Образование китая кратко. Верисова А.Д

Основы современной китайской образовательной системы были заложены в первые годы правления коммунистической партии. Благодаря этой системе, за несколько десятилетий властям удалось полностью искоренить безграмотность (до 1949 года читать и писать умели всего 20% китайцев) и ввести обязательное начальное и среднее образование. Несмотря на то, что многие западные педагоги часто критикуют китайские образовательные принципы, сами жители Поднебесной считают эту систему весьма эффективной и отлаженной.

Система образования в Древнем Китае

Первые школы в Китае появились ещё в III тысячелетии до н. э. Они были двух типов:

  • Сян. Детей обучали пожилые члены общины. Подрастающее поколение узнавало от старших о богах, методах охоты, ремёслах и семейной жизни.
  • Сюй. Обучение военному делу, а также письму, счёту и основам морали.

Со временем система учебных заведений расширялась и усложнялась. Появилась целая сеть школ, созданных государством или частными лицами. Долгое время получение образования в Китае было привилегией высших слоёв общества. Ситуация изменилась при Конфуции (551-479 г. до н. э.), который обучал не только представителей знати, но и бедняков. Конкретной образовательной программы не было. Дети начинали ходить в школу в семилетнем возрасте. Продолжительность обучения зависела от способностей ученика. Учебников в древнекитайской школе также не существовало. Считалось, что упрощение материала и использование игровых методов обучения приведут к упадку нравственности и образованности в обществе.

Все дети изучали историю, мораль, письмо, счёт и музыку. Выходцы из аристократических семей также постигали военное искусство. Обычно школы посещали только мальчики, но богатые родители старались дать образование и своим дочерям. Девочки также изучали общеобразовательные предметы, но вместо военного ремесла учились слагать стихи, танцевать и заниматься рукоделием.

Самой важной дисциплиной древнекитайской школы было письмо. Знание иероглифов открывало перед человеком самые престижные и высокооплачиваемые должности. Изучение иероглифической системы начиналось в школах и продолжалось в университетах (последние стали появляться в Китае ещё в I тысячелетии до н. э.).

В Китае всегда высоко ценили образование. Считалось, что только образованные и умные люди способны добиться процветания страны. Поэтому в Китае появилась специальная экзаменационная система для чиновников. Экзаменаторы должны были оценивать, насколько хорошо будущий чиновник знаком с конфуцианством, а также способности кандидата к рассуждению и аргументации своей точки зрения.

Система дошкольного образования в Китае

С 3 до 6 лет маленькие китайцы посещают детские сады. Дошкольные учебные заведения делятся на два типа:

  • Частные. Здесь наибольшее внимание уделяется развитию индивидуальных особенностей ребёнка, его талантам, творческим способностям, а также происходит первое знакомство с наукой и искусством.
  • Государственные. В таких детских садах основной акцент делается на привитие малышам первых трудовых навыков. Дети учатся обслуживать себя и выполнять мелкие бытовые поручения.

Вне зависимости от типа садика, всем китайским малышам воспитатели прививают уважение к старшим, стремление к успеху, чувство патриотизма и интерес к политике. Вся образовательная система Китая строится, в первую очередь, на дисциплине. С самых ранних лет дети должны строго следовать расписанию и указаниям взрослых. Воспитатели контролируют даже детские игры. По мнению китайских педагогов, подобная строгость позволяет ребёнку стать полноценным членом общества, найти своё место в жизни и приносить максимальную пользу своему народу.

Школьное образование

В Китае школьное обучение продолжается 12 лет и делится на три этапа:

  • Начальный (6 лет). При поступлении в школу каждый ребёнок обязан сдать несколько тестов. Содержание вступительного экзамена хранится в тайне. Родители и дети даже не могут знать, в какой именно форме будут проходить вступительные испытания. Каждый китайский родитель считает необходимым приложить все усилия для того, чтобы его ребёнок попал в лучшую школу города. На данном этапе дети получают базовые знания о мире и обществе. Тогда же они впервые пробуют себя в качестве работников. Школьное образование предполагает прохождение детьми производственной практики на предприятиях или фермах.
  • Средний (3 года). На данной ступени дети проходят углублённые программы по точным наукам, знакомятся с информатикой, изучают иностранные языки, узнают больше о политике и государственном устройстве родной страны. После окончания обязательного девятилетнего обучения школьник может не переходить в старшие классы, а получить среднее профессиональное образование в техникуме или училище.
  • Старший (3 года). В отличие от первых двух этапов, обучение в старших классах платное. На эту ступень обучения переходят только те дети, которые желают поступить в ВУЗ. Перед началом учебного года школьнику предстоит выбрать профильное направление — профессионально-техническое или академическое — и сдать соответствующие тесты.

В Китае очень ценится образование и карьера. Даже младшеклассники осознают всю важность учёбы и стараются заниматься как можно прилежнее. Начиная с первого класса, дети выполняют большие домашние работы и дополнительно занимаются с репетиторами. Также от учеников требуется строгое соблюдение школьной дисциплины. Достаточно пропустить всего 12 занятий без уважительной причины, чтобы оказаться отчисленным из школы.

Как правило, учебный день каждого китайского школьника состоит из 6-7 (у старшеклассников — из 8-9) уроков и посещения многочисленных дополнительных занятий, факультативов и спортивных секций. Уроки длятся по 40 минут. Каждый день проводятся уроки физкультуры. Поскольку занятия продолжаются очень долго, после обеда наступает время своеобразного «тихого часа», который длится 60-80 минут. Обычно до перерыва дети изучают наиболее сложные предметы, а во второй половине дня — более лёгкие и творческие.

В течение года школьники и студенты уходят на каникулы дважды:

  • Летние каникулы продолжаются с начала июля по сентябрь;
  • Новогодние каникулы начинаются в середине января и заканчиваются в середине февраля.

Во время каникул дети продолжают учиться. К началу нового семестра им нужно будет представить учителям готовые домашние задания. Кроме того, многих школьников на время каникул родители отправляют заграницу, чтобы подтянуть иностранный язык или на дополнительные образовательные курсы.

Система высшего образования в Китае

ВУЗы Китая считаются одними из лучших в Азии. Дипломы, выданные многими из них, высоко ценятся в Европе и Америке. Китайское руководство делает очень многое для развития национальной высшей школы. Сегодня большая часть китайских ВУЗов — это огромные высокотехнологичные научные комплексы с библиотеками, музеями и современными лабораториями. Для чтения лекций в университеты часто приглашают лучших профессоров со всего мира.

Все ВУЗы Китая разделены на несколько категорий, в зависимости от престижа и качества обучения. Выпускники школ, готовящиеся к поступлению в университет, сдают единый экзамен, результаты которого оцениваются по стобалльной шкале. Для того чтобы быть допущенным к сдаче вступительных экзаменов в ВУЗ, относящийся к определённой категории, выпускник должен сдать единый экзамен на соответствующее число баллов. Обычно поступление в ВУЗы проходит в условиях жёсткой конкуренции. В отдельных китайских университетах конкурс достигает нескольких сотен человек на место.

Обучение в университетах стоит недёшево, поэтому специально для студентов, находящихся в тяжёлой финансовой ситуации, правительство создало систему кредитов. Также такие студенты могут рассчитывать на стипендии.

Несколько лет назад в Китае функционировала особая программа, предполагающая сотрудничество ВУЗов и крупных китайских предприятий. Благодаря этой программе, все студенты трудоустраивались сразу после получения дипломов. Сегодня же поиском работы занимаются сами выпускники, за исключением тех, кто поступал в ВУЗ по целевому направлению от предприятия.

Аспирантура

В Китае, как и на западе, существует трёхуровневая система высшего образования:

  • Бакалавриат (4 года);
  • Магистратура (2-3 года). На этом этапе предполагается углублённое изучение некоторых предметов.
  • Докторантура (2-4 года).

Аспирантом может стать студент, получивший диплом бакалавра. При поступлении в магистратуру студент должен очень внимательно подходить к выбору направления обучения, поскольку тема будущей диссертации должна будет соответствовать выбранной области знаний.

Обучение в магистратуре предполагает посещение семинаров и лекций, подготовку собственных проектов и докладов, а также публикацию статей в научных сборниках. За каждую выполненную работу учащийся получает баллы, по которым оценивается его работа в течение года. Если аспирант набирает необходимое количество баллов, он получает право на написание собственной диссертации. Помощь в подготовке диссертации аспиранту оказывает куратор, однако, вмешательство научного руководителя в работу подопечного, как правило, сводится к минимуму.

Основное требование к готовой диссертации — это её уникальность. Работы, содержащие более 15% плагиата, к защите не допускаются.

Как правило, обучение в аспирантуре платное, но студенты с актуальными и важными темами работ, могут рассчитывать на получение правительственного гранта.

Сегодня образовательные учреждения Китая ежегодно привлекают десятки тысяч студентов со всего земного шара. Диплом китайского университета для многих стал показателем качества и престижа.

Здравствуйте, уважаемые читатели!

В середине прошлого столетия система была реформирована, так как образование было доступно только для 20% населения, остальные же оставались неграмотными. Результатом реформы стало получение возможности для всех детей ходить в школу, и не воспользовались ею по ряду причин родители лишь 1% детей.

Что же, давайте узнаем, как протекает процесс обучения в Поднебесной.

Ступени обучения

Как и у нас, обучение и воспитание детей начинается в Китае с посещения детского сада. Дети поступают туда в три года и завершают пребывание там в шесть лет. Детские сады бывают и государственные, и частные, развитие которых всемерно поощряется на государственном уровне.

Программа обоих видов дошкольных заведений, в основном, одинакова. Кратко отметим, что разница между ними в том, что в частных садах больше развивают эстетические и культурные навыки, в государственных же основной упор делается на подготовку к школе и развитие умения трудиться. Всего детских садов около ста пятидесяти тысяч. Большинство их них закрываются в шесть вечера, но есть и круглосуточные заведения.

Утро здесь начинается с того, что поднимают национальный флаг КНР. Таким образом китайцы с детства развивают у подрастающего поколения чувство патриотизма, так как невероятно гордятся своей страной. Каждая минутка в распорядке дня в детском саду расписана, ведь китайцы полагают, что если у тебя есть свободное время, то ты – бездельник.

С детства здесь тут прививаются определенные привычки, например, воспитатели строго следят, чтобы дети перед едой и после посещения туалета мыли руки. Их привлекают к уборке посуды после трапезы. Большое внимание уделяется развитию трудолюбия. Малыши выращивают на участке овощи, а из полученного урожая учатся самостоятельно готовить доступные блюда.

В целом, направление воспитания в садике таково, чтобы у ребёнка не возникло и мысли, что он в чём-то особенный. Условий для развития индивидуальности здесь не создаётся. Поведение малышей находится под неусыпным контролем, даже когда они играют. В этом заключаются и плюсы, и минусы образования.

Китайские семьи имеют чаще всего одного ребёнка, поэтому именно дома ему достаётся всё внимание и обожание взрослых, что, конечно, не может не сказаться на поведении.


Однако в целом, усилиями и семьи, и работников дошкольного образования, маленькие китайцы послушны и воспитаны. Дисциплина – вот необходимое условие для слаженного функционирования государства, и основы её закладываются у этого народа в юном возрасте.

Заметим, что китайцы относятся к детям с большой любовью. Пожелание бездетности считается здесь наивысшим оскорблением.

Затем следует начальная школа, перед которой нужно пройти тестирование. Здесь обучаются до двенадцати лет. Школьное образование для граждан Китая бесплатно в рамках обязательного девятилетнего.

Начальная школа предполагает пребывание в ней полный учебный день, и за день бывает шесть или семь уроков. В программе обучения множество предметов:

  • китайский язык,
  • этика,
  • трудовое обучение,
  • политическое образование,
  • химия,
  • география,
  • математика,
  • иностранный язык,
  • история,
  • музыка,
  • физика,
  • физвоспитание,
  • искусство,
  • биология и др.

Так как она чрезвычайно насыщенная, то до обеда в расписание ставят основные предметы, а после него – дополнительные. В процессе учёбы ребята конкурируют друг с другом за право считаться лучшим учеником. Распространена практика дополнительных занятий после уроков с репетитором, часто до позднего вечера и по нескольким предметам.


Дисциплина в школе также достаточно жёсткая. Стоит пропустить более десяти занятий без уважительной причины, и ребёнку грозит отчисление. Ученики выдерживают колоссальные нагрузки, но и способны добиваться отличных результатов во время учёбы и после неё.

Школьная программа находится под контролем государства. Учебный год длится с сентября до начала июля. Каникулы по продолжительности отличаются от таковых для россиян, особенно зимние.

Они длятся весь январь и захватывают несколько дней соседних с ним месяцев. Это связано с празднованием Чунь цзе – китайского Нового года. Но и на каникулах необходимо выполнять внушительное домашнее задание.

Завершив курс начального обучения, можно поступить без экзаменов в среднюю школу, относящуюся к жилищному микрорайону ученика. Здесь не принята кабинетная система, когда ученики в течение дня переходят из класса в класс. Напротив, за каждым классным коллективом закреплена своя аудитория.


Средняя школа бывает первой и второй ступени, которая платна. В школе первой ступени ребёнок учится ещё в течение трёх лет, после чего девятилетнее обязательное образование завершается. Те же дети, которые хотят учиться в институте или университете, должны сначала получить полное среднее образование в школе второй ступени.

Школы второй ступени бывают разной направленности: академической и профессионально-технической. Школы с академической направленностью готовят к поступлению в вузы, а с профессионально-технической – к работе в производственной сфере.

Обучение детей из других стран

Для иностранцев существуют некоторые ограничения.

Ребёнок-иностранец не может получать образование в средней школе, если его родители находятся не в КНР. Чтобы он смог учиться, нужно, чтобы над ним была оформлена опека или попечительство. Правом принимать иностранцев обладают только ряд передовых школ.

Опекуну (гражданину Китая или иностранцу) предписывается официально трудоустроиться в обязательном порядке в том же населённом пункте, где учится ребёнок. Если опекуном является тоже иностранец, у него должен быть вид на жительство в стране.

Он в письменном виде обязуется нести ответственность за поведение и успеваемость подопечного, и все возникающие вопросы администрация учебного заведения решает именно с опекуном.


Обучение на школьном международном отделении в таких школах платное и в крупных городах цена может доходить до пяти тысяч долларов за полугодие. Это связано с тем, что на приём каждого ученика нужно получать разрешение в Министерстве образования.

Как правило, иностранцы первый год учат китайский язык и подтверждают его знание на экзамене. Затем вводятся другие предметы, которые преподаются на английском, китайском, или на обоих языках.

Международные отделения обычных школ не следует смешивать с международными школами, которые тоже имеются в КНР. Они частные, и стоимость получения образования в них доходит до десяти тысяч долларов за полугодие.

Основной их контингент – это дети иностранцев, которые приехали поработать в КНР по контракту, так называемых экспатов. Преподавание в них ведётся на английском языке и полностью нацелено на продолжение образования на Западе.


Международный бакалавриат

В последнее время в мире широко распространилось введение стандарта международного бакалавриата – IB (International Baccalaureate), который с середины прошлого века с подачи швейцарских методистов позиционируется как универсальная программа обучения для школ.

Акцент в ней делается не только на получение академических знаний, но и на развитие необходимых в современном мире личностных качеств: умения анализировать, сравнивать, проводить исследовательскую работу, эксперименты, описание своей работы.

Эта программа одобрена во многих странах, и ведущие американские, канадские и европейские университеты принимают без экзаменов студентов с дипломами IB. В Китае в ряде школ, которые считаются лучшими в стране, эта программа преподаётся дополнительно наряду с предметами, включенными в китайский стандартный учебный план.

Обучение в школах IB ведётся преимущественно на английском языке, и стоит около шести тысяч долларов в семестр. Выборочно некоторые предметы читаются на китайском (например, родной язык и литература).


Вузы

Экзамены в конце полного школьного курса показывают, каковы шансы подростка на поступление в вуз. Конкуренция высока и составляет несколько сот человек на одно место. Вузы поделены на категории, и то, куда можно поступить, зависит от балла, который выпускник получил на школьном экзамене.

Вузовская программа не отличается по структуре от таковой в иностранных учебных заведениях и состоит из:

  • бакалавриата,
  • магистратуры,
  • докторантуры.

Будущие бакалавры учатся около пяти лет, магистры – до трёх, а в 26 лет студента уже можно стать доктором наук. Всего вузов в КНР около ста. Многие из них представляют собой академические городки со всей необходимой инфраструктурой.

Высшее образование может быть платное и бесплатное. Платное обучение обходится в несколько сот долларов в год, и многие студенты берут под него государственный кредит.

Государство поощряет специалистов, которые готовы занять востребованные им рабочие места, например, в сельском хозяйстве. В этом случае кредит возвращать не потребуется. Существует также система грантов для обучения определённым специальностям.

Среднее специальное образование

Есть в Китае и среднее специальное образование. Оно ставит целью подготовить технического специалиста, дать ему необходимые для его будущей профессии теоретические знания и навыки в практике. Общеобразовательным предметов в таком обучении гораздо меньше. К будущей профессии в сфере производства в школе начинают готовиться с 12 лет, сразу по получении начального образования.


Для этого существует профессиональная начальная школа, где учатся до 15 лет, затем средняя, где проходят подготовку до восемнадцатилетнего возраста, и, наконец, высшая профессиональная школа, окончив которую в 22 года, можно приступать к работе.

Заключение

Из вышесказанного можно сделать вывод, что к организации образования в Китае подходят фундаментально. Недаром китайские дипломы котируются более чем в шестидесяти станах мира.

Что ж, друзья, на этом мы прощаемся с вами! Делитесь полученной информацией с друзьями в социальных сетях, и присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, чтобы получать новые познавательные статьи себе на почту!

1

Работа посвящена анализу системы образования в Китае, рассмотрены ступени образования: от дошкольного до высшего. Китай является лидером в мире по количеству населения и у страны есть своя уникальная система образования. Исследование показало, что в стране существует бесплатное девятилетнее школьное образование, обучение в старшем звене школы и в высших учебных заведениях является платным. Основная цель общеобразовательных школ в КНР – сформировать рабочие кадры с профессионально-техническим уклоном и подготовить к поступлению в вузы страны. Прием в университеты осуществляется по результатам единого государственного экзамена Основная цель общеобразовательных школ в КНР – сформировать рабочие кадры с профессионально-техническим уклоном и подготовить к поступлению в вузы страны. Система образования Китая предъявляет высокие требования к обучающимся: высокие проходные баллы в вузы и платное обучение.

система образования

уровни обучения

вузовское и профессиональное образование

1. Закон об обязательном образовании Китайской Народной Республики // Министерство Образования КНР [Электронный ресурс]. – URL:http://en.moe.gov.cn/Resources/Laws_and_Policies/ (дата обращения: 10.09.2017).

2. Хао Кэмин, Цай Кэюн. Развитие системы образования в КНР / Хао Кэмин, Цай Кэюн. – М.: НИИВСИ, 1989. – 43 с.

3. Хижина В.И. Современная система обязательного образования в Китае /В.И. Хижина // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. – 2014. – № 11. – С.75–78.

4. Краснова А.А. Развитие системы непрерывного образования в Китае /А.А. Краснова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. – 2015. – № 3. – С. 96–105.

5. Машкина О.А. Образование как фактор инновационного развития КНР /О.А. Машкина // Экономика образования. – 2011. – № 3. – С. 88–106.

6. Ван Ди. Система школьного образования в современном Китае /Ди Ван // Сибирский вестник специального образования. – 2015. – № 1(14). – С. 11–13.

7. Суворова Е.А. Становление системы образования в Китае во второй половине ХХ в. /Е.А. Суворова // Россия и АТР. – 2015. – № 1(87). – С. 198–204.

8. Машкина О.А. Образование как приоритет социально-экономического развития КНР /О.А. Машкина // История и современность. – 2012. – № 2. – С. 197–203.

9. Ши Дань Дань. Система образования в Китае / Дань Дань Ши //Актуальные проблемы подготовки бакалавров и магистров в условиях становления уровневого образования: сборник научных статей / отв. редактор: Г. М. Федосимов. – Курган: Изд-во: Курганский гос. ун-т, 2016. – С. 222–225.

10. Чэнь Чжаомин. Реформирование системы образования в Китае / Чэнь Чжаомин // Педагогика. Гуманитарный вектор. – 2010. – № 1. – С. 61–65.

11. Арефьев А.Л. Российские студенты в китайских вузах /А.Л. Арефьев // Высшее образование в России. – 2009. – № 5. – С. 118–126.

Тенденцией развития постиндустриального общества является увеличение числа людей с высшим образованием. Однако рынок труда во многих странах говорит об их переизбытке и нехватке рабочих кадров. А как эту проблему решают в Китае? В связи с этим актуальным является изучение системы образования в Китае. Цель исследования - проанализировать структуру образования в Китайской народной республике, выяснить, насколько она соответствует запросам времени.

Был проведен теоретический анализ педагогической, исторической литературы в аспекте изучаемой проблемы, привлечен опыт работы в Хэнаньском университете, интервью со студентами Китая, обучающимися в Чувашском государственном университете, и студентами ЧГУ им. И.Н. Ульянова, прошедших обучение по обмену в КНР.

Многие страны поддержали болонский процесс, переход к многоуровнему образованию, системе бакалавриата и магистратуры. В стороне не остался и Китай. Однако его система имеет ряд особенностей, отличных от других стран. Процесс получения знаний в Китае основан на плановом развитии общественного образования. Система образования в Китае, на первый взгляд, кажется сложной, но на самом деле каждый переход от одной ступени образования к другой помогает лучше понять способности учащегося и направить его в нужное русло дальнейшего обучения (рисунок).

Схема образования в КНР

Образовательная система включает: дошкольное образование, начальную школу, неполную и полную средние школы, университет, докторантуру.

Первый этап - это детский сад, его могут посещать дети с 3 лет. Дошкольные учреждения бывают двух типов: государственные и частные. Важно отметить, что посещение детского сада является частью образовательного процесса. Без его посещения детей не принимают в школу, так как именно здесь начинают изучать пинины, без которых невозможно освоение китайской письменности.

Достигнув 6-и летнего возраста, дети поступают в начальную школу или неполную среднюю школу, где обучаются 6 лет. В начальной школе большое внимание уделяется развитию творческого потенциала ребенка. Много времени дети проводят над занятиями по физическому воспитанию, учатся играть на музыкальных инструментах, совершенствуют знания по английскому и русскому языкам. Уроки начинаются в 7.00 утра. Каждое утро все учащиеся совместно с преподавателями занимаются физзарядкой. Затем с 8.00 до 12.00 изучаются естественно-математические дисциплины. С 12.00 до 13.00 перерыв на обед, в течение которого дети могут и поспать в школе, и после обеда проводятся еще три урока дисциплин гуманитарного цикла. Затем дети выполняют домашние задания и только к 16.00 они могут идти домой. Окончив начальную школу, учащиеся переходят в полную среднюю школу или в профессиональную среднюю школу, в которой обучаются 4 года. Уже на этом этапе дети, их родители должны определиться, будут ли ориентироваться на поступление в вуз или получение рабочей профессии.

Среднее образование делится на две ступени, каждая ступень состоит из трех лет обучения. Шестилетнее начальное обучение и трехлетнее обучение в средней школе первой ступени являются обязательными и бесплатными. В 1986 году в Китае был принят закон об 9-и летнем обязательном образовании . В районах, где в основном осуществлено всеобщее среднее образование первой ступени, все учащиеся, окончившие начальную школу, могут поступить в среднюю школу по месту жительства .

Для поступления в среднюю школу высшей ступени учащиеся сдают конкурсные приемные экзамены. На высшей ступени учатся дети, успешно сдавшие вступительные экзамены. Особенностью китайского образования является то, что эта ступень является платной. Но если ученик не смог сдать экзамены, то никакая оплата его не спасет. Таким образом, образовательная политика Китая предъявляет жесткие требования как к знаниям школьников, так и отсеивает тех, кто в будущем будет не способен оплачивать свое обучение. Из трех лет обучения состоит и вторая ступень среднего образования. Частью ее является двухгодичная школа, где учащиеся разделяются на профессиональные и специализированные классы. Выпускники профессионально-технических средних школ могут поступать в средние профессиональные учебные заведения, где, как правило, обучение длится три года . Исследователь О.А. Машкина указывает, что два потока решают разные задачи. Общеобразовательные школы готовят школьников к поступлению в вуз, а профессиональные школы дают выпускникам знания, которые им позволят найти работу после завершения обучения . В общей сложности дети учатся 12 лет в средней полной общеобразовательной школе, и за все эти годы они несколько раз проходят жесточайший отбор в виде переводных отборочных экзаменов. На каждом этапе происходит отсеивание учащихся по интересам и способностям к изучению различных дисциплин. Учащиеся во всех учебных заведениях в Китае очень дисциплинированы. В школе строгое требование к пропускам, если учащийся пропускает без уважительной причины 12 уроков, то его отчисляют из средней школы. По окончании седьмого класса учащиеся должны пройти итоговое комплексное тестирование, и тех, кто успешно их проходит, ждет высшая школа (еще не вуз), которая является подготовительным этапом для поступления в университет. Для получения аттестата о школьном образовании каждому выпускнику необходимо сдать экзамены: математика, китайский язык, физика, иностранный язык, история, политология, биология и информатика. Для поступления в вуз необходимо каждому ученику сдать специальный экзамен по установленному правилу . Единый государственный экзамен действует с 1978 года . Те же дети, которые не сдали единый государственный экзамен, лишаются возможности в дальнейшем обучаться в вузах, их ждет профессиональная школа, где они получают рабочую профессию.

Основная цель общеобразовательных школ в КНР - сформировать рабочие кадры с профессионально-техническим уклоном и подготовить к поступлению в вузы страны.

Профессионально-технический профиль подразделяется на: технический и профессиональный (сельскохозяйственный). В специально-технических школах (как колледжах в РФ) учащиеся в течение 4-х лет получают знания по различным профессиям. В основном востребованы такие специальности, как инженер топливно-энергетической, литейной, фармацевтической и легкой промышленности. В профессиональных школах в течение трех лет готовят работников сферы услуг и сельского хозяйства.

В вуз рекомендуются только самые лучшие выпускники школ. Абитуриенты сдают от четырех до семи вступительных экзаменов. Университеты сами назначают и количество экзаменов и разрабатывают свои программы. Самый большой конкурс в технических вузах, конкурсный отбор в них жесткий. На одно место претендуют от 150 до 300 абитуриентов. Кому посчастливилось поступить в долгожданный вуз, не могут позволить себе расслабиться и плохо учиться. В результате реформы управления вузами в 2007 г. в стране стало насчитываться 1908 государственных вузов, из них 443 - комплексные и многопрофильные университеты, 672 - естественнонаучные и технические, остальные - моноспециализированные вузы .

Учеба во всех учебных заведениях начинается в сентябре и состоит из двух семестров. Соответственно каникулы бывают в феврале один месяц и один месяц летом. Занятия в вузе начинаются с 8.00 и продолжаются до 18.30 с перерывом с 12.00 до 14.00. С половины седьмого до девяти вечера проводятся различные факультативы, которые обязательны для всех.

К пропускам занятий в вузах относятся серьезно. Количество трех пропусков без уважительной причины становится поводом для повторного года обучения. Студент может посещать занятия, но к экзаменам он не допускается. Ему приходится повторно обучаться на этом же семестре с другими студентами, повторно прослушать дисциплины, и лишь тогда он будет допущен к сессии. Если студент был отчислен из вуза, он лишается права восстанавливаться или обучаться в другом вузе. Такому студенту остается лишь приобрести рабочую профессию и идти работать.

Для того чтобы получить высшее профессиональное образование, в Китае нужно пройти специальные подготовительные курсы со сроком обучения 2 года, по окончании которых выпускники курса, сдав экзамены, направляются в университет. Во всех университетах двухуровневая система подготовки бакалавров и магистров. Самые талантливые рекомендуются вузами в докторантуру, где 2-3 года пишут диссертацию и получают степень доктора наук.

Учеба в университетах Китая платная, она составляет примерно от 700 до 6000 долларов в год в зависимости от престижности вуза. Оплата осуществляется в юанях. В зависимости от специальности она может варьироваться от 5000 до 10000 юаней. Это огромные деньги для среднего жителя страны, и поэтому многие родители берут кредит в банках для того, чтобы оплатить обучение детей. Но есть важная деталь, если выпускник вуза едет в сельскую местность работать по специальности, то кредит ему списывается. Если же выпускник занимается предпринимательством и открывает свое дело, то кредит ему приходится выплачивать банку в полном объеме. Можно получить и субсидию . Она может частично покрывать обучение. В 1993 году согласно «Программе реформирования и развития образования» была отменена система полного государственного обеспечения студентов . У китайских студентов есть поговорка «умный студент - богатый студент». Именно отличившиеся в обучении студенты получают стипендии и тем самым покрывают свои расходы.

Китайские студенты отличаются своей собранностью, дисциплинированностью и трудолюбием. Они понимают, что только обучение в вузе может им дать знания, престиж и будущую высокооплачиваемую работу. Для студентов государство делает все: все аудитории оснащены современной аппаратурой, в библиотеках есть электронные варианты книг, студенческие библиотеки работают до 22.00 вечера. Общежития для студентов расположены в студенческих городках и находятся недалеко от места учебы.

На всех факультетах обязательным является изучение иностранных языков. Возрастная шкала образования в КНР ориентирована с 3-х до 45 лет. В каждом вузе имеется свое издательство. В научных журналах за определенный небольшой гонорар публикуются статьи преподавателей и студентов. Сегодня образование в Китае стало доступно и иностранным гражданам. Китайское правительство выделяет ежегодно тысячи стипендий для бесплатного обучения иностранных студентов в их стране .

Таким образом, образовательный процесс начинается с детского сада, где дети получают первые знания о китайской письменности. Затем следует бесплатное школьное девятилетнее образование. Это позволяет получить общие знания всем детям, вне зависимости от благосостояния семьи. Далее обучение проходит по профилям, в зависимости от выбора направления учащегося: либо ориентация на вузовское образование, либо на профессиональное. Государственная образовательная политика направлена, таким образом, на раннюю диагностику профессиональной ориентации учащихся. Наличие профессиональных школ позволяет решить проблему профессиональных рабочих кадров. Платное вузовское образование, с одной стороны, ограничивает доступ к нему, с другой стороны, возможность получения стипендий (субсидий) за хорошую учебу стимулирует студентов быть лучшими в вузе. Болонская система позволяет китайским студентам при знании русского языка продолжить свое обучение в магистратуре в России. Таким образом, система образования Китая предъявляет высокие требования к обучающимся, но и представляет им достойные условия для обучения и развития.

Библиографическая ссылка

Азитова Г.Ш., Краснова М.Н. ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26953 (дата обращения: 02.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ

Верисова Анна Дмитриевна
Уральский государственный университет путей сообщения
преподаватель кафедры иностранных языков и межкультурных коммуникаций


Аннотация
Статья посвящена особенностям школьного образования в Китае. « Мы учимся, пока живы. И будем учиться, пока не умрем» именно такую фразу можно услышать от китайского старшеклассника и она полностью отражает действительность. Чтобы чего-то добиться в стране с населением более одного миллиарда, необходимо много вложить в ребенка на этапе школьного образования. Вся система образования в Китае нацелена на достижение высокого результата.

SPECIFICS OF SCHOOLING IN CHINA

Verisova Anna Dmitrievna
Ural State University of Railway Transport
lecturer of foreign languages and cross-cultural communications department


Abstract
The article is devoted to the specifics of schooling in China. "We are learning while we are alive. And we will learn until we won’t die" it is a phrase which you can hear from the Chinese high school student, and it fully reflects the reality. If you need to achieve something in a country with a population of over one billion, it is necessary to put a lot into the child on the school stage. The whole system of education in China aims at achieving a good result.

За многовековую историю у китайцев сложилось особое отношение к просвещенным людям и образованию в целом. Просвещение играло значимую роль, как в развитии самого Китая, так и других цивилизаций. День учителя в Китае стал первым праздником отдельно взятой профессии и, наверное, неслучайно его стали праздновать в день рождения Конфуция.

Многомиллионное население Китая требует разнообразной и развитой системы образования, ведь к каждому ученику нужно найти свой подход. Особое внимание в этом аспекте уделяется школам. В 2008 году вышел закон, по которому школьное образование стало бесплатным и обязательным для всех (первые 9 лет обучения).

Обучение в китайских школах имеет, как и свои плюсы, так и минусы.

Дети в Китае идут в школу, как и в России в возрасте 6-7 лет. Обучение в школе делится на три ступени: начальная школа (период обучения в которой длится 6 лет), средняя школа (дети обучаются здесь также 6 лет) и старшая школа (обучение проходит 3 года). Первые девять лет обучения в школе являются бесплатными, за обучение в старшей школе платят родители, но при этом одаренные дети могут получать стипендию. Очень редко, когда китайская школа совмещает в себе все три ступени сразу, чаще всего это три разные школы, имеющие разные названия. Территория китайских школ огромна, состоит из комплекса зданий и представляет собой мини-городок. Это позволяет вмещать ей около 4 тысяч учеников, а в одном классе количество учеников иногда достигает 90 человек. Таким образом, очень сложно донести информацию до всех студентов, теряется индивидуальный подход, в основном все задания выполняются хором.

На территории каждой школы установлен флаг КНР, и каждый понедельник дети выстраиваются на линейку и участвуют в церемонии поднятия флага под звуки государственного гимна, а чтобы участвовали действительно все ученики, самых маленьких ставят на табуретки. Каждый день определяют, кто будет ответственным за поднятие флага. Таким образом, развивают у детей чувство патриотизма. Уже в начальной школе ученики искренне начинают любить партию за ее прошлые и настоящие заслуги и даже знают некоторые идеологические текст наизусть.

Занятия в школе начинаются в 7-8 утра и продолжаются до 4.30 часов, таким образом, дети проводят в школе около 9 часов. С 11.30 до 14.00 дети отдыхают, обедают и спят. Считается, что при такой нагрузке сон очень полезен. День построен таким образом, что сначала идут более сложные предметы, а после сна дети изучают более легкие дисциплины. Каникулы в школах проходят два раза в год: летом и зимой, но даже во время каникул студенты не отдыхают, родители водят их по разным кружкам или отправляют заграницу подтянуть язык.

Дисциплина в китайских школах не менее жесткая. Уважение к учителю и к старшим начинают прививать детям с первого класса. Ученики здороваются и прощаются с учителем стоя. Все действия ученики совершают только с разрешения учителя, в туалет выходить во время урока нельзя, а если ученику не интересен урок, обычно никто на это не обращает внимание. В некоторых школах учителя все еще могут бить детей по рукам за то, что они играют на занятии или разговаривают, поэтому в классе обычно стоит тишина. Кроме всего прочего, ученика, пропустившего больше 12 уроков, ждет отчисление. Такая дисциплина помогает школьникам в будущем на работе. Работа в китайских компаниях предполагает строгую иерархию: главное лишний раз не высовываться, беспрекословно слушаться старших (а старшие по возрасту в компании чаще всего являются и старшими по чину), а благодаря привитым со школы принципам у китайцев это получается блестяще.

У китайских детей особая школьная форма – они ходят на занятия в одинаковых спортивных костюмах, независимо от того есть ли урок физкультуры в этот день.

Большое внимание в начальных школах уделяется китайскому языку и математике. Это не случайно, считается, что китайский язык помогает развивать математический склад ума, а математика в свою очередь развивает логику. Также в начальной школе изучают естествознание, физкультуру, музыку, историю, географию, ИЗО, а в некоторых школах еще и добавляется такой предмет как нормы этики и морали (труды Конфуция детям начинают читать еще в садике). Дети в обязательном порядке посещают семинары, где освещаются вопросы политинформации. На уроках детей знакомят и с русскими писателями советского периода, а также очень много читают про Ленина.

После начальной школы, ученики обязаны пойти в среднюю школу, проучиться там 3 года и на этом обязательное школьное образование заканчивается.

Не самый приятный момент в школьном обучении – постоянное прохождение экзаменов. Первые экзамены ребенок сдает по окончанию начальной школы. Каждый родитель хочет отдать своего ребенка в лучшую школу и чем выше уровень школы, тем сложнее экзамены придется сдать студентам. Что интересно, чаще всего экзамены проходят в тайной форме – никто не знает содержание экзамена, и в какой форме он будет проходить, поэтому родители дежурят около школ и расспрашивают тех счастливчиков, кто уже поступил. Но если ребенок сдал успешно тест, это еще не значит, что двери нужной школы для него открыты. Следующим шагом является сбор рекомендаций от прежних учителей, но и это еще не все. Зачисление в престижную китайскую школу, это в какой-то степени лотерея, т.к. окончательное решение принимается компьютером. Еще один способ попасть в престижную школу – по прописке, но одно из обязательных условий – нужно проживать в такой квартире не менее трех лет. В Пекине особенно прослеживается эта тенденция. Экзамены для поступления в старшую школу более демократичные: студенты заранее знают, в какой форме и по какому предметы будет тест.

После поступления тесты и экзамены в жизни ребенка не заканчиваются. Каждый день на последнем уроке проводится тест. Огромное количество тестов в школе развивает логику у студентов, но совсем не отражает реальные знания.

Дисциплины, которые ученики изучают в средней школе, ничем не отличаются от дисциплин в начальной школе. В средней школе ребята учатся « круглосуточно»: она предполагает помимо уроков до 4.30, очень много домашнего задания по всем предметам, дополнительные кружки, репетиторов и совсем мало свободного времени.

В возрасте 16 лет, если студенты решают продолжить обучение, они поступают в старшую школу, где программа делится на два профиля: академический (главный упор делается на подготовку поступления в ВУЗ) и профессионально-технический профиль (по окончанию студенты могут работать по техническим специальностям или в сельском хозяйстве). Кроме того, есть школы, в которых деление происходит по другому принципу: в одном департаменте готовят к сдаче китайского экзамена «гаокао» (что-то наподобие нашего ЕГЭ), в другом к поступлению в иностранные вузы. Школ с таким профильным делением в последнее время все больше, так как многие родители, считая китайское образование не самым лучшим, стараются отправить учиться своих детей заграницу, а некоторые просто таким способом обходят сдачу «гаокао». «Гаокао» сдается в конце 12 класса по всем предметам и его боятся даже преподаватели. Учась в иностранном департаменте, студенты не сдают «гаокао», они учатся в 12 классе в американской школе и готовятся к поступлению в американский вуз. Но и там есть свои экзамены, такие как TOEFL или SAT. Предметы в иностранном департаменте ведутся на английском языке, и процесс обучения проходит в более интересной и креативной форме. Преподаватели иностранцы, привыкшие к другой системе обучения, ведут урок более творчески: студенты готовят презентации и доклады, ведут обсуждения в группах. Но независимо от того какой департамент выбрал студент, ему все равно придется сдавать экзамен городского департамента.

При поступлении в ВУЗ большое значение отдается тому, откуда человек родом. Например, пекинец, получивший 500 балов за «гаокао» может поступить в очень хороший университет Пекина, а ученика из небольшой провинции с таким же количеством баллов будут ждать только в пекинском техникуме.

Школьная система образования в Китае является прямым отражением государственной политики. Детей со школы учат уважать старших (не только по возрасту, но и по занимаемому положению) и беспрекословно выполнять все указания. Большая нагрузка, кружки, репетиторы, много домашнего задания в свою очередь тоже учат тому, что чтобы чего-то добиться, надо немало потрудиться, а в стране, где население даже не несколько миллионов, а уже перешло отметку один миллиард, это немаловажно. Уже в школе родители готовят из своего чада конкурентоспособную личность, ведь в такой стране как Китай « выживает» сильнейший. И что самое важное – со школы прививают детям любовь к партии, к Родине и политическому курсу.

Образование в Китае в настоящий момент в общем и целом копирует западные модели, но имеет ряд существенных особенностей.

Как известно, в мире существует два варианта развития образования, как школьного так и высшего. Первый, когда сразу сделали хорошо и потом просто развивали, и примеры здесь Великобритания, США и Сингапур, и второй, когда сначала все получилось отвратительно, что потом приходится все ломать и переделывать, как в России и Китае.

Образование в Китае развивалось сложно. Мы не будем брать древнюю историю и средние века, а начнем сразу с 20 века, когда в Китае начали появляться университеты под влиянием британского доминирования в регионе. С пришествием коммунистов к власти в 1949 году, Китай, ранее бывший, по сути, протекторатом Великобритании сменил курс на сотрудничество с Советским Союзом, переняв образовательную систему союзника — гуманитарные науки были задвинуты, и в приоритет были поставлены физико-математическая и естественная сфера, как в школе так и в звене высшего образования.

Далее, с началом «Культурной революции» в Китае в 1966 году, все ведущие специалисты ВУЗов были разогнаны товарищем Мао Цзедуном по подозрению в контрреволюции, школы и институты массово были закрыты, а дружба с СССР прекращена. Ситуация самодурства изменилась только со смертью диктатора и приходом к власти главного китайского реформатора Дэна Сяопина в 1977 году, который, по большому счету, и начал формирование образовательной системы Китая в её современном виде.

Общие факты об образовании и грамотности в Китае

Китай далеко не первый на 2016 год по уровню грамотности в азиатском регионе. Процент грамотных, то есть людей, умеющих читать и писать, составляет порядка 83%, что значит, что около 240 миллионов китайцев — письменно не свяжут двух слов. В тоже время Китай занимает первое место в мире по количеству образовательных учреждений — около 1 миллиона и количеству студентов, обучающихся за рубежом. Образование в Китае, в свете своей малодоступности крайне престижно и дорого. Родители часто копят деньги с самого рождения ребенка на ВУЗ, окончание которого гарантирует и им, и их чаду безбедную жизнь и старость.

Дошкольное и школьное образование в Китае

Обучение в Китае начинается для ребенка с трех лет, когда он идет в детский сад и заканчивает его в 6. Потом школа, которая делится на начальную — 6 лет, среднюю — 3 года, и старшую — также 3 года. В Китае установлено обязательное 9-летнее образование, после которого школьник может продолжить обучение в школе и поступать в университет или сразу пойти учиться в технический колледж, которые очень распространены в Китае в связи с большим дефицитом и дороговизной университетов. Для всего этого ему нужно сдать гаокао — китайский аналог ЕГЭ.

Обязательные предметы в школе Китая аналогичны предметам других развитых стран: языки, биология, математика, физика и тд. Сильный упор делается на приглашение иностранных учителей для преподавания английского языка. Европейская внешность учителя в Китае — гарантия достойной зарплаты.

Школьное образование в Китае минимально платное — нет сборов за само обучение, но есть на текущие расходы (транспорт, питание…).

Университеты в Китае

Как уже было отмечено, высшее образование является невероятно престижным для китайских семей. Накопить денег и отдать ребенка в университет, будь то китайский или зарубежный, является целью жизни абсолютного большинства родителей. Да, высшее образование в Китае платное, и для семьи, живущей в деревне и возделывающей рис на плантациях, плата является абсолютно неподъемной, несмотря на то, что китайское правительство пытается развивать систему грантов и целевого обучения, где государство оплачивает учебу, а выпускник потом должен отработать определенный срок в указанном государственном учреждении.

Китайская система ВУЗов Китая реформируется на протяжении последних 40 лет — многие неэффективные институции были закрыты, реорганизованы или объединены с другими. Стоимость обучения повышалась, а количество иностранных приглашенных преподавателей и менеджеров росло в геометрической прогрессии.

Университетская система Китая заимствована с Запада — поступление происходит по результатам тестирования, 4 года бакалавриата, 2 года магистратуры и около 3 лет, если вы хотите стать доктором наук. Приоритетным в Китае является техническое, естественно научное образование в связи с лучшими гарантиями трудоустройства. Гуманитарные и общественные науки имеют второстепенное значение.

В 1993 году китайским правительством был составлен рейтинг 100 ВУЗов Китая, которые могут рассчитывать на государственную поддержку, также была создана Лига C9 лучших китайских университетов — Пекинского, Шанхайского, Харбинского политехнического, Нанкинского и других по аналогии с американской Лигой Плюща. Субсидирование этих ВУЗов составляет примерно 10% процентов от общего бюджета, расходуемого на университеты в Китае. 10% — это много.

Многие указывают на большую коррумпированность сферы высшего образования в Китае, хотя правительство всеми силами (в том числе казнями) пытается бороться с кумовством и взяточничеством. Так как конкурс на поступление в китайский ВУЗ в среднем составляет 200-300 человек на платное место, что невероятно даже для Гарварда, связи имеют колоссальное значение.

Тенденции образования в Китае

Китай, будучи социалистическим государством активно поощряет открытие частных школ и университетов, что связано с попытками за счет частной инициативы закрыть огромный дефицит образовательных учреждений Китая и поднять уровень грамотности. На настоящий момент в Китае порядка 70 тысяч НОУ (некоммерческое учебное заведение), которые получают гранты и субсидии от государства.

Вторым моментом является то, что Китай вестернизируется. Там регулярно проходят реформы упрощения китайского языка, что должно повысить грамотность и сделать доступным письмо и чтение для многих, а также Китай последние 20 лет стимулирует своих абитуриентов и студентов учиться и доучиться за рубежом, чаще в англоязычных странах.

Использованы материалы сайта экономическое-развитие-китая.рф; chinahighlights.com; UNESKO World Data on Education; economist.com