Все о сознание подсознание сверхсознание философии. Сверхсознание и структура души

Сознание

То, что мы называем обычным сознанием бодрствования, на самом деле глубоко спит. Ординарное сознание Бодрствования связано с пятью чувствами и мозгом. Люди думают, что их сознание пробуждено, но это абсолютно ложно. Люди ежедневно живут в самом глубоком сне.

Сверхсознание

Сверхсознание - это атрибут Интима (Дух). Способность Сверхсознания - это Интуиция.

Необходимо заставить работать Сверхсознание, чтобы Интуиция стала могущественной. Вспомним, что тот орган, который не используется - атрофируется. У тех, кто не работает со Сверхсознанием, атрофирована интуиция. Поливидение - это интуитивное Ясновидение. Это Божественное Всевидение. Этот Глаз находится в Пинеальной Железе. Там находится лотос тысячи лепестков. Там находится Сверхсознание. Пинеальная Железа находится в высшей части мозга. Тот, кто хочет развить Сверхсознание должен практиковать Внутреннюю Медитацию. Сосредоточьтесь на Божественной Матери, которая находится в глубинах вашего Существа. Медитируйте над ней. Войдите в состояние дремоты, умоляя её, чтобы они привела в действие Сверхсознание. Медитируйте ежедневно. Медитация - это Ежедневный Хлеб мудреца. С Медитацией вы разовьёте Сверхсознание.

Память

Тебе необходима память, чтобы помнить внутренние события. Не проливай семя. Знай, что в семени есть миллионы микроскопических клеток мозга. Ты не должен терять эти клетки.

Особое питание для развития способности памяти

Приготовь себе завтрак из кислых фруктов и размолотого миндаля с пчелиным мёдом. Так ты снабдишь твой мозг необходимыми атомами для памяти.

Внутренние события

Пока тело спит, Эго живёт во внутренних мирах и перемещается в разные места. Во внутренних мирах нам часто ставят испытания. Во внутренних Храмах мы получаем Инициацию. Необходимо помнить то, что мы делаем вне тела. С инструкциями, указанными в этой книге, всякое человеческое существо сможет пробудить сознание и помнить свои Внутренние События. Больно знать, что существуют много Инициатов, которые работают в Великих Храмах Белой Ложи пока их физическое тело спит, и тем не менее они не помнят ничего, потому что их Память атрофирована.

Ясновидение и Псевдо-Ясновидение

Существует Ясновидение и Псевдо-Ясновидение. Гностический ученик должен четко различать две эти формы Сверхчувствительного Восприятия.

Ясновидение основано на Объективности. ПсевдоЯсновидение основано на Субъективности. Поймите под Объективностью Духовную Реальность, Духовный Мир. Под Субъективностью понимайте Физический Мир, Мир Иллюзии, то, что не обладает реальностью. Также существует промежуточный регион, Астральный Мир, который может быть Объективным или Субъективным, в зависимости от степени духовного развития каждого человека.

Называйте Псевдо-Ясновидением воображаемое восприятие, фантазию, искусственно вызванные галлюцинации, абсурдные сны, астральные видения, которые не совпадают с конкретными фактами, чтение личных мыслей, бессознательно спроецированных в Астральном свете, бессознательное создание астральных видений, далее интерпретированных, как подлинные реальности и т.д. и т.п.

Также входит в область Псевдо-Ясновидения Субъективный Мистицизм, ложный Мистицизм, псевдомистические состояния, которые не имеют никакой связи с интенсивным и ясным чувством, а которые приближаются к Истории и к Псевдо-Магии, другими словами, ложные религиозные проекции, бессознательно спроецированные в астральном свете; и в общем, всё то, что в ортодоксальной литературе получает название «Красоты» (Соблазн).

Объективное ясновидение

Четыре ментальных состояния ведут неофита до невыразимых высот Объективного Ясновидения. Первое -Глубокий сон. Второе - Спать со снами. Третье - Состояние бодрствования. Четвёртое - Турийя или состояние совершенной иллюминации.

В действительности только Турийя является настоящим ясновидцем. Невозможно дойти до этих высот, не родившись в Каузальном Мире. Тот, кто хочет достичь Состояние Турийи, должен глубоко изучать полу-бессознательные психические процессы, которые фактически составляют многие формы СамоОбмана, Само-Внушения и Гипноза.

Гностик должен достичь сначала способности останавливать течение своих мыслей, способности Не Думать. Только тот, кто достигнет этой способности сможет Реально Слышать? Голос Безмолвия. Когда Гностический ученик достигает способности Не Думать, тогда он должен научиться Сосредоточивать Мысль только на одной вещи. Третий шаг - это правильная Медитация. Она приносит в ум первые молнии Нового Сознания. Четвёртый шаг - это Созерцание, Экстаз или Самадхи. Это состояние Турийи (Совершенное Ясновидение).

Уточнение

В Гностическом Движении лишь немногие являются Турийями. Мы делаем это пояснение. Необходимо знать, что в основном, за очень редким исключением, существуют только Псевдо-Ясновидцы и Субъективные Мистики.

В действительности все Мистические Школы и все Духовные Движения наполнены Псевдо-Ясновидцами, мечтателями, которые наносят больше вреда, чем пользы. Это те, которые сами присваивают себе титул Учителей. Посреди них полно известных Перевоплощённых. Мы были знакомы более чем с дюжиной Иоаннов Крестителей, Марий Магдален и т.д. и т.п. Такого рода люди думают, что Инициация - это всё равно, что делать бутылки одним дуновением, и, основываясь на так называемом мастерстве в своих абсурдных видениях, созданных своим нездоровым менталитетом, пророчествуют, предают анафеме других, по-своему, как хотят, клевеща на персон, что они Чёрные Маги, или, утверждая, что определённые персоны падшие и т.д. и т.п.

Гностическое Движение должно очиститься от этой злой болезни и поэтому мы начали с исключением сеньоры «Икс Икс».

Мы не намерены продолжать терпеть зловредную болезнь всех этих фантазёров псевдо-ясновидцев и всех этих субъективных мистиков. Мы распространяем духовную интеллектуальную культуру, порядочность, благородство, логический анализ, Концептуальный Синтетизм, академическую культуру, высшую математику, философию, науку, искусство, религию. Мы ни в коем случае не предрасположены продолжать принимать сплетни тех, кто подвержен галлюцинациям, ни сумасшествий тех, кто спит. В действительности Субъективный Ясновидец перемещает своё сознание из сна в состояние бодрствования, чтобы видеть спроецированные в окружающих свои личные сны. Они меняются согласно настроению фантазёра.

В прошлом, мы смогли проверить, что когда какой-то псевдоясновидец был в согласии со всеми нашими идеями и концепциями, то видел нас в виде ангелов или богов, и тогда восхвалял нас и даже обожал. Но когда менялось мнение, когда псевдо-ясновидец вдохновлялся какой-нибудь новой школой, когда прочитывал какую-нибудь книгу, которая казалась ему великолепной, когда слушал какого-нибудь лектора, приехавшего в город, когда решал сменить организацию, школу, тогда обвинял нас, говоря, что мы Чёрные Маги, видел нас как демонов. Таким образом доказано, что эти псевдо-ясновидцы являются совершенно спящими, которые видят свои личные сны, спроецированные в астральном свете.

Те, кто реально хочет достичь невыразимых вершин настоящего и подлинного Ясновидения, должны остерегаться опасностей само-обманутых, и подчиниться настоящей Эзотерической дисциплине.

Реальность

Настоящий и подлинный Ясновидец, тот, кто достиг Сверхсознания, никогда не кичится Ясновидением, никогда это не говорит. Когда он советует, то делает это, не давая понять другим, что он основывается на своём ясновидении.

Все Гностические Святилища должны беречься от тех персон, которые расхваливают себя и называют себя ясновидящими.

Все Гностические Святилища должны развить настороженность до максимума, чтобы защититься от показных ясновидцев, которые иногда появляются на сцене, чтобы клеветать и дискредитировать других, утверждая, что кто-то Колдун, другой Чёрный Маг, что иной упал и т.д. Надо срочно понять, что никакой настоящий Турийя не имеет гордости. В действительности все те, кто говорит «Я есть перевоплощение Марии Магдалены, Иоанна Крестителя, Наполеона» и т.д. - это глупые горделивые фантазёры псевдо-ясновидцы, упрямые дураки.

Мы не есть более, чем жалкие частицы пыли, ужасные черви грязи перед Страшным и Славным Величием Отца. То, что я говорю - это не аллегорически, ни символично, я говорю буквально, прямо, это страшная реальность.

В действительности, это Я, кто говорит: «Я есть Учитель такой-то», перевоплощение такого-то Пророка и тому подобные вещи.

В действительности Животное Я - это Сатана. Это Я - Эго, Дьявол, кто чувствует себя Учителем, Махатмой, Иереем, Пророком и так далее.

Сознание, Подсознание, Сверхсознание

Сознание, Подсознание, Сверхсознание обобщаются в одном - в Человеческом Сознании. Необходимо пробудить сознание. Тот, кто пробуждает Сознание, становится Сверхсознательным, достигает высот Сверхсознания, становится настоящим освещённым Ясновидцем - Турийей. Необходимо срочно превратить подсознание в сознание и полностью пробудить Сознание.

Необходимо чтобы всё сознание в целом абсолютно пробудилось. Только тот, у кого сознание в целом пробудилось, является настоящим Ясновидцем, освещённым, Турийей.

Так называемые Инфрасознание, Бессознание, Подсознание и т.д. являются только лишь формами или зонами спящего Сознания. Надо срочно пробудить сознание, чтобы быть Освещенным, Ясновидцем, Сверхсознательным.

Шесть основных измерений

За пределами трёх известных измерений, длины, ширины и высоты, существует четвёртое измерение - Это Время; а за пределами времени есть пятое измерение - Это Вечность. Но мы утверждаем, что за Вечностью существует шестое измерение, которое находится за пределами Вечности и Времени. В этом основном Шестом Измерении начинается Полное Освобождение. Только тот, кто пробуждается во всех шести основных измерениях Пространства, есть настоящий Ясновидец, Турийя, подлинный освещённый.


Согласно расшифрованной Максом Фридомом Лонгом Гуне (Тайне), человек имеет три независимые личности. Другие авторитетные исследователи и практики Гуны, например, доктор наук Браян, считают, что это только три аспекта одной и той же личности. Следует заметить, что многие эзотерические школы по-разному трактуют триединство человеческой личности. В данном случае мы будем придерживаться «классического деления» Лонга. Это: ПОДСОЗНАНИЕ; СОЗНАНИЕ; СВЕРХСОЗНАНИЕ (НАДСОЗНАНИЕ).
Иногда им дают такое символическое объяснение - сверхсознание - это отец, сознание - мать, подсознание - ребенок.
Каждая из трех личностей имеет свое собственное тонкое, эфирное тело, и у каждого - свои уровни жизненной энергии. Подсознание и сверхсознание непосредственно находятся в физическом теле человека, третье - сверхсознание - находится на некотором расстоянии от физического тела, над верхней его частью, и соединено с физическим телом и подсознаниемэнергетической нитью. Его считают нашим Ангелом-хранителем, духом- опекуном, который может выполнить наши просьбы и всегда готов помочь и защитить, если к нему обратиться. Через сверхсознание осуществляется связь с духовным миром.
Наше реальное «Я», то есть та часть, которой мы являемся сами - это сознание, самая знакомая и хорошо изученная нами личность. Сознание имеет логическое мышление, сознательно действует и разговаривает, формирует поведенческие акты. Энергию,

полученную от подсознания, оно может перевести на более высокий уровень, называемый «мана». Такая энергия - это сила воли, используемая только сознанием. Главная задача сознания - научиться управлять нашей социальной жизнью и отвечать за ее качество. Еще одной важной целью сознания является контакт с подсознанием и сверхсознанием. Подсознание формируется гораздо раньше, чем сознание (это вообще самая древняя структура), оно лежит вне сознания, но параллельно ему. Подсознательное мышление поддается влиянию и внушению нашего сознания на доступном для него уровне. В зависимости от внушения, это может обернуться как благом, так и злом. Результат зависит от интенсивности внушения и его эмоционального регистра: если вы работаете с негативным подтекстом - ждите беды, если внушаете позитивные мыслеформы - работайте на благо.
Сознание обладает собственным эфирным телом и постоянно находится в физическом теле. Это наша СРЕДНЯЯ ЛИЧНОСТЬ.
Подсознание - это скрытая часть нашей личности, наше второе, малоизвестное «Я». Присутствие в человеке подсознания признает наука. Каждый человек имеет в своем багаже запасы неосознаваемого опыта. Его еще называют латентным, то есть неявным, скрытым опытом. Из внешнего мира постоянно поступает поток впечатлений, одни из которых ясно осознаются, другие воспринимаются менее четко, третьи могут не доходить до сознания, хотя и фиксируются на каких-то уровнях психики и сохраняются в памяти подсознания. Например, человек, поглощенный каким-то делом, часто впоследствии не может вспомнить, что происходило вокруг. Он и видел, и слышал, но не воспринимал сознательно, а так как он все-таки видел и слышал, данная информация перешла на уровень подсознания. Например, под гипнозом можно обнаружить, что следы событий на самом деле хранятся где-то в глубинах памяти. Часто в состоянии шока, в длительном, интенсивном стрессовом состоянии, восприятие человека сужается, и после он не в состоянии вспомнить лица, ключевые события и даже длительность пребывания в таком состоянии. Под гипнозом подсознание послушно воспроизводит всю ситуацию в деталях, что часто оказывает существенную, а порой неоценимую помощь, например, в работе следственных органов.

Медитация - Сверхсознание - Практика.

В западной культуре понятие "медитация (духовно-психологическая практика)" относится к актам размышления, планирования, обдумывания или рефлексии. Западные определения, однако, не отображают сущности восточного представления о медитации. По восточным преданиям медитация (духовно-психологическая практика) представляет собой процесс, посредством которого достигается "просветление". Это процесс роста, дающий человеку новый опыт в интеллектуальной, философской и, что важнее всего, в экзистенциальной сфере. В контексте этой книги мы будем употреблять термин "медитация (духовно-психологическая практика)" просто для обозначения методики аутогенного типа, обладающей потенциалом для индуцирования у занимающегося ею трофотропного состояния путем концентрации внимания на объекте, предназначенном для сосредоточения. При высоком уровне овладения этими методиками возможно достижения психического состояния, характеризующегося неэгоцентрическим и интуитивным типом мышления.

История медитации

Некоторые из самых ранних письменных источников, посвященных медитации, восходят к старым индийским обычаям и относятся примерно к 1500 году до н.э. Эти источники включают в себя религиозные писания, известные под названием Вед, в которых рассматриваются медитативные традиции древней Индии.

В шестом веке до н.э. началось развитие различных форм медитации - таоистской в Китае, буддистской в Индии, даже греки занимались медитацией.

Первыми христианами, начавшими пользоваться медитацией, были отшельники, жившие в египетских пустынях в четвертом веке нашей эры. Их медитативная практика в своих чертах напоминала традиционную индуистскую и буддистскую медитацию. В 11 и 12 веках н.э. дзеновская форма медитации, называемая "дзадзен", распространилась в Японии. Наконец, в 60-х годах нашего столетия волна медитативной практики охватила США в форме, представляющей западный вариант индуистской традиции. Она была завезена в эту страну Махариши Махеш Йоги и получила название "трансцендентальной медитации"(TM).

Типы медитации

Медитационная практика представляет собой использование определенной методики или процедуры, способной вызвать у бодрствующего человека трофотропное состояние, о котором говорилось выше. Хотя существует много видов медитации, общим для всех ее форм является наличие стимула или предмета, на котором концентрирует свое внимание медитирующий. Согласно Наранджано и Орнстейну, этот предмет предназначен для "сосредоточения", т.е. он является в сущности объектом для концентрации внимания. Медитативные методы можно, следовательно классифицировать в соответствии с природой объекта сосредоточения. Согласно этому критерию, существует четыре вида медитации.

1.ПОВТОРЕНИЕ В УМЕ.
В этом случае объектом для сосредоточения является какой-либо психический стимул. Классическим примером психического объекта для сосредоточения является "мантра (магический звук)". Мантра - это слово или фраза, повторяемая вновь и вновь, обычно про себя. Мы включили бы в эту категорию также и пение. В методике ТМ также используется мантра (магический звук). Эта мантра (магический звук) выбирается из нескольких санскритских слов. Герберт Бекон использовал слово "раз" ("one") в качестве мантры для больных артериальной гипертонией. Повторение стихотворных отрывков также можно рассматривать как вид мантры. В качестве мантры иногда используют и текст народных песен.

2.ПОВТОРЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ.
Этот объект для концентрации связан с фокусировкой внимания на каком-либо физическом действии. В древнем йоговском (индуистском) способе медитации внимание сосредотачивается на повторяющихся дыхательных движениях. Различные формы дыхательного контроля подсчета вдохов и выдохов (так называемая пранаяма) лежат в основе одной из форм Хатха-йоги. Широкой публике лучше известен другой вариант Хатха-йоги, использующий различные позы (так называемые асаны). Некоторые народы Востока используют в практике продолжительные хороводные танцы с повторяющимися движениями. Древние исполнители этого танца получили название "танцующих дервишей". Наконец, распространение бега трусцой в США дало импульс изучению этой деятельности. Одним из эффектов, о которых сообщали некоторые из таких бегунов, являются переживания, подобные медитативным. Причиной этого может быть устанавливающееся во время бега регулярное дыхание или однообразные звуки от соприкосновения ног с землей.

3.СОСРЕДОТОЧЕНИЕ НА ПРОБЛЕМЕ.
Этот объект для концентрации представляет собой попытки решения проблемы, включающей парадоксальные компоненты. Классическим примером являются дзеновские "коаны". В этом случае для размышления дается парадоксальная на вид задача. Одним из наиболее известных коанов является такой: "Как звучит хлопок одной ладони?"

4.ЗРИТЕЛЬНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ.
Здесь объектом для концентрации является зрительный образ. Это может быть картина, пламя свечи, лист дерева, внушающая расслабление сцена или что-то другое. "Мандала" - это геометрическая фигура, квадрат внутри круга, символизирующая единство человека и вселенной. В восточных культурах она часто используется для зрительной концентрации.

Механизмы действия медитации

Никто точно не знает, как именно действуют медитационные методики. Тем не менее достаточно глубокое понимание этой проблемы было достигнуто посредством изучения общего звена, присущего всем формам медитации - объекта, предназначенного для концентрации внимания. Такой стимул, предназначенный для "сосредоточения, видимо, является принципиальной характеристикой медитативного процесса.

Роль объекта для концентрации заключается, по-видимому, в том, чтобы дать возможность интуитивному, неэгоцентрическому типу мышления (который соотносят с активностью неокортекста правого полушария) занять в сознании доминирующее место - место, которое обычно занимает аналитический эгоцентрический тип мышления (соотносимый с активностью левого полушария). Объект для концентрации обеспечивает, очевидно, возможность такого сдвига путем монополизации нервной активности левого полушария, что позволяет правому полушарию стать доминантным. Объект для концентрации может монополизировать активность левого полушария, вовлекая его в какую-либо монотонную деятельность (например сосредоточение на мантре, дыхании или на определенных позах). Кроме того, объект для концентрации может приводить в состояние перегруженности и фрустрации левого полушария. Это происходит в том случае, когда медитирующий размышляет над внешне парадоксальной проблемой(как в Дзене) или когда он занят интенсивной физической деятельностью, как это практикуется суфистами ("танцующими дервишами"), последователями тантризма или, возможно, американскими энтузиастами бега трусцой.

Когда объект для концентрации используется эффективно, характер процесса обработки информации мозгом изменяется. "Когда рациональный (аналитический) ум затихает, интуитивный путь приводит к исключительному познанию". Это познание является целью всех медитативных методик, практикуемых их приверженцами. Это состояние "исключительного познания" называли по-разному. На Востоке оно называется "нирваной" или "сатори". В вольном переводе эти слова звучат как "просветление". Можно перевести их также как "истинное сознание" или "осознание Бытия". В прежние времена те немногие люди на Западе, которые были хорошо знакомы с этим состоянием, называли его "сверхсознанием" или "космическим сознанием".

Все больше современных исследований содержат попытки изучения нейрофизиологии при состоянии сверхсознания. Пока результаты этих нейрофизиологических исследований не являются вполне определенными. Данные более ранних работ свидетельствует в пользу того, что в состоянии сверхсознания на электроэнцефалограмме уменьшается частота волн с одновременным увеличением их амплитуды. Недавние нейрофизиоло- гические исследования медитационного процесса указывают, как это уже упоминалось, на переход при медитации доминирующей роли от левого мозгового полушария к правому. При окончательном анализе, возможно, мы обнаружим, что это состояние является результатом понижения активности неокортекса в доминирующем правом полушарии.

Важно подчеркнуть, что медитация (духовно-психологическая практика) и достижение состояния сверхсознания не всегда являются одним и тем же! Пациент должен понять, что медитация (духовно-психологическая практика) представляет собой процесс, или набор методик, которые используются медитирующим для достижения желаемой цели - состояния сверхсознания.

Терапевтические критерии состояния сверхсознания

Как упоминалось недавно, присущее состоянию сверхсознания "исключительное познание" является желаемой целью для посвященных в любые типы медитации. Однако как клиницист, так и пациент должны понимать,что никогда нельзя быть уверенным в достижении этого состояния и что оно не каждый раз достигается даже человеком с большим опытом медитации. Поэтому возникает вопрос: если медитирующий не может достигнуть состояния сверхсознания, не является ли время, посвященное медитационной практике, затраченным впустую? Ответ на этот вопрос только один - нет! Положительный терапевтический эффект может быть получен без достижения конечного состояния сверхсознания. Основанием для этого утверждения является существование нескольких "терапевтических критериев", присущих процессу медитации и указывающих на приближение к состоянию сверхсознания.

Хотя Шапиро рассматривает пять этапов медитации, а именно:
1) затрудненное дыхание,
2) спутанное мышление,
3) релаксация,
4) отстраненное наблюдение и
5) высшее состояние сознания - мы хотели бы расширить представление о стадиях, наблюдаемых в медитационном процессе.

Первая и самая фундаментальная стадия относится к самому факту начала медитативной практики. Даже древние индуистские дзеновские писания, посвященные медитации, указывают, что гораздо более важная попытка достижения, состояния сверхсознания, чем действительное его достижение. Для клинициста, живущего в двадцатом столетии, должно быть ясно, что пациент, затрачивая время на медитацию, предпринимает тем самым сознательное усилие, направленное на улучшение своего здоровья. Такая позиция является, по своему определению, противоположностью того поведенческого стиля, который приводит пациента к чрезмерному стрессу. Точно так же, подчеркивание важности самого акта медитации, а не достижения состояния сверхсознания позволяет снять у больного большую часть соревновательного, ориентированного на достижение успеха компонента этого процесса.

Второй вехой на пути к сверхсознанию является возникновение состояния более выраженной релаксации. На этом этапе пациент самостоятельно вызывает у себя трофотропное состояние релаксации. Оно представляет собой состояние бодрствования, характеризующееся гипометаболическим функционированием организма, описанным в литературе. Это состояние обладает терапевтическим эффектом вследствие того, что: 1) организм достигает состояния, близкого ко сну по своему восстановительному потенциалу, или превосходит его; 2) снижается эффективная проприоцептивная импульсация, вызванная эрготропной стимуляцией.

Третьей вехой на пути к сверхсознанию является отстраненное наблюдение. В индийских священных книгах это описывается как состояние, при котором медитирующий, наблюдая окружающую его среду, остается "покоящимся в себе зрителем". Это состояние представляет собой безличное пассивное состояние наблюдения, при котором медитирующий просто "сосуществует" с окружением, а не противостоит ему, пытаясь подчинить себе. Это неаналитическое, интуитивное состояние. Похожим ощущением, которое испытывали многие, является и "автодорожный гипноз". Это состояние часто испытывают водители на монотонных скоростных автомагистралях. В какой-то момент они замечают, что находятся на развилке 6, а в следующий момент - уже на развилке 16, хотя совершенно не помнят о 10 промежуточных перекрестках. Многие называют такое состояние "сном наяву". Важно отметить, что водитель совершенно не утрачивает способности управлять автомобилем; это состояние не является сном. Если возникает критическая ситуация, водитель сможет отреагировать на нее соответствующим образом. Клиницист, следовательно, должен объяснить, что такое состояние не является ни летаргическим, ни абсолютно пассивным (что является основным поводом для беспокойства многих пациентов).

Последней ступенью медитативного опыта, является "состояние сверхсознания". Это состояние, по-видимому, включает в себя все предыдущие состояния, отличаясь, однако, большей интенсивностью переживания.

Давидсон характеризует его природу следующим образом:
1. Хорошее настроение (спокойствие, умиротворенность).
2. Ощущение единства с окружением: то, что древние называли союзом микрокосма (человека) с макрокосмом (вселенная).
3. Непередаваемость ощущений.
4. Изменение пространственно-временных соотношений.
5. Обострившееся восприятие реальности и смысла окружающего.
6. Парадоксальность, т.е. принятие вещей, которые кажутся парадоксальными обыденному сознанию.

Поскольку клиницист будет засыпан вопросами относительно природы медитативных переживаний пациента, мы в целях лучшего понимания разместим все типичные переживания вдоль оси континуума:

Медитация начинается --> Скука --> Отвлекающие мысли --> Глубокая релаксация (трофотропное состояние) --> Отстраненное наблюдение --> Сверхсознание

Этот континуум медитативных переживаний не носит характера постепенного движения от одного дискретного состояния к другому. Медитирующий может перескочить от любого состояния к любому другому и обратно. С другой стороны, переживания в рамках каждого из состояний могут варьироваться по степени глубины. Отметим, что скука и отвлекающие мысли часто предшествуют более положительным эффектам. Клиницист должен объяснить пациенту, что это является вполне естественным и что они должны быть терпеливыми в таких случаях и просто смещать внимание обратно к объекту концентрации.

Медитирующего необходимо отучить от оценки медитативных сеансов, так как такой подход вводит в действие парадигму успеха - неуспеха. Бывают полезны просто рассказы пациента описательного характера о его переживаниях для того, чтобы можно было проследить за его активностью в период от двух до трех недель. Пациент может вести дневник, если только он носит описательный, а не оценочный характер.

Исследование клинических показаний

Адекватно контролируемых научных исследований эффективности медитации в настоящее время существует немного (см. обсуждение этого вопроса в обзоре). Тем не менее имеющиеся работы с относительно хорошо подобранным контролем свидетельствуют о потенциально широком спектре показаний к медитации для терапии стрессогенных состояний. Конкретно, медитативные техники с использованием мантр оказались эффективными:

1. При лечении генерализованного автономного возбуждения и чрезмерного эрготропного тонуса.

2. При лечении тревожных состояний и невроза тревоги.

3. При лечении фобий.

4. Для усиления "самоактуализации" и "позитивного психического здоровья".

5. Как вспомогательное средство при лечении наркомании и алкоголизма.

6. Как вспомогательное средство при лечении эссенциальной гипертонии.

Для того, чтобы объективно определить терапевтическую эффективность медитации, нельзя допустить, чтобы низкое качество многих из ранних исследований и клинических сообщений, а также несколько коммерческий оттенок, который приобрела медитация (духовно-психологическая практика), отрица- тельно повлияли на оценку этого метода. Хотя и очевидно, что клини- ческое применение медитации нуждается в дальнейшей валидизации, мы считаем, что перечисленные выше попытки использования медитации, а также носящее предварительный характер обоснование ее терапевтического действия свидетельствует в пользу применения этого метода в клинике.

После того, как мы представим теоретическую основу для клинического применения медитации, рассмотрим вопросы ее практического использования.

Как осуществлять медитацию

Дальнейшее обсуждение является руководством по клиническому применению медитации.

ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ

В дополнение к общим мерам предосторожности при использовании релаксации, рассмотренным в предыдущей главе, необходимо следующее:

1. Определить, имеются ли у пациента какие-либо противопоказания к применению медитации. Например, при наличии эффективного психоза или психоза с идеаторными расстройствами состояние больного может обостриться в результате использования медитации. Клиницист должен также обратить особое внимание на больных, проявляющих тенденцию к непсихотическому фантазированию, свойственную, например, личностям шизоидного типа. Необходимо отметить, что некоторым индивидам с поведенческим типом А и импульсивностью, по-видимому, труднее обучиться релаксации по сравнению с менее импульсивными лицами. Скука и отвлекающие мысли мешают им медитировать.

2. Расспросить больного о том, есть ли у него какие-либо знания или опыт относительно медитации. Необходимо уделить особое внимание любому упоминанию культовых или религиозных аспектов медитации. Эти ошибочные представления о медитации часто беспокоят пациентов. Некоторые думают, что медитация (духовно-психологическая практика) является кощунственным актом.

3. Дать больному общее представление о медитации. 4. Рассказать пациенту о соответствующем окружении для медитации. Необходимая информация представлена в следующем разделе.

Компоненты медитации

В своей книге "Реакция релаксации" Бенсон описывает четыре компонента, способствующие успешной медитации:

1. Спокойное окружение.
2. Приспособление, облегчающее концентрацию.
3. Пассивная установка.
4. Удобная поза.

Наши собственные исследования и клинический опыт в общем согласуются с этими положениями, но мы хотели бы несколько расширить положения Бенсона.

Первое условие, которое мы рекомендуем - это спокойное окружение. Спокойное окружение - это отсутствие внешних стимулов, могущих помешать медитационному процессу. Многие пациенты будут уверять, что такое место невозможно найти. Если это так, то необходимо проявить некоторую изобретательность. Пациент может использовать какую-либо музыку или имитационные записи для "маскировки" отвлекающих моментов. В наших лабораторных экспериментах мы обнаружили, что ровное гудение вентилятора или кондиционера представляет собой эффективный маскирующий шум. Ровный шум низкой или умеренной силы действительно может оказать релаксирующее воздействие. Если такой возможности нет, пациент может завязать глаза и (или) использовать затычки для ушей с целью снижения уровня внешней стимуляции.

Вторым условием (в случае физически пассивной медитации) является удобная поза. Мышечное напряжение может мешать процессу медитации. В начале обучения пациент должен находиться в таком положении, когда большая часть веса его тела имеет опору. Важным исключением являются голова и шея. Если держать спину выпрямленной, а голову и шею без опоры, то это поддерживает мышечное напряжение, достаточное для того, чтобы предотвратить засыпание пациента. Если больной все же засыпает во время медитации, необходимо использовать позу, требующую большего мышечного напряжения.

Третьим условием является наличие объекта концентрации. Этот компонент представляет собой связующее звено между всеми формами медитации (даже физически активными методами), как упоминалось выше. Приспособление для сосредоточения, по-видимому, дает возможность мозгу изменить свой обычный способ функционирования.

Четвертым условием является пассивная установка. Эту установку некоторые называли "пассивной волей" или "пассивным вниманием". Бенсон утверждает, что такая "пассивная установка является, возможно, самым важным элементом".

Имея такую установку, пациент "позволяет" возникнуть медитативному процессу, вместо того, чтобы стремиться контролировать его. Согласно формулировке Гринслена, "Пациент может начать побеждать, лишь прекратив свое сопротивление и позволив... процессу развиваться".

Если больной не способен принять такую установку, то он будет задавать вопросы такого рода:

"Правильно ли я это делаю?" - обычно указывает на озабоченность внешним выполнением медитации.

"Сколько времени это займет?" - говорит, как правило, об озабоченности относительно времени.

"Что является показателем хорошего освоения?" - обычно свидетельствует о сосредоточенности пациента на внешних результатах, а не на самом процессе.

"Должен ли я стараться запомнить все, что чувствую?" - как правило, указывает на чрезмерно аналитический подход. Чем больше пациент размышляет над такими вопросами, тем менее успешной будет его деятельность. Отвлекающие мысли являются совершенно нормальным компонентом медитационного процесса и их появления следует ожидать. Однако принятие пассивной установки позволит пациенту распознавать отвлекающие мысли и просто возвращать внимание на объект концентрации. Прекрасное описание пассивной установки можно найти в работе Эрика Пепера.

Пятым и последним условием, которое мы ставим, является психофизиологическая восприимчивость окружающей среды. Под этим мы понимаем ряд внутренних психофизиологических условий, наличие которых дает возможность пациенту медитировать. Мы отмечали, например, что попытки медитации у больных с высоким уровнем психо- физиологического возбуждения бывают крайне неэффективны. Поэтому мы сочли необходимым обучить пациентов приводить себя в более "восприимчивое состояние" для медитации (это применимо также для био- обратной связи, гипноза и метода направляемого воображения). Для достижения этого состояния пациент может использовать несколько приемов нервно-мышечной релаксации для уменьшения избыточного мышечного напряжения. Мы также рекомендовали больным принять горячую ванну перед медитацией. В некоторых случаях пациенты сообщали о достижении хорошего успеха в медитации, когда они медитировали, сидя в горячей ванне. Мы обнаружили, что это мало кем упоминаемое условие психофизиологической восприимчивости является критической переменной в нашей собственной клинической работе. Поэтому мы расширяем медитативный континуум, включив в него этот параметр.

ОБРАЗЕЦ ПРОТОКОЛА

Ниже приводится образец протокола для физически пассивной формы медитации с использованием мантры.

Изучите его, отмечая на полях, какие изменения вы внесли бы в него с учетом ваших нужд.

ВВОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Цель этих инструкций заключается в том, чтобы ознакомить вас с использованием медитации для снижения уровня стресса в вашей жизни. Эти инструкции включают общее введение и конкретные указания по использованию четырех медитативных методик, из которых вы можете выбрать наиболее подходящие для вас. Впоследствии вы, возможно, захотите внести частичные изменения в методику, в соответствии с ситуацией или вашими личными наклонностями, но на начальной стадии обучения вы должны выполнять все упражнения точно по инструкции. Когда вы выберете одну из медитативных методик, пользуйтесь ею в соответствии с инструкцией и в течение 10-15 мин (не прерываясь) один или два раза в день.

Некоторые люди, незнакомые с природой и происхождением медитации, путают медитацию и конкретные формы ее использования. Приведенные здесь способы медитации представляют собой сочетание приемом, заимствованных из древневосточной философии, с современными релаксационными и снижающими стресс методиками. Хотя некоторыми из этих способов пользовались в рамках специфических религий, утверждение, что медитации представляют собой религиозный обычай, равносильно тому, что вино является религиозным средством только из-за того, что во многих религиях оно используется для церемоний. Медитация - это способ успокоения разума, являющийся, конечно, необходимой предпосылкой уменьшения тревоги и напряжения.

Как уже указывалось, спокойствие рассудка само по себе является конечной целью. То, как вы пользуетесь этим драгоценным искусством, зависит, конечно, только от вас.

Теоретические и практические основы медитации часто понимают неправильно; поскольку нелегко определить само понятие медитации. Медитация - не физиологическое состояние. Оно не является также каким-то особым психологическим состоянием. Это и не религия. В данном контексте медитация (духовно-психологическая практика) понимается скорее как определенная методика. Она носит настолько базисный характер, что встречается во все времена, во всех культурах, расах, религиях и идеологиях. Физиологические, психологические и философские цели медитации не могут быть достигнуты без тренировки, а овладеть медитативными приемами невозможно иначе, как путем постоянных упражнений.

Хотя существует множество форм медитации, наиболее популярные на Западе методы происходят от обычаев, характерных для старинной культуры Йоги и Дзен. Каждый тип медитации отличается по своим целям и методике. Те, что представлены здесь, считаются наиболее пригодными для снижения уровня стресса. Им легко научиться и они в наибольшей степени свободны от культовых, религиозных и церковных оттенков. Набор этих методик достаточно полный и может вполне удовлетворить потребность в медитации; его можно также использовать как введение к другим, более специфическим формам.

Существует несколько основных правил, которым вы должны следовать, обучаясь медитации.

Прежде всего необходимо найти спокойную обстановку, лишенную как внешних, так и внутренних раздражителей. Очень важно иметь (особенно в процессе обучения) тихую комнату, отгороженную от тех, кто в данный момент не медитирует. Снимите трубку с телефонного аппарата или, по крайней мере, выберите комнату без телефона. Вообще сделайте все, что можно для уменьшения внешних шумов. Если вы не можете совсем избавиться от шума, как это обычно бывает в многонаселенном доме, общежитии и т.д., пользуйтесь затычками для ушей. Поставьте пластинку или включите магнитофонную запись с тихой инструментальной музыкой, или же используйте любую из многочисленных имеющихся в продаже записей, имитирующих различные природные шумы. Даже ровный гул вентилятора или кондиционера может эффективно приглушить или замаскировать внешний шум. Вы можете также уменьшить или совсем выключить освещение в комнате. Теперь, когда вы сделали внешнюю среду более спокойной, следующий важный шаг должен заключаться в обеспечении спокойствия вашей внутренней среды. Один из способов состоит в уменьшении мышечного напряжения, которое является одним из самых серьезных препятствий для успешной медитации. Затратьте некоторое время на то, чтобы расслабить ваши мышцы. Один из способов снижения мышечного напряжения заключается в том, чтобы сесть поудобнее. Возможно, что вы не ощутите себя на самом деле медитирующим, если не сядете в восточную позу лотоса (со скрещенными ногами); эта поза однако требует значительной гибкости и определенной тренировки. А сейчас сядьте удобно на пол или лучше в удобное кресло с прямой спинкой, ступни на полу, ноги не перекрещены, руки покоятся на бедрах, ладони полуоткрыты, пальцы рук не сцеплены. Вы должны сидеть спокойно; но помните, что медитация (духовно-психологическая практика) - это не транс. Если испытываете неудобство или слишком большое напряжение где нибудь - подвигайтесь. Если вы ощущаете легкий зуд, то можно это место почесать. Не следует принимать жесткую неподвижную позу. Расслабьтесь. Чтобы не заснуть, лучше не принимать положения лежа и не давать опоры голове. Держите голову, шею и спину по одной вертикальной линии. Для поддержания такой позы необходимо незначительное мышечное напряжение, достаточное в то же время для того, чтобы не заснуть, и создающее оптимальную позу для обучения медитации.

Есть много видов медитации. Некоторые из них обращены к внутренним силам, внутренней энергии, самосознанию. Другие - к внешним предметам, таким как слова, свет или звуки. Медитация - это простой естественный процесс. И хотя методология может быть различной, суть ее остается той же. Основа медитации включает пассивную концентрацию на некоторых стимулах, будь то слово, образ, собственное дыхание или вообще ничто. Такой раздражитель действует как средство, отводящее, отвлекающее мысли из вашей головы. Однако, чем сильнее вы сосредоточиваетесь на стимуле, тем труднее медитировать. Хотя это утверждение кажется парадоксальным, оно тем не менее верно вследствие того, что медитация (духовно-психологическая практика) представляет собой "пассивную активность". Вы должны позволить себе пассивно взаимодействовать с раздражителем, каким бы он ни был. Вы должны научиться пассивно сосредоточиваться на стимуле. Искусство пассивной концентрации требует времени для своего развития, поэтому не надо отчаиваться, если Вам будет трудно в течении первых нескольких недель. Просто продолжайте заниматься.

ИНСТРУКЦИЯ

Теперь Вы готовы к получению настоящей инструкции. Сначала закройте глаза. Обратите внимание на наступившее в результате этого успокоение. Большая часть сенсорной информации поступает к нам через зрение. Простым закрытием глаз Вы можете в значительной степени успокоить свой ум.

Использование концентрации на дыхании

Сейчас мы займемся очищением ума. Не от всех забот, но от преходящих мыслей, которые, воздействуя на воображение, увеличивают стрессовое возбуждение. Сосредоточьтесь на своем дыхании. Переключите внимание с беспокойного внешнего мира к спокойному и умиротворенному внутреннему миру. Вдыхая, подумайте: "вдох". Выдохните. Подумайте: "выдох". Вдох, выдох. Концентрируйте внимание на своем дыхании. Думайте: "вдох, выдох". Вдохните через нос и без всякого усилия дайте воздуху выйти через рот. Просто откройте рот и дайте воздуху выйти. Не форсируйте выдох. Вы поглощены процессом дыхания. Концентрируйтесь на своем дыхании. Вдох, выдох. Теперь каждый раз, когда Вы вдыхаете, ощущайте вдыхаемый Вами холодный воздух, а каждый раз, когда выдыхаете, ощущайте какой он теплый и влажный. Начинайте, пожалуйста (пауза 60 сек).

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ "РАЗ"

Теперь мы поменяем концентрацию на дыхании на использование мантры. Мантра - это вспомогательное средство, обычно слово или фраза. Это просто вспомогательное средство, способствующее тому, чтобы Ваш разум не затерялся в собственных фантазиях. Примером мантры, предлагаемой Гербертом Бенсом в его книге "Реакция релаксации", является слово "раз" (р-а-з). Это легкое слово, без культового смысла, имеющее небольшое значение как исчисляемое. Каждый раз, когда Вы выдыхаете, произносите про себя слово "раз". Скажите: "раз", "раз". Скажите тихо: "раз". Произнесите слово, не двигая губами. Произнесите еще тише, пока оно не станет просто мыслью (здесь пауза 75 сек).

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ "ОМ"

Слово "раз" представляет собой образец мантры. Способ, помогающий очищению ума. При концентрации на слове, не обладающем значением или эмоциональным содержанием, характер деятельности Вашего мозга начинает меняться. Рассудок приходит в более спокойное, более утонченное состояние сознания. Многие люди любят использовать слова древнего санскрита, чувствуя, что они произносят мелодичные звуки, имеющие духовное содержание, которые также могут применяться при концентрации. Универсальной мантрой является слово "ом" (по буквам: о-м), что также означает "один". Каждый раз, когда Вы выдыхаете, произносите слово "ом", "ом". Дышите спокойно, как Вы дышите обычно, но теперь не концентрируйтесь на дыхании. Повторите мантру в уме. Просто произносите ее мысленно. Не надо двигать губами. Просто подумайте о ней. Не концентрируйтесь на дыхании. Дайте мантре самой повторяться в Вашем уме. Не прилагайте к этому усилий. Просто пусть она как бы "переливается". Постепенно мантра (магический звук) начнет стираться в Вашем уме. Рассудок станет спокойным. Время от времени это спокойствие может нарушаться отрывочными мыслями. Дайте им пройти. Ощущайте их, потом, посредством возвращения к мантре, дайте им уйти из Вашего ума так же быстро, как они вошли в него. Давайте сейчас попробуем использовать слово "ом", "ом" (пауза 75 сек). Помните, мантра (магический звук) - это средство, чтобы помочь очищению разума, когда Вы не можете сделать это самостоятельно. Помните также, что Вы должны свести движения к минимуму, однако, если почувствуете неудобство, подвигайтесь. Если Вас беспокоит, который сейчас час, взгляните на часы. Чувство дискомфорта или тревоги помешает Вам достичь состояния полного расслабления.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЧЕТА

Последняя мантра (магический звук), которую Вы можете взять на вооружение, если окажется, что Ваши мысли слишком блуждают, требует немного большей концентрации по сравнению с тремя предыдущими методиками,

Выдыхая, ведите обратный счет от 10 до 1. Каждый раз, когда Вы выдыхаете, произносите одно число. Когда Вы произносите это число, постарайтесь представить его "внутренним взором". Когда Вы дойдете до 1, считайте до 10, а затем начните все снова. Приступайте, пожалуйста (здесь пауза 3 мин).

ПЕРЕХОД К БОДРСТВОВАНИЮ.

Сейчас я хочу вернуть Вам внимание к себе и к окружающему миру. Я буду считать от 1 до 10. С каждым счетом Вы будете чувствовать, что Ваш разум все более и более пробуждается, а Ваше тело становится все более освеженным. Когда я досчитаю до 10, Вы откроете глаза и ощутите себя лучше, чем когда бы то ни было сегодня. Вы почувствуете себя бодрым, освежившимся, полным энергии и готовым к возобновлению Вашей деятельности. Итак, начнем:

1 - 2 - Вы начинаете чувствовать себя бодрее;
3 - 4 - 5 - Вы все более и более пробуждаетесь;
6 - 7 - теперь пошевелите ступнями и кистями;
8 - пошевелите руками и ногами;
9 - 10 - сейчас откройте глаза! Вы чувствуете себя бодрым, пробудившимся. Ваш ум ясен и тело освежилось.

Прочитав представленные материалы, можно заметить следующие особенности:

1. Пациенту было дано четыре разных мантры на выбор. Такая "свобода выбора" может увеличить клиническую эффективность методов. Важно узнать у пациента, какая мантра (магический звук) и почему была для него самой лучшей. Задавание подобных вопросов способствует совершенствованию интроспекции и самоанализа у пациента.

2. Описание медитации содержит пункт "переход к бодрствованию", как и инструкция для нервно-мышечной релаксации.

3. Клиницист должен указать пациенту, когда ему следует медитировать. Мы установили, что достаточно заниматься один или два раза в день: продолжительность каждого сеанса 15 - 20 мин. Как и при нервно-мышечной релаксации, лучшее время для медитации - перед вторым завтраком или до обеда, но и утренние занятия могут дать заряд бодрости на весь последующий день.

На основе наших клинических наблюдений и исследовательской работы, дополняющих данные литературы, мы должны сделать вывод, что специфический процесс медитации может быть очень эффективным терапевтическим подходом при чрезмерном стрессе.

Здесь однако остро встает проблема: какие конкретные формы медитации лучше всего подходят для тех или иных индивидов? Этим объясняется наше желание дать, по меньшей мере, четыре различные разновидности мантр. Предлагая пациенту несколько медитативных методик, мы заметили, что наше лечение стало более эффективным по сравнению с теми случаями, когда мы обучали больных только одной форме медитации.

В целом, наилучшие результаты мы получали в тех случаях, когда пациенты применяли до начала медитации несколько приемов нервно-мышечной релаксации. Этот факт привел нас к формированию понятия "психологической восприимчивости" к медитации.

Возможно, самая трудная задача клинициста при использовании медитации как лечебного средства заключается в устранении мистических, культовых и религиозных наслоений окружающих этот чрезвычайно ценный терапевтический инструмент. В конечном счете, тем не менее именно клиницист должен оценить целесообразность применения медитации в зависимости от индивидуальных особенностей пациента.

Дж. С. Эверли, Р. Розенфельд, пер. Храмелашвили

Предыдущая страница:

Бхакти-Йога - самое естественное и действительное искание Бога, начинающееся, продолжающееся и кончающееся в любви
  • Одно мгновение безумия пламенной любви к Богу приносит вечную свободу...
Следующая страница:

В последнее время психологи говорят о том, что все, что бы человек ни делал, продиктовано его благими намерениями. Специалисты интернет-журнала сайт связывают это со сверхсознанием человека, о понятии и развитии которого пойдет речь в статье.

Обычно люди делят поступки на хорошие и плохие. Первые приносят пользу всем, кто с ними столкнулся (человеку и окружающим, на которых они были направлены), а вторые, наоборот, причиняют вред. Человек, совершивший поступки, тоже может говорить о том, что поступил плохо, неправильно, после чего испытывать угрызение совести или чувство вины. Однако мудрецы говорят о том, что ничего не было сделано случайно, у всего есть мотив для свершения. Если человек что-то неправильное или плохое сделал, у этого поступка были предрасполагающие факторы, которые были в первую очередь трансформированы и направлены на благое дело.

О том, как плохие поступки, даже самые ужасные и неправильные, являются благими, расскажет рассмотрение темы о сверхсознании, которым обладает каждый человек.

Что такое сверхсознание?

Что такое сверхсознание? Чтобы определиться с понятием, следует разобраться с тем, что такое . Термин состоит из двух дефиниций: «со» и «знание». «Со» означается «совместное», а «знание» предполагает информацию. Таким образом, человек получает информацию вместе с кем-то или от кого-то. Осознать – значит осмыслить ту информацию, которую человек получил из внешнего мира.

Однако сознание является лишь частью психической деятельности человека. Здесь еще выделяют подсознание и сверхсознание.

Подсознание примечательно тем, что является багажом того опыта, через который прошел человек. Здесь есть все, с чем человек сталкивался, что когда-либо изучал, что когда-либо испытывал, какие несознаваемые выводы делал, привычки, которые были сформированы по или без его воли, а также все то, что человеком было не замечено, не воспринято осознанно, однако он это пережил, увидел или испытал.

В подсознании хранится вся память человеческой жизни. Его главной функцией является разработка автоматических действий, решений и эмоциональных реакций, чтобы освободить сознание от мыслительных нагрузок. Другими словами, если человек многократно сталкивается со злыми собаками, то уже после первых встреч он разрабатывает такую модель поведения, которую потом начинает использовать, и она вскоре становится его привычной, если дает более или менее желаемый результат.

При достижении целей многие люди сталкиваются с тем, что у них ничего не получается сделать. Часто цели так и остаются нереализованными мечтами, о которых человек грезит и не может понять, почему он их не достигает. Причиной тому является его подсознание, которое уже имеет определенный набор автоматических действий, которые должен совершать человек, не задумываясь, чтобы разгрузить сознание перед новой информацией, которую нужно обдумывать.

Приведем очевидный пример: человек хочет бросить курить. В первый день он может приложить все усилия, чтобы не притрагиваться к сигаретам. Но тут на работе происходит форс-мажор: какие-то рабочие проблемы непредвиденного характера захватывают весь ум человека, который начинает думать над ними. Сознание занято обдумыванием проблем и их решением, при этом оно не контролирует те подсознательные посылы, которые диктуют человеку, как себя успокоить, стабилизировать в с . И здесь человек не замечает, как снова закуривает. Он не может остановить свою привычку, которая уже закреплена в , пока находится в стрессе и сознание занято обдумыванием проблемы.

Но когда все рабочие вопросы решатся, человек снова сможет посвятить свое сознание тому, чтобы контролировать посылы подсознания, пока вновь не будет охвачено какими-то проблемами или новой информацией.

Подсознание хорошо тем, что оно сохраняет весь опыт и наработанные навыки, знания, выводы. Под его влиянием человек действует автоматически, не задумываясь, что позволяет ему быстро реагировать на привычные и ранее знакомые внешние раздражители. Сознание освобождено, отсутствует психическое напряжение, человек действует на автомате, даже если это не дает ему возможности достичь целей, он по крайней мере сохраняет спокойствие.

Подсознание позволяет человеку сохранять спокойствие, поскольку всегда ведет его в те места, где он привык быть, и совершать те поступки, которые дают предсказуемый результат. Это может быть минусом, поскольку привычные поступки не позволяют человеку достичь целей (это то, чего человек еще не имеет, поскольку его привычные действия его к этому не приводят). Подсознание консервативное – оно хранит все то, что человеку понятно и привычно, полностью отвергая все новое. А ведь для достижения целей человек должен совершать непривычные и новые для себя действия.

Еще одной формой психики является сверхсознание. Под ним понимается творческое начало, нераскрытый потенциал человека. Сверхсознание можно назвать генератором новых идей, которые включают в себя необычную информацию, эмоциональные переживания, желание удовлетворить свои потребности.

Сверхсознание является таким же неосознаваемым, как и подсознание. Его задачей является поиск новых решений, идей, выходов из трудных ситуаций. Это так называемые инсайт, интуиция, озарение и прочее, что предполагает осознание человеком новой какой-то идеи, которой он ранее не знал либо не придерживался.

Сверхсознание можно назвать источником эволюции человека, который начинает становиться лучше, универсальнее, совершеннее. Сверхсознание предполагает выход человека за пределы привычной обстановки. Если, к примеру, человек не знает, что находится за дверьми его квартиры, тогда подсознанием можно назвать жизнь в пределах квартиры, где спокойно и все знакомо, а сверхсознанием – выход за пределы квартиры, когда человек начинает сталкиваться с новой информацией, осознавать ее, делать частью своего опыта.

Сверхсознание – это творческая интуиция, когда человек в трудной и даже обычной ситуации находит такой выход, которым никогда не пользовался. Это новое видение мира, это желание совершить необычные для себя действия, это создание, творение.

Минусом сверхсознания является то, что оно способствует разрушению привычного, в том числе традиций, ценностей, былых взглядов на мир и пр. Это то, что так не любит общество, которое подчиняется одним принципам и законам жизни, а теперь должно принимать новые идеи. Это можно сравнить с тем, как люди привычно верили в плоскость планеты Земля и не могли поверить в то, что она круглая.

Сверхсознание – это гипотеза. Человек выдает некую идею в конечном результате, но не может проследить пути ее зарождения и корректировки. Психологи не могут ее до конца изучить из-за неосознаваемости процессов формирования новых идей, которые человек выдает.

Известно, что сверхсознание базируется на эмоциональной сфере человека. Эмоции являются реакциями человека, которые говорят лишь об одном, удовлетворены его основные потребности или нет. Если потребности удовлетворены, тогда человек испытывает радость или счастье. Обычно в такой ситуации сверхсознание не работает. Однако оно становится активным под действием негативных эмоций, когда человек недоволен теми результатами, которые получил. Он начинает естественным образом искать способы удовлетворения своих желаний, чтобы дать себе желаемое спокойствие и счастье. Именно здесь включается сверхсознание, которое направлено на поиск новых путей решения ситуации, в которой человек пока не видит выгодного для себя выхода.

Понятие сверхсознания

Сверхсознание и подсознание являются частями несознаваемой деятельности психики. Сознание является сознательной ее частью. Интерес неосознаваемая часть представляет, поскольку она значительным образом влияет на жизнь человека.

Подсознание является хранилищем опыта, информации, автоматических действий и пр. Так, человек разгружает свой мозг от того, чтобы постоянно обдумывать одну и ту же информацию. Единожды ее познав или сделав вывод, приучив себя к определенной модели поведения, он уже не должен задумываться над этим.

Подсознание хранит все, что человек вобрал в себя: страхи, положительные и отрицательные модели поведения, конфликты, противоречивые понятия и пр. Подсознанию все равно, как человек относится к своим негативным выводам или привычкам. Если он продолжает ими пользоваться, не меняет их, не программирует себя на новые убеждения или модели поведения, значит, эти негативные паттерны являются ему выгодными.

Подсознание хорошо еще и тем, что человек быстро ориентируется в знакомом пространстве. Он не думает, а быстро анализирует, кто и что его окружает и как себя в такой обстановке вести.

Если рассматривать понятие сверхсознания, то оно не контролируется человеком, как и подсознание, и еще менее изучено психологами. Дело в том, что человек сталкивается с конечным результатом деятельности своего сверхсознания – инсайт, гипотеза, новая идея.

Сверхсознание является ситуационным явлением, которое выдает лишь некую идею, корректирующую или незначительно внедряющую что-то необычное. Значительным образом сверхсознание не работает. Оно направлено лишь на выявление нового варианта, модели поведения или идеи, которое можно использовать в ситуации либо отказаться.

Сверхсознание основывается на желании человека удовлетворять свои доминирующие потребности. Вот почему в начале статьи говорилось о том, что человек всегда действует из благих намерений:

  1. Он движим своими базовыми потребностями достичь равновесия, спокойствия и счастья.
  2. При этом он использует те модели поведения, которые обычно привык совершать в конкретной ситуации и при достижении определенной цели (подсознание).
  3. Если человек разовьет свое сверхсознание, тогда он сможет распознать иные способы достижения своих целей с учетом желаний и интересов окружающих, которым он своими поступками не навредит и себе принесет пользу.

Развитие сверхсознания

Самым интересным остается вопрос, как развить в себе сверхсознание. Достаточно трудно на него ответить, если нет четкого понимания того, как протекает процесс формирования новых идей. Однако можно дать рекомендации по созданию способствующих ситуаций, которые могут вызвать инсайты:

  • Игра. Попробуйте поиграть, смоделировав возникшую ситуацию. Побудьте собой, другим человеком, своим оппонентом и т. д. Увидьте ситуацию с разных сторон, чтобы быть способными что-то новое для себя понять.
  • Избавьтесь от убеждений, принципов, установок и пр. Не делите мир на плохое и хорошее, черное и белое, правильное и неправильное. Воспринимайте все в целом, не давая оценок.

Выйдите за ограничения и «заборы» своего сознания. Поставьте цель, которую хотите достичь, и увидьте, что для этого нужно сделать, чтобы прямо к ней прийти.

Итог

Сверхсознание лишь корректирует человеческое поведение. Оно помогает найти новые решения и идеи, которые окажутся более эффективными при удовлетворении своих желаний. Не следует его игнорировать, а лучше развивать.

Сверхсознание – это эмоциональная активность психики человека, активизирующаяся для разрешения сложных жизненных и творческих задач; наряду с подсознанием является неосознаваемым процессом психики. Сверхсознание проявляется творческими аспектами, в виде конструирования принципиально новых философских форм, мировоззрений, функционирования высшего проявления таких сознательных сфер, как социальная, ценностная, когнитивная. Это все, чего может эволюционно достичь человечество, интуиция, парапсихологические способности, инсайты.

Из трех аспектов человеческой психики (подсознательного, сознательного, сверхсознательного), деятельность сверхсознания направлена на творческие проявления, замысли, гипотезы, интуицию.

Сверхсознание это в психологии понятие, не поддающееся полному изучению, так как мы можем наблюдать сразу конечный результат его активности, минуя пути достижения и способы получения идеи. Активность сверхсознания имеет эмоционально-образную природу и направлена на удовлетворение и разрешение первоочередных доминирующих практических эмоциональных потребностей и задач.

Понятие сверхсознание

Устройство психики человека состоит из несколько уровней функционирования, которые разделены на сознательный, подсознательный и сверхсознательный.

В неосознаваемой части психических процессов есть две группы, на которые их можно разделить, которые имеют принципиально разные функции и систему деятельности. Первая группа это , которое вмещает в себя то, что раньше относилось к осознаваемым процессам (навыки, которые автоматизировались) или может стать осознаваемым ( , ) при определенных условиях. Например, при психотерапевтической работе можно найти подсознательные источники мотивации той или иной деятельности, ее выгоды; или наоборот, причины избегания, нелогичности поведения, жизненные ситуации, которые были вытеснены из защитными механизмами психики.

Сюда же, в подсознание, входят социальные нормы, обретающие определенную императивность (воспринимаются они человеком, как совесть или чувство долга); интуиция, основанная на накоплении опыта. Например, врач, который может поставить диагноз, даже, не начав осмотр, или сотрудник органов правопорядка, вычисляющий нарушителя в толпе – они основываются на интуиции, которая имеет своим фундаментом большой жизненный опыт.

Эволюционно, подсознание возникло в связи появившейся потребностью защиты сознания от возрастающих психологических перегрузок, оптимизации работы всего организма, также используется для хранения информации о полученных психотравматических переживаниях, которые в момент прошлого не могли быть переработаны . Информация, заложенная в подсознании достаточно консервативна, рефлекторна, подчинена внешним воздействиям и для ее изменения или коррекции необходимо приложить немало усилий.

Деятельность сверхсознания не подчинена влиянию никаких внешних условий, и не выходит на уровень осознанности ни при каких условиях или их изменениях. Мы можем наблюдать только конечные результаты этой неосознаваемой деятельности.

Сверхсознание проявляется в творческих догадках и гипотезах, которые в определенный необходимый момент психика предоставляет сознанию в готовом виде. Соответственно неосознаваемость этих процессов объясняется защитой процессов интуиции от преждевременной критики сознания, которая пресекла бы на корню любую, выходящую за пределы догм идею.

Функции сверхсознания рекомбинируют хранящиеся в памяти элементы опыта и информации, представляя в сферу сознания те из них, которые применимы к реальности. В этом главное различие идей сверхсознания от сновидений (которые также возникают вследствие рекомбинации полученного опыта и информации) или «гениальных» идей душевнобольных (которые достаточно необычны, но не имеют практического применения в существующей реальности).

Сверхсознание это в психологии очень тонкий регистратор возникающих малейших социальных, ситуационных, личностных изменений. Его деятельность направлена на предупреждение, и идеи по изменению или внесению новых корректив подаются сознанию заранее. Именно из-за того, что сознание еще не регистрирует изменения — эти идеи кажутся как минимум странными.

Сверхсознание непосредственно участвует в удовлетворении потребности, которая наиболее устойчива среди остальных мотивов личности. Доминирующая потребность направляет и корректирует сверхсознание в направлении ее наиболее благоприятной реализации, выхода из ситуации, задействуя механизмы творческого приспособления. Формирование доминанты может вызвать определенные трудности, когда имеется несколько, одинаково значимых приоритетов. Хорошо, если одна из доминант имеет практическую выгодность, тогда она имеет преимущество. Материал для новых комбинаций сверхсознание получает из осознаваемого опыта и подсознательных материалов, а также из построения абсолютно новых ассоциаций, не используемых ранее, однако удовлетворяющих ведущей потребности.

Пожалуй, самое действенное средство для развития и тренировки сверхсознания – это детская игра, которая обладает самоцелью и самоценностью, направленных на разрешение творческих задач, мотивируясь исключительно потребностью в познании. В творческой деятельности присутствуют четыре компонента: опыт субъекта и предыдущих поколений, сверхсознание и интуиция, сознание, проверяющее возникшие идеи, и процесс закрепления результата в памяти.

Обладает сверхсознание позитивными функциями (создание новых гипотез, идей, которые служат толчком к возникновению ранее не существовавшего) и негативными (отрицание и убирание устаревшего и неактуального). Оба эти направления являются эволюционно значимыми для человечества и развития личности.

Развитие сверхсознания

Уникальность природы сверхсознания толкает к мыслям, что к его использованию склонны лишь одаренные или гениальные личности, следует отметить, что сверхсознание присутствует у всех людей, и его функционирование не связано со степенью талантом или количеством полученных знаний. Деятельность и проявление сверхсознания не является неизменной и статичной константой, она может актуализироваться или иметь разновекторную природу, сверхсознание можно развивать, если разобраться в выполняемых им функциях.

Функции сверхсознания сводятся к двум основным направлениям, таким как самопознание личности и корректировка направления ее деятельности. Выполняемые функции: реинтерпретация имеющегося опыта, поиск взаимосвязей между существующим внешним миром и внутренним самоопределением личности, переоценка старого опыта и формирование новых концепций, коррекция деятельности и реализация новых форм существования, самообновление, самоизменение.

Самым лучшим средством для тренировки сверхсознания считается детская игра, которая не имеет своим достижением ни практических, ни социальных целей, игровой процесс является самоцелью, который максимально удовлетворяет потребность в развитии, познании и решении творческих задач. Именно стремлением к познанию ради познания, с активным и доминирующим интересом дети обязаны своей уникальной способности придумывать новые миры и реальности, фантазировать и практически жить в этих мирах и новых концепциях, погружаясь настолько, что они граничат с реальности.

По мере взросления игровая мотивация вытесняется более важными витально вещами, однако механизм остается прежним. Часто приводится пример военных летчиков, которые показывали максимально хорошие результаты именно в состоянии азартного соревнования с противником (но никак не агрессии или страха), что является одним из видов бескорыстной игры.

Способствует работе сверхсознания недостаток информации, когда нет возможности опереться на полученные данные, а имеется важная необходимость генерировать новое.

Если подвести итоги, то для улучшения функционирования сверхсознания необходима одна доминирующая потребность, которая будет иметь практическую эмоциональную значимость для , высокий уровень познавательной активности, спокойное, азартное или увлеченное эмоциональное состояние, снижение уровня критического восприятия мира, а также предвзятого отношения к возникающим идеям.