Урок-практикум «Подготовка к ГИА». Расставьте ударение в словах: Свёкла Каталог Туфля Газопровод Жалюзи Кухонный Арахис Квартал Баловать Красивее

Форма: Урок-практикум написания сочинения –рассуждения при подготовке к ГИА.

Цель: формирование языковых и коммуникативных умений и навыков, закрепление и углубление умений работы с текстом в целях подготовки к ГИА (находить изученные явления в тексте, давать их грамматическую характеристику, определять особенности их употребления в данном тексте), развивать умения правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, а также выступать перед классом; воспитать любовь к искусству.

Оборудование: белые листы А3 и А4, стикеры, маркеры, учебно-методическое пособие под редакцией Н.А.Сениной, интерактивная доска.

Ход урока

Учащиеся распределены по 2 группам по 5 учеников.

1. Вступление – разминка. По углам: музыка, компьютер, книга, телевизор.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Поприветствуем их. И мы продолжим работу над текстом, Но а для начала обращаю ваше внимание на таблички и попрошу выбрать одну из них.

Итак, задание: обменивайтесь мнениями и расскажите другу, почему вы предпочли именно это. (Выступления: с каждого угла один рассказывает, что сообщил ему товарищ.)

2. Работа над образом.

– Перед вами чистый лист А4, сгибаем его на четыре части, в середине ставим № 5 пишем “МУЗЫКА-это….”. Углы нумеруем 1.2.3.4. Каждый участник группы под своим номером рисует что -угодно, и лист затем передается другому. Таким образом каждый угол листа разрисовывается и разъясняется в соответствии своим рисунком, что музыка– это …

Достаем учебное пособие, открываем вариант 22. Там вам представлен отрывок из рассказа Виктора Астафьева “ Последний поклон”. Прочитайте каждый самостоятельно.

(1) На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. (2) Я первый раз в жизни здесь услышал музыку – скрипку. (3) На ней играл Вася-поляк. (4) О чём же рассказывала мне музыка? (5) На что же это жаловалась она, на кого гневалась? (6) Тревожно и горько мне, хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище!
(7) Вася, не переставая играть, говорил:

(8) – Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. (9) Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он ещё не сирота. (10) Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, – но никогда-никогда не проходит и не гаснет тоска по родине. (11) Эту музыку написал мой земляк Огинский. (12) Написал на границе, прощаясь с родиной. (13) Он посылал ей последний привет. (14) Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не может отнять, жива до сих пор.

(15) Вася замолчал, говорила скрипка, пела скрипка, угасала скрипка.(16) Голос ее становился тише, тише, он растягивался в темноте тонюсенькой светлой паутинкой. (17) Паутинка задрожала, качнулась и почти беззвучно оборвалась. (18) Я убрал руку от горла и выдохнул тот вздох, который удерживал грудью, рукой, оттого что боялся оборвать светлую паутинку. (19) Но все равно она оборвалась. (20) Печка потухла.(21) Слоясь, засыпали в ней угли.(22) Тишь. (23) Темень. (24) Грусть.

(25) – Уже поздно, – сказал Вася из темноты. (26) – Иди домой. (27) Бабушка, наверное, будет беспокоиться.
(28) – Спасибо вам, дяденька, – прошептал я.

(29) Вася шевельнулся в углу и рассмеялся смущенно, и спросил, за что.

(30) – Я не знаю, за что...

(31) И выскочил из избушки. (32) Растроганными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, а также спящий за ним лес. (33) Мне даже мимо кладбища не страшно было идти. (34) Ничего сейчас не страшно.(35) В эти минуты не было для меня зла. (36) Мир был добр и одинок – ничего, ничего дурного в нем не уменьшалось. (37) Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине. (38) А Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, вроде он один во всём мире, трава, отлитая как будто из металла, – это и была моя родина.
(39) ...Прошло много лет. (40) И вот однажды в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. (41) Кругом пахло гарью, пылью. (42) И вдруг в доме, стоящем через улицу от меня, раздались звуки органа. (43) Эта музыка разбередила воспоминания. (44) Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского, (45) Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то. (46) Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью. (47) Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. (48) Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней. (По В. Астафьеву)

3. Работа над текстом.

а) Чтение текста.

б) – Я думаю после чтения рассказа, вам захотелось послушать музыку, о которой говорилось в тексте . Послушаем полонез польского композитора Михала Огинского, чья жизнь действительно была не из легких. (Звучит полонез Михала Огинского.)

1 мая 1924 года в селе Овсянка, что на берегу Енисея, недалеко от Красноярска, в семье Петра Павловича и Лидии Ильиничны Астафьевых родился сын Виктор.
В семь лет мальчик потерял мать – она утонула в реке. Заступницей и кормилицей мальчика становится его бабушка – Екатерина Петровна. Осенью 1942 года Виктор Астафьев добровольцем уходит в армию, а весной 1943 года попадает на фронт. Воюет на Брянском. Воронежском и Степном фронтах, объединившихся затем в Первый Украинский. Фронтовая биография солдата Астафьева отмечена орденом Красной Звезды, медалями “За отвагу”, “За победу над Германией” и “За освобождение Польши”. Несколько раз он был тяжело ранен. Мы знакомы с его некоторыми рассказами: “Васюткино озеро” , “Конь с розовой гривой”, “ Фотография, на которой меня нет”.

г) – А кто такой Огинский? Я попросила ученика подготовить небольшую информацию о нем. Послушаем и его.

Михал-Клеофас Огинский (1765–1833) по роду своих занятий был дипломатом и политическим деятелем, но с ранней юности увлекался музыкой, прекрасно играл на многих музыкальных инструментах, особенно хорошо на фортепиано, скрипке, арфе и виолончели, сам сочинял полонезы, романсы, песни, оперы. Полонезы Огинского – известного дипломата и популярного композитора – в начале XIX века звучали на петербургских балах, а венские, берлинские, лейпцигские и другие издания его произведений пользовались большой популярностью за границей. Родился Михал-Клеофас в имении Гузове под Варшавой. Получив прекрасное домашнее образование и продолжив его в Варшаве изучением математики, каллиграфии, романских языков и творчества античных писателей, уже в возрасте 19 лет Михал-Клеофас Огинский сделал блестящую политическую карьеру – стал депутатом сейма. Позднее он был назначен государственным казначеем – великим подскарбием Великого Княжества Литовского (ВКЛ). В возрасте 23 лет он удостаивается ордена Белого Орла. Когда внутренняя и внешняя политика Речи Посполитой особенно осложняются, Михал-Клеофас становится дипломатом и в 1790 году по поручению короля в качестве чрезвычайного посланника выехал в Голландию, а затем со специальным дипломатическим заданием – в Лондон

Жизнь Михала-Клеофаса оборвалась во Флоренции, где он жил последние 10 лет. Умер он 15 октября 1833 года в доме № 1014 на улице Легнаоли в окружении своей семьи – второй жены-итальянки и четверых детей. Но, по мнению его современников, так тихо не мог уйти из жизни человек, уже при жизни ставший легендой. И тогда возникла еще одна легенда о смерти Огинского. Согласно ей, жизнь князя оборвалась трагически. Когда близкие подошли к композитору, который долго стоял у перил террасы особняка, то увидели, что в его груди торчал кинжал…

Михала-Клеофаса похоронили на монастырском кладбище около храма Санта Мария Новелла. Спустя некоторое время останки композитора были перенесены в костел Санта Кроче, в пантеон, где покоятся Микеланджело, Макиавелли, Галилей.

в) Беседа по тексту:

– В тексте имеются незнакомые или непонятные слова. Значения некоторых слов были установлены вашими товарищами по толковому словарю С.Ожегова. Слушайте.

Свая – бревно, брус, забитый в грунт для опоры в сооружениях.

Темень – это темнота, тьма.

Орган – клавишно-духовой музыкальный инструмент.

Полонез – польский торжественный танец-шествие, а также музыка к нему.

Разбередила – 1. Раздражать больное место прикосновением. 2. В переносном значении – вызывать тяжелые воспоминания.

Ютились – (ютиться) – помещаться в небольшом пространстве.

– О чем этот текст, назовите его тему. (О музыке, о Родине.)

– Какое впечатление произвела игра на скрипке на рассказчика?

1-й ученик: Музыка как бы окрасила мир маленького рассказчика другими красками, лишь доброта и красота ощущалась в нем.

2-й ученик: Мальчик услышал музыку первый раз в жизни, и его овладела гамма чувств и эмоций: тревога, горечь, жалость к погибшим односельчанам, доброта, “неистребимая” любовь к родине.

3-й ученик: Тревожно и горько мне, хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище.

– Почему так сильно воздействовала музыка на нашего героя рассказа? Найдите строчки из текста потверждающие ваши мысли.(Предложения № 8,12, 14, 35, 36.)

– Какой вывод можно сделать из прочитанных предложений и ответов ваших?

1-й ученик: самое сильное чувство на свете – это любовь человека к своей родине, тоска к родным просторам, где родился человек.

2-й ученик: музыка не только пробуждает прекрасные чувства в душе человека, но и побуждает его к поступкам и действиям.

3-й ученик: читает предложение 47.

– Как же любовь человека, которого уже нет в живых, может волновать других?

1-й ученик: Его любовь к своей родине перевоплотилась в музыку, в музыку сильную, воздействующую на человека;

2-й ученик: Музыка как самое дивное создание, пробуждает в человеке искренние чувства.

3-й ученик: Музыка возвращает человеку все лучшее или зовет его к лучшему.

4-й ученик: Я считаю, что музыка тогда настоящая, когда она исходит от самого сердца композитора. Только тогда она может вызвать искренние чувства, обогатить духовный мир слушателя или же звать его на свершение великих дел или совершать хорошие поступки.

– Таким образом главная мысль, идея текста заключается в чем?

1-й ученик: Главная мысль текста Астафьева в том, что музыка имеет огромное воздействие на человека. Музыка– самое загадочное создание человека.

2-й ученик: Музыкой можно не просто наслаждаться, музыка – это то, что может заставить действовать.

Учитель: “Музыка – это искусство, которое действует прямо на сердце слушателя”, – сказал кто-то из великих. Магическая сила музыки может заставить человека мечтать, вспоминать прошлое, задуматься о себе и пересмотреть свою жизнь, исправить ошибки и действовать, как подскажет сердце.

– Каково ваше впечатление от текста? Понравился ли он вам?

1-й ученик: Мне отрывок понравился. Чувства мальчика описаны очень эмоционально, глубоко.

2-й ученик: Нельзя не сочувствовать ему, не разделять его душевное потрясение.

– Давайте, ребята, определим его стиль? Как вы думаете, к какому функциональному стилю речи принадлежит текст?

1-й ученик: текст принадлежит к художественному, так как во-первых этот отрывок из художественного произведения, а во-вторых, как уже говорили, текст эмоционально воздействует на читателя, передает чувства самого автора.

2-й ученик: я думаю, еще и потому текст относится к художественному, что здесь много разных изобразительно-художественных средств использовано: сравнение, метафоры.

4. Распределение языковых явлений по группам:

1 гр: лексические.

2 гр.: грамматические (морфологические и синтаксические).

– Заполняйте свои стикеры несколькими языковыми явлениями и приклеивайте общему листу в один ряд.

5. Поиск языковых явлений. Группа распределяет между членами свои языковые явления. Каждый ученик ищет по тексту свое языковое явление. Находит и отмечает на спикере номер предложения. Затем ученик № 1 объединяет все и отвечает.

6. Обсуждение товарищем по плечу схему построения сочинения – рассуждения.

Давайте вспомним схему построения сочинения– рассуждения. Обсудите с товарищем по плечу об этом. (С каждой группы отвечает 1 ученик. Если неправильно ответил ученик, то другой ученик комментирует ошибку.)

7. Составление аргументации. (Каждая группа составляет 1 аргументацию и записывает фломастером на общем листе. Прикрепляет к доске.)

8. Рефлексия.

б) – Урок закончен. Осталось поставить последнюю точку. Давайте поразмышляем, что дал вам сегодняшний урок, что вы вынесли из него, с какими чувствами покидаете класс. Какими словами описали бы вы своё состояние после урока – на втором столбике укажите знаком +:

Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение к варианту 22 (учебное пособие под ред. Н.Сениной).

Цель:

Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки учащихся; формировать практические умения, необходимые для успешной сдачи ГИА; учить анализу текста.

Развивать орфографическую зоркость и речевую компетенцию учащихся.

Воспитывать интерес к языку.

Оборудование: карточки, тесты для совершенствования орфографических и пунктуационных навыков, словари, тексты для анализа, портрет В.Г.Распутина.

Ход урока русского языка в 9 классе

1. Слово учителя.

Добрый день, ребята! Каждый урок дарит вам радость новых открытий, помогает познать русский язык, учит работе с книгой. Я думаю, что сегодняшний урок не будет исключением.

2. Сообщение темы и цели урока.

Целью каждого урока русского языка является формирование практических умений, необходимых для сдачи ГИА по русскому языку . А какие умения, на ваш взгляд, необходимы?

Конечно, знание орфографии и пунктуации. Сегодня мы повторим правила правописания н-нн в суффиксах прилагательных, образованных от глаголов, и страдательных причастий.

(на партах таблицы правописания н-нн в суффиксах прилагательных, образованных от глаголов, и страдательных причастий прошедшего времени.

Рассматриваем таблицу, вспоминаем правила. Для практического совершенствования навыков правописания н-нн в суффиксах прилагательных , образованных от глаголов, и страдательных причастий прошедшего времени предлагаются индивидуальные карточки.

Скачать карточки .

Скажите, ребята, а какими членами предложения являются прилагательные и причастия?

Найдите в карточках предложения с причастным оборотом. Каким членом предложения является причастный оборот? Объясните знаки препинания в предложениях с обособленными определениями.

3. Работа с текстом.

Умение работать с текстом одно из важных в подготовке к ГИА. С автором текста, который я подготовила для вас, вы знакомились на уроках литературы . Всем известно имя Валентина Григорьевича Распутина и его рассказ «Уроки французского».

Чтение текста учителем.

Скачать текст .

4. Работа в группах

Задания для 1-й группы

1. Докажите, что это текст.

2. Объясните орфограммы во 2-м предложении.

3. Найдите предложение с обособленным определением среди предложений с 4 по 7.

4. Найдите слово с приставкой ПРИ, со значением неполного действия в предложениях 1-3

Задания для 2-й группы

1. Найдите предложение с обособленным обстоятельством среди предложений 9-11

2. Найдите фразеологизм среди предложений 8-10

3. Объясните орфограммы в предложении 25

4. Замените слово чересчур в предложении 23 синонимом

Задания для 3-й группы

1. Найдите предложение с обособленным обстоятельством среди предложений 23-26

2. Найдите СПП с придаточным изъяснительным среди предложений 24-26

3. Объясните орфограммы в предложении 5

4. Замените слово ненарокомв предложении 2 стилистически нейтральным синонимом.

Задания для 4-й группы

1. Найдите предложение с однородными согласованными определениями среди предложений 1-3.

2. Замените словосочетание запах полыни, построенноена основе связи управления, на синонимичное по типу согласования.

3. Среди предложений 2-4 найдите сложносочиненное

4. Объясните орфограммы в предложении 21.

Задания для 5-й группы

1. Объясните орфограммы в предложении 3.

2. Замените словосочетание увлекаться игрой, построенное на основе связи управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.

3. Из предложений с 1-3 выпишите слово, в котором приставка НЕ пишется слитно, т.к. можно подобрать синоним

4. Выпишите грамматическую основу из предложения 19.

5. Подведение итогов урока

6. Домашнее задание .

Напишите сочинение – рассуждение, ответив на вопрос: почему главный герой рассказа играл в «чику»?

30.09.2014 2639 0

Руденко В.И.

Цели урока:

Образовательные:

- подготовка к сдаче государственной итоговой аттестации по русскому языку;

Совершенствование практических умений учащихся при решении заданий части А с выбором ответа;

Обучение анализу текста и написанию сочинения на лингвистическую тему;

Развивающие:

Развивать у учащихся умение логически мыслить и обобщать полученные факты;

- развивать умения анализировать текст;

Воспитывающие:

Воспитывать любовь к родному русскому языку;

Формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;

Воспитывать любовь к родному краю.

Ход урока

Слово учителя.

На сегодняшнем уроке мы выполним анализ текста Ю.Блинова. Но давайте сначала познакомимся с его биографией.

Доклад учащегося. Юрий Михайлович Блинов родился в 1946 году в деревне Роза Ирбитского района Свердловской области в крестьянской семье. Детство его выпало на трудное послевоенное время. В семье не было отца, и маленькому Юре очень рано пришлось взвалить на свои плечи мужские заботы. Окончив ремесленное училище, он работал водителем электростилочной торфо-уборочной машины. Затем учился в Калининском (единственном в мире!) торфяном институте, позже преобразованном в политехнический, по специальности "инженер-разработчик торфяных месторождений". После окончания института появилось желание посвятить свою жизнь науке. Поступил в аспирантуру, окончил ее, сдал кандидатские экзамены... и понял, что это не для него. Больше влекло живое дело, и он стал геологом.

На Севере - с 1982 года. Северяне знают Юрия Михайловича как директора малого предприятия "Криотехника". Это под его руководством ведутся работы по укреплению грунтов и реконструкции фундаментов. Но мало кому известно, что Юрий Михайлович Блинов очень увлеченный человек. Еще учась в институте, увлекся самодеятельным театром, КВНом. Приходилось быть и актером, и сценаристом, и продюсером. Вот с тех пор и не оставляет его жажда творчества. Сегодня на счету Ю. Блинова уже несколько книг. Его герои - бесхитростные, цельные люди, искренние в каждом поступке, неуступчивые при столкновении с жестоким отношением к окружающему миру, они не из тех, кто идет по родной земле бездумными варварами. Все творчество Блинова пронизано любовью к природе: будь то сельский предгорный Урал (повесть "Пасынок") или тайга - величественная, могучая, живая, способная постоять за себя и все же беззащитная, смертная (рассказ "Горят мосты", роман "Изгой"). "Мы живем среди природы, мы друзья ее. Она беспрестанно с нами беседует, но тайны своей нам не выдаст. Мы постоянно оказываем на нее действие, однако не имеем над ней никакой власти" - эти слова, сказанные Гете, можно было бы поставить эпиграфом к творчеству Юрия Михайловича Блинова.

Юрий Михайлович Блинов начал писать в студенческие годы, а длительный непосредственный контакт с природой и врожденная наблюдательность позволили развить и совершенствовать писательский талант. Впервые опубликовался в ноябрьской газете «Северная вахта» в 1983 году.

Однако особый творческий импульс он получил именно в Губкинском. Здесь появились его первые книги «Изгой» и «Сын хозяина». Он постоянный автор городского литературного альманаха «Вкус ягоды ямальской» , часто публикуется в ноябрьском литературном журнале «Ноябрьск литературный», «Ямальский меридиан», в центральном журнале «Юность».

Работа с текстом. Прочитайте текст и выполните задания А1-А7.

1) Горбоносый красавец лосюшка, исполин, в зрелых годах, в расцвете сил, из крепких, перевитых, как корни дуба, мышц сотканный, загодя, по дождичку пришёл на большую любимую им поляну – место осеннего гона и сражений, укрытое со всех сторон полоской леса - своеобразный оазис в тундре.

2) Приходили сюда после его трубного рёва-зова самки-подруги, самцы-недруги, такие же, как он, сильные, ярые, на бой смертный звать Исполина–лосюшку. 3) Перед его глазами встали те горячие напряжённые бои прошлых лет. 4) Да-а, это были сражения! 5)Те ещё! 6) Не на жизнь, а на смерть баталии.7) Кровь тогда горела в жилах, даже уши, глаза наливались ею. 8) Сам чёрт тогда не брат ему, разил он всех, кто смел против выйти, убойно, свирепо. 9) Бывало, что на его трубный рёв выходил не один, а несколько быков, бил он их тогда по очереди. 10) Зверел оттого ещё больше, разил с разбегу, с размаху лбом в лоб так, что искры сыпались, схлёстывался, сплетаясь, рогами, вставал на дыбы, теснил врага, выталкивал с поляны, прижимал к деревьям, принуждая позорно ретироваться. 11) Неуступчивых жестоко наказывал: теснил, круша ветки, кусты, вжимал в снег, в землю и бил копытами до тех пор, пока не утихала ярость. 12) После таких показательных зрелищ не находилось желающих силой меряться, даже крупнее быки предпочитали с Исполином не связываться, поджимали хвостики и уступали дорогу. 13) А он, гордо задрав голову, уходил на зависть всем с поля боя с самкой.
14) Слыл он непобедимым не только среди сородичей, но и среди охотников, те со своими мерзкими псами, сколько ни старались, не могли взять его. 15) Он легко уходил от любой погони, от любой облавы, иногда просто по прямой, иногда меняя направление, чутьём улавливая замаскированные схоронки и засады. 16) Бывало, и играл со смертью, надоедало бегать, прятаться, взыгрывала неуступчивость, он на полном ходу останавливался, рыл зло копытом землю, резко разворачивался и неожиданно из-за укрытия шёл на загонщиков намётом, ломая грудью кусты, деревья.17) Горе тому, кто не успевал отпрыгнуть, спрятаться, влезть на дерево, того перерубал копытом с лихостью, походя и, не останавливаясь, скрывался в лесу, скалясь на запоздавшие выстрелы охотников.

Слово учителя . Определите тему и идею текста.

К какому типу и стилю можно отнести данный текст?

Теперь давайте выполним тестовые задания по данному тексту.

А1. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Исполин-лось слыл непобедимым среди охотников»?

1) Зверел оттого ещё больше, разил с разбегу, с размаху лбом в лоб так, что искры сыпались, схлёстывался, сплетаясь, рогами, вставал на дыбы, теснил врага, выталкивал с поляны, прижимал к деревьям, принуждая позорно ретироваться.

2) Он легко уходил от любой погони, от любой облавы, иногда просто по прямой, иногда меняя направление, чутьём улавливая замаскированные схоронки и засады.

3) Неуступчивых жестоко наказывал: теснил, круша ветки, кусты, вжимал в снег, в землю и бил копытами до тех пор, пока не утихала ярость.

4) Кровь тогда горела в жилах, даже уши, глаза наливались ею. Сам чёрт тогда не брат ему, разил он всех, кто смел против выйти, убойно, свирепо.

А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «встали» («встать») из предложения 3.

1) подняться на ноги

2) ступить на какое-нибудь место

3) подняться на совершение чего-нибудь

4) возникнуть, появиться.

А3.Укажите предложение, в котором средством выразительности является метафора.

1) Горе тому, кто не успевал отпрыгнуть, спрятаться, влезть на дерево, того перерубал копытом с лихостью.

2) Кровь тогда горела в жилах, даже уши, глаза наливались ею.

3) А он, гордо задрав голову, уходил на зависть всем с поля боя с самкой.

4) Бывало, что на его трубный рёв выходил не один, а несколько быков, бил он их тогда по очереди.

А4. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ДЕРЕВЬЯ все согласные мягкие.

2) В слове СНЕГ есть звук [к]

3) В слове ЯРОСТЬ количество букв больше, чем звуков.

4) В слове МЕРЯТЬСЯ 6 звуков.

А5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) Расцвет

2) Свирепого

3) Горела

4) Останавливаясь

А6. В каком слове правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного звука?

1) Размах

2) Связываться

3) Сплетаясь

4) Приходили

А7. В каком слове правописание суффикса определяется правилом «НН пишется в прилагательных, образованных с помощью суффикса Н от существительных с основой на Н»?

2) Замаскированные

3) Неожиданно

4) Весенних

Слово учителя. ГИА по русскому языку предполагает выполнение творческой работы, и сейчас мы подготовимся к написанию сочинения на лингвистическую тему. Задание звучит так: «Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного писателя А.Толстого: «Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе». Приведите 2 аргумента из текста, иллюстрирующие морфологические явления. Объём сочинения – не менее 70 слов»

Из каких частей состоит сочинение-рассуждение?

Ответ учащихся. Тезис, доказательства, вывод

Слово учителя. В качестве тезиса вы можете использовать слова А.Толстого. Вот примерный вариант вступления: «Известный писатель утверждал: «Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе». И это действительно так. Глагол – необыкновенная часть речи, потому что обладает огромным потенциалом для выражения действий.

Слово учителя. Давайте подберём аргументы из текста. Обратим внимание на 10 предложение.

Ответ учащегося. В предложении 10 автор использует однородные сказуемые.

Слово учителя. Что автор этим хочет показать?

Ответ учащегося. Однородные сказуемые помогают увидеть чувства животных.

Слово учителя. Какая часть речи преобладает в тексте Ю.Блинова?

Ответ учащегося. В рассказе Ю.Блинова преобладают глаголы и глагольные формы – деепричастия, что характеризует поведение животных и придаёт тексту динамичность.

Слово учителя. Сейчас мы подбирали аргументы, которыми вы можете воспользоваться при написании сочинения. Заканчивается сочинение-рассуждение выводом, который должен подтвердить тезис.

Ответ учащегося. Примерный вариант заключительной части может быть таким: «Опираясь на материал текста, нам удалось доказать справедливость слов известного писателя».

Слово учителя . Или Преобладание глагольных конструкций над именными в художественной речи придаёт ей эмоциональность и динамичность.

Домашнее задание : написать сочинение на лингвистическую тему, используя материалы урока.

Итог . Мы продолжили подготовку к сдаче государственной итоговой аттестации по русскому языку.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

г. Серпухов Московской области.

Тема урока: « Комплексный анализ текста» (подготовка к ГИА по русскому языку). 9 класс.

Учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №2 города Серпухова

Воронина Марина Всеволодовна.

Цели урока:

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: обучение работе с текстом: умение вычленять главную мысль, определять стиль и тип речи текста; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к публицистическому стилю; совершенствование навыков правописания.
  2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание любви к русскому языку; способствование нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей.
  3. РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания; развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

Задачи урока:

1. Познакомить учащихся с текстом В.М.Пескова « Бескорыстие».

2. Применить полученные теоретические сведения о лингвистическом анализе текста.

3. Показать учащимся, как ЛАТ может помочь понять авторский замысел.

4. Формировать языковую компетентность (ЗУН):

* готовность к целеполаганию (самим проектировать свои действия, ставить цель урока),

* способность планировать и выполнять актуальные действия, ведущие к результату (языковой компетентности).

5. Развивать аналитическое мышление (умение определять тему, основную мысль текста, аргументировать своё суждение).

6. Побуждать к рефлексии, самооценке, самостоятельному поиску, анализу, выбору информации.

7. Воспитывать готовность взаимодействия друг с другом в коллективном деле.

8. Воспитывать нравственность учащихся через осмысление текста.

9. Приобщать к общечеловеческим культурным ценностям.

Предварительный просмотр:

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас очень важный урок, актуальный, ведь скоро вам предстоит сдавать экзамен. И самая главная задача на данном этапе обучения, конечно, - хорошо подготовиться к сдаче ГИА. Какие умения, на ваш взгляд, помогут это сделать? Конечно, это и умение написать сжатое изложение, и сочинение в жанре рассуждения, и орфографическая и пунктуационная грамотность. А сформировать все эти умения помогает комплексный анализ текста, что вам и предстоит сегодня сделать. Ключевыми на уроке будут следующие понятия:

Текст

Тема текста

Проблема текста

Стиль текста

Тип речи

Основные орфограммы (правописание безударных гласных, чередующихся гласных, приставок)

и пунктограммы

Ваше домашнее задание к уроку – повторить эти ключевые понятия, а так же основные орфограммы и пунктограммы. Проверка домашнего задания будет осуществляться на уроке по мере выполнения заданий.

А в качестве эпиграфа к уроку предлагаю всем нам известные слова Н.В.Гоголя: « Перед вами громада – русский язык! Наслаждение глубокое зовёт вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его».

Хотелось бы, чтобы на сегодняшнем уроке вы тоже почувствовали себя творцами.

2. Слово учителя о В.М.Пескове.

Работать сегодня мы будем с текстом В.Пескова. И в ближайшие 40 минут он будет находиться под нашим «лингвистическим микроскопом».

Василий Михайлович Песков родился в 1930 году в Воронежской области; писатель, журналист, путешественник и ведущий телевизионной программы «В мире животных» с 1975 по 1990 год. Свои книги он посвящает героическим судьбам людей, родной природе. Песков радуется всему окружающему: встрече с человеком, вечерней зорьке, птице в зелёном лесу. Никто и ничто не ускользнёт от внимательного взора художника, всё рождает в нём волну преданности, признательности и любви к простым людям, родному краю.

3. Представление текста «Бескорыстие».

Перед вами рассказ В.М.Пескова, познакомимся с текстом. (Чтение текста вслух учителем).

4. Работа с текстом: комплексный анализ.

  1. – Докажите, что данный отрывок является текстом. (Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений; порядок слов в предложениях; интонация.)

(Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Предложения между собой соединены по смыслу и грамматически. Основные признаки текста: тематическое и композиционное единство всех его частей; наличие грамматической связи между частями; смысловая цельность, относительная законченность.)

– Как вы понимаете смысл слова «бескорыстие»?

Где можно найти лексическое значение слова?

Какие толковые словари вы знаете? (Даля, Ожегова, Ушакова, шк. словарь Лапатухина).

Никто точно не знает, каков объём словарного запаса русского языка. 17-томный литературный словарь содержит 125 тысяч слов. И это далеко не всё. В толковом словаре В.Даля более 200 тысяч слов. Ни один человек не знает всех слов словаря, и вряд ли найдётся тот, кто употребляет в речи хотя бы даже 100 тысяч слов. Но большинство взрослых людей понимают около 35 тысяч слов.

Если обратимся к словарю Даля, то прочитаем:

Подберите синонимы к слову бескорыстный (благородный, великодушный).

Найдите в тексте антоним к этому слову (Корысть).

Бескорыстие – это когда человек делает доброе дело незаметно, не ради признания и наград. Как хорошо об этом сказано у Риммы Казаковой: «Как часто вся награда за труды – сознание исполненного долга».

Когда известный польский педагог, врач и писатель Януш Корчак отказался покинуть своих воспитанников и вместе с ними шагнул в газовую камеру смерти в Треблинке, он ценою своей жизни утвердил верность своему учительскому долгу.

Десятки тысяч доноров безвозмездно отдают свою кровь, чтобы спасти жизни незнакомых им людей.

Бескорыстие не требует ни почестей, ни наград.

3). - Итак, перед нами рассуждение о человеческом бескорыстии. В каких словах заключена главная мысль этого рассуждения? (…хороших людей больше, чем плохих. И жизнь движется вперёд не тем, что в человеке плохого, а тем, что есть в нём хорошего).

Какими примерами из жизни эта мысль подтверждается?

Какой нитью связывает Песков это повествование о детстве с рассуждением о подвигах людей в годы войны? (Уверенностью в том, что хороших людей больше).

В чём красота бескорыстия? Найдите в тексте предложение, содержащее в себе этот вывод. (Бескорыстие не требует ни почестей, ни наград.)

4). - К какому стилю речи относится текст? Аргументируйте свой ответ. (Публицистический.

Во-первых, текст рассказывает о прекрасной человеческой черте – о бескорыстии, т.е. поднимает важную для нас проблему.

Во-вторых, в тексте ярко выражена авторская позиция. Автор на ярких примерах убеждает нас в том, что хороших, бескорыстных людей больше, чем плохих. И наши победы не только в силе оружия, но и в силе нравственности, в силе бескорыстного служения Родине.

В-третьих, в тексте используются как нейтральные слова (книжка, умывальник, просидел), так и торжественные (бескорыстие, нравственность, бескорыстное служение Родине, измождённый блокадой). Так происходит потому, что автор рассказывает о разных сторонах жизни народа: о серьёзных и значительных и о бытовых, обычных. Используются различные выразительные средства языка. Это тоже характерно для публицистического стиля).

Какова сфера употребления публицистического стиля? (Это общественно-экономические, политические, культурные отношения; используется в газетах, журналах. Задача речи: информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, убеждением его в чём-то, внушением ему определённых идей, взглядов, побуждением его к определённым поступкам, действиям).

Какие стилевые черты публицистического стиля вы можете назвать? (логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность, общедоступность).

Назовите языковые средства, характерные для публицистического стиля (общественно-политическая лексика; эпитеты, сравнения, лексические повторы; побудительные и вопросительные предложения; риторические вопросы; вводные слова, причастные и деепричастные обороты, сложные синтаксические конструкции).

5). - Какой тип речи представлен в этом тексте? (Повествование с элементами рассуждения)

(Во-первых, здесь сообщается о событии из жизни писателя, на первый план выдвигаются порядок протекания действия, развитие сюжета. Это характерно для повествования.

Во-вторых, в нём доказывается, объясняется мысль о том, что хорошо, когда человек делает доброе дело незаметно, не ради почестей. А это характерно для текста-рассуждения).

6). – А сейчас перейдём к выполнению заданий по тексту.

1). Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

а) Хороших людей больше, чем плохих;

б) Корыстный человек свою жизнь ценит превыше всего;

в) Люди совершают героические поступки не ради почестей и наград;

Найдите в тексте предложение, подтверждающее ваш выбор(56).

Среди предложений 15 – 25 найдите сложноподчинённое предложение. (15).

Запишите его в тетрадь, составьте схему, определите тип придаточных.

(Обстоятельственное, времени) (Изъяснительное)

(Когда мы сели в вагон дачного поезда), [все сразу заметили], (какое сокровище я везу).

Как называется такое подчинение? (параллельное).

Какие ещё типы подчинения вы знаете? (Однородное, последовательное).

Среди предложений 31 – 37 найдите предложение с обособленным обстоятельством.(36)

Чем выражено обособленное обстоятельство? (Деепричастным оборотом).

4). Запись текста и работа с ним.

Выпишите из текста предложения с 51 по 53, вставьте пропущенные орфограммы и знаки препинания.

Какие орфографические правила вспомнили, вставляя пропущенные буквы?

(Просидел – сидя, потерял – потеря; Умирают; Неопытный – молодой, наивный, незрелый).

Назовите сложное предложение с союзной сочинительной и бессоюзной связью между частями. Какие знаки препинания поставили? Почему? (52) (обособленные определения, вторая часть имеет значение пояснения).

Назовите грамматическую основу из второй части предложения. (Другие умирают).

Чем выражено подлежащее? (Местоимением в роли существительного).

Назовите сложноподчинённое предложение. Укажите вид придаточного (определительное).

Объясните пунктуацию этого предложения (обособленное обстоятельство времени со значением уточнения).

Объясните пунктуацию 53 предложения (обособленное распространённое приложение, стоящее в конце предложения, выраженное именем собственным).

5). - Укажите ошибочное суждение:

а) В слове ЖИТЬ первый звук твёрдый;

б) В слове ДВАДЦАТЬ

в) В слове ПРОСИДЕЛ гласная И является проверяемой.

г) В слове ДРУГИЕ

6). – Поработаем по вариантам:

1-в. – Из предложений 22 – 41 выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного (исчезла, испуганно, раздеваясь, развернули).

2-в. – Из предложений 46 – 50 выпишите слово, в котором правописание –НН- и –Н- определяется правилом: «В полных страдательных причастиях, имеющих при себе приставку или зависимое слово, пишется –НН-» (подтверждённая).

1-в. - память о людях (предложение 48) (управление), замените его синонимичным словосочетанием со связью согласования (людская память).

2-в. – Укажите способ связи в словосочетании человеческий облик (предложение51), (согласование), замените его синонимичным словосочетанием со связью управления (облик человека).

6). Повторение «Изобразительно-выразительные средства языка».

А теперь поговорим о изобразительно-выразительных средствах, которые использовал автор в тексте. Выполним следующее задание: вставьте на место пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка:

« В своём рассуждении В.Песков прибегает к различным средствам выразительности, среди которых есть синтаксические, такие как: __________ (предложения 39 – 45) и _________ (предложения 59 – 62). А разговор с отцом автор оформляет в виде _________ (предложения 31 – 34).

  1. Гипербола
  2. Парцелляция
  3. Фразеологизм
  4. Диалог
  5. Цитирование
  6. Ряды однородных членов

5. Итог урока.

- Удалось ли нам добиться цели урока?

- Мы учились выполнять комплексный анализ текста, благодаря чему развивали свои языковые способности и навыки.

- Мы совершенствовали и развивали свои умения, знания, учились применять их на практике.

Продолжили подготовку к итоговой аттестации в новой форме.

6. Домашнее задание: упр. 240.

  1. Завершая урок, хочу прочитать вам стихотворение Марка Лисянского, которое перекликается с содержанием текста, по которому мы работали.

БЕСКОРЫСТИЕ.



Дороже бескорыстие на свете,


Жить, ничего от мира не тая,
Не думая о том, что соучастье

Помните этот призыв, чтобы никогда в душе не поселилось чувство вины перед близкими и родными.

Спасибо за урок!

1 слайд:

Комплексный анализ текста (подготовка к ГИА).

2 слайд:

Ключевые понятия урока:

Текст

Тема текста

Проблема текста

Стиль текста

Орфограммы

Пунктограммы

3 слайд:

Перед вами громада – русский язык! Наслаждение глубокое зовёт вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его.

Н.В.Гоголь

А что есть чтение как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов… Чтение – прежде всего сотворчество.

М.Цветаева

4 слайд:

Портреты Василия Михайловича Пескова.

5 слайд:

- Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью.

Основные признаки текста:

Тематическое и композиционное единство всех его частей;

Наличие грамматической связи между частями;

Смысловая цельность, относительная законченность.

6 слайд:

Бескорыстие – отсутствие корысти, жадности к имуществу, нежелание пользоваться чем-либо в ущерб, обиду или убыток другим; нежелание наград за добрые дела. Бескорыстен тот, кто думает о других более, чем о себе.

(Из словаря В.Даля)

7 слайд:

Основные признаки публицистического стиля речи:

Логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность;

Выдвижение важной общественной проблемы, анализ и оценка возможных путей её решения;

Достоверность, точность фактов;

Общедоступность;

Смешение нейтральных и высоких, торжественных слов.

8 слайд:

Сфера употребления публицистического стиля речи:

Общественно-экономические, политические, культурные отношения;

Лексические особенности публицистического стиля речи:

Широкое использование общественно-политической лексики;

Эмоционально окрашенные слова;

Частицы, междометия;

Несложные синтаксические конструкции;

Риторические вопросы;

Восклицания.

9 слайд:

Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

в) Люди совершают героические поступки не ради почестей и славы.

г) Наша победа в минувшей войне добыта силой оружия.

10 слайд.

Я знаю человека, который двадцать лет , с первого года войны, прос и дел на чердаке и почти пот е рял человеческий облик. На этот шаг его, не опытного и трусливого, толкнула корысть : пусть ум и рают другие, а я хочу жить. И все мы знаем ровесника этого дезертира Александра Матросова.

11 слайд:

Укажите ошибочное суждение:

а) В слове ЖИТЬ первый звук твёрдый;

б) В слове ДВАДЦАТЬ мягкость согласного [ т ] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак);

в) В слове ПРОСИДЕЛ гласная И является проверяемой;

г) В слове ДРУГИЕ букв столько же, сколько звуков.

12 слайд:

« В своём рассуждении В.Песков прибегает к различным средствам выразительности, среди которых есть парцелляция и ряды однородных членов. А разговор с отцом автор оформляет в виде диалога».

13 слайд: музыка?

БЕСКОРЫСТИЕ.

Преподносить любимой незабудки,
Слать песни, словно вести в города,
И, не теряя ни одной минутки,
Спешить туда, где горе и беда.

Дороже бескорыстие на свете,
Чем золото, и сталь, и серебро...
Не жди добра, чтоб на добро ответить,
А сам неси во все концы добро.

Дарить и отдавать-какое счастье,
Жить, ничего от мира не тая,
Не думая о том, что соучастье
В чужой судьбе - обязанность твоя.

Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Бескорыстие.

  1. Когда заходит разговор о людях, хороши они или плохи, я вспоминаю этот случай из детства.
  2. Отец взял меня в город. (3) Помню, мы зашли в книжный магазин. (4) Я там увидел книжку… (5) Я не выпускал её из рук и умоляюще глядел на отца. (6) Отец полистал, заглянул на угол задней обложки и сказал: «В другой раз купим». (7) Книжка была дорогой. (8) Но дома я целый вечер говорил только о ней. (9) И отец сказал: «Собирай пузырьки…» (10) За два дня я собрал и вымыл целую корзину мелкой посуды. (11) Отец занёс её в аптеку и вручил мне четыре с половиной рубля.

(12) Сердце колотилось, пока мы с тёткой шли к магазину: «А вдруг продали?» (13) Нет, книжка лежала на прежнем месте. (14) И я стал её обладателем.

(15) Когда мы сели в вагон дачного поезда, все сразу заметили, какое сокровище я везу. (16) То были «Басни Крылова»…

(17) Поезд тронулся. (18) Побежал мимо окон сосновый и берёзовый лес. (19) Я загляделся и поставил книжку на подоконник. (20) Толчок после стоянки. (21) И – ужас! – книжки на подоконнике не было. (22) Она исчезла между двойной обшивкой вагона. (23) Ещё не понимая серьёзности положения, я испуганно глядел на тётку, на соседа-лётчика, попытался просунуть руку. (24) Через минуту уже весь вагон участвовал в спасательных работах… (25) Поезд бежал, и вот уже скоро будет наша станция…

(26) Лётчик обнял меня за плечи.

(27) – Ничего. (28) Поезд ещё долго будет идти. (29) Мы достанем и пришлём обязательно…

(30) На другой день, вернувшись с работы, отец, не раздеваясь, прошёл к моей постели на сундуке.

(31) – Не спишь? (32) Ну вот держи…

(33) – Достал?

(34) – Достал, достал… - отец засмеялся и пошёл к умывальнику.

(35) В руках у меня была та самая книжка. (36) Я засыпал, не выпуская её из рук…

(37) А дней через десять к нам зашёл почтальон. (38) Мать удивилась, принимая большой пакет. (39) Развернули. (40) Книжка! (41) И листок: «Я же говорил, что мы достанем её…»

(42) А через день – опять почтальон, и опять пакет. (43) Потом ещё один. (44) Ещё… (45) Семь одинаковых книжек!

(46) С той осени прошло более тридцати лет. (47) Книжки в войну потерялись. (48) Но осталось самое главное – хорошая память о людях. (49) Осталась подтверждённая жизнью уверенность: хороших людей больше, чем плохих. (50) И жизнь движется вперёд не тем, что в человеке плохого, а тем, что есть в нём хорошего.

(51) Я знаю человека, который двадцать лет, с первого года войны, просидел на чердаке и почти потерял человеческий облик. (52) На этот шаг его, неопытного и трусливого, толкнула корысть: пусть умирают другие, а я хочу жить. (53) И все мы знаем ровесника этого дезертира – Александра Матросова. (54) Во имя других жизней человек отдал самое дорогое. (55) Если говорить о высоких примерах бескорыстия, то это самый высокий пример.

(56) Наша победа в минувшей войне добыта не только оружием, но и силой нравственности, бескорыстным служением Родине.

(57) Вспомним узбекские семьи, приютившие сотни сирот. (58) Вспомним дорогу через Ладогу в Ленинград. (59) Погибая под бомбами, проваливаясь под лёд, шофёры везли хлеб измождённому блокадой, голодному Ленинграду. (60) Колонны танков были построены на средства уральцев, сибиряков, горьковчан, воронежцев. (61) Последний рубль, варежки со своих рук, хлеб, кровь, сон, здоровье – всё отдано было на общее дело…

(62) Бескорыстие не требует ни почестей, ни наград.

(По В. Пескову)

Приложение 2.

1) Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

а) Хороших людей больше, чем плохих.

б) Корыстный человек свою жизнь ценит превыше всего.

в) Люди совершают героические поступки не ради почестей и наград.

г) Наша победа в минувшей войне добыта силой оружия.

2) Среди предложений 15 – 25 найдите сложноподчинённое предложение. Запишите его в тетрадь, составьте схему, определите тип придаточных.

3) Среди предложений 31 – 37 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Чем выражено обособленное обстоятельство?

4) Укажите ошибочное суждение.

а) В слове ЖИТЬ первый звук твёрдый.

б) В слове ДВАДЦАТЬ мягкость согласного [ т ] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).

в) В слове ПРОСИДЕЛ гласная И является проверяемой.

г) В слове ДРУГИЕ букв столько же, сколько звуков.

1-вариант: Из предложений 22 - 41 выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

2-вариант: Из предложений 46 – 50 выпишите слово, в котором правописание –НН- и -Н- определяется правилом: « В полных страдательных причастиях, имеющих при себе приставку или зависимое слово, пишется –НН-».

1-в: Укажите способ связи в словосочетании ПАМЯТЬ О ЛЮДЯХ (предложение 48), замените его синонимичным словосочетанием со связью согласования.

2-в: Укажите способ связи в словосочетании ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ОБЛИК (предложение 51), замените его синонимичным словосочетанием со связью управления.

7) Вставьте на место пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка:

« В своём рассуждении В.Песков прибегает к различным средствам выразительности, среди которых есть синтаксические, такие как: __________(предложения 39 – 45) и _________ (предложения 59 – 62). А разговор с отцом автор оформляет в виде _________(предложении 31 – 34)».

  1. Гипербола 4) Диалог
  2. Парцелляция 5) Цитирование
  3. Фразеологизм 6) Ряды однородных членов