Колеченко а к энциклопедия педагогических технологий. Биография Селевко Г.К

Селевко Герман Константинович (15 февраля 1932, Ярославль) — академик МАНПО, профессор, кандидат педагогических наук

Свою трудовую биографию начал на заводе, откуда был призван в ряды Советской Армии и направлен в военное летное училище. Уже в техникуме и училище проявился педагогический талант Г.К. Селевко: он всегда был помощником преподавателей, помогал учиться отстающим.

В 1954 поступил в Ярославский государственный педагогический институт им. К.Д. Ушинского, который окончил в 1959 году по специальности «Учитель физики и основ производства». Учебу в институте он успешно сочетал с работой учителя вечерней школы, где и расцвел его педагогический (методический) талант и появились первые печатные работы. После окончания института он как передовой учитель был приглашен для работы инспектором городского Отдела народного образования, где возглавил процесс перехода средних школ на 11-летнее обучение.

В 1962 поступил в аспирантуру НИИ вечерних школ АПН РСФСР, которую досрочно закончил и в 1964 защитил ученую степень кандидата педагогических наук.

После этого Г.К. Селевко приходит на преподавательскую работу, работая одновременно в школе и в Ярославском педагогическом институте. Здесь он проходит путь от преподавателя до декана факультета. В 1967 году ему присвоено ученое звание доцента.

В 1985 году он приглашен для создания кафедры педагогики в Ярославском областном институте повышения квалификации. Работая в должности заведующего кафедрой, доцент Г.К. Селевко внес много нового в деятельность этого учреждения. В течение 10 лет на кафедре, возглавляемой им, были выращены кадры для открытия новых кафедр. В 1989 за успешную научно-педагогическую деятельность ему было присвоено ученое звание профессора. Будучи сторонником прогрессивных педагогических новаций, он является инициатором создания в 1990 факультета социальной педагогики в Ярославском ИПК.

За активную деятельность по подготовке педагогических кадров Г.К. Селевко был награжден медалью им. К.Д. Ушинского.

Г.К. Селевко разрабатывает технологию саморазвития личности человека как непрерывную систему от детского сада до выпуска из профессионального учебного заведения, обогащает ее новыми практически-ми заданиями-ситуациями, выезжает в школы, консультирует учителей, слушает их советы.

С 2000 года проведено четыре межрегиональные научно-практические конференции, на которых более тысячи педагогов делились опытом.

Но главным делом жизни Г.К. Селевко является «Энциклопедия образовательных технологий», вышедшая в двух томах в 2006 году в издательстве «Народное образование».

Герман Константинович активно участвует в международном сотрудничестве, выступает с докладами на международных симпозиумах, встречах, в том числе в ближнем и дальнем зарубежье (Казахстане, Беларуси, Словакии).

Книги (5)

Познай себя

Сборник развивающих занятий для учащихся пятого класса. Учебное пособие, сборник развивающих занятий.

Книга открывает серию «Самосовершенствование личности» и предназначена для учащихся пятого класса средней школы в качестве учебного пособия по разделу «Познай себя».

В ней даются различные сведения о психологии личности. Рассматриваются основные качества личности в нравственной, умственной, волевой и эмоциональной сферах, приводятся способы самопознания и самооценки.

Реализуй себя. Сборник развивающих занятий для учащихся 11 класса

Книга посвящена формированию личности выпускника, стремящегося к реализаций всех своих потенциалов, обладающего чувством социальной ответственности, умеющего использовать и умножать духовные и материальные богатства общества.

Книги предназначены для учеников и учителей, психологов и воспитателей, а также для широкого круга читателей, интересующихся проблемами развития и самосовершенствования личности.

Энциклопедия образовательных технологий. Том 1

Энциклопедия образовательных технологий. Том 2

Книга представляет собой учебно-методическое пособие нового поколения.

Представлены около 500 технологий обучения, воспитательных и социально-воспитательных технологий; в отдельной главе выделены педагогические технологии на основе применения современных информационных средств.

Методологической основой книги стала концепция образовательной технологии Г.К. Селевко, согласно которой технология представляет coбoй совокупность трех основных взаимосвязанных компонентов: научного, формально-описательного и процессуально-действенного.

В каждой из технологий четко прослеживается научно-концептуальная основа, излагаются суть и особенности содержания и применяемых методик, дается необходимый для освоения материал. Характеристики технологий снабжены примерами их исторических и генетических прототипов (рубрика «Предтечи, разновидности, последователи»). В пособие также включены контрольные вопросы к содержанию глав и ответы на них.

Книга ориентирует читателя в мире образовательных технологий настоящего и прошлого, представляет и некоторые технологии будущего.

Предназначена для широкого круга работников образования, учителей и студентов педагогических, психологических и социально-педагогических специальностей.

педагогическая технология

совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образоват. цели. П. т. предполагает соответствующее науч. проектирование, при к-ром эти цели задаются достаточно однозначно и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и итоговой оценки достигнутых результатов.

П. т. - относительно новое понятие пед. науки. В 60-70-х гг. 20 в. оно ассоциировалось гл. обр. с методикой применения ТСО. В этом смысле оно до сих пор используется во мн. заруб. публикациях; в США издаётся спец. науч. журн. «Educational Technology».

В исследованиях рос. специалистов понятие «П. т.» получило более широкий смысл и прилагается к большому кругу образоват. процессов, рассматривается в пед. системах разл. уровня: нац. и региональных, уч. заведений или групп учащихся. Практически оно наиб. широко используется при описании пед. систем учреждений общего и проф. образования.

В любой пед. системе П. т. - понятие, взаимодействующее с дидактич. задачей. Если дидактич. задача выражает цели обучения и воспитания, то П. т. - пути и средства их достижения. При этом в структуре дидактич. задачи определённые личностные качества учащихся, подлежащие преобразованию, выступают как цели обучения и воспитания в конкретных условиях (содержание образования).

Содержат. описание элементов пед. системы даёт представление и о П. т. Состоит П. т. из предписаний способов деятельности (дидактич. процессы), условий, в к-рых эта деятельность должна воплощаться (организац. формы обучения) и средств осуществления этой деятельности (целенаправленная подготовка учителя-педагога к занятиям и наличие соответствующих ТСО). С дидактич. точки зрения проектирование П. т. - это разработка прикладных методик, описывающих реализацию пед. системы по её отд. элементам. В основе таких описаний лежат теоретич. представления о пед. явлениях, опирающиеся на достоверные исследоват. данные.

В П. т. наиб. сложен вопрос. об описании личностных качеств учащегося. На всех стадиях пед. процесса может использоваться избранная концепция структуры личности, но сами качества необходимо интерпретировать в т. н. диагностичных понятиях, т.е. их описание должно удовлетворять ряду условий: однозначной определённости, обеспечивающей чёткую дифференциацию конкретного качества от других; наличию соответствующего инструментария для выявления диагностируемого качества в процессе уч. контроля; возможности определения разл. уровней сформированности и качества по достоверной шкале измерений.

В отеч. психол.-пед. науке задачи диагностичного описания свойств и качеств личности решены лишь частично. Так, в известной классификации осн. свойств личности, предложенной К. К. Платоно-вым («О системе психологии», 1972), различаются группа социальных свойств, группа свойств, описывающих опыт конкретной деятельности, группа интеллектуальных качеств и группа генетич. свойств. наиб. полное диагностичное описание может быть дано целям формирования опыта личности. Менее полны диагностичные описания интеллектуальных и генетич. свойств. Не решён вопрос. диагностичного описания социальных свойств личности. Поэтому пока нет достаточных оснований говорить о П. т. в воспитат. процессах.

Методика диагностичного описания опыта личности и её интеллектуальных качеств представлена нек-рой совокупностью параметров и связанных с ними критериально-ориентиров. тестов для контроля степени достижения учащимися диагностично поставленных целей обучения. Названная совокупность включает параметры, характеризующие содержание обучения (число уч. элементов, степень абстракции их описания, степень осознанности их изучения) и качество его усвоения (уровень усвоения и степень автоматизации применения усвоенных умений).

На основе диагностичного целеполага-ния разрабатываются стандарты образовательные (т.е. фактически - содержания обучения), уч. программы и учебники, а также строятся дидактич. процессы, гарантирующие достижение заданных целей. Благодаря диагностич-ному целеполаганию в П. т. осуществляется обоснованное дозирование объёмов уч. дисциплин, включенных в уч. план образоват. учреждений, и тем самым преодолевается перегрузка учащихся. В то же время П. т. позволяет достаточно точно определить расчётными методами необходимые соответственно целям обучения сроки обучения предметам и сроки подготовки в целом.

В проектировании содержания обучения П. т. придаёт большое значение методикам наглядного представления уч. материала, в т. ч. уч. элементов, подлежащих усвоению.

Технология обучения представляет собой вариативную составляющую П. т.: выбор определяется особенностями дидактич. задачи. Разумеется, выбор технологии обучения подчиняется всем правилам принятия оптимальных решений (наилучших для данных условий). П. т. предоставляет в распоряжение преподавателя широкий спектр дидактич. возможностей, обеспеченных качеств, критериями для их оценки и выбора.

Для выбора дидактич. процесса в П. т. используются особые понятия алгоритма функционирования и алгоритма управления. Построение алгоритма функционирования (правил познават. деятельности учащихся) опирается на определённую психол. теорию усвоения знаний, принятую в данной П. т. От совершенства теории усвоения зависит скорость и нек-рые др. показатели качества обучения. Однако выдвинутые психологами гипотезы усвоения не доведены до инструментального уровня, как того требует П. т. Для построения управляемого дидактич. процесса разработана обобщённая схема алгоритма функционирования. Она охватывает неск. этапов обучения: ориентировки (формирования представления о целях и задачах усвоения предмета, о логич. структуре курса и т. п.; осмысление избранной последовательности содержания предмета и соответствующих метод. приёмов изучения), исполнения (изучение отд. тем курса, межпредметных связей и др.), контроля и корректирования.

Алгоритм управления представляет собой систему правил слежения, контроля и коррекции познават. деятельности учащегося для достижения поставленной цели. Для реализации каждой из возможных целей обучения следует применять строго определенный алгоритм управления познават. деятельностью учащегося, что позволяет не только оценивать успешность процессов обучения, но и заранее проектировать процессы с заданной эффективностью

Разрабатываются спец. показатели эффективности у ч занятий, способы их нахождения и интерпретации их смысла Это способствует снижению значения субъективных (и чаще всего не конструктивных) подходов к оценкам уч достижений

П т предоставляет преподавателю возможности для осмысленного выбора и инструментальной оптимизации дидак-тич процесса в целом

При выборе способа управления дидак-тич процессом решается вопрос. и о наиб. подходящих (доступных) для соответствующих целей ТСО

Особая проблема в II т - целенаправленный выбор организац. форм обучения, т к время, отведенное на образоват. деятельность в уч заведении в целом и по отд. дисциплинам, до сих пор определяется не пед.соображениями Решением этой проблемы может быть достигнута гармонизация и II т и пед.системы уч заведения в целом

При использовании апробированных в II т методов меняются требования к иск-ву и способности педагога к импровизации в сторону точного соблюдения предписаний II т

Развитие работ в области II т и накопление соответствующего исследоват.материала существенно обогащает педагогику, повышая степень ее практико-ориентиров характера

Лит Янушкевич Ф Технология обучения в системе высшего образования M 1986, Беспалько В II Слагаемые пед.технологии M 1989, с г. о ж с Педагогика и прогрессивные технологии обучения M, 1995 Кларин M В Пед.технология в уч про цессе, M, 1989 В II Беспалько

В данной работе представлен системный анализ целей обучения, развития и воспитания в общеобразовательной школе. При этом основное внимание уделяется механизмам становления социально-успешной личности. В работе описаны эффективные педагогические технологии обучения и воспитания, снижающие энергозатраты со стороны педагогов, развивающие мотивацию учащихся за счет изменения позиции ученика с пассивной на активную. Особое внимание в работе уделено проблеме оценки знаний. Книга предназначена педагогам и руководителям системы образования.

Издательство: "КАРО" (2008)

Формат: 60x88/16, 368 стр.

ISBN: 978-5-9925-0049-3

На Озоне

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    А. К. Колеченко В данной работе представлен системный анализ целей обучения, развития и воспитания в общеобразовательной школе. При этом основное внимание уделяется механизмам становления социально-успешной… - КАРО, (формат: 60x88/16, 368 стр.) 2008
    299 бумажная книга
    Александр Колеченко В книге представлен системный анализ целей обучения, развития и воспитания в общеобразовательной школе. При этом основное внимание уделяется механизмам становления социально-успешной личности. В… - КАРО, (формат: Твердая глянцевая, 348 стр.) Педагогический взгляд (Каро) электронная книга 2008
    525 электронная книга
    Шарков Ф. Реклама в коммуникационном процессе Учебник известного в стране и за рубежом ученого, доктора социологических наук, профессора, академика, члена президиума секции "Российская энциклопедия" РАЕН, Международной академии наук информации… - Дашков и К, (формат: Твердая глянцевая, 348 стр.) 2007
    232 бумажная книга

    См. также в других словарях:

      Средняя общеобразовательная школа № 6 … Википедия

      - (англ. educational logistics) поддисциплина логистики, которая занимается менеджментом (управлением) педагогических потоков, исходя из принципов логистики (особенно «Точно в срок») и принципа простоты реальных систем Э. М. Голдратта (Eliyahu… … Википедия

      Модернизация - (Modernization) Модернизация это процесс изменения чего либо в соответствии с требованиями современности, переход к более совершенным условиям, с помощью ввода разных новых обновлений Теория модернизации, типы модернизации, органическая… … Энциклопедия инвестора

      Социальная работа профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции. В самом общем виде социальная работа представляет… … Википедия

      Город Набережные Челны Яр Чаллы Флаг Герб … Википедия

      Вирумааский колледж Таллинского технического университета (ВК ТТУ) (эст.Tallinna Tehnikaülikooli Virumaa Kolledž) является высшим учебным заведением по подготовке специалистов с прикладным инженерным образованием для предприятий топливной,… … Википедия - Оригинальное название Құрманғазы атындағы Қазақ ұлттық консерваториясы Г … Википедия

      Государственная программа - (Government program) Государственная программа это инструмент государственного регулирования экономики, обеспечивающий достижение перспективных целей Понятие государственной программы, виды государственных федеральных и муниципальных программ,… … Энциклопедия инвестора

    Академик МАНПО, профессор, кандидат педагогических наук

    Творческий путь

    Селевко Герман Константинович родился 15 февраля 1932 года в г. Ярославле в учительской семье. В школу пошел с семи лет и, будучи очень способным учеником, стал круглым отличником. Но тяжелые послевоенные годы привели его в химико-механический техникум. Свою трудовую биографию он начал на заводе, откуда был призван в ряды Советской Армии и направлен в военное летное училище. Уже в техникуме и училище проявился педагогический талант Г.К. Селевко: он всегда был помощником преподавателей, помогал учиться отстающим.

    В 1954 г., уволившись в запас по сокращению штатов, поступил в Ярославский государственный педагогический институт им. К.Д. Ушинского, который окончил в 1959 году по специальности «Учитель физики и основ производства». Учебу в институте он успешно сочетал с работой учителя вечерней школы, где и расцвел его педагогический (методический) талант, появились первые печатные работы. После окончания института он как передовой учитель был приглашен для работы инспектором городского Отдела народного образования, где возглавил процесс перехода средних школ на 11-летнее обучение.

    В 1962 г. поступил в аспирантуру НИИ вечерних школ АПН РСФСР, которую досрочно закончил и в 1964 г. защитил ученую степень кандидата педагогических наук.

    После этого Г.К. Селевко приходит на преподавательскую работу, работая одновременно в школе и в Ярославском педагогическом институте. Здесь он проходит путь от преподавателя до декана факультета.

    В 1967 году ему присвоено ученое звание доцента.

    Работу по обучению новых кадров учителей Г.К. Селевко сочетал с работой по повышению квалификации учителей города и области.

    В 1974 г. Г.К. Селевко награждается знаком «Отличник народного образования».

    В 1985 году он приглашен для создания кафедры педагогики в Ярославском областном институте повышения квалификации. Работая в должности заведующего кафедрой, доцент Г.К. Селевко внес много нового в деятельность этого учреждения. В течение 10 лет на кафедре, возглавляемой им, были выращены кадры для открытия новых кафедр. В 1989 г. за успешную научно-педагогическую деятельность ему было присвоено ученое звание профессора. Будучи сторонником прогрессивных педагогических новаций, он является инициатором создания в 1990 г. факультета социальной педагогики в Ярославском ИПК.

    За активную деятельность по подготовке педагогических кадров Г.К. Селевко был награжден медалью им. К.Д. Ушинского.

    В своих исследованиях Г.К. Селевко последовательно разрабатывает технологический подход в образовании. В рамках этого подхода им разработаны оригинальные концепции: самовоспитания школьников, содержания работы классного руководителя, гуманно-личностно-ориентированного подхода к учащимся, концептуал социального педагога, концепция работы с трудными детьми, а также инновационная образовательная технология – технология саморазвития и самосовершенствования личности учащихся, основой которой является парадигма саморазвития. Особое значение при этом имели использование и разработка на технологическом уровне идей академика А.А. Ухтомского о воспитании доминанты самосовершенствования личности ребенка.

    Форпостом практического освоения технологии стала её экспериментальная база, включающая более 150 экспериментальных площадок в Российской Федерации и ближнем зарубежье.

    В 2000 году Г.К. Селевко награждается медалью к ордену «За заслуги перед Отечеством» второй степени.

    Но главным делом жизни Г.К. Селевко является «Энциклопедия образовательных технологий», вышедшая в двух томах в 2006 году в издательстве «Народное образование». Проведенная автором работа по обобщению и интеграции педагогических технологий, концептуальному и методическому анализу позволила раскрыть сущность современных педагогических идей и закономерностей, которые отражены в конкретных технологиях, понять потенциальные возможности педагогического управления учебным процессом и развитием учащихся и реализовать их в практике обучения.

    Книга представляет собой учебно-методическое пособие нового поколения. Представлены около 500 технологий обучения, воспитательных и социально-воспитательных технологий; в отдельной главе выделены педагогические технологии на основе применения современных информационных средств
    В каждой из технологий четко прослеживается научно-концептуальная основа, излагаются суть и особенности содержания и применяемых методик, дастся необходимый для освоения материал. Характеристики технологий снабжены примерами их исторических и генетических прототипов (рубрика «Предтечи, разновидности, последователи»), В пособие также включены контрольные вопросы к содержанию глав и ответы на них.
    Книга ориентирует читателя в мире образовательных технологий настоящего и прошлого, представляет и некоторые технологии будущего. Предназначена для широкого круга работников образования, учителей и студентов педагогических, психологических и социально-педагогических специальностей.

    Структура качеств личности ребёнка.
    Цель всех образовательных учреждений общества - сформировать человека, наделить его определенным комплексом качеств, которые позволили бы ему благополучно существовать в современном мире, быть защищенным от превратностей судьбы. Для этого педагог прежде всего должен иметь представление об объекте воспитания - личности ребенка. В настоящее время в практике работы образовательных учреждений используются несколько обобщённых моделей личности (по К.К. Платонову, И.П. Иванову, Д. Кеттеллу, Э. Фромму, З. Фрейду и др.).

    Модель структуры качеств личности по К.К. Платонову
    На рисунке 2 представлена модель структуры качеств личности, в основе которой лежит разработанная русским психологом К.К. Платоновым классификация.

    В качествах личности сочетаются наследственные (биологические) и приобретённые при жизни (социальные) компоненты. По их соотношению в структуре личности К.К. Платонов разделил все качества на четыре иерархических уровня-подструктуры.
    1) Уровень темперамента включает качества, наиболее обусловленные наследственностью; они связаны с индивидуальными особенностями нервной системы человека (особенности потребностей и инстинктов, половые, возрастные, национальные и некоторые другие качества личности).
    2) Уровень особенностей психических процессов образуют качества, характеризующие индивидуальный характер ощущений, восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления, чувств, воли. Мыслительные логические операции (ассоциации, сравнения, абстрагирование, индукция, дедукция и т.п.), называемые способами умственных действий (СУД), играют огромную роль в процессе обучения.
    3) Уровень опыта личности. Сюда входят такие качества, как знания, умения, навыки, привычки. В них выделяют те, которые формируются в процессе изучения школьных учебных дисциплин - ЗУНы, и тс, которые приобретаются в трудовой, практической деятельности - СДП (сфера действенно-практическая).

    Оглавление
    Предисловие к первому тому
    Введение: Технологический подход в образовании
    I. Базовые психолого-педагогические понятия образовательных технологий
    1.1. Основные категории и закономерности педагогики
    1.2. Личность ребёнка как объект и субъект в образовательной технологии
    1.3. Знания, умения, навыки (ЗУН)
    1.4. Способы умственных действий (СУД)
    1.5. Самоуправляющие механизмы личности (СУМ)
    1.6. Сфера эстетических и нравственных качеств личности (СЭН)
    1.7. Действенно-практическая сфера личности (СДП)
    1.8. Сфера творческих качеств (СТК)
    1.9. Сфера психофизиологического развития (СПФР)
    1.10. Возрастные и индивидуальные особенности личности

    II. Теоретические основания современных образовательных и педагогических технологий
    2.1. Современные трактовки понятия педагогической технологии
    2.2. Структура педагогической технологии
    2.3. Терминологические взаимоотношения
    2.4. Основные качества современных педагогических технологий
    2.5. Научные основы педагогических технологий
    2.6. Классификация педагогических технологий
    2.7. Описание, анализ и экспертиза педагогической технологии
    Вопросы и задания для самоконтроля
    III. Современное традиционное обучение (ТО)
    3.1. Классическая традиционная классно-урочная технология обучения
    3.2. Технология классического и современного урока
    3.3. Пути совершенствования традиционной технологии
    Вопросы и задания для самоконтроля
    IV. Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса
    4.1. Педагогика сотрудничества
    4.2. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили
    4.3. Система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека
    4.4. Технология витагенного образования (А.С. Белкин)
    Вопросы и задания для самоконтроля
    V. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения)
    5.1. Игровые технологии
    5.2. Проблемное обучение
    5.3. Технология современного проектного обучения
    5.4. Интерактивные технологии.
    5.5. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов)
    5.6. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов)
    Вопросы и задания для самоконтроля
    VI. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
    6.1. Технология программированного обучения
    6.2. Технологии уровневой дифференциации
    6.3. Технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н. Закатова)
    6.4. Технологии индивидуализации обучения (И.Э. Унт, А.С. Грапицкая, В.Д. Шадриков)
    6.5. Коллективный способ обучения КСО (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко)
    6.6. Технологии групповой деятельности
    6.7. Технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении
    Вопросы и задания для самоконтроля
    VII. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала
    7.1. «Экология и диалектика» (Л.В. Тарасов)
    7.2. «Диалог культур» (B.C. Библер, СЮ. Курганов)
    7.3. Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М. Эрдниев)
    7.4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, М.Б. Волович)
    7.5. Технологии модульного обучения (П.И. Третьяков, И.Б. Сеиновский, М.А. Чошанов)
    7.6. Технологии интеграции в образовании
    7.7. Модели интеграции содержания в учебных дисциплинах
    7.8. Технологии концентрированного обучения
    7.9. Дидактическая многомерная технология В.Э. Штейнберга
    Вопросы и задания для самоконтроля
    VIII. Частнопредметные педагогические технологии
    8.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев)
    8.2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе
    8.3. Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин)
    8.4. Педагогическая технология па основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев)
    8.5. Система поэтапного обучения физике (Н.Н. Палтышев)
    8.6. Технология музыкального воспитания школьников Д.Б. Кабалевского
    8.7. Технологии преподавания изобразительного искусства в школе
    8.8. Авторские педагогические технологии «Учителей года России»
    8. 9. Технологии учебников и учебно-методических комплектов
    Вопросы и задания для самоконтроля
    IX. Альтернативные технологии
    9.1. Технология продуктивного образования (Productive Learning)
    9. 2. Технология вероятностного образования (A.M. Лобок)
    9.3. Технология мастерских.
    9.4. Технология эвристического образования (А.В. Хуторской)
    Вопросы и задания для самоконтроля
    X. Природосообразные технологии
    10.1. Технологии физического воспитания, сбережения и укрепления здоровья
    10.2. Природосообразные технологии обучения чтению и письму (A.M. Кушнир)
    10.3. Природосообразная технология обучения иностранному языку A.M. Кушнира
    10.4. Технология обучения детей с признаками одарённости
    Вопросы и задания для самоконтроля
    XI. Технологии свободного образования
    11.1. Технология свободной школы Саммерхилл (А. Нейлл)
    11.2. Педагогика свободы Л.Н. Толстого
    11.3. Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер)
    11.4. Технология саморазвития (М. Моптессори)
    11.5. Технология Дальтон-план (X. Паркхерст)
    11.6. Технология свободного труда (С. Френе)
    11.7. Школа-нарк (М.А. Балабан)
    11.8. Целостная модель свободной школы Т.П. Войтенко
    Вопросы и задания для самоконтроля
    Ответы на вопросы и задания для самоконтроля
    Предметный указатель
    Именной указатель.