Римская империя в эпоху раннего средневековья. Основные функции церкви

455 г. вандалы захватили и разграбили Рим, к которому в 408 г. уже подступали предводительствуемые Аларихом вестготы. В 476 г. номинальный римский император, резиденция которого находилась в Равенне, был смещен Одоакром, занявшим выдающееся положение среди германских наемников в Италии. Одоакр, получивший титул патриция, правил Италией до 493 г, когда власть в стране взял в свои руки Теодорих, король остготов. Остготское правление продержалось в Италии до того времени, когда полководец византийского императора Юстиниана Велизарий завоевал Рим (536) и Равенну (540). Во второй половине VI в. лангобарды захватили и оккупировали Северную Италию, а наместники византийского императора обосновались в Равенне. Рим перешел под временное управление папы.

Едва ли можно ожидать, разумеется, что философия процветала в бурные годы падения Римской империи и последующих вторжений варваров. Было бы преувеличением, правда, описывать

Раннее средневековье

период, последовавший за крушением империи, как время полного варварства Как мы видели, в остготском королевстве жил Боэций; упоминался также Исидор Севильский, который умер примерно в 636 г. в вестготском королевстве в Испании. В то же время система образования Римской империи пришла в упадок и вся оставшаяся образованность теплилась главным образом в монастырях. Св. Бенедикт жил в 480-543 гг., и монастыри, которые были обязаны своим духом и порядком его уставу, стали тем звеном, где были сохранены и затем переданы "варварским" народам остатки старой культуры90 .

В Англии ситуация стала улучшаться начиная примерно с 669 г., когда греческий монах Феодор Тарсийский, назначенный архиепископом Кентерберийским, вместе со своими единомышленниками организовал здесь монастырскую школу. Беда Достопочтенный (674-735), толкователь Пи-

90 Чувствовалось также культурное влияние старого кельтского монашества, которое распространялось от Ирландии до Шотландии и Северной Англии.

Раннее средневековье

сания и историк (или, во всяком случае, летописец), был монахом в Джарроу. А ученик Беды, Эгберг, внес наибольший вклад в становление Йорка как центра образованности.

Литературное возрождение в Европе пришлось на время правления Карла Великого. В 496 г. король франков Хлодвиг обратился в христианство. В его правление и правление его преемников все франкские земли объединились под властью династии Меровингов. После смерти Дагоберга 1 (638) Меровинги превратились в чисто номинальных правителей, реальная же власть перешла в руки майордомов91 . Однако в 751 г. с провозглашением Пипина Короткого королем франков династия Меровингов прекратилась. Пипин оставил королевство двум своим сыновьям, Карлу и Карломану. Последний умер в 771 г. и Карл, снискавший себе славу как Карл Великий, стал еди-

91 Так, Карл Мартелл, который разгромил сарацин при Пуатье в 732 г. и предотвратил возможное уже тогда вторжение мусульман на Запад, формально не был королем франков, хотя фактически правил ими.

Раннее средневековье

новластным монархом. После покорения лангобардского государства, нескольких успешных походов против саксов, присоединения Баварии, подчинения Богемии и завоевания некоторых земель в Испании Карл Великий стал величайшим христианским правителем в Западной Европе. На Рождество 800 г. в Риме папа совершил миропомазание Карла как императора, и этот акт знаменовал решительный разрыв между Римом и Византией, а также подчеркивал христианские обязанности монарха и теократический характер государства Карл Великий был не только завоевателем, но и реформатором, стремившимся к развитию просвещения и культурному возрождению общества. С этой целью он собрал вокруг себя многих ученых. Поскольку в VI-VII столетиях старая римская культура Галлии упала до чрезвычайно низкого уровня, императору приходилось рассчитывать главным образом на ученых из-за границы. По его приглашению прибыли некоторые ученые из Италии и Испании, главный же его советник, Алкуин, был выходцем из Йорка. В 782 г. Алкуин организовал Палатинскую школу – ака-

Раннее средневековье

демию при императорском дворе, где обучал своих учеников Писанию, античной литературе, логике, грамматике и астрономии. Алкуин был также автором учебников и старательным переписчиком рукописей, в основном Писания. Среди его учеников был Рабан Мавр, известный как "наставник Германии", который стал аббатом Фульдского монастыря и впоследствии архиепископом Майнцским Нельзя сказать, что труд Алкуина и его сподвижников носил оригинальный и творческий характер. Их задачей было скорее распространение существующей учености. Это делалось как через монастырские школы, вроде созданных при монастырях Санкт-Галлена и фульды, так и через епископальные или капитулярные школы. Эти заведения существовали главным образом, хотя и не исключительно, для тех, кто готовился стать монахом или священником. Палатинская школа, однако, явно была задумана императором как место воспитания гражданского чиновничест-

Раннее средневековье

ва, которое требовалось для управления империей Каролингов92 .

Обучение велось на латинском языке. Даже если бы использование латыни и не следовало естественным образом из преимущественно церковного характера образования, оно диктовалось административными соображениями ввиду пестроты народов, населявших Империю. Содержанием образования были семь свободных искусств, упоминавшихся в предыдущей главе, и теологические штудии, а именно изучение Писания. Помимо развития образования в этом смысле, результатом культурной реформы Карла Великого было умножение числа рукописей и обогащение библиотек.

В эпоху Каролингов философия сводилась, по сути, к диалектике и логике, которые, как мы отмечали, входили в тривиум. За одним великим исключением, о котором пойдет речь в следую-

Раннее средневековье

щем разделе, спекулятивная философия существовала лишь в рудиментарных формах. Например, в "Речениях Кандида об Образе Божием", приписываемых фульдскому монаху, жившему в начале IX а, содержится доказательство существования Бога, основанное на той мысли, что иерархия сущего требует существования бесконечной божественной интеллигенции. Далее, в этот период мы можем видеть также зачатки спора об универсальных терминах, который будет рассматриваться дальше, главное содержание которых – спасение и передача, вряд ли можно ожидать оригинального философствования.

Вышеупомянутым великим исключением является Иоанн Скот Эриугена93 , первый выдающийся философ средних веков. Рожденный в Ирландии, Иоанн Скот получил образование в ир-

93 Соединение эпитетов Скот [шотландец. – И.Б,] и Эриугена (рожденный в Ирландии) может показаться противоречием. Однако в IX в. Ирландию было принято называть Большой Шотландией, а ирландцев – "скотами".

Раннее средневековье

ландском монастыре, где и выучил греческий язык94 .

В 850 г. он появился при дворе Карла Лысого

и стал преподавать в Палатинской школе. Карл был королем западной части империи, Нейстрии (843-875), а в 875 г. был коронован как император. Скончался он в 877 г., примерно в это же время, вероятно, умер и Иоанн Скот, хотя точная дата и место его смерти неизвестны95 . Своим сочинением "О предопределении" (De praedestinatione) Иоанн Скот вмешался в происходивший тогда теологический спор, выступив в защиту человеческой свободы. В награду за свои старания он на-

94 Было бы весьма опрометчиво думать, что все ирландские монахи знали греческий. В то же время в IX в. знание этого языка было более или менее характерно для ирландских монастырей, а в других местах, например в монастыре Санкт-Галлен, обычно обусловливалось влиянием ирландских монахов.

95 По-видимому, история о том, что Иоанн Скот стал аббатом монастыря в Ателни и был убит монахами, либо является легендой, либо относится к философу по ошибке и рассказывает о каком-то другом Иоанне.

Раннее средневековье

влек на себя подозрение в ереси и благоразумно переключил внимание на другие предметы. В 858 г. он начал переводить на латинский язык сочинения Псевдо-Дионисия, которые снабдил и комментарием96 . Кроме того, он перевел некоторые сочинения Григория Нисского и Максима Исповедника и, кажется, написал комментарии к Евангелию от Иоанна и к некоторым работам Боэция. Славу ему принесло главным образом произведение "О разделении природы" (De cuvisione naturae), созданное, вероятно, между 862 и 866 гг. Эта работа состоит из пяти книг и имеет форму диалога, в котором участвуют учитель, или преподаватель, и ученик. Она обнаруживает значительную зависимость Эриугены от сочинений Псевдо-Дионисия и таких отцов Церкви, как Григорий Нисский. Тем не менее сочинение Эриугены является замечательным достижением, ибо

96 В 827 г. император Михаил Шепелявый преподнес Людовику Благочестивому сочинения Псевдо-Дионисия. Комментарии Иоанна Скота не охватывали "Мистического богословия".

Раннее средневековье

содержит в себе целую систему, или мировоззрение, и демонстрирует мощный и выдающийся ум, ограниченный, правда, рамками интеллектуальной жизни того времени и скудостью доступного для размышления философского материала, однако далеко превосходящий умы заурядных мысли- телей-современников.

Слово "природа" в заглавии работы Иоанна Скота означает полноту реальности, включая и Бога, и тварь. Автор пытается показать, как Бог в себе, характеризуемый им как "природа творящая и не сотворенная", порождает божественное Слово, или Логос, и – в этом Слове – вечные божественные идеи. Эти идеи являются сотворенными, ибо логически, хотя и не во времени, следуют за рожденным в вечности Словом, и творящими – по крайней мере в том смысле, что служат образцами или архетипами конечных вещей; вместе, следовательно, они образуют "природу сотворенную и творящую". Конечные вещи, созданные в соответствии с их вечными образцами, составляют "природу сотворенную и не творящую". Они суть божественное самопроявление, теофания, или Бого-

Раннее средневековье

явление. Наконец, Иоанн Скот говорит о "природе не творящей и не сотворенной": таково завершение космического процесса, результат возвращения всех вещей к их источнику, когда Бог будет всем во всем.

Видимо, нет сколько-нибудь убедительных оснований сомневаться, что Иоанн Скот намеревался изложить христианское видение мира, всеохватывающую интерпретацию вселенной в свете христианской веры. Его первоначальной установкой, по-видимому, была вера, ищущая уразумения.

Инструментом же понимания выступает спекулятивная философия, в конечном счете восходящая к неоплатонизму. Современный читатель едва ли избежит впечатления, что в руках Иоанна Скота христианство видоизменяется, принимая форму метафизической системы. Правда, совсем непохоже, чтобы сам философ думал о трансформации христианства.

Он стремился скорее к постижению – так сказать, к постижению посредством разума – христианского видения реальности. Однако в результате

Раннее средневековье

остались неясности или неувязки между тем, что обычно считается христианским учением, и данным Эриугеной философским истолкованием этого учения. Приведем два-три примера.

Библия говорит о божественной мудрости и мудром Боге. Однако путь отрицания, который представляется Иоанну Скоту фундаментально важным, требует не приписывать Богу мудрость, поскольку она является атрибутом некоторых творений, философ пытается найти диалектическую гармонию между соответствующими библейскими утверждениями и путем отрицания, толкуя утверждение о мудрости Бога в том смысле, что Богу должно приписывать сверхмудрость. Это не противоречит библейскому утверждению о мудрости Бога; но приставка "сверх" указывает на то, что божественная мудрость превышает человеческое разумение.

И поскольку тварная мудрость – мудрость, известная нам из опыта, – по отношению к Богу отрицается, путь отрицания сохраняет главенствующие позиции. Очевидно, Иоанн Скот опирается на идеи Псевдо-Дионисия. Его рассуждения не

Раннее средневековье

отличаются неслыханной новизной. Главное, однако, состоит в том, что он начинает с библейского представления о Боге, а затем продвигается в направлении, которое логически (и это можно доказать) ведет к агностицизму. Сначала утверждается, что Бог есть X. Затем отрицается, что Бог есть X. Потом утверждается, что Бог есть сверх-Х. Возникает естественный вопрос: понимаем ли мы, что приписываем Богу, когда говорим, что Он есть сверх-Х?

Второй пример. В первой книге сочинения "О разделении природы" Иоанн Скот разъясняет, что верит в свободное божественное творение мира "из ничего". Далее он доказывает, что утверждение о сотворении мира Богом предполагает изменение в Боге и несостоятельную мысль о существовании Бога "до" мира. Конечно, уже Августину пришлось доказывать, что творение мира не должно пониматься в том смысле, что Бог обладает временным приоритетом (т. е. существует во времени) или претерпевает метаморфозу в акте творения. Однако Иоанн Скот полагает, что вера в творение должна пониматься в том смысле, будто

Раннее средневековье

Бог является сущностью всех вещей и даже, что весьма удивительно, присутствует в вещах, творцом которых его считают. Здесь ясно просматривается неоплатоническая идея эманации, истечения вещей из Единого; но некоторые утверждения Иоанна Скота сами по себе создают впечатление, будто он считает мир объективацией Бога, или, употребляя выражение Гегеля, Богом-в-его- инаковости. В то же время Иоанн Скот говорит, что Бог в себе остается трансцендентным, неизменным и непреходящим. И хотя понятно, что он пытается интерпретировать иудео-христианскую веру в божественное творение с помощью философских инструментов, не вполне ясно, как относиться к результатам этой попытки.

И последний пример. Иоанн Скот разделяет христианскую веру в то, что человек возвращается к Богу через Христа, воплощенного Сына Божьего; он ясно говорит, что индивидуальные личности будут скорее преображены, нежели упразднены или растворены. Далее, он разделяет веру в воздаяние и наказание в будущей жизни. В то же время он утверждает, что творения вновь

Раннее средневековье

вернутся в свои вечные основания в Боге (архетипические идеи) и перестанут называться творениями. Кроме того, идею вечного наказания нераскаявшихся грешников он понимает в том смысле, что Бог будет вечно препятствовать извращенной и упорствующей воле сосредоточиваться на хранящихся в памяти образах тех вещей, какие были предметами земных желаний грешника.

Данная проблема, занимавшая Иоанна Скота, в значительной мере является внутренней проблемой христианства; к ней обращались также Ориген и св. Григорий Нисский.

Как можно, например, примирить догмат об аде с утверждением св. Павла, что Бог будет всем во всем, и с верой во всеобщую спасительную волю Бога? В то же время философ явно пытается понять христианскую эсхатологию в свете и с помощью неоплатонической веры в космическую эманацию и возвращение к Богу. Его проблематика определяется изучением Писания и трактатов Псевдо-Дионисия, Григория Нисского и других мыслителей.

Раннее средневековье

Может показаться, что упоминание имени Гегеля в связи с мыслителем IX в. является чудовищным анахронизмом. И в некоторых важных отношениях это действительно так. Однако, несмотря на огромные и очевидные различия в исходных интеллектуальных основаниях, историческом контексте, подходе и философских убеждениях, мы обнаруживаем в обоих этих людях стремление к исследованию философского или спекулятивного значения христианских верований. Что касается спора историков о том, следует ли называть Иоанна Скота теистом, панэнтеистом или пантеистом, вряд ли имеет смысл обращаться к этой теме, не располагая точным определением перечисленных терминов. Мы можем сказать, правда, что Иоанн Скот стоит на позициях христианского теизма, пытается уразуметь его и в процессе уразумения развивает систему, которую можно с полным правом назвать панэнтеистической. Однако если теизм не рассматривается как эквивалент деизма, то он, вероятно, должен быть в каком-то смысле панэнтеизмом.

Раннее средневековье

Замечательные достижения Иоанна Скота, кажется, почти не вызвали интереса у современников. Конечно, в известной мере это объясняется условиями, сложившимися после распада империи Каролингов. К работе De dmsione naturae обращалось, правда, несколько писателей раннего средневековья, однако она не имела широкой известности, пока к ней не обратился Амальрик Венский (Amaury de Bene), который умер в начале XIII в. и явно навлек на себя обвинение в пантеизме97 . Стараниями Амальрика magnum opus Иоанна Скота, в котором усмотрели корень зла, был осужден в 1225 г. папой Гонорием III.

Империя Карла Великого потерпела политический крах.

После смерти императора его владения были разделены. Затем накатилась волна чужеземных завоеваний. Год 845-й стал свидетелем сожжения Гамбурга и разграбления Парижа норманнами,

97 Об идеях Амальрика мы знаем очень мало. Похоже, однако, его сочинения были истолкованы – справедливо или нет – как отождествляющие Бога с творениями.

Раннее средневековье

или викингами, в 847 г. та же судьба постигла Бордо. Империя франков в конце концов распалась на пять королевств, часто воевавших друг с другом. Между тем сарацины вторглись в Италию и едва не взяли Рим. Европа, если не считать процветающей мусульманской культуры в Испании, во второй раз погрузилась в темные века. Церковь пала жертвой эксплуатации со стороны новой феодальной знати.

Аббатства и епархии раздавались в качестве вознаграждения мирянам и недостойным прелатам, и в Х в. даже само папство оказалось под контролем местной знати и партий. В таких обстоятельствах не приходилось надеяться, что просветительское движение, начало которому было положено Карлом Великим, окажется плодоносным.

Нельзя сказать, разумеется, что образованность в Европе просто исчезла. В 910 г. было основано аббатство Клюни; и монастыри клюнийской ориентации, первым проводником которой в Англии был св. Дунстан, способствовали поддержанию письменной культуры. Например, монах

Раннее средневековье

Аббон, умерший в 1004 г, руководил монастырской школой на Луаре, где изучались не только Писание и отцы Церкви, но также грамматика, логика98 и математика. Более выдающейся фигурой является, однако, Герберт из Орийака. Герберт (родился около 938 г.) стал монахом, сторонником клюнийской реформы, и учился в Испании, где, видимо, познакомился с арабской наукой. Впоследствии он возглавил школу в Реймсе. Затем он последовательно занимал посты аббата монастыря Боббио, архиепископа Реймса и архиепископа Равенны, а в 999 г. был избран папой под именем Сильвестра II. В период учительства в Реймсе Герберт читал лекции по логике, однако был более замечателен исследованиями в области доступной тогда классической латинской литературы и математики. Умер он в 1003 г.

Одним из учеников Герберта в Реймсе был известный фульбер, который считается основате-

98 Логика включала в себя аристотелевские "Категории" и De Interpretatiom (так называемая "старая логика") и трактаты Боэция о Первой и Второй Аналитиках.

Раннее средневековье

лем школы в Шартре и был епископом этого города. Кафедральная школа в Шартре существовала уже давно, однако в 990 г. фульбер заложил основы центра гуманитарных наук и философских и теологических исследований, центра, знаменитого в XII в, до тех пор пока престиж региональных школ не померк перед славой Парижского университета.

Мы отмечали, что диалектика, или логика, составляла один из предметов тривиума. Следовательно, как свободное искусство ее издавна изучали в школах. Однако в XI в. логика как бы обретает собственную жизнь и используется в качестве инструмента для утверждения превосходства разума даже в области веры. Другими словами, появились диалектики, которые не довольствовались просто изучением "Введения" Порфирия, нескольких логических сочинений Аристотеля и комментариев и трактатов Боэция. Кажется, в этом действительно была доля словесной акробатики, ибо диалектики стремились ослеплять и поражать. Но были также люди, которые применяли

Раннее средневековье

логику в той науке, которая считалась главной и самой возвышенной, – в теологии.

Правда, излагать дело таким образом – значит вводить в заблуждение. Ведь теология никогда не считалась защищенной от логических норм Не пренебрегали теологи и логической дедукцией. Дело здесь в следующем. Теологи считали, что определенные посылки или доктрины (из которых могут быть дедуцированы заключения) сообщены Богом в откровении и должны приниматься на основании веры в авторитет, тогда как некоторые диалектики XI в. не обращали особого внимания на идею авторитета и пытались представить богооткровенные "тайны" как выводы разума. По крайней мере иногда их рассуждения приводили к изменению доктрин. Именно эта рационалистическая установка вызывала враждебность к себе ряда теологов и возбуждала оживленные споры. Предметом обсуждения были сфера и границы человеческого разума. Поскольку же философия в то время была практически тождественна логи-

Раннее средневековье

ке99 , можно сказать, что спор шел об отношении между философией и теологией.

Одним из главных грешников (с точки зрения теологов) был монах Беренгарий Турский (ок. 1000-1088), ученик Фульбера Шартрского. Беренгарий как будто отрицал (исходя из логических посылок), что вкушаемые в причастии хлеб и вино "супрюстно превращаются" (пресуществляются) в тело и кровь Христовы. Архиепископ Кентерберийский Ланфранк (ум. 1089) обвинил Беренгария в неуважении к авторитету и вере и в попытке понять "вещи, которые не могут быть поняты"100 . Нелегко понять, что именно утверждал Беренгарий; однако в работе "О святом Причастии, против Ланфранка" он, несомненно, превозносил диалектику, или логику, как "искусство искусств" и утверждал, что "обратиться к диалекти-

99 Мы отвлекаемся здесь от вопроса о том, должна ли логика рассматриваться как часть философии, как пропедевтика к философии или как самостоятельная и чисто формальная наука. В то время она считалась частью философии.

100 "О теле и крови Господних" (De согроте et sanguine

Donmii), Migne, PL, 150, col. 427.

Раннее средневековье

ке значит обратиться к разуму"101 , полагая, что к этому должен быть готов всякий просвещенный человек. Что касается приложения диалектики к евхаристии, то он считал, что бессмысленно говорить об акциденциях, существующих отдельно от субстанции. В совершительной формуле "сие есть Тело Мое" (hoc est corpus теит) местоимение "сие" должно указывать на хлеб, который, следовательно, остается хлебом. Субъектом высказывания является хлеб, и хотя благодаря освящению хлеб становится священным знаком тела Христова, его нельзя отождествлять с действительным телом Христа, рожденным Девой Марией. Настоящее обращение, или изменение, происходит в душах причастившихся.

Видимо, Беренгарий обосновывал свою теорию с помощью работы Ратрамна из Корби (ум. 868), которую он приписывал Иоанну Скоту Эриугене. Это учение, сформулированное Берен-

101 De sacra coena adversus Lanfrancum, ed. A.P. and F.Th. Vischer (Berlin, 1834), p. 101. Это издание рукописи, обнаруженной в 1770 г.

Раннее средневековье

гарием, было осуждено Римским собором (1050). Кажется, однако, осуждение не произвело сильного впечатления на Беренгария, ибо в 1079 г. от него потребовали подписать документ, которым он должен был подтвердить свою веру в сущностное превращение хлеба и вина в тело и кровь Христовы. Иных требований, кроме требования таким вот образом пересмотреть прежнее учение, ему не предъявляли.

Эпизод с Беренгарием помогает объяснить враждебность некоторых теологов к диалектике, а если вспомнить, о каком времени идет речь, то и к философии. Вместе с тем было бы ошибкой думать, будто все диалектики XI в. принялись рационализировать христианские догматы. Более обычным поводом для третирования философии было "убеждение, что она не столь ценна, как изучение Писания и отцов Церкви, и не играет никакой роли в спасении человеческой души. Так, св. Петр Дамиани (1007-1072) откровенно не признавал за свободными искусствами особой ценности. И хотя он не утверждал, как Манегольд из Лаутенбаха (ум. 1103), что логика не нужна, но на-

Раннее средневековье

стаивал на чисто подчиненной роли диалектики, видя в ней "служанку" теологии102 .

Разумеется, эта точка зрения не была исключением. Ее разделял, например, Герард из Цанада, уроженец Венеции, ставший епископом Цанада в Венгрии (ум. 1046). Да и сама по себе она не была такой уж странной. Ибо, как уже отмечалось, пока логика не стала самостоятельной наукой, естественно было считать ее инструментом для развития других наук. Однако св. Петр Дамиани пошел дальше утверждения о подчиненной или служебной роли диалектики по отношению к теологии. Он утверждал, что нельзя считать само собою разумеющейся универсальную применимость принципов разума в области теологии. Некоторые другие мыслители, например Манегольд из Лаутенбаха, считали, что претензии человеческого разума опровергнуты такими истинами, как рождение от Девы и воскресение Христа. Но речь в данном случае велась скорее об исключительных событи-

102 "О божественном всемогуществе" (De dmna omnipotentia), Migne, PL, 145, col. 63.

Раннее средневековье

ях, чем о противоречивости логических начал. Петр Дамиани шел дальше, утверждая, например, что Бог в своем всемогуществе может изменить прошлое. Так, хотя сегодня реально истинно, что Юлий Цезарь пересек Рубикон, Бог в принципе может сделать так, что завтра это утверждение станет ложным, если захочет отменить прошлое103 . Если эта мысль расходится с требованиями разума, то тем хуже для разума.

Число теологов, рассматривавших философию как бесполезное излишество, было, конечно, ограниченным. Ланфранк, который, как мы знаем, критиковал Беренгария, заметил, что проблема связана не с самой диалектикой, но с неправильным ее употреблением. Он признавал, что теологи сами используют диалектику для развития теологии. Примером являются сочинения его ученика

103 Безусловно, этот тезис отличается от утверждения о том, что Бог мог бы вообще удержать Юлия Цезаря от перехода Рубикона. Этот тезис предполагает исторические события и затем утверждает, что Бог в принципе мог бы сделать так, чтобы они больше не были историческими событиями.

Раннее средневековье

св. Ансельма, о котором пойдет речь в следующей главе. В общем, было бы ошибкой поддаваться гипнозу рационализации некоторых диалектиков, с одной стороны, и преувеличенных деклараций некоторых теологов, с другой, и рассматривать ситуацию XI в. просто как борьбу между разумом, представляемым диалектиками, и мракобесием, представляемым теологами104 . Однако если мы примем более широкую точку зрения и рассмотрим таких теологов, как, например, св. Ансельм, то увидим, что в развитии интеллектуальной жизни раннего средневековья сыграли свою роль и теологи, и диалектики. Например, взгляды Беренгария, конечно, можно рассматривать с позиций теологической ортодоксии. Однако мы можем

104 Заманчиво, конечно, увидеть в Беренгарии духовного предтечу протестантских реформаторов. Однако он не думал ни о церковной реформе, ни о том, чтобы выдвинуть авторитет Писания против авторитета Церкви. Он пытался приложить требования разума, как он их понимал, к постижению того, во что его оппоненты верили как в "тайну", превосходящую человеческое разумение.

Раннее средневековье

видеть в них и симптом пробуждения интеллектуальной жизни.

Вышеприведенное утверждение, что в XI в. философия была более или менее эквивалентна логике, нуждается в некоторых оговорках. Оно упускает из виду, например, метафизические элементы в мысли такого теолога, как Ансельм. А обратившись к спору об универсалиях, мы увидим, что онтологический аспект проблемы занимал выдающееся место в средневековых дискуссиях на эту тему.

Рассмотрим предложение "Джон бел". Слово "Джон" употребляется здесь, как было бы сказано в словарях, в качестве имени собственного. Оно обозначает некоего индивида.

Можно, правда, сформулировать условия, которым должно удовлетворять любое слово, чтобы мы могли назвать его именем собственным, и которым не удовлетворяет слово "Джон".

Если бы мы потребовали, например, чтобы имя собственное обозначало в принципе одну и только одну индивидуальную вещь, то слово "Джон" нельзя было бы классифицировать как

Раннее средневековье

имя собственное. Ведь именем "Джон" названы многие люди. И даже если бы на самом деле существовал только один человек по имени Джон, все же было бы возможно назвать этим именем и других людей. Иными словами, при желании мы могли бы лишить имена собственные прав на существование. Однако при сложившихся обстоятельствах слово "Джон", несомненно, является именем собственным.

Оно используется для того, чтобы называть, а не описывать людей105 . Однако слово "белый" в предложении "Джон бел" является не именем, но универсальным термином, имеющим описательное значение. Сказать, что Джон бел, значит сказать, что ему присуще определенное качество. Но то же самое качество можно приписать и другим индивидам, скажем Тому, Дику и Гарри. И поскольку значение слова "белый" в каждом из этих случаев одно и то же (или может быть одним и

105 Мне ясно, что собственные имена, такие, как "Джон", не имеют описательного значения, хотя эта точка зрения и была подвергнута сомнению.

Раннее средневековье

тем же), мы можем спросить, не причастны ли все они – Джон, Том, Дик и Гарри – определенной реальности, называемой белизной. Если так, то каков онтологический статус этой реальности? Возможно, этот вопрос является результатом логической путаницы. Однако, сформулированный таким образом, он является онтологическим вопросом.

Одним из источников спора об универсалиях в раннем средневековье был текст из второго комментария Боэция к Isagoge Порфирия106 . Боэций цитирует Порфирия, который спрашивает, существуют ли виды и роды (такие, как собака и животное) в действительности или же они реальны только в понятиях, и, если они представляют собой действительно существующие реальности, существуют ли они отдельно от материальных вещей или только в последних. Как замечает Боэций, в данном тексте Порфирий не отвечает на

106 См, например: Migne, PL, 64, col. 82, или: Selections from Medieval. Philosophers, ed. R. McKeon (London, 1930), I, p. 91.

Раннее средневековье

свои вопросы. Сам Боэций, однако, обсуждает эту проблему и решает ее в аристотелевском духе, и не потому, как он говорит, что признает это решение истинным, но потому, что Isagoge Порфирия является введением к "Категориям" Аристотеля. Мыслители раннего средневековья, обратив внимание на эти вопросы, не оценили должным образом обсуждение Боэцием данного предмета. Мы можем добавить, что трудности возникли изза сделанного Боэцием (в его комментарии к "Категориям" Аристотеля) замечания, что это работа о словах, а не о вещах107 . Ибо это утверждение предполагало простую дихотомию. Являются ли универсалии словами или вещами?

Уже в IX в. мы обнаруживаем признаки ультрареализма, который был выражением незаконного предположения о том, что каждому имени должна соответствовать реальная сущность. Например, Фредегизий Турский (ум. 834), ученик Алкуина, написал "Письмо о Ничто и Тьме", где, в частности, утверждал, что должно существовать

107 См. Migne, PL, 64, col. 162.

Раннее средневековье

нечто соответствующее слову "ничто". Отсюда не следует, однако, что Фредегизий рассматривал абсолютное ничто как особого рода нечто. Он хотел доказать, что, поскольку Бог создал мир "из ничего" и поскольку всякое имя должно обозначать соответствующую реальность, Бог должен был создать мир из ранее существовавшего недифференцированного материала, или вещества, философствовать таким образом – значит философствовать как грамматист. То же самое можно сказать о Ремигии Осеррском (ум. 908), который прямо утверждал, что, поскольку "человек" является предикатом всех конкретных людей, все они должны иметь одну субстанцию.

Рассматривая средневековый ультрареализм, мы должны учитывать влияние теологических факторов. Например, когда Одон из Турне (ум 1113) утверждал, что во всех людях есть только одна субстанция и возникновение нового индивида означает, что эта одна-единственная субстанция стала существовать в новой модификации, он не просто находился во власти наивной теории "одно имя – одна вещь".

Раннее средневековье

В этом отношении он не был занят изложением спинозизма раньше Спинозы, хотя его тезис логически предполагал развитие именно в этом направлении. Одон был неспособен понять, как можно придерживаться догмата о первородном грехе, переходящем от Адама к его потомкам, если не утверждать, что одна субстанция, оскверненная в Адаме, передавалась из поколения в поколение. Следовательно, чтобы убедить Одона в абсурдности его позиции, надо было дополнить логический анализ теологическим разъяснением первородного греха, которое не опиралось бы на защищавшийся им ультрареализм109 .

Если ультрареализм восходит к IX в, то же относится и к его противоположности. Так, Гей-

109 Теологическая теория, вытеснившая "традуционизм", сводилась к тому, что первородный грех заключается в отсутствии освящающей благодати, т. е. в каждом поколении людей Бог создает новые индивидуальные души, которые изза прегрешения Адама лишены в своем первоначальном состоянии освящающей благодати.

Как понимают первородный грех нынешние теологи, мне неясно.

Раннее средневековье

рик Осеррский как будто утверждал, что если мы хотим разъяснить, что подразумевается под "белизной", "человеком" или "животным", то должны указать на отдельные образчики белых вещей, людей или животных. Вне ума не существует общих реальностей, соответствующих именам качеств, видов и родов. Существуют только индивиды. Ум лишь "собирает вместе", например, отдельных людей и в целях экономии образует особую идею человека.

Обращаясь к гораздо более позднему времени, скажем, что антиреалистическая позиция была четко сформулирована Росцелином, каноником из Компьени, который преподавал в разных школах

и умер около 1120 г. Правда, очень трудно установить точно, что именно он утверждал, поскольку его сочинения, если не считать письма к Абеляру, исчезли или, во всяком случае, были утрачены. Мы вынуждены полагаться на свидетельства других писателей, таких, как Ансельм, Абеляр

и Иоанн Солсберийский. Именно Ансельм приписывает Росцелину утверждение (которое всегда ассоциируется с его именем) о том, что универса-

Раннее средневековье

лии суть всего лишь слова110 . Поскольку Ансельм знал учение Росцелина явно лучше нас, мы едва ли можем сомневаться в его свидетельстве. В то же время не вполне ясно, что имел в виду Росцелин, говоря, что универсалии суть просто слова. Возможно, он хотел, чтобы его утверждение понимали буквально; однако нам нег нужды толковать его так, будто он отрицал универсальные понятия и отождествлял универсалии со словами, рассмотренными просто как произнесенные или написанные сущности. Согласно Абеляру, Росцелин утверждал, что, когда мы говорим о субстанции как состоящей из частей, "часть" есть просто слово111 . Это могло означать, что в случае какойто конкретной вещи, например неразделенного яблока, мы сами представляем себе и называем его части. Поскольку яблоко ex bypothesi является неразделенным, то эти части на самом деле не существуют, как они существовали бы, если бы

110 Буквально – flatus was, колебание голоса. Migne, PL,

111 Ibid, 178, col. 358В.

Раннее средневековье

мы разделили яблоко. Утверждение, что "часть" есть просто слово, не обязательно означает, что Росцелин отождествляет представленные или названные части неразрезанного яблока со словом "часть". Вполне возможно, что своим утверждением об универсалиях он хотел просто подчеркнуть, что никаких общих сущностей вне и отдельно от ума не существует.

Как бы то ни было, Росцелин, применив свою теорию к догмату о Троице, навлек на себя враждебность. Он утверждал, например, что если божественная природа, или сущность, или субстанция, в действительности есть одна и та же в трех божественных Лицах, то мы должны сказать, что все три Лица воплотились во Христе. Однако теология учит другому. Не должны ли мы признать, следовательно, что божественная природа не есть одна и та же во всех трех Лицах и что Лица являются отдельными индивидуальными существами? Росцелин, обративший внимание на это затруднение, был обвинен в тритеизме и это обвинение от себя отвел. Во всяком случае, нападки, кажется, не повредили его карьере.

Раннее средневековье

В эпоху раннего средневековья ультрареализм считался "старой" доктриной, противоположная же доктрина, основанная на лозунге о существовании одних лишь индивидуальных вещей, называлась "новой". Апогеем спора между двумя сторонами стала известная дискуссия между Гильомом из Шампо и Абеляром, в результате которой Гильом, приверженец "старой" доктрины, был выставлен в весьма глупом свете. Однако дальнейшие замечания об их споре лучше отложить до нашего разговора об Абеляре.

Они запомнились различными событиями и изменениями. Далее рассмотрим подробнее особенности эпохи Средневековья.

Общие сведения

Эпоха Средневековья представляет собой достаточно продолжительный период. В его рамках происходило зарождение и последующее становление европейской цивилизации, ее трансформация - переход к Эпоха Средневековья берет свое начало от падения Западного Рима (476 г.), однако, как считают современные исследователи, более справедливо было бы продлить границу до начала 6 - конца 8 века, после вторжения лангобардов в Италию. Завершается эпоха Средневековья в середине 17 века. Принято традиционно считать окончанием периода Однако стоит отметить, что последние века отличались далеко не средневековым характером. Исследователи склонны отделять период с середины 16 - начала 17 столетия. Этим "самостоятельным" временным отрезком представлена эпоха раннего Средневековья. Тем не менее что эта, что предыдущая периодизация весьма условна.

Характеристика эпохи Средневековья

В данный период происходило формирование В это время начинается череда научных и географических открытий, появляются первые признаки современной демократии - парламентаризма. Отечественные исследователи, отказываясь от трактовки средневекового периода как эпохи "мракобесия" и "темных веков", стремятся осветить явления и события, которые превратили Европу в совершенно новую цивилизацию, максимально объективно. Они ставят перед собой несколько задач. Одной из них считается определение базовых социальных и экономических признаков этой феодальной цивилизации. Кроме того, исследователи пытаются наиболее полно представить христианский мир эпохи Средневековья.

Общественная структура

Это было время, в котором преобладал феодальный способ производства и аграрная стихия. В особенности это характерно для раннего периода. Общество было представлено в специфических формах:

  • Поместье. Здесь хозяин посредством труда зависимых людей удовлетворял большую часть собственных материальных потребностей.
  • Монастырь. От поместья он отличался тем, что периодически здесь встречались грамотные люди, умевшие писать книги и имевшие для этого время.
  • Королевский двор. Он переезжал с одного места на другое и организовывал управление и жизнь по примеру обыкновенного поместья.

Государственное устройство

Оно формировалось в два этапа. Для первого было характерно сосуществование римских и германских видоизмененных общественных институтов, а также политических структур в виде "варварских королевств". На 2-м этапе государство и представляют собой особую систему. В ходе социального расслоения и усиления влияния земельной аристократии между земельными собственниками - населением и сеньорами возникали отношения подчинения и господства. Эпоха Средневековья отличалась наличием сословно-корпоративной структуры, вытекавшей из необходимости в отдельных социальных группах. Важнейшая роль принадлежала институту государства. Он обеспечивал защиту населения от феодальной вольницы и внешней угрозы. Вместе с этим государство выступало одним из основных эксплуататоров народа, поскольку представляло интересы в первую очередь господствующих классов.

Второй период

После завершения периода раннего Средневековья отмечается существенное ускорение эволюции общества. Такая активность была обусловлена развитием денежных отношений и обменом товарного производства. Продолжает усиливаться значение города, первое время еще остававшегося в политическом и административном подчинении у сеньории - поместья, а в идеологическом - у монастыря. Впоследствии с его развитием связано становление политической правовой системы в Новом Времени. Этот процесс будет воспринят как результат создания городских коммун, отстаивавших вольности в борьбе с господствующим сеньором. Именно в то время начали складываться первые элементы демократического правосознания. Однако историки считают, что было бы не совсем верно искать истоки правовых представлений современности исключительно в городской среде. Большое значение имели и представители прочих сословий. К примеру, становление представлений о личностном достоинстве происходило в сословном феодальном сознании и носило изначально аристократический характер. Из этого можно сделать вывод о том, что демократические свободы развились из вольнолюбия высших сословий.

Роль церкви

Религиозная философия эпохи Средневековья имела всеобъемлющее значение. Церковь и вера полностью наполняли человеческую жизнь - от рождения до самой смерти. Религия претендовала на управление обществом, она выполняла достаточно много функций, впоследствии перешедших к государству. Церковь того периода была организована по строгим иерархическим канонам. Во главе находился папа - Римский Первосвященник. Он имел свое государство в Средней Италии. Во всех европейских странах в подчинении папы находились епископы и архиепископы. Все они были крупнейшими феодалами и обладали целыми княжествами. Это была верхушка феодального общества. Под влиянием религии находились различные сферы деятельности людей: наука, образование, культура эпохи Средневековья. В руках церкви была сосредоточена огромная власть. Сеньоры и короли, нуждавшиеся в ее помощи и поддержке, осыпали ее подарками, привилегиями, стремясь купить ее содействие и расположение. Вместе с этим эпохи Средневековья оказывала на людей успокаивающее действие. Церковь стремилась сгладить общественные конфликты, призывала к милосердию к обездоленным и угнетенным, к раздаче милостыни бедным и пресечению беззакония.

Влияние религии на развитие цивилизации

Церковью контролировался выпуск книг и образование. За счет влияния христианства к 9-му столетию в обществе сложилось принципиально новое отношение и понимание брака и семьи. В раннее Средневековье были достаточно распространены союзы между близкими родственниками, достаточно обычными были и многочисленные браки. Именно с этим всем вела борьбу церковь. Проблема брака, являвшегося одним из христианских таинств, стала практически основной темой большого количества теологических сочинений. Одним из принципиальных достижений церкви в тот исторический период считается формирование супружеской ячейки - нормальной формы жизни семьи, существующей по сегодняшний день.

Экономическое развитие

По мнению многих исследователей, технический прогресс также был связан с повсеместным распространением христианской доктрины. Следствием этого стало изменение отношения людей к природе. В частности, речь идет об отказе от табу и запретов, которые сдерживали развитие сельского хозяйства. Природа перестала являться источником страхов и объектом поклонения. Экономическая ситуация, технические усовершенствования и изобретения способствовали существенному повышению уровня жизни, достаточно устойчиво продержавшемуся в течение нескольких веков феодального периода. Средневековье, таким образом, стало необходимым и весьма закономерным этапом становления христианской цивилизации.

Формирование нового восприятия

В обществе человеческая личность стала выше цениться, чем в Античности. Это было главным образом связано с тем, что средневековая цивилизация, проникнувшись духом христианства, не стремилась выделять человека из окружающей среды из-за склонности к целостному восприятию мира. В связи с этим, будет неверно говорить о, якобы, препятствовавшей формированию индивидуальных черт церковной диктатуре над человеком, жившим в Средневековье. На западноевропейских территориях религия, как правило, выполняло консервативную и стабилизирующую задачу, обеспечивая для развития личности благоприятные условия. Невозможно представить духовные поиски человека того времени вне церкви. Именно познание окружающих условий и Бога, на которое вдохновляли церковные идеалы, рождало многообразную, красочную и живую культуру эпохи Средневековья. Церковь формировала школы и университеты, поощряла книгопечатание и разнообразные богословские диспуты.

В заключение

Весь строй общества эпохи Средневековья принято именовать феодализмом (по термину "феод" - пожалованию вассалу). И это несмотря на то, что этот термин не дает исчерпывающей характеристики социального устройства периода. К основным чертам того времени следует относить:


Важнейшим фактором культурной общности Европы стало Христианство. Именно в рассматриваемый период оно стало одной из мировых религий. Христианская церковь основывалась на античной цивилизации, не только отрицая прежние ценности, но и переосмысливая их. Религия, ее богатство и иерархия, централизация и миропонимание, мораль, право и этика, - все это сформировало единую идеологию феодализма. Именно христианство определяло в значительной мере отличие средневекового общества Европы от прочих социальных структур на иных континентах в то время.

«Срединные века» в развитии европейской культуры мыслители Ренессанса называли временем всеобщего упадка, который пришелся на период между блестящей Античностью и талантливым Возрождением. На самом деле культура раннего Средневековья (V-IX вв.) представляла собой сложное и многоликое явление. Она стала новой ступенью развития европейского сознания и духовной жизни.

Переход к Средневековью от Античности был обусловлен распадом Западной Римской империи и крушением античной культуры, а также Становление новой культуры происходило в условиях драматического столкновения двух совершенно разных культур - античной (романской) и варварской (германской). Не менее важным фактором, чем названные два, было и усиливающееся влияние христианства, которое стало интегрирующим началом единой целостной культуры нового уровня.

Культура в раннее Средневековье - это уникальное смешение разных культур, произошедшее в результате весьма противоречивого синтеза античного наследия с молодыми варварскими представлениями, произошедшего под влиянием христианства. Именно оно стало доминантой культуры этого периода, опорой нового мировоззрения, мироощущения и мировосприятия людей.

Духовная жизнь всегда базируется на материальной. В раннее Средневековье социальной основа культуры заключалась в следующих чертах:

  • отчужденность крестьянина от земли;
  • условность прав феодалов на земельную собственность (вассальная система);
  • феодальная иерархичность, исключающая существование полной частной собственности.

В таких условиях сформировалось два социокультурных полюса - феодалы и зависимые от них крестьяне. Это привело к появлению интеллектуальной и духовной элиты, которая диаметрально отличалась от «безмолвствующего большинства» безграмотного простонародья. Особенности экономической жизни, которые имело раннее Средневековье, существенным образом влияли на формирование культуры.

Этот период для Европы является особым. Именно в это время решались задачи, которые определили будущее европейской цивилизации. В древности «Европы» не существовало как культурно-исторической общности. Формироваться она началась только в это время.

Раннее Средневековье не дало миру великих достижений, но именно этот период положил начало культуре собственно европейской. Поэтому его значение можно сопоставить с высотами культуры античной.

Самые яркие явления в культурной жизни 5-7 веков связаны с усвоением античного наследия, которое особенно оживленно проходило в Италии и Испании. Быстрыми темпами развивается теология и риторическая культура. Но уже со второй половины 7 века западноевропейская культура приходит в упадок. Она ютится в монастырях, оберегаемая лишь монахами.

Раннее Средневековье - время создания первых письменных «Историй» варваров. Упразднение рабства способствовало более быстрому развитию технических изобретений. Уже в 6 веке начинается использование энергии воды.

Воссоздать культурную жизнь варварских племен практически не представляется возможным. Общепризнано, что ко времени Великого переселения уже начинает складываться Варвары привнесли новый взгляд на восприятие мира, основанный на первобытной мощи, родовых связях, воинственной энергии, единстве с природой и неотделимости людей от богов.

Раннее Средневековье стало началом роста самосознания варварских народов. Философия этого времени тяготеет к универсализму. Дух превалирует над материей, бог - над миром.

Развивается устная поэзия, особенно в и Англии.

Особым явлением культуры было лицедейство. Славой пользовались трубадуры - поэты, которые исполняли собственные стихи под музыкальный аккомпанемент.

Ритма общества выступает крестьянство, которое, несмотря на игнорирование правящим классом, в определенном смысле доминировало в Церковь не была враждебна к крестьянам, считая бедность идеальным состоянием. Школы Европы были в руках церкви, уровень же образования был минимальным.

В период раннего Средневековья на смену античной, светской культуре приходит средневековая культура, в которой откровенно доминировали религиозные взгляды. Формирование культуры обусловлено наследием традиций старого христианства и наследие культуры варварских народов, которые разрушили Рим.

Особенности культуры раннего Средневековья

Отличительной особенностью западноевропейской культуры Средневековья можно назвать монополию церкви, которая подчинила своим принципам и мотивам все сферы искусства и образования.

Такие науки, как юриспруденция, естествознание и философия должны были соответствовать учения церкви. Первая раннесредневековая энциклопедия «Этимология», написанная в VI веке Исидором Севильским, содержала в себе знания по грамматике, географии, истории, космологии, и все ее содержание проинтерпретировано в соответствии с христианской догматикой.

Ведь идейной целью церкви в тот период было разрушить наследие античной культуры, и несмотря на то, что с некоторыми ее элементами ей приходилось мириться, церковь делала все возможное, чтобы уничтожить все ее влияние. ().

Черты ранней средневековой культуры

Ключевым моментом средневековой культуры этого периода называют символизм, большинство произведений искусства пропитаны символами и аллегориями, которые впоследствии стали устоявшимися.

Также для культуры характерно непосредственное чувство материла, грубость и чрезмерная яркость. Постепенно искусство стало отходить от варварских традиций и мироощущений, и присущий христианству аскетизм полностью подмял под себя варварское наследие.

Если говорить о культуре народных масс, то она являла собой наивный и немного дикий реализм, которому был чужд аскетизм религиозных убеждений.

Несмотря на то что господствующая феодально-церковная культура пыталась подмять под себя народную культуру, живой и настоящий фольклор продолжал развиваться в самых разнообразных формах. Это были легенды, народные песни: любовные, лирические, патриотические; сказки и предания.

Именно эти мотивы положили начало более поздней культуры Средневековья, многие литературные произведения основывались на сказаниях и легендах о героях и воинов, которые были главными персонажами для народа. Например, народное творчество послужило основой для англосаксонской поэмы о невероятном герое Беовульфе, которая была написана в X веке.

Церковь не сумела полностью подчинить себе веянья народной культуры, поэтому старалась оказывать на нее существенное влияние, даже канонизировала местных «героев» и приурочила церковные праздники к народным гуляниям.

Каролингское и Оттоновское возрождение

Период подъема феодально-церковной культуры Средневековья, в конце VIII начала IX века, носит название «каролингского возрождения». Карл Великий стремился укрепить свои позиции и положение страны, и для этого ему требовались кадры чиновников и судей, имевших образовательную подготовку.

Мероприятия, которые проводил Карл Великий, поспособствовали бурному развитию культуры. При его дворе возникла Академия, напоминающая литературный кружок, в монастырях писались анналы, создавались трактаты по агротехнике и по сельскому хозяйству.

Постепенно круг образованных людей расширялся, увеличивался фонд рукописей. «Каролингское возрождение» способствовало продвижению идеи об пользе образовании и светских науках. Однако развитие культуры все равно оставалось довольно узким, так как оно ограничивалось нуждами господствующего сословия.

После распада империи Каролингов возрождение культуры резко оборвалось, большинство стран Европы к X веку ожидал упадок культуры. Лишь при дворе германских императоров развитие образования и искусства еще имело продолжение, развивалась литературная деятельность, уделялось внимание архитектуре и открытию новых школ.

Это явление носит название «Оттоновское возрождение», так как это происходило при дворе Оттонов. И несмотря на свою узость и отсутствие разнообразия «каролингское» и «оттоновское» возрождения сумели поспособствовать дальнейшему развитию культуры Средневековья.

Но стоит отметить, что ее подъем и развитие носило довольно отяжеленный характер, ввиду отсутствия достойного культурного наследия.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Западная Европа в IX-XI веках: среди невзгод и опасностей
Следующая тема:   Византия и славянский мир: культура, религия и военные конфликты

§ 6. Европа в раннее Средневековье (V – X вв.)

Зарождение средневековой цивилизации. Европейскую средневековую историю можно разделить на два периода: раннее Средневековье (V – X вв.) – складывание новой цивилизации в результате взаимодействия античного наследия с традициями, которые привнесли варварские народы, объединённые христианской религией, и развитое Средневековье (XI – XV вв.) – время расцвета вассальных и сеньориальных отношений.

Кризис и распад античного общества начался задолго до 476 г. – принятой даты рубежа Античности и Средневековья. Для поздней Римской империи характерны явления, получившие развитие в Средние века: поселение части рабов на земельных держаниях, рост крупного землевладения и усиление политической власти виднейших землевладельцев, разложение полиса и начало упадка городов. В то же время гибель античной цивилизации не означала полной утраты созданного. Некоторые её черты унаследовало средневековое общество. Среди них – положения римского права, сохранявшиеся наряду с традиционными законами варваров. Несмотря на то что на закате античной эпохи и во время нашествия варваров жители покидали города, многие античные поселения продолжали существовать и в раннее Средневековье. Нередко на месте античных городов возникали новые.

Появившееся во времена Античности и унаследовавшее многие его культурные и религиозные традиции христианство стало фундаментом европейской средневековой цивилизации. Латынь долгое время являлась единственным языком письменности, что позволило сохранить многие научные и литературные достижения Античности. Она также стала официальным языком христианской церкви.

Вторжение варварских племён, большинство которых были германскими, привело к возникновению на обломках Западной Римской империи новых государств – варварских королевств.

Организация власти у германских племён до создания варварских королевств была догосударственной. Основными органами власти были народное собрание, совет старейшин и военные вожди (короли). После завоевания германцами территории Западной Римской империи и образования варварских королевств произошёл синтез племенных органов управления варварского общества (королевская власть, местные судебные собрания, военное ополчение всех свободных людей) и остатков римского государственного аппарата (судьи, сборщики налогов и др.), возглавлявшихся теперь королём варваров.

Основную массу германского населения составляли свободные общинники. Однако большинство населения завоёванных областей составляли их прежние романизированные жители. Сохранилось множество крупных и средних вилл (усадеб), где хозяйство велось прежними позднеантичными способами, продолжали существовать римские города и деревни. Их население составляли крупные и средние римские землевладельцы, духовенство, мелкие земельные собственники, купцы, ремесленники, колоны, рабы.

Варвары и романизированное население долгое время жили изолированно друг от друга. Даже законы у них были разные: местное население судилось по нормам римского права, а германцы подчинялись законам, основанным на нормах обычного права («варварские правды»). Постепенно происходило слияние завоевателей и побеждённых, формировались новые народы: итальянцы, французы, испанцы и т. д.

В V – VI вв. у варварских племён усилилась власть королей (ко?нунгов), которые из военных предводителей превратились в правителей государств. Конечно, государства германцев-варваров значительно отличались от государств Античности. Опорой королевской власти стала дружина. Правителям приходилось учитывать мнение дружинников и родоплеменной знати. Большую роль продолжало играть народное собрание, на котором избирались короли, решались вопросы войны и мира, раздела добычи и наказания виновных. Главную воинскую силу в варварских государствах наряду с королевской дружиной составляли племенные ополчения, формировавшиеся из свободных общинников.

Создание Франкской империи. Многие варварские королевства, созданные в V – VI вв. государства бургу?ндов, вандалов, свевов, остго?тов, – оказались непрочными. Самым сильным среди них было Франкское королевство.

В 486 г. франки, возглавляемые королём Хло?двигом (правил в 481 – 511) из династии Мерови?нгов, разбили войска последнего римского наместника и подчинили себе Северную Галлию. Возникшее Франкское государство достигло успехов благодаря не только военной силе, но и расчётливой политике правителей. Франки первыми среди варваров приняли христианство от папы римского, а не от проповедников-еретиков. Этим они значительно подняли авторитет государства в христианском мире и у населения завоёванной Галлии. Укреплению королевской власти способствовало и составление письменного сборника законов – «Сали?ческой правды», пришедшей на смену устному праву.

Во второй половине VI в. Франкское королевство было самым крупным варварским государством. Однако уже в VII в. оно вступило в полосу кризиса: участились междоусобицы, короли утратили реальную власть, а само королевство распалось на отдельные области.

С утверждением новой династии – Кароли?нгов Франкское государство испытало подъём. Видный представитель династии – майордо?м при «ленивых королях» (лат . «главный» + «дом»; управитель государства) Карл Марте?лл («Молот»; правил в 717 – 741) в 732 г. в битве у города Пуатье? сумел остановить продвижение арабов-мусульман в Западную Европу. Благодаря его энергичной политике влияние Каролингов укрепилось, а сын Карла Пипи?н Короткий (правил в 751 – 768) стал первым франкским королём из этой династии.

Крещение Хлодвига. Средневековая миниатюра

Франкские короли показали себя верными союзниками папы римского. После разгрома государства лангоба?рдов в Италии часть отнятой у них территории вокруг Рима была подарена Пипином папе, который создал здесь своё государство – Папскую область.

Наибольшего могущества Франкское государство достигло при Карле Великом (правил в 768 – 814), одном из самых уважаемых монархов средневековой Европы. Всю жизнь Карл провёл в войнах и снискал славу непобедимого полководца. Ему удалось значительно расширить границы государства, включив в него земли Италии, северо-востока Испании, подчинить непокорные племена саксов. Логичным итогом завоевательной политики Карла стало воссоздание империи – эта идея поддерживалась церковью, выступавшей за единство христианского мира. В 800 г. во время рождественской службы в соборе Святого Петра в Риме папа римский надел на голову Карла корону и объявил его императором римлян. Вскоре Византия, считавшая себя единственной законной наследницей Рима, была вынуждена признать нового императора.

Ж. В. Шнетц. Карл Великий среди приближённых

В результате успешных завоеваний под властью Карла Великого оказалась огромная территория, что, естественно, потребовало внесения изменений в систему государственного управления. Важную роль начал играть королевский двор с входившими в него верховным судьёй, начальником императорской канцелярии, казначеем, командующим королевской конницей и другими приближёнными. Управлять страной императору помогало также собрание знатных франков, с согласия которого Карл издавал указы.

Власть прежних племенных вождей – герцогов – была ограничена. Карл Великий разделил империю на 200 областей, во главе которых поставил должностных лиц – графов и маркграфов, вершивших суд, собиравших налоги, командовавших местным ополчением. В качестве вознаграждения за службу они получали от короля землю. Император контролировал их деятельность с помощью ревизоров – «королевских посланцев».

Создание Франкской империи стало завершающим этапом длительного периода синтеза римского, варварского и христианского начал раннесредневековой Европы.

Западная Европа в период политической раздробленности. Созданная Карлом Великим империя распалась при его внуках, заключивших после длительных усобиц в 843 г. в Верде?не соглашение о её разделе. Так возникли королевства, положившие начало существованию современных государств – Франции, Италии и Германии. К началу X в. в ходе дальнейшего распада крупных государств в Европе появилось до полутора десятков независимых государств. Началась эпоха политической раздробленности.

Складывание ленного землевладения началось ещё в VIII в., когда Карл Мартелл провёл военную реформу, в результате которой была создана тяжеловооружённая конница. Воины-рыцари получали участки земли – бенефи?ции (от лат . «благодеяние»), населённые крестьянами, в пожизненное владение на условиях несения военной службы. Доходы от этих земель давали возможность воину приобрести необходимое вооружение и содержать себя. После смерти рыцаря бенефиций возвращался прежнему собственнику.

Впоследствии поместье, полученное за военную службу, стало передаваться по наследству при условии продолжения его владельцем несения военной службы. Такое владение получило название фео?д (или лен ), а его владелец – сеньор исторической литературе именуется феодалом). Господин (сеньор или сюзерен) жаловал лен воину, получившему название вассал. Вассал обязан был принести сеньору клятву верности.

Термин «феодализм » происходит от слова «феод». Такой порядок характеризуется наличием феодального землевладения и системы вассалитета.

Сеньории (феоды), принадлежавшие герцогам и графам, нередко превышали личные земельные владения короля, а их вассалы – бароны и рыцари – получали лены и приносили присягу верности только своим сеньорам, но не королю. Некоторые сеньоры были значительно могущественнее королей.

Рыцари в битве. Средневековая миниатюра

Появлению в Западной Европе политической раздробленности способствовало господство натурального хозяйства. Местные сеньоры – владельцы укреплённых замков и частных армий – были практически полностью независимы и в хозяйственном отношении. К XI в. некогда свободные общинники перестали являться опорой королевской власти. Большинство мелких землевладельцев Западной Европы утратили хозяйственную самостоятельность, превратившись в зависимых крестьян, выполнявших повинности в пользу сеньоров (барщину, оброк и др.).

Сеньор, отдающий приказания своим крестьянам. Средневековая миниатюра

Развитие системы сеньориальных отношений привело к тому, что правители государств Западной Европы реально управляли только собственным владением – доме?ном . Крупные сеньоры обладали рядом важных политических прав в своих владениях: собирали налоги с подвластной территории, вершили суд, возглавляли ополчение, вели войны, издавали указы и даже чеканили монету.

Законодательные акты короля в сложившихся условиях либо не имели обязательной для всего государства силы, либо игнорировались местными властями. Королевские вооружённые силы составлялись из вассалов, служивших не более 40 дней в году; постоянное войско было малочисленным. Между сеньорами – владельцами ленов – часто вспыхивали междоусобицы, существенно ослаблявшие центральную власть монарха.

К концу XI в. сеньориальный порядок и вассальные отношения господствовали почти на всей территории Западной Европы. Во Франции и Италии переход к ним состоялся раньше, в Англии, Германии и других государствах – позже.

Сословное деление общества. Для периода Средних веков характерно особое устройство общества, которое делилось на три сословия: «молящихся», «воюющих» и «работающих». Считалось, что людей на сословия поделил сам Бог и наличие каждого из них необходимо для нормального существования всего общества.

«Молящимися» являлись христианские священнослужители, обязанности которых заключались в том, чтобы молиться о спасении человеческих душ и помогать людям искупить грехи. Они не платили податей, а сама же церковь содержалась за счёт десятины – десятой части доходов, которую выплачивало всё население страны.

Организация западной христианской церкви была строго иерархична. Во главе стоял папа римский, считавшийся наместником Иисуса Христа на земле. Он назначал кардиналов, собрание которых в случае смерти папы выбирало нового из своей среды. Кроме того, папа являлся ещё и светским владыкой, управлявшим Папской областью. Во главе крупных церковных округов стояли епископы и архиепископы, назначавшиеся папой. Им подчинялись приходские священники. Высшие церковные чины также были крупными землевладельцами. В знак светской власти епископы получали от светского сеньора посох и кольцо и приносили ему вассальную клятву.

«Воюющие» – король и рыцари – должны были бороться с противниками христианской веры, а также защищать «молящихся» и «работающих» от врагов.

Во многих странах Западной Европы в условиях отсутствия сильной центральной власти, усиления местных сеньоров и политической раздробленности сложилась система взаимоотношений в среде рыцарской аристократии. Её особенностью были чётко разграниченные права и обязанности сеньора и вассала.

Папа римский с приближёнными. Средневековый рисунок

Главной обязанностью вассалов считалась военная конная служба сеньору, который должен был оказывать им покровительство.

В Средние века существовала формула: «Нет человека без господина». Императоры и короли считали себя вассалами Господа Бога (иногда они приносили вассальную клятву папе римскому). Герцоги, графы, маркизы (маркграфы) – высшая титулованная аристократия – находились в прямой вассальной зависимости от королей. В свою очередь их вассалами были бароны, которые раздавали лены рыцарям – простым воинам. Простые (однощитные) рыцари вассалов не имели.

Принесение вассальной клятвы. Средневековая миниатюра

«Работающие» – крестьяне, а впоследствии и горожане – обязаны были кормить «молящихся» и «воюющих». Крестьянство было самым многочисленным сословием средневекового общества. Лично свободные крестьяне несли повинности только в пользу государства и церкви. Обязанности зависимых крестьян по отношению к сеньору регулировались законами и старинными обычаями. Обрабатываемая в хозяйстве сеньора земля делилась на барскую запашку и крестьянские наделы. За пользование землёй, лесными угодьями и пастбищами господина крестьяне выполняли в его пользу барщину и платили оброк.

В Средние века в Западной и отчасти в Центральной Европе продолжалось начавшееся в эпоху поздней Античности формирование западного варианта христианской цивилизации. Для Средних веков характерен новый тип деления общества на три сословия: «молящихся» (духовенство), «воюющих» (рыцарство) и «работающих» (крестьяне, горожане). Особенностью жизни западного средневекового общества стала система сеньориальных отношений. Другая особенность этого периода – полное господство церкви в сфере культуры, идеологии и науки.

Вопросы и задания

1. Каковы истоки и характерные черты средневековой цивилизации?

2. Проанализируйте отличия средневекового общества от античного.

3. Используя дополнительную литературу и интернет-ресурсы, подготовьте проект на тему: «Почему идея воссоздания империи на Западе получила поддержку церкви?»

4. Чем империя Карла Великого отличалась от Западной Римской империи?

5. Классифицируйте основные черты сеньориальных отношений в Западной Европе.

7. Почему деление на три сословия оказалось очень устойчивым на протяжении всей эпохи Средневековья? Какие особенности средневекового общества отражало это деление?

8. В записках дьякона Флора Лионского говорится:

«Франкская нация блистала в глазах всего мира. Иностранные королевства – греки, варвары и сенат Ла?циума – посылали к ней посольства. Племя Ромула, сам Рим – мать королевства – были подчинены этой нации: там её глава, сильный поддержкой Христа, получил свою диадему как апостолический дар… Но теперь, придя в упадок, эта великая держава утратила сразу и свой блеск, и наименование империи; государство, недавно ещё единое, разделено на три части, и никого уже нельзя считать императором; вместо государя – маленькие правители, вместо государства – один только кусочек. Общее благо перестало существовать, всякий занимается своими собственными интересами: думают о чём угодно, одного только Бога забыли. Пастыри Божьи, привыкшие собираться, не могут больше при таком разделе государства устраивать свои синоды, нет больше собрания народного, нет законов, тщетно вздумало бы прибыть посольство туда, где нет двора. Что же сталось с соседними народами на Дунае, на Рейне, на Роне, на Луаре и на По? Все они, издревле объединённые узами согласия, в настоящее время, когда союз порван, будут раздираемы печальными раздорами… В то время как империя разрывается на клочья, люди веселятся и называют миром такой порядок вещей, который не обеспечивает ни одного из благ мира».

Как оценивал империю Карла Великого Флор Лионский? Какое впечатление на него произвёл её распад? К каким последствиям, по мнению средневекового священнослужителя, привёл раздел империи? Почему некоторые современники автора радовались этому событию?

Из книги История. Всеобщая история. 10 класс. Базовый и углублённый уровни автора Волобуев Олег Владимирович

§ 6. Европа в раннее Средневековье (V – X вв.) Зарождение средневековой цивилизации. Европейскую средневековую историю можно разделить на два периода: раннее Средневековье (V – X вв.) – складывание новой цивилизации в результате взаимодействия античного наследия с

Из книги Рождение Европы автора Ле Гофф Жак

РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ Banniard, Michel, Gen?se culturelle de l’Europe, Ve-VIIIe si?cle, Paris, Seuil, 1989.Brown, Peter, L’Essor du christianisme occidental. Triomphe et diversit?, , Paris, Seuil, 1997 (пер. с англ.).Herrin, Judith, The Formation of Christendom, Princeton, Princeton University Press, 1987.Hillgarth J. N., ed., The Conversion of Western Europe, 350–750, Englewood Cliffs, Prentice Hall, 1969.Leguay, Jean-Pierre, L’Europe des ?tats

Из книги Италия. Враг поневоле автора Широкорад Александр Борисович

Глава 1 Италия в раннее средневековье После распада Римской империи полновластным правителем Италии в 493 г. становится остготский король Теодорих, а столицей остготского королевства становится город Равенна.Во времена правления остготов начинается возвышение римских

Из книги История Средних веков. Том 1 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ V-XI вв.

Из книги Империя степей. Аттила, Чингиз-хан, Тамерлан автора Груссе Рене

2. Раннее средневековье: тукю, уйгуры и кидани

Из книги История Швеции автора МЕЛИН и др. Ян

I. Раннее Средневековье (1060–1319) Период возведения государства (1060–1250) /44/ «Объединенные» шведские земли – зародыш государства Швеция – сначала представляли собой конгломерат областей, управляемых избранным королем как единственным связующим звеном. Влияние короля в

Из книги Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю автора Эсбридж Томас

Позднее Средневековье и раннее Новое время В период между XIV и XVI веками, когда Европа все еще вела борьбу против других мусульманских противников (в основном против Оттоманской империи), средневековые Крестовые походы приобрели полумифический статус. К определенным,

Из книги Еврейский мир [Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии (litres)] автора Телушкин Джозеф

Из книги Англия. История страны автора Дэниел Кристофер

Раннее средневековье, 450–595 годы История Англии после выхода из Римской империи выглядит весьма темной и запутанной. Некоторый свет проливают немногочисленные рукописные источники и еще более редкие археологические находки. Современные ученые делают попытки соединить

Из книги Испания от античности к Средневековью автора Циркин Юлий Беркович

Введение. РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ ИЛИ ПОЗДНЯЯ ДРЕВНОСТЬ? Во второй половине XIX в. Э. Фримен разделил всю историю, как ему казалось, мира, а в действительности только его европейско-средиземноморской части, на три большие эпохи: до Рима, Рим и после Рима{1}. И в этом делении была

Из книги Исторические судьбы крымских татар. автора Возгрин Валерий Евгеньевич

III. РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ ГУННЫ Во второй половине IV в. на Крым обрушивается один за другим ряд ударов полчищ, нахлынувших из степей Средней Азии. Это были гунны, центрально-азиатские тюркские племена, но с сильной примесью монголотунгусской крови. Поэтому даже чисто

Из книги Пре$тупный интернационал в центре Европы [Как NATO создают государства-бандиты] автора Пономарёва Елена Георгиевна

1.2. Раннее средневековье и период империй Косово и Метохия имеет древнюю историю. Многие народы оставили здесь свой след. В IV в. до н. э. территория современного Космета, населенная фракийско-иллирийскими племенами дарданов и фракийским племенем трибалов, входила в

Из книги Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] автора Дмитриева Ольга Владимировна

Раннее Средневековье (V-перв. пол. XI в.) Условия и предпосылки генезиса феодализма в Западной Европе Несмотря на то, что в процентном отношении германцы составляли меньшинство в покоренных провинциях (от 2 до 10 %), последствия завоевания и появления здесь нового

Из книги De Conspiratione / О Заговоре автора Фурсов А. И.

1.2. Раннее Средневековье и эпоха империй Территория современного Космета, населенная фракийско-иллирийскими племенами дарданов и фракийским племенем трибалов, в IV в. до н. э. входила в Иллирийское царство и граничила с Фракией. В 160-х годах до н. э. Иллирия была завоевана

автора

Часть первая ЕВРОПА В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Из книги История Европы. Том 2. Средневековая Европа. автора Чубарьян Александр Оганович

Глава VII СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ Северо-Западный регион - это два субрегиона или историко-территориальные общности: Британия, объединяющая Англию, Шотландию, Ирландию, и Северная Европа - Скандинавские страны и Финляндия. Кроме расположенных на