Причины реформы александра 2 таблица. Реформы Александра II и их оценка, последствия

Реформы Александра II (кратко)


Реформы Александра 2 (кратко)

Основная суть всех реформ Александра Второго заключалась в общей перестройке системы управления и общества. Одной из приоритетных реформ историки считают отмену крепостного права, произошедшее в 1861 году. Сама реформа подготавливалась несколько лет и, невзирая на ярое сопротивление буржуазии и дворянства, всё-таки была внедрена.

В итоге крестьянской реформы каждый крестьянин освобождался от крепостной зависимости. Кроме того, вместе с личной свободой он получал совершенно бесплатно небольшой участок земли. На нём он мог строить дом и работать. Также крестьянин имел право приобретения пахотного надела за небольшие деньги – это смогло существенно пополнить государственную казну.

Ещё крестьянин получал некоторые гражданские права. Так, они могли претендовать на переход в иное сословие, открывать промышленные и торговые предприятия, а также совершать куплю и продажу.

Ещё одной очень важной александровской реформой была так называемая печатная реформа. В Российской Империи появляется такое понятие как свобода прессы и гласность (относительная). При этом, газетам было позволено обсуждать разные мероприятия, которые проводило правительство и даже иногда критиковать министров, не затрагивая, конечно же, самого Императора.

Коснулись реформы и судебной системы. Прежний тип суда заменили новым, провозглашающим общий принцип единения для каждого сословия, а также принцип гласности и открытости. Сформировался суд присяжных, позволивший судопроизводству полностью отделиться от реализации исполнительной власти и выносить независимые решения.

Городская и земская реформы сформировали более открытые органы местного самоуправления. В крупных городах появляются суды, а также так называемые местные управы, что значительно упростило процессы управления городами.

Военная реформа Александра Второго предполагала замену петровским рекрутам всеобщей воинской повинностью. Данное изменение позволило сформировать более обширную армию, которую можно собрать в самый короткий срок при первой опасности. Кроме того, существенно вырос и уровень военного образования. Строились новые академии и училища.

Вместе с возведением и развитием военных учреждений начали появляться и учебные заведения иного рода. Благодаря просветительной реформе уровень образованности русского народа начал стремительно расти.

Реформы Александра II — попытка российской власти привести порядки Российской империи в соответствие с реалиями ХIХ века. Ведь в то время, когда Россия оставалась полуфеодальной державой, в Европе полным ходом шла промышленная революция: строились железные дороги, повсеместно в быту и промышленности внедрялись электричество и сила пара. В направлении либерализма развивались общественные отношения
  • Россия к середине XIX века переместилась на восьмое место по выплавке металла. Англия превосходила её в 12 раз.
  • К середине века Россия имела 1,5 тыс. км. железнодорожных путей, тогда как в Англии их насчитывалось 15 тыс. км.
  • Средний урожай в России 4,63 четверти с десятины, во Франции — 7,36 четвертей, в Австрии — 6,6
  • 1861 году в хлопчатобумажной промышленности России насчитывалось около 2 млн. механических веретен и около 15 тыс. механических ткацких станков. В Англии уже к 1834 г. в хлопчатобумажной промышленности работало свыше 8 млн. механических веретен, 110 тыс. механических ткацких станков и 250 тыс. ручных станков.

Краткая биография Александра II

  • 1818, 17 апреля — рождение
  • 1825, 12 декабря — объявлен наследником престола.
  • 1826 — наставником наследника назначен В. А. Жуковский, разработавший в том же году 10-летний план воспитания Александра Николаевича.
  • 1834, 17 апреля — Александр в день своего совершеннолетия принес присягу на верность императору
  • 1837, 2 мая-10 декабря — Александр Николаевич совершил путешествие по России, во время которого посетил 29 губернии империи
  • 1838-1839, 2 мая-23 июня — путешествие за границу, подводящее итог обучению Александра
  • 1841, 16 апреля — свадьба Александра Николаевича и принцессы Гессен-Дармштадтской Марии Александровны
  • 1842, 18 августа — рождение дочери Александры (умерла в 1849 году)
  • 1839-1842 — Александр стал членом Государственного Совета и Комитета министров
  • 1843, 8 сентября — рождение сына Николая (умер в 1865 году)
  • 1845, 26 февраля — рождение сына Александра, будущего императора (умер в 1894 году)
  • 1847, 10 апреля — рождение сына Владимира (умер в 1909 году)
  • 1850, 2 января — родился сын Алексей (умер в 1908 году)
  • 1852 — назначен главнокомандующим Гвардейским и Гренадерским корпусами
  • 1853, 17 октября — родилась дочь Мария, умерла в 1920 году
  • 1855, 18 февраля — смерть
  • 1855, 19 февраля — вступление на российский престол императора Александра II
  • 1856, 26 августа — коронация Александра II в Москве
  • 1857, 29 апреля — родился сын Сергей, умер в 1905 году
  • 1860, 21 сентября — родился сын Павел, умер в 1919 году
  • 1861, 19 февраля — Александр II подписал Манифест и Положения об освобождении крестьян от крепостной зависимости
  • 1865, 12 апреля — смерть наследника престола великого князя Николая Александровича и провозглашение наследником великого князя Александра Александровича
  • 1866, 4 апреля — покушение Д. Каракозова на жизнь Александра II
  • 1867, 25 мая — покушение А. Березовского на жизнь Александра II
  • 1879, 2 апреля — покушение А. Соловьева на жизнь Александра II
  • 1879, 19 ноября — взрыв царского поезда под Москвой
  • 1880, 12 февраля — взрыв царской столовой в Зимнем дворце
  • 1880, 19 февраля — празднование 25-летия вступления на престол Александра II.
  • 1880, 22 мая — смерть императрицы Марии Александровны.
  • 1880, 6 июля — женитьба Александра II на Е. М. Долгорукой-Юрьевской.
  • 1881 1 марта — смерть Александра II от рук террористов из организации

18 февраля 1855 года умер император Николай I. Русский трон занял его сын Александр (II). Крымская война ещё продолжалась, но неудачный ход её всё более утверждал русское общество в мысли, что страна отстает в своем развитии от запада и требуются кардинальные реформы всего устройства русской жизни. Инициатором реформ выступил император Александр II

Причины реформ Александра II

  • Существование крепостного права, тормозившего экономическое развитие России
  • Поражение в
  • Отсутствие возможностей у сословий Империи влиять на деятельность государства

Реформы Александра Второго

  • Крестьянская реформа. Отмена крепостного права (1861 год)
  • Финансовые реформы (с 1863 года)
  • Реформа образования (1863 год)
  • Земская реформа
  • Городская реформа (1864 год)
  • Судебная реформа (1864 год)
  • Военная реформа (1874 год)

Крестьянская реформа

  • Объявление крепостных крестьян лично свободными без выкупа
  • Помещики сохраняли за собой треть поместья в Нечерноземье и половину поместья в Черноземье.
  • Земля предоставлялась крестьянской общине
  • Крестьянин получал надел на правах пользования и не мог отказаться от него
  • По определенным льготным правилам крестьянин выплачивал помещику выкуп за полный надел
    (крестьянин мог получить без выкупа 2,5 десятины земли.)
  • До выкупа земли крестьянин считался «временнообязанным» по отношению к помещику и был обязан выполнять прежние повинности - барщину и оброк (отменено в 1882–1887 годах)
  • Расположение крестьянских наделов определял помещик
  • Крестьянин получал
    - личную свободу,
    - независимость от помещика;
    - право переходить в другие сословия;
    - право самостоятельного вступления в брак;
    - свободу выбора рода занятий;
    - право защиты своих дел в суде.
    - самостоятельно совершать сделки
    - приобретать и распоряжаться имуществом;
    - заниматься торговлей и промыслами
    - участвовать в выборах местного самоуправления

Отменив крепостное право, Александр остался в истории России под именем Освободителя

Финансовая реформа

Была направлена на упорядочивание работы финансового аппарата государства

  • Бюджет государства составлялся в министерстве финансов, утверждался государственным советом, а затем императором
  • Бюджет начал публиковаться для ознакомления общественностью
  • Все министерства должны были ежегодно составлять сметы с указание всех статей расходов
  • Были созданы органы государственного финансового контроля – контрольные палаты
  • Винный откуп был заменен акцизными марками и были созданы местные акцизные управления, которые выдавали акцизы.
  • Налогообложение было разделено на косвенные налоги и прямые налоги

Реформа образования

  • Принят новый университетский устав, который предоставлял университетам широкую автономию
  • Принято положение о начальных училищах
  • Устав о средних учебных заведениях с разделением их на 2 типа: классические гимназии, их выпускники имели право поступать в университет без экзаменов; и реальные училища
  • Создана система женского образования: закон о женских училищах
  • Принят новый закон о печати, в котором деятельность цензуры снижалась

Земская реформа. Кратко

Её цель заменить бюрократическое управление территорией из Центра органом местного самоуправления, состоящим из жителей данной местности, лучше, чем кто бы-то ни было знакомых с местными реалиями жизни
Были созданы выборные губернские и уездные земские собрания и земские управы. Они ведали местными хозяйственными делами: содержанием путей сообщения; строительством и содержанием школ и больниц; наймом врачей и фельдшеров; устройством курсов для обучения населения; развитием местной торговли и промышленности; устройством хлебных складов; заботой о скотоводстве и птицеводстве; взиманием налогов на местные нужды и т. п.

Городская реформа

Преследовала те же цели, что земская. В губернских и уездных городах были организованы городские общественные управления, в ведении которых стояли хозяйственные вопросы: внешнее благоустройство города, обеспечение продовольствием, противопожарная безопасность, устройство пристаней, бирж и кредитных учреждений и пр. Под учреждениями городского самоуправления подразумевалось городское избирательное собрание, дума и городская управа

Судебная реформа. Кратко

Судебная система при Николае Первом была нерациональна и сложна. Судьи были зависимы от властей. Состязательность отсутствовала. Право сторон и подсудимых на защиту было ограниченным. Часто судьи вообще не видели подсудимых, а решали дело по документам, составленным судебной канцелярией. Основой реформы судопроизводства Александра II стали такие положения

  • Независимость судебной власти
  • Единый суд для всех сословий
  • Гласность судопроизводства
  • Состязательность судопроизводства
  • Право сторон и подсудимых на защиту в суде
  • Открытость всех доказательств, выдвигаемых против подсудимых
  • Право сторон и осужденных на подачу кассационной жалобы;
  • Упразднение без жалоб сторон и протеста прокурора пересмотра дел вышестоящей инстанцией
  • Образовательный и профессиональный ценз для всех судебных чинов
  • Несменяемость судей
  • Обособление прокуратуры от суда
  • Суд присяжных для обвиняемых в преступлениях средней и большой тяжести

В девятнадцатом столетии Российская империя находилась в состоянии еще неявного, но глубокого кризиса. Причины заключались в том, что страна сильно отставала от более развитых соседей в социальном и административном плане. Существовали серьезные проблемы в управлении и в использовании ресурсов, росло народное недовольство, даже дворянство начинало требовать перемен.

Александр II предпринял попытку решить все эти проблемы. Его реформы не предотвратили революцию, все-таки случившуюся позднее, но улучшили жизнь страны на несколько десятилетий.

Что именно изменил Александр II за время своего правления?

Изучить реформы императора во всех деталях невозможно в кратком обзоре. Но даже простое их перечисление позволяет хорошо представить, насколько прогрессивными и своевременными были действия правителя.

Александр II провел:

  • . Абсолютно все крестьяне империи переставали быть крепостными и обретали статус полноправных граждан - причем для этого им не нужно было «выкупать» себя у помещика.
  • Военную реформу. Прежде всего, была отменена система физических наказаний, вызывавшая колоссальное недовольство во время правления Николая I. Кроме того, теперь воинская повинность распространялась на все сословия, и люди из любых слоев общества могли добровольно поступать на обучение в военные училища.
  • Финансовую реформу. Император навел порядок в расходах и доходах государства - отныне бюджет проходил обязательное утверждение у государственного совета и лично у царя, министерства были обязаны отчитываться о своих тратах. За исполнением правил следили специальные комиссии, кроме того, установленный бюджет публиковался в прессе.
  • . Деятельность судов была полностью выведена из-под контроля других ответвлений власти - иными словами, суды стали независимыми и беспристрастными. Также Александр II впервые ввел так называемый принцип состязательности - отныне человек не мог быть осужден без адвоката, любому подсудимому обязательно назначался защитник.
  • . Их суть примерно одинакова - в городах, губерниях и уездах создавались новые органы управления, состоящие главным образом из местных жителей. Отныне все вопросы, связанные с жизнью и развитием города, уезда или губернии, решали не чиновники из отдаленных краев, а местные комиссии, хорошо знакомые с нуждами населения и реалиями географической области.
  • . Университетам была дарована большая свобода самоуправления. Кроме того, поступить на обучение стало проще выходцам из небогатых семей, а еще появились самые первые училища для женщин.

Реформы Александра II часто называют либеральными. И с этим термином нельзя не согласиться. На фоне своих предшественников император стал настоящим «освободителем» для народа, позволил развиваться гражданскому обществу, улучшил жизнь нижних слоев населения.

Реформы Лорис-Меликова

Ряд покушений на царскую семью , особенно взрыв Халтурина в Зимнем дворце (1880), свидетельствовали о значительном росте революционного движения, с которым стало соединяться и либеральное. Признав незавершённость некоторых своих прежних преобразований, Александр II решил поручить дальнейшую их разработку генералу Лорис-Меликову. Тот выдвинул планы целого ряда реформ касательно положения крестьян, податной системы, свободы прессы, упразднил III-е отделение (политическую полицию). Лорис-Меликов собирался даже привлечь выборных народных представителей к предварительному обсуждению важнейших законопроектов, что внесло бы в российскую государственность элементы конституционализма. О программе этого министра можно прочесть в статьях нашего сайта: Лорис-Меликов и его проекты , Реформы Лорис-Меликова – кратко , «Конституция» Лорис-Меликова – кратко . Правительство отказалось от этих проектов после убийства Александра II народовольцами 1 марта 1881.

Личность императора Александра II. Император Александр родился 18 апреля 1818 г. в Москве. Он первый ребенок в семье великого князя Николая Павловича, который в конце 1825 г. стал императором Николаем I. Тогда же особым манифестом его семилетний сын Александр был провозглашен наследником престола.

Наставником цесаревича был назначен Василий Андреевич Жуковский - писатель, один из образованнейших людей того времени. Он составил для высокородного подопечного особую учебную программу, основополагающий принцип которой Жуковский определил как образование для добродетели. Задачи обучения и воспитания тесно переплетались.

Два раза в год для наследника устраивались экзамены, на которых он неизменно показывал хорошие результаты. После одного из них император Николай I писал Жуковскому: Мне приятно сказать Вам, что не ожидал найти в сыне таких успехов. Все у него идет ровно, все, что он знает. - знает хорошо, благодаря Вашему способу обуче­ния и ревности учителей.

Важнейшей частью образования наследника являлись его поездки по стране. Весной 1837 г. в сопровождении В. А. Жуковского Александр более 6 месяцев путешествовал по России. Железных дорог еще не существовало, и наследнику пришлось передвигаться на пароходах и лошадях, преодолевая огромные расстояния.

Будущий царь не только встречался с должностными лицами на местах, осматривал древние храмы, музеи, исторические и природные достопримечательности, но и охотно посещал дома простого люда и внимательно выслушивал их рассказы о радостях и горестях своего житья-бытья.

В 19 лет Александр Николаевич свободно владел пятью языками (русским, немецким, французским, польским и английским), а также имел обширные познания по истории, математике, физике, естественной истории, географии, статистике, правоведению, политической экономии и Закону Божьему. Кроме того, он имел хорошие знания по военным наукам.

Его отличали широкий кругозор, изысканные манеры и доброта характера. Он производил самое благоприятное впечатление на тех, кому доводилось встречаться с ним и в России, и за границей.

В качестве цесаревича Александр Николаевич неоднократно выезжал за границу.

Во время самой продолжительной такой поездки, с мая 1838 по июнь 1839 г., он посетил Пруссию, Швецию, Данию, Баварию, Австрию, Голландию, Италию, Англию и другие княжества и королевства. Александр Николаевич знакомился с политическими приемами управления различных стран, посещал парламенты, его везде принимали с величайшим почтением. Римский папа Григорий XVI в его честь даже распорядился специально иллюминировать купол собора Святого Петра.

В апреле 1841 г. в Петербурге состоялось бракосочетание Александра Николаевича и принцессы Марии Гессен-Дармштадтской, перешедшей к тому времени в православие и принявшей имя Марии Александровны.

С начала 1840-х гг. Николай I приобщает сына к делам государственного управления. Он принимает участие в работе Государственного совета. Комитета министров, Финансового комитета. Во время отлучек царя из столицы на цесаревича возлагалась ответственность принимать решения по текущим делам. С конца 1840-х гг. Александр Николаевич назначается председателем нескольких комитетов, обсуждавших важнейшие вопросы государственной жизни, в том числе и вопрос об улучшении положения крепостных крестьян. В 1849 г. Александр Николаевич получает должность командующего гвардией и начальника всех военно-учебных заведений России.

Ко времени вступления на престол Александр II являлся человеком зрелых лет, обладавшим обширными знаниямив различных областях, имевшим достаточно глубокие представления о сложной механике государственного управления. Он находился на престоле с 1855 по 1881 г.

Отмена крепостного права. Манифест 19 февраля 1861 г.

Александр II принял бразды правления в тяжелый исто­рический момент. Шла Крымская война, события на театревоенных действий разворачивались не в пользу России, положение внутри страны становилось напряженным, финансы были расстроены. Надлежало как можно быстрее завершить дорогостоящую, неудачную для России войну.

В первый год царствования Александр I основное внимание уделил решению именно этой задачи. После окончания войны перед правительством встали проблемы внутреннего порядка. Александр II очень скоро убедился, что управлять страной по-старому нельзя, что требуется основательная перестройка всего громоздкого государственного здания, что почти повсеместно требуются реформы.

Уже на первом представленном отчете министра внутренних дел, где говорилось о многих проблемах страны итрудностях их разрешения, царь написал: Читал с большим интересом и благодарю, в особенности за откровенное изложение всех недостатков, которые, с Божией помощью и при общем усердии, с каждым годом будут исправляться.

Особое место в этом ряду насущных проблем занимала проблема крепостных отношений. Выступая в 1856 г. перед московским дворянством, царь во весь голос заявил о необходимости упразднить крепостничество: Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнет отменяться снизу.

Путь этот оказался непростым и долгим. Лишь через пять лет крепостное право отошло в область истории. За это время была проведена огромная подготовительная работа. Учреждались различного рода комиссии на государственном и местном уровне, рассматривавшие юридические, финансовые и административные аспекты грядущей социальной перестройки.

Царь хотел, чтобы будущий великий акт раскрепощения крестьянства отражал волеизъявление всей нации. Однако значительная часть дворянства не желала перемен. Александр II решил единым волевым актом перевернуть темную страницу отечественной истории. Для этого у него имелось достаточно сил и средств. И все же он пытался сделать это так, чтобы первое сословие, так много значившее для монархии и империи, осталось удовлетворено переменами. Он надеялся, что дворянство само осознает неизбежность грядущих изменений. Вот почему решению проблемы крепостного права потребовался столь продолжительный подготовительный период. Ожидаемые преобразования затрагивали в той или иной степени все стороны социальной жизни огромной Российской империи.

Проект отмены крепостного права был составлен особой комиссией, созванной царем в начале 1859 г. В нее вошли высшие государственные чиновники и известные общественные деятели. К концу 1860 г. план освобождения крестьян от крепостной зависимости был разработан. В феврале 1861 г. император подписал Манифест, извещавший об отмене крепостного права. Это была великая и благотворная мера.

Крепостное право к 1861 г. сохранялось в стране далеко не везде. Однако в наиболее населенных и сельскохозяйственно-развитых губерниях Европейской России оно существовало. Эта зона проходила на севере по линии Петербург-Вологда (примерно 60-я параллель), а на юге ограничивалась рекой Дон (примерно 45-я параллель). 11а востоке рубеж этого района обозначала река Волга, а на западе - государственная граница Российской империи. В этом обширном географическом квадрате проживало более половины населения России, и именно здесь крепостные устои были особенно сильны.

В других районах страны крепостной зависимости или вообще не было (север Европейской России, Сибирь, Прибалтика), или в крепости находилась незначительная часть землепашцев.

Сложность решаемой задачи состояла в том, что земля в большинстве случаев принадлежала помещикам. Принять закон о том, что земледельцы с такого-то числа считаются юридически свободными, значило лишить их средств к существованию. Поэтому требовалось не просто дать свободу 25% крестьян (именно такая часть испытывала к тому времени тяготы личной несвободы), но и обеспечить им экономические условия для дальнейшей жизни.

Власть заботило и будущее положение дворянского сословия, представители которого являлись главными вла­дельцами земельных угодий. (Среди землевладельцев имелись и представители иных сословий - купечества, мещанства, крестьянства, но в тот период им принадлежало около 10% всего земельного фонда, находившегося в руках частных лиц.) Благополучие первого, благородного, сословия, дававшего стране основную часть офицерского корпуса и чиновничества, напрямую было связано с положением крестьянства.

Приступая к выработке преобразовательных мер, пра­вительство стремилось, с одной стороны, предоставить свободу черносошным (простым) крестьянам, обеспечить им необходимый минимум для самостоятельного сущест­вования, а с другой - защитить интересы дворянства.

19 февраля 1861 г., в шестую годовщину своего восшествия на престол, вместе с Манифестом о ликвидации крепостного права монарх утвердил несколько законодательных актов, составивших Положение о крестьянах выходящих из крепостной зависимости. С этого дня крепостное право отменялось, а крестьянам присваивалось звание свободных сельских обывателей. Их юридическая принадлежность помещику раз и навсегда ликвидировалась. Манифест и новые законы были опубликованы и зачитывались в церквах по всей России.

Крестьяне получали личную свободу и право свободно распоряжаться своим имуществом. Полицейская власть, до тех пор принадлежавшая помещикам, переходила к органам сельских общин. Судебные полномочия частично передавались избираемым крестьянами волостным судам, а частично - к мировым судьям.

Помещики сохраняли право на всю принадлежавшую им землю, однако обязаны были предоставить в постоян­ное пользование крестьян усадебную оседлость (землю около крестьянского подворья), а также полевой надел (сельскохозяйственные угодья за пределами поселений).

За пользование получаемой землей крестьяне должны были или отрабатывать ее стоимость на землях помещика, или платить оброк (деньгами или продуктами). Размеры усадебного и полевого надела определялись особыми уставными грамотами, для составления которых отводился срок в два года. Крестьянам предоставлялось право выкупа усадьбы и, по соглашению с помещиком, полевого надела.

Крестьяне, выкупившие свои наделы, именовались крестьянами-собственниками, а не осуществившие этого - временно-обязанными.

Выходившие из-под опеки помещиков крестьяне теперь обязаны были объединяться в сельские общества и все дела своего местного управления решать на сельских сходах. Исполнять решения таких собраний должны были сельские старосты, избираемые на три года.

Расположенные в одной местности сельские общества составляли крестьянскую волость, делами которой ведали собрания сельских старост.и особые выборные от сельских обществ.

На волостном сходе избирался волостной старшина. Он исполнял не только административные (управленческие), но и полицейские функции.

Таковы были общие черты крестьянского самоуправления, утверждавшегося после падения крепостного права.

Правительство считало, что со временем вся земля, предоставленная, согласно реформе, крестьянству, перейдет в полную собственность крестьян.

Большинство крестьян не имело средств, чтобы выплатить помещику всю причитающуюся сумму, поэтому деньги за них вносило государство. Эти деньги считались долговыми. Крестьянам предстояло погашать земельные долги небольшими ежегодными выплатами, получившими название выкупных платежей. Предполагалось, что окончательно расчет крестьян за землю завершится в течение 49 лет.

Выкупные платежи платило ежегодно совокупно сельское общество, а крестьянин не имел права отказаться от надела и сменить место жительства. На это надо было получить согласие сельского схода. Такое согласие давалось с большим трудом, поскольку платежи являлись общей повинностью. Это называлось круговой порукой.

Конечно, проведенные преобразования многих не удовлетворили. Помещики теряли бесплатную рабочую силу, и хотя и сохраняли рычаги финансового воздействия, но в перспективе утрачивали свое влияние на крестьян. Крестьян не устраивало, что землю они получали не даром, а за выкуп, который предстояло платить долгие годы.

В некоторых краях даже возникли беспорядки, т. к. пошел слух, что настоящая царская грамота, где якобы крестьянству передавалась земля без всякого выкупа, спрятана барами. Получили известность события в селе Бездна Казанской губернии и в селе Кандеевка Пензенской губернии, где крестьяне прогнали всех государственных служащих и установили свою, правильную, власть. В этих селах дело дошло до кровавых столкновений между крестьянами и войсками.

В целом же событие огромного исторического значения произошло без серьезных социальных потрясений. При всем несовершенстве реформы 1861 г. государству удалось решить трудную историческую задачу - ликвидировать унизительное крепостное право и открыть путь к интенсивному социальному преобразованию страны.

Земская, городская, судебная и военная реформы. Изменение системы образования

Ликвидация крепостного права коренным образом меняла весь характер общественной жизни в России, и перед властью встала задача заново ее структурировать. С Манифеста 19 февраля 1861 г. начался период преобразований, получивший позже название эпохи великих реформ.

В январе 1864 г. император утвердил Положение о земских учреждениях. Согласно этому Положению, лицам всех сословий, владевшим в пределах уездов землей или иной недвижимой собственностью, а также сельским крестьянским обществам предоставлялось право участия в делах хозяйственного управления через выборных гласных, составлявших уездные и губернские земские собрания, созываемые несколько раз в году. Для повседневной же деятельности избирались уездные и губернские земские управы.

К земствам перешли заботы о всех местных нуждах: строительстве и поддержании в порядке дорог, продовольственном обеспечении населения, образовании, медицинской помощи. Для решения этих задач необходимы были средства, и органы местного самоуправления получили право устанавливать земские сборы (налоги).

Земское самоуправление вводилось постепенно. Первым оно было учреждено в начале 1865 г. в Самарской губернии. До конца того года подобные учреждения были введены еще в 17 губерниях. К 1881 г. земство уже существовало в 33 губерниях Европейской России.

Через несколько лет после открытия земств право широкого самоуправления получили и города. В 1870 г. Александр II утвердил Городовое положение, в силу которого городские думы, образованные из выборных гласных от городских сословий, и избранные этими думами городские управы стали ведать в городах теми же делами, которыми занимались земства в сельской местности.

Участие в выборе гласных городских дум предоставлялось представителям всех сословий, имевших в данном городе недвижимое имущество (дом, землю) или занимавшихся каким-либо торговым делом. Органы городского самоуправления наделялись правом вводить городские сборы (налоги).

Еще одной важной реформой царя Александра II стало преобразование судопроизводства. Старый суд был негласный, дела в нем вершились канцелярским способом, обвиняемые часто даже не призывались в суд, нередко расследование проводилось и неумело и пристрастно. Дела тянулись долго, а судебная волокита вызывала всеобщее недовольство.

В ноябре 1864 г. царь утвердил новый Судебный устав, призванный создать суд скорый, правый, равный и открытый. Отныне судебное устройство соответствовало самым современным мировым нормам. Вводился суд присяжных и институт присяжных поверенных (адвокатов).

Царствование Александра II ознаменовалось проведением военной реформы. 1 января 1874 г. был подписан указ о введении всеобщей воинской повинности.

Более 100 лет высшие сословия в России были освобождены от обязательной воинской обязанности. Вся ее тяжесть лежала главным образом на крестьянстве, среди которого и проводились ежегодные рекрутские наборы. Забритые отрывались от семьи на многие годы и возвращались домой уже в преклонных летах, поскольку срок службы равнялся 25 годам.

В указе о введении всеобщей воинской повинности говорилось: Дело защиты Отечества есть общее дело народа и священная обязанность каждого русского подданного.

К отбыванию воинской повинности с 1874 г. стали призываться все молодые люди, достигшие 21 года. Предусматривались и льготы на этот счет. Освобождались от службы по семейному положению (единственный сын в семье), срок службы сокращался в зависимости от уровня образования будущего воина, а некоторые категории населения, например учителя, вообще не призывались в армию. Срок службы составлял теперь в армии 6 лет, во флоте - 7 лет.

В период царствования Александра II произошли большие изменения. В сфере образования. Были открыты новые высшие учебные заведения. Б 1863 г. был утвержден Университетский устав, предоставлявший высшим учебным заведениям широкую автономию. Все вопросы внутреннего управления переходили теперь от чиновника попечителя к совету, избиравшемуся из среды преподавателей. Не только изменения текущего преподавания, но вся внутренняя организация университетской жизни сосредоточилась в руках самого университета, во главе с избираемым ректором.

В 1864 г. был утвержден новый Школьный устав, по которому в стране вводились гимназии и реальные училища.

В гимназиях преподавались главным образом гуманитарные предметы и иностранные языки, в том числе латинский и греческий. Они готовили учащихся к поступлению в университеты. В реальных училищах предпочтение отдавалось естественнонаучным дисциплинам. Училища ориентировали выпускников на поступление в высшие технические заведения. И гимназии и реальные училища давали детям законченное среднее образование.

При Александре II получило широкое развитие начальное (двух- и четырехклассное) школьное образование для детей из малообеспеченных семей, главным образом крестьян.

Всего за 26 лет его царствования число различного рода школ, гимназий и училищ увеличилось многократно. В 1880 г. количество учебных заведений превышало 23 тыс. (около 1,5 млн. учащихся), в то время как в 1861 г. количество учебных заведений разного профиля не достигало и 5 тыс.