Что такое недостаток внимания. Сдвг (диагноз невролога) - что это? признаки, коррекция

Гиперактивность детей ярко проявляется в их поведении и в бурном эмоциональном выражении. Все поступки и переживания детей с СДВГ проходят с приставкой «сверх» - они импульсивны, упрямы, рассеяны, капризны, возбуждены значительно сильней, чем это свойственно обычным детям. Постоянство подобного поведения настораживает родителей и педиатров. Выявить, что это - синдром дефицита внимания и гиперактивности или ошибки воспитания, задача сложная, для нее нет однозначного решения. Что же остается родителям? Разберем подробнее понятие синдрома дефицита внимания с учетом всех предположений.

Излишняя импульсивность, эмоциональность, непредсказуемость реакций - так можно описать характер ребенка с синдромом дефицита внимания

Чем может быть вызван СДВГ?

  • Неблагоприятные факторы, повлиявшие на протекание беременности. Курение матери, стрессовые ситуации, различные заболевания, прием лекарств – все это негативно отражается на организме плода.
  • Нарушения по линии невралгии, произошедшие при рождении или во внутриутробном развитии. Часто синдром дефицита внимания с гиперактивностью проявляется после того, как во время родов или развития плода в утробе матери наблюдается гипоксия (нехватка кислорода) или асфиксия (удушье).
  • Причиной могут стать и преждевременные или очень быстрые роды. Влияет на диагноз СДВГ и стимуляция родового процесса.
  • Социальные факторы, когда малыш растет в неблагоприятной обстановке. Частые конфликты взрослых, неправильное питание, слишком мягкие или жесткие методы воспитания, образ жизни и темперамент самого ребенка.

Сочетание сразу нескольких опасных факторов повышает риск проявления у детей СДВГ. Ребенок перенес асфиксию во время родов, его воспитание ведется в строгих рамках, он сталкивается с частыми конфликтами в семье – результатом станет ярко проявляющаяся гиперактивность малыша.

Как обнаружить признаки СДВГ?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Самостоятельно определить у ребенка СДВГ не всегда просто. Возможно, что дефицит внимания – это результат других неврологических проблем. Проявления симптомов, характерных для СДВГ:

  • Первые симптомы гиперактивности заметны еще в грудном возрасте. Для гиперактивных детей характерны бурные реакции на громкие звуки и шум, они плохо спят, отстают в развитие моторики, возбуждаются в играх и при купании.
  • Ребенку 3 года - возраст, когда наступает момент, именуемый кризисом трехлеток. Многие дети в этом возрасте склонны к капризам, упрямству, смене настроения. Малыши с гиперактивностью делают все в несколько раз ярче. Для их поведения свойственно запоздалое развитие речевых навыков, неловкие движения, перемежающиеся с суетливостью и хаотичностью. Наблюдаются частые жалобы на головные боли, усталость, наличие энуреза, .
  • Выраженная неусидчивость. Выявляется в детском саду на занятиях, требующих сосредоточенности. Кроме того, в обстановке садика малыш с трудом засыпает, не желает садиться на горшок, не хочет кушать, его невозможно успокоить.
  • Проблемы дошкольного возраста. Ребенок с гиперактивностью плохо усваивает материалы, готовящие его к школе, однако это не говорит о задержке развития ребенка, скорей о снижении концентрации внимания. Малыш не может усидеть на одном месте и не слушает воспитателя.
  • Плохая успеваемость в школе. Дети с гиперактивностью получают плохие отметки не из-за низких умственных задатков. Виной всему дисциплинарные требования. Дети не способны спокойно просидеть 45 минут урока, внимательно слушать, писать и делать задания, предложенные учителем.
  • Психические проблемы. С раннего возраста у гиперактивных деток развиваются различные фобии. Ярко проявляются такие симптомы, как плаксивость, вспыльчивость, обидчивость, раздражительность, недоверчивость, чувство тревоги, подозрительность.

Обычно такие детишки плохо учатся в школе, не могут спокойно досидеть до конца урока или выполнить домашнее задание в полном объеме

Особенно волнует родителей тот факт, что у симптомов СДВГ может быть комплексный характер - они проявляются у детей регулярно и ярко.

Как диагностируют проблему?

Врачи не ставят семилетнему ребенку неврологический диагноз даже при выраженной гиперактивности и не используют препараты. Решение связано с психологией растущего организма. Дошколята переживают два серьезных психологических кризиса, приходящихся на 3 года и 7 лет (рекомендуем прочитать: ). Так по каким же критериям врач выносит вердикт об СДВГ? Рассмотрим два списка критериев, по которым ведется диагностика заболевания.

Восемь признаков гиперактивности

  1. Движения у деток суетливы и хаотичны.
  2. Спят беспокойно: много крутятся, часто разговаривают, смеются или плачут во сне, сбрасывают одеяло, ходят по ночам.
  3. Сложно усидеть на стуле, постоянно вертятся из стороны в сторону.
  4. Состояние покоя почти отсутствует, все время бегают, прыгают, кружатся, скачут.
  5. Плохо выдерживают сидение в очереди, могут подняться и уйти.
  6. Слишком много разговаривают.
  7. Разговаривая с кем-то, не слушают собеседника, стараются перебить, отвлекаются от разговора, не отвечают на задаваемые вопросы.
  8. При просьбе подождать отвечают выраженным нетерпением.

Восемь признаков дефицита внимания

  1. Стремление хорошо выполнить данное им задание отсутствует. Любая работа (уборка, уроки) делается быстро и небрежно, часто не доводится до конца.
  2. Трудно сконцентрироваться на деталях, ребенок плохо их запоминает и не может воспроизвести.
  3. Частое погружение в свой мир, отсутствующий взгляд, сложности с коммуникацией.
  4. Плохо усваиваются условия игр, постоянно их нарушают.
  5. Сильная рассеяность, выражающаяся в потере личных вещей, которые не кладут на место, а затем не могут их найти.
  6. Личной самодисциплины нет. Приходится постоянно контролировать и организовывать.
  7. Быстрое переключение внимания с одного предмета или объекта на другой.
  8. Управляющий механизм – «дух разрушения». Ломают игрушки и другие вещи, но не признаются в содеянном.

Если вы нашли в поведении ребенка 5-6 совпадений по диагнозу СДВГ, покажите его специалистам (психотерапевту, неврологу, психологу). Врач всесторонне изучит проблему и найдет грамотное решение.

Методы лечения

Способы коррекции СДВГ у детей подбираются индивидуально. Врач, выбирая метод лечения, исходит из степени развития проблемы. Побеседовав с родителями и понаблюдав за ребенком, специалист решает, что необходимо в конкретном случае. Лечение гиперактивных детей может вестись по двум направлениям: медикаментозно, с помощью сдвг препаратов, или через психотерапевтическую коррекцию.

Медикаментозный метод

Медики в США и на Западе проводят лечение гиперактивности у детей психостимуляторами. Такие препараты улучшают концентрацию внимания и быстро дают видимые положительные изменения, однако они характеризуются и побочным действием: у детей возникают головные боли, нарушается сон, аппетит, проявляется нервозность и излишняя раздражительность, они неохотно общаются.

Российские специалисты не прибегают в лечении СДВГ к психостимуляторам, основываясь на протоколе лечения СДВГ, по которому применение таких лекарств запрещено. Заменой им служат ноотропные средства - группа психотропных препаратов, предназначенных для специфического воздействия на высшие функции мозга, которые повышают его устойчивость к влиянию негативных факторов, тем самым улучшая память и познавательную деятельность в целом. Дефицита сдвг-препаратов в продаже нет. Эффективным представителем сдвг-препаратов признаны таблетки-капсулы «Страттера». Депрессанты ребенку даются под строгим контролем врача.


Таблетки Страттера нельзя назначать самостоятельно, поскольку они напрямую воздействуют на нервную деятельность и должны приниматься только под строгим врачебным контролем

Психологические и психотерапевтические методы

Методики психологов и психотерапевтов направлены на коррекцию поведения. Разработаны , помогающие улучшить память, развить речевые навыки, мышление. Специалисты стремятся повысить у ребенка самооценку, дают ему творческие задания. Для снижения синдрома вводится моделирование коммуникативных ситуаций , способных облегчить общение гиперактивных детей с ровесниками и взрослыми. Для коррекции СДВГ используется метод релаксации, способствующий расслаблению ребенка и нормализации мозговой и нервной деятельности. Логопед занимается дефектами речи. Сложные случаи требуют сочетания медикаментозных и психологических методов исправления ситуации.

Что надо знать родителям?

Если проблема выявлена и в ней нет сомнений, родителям следует знать, как правильно воспитывать гиперактивного ребенка. Действуйте так:

  • Повышайте у малыша самооценку. Непонятая гиперактивность ребенка толкает взрослых на постоянные замечания и одергивания. Они не просят его, а приказывают «замолчать», «сесть», «успокоиться». Маленький человечек слышит такие слова и в саду, и дома, и в школе - у него формируется ощущение собственной ущербности, в то время как он остро нуждается в поощрениях и похвале. Делайте это почаще.
  • Выстраивая взаимоотношения с сыном или дочерью, уважайте личностные качества. Отставьте в сторону ваше эмоциональное восприятие их поведения, действуйте строго, но справедливо. Наказывая малыша, согласовывайте свое решение с другими членами семьи. Понимая, что ребенку трудно сдерживать себя и он пускается во все тяжкие, не делайте этого сами. Ваши слеты с «тормозов» могут восприниматься им как норма.
  • Занимая ребенка в домашних делах, давайте ему несложные и краткосрочные задания, на которые у него хватит терпения. Обязательно поощряйте, если он их выполнил.
  • Получение информативных знаний должно быть дозированным. Отводите на чтение и подготовку уроков не больше 15 минут за одно занятие. Дайте ребенку отдохнуть, предложив ему поиграть, затем вернитесь к урокам.
  • Если малыш привык, что дома ему прощают все шалости, то он непременно столкнется с негативным отношением к его выкрутасам в школе и ли детском саду. Ваша помощь состоит в доходчивом объяснении малышу его неправильного поведения. Обсуждайте с ним конфликт, находите решение ситуации.
  • Хорошее решение – предложить ребенку вести дневник, в котором будут отражаться все его маленькие победы. Такая наглядная иллюстрация достижений станет конструктивной помощью.

Родителям очень важно говорить с ребенком на равных, объяснять свою позицию, повышать его самооценку. Таким образом можно направить лишнюю энергию в положительно русло и мягко скорректировать поведение малыша

Сложности социальной адаптации

Приходя в сад или школу, дети с СДВГ сразу попадают в список «трудных» воспитанников. Гиперактивное поведение воспринимается окружающими как неадекватное. Порой ситуация складывается так, что родители вынуждены менять школу или детский сад. Вам предстоит научить ваше чадо быть терпимым, гибким, вежливым, дружелюбным - только такие качества помогут ему в социальной адаптации.

Возникновение осложнений с концентрацией внимания и сосредоточением, а также появление нейроповеденческого расстройства свидетельствуют о заболевании «синдром дефицита внимания» или сокращённо СДВ. Подвержены воздействию заболевания, прежде всего, дети, но не исключается проявление недуга и у взрослых. Проблемы заболевания характеризуются различными степенями выраженности, поэтому СДВ нельзя недооценивать. Заболевание влияет на качество жизни, её восприимчивость, а также взаимоотношения с другими людьми. Заболевание носит достаточно сложный характер, поэтому у больных наблюдаются проблемы с обучением, выполнением каких-либо работ и освоением теоретического материала.

Именно детки отчасти становятся заложниками этого недуга, поэтому для предотвращения такой недостаточности стоит узнать о ней как можно больше, в чём и поможет этот материал.

Описание и виды

Это заболевание представляет собой отклонения у человека, которые вызываются высоким интеллектом. Человек с таковым недомоганием имеет трудности не только с умственным развитием, но и с физическим, что уже именуется как синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Дети - это основной контингент, который подвержен проявлению этого заболевания, но в редких случаях встречаются симптомы недомогания и у взрослых. Согласно многолетним исследованиям было установлено, что возникновение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у взрослых связано исключительно с природой генов.

У детей синдром дефицита внимания и гиперактивность встречается довольно часто, причём он может быть обнаружен как после рождения, так и в более позднем возрасте ребёнка. Преимущественно встречается синдром у мальчиков, и лишь в редких случаях у девочек. Если смотреть по примеру, то практически в каждом учебном классе имеется один ребёнок с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Синдром подразделяется на три вида, которые называются:

  • Гиперактивность и импульсивность. Этот вид характеризуется присущими признаками импульсивности, вспыльчивости, нервозности и повышенной активности у человека.
  • Невнимательность. Проявляется исключительно только один признак невнимательности, и исключается вероятность возникновения гиперактивности.
  • Смешанный вид. Наиболее частый вид, который проявляется даже у взрослых. Характеризуется преобладанием первых и вторых признаков у человека.

На языке биологии СДВГ - это дисфункция ЦНС, характеризующаяся формацией головного мозга. Проблемы головного мозга - являются наиболее опасными и непредсказуемыми заболеваниями.

Причины возникновения

Развитие синдрома дефицита внимания и гиперактивности скрывается в нескольких причинах, которые были установлены учёными на основании фактов. К этим причинам относятся:

  • генетическая предрасположенность;
  • патологическое влияние.

Генетическая предрасположенность является первым фактором, по которому не исключается развитие недомогания у родственников больного. Причём в этом случае играет огромную роль, как дальняя наследственность (т. е. заболевание диагностировалось у предков), так и ближняя (родители, бабушки, дедушки). Первые признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребёнка приводят заботливых родителей к лечебному заведению, где выясняется, что предрасположенность к заболеванию у малыша связана именно с генами. После обследования родителей часто становится понятным, откуда возник этот синдром у ребёнка, так как в 50% случаев это именно так.

На сегодня известно, что учёные работают над выделением генов, которые и отвечают за эту предрасположенность. Среди этих генов важная роль уделяется участкам ДНК, которые осуществляют контроль регулирования уровня дофамина. Дофамин же является основным веществом, отвечающим за правильность работы ЦНС. Нарушение регулирования дофамина по причине генетической предрасположенности приводит к заболеванию синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Патологическое влияние занимает немалое значение в ответе на вопрос о причинах проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Патологическими факторами могут послужить:

  • отрицательное влияние наркотических веществ;
  • влияние табачных и алкогольных изделий;
  • преждевременные или затяжные роды;
  • угрозы прерывания.

Если женщина во время беременности позволяла себе употребление запрещённых веществ, то не исключается вероятность рождения ребёнка с гиперактивностью или этим синдромом. Велика вероятность наличия синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребёнка, родившегося на 7–8 месяце беременности, т. е. недоношенного. В 80% таковых случаев возникает патология в виде СДВГ.

Выделяют также и причины развития заболевания у детей, если женщина, находясь в положении, увлекается приёмом искусственных пищевых добавок, пестицидов, нейротоксинов и прочего. Также возможно провоцирование этого синдрома и у взрослых по причине увлечения биодобавками, искусственными гормонами и т. п.

До конца неизученными причинами провоцирования синдрома дефицита внимания и гиперактивности являются:

  • наличие инфекционных заболеваний у беременной;
  • хронические болезни;
  • несовместимость резус-факторов;
  • ухудшение экологии.

Из этого следует, что синдром дефицита внимания и гиперактивность есть необычное расстройство, которое возникает по причине действия одного или нескольких вышесказанных факторов. Самой основной и доказанной считается причина генетического влияния.

Симптомы заболевания

Симптомы заболевания имеют ярко выраженное проявление именно у детей, поэтому рассмотрим основные признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью в детском возрасте.

Чаще всего толчком для обращения в лечебные центры становятся воспитатели, учителя и педагоги, которые обнаруживают некоторые отклонения у детей. Симптомы заболевания имеют следующие признаки:

Нарушается сосредоточенность и внимание . Ребёнок не может сосредоточиться на чем-то одном, он постоянно куда-то идёт, думает о чем-то своём. Выполнение любого задания заканчивается ошибками, что вызвано расстройством внимания. Если к ребёнку обращаться, то возникает ощущение игнорирования речи, он все понимает, но не может собрать услышанную речь в одно целое. Дети с расстройством внимания совершенно не в состоянии планировать, организовывать и выполнять разнообразные задания.

Симптомы также выражаются в виде рассеянности, при этом ребёнку свойственно терять свои вещи, отвлекаться по любым мелочам. Появляется забывчивость, а браться за выполнение умственных дел ребёнок категорически отказывается. У родственников возникает ощущение отдалённости ребёнка от всего мира.

Гиперактивность . Проявляется совместно с синдромом, поэтому дополнительно родители могут отслеживать у ребёнка и такие симптомы:


Импульсивность . Симптомы импульсивности включают в себя следующие виды проявления:

  1. Преждевременный ответ на вопрос, который не был озвучен до конца.
  2. Неправильные и быстрые ответы на задаваемые вопросы.
  3. Отказы от выполнения любых заданий.
  4. Не слушает ответы своих сверстников, может их перебивать во время ответа.
  5. Постоянно разговаривает не по теме, возможно проявление болтливости.

Симптомы синдрома дефицита внимания с гиперчувствительностью имеют свои особенности проявления для различных категорий детей в зависимости от возраста. Рассмотрим подробнее.

Симптоматика у детей разных возрастов

Рассмотрим, какие симптомы присущи для детей следующих возрастов:

  • дошкольного;
  • школьного;
  • подросткового.

В дошкольном возрасте от трёх до семи лет симптомы отследить достаточно сложно. СДВГ в раннем возрасте диагностируется врачом.

С трёхлетнего возраста заботливые родители могут заметить проявление гиперактивности в виде постоянного движения ребёнка. Он не может найти себе занятие, постоянно мечется с одного угла в другой, не принимается за выполнение различных умственных задач и постоянно болтает. Симптомы импульсивности обусловлены невозможностью сдерживания себя в той или иной ситуации, ребёнок постоянно перебивает родителей, перекрикивает их, обижается и даже стает раздражительным.

Игры с такими детьми приводят к разрушительным последствиям: они ломают игрушки, выплёскивая всю свою энергию; для них ничего не стоит причинить вред своим сверстникам и даже детям постарше. Больные СДВГ являются своего рода вандалами, для которых нет ничего существенного. Их мозг практически не контролирует их движений. Также присущи симптомы отставания в развитии от своих сверстников.

Достигая семилетнего возраста , когда приходит пора отправляться в школу, у детей с СДВГ проблемы всё больше возрастают. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью не в состоянии преуспевать за своими сверстниками в плане умственного развития. На уроках они ведут себя несдержанно, не обращают внимания на замечания учителя, да и вовсе не слушают излагаемый материал. Они могут приниматься за выполнение задания, но уже через некоторое время активно переключаются на другое, не окончив первого.

В школьном возрасте СДВГ у детей проявляется чётче, так как это активно замечается преподавательским составом. Среди всех детей в классе больные СДВГ заметны даже невооружённым глазом, для этого достаточно провести пару уроков, и выявить наличие синдрома у деток не составит труда даже человеку без медицинского образования.

Дети не только отстают в развитии, но и всеми способами стараются подбивать своих сверстников к этому: они срывают уроки, мешают выполнять любые действия своим одноклассникам, а также в более позднем возрасте могут спорить и даже огрызаться с учителем. Для учителя в классе таковой ребёнок является настоящим испытанием, из-за которого проведение уроков становится невыносимым.

Достигая подросткового возраста , симптомы СДВГ начинают немного стихать, но на самом деле происходит некая смена признаков заболевания. Импульсивность сменяется суетливостью и возникновением чувства внутреннего беспокойства. Подростки принимаются за выполнение тех или иных задач, но все также оканчивается безуспешно, как бы они не старались.

Безответственность и несамостоятельность - все это признаки синдрома дефицита внимания и гиперчувствительности у подростков. Они не в состоянии (даже в этом возрасте) выполнять уроки самостоятельно, отсутствует организованность, планирование дня и распределение времени.

Отношение со сверстниками ухудшается, так как они ведут общение не на должном уровне: грубят, не сдерживаются в высказываниях, не соблюдают субординацию с учителями, родителями и одноклассниками. Наравне с этим неудачи приводят к тому, что у подростков занижается самооценка, они становятся все менее психоустойчивыми и и все более раздражительными.

Они чувствуют к себе негативное отношение от родителей и сверстников, что обуславливает зарождение негативных и даже суицидальных мыслей. Родители постоянно ставят их в плохой пример, тем самым вызывают нелюбовь и антипатию к своим сёстрам и братьям. В семье дети с синдромом дефицита внимания и гиперчувствительностью становятся нелюбимыми, особенно если в доме подрастает не один малыш.

Симптоматика недуга у взрослых

Симптомы у взрослых по сравнению с детьми отличаются, но это не меняет конечного результата. Присуща все та же раздражительность, плюс к этому добавляются депрессивные расстройства и боязнь попробовать себя в новой сфере. У взрослых симптомы носят более скрытный характер, так как на первый взгляд признаки обусловлены спокойствием, но в то же время и неуравновешенностью.

На работе взрослые с СДВГ не отличаются сообразительностью, и поэтому работа простыми клерками является их максимумом. Нередко им сложно справляться с умственными видами работ, поэтому им не приходится выбирать.

Психические расстройства и замкнутость приводят к тому, что больной СДВГ находит обезболивающее от проблем в алкогольных, табачных, психотропных и наркотических веществах. Все это только усугубляет ситуацию и вызывает полную деградацию человека.

Диагностика

Диагностирование заболевания не подтверждается на каком-либо специальном оборудовании, а осуществляется за счёт наблюдения за поведением ребёнка, за его развитием и умственными способностями. Диагноз устанавливается квалифицированным врачом, который принимает во внимание все сведения от родителей, педагогов и сверстников.

Диагностирование СДВГ осуществляется с помощью следующих методик:

  1. Сбор информации о ребёнке по поводу обращения к врачу.
  2. Исследование дофаминового обмена.
  3. Для выявления диагноза доктор может назначить прохождение ультразвуковой допплерографии, ЭЭГ и видео-ЭЭГ.
  4. Проводится неврологический осмотр, на котором не исключено применение методики NESS.
  5. Генетическое обследование родителей для выявления причин заболевания.
  6. МРТ. Полное исследование человека покажет и прочие отклонения, которые, возможно, могли повлиять на провоцирование недуга.
  7. Не исключается проведение методов нейропсихологического тестирования для детей школьного и старших возрастов.

На основании всех этих проведённых методик предварительный диагноз СДВ и гиперчувствительность либо подтверждается, либо опровергается.

Лечение

Лечение СДВГ должно включать в себя комплексное воздействие, которое должно быть обусловлено использованием методик по корректированию поведения, психотерапии и нейропсихологической коррекции. Лечение подразумевает также воздействие не только посредством различных методик на больного, но и помощь родителей, педагогов и родственников.

Первоначально врач проводит беседу с окружающими ребёнка лицами и объясняет им особенности заболевания. Основной особенностью является то, что такое отрицательное и бесшабашное поведение ребёнка является не умышленным. Для позитивного влияния на пациента, способствующего его оздоровлению, необходимо, чтобы окружающие лица относились к нему положительно. Ведь, прежде всего, именно с этого и начинается лечение.

Перед родителями ставятся две основные задачи, которые они должны выполнять и следить за этим:

Задача №1: воспитание не должно включать в себя жалостное отношение к ребёнку и вседозволенность. Не следует жалеть его, обращаться к нему с чрезмерной любовью, это обусловит только обострение симптомов.

Задача №2: не предъявлять повышенных требований и заданий, с которыми он не сможет справиться. Это будет способствовать тому, что у него будет возрастать нервозность и падать самооценка.

Для детей с СДВГ смена настроения родителей оказывает гораздо больше негативного воздействия, нежели на нормальных деток. Лечение также должно исходить и от учителей, с которыми дети проводят большую часть своего времени. Учитель должен контролировать ситуацию и отношения детей в классе и всячески прививать любовь и добропорядочность. При проявлениях агрессии больного СДВГ не следует ругать и тем более вызывать родителей, а стоит попытаться разъяснить ему правильное отношение. Ведь стоит помнить, что все проявления его являются непреднамеренными.

К сведению! Нельзя также, чтобы ребёнок почувствовал от окружающих, что с ним обращаются как с больным. Это занизит его самооценку и приведёт только к обострению симптомов.

Лечение медикаментами

В комплексе применяется лечение с помощью приёма медикаментов, которые формируются по индивидуальным показателям. К медикаментозным препаратам для преодоления заболевания СДВГ относятся следующие лекарства:

  1. Для стимуляции ЦНС: Метилфенидат, Декстроамфетамин, Пемолин.
  2. Трициклические антидепрессанты: Имипрамин, Амитриптилин, Тиоридазин.
  3. Вещества ноотропного ряда: Ноотропил, Церебролизин, Семакс, Фенибут.

Именно стимуляторы оказывают огромное влияние на оздоровление человека с СДВГ. Было выяснено, что лечение этими препаратами подразумевает влияние патогенетических факторов, которые имеют целенаправленное воздействие на мозговую систему.

Основным плюсом таковых препаратов является скорость влияния на оздоровление пациента, т. е. эффект выздоравливания заметен уже практически в первую неделю после употребления лекарств. Среди признаков излечения стоит выделить проявление большей внимательности, меньшей отвлекаемости, попытки довести любое дело до конца.

Жизнь может быть сложна для любого взрослого, но, если вы постоянно опаздываете, дезорганизованы, забываетесь, загружены своими обязанностями, это может быть ADHD или ADD. Синдром дефицита внимания у взрослых поражает многих, широкое разнообразие симптомов может помешать всему от отношений до карьеры. Однако помощь доступна, изучение ADHD — это первый шаг. Как только вы поймете проблемы, сможете научиться компенсировать слабые области, начнете использовать свои сильные стороны.

Синдром гиперактивности дефицита внимания (ADHD), ранее известное как ADD, — это не только проблема у детей. Если был поставлен диагноз детского СДВГ, скорее всего, вы пронесли хотя бы некоторые из симптомов во взрослую жизнь. Но даже если никогда не было диагностировано СДВГ в детстве, это не означает, что не можете быть поражены им как взрослый.

Мифы и факты о расстройстве дефицита внимания у взрослых
Миф: СДВГ — это просто отсутствие силы воли. Люди с СДВГ сосредоточены на вещах, которые их интересуют; они могли бы сосредоточиться на любых других задачах, если действительно этого хотели.

Факт: СДВГ очень похож на проблему воли, но это не так. Это, по сути, химическая проблема в системах управления мозгом.

Миф: Дети с СДВГ во всем испытывают недостаток внимания.

Факт: Дети с СДВГ часто могут сосредоточиться на своих действиях. Но как бы они ни старались, не могут сконцентрироваться, когда задача скучна или повторяется.

Миф: У всех есть симптомы СДВГ, любой, у кого есть адекватный интеллект, может преодолеть эти трудности.

Факт: СДВГ поражает людей всех уровней интеллекта. И хотя у каждого иногда есть симптомы СДВГ, только пациенты с хроническими проявлениями симптомов имеют диагноз СДВГ.

Миф: при СДВГ, не может появиться депрессия, тревога или другие психические проблемы.

Факт: у человека с СДВГ в шесть раз больше шансов иметь другое психическое расстройство, чем у большинства других людей. Синдром обычно перекрывается с другими расстройствами.

Миф: Если не было диагностировано СДВГ в детском возрасте, то и во взрослом не появится.

Факт: многие взрослые борются с непризнанными симптомами СДВГ. Они не получили помощи, потому что полагали, что хронические трудности, такие как депрессия или беспокойство, вызваны другими нарушениями. Однако они не поддаются обычным методам лечения.

Источник: д-р Томас Э. Браун, синдром дефицита внимания: нефокусированный ум у детей и взрослых

ADHD: Это не только для детей

СДВГ часто не распознается в детстве. Это было особенно распространено в прошлом, когда очень мало людей знали о СДВГ. Вместо того, чтобы распознавать симптомы и идентифицировать реальную проблему, семья, учителя, другие люди, назвали вас мечтателем, неудачником, бездельником, нарушителем спокойствия или просто плохим учеником.

В качестве альтернативы, возможно, вы смогли компенсировать симптомы СДВГ, когда были молодыми, только чтобы столкнуться с проблемами по мере увеличения обязанностей. Чем больше шаров пытаетесь держать в воздухе, занимаясь карьерой, воспитывая семью, управляя домашним хозяйством, тем больше потребность в способности организовывать, сосредоточиться, сохранять спокойствие. Это может быть сложным для всех, но, если у вас есть СДВГ, это может показаться совершенно невозможным.

Хорошая новость — проблемы синдрома дефицита внимания биобезопасны. Благодаря образованию, поддержке и небольшому творчеству вы можете научиться управлять симптомами СДВГ у взрослого, даже превратив некоторые из ваших недостатков в сильные стороны. Никогда не поздно превращать трудности и начинать преуспевать.

Признаки и симптомы СДВГ у взрослых

У взрослых синдром дефицита внимания часто выглядит совершенно иначе, чем у детей, его симптомы уникальны для каждого человека.

Следующие категории выделяют общие симптомы взрослого СДВГ. Сделайте все возможное, чтобы определить области, где испытываете трудности. Как только выявите наиболее проблемные симптомы, начинайте работать над стратегиями борьбы с ними.

Проблемы концентрации и недостаток внимания

Взрослым с СДВГ часто бывает трудно сосредоточиться, выполнять повседневные, мирские задачи. Например, вас могут легко отвлечь необычные взгляды и звуки, легко перескакиваете от одной активности к другой или быстро надоедает любое дело. Симптомы этой категории иногда упускаются из виду, потому что они менее заметны, чем гиперактивность, импульсивность, но они более неприятны.

К симптомам рассеянного внимания и концентрации относятся:

Легкая отвлекаемость такими вещами, как шум или другие внешние события, которые другие склонны игнорировать.

Трудно сосредоточить внимание, сфокусироваться , например, при чтении или слушая других.

«Отключение», не осознавая этого, даже в середине разговора.

Борьба за выполнение задач , даже тех, которые кажутся простыми. Тенденция упускать из виду детали, приводит к ошибкам или некачественной работе.

Слабые навыки слушания , например, с трудом запоминается разговор.

Гиперфокус: другая сторона монеты

Вы, вероятно, знаете, что люди с СДВГ не могут сосредоточиться на задачах, которые им не интересны. Но, возможно, не знаете, что есть другая сторона: склонность к залипанию на задачах, которые стимулируют и вознаграждают. Этот парадоксальный симптом называется гиперфокусом.

Гиперфокус на самом деле является механизмом преодоления отвлечения — способ настройки хаоса. Он может быть настолько сильным, что вы не обращаете внимания на все происходящее вокруг. Например, вы можете быть настолько поглощены книгой, телешоу, компьютером, что полностью потеряете счет времени, забудете то, что должны делать. Гиперфокус может стать активом при переходе в продуктивную деятельность, но также может привести к проблемам с работой и отношениями, если вовремя не остановиться.

Дезорганизация и забывчивость

Когда присутствует взрослый СДВГ, жизнь кажется хаотичной и неконтролируемой. Пребывание в организованном виде становится чрезвычайно сложной задачей. Например, сортировка, определение какая информация имеет отношение к задаче, что является приоритетом, который надо сделать прежде всего, отслеживание задач, обязанностей, управление временем. Общие симптомы дезорганизации и забывчивости включают:


Импульсивность

Если страдаете от симптомов этой категории, у вас могут быть проблемы с подавлением поведения, комментариев, ответов. Действуете, прежде чем думаете, реагируете без учета последствий. Перебиваете других, вычеркиваете комментарии, проскакиваете через задания, не читаете инструкций. Если есть проблемы с импульсом, терпение отсутствует. Вы можете войти в сомнительные ситуации и оказаться в потенциально опасных условиях. Симптомы включают:

  • Часто прерывайте других или говорите о людях не подумав
  • Плохой самоконтроль, адаптация
  • Высказывание мыслей, которые являются грубыми или неуместными, не задумываясь
  • Безрассудные действия, спонтанные, без учета последствий

Эмоциональные трудности

Многие взрослые с СДВГ с трудом справляются со своими чувствами, особенно когда речь идет об эмоциях, таких как гнев или расстройство. Общие эмоциональные симптомы взрослого СДВГ включают:

  • Частое волнение, напряженность
  • Раздражительность быстрая
  • Низкая самооценка, чувство неуверенности, неудачи
  • Проблемы с мотивированием
  • Гиперчувствительность к критике

Гиперактивность или беспокойство

Гиперактивность у взрослых с СДВГ выглядит так же, как у детей. Человек очень энергичный, постоянно «на ходу», как будто движимый двигателем. Однако у многих людей с СДВГ симптомы гиперактивности становятся более тонкими и внутренними по мере взросления. Общие симптомы гиперактивности у взрослых включают:

  • Чувства внутреннего беспокойства, волнения, навязчивых мыслей
  • Быстро все надоедает, склонность рисковать
  • Много говорят, делают миллион вещей сразу
  • Тревога внутри сидит неподвижно, постоянный фиджинг

Не обязательно быть гиперактивным, чтобы иметь ADHD

Взрослые с СДВГ гораздо менее склонны к гиперактивности, чем их младшие коллеги. Только небольшое количество взрослых, страдают от выраженных симптомов гиперактивности. Помните, что симптомы могут быть обманчивы, вы можете страдать от ADHD, если есть один или несколько симптомов описанных выше, даже если отсутствует гиперактивность.

Воздействие взрослого СДВГ

Когда обнаруживается взрослый СДВГ, скорее всего, вы страдали годами из-за непризнанной проблемы. Люди, возможно, назвали вас «ленивыми» или «глупыми» из-за вашей забывчивости или трудностей при выполнении заданий, и вы, возможно, тоже начали думать о себе в этих отрицательных терминах.

Нелеченный СДВГ имеет широкомасштабные эффекты

СДВГ, который не диагностируется и не лечится, может вызвать проблемы практически во всех областях жизни.

Проблемы физического и психического здоровья

Симптомы СДВГ способствуют возникновению целого ряда проблем со здоровьем, включая компульсивное питание, злоупотребление психоактивными веществами, тревогу, хронический стресс, напряжение, низкую самооценку. Можете столкнуться с проблемами из-за пренебрежения важными проверками, пропущенными назначениями врача, игнорированием медицинских инструкций, забыванием приема жизненно важных лекарств.

Рабочие и финансовые трудности

Взрослые с СДВГ испытывают трудности с карьерой и сильное чувство постоянных неудач. Возможно, есть проблемы с работой, соблюдением корпоративных правил, сроков, рабочего графика. Управление финансами становится проблемой: вечная борьба с неоплаченными счетами, потерянными документами, несвоевременными платежами, долгами из-за импульсивных расходов.

Проблемы взаимоотношений

Симптомы ADHD влияют на работу, любовь, семейные отношения. Вы можете быть сыты по горло постоянным ворчанием близких, чтобы прибраться, слушать более внимательно, лучше организовываться. Те, кто рядом, с другой стороны, чувствуют обиду от вашей «безответственности» или «нечувствительности».

Широкомасштабные последствия СДВГ приводят к смущению, разочарованию, безнадежности, потере доверия. Вы можете почувствовать, что никогда не сможете контролировать свою жизнь. Вот почему диагноз взрослого СДВГ становится огромным источником облегчения и надежды. Он помогает понять, с чем столкнулись, что вы не виноваты. Трудности, которые были, — это симптомы расстройства дефицита внимания, а не результат личной слабости или недостатка характера.

Взрослый СДВГ не должен пугать

Когда есть диагноз СДВГ, легко понять, что с вами что-то не так. Он не является показателем интеллекта или способностей. Некоторые вещи становятся труднее, но это не значит, что вы не можете найти свою нишу и добиться успеха. Надо выяснить, каковы ваши сильные стороны и использовать их.

Может быть полезно подумать о расстройстве дефицита внимания как совокупности признаков, которые являются как положительными, так и отрицательными. Так же, как и любой другой набор качеств, которыми вы могли бы обладать. Наряду с импульсивностью и дезорганизацией СДВГ, например, часто появляются невероятные творческие способности, страсть, энергия, креативное мышление, постоянный поток оригинальных идей. Выясните, на что способны, настройте свою среду для поддержки этих сильных сторон.

Самопомощь

Вооружившись пониманием проблем ADHD и помощью структурированных стратегий, внестите реальные изменения в свою жизнь. Многие взрослые с синдромом дефицита внимания нашли осмысленные способы управления своими симптомами, воспользовались своими дарами и ведут продуктивную, полноценную жизнь. Не обязательно прибегать к внешней помощи — по крайней мере, сразу. Многое можно сделать, чтобы помочь себе контролировать симптомы.

Упражняйтесь, ешьте правильно

Занимайтесь спортом регулярно — это помогает переключать лишнюю энергию и агрессию в позитивное направление, успокаивает нервы и тело. Ешьте здоровую пищу, ограничивайте сладкие продукты, чтобы выровнять колебания настроения.

Высыпайтесь

Когда вы устали, еще труднее сосредоточиться, управлять стрессом, оставаться продуктивным, выполнять свои обязанности. Поддерживайте себя, получая 7-9 часов сна каждую ночь.

Практикуйте управление временем

Установите сроки для всего, даже для, кажущихся маленькими, задач. Используйте таймеры, сигналы тревоги, чтобы оставаться во времени. Периодически делайте перерывы. Избегайте груды документов, занимаясь каждым, когда он приходит. Приоритет для задач, чувствительных к времени, записывайте каждое задание, сообщение, важную мысль.

Работайте над отношениями

Расписывайте мероприятия с друзьями, выполняйте обязательства. Будьте бдительны при разговоре: слушайте, когда другие говорят, старайтесь не говорить слишком быстро. Развивайте отношения с людьми, которые сочувствуют и понимают вашу борьбу с СДВГ.

Создайте благоприятную рабочую среду

Используйте списки, цветные стикеры, напоминания, заметки, файлы. Если возможно, выберите работу, которая мотивирует и интересует. Обратите внимание, как и когда работаете лучше, применяйте эти условия для своей рабочей среды, насколько сможете. Это поможет объединиться с менее творческими, более организованными людьми — партнерством, которое станет взаимовыгодным.

Когда искать внешнюю помощь

Если симптомы СДВГ все еще мешают жизни, несмотря на усилия по самопомощи, возможно, пришло время искать внешнюю поддержку. Взрослые с СДВГ могут извлечь выгоду из ряда процедур, включая поведенческий коучинг, индивидуальную терапию, группы самопомощи, профессиональное консультирование, лекарства.

Лечение для взрослых с синдромом дефицита внимания, как лечение детей, должно включать команду профессионалов и членов семьи.

Профессионалы помогут:

  1. управлять импульсивным поведением
  2. управлять временем и деньгами
  3. стать организованным
  4. повысить производительность дома, на работе
  5. управлять стрессом, гневом
  6. стать внимательным

Повышенная активность, неуравновешенное поведение, невозможность сконцентрировать внимание – признаки, часто встречающиеся у людей различной возрастной категории. Эти симптомы свидетельствуют о наличии серьезного заболевания под названием синдром дефицита внимания. Важно разобраться с проблемами протекания заболевания и выявить оптимальный способ лечения, как для взрослого пациента, так и для ребенка.

Характеристика проблемы

Развитию болезни чаще подвержены дети в возрасте от 2-3-х лет и старше. У взрослых также может возникнуть заболевание, но такие люди меньше поддаются его негативному воздействию, больше себя контролируют. Дети, наоборот, испытывают острую нехватку взаимоотношений с другими людьми.

Возникновение в сознательном возрасте болезни обусловлено генетической предрасположенностью. Но проявляющиеся симптомы практически не развиваются. Это обусловлено тем, что на первом плане у взрослого человека стоят семья, работа, поэтому эмоции отодвигаются на второстепенный план.

Часто заболевание проявляется у мальчиков. Практически в каждом классе есть яркий представитель симптомов синдрома дефицита внимания.

Когда фиксируется развитие СДВГ у детей, то он характеризуется неспособностью удерживать собственное внимание на каком-то определенном предмете или событии. Пациент проявляет чрезвычайную активность, пытаясь быть в нескольких местах одновременно.

Если на уроке ребенок совершает ошибку в задании, он не концентрирует внимание на ней, не слушает объяснений в своей неправоте и не вслушивается в поучительные слова. В некоторых ситуациях поведение ребенка переходит все границы, он не может контролировать себя, постоянно вертится, вскакивает на своем месте. Именно такие реакции сильно заметны на фоне других детей, которые спокойно увлечены учебными занятиями или совместной ролевой игрой.

В большинстве случаев учителя замечают отклонения в развитии и стремятся повесить на ребенка ярлык «СДВГ». Для подтверждения симптомов необходимо пройти диагностику у психолога.

Выделяют следующие разновидности дефицита внимания у ребенка:

  1. Невнимательность – только этот симптом, предопределяющий болезнь, проявляется у больного при СДВГ. При этом вероятность возникновения гиперактивности практически полностью исключается;
  2. Импульсивность и гиперактивность – клиническая картина сопровождается не только повышенной по сравнению с другими детьми активностью, но и вспыльчивостью, неуравновешенностью, импульсивностью и нервозностью;
  3. Смешанный вид – формирующийся у пациентов чаще других типов. В него включаются оба признака синдрома. Может развиваться не только у маленьких пациентов, но и у взрослых людей.

Если опустить человеческий фактор и прислушаться к языку психологии, синдром дефицита внимания представляет собой дисфункцию нервной системы, характеризуется нарушением нормального функционирования головного мозга. Такие проблемы, связанные с важнейшим органом человека, являются самыми опасными и непредсказуемыми.

Для предотвращения последствий от развития заболевания необходимо следить за поведением ребенка и вовремя обратить внимание на возможные неполадки в формировании индивида. Своевременно обнаруженные симптомы подлежат терапевтическому воздействию. Поэтому паниковать без причин и расстраиваться при выявлении диагноза не стоит.

Причины возникновения гиперактивности

Медицина точно не может определить причины, обуславливающие возникновение гиперактивности и нарушений во внимании у пациентов разных возрастных категорий. Факторами развития могут выступать различные ситуации, негативно воздействующие на больного, а также совокупность происходящих процессов. Все влияние негативно отражается на нервной системе человека.

Выделяют определенные причины, стимулирующие формирование дефицита внимания у детей:

  1. Развитие ребенка внутри утробы, при котором происходят негативные изменения в формировании центральной нервной системы малыша, что приводит к кислородному голоданию или кровоизлиянию в мозг;
  2. Прием беременной женщиной лекарственных препаратов, в неконтролируемых дозировках;
  3. Негативное влияние пагубных привычек при беременности на развивающийся плод (алкогольное пристрастие, никотиновая и наркотическая зависимость);
  4. Угроза выкидыша или прекращение подачи крови через пуповину к плоду;
  5. Тяжелые роды, осложнения или, наоборот, стремительные роды, которые способны привести к травме головы малыша или развитию проблем с позвоночником;
  6. Конфликт по резус-фактору крови, что приводит к иммунологической несовместимости матери и развивающегося ребенка;
  7. В годовалом возрасте и раньше наличие заболеваний, которые провоцируют повышение температуры тела младенца до критических показателей (до 39-40 градусов);
  8. Воспаление легких или перетекание незначительной болезни в бронхиальную астму;
  9. Заболевания почек, характеризующиеся тяжелой степенью протекания;
  10. Ввод в организм маленького пациента, возрастом до 1-2-х лет, препаратов нейротоксического воздействия;
  11. Врожденный порок сердечной мышцы или выявление ее недостаточности;
  12. Генетическая предрасположенность.

Наследственность, проявившаяся у ребенка, может просматриваться напрямую от родителей, и передаться от дальних родственников. Недоношенные младенцы имеют больше 80% склонности приобрести синдром дефицита внимания на первых порах своего существования, чем новорожденные, появившиеся на свет в положенный момент.

Причиной появления заболевания в подростковом периоде служит знакомство с компьютером и другими гаджетами. При контакте с техникой у ребенка вырабатывается кортизол (гормон стресса), что приводит к невозможности мозга сосредоточиться.

Проявление процесса нарушений в развитии ребенка не стоит путать с избалованностью. Диагноз СДВГ поддается лечению, а невоспитанность молодого человека невозможно искоренить.

Клиническая картина

Яркая картина протекания симптомов выявляется у детей. Во взрослом периоде признаки нарушения тщательно прячутся и замалчиваются, поэтому выявить заболевание в сознательном возрасте постороннему человеку достаточно проблематично. В большинстве случаев направляют детей в больницу воспитатели, замечающие отклонения и недостаток внимания у малышей.

Яркие симптомы начинают проявляться у ребят по достижению 5-12-летнего возраста. Первые признаки можно заменить еще раньше, они выявляются в следующем:

  1. Младенец рано и подолгу начинает держать головку, присаживаться, переворачиваться и ползать;
  2. Новорожденный мало спит, больше бодрствует;
  3. Перед засыпанием ребенок утомляется, но заснуть самостоятельно он не в состоянии, обязательно присутствует истерика;
  4. Малыши с таким диагнозом очень чувствительны к посторонним предметам, людям, яркому свету и громкому звуку;
  5. Игрушки или любые предметы откидываются раньше, чем ребенок полностью их рассмотрел.

Эти признаки могут, как указывать на дефицит внимания у детей в раннем периоде жизни, так и присутствуют у некоторых детей с беспокойным характером, возрастом до 3-х лет. Часто проблемы с активностью накладывают своеобразный отпечаток на работу всех внутренних органов.

Дети в такой ситуации нередко подвержены расстройству пищеварения. Наличие частой диареи – явный симптом постоянной стимуляции тонкого кишечника нервной системой малыша. Кроме этого, у пациентов с установленным диагнозом аллергические реакции и различные кожные высыпания присутствуют чаще, чем у сверстников.

При дефиците внимания у детей основными признаками нарушения в протекании нормального становления организма являются недостаточное внимание, импульсивность и гиперактивность. Для каждого определенного симптома выделяются собственные признаки.

Отсутствие внимания проявляется в следующем:

  1. Концентрация на одном предмете или ситуации быстро становится в тягость. Пациент теряет интерес к деталям, не старается отличить главное от второстепенного или дополнительного. Малыш в этот момент начинает заниматься несколькими делами одновременно. Он старается закрасить все участки одного цвета, но не может довести начатое дело до конца. При чтении перескакивает через слово или даже строчку. Такое проявление означает, что ребенок не умеет строить планов. Чтобы лечить симптом, требуется научить малыша планировать: «Сначала нужно сделать этот пункт, а затем перейти к следующему».
  2. Больной под любым предлогом старается не прибегать к выполнению повседневных заданий, уроков или помощи по дому. В такой ситуации заболевание проявляется либо тихим протестом, либо гневным скандалом или истерикой.
  3. Цикличность внимания. В этой ситуации дошкольник концентрирует свое внимание на определенном предмете или занятии до 5-ти минут, школьник в состоянии заниматься до 10 минут. После необходим такой же период времени для восстановления сил и концентрации. У больных в период отдыха выявляется особенность: человек просто не слышит собеседника, не реагирует на происходящее, он занят своими мыслями и делами.
  4. Внимание проявляется, только если пациент остается с учителем или родителем наедине. В этот момент концентрация полностью налаживается, малыш становится послушным и усердным.

Дети с синдромом дефицита внимания отличаются специфической особенностью. Их мозг совершенствуется в момент, когда маленький пациент бегает, разбирает игрушки или играется. Такая двигательная активность заставляет работать структуры головного мозга, ответственные за самоконтроль и мышление.

Симптомы импульсивности выражаются определенным образом:

  • Ребенок слушается и руководствуется только собственными проблемами и желаниями. Все действия основаны на первом импульсе, поступившем в головной мозг. В большинстве случаев последствия осуществленных поступков никогда не обдумываются и не планируются. Ситуаций, в которых малыш должен находиться в полном спокойствии, для него не существует.
  • Больной не может выполнять действий по инструкции, особенно если она включает в себя несколько составляющих. При выполнении заданного действия, пациент находит для себя новое задание, бросая предыдущий процесс.
  • Нет возможности ждать или терпеть. Больной требует, чтобы ему сиюминутно преподнесли то, что он хочет. Если его требованиям не соответствуют, то ребенок начинает скандалить, устраивать истерики, оставлять ранее начатые дела или выполнять бесцельные действия. Такое проявление повышенной двигательной активности очень заметно при выжидании очереди;
  • Каждые несколько минут происходит резкая перемена настроения. Заметны переходы от надрывного смеха к истерическому плачу. Если малыша что-то не устроило в его собеседнике, он швыряет вещи, может сломать или испортить личный предмет другого ребенка. Все производимые действия не несут специфической мести, исполняются под импульсом.
  • Отсутствует чувство опасности – совершаются поступки, которые опасны для жизнедеятельности не только этого ребенка, но и окружающих его сверстников.

Все эти симптомы проявляются в связи с тем, что нервная система пациента в раннем возрасте достаточно уязвима. Ей трудно принять и переработать весь объем поступающей информации. Недостаток внимания и активность – возможность защититься от чрезмерной нагрузки на ЦНС.

При гиперактивности малыш производит большое количество ненужных движений. Ребенок в таком случае даже не замечает собственных деяний. Он может дергать ногами, водить руками, описывая круги или другие фигуры. Все это объединяется в единый отличительный признак – бесцельность.

Такой ребенок не настроен говорить тихо, он все произносит с определенной быстротой и на повышенных тонах. Не удосуживается дождаться окончания вопроса, перекрикивает и перебивает. Его слова в большинстве случаев не отличаются обдуманностью, они обидны для посторонних.

Гиперактивность также выражается в мимике лица такого малыша. На его физиономии за короткое время проскакивает весь спектр эмоций – от гнева, до счастья.

В некоторых случаях дополнительно присутствуют некоторые симптомы:

  1. Нарушения в общении, как со своими сверстниками, так и с взрослыми людьми. Больной старается везде и всюду успеть, иногда бывает резкий и даже агрессивный. Эти признаки в некоторых случаях мешают другим людям идти на контакт и устанавливают преграду для дружеских отношений.
  2. Выявляются трудности в осваивании школьной программы, при том, что интеллектуальное развитие пациента находится на достаточно высоком уровне;
  3. Отставание больного в развитии эмоционального плана – часто проявляются капризы или плаксивость. Уже подросший ребенок не воспринимает критики, не принимает неудачного итога, часто ведет себя по-детски. Медицина установила, что при СДВГ отставание в развитии на эмоциональном уровне происходит в среднем на 30%. Так 10-и летний индивид ведет себя как 7-ми летний дошкольник.
  4. Самооценка такого человека падает. Это обусловлено тем, что за день малыш слышит значительный объем критики и замечаний в свой адрес, его сравнивают с более послушными и удачливыми сверстниками. Такое состояние снижает собственную значимость и понижает ребенка в своих глазах, что приводит к агрессивности, неуравновешенности и непослушании, стимулирует различные расстройства.

Но вместе со всеми негативными сторонами присутствия синдрома, такие дети отличаются специфическими положительными чертами. Они подвижны, легки на подъем, действенны. При контакте с человеком быстро воспринимают его состояние, пытаются помочь действием или советом. Часто такие люди самоотверженны, готовы бросить все свои дела и кинуться на помощь к другу. Человек не имеет способности затаивать обиду, мстить, он быстро забывает любые неприятности и относится к окружающим «со всей душой».

Если четко дают о себе знать симптомы, ими не стоит пренебрегать и оттягивать поход к доктору. Раннее выявление подобного заболевания помогает быстро избавиться от проблемы посредством медикаментозного воздействия или сдерживания позывов и импульсов ребенка.

Диагностика патологии

При выявлении любого синдрома следует обратиться к врачу. Медицина советует обратиться к любому из специалистов: психиатры, неврологи, социальные работники или психологи. Для начала можно получить консультацию у семейного врача или педиатра.

Но социальные работники, терапевты и психологи часто не имеют права назначать лечение, они устанавливают диагноз и направляют для дальнейшей консультации к узкому специалисту, такому как невролог или психиатр.

Для того чтобы назначить лечение СДВГ у детей, доктор проведет необходимое обследование. Последнее осуществляется в несколько этапов, соответственно определенному алгоритму.

Первоначально врач попросит рассказать пациента о себе. Если терапию проходит несовершеннолетний пациент, то следует нарисовать его психологический портрет. В повествование требуется обязательно включить манеру поведения ребенка и среду жизнедеятельности.

Вторым этапом для пациента станет прохождение определенного теста, выявляющего степень рассеянности малыша.

Следующим этапом алгоритма определения диагноза является проведение требуемых лабораторных обследований. Такая проверка считается классической при установлении верного диагноза.

Необходимо пройти томографию головного мозга и ультразвуковое исследование головы. Протекание болезни на полученных снимках отчетливо видно. В такой ситуации работа головного мозга подлежит изменениям.

Кроме основных методов диагностики, можно прибегнуть к полному обследованию:

  1. Генетическое исследование обоих родителей на установление причин, послуживших толчком для развития проблемы;
  2. Осуществляется осмотр неврологического типа, на котором требуется проведение методики NESS;
  3. Проведение нейропсихологического тестирования для малышей, дошкольников и подростков школьного возраста.

На основании полученных результатов анализов и обследований доктор устанавливает диагноз. В результате проводимого тестирования будет точно выявлено наличие гиперактивности и возбудимости у пациента или ее полное отсутствие. После подтверждения диагноза назначается результативное лечение.

Лечение заболевания

В России дефицит внимания у детей распространен, его лечение состоит из комплекса мероприятий и контролируется на всех этапах. Главным воздействием на пациента считается психотерапия, а также коррекция поведения путем педагогического контроля и нейропсихологического влияния.

В первую очередь доктор проводит беседу с родителями и ближайшим окружением пациента, разъясняет им особенности взаимодействия с больным. Перед родителями устанавливаются задачи, которые необходимо обязательно выполнять:

  1. Воспитание должно быть строгим. Не следует сюсюкать, жалеть ребенка, все ему разрешать. В противном случае чрезмерная опека и любовь усилит протекающие симптомы заболевания.
  2. Не требовать от ребенка выполнения действий, с которыми он не в силах справиться. Невозможность выполнения поставленных задач ведет к увеличению капризности, нервозности, недовольства собой и еще большему падению самооценки пациента.

Для медикаментозного лечения назначается комплексная терапия. Препараты подбираются на основании выявленных признаков в индивидуальном порядке. Для лечения синдрома дефицита внимания применяются следующие средства:

  1. Для центральной нервной системы вегетативного характера, ее стимулирования прописываются Пемолин, Декстроамфетамин или Метилфенидат;
  2. Рекомендуется применение трициклических антидепрессантов, таких как Амитриптилин, Имипрамин, Тиоридазин;
  3. Следует принимать таблетки ноотропного ряда: Семакс, Ноотропил, Фенибут, Церебролизин;
  4. Психостимуляторы: Дексметилфенидат, Дексамфетамин или Левамфетамин.

Дополнительно назначаются витамины, стимулирующие мозговую активность. Терапия осуществляется в низких дозировках, чтобы не спровоцировать развитие у несовершеннолетнего побочных явлений.

Контроль протекания заболевания подобного типа фиксирует, что все препараты действуют только во время приема. После отмены их влияние полностью прекращается, и симптоматика возвращается.

Дополнительно к медикаментозному воздействию можно применять физиотерапию и лечебный массаж. Процедуры этого комплекса направлены на устранения травм, полученных при рождении малыша. Это положительно влияет на мозговое кровообращение и давление внутри черепа.

Применяется перечень упражнений:

  1. Лечебная гимнастика проводится ежедневно, стимулирует укрепление мышечной ткани плечевого пояса и шеи;
  2. Массаж зоны воротника – должен проводиться до 3-х раз в год по 10 процедур ежедневно в течение 10-15 минут;
  3. Проводится физиотерапия с помощью инфракрасного излучения, способствующего прогреванию определенной зоны. Осуществляется по 10-15 сеансов не чаще 2-х раз в год.

Назначать комплекс мероприятий физиологического воздействия должен только лечащий врач. Обращение к неквалифицированному специалисту может стоить больному здоровья.

Гиперактивность можно устранить и без комплексного медикаментозного лечения. Можно воспользоваться народными средствами, пропить успокоительные травы, такие как шалфей, ромашка или календула.

Кроме этого, следует набраться терпения и уделять маленькому человеку больше внимания, выполняя следующие рекомендации:

  1. Находить время на общение с ребенком;
  2. Отдать малыша в развивающие кружки;
  3. Со школьником следует вместе учить уроки, больше заниматься, воспитывать его усидчивость и внимание;
  4. При гиперактивности требуется найти применение его непоседливости и энергии: отдать на танцы, бег или другие подвижные спортивные занятия;
  5. Не проявлять агрессию, не ругать больного, демонстрировать больше спокойствия и сдержанности;
  6. Поддерживать все начинания и увлечения своего ребенка. В этой ситуации важно не спутать вседозволенность и принятие маленького человека в качестве самостоятельного индивида.

При следовании этим правилам лечение ребенка будет постепенно приносить результат. Не стоит ожидать моментального прогресса, но не следует забрасывать занятия. Можно использовать в комплексе и таблетки, физиотерапию и зарядку, а также самостоятельно влиять на маленького пациента. Главное, не терять надежды и выполнять рекомендации лечащего врача.

У вас проблемы с концентрацией внимания? Вы привыкли делать все в последнюю минуту? Резкие скачки настроения – не новость? Возможно, вы – один из 5% взрослого населения планеты, страдающего от гиперактивности, - предполагает нейропсихолог Елена Яковенко

Тот, кто бегает по офису

Одна из моих клиенток, имея высшее образование и работу в офисе, буквально не могла сосредоточиться на чем-то дольше 15 минут, - рассказывает врач, – особенно сложно было отвлечься от любых сигналов из внешнего мира. На новой работе ей пришлось работать в «аквариуме» - и ее поведение сразу же вышло за рамки приличий. Она отвлекалась на любые разговоры, вскакивала и ходила по комнате, каждый час выходила покурить… Работодатель решил, что имеет дело с непрофессиональным и ленивым человеком. Но к счастью, женщина как раз прошла обследование, и у нее обнаружили гиперактивность. С начальством удалось договориться – и сотрудница временно начала работать дома, где ее никто не отвлекал. Производительность сразу возросла. Но и тогда даме приходилось изолировать себя, отключать телефон, блокировать интернет… И при этом она не могла трудиться непрерывно, а открывала с десяток файлов и занималась ими по очереди, меняя каждые 15-20 мин, чтобы хоть как-то занять «прыгающее» внимание… Со временем лечение помогло, и женщина смогла работать в обычных условиях.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) становится все более распространенным диагнозом для школьников: сейчас таких детей только по официальной статистике в 15 раз больше, чем тридцать лет назад. Но проблема не исчезает по мере взросления, как минимум, у половины таких непосед, не получивших своевременной медицинской помощи. Часто синдром остается незамеченным годами, а обнаруживается случайно – например, во время визита с подозрением на депрессию к врачу.

Меняют работу и партнеров

Расстройство вызвано несколько иной работой мозга, нежели у большинства людей: активность нейромедиаторов, отвечающих за внимание, нарушена. Доктора утверждают, что в большинстве случаев это - наследственная проблема. Принято считать, что от СДВГ чаще страдают мальчики, но статистика показывает, что по мере взросления баланс выравнивается.

Казалось бы, что плохого в том, чтобы быть активным, подвижным, быстро реагировать на любой внешний раздражитель? Такое поведение сейчас в тренде. Но быть мобильным или суетливым, неусидчивым – совершенно разные вещи.

В первую очередь, в зоне риска гиперактивного человека оказываются карьера и личная жизнь. Статистика показывает, что страдающие СДВГ гораздо чаще меняют работу и медленнее продвигаются по службе. Что же касается взаимоотношений, очевидно, что вечная несобранность и регулярные скачки настроения мало кого приведут в восторг. А уж вывести такого человека из себя и вовсе не составит труда. Пожалуй, это и является причиной неутешительной статистики – процент разводов среди таких людей гораздо выше, чем у остальных. Добавьте такие проблемы, как депрессия, попытки «помочь» себе алкоголем – они нередко добавляются к и без того трудной жизни «гиперактива». Однако после лечения большинство этих факторов снижаются или вовсе исчезают.

Тревожные звоночки

СДВГ у взрослых нередко остается незамеченным. Представленные ниже характеристики могут стать именно теми признаками, которые намекнут, что пора отправиться к специалисту.

Проблемы с концентрацией внимания;

Неорганизованность и регулярные опоздания;

Импульсивность и перепады настроения;

Постоянное откладывание на потом даже самых важных дел;

Тревожность и беспокойство;

Преследующее ощущение скуки.

Заболеть с годами невозможно

Врачи всего мира по сей день не могут достичь общего мнения по многим аспектам этого расстройства. Но все они сходятся в одном: СДВГ не возникает во взрослом возрасте, - проблема всегда проистекает из детства. Поэтому первое, чем займется врач на приеме - выяснит, были ли у человека детские симптомы заболевания. В первую очередь такие, как трудности с концентрацией внимания и гиперактивность. В этом специалисту помогут не только анкетирование и разговор с пациентом, но и беседа с его родными, которые смогут пролить свет на состояние дел в прошлом. Также могут помочь в установлении диагноза и психологические тесты, медицинские обследования на наличие сопутствующих заболеваний и исследования головного мозга (КТ, МРТ, ЭКГ).

В лечении расстройства используются как психотерапия, так и медикаментозные препараты. Такие средства призваны урегулировать состояние нарушенных нейромедиаторов.

С чем можно спутать

Поведение, внешне похожее на гиперактивность, встречается при многих нервных расстройствах. Например, тревожное расстройство, реакция на сильную психологическую травму заставляют человека «метаться». Истерическое расстройство делает поведение человека, когда он в стрессе, непоследовательным, заставляет говорить взахлеб, много жестикулировать, «истерить». Да и трудоспособность у такого человека низкая. Гипоманиакальное состояние ускоряет темп речи, движений, деятельности. Даже мысли скачут, и человек фонтанирует идеями. Отграничить эти состояния сможет психотерапевт. Но важнее всего, что СДВГ зависит не от психологических причин, его можно подтвердить или опровергнуть с помощью диагностики работы мозга.

Проверьте себя

Конечно, поставить точный диагноз сможет только специалист. Но если вы замечаете в своем поведении нелогичные и напрягающие нюансы, привносящие в вашу жизнь дискомфорт, тест поможет разобраться:

1.У меня возникают трудности с самоорганизованностью;

2.Когда у меня есть какое-то дело, я обычно медлю, прежде, чем приступить к нему;

3.Я берусь сразу за множество дел, но редко довожу что-то до конца;

4.Я склонен принимать решения импульсивно, под воздействием эмоций;

5.Я часто испытываю скуку;

6.Я не всегда могу достичь своих целей, даже если стремлюсь к этому;

7.Я часто отвлекаюсь и не слушаю собеседника во время разговора;

8.Бывает, что я настолько погружаюсь в какое-то дело, что мне сложно сделать перерыв либо переключиться;

9.У меня бывает склонность к излишеству (ненужные покупки, алкоголь, переедание и.т.д.);

10.Я легко разочаровываюсь и испытываю нетерпение, когда приходится чего-то ждать;

11.У меня заниженная самооценка;

12.Мне нужны эмоциональные встряски в виде покупок, новых знакомств, экстремальных видов спорта и.т.д.;

13.Я сначала говорю/делаю, и только после – думаю;

14.Я предпочитаю все делать по-своему, не следуя чьим-то советам;

15.Я нередко покачиваю ногой, стучу карандашом по столу или делаю что-то, дающее выход энергии;

16.Я чувствую себя угнетенно, когда не получаю, чего хочу;

17.Я вижу себя иначе, чем меня видят окружающие, и когда кто-то злится на меня, - я испытываю удивление;

18.Я нередко не считаюсь с возможными опасностями для моего здоровья и жизни;

19.Несмотря на то, что у меня есть страхи, окружающие описали бы меня как рискового человека;

20.Я делаю много ошибок из-за своей невнимательности;

21.У меня есть кровные родственники, страдавшие СДВГ, депрессией, биполярным расстройством.

Чем больше утвердительных ответов, тем выше вероятность, что у вас СДВГ.

Юлия Мирошниченко