Описание природы в поэме мцыри. В помощь школьнику

Тема: Роль природы в идейном содержании поэмы

М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

Учитель русского языка и литературы Литвина Татьяна Михайловна

Цель:

  1. выяснить роль и своеобразие картин кавказской природы;
  2. рассмотреть, как пейзаж помогает постичь психологию героя в различных жизненных ситуациях;
  3. привлечь внимание учащихся к проблемам, поставленным в произведении;
  4. воспитывать любовь к месту, где ты родился и вырос.

Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова, репродукции картин поэта кавказской тематики.

Эпиграф:

…прекрасна ли земля:

…для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы?

М.Ю. Лермонтов

Ход урока.

М.Ю. Лермонтов… Русский поэт, чья «мятежная душа» с детских лет «чудесного искала», может, поэтому его герои воплощают свободу и мятежность духа, они сильные и независимые, такие как Мцыри.

1. Почему местом действия поэмы избран Кавказ?

С детских лет Лермонтов горячо полюбил Кавказ. Тема Кавказа проходит через все его творчество.

Дикая, величественная красота Кавказа невольно вызывает мысль о гордых, вольных людях, которые должны бы населять этот край.

Могучая природа Кавказа сродни страстной натуре Мцыри.

2. Случайно ли действие поэмы происходит в монастыре?

Перенося действие в монастырь, Лермонтов хотел подчеркнуть силу характера своего героя. Ведь нигде не было так прочно духовное рабство, как у монахов. Какой же волей, решимостью, непокорностью должен обладать герой, чтобы восстать» против бога» в монастыре, цитадели христианской религии.

Когда-то Мцыри задал вопрос

…прекрасна ли земля:

…для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы?

Всем ходом поэмы Лермонтов отвечал: да, земля прекрасна: человек родится для воли, но трагедия в том, что он вынужден жить в тюрьме.

Мотив свободы, воли проходит через всю поэму. Проблема свободы неотделима от двух других, по существу философских вопросов6 герой и люди герой и природа.

Если образ монастыря враждебен воле, подавляет личность, то образ природы помогает понять поступки героя в различных ситуациях и те проблемы, которые поднимает автор в своем произведении.

3. Оказавшись на воле, он жадно впитывает все « впечатления бытия».

Что же предстает перед его глазами? (Чтение наизусть гл. 6, 11)

4. Что подарила ему жизнь?

Картины природы поразили его великолепием красок, контрастом с тем, что окружало его в монастыре. Вместо мертвого однообразия монастырских сводов и мрачных келий, тусклого мерцания свечей, перед ним открылась живая, неумирающая и вечно обновляющаяся жизнь природы.

Картины живой природы прояснили в Мцыри «прошедшее» (гл. 7)

Природа вызвала прилив новых чувств, эмоций:

…и было сердцу моему легко.

Все, что чувствовал тогда,

Те думы – им уж нет следа;

Но я б желал их рассказать,

Чтоб жить, хоть мысленно, опять.

5. Художественные средства языка.

Эпитеты: пышные поля, причудливые хребты, радужный наряд растений, прозрачная зелень листов, волшебные голоса.

Сравнения: хребты курилися, как алтари; снега, горящие, как алмаз; небесный свод чист, как ангела полет.

Метафоры: каменные объятия, седой Кавказ, следы небесных слез; деревья, шумящие свежей толпой; кудри виноградных лоз…

Метафоры подчеркивают тесную связь героя с природой, именно поэтому Мцыри так тонко чувствует ее красоту.

7. Но каким заманчивым бы ни было согласие между вольнолюбивым героем и природой, оно не может быть постоянным. Общение с природой – это не только слияние с ней, это и единоборство, борьба. Дни, проведенные на воле, наполнены опасностями, трудностями: переход по горам и ущельям, сквозь вечный лес и терновый кустарник, это преодоление голода, физической слабости, страха перед неизвестным, это бой с барсом. (Чтение наизусть)

8. Сопоставление картин ночи, нарисованных в 9-10 гл. и 14-15 (наизусть )

9. Вторая ночь нисколько не ужаснее, но даже светлее и спокойнее. Но почему же картина 1-й ночи не производит гнетущего впечатления? Почему от картины 2-й ночи веет тоской и безысходностью?

Связано это с настроением Мцыри. В первом случае, вырвавшись на желанную волю, он радостно воспринимает окружающий мир. Во 2-ю ночь он сбился с дороги, им овладело нетерпение и отчаяние, и этими чувствами окрасился пейзаж.

В минуты, когда Мцыри понял, что снова вернулся к своей «тюрьме», природа, как бы разделяя его отчаяние, спит «в оцепенении глухом», не даря герою ни звука:

…хотя бы крикнул коростель,

Иль стрекозы живая трель

послышалась, или ручья

Ребячий лепет.

Мы видим, что природа не всегда выступает союзником Мцыри. Как только появляется символический образ монастыря, природа, будь она светлой или мрачной, становится олицетворением свободы. Когда же герой вспоминает о родине, «где люди вольны, как орлы», - сразу же рушится связь между ним и природой.

10. Юноша столкнулся не только с красотой окружающего мира, но и с ужасным, безобразным в нем; природа была не всегда благосклонна, она была безжалостна к нему.

Почему же дни, проведенные Мцыри на воле, наполненные опасностями и страданиями, характеризуются им как «три блаженных дня»?

Именно таково было его главное впечатление от пережитого, что, несмотря на все испытанные горести, Мцыри утвердился в убеждении, что мир прекрасен.

Мощь и красота кавказской природы отвечали духовной силе героя, его свободолюбию и пламенному чувству. Переживания трехдневных скитаний как бы сгладились, померкли в лучах свободы, которую хотя бы на короткий мг Мцыри ощутил.

11. Таким образом, мы убедились, что описание природы связано с идейным содержанием поэмы. Пейзаж помогает нам с вами понять главную мысль автора: все в этом естественном мире существует свободно, никто не подавляет друг друга и каждый живет сообразно своему существу: сады цветут, потоки шумят, птицы поют. Это утверждает героя в мысли, что человек рожден для воли, без которой не может быть ни счастья, ни самой жизни.

Домашнее задание творческого характера: написать мини-сочинение «Читая поэму Лермонтова «Мцыри» …(ваши мысли, ассоциации, желания…)


Сюжет поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» прост. Это история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшейся попытке бежать из монастыря. Вся жизнь Мцыри рассказана в одной небольшой главе, а все остальные 24 строфы ― это монолог героя о трех днях, проведенных на свободе и давших герою столько впечатлений, сколько он не получил за многие годы монастырской жизни. Открытый им «чудный мир» резко контрастирует с мрачным миром монастыря. Герой так жадно вглядывается в каждую открывающуюся ему картину, так тщательно отмечает все, что видит, и так восторженно рассказывает потом о природе… Нельзя не узнать в описанных героем картинах неповторимого кавказского пейзажа. Мы видим рельеф Кавказа: «пышные поля», холмы с высокими травами, горные хребты и скалы, ущелья и бездны, потоки и бурные ручьи. Мы узнаем о растительности Грузии: о высоких травах ее долин, о богатых виноградниках, о спутанном плющом терновнике и густых вечных лесах.

Природа, поразившая Мцыри, не безмолвна: то слышен шум горного потока, то шелест сырых листьев, волнуемых ветром, то в туманной тишине разносится пение птиц, а то раздается крик шакала. Возникновение в рассказе Мцыри картин кавказской природы объясняется тем, что герой бежал из монастыря, чтобы увидеть мир, узнать, каков он. Пейзаж в поэме важен как конкретная картина этого мира, как фон, на котором разворачиваются действия, но в то же время он помогает раскрыть характер героя, т. е. оказывается одним из способов создания романтического образа.

Личность Мцыри отражается в том, какие картины привлекают его и как он о них говорит. Юноша воспринимает природу такой, какая она есть. Он видит в ней и безмятежные картины, когда мир кажется ему «божьим садом», и грозные, суровые: «груды темных скал», разделенные потоком и простертые в воздухе объятия, непроницаемый страшный лес. Он наслаждается великолепием летнего утра, видит прозрачное голубое небо Грузии, но он вспоминает и иссушающий полдневный зной в горах, и черные ночи, когда мир делается темным и молчаливым. Эта противоречивость не пугает юношу, не закрывает от него гармонии, существующей в природе. И то, что Мцыри умеет воспринимать природу в цельности, говорит о душевной широте героя. В рассказе Мцыри природа предстает конкретно, зримо, но внимание обращено на то, что говорит о красоте природы, ее величии, грандиозности, из виденного рисуется лишь то, что утверждает героя в мысли о совершенстве мира природы. Таким образом, реальные картины предстают в романтическом освещении через восприятие героя. Романтичность пейзажа усиливается от того, что Мцыри, говоря об увиденном в природе, стремится передать свое впечатление о ней. Это придает эмоциональность описанию природы. Конкретные образы теряют свои реальные очертания, приобретают слегка абстрактный эмоциональный рисунок, например, эпитеты «горящая бездна», «сердитый вал», «волшебные голоса», «прозрачная зелень листов».

Эмоциональность образов часто усиливается при помощи сравнений. Например, «хребты, причудливые, как мечты», деревья, шумящие «толпой, как трава в пляске круговой» и т. д. Характерно, что эти сравнения рождаются не случайно, они раскрывают и жизненный опыт, и представления героя. «Как братья в пляске круговой» ― образ, навеянный смутными воспоминаниями Мцыри о его детстве в родном ауле; «причудливые, как мечты» ― образ, связанный с монастырской жизнью: в тесных мрачных кельях мечты кажутся фантастическими, причудливыми.

М. Ю. Лермонтов стремится к оригинальным изобразительным средствам, нередко он пользуется привычными, сложившимися в романтической литературе и фольклоре. Отсюда большое количество таких ординарных сравнений: «стройна, как тополь», «горящих, как алмаз», «плакал как дитя»; таких эпитетов: «юность вольная», «объятья жадные», «родина свежая» и т. д. Но они усиливают выразительность монолога героя, взволнованность общего тона поэта. Мцыри увидел природу в ее многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость общения с ней. Знакомство с миром дало ответ на первый вопрос, герой узнал, «прекрасна ли земля». Да, мир прекрасен! ― таков смысл рассказа юноши об увиденном. Его монолог ― гимн этому миру.

    • Романтическим эпосом называли поэму «Мцыри» литературные критики. И это действительно так, ибо в центре поэтического повествования – свободолюбивая личность главного героя. Мцыри – романтический герой, окруженный «ореолом избранности и исключительности». Ему присуща необычайная внутренняя сила и мятежность духа. Эта незаурядная личность от природы непреклонна и горда. В детстве Мцыри терзал «мучительный недуг», который сделал его «слабым и гибким, как тростник». Но это только внешняя сторона. Внутри же он […]
    • Чем же так необычен Мцыри? Своей сосредоточенностью на огромной, колоссальной страсти, своей волей, своим мужеством. Его тоска по родине приобретает какие-то вселенские, выходящие за привычные человеческие мерки, масштабы: За несколько минут Между крутых и темных скал, Где я в ребячестве шрал, Я б рай и вечность променял. Натура гордая, неизмеримо-глубокая... Такие герои привлекают писателей романтиков, которые склонны искать в жизни скорее исключительное, чем обыкновенное, «типическое». Человек, который […]
    • Поэма «Мцыри» написана абсолютно в духе М.Ю.Лермонтова и отражает главную направленность тематики всего творчества автора: романтичные и мятежные настроения, скитания, поиски истины и смысла, вечное стремление к чему-то новому и захватывающему. Мцыри – молодой монах, предпринявший попытку сбежать от службы и начать вольную жизнь. Важно отметить, что бежал он не потому, что к нему плохо относились или ему приходилось жить в неблагоприятных условиях. Как раз наоборот, монахи его спасли, когда он был еще мальчиком, […]
    • В первую очередь, произведение "Мцыри" отображает мужество и стремление к свободе. Любовный мотив присутствует в поэме только в единственном эпизоде - встреча молодой грузинки и Мцыри около горного потока. Однако, несмотря на сердечный порыв, герой отказывается от собственного счастья ради свободы и родины. Любовь к отчизне и жажды воли становятся для Мцыри главнее других жизненных событий. Лермонтов отобразил образ монастыря в поэме как образ тюрьмы. Главный герой воспринимает монастырские стены, душные кельи […]
    • Тема поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» ― изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опаснее: И в час ночной, ужасный час, Когда гроза пугала вас, Когда, столпясь при алтаре, Вы ниц лежали на земле, Я убежал. Юноша делает попытку узнать, зачем живет человек, для чего он создан. […]
    • Лирический герой поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова - Мцыри, является яркой личностью. Его история не может оставить читателя равнодушным. Главным мотивом данного произведения является, безусловно, одиночество. Оно сквозит во всех мыслях Мцыри. Он тоскует по Родине, о своих горах, об отце и сестрах. Это история о мальчике шести лет, который попадает в заключение к одному из русских генералов, который увез его из аула. Малыш, в связи с трудностями переезда и из-за тоски по родным тяжело заболел, и его приютили в […]
    • В центре поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» ― образ юноши‑горца, поставленного жизнью в необычные условия. Ребенком больным и измученным, он попадает в плен к русскому генералу, а затем оказывается в стенах монастыря, где о нем проявили заботу и вылечили. Монахам казалось, что к плену мальчик привык и что он «хотел во цвете лет изречь монашеский обет». Сам же Мцыри скажет потом, что он «знает одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть». Не понимая внутренних стремлений Мцыри, монахи оценивали свое отношение к […]
    • Поэма 1839 г. «Мцыри» ― одно из главных программных произведений М. Ю. Лермонтова. Проблематика поэмы связана с центральными мотивами его творчества: темой свободы и воли, темой одиночества и изгнания, темой слияния героя с миром, природой. Герой поэмы ― могучая личность, противостоящая окружающему миру, бросающая ему вызов. Действие разворачивается на Кавказе, среди вольной и мощной кавказской природы, родственной душе героя. Мцыри больше всего ценит свободу, не принимает жизнь «вполсилы»: Таких […]
    • Работая над «Песней про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Михаил Юрьевич Лермонтов изучал сборник былин Кирши Данилова и другие публикации фольклора. Источником поэмы может быть признана историческая песня «Кастрюк Мастрюкович», в которой рассказывается о героической борьбе человека из народа против опричника Ивана Грозного. Однако Лермонтов не копировал народные песни механически. Его произведение пронизано народной поэтикой. «Песня про купца Калашникова» представляет собой […]
    • Приличьем скрашенный пророк Я смело предаю позору – Неумолим я и жесток. М. Ю. Лермонтов Грушницкий – представитель целого разряда людей – по выражению Белинского, – имя нарицательное. Он из числа тех, которые, по мнению Лермонтова, носят модную маску разочаровавшихся людей. Меткую характеристику Грушницкому дает Печорин. Он, по его словам, позер, выдающий себя за романтического героя. «Его цель – сделаться героем романа», говорит он «пышными фразами, важно драпируя в необыкновенные […]
    • В любом качественном произведении судьба героев связывается с образом своего поколения. А как же иначе? Ведь люди отражают характер своего времени, они являются его «продуктом». Наглядно мы видим это в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Писатель на примере жизни типичного человека этой эпохи показывает образ целого поколения. Безусловно, Печорин - представитель своего времени, в его судьбе отразилась трагедия этого поколения. М.Ю.Лермонтов первым создал в русской литературе образ "потерянного" […]
    • "Да и какое дело мне до радости и бедствий человеческих?" М.Ю. Лермонтов В романе Лермонтова "Герой нашего времени" решается злободневная проблема: почему люди, умные и энергичные, не находят применения своим недюжинным способностям и вянут без борьбы в самом начале жизненного поприща? На этот вопрос Лермонтов отвечает историей жизни Печорина, молодого человека, принадлежащего к поколению 30-х годов. Задаче всестороннего и глубокого раскрытия личности героя и той среды, которая воспитала его, подчинены […]
    • И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды... Желанья! Что пользы напрасно и вечно желать?.. А годы проходят - все лучшие годы! М.Ю. Лермонтов В романе “Герой нашего времени” Лермонтов ставит перед читателем волнующий всех вопрос: почему самые достойные, умные и энергичные люди его времени не находят применения своим недюжинным способностям и вянут в самом начале жизненного порыва без борьбы? На этот вопрос писатель отвечает историей жизни главного героя Печорина. Лермонтов […]
    • Лирика Лермонтова поражает и восхищает нас своей музыкальностью. Он умел передать тончайшие душевные состояния, пластические образы и живой разговор в своей лирике. Музыкальность ощущается в каждом слове и в интонации. Не каждому лирику дано так тонко видеть и слышать мир, как это дано Лермонтову. Описания природы у Лермонтова пластичны и понятны. Он умел одухотворять и оживлять природу: утес, тучи, сосна, волны наделены у него человеческими страстями, им ведомы радости встреч, горечь разлук, свобода, […]
    • Вообще-то я не большой поклонник романа Михаила Юрьевича Лермонтова "Герой нашего времени", единственная часть, которая мне нравится-это "Бела". Действие в ней происходит на Кавказе. Штабс-капитан Максим Максимыч, ветеран Кавказской войны, рассказывает попутчику случай, произошедший с ним в этих местах несколько лет назад. Уже с первых строчек читатель погружается в романтическую атмосферу горного края, знакомится с горными народами, их бытом и обычаями. Вот как Лермонтов описывает горную природу: "Славное […]
    • Одно из значительнейших произведений в русской лирики XIX в. «Родина» Лермонтова – это лирическое раздумье поэта о своем отношении к отчизне. Уже первые строки: «Люблю отчизну я, но странною любовью Не победит ее рассудок мой» – задают стихотворению интонацию эмоционально глубокого личного изъяснения и в то же время как бы вопроса к самому себе. То обстоятельство, что непосредственная тема стихотворения – не любовь к родине как таковая, но размышления о «странности» этой любви – становится пружиной движения […]
    • Природа родной страны – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов, музыкантов, художников. Все они осознавали себя частью природы, «дышали с природою одной жизнью», как говорил Ф. И. Тютчев. Ему же принадлежат другие замечательные строки: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… Именно русской поэзии оказалось под силу проникнуть в душу природы, услышать ее язык. В поэтических шедеврах А. […]
    • Жизнь моя, ты откуда идешь и куда? Отчего мне мой путь столь неясен и таен? Для чего я не ведаю цели труда? Почему я влеченьям своим не хозяин? Пессо Тема судьбы, предопределения и свободы человеческой воли является одной из важнейших сторон центральной проблемы личности в «Герое нашего времени». Наиболее прямо она поставлена в «Фаталисте», который не случайно завершает роман, служит своего рода итогом нравственно‑философских исканий героя, а с ним и автора. В отличие от романтиков […]
    • Восстань, пророк, и виждь, и внемли Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. А. С. Пушкин «Пророк» Начиная с 1836 г. тема поэзии получает в творчестве Лермонтова новое звучание. Он создает целый цикл стихов, в которых высказывает свое поэтическое кредо, свою развернутую идейно‑художественную программу. Это «Кинжал» (1838 г.), «Поэт» (1838 г.), «Не верь себе» (1839 г.), «Журналист, Читатель и Писатель» (1840 г.) и, наконец, «Пророк» – одно из последних и […]
    • Одно из последних стихотворений Лермонтова, лирический итог многочисленных исканий, тем и мотивов. Белинский относил это стихотворение к числу избраннейших вещей, в которых «все лермонтовское». Не будучи символическим, с мгновенной непосредственностью запечатлевая настроение и чувство в их «лирическом настоящем», оно тем не менее сплошь состоит из высокозначимых в лермонтовском мире эмблематических слов, каждое из которых имеет долгую и изменчивую поэтическую историю. В запеве – тема одинокой участи. «Кремнистый […]
  • В 1839 г., является одним из наиболее совершенных образцов русского романтизма. В ее текст включены все значимые компоненты романтических поэм, как-то необычный герой в необычных обстоятельствах, конфликт, вызванный столкновением мира реального и мира идеального, и, разумеется, романтический пейзаж. Пейзаж в поэме «Мцыри» имеет особую роль, поскольку он, с одной стороны, помогает глубже проникнуть в душу героя и понять его. А с другой стороны - он и сам выступает в произведении в роли активно действующего персонажа.

    Действие поэмы разворачивается неподалеку от Кавказского горного хребта, причем Лермонтов даже точно указывает место событий: монастырь Мцыри находится близ слияния двух рек, Арагвы и Куры. Интересно, что поэт описывал реально существующий монастырь, который уцелел до наших дней и сейчас является местом паломничества - в особенности для почитателей творчества Лермонтова. Приезжающие туда туристы могут насладиться потрясающими горными пейзажами: монастырь стоит на небольшом возвышении и сразу за ним виднеется уходящая в небо цепь кавказских гор.
    Чем-то диким и первозданным веет от этих мест, и легко поверить, что здесь могла вырасти такая гордая и непокорная натура, как Мцыри. Пейзажи Кавказа глубоко затронули душу самого Лермонтова, и именно благодаря им замысел поэмы окончательно выкристаллизовался. Известно, что первоначально поэт не знал, куда поместить своего героя. Он написал две небольших поэмы-наброска, «Исповедь» и «Боярин Орша», но лишь посетив Кавказ, смог приступить к созданию окончательной версии. Этот пейзаж идеально отвечал всем замыслам автора и полностью соответствовал понятию романтического пейзажа: необычного и контрастного. Кроме того, для читателя-современника Лермонтова само понятие Кавказ служило синонимом свободы и свободомыслия, поскольку туда ссылали всех неугодных режиму (так оказался там и сам автор). Кавказ был своего рода паролем, после прочтения которого читатель настраивался на нужный лад - и не оставался обманутым.

    Пейзаж в поэме представлен с двух точек зрения: так, как его видит автор, и так, как его видит Мцыри. Эти два взгляда порою сливаются воедино, и из уст персонажа звучат глубоко поэтичные, вдохновенные описания виденной им природы. В такие минуты кажется, что сам Лермонтов говорит за своего героя, что это своей болью и своей страстью к свободе делится он с читателем…

    Как сердце билося живей

    При виде солнца и полей…

    Первый пейзаж, который предстает перед читателем - это унылый и печальный монастырский пейзаж. Описывая его, в противовес последующим изображениям живой природы, скупо и сухо, Лермонтов сразу же намечает романтический конфликт между двумя мирами: миром свободы и несвободы. Отметим, что нигде в поэме подробно не упоминается о том, насколько плохо жилось Мцыри в монастыре.
    Но об этом можно с легкостью догадаться по его восторженному рассказу об увиденном в краткие три дня побега. Солнечный свет, легкое дуновение ветерка, цветущие растения и поющие птицы - вот все то очарование жизни, которого Мцыри, запертый в каменных стенах, был лишен. Так через пейзаж в поэму вводится проблема свободы и несвободы, проблема отобранной у Мцыри жизни. «Я молод, молод!» - с болью восклицает Мцыри, очарованный красотой открывшегося перед ним огромного мира. В этом восклицании звучит страстное желание глубже узнать жизнь, насладиться всеми ее проявлениями, - и все эти желания пробуждает в Мцыри пейзаж. А благодаря открывшимся перед ним видам гор главный герой вспоминает свою семью. Расплывчатые воспоминания, отобранные у него монастырем, формируются в четкую картину. Так к Мцыри приходит осознание того, что для него в жизни наиболее важно, так в его душе зарождается мечта добраться на родину.

    На протяжении всего повествования пейзаж отображает изменения в настроении Мцыри, он видоизменяется вместе с ним. В самом начале странствований Мцыри все изображено в мажорной ноте, краски природы яркие и живые: «голубое небо», «белый караван», «прозрачная зелень» и «озолотившийся восток». Пространство ощущается огромным и свободным: «пышные поля», «разросшиеся деревья». Но затем Мцыри осознает, что его мечта неисполнима, и окружающий мир преображается. Теперь перед ним темный лес, сбивающий героя с пути, палящая жара, «терновник, спутанный плющом». Пространство сужается, выталкивая Мцыри назад, в его келью-тюрьму. Тут видно, что роль пейзажа в поэме «Мцыри» не сводится к одному фону, на котором разворачивается повествование. Напротив, местами пейзаж как бы сам формирует дальнейшие события, подводя героя к вполне закономерному финалу.

    Во второй части поэмы Лермонтов использует прием олицетворения природы. Его поэтическое мастерство особенно ярко проявляется в кульминационном эпизоде с барсом: ночной лес застывает, наблюдая за страшной битвой, и сам напоминает читателю живое и недоброе существо:

    Непроницаемой стеной

    Окружена, передо мной

    Была поляна. Вдруг во ней

    Мелькнула тень, и двух огней

    Промчались искры…

    Сам барс также воспринимается как разумное существо со своей недоброй волей - он, как и лесная чаща, преграждает Мцыри путь на родину. В этом эпизоде проявляется новаторство Лермонтова, ведь он применяет романтический пейзаж, обычно используемый исключительно для выражения чувств главного героя, в совершенно других целях. Пейзаж обретает человеческие черты и становится антагонистом Мцыри. Даже природа восстает против героя, и мы видим, какова роль пейзажа в поэме Лермонтова «Мцыри» - она состоит в создании мотива абсолютного одиночества. Трагедия Мцыри в том, что ни один из двух миров, ни монастырский, ни природный, не оказался ему родным по-настоящему, он изгнан отовсюду. Да, природа дала ему ощущение свободы, но она же его и погубила, и оттого:

    Едва взошла заря,

    Палящий луч ее обжег

    В тюрьме воспитанный цветок…

    Роль пейзажа в поэме Мцыри Лермонтова – факты для сочинения по теме |

    Картины природы играют в поэме исключительно важ­ную роль.

    Во-первых, это экзотическая природа Кавказа, прекрасная, богатая звуками и красками. Такое изображение природы свой­ственно романтической литературе.

    Во-вторых, герой сливается с природой, является ей частью, ощущает себя единым целым с окружающим миром. Только тогда, когда герой ощущает это слияние, он счастлив. Мир при­роды абсолютно гармоничен, в отличие от мира людей.

    В-третьих, за стенами монастыря нарисован мир свободной, дикой природы, что противопоставляется холоду могильных плит внутри стен монастыря.

    В-четвертых, рассказ о природе помогает Мцыри выразить то, что он чувствует: природа, её состояние похожа на состоя­ние души героя.

    Пейзажи очень выразительны. Лермонтов пользуется различ­ными литературными приемами. Это сравнения («дерев…шу­мящих свежею толпой, как братья в пляске круговой», «я видел горные хребты, причудливые как мечты»). Сравнений в поэме много, они помогают полнее описывать предметы, состояния природы. Много также эпитетов («седой, незыблемый Кавказ», «золотой песок», «сонные цветы»). Эпитеты помогают понять ощущения героя и отношение автора к описываемому. Очень богат текст метафорами («растений радужный наряд хранил следы небесных слез»). Подобное выражения усиливают образ­ность текста и воздействие на читателя.

    Есть в тексте и олицетворения («и миллионом черных глаз смотрела ночи темнота»). Так создается ощущение того, что природа — живое существо, вступающее в контакт с героем. Многочисленные инверсии («и вот в тени ночной врага почуял он») помогают герою (и автору) выделить главное, существен­ное в повествовании.

    Эти приемы встречаются чаще других. Необычайное богат­ство речи при описании; природы помогает создать тот пейзаж, который помогает автору передать состояние героев, его ощу­щения.

    Поэма "Мцыри" написана в 1839 г., незадолго до смерти Лермонтова. Это одно из его последних произведений, своеобразный итог всего творческого пути. В поэме воплотился поздний, зрелый лермонтовский романтизм – направление, которому в той или иной степени поэт следовал всю свою жизнь.

    Все идеи поздней лирики поэта отразились в этом произведении. К концу жизни ведущей темой в творчестве Лермонтова стала тема одиночества. Но, по сравнению с ранней лирикой, теперь одиночество лирического героя воспринимается как его свобода, то есть он по-новому рассмотрел для себя принцип романтического дуализма (традиционный принцип романтиков, построенный на различии для поэта мира "здесь" и мира "там", противопоставлении идеального и реального). Таким образом, поэт пришел к новому восприятию отношений героя и внешнего мира.

    Огромное значение в раскрытие образа одинокого, страдающего и свободного Мцыри имеет романтический пейзаж. Он вообще является одним из наиболее содержательных композиционных компонентов художественного произведения. Самостоятельной ценности он не несет, он почти никогда не является просто объективно-реальным изображением природы, тем более в произведении романтическом, где он резко субъективирован, символичен и подчиняется принципу психологического параллелизма – то есть уподобления внутреннего состояния человека живой природе. Иными словами, для романтиков природа – это своеобразный способ видения и изображения мира.

    "Мцыри" – типичная романтическая поэма. Она построена на идее двоемирия и контрасте. Отличительная черта Лермонтова-романтика состоит именно в том, что в его поэмах можно найти множество разнообразных конфликтов. Один из основных – это контраст между миром монастыря, тюрьмой для Мцыри, и миром природы, воплощением свободы, к которому не раз прибегал Лермонтов и в своей ранней лирике. Конфликт двух противоположных миров монастыря резко контрастирует с живым описанием леса, реки, бури и барса. На протяжении всей поэмы пейзаж – фон действия, который не только добавляет красок в разгорающееся противостояние, но и помогает понять природу конфликта.

    Пейзаж мира, который находится за стенами монастыря, формирует в основном и образ самого Мцыри. Герой отождествляется с природой, путем изображения различных ее состояний поэт художественно передает различные состояния души юноши – от бури, способной разрушить все на своем пути, до тихой зари, поражающей своей гармонией.

    Природа у Лермонтова – это живое существо. Ему не чужды человеческие страдания, с помощью пейзажа автору удается необыкновенно точно описать внутренний мир героя.

    От предельно скупых набросков пейзажа монастыря Лермонтов переходит к воплощению свободы – природе леса, он описывает необыкновенное, демоническое буйство звуков и красок.

    Один из кульминационных моментов поэмы – встреча героя с барсом. В ней автор показывает полное единение Мцыри с природой. Описание битвы идеально гармонирует с пейзажем, мир как бы застыл под луной, наблюдая за сражением; сказочная поляна в лесу является ареной для схватки романтического героя со зверем, воплощением самой природы.

    В сцене боя с барсом наряду с антитезой используется прием олицетворения. Автор отступил от описания общего образа природы. Он наделяет человеческими качествами барса, месяц и лес. Это органично дополняет классический романтический пейзаж. Чувствуется своеобразное напряжение, витающее в воздухе, которое не может оставить читателя равнодушным. В этой сцене все буйство природы, описанное при побеге Мцыри, теперь отражается в душе читателя; этим автор подчеркивает важность эпизода.

    Но не менее интересны и другие описания. В самом начале поэмы автор устами Мцыри делает необыкновенно точные зарисовки пейзажей, которыми несчастный юноша успел насладиться за три короткие дня пребывания на воле. И здесь широко использован прием олицетворения: деревья, обнявшись, как братья, пляшут круговую пляску, два утеса над рекой мечтают соединиться друг с другом, их желание так понятно бывшему затворнику: они тоже жаждут свободы, как жаждал он, томясь в своей тюрьме, объединиться с природой. Здесь появляется мысль о том, что мечта Мцыри тоже не осуществится до конца.

    Вид горного пейзажа напомнил беглецу его детство, родной аул. И вот уже перед глазами видение – лунные вечера, блеск оружия, отец на коне. Он вспоминает и звуки песен и речей своих сестер, и рассказы стариков.

    Один из наиболее ярких и важных образов – образ горного потока:

    …Хотя без слов

    Мне внятен был тот разговор,

    Немолчный ропот, вечный спор

    С упрямой грудою камней.

    Мцыри понимает поток, потому что это его душа; тоже усиленная грозой, она восстала и сломала старое русло. Но спорить с тяжелыми камнями бесполезно, сокрушается герой.

    Обилием различных образов и комбинаций пейзажей Лермонтов достигает полного раскрытия образа главного героя. Как и в любом романтическом произведении, в этой поэме пейзажи формируют образ героя, заставляя его играть всеми возможными оттенками чувств. Вообще же можно говорить о том, что пейзаж в "Мцыри" представляет собой типичный образец романтического пейзажа, со всеми его функциями, особенностями и характерными чертами, что, безусловно, свидетельствует о чистоте стиля произведения.