Нераспространенные обращения. План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Обращение – смысловой отрезок, его признаки

8 класс Русский язык Урок № _____

Дата ______________________

Тема: обращение распространенные и нераспространенные.

Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся об обращении; познакомить со способами выражения обращения, правилами выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные знаки препинания); находить в предложении обращение, употреблять его с учётом речевой ситуации;

развивать логическое мышление и языковое чутье;

воспитывать умение работать в группе, внимательно слышать и слушать мнение другого человека; воспитывать любовь к родному языку, культуре.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: презентация, смайлики, музыкальное оформление

ХОД УРОКА

І. Организационный момент

    Здравствуйте, ребята! Наш урок я хочу начать словами известного певца, актера, к сожалению, ушедшего из жизни в расцвете лет В.С.Высоцкого

Эпиграф

Мы рубим ступени... Ни шагу назад!
И от напряженья колени дрожат,
И сердце готово к вершине бежать из груди.
Весь мир на ладони! Ты счастлив на нем
И только немного завидуешь тем,
Другим, у которых вершина еще впереди.

В. Высоцкий

Учитель: Да, есть жизненные вершины, а мы будем путешествовать по страницам русского языка, и покорять нелегкие языковые вершины.

Отрывок из песни « ВЕРШИНА»

Поэтому я приглашаю Вас к сотрудничеству,соавторству, содружеству

Какая приставка в этих словах? (СО -)

Приставка со - означает вместе. Давайте весь урок будем вместе.

ll. Актуализация опорных знаний

Учитель: запишите

Классная работа

Вершина № 1 « Буквенный диктант»

Бесценный, исчезнуть, безграничный,беспринципный, беспризорник, разблокировать, беспорядок, бесконечный, развести, разболеться, разжалобить, безвластие.

Вершина № 2 Синтаксический диктант. « Крестики нолики»

    Назывные предложения содержат в себе главный член предложения – сказуемое (0)

    В определенно-личных предложениях сказуемое выражено 3 л. мн.ч

    Однородными могут быть как главными так и второстепенные члены предложения

    Однородные члены предложения это слова, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову, выражаются обычно одной и той же частью речи

    Определения могут быть однородными и неоднородными

    В предложении может быть только один ряд однородных членов предложения

    В предложении есть обобщающее слово. Всюду слышались звуки: за окном, в печи, над крышей.

1

2

3

4

5

6

7

О

О

Х

Х

Х

О

Х

lll. Мотивация учебной деятельности

Учитель: Ребята, посмотрите на предложение и определите тему урока

Сватовский край, ты вдохновляешь нас на великие дела: на создание картин и стихов, на научные открытия и спортивные достижения, на мужество и стойкость в защиту своей страны.

Ответ: Я, думаю, тема урока « Обращение»

Учитель: Запишите в тетради тему урока. Обращение распространенное и нераспространенное. Знаки препинания при нем.

Учитель: определите задачи урока.

Повторить сведения об обращении

Узнать что-то новое об обращении

Научиться находить обращения в предложении

Правильно ставить знаки препинания при обращении

Развивать логическое мышление и речь

Обогащать словарный запас

Прививать целеустремленность и любовь к родному краю

l V. Изучение нового материала

Вершина № 3 « Теоретическая» Стр. 165 §40

А. Составить « Кластер» по теме « Обращение»

Б. Составить алгоритм постановки ЗП

АЛГОРИТМ

В. Представить теоретический материал, используя прием « Фишбоун»

Г. Дополнение учителя

В роли обращения обычно употребляется одушевленное существительное

В поэтической речи используется прием –олицетворения-обращение к предметам и явлениям

Например: Я вернусь к тебе, мой край родной!

Местоимения ты, вы не являются обращением. Однако иногда встречаются предложения, в которых местоимения (ты,вы) выступают в роли обращения.

Например : Эй, ты, просмотри вокруг!

Если обращение находится в конце предложения, то может стоять и вопросительный знак

Например: О чем ты воешь, ветр ночной?

Существуют этикетные обращения

Например: Здравствуй, Днепр широкий!

С добрым утром, город мой любимый!

Следует избегать просторечных обращений(мамаша, бабка, женщина), фамильярдных слов и выражений(дорогуша, красавица)

V. Закрепление материала

Вершина № 4 « Практическая»

Учитель: Ваша задача - найти в предложениях обращение, определить распространенное оно или нераспространенное. Обратить внимание на знаки препинания.

Соколко Лидия Васильевна родилась в селе Первомайское Сватовского района. По специальности художник-педагог

Мама! Вишня у нас

Под окном расцвела!

(Зимний день)

Н. Щепенко родился в 1915 году. Входил в состав общества писателей Украины. В его честь названо детское учрежление « Слобожанська криниця»

О Земля, мать наша родная! Нет во всем мире человека, которого бы ты не воодушевляла животворящими соками своими.

Сергей Кривонос, Сватовский поэт, автор поэтических сборников « Живые голоса», « Цветенье вишен» и др…

Стихи мои, взлетите выше в небо

И навестите дальние края.

Я в тех краях ни разу, может, не был,

Но там такие люди, как и я.

Ольга Фоменко , Сватовская поэтесса, сейчас на пенсии, живет возле нашей школы

Спасибо, мама, за терпенье

И знай, что я тобой живу.

Работа с учебником

Упражнение 267 А

l вариант – 1,2

ll вариант – 3,5

Творческая работа

Задание: преобразовать предложения, чтобы они были с обращением

    Людям всей земли следует беречь и охранять памятники архитектуры.

    Молодежь внимательно относится к людям старшего возраста.

    Жители нашего города помнят историю Сватовского края.

Задание на опережение

Экскурсия по городу с использованием обращения

Уважаемые слушатели! Приглашаю Вас отправиться в путешествие по нашему Сватовскому краю.

Слайд № 1

В нашем городе проходит много культурных мероприятий. Мы знакомимся с интересными и творческими людьми.

Сватовчане! Уважайте традиции нашего края.

Слайд № 2

Уважаемые гости, в нашем городе есть прекрасные, удивительные места. Он имеет удивительно живописные уголки. Приезжие восхищаются его чистотой и жителями

Слайд № 3

Чтобы лучше знать историю нашего края в школе читается курс « Украинознание», « Этногеография».

Школьники! Изучайте историю родного края.

Сватовчане! Любите свой родной край!

V l . Итог урока

Ребята, вот и покорили мы с вами языковые вершины. Друзья, прекрасен наш союз.- говорил О.С.Пушкин и я, работая с вами. Мне приятно было идти по ступеням к вершинам. На парте у вас лежит 2 вида смайликов. С их помощью скажите мне: какое у вас настроение от проведенного урока?

V ll . Прием « Незаконченное предложение»

- Обращение выражается ….. словом или ссч

В конце предложения с обращением может ставиться ….. ! или?

Обращения бывают ….. распространенные и нераспространенные

Частица О …. Не отделяется запятой от обращения

V lll. Домашнее задание: §40,41, упражнение 271 А (1-4)

Основные задачи урока:


«8 класс Урок №71 -РМ»

8 класс

    Мотивационный этап

Подумайте, что общего у предложений? Найдите соответствующую предложению схему, соедините ее стрелкой с предложением. Работа в парах. Время на работу – 3 мин.

Предложения

1) И вспомнил я отцовский дом, ущелье наше и кругом в тени рассыпанный аул.

2) На вершине гор лежали густые облака, не позволяющие различать их верхние очертания.

3) Горячим пламенем горел костер, бросая в темноту скупые блики света.

4) Далеко, в лесу, раздавались удары топора.

5) Для чего ты плачешь, звон свирели?

1)  как? , как именно ? , … .

2) где? , где именно ? , … .

3) ,  и … .

4) сущ.,  .

5)  ,  .

    Операционно-деятельностный этап

    Знакомство с § 36, стр. 164 – 165.

Задание: самостоятельно прочитать теоретическую часть, составить опорный конспект «Обращение». Работаем в группах. Каждая группа «сворачивает» информацию одного абзаца параграфа в схемы, символы, ключевые слова (кроме последнего абзаца на стр. 164). Время на работу – 3 мин.

    Составление алгоритма.

Каким может быть алгоритм

    Работа с текстом.

- «Казахстан», подчеркнуть в карточке.

Казахстан – суверенное государство, расположенное в центральной части Европы. Если взглянуть на территорию Казахстана из космоса, то мы увидим высокие, покрытые ледниками горы, холмы и возвышенности. Родина многих великих писателей: Кунанбаева и Дулатова, Сейфуллина и Майлина, Кудайбергенова и Ауэзова - Казахстан. Тысячи туристов приезжают в Казахстан, чтобы посетить один из красивейших заповедников - Баянаул. Я люблю тебя, мой Казахстан!

    Конструирование предложений:

Хороша роза ранним утром когда на ней блестят капельки росы. Пусть ветры буйные несут привет нашим братьям за моря и океаны. Ах, белая березонька шумит своей листвой. Дождик щедрый и теплый напоит землю досыта. Не гремит гром не шумит ветер не мешают спать детке маленькой.

    Дифференциация заданий.

    Рефлексия

Что объединяет обращение с обособленными членами предложения?

Просмотр содержимого документа
«8 класс Урок №71 Обращение»

8 класс

Урок №71

Обращение. Нераспространенные, распространенные обращения.

Цели:

    актуализировать уже имеющиеся знания по теме и мотивировать к дальнейшему изучению материала; научиться использовать распространенные обращения в речи; развивать умения обнаруживать обращение в тексте, определять способ его выражения, разграничивать обращение и подлежащее;

    развивать речь учащихся (обогащать словарный запас; усиливать коммуникативные свойства речи (экспрессивность, выразительность) через умение выразительно, с соблюдением звательной интонации читать предложения с обращениями); совершенствовать пунктуационную зоркость учащихся; выделять в информации главное, сравнивать, доказывать, «сворачивать» информацию в схемы, таблицы;

    способствовать воспитанию культуры умственного труда, коммуникативного общения в группе.

Прогнозируемые результаты:

обобщают и систематизируют материал об обращении в виде опорной схемы, находят обращения в предложениях и выделяют знаками препинания, стремятся к овладению художественными образами и выразительными свойствами языка;

Тип урока:

комбинированный

Оборудование:

раздаточный материал, учебник, опорные таблицы

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    Организационно-мотивационный этап

    Приветствие учащихся. Мотивация учебной деятельности.

«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и может быть, я запомню. Сделай меня соучастником, и я пойму».

(Китайская пословица)

    Выход на тему урока. Целеполагание.

Прочитайте предложения на интерактивной доске. Подумайте, что общего у них? Найдите соответствующую предложению схему, соедините ее стрелкой с предложением. Работа в парах.

Итак, что общего в предложениях?

Прокомментируйте выбор соответствия схем и предложений.

Почему, как вы утверждаете, нет схемы этого предложения?

Что можно сказать о последнем предложении? Чем оно осложнено?

Начертите схему, соответствующую предложению.

Определите тему урока и учебные задачи.

Приветствуют учителя.

Расшифровывают эпиграф к уроку

Выполняют задание, комментируют выбор.

Они простые, осложнены разными членами предложения.

1-е предложение соответствует схеме № 3, простое предложение, осложнено однородными членами предложения – дополнениями.

2-е предложение соответствует схеме № 4, простое предложение, осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

3-е предложение соответствует схеме № 5, простое предложение, осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

4-е предложение соответствует схеме № 2, простое предложение, осложнено уточняющим обстоятельством места.

Для 5-го предложения нет схемы.

Схема №1 не соответствует пятому предложению, т.к. она показывает осложнение предложения уточняющими обстоятельствами.

Предложение осложнено обращением.

Выполняют схему пятого предложения.

Определяют тему урока, формулируют цель и задачи урока.

Тема: «Обращение».

Узнать новую информацию об обращении, вспомнить значение, основные отличительные признаки обращения, использование в речи. Уметь находить в предложении обращение, правильно ставить знаки препинания.

    Операционно-деятельный этап

    Составление кластера (ОК)

Так как вы уже много знаете об обращении, то работу по углублению знаний проведем как самостоятельное знакомство с §50, стр. 304 – 307. Задание: самостоятельно прочитать теоретическую часть, составить опорный конспект «Обращение». Работаем в группах. Каждая группа «сворачивает» информацию параграфа в схемы, символы, ключевые слова. Время на работу – 5 мин.

Проверка выполненной работы.

Информация.

Обращение – это слово или словосочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью. Обращение выражается формой именительного падежа существительных, прилагательных, причастий в значении существительных. Местоимения не могут быть обращениями.

Обращения могут быть распространенными и нераспространенными.

В поэзии обращениями могут быть неодушевленные существительные. Это один из приемов олицетворения.

Обращение произносится с особой, звательной, интонацией. Оно может стоять в начале, середине и в конце предложения. Не является членом предложения.

Обращение в предложении выделяется запятыми. Если обращение произносится с особым чувством и стоит перед предложением, то после него ставится восклицательный знак, а предложение начинается с большой буквы.

Обращения употребляются в устной речи для привлечения внимания слушающего к сообщению. Они используются в разных стилях речи.

Выделите, что самое главное в информации?

Что нового в информации об обращении вы узнали?

Каким может быть алгоритм определения обращения? Попробуйте составить.

    Комментирование опорной схемы.

Из упражнения №571 выписать два - три предложения, подтверждающие информацию опорного конспекта. Прочитать с соблюдением правильной интонации, доказать по алгоритму, что предложение осложнено обращением, объяснить постановку знаков препинания.

    Работа с текстом.

Казахстан – суверенное государство, расположенное в центральной части Европы. Если взглянуть на территорию Казахстана из космоса, то мы увидим высокие, покрытые ледниками горы, холмы и возвышенности. Родина многих великих писателей: Кунанбаева и Дулатова, Сейфуллина и Майлина, Кудайбергенова и Ауэзова - Казахстан. Тысячи туристов приезжают в Казахстан, чтобы посетить один из красивейших заповедников - Баянаул. Я люблю тебя, мой Казахстан!

- Определить синтаксическую роль слова «Казахстан», подчеркнуть в карточке.

Доказать, опираясь на алгоритм, что в последнем предложении есть обращение.

    Переконструирование предложений.

Перестройте записанные на доске предложения так, чтобы подлежащие стали обращением. Выполнить схемы к предложениям.

Хороша роза ранним утром когда на ней блестят капельки росы. Пусть ветры буйные несут привет нашим братьям за моря и океаны. Ах, белая березонька шумит своей листвой. Дождик щедрый и теплый напоит землю досыта. Не гремит гром не шумит ветер не мешают спать детке маленькой.

В чем испытывали затруднения?

Сделайте вывод: что объединяет эти предложения?

    Дифференциация заданий.

Группа более подготовленных учеников: создайте текст, используя обращения к другу, к родственнику, к учителю (на выбор);

Группа менее подготовленных учеников: вставьте распространенные обращения в текст упр. 320.

Выборочная проверка. Почему использовали именно эти обращения? Приведите аргументы, опираясь на тексты. Подвести учащихся к выводу: обращения используются в различных стилях речи в зависимости от ситуации.

Самостоятельная работа учащихся.

Опорный конспект учащихся

    Значение.

Словосочетание

2. Именительный падеж

Сущ .,

Местоимение

Распр. Нераспр.

Неодуш. сущ = Олицетворение

Звательная интонация

Член предложения

Выделительные знаки: , !

Устная речь Все стили речи

Понятие обращения, признаки, функции, знаки препинания при обращении.

Виды обращений, употребление частиц и междометий с обращениями.

Алгоритм. Это обращение, так как

1. Называет того, к кому обращаются с речью

2. Стоит в форме именительного падежа

3. Звательная интонация

4. Не является членом предложения

Выписывают из упражнения два – три предложения, которые иллюстрируют любую часть опорного конспекта. Читают с соблюдением звательной интонации, по алгоритму доказывают, что предложение осложнено обращением, объясняют постановку знаков препинания.

Взаимопроверка. Озвучивание результатов.

Тема – Казахстан. Стиль – публицистический.

Самостоятельная работа. Синтаксическая роль: подлежащее, определение, сказуемое, обстоятельство; в последнем предложении – обращение, не является членом предложения.

Ответы учащихся.

Самопроверка через ключ на доске.

Проверяют свои записи предложений, схемы, корректируют работу.

В этих предложениях обращения употреблены в художественном стиле, выражены именем существительным неодушевленным. Это олицетворения.

Самостоятельная творческая деятельность учащихся. Используют обращения, исходя из стилевой принадлежности текста.

    Рефлексивно-оценочный этап

    Рефлексия «Свободный микрофон»

Что объединяет обращение с другими изученными темами в курсе 8 класса?

Чем обращение отличается от них?

Сравните предложения. Почему в одном предложении после «О» перед обращением стоит запятая, а другом предложении – нет?

О, Даша, посмотри, как здесь красиво!

Опять я ваш, о юные друзья!

Как вы понимаете фразу Н.В.Гоголя «Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения»?

Осложняет предложения, как обособленные определения, обособленные обстоятельства, уточняющие члены предложения.

Не является членом предложения.

Видимо, главная причина в том, какой частью речи является «О».

Домашнее задание

§50, стр. 304 – 307, выучить опорный конспект

Продвинутый уровень: выписать из комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» 8-10 предложений с обращениями. Указать, чем выражены обращения, как они характеризуют говорящего и того, к кому обращаются с речью.

Достаточный уровень: Упр. 576.

Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы

Просмотр содержимого презентации
«Обращения»


ОБРАЩЕНИЕ

Слова или сочетания слов, называющие адресата речи (лицо, реже предмет).


  • Собственные имена людей;
  • названия лиц по степени родства, по положению в обществе, по профессии, занятию, должности, званию, по национальному или возрастному признаку, по взаимоотношениям людей и т. д.;
  • названия или клички животных;
  • названия предметов или явлений неживой природы, обычно в этом случае олицетворяемых;
  • географические наименования и т. д.

Обращения

выражаются

именами

существительными

в форме

именительного

падежа

субстантивированными

словами:

Жизнью пользуйся,

живущий.


  • Побудить собеседника слушать, привлечь внимание к сообщению


  • нераспространённым
  • распространённым определениями (согласованными, несогласованными, приложениями)
  • Прощай, немытая Россия…
  • Ты пахни в лицо, ветер с полудня !
  • Тебе, Кавказ, суровый царь земли , Я посвящаю снова стих небрежный.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИЯХ

  • Обращение выделяется ЗАПЯТЫМИ.

Поздравляю, товарищи, с благополучным прибытием!

  • При усилении эмоциональности ставится восклицательный знак после обращения:

Откройся, мысль!

  • Если после обращения имеется определение или приложение, то оно обособляется. Такое определение воспринимается как второе обращение:

Дедушка, миленький, где ж ты был?


  • Частицы О, АХ, А и другие, стоящие перед обращениями, от них не отделяются:

О мой милый, прекрасный сад.

Ах Надя, Наденька…

Смерть, а смерть, ещё мне там дашь сказать одно словечко?

Ах, поля мои, хороши вы в печали своей.


  • ЧАСТИЦА имеет усилительное значение и от обращения интонационно не отделяется (не имеет самостоятельного ударения):
  • О поле моё заветное, ты сейчас отдыхаешь после жатвы.
  • МЕЖДОМЕТИЕ интонационно самостоятельно, ударно, после него имеется пауза:
  • О, ветер! О, снежные бури!

Вы любите осень?


РАССТАВЬТЕ НЕДОСТАЮЩИЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

Что с вами синий свитерок?

Что с вами, синий свитерок ?

О солнце раскалённое чрез меру угасни смилуйся над бедною землёй!

О солнце, раскалённое чрез меру, угасни , смилуйся над бедною землёй!

Дай коры мне о берёза!

Дай коры мне , о берёза !


Принимаю тебя неудача

И удача тебе мой привет!

Принимаю тебя , неудача,

И , удача, тебе мой привет!

Куда так кумушка бежишь ты без оглядки?

Куда так , кумушка, бежишь ты без оглядки?

Возьмёмся за руки друзья

Чтоб не пропасть поодиночке.

Возьмёмся за руки , друзья,

Чтоб не пропасть поодиночке.


  • Приезжай ты к нам соколик мой ясный мы тебе и лошадей вышлем на Песочное.
  • И в это самое мгновенье не ты ли милое виденье в прозрачной темноте мелькнул?
  • Спешу уведомить тебя душа Тряпичкин какие со мной чудеса.
  • Приезжай милый дедушка Христом Богом тебя молю возьми меня отседа.

Ключ к карточке 1

  • Приезжай ты к нам , соколик мой ясный, мы тебе и лошадей вышлем на Песочное. (Из письма няни Егоровны Владимиру Дубровскому.)
  • И в это самое мгновенье не ты ли , милое виденье, в прозрачной темноте мелькнул? (Из письма Татьяны к Онегину.)
  • Спешу уведомить тебя , душа Тряпичкин, какие со мной чудеса. (Из письма Хлестакова.)
  • Приезжай , милый дедушка, Христом Богом тебя молю , возьми меня отседа. (Из письма Ваньки Жукова.)

  • А по вечерам я всё чаще вспоминаю о тебе мой …
  • Скажи мне добрый …
  • А вы уважаемый …
  • это только тебе мой милый потому что только ты …
  • вам дорогие мои друзья с самым добрым …

  • А по вечерам я всё чаще вспоминаю о тебе , мой
  • Скажи мне , добрый
  • А вы , уважаемый
  • это только тебе , мой милый, потому что только ты …
  • Но если вы снова попробуете …
  • вам , дорогие мои друзья, с самым добрым

  • Сыпь ты черёмуха снегом пойте вы птахи в лесу.
  • Сыплет черёмуха снегом зелень в цвету и росе.
  • Берёзка повсюду снилась нам ты вдали от родины любимой.
  • И рано-раненько весною берёзка белая опять оделась новою листвою и стала землю украшать.
  • Спой мне иволга песню пустынную.
  • Уж очень осторожна иволга у гнезда.
  • Принесли баян и рокот густых басов заполнил комнату.
  • Про родимый край так баян сыграй чтоб жилось и пелось от души.

Ключ к карточке 3

  • Сыпь ты , черёмуха , снегом , пойте вы , птахи , в лесу.
  • Сыплет черёмуха снегом зелень в цвету и росе.
  • Берёзка , повсюду снилась нам ты вдали от родины любимой.
  • И рано-раненько весною берёзка белая опять оделась новою листвою и стала землю украшать .
  • Спой мне , иволга , песню пустынную.
  • Уж очень осторожна иволга у гнезда.
  • Принесли баян , и рокот густых басов заполнил комнату.
  • Про родимый край так , баян , сыграй , чтоб жилось и пелось от души.

  • Летите прочь воспоминанья.
  • Скажи болван чем ты оправдаешься?
  • Хорошая любимая родная мы друг от друга далеко живём.
  • Прекрасны вы поля земли родной.
  • О поле поле кто тебя усеял мёртвыми костями?
  • Забушуй же непогодушка разгуляйся Волга-матушка.
  • Нина а Нин поди сюда.
  • В минуту унынья о родина-мать я мыслью вперёд улетаю.

  • Летите прочь , воспоминанья .
  • Скажи , болван, чем ты оправдаешься?
  • Хорошая, любимая, родная, мы друг от друга далеко живём.
  • Прекрасны вы , поля земли родной .
  • О поле, поле, кто тебя усеял мёртвыми костями?
  • Забушуй же , непогодушка, разгуляйся , Волга-матушка .
  • Нина, а Нин, поди сюда.
  • В минуту унынья , о родина-мать, я мыслью вперёд улетаю.

Урок русского языка № 71

Класс: 8 Дата: «______» ________________

Тема Обращение. Нераспространённые и распространённые обращения.

Цель: формировать у учащихся навыки различения разных видов обращений через парную и групповую форму работы.

Результат обучения:

1. Учащиеся знают виды обращений, способы их выражения, условия постановки знаков препинания, объясняют и обозначают их.

2. Учащиеся умеют устно и письменно отстаивать свою точку зрения, аргументировать свое суждение, логически мыслить.

3. Учащиеся совершенствуют коммуникативные способности (устную и письменную монологическую речь)

Ключевые понятия: обращение, нераспространённые и распространённые обращения, способы выражения обращений.

Критерии оценивания

А:

Я знаю функцию обращения;

Я знаю, чем может быть выражено обращение;

Я знаю виды обращений;

Я знаю условия постановки знаков препинания при обращении

В:

Я умею находить обращение в предложениях;

Я умею правильно определять способы выражения обращения;

Я умею различать виды обращений;

Я умею отличать обращения от подлежащих;

Я умею правильно ставить знаки препинания при обращении;

С:

Я умею создавать собственное речевое высказывание с обращением;

Я умею оценивать свою работу и работу товарищей по критериям.

Ресурсы: интерактивная доска, презентация, маршрутный лист, информационный текст, раздаточный материал (6шляп), листы оценки.

Ход урока

время

Этапы урока

Задача

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационные формы

Используемые модули

1мин

Организационный

Доброжелательный настрой на работу

Доброжелательный настрой на урок

фронтально

2-3мин

Вызов

Побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме.

Задание: внимательно рассмотрите предложения (знаки препинания не расставлены), разделите их на две группы. Назовите общий признак одной из групп предложений, неизменно сопровождаемый пунктуационным действием, и сформулируйте тему урока.

    Мой друг Отчизне посвятим души прекрасные порывы!

    Сыпь черемуха снегом.

    Сыплет черемуха снегом, зелень в цвету и росе.

    Мой друг попытался собрать осколки разбитой вазы.

Группируют, находят общий признак одной из групп предложений.

Формулируют тему урока.

Работа в МГ

Диалогическая беседа

ИКТ Слайд 1-2

4- 5

Целеполагание

Отталкиваясь от темы урока и учитывая, что в определенной степени вы с обращением уже знакомы, сформулируйте цель урока.

Составляют цели, проговаривают их классу

(повторить, изучить, научиться, совершенствовать, развивать, уметь, использовать )

ИКТ Слайд 3

5-6

Для работы с новым понятием мы разделимся на группы (приём геометрические фигуры)

Вам дано задание. Внимательно прочитайте и выполните его. Результат вашей работы вы представите на постере.

Задание для работы в группе (этап получения новой информации) Приложение.

Распределяются в группы, распределяют роли в группе, читают задание.

Фронтально, затем по группам

ТиО -консультанты

6-18

Осмысление содержания

Получение новой информации по теме.

Проходит по группам, осуществляя контроль, предлагая дозированную помощь

Выполняют задание, распределяя роли в группе, готовят постер.

Работа в группе.

Управление и лидерство.

Оценивание

Саморегулируемое обучение (самонаправленность в процессе работы над заданиями).

18 - 19

Итог

Анализ работы с информацией

Какие трудности встретили при выполнении задания?

Отвечают на вопрос.

Фронтально

Новые подходы к обучению: диалогическая беседа.

19- 25

Осмысление содержания

Постановка задачи

Выдвигают спикеров – представителей.

Фронтально

Формативное оценивание Управление и лидерство

Интерпретация полученной информации

Подхожу к группам, слушая выступления учащихся

Слушают спикера, задают ему вопросы.

Работа в группах

Диалоговое обучение

КМ

Невербальное оценивание

25-30

Рефлексия

Обсуждение результатов работы групп

Выявление и коррекция пробелов

Ответ на контрольные вопросы стратегия ГОРНОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ

1 группа:

1.Для чего служит обращение?

2. С какой интонацией произносятся обращения?

3. Формой какого падежа выражаются обращения?

4. Как отличить обращение от подлежащего?

5. Как отличить нераспространённое обращение от распространённого?

2 группа:

1.Назовите способы выражения обращений.

2. Каким членом предложения является обращение?

3. Перечислите виды обращений по составу.

4.Как обычные обращения отличить от риторических?

5. Как выделяются обращения в зависимости от места положения и интонации?

Отвечают на контрольные вопросы,

восходя на гору

фронтально

Диалоговое обучение

КМ

ИКТ Слайд 4

ОдО

30- 43

Закрепление понятия

Задание уровня В:

Задание уровня С:

Переход в новые группы по цвету фигуры

Работа по маршрутному листу

Задание1. Выпишите номера тех предложения, 1 группа - в которых есть обращения, 2 группа – в которых нет обращений.

1) Березы белоствольные растите веселей. 2) Шумит земля привольная ветвями тополей. 3) Пусть спокойно в нашей школе спит до осени звонок. 4) Здравствуй солнце здравствуй лес

Задание 2. 1 группа - Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями. Определите способы выражения обращения. Расставьте знаки препинания.

1. Ветер споет нам про дикие горы.

2. Настойчивый добивается цели.

3. Бабушка рассказывает сказку на ночь.

2 группа – Определите способы выражения обращений. Перестройте предложения так, чтобы обращения стали подлежащими.

1. Отдыхающие, пойдёмте на речку.

2. Милая, купи мне книгу.

3. Петя, сначала выучи уроки, а потом иди гулять.

Задание 3. 1 группа – Спишите, распространите обращения, расставьте знаки препинания .

1) Пётр Андреевич отведите нас на площадь. 2).Умой нас тёплой влагой дождик.

2 группа – Спишите, замените распространённые обращения нераспространёнными, расставьте знаки препинания.

1).Спи милый мой. 2) Разгадай мою загадку старый конюх.

Задание 4 . Оцените, какие обращения чаще используются в вашей речи? От чего это зависит? Приведите примеры предложений с обращениями, которые вам приходится использовать в разных ситуациях в течение одного дня. Последите за собой: какое отношение к собеседнику вы выражаете в подборе обращений?

(Сравните: мама, мамочка, мамуля, мамуленька; Анатолий Алексеевич, Анатолий, Толя, Толик, Толечка.)

Переходят

Выписывают, аргументируют . Проверяют по ключу.

пределяют, перестраивают, расставляют знаки препинания.

Аргументируют.

Проверяют по ключу.

Распространяют, заменяют. Аргументируют.

Проверяют по ключу.

Создают собственное речевое высказывание с обращением;

Работа в группах.

Работа в группах.

Индивидуально, затем в группе. Один выступает от группы.

Новые подходы в организации обучения.

Возрастные особенности. ИКТ (ключи)

Слайды 5,6,7

ОдО

УиЛ

Новые подходы в организации обучения

УиЛ

Новые подходы в организации обучения

УиЛ

КМ

ОдО

43- 44

Рефлексия

Анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации.

Синквейн (2 человека)

2 прилагательных для описания

3 глагола для объяснения назначения

4 слова - предложение для описания повседневного использования

обобщающее понятие

6 шляп

1.Красная Шляпа.

Какие возникли чувства в ходе урока?

2.Желтая Шляпа.

Почему эту тему стоит изучать?

3.Черная Шляпа.

Какие вы видите недостатки в уроке по этой теме?

4.Зеленая Шляпа.

Какие предложения у вас возникли?

5.Белая Шляпа.

Какая нам нужна информация для дальнейшей работы по этой теме

6.Синяя Шляпа.

Чего мы достигли на уроке? Что нужно сделать дальше?

Пишут в рабочей тетради

Индивидуальная работа.

КМ

Управление и лидерство

ИКТ Слайды 8, 9

Невербальное оценивание

44-45

Организационный момент

Завершение урока

Благодарю за работу. Прошу сдать листы оценки

Сдают листы оценки

индивидуально

Д/З

А: повторить теорию в параграфе 43. упр. 535 (распределение по номерам)

В: выписать из комедии «Ревизор» 6 предложений с разными по составу и месту положения обращениями.

С: Составить тест с разноуровневыми вопросами по теме “Обращение ” (8 – 10 вопросов)

Возрастные особенности.

ИКТ Слайд 10

УРОК № 42

Тема. Обращение нераспространенное и распространенное. Имена существительные и субстантивированные слова в роли обращений. Знаки препинания в предложении с обращением

Цель: углубить у школьников понятие об обращении; развивать у них умение находит обращения в тексте, правильно выделять их, воспитывать у учащихся бережное отношение к языку.

Ожидаемые результаты: учащиеся распознают в предложениях обращения и осмысливают их роль в речи; составляют предложения с обращениями и верно ставят знаки препинания при них.

Оборудование: учебник, схема, дидактический материал.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

- Проверка домашнего задания.

- Беседа с учащимися.

Что такое обращение?

Расскажите о месте обращения в предложении.

Как оно выделяется?

Является ли обращение членом предложения?

- Анализ контрольной работы.

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

- Задание учащимся.

В какой группе предложений при разборе допущены ошибки? По какой причине допущены ошибки? определите наклонения глаголов в обеих группах предложений.

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

- Работа с учебником.

Чтение теоретического материала.

С. 161-162.

С. 142.

- Ознакомление со схемой.

Слово учителя.

Обращением чаще всего бывает собственное имя или название лица по родству, полу, возрасту, профессии и т. д.: Чего ты, старик, плачешь? (М. Шолохов)

Функцию обращения иногда выполняют наименования или клички животных, наименования предметов, явлен (олицетворение): Повеселись, мой конь ретивый! (А. Пушкин) Ветер! Ветер! Ты могуч! (А. Пушкин)

Обращение выражается именем существительным в форме именительного падежа, а также субстантивированным прилагательным, причастием или числительным: Припомнитесь, тридцатые! (Г. Рождественский) Больной! На укол! Отдыхающие! Вашему вниманию предлагаются экскурсии.

В украинском и русском языках обращение может выражаться существительным в старой звательной форме. Сравните: Н ичего, дружище! Не журись! (Т. Шевченко) и Чего тебе надобно, старче? (А. Пушкин)

В разговорной речи обращение может быть выражено существительным в косвенном падеже, личным местоимением 2-го лица, междометием: Эй вы! Идите будите Давыдова. (М. Шолохов) Берегись, эй! (А. Фадеев) Эй, в гимнастерке, подойди сюда.

- Тренировочные упражнения.

1. Распространите обращения в следующих предложениях.

Ребята, давайте чаще встречаться. Руки, сколько вы сделали полезных дел! Пиши мне, сестренка, о своих новостях. Родители! Приглашаем вас на праздничный концерт. Иван Алексеевич! Поздравляем Вас с юбилеем!

2. Придумайте три предложения с распространенными обращениями, стоящими в разных позициях. Объясните постановку знаков препинания.

3. Расставьте знаки препинания. Определите вид обращения. Какой литературный прием здесь использован? Подчеркните основу предложения.

О первый ландыш из-под снега ты просишь солнечных лучей. (А. Фет) Степь широкая степь безлюдная отчего ты так смотришь пасмурно? (Ы. Никитин) Тебе Кавказ суровый царь земли я снова посвящаю стих небрежный. (М. Лермонтов) Шуми шуми послушное ветрило волнуйся подо мной угрюмый океан. (А. Пушкин)

4. Перепишите предложения, опустил подлежащее. Сравните стиль. Расставьте знаки препинания.

Вы граждане пассажиры быстрее выходите из вагона. Вы Анна Аркадьевна не сомневайтесь во мне. Ты Петя немедленно принимайся за порученную тебе работу. Я прошу тебя Андрюша не вмешиваться не в свое дело. Ты придешь завтра Валя в бассейн?

- Работа с учебником.

Выполнение упражнений.

164 (письменно).

342 (письменно).

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

- Тренировочное упражнение.

Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Подчеркните подлежащие, обозначьте обращение буквой о, укажите часть речи.

- Диктант-перевод.

Переведите с украинского языка на русский правила поведения с собакой. вставьте подходящие по смыслу обращения.

Не подходите к собаке, который привязан, потому что он защищает личную территорию.

Даже если собака выглядит вполне миролюбиво, не подходите к нему без разрешения хозяина.

Не дотрагивайтесь до собаки, когда он ест.

Не смотрите собаке в глаза, не улыбайтесь: собака может воспринять это как агрессию.

Не возвращайтесь к собаке спиной и не пытайтесь бежать. Рядом с собакой ведите себя осторожно в подъездах и лифтах.

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Выполнить упражнения: - 166 (письменно): - 348 (письменно).

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

- Задание учащимся.

Докажите, что обращения грамматически не связаны с другими членами предложения.

Придумайте персонаж и запишите обращения к нему (одному и тому же персонажу)
в соответствии со стилем текста.
1) …, привет! Позвони мне!
2) … ! Благодарю Вас за внимание, проявленное к моей работе.
3) Не знаю, …, когда ты ко мне приедешь, когда мы увидимся.
4) …, погуляй с сыном, пока я готовлю обед!

Конспект
Урок 43. Назначение и употребление обращений. Распространённые обращения
–– Ответьте на вопросы.
Что такое обращение?
Приведите свои примеры предложений с обращениями.
Являются ли обращения членами предложения?

Ответ.
Что такое обращение? Обращение - слово или сочетание слов, называющее того, к кому или к чему обращаются с речью.
___________________________________________________________
Приведите свои примеры предложений с обращениями._____________
Встречающие поезд из Саратова, пройдите на вторую платформу!
Являются ли обращения членами предложения? Обращение не является членом предложения.
Как выделяются обращения в устной речи и на письме?
На письме выделяется запятой (запятыми) или восклицательным знаком (если оно стоит в начале предложения и произносится с усиленной звательной интонацией).
На этом уроке мы познакомимся с видами обращений, особенностями их употребления, а также научимся правильно ставить знаки при обращении.
Основное содержание урока
Мы ежедневно употребляем в своей речи, слова, которые являются обращениями. Давайте уточним, что это за слова, какую смысловую нагрузку они несут, чем отличается пунктуация при них.
Прочитаем строки Александра Сергеевича Пушкина. Выделим в них обращения.
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной ты катишь волны голубые и блещешь гордою красой.
Обращение –– это слово или сочетание слов, называющие того, к кому обращена речь. Обращения бывают как именами собственными, так и нарицательными.
Сравните.
И. п.
Ольга пошла гулять.
И. п.
Ольга, ты пошла гулять?
Обращение, как и подлежащее, выражается существительным в именительном падеже. Подлежащее входит в грамматическую основу. От сказуемого можно поставить вопрос к подлежащему. Обращение не входит в грамматическую основу. К нему нельзя поставить вопрос от сказуемого.
Чтобы не было пунктуационных ошибок, необходимо уметь различать в предложении обращение. Трудности обнаружения обращений обусловлены многими причинами: способом выражения обращения, местом его в предложении, возможностью смешения обращения с подлежащим.
Легче всего обнаруживается обращение, если им является имя, отчество и фамилия. Чаще обращение не бывает замечено, если оно указывает наименование лица по роду занятий, семейным отношениям.
Много неточностей при определении обращений, если обращение выражается неодушевленными существительными или вместо существительных используются другие части речи. Будьте внимательны при анализе предложений!
Федя Мордвинцев, к доске!
Иван Николаевич, повторите, пожалуйста, номер телефона.
Эй, в гимнастерке, подойди сюда.
Прощай, с глазами синими, тебя я не виню.
Здравствуй, в белом сарафане из серебряной парчи!
В тексте из «Повести временных лет» сказано: Пойди, княже, с нами.
Перед нами слово КНЯЗЬ в форме устаревшего падежа русского языка, который назывался звательным и употреблялся при обращении.
Сохранился он в некоторых славянских языках, например, в украинском.
Князь –– княже;
старик –– старче.
–– Придумайте персонаж и запишите обращения к нему (одному и тому же человеку) в соответствии со стилем текста.
1) _________________________, привет! Позвони мне!
2) _________________________! Благодарю Вас за внимание, проявленное к моей работе.
3) Не знаю, _________________________, когда ты ко мне приедёшь, когда мы увидимся.
4) _______________, погуляй с сыном, пока я готовлю обед!
Ключевые слова:
Обращение, пунктуация, распространённое обращение, нераспространённое обращение.
Основные понятия:
Обращение - слово или сочетание слов, называющее того, к кому или к чему обращаются с речью.
Пунктограмма –– это применение необходимых письменных знаков пунктуации или их отсутствие, в каждом конкретном словосочетании или отдельном предложении, в соответствии с принятыми в данном языке, правилам пунктуации.
Разбор типового тренировочного задания
Укажите предложение с обращением. (Знаки препинания не расставлены.)
1) С чего начинается Родина
2) Мой друг Отчизне посвятим души прекрасные порывы
3) Ты мне очень помог спасибо
4) Антон сам хотел пойти и посмотреть на новое оборудование.
Алгоритм выполнения задания:
1) прочитать примеры;
2) определить в каждом предложении главные члены;
3) по смыслу выделить обращение, убедившись, что выбранные слова не являются подлежащим.
Ответ: 2.
Разбор типового контрольного задания
Установите соответствия между обращениями и частями речи,
которыми они выражены.
1) Пой, звонкоголосый, радуй всех своей любовью.
2) Малахов, к доске!
3) Отдыхающие, просим очистить пляж!
4) Последний, выключай свет!
а) существительное
б) прилагательное
в) причастие