Огэ обществознание подготовка с нуля. Огэ по обществознанию

Анализ результатов ОГЭ по обществознанию.

Устименко Т. Н.

Кутуковский филиал

МБОУ “Исадская СОШ”

В этом году наши девятиклассники сдавали 4 экзамена, причем, экзамены по выбору не влияли на получение аттестата. Этот факт сразу поставил преподавателей избираемых для аттестации дисциплин в весьма сложное положение.

У меня было 2 девятых класса: в филиале - 6 человек и в базовой школе - 3 человека. Из этих 9 человек 7 имели преобладающую оценку «3» по большинству предметов на протяжении ряда лет. Один учащийся оставался на повторное обучение в 8 классе. Одна ученица была претенденткой на аттестат особого образца.

Социальный портрет обоих классов был, мягко говоря, сложным.

Мотивация большинства учащихся была крайне низкой.

В филиале мне удалось добиться от учащихся, чтобы они как можно раньше определились с выбором экзаменов. В базовой школе этот процесс затянулся до января. Соответственно, подготовка началась в разные сроки.

Конечно, на уроках я ввожу элементы КИМов, ориентируюсь на кодификатор и спецификацию. Но подготовка к экзамену требует дополнительной работы. Мы с ребятами выбрали день, когда у нас проходят внеурочные консультации. На них мы более плотно занимаемся отработкой навыков выполнения заданий ОГЭ.

В ходе подготовки к ЕГЭ по обществознанию выявились следующие проблемы:

  • Слабое владение понятийным аппаратом. (Учащиеся, даже выучив определение, не могут сознательно, в верном контексте применить понятие).
  • Трудности в усвоении материала тем «Политическая сфера общества», «Экономическая сфера общества».
  • Ограниченность аргументации своей позиции собственным социальным опытом и житейскими представлениями в силу крайне узкого кругозора.

Из девяти учащихся двое получили на экзамене «4», двое - «2», и 5 человек - «3».

Я уже назвала наиболее трудные для ребят темы, что касается типов заданий, затруднение вызвали задания на анализ двух суждений. Так, по темам «Общество и человек» и «Политика» с этими заданиями (4 и 16) справились только двое из 9

Удивило то, что с заданием 18, касающемся конституционных основ нашего государства, справились все.

А вот задание 21 (сравнение) выполнили только трое учащихся, равно как и с 22, на соответствие. Причем, это задание оценивается в 2 балла. Так все, кто его выполнил, сделали это по максимуму.

Не смогли ребята выбрать несколько верных позиций из списка (№24). С этим заданием справилась лишь одна ученица.

Во второй части довольно успешно выполнены задания 26 (план), 27 и 28 (вопросы по тексту).

29 - 31 вопросы требуют привлечения обществоведческих знаний и личного социального опыта, что вызывает у учащихся серьезные затруднения в силу отсутствия и того, и другого. Поэтому с этими заданиями справились 1-2 человека.

Необходимо совершенствовать систему подготовки учащихся к решению обществоведческих задач, обратить внимание на практические задания, межпредметные связи с историей, литературой, на развитие общего кругозора учащихся.

В целом система подготовки, основанная на дифференцированном подходе и выработке индивидуальных траекторий развития, себя оправдала.

Ребята показали результаты, близкие к тем, которые демонстрировали в ходе тренировочных и диагностических работ.

М.: 2017. - 288 с.

Предлагаемое пособие содержит задания, максимально приближенные к реальным экзаменационным заданиям, но распределенные по темам курса обществознания: "Общество и человек", "Культура", "Экономическая сфера жизни общества", "Социальные отношения", "Политика", "Право". Цель пособия - помочь выпускникам 9 классов подготовиться к экзамену, познакомиться с новыми для них типами заданий, отработать приемы работы с ними, оценить уровень своей подготовки и готовности к Основному государственному экзамену. Пособие предназначено учителям и методистам, использующим тесты для подготовки учащихся к Основному государственному экзамену, оно также может быть использовано учащимися для самоподготовки и самоконтроля.

Формат: pdf

Размер: 3,5 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 5
Общество и человек 7
Понятие «общество» 7
Взаимосвязь общества и природы 11
Сферы жизни общества 15
Типы общества 23
Глобальные проблемы человечества 29
Человек, личность 37
Деятельность человека, ее основные виды 42
Познание человеком мира и самого себя 43
Духовная жизнь человека. Потребности и способности человека 46
Культура 56
Понятие «культура» 56
Духовная жизнь общества 63
Образование, самообразование 66
Искусство, его виды, место в жизни человека 70
Наука в современном обществе 73
Религия, ее роль в обществе 73
Мораль, основные ценности и нормы 75
Экономическая сфера жизни общества 87
Экономика, ее роль в жизни общества 87
Ограниченность ресурсов. Факторы производства 89
Экономические системы 91
Потребитель 92
Производство. Производитель 94
Предпринимательская деятельность 96
Рыночная экономика 99
Обмен 107
Типы рынков 109
Роль государства в экономике 110
Государственный бюджет 114
Налоги 120
Деньги, денежная политика 124
Безработица 129
Социальные отношения 138
Социальная структура. Социальные отношения 138
Социальные группы 145
Социальные роли. Социальный статус 150
Семья 157
Этнос. Нация 162
Межнациональное сотрудничество 166
Политика 178
Политика, ее роль в жизни общества 178
Политическая власть 179
Разделение властей 180
Государство, формы правления 188
Суверенитет 204
Национально-государственное устройство 205
Политические режимы 210
Партии и движения 216
Право 230
Понятие «право» 230
Нормы права 232
Отрасли права 236
Конституция - основной закон государства 245
Основы конституционного строя Российской Федерации....247 Законодательная, исполнительная и судебная власть в Российской Федерации 248
Институт президентства. 259
Права человека 261
Гражданское общество и правовое государство 265
Преступление. Уголовная ответственность 269
Административный проступок 274
Правоохранительные органы 275

Основной государственный экзамен по обществознанию состоит из двух частей, которые различаются по содержанию, степени сложности, типам и количеству заданий.
Первая часть работы включает задания базового уровня с выбором одного правильного ответа из четырех. Они сформулированы как в виде предложения, к которому необходимо подобрать единственно возможное продолжение, так и в виде ситуации, иллюстрирующей то или иное понятие, которое необходимо найти в предложенном списке ответов.
Также в первую часть работы включены задания повышенного уровня сложности, в которых необходимо проанализировать два суждения и выбрать один правильный ответ. Сложность задания состоит в том, что оба суждения могут оказаться как верными, так и неверными, а также верным может быть только одно из них.
В эту же часть экзаменационной работы включены задания различных типов, на которые надо дать краткий ответ и записать его в виде последовательности цифр (без запятых, пробелов и других символов). В данном пособии представлены задания следующих типов:
- выбрать и записать в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем черт различия обществоведческих терминов или понятий;
- проанализировать социологические данные и найти в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе этих данных, и выписать в строку ответа цифры, под которыми они указаны;

Тематическая структура содержания работы по обществознанию:

Человек и общество
Сфера духовной культуры
Экономика
Сфера политики и социального управления
Право
2
2

Структура экзаменационной работы по обществознанию

Часть 1– задания с выбором одного ответа из четырех
предложенных, задания с кратким ответом задания
базового и повышенного уровня сложности-25
заданий,
Часть 2 – задания с развернутым ответом задания
базового, повышенного и высокого уровня сложности
-6заданий,
3

Время выполнения работы:

180 минут
4

В части 1 работы представлены задания, представляющие эти
линии, сгруппированы в пять блоков-модулей.
Единым блоком-модулем представлены: человек и общество,
сфера духовной культуры; остальные содержательные линии
даны отдельными блоками.
В этой части работы место задания, проверяющего знание
одного и того же компонента содержания, фиксировано и
совпадает в каждом варианте экзаменационной работы.
Ориентированы на выявление уровня овладения определенной
группой умений. На одних и тех же позициях в различных
вариантах находятся задания одного типа и одинакового уровня
сложности, представляющие разные элементы содержания.
5

Распределение заданий КИМ ГИА по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности

В число заданий с развернутым ответом (часть 2
работы) входит шесть заданий, связанных с анализом
предложенного текстового фрагмента.
В совокупности применительно ко всему комплексу
вариантов работ эти тексты охватывают все
содержательные линии курса.
6

Задания с развернутым ответом(часть 2)

Каждое из шести заданий проверяет определенное умение на
различном содержании обществоведческого курса.
Есть
некоторые
общие
правила,
соблюдение
которых
представляется целесообразным для успешного выполнения
заданий этой части:
Прежде всего, необходимо прочитать условие задания и четко
уяснить сущность требования, в котором даны оцениваемые
элементы ответа. При этом важно обратить внимание не только на
то, что нужно назвать (указать, сформулировать и т.п.): признаки,
(черты, аргументы, примеры и т.п.), но и определить какое
количество данных элементов следует привести (один, два, три и
т.д.).Это требуется для того, чтобы получить максимальный балл,
не совершая при этом лишней работы (когда вместо трех
элементов выпускник приводит, например, пять-шесть).
Существует четкая зависимость баллов от полноты правильного
ответа.
Ответ может быть правильным, но неполным. В таком случае 7
получить максимальный балл будет невозможно.

Составное задание на основе фрагмента текста (часть 2)

Данный тип заданий представляет собой фрагмент
адаптированного источника – носителя социальной
информации и 6 вопросов к нему.
Общий объем авторского текста, как правило, не
превышает 150-200 слов.
В совокупности с 6 вопросами фрагмент источника
представляет собой своего рода мини-тест.
Каждый из вопросов направлен
определенной группы умений.
на
проверку
8

Умения, проверяемые составным заданием

понимать текст в целом, выделять его основные идеи и
структуру;
осуществлять поиск социальной информации и ее
интерпретацию;
применять социально-гуманитарные знания в процессе
решения познавательных и практических задач,
отражающих актуальные проблемы жизни человека и
общества;
формулировать на основе приобретенных социальногуманитарных знаний собственные суждения и
аргументы по определенным проблемам;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных
9
норм.

10. Составное задание на основе фрагмента оригинального текста. 26.

Задание требует составить план текста,
выделив его основные смысловые фрагменты
и озаглавив каждый из них.
Составное задание на основе
фрагмента оригинального текста. 26.
1
0

11. Составное задание на основе фрагмента оригинального текста. 27.

Задание направлено на выявление осознанности
восприятия и точности воспроизведения информации,
содержащейся в тексте в явном виде.
Задание
непосредственно опирается на содержание текста,
во многих случаях требуя приведения цитат или
близкого к тексту пересказа определенных фрагментов
содержания.
1
1

12. Составное задание на основе фрагмента оригинального текста. 27.

Может содержать следующие требования:
найти в текст любые два (три) определения
(объяснения, причины, характеристики и т.п.);
найти в тексте ответы на 2-3 вопроса;
найти в тексте доказательства (аргументы и т.п.),
которые автор приводит в подтверждение какойто идеи;
заполнить пробелы в таблице.

оригинального текста. 27.
12

13. Составное задание на основе фрагмента оригинального текста. 28.

Задание
направлено
на
преобразующее
воспроизведение и интерпретацию отдельных
фрагментов, положений текста без привлечения
контекстных знаний.
Данный тип заданий опирается на содержание
текста, требуя интерпретации отдельных его
положений.
При любом, даже самом высоком качестве
рассуждений, отсутствие их непосредственной связи
с текстом не позволяет засчитать их как верные.
1
3

14. Составное задание на основе фрагмента оригинального текста. 28.

Модели задания, условия и вытекающие из них
требования:
используя текст,
определить, что является фактом, его причиной
и следствием;
установить последствия описанного социального
явления;
объяснить позицию (мнение, точку зрения и т.п.)
автора и привести его аргументы (объяснения,
доказательства, примеры и т.п.);
оценить роль тех или иных факторов и т.п.
Составное задание на основе фрагмента
оригинального текста. 28.
14

15. Составное задание на основе фрагмента оригинального текста. 29.

Задание предполагает выход за рамки содержания
текста
и
привлечение
контекстных
знаний
обществоведческого курса, фактов общественной
жизни или личного социального опыта выпускника.
Модели задания:
Используя факты общественной жизни и личный
социальный опыт, назовите три проявления какоголибо явления…
Используя содержание текста, знания курса и личный
социальный опыт, приведите три подтверждения...
(дайте три объяснения)…
Составное задание на основе фрагмента
оригинального текста. 29.
15

16. Составное задание на основе фрагмента оригинального текста. 29.

Используя факты общественной жизни и личный опыт,
подтвердите тремя примерами...(приведите три
примера,
подтвердите
тремя
конкретными
примерами)…
С опорой на обществоведческие знания и личный
социальный опыт выскажите три предположения…
Используя содержание текста, обществоведческие
знания и факты общественной жизни, приведите два
примера … и кратко поясните каждый пример…
Составное задание на основе фрагмента
оригинального текста. 29.
16

17. Составное задание на основе фрагмента оригинального текста. 29.

Используя содержание текста, обществоведческие знания и
личный социальный опыт, объясните три ситуации…
Проиллюстрируйте
тремя
примерами
идею
текста…(конкретными примерами проиллюстрируйте любые
три приведенных в тексте характеристики)…
На основе авторского
рекомендации
текста
сформулируйте
три
Составное задание на основе фрагмента
оригинального текста. 29.
17

18. Требования к выполнению заданий 29

точность и корректность приводимых фактов
(социальных фактов или моделей социальных
ситуаций), их соответствие приведенным в задании
теоретическим положениям;
наличие рассуждений, конкретизирующих сущность
приведенного в задании теоретического положения,
логическая и содержательная корректность этих
рассуждений.
Требования к выполнению заданий 29
1
8

19. Составное задание на основе фрагмента оригинального текста. 30.

Задание-задача
имеет
развёрнутое условие;
самостоятельное
проверяет умение применять источник социальной
информации для решения конкретной проблемы;
предполагает перенос информации из текста в
совершенно иной контекст и её использование для
осмысления и объяснения актуальных фактов и
процессов реальной жизни, практических ситуаций.
Составное задание на основе фрагмента
оригинального текста. 30.
19

20. Составное задание на основе фрагмента оригинального текста. 30.

В вариантах используются разные модели, условия: проблемная
ситуация, социальный факт, статистические данные,
проблемное высказывание и т. п.
1.
Граждане подали заявление о регистрации брака в органы ЗАГС.
Невеста сразу же потребовала от жениха обеспечить ее
материальное содержание. Жених отказался, сославшись на то,
что брак еще не заключен. Правомерен ли отказ жениха?
Объясните свой ответ. Какой фрагмент текста может помочь вам в
объяснении? (Условие задания - проблемная ситуация).
2.
В государстве Z за последние 20 лет значительно сократилась доля
сельских жителей, что негативно сказалось на развитии аграрного
сектора. В связи с этим был принят закон, запрещающий жителям
сел и деревень уезжать в город. Оцените данный закон с позиции
знания естественных прав человека. Приведите фрагмент текста,
который может обосновать вашу оценку. (Условие задания социальный факт).
Составное задание на основе фрагмента
оригинального текста. 30.
2
0

21. Составное задание на основе фрагмента оригинального текста. 31.

Задание
направлено
на
использование
полученных из текста знаний в другой ситуации,
собственную аргументацию, формулирование
оценочных суждений относительно позиций,
предъявленных в тексте (или сформулированных в
вопросе к нему).
Данный тип заданий предполагает привлечение
знаний обществоведческого курса, элементов
личного социального опыта.
Составное задание на основе фрагмента
оригинального текста. 31.
2
1

22. Составное задание на основе фрагмента оригинального текста. 31.

Модели задания:
задание на синтез знаний, полученных при
изучении курса и положений, содержащихся в
источнике, для формулирования комплекса
обобщающих суждений. В этом случае
оцениваемыми элементами является требуемое
количество компонентов (принципов, аргументов
и т.п.) .
задание,
требующее
выражения
и
аргументации
собственного
мнения,
формулирования
оценочных
суждений.
Оцениваемые элементы ответа - четкое
выражение собственной позиции и требуемое
количество
(как правило, 2) аргументов,
оценочных суждений.
Составное задание на основе фрагмента
оригинального текста. 31.
22

23. Составное задание на основе фрагмента оригинального текста. 31.

Следует также обращать внимание на
указанные источники информации для
формулирования суждений, привлечения
дополнительных сведений (могут быть указаны
обществоведческий курс, знание других учебных
дисциплин, факты общественной жизни, личный
социальный опыт);
требуемый поэлементный состав ответа.
Составное задание на основе фрагмента
оригинального текста. 31.
2

24. Максимально возможные баллы по обществознанию при выполнении части 2:

26– 2 балла
27 – 2 балла
28 – 2 балла
29 – 3 балла
30 – 2 балла
31 – 2 балла
ИТОГО: 13 баллов
24

25. Последовательность действий выпускника при выполнении заданий части 2

(практикум по выполнению заданий по
составному фрагменту текста)
25

26. ПАМЯТКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Как анализировать текст
1. Прежде чем отвечать на вопросы и выполнять задания, внимательно прочитайте текст.
2. Помните: прямые ответы на многие вопросы или подсказки содержатся в тексте.
3. Соотнесите предложенный текст с изученным курсом определите, с какой содержательной
линией связан данный текст («Общество», «Человек», «Познание», «Духовная жизнь общества»,
«Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Политика» и «Право»).
4. Дайте ответ на вопрос: «О чем данный текст?» - и определите его основную идею.
5. Отвечать на предложенные вопросы старайтесь по порядку, так как они чаще всего
предъявляются по принципу «от простого к сложному». Ответ на первый вопрос может
послужить основой для выполнения следующего задания.
6. Вопросы к документам читайте вдумчиво, стремясь уяснить задания полностью. Отвечайте
точно на поставленный вопрос.
7. Обратите внимание, на что именно предлагается опереться при выполнении задания (это часто
оговаривается в условии): текст, личный опыт, материал, изученный в курсе.
8. Старайтесь давать логически связный ответ, содержащий четкие и ясные формулировки. Не
останавливайтесь на какой-либо части задания, избегайте неполных ответов. Не прибегайте к
излишним обобщениям и интерпретации авторского текста там, где этого не требует задание.
9. Сформулировав ответ, проверьте его правильность. Для этого вернитесь к тексту и найдите в
нем ключевые слова и фразы, которые подтверждают ваши выводы.
ПАМЯТКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
26

27. 26

План- четкое последовательное представление частей содержания
изученного текста в кратких формулировках, отражающих тему
и/или основную идею соответствующего фрагмента.
Для выполнения этого задания:
внимательно прочесть текст,
уяснить его содержание,
понять тему,
выявить основные идеи текста.
Названия пунктов плана не должны полностью воспроизводить
отдельные фразы текста – основная идея каждого фрагмента
должна быть кратко сформулирована после прочтения и
обобщения содержания соответствующего раздела текста.
План может быть простым, т.е. включающим название значимых
частей текста, или сложным, включающим наряду с названием
значимых частей текста и их смысловых компонентов.
В любом случае в дроблении текста на смысловые фрагменты
должна присутствовать определенная логика.
27

28.

28

29.

План может быть составлен в назывной, в вопросной или в
тезисной форме.
Назывной план состоит из тезисов номинативного строя.
Вопросный план записывается в форме вопросов к текстукаждому информативному центру текста соответствует
один вопрос.
Тезисный план состоит из тезисов глагольного строя.
Тезис – это кратко сформулированное основное
положение абзаца текста, лекции, доклада и т.п. Тезисы
обычно совпадают с информативным центром абзацев.
29

30. ПАМЯТКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Как составлять простой план
1. Прочитайте текст (представьте мысленно весь материал).
2. Разделите текст на части и выделите в каждой из них
главную мысль.
3. Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы
именами существительными.
4. Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли
главные мысли отражены в плане.
5. Запишите план.
План должен полностью охватывать все содержание текста
В заголовках (пунктах плана) не должны повторятся
сходные формулировки.
ПАМЯТКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
30

31. ПАМЯТКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Как составлять сложный план
1. Внимательно прочитайте изучаемый материал.
2. Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их
(пункты плана).
3. Разделите на смысловые части содержание каждого пункта
и тоже озаглавьте (подпункты плана).
4. Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана,
полностью ли отражено в них основное содержание
изучаемого материала.
ПАМЯТКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
31

32. Вариант ответа 26

Назывной план:
1) социальная сущность человека;
2) внутреннее органическое единство людей;
3) уровни восприятия общества.
Вопросный план:
1) Что определяет социальную сущность человека?
2) В какой форме проявляется внутреннее органическое единство людей?
3) Какие уровни восприятия общества выделены в тексте?
Тезисный план:
1) Социальная, общественная жизнь есть необходимое выражение
единства людей, составляющего основу человеческой жизни во всех ее
областях;
2) внутреннее органическое единство образует жизненное содержание
самой личности;
3) за наружным, временным восприятием жизни скрывается ее вечный
фундамент и источник сил – единство настоящего с прошлым и будущим.
32

33.

Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты
плана) отражают основную идею каждого фрагмента
текста.
2
Количество выделенных фрагментов может быть различным.
1
Верно выделены более половины смысловых фрагментов текста, их
названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих
частей текста.
ИЛИ Выделены основные смысловые фрагменты текста, но не все
названия (пункты плана) отражают основную идею каждого
фрагмента текста.
Не выделены основные фрагменты текста.
ИЛИ Названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют
основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из
соответствующего фрагмента.
ИЛИ Ответ неправильный.
0
Максимальный балл
2
33

34. 27

Задание 27 предполагает извлечение информации,
представленной в явном виде.
В тексте можно найти большее, чем требуется в задании,
количество единиц информации по конкретной проблеме.
Сначала определяем, что и в каком количестве необходимо
назвать.
В задании проверяется и оценивается уровень
сформированности умения извлекать информацию из
текста.
Приведение одной позиции вместо требуемых трехчетырех свидетельствует о недостаточном уровне владения
данным умением и соответственно оценивается (0 баллов).
34

35. 28

В ответе требуемая информация может быть дана в форме
прямой цитаты из текста, причем могут быть опущены
длинноты и подробности и приведен лишь узнаваемый
фрагмент фразы. Информация может быть также приведена в
форме близкого к тексту пересказа. Оба эти варианта
выполнения задания равноценны.
Задания 27 и 28 непосредственно относятся к тексту, поэтому
даже самые интересные или логичные стройные
рассуждения экзаменуемого, не связанные напрямую с
содержанием текста, не могут считаться правильным и
достаточным ответом. Если ответ свелся только к подобным
рассуждениям, он оценивается в 0 баллов.
Задание 28 на нахождение информации, заданной в явном и
неявном виде. Оно имеет сложную структуру.
28
35

36. 29

Это задание предполагает выход за рамки содержания
текста
и
привлечение
контекстных
знаний
обществоведческого курса, фактов общественной жизни
или личного социального опыта выпускника.
29
36

37. Памятки для учащихся

Учесть требования к выполнению задания 29:
Во-первых, точность и корректность приводимых фактов (социальных
фактов или моделей социальных ситуаций), их соответствие
приведенным в задании теоретическим положениям.
Во-вторых, наличие рассуждений, конкретизирующих сущность
приведенного в задании теоретического положения, логическая и
содержательная корректность этих рассуждений.
Положения или понятия, которые требуется конкретизировать, как
правило, носят общий, иногда предельно абстрактный характер.
(Примерами могут быть факты прошлого и современности,
почерпнутые из собственного опыта или получившие общественную
известность; реальные события и смоделированные ситуации.)
В ответах допускается различная степень конкретизации, и в этой
связи одни экзаменуемые могут идти по пути все большего уточнения
самого исходного положения, выделяя его стороны, аспекты, формы
проявления и т. д.; другие могут отдавать предпочтение отдельным
фактам, которые воплощают черты (характеристики) общего.
37

38. ПАМЯТКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Памятка по решению обществоведческих задач (в задании 30)
Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос. В случае
необходимости уточните значение непонятных терминов с помощью словарей,
справочников и учебника (в условиях экзамена придется рассчитывать только на свои
знания)
Соотнесите вопросы, сформулированные в задаче с ее условием:
- определите, какая полезная для решения задачи информация содержится в ее условии;
- подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно
противоречия данных может подсказать путь решения).
Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи, к каким
источникам, нормативно-правовым актам следует обратиться.
Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием.
Продумайте аргументы, подкрепляющие ваше решение.
Убедитесь в правильности вашего ответа:
- соответствует ли ваш ответ существу вопроса;
- если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый из них;
- нет ли противоречий между вашими аргументами;
- нет ли в условии задачи данных, противоречащих вашему решению;
- можно ли считать предложенный путь решения единственно возможным;
- не следуют ли из условия задачи какие-либо другие выводы помимо обозначенных вами.
ПАМЯТКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
38

39. 31

Шестое задание предполагает формулирование и аргументацию
выпускником собственного суждения (или авторской позиции, мнения и
т.п.) по актуальному проблемному вопросу общественной жизни.
Данное задание непосредственно связано с содержанием текста, но
предполагает рассмотрение его отдельных положений в ином ракурсе.

Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2016 году основного государственного экзамена по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.

Школьное обществознание - это учебная дисциплина, интегрирующая знания нескольких социальных и гуманитарных наук: философии, экономики, социологии, политологии. социальной психологии, культурологии, правоведения. Обществознание, особенно в курсе основной школы, направлено непосредственно на изучение наиболее типичных и существенных черт современного общества, форм и направлений его развития. При этом целый ряд ключевых понятий раскрыт на данном этапе изучения курса на уровне описания отдельных признаков и проявлений, что существенно сужает возможности отбора материала для экзаменационной работы. Заметим также, что в целом объем теоретического содержания курса основной школы, который может быть вынесен на проверку, в отличие от курса старшей школы, относительно невелик. Поэтому в итоговой аттестации за курс основной школы особенно выражена практическая составляющая - проверяется комплекс умений, связанный с использованием обществоведческих знаний при анализе и оценке фактов и процессов социальной реальности.


Скачать и читать ОГЭ 2016, Обществознание, Методические рекомендации по оцениванию заданий, Котова О.А., Лискова Т.Е., Лобанов И.А.

Десятиклассница гимназии Виолетта победила на престижном детском конкурсе актёрского мастерства. Она занимается также в детской вокальной студии. На каком уровне образования находится Виолетта?
1) начальном общем
2) основном общем
3) среднем общем
4) среднем профессиональном.


Скачать и читать ОГЭ 2016, Обществознание, 9 класс, Демонстрационный вариант






В справочнике, адресованном выпускникам 9 классов общеобразовательных организаций, представлен материал курса «Обществознание» в объёме, проверяемом на основном государственном экзамене.
Структура книги соответствует современному кодификатору элементов содержания по предмету, на основе которого составлены контрольные измерительные материалы ОГЭ.
Содержательные линии курса сгруппированы в шесть блоков-модулей: «Человек и общество», «Сфера духовной культуры», «Экономика», «Социальная сфера», «Сфера политики и социального управления», «Право».
Полнота, компактность, наглядность и чёткость изложения обеспечивают максимальную эффективность подготовки к экзамену.
Образцы заданий разного типа и всех уровней сложности (базового, повышенного и высокого), ответы к ним и указание примерного времени их выполнения помогут объективно оценить уровень знаний и умений.
Книга адресована старшеклассникам, а также может быть полезна учителям для организации повторения.


Скачать и читать Обществознание, Полный справочник для подготовки к ОГЭ, 9 класс, Баранов П.А., 2016

Новое учебно-методическое пособие издательства «Легион» предназначено для подготовки к ОГЭ по обществознанию в 2016 году. Работая по этой книге, школьники приобретут прочные, осознанные и фундаментальные навыки выполнения всех экзаменационных заданий в 9 классе.
Издание включает следующие материалы:
20 новых тренировочных вариантов ОГЭ, составленных в соответствии с проектом демоверсии и спецификации на 2016 год
от 21.08.2015 с ответами;
краткие методические рекомендации по выполнению заданий с развернутым ответом (работа с текстом документа, составления плана текста);
краткий словарь основных обществоведческих терминов.
Издание будет полезно прежде всего девятиклассникам, которые
готовятся сдавать ОГЭ по обществознанию, а также учителям и методистам. Родители смогут использовать книгу для контроля готовности детей к экзамену (наличие ответов этому способствует).
Полезным дополнением к книге является карманный справочник по обществознанию для 8-11 классов, в котором в сконцентрированном виде содержится практически весь материал курса.


Скачать и читать Обществознание, Подготовка к ОГЭ 2016, 9 класс, 20 тренировочных вариантов по демоверсии, Чернышева О.А., Пазин Р.В., Ушаков П.А., 2015