Как помочь ребенку хорошо учиться. Выдавать лень за нервное расстройство

Как помочь ребенку хорошо учиться? Все желают успешной реализованности своих детей, но лишь немногие задумываются, как помочь ребенку хорошо учиться в школе. Для многих способствование школьным успехам выглядит как спонсорство учебников, репетиторов, эргономичных пеналов и кучи красивых дополнений, которые теоретически должны повышать мотивацию и эмоциональный фон от занятий. В худшем варианте родители прибегают к наказаниям и упрекам, сравнениям и манипуляторству, что не повышает успеваемость, но может нанести существенный вред личностному развитию.

Родители являются фигурами, формирующими познавательный интерес ребенка, из которого складывается тяга и способность к обучению. Не усидчивость, и дисциплина, а именно интерес способен повысить или окончательно снизить успеваемость. Развитие базового интереса к окружающему миру воспитывается в семье, и если у вас не принято интересоваться новым, никто в семье не занимается развитием кругозора и не интересуется происходящим вокруг, то и у ребенка подобные навыки познания будут отсутствовать.

Кроме того, стоит учитывать, что снижение успеваемости может быть связано с психологическими факторами. Если дома часты скандалы или не хватает родительского внимания и заботы, то некоторые дети выбирают заболеть, а некоторые начинают хуже учиться. Это не обозначает умышленности, просто эмоциональная сфера испытывает перегрузки, и внимание уходит на семейные отношения, более важные, чем школа. Так, что прежде чем нанимать очередного репетитора, задумайтесь, возможно, малыш хочет, чтобы эту тему объяснили ему вы, таким образом, хоть немного поконтактировав со своей семьей.

Помимо проблем в собственной семье, плохому усвоению материала может способствовать неблагоприятная атмосфера в самой школе: тираничные и не творческие учителя, травля в классе или несовместимость с соседом по парте, а также обыкновенное снижение зрения могут быть причинами плохой успеваемости. Выбирая способ коррекции успеваемости ребенка, первым делом определитесь в причинах, чтобы не совершать бесполезного.

Как помочь ребенку хорошо учиться в школе и не навредить собственными действиями поможет знание основных и типичных родительских ошибок в попытках улучшить показатели в журнале, многие из них совершаются по незнанию, некоторые переданы нам воспитанием советского прошлого, а какие-то выскакивают из-за собственной несдержанности. Наблюдая, как тяжело ребенку дается предмет, многие не выдерживают и бросаются помогать, объясняя столько раз, сколько потребуется, помогая выполнять домашние задания и выполняя их за ребенка. Подобная тактика не помогает, а лишь развивает безответственность, поскольку вырабатывает привычку к тому, что будет хорошо, сколько бы времени не осталось, и какой бы сложности задача не была. У родителей подобная практика отнимает много времени и нервов, часто подобные совместные учения превращаются в пытку для обоих.

Оптимальным вариантом будет оставить исключительно проверку и контроль выполнения задания для младших классов, и полную самостоятельность для старших. Вы можете объяснить материал, если ребенок сам попросил о помощи, но подобная ситуация не стала привычной. Если же предмет сложен – стоит нанять профессионального репетитора. Умейте разграничивать собственные возможности и не брать больше на себя, чем умеете.

В дополнительных занятиях будьте аккуратны, посоветуйтесь с ведущим педагогом, поскольку ваше видение успеваемости и его оценка нормы могут расходиться. Грех многих родителей – стремление вырастить гения, разбирающегося во всех научных областях к десяти годам. Такие родители набирают преподавателей и дополнительных кружков, расписывая день ребенка поминутно, а результата нет. Возможно, нет результата, который вы себе придумали, и учитель сообщит о достаточно высоких показателях вашего чада. А возможно наступление обратного эффекта, когда перегруженная психика включает процессы торможения и больше не способна воспринимать информацию, при этом наблюдаются различные эмоциональные нарушения.

Чтобы помочь наладить учебу, стоит начать с нормализации всего дня, которая подразумевает контролированное использование планшетов и компьютеров, поддержание режима дня. Многие проблемы уходят, если наладить сон, исключив ночное бодрствование, тогда появляются силы и активность на информации днем. Еще одна базовая вещь, о которой могут позаботиться родители – рацион, содержащий все необходимые элементы, а также обустройство соответствующего уголка для обучения дома (кухонный стол или диван перед включенным телевизором – не являются удовлетворительными вариантами).

Главная поддержка и помощь от родителей – это общение, а не научение. Развитие самостоятельного интереса рождается при открытом взаимодействии и наличии рядом людей, с интересом обсуждающих различные темы, живо делящихся своим опытом. Чем больше вы разговариваете, тем масштабнее формируется кругозор ребенка, что позволяет ему не уперто заучивать материал, а понимать его, а также выстраивать взаимосвязи между предметами. Замените интересом, даже если это сотый вопрос за час, и вы не знаете ответа, лучше предложить поискать ответ вместе или спросить мнение ребенка, чем отмахиваться и кричать, раздражаясь. Вообще больше используйте мотивирующих слов, похвалы и побольше внимания уделяйте ребенку. Данная стратегия поможет и успеваемости, и предотвратить , и поспособствовать скорейшему формированию целостной и зрелой личности.

Работайте над развитием стремления к познанию вообще в вашей семье, потому что, сколько бы ни бились самые талантливые педагоги, а любовь к чтению не придет к тому, кто не видел своих родителей за книгой. Заведите традиции в совместном посещении музеев и выставок различных направлений, мастер-классов и представлений, встреч с мастерами своего дела, смотрите научно-популярные фильмы и передачи, а после художественных устраивайте небольшие обсуждения. Все это вместе формирует интерес к миру, дает знания автоматически и через интерес, кроме того формирует базовую культуру на автоматическом уровне и развивает вербальный интеллект. Расспрашивайте ребенка о происходящем в школе, не ограничиваясь списком оценок и домашних заданий. Узнавайте об отношениях в классе и с учителями, что интересного происходило на переменах и в столовой. Хвалите и поддерживайте, показывайте искренний интерес и память о прошлых событиях – это позволит ребенку больше вам открыться и тогда, если будет назревать какая-то критичная ситуация вы сможете ее предотвратить или как минимум не будете наседать с новым репетитором, когда ваш малыш поругался с лучшим другом и теперь ему оценки не важны.

Чтобы ребенок ориентировался в происходящем необходимо четкое понимание расписания уроков, заданий, дополнительных секций. Расписание это должно быть составлено вами совместно с ребенком, где он выступает творцом, а вы лишь корректируете это в выполнимую форму. Данный график повесьте на видном месте, что позволит ребенку более эффективно планировать время и понимать к чему приведет задержка в выполнении одного из пунктов. И пусть дизайн у графика будет прикольный и веселый, а не строгий и грустный, как в офисе техника пожарной безопасности. Это же касается предметов, необходимых для учебы, ведь яркие скрепочки, цветные ручки, специальные папки с изображениями любимых локаций помогают поддерживать эмоциональный фон. Все что касается канцелярии – пусть ребенок выбирает самостоятельно, потому что главная ее цель не писать и чертить, а вызывать желание ею пользоваться. Помните об этом правиле, пытаясь экономить и принося с работы серые, обезличенные принадлежности для ребенка (декорируйте их, а если это будет совместное творчество, то вообще прекрасно).

Если вы замечаете, что какой-то предмет вызывает больше интереса, чем остальные, то имеет смысл поддерживать эти увлечения дополнительными наборами, которых масса в детских магазинах или походами в соответствующие учреждения. Не пытайтесь добиться одинаково высоких оценок, ведь у всех различные предрасположенности, а подравнивая показатели можно упустить шанс развития .

Как помочь рассеянному ребенку хорошо учиться

Рассеянность проявляется в нарушениях внимания и , причин для подобного состояния множество и если вы часто слышите в адрес своего ребенка, что он неорганизованный и невнимательный, причем согласны с данными характеристиками, то первоначально нужно установить причину. Именно причину, потому что нарушение внимания не является сознательным актом и это не проявление упрямства или тяжелого характера, бороться с которыми можно методами воспитания. Любые отклонения в сфере внимания свидетельствуют о физиологических нарушениях и неполадках в состоянии здоровья.

Неспособность длительное время сосредоточиться на предмете, что как раз и называют рассеянностью, может быть вызвана рядом физиологических причин, самая простая из которых – усталость. Усталость свойственная всем людям и если внимание вашего ребенка падает к концу дня, то нужно грамотно пересмотреть режим дня, проследить за качеством ночного отдыха, возможно, увеличить перерывы между школой и выполнением домашнего задания. Тяжелые формы расстройств астенического спектра, включающие в себя также и рассеянность, как невозможность длительной концентрации, не убираются простым налаживанием режима, и если помимо внимания, вы замечаете снижение еще нескольких функций (памяти, скорости реакции, настроения и т.д.), то стоит обратиться на консультацию к специалисту и подобрать правильное корректирующее лечение.

Если же на рассеянность жалуются учителя, то проследите за требованиями и ходом процесса обучения – если все построено на системе наказаний и ребенок запуган, то внимание будет уходить на отслеживание реакций учителя, а не на задания, если же под невнимательность вписывается недопустимость ошибок, то необходимо поднять данную тему с педагогом, поскольку ошибки в учебной деятельности являются нормой.

Ваша задача, как родителя, проявлять максимальную чуткость и ставить на первый план интересы и потребности собственного ребенка, и если ему сейчас необходимы более длительные перерывы, лояльное отношение и прочие поблажки, то вы можете договориться об этом с преподавателем или сменить учебное учреждение. Точно также важно вовремя заметить физиологические нарушения, которые иногда обусловлены врожденными особенностями, но проявляются только в школе при столкновении с новым уровнем сложности и незамедлительно воспользоваться помощью специалиста.

Адаптация к учебе обычно занимает у детей несколько месяцев. Задача родителей – сократить этот период, чтобы школьник быстрее стал усваивать новые знания, его внимание не рассеивалось, а режим отдыха плавно сменился рабочим распорядком. Разумеется, все это лучше сделать не за счет муштры и нотаций, а постепенно корректируя летний образ жизни. Начните прямо сейчас.

Пора домой

Первое время школьники вынуждены резко уменьшить время, проводимое на прогулках. Накануне они могли гулять часами и сами выбирать, чем заняться. 1 сентября они садятся за парту и сразу должны включиться в обучение.

Это не значит, что в августе с прогулками придется завязать, но стоит уже сейчас больше времени посвящать занятиям на внимание – чтению, рисованию, рукоделию – тому, что больше нравится. Можно предложить ребенку подготовить поделки и подарки для одноклассников и учителей к началу школьного года.

Рабочий режим

Вернуть ребенка к школьному режиму дня – задача очень трудная, поэтому вряд ли стоит начать укладывать его в постель намного раньше обычного, пока лето еще не закончилось. Но облегчить этот процесс можно по-другому.

Вспомнить все

Повторение пройденного начните с заданий на лето. Свободный пересказ интересной книжки поможет «раскачаться», позже можно просмотреть и более сложные материалы и уделить внимание тому, что дается с трудом (повторить таблицу умножения, орфограммы, сделать несколько задач по разным дисциплинам).

Занятия лучше всего проводить в утренние часы, особенно если учеба дается ребенку с трудом. По времени они могут занимать не более часа в день – этого хватит, чтобы в свободном режиме освежить знания в памяти, но не переутомиться.

До свиданья, лето

Возвращение к режиму включает в себя и график питания, приближенный к школьному распорядку. Это приемы пищи в одно и то же время, обязательный завтрак и ужин за несколько часов до сна.

Не последнюю роль играет и положительная и доброжелательная атмосфера в доме школьника. Хорошо, если вместе с учеником вы выберете школьные принадлежности, соберете портфель и подготовите нарядную одежду. Несколько дней накануне 1 сентября можно посвятить специальным семейным праздникам – выбраться всем вместе на природу, в парк, покататься на аттракционах, проводить лето и помечтать об успехах в будущем учебном году.

Если вы хотите, чтобы ребенок окончил школу на «отлично», помогите ему в этом! Но помощь по не должна сводиться к оплате за репетиторов, покупке уже решенных домашних заданий и поиску в Интернете готового доклада.

Больше разговаривайте со своим чадом

Фото: Depositphotos

Наша речь — основа всего. Умение правильно сформулировать свои мысли, выражать свою точку зрения и отстаивать её, привлекать к себе внимание логикой изложения материала — всё это важные умения, которые, если их развивать с малых лет, пригодятся в любой сфере жизнедеятельности.

Необходимо с малых лет приучить ребенка к использованию библиотек. Особенно это важно на современном этапе, когда практически у каждого в доме есть компьютер, подключенный к сети Интернет. Всемирная паутина дает возможность легко найти нужный материал. А нам необходимо, чтобы ребенок покопался в справочниках и книгах, составил на их основе свой доклад или рассказ, выделив основное. Когда он научится искать ответы на свои вопросы в энциклопедиях, словарях и учебниках, он не только будет развивать свой кругозор, но и станет больше читать, обогатит свой словарный запас. А это прямой путь к повышению успеваемости!

Читайте вместе с ребенком и художественную литературу, стихотворения, пойте песни, даже если он старше семи лет. Только литература способна показать истинную красоту и богатство русского языка. Только родители могут научить ребенка видеть эту красоту. Обсуждайте с ним прочитанное. Пусть он перескажет вам сюжет, нарисует иллюстрацию к наиболее понравившемуся эпизоду, выучит наизусть и продекламирует стихотворения любимого поэта.

Чаще покупайте газеты и журналы. Если ваш ребенок учится ещё в начальной школе, прочитайте вместе новостные статьи и объясните ему суть написанного. Возможно, многое будет ему непонятно. Однако интерес к событиям, происходящим в мире, — немаловажный фактор успешного обучения, и необходимо приучать ребенка следить за новостями.

Чаще узнавайте о школьных делах

Чем больше вы будете знать о происходящем в школе, о том, что учащиеся проходят по тому или иному предмету, как ваш ребенок справляется с программой, хороший ли в этом классе преподаватель, тем больше у вас будет возможностей повысить уровень его знаний. Узнавайте домашние задания, проверяйте правильность и своевременность их выполнения ребенком.

Но не будьте надзирателем и тираном! Будьте с ребенком в доверительных, теплых отношениях. Помогайте с решением трудной задачи или подготовкой реферата. Если вы будете его поддерживать, а не попрекать плохими оценками, он будет стремиться повысить уровень своих знаний.

Не ругайте за «двойки»! Ссора ни к чему хорошему не приведет. Лучше беседуйте с ребенком, выясните, за что он получил плохую отметку, проанализируйте с ним ситуацию и найдите пути для решения проблемы. Важно объяснить, что неприятная отметка легко может повыситься и превратиться в «отлично», стоит только приложить усилия.

Фото: Depositphotos

Правильно распределите рабочее пространство школьника

Обратите внимание, хорошо ли освещен стол, хватает ли на нем места для выполнения домашнего задания, часто ли проветривается комната, не громко ли включен телевизор в гостиной… Правильно распределите время для уроков, для отдыха, активных игр, прогулок.

Если видите, что ребенок устал, дайте ему отдохнуть, не загружайте делами. Уставшая голова не способна запоминать информацию, и как бы вы не ругались, как бы не следили за выполнением домашнего задания, уставший ребенок все равно на следующий день принесет «двойку» или «тройку». Помните, что любому человеку нужно отдыхать, а ребенку тем более!

Правильное питание — залог успешного обучения

Современные исследования показали, что мозг — это один из тех органов, который от неправильного питания страдает в первую очередь. Поэтому, если ваш ребенок стал раздражительным, быстро утомляется, плохо запоминает учебный материал, стал получать более низкие отметки в школе, посмотрите на то, чем он питается.

В большинстве случаев подобные симптомы возникают вследствие неправильного питания. Значительное место в нашем рационе занимают жиры и углеводы, а современные дети и подростки без ума от фастфуда — а все это вредно для здоровья. Необходимо ограничить потребление вашим ребенком газированных напитков, чипсов, гамбургеров и другой еды подобного рода.
Фото: Depositphotos

Самой главной группой витаминов для мозга является группа витаминов B. Витамины этой группы отвечают за работу памяти, внимание и способность к обучению. Для улучшения памяти необходимо, чтобы в рационе ребенка присутствовали такие продукты, как: орехи, молоко, рыба, курица, мясо, печень, гречка, свежие овощи и фрукты. Если что-то из продуктов ребенку кажется невкусным, насильно есть не заставляйте. Попробуйте подойти к этому вопросу творчески: красиво оформите блюдо, поищите новые рецепты, где этот продукт можно подать в выгодном и вкусном свете. Развивайтесь сами, и ваш ребенок будет развиваться вместе с вами!

И помните: любящие, заботливые и мудрые родители — залог того, что ребенок будет не только хорошо учиться, но и вырастет думающим, образованным человеком, настоящей Личностью! Поэтому не жалейте времени, не отталкивайте ребенка, если он подошел к вам с вопросом или хочет поговорить по душам. Следите за его здоровьем и поощряйте его успехи. Будьте с ребенком в дружеских отношениях. У вас все получится, стоит только захотеть!

Чем ближе первый звонок, тем больше родители начинают волноваться, сможет ли их ребенок стать успешным учеником. Особенно эта проблема волнует родителей первоклассников.

Как заставить ребенка учиться, если, еще не начав школьное обучение, многие дети в школу идти уже не хотят? Как мотивировать ребенка учиться, если многие ученики олицетворяют начало нового учебного года с каким-то непосильным грузом или началом тяжелого периода в своей жизни?

Начнем сначала

Как часто родители, желая видеть своего малыша успешным с самого начала школьной жизни, отдают его за год до начала обучения в первом классе в различные школы раннего развития, водят к репетитору, с которым дошкольник проходит практически всю программу первого класса.

Здесь зачастую с шестилетним малышом обращаются, как в настоящей школе:

  • он высиживает на занятиях по 3 – 4 часа;
  • дошкольнику задают уроки, он выполняет полноценное домашнее задание, хотя его возможности еще сильно ограниченны;
  • репетитор не учитывает, что в этом возрасте ведущая деятельность – игровая, и обучает малыша, применяя методы, пригодные лишь для школы.
В результате, вместо того, чтобы пойти в первый класс с удовольствием, дети боятся и ненавидят школу, еще не побывав в ней. Забег в знаниях, который удается таким путем достичь, исчезает уже к середине первого учебного года.

Тщательно подготовленный первоклассник становится далеко не первым в учебе, особенно, если у него плохо развиты следующие компоненты психологической готовности к обучению:

  • умение проявлять волевые усилия;
  • умение применять произвольное внимание;
  • умение логически рассуждать и мыслить;
  • умение анализировать свою работу.

В первый класс вместе с мамой

На первых этапах школьного обучения многие родители не знают, как помочь ребенку хорошо учиться. К сожалению, многочисленные реформы образования привели к усложнению школьной программы. Если раньше первоклассники до конца второй четверти учились выписывать в тетради палочки и крючки, то теперь они в это время должны научиться бегло читать и довольно сносно писать.

Помимо этого, существуют и дополнительные дисциплины, задания по которым нередко требуют применения художественных и литературных талантов всей семьи. Нельзя сбрасывать со счета неизбежный период школьной адаптации, во время которого от школьного психолога можно получить советы быть к первоклассникам особенно внимательными, сделать так, чтобы привыкание к новой жизни прошло безболезненно.

Надо выбрать золотую середину – всеми силами помочь ребенку освоиться в новой для него среде, и не опекать чрезмерно. Если сразу отбить охоту к получению знаний, после восстановить ее получиться не у всех.

Не ругайте малыша за каждый промах, чаще отмечайте его успехи. Не делайте за него уроки, но прилежно контролируйте их выполнение. Пусть ребенок с вашей помощью втянется в новый ритм жизни, постарайтесь объяснить ему правила жизни в новом коллективе.

Не ограничивайтесь страницами учебника, находите дополнительную информацию про то, что дети изучают на уроках по ознакомлению с окружающим, постарайтесь заинтересовать их теми знаниями, которые расширяют кругозор.

Находите и читайте дополнительно произведения писателей и поэтов, с которыми дети знакомятся на уроках чтения и литературы. Надо, чтобы дети почувствовали удовольствие от получения новых знаний, тогда проблема, как привить ребенку желание учится, просто не возникнет.

Как приучить делать домашнее задание

Лучше делать прививку ответственности, воспитывать привычку делать уроки еще в первом классе, когда у детей 6,5 – 7 лет начинается переход от непроизвольной памяти к произвольному вниманию.

Именно теперь недостаточно иметь выдающиеся способности, в начальной школе нужно еще и прилежание. И именно теперь возникают истоки проблем, которые приводят к тому, что дети впоследствии теряют интерес к учебе. Нужно учесть, что подход к детям 6 – 7 лет и 8 – 10 лет кардинально отличаются друг от друга.

Педагоги младших классов могут дать полезные советы о том, как не лишить первоклассников интереса к учебе на старте школьной жизни. Приемы, помогающие детям 7 – 10 лет делать уроки:
  • Выделите в режиме определенное время для выполнения домашнего задания, никогда не отступайте от него.
  • Дайте ребенку после школьных занятий не только пообедать, но и отдохнуть.
  • Когда наступит время садиться за уроки, спросите, что сегодня задавали в школе.
  • Если часты ошибки, поиграйте «в школу», пусть дети вас «поучат» писать, вылепите цифры и буквы из пластилина, выложите их из мозаики, из деталей конструктора.
  • Детей 8 – 10 лет научите пользоваться справочниками, словарями. Выполняя такие задания, они научатся делать уроки вдумчиво, самостоятельно находить нужную информацию.
Если во 2 – 3 классе ваши старания не увенчались успехом, и уроки дети делать по-прежнему не хотят, значит, нужно искать причину нежелания учиться.

Возможно, в классе сложились негативные взаимоотношения со сверстниками, или у вашего ученика недостаточно развито логическое мышление, чувство ответственности за свои поступки. В последнем случае не лишним будет лишение детей каких-то удовольствий, особенно ими ценимых.

А вы сами любите учиться?

Зачастую родители просят психолога дать им действенные советы на тему, как говорить с детьми, чтобы они учились. Между тем, во многих случаях причина хронического нежелания учиться заключается в том, что дети подражают в этом отношении членам своей семьи.

Никогда не будет «с неба звезд хватать» ребенок, если его родители не любят читать, если в доме нет никаких книг, кроме школьных учебников.

Как заставить ребенка учиться, если изо дня в день он видит, что членов его семьи не интересует ничего кроме телевизора и компьютерных игр? Если таким образом невозможно убедить младшего школьника, то уж подростку и подавно подобное лицемерие не станет примером.

Никто не заставляет родителей школьника делать уроки и проходить заново школьную программу. Просто в семье должен быть культ получения знаний, когда члены семьи с удовольствием делятся друг с другом полученными сведениями .


Нужно понять самим и объяснить подростку, что в наше динамичное время нельзя останавливаться, надо постоянно развиваться и не стоять на месте.

Желательно читать качественную литературу, избегая легкого «чтива», обсуждать прочитанное друг с другом. Благоговейное отношение к книге обязательно передастся и детям, они воспримут ее, как источник удовольствия и получения новых знаний.

Невозможно заинтересовать младшего школьника или подростка учебой, если в его семье нередки пренебрежительные разговоры о школе и учителях.

Как привить ребенку желание учиться, если самые значимые для него люди школу не любят, а учителя не уважают? Эту дилемму невозможно решить школьнику любого возраста, поэтому нужно взять за правило: даже если у вас особое отношение к процессу обучения в данной школе, не озвучивайте свое мнение при детях.

Кому тяжелее всего дается хорошая учеба

Не нужно думать, как заставить ребенка учиться, приложите лучше силы к тому, как научить ребенка учиться.

Существует масса причин, мешающих детям стать прилежными учениками:

  • У подростка врожденные особенности памяти, внимания, нервной системы. Требуется помощь психоневролога, консультация опытного психолога.
  • Помимо занятий в школе ребенок посещает дополнительные занятия, секции, кружки, и нагрузка эта непосильна для него.
  • Учитель не в состоянии поддержать интерес к своему предмету (пресловутый человеческий фактор!), он не может интересно объяснить тему, заинтересовать детей.
  • Преподаватель в школе может не воспринимать подростка 12 – 16 лет, как хорошего ученика из-за его демонстративного поведения (здесь уже обоим требуются советы квалифицированного психолога).
  • В семье у детей имеются проблемы во взаимоотношениях с родителями, нет тесного контакта с ними, отсутствуют доверительные отношения.

Думаем о будущем

Если предстоящая взрослая жизнь для младшего школьника – это пока еще аморфное понятие, то подростку 16 – 17 лет уже приходится стоять на ее пороге. Как говорить с детьми, чтобы они учились? Довольно часто советы родителей для подростка разбиваются о реалии взрослой жизни.

Зачем хорошо учиться в школе, прилежно делать уроки, если в маленьком городке, даже получив образование, невозможно найти мало-мальски приличную работу, а родители еле сводят концы с концами?

Надо постараться рассказать своим детям о том, что при желании человек может добиться того, чего он захочет, убедить старшего школьника в том, что вы ему поможете на пути получения профессионального обучения. Можно заручиться поддержкой авторитетного взрослого, который приведет пример тех людей, кто смог добиться всего самостоятельно.

К тому же, в эпоху интернета можно работать даже удаленно, но для этого надо иметь определенный багаж знаний, получить специальное образование, быть интеллектуально развитым человеком. Если убедить подростка в том, что теперь важно быть образованным, что в любом деле ценятся профессионалы, возможно, в старших классах он наверстает упущенное время.

Приемы научной организации умственного труда

Для того чтобы учиться с удовольствием, надо освоить простейшие приемы организации умственной работы. Как научить ребенка учиться, если его охватывает отчаяние при виде того объема знаний, который предстоит усвоить?

Научите младшего школьника или подростка, как лучше всего перерабатывать информацию, как выделять главное, определять тезисы и главные мысли .

Очень много информации получают те, кто освоил приемы быстрого чтения . Пройти такие курсы можно даже дистанционно, и тогда чтение, организованное особым образом, поможет больше усваивать за тот же промежуток времени.

Попробуйте использовать аудиоучебники – может быть это поможет подростку с развитой слуховой памятью лучше запоминать учебный материал.

Развитию памяти и внимания младших школьников способствуют различные задания на сообразительность, головоломки, загадки, забавные задачи , постановка доступных и эффектных опытов.

Рассказывает Катерина Мурашова, известный психолог и писатель :

— Хочу вас заверить: отношения портятся не у всех. Хотя ко мне на приём очень часто приходят со школьной темой, причём когда ситуация уже накалилась до предела и зашла в тупик. Распутывать клубок проблем на этой стадии бывает непросто. Гораздо проще не запутываться с самого начала.

Ещё до того, как ребёнок пошёл в школу, родителям имеет смысл оценить собственные амбиции и честолюбие ребёнка (такие дети бывают, но родители это замечают не всегда). Со своими амбициями и честолюбием чад стоит соотнести возможности семьи. Например, мама с папой изо всех сил готовят ребёнка к поступлению в суперпрестижную школу, водят на всевозможные «развивалки». И их усилия увенчаются успехом. А там ребёнок с самого начала обречён на ощущение себя человеком «второго сорта» — например, потому, что не может проводить все каникулы в Европе, или дорого одеваться, или просто не тянет программу, а на репетиторов у семьи денег нет. Зачем? Он бы мог пойти в обычную школу рядом с домом и чувствовать себя совершенно полноценным. В таких ситуациях я даю всё время один и тот же совет — не врать. Не врать себе и ребёнку. Спокойно сядьте и подумайте: «Я готова лбом биться, чтобы отправить ребёнка учиться в Англию?» Или: «Я буду с него требовать хорошую оценку, потому что у меня есть страх, что без этого его жизнь не сложится?» Но ведь это бред! Вы это понимаете сами и всё равно готовы продолжать?

Недавно одна мама мне пожаловалась: её ребёнок ходит в бассейн, но занимается с ленцой, не трудится, а если не приучится трудиться, то... Я её спросила: «А вы что хотите — чтобы ваш ребёнок стал профессиональным спортсменом или чтобы он, придя на пляж, с удовольствием плавал вдоль берега? И почему плавание, а не лёгкая атлетика? Или вот есть такой интересный спорт, когда трут швабрами по льду? Может быть, он там преуспел бы больше, раз плавание не очень получается?» Но мамы себе этих вопросов почему-то не задают. Родители очень часто попадают в ловушку собственных амбиций и загоняют в эту ловушку ребёнка.

Юлия Борта, «ПРО.Здоровье»: А бесконечные рейтинги и сравнения, конкуренция в школе и дома разве не сказываются стрессово на ребёнке?

Катерина Мурашова: Так это вы должны решить: для вас важно, чтобы ваш ребёнок был первым по плаванию, а не 28-й из 30? Если важно, то почему? Готовы ли вы, чтобы он не делал то, что ему нравится, а всё время плавал, чтобы поднять свой рейтинг и стать, к примеру, 15-м? На что вы, родители, готовы ради этого пойти? Примите решение, а потом ребёнку честно скажите: «Зайчик, жить будешь так». Ну и так он живёт до подросткового возраста, пока не начинает выползать из-под родительского контроля.

— Если родители, например, были отличниками в школе, а у ребёнка всё ровно наоборот? Как им принять его «обычность»?

— Понимаете, в чём дело... Если родители были отличниками просто так, то есть с ними ничего такого выдающегося не произошло в жизни — они не стали народными артистами, талантливыми инженерами и т. д., то какой смысл был лезть из кожи вон, зарабатывая свои пятёрки? А если один стал великим хирургом, а вторая — увлечённая артистка драматического театра, то им совершенно наплевать, чего там у их ребёнка в дневнике. Я вас уверяю! Люди на своём месте. И ребёнок найдёт себя. Родителям надо понимать, когда они взаимодействуют со своим ребёнком, а когда — со своими проекциями. В основном люди взаимодействуют со своими проекциями.

— То есть что-то не удалось в жизни — надо испробовать на ребёнке?

— Необязательно. Мы проецируем на ребёнка какую-то часть своей личности. Причём не всегда неудачную. Например: я это понимаю, значит, и он тоже должен понять. Я в его возрасте делал вот то-то, значит, он тоже может это делать. Однако совпадения бывают не всегда.

— Говорят, что современная молодёжь стала инфантильной, слишком долго взрослеет. Некоторые наркологи даже заявляют: если бы детей в детстве не зацеловывали, то они бы наркоманами не становились. Это так?

— Ерунда! Нет никаких общих детей. Кто-то, что с ним ни делай, никогда наркоманом не станет. У него нет склонности к зависимости. У другого алкогольдегидрогеназа (фермент, перерабатывающий этанол. — Ред.) врождённо не работает, а потому он первый кандидат в алкоголики. Соответственно, ему нужно приложить некоторые усилия, чтобы его отношения с алкоголем не переросли в болезнь... Что здесь важно — опять же информированность подростка.

— Что делать, если ребёнок отказывается ходить в школу, постоянно скандалит и агрессивно себя ведёт?

— Ребёнок не может решать за «больших обезьян», что ему делать, а что нет. А когда ему это позволено, вплоть до того, ходить или не ходить в школу, родители наверняка потом будут иметь серьёзные проблемы. Нельзя, чтобы ребёнок в первом классе отказывался ходить в школу, если там не происходит ничего ужасного. У него возникает иллюзия, что в школу можно ходить, а можно не ходить. А это не так! Если, конечно, вы не планируете его сейчас забрать на домашнее обучение, и тогда, действительно, уроки можно не посещать. Таким поведением ребёнок, скорее всего, проверяет границы дозволенного — насколько он может «нагнуть» родителей, управлять ими. Вины ребёнка в этом нет. Установление границ — это биологическая программа, заложенная при рождении у всех животных, в том числе у человека. Например, кобель в полтора года начинает пытаться покусать хозяина. Если его сразу не поставить на место, а воспринимать такое поведение как игру, это чревато большими проблемами. Нельзя, чтобы ребёнок руководил родителями, это истощает его нервную систему. Не может детёныш решать, как оно будет. Границы надо ставить чётко.

— Сейчас многие психологи говорят о том, что с ребёнком надо договариваться.

— Нет, это ерунда. Ещё раз повторяю: у детей нет для этого ресурсов, психомоторной энергии. Нет опыта, ничего... Посмотрите, как утка ходит: она впереди, следом утята. Не может утёнок решать, куда идти. Утка знает, она ведёт. Вот когда ребёнок будет посильнее, станет подростком, то придёт и скажет: «Всё, дорогие родители, давайте пересматривать систему, я уже вырос». А с маленьким так нельзя. Родители ему говорят, как всё устроено. Он приспосабливается. Если вы готовы дать ребёнку выбор, то это выбор с вашего плеча. Например: «Я разрешаю тебе бросить уроки на пианино и прочие кружки. Но в школу ходить обязательно». Главное, чтобы ребёнок знал, как надо.