Macalester college лекции для писателей на русском Перейти к содержимому. Какие ошибки у начинающих писателей? Пример использования для магии

Иногда бывает очень скучно. Случается даже, что вас посещают идеи научиться чему-то новому. Или потратить время в сети с пользой. Если у вас есть доступ в интернет и знание английского языка, погружение в апатию и уныние можно оставить на потом.

Станьте гуру фотошопа

Бесценный навык, от которого не перестают тащиться потенциальные работодатели - владение фотошопом. Вы можете подойти к обучению беззаботно, просматривая смешные видео на канале You Suck at Photoshop , или серьезно - осваивая обширный учебный курс в Udemy (ориентированный на ретушь фотографий).

Научитесь читать быстрее

В большинстве городов есть сообщества, в которые можно вступить и заниматься йогой бесплатно. Но можете практиковать ее дома. YogaGlo имеет 15-дневную пробную версию, а Yome представляет сборник бесплатных видеоуроков. Если вы уже знакомы с основными позициями, можете испытать пробную версию YogaTailor .

Станьте неотразимым воином в Excel

Магазинные овощи из банок с рассолом кажутся вам невкусными, а покупать у сердобольных старушек на улице страшно? Научитесь делать это сами. Солите и маринуйте, как настоящий профи, благодаря SkillShare и Трэвис Грилло.


Станьте превосходным оратором

Все дети рисуют - почему же взрослые настолько закомплексованы, что боятся даже пробовать? Каждый может чувствовать себя комфортно с карандашом и бумагой, эскизы - превосходный способ выразить свой творческий потенциал. Кто знает, ведь это может перерасти во что-то больше... DrawSpace - прекрасное место для начала.

Начните разбираться в джазе

Вы никогда не «врубались» в джаз? Если хотите участовать в разговоре эстетов на модной вечеринке или просто расширить свой музыкальный кругозор, пройдите этот онлайн курс от UT Austin .

Узнайте, как делать крутые фотографии

Конечно, никто не знает, что такое сознание. Но если вы разберетесь с принципами его работы, которые людям удалось выявить, то это поможет вам понять себя. А потом - динамику ваших романтических отношений и дружбы, проблемы ваших коллег, чудеса и беды современного общества. Yale University предлагает очень хорошие лекции по психологии .

Начните писать свою музыку

Это дело нелегкое, так что последовательность важнее всего.

Шаг первый: научитесь играть на гитаре, если вы не были в пионерских лагерях и до сих пор не умеете. Justin Guitar - прекрасное место, чтобы узнать основные аккорды и получить базовые навыки игры. Дальше у каждого свой путь, но вы можете попробовать найти в интернете аккорды ваших любимых композиций: так делали многие начинающие гитаристы. Еще это сделает вас королем вечеринок.

Шаг третий: узнайте, как стать хорошим композитором. В том же музыкальном колледже Беркли есть шестинедельный интенсив на Coursera по сочинению песен. К концу этого срока у вас появится как минимум одна полностью отполированная композиция.


Научитесь вести переговоры

Кэти Нотопулос (Katie Notopoulos) c Buzzfeed составила обширное и легкое в освоении руководство по тому, как делать гифки без помощи рук. Ой, то есть, без помощи фотошопа. Это все, что нужно, чтобы стать королем или королевой тумблера.

Совершенствуйте писательское мастерство

Вы считаете, что покорять мир гифками - упадочно, и хотите глаголом жечь сердца людей? Macalester College предлагает отличную серию лекций, которая превратит любого недотепу в неплохого писателя. Если вы больше интересуетесь журналистикой, начните с Wikiversity .

Перестаньте ненавидеть математику

Если вы страдали на уроках математики в школе, а теперь она вам позарез понадобилась, не посыпайте голову пеплом. Вы можете пройти курс «Математика в реальной жизни » на Saylor.org, он восстановит и сделает жизнеспособными ваши базовые знания. Не бойтесь абстрактных умствований: вы узнаете, как применить свои навыки на практике.

Научитесь вязать

Если вы крепко стоите на земле и можете похвастаться регулярным доходом, вы должны овладеть искусством сбережений и инвестиций прямо сейчас. Investopedia рада предложить вам полезные ресурсы, в том числе этот

Знакомьтесь: автор курса — Виктор Гаврилович Кротов, известный детский писатель и педагог, руководитель литературных студий для детей и взрослых, член Московского союза литераторов и Российского союза профессиональных литераторов, философ, поэт…

— «Этот видеокурс подготовлен для проекта «Алые паруса» и предназначен тому, кто хочет почувствовать на себе, что такое литературное творчество. Тому, кто хочет развивать выразительные возможности своей письменной речи. Тому, кто хочет дружить с русским языком.

Каждое занятие сопровождается незаданием: его можно не делать. Но можно и делать, чтобы практически осваивать то, о чём идёт речь.

Мне было очень интересно подготовить этот курс.

Надеюсь и тебе будет интересна каждая из наших двенадцати встреч».

Литературный курс «Учись сочинять. Как стать писателем хотя бы для самого себя» адресован детям 10-15 лет. Но безусловно будет интересен и взрослым.

1. Пиши по-своему». Для самых начинающих писателей

В простой выразительной форме рассказано о письменном творчестве, о его смысле и о возможностях, о том, что такое стихи и проза, какими жанрами лучше всего пользоваться, когда начинаешь сочинять. Даны разнообразные практические советы. Цель книги - помочь ребёнку, чувствующему желание сочинять, и пробудить способности в том, в ком они пока дремлют. В основу книги положена оригинальная авторская методика, подтверждённая многолетним опытом работы двух литературных студий.

2. Учусь сочинять. Как стать писателем хотя бы для самого себя

Книга о литературном творчестве для подростков десяти-четырнадцати лет. В живой диалоговой форме, с привлечением сказочного героя, то и дело спорящего с автором, говорится о сути и основных принципах сочинительства. Идёт разговор о небольшом количестве «полезных жанров» - известных и малоизвестных, - позволяющих достичь наилучшего самовыражения. Приведены шутливые законы с мнемоническими сокращениями для запоминания. В качестве примеров в книгу включены десятки небольших произведений подростков.

3. Написать свою книгу. То, чего никто за тебя не сделает

Книга о литературном творчестве для молодёжи и взрослых. Главная мысль: каждый может написать свою книгу, и она неизбежно должна стать уникальной, как уникален и сам человек. Какие опорные свойства присущи тому или другому жанру, как нащупать свой жанр, как работать с написанным произведением, как искать издателя - эти и многие другие вопросы рассмотрены в чётких формулировках, ничем не ограничивающих подлинную творческую свободу, но позволяющих реализовать её с максимальной эффективностью.

Основы писательской работы. Экспресс-курс

Этот экспресс-курс был подготовлен специально для занятий по писательскому мастерству, проведённых в рамках семинара для христианских детских писателей. Этот материал не является изложением общепринятых знаний в области литературного творчества. Автор опирался на собственный опыт проведения многочисленных занятий в различных литературных студиях и на мастер-классах.

Книги В.Г. Кротова о литературном творчестве для родителей и педагогов:

Книга адресована тем родителям, чьи дети проявляют литературные склонности, а также тем, кто хочет расположить ребёнка к этому виду творчества. Здесь идёт речь о том, как создавать в семье условия для воспитания вкуса к слову, как помочь в овладении письменной речью, как построить творческое сотрудничество.

2. Литературная студия: открытие возможностей

Здесь собран богатейший методический и практический материал по ведению литературной студии как для детей, так и для взрослых. Приведены многочисленные вопросы для «литературных разминок», около 150 литературных игр. Даны планы большого числа занятий по важным темам. Особое внимание уделено тому, как создать на студии атмосферу живого творчества, как избежать чисто ремесленного подхода к литературной работе, как развивать самобытную креативность, не прибегая к навязыванию своих ценностей.

Первое, что вы захотите сделать, это получить оценку вашего творения. Ведь очень важно узнать насколько талантливо вы написали своё произведение.

Представьте, что вы написали рассказ/повесть/роман… Первое, что вы захотите сделать, это получить оценку вашего творения. Ведь очень важно узнать насколько талантливо вы написали своё произведение.
Вы отправите свое произведение родственникам, потом ближайшим друзьям, знакомым и т.д.
И сразу можно сказать — никто из них вам честно не расскажет о степени вашего таланта. И на это есть ряд объективных причин…

Как можно рассмотреть талант писателя:

Каждый «автор-новичок» пишет относительно одинаково. Как бы это грубо не звучало, но в начале своего творческого пути, писатель выдает «на-гора» компиляцию из чужих мыслей и идей, слегка приправленных личным мнением. Так начинают писать все молодые литераторы, и в этом нет ничего удивительного. Ведь изначально любой писатель хочет «написать что-то похожее», и только потом пишет истинно собственные произведения.
Именно поэтому вешать на себя ярлыки «есть талант» либо «нет таланта» бесполезно. Единым мерилом таланта является количество читателей, которые полюбили книги писателя и желают новых историй.

Как прийти к писательскому мастерству

На этот вопрос есть только один ответ: «Нужно писать, много, много, много писать…». Каждый признанный литератор когда-то был новичком, произведения которого не принимались в редакциях.

И каждый известный писатель пробился через все препоны и получил своего читателя.
Прийти к успеху в написании интересных книг можно только одним путем — практиковаться в печатном слоге, и не сдаваться при первых неудачах.

Попробуем разложить литературное мастерство на две составляющие:

Техника. В данном случае речь идет об умении красиво «играть со словами». Можно иметь в голове гениальные задумки и великолепные сюжетные истории, но при этом не написать ничего путевого… Причина проблемы очень простая — есть большая разница между созданием истории в голове, и ее описанием в словах. Писать книги нужно учиться. Просто брать и писать «в стол»… Если у вас есть интересные идеи, то начните писать, а все остальное приложится.

Интеллектуальность. Умение придумывать яркие сюжеты и вкладывать глубокий смысл в свои произведения не менее важное, чем способность составлять красивые предложения. Но если положиться только на свой интеллект, и не обращать внимания на тщательный подбор метафор, построение ритма текста, создание композиции и т.д., то вряд ли у вас получится пробиться в печать. Существует множество примеров того, как перспективные авторы так и не начинали издаваться из-за собственной лени и нежелания кропотливо работать над текстом.
Для успешной писательской деятельности нужно соединить оба составляющие таланта – техническое мастерство и интеллектуальность. Только так начинающий писатель сможет начать создавать действительно интересные произведения.

Для развития писательского таланта может потребоваться много времени, в течении которого литератору нужно постоянно расти над собой иначе можно «исписаться» так и не добившись успеха.

В развитии писательского мастерства вам поможет следующая литература:
Джефф Колвин «Выдающиеся результаты. Талант не при чем!»
Дэниел Койл «Код таланта»
Малкольм Глэдуэлл «Гении и аутсайдеры»

Как улучшить свои писательские навыки

Используйте сильные слова

Благодаря сильному слову простое предложение получает мощный эмоциональный заряд и влияет на человека, читающего его.

Наиболее сильной частью речи является глагол. Однако сильное слово не всегда означает витиеватое или сложное. Пишите «использует» вместо «эксплуатирует», если чувствуете что первое выражает вашу мысль четче и понятней.

Анализируйте художественные тексты. Если вы увидите слова или фразы, которые оставили сильное послевкусие, запишите их и по возможности используйте. В этом нет ничего зазорного. Ищите к тому же свои собственные словосочетания: возьмите словарь, найдите существительное, затем подставляйте под него любое прилагательное и пытайтесь понять, имеет ли оно смысл и эмоциональный заряд.

Много читайте

Чтение принципиально отличается от просмотра фильмов. Фильм льется сам по себе и, осознаете вы происходящее на экране или нет, он идет дальше. Книга же требует от мозга активности. Когда вы проявляете сознательные усилия, то размышляете, что является отличным способом тренировки писательских навыков.

Возможно для некоторых это прозвучит очевидно, но не будет лишним повторить - невозможно научиться хорошо выражать свои мысли на бумаге без прочтения сотен книг. Читайте разнообразные труды. Конечно, всех книг не прочтешь, однако старайтесь не ограничиваться только художественной литературой, есть научная, философская.

Переписывайте книги

Это трудно объяснить с научной точки зрения, но когда вы переписываете вручную книгу любимого писателя, то больше настраиваетесь на его волну, стиль, внутренний мир. Вы не должны полностью копировать его, однако само ощущение, будто кто-то водит вашей рукой, крайне необычное.

К тому же переписывание помогает обращать внимание на мелочи, которые не заметны при простом прочтении. Вы начинаете размышлять над каждой фразой и каждым словосочетанием, ощущать значение и подтекст каждого слова. Это правда, что научить писать невозможно, поэтому самое важное в повышении писательских навыков - понять, какое слово наиболее уместно в конкретном случае.

И переписывание от руки ваших любимых книг поможет вам в этом. Раз эти слова зацепили вас, значит что-то внутри резонирует в такт, в них есть некая правда и искренность, которую необходимо развить и вам.

Заведите дневник

Дневник это не только прекрасный инструмент для самоанализа, но и ваш черновик для оттачивания писательских навыков. Если хотите написать книгу, но вам страшно приступить к работе, начните с дневника, практикуйтесь там.

В дневнике вы можете не только писать, но и делать скетчи, рисовать наглядные диаграммы, создавать таблицы. Можете писать в нем о том, почему вам страшно начать создание романа, перечислить все свои страхи на этот счет. После того, как вы вытащите их все наружу, они перестанут быть настолько неосознанными и незаметными.

Перед сном можете описывать в дневнике все то, что происходило с вами за день. При этом обращать внимание на каждое предложение и пытаться понять, какое слово и словосочетание подходит больше. Прекрасным упражнением будет и придумывание метафор: метафора вашего дня, события, случая.

Заведите блог

Это то же самое, что и дневник, но в данном случае вы научитесь редактировать себя и быть более критически настроенным к тому, о чем пишете. Блог очень полезен для понимания того, что же волнует людей. Они могут комментировать только одну фразу из целого поста, а вы научитесь понимать, как направлять читательское внимание.

Вы наконец поймете что то, что вы пишете - это пусть и о вас, но для других. Неважно, что вы вкладываете в свои слова, важно как люди это воспринимают. Никого не интересует ваша задумка, сколь гениальна бы она ни была, если ее мало кто понял. И неважно, целое это произведение или одна строчка. Вы научитесь воспринимать свое законченное произведение (статья, рассказ, пост) как нечто целое, поймете куда направить эмоции читателя и какие чувства вызвать.

Вы можете экспериментировать. Например, написать такой пост, который должен вызвать нужную вам реакцию, и посмотреть, сработает ли это. Это очень увлекательное и познавательное упражнение.

Выберите тему

Когда вы выбираете тему, то направляете фокус на один предмет и стараетесь найти в нем массу интересных моментов. Это отличное упражнение: посмотреть на яблоко и описать его на 5000 знаков. Такая творческая задача не каждому под силу, но нужно стремиться именно к этому.

Рамки прекрасны в любом виде творчества. Поэтому после выбора темы вы можете поставить себе еще одну задачу - чтобы в вашем рассказе ни одно слово не было бы длиннее десяти букв. Этот простой способ заставит относиться к тому, что вы пишете, более осознанно.

Автоматическое письмо (фрирайтинг)

Чтобы развить свои писательские навыки, нужно писать очень много. И желательно от руки. Автоматическое письмо является аналогом мозгового штурма для поиска идей.

Поставьте себе задачу сесть за стол и писать о чем угодно на протяжении часа. Вы можете перепрыгивать с темы на тему, менять стиль письма и скорость. Просто не останавливайтесь ни на минуту, пишите целый час. Мало того, что таким образом вы избавляетесь от страха писать, так еще и учитесь находить темы за считанные секунды. Через неделю такой практики вы убедитесь, что даже бесцельная писанина помогает улучшить свои навыки.

Самый важный совет: пишите от руки . Это важно для осознанности. К тому же многие ученые сходятся в том, что моторика активизирует части мозга, которые остаются незадействованными при печатании на клавиатуре.

Коды на очки навыков на Скайрим

Читерство, в частности использование на Скайрим кодов на навыки, часто критикуют. При этом обращать игровые недоработки себе на пользу не считается зазорным. Редкие игроки никогда не атаковали безответных Ралофа или Хадвора по пути из Хелгена.

Бесплатных уроков стрельбы у доверчивого Фендала не брали, наверное, единицы, а попрактиковать боевые навыки на Тенегриве сам Талос велел.

Быстрая прокачка персонажа при помощи кодов ничем, в принципе, не отличается от перечисленных действий. Такой способ развития навыков отнимет меньше времени и убережет клавиатуру с мышкой от преждевременного износа.

Повышающие навыки коды на Skyrim

Чит «player.setav» используется в целях увеличения реального значения навыка, к которому прибавляется базовое значение, умноженное на указанный игроком процент. Формула введения:

player.setav [Х] [Y]

Вместо «X» ставится англоязычное наименование навыка, а «Y» означает число процентов, на которое увеличится умение. Например, повысить навык владения двуручным оружием можно так:

player.setav TwoHandedPowerMod 50

Аналогичным образом прокачивают стрельбу (MarksmanPowerMod), блокировку (BlockPowerMod) и одноручное оружие (OneHandedPowerMod).

Все коды на усиление навыков:

  • OneHandedPowerMod — одноручное оружие
  • TwoHandedPowerMod — двуручное оружие
  • MarksmanPowerMod — луки
  • BlockPowerMod — щит
  • SmithingPowerMod — кузнечное дело
  • HeavyArmorPowerMod — тяжелая броня
  • LightArmorPowerMod — легкая броня
  • PickPocketPowerMod — карманная кража
  • LockpickingPowerMod — взлом
  • SneakPowerMod — скрытность
  • AlchemyPowerMod — алхимия
  • SpeechcraftPowerMod — красноречие
  • AlterationPowerMod — изменение
  • ConjurationPowerMod — колдовство
  • DestructionPowerMod — разрушение
  • IllusionPowerMod — иллюзия
  • RestorationPowerMod — восстановление
  • EnchantingPowerMod — зачарование
  • Коды Skyrim на очки навыков

    Используя некоторые читы, можно быстро развить умения Довакина и открыть все нужные перки.

    advskill [Х] [Y] — повышает навык Х на Y очков опыта. Это основной код, используемый для прокачки персонажа.

    Пример использования для Зачарования:

    advskill Enchanting 100 — добавляет Зачарованию 100 очков (но не уровней).

    player.setav [Х] [Y] — задает Y уровень умению Х. Не влияет на очки опыта.

    Пример использования для Иллюзии:

    player.setav Illusion 50 — Довакин получает 50 уровень Иллюзии.

    Инструкция для полной прокачки:

    Чтобы развить все навыки на Skyrim, коды на уровни и опыт придется применять последовательно.

    1. Поднять навык командой advskill.

    2. Сбросить уровень командой player.setav.

    3. Полученные очки опыта потратить на приобретение всех необходимых перков.

    4. Повторить действия для других навыков.

    Пример для легкой брони:

    advskill LightArmor 999999

    player.setav LightArmor 0

    Все коды на прокачку навыков:

    • Alchemy — алхимия
    • Alteration — изменение
    • Conjuration — колдовство
    • Destruction — разрушение
    • Enchanting — зачарование
    • Illusion — иллюзия
    • Restoration — восстановление
    • Marksman — стрельба
    • Block — блок
    • HeavyArmor — тяжелая броня
    • LightArmor — легкая броня
    • Lockpicking — взлом
    • Onehanded — одноручное оружие
    • Twohanded -двуручное оружие
    • Pickpocket — карманная кража
    • Smithing — кузнечное дело
    • Sneak — скрытность
    • Speechcraft — красноречие
    • Инструкция для быстрой прокачки:

      Разумеется, вводить массу, пусть и однотипных, команд — утомительно. Нужные читы потребуется держать под рукой, распечатывать, переписывать, а то и запоминать. Куда проще создать или скачать готовый файл, содержащий нужные коды на очки навыков Скайрим.

      Порядок действий:

      — скачать архив;

      — извлечь два текстовых файла в корень игры;

      — запустить Скайрим;

      — открыв консоль, последовательно ввести «bat allskills» и «bat allperks».

      Первый чит повысит все навыки до максимума, второй — откроет доступные в игре перки.

      Корректировка характеристик персонажа:

      Команда player.setav может дополнительно использоваться для увеличения/уменьшения количества маны, здоровья и сил Довакина. Вместо названий навыков используйте параметры Health, Magicka и Stamina, плюс число, обозначающее максимальное значение той или иной характеристики.

      Пример использования для магии:

      player.setav Magicka 500

      Дополнительно:

      Использование кодов очков навыков на Скайрим неизбежно повысит уровень персонажа. Таким образом, полученные преимущества окажутся бессмысленными — ведь противники также станут сильнее. Чтобы понизить уровень Довакина, используйте простой код «player.setlevel Х», где Х означает, собственно, номер нужного уровня.

      Если хотите действия - не пишите. Идите к человеку и скажите ему лично, что вам нужно.

      Генри Миллер

      Работая над своим романом «Тропик Рака», Генри Миллер составил 11 заповедей писателя и его ежедневной творческой рутины, которые помогли ему закончить произведение.

      Он также зафиксировал на бумаге тот распорядок дня, которого следует придерживаться во время работы.

      11 заповедей писателя

    Пока не закончишь что-то одно, не начинай другое.

    Не начинай новых книг, не добавляй глав в «Черную весну».

    Не нервничай. Работай спокойно, радостно и безрассудно над тем, что есть под рукой.

    Работай согласно программе, а не настроению. Останавливайся в назначенное время!

    Когда невозможно творить, можно работать.

    Понемногу укрепляй и цементируй результат каждый день, вместо того чтобы разрыхлять почву новыми удобрениями.

    Оставайся человеком! Встречайся с людьми, выходи в свет, пей, если этого хочется.

    Не будь ломовой лошадью! Работай только с удовольствием.

    Нарушай разработанную программу, когда хочется, но возвращайся к ней на следующий день. Концентрируйся. Сужай круг. Исключай лишнее.

    Забудь о книгах, которые хочется написать. Помни только о той, которую пишешь.

    Первым делом - всегда писать. Живопись, музыка, друзья, кино - это все потом.

Распорядок дня

Утро. Если нет сил - пиши заметки и сортируй их, это может вдохновить тебя.
Если в норме - пиши.

День. Часть работы перед глазами - следуй скрупулезно плану этой части. Не отвлекайся, не позволяй себя отвлекать. Пиши, пока не закончишь данную часть.

Вечер. Встречайся с друзьями, читай в кафе. Исследуй незнакомые закоулки. Пешком - если мокро, на велосипеде - если сухо. Пиши, если есть настроение, но не увлекайся. Рисуй, если чувствуешь опустошение или усталость. Составляй заметки и планы. Корректируй их.

Памятка. Оставляй некоторое дневное время на то, чтобы иногда выбраться в музей, сделать набросок и прокатиться на велосипеде. Делай наброски в кафе, поездах и на улицах. Поменьше фильмов! Библиотека для сверки - раз в неделю.


Джон Стейнбек

Лауреат Нобелевской премии и обладатель Пулитцеровской премии Джон Стейнбек известен своим подходом к написанию текстов в духе соцреализма - говорить исключительно о том, что действительно важно. В своем интервью 1975 года журналу The Paris Review он поделился своими творческими секретами.

    Забудьте о мысли, будто вы когда-нибудь закончите свою работу. Не думайте о том, что надо написать 400 страниц - просто пишите по одной в день, это помогает. Однажды вы с удивлением обнаружите, что завершили свою работу.

    Пишите свободно и так быстро, как можете - чтобы выплеснуть все на бумагу. Никогда не правьте и не переписывайте до тех пор, пока не поставите точку. Переписывание в процессе - это обычно не более, чем предлог, чтобы не двигаться вперед. Оно также препятствует свободному потоку мысли и ритму, которые приходят только при бессознательной работе с материалом.

    Забудьте об аудитории. Во-первых, безликая масса напугает вас до смерти, во-вторых, она существует только в театре, а в литературе - нет. В литературе ваша аудитория - это один-единственный читатель. Я пришел к выводу, что иногда лучше всего выбрать кого-нибудь из знакомых или придумать воображаемого персонажа и писать для него.

    Если сцена или глава не получается, и вам кажется, что вы могли бы лучше - оставьте ее в покое и идите дальше. Когда закончите, вы можете вернуться и, скорее всего, обнаружите, что причина вашей неудовлетворенности состояла в том, что эта часть текста просто оказалась не на месте.

    Относитесь с осторожностью к эпизоду, который слишком дорог вашему сердцу и нравится вам намного больше, чем остальные сцены из вашего текста. Обычно такие эпизоды не вписываются в канву всего повествования.

    Если вы пишете диалог - проговорите его вслух. Только тогда он зазвучит, как настоящая речь.


Курт Воннегут

Курт Воннегут - один из ключевых американских писателей и журналистов XX века, мастер сатирических рассказов и очерков. В своем видео-интервью он дал восемь советов о том, как написать хороший рассказ.


  • Tutorial

На моем пути встречались самые разные люди пишущих профессий: от редакторов, копирайтеров, райтеров просто до настоящих писателей. Приставал ко всем с просьбой научить писать, и вразумительного ответа, как жеж таки писать? - я не услышал, но все ответы можно как-то ранжировать.

«Это не всем дано…»

Вот этот ответ самый ужасный. Причин этому две (на выбор): а) осознанно или нет человек видит в тебе конкурента б) человек не владеет технологией, а использует приемы на уровне интуиции.

«Ну, это ж искусство…»

Любое творчество или искусство, называйте как хотите, можно назвать процессом, и как процесс можно назвать технологией. Именно технологией писательства мало кто владеет, и о ней мало кто говорит и рассказывает. Нет это не искусство, у художника есть краски, техника, не рисует же он воздухом?

«Ну почитай что-нибудь для примера…»

Можно всю жизнь читать, а писать когда? Да и если почитать «Фауста» - как можно что-то писать после этого? Чувствуешь себя мошкой безгласной, которой нужно только молчать и слушать, то есть читать. Есть масса примеров когда человек никак не связанный с писательством становился писателем.

По счастливой случайности мне встретился писатель, который зарабатывал на жизнь чем писал. Он направил меня в правильное русло, что писательство является такой же профессией или, точнее, ремеслом.

С чего начинается мастерство?

С упражнений. Для писателя самым главным и первым упражнением является написание эссе. Это краткая литературная форма – основа для построения больших романов. Например открываем Ремарка «На западном фронте без перемен» - сидят в окопе – эссе на полстраницы, полстраницы – эссе о воспоминании о доме, затем полстраницы о бомбежке – из таких эссе у Ремарка получались толстенные романы. Темой для эссе может что угодно – столб, мысли бездомного пса, да хоть прожитый день – эссе будет записью в дневнике. Размер эссе может быть от пары предложений до нескольких страниц. Эссе для писателя – также как этюд для актера, как пьесы или вокализы для музыканта.

Я попытаюсь изложить несколько принципов, которые мне помогли в освоении ремесла:

1. Не врать. Писать только правду. Это сложно объяснить – но врать себе нельзя, иначе люди не дураки – они увидят обман. Здесь необходим навык не врать хотя бы себе, а не окружающим. Есть 2 крайности: а) стриптиз (сюда же входит негативное подсознательное) б)страх вообще говорить что-то, ведь мы врем часто не задумываясь. Нет, пишите максимально искренне, даже если вы искренне заблуждаетесь, это будет вашей правдой. Но если вы будете предавать правду, которая внутри вас – это чревато не только для ваших текстов, но и для вашей головы.

2. Благозвучие. Писать благозвучно. Созвучия должны быть приятны для внешнего и внутреннего слуха. «Игра или дело – ешь Марс смело» - сочетание глухих и шипящих – не самое приятное в русском языке. Таких сочетаний лучше избегать: «Дизайн – красота в функциональности» - эта фраза не функциональна, из-за чудовищного сочетания звуков. Значит нужно искать другие варианты – они есть, нужно только искать. Проверить благозвучность легко – прочитать то, что написал – если режет слух – переписывай.

3. Семь слов в предложении. Да-да, я знаю, набежит сейчас куча народу – дескать, у нас, есть багатый и могучий, что есть сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. Спасибо, я в курсе – сложные предложения прекрасны, я не спорю, но мы говорим о начале. Сразу писать/играть симфонии, сразу мыслить/писать сложными конструкциями, и удобочитаемыми, более того – чтобы их было приятно читать – за это никто не берется – не получится. Нужно вначале научиться кирпичи обжигать, а потом уже браться за что-то посложнее. Писать длинными предложениями – высший пилотаж, не каждый писатель это умеет. Вспомнить километровые предложения у Толстого в «Войне и мире», не уверен что всех эти фразы вдохновляют. Советую еще раз послушать и посчитать слова: «мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог…» и т.д.

4. Никакого вдохновения. Это слово настолько изнасиловано, что просто уже стыдно его использовать. Есть объективная реальность, и думать что нам что-то «свыше» будет падать в голову, или на голову – наивно. У нас есть огромная и мощная машина – подсознание, его нужно правильно загрузить, и оно будет выдавать качественные и нужные вещи. Я имею в виду вот что: какими вопросами вы задаетесь? Над чем раздумываете? О чем читаете? О чем мечтаете? Как смотрите на окружающих, на мир? Что у вас «варится» в голове? – От этого зависит то, что и как вы будете выдавать на бумаге. Человек «под вдохновением» все равно что «под кайфом» - ничего не соображает, захвачен своим состоянием и не видит ничего вокруг – можно, долго гнать велосипед, а можно спокойно ехать на грузовике. Вдохновение – это шизофрения творческого человека, поменьше вдохновения.

Откройте любые воспоминания признанных классиков о том, как они писали. Вы там не найдете ни слова о «вдохновении». Вы найдете сведения о том, как они настраивали процесс. Именно технологический процесс: как записывали мысли, как работали с черновиками, как и когда возвращались к тексту, как находили темы для писания, как обрабатывали и дошлифовывали текст. Вот о чем речь идет, а не о вдохновении, которое никогда не дождёшься. Нужно не ждать, а работать – и не вдохновение придет, а текст напишешь – уже что-то будет, к чему можно вернуться и доделать, а не будут пустые мысли.

Обычно все то, что было записано, когда шел поток, требует суровой и жесткой проверки. После этого нужно успокоится, и выбрать все самое ценное тогда, когда вы уже не под «вдохновением». Вроде того, что «о! я такую классную штуку написал! Вау, какая круть!» Звонишь другу чтобы почитать ему свое творение, а он, как назло не берет трубку. Вот блин, да это же шедевр, вот с…, не берет трубку! Потом встаешь утром, идешь в туалет, попадается на глаза твое творение, и думаешь – как хорошо, что вчера не взяли трубку…

5. «Любая драка начинается с первого удара» - как говорил мой тренер, так и любой текст начинается с ударной фразы. Вложите в одно предложение все, что вы хотите сказать и даже больше. Сделайте это слоганом вашего текста. Ударной фразой вы ставите точку и ведете линию – вы иллюстрируете/раскрываете/расшифровываете ударную фразу. Например, в ударной фразе к этому тексту я уложил все то, что доказываю, показываю что ремесло писателя такое же земное, как и все остальные профессии. Ударная фраза может состоять из нескольких слов, так и из одного слова: «Москва. Сколь много в этом звуке, для сердца русского слилось». Ударная фраза – Москва. Если в разговоре вы нужной интонацией, чувством попытаетесь уложить все это в одном слове – то всем будет понятен тот смысл что вы вложили. А здесь только бумага и читатель, вас рядом нет чтоб прокомментировать – вот нужно так уложить все в первой фразе, чтобы задать нужный камертон читателю для чтения уже не вашего текста. Он уже принадлежит читателю, и он волен его читать как хочет.

Ударная фраза, кстати, решают вечную дилемму - «О чем написать?» и «С чего начать?». Придумайте ударную фразу – и все, дальше уже дело техники эту ударную фразу расписать в тексте.

6. За время написания текста вы обязаны сделать открытие. Если не сделали – выбрасывайте текст в корзину. Узнать что-то новое для себя, даже, казалось бы, из обыденных предметов. Если ваш текст – сплошные банальности – выбрасывайте.

7. Выход за пределы формы. Словами в тексте нужно пользоваться так, чтобы вы вышли за обыденное значение слов. Вроде как в поэзии – когда те же слова получают новый смысл и звучание. Этот пункт сложно объяснить, нужна работа в офлайне и примеры. Одним словом, это увязывается с предыдущим: нет открытия – значит, не вышли за пределы формы, не вышли за пределы формы – не будет открытия.

8. Ценить бумагу. В наш век терабайтов это сложно объяснить. Бумага стала не то что дешевой, а вообще бесплатной. А вы представьте что бумагу на которой вы хотите что-то написать выделывали из шкуры антилопы целый месяц. Вот один или несколько человек целый месяц трудились чтобы вы могли там что-то написать, или еще лучше вы сами долго вкалывали чтобы эту бумагу сделать? После этого вы фигню писать не будете, и много-много раз подумаете, потренируетесь на песочке, прежде чем на такую бумагу что-то написать. А так! Сел! Обрушился на клавиатуру – и вуаля! Бац! Слабал, да что ты, вот держи, все готово. Слово обесценивается вместе с бумагой. Так вот для тренировки лучше писать на бумаге, а не на компе – будете больше бумагу ценить, и слова, соответственно. Хабр, в этом отношении тоже очень хорошая штука – написал что-то не то, уже права пересдачи не будет, или нужно очень стараться.

Прошу не удивляться примитивности этих принципов – но они работают. Это только начало, только старт, для пишущего человека, чтобы он знал с чего начать, чтобы у него в руках была технология для делания чего-то. Понятно, что стать большим мастером соблюдая только эти принципы нельзя, но начать осваивать ремесло вполне можно.

Упражнения для мозга

Еще одним важным упражнением для писателя является перевод абстрактных вещей в конкретные и наоборот. Т.е. если у вас хорошее настроение – вы должны написать в чем конкретном это выражается (учащенное серцебиение или в чем-то другом), или у вас что-то случилось, вы что-то сделали – вы должны высказать для самого себя вывести абстрактные выводы, обобщения по этому поводу. Говоря языком интернета – онлайн (мысли) нужно переводить в офлайн (конкретику), и офлайн переводить в онлайн.

Кстати о философии. Хотите вы или нет, но когда вы пишите будет видна ваша философия. Поэтому чаще всего писательство – это дисциплина ума. Если не будет стройных суждений в вашей голове, то не питайте иллюзий – их не будет и на бумаге. Если буду провалы где-то, то на бумаге они будут так ярко видны, что самому тошно становится от этих ошибок. Но тогда есть большой плюс – мы можем с этим работать.

Нужно носить с собой блокнот. Обложится бумажками. Как сказал один философ: «Если ты возникшую у тебя мысль не записал в ту же секунду – значит уже не напишешь никогда». И не тешьте себя иллюзиями полноты головы – проверьте себя, напишите на бумаге о чем вы думаете – сразу все станет ясно.

Какие ошибки у начинающих писателей?

Самая первая и главная: быть писателем. Я имею в виду – будет ошибкой постоянно помнить «что я писатель» и делать вид. Нет, нужно просто писать. Иначе это позерство очень быстро читается и надоедает. Если спросить у ныне действующих писателей – кем они себя ощущают, многие просто скажут – я пишу и все, и мне за это платят.

Хороший способ проверить свои писания – пойти с ними по редакциям, если заплатят хоть 10 дол – значит оно того стоит. Если нет – все равно нужно продолжать.

Еще раз скажу – эти рекомендации не панацея, это то, что мне лично помогло начать писать, и я искренне считаю, что если человек хочет научиться писать, он должен относится к писательству как ремеслу. Конечно, не все ремесленники становятся мастерами, но не став ремесленником, у тебя не будет ни одного шанса стать мастером.

Я не хочу выдавать себя за умного, и говорить что это все мои идеи – это будет неправдой. приведены книги и источники откуда взяты некоторые идеи для этой заметки. Но точных ссылок я привести не могу – уже не помню, где мое, а что переосмыслил и выдаю за свое. Поэтому просто ссылки:

Айн Рэнд. Искусство беллетристики
Густав Водичка. Курсы писательского мастерства
Нора Галь. Слово живое и мертвое
Дитмар Эльяшевич Розенталь. Практическая стилистика русского языка

UPD от комментаторов (сам не читал):
Марио Варгас Льоса. Письма молодому романисту
Юрий Никитин. Как стать писателем
Леонид Каганов.

Как найти ?
Сколько это стоит?
Что нужно, чтобы написать книгу?

Писать полезные бизнес-учебники, методички, инструкции, инфокурсы на разные темы — самое прибыльное занятие для автора. Но если есть желание, можно написать роман или повесть, издать собственную художественную книгу в бумажном варианте.

Уроки писательского мастерства на профессиональной основе.

Нам повезло. Не надо ездить на занятия в удаленную студию или 5 лет учиться в Литературном институте им. М. Горького в Санкт-Петербурге.

Не нужно сидеть в душной аудитории и краснеть перед всем коллективом за свои первые робкие авторские шаги. Школа копирайтинга предлагает бесплатно скачать книгу и следовать готовым инструкциям.

Современные уроки писательского мастерства, как и полагается, преподает потомственная писательница, талантливый наставник, инфо-тренер, бизнесвумен, известная уже всему Рунету — Юлия Волкодав.

Школьная золотая медаль, красный диплом университета, собственная Школа, несколько художественных книг и десятки обучающих курсов — все эти достижения Юлии укрепляют ее авторитет и сразу вызывают заслуженное доверие у студентов.

После получения уроков писательского мастерства из нового учебника, вы получаете навыки создания книги и сертификат профессионального автора. Полезные советы помогут быстро освоиться на литературной ниве и понять главное.

Наблюдая за работой Юлии на протяжении 10 лет, можно с уверенностью отметить — всё, что она делает, у нее получается на «пятёрку», по самому высшему разряду.

При этом самое удивительное, что ее подача — не «заумно-занудные» толкования, а приятные содержательные беседы простым языком, с чутким и внимательным отношением к каждому студенту.

Как пишет википедия, писателем может называться автор текстов, получающий за свои произведения финансовый доход. Как правило, это гонорары от заказчиков разного уровня, роялти и гранты — лицензионные вознаграждения от крупных представителей искусства и привилегированной сферы жизни.

Сколько уроков писательского мастерства понадобится, чтобы издать свою книгу?

Современным начинающим авторам будет полезно и увлекательно прочесть книгу знаменитого Стивена Кинга «Как писать книги» в жанре мемуаров о ремесле. Первая часть «Жизнеописание», повествует автобиографические воспоминания писателя о его детстве и юности, становлении его, как автора.

Во второй части «Что такое писательство» Кинг дает эффективные советы новичкам, приводя примеры удачных и бездарных литературных произведений, текстов и фразеологических оборотов.

«Эффективное обучение — это искусство перепрыгивать неважное»

Барбара Оакли, книга «Думай, как математик»

Как научиться писать?

  • Читать и анализировать других авторов
  • Писать больше и чаще. С каждой новой книгой оттачивать мастерство
  • Экспериментировать с жанрами и темами
  • Делиться своим творчеством и получать материальную отдачу (фидбэк).

Вы мечтаете стать великим романистом, новым Достоевским или Фицджеральдом? Или вы просто хотите научиться выражать свои мысли более последовательно? Пишете ли вы художественную прозу или всего лишь школьные сочинения, вы всегда можете воспользоваться нашими советами и предпринять несколько шагов на пути к совершенству. Чтобы стать великим – или просто хорошим – писателем, нужно много знать и постоянно оттачивать свое мастерство. Но упорный труд приносит плоды, и, быть может, в один прекрасный день кто-то будет мечтать стать новым вами!

Шаги

Улучшайте свой язык

    Используйте действительный, а не страдательный залог. Один из самых распространенных примеров плохой литературной речи – злоупотребление страдательным залогом. Пример действительного залога: "Вампир укусил парня". Пример страдательного залога: "Парень был укушен вампиром". Как видите, второй пример более многословен и (подобно вампиру) высасывает жизнь из вашего текста, придавая ему суховато-официальное звучание. Учитесь по возможности избегать подобных конструкций.

    Используйте сильные слова. Хороший литературный язык, говорим ли мы о романе или школьное эссе, – это язык точный, запоминающийся и несущий элемент неожиданности. Найдите верное прилагательное или глагол, и непримечательное предложение превратится в гениальную фразу, которую люди будут помнить и цитировать спустя многие годы. Подбирайте самые точные слова. Старайтесь не повторять одно и то же слово снова и снова, если только не хотите таким образом создать особый ритм.

    Убирайте лишнее. Хорошо писать – значит писать просто, ясно и понятно. Ни к чему использовать пятьдесят слов там, где вполне достаточно двадцати, или вставлять в текст вычурные многосложные слова лишь потому, что они длиннее. Хороший писатель подбирает нужные слова, а не стремится заполнить всю страницу. Поначалу идея собрать множество мыслей и деталей в одном предложении может показаться вам удачной, но на самом деле такую фразу будет тяжело читать. Если слова не несут никакой смысловой нагрузки, можно смело их вычеркивать.

    Показывайте, а не рассказывайте. Не рассказывайте читателям того, что можно показать. Не утомляйте их долгими объяснениями прошлого героев или важность того или иного события для развития сюжета, а позвольте им самим узнать об этом из слов, действий и чувств действующих лиц. Это один из важнейших уроков писательского мастерства, который может усвоить и воплотить на практике автор художественной литературы.

    • Например, предложение "прочитав письмо, Софья рассердилась" рассказывает читателю о том, что почувствовала Софья, но не рисует в воображении читателя никакой картины. Скучно и неубедительно. А вот "Софья скомкала письмо, швырнула его в камин и вылетела из комнаты, хлопнув дверью" показывает нам героиню в гневе, не называя ее чувств напрямую. Это гораздо более эффективный прием. Читатели верят тому, что видят, а не тому, о чем им просто сообщают.
  1. Избегайте клише. Клише – это фразы, мысли или обороты, которые используются настолько часто, что уже превратились в банальность. Обычно они носят настолько общий характер, что читатель их даже не запоминает. Пишете ли вы художественный текст или документальный, избавление от клише только пойдет ему на пользу.

    Избегайте обобщений. Широкие обобщения – один из признаков слабого текста. Например, в научном эссе может быть написано: "В наши дни мы более прогрессивны, чем люди были сто лет назад". Это утверждение содержит безосновательные допущения и не дает определения, что значит "прогрессивны". Будьте конкретны и точны. Короткий рассказ или школьное сочинение только выиграют, если вы очистите их от обобщений.

    • К художественной литературе это тоже относится. Не позволяйте себе строить утверждения на пустом месте. Например, если ваш персонаж – женщина, это не значит, что она автоматически должна быть более эмоциональной, нежной или доброй, чем персонаж-мужчина. Такие стереотипы заставляют писать шаблонно, пренебрегая разнообразием возможностей, которые дает реальная жизнь.
  2. Аргументируйте сказанное. Не пускайтесь в спекуляции, не имея доказательств ваших утверждений. Это похоже на принцип художественной литературы "показывайте, а не рассказывайте". Не говорите, к примеру, что без сильной полиции наше общество развалится. Почему? Чем вы можете это подтвердить? Объясните, как вы пришли к такому заключению, чтобы читатели видели: вы знаете, о чем говорите. Тогда они решат, соглашаться с вами или нет.

    Употребляйте метафоры и сравнения с осторожностью. В то время как удачная метафора или сравнение сделает ваш текст сильным и ярким, неудачная может сделать его слабым, как младенца (это, кстати, было слабое сравнение). Чрезмерное употребление метафор и сравнительных оборотов намекает, что вы не уверены в своих словах и потому полагаетесь на фигуры речи, чтобы произвести более убедительное впечатление. Кроме того, они имеют свойство превращаться в клише.

    • Смешанная метафора означает соединение двух метафор, часто с несочетаемым значением. Например, "хоть мы и вынуждены играть на чужом поле, наши стрелы разят без промаха". Либо футбол, либо стрельба из лука – но не то и другое вместе! Если вы не уверены, что метафора имеет смысл и не выглядит натужной попыткой остроумия – исправляйте ее или вычеркивайте.
  3. Нарушайте правила. Лучшие из писателей не только умеют следовать правилам, но и знают, когда и как их нарушить. Вы не обязаны оставаться в рамках традиционной грамматики и приведенных нами советов, если знаете, что их несоблюдение улучшит ваше произведение. Главное – писать настолько хорошо, чтобы читатели видели: вы нарушаете правила намеренно и осознанно.

    • Как и во всем, здесь важна умеренность. Остроумный риторический вопрос в первой строчке произведет эффект. Шесть риторических вопросов подряд уже не будут столь эффектны. Решая, когда и зачем нарушить правила, будьте избирательны.
  4. Редактируйте, редактируйте и редактируйте. Редактирование – одна из важнейших составных частей писательства. Когда вы закончили главу или произведение, отложите написанное на день, а затем перечитайте свежим взглядом. Исправляйте непонятное, вычеркивайте целые фрагменты – делайте все, чтобы улучшить свой текст. Когда закончите, перечитайте еще раз. А потом – еще.

    • Некоторые путают редактирование и вычитку. Разумеется, важны оба процесса, однако редактирование касается содержания и строения текста. Не зацикливайтесь на определенных словах или фразах и не бойтесь их изменять, если поймете, что другие формулировки выразят вашу мысль яснее, эффективнее или красивее. Вычитка – это, скорее, технический процесс, направленный на проверку грамматики, орфографии, пунктуации и форматирования.

Придумайте историю

  1. Выберите тему и набросайте канву своей истории. Она не должна быть подробной, просто задайте направление, в котором будет развиваться сюжет. Например, классический сюжет голливудской мелодрамы: парень встречает девушку, парень любит девушку, парень теряет девушку, парень воссоединяется с девушкой, и в финале все счастливы. (Прочие сцены будут добавлены позже.)

  2. Напишите план. Вам наверняка очень хочется сразу начать писать и додумывать сюжетные линии и повороты по мере продвижения вперед. Не делайте этого! Даже простейший план поможет вам представить картину в целом и сэкономит вам многие часы переписывания. Начните с общей схемы и постепенно развивайте ее. Заложите основы своей истории, населите ее пока хотя бы главными персонажами, определите место действия, время и атмосферу.

    • Если какую-то часть плана нельзя описать в нескольких словах, разбейте ее на подпункты и поработайте над каждым в отдельности.