(Документ)
n1.doc
Раздел 7. XVIII в. европейской и североамериканской истории. Проблемы перехода в «царство разума». Особенности российской модернизации. Духовный мир человека на пороге индустриального общества.7.1. Каково место XVIII в. в истории Западной Европы и Северной Америки?
Несмотря на споры о периодизации всемирной истории и разные оценки отдельных исторических эпох, большинство ученых все же сходятся в том, что XVIII в. занимает в истории западной цивилизации особое место. Это связано с тем, что XVIII в. замыкает своеобразный переходный период, растянувшийся на три столетия, в рамках которого осуществлялась смена общественного строя и политических структур. На него пришелся общий хозяйственный подъем в Европе, связанный с быстрым развитием рыночных, капиталистических элементов в экономике, которые теснили старые феодальные отношения и создавали предпосылки для промышленного переворота, приведшего во второй половине XIX в. к формированию индустриального общества современного типа.
В XVIII в. мануфактурное производство достигло вершины своего развития. При сохранении и дальнейшем распространении рассеянных мануфактур в Европе резко возрастает удельный, вес централизованных мануфактур. Крупное производство начинает преобладать над средневековым ремеслом, способствует разделению труда и его специализации. Множество новых узких специальностей, которых не было раньше, .подготовило в конце концов возможность заменить на многих операциях живого человека машиной. Мануфактуры обусловили быстрый экономический рост Англии, Голландии, Франции, некоторых районов Западной Германии, Северной Италии, Южных Нидерландов, Швеции, Чехии, Каталонии.
Восемнадцатое столетие было веком торговли, поскольку ее развитие обгоняло даже развитие мануфактур. В сравнительно небольшие сроки ощутимо увеличилось количество местных и областных рынков, оказавшихся прочно связанными между собой. Концентрация капитала в торговле, как правило, обгоняла его концентрацию в промышленности. Сложился международный рынок, на который все большее влияние оказывало мануфактурное производство.
Рождение и формирование западного индустриального общества оказалось неотделимо от рождения и формирования колониальной системы. Если Древний Рим косвенно влиял на положение огромного числа окружающих его племен и народов, то новая Европа во много раз превзошла его в своем воздействии на судьбы народов мира. К концу XVIII в. значительная часть земного шара была так или иначе порабощена. Это не всегда выражалось в прямом захвате других стран; значительный эффект обеспечивали торговые фактории, неравноправные договоры. Высокие темпы роста внешней торговли в значительной мере стали возможны благодаря ввозу колониальных продуктов в страны-метрополии и их последующему реэкспорту в другие государства.
Иногда захваченные земли становились, как это произошло в Североамериканских колониях Англии, ареалом переселения туда значительного количества европейцев, захватывавших у коренного населения земли, недра и другие природные богатства. Можно говорить о том, что к началу восемнадцатого столетия там сложился очаг европейской цивилизации. В дальнейшем англичанам- удалось превратить владения в Америке в обширный, быстро расширяющийся рынок для мануфактурных товаров. Тем не менее ко второй половине XVIII в. у местных предпринимателей и торговцев появились свои интересы. Рост экономической самостоятельности колоний, налаживание внутренних связей, создание национального рынка, языковые и культурные особенности, связанные со взаимодействием в Северной Америке разных народов, вызвали к жизни процессы формирования североамериканской нации. Эти факторы после провозглашения США в 1776 г. обусловили развитие североамериканской ветви западной цивилизации.
В политической сфере европейского общества в XVIII в. продолжал господствовать абсолютизм, что объясняется возможностью сосуществования старых и новых экономических отношений. Реорганизация управления европейскими монархиями, отвечавшая интересам феодального дворянства, вместе с тем позволяла удовлетворять пожелания верхушки непривилегированных сословий. В свою очередь абсолютизм мог выполнять свои задачи, лишь опираясь на материальные ресурсы капиталистического сектора экономики. В то же время у абсолютизма появилась альтернатива в виде английской конституционной монархии и республиканской формы правления по типу Голландии или США. Развитие мануфактур привело к существенным изменениям в социальной структуре европейского и североамериканского общества. Рядом с финансистами и торговцами, представлявшими новые социальные силы, прочно обосновался достаточно многочисленный класс мануфактуристов. Умножились и ряды мануфактурного пролетариата. Новые промышленные центры были районами концентрации большой массы мануфактурных рабочих.
Идеологическим выражением интересов новых классов, совпадавших с направлением общественного прогресса в целом, стало Просвещение. Идейные устои феодального строя были подорваны, что оказало соответствующее воздействие и на сдвиги в сфере социальной психологии.
Таким образом, восемнадцатое столетие явилось одним из переломных периодов западной истории, когда ее течение совершало крутой поворот от изживших себя феодальных порядков старого режима к новому общественному строю.
7.2. Почему XVIII в. называют «Веком Просвещения?
Могучее и влиятельное интеллектуальное течение, известное как Просвещение, охватило большинство европейских стран и до сих пор будоражит умы и вызывает неоднозначные оценки. Одни восхищаются глубиной и силой воздействия идей просветителей, другие предпочитают подчеркивать «ограниченность просветительства», ссылаясь на его пресловутую «рассудочность», которая сдерживала творческие порывы и отрицательно сказалась на искусстве. Третьи не могут простить эпохе Просвещения иллюзии, связанные с линейной схемой исторического прогресса, наивность в отношении европейских самодержцев, решивших выступить под флагом «просвещенного абсолютизма». Не будет преувеличением сказать, что вопрос о Просвещении и просветительстве остается пробным камнем для всякого направления общественной мысли, для всякого культурно-исторического движения, художественного течения.
Под эпохой Просвещения принято понимать период в истории Европы, хронологически заключенный между буржуазными революциями в Англии (середина XVII в.) и Франции {конец XVIII в.), отличающийся становлением, расцветом и кризисом целого комплекса идей, общественных настроении, форм исторического поведения и эстетических пристрастий. Это сложное явление было антифеодальным по социальной направленности и антиабсолютистским по политической программе, отражая более или менее осознанные идеалы всего третьего сословия (последнее включало финансистов, торговцев, предпринимателей, ремесленников, крестьян, людей свободных профессий). При всех различиях между ними, просветители исходят из того, что все несчастья и несправедливости происходят от невежества, и только просвещение народа и его правителей может привести к созданию справедливого общества. Именно поэтому так ценились знания и разум. Именно поэтому особое внимание уделялось вопросам педагогики и борьбе против мракобесия, суеверий и диктата церкви. Отмеченные особенности в конечном итоге обусловили и само название эпохи.
Наибольшее развитие идеи Просвещения получили во Франции в 20-80 гг. XVIII в. Выдающиеся философы, писатели, публицисты, ученые образовали здесь блестящую плеяду просветителей, не знавшую равных в Европе. Их идеи популяризировали многочисленные авторы «второго плана», благодаря чему новая система ценностей получила широкое распространение. Этому способствовало и то, что просветительское движение во Франции развивалось в условиях нараставшего кризиса «старого порядка», вызывало радикальные изменения в умонастроениях, духовно готовило великую революцию конца века. Именно в XVIII в. наиболее отчетливо проявилось сознание необходимости социальных и политических преобразований, зазвучала мысль о том, что природа и общество должны строиться на естественных законах, были сформулированы конкретные политические требования.
Мыслителей, ученых XVIII в. отличало стремление систематизировать и углубить знание о природе, перейти от констатации зависимости между явлениями природы к установлению количественных соотношений между ними. Экспериментальные исследования стали приобретать все большее значение, чему способствовали технические и технологические достижения. В XVIII в. в ведущих европейских странах уже имелись академии наук, выходили специальные научные издания, организовывались научные экспедиции. В 1751 г. начала выходить знаменитая «Энциклопедия наук, искусств и ремесел» Дидро и Д"Аламбера, ярко выразившая тенденцию к подведению общих итогов в области науки и техники, желание создать строгую, законченную картину мира.
Открытия в области астрономии, механики, физики, химии, геологии, биологии позволили заменить технологические представления о мире научными, хотя и не выходящими за пределы метафизического материализма. Новые идеи неизбежно затронули и общество в его прошлом и настоящем.
Вольтер, Монтескье, Дидро, Гольбах, Гельвеции и другие предприняли попытку разобраться в происхождении и природе государства, найти секрет счастливой жизни людей. Их формула «свобода, гражданское равенство, собственность» до сих пор не потеряла своей актуальности, так же, как и идея народного суверенитета, народного представительства и прямого народоправства. Появилось понятие исторической закономерности, капитала, производительного и непроизводительного труда, объективных экономических законов.
Во второй половине XVIII в. наметились серьезные сдвиги в общественном отношении к религии. Получил распространение деизм. Многие просветители разоблачали нелепости и противоречия Библии, жульничество и «чудеса», стяжательство и жестокости священнослужителей, критиковали папство, иезуитов и католическую церковь в целом, призывали к веротерпимости.
Результатом развития естественных и гуманитарных наук, критических сочинений просветителей стал рост антиклерикальных настроений и религиозного свободомыслия, сопровождавшийся секуляризацией общественно-политической и культурной жизни в передовых странах Европы Начинает формироваться новое понимание нравственности, согласно которому добродетель сводилась не к использованию церковных предписаний ради «спасения души», а заключалась в стремлении к «общему благу» и прогрессу человечества, все чаще понимавшемуся как «царство разума». В ряде стран ограничили деятельность церковных судов и инквизиции, церковную структуру заменили государственной, сократили число монастырей, приступили к регулированию деятельности церкви с помощью законов. Распространились светские школы, в которых церковь уже не доминировала, а содержание образования определялось состоянием науки. Вслед за ними появились и светские вузы.
Отмеченные особенности и привели к тому, что XVIII в., вошел в историю как Век Просвещения.
7.3. Можно ли реформы Петра I считать модернизацией России?
В исторической литературе существуют разноречивые оценки деятельности ПетраI. Однако большинство исследователей считают, что его реформы имели выдающееся значение в истории России Споры идут о том, являлась ли модернизация России насильственной вестернизацией страны или была подготовлена всем ходом предшествовавшего развития России. Разные суждения высказываются по поводу того, носила ли деятельность Петра целенаправленный характер или была импульсивной реакцией на внешний вызов со стороны передовых европейских государств. Со времен Ключевского утвердилось мнение о том, что все преобразования России в эпоху Петра были вызваны Северной войной.
Преобразования Петра I были ярким примером радикальных реформ, проведенных государством без поддержки и даже при сопротивлении широких слоев общества. Они во многом были подготовлены его предшественниками. Вековые традиции и длительное пребывание в состоянии войны сформировали основной метод их проведения - деспотическое насилие. Личное знакомство с Европой в период пребывания Петра в составе Великого посольства в конце XVII в. определили цель и направление преобразований
Идеалом государственного устройства для Петра I было «регулярное государство», модель, подобная кораблю, где капитан - царь, его подданные - офицеры и матросы, действующие по Морскому уставу. Только такое государство, по мысли Петра, могло стать инструментом решительных преобразований, цель которых - превратить Россию в великую европейскую державу. Этой цели Петр достиг и потому вошел в историю как великий реформатор. Но какой ценой были достигнуты эти результаты? Многократное увеличение налогов привело к обнищанию и закабалению основной массы населения. Прикрепление каждого россиянина к месту жительства и месту службы сократили пространство свободы, расширившееся в это время в Европе, Все были вмонтированы в систему, как винтики в часовой механизм. Проводя реформу государственного управления,
Петр руководствовался принципами камеранизма т.е. введением бюрократического начала. у России сложился культ учреждения, а погоня за чинами и должностями стала национальным бедствием. Особенностью административной ре-формы было создание системы государственного контроля за деятельностью аппарата управления. Это привело к своеобразной «бюрократической революции», последствием которой стала зависимость всех от госаппарата. Так европейская идея рационализации, «наложившись» на российскую деспотическую традицию, закрывала путь превращению подданных государя в граждан Отечества.
Поглощению личности крепостническим государством способствовала церковная реформа, превратившая и церковь в часть государственного аппарата. Это означало для россиян потерю духовной альтернативы государственной идеологии. В то время как в Европе церковь, отделяясь от государства, сближалась с верующими, в России она отдалялась от них, переставала быть защитницей «униженных и оскорбленных», становилась послушным орудием власти, что противоречило русским традициям, духовным ценностям, всему вековому укладу жизни Закономерно, что Петра I многие современники называли царем-антихристом.
Своеобразные результаты дало желание Петра I догнать Европу в экономическом развитии. Эту цель он пытался реализовать с помощью форсированной «мануфактурной индустриализации т.е.. создание государственных и частных мануфактур за счет мобилизации государственных средств и использования труда крепостных. Главной особенностью развития мануфактур было выполнение государственных, прежде всего военных, заказов, что избавляло их от конкуренции, но и лишало свободной экономической инициативы.
Поскольку потенциал крепостнической системы не был к этому времени исчерпан, эти меры позволили России сделать рывок в развитии промышленности и торговли. Однако такая экономическая политика расширяла и консервировала феодально-крепостнические отношения. Беря в качестве примера развития Англию и Голландию, Петр не понял что их могущество определялось не столько количеством мануфактур, сколько наличием условий для свободного выбора образа жизни и деятельности их граждан. Модернизаций традиционного общества, проходившая в это время в Европе, проявлялась в высокой социальной мобильности населения, появлении новых социальных групп - наемных рабочих и мануфактуристов. Основной чертой производства становилась его высокая рациональность, подчинявшая экономическую жизнь требованиям эффективности и прибыльности. В духовной жизни побеждала хозяйственная этика протестантизма, утверждавшая, что богатство - не грех, а признак избранности Богом, при условии, что богатство идет не на роскошь, а на дальнейшие успехи в развитии производства. Центром новых общественных отношений, формирующихся в Европе, становился свободный человек результатом же петровских реформ стало создание в России основ государственно-монополистической промышленности, крепостнической и милитаризованной. Вместо формирующегося в Европе гражданского общества с рыночной экономикой Россия к концу царствования Петра представляла военно-полицейское государство с огосударствленной монополизированной крепостнической экономикой Города и села были обескровлены из-за перенапряжения народных сил. Произошло торможение в развитии свободного предпринимательства. Пространство свободы сузилось, так как каждый человек был ограничен в своей деятельности рамками государственных интересов, простиравшихся на все сферы российского бытия.
Таким образом, петровские преобразования, направленные на европеизацию России, не достигли своей цели. Революционность Петра оказалась ложной т.к. осуществлялась при сохранении основных принципов деспотического режима, всеобщего закрепощения. Единственным инициатором
Движения в созданной системе было государство, от главы которого зависели темпы, направления, способы развития.
7.4. В чем сущность и какова роль просвещенного абсолютизма в России?
В исторической науке прочно утвердилось понятие просвещенного абсолютизма. Одни историки полагают, что просвещенный абсолютизм - это определенная стадия в развитии абсолютной монархии, осознавшей свой долг перед обществом и осуществлявшей модернизацию в своих государствах, опираясь на идеи философов-просветителей. Другие исследователи усматривают в попытках реализации «уроков королям» лишь способ изменить внешний формы общественной жизни, сохраняя основные устои феодализма. Такая оценка долгое время была господствующей по отношению к российским государям, пытавшимся реформировать Россию.
Деятельность, осуществляемая реформаторами на троне, как правило, включала в себя: покровительство национальной промышленности, создание благоприятных условий для развития земледелия и роста внутренней и внешней торговли, совершенствование налоговой системы, административно-территориального устройства, ослабление власти землевладельцев-феодалов над крестьянами, кодификацию законов н создание правовой системы, поощрение наук и образования, ограничение влияния церкви. Там, где представители власти сумели воплотить в жизнь теоретические концепции Просвещения, страна вступала на путь прогресса, избежав революционных потрясений.
Реальности российской жизни XVIII в. были таковы, что, с одной стороны, требовали реформ, и в то же время исключали их успешное осуществление. Всякие попытки отнять у дворянства часть их привилегий встречали мощное сопротивление. Отсутствие в России «третьего сословия», на которое абсолютизм мог опираться как на социальную базу преобразований, делало эти попытки безнадежными. Поэтому каждое новое царствование в России во второй половине XVIII - начале XIX вв. начиналось гонением режима, попытками преобразования общества, а заканчивалось гонением на либерализм и ужесточением политического режима.
Первым российским монархом, предпринявшим попытку использовать для преобразования в стране идеи Просвещения была Екатерина П. Время ее правления - период решающих новаций и блестящих военных побед, закрепивших за Россией звание великой европейской державы В первые годы своего правления Екатерина пыталась следовать идеалам, воспитанным в ней книгами Вольтера, Дидро, других европейских философов. Так поступали ее «коллеги»: Карл III в Испании, Густав III в Швеции, Иосиф II в Австрии, Фридрих II в Пруссии. Поскольку основным инструментом преобразования общества у этих монархов были законы, то и Екатерина решила упорядочить российское законодательство, проведя кодификацию.
Для составления нового свода законов - Уложения - были проведены выборы депутатов в специальную Уложенную комиссию. Царица хотела создать сословно-представительный орган, опираясь на который можно будет проводить политику просвещенного абсолютизма. Выборы в комиссию носили сословный характер. В ней были представлены все группы населения, кроме помещичьих крестьян. Такое действие напоминало традиционные для России Земские Соборы, собираемые в период кардинальных преобразований. По желанию императрицы, изложенном в специальном Наказе, депутаты Уложенной комиссии должны были подать пример независимости, внутренней свободы остальным гражданам России. Наказ - программа действий, состоявшая из прогрессивнейших идей века, - признавал право людей быть свободными, подчинение всех закону. Екатерина искренне желала продвинуть страну по пути прогресса, избавить ее от наиболее варварских правил и привычек.
Но начавшаяся в 1767 г. работа комиссии показала утопизм идеи преобразовать страну на основах общественного договора и естественного права человека на свободу. Общественное сознание в России не было готово к новой системе общественных отношений. Поведение депутатов всех сословий было направлено на удовлетворение своих корпоративных интересов, включая всеобщее желание иметь крепостных.
Известно, что политика просвещенного абсолютизма может быть успешна лишь при условии, если общество с готовностью принимает идущие сверху команды. Это тем более относится к Екатерине II: в глазах многих она была незаконной царицей, убившей мужа и отстранившей от власти законного наследника престола - своего сына Павла.) И если в Европе просвещенные государи опасались затрагивать сословные привилегии дворянства, то тем более покуситься на них не могла русская царица. Екатерина отступи-
Ла, но не сразу отказалась от своих юношеских идеалов.
Укрепляя свое положение и государственную власть с помощью дворян, проводя политику закрепощения крестьян, она в то же время поощряла предпринимательство и торговлю, пропагандировала через вольное экономическое общество научные знания в области агротехники, секуляризировала монастырские земли, переведя монастырских крестьян в разряд экономических, т. е. в одну из разновидностей казенных, отказавшись от перераспределения их между помещиками. Она провела административные реформы - губернскую и городскую. Екатерина много сделала для роста образования в стране и внедрения вольнолюбивых идей и европейской культуры. При ней выросло первое «непоротое поколение» дворян, обладающих чувством личного достоинства, понятием чести и долга перед народом. Она даже подготовила продолжателя своей политики, в наиболее, как она считала, подходящих для этого условиях - внука Александра.
На свертывание политики просвещенного абсолютизма, безусловно, повлияли два события XVIII в.: крестьянская война под руководством Е. Пугачева в России и Великая французская революция. Последняя стала и концом просвещенного абсолютизма в Европе. В России же последней попыткой реализации идей европейского Просвещения была деятельность Александра I. Но практические результаты его деятельности были невелики. Слабость почвенных истоков либерализма, сопротивление помещиков, отсутствие поддержки широких слоев населения обрекали эти попытки на неудачу. В России был слишком большой запас инерции традиционного общества, чтобы двинуться по пути модернизации без ломки и потрясений.
7.5. Когда в России зародились капиталистические отношения?
В исторической науке нет единой точки зрения на проблему генезиса в России капитализма. Сторонники концепции линейного прогрессизма, т. е. последовательной смены формаций, имея общую методологию, расходятся во взглядах на время его зарождения в России. Они делятся на сторонников «раннего» (XVII в.) и «позднего» (конец XVIII в,) капитализма. Последнее время все большую популярность приобретает мнение о том, что в России долгое время не только параллельно существовали, но и развивались одновременно феодально-крепостнические и буржуазные отношения, и это одна из типологических особенностей российского капитализма. Группа исследователей отрицает капиталистический характер развития страны даже в конце XVIII в. Они считают, что российская деревня в это время не была подвержена капиталистическому расслоению, поэтому товарный рынок формировался не на капиталистической основе, а значит, говорить о кризисе феодализма и развитии капиталистического уклада нет оснований.
Слово «капитал» появилось в Европе в XII-XIII вв. Однако понятие «капитализм» вошло в научный оборот лишь во второй половине XIX в. Одни ученые считают определяющей чертой капитализма высокую степень рациональности, проявляющуюся в организации производства, отношении к труду, подчинение экономической жизни требованиям эффективности и прибыльности. Другие основное свойство капитализма видят в возникновении свободного рынка товаров, труда и капиталов. В марксистской историографии капитализм определяется как формация, основанная на частной собственности класса буржуазии на средства производства, эксплуатации наемных рабочих, лишенных средств производства и вынужденных продавать свою рабочую силу. Капиталистическому способу производства должен предшествовать период первоначального накопления капитала: концентрации материальных средств на одном полюсе и свободных рабочих рук, т. е. людей лишенных собственности, - на другом. В ходе этого процесса внеэкономическая эксплуатация заменяется экономической. Есть ли основания говорить о «раннем» возникновении капитализма в России? В России к концу XVII в. были первые мануфактуры, но количество их не достигало трех десятков. Решающую роль в экономике играли не они, а крестьянский домашний промысел, городские ремесленники, т. е. мелкотоварное производство города и деревни. Что касается производственных отношений, то ничего похожего на формирование класса буржуазии и предпролетариата в это время в России мы не обнаружим.
Реформы Петра I в первой четверти XVIII в. в промышленности привели к созданию мощной экономики на основе новых европейских технологий. Это создавало определенные возможности капитализации страны, если ее основой считать техническую производственную базу. Однако в системе крепостнических общественных отношений, усилившихся в ходе Петровских реформ, условий для формирования классов буржуазного общества не было. Что касается сельского хозяйства, то здесь даже и не предполагалось создания новых производительных сил, и, тем более, соответствующих им производственных отношений.
В первые 20 лет после смерти Петра I заметных изменений в экономике и социальной структуре России не произошло. Лишь в царствование Елизаветы Петровны (1741 - 1761 гг.) обнаруживаются некоторые изменения: капиталистическая промышленность начала складываться в среде купечества, казенных крестьян и оброчной части помещичьего крестьянства. Процессы капитализации страны стали наиболее заметны во второй половине XVIII в., в период правления Екатерины II (1762 - 1796 гг.). Проводимая ею политика во многом способствовала становлению нового уклада. Екатерина II отменила промышленные монополии, провозгласила свободу предпринимательства и торговли. Крестьянам была предоставлена возможность беспрепятственно заниматься «рукоделием» и продажей промышленной продукции, что способствовало перерастанию мелкого товарного производства в капиталистическую мануфактуру. При Екатерине был учрежден Коммерческий банк для предоставления кредитов купечеству. Внешнеторговая политика защищала интересы отечественного производства: был запрещен ввоз товаров, бывших «в изобилии в собственном государстве», а товары, не производимые в России, от пошлин освобождались.
Екатерининский век можно считать периодом, когда стали формироваться классы капиталистического общества - буржуазия и пролетариат. Однако более быстрому и глубокому развитию российского предпринимательства мешали господство крепостничества в деревне и общинные традиции, препятствовавшие расслоению крестьянства и его пролетаризации. В это время распространяется оброчная система эксплуатации. Уходящие на заработки крестьяне получали от помещика паспорта, позволявшие им находиться в отлучке от 6 месяцев до 3 лет, и билеты, действительные на срок 3 месяца. Помещик мог в любой момент вернуть крестьянина с оброка и лишить промышленность работника. Заработная плата такого рабочего включала в себя постоянно растущую оброчную плату помещику. Таким образом, помещики принуждали работать на себя не только зависимого от него лично крестьянина, но и молодую российскую промышленность.
И все-таки денежный оброк предоставлял крестьянам более широкую сферу деятельности, поощрял их предприимчивость. Недаром наиболее известные мануфактуристы и богатые купцы - основатели могучих фамильных династий российской буржуазии - были выходцами из Нечерноземья, где в наибольшей степени была распространена оброчная форма ренты.
Распространение торгово-денежных отношений вело к отделению торгово-предпринимательской крестьянской верхушки. Появляются «капиталистые крестьяне» - организаторы производства. Пока развитием экономики занималось дворянское государство и помещики, трудно было найти доказательства капиталистического развития страны, кроме показателей роста продукции промышленности, включая государственную. Но когда стала видоизменяться крестьянская община, появилось ее предкапиталистическое расслоение, начал взламываться патриархальный уклад и меняться психологический облик массового человека - процесс стал необратимым.
В то же время следует подчеркнуть, что это развитие имело специфику, предопределившую особенности российского капитализма в последующий период. Российский вариант капитализма изначально отличался от европейского не столько количественными показателями производства, сколько типом формирующихся капиталистических структур.
7.6. Были ли крестьянские войны в России?
Понятие «крестьянская война» было введено Ф. Энгельсом в 1850 г. в работе «Крестьянская война в Германии». Оно относилось к восстанию в 1524-1525 гг. во главе с Т. Мюнцером. Такое понятие соответствовало марксистскому воззрению на историю, для которого были характерны формационный и классовый подходы к изучению прошлого. Подобные явления рассматривались в качестве типичной для феодализма формы классовой борьбы угнетенного крестьянства против крепостников-феодалов.
Советские историки стали широко использовать понятие «крестьянская война» с середины 30-х годов. Крестьянскими войнами назывались наиболее крупные массовые вооруженные выступления народа периода феодализма. Они охватывали большую территорию и вовлекали в движение не только крепостных крестьян, но и самые различные слои населения: холопов, посадских людей (городское население), казаков, мелкопоместных дворян, мелких служилых людей, а также нерусские народы. Крестьянские войны признавались разновидностью гражданских войн. Поэтому подчеркивалось то обстоятельство, что в ходе их велась борьба за власть в государстве и что восставшие, при всей стихийности и неорганизованности их выступления, имели свое войско, свои органы управления, словом, отдельные элементы организованности.
Против чего выступали восставшие? На этот вопрос советские историки не давали однозначного ответа. Одни полагали, что крестьяне и их союзники по общей борьбе выступали прежде всего против крепостничества как наиболее тяжелого для народа варианта феодального строя, за создание приемлемых условий в рамках феодализма, другие - что народ боролся против феодального строя вообще. В трудах советских историков очень ярко проявлялся «двойной стандарт» при оценке действий повстанцев и их противников. Так, обычно много и охотно говорилось о «зверствах» «царских карателей» (которые действительно имели место). В то же время ничуть не меньшие «зверства» восставших как бы не замечались или же всячески оправдывались.
Крестьянские войны оценивались советскими историками как безусловно прогрессивное явление в соответствии с марксистским положением о прогрессивности классовой борьбы вообще. Однако на вопрос о том, в чем состояла эта прогрессивность, исчерпывающего ответа не давалось. Указывалось обычно на то, что закладывались традиции народной борьбы, а феодалы, напуганные размахом народных выступлений, вынуждены были несколько ограничить эксплуатацию крепостных. Выдвигался весьма спорный тезис о том, что будто бы крестьянская война начала XVII в. задержала до 1649 г. завершение юридического оформления крепостного права в России. Игнорируется при этом тот факт, что именно в период восстания И. Болотникова, считавшийся высшим подъемом крестьянской войны, правительство царя Василия Шуйского не ослабило, а усилило крепостнический режим, приняв указ от 9 марта 1607 г., в соответствии с которым срок сыска беглых увеличился с 5 до 15 лет. Каких-либо иных конкретных признаков прогрессивности крестьянских войн советские историки не выделяли.
С 80-х гг. советские историки стали постепенно отходить от ограничения сугубо классовой характеристики крупнейших народных движений в России XVII -XVIII вв. Распространился взгляд на эти движения как на концентрированное выражение кризиса всего русского общества, а не только как на результат обострения классовых противоречий. В этой связи некоторые исследователи вообще отказались считать события, происходившие в России в начале XVII в., а также Булавинское восстание крестьянскими войнами. Они не усматривали в этих движениях ни какой-либо «антифеодальной программы», ни выражения специфических крестьянских чаяний. В настоящее время большинство историков признает крестьянскими войнами лишь Разинское восстание (но только события 1670 - 1671 гг., а Каспийский поход С. Разина 1667 - 1669 гг. "они оценивают как обыкновенное казацкое предприятие), и Пугачевское восстание.
Последнее отличалось тем, что в нем Е. Пугачев и его казачье окружение широко использовали монархические чувства народа - гораздо шире, чем разницы, и примерно так же, как Лжедмитрий I и II, И. Болотников и казацкие атаманы начата XVII в. В нем в наибольшей степени заметны элементы организованности, выражавшиеся в существовании пугачевской Военной коллегии. Исключительной противоречивостью отличался и облик самого предводителя. Не случайно, как отметила Марина Цветаева в очерке «Пушкин и Пугачев», под пером А. С. Пушкина-историка Е. Пугачев в «Истории Пугачевского бунта» предстает омерзительным злодеем, а под пером А. С. Пушкина-художника в «Капитанской дочке» - романтическим Вожатым, вызывающим сочувствие, несмотря даже на весь ужас содеянного им. Весьма необычен и конец Е. Пугачева. Так, если С. Разина выдали русским властям казаки из числа его врагов, то Е. Пугачева предало свое же окружение, надеявшееся тем самым спасти свою жизнь.
Таким образом, важнейшие признаки крестьянских войн - решающая роль (на определяющих их этапах) крепостных крестьян и выражение в них чаяний крепостного крестьянства. Как и все народные выступления эпохи феодализма, крестьянские войны представляли собой стихийный протест народа против существовавших в то время общественных отношений и тягу его к вольности. Однако при этом едва ли есть основания для оценки их в качестве прогрессивного явления. Свобода как главная цель этих движений сочеталась с кровавыми, варварскими, средневековыми методами борьбы за нее. Как и все гражданские войны, крестьянские войны представляли собой трагедию народа и страны.
7.7. Каковы основные направления внешнеполитической деятельности России в XVIII в. ?
Внешняя политика российского государства в XVIII в. - один из немногих видов деятельности, не имеющий серьезной критики в историографии. Сторонники цивилизационного подхода к истории считают, что в XVIII в. перед Россией встала историческая сверхзадача - войти в европейское сообщество и закрепиться, чтобы не потерять национальной независимости и не превратиться в третьестепенную державу. Таков был вызов истории. Ответом стало превращение России в мощную империю, вобравшую в себя значительную часть Восточной Европы и всю северную Азию, включая часть американского материка - Аляску.
XVII в. оставил в наследство три нерешенные внешнеполитические задачи - польскую, шведскую и турецкую. России предстояло возвратить выход в Балтийское море, вернуть западные русские земли, утраченные в ходе польско-шведской интервенции в начале XVII в., решить южную проблему - защитить свою территорию от набегов крымских татар и приобрести выход к Черному морю. Все эти проблемы вплетались в общеевропейскую политику, затрагивая интересы великих европейских держав, т. к. сужали сферу влияния возвысившейся в этот период промышленной и торговой буржуазии Запада.
Перед Петром I, с чьим, именем связаны крупные успехи России на международной арене, в начале его царствования стояла альтернатива: какое направление - южное или северное - избрать в качестве основного? В зависимости от выбора Швеция, Польша, Турция, Австрия могли стать союзниками или противниками.
Первый крупный шаг во внешней политике был предпринят Петром в 1695 г. в традиционном для России направлении - на юг, к берегам Азовского и Черного морей. Целью предпринятых военных действий был Азов - крупнейшая турецкая крепость в устье Дона. Первый азовский поход закончился неудачно. Потерпев поражение, Петр сделал все возможное, чтобы обеспечить успех второго похода. Летом 1696 г. Азов был взят, но это не решило проблемы выхода к Черному морю. Для дальнейшей борьбы с Турцией необходимо было укрепить союз с европейскими державами и перенять «европейскую науку побеждать». В 1697 г. Петр отправляется в составе Великого посольства в Европу. Эта поездка перевернула представления молодого царя. Решив европеизировать страну, он резко меняет и внешнеполитические ориентиры. Теперь главной его задачей становится выход к Балтийскому морю, обеспечение торговых, культурных, дипломатических связей с державами северо-западной Европы. Он заключает мир с Турцией, находит союзников для борьбы с главным соперником в Прибалтике - Швецией, и начинает в 1700 г. затяжную Северную войну.
Первый этап Северной войны был очень тяжелым. Но, осуществив реформы, создав армию и флот перенапрягая силы страны, Петр сумел совершить перелом в ходе войны. Полтавская битва 1709 г. - не только момент воинской славы России. С нее начинается признание России великой европейской державой. В 1721 г. между Россией и Швецией был заключен мир, по которому Россия приобрела значительную часть Прибалтики и получила выход к морю. Изменилось соотношение сил в Европе. Авторитет России возрос до такой степени, что европейские державы признали провозглашение в 1721 г. Сенатом Петра I императором, а России - империей.
Таким образом, одна из важнейших задач - шведская, была решена при Петре I. Решение двух других связано с внешнеполитической деятельностью Екатерины II, продолжившей расширение границ империи, включая в ее состав все новые территории.
Две победоносные войны с Турцией (1768 - 1774 и 1787 - 1791 гг.) отмечены крупными победами полководцев П. Румянцева, А. Суворова, Г. Потемкина. При заключении мира Екатерина II проявила недюжинное дипломатическое искусство. Результатом стало превращение России в Черноморскую державу, усиление ее позиций в Закавказье и на Балканах. К России отошли земли Черноморского побережья от Керчи до Днестра. В 1783 г. в состав России мирным путем вошел Крым. Началось освоение русскими и украинскими крестьянами Новороссии. Русским торговым судам открывалось свободное плавание из Черного моря в Средиземное. Был создан Черноморский военный флот с основной базой в Севастополе, служивший опорой русского влияния в данном регионе.
Вмешательство в Польские дела Екатерина начала с возведения на польский престол одного из своих фаворитов - Станислова Понятовского, это был последний польский король. Затем последовало три раздела Польши между Россией, Австрией и Пруссией: в 1772, 1793 и 1795 гг. Исконные польские земли, включая и Варшаву, достались Пруссии и Австрии. Большинство украинских и белорусских территорий, а также Литва отошли к России. Завершился процесс включения Польши в состав Российской империи в 1815 г. при Александре I, когда в результате решений Венского конгресса Царство Польское окончательно было отдано России.
Напуганное Великой французской революцией, в конце века российское самодержавие включилось в борьбу европейских монархов против общей угрозы. Но это участие при Екатерине II было весьма специфическим: она не вела военных действий против Франции, но подталкивала к ним другие государства, отвлекая их от польских и турецких дел, в которых именно Россия стала играть «первую скрипку». Военные действия против революционной Франции Россия начала при воцарении в 1796 г. Павла I. На Средиземном море прославилась русская эскадра под руководством Ф. Ушакова. В Альпах снискал славу А. Суворов. Но целесообразность для России этих военных подвигов весьма сомнительна, она объясняется желанием Павла создать в Средиземном море на острове Мальта форпост русского влияния. Павел был посвящен в рыцари Мальтийского ордена, а изумленная Европа увидела новое зрелище - союз России и Турции против Франции. Но, совершив резкий поворот, Павел становится союзником Франции против Англии. Смерть императора не сняла сложного конфликта в европейской политике, с которым страна вошла в XIX в.
7.8. Каковы особенности Российской империи?
Проблемы становления и функционирования Российской империи находятся в центре научных и политических споров. Ряд исследователей считает, что империя - одна из лучших форм организации пестрого человеческого сообщества Евразии, обеспечивающая человеку психологическую и физическую защищенность. Заслуга империи и в том, что она подрывала локальный характер исторического развития, включая населяющие ее народы в единый мировой исторический процесс. Другая точка зрения заключается в утверждении, что Россия - такое же искусственное образование, как любая империя, держалась на страхе покоренных народов перед военной мощью метрополии, и поэтому обречена на распад. Борьба между сторонниками противоположных оценочных концепций роли и места Российской империи обострилась в связи с распадом СССР, который рассматривали как ее исторического преемника.
Империя - очень сложная этно-социальная и политическая пространственная система. История знает множество древних и современных империй. Несмотря на принципиальные различия, они все-таки имеют общие классификационные черты. Любая империя объединяет под началом сильной централизованной власти этнические и административно-территориальные образования. В основе управления лежат отношения метрополия-колония, центр-провинция, центр- национальные окраины. Для империй характерна национальная, историческая, религиозная разнородность составных частей. Такая форма государственности свойственна наиболее могущественным державам, тяготеющим к личной власти главы государства с высокой политической и социальной ролью армии и вообще военного элемента.
Российская империя сформировалась в результате долгого собирания земель и распространения государства вширь по огромным пространствам Евразии. В ходе этого процесса Россия заключила в единые политико-административные рамки множество различных этнических компонентов, которые она лишила государственной самостоятельности, сохранив за ними значительную культурную автономию и обеспечив стабильность жизни. Однако, как и везде, российское государство было орудием господства меньшинства над большинством и притеснения были для него естественным механизмом регуляции. Власть была бременем для всех подданных, в том числе жителей российского центра - этнических русских, лишь формально выступавших в роли жителей метрополии.
Имперская политика российского государства складывалась постепенно, по мере усиления державы. Официально звание империи Россия получила в конце правления Петра I, провозглашенного императором после успешного окончания Северной войны со Швецией. Завершение оформления империи в знакомых нам очертаниях происходит только в 70-е гг. XIX в. Наиболее бурный рост империи приходится на XVIII в. Активная внешняя политика России в этот период ничем особенным не отличалась от поведения европейских государств в XVI-XVII вв., но пришлась на то время, когда ведущие страны мира исчерпали свои возможности экспансионистского развития, превратившись в колониальные империи. Отличием было то, что Россия проводила эту политику не за океанами, а на территориях, непосредственно примыкавшим к ней. Поэтому народы включались в состав Российской империи путем постоянного перемещения ее границ.
Следует отметить, что Россия уже к середине XVII в. вышла к берегам Тихого океана. После Смуты начала XVII в. она восстановила свою государственность не как чисто русскую, а как многонациональную, включавшую в себя народы, проживающие за Волгой и Уралом. Особое место занимает переход под руку Москвы Украины после войны с Польшей в середине этого же века. Украинские земли, перешедшие в состав России, получили автономию, гетманское правление. Но эта автономия была значительно урезана Петром I и полностью утрачена при Екатерине II. XVIII в. - время расширения западных и южных границ России. В результате войны со Швецией к России присоединяется большая часть Прибалтики с ее немецко-шведским дворянством, немецким бюргерством, эстонским и латышским крестьянством. Остальная часть Прибалтики, Западная Украина и Западная Белоруссия, Литва вошли в империю после раздела Польши при Екатерине II в конце века. Русско-турецкие войны привели к включению в состав России Причерноморья, в том числе и Крыма. В конце века начинается процесс распространения российской государственности на Закавказье. Началось это подписанием Георгиевского трактата в 1783 г. о принятии царства Картли-Кахети (Восточная Грузия) под покровительство России. Завершается вхождение Закавказья в состав Российской империи лишь в первой трети XIX в. после ряда русско-турецких и русско-иранских войн.
Типология включения регионов и народов в империю разнородна: от присоединения с помощью военной силы, до добровольного вхождения. Чаще всего Россия отвоевывала у других государств захваченные ими территории. Так, у Швеции была отнята Прибалтика, а у Турции - Северное Причерноморье. Были и совершенно неприкрытые агрессии, например, в отношении Польши. А добровольное вхождение Грузии - оптимальный исторический выбор в условиях угрозы порабощения со стороны более агрессивного соседа - Турции. Другое дело, что каждое добровольное вхождение рано или поздно заканчивалось ликвидацией обещанной государственной автономии. Исключение составляет разве что Финляндия, вошедшая в состав России в XIX в., и сумевшая сохранить элементы политической независимости.
Как и всякая империя, Россия осуществляла жесткое централизованное управление, не останавливаясь перед применением военной силы. Но ведя счет обидам и притеснениям, надо помнить и о том, что при всех неудобствах и злоупотреблениях власти она обеспечивала стабильность, налаженный быт, производство и торговлю, снижала опасность постоянных этнических раздоров. И это было благо, даже если за него приходилось платить независимостью.
Политика царизма не была повсюду одинаковой. Так, на украинский и белорусский народ смотрели как на часть русского народа. В восточных землях управление осуществлялось с помощью местной знати. Российское дворянство вбирало в себя феодалов различного этнического происхождения. Страна строилась с учетам прав каждого народа на определенный образ жизни.
Народы России имели разную бытовую, религиозную, политическую культуру, что ослабляло единство общества. Преодоление духовной разобщенности осуществлялось путем вовлечения в сферу русской культуры национальной культурной элиты. Это имело и положительные и отрицательные последствия: происходила русификация элиты, утрата ею национальных корней.
Литература
1. Водарский Е. Я. Петр I // Вопросы истории, 1993, №6.
2. Европейское просвещение и французская революция XVIII века. М., 1988.
3. Каменский А. Б. Екатерина II // Вопросы истории, 1989, № 3.
4. Милов Л. В. Общее и особенное российского феодализма // История СССР, 1989, № 2.
5. Очерки русской культуры XVIII века, т. I-IV. М., 1985 - 1990.
6. Соловьев В. И. Актуальные вопросы изучения народных движений (Полемические заметки о крестьянских войнах в России) // История СССР, 1991, № 3.
В международных отношениях не было. Более того, действия царя на мировой арене историки рассматривают как одну из причин Смутного времени. На самом ли деле это происходило?
Внешняя политика Ивана Грозного: южное направление
Как правило, южное направление было одним из самых проблемных в истории нашей страны. Причем наблюдалось это как в древний период, так и в последующие. В чем заключалась эта проблема? Во-первых, юг - это место кочующих народов. А значит, и боевая дисциплина и мастерство у них выше. Во-вторых, отсутствовали четкие южные границы у нашей страны, что повлияло на уровень безопасности. В это время царь боролся с крымскими ханами, и неудачный поход в 1559 году подтвердил все опасения. Через 11 лет ответный поход хана разрушил Москву.
Внешняя политика Ивана Грозного: восточное направление
Восточное направления в то время было самым удачным, наверное, за всю историю нашей страны. Именно Иван Грозный присоединил такие ханства, как Казанское и Астраханское. Благодаря взятию Казани в Москве был воздвигнут изумительный храм, который символизирует значение этого похода до сих пор. Помимо присоединения этих территорий началось и освоение Сибири.
Внешняя политика Ивана Грозного: западное направление
Попытки утвердиться в Прибалтике не принесли ничего хорошего нашему государству. Спонтанная и неподготовленная война оказалась длительной, она повлекла большие потери в совокупности с упадком экономического состояния страны. Ливонская война проходила в три важных этапа. Первый этап охватил 1558-1561 годы. Как ни странно, но они были весьма удачны: русские войска вторглись в Ливонию, что привело к падению Нарвы вместе с Дерптом, как следствие - распад Ливонского ордена. Второй этап (1561-1569) был менее удачлив: русские воины получили ряд поражений, усилил же разногласия внутри нашей армии переход друга Ивана Грозного на сторону Литвы. Курбский писал письма царю, но прощения так и не получил. В конце этапа создается Речь Посполитая, которая собирает вокруг себя сильный союз. На третьем этапе Ливонской войны инициатива целиком переходит в руки противника. Сглаживает положение в это время лишь героическая оборона города Пскова. Таким образом, война была проиграна.
Итоги внешней политики Ивана Грозного
Итоги выступления царя на мировой арене были весьма незначительны. Кроме присоединения важных ханств, никаких новых земель Грозный не получил, а лишь, наоборот, потерял их. После мирного договора, подписанного в Ям-Заполье, мы потеряли Ливонию и Полоцк, а после Плюского соглашения - Нарву, Копорье, Ивангород и Ям. Таким образом, внутренняя и внешняя политика Ивана 4 были весьма противоречивы. Если в одном он преуспел, хотя и только в первые годы своего правления, то в другом его успехи были значительно хуже. Присоединение Казанского и Астраханского ханства затмило поражение в Ливонской войне, которая нанесла сокрушительный удар по экономике государства и стала катализатором смутного времени.
Цели урока: выявить факторы, определявшие характер внешней политики; показать её основные направления; проследить изменение границ страны в XVII в.; оценить результативность внешнеполитической деятельности.
Основные знания: причины и последствия Смоленской войны; объективные и субъективные предпосылки, последствия воссоединения Украины с Россией; основные итоги и значение русско-польской войны 1654-1667 гг.; причины и итоги Русско-турецкой войны 1677-1681 гг.; Крымские походы русской армии; особенности освоения русскими Сибири и Дальнего Востока.
Образовательная среда: учебник, рабочая тетрадь, настенная карта «Рост территории России в XVII в. Народы Сибири и Дальнего Востока».
Внутрипредметные связи: Новая история: международные отношения в XVII в.
Персоналии: Алексей Михайлович, М. Б. Шеин, Б. М. Хмельницкий, В. В. Голицын.
Ключевые понятия: .
Даты и события: 1632-1634 гг. — Смоленская война с Польшей; 1653 г. — решение Земского собора о включении Украины в состав России; 1654-1667 гг. — русско-польская война; 1677-1681 гг. — Русско-турецкая война; 1687, 1689 гг. — Крымские походы русской армии.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): использовать историческую карту для характеристики геополитического положения России в XVII в.; показывать на карте территорию России и земли, присоединённые к ней в XVII в., ход войн и направления военных походов; объяснять , в чём заключались цели и результаты внешней политики России в XVII в.; раскрывать причины и последствия присоединения Украины к России, освоения Сибири и Дальнего Востока; объяснять значение понятий быдло, гетман, голытьба, реестровые казаки .
Основные сведения
Основным противником России в XVII в. оставалась Речь Посполитая (Польша). Она не признавала прав Михаила Романова на престол, считая русским царём своего королевича Владислава. За Польшей оставались и Смоленские земли, захваченные у России во времена Смуты. Польская шляхта (дворянство) не оставляла планов нового похода на Москву.
Главным итогом Смоленской войны 1632-1634 гг. стал отказ короля Владислава от претензий на русский престол. Это была значительная победа российской стороны. Однако Смоленская война не сняла имеющиеся противоречия с Речью Посполитой.
Русско-польские отношения обострились ещё сильнее в условиях начавшейся борьбы украинского народа за независимость. Богдан Хмельницкий, поняв, что восставшим трудно будет самим справиться с Польшей, обратился к царю Алексею Михайловичу с просьбой принять Украину в состав Российского государства. 1 октября 1653 г. Земский собор принял решение о включении Украины в состав России и об объявлении войны Польше. 8 января 1654 г. в Переяславе состоялся совет — Рада, на котором собрались выборные представители от всех сословий украинского населения.
Решение России принять в свой состав Украину вызвало новую войну с Польшей. Она началась сразу же после Земского собора 1653 г. и Переяславской рады и почти 15 лет шла с переменным успехом.
Россия была заинтересована и в расширении своих владений на юге. Её противниками на этом направлении были Крымское ханство и Турция.
Западная Сибирь была присоединена к России в результате разгрома Сибирского ханства ещё в конце XVI в. Здесь возникли города Тобольск, Тюмень, Берёзов, Сургут, Томск и др. В XVII в. началось и хозяйственное освоение бескрайних сибирских просторов. К концу XVII столетия русские владения в Азии простирались уже до побережья Тихого и Северного Ледовитого океанов. На юге они были ограничены зоной влияния Китайской империи (в основном на Дальнем Востоке и в Забайкалье), а также киргизскими племенами (в Центральной Азии). С целью урегулирования русско-китайских противоречий на Дальнем Востоке между двумя странами в 1689 г. был заключён Нерчинский договор.
План изучения нового материала:
- Россия и Речь Посполитая. Смоленская война.
- Воссоединение Украины с Россией.
- Русско-польская война (1654-1667).
- Русско-турецкая война (1677-1681).
- Крымские походы.
- Освоение Сибири и Дальнего Востока.
Ход урока
1. Рассказывая о взаимоотношениях России и Речи Посполитой, учитель ставит перед учащимися вопросы: почему именно Польша оставалась основным противником России на протяжении большей части XVII в.? Какие задачи ставили перед собой польские руководители? Какие нерешённые вопросы между Россией и Польшей оставались после Смуты?
По карте «Рост территории России в XVII в. Народы Сибири и Дальнего Востока» ученики показывают, какие именно русские земли сохранялись в составе Польши после Смуты. Учитель же в ходе рассказа акцентирует внимание школьников на том, почему первая после изгнания поляков из Москвы война получила у современников и историков название «Смоленская», каковы были её результаты и значение для России, какие задачи так и не были решены в ходе её.
2. Объясняя материал о воссоединении Украины с Россией, важно вспомнить, когда и почему украинские и белорусские земли оказались в составе Польши.
Вопросы и задания для учащихся: 1. Каково было положение населения украинских и белорусских земель в составе Речи Посполитой? 2. Сравните положение крестьян Украины в XVI — начале XVII в. с положением крестьян в Англии, Франции, России. В чём заключалось более тяжёлое положение украинского населения?
Рассказывая об освободительной борьбе украинского и белорусского народов, учитель использует карту «Восстание под предводительством Б. М. Хмельницкого и русско-польская война 1654-1667 гг.» (с. 78 учебника), учащиеся параллельно выполняют задание 3 к § 9 рабочей тетради.
Затем, выслушав рассказ учителя о Переяславской раде, ученики анализируют отрывок из речи Б. М. Хмельницкого, произнесённой 8 января 1654 г. в Переяславе:
Вот уже шесть лет живём мы без Государя… и видим, что нельзя жить нам больше без Царя. Для этого собрали мы Раду… чтобы выбрать себе государя из четырёх. Первый царь — турецкий… второй — хан крымский, третий — король польский… четвёртый — есть Православный Великой России Государь, царь и великий князь Алексей Михайлович…
Царь турецкий — бусурман [иноверец]… крымский хан тоже бусурман. А православный христианин великий государь — царь восточного единого с нами благочестия, греческого закона, единого исповедания…
Вопросы для учащихся: 1. Почему украинские казаки «не могли жить» без государя так долго? 2. По какой причине они выступали за воссоединение Украины с Россией, а не с другими соседями? 3. Можно ли считать, что украинские политики лишь воспользовались силой православной России для борьбы с Польшей, не имея в виду своё развитие в составе единого Российского государства в будущем? 4. В чём вы видите историческое значение воссоединения Украины с Россией?
3. О русско-польской войне 1654-1667 гг. рассказывает учитель, используя карту «Восстание под предводительством Б. М. Хмельницкого и Русско-польская война 1654-1667 гг.» (с. 78 учебника). Важно при этом показать историческое значение победы России в борьбе за освобождение Украины.
4. При объяснении материала этого пункта плана учителю необходимо заострить внимание учеников на том, что главной причиной Русско-турецкой войны 1677-1681 гг. стало столкновение интересов Турции, Крымского ханства, Речи Посполитой и России в вопросе принадлежности Украины. Затяжная кровопролитная война завершилась
признанием Турцией и Крымским ханством вхождения Левобережной Украины в состав России. В ходе рассказа учитель активно использует карту «Рост территории России в XVII в. Народы Сибири и Дальнего Востока».
5. Вопрос о Крымских походах учащиеся изучают самостоятельно, читая соответствующий текст учебника. Затем учитель проводит с учениками беседу.
Вопросы для учащихся: 1. Почему Россия вновь столкнулась с Крымским ханством после Бахчисарайского мира? 2. Почему Россия примкнула к антитурецкой «Священной лиге»? 3. Насколько подготовленными были походы В. В. Голицына в Крым? Чем они завершились? Как вы можете объяснить такой итог походов? 4. В чём состоит историческое значение Крымских походов?
6. Тема освоения Сибири и Дальнего Востока может быть изучена посредством работы учащихся с историческими источниками. Например, с «Наказом якутскому воеводе о ясачных людях» (1651), содержащим прямые установки на осторожное, постепенное приведение местного населения к присяге:
Да и в иные новые землицы по Великой реке Лене и по Алдану и по Чоне и по Вилюю и по иным рекам потомуж посылати для проведыванья и для прииску и для приводу под государеву… руку служилых людей… и ясак с них [местных жителей] сбирати… ласкою, а не жесточью… и к шерти [присяге] их… привесть… и ясачным людем налоги и оскорбленья никакого не учинить, и от государевы высокие руки их не отгонить… [Коренных жителей на-сильно не крестить, к себе для работы во дворы не брать, в Москву не вывозить], чтоб Сибирская Ленская земля пространялась, а не пустела. [Крестившихся добровольно] мужской пол устроивать в государеву службу и верстать их государевым денежным и хлебным жалованьем, смотря по людям, кто в какую статью пригодитца, в выбылые русских служилых людей места, жонок и девок выдавати замуж за новокрещенов же и за русских служилых людей.
Выводы. В XVII столетии в результате изнурительных войн, деятельности первопроходцев территория России значительно выросла. В её состав вошли земли Сибири и Дальнего Востока, Левобережной Украины и Смоленщины. Наличие таких обширных пространств открывало возможности развития страны «вширь», замедляя тем самым внедрение новых методов хозяйствования, задерживая отмирание крепостнических порядков.
Домашнее задание. § 9, вопросы и задания к нему. В рабочей тетради: задания 1, 2, 4-8 к § 9. Индивидуальные задания: сообщения (с элементами презентации) на темы «С. И. Дежнёв», «В. Д. Поярков», «М. В. Стадухин», «Е. П. Хабаров».
Вариант 11.5
А1. Знаменитое морское сражение в период Северной войны:
а) Гангутское в) Балтийское
б) Азовское г) Полтавское
А2. Первая русская газета , которая нерегулярно выпускалась для высшего
а) «Ведомости»
б) «Куранты»
в) «Новости»
г) «Вести»
3. Коренной перелом в ходе Северной войны внесла знаменитая битва,
состоявшаяся ….
а) под Полтавой
б) под Нарвой
в) у деревни Лесной
г) у острова Гренгам
А4.Петербург был основан и стал столицей России в ….
а) в 1703 году в) в 1725 году
б) в 1712 году г) в 1700 году
А5. В битве у деревни Лесной, где был разгромлен 16-тысячный корпус шведов
а) Ф. Лефорт в) А.Меньшиков
б) Пётр I г) Ф.Апраскин
А6. Царевна Софья добиваясь престола, опиралась на …..
а) гвардию в) даточных людей
б) стрельцов г) казачество
А7 Славяно-греко -латинская академия в России 18 века - это….
А8 Кем был Симеон Полоцкий?
а) патриархом России
А9 В результате какой войны Россия получила выход в Балтийское море?
а) Ливонской в) Северной
б) Смоленской г) Семилетней
А10.Какое их названных событий произошло раньше всех остальных?
а) Азовские походы Петра I
б) окончание Северной войны
в) Полтавская битва
11.Какой город
стал «колыбелью русского флота»:
А) Москва
Б)Киев
В) Воронеж
12. Генеральное
сражение в ходе Северной войны состоялось:
А) у деревни Лесной
Б) У Полтавы
В) у мыса Гангут
13. Какие предприятия
преимущественно строились при Петре:
А) металлургические и железоделательные
Б) Мыловаренные и мукомольные
В) текстильные
14. Политика Петра
, направленная на защиту российской промышленности от иностранной конкуренции с помощью таможенных пошлин:
А) импорт
Б) меркантилизм
В) протекционизм
15. Введенные
Петром высшие распорядительные учреждения, распространяющие в своих областях деятельности власть на всю страну:
А) Сенат
Б) коллегия
В) Синод
16. Документ,
который в системе государственной службы и продвижения по должностям на 1 план выдвигались личные достоинства и заслуги, а не «порода» - _________________________
17. Соотнесите дату
и событие:
1. северная война А) 1700-1721 гг
2. Азовские походы Б)1725
3. Провозглашение России империей В)1695-1696
4. Открытие Академии наук Г) 1721
часть Б
1. Установите соответствие между понятиями их определениями:
1) мануфактура
2) ассамблея
3) протекционизм
а) экономическая политика государства, направленная на поддержку отечественного производства путем ограничения ввоза товаров и оказания экономической помощи предпринимателям;
б) собрание- бал с участием женщин в домах российской знати;
в) предприятие с разделением труда, где каждый работник выполняет определённые операции.
2. Узнайте военные сражения на картах и напишите название и дату ;
2 | 3 | |
часть С
Дать развернутый ответ:
1. Значение реформ Петра Первого.
2. Перечислите основные сражения Северной войны?
Вариант 12.4
1.Взятие Азова войсками Петра I относится к:
а)1695 г; б) 1696 г; в) 1697 г.
2. Первую половину XVIII века историки называют :
а) Бунташный век; б) Смутное время; в) Петровская эпоха.
3.Что было целью великого посольства:
а) найти союзников в предстоящей войне против Швеции;
б) заключить мирный договор с Польшей;
в) познакомиться с государственным устройством западных стран.
4. Северная война приходиться на период:
а) 1700-1706 гг; б) 1700-1711гг; в) 1700-1721гг.
5. По итогам Северной войны был заключен:
а) Абоский мир; б) Столбовский мир; в) Ништадтский мир.
6. Абсолютизм– это:
а) форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть;
б) родовая знать;
в) неловкое положение, оплошность.
7. Нововведения Петра:
а) бритьё бород;
б) русские люди стали грамотными и образованными;
в) потеряла свою независимость.
8.. Провозглашение России империей:
а) 1720 г.; б) 1721 г.; в) 1717
9. Причиной Северной войны явилось стремление России:
1) получить выход к Балтийскому морю
2) расширить территорию на севере
3) завоевать побережье Северного моря
4) не допустить вступления Швеции в Северный союз
10 Земляные четырехугольные укрепления, впервые использованные русскими в ходе Полтавской битвы:
1) рекруты 3) галеры
2) редуты 4) верфи
12. Какую битву Петр I назвал «матерью Полтавской баталии»?
1) сражение под Нарвой
2) битву у острова Гренгам
3) взятие крепости Нотенбург
4) сражение у деревни Лесной
13. Стремление улучшить вооруженные силы России заставило Петра I:
1) приступить к созданию регулярной армии
2) ввести всеобщую воинскую повинность
3) отменить в армии чины и звания
4) ограничить срок службы 25 годами
14 К чему привела победа России в Северной войне?
1) к выходу к берегам Северного моря
3) к господству на Черном море
4) к потере Швецией независимости
15. Что из названного
1) мануфактурное производство
3) аграрное перенаселение
16. Кто из перечисленных
А)В.В. Голицын
Б)Д.М. Пожарский
В)Ф.Я. Лефорт
Г)Б.П. Шереметев
Д)А.Г. Орлов
Е)А.Д. Меншиков
17. Как назывались
1) приказы
2) коллегии
3) министерства
4) ассамблеи
18.Как называлось
1) Синодом
2) Приказом тайных дел
3) Сенатом
4) Верховным Тайным Советом
19.Какое из названных понятий относится к реформам Петра I?
1) подушная подать
2) выкупные платежи
3) трехдневная барщина
4) испольщина
Часть В
В1. Расположите события Северной войны в хронологической последовательности.
A. Сражение при Лесной
Б. Осада Нарвы
B. Битва у мыса Гангут
Г. Основание Санкт-Петербурга
Часть С.
1. Охарактеризуйте государственные, военную, административную реформы
Петра 1. К чему они привели?
2.Как оценивают реформы современники?
3. Напишите 10 дат внешней политики Петра 1.
Вариант 13.1
А1. Царевна Софья добиваясь престола, опиралась на …..
а) гвардию в) даточных людей
б) стрельцов г) казачество
А2. Славяно-греко-латинская академия в России 18 века - это….
а) орган высшей сословной власти
б) первое высшее общеобразовательное учебное заведение в Москве и в России.
в) совещательный орган при царском дворе
г) ведомство руководившее школьным образованием
А3. Кем был Симеон Полоцкий?
а) патриархом России
б) организатором стрелецкого бунта в конце 17 века
в) крупный мастер стихосложения в 17 веке
А4. В результате какой войны Россия получила выход в Балтийское море?
а) Ливонской в) Северной
б) Смоленской г) Семилетней
А5. Какое их названных событий произошло раньше всех остальных?
а) Азовские походы Петра I
б) окончание Северной войны
в) Полтавская битва
г) поражение русских под Нарвой
А6. Знаменитое морское сражение в период Северной войны:
а) Гангутское в) Балтийское
б) Азовское г) Полтавское
А7. Первая русская газета, которая нерегулярно выпускалась для высшего
придворного круга называлась…….
а) «Ведомости»
б) «Куранты»
в) «Новости»
г) «Вести»
А8. Коренной перелом в ходе Северной войны внесла знаменитая битва,
состоявшаяся ….
а) под Полтавой
б) под Нарвой
в) у деревни Лесной
г) у острова Гренгам
А9.Петербург был основан и стал столицей России в ….
а) в 1703 году в) в 1725 году
б) в 1712 году г) в 1700 году
А10. В битве у деревни Лесной, где был разгромлен 16-тысячный корпус шведов
русскими войсками командовал…..
а) Ф. Лефорт в) А.Меньшиков
б) Пётр I г) Ф.Апраскин
2) распаду Северного Союза
12. Как называли в правление Петра I государственного служащего, надзиравшего за деятельностью государственных учреждений и должностных лиц?
1) фискалом
2) верховником
3) воеводой
4) наместником
13.В результате
14. В 1722 г. Петр I принял Указ о престолонаследии, в результате которого государь получил право…
15. Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и укажите, к кому относится эта характеристика.
1) Андрею Курбскому
2) Ивану Шувалову
3) Александру Меншикову
4) Григорию Потемкину
16. Секуляризация – это
17. В каком ряду приведены даты, связанные с преобразованиями Петра I в области государственного управления?
1) 1613 г., 1653 г.
2) 1711 г., 1718 г.
3) 1741 г., 1767 г.
4) 1802 г., 1810 г.
Часть 2.
1. Напишите пять имен соратников Петра1 и чем они прославились.
2. Напишите 10 дат относящихся к внутренней политике.
3. Охарактеризуйте реформы в области культуры, образования и быта Петра1.
Вариант 16.7.
1. Что из названного относится к реформам Петра I в сфере культуры?
1) начало книгопечатания
2) основание Кунсткамеры
3) основание Московского университета
2. Что из названного характерно для экономического развития России в XVII в.?
1) мануфактурное производство
2) начало промышленного переворота
3) аграрное перенаселение
4) формирование капиталистического уклада в промышленности
3. Кто из перечисленных лиц относится к сподвижникам Петра?
А)В.В. Голицын
Б)Д.М. Пожарский
В)Ф.Я. Лефорт
Г)Б.П. Шереметев
Д)А.Г. Орлов
Е)А.Д. Меншиков
4. Как назывались центральные государственные учреждения, созданные Петром I?
1) приказы
2) коллегии
3) министерства
4) ассамблеи
5. Как называлось созданное в первой четверти XVIII в. высшее законодательное и судебное учреждение по делам Русской православной церкви?
1) Синодом
2) Приказом тайных дел
3) Сенатом
4) Верховным Тайным Советом
6. Какое из названных понятий относится к реформам Петра I?
1) подушная подать
2) выкупные платежи
3) трехдневная барщина
4) испольщина
1) резкому изменению хода Северной войны
2) распаду Северного Союза
3) потере русскими войсками Риги и Ревеля
4) потере русскими войсками Нарвы
8.. Как называли в правление Петра I государственного служащего, надзиравшего за деятельностью государственных учреждений и должностных лиц?
1) фискалом
2) верховником
3) воеводой
4) наместником
9.. В результате государственных и административных реформ Петра I в России…
1) утвердилась абсолютная власть монарха
2) усилилась роль Земских соборов
3) усилилась роль Боярской Думы
4) утвердилась роль Верховного Тайного Совета
10. В 1722 г. Петр I принял Указ о престолонаследии, в результате которого государь получил право…
1) передавать престол строго по наследству
2) выбирать наследника вместе с Сенатом
3) лично выбирать и назначать наследника
4) передавать престол только по мужской линии
11. Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и укажите, к кому относится эта характеристика.
«Человек темного происхождения, «породы самой низкой, ниже шляхетства», по выражению князя Б. Куракина, едва умевший расписаться в получении жалованья и нарисовать свое имя и фамилию, почти сверстник Петра, сотоварищ его воинских потех в Преображенском и корабельных занятий на голландских верфях, он, по отзыву того же Куракина, в милости у царя «до такого градуса взошел, что все государство правил, почитай, и был такой сильный фаворит, что разве в римских гисториях находят». Он отлично знал царя, быстро схватывал его мысли, исполнял самые разнообразные его поручения, даже по инженерной части, которой совсем не понимал, был чем-то вроде главного начальника».
1) Андрею Курбскому
2) Ивану Шувалову
3) Александру Меншикову
4) Григорию Потемкину
12. Секуляризация – это
1) политика оказания экономической помощи предпринимателям
2) активное государственное вмешательство в хозяйственную жизнь
3) политика государства, направленная на поддержку отечественного производства
4) обращение государством церковной собственности в государственную
13. В каком ряду приведены даты, связанные с преобразованиями Петра I в области государственного управления?
1) 1613 г., 1653 г.
2) 1711 г., 1718 г.
3) 1741 г., 1767 г.
4) 1802 г., 1810 г.
14. К какому веку относится провозглашение России империей?
15. Чем знаменателен в истории России 1703 г.?
1) основанием Санкт-Петербурга
2) победой в Полтавской битве
3) началом царствования Петра I
4) открытием Московского Университета
Часть2.
1. Узнайте кто изображен:
а) б) в)