заклинание тогда, когда процесс начинает тормозиться или если вы подозреваете противоположную сторону в нечестности.

Еще одно заклинание от злого умысла : «Ве’дма отве’д». Оно на правлено на защиту от недоброжелателей. Если вы почув ствовали, что кто-то затаил на вас обиду, произнесите его девять раз и забудьте. Не концентрируйтесь на проблеме, расслабьтесь. Но если ситуация продолжает ухудшаться - идите к специалисту.

Ведические заклинания, которые я уже упоминал в прошлой главе, звучат так: «Вед мо’рок я’да ниц». Это заклинание-оберег от порчи и проклятия. Если вы чувствуете чье-то негативное внимание - не медлите, произнесите это заклинание, и негатив тут же уйдет.
«Вед рай варада’й» - заклинание на удачу. Его можно произносить каждый раз перед важной встречей, переговорами, подписанием контрактов или свиданием, перед экзаменом или для зарядки вашего талисмана.

«Вед бе’да отвед» - заклинание, предназначенное для амулета вашего ребенка. Если амулета нет, но вы уверены в том, что кто-то глазливый не так посмотрел на ваше дитя или сказал что-то сомнительное, произнесите заклинание три или девять раз. Человеку невиновному заклинание не навредит, только тому, кто действительно хотел зла.
Пожалуйста, помните, что ведические заклинания только часть необходимых вам знаний и умений. Расширяйте свой кругозор, используйте разные техники для того, чтобы достичь стойкого результата в изменении вашей жизни к лучшему.

Отрывок из книги "Большая книга мага" Романа Фада, ИД "Питер"


Атхарваведа («Веда заклинаний») – название одной из четырех священных книг «Вед Древней Индии». Старинные письмена переведены на многие современные языки. Кого они могут заинтересовать? Сам индуисты рекомендуют относиться к знаниям, заключенным в Атхарваведе крайне осторожно – применять их может только человек с чистым сердцем? А какие последствия ждут всех остальных?

Интерес к колдовским заговорам «Веды заклинаний» не угасает вот уже более трех тысячелетний. В книге нет места пространной философии, рассказам о богах, их могуществе и необходимости им поклоняться. Сборник имеет ценность с практической точки зрения. В Атхарваведе говорится о человеке, его здоровье, недугах, светлых и темных силах, которые могут помочь и, соответственно, помешать радоваться жизни.

Здесь собраны описания различных ритуалов, тексты, заключающие в себе великую силу (магические стихи, заклинания, заговоры), рецепты врачевания с использованием трав и растений. Кстати, многие обряды древних индуистов очень похожи на те, что использовались славянами. Для того чтобы колдовство сработало (злой дух изгнан, враг наказан, болезнь вылечена и т.п.), нужно практически до мозга костей проникнуться самим духом этого издания. Все-таки это же не коллекция мастер-классов по рукоделию. Испокон веков свои удивительные возможности книга открывала только перед избранными и посвященными атхарванами.

Одним из эффективных «лекарств» «Веда заклинаний» считает звуки и их сочетания (мантры). Произнесение таких текстов-формул создает определенные звуковые колебания, обладающие силой и позволяющие контролировать мир злых и добрых духов. Направляются звуки на определенные части тела, которые недужат, повторяются по многу раз. Затем непременно наступает исцеление. Мантры пригодны практически для любых целей, начиная от облегчения родовых схваток и заканчивая похудением и укреплением иммунитета.

И индийские мудрецы, и многие европейцы, которые прилежно учились по Атхарваведе, научились не только ходить по стеклу и спать на гвоздях. Они еще в совершенстве овладели искусством левитации, то есть умением поднимать и даже перемещать свое тело над поверхностью земли. Атхарваны уверены, что сила собственного разума может быть безграничной. Главное — уметь управляться с пятой стихией, стихией информации.

Почему эту книгу, одну из четырех священных книг - Вед Древней Индии, так сдержанно воспринимают сами индуисты? Что ищут в ее текстах представители других религий - буддисты и джайнисты?

Зачем эти древние письмена переводят на современные языки и почему пользоваться знаниями, заключенными в книгу под названием Атхарваведа («Веда заклинаний»), могут только люди с чистым сердцем? Уже три тысячи лет посвященные применяют колдовские заговоры Атхарваведы…

Мудрость риши «Отпусти меня, злая сила; прошу, отпусти меня, несчастную жертву твоей злобы! Избавь от этой напасти, чтобы я снова стал счастливым! Если же ты не избавишь меня, я брошу тебя у ближайшего перекрестка, и ты уйдешь и вцепишься в кого-то другого. Уходи, вцепись в кого-то другого, вселись в моего врага, порази его!»
Это одно из колдовских заклятий Атхарваведы. Но если вы подумали, что уже можете пользоваться им во благо или, к сожалению, во вред, то вы глубоко ошибаетесь. Вместе с колдовскими словами нужно совершить определенный ритуал.

Какой? Вот его описание. Действо нужно совершать ночью, проговаривая заклинание и одновременно просеивая сухое зерно, которое затем следует выбросить в реку. Утром следующего дня необходимо снова бросить в речную воду три кусочка хлеба в жертву некоему тысячеокому духу. Затем, выйдя на перекресток дорог, нужно еще разбросать по четырем сторонам три пригоршни вареного риса.

Это приманка для злого духа, который должен вселиться в предназначенное для него место… Кстати, подобные обряды встречались и в магии славян.

Правда, ваше колдовство может не сработать, ведь вы не прониклись самим духом Атхарваведы. Что же это за книга такая? Атхарваведа - древнейшее собрание индийских заклятий, колдовских заговоров. Написанная примерно в I тысячелетии до н. э., она принадлежит к самому раннему, ведийскому периоду древнеиндийской литературы. Атхарваведа отличается от прочих Вед, священных писаний, и по своему содержанию, и по описанным ритуалам. Другие Веды обращены к богам и рассказывают о них, а Атхарваведа говорит о человеке, его здоровье, болезнях, о темных и светлых силах рядом с ним. Основное ее содержание - связанные с врачеванием заклинания, ворожба, колдовство, магические стихи, а также правила лечения растениями разных болезней.

Атхарваведа, или тайная книга атхарванов, знатоков тайн, прямо относится к магии. Однако это не просто «учебник» по магии. В ней есть тексты проклятий и заклинаний. В Атхарваведе излагаются основы магических знаний. В удивительной книге различают два вида оккультного искусства - по их отношению ко злу. Древнеиндийский трактат затрагивает одну из ключевых магических проблем: если заклинание может принести пользу или вред в зависимости от того, с какой целью его используют, следует ли его отнести к черной или белой магии?

Атхарваны говорят, что магия вполне допустима, но заниматься ею могут лишь люди с чистым сердцем. Вот почему на протяжении многих столетий четвертую Веду имели право читать лишь избранные и посвященные.
Три тысячи лет назад кто-то (люди или боги, некий разум или потусторонние силы) открыл и продиктовал семи индийским риши - мудрецам, провидцам - текст Атхарваведы. Так у тех, кто умел понимать сокровенный смысл Атхарваведы, появились могучие силы для воздействия на человека и духов. Буддисты и джайнисты говорили, что Атхарваведа служит жрецам, приносящим человеческие жертвы. Однако на самом деле книга открыла перед атхарванами, или, если хотите, брахманами (жрецами), удивительные возможности.

Сила звука и другие

Многие индийцы, например, до сих пор вслед за своими учителями атхарванами полагают, что звуковые колебания лежат в основе Вселенной и что пением подходящей мантры (сочетания звуков) могут быть разрешены все проблемы. Неспроста в Индии часто повторяют волшебное слово «ом».

Ведь действительно есть слова или звуки,обладающие силой, которая, если их повторять снова и снова, позволяет человеку контролировать мир духов. Эти слова-звуки, мантры состоят из отдельных слогов или коротких стихов со скрытым смыслом, для понимания которых нужна расшифровка. Одни мантры сочинены, другие являются результатом медитации или вдохновения, третьи представляют собой сокращенные заклинания из Атхарваведы. Они могут направляться на определенные части тела, где вызывают соответствующие колебания. Это особенно важно при исцелении, которое непременно приходит.

Перед началом обряда нужно обязательно снять обувь. Затем целители и мудрецы атхарваны складывают ладони и, обращаясь к богам, произносят определенные мантры. К каждому богу или духу обращаются по-своему. Стоя на коленях, прикасаются лбом к земле. После этого поднимаются и трижды обходят Атхарваведу слева направо, произнося мантру. Эти слова или звуки произносятся нараспев бесчисленное количество раз: «Рама, мара, рама, ра, мара, рама, рама, ра…». Известны поразительные случаи исцеления от разных болезней таким способом.

Подобно другим магическим системам Атхарваведа уделяет большое внимание растениям, обладающим целебными и сверхъестественными свойствами, но которые могут проявляться лишь в определенных условиях. Атхарван должен знать, какое растение соответствует каждому заклинанию, но этого недостаточно. Необходимо уметь заклинать дух растения, совершать обряд ритуального очищения и молиться. Существуют специальные методы исцеления от кашля, паралича, слепоты и других недугов. Однако с болезнями, вызванными демонами, необходимо бороться с помощью магических формул, изложенных в Атхарваведе.

Если причина болезни неизвестна, следует прибегнуть к универсальным лекарствам. Люди, считающие себя здоровыми, могут воспользоваться эликсирами жизни или заклинаниями, укрепляющими иммунитет. В Атхарваведе сказано, что любую болезнь можно вылечить с помощью заклинаний. Лечение физических болезней с помощью психического воздействия, которое только начинают практиковать в Европе, в Атхарваведе является существенной частью искусства врачевания. Также в рекомендациях книги можно прочитать, что испытывающая родовые боли женщина должна быть постоянно настроена радостно, что вызовет «мягкие роды». За людьми, больными туберкулезом, надо ухаживать близким и друзьям и «радовать страдающих музыкой, шутками и благоуханиями». При некоторых заболеваниях даже рекомендуются алкогольные напитки, обычно запрещенные. Существенным фактором магии исцеления в Атхарваведе является вера, шрадда. Ведь даже точно соблюдая предписания атхарвана, больной не выздоровеет без глубокой веры.

Акаша, или главная сила

В древней индийской магии Атхарваведы наряду с обращением к богам, духам и заклинаниями против демонов объяснено, как пользоваться некоей таинственной магической силой. Эта сила словно стоит в стороне от богов и демонов и подчиняется лишь посвященному, магу-атхарвану. Это необычное учение об акаше - духе-жизни, духе-силе - труднообъяснимом понятии. Вспоминается лишь vis vitalis («жизненная сила») средневековых магов Европы. Они близко подошли к тому, о чем индусы знали уже за много столетий до них.

В общем, акаша - сила, которой обладают и пользуются все духи. Более того, это и есть источник всякой силы. Если верить йогам, существует лишь одна субстанция, или сила, из которой происходит все остальное. Законы природы, например тяготения или жизненного развития человека, животного или растения, подчиняются иным, высшим правилам. Эти законы не являются отдельными, независимыми друг от друга явлениями. Они всего лишь различные формы акаши.

Атхарваны ставят знак равенства между материей и энергией и считают их просто разными формами акаши, из которой, в конечном счете, состоят и та, и другая. Кстати, физика подтверждает переходы из материи в энергию и наоборот. На одной из ступеней акаша порождает животную жизнь, на другой - определяет движение планет. Одна форма акаши может быть преобразована в другую. Например, чтобы нейтрализовать силу притяжения Земли, необходимо «зарядить» выбранный предмет более легкой формой акаши. Скажем, если вы хотите поднять в воздух груз весом десять тонн, нужно просто изменить тип акаши, из которой состоит данный груз.

Неудивительно поэтому, что для многих мудрецов Индии, да и тех европейцев, которые были прилежными учениками атхарванов, левитация - умение поднимать свое тело над землей и даже передвигаться над ней - привычное и доступное дело.

В отличие от западных ученых, атхарваны считают, что всеобщую первоматерию, или акашу, можно изменять не механическими методами, а силой собственного разума. Интересно, что современные эзотерики считают акашу пятой силой - стихией информации.

После Ригведы вторая по значению из четырех священных Вед - в литературном и культурно-историческом отношении - . Что касается ее хронологического отношения к остальным книгам, определить его довольно сложно. С одной стороны, свое окончательное оформление она получила, вероятно, позднее других и относительно поздно была причислена к циклу Вед, но, с другой стороны, ее содержание восходит к древнейшей эпохе и местами, возможно, оно отражает представления времен еще более отдаленных, чем те, в которые складывались мифология и религия Ригведы . По своему содержанию Атхарваведа представляется наиболее архаичной из Вед.

Первоначальное название этой книги - Атхарвангираса - встречается в самом ее тексте; оно означает «Атхарваны и ангирасы». Так именуются два легендарных жреческих рода, один из которых уже упоминался выше, в обзоре содержания Ригведы, но здесь эти слова употребляются в другом значении. Первоначально, по-видимому, они обозначали жреца вообще или жреца огненного культа. Возможно, позднее оба эти слова - атхарван и ангирас - стали обозначать магические заклинания и волхвования шаманского типа, производимые этими жрецами. При этом между ними утвердилось следующее смысловое различие: атхарван означает преимущественно «священные чары», заклинания-благословения, ангирас - волхвования, колдовские чары, проклятия и т. п., то есть это значения, соответствующие европейским понятиям «белая» и «черная» магия. Можно предположить, что название Атхарваведа является сокращением от «Атхарвангирасоведа», то есть «Книга атхарванов и ангирасов».

Как отмечалось, эта книга не сразу была причислена к священным Ведам. В ранних текстах она не упоминается, когда же начинает упоминаться, то не как Веда. Издревле и очень долгое время в индийской литературе говорится о трех Ведах; широко употребляется определение трайи видья (букв, «тройственное знание») или, сокращенно, трайи - в значении «священное писание». Традиция долгое время рассматривает Атхарваведу как произведение низшего порядка, поскольку она посвящена такому сомнительному и опасному предмету, как колдовство. Атхарваведа своим содержанием связана во многом с медициной и астрологией; между тем в древнеиндийских книгах законов - дхармашастрах (о них см. ниже) - врачи и астрологи объявлялись нечистыми, запрещалось как колдовство употребление корней целебных растений, а за колдовство вообще назначалась суровая кара.

Наиболее ортодоксальные брахманские школы так никогда и не признали четвертую Веду. Однако уже «Законы Ману» (около II в. до н. э.) называют Атхарваведу оружием брахмана против врагов, в «Махабхарате» она признана безоговорочно канонической и впоследствии даже выдвигается иногда на первый план среди других Вед.

В отличие от других трех Вед Атхарваведа почти не связана своим содержанием с большим жертвенным ритуалом брахманизма, традиционно обозначаемым термином шраута . Она касается почти исключительно домашних обрядов, с которыми связаны составляющие ее заклинания. И возникла Атхарваведа в среде, отличной от той, в которой сложились Ригведа и другие две книги священного цикла. Атхарваведа в наибольшей степени отразила народные верования, народное мировоззрение древнейшей эпохи. Следует отметить также, что на ее содержании более всего сказалось влияние верований и мифов коренного, доарийского населения Индии. Атхарваведа - самая архаическая по своему содержанию и наиболее связанная с народной жизнью из четырех Вед и в этом отношении представляет для нас особенный интерес.

Известны редакции двух школ Атхарваведы. Обычно текст памятника дается в редакции Шаунака , которая была впервые издана Р. Ротом и У. Д. Уитни в 1856 г. В 1964-1970 гг. Д. Бхаттачарья издал текст редакции Пайппалада по найденной в Ориссе рукописи на пальмовых листах. Он значительно отличается от редакции Шаунака и, возможно, отражает более раннюю версию.

Атхарваведа делится на 20 книг (канда), содержащих 730 «гимнов» (сукта), которые насчитывают всего около шести тысяч строф. Около одной шестой текста памятника составляет проза. Книги с I по XIII считаются наиболее древними и оригинальными, первоначально Атхарваведа состояла только из них (некоторые исследователи выделяют, однако, как древнейшие только книги I-VII). Текст остальных книг в значительной мере заимствован из Ригведы, в последней книге (XX) - почти целиком. Книги XIX - XX наиболее поздние добавления. Однако нужно заметить, что в поздних книгах встречаются тексты не менее древние, чем в первых семи или тринадцати.

Главное содержание Атхарваведы, как явствует из ее названия, толкование которого приводилось выше, составляют заклинания (хотя формально они тоже называются «гимнами»). Магические формулы и заклинания встречаются уже в Ригведе, но там они составляют весьма незначительную часть текста. Между тем именно в них отражается круг представлении, принадлежащий чрезвычайно архаической стадии исторического развития; .и косвенным подтверждением тому служит типологическое сходство с этими заклинаниями, которое обнаруживается в фольклоре различных народов, с примечательными совпадениями в содержании и форме выражения.

Самую значительную часть заклинаний Атхарваведы составляют заклинания, направленные против болезней, молитвы об исцелении от болезней, связанные с соответствующими магическими обрядами (сами эти обряды описываются в позднейшей литературе). Обычно эти «целительные» (бхайшаджьяни ) заклинания направлены либо непосредственно против болезней, как таковых (сами болезни мыслятся при этом как одушевленные демонические существа), либо против демонов особого рода, которые насылают эти болезни. Некоторые заклинания представляют собой обращения к целебному растению, которое должно послужить для излечения болезни (по-видимому, оно применяется здесь больше как амулет, чем как лекарство, магически), некоторые - к водам, которым приписывалась особая целительная сила, некоторые - к огню (как известно, особенно действенному средству против демонов). Нередко это обращение к богу Агни или каким-либо другим божествам или благодетельным мифическим существам.

Характерным образцом заклинаний Атхарваведы может служить заговор, читаемый при переломе кости (IV. 12) с одновременным применением целебного корня (магическим):

Ты, Рохани, выправляющая, ты выправляешь сломанную кость! Выправи ее, Арундхати! Что повреждено у тебя, что сломано, что раздавлено в твоем теле, то благополучно составит тебе опять Основатель, член со членом. Сердцевина да соединится с сердцевиной и да соединится член со членом! Что недостает плоти твоей и кости, да нарастет снова! Сердцевина да будет к сердцевине, кожа да пристанет к коже, кровь да прихлынет к костям, мясо Да срастется с мясом! Волос с волосом сведи, кожу сведи с кожей! Кровь да прильет у тебя к костям! Что сломалось там, поправь, о корень! Вставай, иди, поспешай! Как колесница с целым колесом, ободом, ступицей. Встань твердо! Если сломалось оно от падения в яму или брошенный камень по нему ударил, да сколотят Рибху вместе, как части колесницы, член к члену!

Другой характерный заговор связан с отраженным также в Ригведе представлением о болезнях как о «стрелах» грозного бога Рудры (см. выше):

Стрелу, которую послал в тебя Рудра, в тело твое, в сердце твое, мы вытаскиваем из тебя! Из сотни жилок, пронизывающих твое тело, из всех из них мы извлекаем отраву (VI.90.1,2).

Согласно комментарию, при этом заговоре к телу больного символически привязывается копье-амулет.

Некоторые из песен-заклинаний Атхарваведы отличаются большой выразительностью, яркой образностью и представляют собой своеобразные лирические стихотворения, например гимн 1.17, заговор против кровотечения, где вены именуются девами в (Красных платьях (стих подразумевает также, по-видимому, перевязку раны. Но большинство этих стихов довольно монотонно, и содержание их часто намеренно туманно и загадочно, что характерно для подобного рода заклинаний и у других народов. В то же время многие стихотворения этого собрания интересны тем, что в них довольно подробно и точно описываются симптомы различных болезней. В этом отношении Атхарваведа может рассматриваться как древнейший в Индии памятник медицинской литературы.

Из болезней чаще других упоминается и описывается как наиболее распространенная - лихорадка. Такман - название этой болезни в Атхарваведе (позднее в литературе оно уже не встречается, его заменяют другие), а также имя демона, ее олицетворяющего, «царя болезней», как его называют. Одно из наиболее выразительных в Атхарваведе - заклинание против Такмана (V.22):

Да прогонит Такмана отсюда Агни, да прогонят его Сома, давильный камень, и блистательный Варуна, и алтарь, и священная трава на алтаре, и ярко пылающие поленья! Да сгинут начисто злые силы! Ты, что делаешь всех желтыми, сжигаешь их, словно огнем, ныне, о Такман, лишись силы, уходи ныне прочь, сгинь, провались! Его, пятнистого, крапчатого, подобного красной пыли Такмана, гони его прочь, о всесильный корень, чтобы сгинул он, провалился!..Ступай, о Такман, к муджаватам, к балхикам, прочь, далеко! Отыщи себе дебелую шудрянку и ее тряси хорошенько!.. Когда ты, то холодный, то жаркий, сопровождаемый Кашлем, о Такман, трясешь больного, ужасны твои стрелы, о Такман! Пощади нас! Не сходись с Чахоткой, Кашлем и Корчей! Не возвращайся к нам больше! Я прошу тебя, о Такман! С Кашлем, твоим братом, с сестрой твоей Чахоткой, с Чесоткой, племянницей твоей, прочь уходи, Такман, к чужому народу! Сокруши Такмана, который возвращается на третий день, и того, что прерывается на третий день, и того, что продолжается беспрерывно, сокруши холодного Такмана, и горячего, и осеннего, и того, что приходит летом, и являющегося в дожди! Гандхарам, муджаватам, ангам и магадхам отдаем мы Такмана как слугу, как дар!

Обращения к богам и к целебному корню с призывом уничтожить демона болезни перемежаются в этом гимне-заклинании с мольбами о пощаде, обращенными к самому Такману. Умилостивительные хвалебные обращения к болезнетворным силам довольно часто встречаются в Атхарваведе наряду с обращениями к благодетельным богам или травам. В другой песне заклинатель воздает почести Такману как богу, дабы умилостивить его: «Хвала Рудре, хвала Такману, хвала грозному царю Варуне! Хвала Небу, хвала Земле, хвала целительным травам! Тебе, пылающему, всех делающему желтыми, тебе, красному, бурому, приходящему из леса Такману я воздаю хвалу!» (VI.20.2,3). Цитированный выше заговор от «стрел» Рудры также заключается хвалою самому этому богу и его стреле-болезни.

Другая распространенная болезнь, упоминаемая в Атхарваведе, - чахотка, называемая якшма ; это слово, впрочем, употребляется часто для обозначения болезни вообще (по мнению некоторых исследователей, собственно туберкулез обозначает слово раджаякшма - «царская болезнь»), например в заклинании IX.8.12: «Из утробы, из легких, из пупа, из сердца я извлекаю заклятием яд всякого рода болезней (якшма)».

Общим для многих народов является встречающееся в «Атхарваведе» представление, согласно которому ряд болезней вызывается червями (крими ). Против них направлены многие заклинания. Черви эти мыслятся как демонические существа особого рода, обоего пола, разных цветов и обликов, со своим царем и т. п. Пример такого заклинания - V.23:

Убей червей в этом мальчике, о Индра, владыка сокровищ! Все злые силы истреблены моим грозным заклятием... Двое одноцветных и двое разноцветных, двое черных и двое красных, один бурый, один с бурыми ушами, Коршун и Кукушка - все убиты. Черви с белыми плечами, черные с белыми руками и пестрые черви - всех мы раздавили... Убит царь червей, убит правитель червей, червь убит; с ним убита его мать, убит его брат, убита его сестра. Убиты его воины, убиты его соседи, и все самые крошечные червячки убиты!.. (2, 4, 5, 11, 12).

Многочисленные заклинания и проклятия, традиционно обозначаемые термином абхичарикани , направлены в Атхарваведе против всякого рода демонов и колдунов; они относятся к тому виду магических формул, которые, как было сказано выше, обозначаются древним наименованием ангирасы. Ряд заклинаний обращен против ракшасов и пишачей , разновидностей демонов, о которых также упоминалось выше. Вся вторая половина XVI книги «Атхарваведы» посвящена ворожбе, обращенной против демона ночного кошмара («да посещает он наших врагов»), и т. д.

В.Г. Эрман ОЧЕРК ИСТОРИИ ВЕДИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Атхарваведа часто называется четвертой Ведой и отличается от других трех Вед. Хотя классическая Атхарваведа связана с религиозными и социально-культурными аспектами общества, она подробно останавливается на совершенно ином уровне знаний. Гимны, которые содержатся в Атхарваведе более разнообразны по своей природе и характеру, чем гимны Ригведы. Они также написаны более простым языком, чем гимны Ригведы. Некоторые ученые придерживаются точки зрения, что Атхарваведа не является частью Вед.

Атхарваведа связана с областью и культом мистической стороной науки. Она рассматривает вопросы смерти, духов и загробной жизни. Говорится, что если беременные женщины будут присутствовать при проведении ритуалов Атхарваведы, последствия могут быть настолько мощными, что могут привести к выкидышу. Пример силы Атхарваведы можно увидеть в эпосе Махабхарата. Когда Пандавы были сосланы на тринадцать лет, проконсультировавшись с Атхарваведой, они сократили время так, что срок их ссылки уменьшился до тринадцати дней.

История Атхарваведы

Название Атхарва происходит от культа людей, которые поклонялись огню. Оно буквально означает «огненные люди». В древней Индии поклонение огню считалось важным в обществе профессиональных священников. Эти огнепоклонники были священниками и колдунами, они обладали врожденными знаниями оккультизма. Они знали все заклинания и магические формулы и применяли свои знания на пользу людям.

Атхарваведа в основном состоит из чар и заклинаний, которые были распространены в то время в обществе. Атхарваведа представляет портрет ведического общества. Можно найти независимый и параллельный поток знаний и мыслей в Атхарваведе. В ней говорится, что мантры являются очень мощными и должны читаться с большой осторожностью и только специальными священниками, которые имеют обширные знания об Атхарваведе.

Атхарваведа содержит знания о медицине. Они состоят из интенсивных исследований, целью которых является выяснить причину возникновения различных заболеваний. Атхарваведа фактически является одним из первых текстов с записями об использовании антибиотиков. В ней также говорится о различных тактиках, которые можно использовать при ведении войн. В ней можно найти пример техники военных действий, где используются стрелки с каналом для яда. Другие методы включают распространение мелких насекомых, которые вызывают болезни, дымовых завес и т.д. В большой степени эта Веда получила свое признание из-за своих ссылок на военные практики и методы.

Атхарваведа представляет собой сборник семьсот тридцать одного гимна, которые содержат около шести тысяч стихов. Все эти гимны собраны в двадцать книг. Около одной седьмой части Атхарваведы берут свои корни в Ригведе. Даже язык и метр гимнов Атхарваведы находит свой резонанс в Риведе. Хотя, существуют некоторые различия, язык не является таким жестким, как в Ригведе, а также метрика не очень плотно прорабатывается, как это происходит в Ригведе.

Контекстуально, Атхарваведа сформирована в более поздние времена, чем Ригведа. Географические и культурные данные, как это легко заметить, говорят, что ведические Арии, во времена Атхарваведы, пришли в район Ганги и начали селиться в районах вокруг священной реки. Также исторически показывается, как арии распространялись в направлении юго-восточного региона Индии. Существует особое упоминание в Атхарваведе о тиграх из района Бенгалия, они упоминаются как самые сильные и страшные животные из всех существующих. Также говорится, что король должен ходить по шкуре мертвого тигра, что символизирует силу и могущество. В Ригведе не было никакого упоминания о тиграх.

Согласно Атхарваведе , брахманы занимали самое высокое положение в кастовой иерархии, это было провозглашено в такой степени, что брахманы или священники рассматривались как боги на земле. Известная часть Атхарваведы, прошедшая сквозь века, содержит песни и гимны белой магии. Эти строки были написаны неизвестными авторами древних времен. Но вполне вожможно, что эти сборники заклинаний и магических формул были написаны и составлены священниками брахманами того времени. Иногда это может быть выяснено путем сравнений и эпитетов. Например, в Атхарваведе есть заговор против полевых вредителей, в котором отмечается, что насекомые должны покинуть кукурузу не тронув ее, как брахман прикоснулся к ней, как к жертвенной пище. Большая часть Атхарваведы посвящена описанию удовлетворения интересов брахманов, их вознаграждения и пищи.

Тексты Атхарваведы

Для просмотра текстов на Санскрите и транслитерации нужно установить шрифты Sanskrit

Шанти-патха Атхарваведы

Ом! Благо пусть мы слышим ушами, о боги! Благо пусть мы видим глазами, святые!

Пусть мы добьёмся твёрдыми частями тел восхваления благосклонных богов, что есть жизнь.

Благо дай нам, Индра, восхваляемый древними! Благо дай нам, Пушан, всевидящий!

Благо дай нам Таркшья Ариштанеми! Благо дай нам, Брихаспати, поддержи!

Ом! Шанти, шанти, шанти!


Шанти-патха Атхарваведы

Заговор на очищение

Да очистят меня божественные существа! Да очистят люди мыслью! Да очистят все существа! Да очистит меня Павамана (эпитет Агни или Ваю)!

Павамана пусть очистит меня! Ты живёшь за счёт силы и умелости. И за счёт сохранности.

Обоими, о бог Савитар, средством очищения и посвящением, нас очисть для того, чтобы видеть!

Заговор на очищение в формате doc с текстом на деванагари, транслитерацией и переводом.

К разным богам на защиту

О Вишваджит (Агни), Охранительнице меня передай! Охранительница, двуногих всех наших защити и четырёхногих, которые наши!

Охранительница, Вишваджиту (Агни) меня передай! О Вишваджит, двуногих всех наших защити и четырёхногих, которые наши!

Вишваджит (Агни), Прекрасной меня передай! О Прекрасная, двуногих всех наших защити и четырёхногих, которые наши!

Прекрасная, Всезнающему меня передай! О Всезнающий, двуногих всех наших защити и четырёхногих, которые наши!

К разным богам на защиту в формате doc с текстом на деванагари, транслитерацией и переводом.

Заговор против страха

Так как Небо и Земля не боятся, не испытывают боль, также (ты), моё дыхание, не бойся!

Так как день и ночь не боятся, не испытывают боль, также (ты), моё дыхание, не бойся!

Так как Солнце и Луна не боятся, не испытывают боль, также (ты), моё дыхание, не бойся!

Так как благо и власть не боятся, не испытывают боль, также (ты), моё дыхание, не бойся!

Так как правда и неправда не боятся, не испытывают боль, также (ты), моё дыхание, не бойся!

Так как бывшее и будущее не боятся, не испытывают боль, также (ты), моё дыхание, не бойся!


Заговор против страха в формате doc с текстом на деванагари, транслитерацией и переводом.