Хронология эпох. Основные периоды развития мирового искусства

В данной статье пойдет речь об основных этапах всемирной истории: с древнейших времен и до нашего времени. Мы рассмотрим кратко основные черты каждого этапа и обозначим события\причины, ознаменовавшие переход к следующему этапу развития.

Эпохи развития человечества: общая структура

Учеными принято выделять пять основных этапов в развитии человечества, причем переход от одного к другому ознаменовывался кардинальными изменениями в структуре человеческого общества.

  1. Первобытное общество (Палеолит, Мезолит, Неолит)
  2. Древний мир
  3. Средние века
  4. Новое время
  5. Новейшее время

Первобытное общество: палеолит, мезолит, неолит

Палеолит - древнекаменный век, самый длительный этап. Границами этапа считается использование первобытных каменных орудий (около 2,5 млн.лет назад) и до начала земледелия (примерно 10 тыс лет до н.э.). Люди жили в основном собирательством и охотой.

Мезолит - средний каменный век, от 10 тыс. лет до н.э до 6 тыс лет до н.э. Охватывает период от последнего ледникового периода до момента повышения уровня мирового океана. В это время каменные инструменты становятся меньше, что делает область их применения шире. Активнее развивается рыбалка, предположительно в это время происходило одомашнивание собаки в качестве помощника на охоте

Неолит - новый каменный век не имеет четких временных границ, так как разные культуры проходили этот этап в разное время. Характеризуется переходом от собирательства к производству, т.е. земледелию и охоте, заканчивается неолит началом обработки металла, т.е. началом железного века.

Древний мир

Это период между первобытным обществом и средними веками в Европе. Хотя к периоду древнего мира можно отнести цивилизации, в которых зародилась письменность, например, шумерской, а это около 5,5 тыс лет до н.э., обычно под термином «древний мир» или «классическая древность», понимают древнюю греческую и римскую историю, что примерно с 770-х годов до н.э до примерно 476 года нашей эры (год падения Римской Империи).

Древний мир славен своими цивилизациями - Египет , Месопотамия, Индия, Персидская Империя, Арабский Халифат, Китайская Империя, Монгольская империя.

Главными особенностями древнего мира является резкий скачок культуры, связанный в первую очередь с развитием земледелия, образование городов, армии, торговли. Если в первобытном обществе существовали культы, и божества, то во времена Древнего мира развивается религия и зарождаются философские течения.

Средние века или Средневековье

Относительно временных рамок, ученые расходятся во мнении, так как окончание этого периода в Европе не означало его окончания во всем мире. Поэтому принято считать, что средневековье длилось примерно с 5 века (распад Римской империи) н.э до 15-16 или даже до 18 века (технологический прорыва)

Отличительными особенностями периода является развитие торговли, законотворчества, стабильным развитием технологий, усиление влияния городов. В это же время происходит переход от рабовладельчества к феодализму. Развиваются науки, усиливается власть религии , что приводит к крестовым походам и другим войнам на основе вероисповедания.

Новое время

Переход к новому времени характеризуется качественным скачком, который совершило человечество в области технологий. Благодаря этому рывку аграрные цивилизации, благосостояние которых строилось на наличии большой территории, позволявшей запасаться провизией, переходят к промышленности, к принципиально новым условиям жизни и потребления. В это время возвышается Европа, ставшая источником этого технологического прорыва, развивается гуманистическое отношение к миру, происходит активный подъем в науке и искусстве .

Новейшее время

К новейшем времени относят период с 1918 года, т.е. с Первой мировой войны. Период характеризуется возрастающими темпами глобализации , возрастании роли информации в жизни общества, двумя мировыми войнами и множеством революций. В целом новейшее время характеризуется как этап, в котором отдельные государства осознают свое глобальное влияние и общепланетарный масштаб существования. На первый план выходят не только интересы отдельных стран и правителей, но и общемировое существование.

Возможно, вам так же будут интересны другие статьи

Историческая периодизация - незаменимая вещь как в науке, так и в Существуют определенные эпохи, которые охватывают конкретные временные промежутки. Их названия были придуманы совсем недавно, после того как человек смог посмотреть в ретроспективу, оценить и разделить на этапы прошедшие события. Сейчас мы рассмотрим все эпохи по порядку, узнаем, почему они именно так были названы и чем они характеризуются.

Почему существует историческая хронология?

Данный прием был разработан исследователями неспроста. Во-первых, каждый отдельный период характеризуется особыми культурными направлениями. Для каждой эпохи свойственно свое мировоззрение, мода, структура общества, тип построения бизнеса и многое другое. Рассматривая эпохи человечества по порядку, можно также обратить внимание на то, что для каждой из них характерны отдельные виды искусства. Это и музыка, и живопись, и литература. Во-вторых, в истории человечества действительно были так называемые переломные моменты, когда кардинально менялась мораль, устанавливались новые законы. Это, конечно же, влекло за собой смену пристрастий, которые проявлялись в искусстве. На такие перемены могли влиять революции, войны, научные открытия, учения великих философов и деятелей церкви. И сейчас, прежде чем мы рассмотрим все исторические эпохи по порядку, отметим, что подобную кардинальную перемену наше общество пережило совсем недавно. Научно-технический прогресс полностью перевернул наши представления об общении, источниках информации и даже о работе. И причиной тому является Интернет, без которого десять лет назад все обходились, а сегодня он является частью жизни каждого.

Античный период

Историю первобытного общества мы опустим, так как единой идеологии в то время, религии или хотя бы системы письменности попросту не существовало. Поэтому, когда рассматриваются эпохи человечества по порядку, начинают именно с античного периода, ведь в это время появились первые государства, первые законы и мораль, а также искусство, которое мы изучаем до сих пор. Период начался примерно в конце 8-го века до н. э. и продлился до 456 года - даты падения В это время появилась не только политеистическая религия с четкой фиксацией всех божеств, но и система письменности - греческая и латинская. Также в этот период в Европе зародилось такое понятие, как рабство.

Средние века

Даже когда в школе рассматривают эпохи по порядку, особое внимание уделяют изучению средневековья. Период начался в конце 5-го века, а вот даты его окончания, хотя бы примерной, не существует. Некоторые полагают что он закончился в середине 15-го века, другие уверены, что средние века длились до 17-го столетия. Эпоха характеризуется огромным подъемом христианства. Именно в эти годы произошли великие крестовые походы. Наряду с ними зародилась инквизиция, которая истребляла всех противников церкви. В средневековье возникла такая форма рабства, как феодализм, которая существовала в мире еще много столетий спустя.

Ренессанс

Эту эпоху принято выделять как отдельную, но многие историки полагают, что Возрождение - это, так сказать, светская сторона средневековья. Суть заключается в том, что в конце люди стали взывать к гуманности. Вернулись некоторые античные правила и мораль, инквизиция постепенно сдала свои позиции. Это проявлялось и в искусстве, и в поведении общества. Люди стали посещать театры, возникло такое понятие, как светский бал. Ренессанс, как и Античность, зародился в Италии, и сегодня тому подтверждением являются многочисленные памятники архитектуры и искусства.

Барокко

Когда мы рассматриваем непосредственно эпохи истории человечества по порядку, барокко, хоть и недолго продлилось, заняло важную ветвь в становлении искусства. Ниже мы рассмотрим его более подробно, но пока что отметим следующее. Эта эпоха стала логическим завершением Ренессанса. Можно сказать, что тяга к светским развлечениям и прекрасному разрослась до невероятных масштабов. Появился архитектурный одноименный стиль, которому свойственна помпезность и вычурность. Подобная тенденция проявилась и в музыке, и в рисунке, и даже в поведении людей. продлилась с 16-го по 17-й века.

Классицизм

Во второй половине 17-го века человечество решило отойти от столь пышной праздности. Общество, как и искусство, которое оно творило, стало канонизированным и подогнанным под четкие правила. Классицизм стал проявляться в оформлении зданий и интерьера. В моду вошли прямые углы, ровные линии, строгость и аскетичность. Театр и музыка, которые были на пике своего культурного развития, также были подвержены новым реформам. Появились определенные стили, которые направляли авторов в то или иное русло. Ниже мы рассмотрим эпохи в искусстве по порядку и более детально узнаем, что собой представлял классицизм.

Романтический период

В 18-м веке люди словно заразились манией красоты и неземных фантазий. Этот период считается самым загадочным в истории человечества, эфемерным и оригинальным. В обществе появилась тенденция, в соответствии с которой каждый человек - это отдельная духовно-творческая личность, со своим внутренним миром, переживаниями и радостями. Как правило, когда историки представляют культурные эпохи в хронологическом порядке, одно из самых важных мест отводится именно романтизму. В этот период, который продлился до 19-го века, появились уникальные шедевры музыки (Шопен, Шуберт и др.), литературы (знаменитые французские романы) и живописи.

Просвещение

Параллельно с романтизмом в искусстве совершенствовалось и само общество. Когда перечисляют все эпохи по порядку, как правило, за классицизмом ставят именно Просвещение. Наряду с развитием науки и искусства в конце 17-го века в обществе с огромной скоростью начал повышаться уровень интеллекта. Это выражалось в отказе от ортодоксальных религиозных норм. Взамен сакральных знаний пришла логика и светлый разум. Это здорово подорвало авторитет аристократии и правящих династий, которые во многом ссылались на помощь церкви. Эпоха Просвещения стала точкой зарождения новой философии, основанной на математике и физике. Произошел ряд астрономических открытий, которые опровергли многие религиозные догмы. Эпоха Просвещения коснулась не только Европы, но и России, а также Дальнего Востока, и даже Америки. В этот период во многих державах отменили крепостное право. Также стоит отметить, что в 18-19-м веках впервые в научных и государственных заседаниях стали принимать участие женщины.

Новейшее время

Мы кратко перечислили все исторические эпохи по порядку и подошли к 20-му столетию. Этот период знаменит расцветом различных многочисленными государственными переворотами и сменами режимов власти. Потому с исторической точки зрения данная эпоха называется С начала 20-го века, можно сказать, общество стало полностью равноправным. Искоренилось рабство во всем мире, установились четкие границы государств. Такие условия стали оптимальной средой для развития не только искусства, но и науки. Мы ныне живем в эту эпоху, поэтому, для того чтобы ее детально рассмотреть, достаточно лишь оглянуться.

Краткие итоги

После того как мы представили все эпохи всемирной истории по порядку, описали их, узнав, каким было наше общество в том или ином веке, переходим к изучению прекрасного. Ведь параллельно со становлениями законов и границ государств формировалось искусство, которое для многих является основным определяющим фактором для разделения истории человечества на отдельные периоды. Ниже мы представим эпохи в искусстве по порядку, охарактеризуем их и сможем сопоставить четкую картину того, как формировалось наше общество с самого начала времен. Для начала мы обобщенно перечислим основные «эры», а после разделим их на отдельные отрасли. Ведь не всегда музыкальные периоды совпадают по временным рамкам с одноименными периодами в литературе или, скажем, в живописи.

Искусство: эпохи в хронологическом порядке

  • Древний период. С момента возникновения первых наскальных рисунков заканчивая 8-м веком до н. э.
  • Античность - с 8-го века до н. э. до 6-го века н. э.
  • Средневековье: и готика. Первый датируется 6-10-м веками, а второй - 10-14-м вв.
  • Возрождение - знаменитые 14-16-й века.
  • Барокко - 16-18-й века.
  • Рококо - 18-й век.
  • Классицизм. Формировался на фоне прочих направлений с 16-го по 19-й век.
  • Романтизм - первая половина 19-го века.
  • Эклектизм - вторая половина 19-го столетия.
  • Модернизм - начало 20-го века. Стоит отметить, что модерн - это общее название для данной творческой эпохи. В разных странах и в различных направлениях искусства формировались свои течения, о которых расскажем ниже.

О чем расскажет перо… У истоков письменной речи

Теперь рассмотрим литературные эпохи в хронологическом порядке: древний этап (Античность и Восток), Средневековье, Ренессанс, Классицизм, Сентиментализм, Романтизм, Реализм, Модернизм и современность. Впервые литературные творения стали появляться в Греции, Риме, а также в Именно в этих державах возникла первая письменность. В античном мире стали появляться мифы - про Геракла, про Зевса и прочих богов, про титанов и гигантских птиц. Позже появились первые философы, мыслители и писатели. Это Гомер, Сафо, Эсхил, Гораций. Данный жанр ныне именуется лирикой, но часто на такие рассказы ссылаются как на исторический достоверный источник. Мир Древнего Востока знаменит лишь своими поучительными стихотворениями. Однако не будем забывать, что именно в этой части света в древние времена появилась важнейшая книга человечества - Библия.

Средние века и эпоха Возрождения

Четкой границы между этими периодами нет, да и она не нужна. Ведь в годы, когда Европа только начала образовываться как государственная система, людям было не до искусства. Первые проявления творчества в средние века душились церковью. Потому литературное наследство, которое досталось нам с тех лет, - это лишь рыцарский эпос. Тут можно назвать «Песнь о моем Сиде», «Песнь о Роланде» и «Песнь о Нибелунгах». Несколько веков спустя наступает Возрождение, и миру становятся известными такие фамилии, как Шекспир, Данте, Боккаччо, Сервантес. Их рассказы можно назвать свободными, так как нет четкой структуры, а в центре событий находится человек и его чувства. Это и есть главная характеристика эпохи Ренессанса.

Формирование строгих канонов

Когда мы перечисляем эпохи по порядку, век за веком, все становится на свои места, кроме Классицизма. Он будто существует вне времени, пространства, на фоне остальных течений. С того момента, как классика стала основой для творчества европейских авторов, появился ряд закономерностей в написании литературных произведений. Они четко делились на сатира, трагедия, комедия, эпопея, басня. Можно сказать, что с тех пор были установлены границы творчества, которыми мы пользуемся и сегодня (обратите внимание хотя бы на кинематограф).

Сентиментализм и романтизм

Эти два течения будто дополняют друг друга. Они славятся своими романами, где описываются переживания героев, их душевное состояние, вкусы и интересы. Среди авторов романтизма красными буквами прописаны такие фамилии, как Бальзак, Диккенс, Гофман, Виктор Гюго, сестры Бронте, Марк Твен, В. Скотт и многие другие. В более поздние годы романтизма творили такие авторы, как Оскар Уайльд и Эдгар Аллан По. Их рассказы уже лишены сентиментальности, но наполнены глубокой философией.

Реализм и модернизм, а также современная литература

На стыке 19-го и 20-го веков появилось множество течений в литературе. В нашей стране они получили название Серебряного века, в других просто именовались в соответствии со стилем конкретного произведения. Наиболее популярным стал символизм и декаданс. Представителями этих направлений стали такие авторы, как Верлен, Бодлер, Рембо, Блок. В России немалой популярностью пользовался акмеизм. Его главной представительницей была Анна Ахматова. С тех пор литература стала максимально реалистичной. Люди отказались от внутренних переживаний и иллюзий. С начала 20-го века и до наших дней авторы описывают любые события с максимально реалистичной точки зрения, учитывая все новшества прогресса.

Изобразительное искусство

Теперь пришло время рассмотреть все эпохи в живописи по порядку. Отметим сразу, что их тут куда больше, чем в литературе, потому к каждой из них обратимся кратко и лаконично.

  • Пещерная живопись.
  • Искусство Древнего Египта и стран Ближнего Востока.
  • Крито-микенская культура.
  • Античные рисунки и письменность.
  • Средневековье: иконопись и готические иллюстрации на религиозную тематику.
  • Возрождение. Яркими представителями являются Микеланджело, да Винчи и др.
  • С 18-го века в живописи появляется стиль барокко. Ярко выражен в картинах Караваджо.
  • Классицизм, который и в изобразительном искусстве формировался с 16-го века, воплотился в работах Пуссена и Рубенса.
  • Романтизм проявил себя в полотнах Делакура и Гойи.
  • В конце 19-го века появился импрессионизм. Ярким его представителем считается Ван Гог, а наряду с ним выступают Гоген, Лотрек Мунк и другие.
  • В 20-м веке живопись поделилась на соцреалистичную и сюрреалистичную. Первое течение развивалось исключительно в России. Второе же покорило весь мир. Оно наглядно просматривается в картинах С. Дали, П. Пикассо и других художников этого времени.

Годы до новой эры.
4 тыс. лет. Объединение мелких государств в долине Нила. Первая пирамида. Шумеро-Аккадское царство в Месопотамии. Изобретение клинописи. В долине Инда возникает хараппская цивилизация. В долине Хуанхэ разводят шелковичного червя, выплавляют бронзу; возникает узелковое и рисуночное письмо.
2,5-2 тыс. лет. Минойская цивилизация. Ассирийское государство со столицей в Ниневии. Финикийцы создают буквенное письмо, открывают путь в Красное море. Трипольская земледельческая культура в Приднепровье.
2 тыс. лет. Арийские племена проникают в Индию, а греки-ахейцы - в Элладу.
1,5 тыс. лет. В Китае возникает государство Шан (Инь).
1400 г. Исход евреев из Египта под водительством Моисея.
Ок. XV в. Отделение праславянских племен от индоевропейского единства.
XV-XIII вв. Период Ахейской Греции.
1300-1200 гг. Хетты открывают способ получения железа. 970-940 гг. Правление царя Соломона, постройка Иерусалимского храма.
IX-VIII вв. Первые упоминания о государстве персов.
800 г. Основание финикийцами Карфагена.
776 г. Первые Олимпийские игры.
753 г. Легендарная дата основания Рима.
660 г. Первый император Японии.
560 г. Рождение Будды.
551 г. Рождение Конфуция.
489 г. - IV в. н. э. Государство Великая Армения.
461 г. «Золотой век» Перикла в Греции. Строительство Парфенона.
334-325 гг. Завоевания Александра Македонского на Востоке.
317-180 гг. Империя Маурьев в Индии.
264-146 гг. Три Пунических войны Рима с Карфагеном и разрушение Карфагена.
246 г. Начало строительства Великой Китайской стены.
146 г. Подчинение Греции Риму.
73-71 гг. Восстание римских рабов под предводительством Спартака.
49-44 гг. Диктатура Юлия Цезаря в Риме.
6 г. до н.э. - 4 г. н. э. Вероятная дата рождения Иисуса Христа.

Годы новой эры.
I век. Возникновение христианства.
Ок. 29 г. Распятие Иисуса Христа по приказу римского прокуратора Понтия Пилата.
I-II вв. Первые упоминания о славянах у античных авторов.
132-135 гг. Начало рассеяния евреев по всему миру.
164-180 гг. Чума опустошает Римскую и Китайскую империи.
III-IX вв. Цивилизация майя в Америке.
395 г. Разделение Римской империи на Восточную и Западную.
IV-V вв. Введение христианства в Грузии и Армении.
476 г. Падение Западной Римской империи.

Начало Средневековья.
482 г. Крещение франков. Первое королевство франков.
570 г. Рождение Мухаммеда, основателя ислама.
630 г. Образование арабского государства.
Конец VII в. Образование Болгарского государства.
711-720 г. Завоевание арабами Испании.
732 г. Битва при Пуатье. Остановлено продвижение арабов в Европу.
VIII- X вв. Хазарский каганат.
г. Первые летописные сведения о Новгороде.
г. Легендарная дата основания Киева.
IXв. Образование Киевской Руси.
Конец IX - начало X в. Образование Чешского государства.
Xв. Образование Древнепольского государства.
1054 г. Разрыв между православием и католичеством.
1096-1099 гг. Первый крестовый поход.
1136-1478 гг. Новгородская феодальная республика.
1147 г. Первое упоминание о Москве.
1206-1227 гг. Время правления Чингисхана. Возникновение государства монголов.
1236-1242 гг. Татаро-монгольское нашествие на Русь и страны Европы.
1242 г. Разгром Александром Невским немецких рыцарей на Чудском озере.
Сер. X в. - 1569 г. Великое княжество Литовское и Русское.
1325 г. Основание царства ацтеков в Мексике.
1348-1349 гг. Чума уносит половину населения Англии.
1370-1405 гг. Правление великого эмира Тимура-завоевателя.
1378 г. Победа московского войска над татарами на реке Воже.
1380 г. Куликовская битва - разгром татар под руководством Дмитрия Донского.
1389 г. Битва на Косовом поле (разгром сербов турками).
1410 г. Разгром Тевтонского ордена польско-литовско-русской ратью (Грюнвальд).
1431 г. Сожжение Жанны д’Арк по приговору инквизиции.
1445 г. Библия Гуттенберга. Начало книгопечатания в Европе.
1453 г. Падение Константинополя и Византии под ударами турок.
1478 г. Начало инквизиции в Испании.
1480 г. «Стояние на Угре». Окончание татаро-монгольского ига.
1492 г. Изгнание арабов из Испании. Открытие Америки Колумбом.
1517 г. Мартин Лютер выступает против власти пап. Начало Реформации.
1531-1533 гг. Завоевание Писарро государства инков.
1533-1584 гг. Правление Ивана Грозного.
24 августа 1572 г. Варфоломеевская ночь (резня гугенотов во Франции).
1588 г. Гибель «Непобедимой Армады» (испанского флота).
1596 г. Брестская уния. Образование греко-католической («униатской») церкви. 1604-1612 гг. «Смутное время».
г. Освобождение Москвы ополчением Минина и Пожарского.
г. Избрание Михаила Романова на царство.
1620 г. «Отцы-пилигримы» основывают колонию за океаном, в Новой Англии.
Начало буржуазной революции в Англии считается началом Нового времени.
1640 г. Начало буржуазной революции в Англии. 1644 г. Маньчжуры овладевают Китаем.
1654 г. Решение о переходе Украины под власть царя России (Переяславская рада).
1667-1671 гг. Крестьянская война под руководством Степана Разина.
1682-1725 гг. Царствование Петра I.
1701-1703 гг. Война за испанское наследство. Усиление Англии на море.
27 июня 1709 г. Полтавская битва.
1762-1796 гг. Царствование Екатерины И.
1773-1775 гг. - Крестьянская война под руководством Емельяна Пугачева.
1775-1783 гг. Война за независимость американских колоний. Образование США.
24 июля 1783 г. Георгиевский трактат о переходе Грузии под защиту России.
14 июля 1788 г. Взятие Бастилии и начало Французской революции.
1793-1795 гг. Присоединение Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии к России.
1812 г. Вторжение армии Наполеона в Россию. Бородинская битва.
1815 г. Поражение Наполеона в битве при Ватерлоо.
1837 г. Воцарение в Англии королевы Виктории.
1853-1856 гг. Крымская война. Оборона Севастополя.
19 февраля 1861 г. Отмена крепостного права в России.
1861-1865 гг. Гражданская война в США между Севером и Югом. Отмена рабства.
1862 г. Объединение Германии Бисмарком.
1867 г. Создание двуединой Австро-Венгерской империи.
1877-1878 гг. - Русско-турецкая война, освобождение болгар, сербов, румын.
1896 г. Коронация Николая П. Катастрофа на Ходынском поле.
1904-1905 гг. Русско-японская война. Гибель «Варяга», падение Порт-Артура.
г. «Кровавое воскресенье». Начало революции в России. Манифест 17 октября.
г. Первая Государственная Дума.
1911-1913 гг. Революция в императорском Китае.
1914 г. Убийство эрцгерцога Фердинанда и начало Первой мировой войны.
1917 г. Февральская революция в России, свержение самодержавия.
1917г. Победа Октябрьской революции в Петрограде. Образование РСФСР.
1417 г. Образование Украинской Народной и Советской республик.
1918г. Революция в Германии, образование независимых Польши и Чехословакии.
1918 г. Окончание Первой мировой войны. Начало Гражданской войны в России.
1919г. Версальский мирный договор между союзниками и Германией.
1919-1923 гг. Кемалистская революция в Турции, крушение Османской империи.
30 декабря 1922 г. Образование СССР.
1929 г. Начало коллективизации в СССР. Мировой экономический кризис.
1931-1933 гг. Великий голод в СССР.
30 января 1933 г. Установление диктатуры нацистов в Германии.
1436-1939 гг. Мятеж генерала Франко и гражданская война в Испании.
1437-1938 гг. Массовые репрессии в СССР.
г. «Хрустальная ночь» (резня евреев в Германии).
г. Пакт Молотова-Риббентропа. Начало Второй мировой войны.
22 июня 1941 г. Нападение Германии на СССР.
г. Битва под Москвой - первое поражение вермахта
г. Подписание декларации 26 государств о борьбе против Германии.
1442-1943 гг. Битва под Сталинградом. Бои в Северной Африке.
г. Курская битва. Высадка союзных войск в Италии.
г. Высадка союзных войск в Нормандии.
8-9 мая 1945 г. Безоговорочная капитуляция Германии.
1945 г. Капитуляция Японии. Окончание Второй мировой войны.
1445-1946 гг. Нюрнбергский процесс над нацистскими военными преступниками.
1947 г. Принятие США «Плана Маршалла».
1448 г. Провозглашение государства Израиль.
1949 г. Образование НАТО. Провозглашение ГДР, ФРГ, КНР.
1950-1953 гг. Война в Корее.
1955 г. Заключение Варшавского договора.
4 октября 1957 г. Запуск в СССР первого искусственного спутника Земли.
12 апреля 1961 г. Первый полет человека в космос. Ю. А. Гагарин (СССР).
1961-1973 гг. Война во Вьетнаме.
1966-1976 гг. «Культурная революция» в Китае.
1968 г. Вторжение войск Варшавского договора в Чехословакию.
21 июля 1969 г. Первый человек на Луне (Н. Армстронг, США).
1975 г. Хельсинское соглашение по безопасности и сотрудничеству в Европе.
1980-1988 гг. Ирано-иракская война.
1985 г. Начало «перестройки» в СССР.
26 апреля 1986 г. Авария на Чернобыльской АЭС.
1991 г. Референдум о судьбе СССР (70 % - за сохранение Союза). Путч ГКЧП.
г. Беловежские соглашения и распад СССР.
1991-1992 гг. Распад Чехословакии, Югославии.
г. Начало «шоковой терапии» в России.
1994 г. Начало войны в Чечне.
г. Союз России и Беларуси. Вывод российских войск из Чечни.
г. Обвальное падение рубля (дефолт) в России.
г. Бомбардировка Югославии авиацией НАТО. Операция «Буря в пустыне».
г. Отставка Б. Н. Ельцина. Его преемник - В. В. Путин.
г. Избрание В. В. Путина Президентом РФ.
11 сентября 2001 г. Грандиозный теракт в Нью-Йорке. Тысячи погибших.
г. Вторжение войск США и союзников в Ирак. Падение режима Хусейна.
г. «Оранжевая революция» в Украине.
г. Катастрофическое цунами в Индонезии. Ураган «Катрина» в США.
г. Кризис власти в Украине.

Некоторые исторические династии
Начиная с легендарного Дзимму, потомка богини солнца Аматерасу, вступившего на престол 11 февраля 660 года до н. э., в Японии сменилось 134 императора.
Начиная с Апостола Петра, первого епископа Рима, казненного около 65 года, на Святейшем престоле сменилось 344 папы, из которых 39 не признаны («антипапы»).

Краткие сведения о направлениях и эпохах в живописи

ВОЗРОЖДЕНИЕ

Эпоха в истории европейской культуры 13-16 вв., ознаменовавшая собой наступление Нового времени. Возрождение самоопределилось прежде всего в сфере художественного творчества. Как эпоха европейской истории оно отмечено множеством знаменательных вех - в том числе укреплением экономических и общественных вольностей городов, духовным брожением, приведшим в итоге к Реформации и Контрреформации, Крестьянской войне в Германии, формированием абсолютистской монархии (наиболее масштабной во Франции), началом эпохи Великих географических открытий, изобретением европейского книгопечатания, открытием гелиоцентрической системы в космологии и т. д. Однако первым его признаком, как казалось современникам, явился «расцвет искусств» после долгих веков средневекового «упадка», расцвет, «возродивший» античную художественную мудрость, именно в этом смысле впервые употребляет слово rinascita (от которого происходит французский Renaissance и все его европейские аналоги) Дж. Вазари.При этом художественное творчество и особенно изобразительное искусство понимается теперь как универсальный язык, позволяющий познать тайны «божественной Природы». Подражая природе, воспроизводя ее не по-средневековому условно, а именно натурально, художник вступает в соревнование с Верховным Творцом. Искусство предстает в равной мере и лабораторией, и храмом, где пути естественно-научного познания и богопознания (равно как и впервые формирующееся в своей окончательной самоценности эстетическое чувство, «чувство прекрасного») постоянно пересекаются.

МАНЬЕРИЗМ

Направление в западноевропейском искусстве 16 в., отразившее кризис гуманистической культуры Возрождения. Внешне следуя мастерам Высокого Возрождения, маньеристы (в Италии живописцы Я. Понтормо, Ф. Пармиджанино, А. Бронзино, скульпторы Б. Челлини, Джамболонья) утверждали неустойчивость, трагические диссонансы бытия, власть иррациональных сил, субъективность искусства. Произведения маньеристов отличаются усложненностью, напряженностью образов, манерной изощренностью формы, а нередко и остротой художественных решений (в портретах, рисунках и др.).

БАРОККО

Cтиль, преобладавший в искусстве Европы с конца 16 до середины 18 века и охвативший все виды творчества, наиболее монументально и мощно проявившись в архитектуре и изобразительном искусстве. Барокко явилось развитием принципов, заложенных в эпоху Возрождения, однако в связи с радикальным изменением главной эстетической установки (уже не сотворческое следование природе, а совершенствование ее в духе идеальных норм красоты) придал этим принципам новый грандиозный размах, бурную динамику, изощренную декоративность. Любовь к прихотливой метафоре, словесной или зрительной, к аллегории и эмблеме достигает теперь, казалось бы, своего апогея; однако сквозь причудливые, порой полуфантастические формы и смыслы, сквозь все метаморфозы в барокко проступает крепкое натурное начало (к примеру, витиеватые декоративные детали архитектуры постоянно в духе анаморфозы уподобляются живым природным стихиям, а литературный язык обретает новую живописность, порой еще теснее сближаясь с национальными традициями фольклора). Различные виды искусства взаимодействуют (в сравнении с Ренессансом) более активно, составляя многогранный, но единый «театр жизни», сопутствующий реальному бытию в виде его праздничного двойника.

КЛАССИЦИЗМ

Стиль и направление в литературе и искусстве 17 - нач. 19 вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Классицизм сложился в 17 в. во Франции. В 18 в. классицизм был связан с Просвещением; основываясь на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремился к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов. Соответственно возвышенным этическим идеям, воспитательной программе искусства эстетика классицизма устанавливала иерархию жанров - «высоких» (трагедия, эпопея, ода, история, мифология, религиозная картина и т. д.) и «низких» (комедия, сатира, басня, жанровая картина и т. д.).

РОКОКО

Cтилевое направление, господствовавшее в европейском искусстве в течение первых трех четвертей 18 в.Он представлял собой не столько самостоятельное художественное явление, сколько фазу, определенный этап общеевропейского стиля барокко. Термин «рококо» возник во Франции в конце 18 в., в эпоху расцвета классицизма, как презрительная кличка для всего манерного и вычурного искусства 18 в.: изогнутая, капризная линия, напоминающая очертания раковины,- его главный признак. Искусство рококо - это мир вымысла и интимных переживаний, декоративной театральности, изысканности, изощренной утонченности, в нем нет места героизму и пафосу - они сменяются игрою в любовь, фантазией, прелестными безделушками. Тяжелой и патетической торжественности барокко приходит на смену камерная хрупкая декоративность. Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого - возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий, изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо.Самой распространенной формой живописного произведения стало декоративное панно, большей частью овальной, круглой или причудливо-изогнутой формы; в основе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия, которая придает произведению обязательную для этого стиля вычурность и нарядность.

НЕОКЛАССИЦИЗМ

Общее название художественных течений 2-й пол. 19 и 20 вв., основывавшихся на классических традициях искусства античности, Возрождения и классицизма. В 1870-80-х гг. немецкие «неоидеалисты» - живописцы Х. Маре, А. Фейербах, скульптор А. Хильдебранд - противопоставляли противоречиям жизни «вечные» эстетические нормы. Классическая традиция часто противопоставлялась индивидуалистическому произволу (в 20 в. архитекторы О. Перре во Франции, П. Беренс в Германии, И. В. Жолтовский, И. А. Фомин в России; скульпторы А. Майоль во Франции, А. Т. Матвеев в России). Связанные с неоклассицизмом течения «новая вещественность» в Германии, «метафизическая живопись» в Италии выразили отчуждение мира от человека.

РОМАНТИЗМ

Идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре кон. 18 - 1-й пол. 19 вв. Как стиль творчества и мышления остается одной из основных эстетических и мировоззренческих моделей 20 века. Романтизм возник в 1790-е гг. сначала в Германии, а затем распространился по всему западноевропейскому культурному региону. Его идейной почвой были кризис рационализма Просвещения, художественные поиски предромантических течений (сентиментализм, «штюрмерство»), Великая французская революция, немецкая классическая философия. Романтизм - это эстетическая революция, которая вместо науки и разума (высшей культурной инстанции для эпохи Просвещения) ставит художественное творчество индивидуума, которое становится образцом, «парадигмой» для всех видов культурной деятельности. Основная черта романтизма как движения - стремление противопоставить бюргерскому, «филистерскому» миру рассудка, закона, индивидуализма, утилитаризма, атомизации общества, наивной веры в линейный прогресс - новую систему ценностей: культ творчества, примат воображения над рассудком, критику логических, эстетических и моральных абстракций, призыв к раскрепощению личностных сил человека, следование природе, миф, символ, стремление к синтезу и обнаружению взаимосвязи всего со всем. Причем довольно быстро аксиология романтизма выходит за рамки искусства и начинает определять стиль философии, поведения, одежды, а также и других аспектов жизни.

ПЕРЕДВИЖНИКИ

Художники, входившие в российское художественное объединение - Товарищество передвижных художественных выставок, образованное в 1870. Обратились к изображению повседневной жизни и истории народов России, ее природы, социальных конфликтов, обличению общественных порядков. Идейными руководителями передвижников стали И. Н. Крамской и В. В. Стасов. Основные представители - И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Г. Перов, В. М. Васнецов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин; в числе передвижников были также художники Украины, Литвы, Армении. В 1923-24 часть передвижников вошла в АХРР.

ИМПРЕССИОНИЗМ

Направление в искусстве последней трети 19 - нач. 20 вв., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Импрессионизм зародился в 1860-х гг., во французской живописи: Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни, изображение мгновенных, как бы случайных движений и ситуаций, кажущуюся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур. В 1870-80-х гг. сформировался импрессионизм во французском пейзаже: К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей выработали последовательную систему пленэра; работая на открытом воздухе, они создавали ощущение сверкающего солнечного света, богатства красок природы, растворения объемных форм в вибрации света и воздуха. Разложение сложных тонов на чистые цвета (накладываемые на холст отдельными мазками и рассчитанные на оптическое смешение их в глазу зрителя), цветные тени и рефлексы порождали беспримерно светлую, трепетную живопись. Кроме живописцев (американский - Дж. Уистлер, немецкие - М. Либерман, Л. Коринт, русские - К. А. Коровин, И. Э. Грабарь), интерес импрессионизма к мгновенному движению, текучей форме восприняли скульпторы (французский - О. Роден, итальянский - М. Россо, русский - П. П. Трубецкой).

ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ

Общее название течений в живописи кон. 19 - нач. 20 вв., возникших во Франции как реакция на импрессионизм с его интересом к случайному и мимолетному. Восприняв от импрессионизма чистоту и звучность цвета, постимпрессионизм противопоставил ему поиски постоянных начал бытия, устойчивых материальных и духовных сущностей, обобщающих, синтетических живописных методов, повысил интерес к философским и символическим аспектам, к декоративно-стилизующим и формальным приемам. К постимпрессионизму относят П. Сезанна, В. Ван Гога, П. Гогена, А. Тулуз-Лотрека, представителей неоимпрессионизма и группы «наби».

РЕАЛИЗМ

Исторически конкретная форма художественного сознания нового времени, начало которой ведут либо от Возрождения («ренессансный реализм»), либо от Просвещения («просветительский реализм»), либо с 30-х гг. 19 в. («собственно реализм»). Ведущие принципы реализма 19-20 вв.: объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала; воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т. е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей); предпочтение в способах изображения «форм самой жизни», но наряду с использованием, особенно в 20 в., условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска); преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (особенно - к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового, мифологизированного сознания).

МОДЕРНИЗМ

Совокупное наименование художественных тенденций, утвердивших себя во второй половине 19 века в виде новых форм творчества, где возобладало уже не столько следование духу природы и традиции, сколько свободный взгляд мастера, вольного изменять видимый мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению, внутренней идее или мистической грезе (веяния эти во многом продолжили линию романтизма). Наиболее значительными, часто активно взаимодействующими, его направлениями были импрессионизм, символизм и модерн. Новые художественные направления обычно заявляли о себе как искусстве в высшей степени «современном» (отсюда - само происхождение термина), наиболее чутко реагирующем на ритмику повседневно охватывающего нас «текущего» времени. Образ свежей, сиюминутной современности ярче всего проявился в импрессионизме, который как бы остановил «прекрасное мгновение». Символизм и модерн отбирали из этих «мгновений» те, что наиболее экспрессивно выражали «вечные темы» человеческого и природного бытия, соединяя прошлое, настоящее и будущее в единый цикл памяти-восприятия-предчувствия. Всемерно усилилась тяга к созданию особого «искусства будущего», утопически - порой сквозь апокалиптические видения - моделирующего завтрашний день.Нигилистическая неприязнь к обществу, безверие и цинизм, особое «чувство бездны», привычно связываемые с понятием декадентства, часто отождествлявшегося с модернизмом, противоречиво соседствовали с конструктивными, «жизнестроительными» устремлениями, в особенности в сфере декоративно-прикладного искусства и архитектуры модерна (на базе которых непосредственно возник функционализм современного зодчества). Внешнее правдоподобие образов, первоначально нарушенное лишь легкой, импрессионистически-субъективной размытостью, со временем становится необязательным и излишним, и в 1900-е годы художники-модернисты вплотную подходят к границе абстрактного искусства, а некоторые - пересекают ее.

СИМВОЛИЗМ

Направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг.; сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений. Философско-эстетические принципы символизма восходят к сочинениям А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше, творчеству Р. Вагнера. Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть сквозь видимую реальность сверхвременную идеальную сущность мира («от реального к реальнейшему») и его «нетленную», или трансцендентную, Красоту, символисты выразили неприятие буржуазности и позитивизма, тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов. В России символизм нередко мыслился как «жизнетворчество» - сакральное действо, выходящее за пределы искусства. Основные представители символизма в литературе - П. Верлен, П. Валери, А. Рембо, С. Малларме, М. Метерлинк, А. А. Блок, А. Белый, Вяч. И. Иванов, Ф. К. Сологуб; в изобразительном искусстве: Э. Мунк, Г. Моро, М. К. Чюрленис, М. А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов; близко к символизму творчество П. Гогена и мастеров группы «Наби», графика О. Бердсли, работы многих мастеров стиля модерн.

АВАНГАРДИЗМ

Cовокупное название сложившихся в 1900-е годы художественных тенденций, для которых характерно программное, выраженное в полемически-боевой форме (отсюда само имя, взятое из военно-политической лексики) противопоставление себя прежним традициям творчества, равно как окружающим социальным стереотипам в целом. Как и предварившие его направления модернизма, авангард был нацелен на радикальное преобразование человеческого сознания средствами искусства, на эстетическую революцию, которая разрушила бы духовную косность существующего общества, - при этом его художественно-утопические стратегия и тактика были гораздо более решительными, анархически-бунтарскими.Не удовлетворяясь созданием изысканных «очагов» красоты и тайны, противостоящих низменной материальности бытия, авангард ввел в свои образы грубую материю жизни, «поэтику улицы», хаотическую ритмику современного города, природу, наделенную мощной созидательно-разрушительной силой, он не раз декларативно подчеркивал в своих произведениях принцип «антиискусства», отвергая тем самым не только прежние, более традиционные стили, но и устоявшееся понятие искусства в целом. Постоянно влекли авангард «странные миры» новой науки и техники - из них он брал не только сюжетно-символические мотивы, но также многие конструкции и приемы. С другой стороны, в искусство все активнее входила «варварская» архаика, магия древности, примитив и фольклор (в виде заимствований из искусства негров Африки и народного лубка, из других «неклассических» сфер творчества, прежде выносимых за рамки изящных искусств). Мировому диалогу культур авангард придал невиданную остроту.

КУБИЗМ

Авангардистское течение в изобразительном искусстве 1-й четв. 20 в. Развивалось во Франции (П. Пикассо, Ж. Брак, Х. Грис), в других странах. Кубизм выдвинул на первый план формальные эксперименты - конструирование объемной формы на плоскости, выявление простых устойчивых геометрических форм (куб, конус, цилиндр), разложение сложных форм на простые.

ДАДАИЗМ

Авангардистское литературно-художественное течение в 1916-22. Дадаизм сложился в Швейцарии. (А. Бретон, Т. Тцара, Р. Гюльзенбек, М. Янко, М. Дюшан, Ф. Пикабия, М. Эрнст, Ж. Арп). Выразился в отдельных скандальных выходках - заборных каракулях, псевдочертежах, комбинациях случайных предметов. В 20-е гг. Дадаизм во Франции слился с сюрреализмом, в Германии - с экспрессионизмом.

ЭКСПРЕССИОНИЗМ

Направление в литературе и искусстве 1-й четв. 20 в., провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение - главной целью искусства. Стремление к «экспрессии», обостренному самовыражению, напряженности эмоций, гротескной изломанности, иррациональности образов, наиболее ярко проявилось в культуре Германии и Австрии (писатели Г. Кайзер, В. Газенклевер в Германии, Ф. Верфель в Австрии, художники Э. Нольде, Ф. Марк, П. Клее в Германии, О. Кокошка в Австрии, австрийские композиторы А. Шенберг, А. Берг, немецкие кинорежиссеры Ф. В. Мурнау, Р. Вине, П. Лени). В рамках экспрессионизма возникли ранние образцы абстрактного искусства (В. В. Кандинский); у ряда художников, прежде всего немецких, экспрессионизм получил яркую антивоенную и антиимпериалистическую окраску (Э. Барлах, Ж. Грос, О. Дикс).

СЮРРЕАЛИЗМ

Направление в искусстве 20 в., провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а его методом - разрыв логических связей, замененных свободными ассоциациями. Сюрреализм сложился в 1920-х гг., развивая ряд черт дадаизма (писатели А. Бретон, Ф. Супо, Т. Тцара, художники М. Эрнст, Ж. Арп, Ж. Миро). С 1930-х гг. (художники С. Дали, П. Блум, И. Танги) главной чертой сюрреализма стала парадоксальная алогичность сочетания предметов и явлений, которым виртуозно придается видимая предметно-пластическая достоверность.

ФУТУРИЗМ

Фyтypизм - (oт лaт. futurum - бyдyщee) литepaтypнo-xyдoжecтвeннoe тeчeниe в иcкyccтвe 1910-x гoдoв. Oтвoдя ceбe poль пpooбpaзa иcкyccтвa бyдyщeгo, фyтypизм в кaчecтвe ocнoвнoй пpoгpaммы выдвигaл идeю paзpyшeния кyльтypныx cтepeoтипoв и пpeдлaгaл взaмeн aпoлoгию тexники и ypбaнизмa кaк глaвныx пpизнaкoв нacтoящeгo и гpядyщeгo. Baжнoй xyдoжecтвeннoй идeeй фyтypизмa cтaл пoиcк плacтичecкoгo выpaжeния cтpeмитeльнocти движeния кaк ocнoвнoгo пpизнaкa тeмпa coвpeмeннoй жизни. Pyccкaя вepcия фyтypизмa нocилa нaзвaниe кyбoфyтypизм и былa ocнoвaнa нa coeдинeнии плacтичecкиx пpинципoв фpaнцyзcкoгo кyбизмa и eвpoпeйcкиx oбщeэcтeтичecкиx ycтaнoвoк фyтypизмa. Название (от латинского "футурум" - "будущее") особого модернистского течения в европейском искусстве 1910-1920-х годов. В своем стремлении создать "искусство будущего", футуристы встали в позу отрицания традиционной культуры с ее нравственными и художественными ценностями. Ими был провозглашен культ машинной урбанизированной цивилизации – больших мегаполисов, высоких скоростей, движения, силы и энергии. Футуризм имеет некоторые родственные черты с кубизмом и экспрессионизмом. Используя пересечения, сдвиги, наезды и наплывы форм художники пытались выразить дробящуюся множественость впечатлений современного им человека, городского жителя. Футуризм зародился в Италии.

ФОВИЗМ

Характерные особенности фовизма: предельно интенсивное звучание открытых цветов; сопоставление контрастных хроматических плоскостей, заключенных в обобщенный контур; сведение формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы. Плоскостная трактовка форм, насыщенность чистых цветов, энергично подчеркнутый контур обусловливают декоративность фовистской живописи. Её участников объединяло в те годы стремление к созданию художественных образов исключительно с помощью предельно яркого открытого цвета. Развивая художественные достижения постимпрессионистов, опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. Природа, пейзаж служили им не столько объектом изображения, сколько поводом для создания экспрессивных, напряженных цветовых симфоний, не порывающих, однако, связей с увиденной действительностью. Основные цветовые отношения и мотивы фовисты брали из природы, но предельно усиливали и обостряли их, нередко использовали цветной контур для отделения пятен цвета друг от друга. Повышенная светоносность ("краски буквально взрывались от света", - писал впоследствии А. Дерен) и выразительность цвета, отсутствие традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета - характерные черты фовизма.

ВОРТИЦИЗМ

Направление английского авангарда, основанное Уиндемом Льюисом в 1914 году. Название вортицизм обязано своим происхождением замечанию итальянского футуриста Умберто Боччони о том, что любое творчество рождается из вихря чувств (по-итальянски вихрь - vortizto). Подобно футуризму, вортицизмрезкий, угловатый и очень динамичный стиль, распространившийся как в живописи, так и в скульптуре, - стремился передать процесс движения. Хотя вортицизм не дожил даже до окончания Первой мировой войны, он сыграл важную роль как этап в процессе формирования абстрактного искусства в Англии. (Бомберг, Льюис)

КОНСТРУКТИВИЗМ

Направление в изобразительном искусстве, архитектуре и дизайне 20 в., поставившее своей целью художественное освоение возможностей современного научно-технического прогресса. В зодчестве тесно примыкает к рационализму и функционализму. Сложилось в 1910-е гг., прежде всего на базе кубизма и футуризма, разделившись вскоре на два обособленных (хотя и постоянно взаимодействующих) потока: «конструктивизм социальный», тесно связанный с задачами «социальной инженерии», создания нового человека путем радикального преобразования окружающей его предметно-материальной среды (эта линия наиболее интенсивно развивалась в Советской России 1920-х гг., в теории и практике ЛЕФа, в производственном искусстве) и «конструктивизм философский» (более характерный для капиталистических стран), ставящий социально-преобразовательные цели в более отвлеченно-созерцательном плане (прежде всего - в различных видах геометрической абстракции). Обе традиции вошли в кинетизм, пародийно отразившись в деконструктивизме.

АБСТРАКЦИОНИЗМ

Абстракционизм как направление в изобразительном искусстве возник в 1910-е годы в процессе расслоения кубизма, экспрессионизма, футуризма. Порывая с традиционными формами искусства, провозглашал свободную игру линий, красок, форм, цветовых пятен. Среди родоначальников абстрактного искусства - русские художники В. В. Кандинский, К. С. Малевич, нидерландцы П. Мондриан, Т. ван Дусбюрг. В 1930-е годы во Франции появились группы, объединяющие художников-абстракционистов, «Конкретное искусство», «Круг и квадрат», «Абстракция и творчество». В годы Второй мировой войны в США получила известность школа абстрактного экспрессионизма (Дж. Поллок, М. Тоби). Позднее в 1950-е годы в Европе оформился ташизм («бесформенное искусство»), ратующий за «чистый психический автоматизм» (П. Сулаж, Ж. Базен).

СУПРЕМАТИЗМ

Супрематизм (от лат. supremus - высший, высочайший; первейший; последний, крайний, видимо, через польское supremacja - превосходство, главенство) Направление авангардного искусства первой трети XX в., создателем, главным представителем и теоретиком которого был русский художник Казимир Малевич.

АРТ ДЕКО

Арт деко (фр. art deco) - стилевое течение в искусстве стран Зап. Европы и Америки 2-й четв. 20 в. для которого характерно: сочетание монументальных утяжеленных форм с изощренным украшательством; сочетание элементов стиля модерн, кубизма и экспрессионизма; использование выразительных форм "технического дизайна" (в основном материалы и стилистика модных "обтекаемых форм", заимствованная у новейших моделей автомобилей и локомотивов). Получило название от Международной выставки декоративного искусства и промышленности (Париж, 1925), которая явилась отправным пунктом его распространения и развития. Экзотический и яркий, стиль Арт деко - самый загадочный стиль XX столетия. Он мгновенно покорил весь мир и до сих пор остается источником вдохновения для дизайнеров. Не случайно Армани свою последнюю Casa-коллецию 2005/2006 годов сделал в лучших традициях арт деко.

КУБОФУТУРИЗМ

Локальное направление в русском авангарде (в живописи и в поэзии) начала XX в. В изобразительном искусстве кубофутуризм возник на основе переосмысления живописных находок сезаннизма, кубизма, футуризма, русского неопримитивизма. По внешнему виду кубофутуристические работы перекликаются с созданными в то же время композициями Ф. Леже и представляют собой полупредметные композиции, составленные из цилиндро-, конусо-, колбо-, кожухообразных полых объемных цветных форм, нередко имеющих металлический блеск. Кубофутуристы выдвинули "новые принципы творчества", среди которых главными стали: утверждение права поэта на расширение поэтического лексикона за счет "произвольных и производных слов"; усмотрение содержания слова в его "начертательной и фонетической характеристике"; акцентация внимания на семантике приставок и суффиксов, на значимости авторского письма: почерка, помарок и виньеток в рукописи, как знаков "творческого ожидания" и т.п.; отрицание правописания во имя свободы личностного выражения и знаков препинания для усиления семантики "словесной массы"; повышенное внимание к гласным как знакам времени и пространства и к согласным как символам цвета, звука, запаха; слово провозглашается творцом мифа; в качестве новых и значимых тем поэзии осмысливаются "ненужность, бессмысленность, тайна властной ничтожности".

ПУРИЗМ

Течение во французской живописи конца 1910-20-х гг. Основные представители - художник А. Озанфаном и архитектор Ш. Э. Жаннере (Ле Корбюзье). Отвергая декоративные тенденции кубизма и других авангардистских течений 1910-х гг., принятую ими деформацию натуры, пуристы стремились к рационалистически упорядоченной передаче устойчивых и лаконичных предметных форм, как бы "очищенных" от деталей, к изображению "первичных" элементов. Для работ пуристов характерны плоскостность, плавная ритмика лёгких силуэтов и контуров однотипных предметов (кувшинов, стаканов и т. п.). Не получив развития в станковых формах, существенно переосмысленные художественные принципы пуризма нашли частичное отражение в современной архитектуре, главным образом в постройках Ле Корбюзье. Пуризм - это искусство интеллектуальное исключающее случайность и использующее четкие геометрические формы. Озанфан и Жаннере вдохновляются конструктивными методами конечными целями и эстетикой промышленных машин и утверждают "общую грамматику чувствительности". Формы и цвета упрощены а структуры основаны на прямоугольниках и "правильных планах". В темах преобладают натюрморты составленные из повседневных предметов: тарелки стаканы графины курительные трубки бутылки - которые имеют функциональное значение и трактованы экономично. Их простые и стандартизированные формы могут легко соединяться оставаясь при этом четкими. Эти предметы изображаются в соответствии с методами взятыми из промышленного рисунка с использованием плана общего вида и тени спроецированной по правилам перспективы. Их органичное расположение производит регенерацию форм.

НЕОПЛАСТИЦИЗМ

Неопластицизм - одна из ранних разновидностей абстрактного искусства. Создан к 1917 году нидерландским живописцем П. Мондрианом и др. художниками входившими в объединение "Стиль". Для неопластицизма характерно, по словам его создателей, стремление к "универсальной гармонии", выразившееся в строго уравновешенных комбинациях крупных прямоугольных фигур, четко разделенных перпендикулярными линиями черного цвета и окрашенных в локальные цвета основного спектра (с добавлением белого и серого тонов). Главной чертой неопластицизма было строгое использование выразительных средств. Для построения формы неопластицизм допускает лишь горизонтальные и вертикальные линии. Пересечение линий под прямым углом - первый принцип. Около 1920 к нему добавился второй который убирая мазок и подчеркивая плоскость ограничивает цвета красным синим и желтым т.е. тремя чистыми основными цветами к которым можно добавить только белый и черный. С помощью этой строгости неопластицизм предполагал выйти за рамки индивидуальности чтобы достигнуть универсализма и создать таким образом новую картину мира.

СОЦРЕАЛИЗМ

В 1934 состоялся Первый Всесоюзный съезд советских писателей, который был призван упорядочить работу «инженеров человеческих душ». В качестве единственного художественного метода признавался социалистический реализм, принципы которого впервые были сформулированы в «Уставе Союза писателей СССР» (1934). Главным постулатом соцреализма стала партийность, социалистическая идейность. Эстетическое понятие «реализм» было волюнтаристски соединено с политическим определением «социалистический», что на практике вело к подчинению литературы и искусства принципам идеологии и политики, к выхолащиванию самого содержания искусства.Соцреализм являлся универсальным методом, предписанным, помимо литературы, музыке, кино, изобразительному искусству и даже балету. Под его флагом прошла целая эпоха в отечественной культуре.

ТРАНСАВАНГАРД

Термин «transavanguardia» (в дословном переводе с итальянского «выходящее за пределы авангарда», «поставангард») был впервые использован в текстах известного итальянского художественного критика Бонито Олива (Bonito Oliva). Запущенное в искусствоведческий оборот в 1980-х годах понятие «трансавангард» довольно быстро обогатилось новыми смыслами и приобрело расширительное толкование, став синонимом «постмодернизма». Нередко этими категориями описываются все произведения актуального искусства, в которых присутствует элемент игры с художественной традицией. Этого расширительного толкования термина придерживался и сам его создатель.

Первобытное общество – от появления первых предков человека до возникновения городов, государств и письменности. Этот период еще называют доисторическим, но я с этим не согласна: раз появился человек, значит, началась и история человечества, пусть даже мы узнаем о ней не через письменные источники, а посредством различных археологических находок. В это время человек освоил земледелие и скотоводство, начал строить дома и города, зародилась религия и искусство. А это уже история, пусть и первобытная.

Древний мир – от первых древних государств, до падения Западной Римской империи (5,5 тыс. лет назад – V век нашей эры) . Цивилизации Древнего Востока, Античная Греция и Древний Рим, Древняя Америка. Удивительное время, в которое появилась письменность, зародилась наука, новые религии, поэзия, архитектура, театр, первые представления о демократии и правах человека, да разве всё перечислишь!

Средневековье (V –XV вв) – от падения Западной Римской империи в конце античной эпохи, до Великих географических открытий, изобретения книгопечатания. Феодальные отношения, инквизиция, рыцари, готика – первое что всплывает в памяти при упоминании средних веков.

Новое время (XV в – 1914 г) – от Великих географических открытий до начала I мировой войны. Период Ренессанса в науке и культуре, открытие испанцами Нового Света, падение Константинополя, Английская и Французские революции, Наполеоновские войны и многое другое.

Новейшее время - период в истории человечества (с 1914 года и по настоящее время).

Другие подходы разделения истории человечества на периоды:

формационный , в зависимости от общественно-экономического строя: первобытнообщинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический (то, что нам вбивали в школе);

по способам производства: аграрное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество;

- по уровню развития материальной культуры: первобытный период, архаический период, тёмные века, античность, средневековье, возрождение, новое время, современность;

по периодам правления выдающихся правителей;

по периодам исторически-значимых войн;

С хронологической точки зрения история делится на первобытную, древнюю, средневековую, новую, новейшую. Эта периодизация, в основных чертах принятая в 19 в., подходит только для Западной Европы.

История первобытного общества охватывает период с момента возникновения человека 2,5-1 млн. лет назад (см. ст. Антропосоциогенез) до образования первых государств в Азии и Африке (рубеж 4-3 тыс. до н. э.).
При этом в других частях света эпоха первобытности продолжалась значительно дольше. По археологической периодизации, опирающейся на различия в материале и внешнем виде орудий труда, история первобытного общества разделяется на ряд эпох: ранний (окончился ок. 100 тыс. лет назад), средний (ок. 40 тыс. лет назад) и поздний (ок. 10 тыс. лет назад) палеолит, мезолит (8 тыс. лет назад) и неолит (5 тыс. лет назад; в его рамках выделяют также энеолит). Затем следуют бронзовый век (до 1 тыс. до н. э.) и железный век, когда первобытные общества соседствуют с первыми цивилизациями. Для каждого региона временные рамки эпох существенно меняются. В первобытном обществе не было чётко выраженных социальных и имущественных различий, господствовал родоплеменной строй (см. ст. Род, Племя).



История Древнего мира изучает существование древнейших цивилизаций (Древний Восток, Греция Древняя, Рим Древний) с момента возникновения до 5 в. н. э. Концом эпохи Древнего мира традиционно считается год падения Западной Римской империи (476 г.). Однако эта хронологическая грань не имеет значения для других цивилизаций (см. ст. Китайская цивилизация, Мезоамерики цивилизации). При существенных различиях в типах государственного устройства (от восточной деспотии до полисного строя) в большинстве древних обществ господствовало рабовладение (см. ст. Рабство).

История Средних веков затрагивает 5-15 вв., концом европейского Средневековья считается открытие Америки X. Колумбом (1492 г.). Средневековое европейское общество существовало в условиях феодализма. Сам термин «Средние века» впервые использовал итальянский гуманист Ф. Бьондо (1392-1463) для обозначения периода между Античностью и Ренессансом. Европейское Средневековье делится на Раннее (5-10 вв., т. н. Тёмные века), Высокое (11-13 вв.) и Позднее (14-15 вв.).


Новой историей называют период 16 - кон. 18 в. Хронологическим рубежом, отделяющим Новое время от последующей эпохи, одни учёные считают начало Великой французской революции 1789-1799 гг, другие - окончание Первой мировой войны 1914-1918 гг. Европейское Новое время ознаменовалось эпохами Великих географических открытий и Ренессанса, распространением книгопечатания, Реформацией, Контрреформацией и первой общеевропейской войной (см. ст. Тридцатилетняя война). Важнейшим процессом Нового времени стало формирование национальных государств. Характерной для этой эпохи формой правления был абсолютизм.
Новейшая история, по мнению одних, охватывает период с 1789 г. до окончания Второй мировой войны 1939-1945 гг., а по мнению других - с 1918 г. по настоящее время. Европейская цивилизация вступила в индустриальную эпоху, характеризующуюся господством капитализма, мировыми войнами, началом колониализма к колониальной системы падением. Господствовавшей формой государственного устройства стала республика или конституционная монархия.

Современная история ведёт свой отсчёт с окончания Второй мировой войны. Некоторые учёные считают эту эпоху составной частью Новейшей истории, другие исследователи выделяют в самостоятельный период развития человечества - постиндустриальную цивилизацию. Для неё характерны процессы информационной революции и глобализации, появление постиндустриального общества (см. ст. Постиндустриального (информационного) общества теория), «холодная война» и крах социалистического лагеря, масштабное загрязнение окружающей среды, борьба с международным терроризмом.