Социология. Социальное отклонение

Контроль

Учебные вопросы:

1. Отклоняющееся поведение как предмет изучения гуманитарных и естественных наук. Понятие девиантного и делинквентного поведения. Криминальное поведение.

2. Девиация и нормативная структура общества. Концепции

девиантного поведения Ч. Ломброзо и У. Шелдона.

3. Социологическое объяснение девиации Э.Дюркгейма, теория аномии. Исследование девиации Р. Мертона.

4. Социальный контроль в обществе и его методы.

5. Девиантность и процессы социального развития.

Проблеме отклоняющегося (девиантного) поведения уделяется большое внимание в различных науках. Кроме социологии и психологии, этой областью занимаются правоведы, антропологи, медики, историки и другие ученые. Девиантное поведение - это поведение, которое отклоняетсяот норм поведения, принятых в данном обществе. Отклонение от нормы наблюдается как в отрицательную, так и в положительную сторону.

Любое поведение индивида в обществе, которое не соответствует общепринятым нормам (писаным и неписаным), не одобряется обществом и вызывающее осуждение, называется девиантным (отклоняющимся).

Любое резкое отклонение в поведении личности или группы личностей от общепринятых норм, со стороны общества вызывает реакцию противодействия, препятствования, подавления, т.к. в крайних своих проявлениях такое поведение угрожает стабильности общества или отдельных его институтов.

Контроль девиации в обществе осуществляется с использованием определенных санкций, норм и правил, которые реализуются в рамах функции социального контроля.

Обычно в обществе контроль девиации асимметричен, положительное отклонение одобряется, отрицательное – осуждается.

Точной статистики девиантного поведения в обществе не существует, но большинство членов общества демонстрирует в течение своей жизни отдельные образцы отклоняющегося поведения. Существуют индивидуальные и коллективные формы девиантности. Частые случаи и многообразныеформы девиантного поведения, которые демонстрирует личность, как правило, говорят о конфликте между личностью и обществом. К видам девиантного поведения можно отнести алкоголизм, наркоманию, расстройства психики, проституцию, преступность и др. Обычно, девиантность – это некая попытка личности уйти от проблем, неприятностей, неуверенности и страха. Иногда девиантность может свидетельствовать о стремлении личности к оригинальности, творчеству, попытке преодолеть стандартизованные, консервативные устои общества, общности или группы.

В широком смысле - девиантность охватывает все анормальные поступки, в узком – девиантное поведение можно подразделять на три формы:

Нарушение общественных правил,

Девиантное,

Делинквентное,

Криминальное поведение.

Девиантное поведение всегда относительно во времени и пространстве, поскольку нормы, традиции, обычаи меняются со временем и от общества к обществу. Делинквентность (нарушение норм права) всегда абсолютно. Как правило, девиантный поступок созревает в сознании человека постепенно, человек тем более склонен к образцам девиантного поведения, чем чаще он сталкивается с такими образцами и чем человек моложе, т.е. девиацию можно рассматривать какнедостаточность и неудовлетворительность (пороки) процессов социализации.

Нейл Смелзер (американский социолог) определяет девиантность как соответствие или несоответствие поступков личности социальным ожиданиям. Разные ученые предпринимали попытки найти причины и объяснить девиантное поведение. Вконце 19 века ученый, врач Ч. Ломброзо сделал первую попытку связать наличие криминального поведения и определенных черт индивида; позже, в 20 веке, У. Шелдон, психолог и врач, акцентировал внимание на связи строения тела и девиантности. В ходе дальнейших исследований эти концепции не подтвердились и были в дальнейшем вытеснены новыми современными концепциями.

Социологическое объяснение девиации сводится к установлению связи между девиацией и влиянием социальных и культурных аспектов общественной жизни. Впервые социологическое объяснение девиантного поведения предложил Э. Дюркгейм. В своих работах «О разделении общественного труда» и «Самоубийство: социологический этюд» он исследовал нормальное и дисфункциональное, анормальное состояние общества – аномию. Это такое состояние общества, когда рассогласуются его элементы, теряются базовые ценности, нарастает волна конфликтов, утрачиваются идеалы и нормы. Люди утрачивают интерес к жизни, усиливается неопределенность и дезориентация, активно проявляется девиантность в поведении.

Социальный опыт человека не соответствует нормам общества, усиливается дезориентация и дезорганизация в поведении личности. Р.Мертон утверждает, что истоки девиантности коренятся в несовпадении между целями культуры и социально одобряемыми методами их достижения.

Создав некоторую типологию личностей, в соответствии с их отношением к целям и средствам их осуществления, Р.Мертон выделил следующие типы личностей: конформист, новатор, ритуалист, изолированный тип, мятежник. Осмысление девиантности в своих работах осуществляютМ.Вебер, Т.Парсонс, П.Сорокин, Р.Дарендорф и другие ученые. Понятие социального контроля в обществе включает некоторую совокупность норм, правил, ценностей, действий, санкций, применяемых для препятствования, предотвращения и устранения девиантности.

Поскольку большинство людей в процессе социализации сформировали приверженность социальным нормам и образцам поведения, можно сказать, что социальный контроль способствует социальному и личностному конформизму, используя систему санкций позитивного и негативного характера. Обычно выделяют формальные и неформальные методы социального контроля.

Т.Парсонс выделял 3 метода социального контроля: изоляцию, обособление и реабилитацию. Основными функциями социального контроля являются охранительная и стабилизационная. Типологизируя методы социального контроля, можно выделить мягкие и жесткие его формы, формальные и неформальные, прямые и косвенные, а также контроль общий и детальный.

Рассматривая современное общество и анализируя его дисфункциональные состояния, необходимо выделить тенденцию некоторого ослабления норм, особенно тех, которые регулируют нравственный аспект в поведении личности, а вместе с тем, в обществе образуются новые нормы и правила, влияющие на личностьи общество в целом, изменяются формы и методы социального контроля.

Можно также отметить возникновение новых форм девиантного поведения и новых норм и ценностей, характерных для новых этапов развития общества. Общество становится более многогранным, терпимость и уважение становится новым состоянием общества. Только путь любви, уважения и терпения позволит обществу выйти на новый виток развития.

Вопросы для самопроверки:

1. Перечислите причины девиации в обществе.

2. Почему проблемы девиации привлекали и привлекают внимание ученых - представителей различных наук?

3. Раскройте причины девиантности в молодежной среде.

4. Назовите социальные институты, выполняющие функции социального контроля.

5. Как социальный контроль связан с нормами и ценностями общества?

6. Определите разницу между толерантностью и конформизмом.

ГЛОССАРИЙ

Группа - социальная целостность, которая характеризуется одинаковыми условиями и характерными чертами функционирования.

Девиация – (от лат. deviatio– отклонения) отклонение поведения индивидов от общепринятых норм и правил.

Конформизм – (от лат. confornis – подобный, сходный) – приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции.

Под нормой (от лат. norma) понимают правило, точное предписа- ние, установленная мера. «Социальная норма» («социальные нор- мы») - это официально установленные или сложившиеся под воз- действием социальной практики нормы и правила общественного поведения и проявления человека в конкретно-исторических услови- ях жизни общества. Они определяют сложившиеся или установлен- ные (дозволенные или обязательные) стандарты поведения личности в группе, соблюдение которых является для индивида необходимым условием взаимодействия.

В социальных нормах преломляется и отражается предыдущий со- циальный опыт общества и осмысление современной действительнос- ти. Они закрепляются в законодательных актах, должностных ин- струкциях, правилах, уставах, других организационных документах, а также могут выступать в виде неписаных правил среды. Сгруппиро- ванные по основным нормообразующим факторам, они подразделя- ются на: правовые, нравственные, этические, религиозные и др., слу- жат критерием оценки социальной роли человека в любой конкретный момент и присутствуют в его повседневной жизни и дея- тельности.


120 Раздел III. Социальные отклонения в развитии и воспитании детей

Человек одновременно выполняет несколько социальных ролей - гражданина, специалиста, члена семьи, коллектива и пр., в процессе чего он усваивает социальный опыт поведения, необходимый ему для самореализации как личности.

Социальное отклонение - это социальное развитие человека, по- ведение которого не соответствует общественным ценностям и нор- мам, принятым в обществе (его среде жизнедеятельности). Выделяют такие формы социального отклонения: асоциальное поведение и анти- социальное.

Асоциальное поведение (от греч. а - отрицательная частица «не»,

«без» и лат. socialis - общественный, связанный с жизнью и отноше- ниями людей в обществе) - это такое поведение человека, которое не соответствует нормам, принятым в обществе, но не содержит проти- воправных действий. Антисоциальное (от греч. anti - против и соци- альный) - это противоправное поведение человека.

В социологии выделяют такое явление, характеризующее несоот- ветствующее нормам проявление человека в социальной среде, как аномия. Термин «аномия» предложен французским социологом Д. Дюркгеймом и означает отсутствие норм в поведении, их недоста- точность. Американский социолог Р. Мертон в 30-х гг. выдвинул тео- рию социальной аномии, под которой рассматривал состояние «без- нравия» в обществе, побуждающее индивида к отклоняющемуся поведению. По его мнению, во всяком обществе господствуют опреде- ленные цели и средства их достижения. Нарушение равновесия между целями и средствами их достижения и служит основанием для ано- мии. Мертон обосновывает следующие типы реакции человека при аномии (логически возможных вариантов сочетания отношения к целям деятельности и к избираемым при этом средствам их достиже- ния): конформизм, инновативность, ритуализм, ретризм, бунт.


Конформизм (от позднелат. conformns - подобный, сходный) - равное (наряду со всем) положительное отношение к целям и средст- вам их достижения, сложившимся в обществе.

Инновативность (от лат. innovatio - возобновление, перемена) - положительное отношение к целям и отрицание ограничений в выбо- ре средств, которое ведет к новационному поведению, новационной деятельности человека.

Ритуализм - отрицательное отношение к целям, их забвение при сохранении главного акцента на средствах составляет поведение ри- туального типа (например, религиозная деятельность, бюрократизм и пр.).

Ретризм - отрицание и целей, и любых средств их достижения. Он ведет к уходу от жизни (алкоголики, наркоманы и т.д.).


Глава 10. Социальные отклонения, их причины и пути преодоления 121

Бунт - отказ и от целей, и от средств, принятых в обществе с одновременной заменой их новыми целями и новыми средствами. Он выступает в форме мятежа, переворота и провозглашает революцион- ные перемены в социальных нормах и ценностях.

В социальной педагогике и в социологии выделяют выражение - отклоняющееся поведение. Под этим термином понимается поведение человека, не соответствующее принятым в обществе нормам и роле- вым предназначениям.

Термин «отклоняющееся» (поведение) часто заменяют термином

«девиантное» (от лат. deviatio - отклонение) или «делинквентное» (от лат. delinquens - правонарушитель). Под девиантным поведением человека подразумевается система поступков или отдельные поступ- ки, действия человека, носящие характер отклонения от принятых в обществе правил. Чаще всего под девиантным поведением понимают отрицательное (негативное) отклонение в поведении человека, проти- воречащее принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Делинквентное поведение в крайних своих проявлениях характеризу- ется как уголовно наказуемое и подлежит административным воздей- ствиям.

В 1950-х гг. американский социолог А. Коэн выдвинул теорию де- линквентных субкультур. В основе этой теории лежит обоснование осо- бой субкультуры у людей делинквентного типа, определяющей ориен- тацию их на успех, но совсем иным путем (иными средствами), чем в

«большом» обществе. К таким представителям принадлежат те, для ко- торых нормальными средствами достижения самоуважения и уважения со стороны других являются мелкие кражи, агрессивность, вандализм. К субкультуре насилия относят агрессивное поведение, воровство и пр. Она функционирует внутри мафии, банды, криминальных групп и оп- ределяет сущность и образ жизнедеятельности их членов.

Существуют различные теории формирования девиантного поведе- ния человека. Среди них: биологические - своеобразие внешнего вида предопределяет склонность человека к правонарушению (Ломброзо, Шелдон); психологические - особенности психики человека являются той основой, которая определяет его склонность к конфликтам, право- нарушениям (Фрейд); социологические - девиантное поведение челове- ка является следствием усвоения им негативного социального опыта, сформировавшегося противоречия между результатом воспитания и требованиями среды и пр. (Дюркгейм, Мертон Миллер и др.).

Анализ различных теорий показывает, что и биологические, и пси- хологические теории выделяют особенное в личности, которое может сказаться на ее девиантном развитии, воспитании. Они свидетельст- вуют о том, что человек, с рождения неся в себе агрессивное начало,


122 Раздел III. Социальные отклонения в развитии и воспитании детей

может иметь определенное предрасположение к девиации. Однако любое предрасположение человека к девиации реализуется только при неблагоприятных для него условиях среды жизнедеятельности и воспитания, превращаясь в те самые основы его личности, которые и определяют в последующем негативное (девиантное или делинквент- ное) поведение.

В основе отклоняющегося поведения человека лежат его биопси- хологические характеристики, процесс и результаты его социального воспитания, усвоения им негативного социального опыта поведения: отрицательно выраженная направленность личности (интересы, по- требности, мотивы, цели, идеалы), негативные привычки и соответст- вующие им (негативной направленности и отрицательным привы- чкам) положительные чувства (внутреннее удовлетворение от их проявления), которые выступают регуляторами его антисоциального, аморального поведения, действий и поступков.

Девиантным человек становится постепенно. Основными этапами становления девиантного поведения являются:

возникновениепротиворечиямежду социальными нормами илич- ностью;

проявлениенесогласия,отрицаниесоциальныхтребованийребен- ком;

проявление противозаконных действий (мелкое хулиганство, обман, кражи и т.д.);

рецидивыпротивозаконныхдействий;

накопление опыта асоциального поведения (насилие, хулиганст- во, проституция и др.);

включение в группу с асоциальным поведением;

нарушениезаконов;

совершение преступления.

Чтобы эффективно решать вопросы работы с лицами социально- негативного (девиантного) поведения, необходимо выявить основные факторы, обусловливающие их формирование. К таким группам фак- торов и их составляющих следует отнести (см. схему 1):

А. Отклонения в психическом и физиологическом развитии: низ- кий уровень интеллектуального развития от рождения или как ре- зультат черепно-мозговой травмы; эмоционально обусловленные от- клонения и (или) отклонения активно-волевой сферы, способствую- щие формированию повышенной возбудимости, аффективного поведения, импульсивности в действиях и поступках, жажды наслаж- дений, злорадства и издевательства над окружающими, деспотизм, бродяжничество и пр.; отклонения в процессе формирования личнос- ти, приводящие к сложностям во взаимоотношениях со сверстниками.


Глава 10. Социальные отклонения, их причины и пути преодоления 123

Б. Несоответствие воспитания индивидуальности ребенка. Раз- личные отклонения в развитии ребенка диктуют необходимость их учета в воспитании. Оно должно ориентироваться на сдерживание или стимулирование тех или иных возможностей ребенка в познава- тельной, чувственной и волевой сферах, развитие компенсаторных возможностей, позволяющих преодолеть недостатки, и пр.

В. Несоответствие воспитательного воздействия своеобразию воз- растного развития. Так, например, наиболее сложным в воспитании является подростковый, отроческий возраст (11-13, 14-16 лет) - переходный возраст. В социальном плане подростковая фаза - это продолжение первичной социализации. Подростки - как правило, школьники - находятся на иждивении родителей (или государства), главной деятельностью является учеба. Это период завершения детст- ва и начала «вырастания» из него.

Юношеский возраст (от 17 до 23 лет) представляет собой в бук- вальном смысле слова «третий мир», существующий между детством и взрослостью. Биологически - это период завершения физического созревания. Большинство девушек и значительная часть юношей вступают в него уже постпубертатными (достигшими полной половой зрелости), однако на его долю выпадает задача многочисленных «до- делок» и устранения диспропорций, обусловленных неравномернос- тью созревания.


Несоответствие

индивидуальности


Недостатки в воспитании


Несоответствие воспитания возрасту


Негативная личностная позиция ребенка

Ребенок

Отклонения в психическом и физиологическом развитии

(врожденные и приобретенные) Негативные факторы среды

Схема 1. Группы факторов, существенно влияющих

на формирование девиантного поведения человека


124 Раздел III. Социальные отклонения в развитии и воспитании детей

К проблемам подросткового возраста, неучет которых приводит к отклоняющемуся поведению, относятся:

а) кризисные явления, характеризующие психофизиологическое развитие в подростковом возрасте: ускоренное и неравномерное раз- витие организма в период полового созревания; неразвитость сердеч- но-сосудистой системы, влияющей на физическое и психическое самочувствие подростка; «гормональная буря» эндокринной системы в период полового созревания, проявляющаяся в повышенной возбу- димости, эмоциональной неустойчивости;

б) обострения взаимоотношений со взрослыми, родителями, учи- телями, выражающиеся в «конфликте» морали старших и младших, чувстве взрослости и неприятии требований к себе;

в) стремления заменить отношения с позиции «морали подчине- ния» на «мораль равенства»;

г) повышенная критичность оценочных суждений и поведения взрослых;

д) изменения в характере взаимоотношений со сверстниками, по- требность к общению, стремление к самоутверждению, приводящие порой к негативным формам и др.

Г. Негативные факторы среды формирования личности.

Семья, как фактор негативного формирования личности:

а) безнравственная обстановка в семье: пьянство, ссоры, драки, грубость во взаимоотношениях, нечестность и пр., что создает нега- тивный пример для подражания, формирует соответствующее миро- воззрение;

б) проблемы состава семьи: неполные семьи, семьи с одним ребен- ком, многодетные семьи, дистантные семьи и др., что ведет к недостат- ку педагогического влияния на ребенка, формированию его личности со стороны только одного из родителей, либо к чрезмерному внима- нию и попустительству в процессе воспитания.

Эти негативные факторы влияния семьи способствуют созданию у ребенка отрицательного отношения к дому, семье, родителям, по- буждают его стремиться уйти из дома и значительную часть времени проводить вообще вне его. В этих условиях формируется категория

«детей улицы», безнадзорных и беспризорных. Этому способствуют: агрессивная обстановка в доме, грубость по отношению к ребенку; длительное невнимание к его интересам и проблемам, отучение его обращаться с чем-либо к родителю (родителям), видеть в нем (в них) опору, нежелание общаться с ним (ними); переключение родителей на свои личные проблемы и предоставление ребенка самому себе в тече- ние длительного времени; перекладывание воспитания ребенка на де- душку и бабушку без соответствующей их поддержки (с возрастом


Глава 10. Социальные отклонения, их причины и пути преодоления 125

пожилые люди оказываются неспособными обеспечивать необходи- мое воспитательное воздействие на внуков, что и приводит к их без- надзорности); недостатки воспитания, отсутствие у ребенка здоровых интересов, увлечений, усидчивости и пр.

Факторы средового (улицы, города, «стаи» и пр.) воздействия на человека в процессе его развития.

Негативные увлечения в домашней обстановке, непедагогическое использование возможностей игры в развитии ребенка и пр.

Отрицательное влияние ближайшего окружения, и прежде всего антипедагогическое поведение родителей, взрослых, сверстников и пр.

Негативное влияние средств массовой информации, особенно теле- видения, видеопродукции.

Имеются и другие средовые факторы, отрицательно сказывающие- ся на воспитание человека.

Д. Недостатки в воспитании ребенка, подростка:

а) ошибки семейного воспитания;

б) тепличные условия, отстранение ребенка от любых жизненных проблем, любой активной деятельности, способствующие формирова- нию черствости, инфантильности и неспособности сопереживать че- ловеческим трудностям и трагедиям, преодолевать жизненные слож- ности в критической ситуации;

в) ошибки и упущения в процессе обучения и воспитания в обра- зовательном учреждении, особенно в детском саду и школе;

г) негативные нравственные ориентиры воспитания;

д) научение ребенка, подростка определенным негативным моде- лям жизни и деятельности (самореализации в жизни). В этих услови- ях личность начинает идентифицировать себя с героями различных приключений, «примерять на себя» различные виды деятельности. Особенно этому способствует телевидение, кино, видеофильмы, кото- рые выступают своего рода «учебниками» различных форм преступ- ной деятельности;

е) средовые отрицательные «ожидания» по отношению к ребенку, подростку из неблагополучной семьи, имеющему негативное товари- щеское окружение, нарушающему дисциплину и пр. Такие ожидания, часто в прямой или косвенной форме провоцируют ребенка к право- нарушению;

ж) приобщение ребенка, подростка к спиртным напиткам, нарко- тикам, курению, азартным играм;

з) отсутствие единства и согласованности в воспитательной дея- тельности родителей в семье, во взаимодействии семьи и школы, семьи, школы и административных органов по работе с детьми и под- ростками и пр.;


126 Раздел III. Социальные отклонения в развитии и воспитании детей

и) недостатки системы перевоспитания, исправления правонару- шителей и последующей адаптации их в повседневной жизни (соци- альной среде).

Е. Негативная личностная позиция самого ребенка, подростка:

а) отклонения в самооценке подростка: завышенная - ведет к воз- никновению чрезмерной амбиции и самомобилизации, которая в со- четании с аморальной способностью самовыражения приводит к пра- вонарушениям; заниженная - рождает неуверенность в себе, поведен- ческий дуализм, раздвоенность личности и создает проблемы для нее в коллективе, сдерживает самовыражение;

б) отклонения в личностных притязаниях подростков. Они, как пра- вило, вытекают из отклонений в самооценке. Притязания предопреде- ляют личную позицию подростка и активность в достижении целей;

в) безразличие к нравственным ценностям и самосовершенствова- нию. Часто это связано с отсутствием нравственного примера и не- сформированностью потребности быть лучше;

г) негативно реализуемая потребность в самоутверждении и со- перничестве у подростков с отклонением в поведении, нездоровое со- перничество. Эти потребности, их направленность в подростковом возрасте предопределяют устремленность подростка к самоактив- ности;

д) сложность формирования у ребенка, подростка, юноши потреб- ности и активного желания самоисправления;

е) стремление подростка к общению, участию в неформальных мо- лодежных объединениях, в том числе и асоциальной направленности.

Описав основные группы факторов, обусловливающих формиро-

вание негативного, отклоняющего поведения детей и подростков, не- обходимо определить и наиболее важные направления педагогичес- кой деятельности по их профилактике и преодолению.

Социальная девиация - социальное поведение, отклоняющееся от принятого, социально приемлемого поведения в определенном обществе.

Бывает как негативным (алкоголизм), так и позитивным.

Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определенных формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя).

Виды социальных отклонений.

1. Культурные и психические отклонения . Социологов интересуют прежде всего культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры.

2. Индивидуальные и групповые отклонения .

· индивидуальные, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры; 3.

· групповое, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре.

3. Первичное и вторичное отклонения .

Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе.

Вторичным отклонение называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное.

4. Культурно одобряемые отклонения . Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе:

5. Культурно осуждаемые отклонения . Большинство обществ поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры.



Причины возникновения девиантного поведения

  • несовершенство существующих норм и законов;
  • несовершенство человеческой природы (эгоизм, пороки, стремление выделиться);
  • биологические и психологические особенности личности (генетические отклонения, психопатия, умственные дефекты);
  • социальные условия жизни личности (воспитание, образование, окружение, возможность хорошо работать и отдыхать).

Теории девиантного поведения:

1. Теория физических типов;

2. Психоаналитические теории;

3. Социологические или культурные теории;

4. Теория аномии (ввел Э.Дюркгейм).

Нарушение формальных норм называется делинквентным (преступным) поведением, а нарушение неформальных норм − девиантным (отклоняющимся) поведением. Первое относительно, а второе абсолютно.

То, что для одного человека или группы − отклонение, то для другого или других может быть привычкой; Высший класс считает свое поведение нормой, а поведение представителей других классов, особенно низших − отклонением.

Девиантное поведение относительно, ибо имеет отношение только к культурным нормам данной группы.

Но делинквентное поведение абсолютно по отношению к законам страны. Уличное ограбление представителями социальных низов может, с их точки зрения, считаться нормальным видом заработка или способом установления социальной справедливости. Но это не отклонение, а преступление, поскольку существует абсолютная норма - юридический закон, квалифицирующий ограбление в качестве преступления.

Особенности девиантного поведения:

  • относительность (то, что для одной группы является девиацией, для другой – норма; например, интимные отношения в семье – норма, в трудовом коллективе – девиация);
  • исторический характер (то, что считалось девиацией прежде, теперь – норма, и наоборот; например, частное предпринимательство в советское время и в наши дни);
  • амбивалентность (девиация бывает положительной (героизм) и отрицательной (лень)).

Негативные последствия девиации очевидны. Если отдельные индивиды не в состоянии выполнять те или иные социальные нормы или считают их выполнение необязательным для себя, то их действия наносят обществу урон (приносят вред другим людям, искажают и даже прерывают значимые социальные связи и отношения, вносят разлад в жизнь группы или общества в целом).

Социально-значимые функции девиантного поведения:

  • оно способно усиливать подчинение нормам;
  • девиация позволяет точнее определить критерии (границы) нормы (что хорошо – что плохо, что можно – чего нельзя) и вооружить ими других людей (именно поэтому в старину устраивали публичные наказания, а в наши дни показывают по телевизору передачи типа «Человек и закон»);
  • девиация способствует усилению сплоченности группы, стремящейся защитить себя от девиантов;
  • девиация – фактор социальных изменений (во-первых, потому, что отклонение от нормы – это сигнал о неблагополучии в обществе, которое следует устранить; во-вторых, потому, что указывает на произошедшие в обществе изменения и необходимость пересмотра устаревших норм).

Дисфункции девиации:

1. девиантное поведение подрывает стабильность общества. Если некоторые индивиды не в состоянии выполнить свои действия в надлежащее время и в соответствии с общественными ожиданиями, институциональной жизни может быть нанесен урон.

2. примеры девиантных поступков, оставшихся безнаказанными, санкционируют подобное поведение среди других членов общества.

Теория аномии (Э. Дюркгейм):

Аномия - это общественное состояние, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом всего общества, его социальных институтов, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства.

Таким образом, состояние аномии возникает тогда, когда «старые нормы» уже не представляются подходящими, а новые, зарождающиеся нормы, слишком туманны и нечетко сформулированы, чтобы служить эффективными ориентирами в поведении. В такие периоды можно ожидать резкого возрастания количества случаев девиации.

На практике дюркгеймовские понятия применил американский социолог Р. Мертон, разработавший аномическую теорию девиации. В основу типологии поведения людей Мертон кладет отношение личности к социально одобряемым целям и институциональным средствам их достижения. Согласно Мертону, разрыв между теми и другими как раз и порождает состояние аномии, порождающее девиацию.

В соответствии с различными вариантами отношения личности к целям и средствам, выделяется единственный недевиантный тип поведения - конформизм, т.е. принятие личностью и социально одобряемых целей, и институциональных способов их достижения, а также четыре девиантных типа.

Девиантные типы по Р.Мертону:

1. Инновация - принятие целей и отрицание традиционных средств их достижения.

2. Ритуализм - отвержение культурных целей, но принятие одобренных обществом средств.

3. Ретрецизм (от англ. retreat - уход, отступление) - отвержение и культурных целей и признанных средств для их достижения при полном бездействии.

4. Бунт - отвержение культурных целей, средств и замена их новыми нормами (например, в радикальных общественных движениях).

Теория культурного переноса:

Габриель Тард в конце XIX в. сформулировал теорию подражания для объяснения девиантного поведения. Он утверждал, что преступники, как и «порядочные люди», имитируют поведение тех индивидов, с которыми они встречались в жизни, которых знали или о которых слышали. Но в отличие от законопослушных граждан они имитируют поведение преступников. Таким образом, молодые люди становятся правонарушителями, потому что общаются и заводят дружбу с теми подростками, у которых криминальные модели поведения уже укоренились.

В 1920 - 1930-е гг. социологи Чикагского университета установили, что в отдельных кварталах города уровень преступности оставался стабильным в течение многих лет, несмотря на изменения в этническом составе населения. Был сделан вывод, что криминальное поведение передается от одного поколения к другому, а детям представителей других этнических групп девиантные модели поведения передаются от местной молодежи.

Теория дифференциальной ассоциации:

Эдвин Г. Сазерленд разработал теорию дифференциальной ассоциации, в соответствии с которой девиантное поведение приобретается на основе не только подражания, но и научения.

В связи с этим тюремное заключение может привести к явно отрицательным последствиям, если поместить юных правонарушителей в одну камеру с закоренелыми преступниками.

Ее можно проиллюстрировать исследованием, посвященным употреблению наркотиков и алкоголя среди американской молодежи (Альтерс, 1979).

Исследователи сделали вывод, что молодые люди берут на вооружение делинквентные образцы в той мере, в какой они встречают одобрение и вознаграждаются за положительное определение девиантности в противовес конформности.

Теория навешивания ярлыков:

Эта теория основана на двух основных положениях.

Первое состоит в том, что девиация содержится не столько в самом действии, сколько в реакции других на это действие.

Второе положение утверждает, что само навешивание ярлыков продуцирует или распространяет девиацию.

Ярлык преступника заставляет человека мнить себя попавшим в сеть преступных организаций, то есть обрести криминальную идентичность. Каждый последующий шаг по этому пути все более укрепляет у них ощущение, что они уже стали какими-то иными - не такими, как все, и не такими нормальными, как прежде. Иногда такой процесс называют стигматизацией (от греч. stigma - укол, пятно). В социологическом смысле стигма - это социальный признак, дискредитирующий индивида или целую группу.

По мнению Р. Коллинза, преступность создает само общество.

Р. Коллинз приводит следующий пример: продажа и приобретение наркотиков не были преступлением до тех пор, пока не были приняты законы, превращающие продажу и приобретение их частными лицами в серьезное преступление.

Социальное отклонение

Термин «социальное отклонение» обозначает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Социальные отклонения могут принимать самые разные формы. Преступники из молодежной среды, отшельники, аскеты, закоренелые грешники, святые, гении, художники-новаторы, убийцы – все это люди, отклоняющиеся от общепринятых норм, или, как их еще называют, девианты.

При рассмотрении отклоняющегося поведения различают, во-первых, поведение собственно девиантное (от позднелат. deviatio – отклонение) и, во-вторых, поведение деликвентное (от лат. delingues – правонарушитель) – преступное, криминальное. Деликвентное поведение опаснее для общества, чем девиантное. Однако субкультурные ценности девиантных групп могут реабилитировать преступника в своих глазах.

Выделяют два идеальных типа отклонений: 1) индивидуальные отклонения, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры; 2) групповое отклонение, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре.

В реальной жизни девиантные личности строго разделить на два указанных типа нельзя. Чаще всего эти два типа отклонений взаимопересекаются.

Процесс становления личности девианта помогает понять концепция первичного и вторичного отклонений (X. Беккер). Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым. Девианты остаются первичными до тех пор, пока их действия укладываются в рамки социально принятой роли.

Вторичным отклонением называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное. Личность при этом идентифицируется как девиант. Иногда в случае совершения даже единственного отклоняющегося действия (изнасилование, гомосексуальная связь, употребление наркотиков и т.д.) либо ошибочного или ложного обвинения к индивиду приклеивается ярлык девианта. Но стоит ему только получить ярлык девианта, это сразу же приводит к прерыванию многих социальных связей с группой и даже к изоляции от нее. Таким образом, вторичное отклонение может перевернуть всю жизнь человека. Создаются благоприятные условия для повторения акта отклоняющегося поведения. После повторения проступка изоляция еще больше усиливается, начинают применяться более жесткие меры социального контроля и лицо может перейти в состояние, характеризующееся постоянным отклоняющимся поведением.

Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Эта оценка заключается в том, что одни отклонения осуждаются, а другие одобряются. Например, странствующий монах в одном обществе может считаться святым, в другом – никчемным бездельником.

Относительно определения причин отклонений существуют различные теории.

Представители теории конституционных типов (Ч. Ломброзо, Э. Кречмер, В. Шелдон) предполагают, что определенные физические черты личности предопределяют совершаемые ею различные отклонения от норм.

Психоаналитическая теория (З. Фрейд) понимает отклоняющееся поведение как результат неосознаваемых внутриличностных конфликтов, рожденных столкновением природных инстинктов личности и норм культуры.

Авторы социологизаторских концепций (Д. Ватсон) полагают, что в поведении человека нет ничего врожденного и все его действия, поступки – это продукты внешней стимуляции. Согласно концепции социальной реорганизации (Т. Шибутани) отклоняющееся поведение объясняется социальными изменениями, в результате чего прежние стандарты теряют свое значение, из-за чего дезорганизуется жизнь общества: одни люди стараются придерживаться старых норм и ценностей, другие ориентируются на вновь появляющиеся ценности и нормы как общесоциальные, так и групповые. Выделяется три типа отклоняющегося поведения: 1) конформное (приспособительное к требованиям эталонной группы); 2) импульсивное (поведение под сильным возбуждением вопреки собственным стандартам); 3) компульсивное (принудительное, например, под воздействием сильных оскорблений или наркотиков как защитная реакция).

В соответствии с культурными теориями социальных отклонений индивиды становятся девиантами как результат неудачных процессов социализации. Когда процессы социализации успешны, индивид сначала адаптируется к окружающим его культурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности общества или группы становятся его эмоциональной потребностью, а запреты культуры – частью его сознания. Ошибки индивида редки, и всем окружающим известно, что они не являются его обычным поведением.

Одним из важнейших факторов обучения моральным ценностям и поведенческим нормам служит семья. Многочисленные исследования молодежной преступности показали, что около 85% молодых людей с отклоняющимся поведением воспитывались в неблагополучных семьях. Выявлено пять основных факторов, определяющих семейную жизнь как неблагополучную: сверхсуровая отцовская дисциплина (грубость, самодурство, непонимание); недостаточный материнский надзор (равнодушие, беззаботность); недостаточная отцовская и материнская привязанность (холодность, враждебность); отсутствие сплоченности в семье (скандалы, враждебность, взаимная неприязнь). Однако многочисленны также случаи проявления отклоняющегося поведения в совершенно благополучных семьях. Дело в том, что семья – это далеко не единственный (хотя и важнейший) институт в обществе, участвующий в социализации личности. Нормы, воспринятые с детства, могут быть пересмотрены или отброшены в ходе взаимодействия с окружающей действительностью, в частности, с социальным окружением.

В сложном, постоянно изменяющемся обществе, где нет единой и неизменной системы норм, многие из них, а также культурные ценности разных субкультур противоречат друг другу. Часто родители сталкиваются с такой ситуацией, когда воспитание ребенка в семье противоречит влиянию других социальных групп и институтов. Неизбежно происходят конфликты норм и ценностей. То, что говорят в семье детям, кажется неправдой, обостряется конфликт субкультур отцов и детей.

В отечественной психологии и криминологии считается, что отклоняющееся поведение не определяется «прирожденными механизмами», а обусловлено социально-психологи­ческими причинами, в том числе характером микросреды и групповых взаимоотношений, недостатками воспитания и т.д. Выделяются виды отклоняющегося поведения: агрессия, аномия, фрустрация. В подростковом возрасте отклоняющееся поведение может проявляться в форме: 1) эмансипации (стремление освободиться от опеки); 2) группирования (объединение со сверстниками); 3) увлечения; 4) влечения (проявления сексуальной активности, избирательной агрессии).



Когда нравственные нормы запрещают совершать некоторые действия, которые многие личности желают совершить, возникает другой феномен отклоняющегося поведения – нормы оправдания. Это культурные образцы, с помощью которых люди оправдывают осуществление каких-либо запретных желаний и действий без открытого вызова существующим моральным нормам.

Социальные отклонения играют в обществе двойственную, противоречивую роль. Они, с одной стороны, представляют угрозу стабильности общества, с другой – поддерживают эту стабильность. Успешное функционирование социальных структур можно считать эффективным, только если обеспечены порядок и предсказуемое поведение членов общества. Каждый член общества должен знать (в разумных пределах), какого поведения он может ожидать от окружающих его людей, какого поведения другие члены общества ожидают от него самого, к каким социальным нормам должны быть социализированы дети. Отклоняющееся поведение нарушает этот порядок и предсказуемость поведения. Поэтому общество будет функционировать эффективно, только когда большинство его членов будет принимать устоявшиеся нормы и действовать в основном в соответствии с ожиданиями других индивидов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Виды и формы девиантного поведения. Причины и факторы, детерминирующие это социальное явление. Социальные причины девиантного поведения у подростков. Психологический подход, рассматривающий девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2014

    Понятие девиантного поведения подростков. Причины и формы девиаций в подростковом возрасте. Девиантное поведение и явление дезадаптации. Коррекция и профилактика девиантного поведения подростков. Организация коррекционной и профилактической работы.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2014

    Определение отклоняющегося поведения и анализ различных форм его проявления: психического заболевания и антисоциального поведения. Понятие, виды и причины возникновения девиантного поведения, три вида теорий. Методы и подходы к изучению проблемы.

    реферат , добавлен 12.05.2009

    Факторы, способствующие формированию девиантного поведения. Социально-психологические особенности девиантных подростков. Особенности девиантного поведения молодежи, характерные для современного белорусского общества. Профилактика девиантного поведения.

    курсовая работа , добавлен 04.05.2015

    Характеристика понятия "девиантное" поведение, основные его причины. Характеристика основных форм девиантного поведения молодежи. Предпосылки девиации в подростковом возрасте. Особенности осуществления профилактики девиантного поведения у подростков.

    курсовая работа , добавлен 08.05.2010

    Характеристика отклоняющегося поведения подростков, причины возникновения. Факторы зависимости успешности работы социального педагога по коррекции девиантного поведения у подростков от определенных педагогических условий, программа воспитательной работы.

    дипломная работа , добавлен 02.11.2014

    Характеристика существующих подходов к пониманию нормы и девиантного поведения. Структура, типы, причины, биологическое, социологическое и психологическое объяснение отклоняющегося поведения. Суть и виды акцентуаций характера детей подросткового возраста.

    реферат , добавлен 07.06.2011

    Сущность понятий "норма" и "девиантное поведение". Теоретические подходы к объяснению девиации. Социально-психологические особенности подростков как социально-демографической группы. Основные причины и современные формы девиантного поведения подростков.

    курсовая работа , добавлен 05.11.2011