Что такое русское национальное единство. Русское национальное единство (1990)

Что такое была Русь в эпоху предтатарскую?

Собрание земель, более или менее обособленных, имевших во главе разные ветви одного княжего рода, которые успели приобрести значение местных династий, за исключением Великого Новгорода и стольного Киева. Сии последние получали князей из той или другой ветви, смотря по обстоятельствам, следовательно, оставались, так сказать, в общем владении потомков Владимира Великого. Киев сохранял еще значение средоточия в церковном и вообще гражданском отношении. Сам Владимир-Залесский подчинялся его главенству в этом отношении. Хотя Суздальская Русь и преобладала над остальными землями своим могуществом, но ее политическое верховенство не было общепризнанным. Она выступила с своими притязаниями только при двух князьях (Андрее Боголюбском и Всеволоде III), умевших держать в единении самое Суздальскую землю; а потом, при их преемниках, на время утратила свое преобладание, по причине собственного раздробления. Следовательно, в данную эпоху Русь почти не имела политического средоточия. Историк может наблюдать в ней то же самое явление, какое видим и в других странах, когда они предоставлены самим себе, т.е. когда над ними не тяготеет сильное внешнее давление: естественным путем, чувством самосохранения начинает вырабатываться некоторая система политического равновесия. Если какое-либо княжение слишком усиливалось и начинало теснить соседей, то вызывало против себя союзы других князей. Союзы эти часто видоизменяются и усложняются; но в конце концов обыкновенно успевают отстоять политическое существование отдельных земель и препятствуют упрочению какого-либо могущества, опасного для их самостоятельности.

Хотя Русь была окружена более или менее неприязненными ей народами, но никто из этих соседей не был настолько силен чтобы угрожать ее независимости. Поляки, в то время сами раздробленные на уделы, Угры, Литва, Немцы, Шведы, Камские Болгары и Половцы могли угрожать только пограничным владениям. Они иногда временно господствовали в какой-либо области, как Угры в Галиче, или захватывали земли, населенные инородцами и мало ценимые Русью, как Немцы и Шведы на Балтийских побережьях, или разоряли своими набегами русские украйны, как Половцы; но более ничего не могли сделать. Не стесняемый извне, русский народ имел возможность беспрепятственно развивать свой удельно-вечевой порядок и свою самобытную гражданственность.

При всем дроблении на отдельные самостоятельные земли и недостатке политического средоточия, Русь того времени все-таки представляет важные и разнообразные условия, которые связывали ее части в одно целое и до некоторой степени налагали на них печать национального единства:

1. Уже самый характер природы препятствовал полному обособлению отдельных земель – характер равнины, не разделенной никакими естественными преградами и покрытой огромной сетью внутренних вод. Три главные ее бассейна, Волжский, Днепровский и Двинский, сближаясь своими вершинами и переплетаясь бесчисленными притоками, связывали части этой равнины естественными и по тому времени наиболее удобными путями сообщения; следовательно, поддерживали живое единение, промышленное и торговое, а вместе с тем влияли на единение политическое.

2. Один и тот же богатый русский язык царил на всем этом огромном пространстве. Два его главных наречия, северное и южное (впоследствии великорусское и малорусское), хотя уже существовали в те времена, но, по-видимому, были еще так близки, что стояли скорее на степени говоров, легко понятных друг другу. Областные отличия уже тогда были многочисленны, вырабатываясь под влиянием географического разнообразия и местных инородческих примесей; но они не нарушали единства языка. Сильным связующим началом для всех областей служила и книжная словесность, в основу которой лег церковнославянский язык со своими переводами богослужебных и священных книг. Письменная речь также разнообразилась по областям под влиянием местных говоров; но и это влияние, пока еще слабое, не нарушало единства книжного языка.

3. Православная церковь служила могущественной связью, распространяя единение религиозных догматов и обрядов, налагая на все русские области единство своей иерархии. Старые языческие предания, конечно, продолжали жить в народе: они разнообразились по различным местным условиям и инородческим примесям и вторгались в религиозную жизнь народа в виде многочисленных суеверий. Но христианская церковь везде противопоставляла им свою непреложную систему вероисповедания, строго выработанную и закрепленную вселенскими соборами. Греческое православие распространяло во всех русских областях одни и те же виды храмового зодчества, иконописания и других художеств, служащих для внешнего украшения и благолепия церкви, и тем неотразимо влияло на объединение как самих приемов в образных искусствах, так и вообще художественных вкусов.

4. Хотя разнообразие климата, почвы, естественных произведений, инородческих примесей и других областных условий способствовало развитию некоторых отличий в быте и характере населения, но эти отличия не нарушали единства основных черт и общего склада русской жизни, как семейной, так и общественной. Во всех областях Руси, мы находим одни и те же семейные отношения, общественные учреждения, сословия, тот же характер княжеской власти, суда и управления, то же отношение между дружиной и земством, те же вечевые обычаи – по крайней мере в общих, главных чертах.

5. Единение русских земель в особенности поддерживал один и тот же княжеский род – многоветвистое потомство Старого Игоря, долгое время сообща владевшее всеми этими землями и наблюдавшее известный порядок родового старшинства при замещении Киевского и других главных столов. Если князь умирал, не достигнув старшего стола, то его сыновья теряли право на этот стол. Но происходившие отсюда князья-изгои, упорно отстаивали свое право на участие во владении Русскою землею. (Оттуда, как известно, многие междоусобия.) Кроме того, порядок родового старшинства уже рано встретил себе противника в стремлении князей наследовать дедину и отчину.

6. В неразрывной связи с потомством Игоря распространились повсюду и русские дружины, которых первоначальное ядро составила Среднеднепровская, или Киево-Черниговская, Русь. Разместясь со своими князьями в разных областях Восточной Европы, эти дружины постепенно слились с высшим слоем туземного населения, как славянского, так отчасти и инородческого, и везде послужили основой местной аристократии, военной и землевладельческой.

Понятие о неразрывности русских земель с одним княжеским родом успело настолько везде вкорениться, что в самом Новгороде Великом, при всем его стремлении к самобытности и народоправлению, не возникала еще и мысль о возможности управляться без русского князя, происходившего из того же племени Игоревичей. При постепенном упадке великого Киевского княжения, объединившего все русские земли, областные ветви этого племени все еще не забывали о своем общем происхождении, о своем общем владении Русскою землею, о необходимости действовать сообща в некоторых случаях. Сознание этой кровной связи и этой общности яснее всего выразилось в княжеских съездах, которые являются как бы верховным судилищем для самих князей и верховным советом или рядом для важнейших вопросов, каковы в особенности раздел волостей между князьями и совокупные предприятия против внешних врагов. В течение почти двух столетий, от Ярослава до монгольского ига, мы видим довольно частые княжеские съезды, как поместные, касавшиеся только известной области, так и более общие, на которых обсуждались дела или целой Руси, или значительной ее части. Однако таких почти всеобщих и знаменитых съездов, как Любецкий и Витичевский, мы уже почти не встречаем во второй половине XII и в первой XIII века. (Исключение составляет Киевский съезд при первом появлении Татар.)

Та степень единения, на которой в это время находились русские земли, была более или менее действительна для охранения Руси от соседних народов. Но она оказалась далеко не достаточна, когда с востока, из Азии, надвинули новые полчища варваров, направляемые одной деспотичной волей, одним хищным стремлением.

Настоящий документ Всероссийского общественного патриотического Движения Русское Национальное Единство (далее - РНЕ, Движение, Организация), отражает официальную позицию РНЕ по важнейшим современным общественно-значимым проблемам и вопросам отношений между Движением и обществом. Помимо этого, он устанавливает ряд руководящих принципов, применяемых в данной области Советом командиров и всеми членами ВОПД РНЕ.

Характер документа определяется его обращенностью к нуждам Русской Нации на исторической территории России и за ее пределами. Основным его предметом являются фундаментальные мировоззренческие, национальные и социальные вопросы, а также те стороны жизни общества, которые остаются актуальными для всей Русской Нации сегодня и в ближайшем будущем.

Русское Национальное Единство (РНЕ) - это Всероссийское общественное патриотическое Движение Русской Нации (Русского Народа), основанное на принципах Православной традиции и Русской национальной идеологии.

Главной целью Движения является обеспечение достойного будущего Русской Нации, а на современном этапе - возвращение Русской Нации утраченных в 20-м веке геополитических позиций и определяющей роли в мировой истории.

РНЕ формирует национальное движение на основе общности происхождения - кровном родстве и национальном характере - родстве по духу, основанном на приверженности Православной традиции.

РНЕ рассматривает Россию как единое государство Русских (Великороссов, Малороссов и Белороссов), а также Россиян - прочих нерусских коренных народов, для которых созидание и защита России стали исторической традицией и для которых Россия является единственным Отечеством.

Нацией называется общность людей, имеющая общее кровно-родственное происхождение и общую историческую судьбу, которые обуславливают общность языка и территории, экономического уклада жизни, культуры и национально-психологического типа - то есть, национального характера. РНЕ отрицает определение нации как сугубо гражданского понятия, формальной принадлежности к гражданам государства.

Нацию, подобно отдельной человеческой личности, следует рассматривать в трех аспектах - биологическом, душевно-психологическом и духовном. В биологическом смысле нация рассматривается как популяция человеческого вида, собрание лиц, адаптированных под одну биологическую среду и имеющих взаимодополняющие параметры. Представители нации обладают стабилизированными наследственными признаками, в том числе внешними. Сходные биологические параметры предполагают наличие сходной генетической структуры. Следовательно, существует реальная возможность определить национальные биологические параметры человека по его генетической структуре.

В душевно-психологическом аспекте неотъемлемыми чертами и признаками принадлежности к нации являются принадлежность к русскому языковому и культурному полю, а также к одному из русских национально-психологических типов.

В духовном смысле принадлежность к Русской Нации определяется верностью человека Православной традиции.

Если определение принадлежности к биологической популяции возможно на основе измерения генетических параметров личности, то душевный и духовный уровни не могут быть выражены через однозначные критерии. Поэтому в отношении конкретного человека определяющим будет комплекс факторов, включающий в себя уровень его самосознания, его образ жизни, приоритетные ценности, поведение в критических ситуациях.

По умолчанию РНЕ считает русским человека, принадлежащего к русской биологической популяции, носителя русской культуры, говорящего на русском языке и исповедующего Православную веру.

Национализм - это осознанная и деятельная любовь к своей Нации как исполнение заповеди Божией о любви к ближнему, включающей любовь к своей семье, соплеменникам и согражданам.

Любовь к Нации не исчерпывается стремлением обеспечить ее материальное благополучие, но основывается на христианских принципах. Материальное благосостояние Нации - это лишь средство к успешному осуществлению ее исторической миссии (“Ищите же прежде Царства Божия и правды Его” (Мф 6.33). Нации, делающие целью и смыслом своего существования исключительно материальное благосостояние и власть над другими народами, неизбежно становятся на путь отрицания правды и отказа от собственной исторической миссии.

Патриотизм есть любовь к своему Отечеству. В биологическом смысле Отечество является территориально-государственным оформлением среды обитания популяции. В душевно-психологическом аспекте Отечество является культурной и коммуникационной средой существования нации. В духовном - земное Отечество есть прообраз Отечества Небесного.

Любовь к Отечеству проявляется в готовности защищать его от врагов внешних и внутренних, труде на его благо, заботе о его устроении и сохранении, в том числе путем участия в делах государственного управления.

Православное учение гласит, что "удерживающий" - это Император Рима (для апостольского времени), а в более позднее время - Православный Самодержец. В более широком толковании, “удерживающий” - это властитель, несущий перед Богом ответственность за исполнение нацией ее исторической миссии. В нынешних условиях постоянно усиливающейся апостасии (всеобщего отступления от Бога), практически завершившегося разрушения традиционного христианского миропорядка и интенсивной подготовки человечества к принятию антихриста, вопрос об исполнении исторической миссии Русской Нации становится особенно насущным. На нынешнем историческом этапе русские - это единственная нация, имеющая возможность преобразовать себя в среду, из которой может произойти "удерживающий".

В отличие от прочих видов власти, Православное Самодержавие – это власть, получившая свое происхождение непосредственно от Бога. Самодержавная власть, как происшедшая от Бога, ответственна только перед Ним и может ограничиваться только Его волей, с которой должна строго сообразовываться.

В 20-м веке в результате государственного переворота, подготовленного и осуществленного внешними и внутренними врагами России, “удерживающий” был уничтожен, а Самодержавную власть сменила череда иноплеменных антихристианских диктатур, продолжающая существовать до настоящего времени. На протяжении всего этого периода национальное самосознание русского народа целенаправленно подавлялось, а его наиболее активные носители подвергались и продолжают подвергаться всевозможным репрессиям вплоть до физического уничтожения. По этой причине существующий сегодня в России общественный строй исключает возможность немедленного восстановления Православного Самодержавия. Для того, чтобы это сделалось возможным, необходима временная, переходная форма общественного строя, способная обеспечить благоприятные условия для восстановления и роста национального самосознания русского народа. Учитывая всю тяжесть сложившегося положения, можно с уверенностью утверждать, что такой переходной формой станет Русская Национальная диктатура, осуществляемая наиболее достойными представителями Русской Нации.

Государство - это механизм обеспечения жизнедеятельности Нации. Главное требование к русскому государству - обеспечение максимально благоприятных условий для исполнения исторической миссии Русской Нации. Существующее ныне государственное устройство не является традиционным для России и ни в коей мере не соответствует указанным требованиям. Более того, оно активно способствует уничтожению Русской Нации как таковой. Фактически, существующее государство управляется извне, при посредничестве представителей бывших советских номенклатурных и инородческих кланов. Государство Русской Нации должно обладать действительным, а не декларативным суверенитетом и управляться, исходя из собственных национальных интересов.

Современный искусственно внедренный принцип разделения ветвей власти на законодательную, исполнительную и судебную является порочным и снижает эффективность работы государственного аппарата в целом. Всеобщее избирательное право по выборам представительной и исполнительной ветвей власти - это явление безнравственное, порождающее механизм тотального обмана избирателей и концентрации во властных структурах чуждых и враждебных Нации сил.

В естественных условиях нации представлены не политическими партиями и организациями, а состоят из сословий и социальных групп, обеспечивающих жизнедеятельность национального организма. Национально-государственное устройство должно обеспечивать представительство всех сословий и социальных групп Нации - рабочих, крестьян, предпринимателей, духовенства, военных, государственных служащих - в органах государственного управления. Представительные структуры национального государства должны взять на себя урегулирование противоречий, возникающих между сословиями или социальными группами, путем принятия оптимального и взаимоприемлемого для всех сословий решения в интересах всей Нации. Эти же структуры должны заняться и решением важнейшего вопроса оптимального количественного соотношения между сословиями и социальными группами, что должно способствовать решению задач, стоящих перед национальным государством. Сословные представительства должны обеспечивать оптимальное распределение экономических и хозяйственных обязанностей между регионами государства. Отбор в представительные государственные структуры должен производиться по принципу национально-пропорционального представительства.

Нация проживает на определенных территориях, которые входят в состав государства. В административном отношении территория государства должна делиться на регионы по территориальному принципу с учетом географических, климатических, экономических и других условий. Наличие в составе государства национальных образований, имеющих статус регионов, категорически недопустимо, так как служит причиной возникновения сепаратизма. В этой связи будет целесообразным поднять вопрос о воссоединении земель бывшей Российской империи в составе русского национального государства, как дипломатическими мерами, так и военной силой.

Русское национальное государство должно взять на себя защиту законных прав и интересов соотечественников, пребывающих за рубежом. Одним из приоритетов русского национального государства должна разработка и реализация комплекса мер по репатриации русских эмигрантов, ранее вынужденных покинуть страну по причине невозможности заниматься профессиональной деятельностью или политических репрессий.

За годы правления антирусских сил генофонду Русской Нации был нанесен огромный ущерб. РНЕ считает одной из важнейших задач восстановление биологического качества и охрану генетической чистоты Русской Нации. Принуждение любой формы к вступлению в смешанный брак или связь, наносящие ущерб генофонду Русской Нации и ведущие к ее размыванию, должны пресекаться.

Человек, родившийся в смешанном браке, со временем начинает ощущать болезненное чувство не принадлежности ни к одной из наций своих родителей, что может повлечь пагубные последствия, как для дальнейшего развития личности, так и для генетического благополучия общества. Если родители человека являются представителями разных национальностей, то его национальность определяется при достижении его совершеннолетия по национальности одного из родителей. Причем главным критерием является состояние духа человека, рожденного от смешанного брака. Человек, рожденный от смешанного брака, один из родителей которого является Русским, считается Русским, если он воспитан на Русских национальных и культурных традициях, является патриотом России и православным христианином.

С точки зрения РНЕ, гражданами России следует считать всех Русских людей и представителей других коренных народов России, независимо от места их рождения. Не могут получить Российское гражданство или лишаются его Русские и Россияне совершившие против Нации и Отечества тяжкие преступления.

РНЕ считает, что все без исключения представители некоренных народов России - иностранцы, независимо от их места рождения и времени проживания на территории России, могут рассчитывать на получение Российского гражданства только в случае признания за ними несомненных заслуг перед Русской Нацией и государством. РНЕ считает недопустимым участие в работе органов власти иностранцев и лиц, лишенных Российского гражданства.

Важнейшим фактором, на котором основывается деятельность РНЕ, является Православная традиция. В нынешней ситуации всеобщего отступления от Бога и усиливающегося дробления формально-православных юрисдикций РНЕ не считает возможным принуждать никого из соратников примыкать к той или иной юрисдикции. РНЕ выступает против нарушений св. канонов и получивших распространение в среде верующих ересей, но не выносит окончательного суждения по вопросу благодатности или безблагодатности тех или иных церковных структур, декларирующих свою принадлежность к Православию. Решение этой проблемы лежит в ведении грядущего Поместного Собора, проведение которого станет возможным лишь после установления в стране русской национальной власти.

РНЕ считает, что еретическая пропаганда “богоустановленности всякой власти” есть действие, противоречащее традициям Православной Церкви и влекущее угрозу духовной и физической безопасности Русской Нации. Свобода деятельности неправославных религиозных конфессий, общин и отдельных служителей культа должна обеспечиваться лишь в той мере, в какой она укрепляет духовные силы Нации. Любая деятельность религиозных конфессий, общин, сект и отдельных служителей культа, направленная на размывание Русского национального самосознания, ослабление патриотизма и национального единства должна преследоваться в уголовном порядке.

Поведение и действия людей являются объектом правовой регламентации, которая составляет содержание законодательства. Право предусматривает принятие мер для принуждения к подчинению закону. Предусматриваемые законом санкции для восстановления попранного правопорядка делают закон опорой общества до тех пор, пока не нарушается основополагающий принцип права "не делай другому того, чего не желаешь себе". Если человек совершил против другого неправедный поступок, то ущерб, нанесенный ему, может быть восполнен через страдание преступника или через помилование, когда нравственные последствия деяния принимает на себя милующее преступника лицо.

Основополагающие принципы отношений между людьми, власти с обществом, учреждений друг с другом национальный закон проявляет соответственно конкретной нации, движущейся в истории. Поэтому во всем, что касается исключительно земного порядка вещей, Русский человек обязан повиноваться законам независимо от того, насколько они совершенны. Но когда исполнение требования закона угрожает интересам Русской Нации, предполагает акт вероотступничества или совершение иного преступления в отношении Бога и ближнего, Русский человек должен явно или скрытым образом выступить против нарушения установлений и заповедей Божиих, руководствуясь апостольским принципом “должно повиноваться больше Богу, нежели человекам”.

Сегодня Русская Нация оказалась в условиях полной изоляции от легальной политической жизни в стране. Любые политические общественные объединения русских людей преследуются как экстремистские, что делает невозможным их участие в деятельности официальных властных структур. РНЕ, будучи политической организацией Русской Нации, не может не участвовать в политической жизни страны и потому оставляет за собой право оказывать политическое влияние на происходящие в стране процессы и работу органов власти всеми доступными ему способами. Члены РНЕ обладают правом не афишировать свою принадлежность к организации, однако обязаны неукоснительно следовать организационной дисциплине.

Признавая невозможность взаимодействия с существующими государственными институтами, РНЕ допускает возможность адресного сотрудничества с отдельными представителями таких структур, когда оно способствует исполнению задач, служащих благу Русской Нации. Одним из направлений политической деятельности РНЕ является взаимодействие с обществом в областях духовного, культурного, нравственного и патриотического образования и воспитания; развития социальных программ; охраны, восстановления и развития русского исторического и культурного наследия; науки, включая гуманитарные исследования; созидательной экономической деятельности, а также в иных делах, несущих безусловную пользу Русской Нации.

Имущественное положение человека само по себе не может рассматриваться как свидетельство о том, угоден или неугоден он Нации. РНЕ не определяет прав людей на собственность, однако полагает, что каждый человек должен иметь достаточно средств для достойного существования. Вместе с тем РНЕ предостерегает от чрезмерной увлеченности собирательством материальных благ.

РНЕ признает право человека на собственность и осуждает посягательство на нее. РНЕ признает существование многообразных форм собственности: государственной, общественной, корпоративной, частной и смешанных форм собственности. РНЕ не отдает предпочтения ни одной из этих форм. РНЕ осуждает отторжение и передел собственности с нарушением прав ее законных владельцев. Исключением может быть такое отторжение собственности на основе соответствующего закона, которое обусловлено интересами Русской Нации.

Признавая войну злом, РНЕ обязывает своих членов участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите интересов России и Русской Нации, о восстановлении попранной справедливости. В нынешней постхристианской системе международных отношений сложно отличить агрессивную войну от оборонительной. В связи с этим вопрос о поддержке или осуждении РНЕ тех или иных военных действий нуждается в отдельном рассмотрении всякий раз, когда таковые начинаются или появляется опасность их начала.

РНЕ признает международные принципы суверенитета и территориальной целостности как базовые для защиты Русской Нацией ее законных интересов. Вместе с тем, РНЕ не считает легитимным существование ряда государственных образований, возникших в результате спровоцированного внешними силами разрушения Российской империи. РНЕ считает, что все неравноправные договоры, заключенные в ущерб Русской Нации, должны быть признаны недействительными либо радикальным образом пересмотрены.

Приветствуя международное сотрудничество в культурной, научной, просветительской, информационной областях, РНЕ отрицает принципы антихристианской глобализации, направленной на строительство системы международных отношений, предполагающей полное уничтожение национальных государств и отмену самого понятия государственного суверенитета. Поскольку главными проводниками глобализации являются международные финансовые структуры, РНЕ не признает и не считает необходимым исполнение государством международных финансовых и иных обязательств, возникших в результате экономической деятельности, направленной на вовлечение России в строящуюся глобальную экономическую систему.

РНЕ полагает, что кредиты, полученные у других государств и международных организаций, и не использованные на благо Русской Нации, должны погашаться непосредственно теми лицами, которые их получали.

РНЕ считает, что территория России, ее недра и природные богатства являются неотъемлемой собственностью Русской Нации и не могут быть предметом купли - продажи, а также уступаться по международным договорам.

Основы социально-политической концепции ВОПД РНЕ признаны служить руководством для всех структур и личного состава организации. На базе настоящего документа руководством ВОПД РНЕ вырабатываются руководящие документы по различным вопросам. Документ в обязательном порядке включается в учебный процесс в рамках программы идеологической подготовки членов РНЕ всех категорий. По мере изменения государственной, политической и общественной жизни, появления в этих областях новых значимых для РНЕ проблем, основы социально-политической концепции ВОПД РНЕ могут изменяться и совершенствоваться.

Русское Национальное Единство

ВОПД «Русское Национальное Единство»
Лидер:

Совет ВОПД РНЕ

Дата основания:
Штаб-квартира:
Идеология:
Сайт:

ВОПД «Ру́сское Национа́льное Еди́нство» (Всероссийское общественное патриотическое движение «Русское Национальное Единство», ВОПД РНЕ) - российская ультраправая националистическая организация и полувоенная организация, также действующая в некоторых странах - бывших республиках Советского Союза. Выступает за органичение прав лиц нерусской национальности и увеличение роли православной церкви. Основана Александром Баркашовым , но в настоящее время управяется советом региональных командиров .

На федеральном уровне организация официально не зарегистрирована; законодательно запрещена в ряде регионов, в т.ч. в Москве.

Атрибутика

Основные принципами движения являются:

  • Национальный долг
  • Национальная идеология
  • Русские православные традиции

История

Движение в 1990-е года

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Русское Национальное Единство" в других словарях:

    Русское национальное единство: Русское национальное единство (1990) общероссийское общественное движение, созданное в 1990 году и возглавляемое Александром Баркашовым, называемое также «Гвардия Баркашова». Русское национальное единство… … Википедия

    Эту страницу предлагается объединить с ООПД «Русское национальное единство» … Википедия

    ООПД «Русское Национальное Единство» Лидер: Председатель Центрального Совета РНЕ Баркашов А.П. Дата основания: 16 октября 1990 года Штаб квартира: Москва Идеология … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Русское национальное единство. Новое «Русское Национальное Единство» Лидер: Совет Региональных организаций … Википедия

    РУССКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО (РНЕ) ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ - наиболее известная и многочисленная неонацистская организация России. РНЕ открыто заявляет о положительном значении политического опыта нацистской Германии и целесообразности его использования на всех уровнях государственного управления в… … Политология: словарь-справочник Религии народов современной России

    Объединение народов, народностей и племен вокруг русского народа в едином государстве. За более чем тысячелетнюю историю России в ее состав вошли свыше 100 больших и малых народов, различных по языку, культуре, особенностям быта. Такого… … Русская история


Уже несколько лет мы всей страной празднуем этот праздник - День национального единства. Праздновать-то празднуем, но, как мне кажется, упускаем из виду нечто очень важное, саму суть этой памятной даты.

Посмотрите на памятник.

Кого вы там видите? Странный, казалось бы, вопрос - каждый гражданин России (если он не дикарь) знает, что это Минин и Пожарский.

А кто они? Ну как кто... Минин - посадский ("простой народ"). Пожарский - князь (аристократия).

На этом памятнике для полноты картины не хватает только одной фигуры, во многом благодаря которой Минин с Пожарским и совершили свой подвиг. Не хватает патриарха Гермогена, умученного в Кремле поляками, который перед смертью рассылал по всей России свои воззвания с требованием не подчиняться супостату и защищать свободу своей Родины.

А где-то приблизительно в то же самое время простой русский крестьянин, по имени Иван, заводил в костромские болота польский отряд. Чтобы погибнуть там в этом болоте самому, но спасти жизнь Русского Царя.

Церковь. Дворянство. Народ... Царь...

Это и есть национальное единство - единство всей нации, всех ее составляющих частей.

В XX веке мы, русские, совершили над собой страшный эксперимент, попытавшись на чужих европейских теориях построить свое новое общество и даже вывести новую породу человека. Одним из признаков того лелеемого общества была его декларируемая внеклассовость. Идея-то может и звучала заманчиво, но будучи совершенно оторванной от жизни, естественно, оказалась ошибочной. Эксперимент провалился, едва не угробив в 90-е всю Россию, всю русскую цивилизацию.

Да, у нас сегодня плохие элиты. Но они к нам не с Марса прилетели. Они плоть от плоти нашего народа. Какой народ - такие и элиты. Поэтому ругать надо не их, ругать надо себя, всех нас в целом.

А мы предпочитаем как раз другое - себя нахваливать (народ свят! народ всегда прав!), а вот ко всем богатым и влиятельным относимся, мягко скажем, с подозрением и недоверием. Мы почему-то хотим, чтобы люди, которые взвалили на себя непосильную ношу управления Империей, ездили на работу в троллейбусе и стояли вместе с нами в очереди за колбасой по 2.20. А так не бывает... Так бывает только в социальных экспериментах, не имеющих никакого отношения к РЕАЛЬНОЙ жизни.

Сограждане! Братцы и сестрицы мои! Запомните: элиты были и будут всегда. Таков непреложный социальный закон нашей жизни. Бороться с богатыми, бороться с элитами - глупо. Это путь к самоуничтожению, потому как элиты, аристократия - такая же неотъемлемая часть нации, как и "простой народ". Без собственных элит любая нация погибает, вырождается. Мы же все это испытали на себе - оставшись в XX веке без русских элит, мы вошли в век XXI с элитами антирусскими, со всеми этими Семибанкирщинами и прочими уродами, от которых до сих пор избавиться не можем! Свято место пусто не бывает. И если нация вырезает и прогоняет свои собственные элиты, то это место просто займут другие люди, для которых Россия и русский народ - лишь средство заработка.

Соотечественники! Бороться надо не против элит, а за то, чтобы они были НАЦИОНАЛЬНЫМИ. За то, чтобы они жили русским национальным интересом и отстаивали его на своих важных государственных постах.

После 70 лет СССР мы до сих пор считаем, что национальное единство - это только единство всех племен и народов, проживающих на территории России. Но это глубокая ошибка. Национальное единство - это, прежде всего, единство самой нации. Единство всех ее классов и социальных групп, всех ее составляющих частей. Единство на почве общей идеи, общей культуры, общей исторической судьбы.

Вот о чем нам надо думать сегодня, в этот день - о единении всех классов общества вокруг одной общей идеи. А такая идея в России может быть только одна - построение русской православной Империи. Всякая другая идея обречена на провал, что мы уже два раза видели за последние 100 лет.