Гдз истории 10 волобуев задания.

Учебник открывает линию по всеобщей истории для старших классов (базовый и углублённый уровни). На основе современных научных представлений в нём освещены наиболее важные события политической, экономической и духовной жизни общества с древнейших времён до конца XIX в. Методический аппарат учебника включает разнообразные вопросы и задания, иллюстрации, карты и документальные материалы, которые позволяют школьникам прочно усвоить основные факты и понятия исторического курса.
Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования, рекомендован Министерством образования и науки РФ и включен в Федеральный перечень.
Вы держите в руках учебник истории, и, возможно, задаёте себе вопрос: мы опять будем изучать то, что уже изучали? Но как только вы приступите к работе с текстом, вы скорее всего поймёте, что «это мы не проходили». И обе ваши точки зрения имеют под собой основание. Учебник содержит немало известных вам фактов и оценок прошлого, так как вы уже изучали курс всеобщей истории в 5 - 9 классах. Но как известные, так и незнакомые вам факты и оценки в данном учебнике представлены в иной, новой системе исторических знаний.
Новая система исторических знаний - это прежде всего более высокий уровень обобщения, поскольку вся история зарубежных стран с древнейших времён до конца XIX в. изложена всего в 25 параграфах. Многие события в учебнике не рассматриваются подробно, они лишь упоминаются, так как вы уже знаете о них из курса основной школы. Вспоминая ранее изучавшийся материал, опираясь на имеющиеся знания, вам будет легче воспринять обобщённую характеристику той или иной эпохи. Это поможет вам увидеть прошлое человечества в сравнительно-историческом развороте, понять тенденции и закономерности общественного развития.

Начальные этапы становления человеческого общества.
От человека умелого к человеку разумному. Важнейшими отличиями человека от представителей животного мира учёные считают целенаправленную трудовую деятельность (т. е. изготовление и применение орудий труда), прямохождение, интеллектуальную деятельность, тесно связанную с наличием речи (языка).

В современной антропологии (от гр. слов «человек» и «понятие, учение»; наука о происхождении и эволюции человека) в длительном процессе становления человека различают ряд основных этапов: появление биологического вида человека умелого, выделившегося из среды австралопитеков (от лат. «южный» + гр. «обезьяна») - человекообразных приматов, человека прямоходящего и, наконец, человека разумного. С середины XX в. в археологии одни открытия следовали за другими, значительно возросло количество находок, дающих представление о начальных этапах развития человечества.

В 1974 г. в Эфиопии были обнаружены костные останки, по которым учёные реконструировали скелет. Существо, жившее более 3 млн лет назад, назвали Люси. Рост её составлял всего 110 см, а вес - 30 кг. Люси умела ходить на двух ногах, хотя и неуверенно, но ещё не потеряла способности лазать по деревьям, как обезьяна. В этих же местах были найдены останки австралопитека, ходившего на двух ногах; было это 4 млн лет назад.

Многочисленные восточно- и южноафриканские археологические находки позволили современным исследователям воссоздать жизнь человека умелого, существовавшего более 2 млн лет назад. В отличие от других видов австралопитеков, человек умелый занимался охотой, перейдя от исключительно растительной пищи к растительно-мясной. Почва в местах его обитания усыпана грубо оббитыми примитивными каменными орудиями - рубилами из базальтовой речной гальки. Объём черепа человека умелого (775 см3) в два с лишним раза превосходит череп Люси.

Содержание
Предисловие
ГЛАВА 1 ДРЕВНЕЙШАЯ И ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
§1. Начальные этапы становления человеческого общества
§2. Цивилизации Древнего Востока
§3. Античное Средиземноморье
§4. Античная цивилизация и варварский мир
§5. Первые века христианства
ГЛАВА 2 СРЕДНИЕ ВЕКА
§6. Европа в раннее Средневековье (V - X вв.)
§7. Средневековая Европа в XI - XV вв
§8. Искусство и литература Западной Европы в V - ХIII вв
§9. Византийская империя и восточнохристианский мир
§10. Арабские завоевания и создание Арабского халифата
§11. Страны Ближнего и Среднего Востока и Балкан в X - XV вв
§12. Страны Южной, Восточной и Центральной Азии в Средние века
ГЛАВА 3 НОВОЕ ВРЕМЯ: ЭПОХА МОДЕРНИЗАЦИИ В СТРАНАХ ЗАПАДА
§13. Европа в начале Нового времени
§14. Государство и общество стран Западной Европы в XVI - XVII вв
§15. Эпоха Просвещения
§16. Революции XVIII столетия
§17. Франция на пути от республики к империи. Наполеоновские войны
§18. Тенденции развития европейской культуры XIV - XVIII вв
ГЛАВА 4 РОЖДЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
§19. Промышленный переворот и становление индустриального Запада
§20 - 21. Революции и реформы в XIX в
§22. Колониальная экспансия европейцев в Азии, Африке и Америке в XVI - XIX вв
§23. Идейные течения и политические партии стран Запада в XIX в
§24. Страны Запада во второй половине XIX в
§25. Европейская культура XIX в
Словарь терминов
Хронология
Литература и интернет-ресурсы
Карты
Иллюстрации.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу История, Всеобщая история, 10 класс, Базовый и углублённый уровни, Волобуев О.В., Митрофанов А.А., Пономарев М.В., 2013 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • История, Россия и мир, 10 класс, Базовый уровень, Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., Рогожкин В.А., 2013
  • Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX века, 10 класс, Базовый уровень, Волобуев О.В., Пономарев М.В., 2014

Волобуев Олег Владимирович (р. 1931 г.). Историк; член-корреспондент АН СССР, профессор, доктор исторических наук. Автор и соавтор ряда книг по советской истории, в том числе «Ленинская концепция революции 1905-1907 годов, в России и советская историография» (1982), «Идейно-теоретическая борьба по вопросам истории революции 1905-1907 годов» (1984). В книге «Очищение» (1989 г., совместно с С. Кулешовым) в главе «Театр абсурда» Волобуев пишет:

«В 1988 г. Театром-студией МГУ был поставлен острогротескный спектакль "Черный человек, или Я, бедный Coco Джугашвили". В нем Берия шантажирует Сталина некой „черной папкой", содержащей документальный компромат на вождя.

Так вот, представим, что после смерти Сталина на какое-то время власть оказалась в руках Берии. И вот он, чтобы скомпрометировать "великого вождя" и списать на него заодно и свои грехи по уничтожению людей, организует „дело Сталина". Разумеется, дело ведется по всем правилам драмы абсурда. Рассматривается, скажем, участие Сталина в гражданской войне.

Июль-сентябрь 1918 года: Сталин - председатель Военного совета Северо-Кавказского военного округа. Военный руководитель округа - А.Е. Снесарев. Кто он? „Враг народа", арестован в первой половине 30-х годов.

Сентябрь-октябрь 1918 года: Сталин - член Реввоенсовета Южного фронта. Кто был командующим? П.П. Сытин. В „Советской исторической энциклопедии" этого военачальника нет. Год смерти - 1938. Расстрелян.

Июль-сентябрь 1919 года: Сталин - член РВС Западного фронта. Кто командующий? В.М. Гиттис. Кто такой? Расстрелян как враг народа.

Октябрь 1919-го - январь 1920 года: Сталин - член РВС Юго-Западного фронта. Кто командующий? А.И. Егоров. Что за личность? Был репрессирован в звании маршала. Другие члены РВС фронта - Р.И. Берзин и X. Раковский. Кто такие? Враги народа. Оба репрессированы. <...>

В РВС Республики, осуществлявшем непосредственное руководство армией и флотом, входило в разное время 22 человека. Из них, по нашим подсчетам, „врагами народа" оказались 14. В краткой биографии Сталина подчеркивается, что он был воспитателем и руководителем военных комиссаров, без которых, по определению Ленина, не было бы Красной Армии. Правда, среди тех, кого воспитывал и кем руково-

дил товарищ Сталин, тоже было немало „врагов": комиссары Р.И. Берзин, А.С. Бубнов, Я.Б. Гамарник, В.П. Затонский, И.И. Межлаук, К.А. Мехоношин, В.А. Трифонов, И.С. Уншлихт и многие другие.

А как же быть с победами в гражданской войне? Если не командующие фронтами и армиями, то кто же их одерживал? В 1930-е годы были репрессированы почти все выдающиеся полководцы времен гражданской войны, командующие фронтами и армиями: В.К. Блюхер, И.И. Вацетис, А.И. Егоров, А.И. Корк, В.М. Примаков, М.Н. Тухачевский, И.П. Уборевич, И.Ф. Федько, И.Э. Якир и многие другие.

Может быть, главную роль играли в Красной Армии члены Реввоенсовета? Любопытно, как сам Сталин думал об этом. Ведь он никогда не был ни командующим фронтом, ни командующим армией.

Понятно, вопрос риторический. Ответ легко находим в краткой биографии вождя: „Непосредственным вдохновителем и организатором важнейших побед Красной Армии был Сталин", - и этот вывод выделяется, естественно, в тексте курсивом.

„Он грудью своей защищает Страну Советов на всех фронтах", - добавляет Е. Ярославский в статье „Сталин - это Ленин сегодня" (Историк-марксист. 1940. № 1).

Все ясно: связь с „врагами народа" в годы гражданской войны.

Кто предложил кандидатуру Сталина на пост Генерального секретаря ЦК РКП (б) в апреле 1922 года? Лев Каменев. Кто посоветовал Л. Каменеву и поддержал кандидатуру - Г.Е. Зиновьев.

Май 1924 г., XIII съезд партии: рассматривается вопрос о пребывании Сталина в должности Генерального секретаря в связи с предложением Ленина о его перемещении, изложенном в „Письме к съезду". Что говорит сам Сталин по этому поводу в речи на заседании объединенного Пленума ЦК и ЦКК 23 октября 1927 года?

„Каждая делегация обсуждала этот вопрос, и все делегации единогласно, в том числе и Троцкий, Каменев, Зиновьев, обязали Сталина остаться на своем посту". Слово „обязали" в тексте речи выделено. Но кто обязал? Троцкий, Каменев, Зиновьев - „враги народа". А сколько упоминаний „врагов народа", да и их записей сохранилось на сталинских документах. Со многими из них он запечатлен на фотографиях - „улики".

Окончательный вывод яснее ясного: беспрерывное, тесное сотрудничество с „врагами народа". Все выдержано в строгом соответствии с жанром драмы абсурда» (Волобуев О.В., Кулешов С. Очищение. М., 1989. С. 101-102).

Можно добавить, что став Верховным Главнокомандующим, Сталин в июле 1941 г. поставил во главе основных направлений своих «испытанных» конармейских друзей: Ворошилова (Северо-Западное), Буденного (Юго-Западное), Тимошенко (Западное). В результате плачевных последствий этой акции всех троих пришлось отстранить от руководства войсками. Несостоявшиеся стратеги содержались в почетном бездействии при Ставке и изредка выезжали «толкачами» на фронты. Ворошилова в 1944 г. даже вывели из Государственного комитета обороны.

Очень своеобразный след в истории страны оставили и другие выдвиженцы, соратники, «друзья и ученики» Сталина: Г. Ягода, Н. Ежов, Л. Каганович (Каганович даже называл Сталина «нашим родителем»), Л. Мехлис, В. Молотов, Л. Берия, А. Вышинский, В. Ульрих, А. Жданов, М. Калинин, Г. Кулик, А. Андреев, Е. Щаденко, М. Шкирятов, Г. Маленков, А. Поскребышев, Н. Власик, Т. Лысенко, Е. Ярославский, А. Щербаков, Н. Шверник, М. Суслов...

В послесловии к книге «Очищение» историк В. Наумов пишет: «Исторические факты, политическая биография Сталина позволяют утверждать, что ведущим мотивом его деятельности было стремление к утверждению личной власти, переросшей в бонапартизм. Этому способствовали такие известные черты его характера, как нетерпимость, нелояльность, грубость, подозрительность, интриганство, о которых немало сказано в книге. Привлечен интересный материал, иллюстрирующий сталинское политическое и моральное лицемерие...

Грубейшие нарушения элементарных экономических норм, волюнтаризм и прожектерство ставили страну в тяжелое положение. Когда иные публицисты рассуждают о великом государственном уме и прозорливости Сталина, о его загадочном феномене, то позволительно им ради справедливости напомнить, что феноменальные способности Сталина довольно часто раскрывались в тех критических ситуациях, которые он сам и создал» (Волобуев О., Кулешов С. Очищение. М. 1989 С. 282).

Использованы материалы кн.: Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000

23 декабря 2001 г. исполнилось 70 лет Олегу Владимировичу Волобуеву, доктору исторических наук, профессору, заведующему кафедрой Московского педагогического университета
Есть историки одной темы, избранной раз и навсегда — на всю жизнь. В сравнении с этими ‘однолюбами’ Волобуев, конечно, ‘ветреник’. Ему одной темы мало. О нем вообще трудно сказать, каков диапазон его интересов, поскольку у него они не замкнуты в одном круге. Но за ‘разбросанностью’ интересов всегда выступает настоящая увлеченность историей: от ее неторопливо-глубинных течений до последних, мгновенно сменяющих друг друга ‘телекартинок’!
Как крымовед Волобуев известен широкому читателю прежде всего в качестве автора и соавтора нескольких содержательных популярных книг по истории Большой Ялты и Судака, а также энциклопедических статей по крымской тематике. В 1990-е годы он подготовил ряд работ и публикаций источников, посвященных истории полустрова в минувшем веке: судьбам Крымской АССР и Крымской области в составе СССР, официальной политике по крымскотатарскому вопросу.
К юбилею Олега Владимировича его друзья, коллеги и ученики выпустили живую и нестандартную книгу . Судьба и творческий портрет Волобуева представлены в этом сборнике размышлениями и рассказами близких ему людей, прямыми диалогами с ним по широкому кругу проблем исторической науки, материалами из семейного архива, например, сохранившимися стихами отца — Владимира Волобуева (1906-1949). Мои заметки об Олеге Владимировиче вдохновлены не только давним опытом личного знакомства и общения с ним, но и этим интересным изданием, благодаря которому я узнал о нем много нового, в том числе из его собственного мемуарного эссе ‘О себе. До 18-ти’, удачно помещенного в книге под рубрикой ‘Дополнения к образу’.
Осмысленный жизненный опыт историка — частица его профессиональных знаний о прошлом. Но если так, то мемуарное творчество — его прямое призвание, составная часть ремесла…
Вид с морского катера, подходящего к алуштинскому причалу, на византийскую крепостную башню, высившуюся над крышами городских домов, — одна из немногих ярких картинок, сохранившихся в памяти Волобуева с ранних детских лет. История оказалась как-то причудливо вплетена в судьбу этого человека, детство которого неразрывно связано с довоенной Ялтой, а корни по материнской линии восходят к грекам-выселенцам, по-видимому, из той же Ялты, основавшим за полтора века до его появления на свет одноименное селение уже на берегу Азовского моря!
Новый массовый ‘выброс’ человеческих судеб из Крыма захватил и дядю, вынужденного покинуть родину вместе с Врангелем, а совсем еще юному Волобуеву судьба его дяди запомнилась… сливочным маслом в больших красивых жестяных банках, получаемых из Парижа! Продовольственные посылки, как в лагерь, — вот и все дозволенные контакты строителей ‘нового мира’ с родными из российского зарубежья.
В семье же все еще царило неприятие лжи, как дома, так и на публике. Бабушка и во второй половине 1930-х, не смущаясь вниманием прохожих на улице, всегда крестилась даже перед закрытым храмом! Маленького Волобуева бабушкина непреклонность порой вгоняла в краску, но и оптимистические песни, каждое утро звучавшие из репродуктора, не вызывали у него никакой реакции.
Приметы наступившего времени сохранились и в поэтическом творчестве отца, Владимира Васильевича. Но в его стихах, созданных накануне ‘великого перелома’, рядом с верой в ‘индустриальный маршрут’, ‘коллективный труд’ и ‘электрическое солнце’ было и что-то совсем другое:

Как избавиться мне от сплина,
Если, где бы я ни прошел,
Обывательской паутиной
Стянут каждый житейский шов.
Встанешь утром в саду беззаботно,
В лавровишне щебечет дрозд.
И на солнечные полотна,
Развалясь, лег дворовый пес.
Омещанилось даже море,
Вяжет пяльцами волн узор.
Вот попробуй в таком миноре
Резко взять мажорный аккорд.
Небо — тоже цветные обои,
А на клумбах гераневый куст.
Вот попробуй без всякого боя
Воспитать не мещанский вкус.
А как только наступит вечер —
Граммофонистый звук цикад…
Знать, нельзя судьбу человечью
От мещанства изъять никак.

С конца 1930-х Олегу Волобуеву выпала характерная для того времени доля стать сыном зека, но наступил
41-й год… И вскоре он стал сыном участника Великой Отечественной войны! Резкие метаморфозы статуса человека в то время — черта еще одной исторической реальности, современником которой довелось побывать будущему историку. Повседневность тыловой и прифронтовой жизни по обе стороны линии фронта он увидел и запомнил глазами подростка 9 — 13 лет, — ракурс, все еще непривычный для профессиональной историографии войны!
Особую роль в становлении Волобуева-историка сыграла средняя школа, где после окончания Крымского педагогического института и началось его профессиональное восхождение в качестве учителя, а затем уже — институтского преподавателя. Тесная связь со школой осталась на всю жизнь и наложила печать на творческую биографию ученого, ставшего признанным авторитетом еще и в кругу педагогов и методистов. Работа в школе — хорошая школа для любого историка. Ведь в идеале школьный учитель должен в равной степени уметь судить о судьбах мировых цивилизаций и быть знатоком локальной истории — прошлого родного поселка, города, края. Редко где, как в Крыму, эти сферы знаний так тесно взаимосвязаны.
Там, как и в других местах, удаленных от столичной культуры, еще с позапрошлого века сложился и выжил особый тип интеллигента, восполняющий недостаток адекватной среды широтой своих собственных интересов, увлечений и начинаний, интенсивным обменом мыслями и впечатлениями в неизбежно узком кругу, скажем, о новинках литературы. Помню, как тесно общались между собой преподаватели в Крымском педагогическом институте: историки, филологи, географы, биологи, физики, математики. Да и жили-то они часто рядом, порой и в одном дворе. В их общении было, разумеется, много житейского, обыденного, подчас сварливого, наивно-провинциального. Но жил и дух корпорации ученых и педагогов. В массе их столичных коллег этот универсализм интересов, как и подлинно университетская традиция ‘междисциплинарного’ общения, сейчас утрачены. Все разбрелись по своим факультетам, кафедрам и квартирам. Углубленная сосредоточенность возобладала над широкой разносторонностью. И в этом смысле Волобуев — редкое исключение. Это человек, безусловно, ‘сам себя сделавший’ в русле хорошей провинциальной традиции.
Крым, конечно, почти всегда был окраиной, но не только советской или российской. В этом его особенность. На мой взгляд, истоки многих увлечений Олега Владимировича (например, в области исторической географии, этнологии), как и вообще их широкий диапазон, зародились еще в Крыму и связаны с первоначальным интересом к истории полуострова — контактной зоны разных цивилизаций. Когда-то В.И. Вернадский — один из самых ярких хранителей университетского духа, ныне угасшего над Москвой, — тоскуя о Крыме, писал, что только там, как нигде в России, он испытывал ‘хорошее чувство’ сопричастности к глубинным пластам всемирной истории и высшей культуры. Это чувство знакомо не всем, даже среди историков полуострова. Но, думаю, Волобуева оно не обошло стороной.

Уважаемые старшеклассники!

Вы держите в руках учебник истории, и, возможно, задаёте себе вопрос: мы опять будем изучать то, что уже изучали? Но как только вы приступите к работе с текстом, вы, скорее всего, поймёте, что «это мы не проходили». И обе ваши точки зрения имеют под собой основание. Учебник содержит немало известных вам фактов и оценок прошлого, так как вы уже изучали курс всеобщей истории в 5–9 классах. Но как известные, так и незнакомые ранее факты и оценки даны в иной, новой системе исторических знаний.

Новая система исторических знаний – это прежде всего более высокий уровень обобщения, поскольку вся история зарубежных стран с древнейших времён до конца XIX в. изложена всего в 25 параграфах. Многие события в учебнике не рассматриваются подробно, они лишь упоминаются, так как вы уже знаете о них из курса основной школы. Одновременно вы вспомните ранее изучавшийся материал, опираясь на имеющиеся знания, и постараетесь усвоить обобщённую характеристику той или иной эпохи. Это поможет вам увидеть прошлое человечества в сравнительно-историческом развороте, понять тенденции и закономерности общественного развития.

Вам предстоит осознать, какие важнейшие изменения происходили во всём мире на протяжении тысячелетий. Сравните, например, карты Европы в V, X–XI и XIX вв., и вы увидите, как они непохожи. Исчезают одни страны, появляются другие, изменяются границы государств, и что ещё важнее – в них меняются социально-экономические отношения, политическое устройство, культура и быт, взгляды и нравы людей. Иными словами, вы познакомитесь не только с цивилизационным разнообразием мира, но и со стадиальными изменениями. Человеческое общество, претерпевая изменения, развивается, переходя от одного этапа к другому.

Но образованный человек должен иметь представление не только об этапах общественного развития. Он также должен знать об основных процессах, которые привели к появлению современного общества (изменения в экономике и социальных структурах, прогресс в науке и технике, зарождение правового государства и гражданского общества и т. д.).

Учебник словно дорога через тысячелетия, а вы как любознательные экскурсанты – поэтому пристально вглядитесь в то, что внесло каждое столетие, каждый народ, каждая страна в общий поток истории. И не просто вглядитесь. Необходимо задумываться над вечно волнующими вопросами прошлого человечества. И в том (вглядываться и запечатлевать), и в другом (задумываться и понимать) вам поможет учебник, который чем-то похож на путеводитель – он описывает путь человечества, пролегающий в историческом времени. Но от путешествующего в прошлое, от его стремления узнавать и познавать зависит, что он увидит и что поймёт.

Древнейшая и древняя история человечества

§ 1. Начальные этапы становления человеческого общества

От человека умелого к человеку разумному

Важнейшими отличиями, выделяющими человека из животного мира, учёные считают целенаправленную трудовую деятельность (т. е. изготовление и применение орудий труда), прямохождение, интеллектуальную деятельность, тесно связанную с наличием речи (языка). В современной антропологии (от греч. – наука о происхождении и эволюции человека) в длительном процессе становления человека различают ряд основных этапов: появление биологического вида человека умелого, выделившегося из среды австралопитеков (от лат. и греч. – южная обезьяна) – человекообразных приматов, человека прямоходящего и, наконец, человека разумного.

С середины XX в. в археологии одни открытия следовали за другими, значительно возросло количество находок, дающих представление о начальных этапах человечества. В 1974 г. в Эфиопии были обнаружены костные останки, по которым учёные реконструировали скелет. Существо, жившее более 3 млн лет назад, назвали Люси. Рост её составлял всего ПО см, а вес – 30 кг. Люси умела ходить, хотя и неуверенно, на двух ногах, но ещё не потеряла способности лазать по деревьям, как обезьяна. В этих же местах были найдены останки австралопитека, ходившего на двух ногах. Его возраст составляет 4 млн лет.

Многочисленные восточно– и южноафриканские археологические находки позволили современным исследователям воссоздать жизнь человека умелого, существовавшего более 2 млн лет назад. В отличие от других видов австралопитеков, человек умелый занимался охотой, перейдя от исключительно растительной пищи к растительно-мясной. Почва в местах его обитания усыпана грубо оббитыми примитивными каменными орудиями – рубилами из базальтовой речной гальки. Объём черепа человека умелого (775 см 3) в два с лишним раза превосходит череп Люси.

Ископаемые части скелетов человека прямоходящего (выпрямленного), его анатомические особенности свидетельствуют, что он, образно говоря, уже твёрдо стоял на ногах. К этому виду, появившемуся 1,7–1,5 млн лет назад в Африке, относятся останки предков человека, найденные на о. Ява (питекантроп – обезьяночеловек прямоходящий) и в Китае (синантроп – от позднелат. Sina – Китай). Человек прямоходящий научился приспосабливаться к различной природной среде, особенно с того момента, когда начал использовать огонь. Он изготавливал двусторонние каменные орудия длиной до 20 см, укреплял удобные для защиты естественные убежища, строил хижины из сплетённых прутьев. Изменился и внешний облик древнейшего человека: увеличился объём его черепа, рост составлял уже более 1,6 м.

Человек разумный: неандерталец и кроманьонец

Человек разумный неандертальского типа – палеоантроп (от греч. – древний человек) – сформировался около 250 тыс. лет назад. Больше всего останков неандертальцев найдено в Европе. Своё название они получили по долине Неандерталь (Германия), где были сделаны первые находки. Для неандертальца характерны покатый лоб, затылочный костный валик, выступающие надбровья (надглазные валики), отсутствие скул и подбородка. Палеоантропы охотились на мамонтов, оленей и других животных, были хорошо приспособлены к жизни в суровых условиях ледникового периода, умели строить долговременные жилища.

Останки человека разумного современного типа – кроманьонца – впервые были обнаружены в гроте Кро-Маньон во Франции. В настоящее время подобные находки сделаны во многих местах Европы и Передней Азии. Генетические исследования позволяют учёным утверждать, что современный человек произошёл от небольшой группы людей (популяции), обитавшей предположительно в Восточной или Южной Африке 130-60 тыс. лет назад.

Неандертальцы и кроманьонцы длительное время существовали на одних территориях и представляли собой два подвида человека разумного. До недавнего времени считалось, что кроманьонцы, появившиеся в Европе около 40 тыс. лет назад, являются прямыми потомками неандертальцев. Согласно современным научным представлениям, неандерталец не смог соперничать с более изобретательным кроманьонцем, который, вероятно, причастен к исчезновению конкурента по одной и той же экологической нише (в Европе – 35–30 тыс. лет назад).

Изображение бизона. Верхний палеолит. Пещера Альтамира, Испания

Становление родового общества и зарождение духовной культуры

В процессе становления человека выделяют два взаимосвязанных процесса: антропогенез – формирование человека как биологического вида в ходе развития его трудовой деятельности и речи, а также форм организации общественной жизни, в которых развивается коллективная трудовая и интеллектуальная деятельность, создаётся культурная среда, и социогенез – возникновение социальных отношений между людьми.