Две воли в человеке психология. Воля – что это в психологии

Воля – это, пожалуй, одно из самых сложных понятий в мире психологии. Вера в себя и собственные силы, умение себя дисциплинировать, проявление решительности в необходимое время, мужество и терпение – это все явления, которые воссоединяются в одно целое, образуя главную героиню нашей статьи. Психология охватывает несколько толкований понятия воли. В нашей статье мы постараемся узнать об этой таинственности как можно больше.

Что такое воля: определения

  1. Воля представляет собой осознанное регулирование каждым индивидуумом своих поступков и действий, выполнение которых требует моральных и физических затрат.
  2. Воля - это форма психического отражения, в которой отражаемым объектом выступает поставленная цель, мотивация её достижения и существующие объективные препятствия для реализации; отражённым принято считать субъективную цель, борьбу противоречий, собственное волевое усилие; результатом проявления воли является достижение цели и удовлетворение собственных желаний. Стоит отметить, что препятствия, с которыми приходится сталкиваться человеку, являются как внутренними, так и внешними.
  3. Воля - это сторона сознания, которая является своеобразным рычагом деятельности и регуляции начала, призванное создавать усилия и удерживать их в течение такого времени, сколько это необходимо.

Короче говоря, можно объединить все вышеизложенное и сделать вывод, что воля – это умение каждого человека , которая проявляется в самодетерминации и саморегуляции им собственной деятельности и разнообразных психических процессов.

Воля и её основные признаки

Современная психология подразделяет это явление на три наиболее распространённых вида в психике человека:

Развитие воли в характере человека

Эта отличительная черта характера человека отличает нас от поведения прочих живых существ на планете. Принято полагать , что это сознательное качество, которое образовалось вследствие образования социума и общественного труда. Воля тесно взаимодействует с познавательными и эмоциональными процессами, которые проходят в человеческой психике.

Ей подвластно проявлять всего две функции:

  • тормозную;
  • побудительную.

Функционирование первого качества проявляется в виде сдерживания тех поступков, которые противоречат вашим предубеждениям, признакам, нормам морали и прочее. Что касается второго качества, то он побуждает нас к активным действиям и реализации поставленных целей. Благодаря совокупности этих двух, взаимодействующих между собой функций, у каждого человека есть возможность развивать у себя волевые качества , преодолевать жизненные трудности, которые стоят на пути собственной реализации и счастья.

Стоит отметить, что, если качество жизненных условий, начиная с рождения, были неблагоприятными, то вероятность того, что у ребёнка будут хорошо развиты волевые качества – мала. Но верьте и знайте, что мужество, настойчивость, решительность и дисциплинированность всегда можно развить, благодаря кропотливой работе над собой. Для этого необходимо уделять время различным видам деятельности, подавляя внешние и внутренние препятствия.

Перечень факторов , которые способствуют торможению развития волевых качеств у детей:

  • избалованность;
  • жёсткие родители, которые полагают, что подавление решений ребёнка пойдёт ему на пользу.

Характеристики воли

  • Тесная взаимосвязь с понятием и мотивом “надо”;
  • Формирование четкого интеллектуального плана, который позволяет идти к реализации задуманного;
  • Осознанная опосредствованность;
  • Взаимодействие с иными психическими процессами, например: эмоции, внимание, мышление, память и прочее.

Воля в структуре характера и её воспитание

Самовоспитание и развитие собственных волевых качеств является неотъемлемой частью самосовершенствования каждой личности, исходя из чего, необходимо разработать правила и программы по разработке самовоспитания “силы воли”.

Если силу воли рассматривать как самопроизвольное управление, то оно должно включать в себя самостимуляцию, самодетерминацию, самоконтроль и самоинициацию. Давайте рассмотрим каждое понятие более подробно.

  • Самодетерминация (мотивация)

Детерминация или, как мы привыкли говорить, мотивация – это обусловленность поведения человека, которая была побуждена определёнными факторами или причинами. В произвольном поведении человека причина действия и поступка таится в самом человеке. Именно он отвечает за реакцию организма на раздражитель. Однако, принятие решения является более сложным процессом , который охватывает больше протекающих явлений.

Мотивация - это процесс формирования намерения действовать или бездействовать. Сформированный фундамент своего поступка называется мотивом. Довольно часто, чтобы постараться понять причину действий другого человека, мы задаёмся вопросом, а какой мотив побудил человека к совершению этого поступка.

Подведя итоги всего вышеизложенного, хочется отметить, что у одного человека все составляющие волевых качеств проявляются неоднородно: одни лучше, другие хуже. Это свидетельствует о том, что воля неоднородна и в зависимости от различных жизненных ситуаций. Следовательно, можно полагать, что единственной для всех случаев силы воли нет, в обратном случае она бы проявлялась одним человеком либо крайне успешно, либо стабильно плохо.

Но это не говорит о том, что нет смысла заниматься самосовершенствованием и воспитанием своей силы воли. Следует полагать, что на пути можно встретиться с существенными трудностями, поэтому необходимо обзавестись терпением, мудростью, тактом и человеческой чуткостью.

Направленная на достижение сознательно поставленной цели с преодолением препятствий. Волевое усилие заключается в сознательной мобилизации физических, интеллектуальных и моральных сил человека.

Общая характеристика воли. Волевое поведение, таким образом, существует при наличии двух главных факторов: 1) цели, за которой, конечно, стоят различные побуждения, и 2) препятствия {преграды, барьера). Главное в волевом акте - осознание ценности цели. Углубление знаний о роли барьеров в структуре деятельности не отменяет того факта, что в волевом акте препятствие является вторичным образованием, производным от цели. П. В. Симонов выразительно подчеркивает это обстоятельство, когда пишет, что обломки скал, завалившие горную тропу, остаются не более чем грудой камней до тех пор, пока не появится нечто необходимое путнику по ту сторону обвала. Однако активность, сопряженная с преградой, может в определенных случаях «оттеснить первоначальное побуждение на второй план, и тогда мы встретимся с упрямством, с поведением, где преодоление стало самоцелью, а исходный мотив утратил свое значение и даже забыт».

Препятствие, преграда не всегда имеют внешнюю форму существования, как в приведенном примере. Существуют внутренние преграды и помехи. В качестве таковых выступают конкурирующие мотивы, различные эмоциональные состояния (страх, усталость, лень и др.). Ребенку бывает трудно преодолеть барьер стеснительности, этот же барьер может мешать юноше признаться в любви, а лень не дает человеку «начать новую жизнь». Впрочем, внешнее препятствие имеет свой внутренний эквивалент. Преодолевая внешнюю преграду (например, карабкаясь по отвесной скале), человек вместе с тем преодолевает и внутреннюю - усталость.

Воля проявляется не только в очевидной активности, хотя чаще дело обстоит именно так, но и в ее торможении. Человек с сильной волей редко проявляет повышенную эмоциональную возбудимость, импульсивность, он обычно не склонен к аффективным реакциям. Сильная воля не предрасполагает к бестактности, грубости, болтливости.

В сложном волевом акте различают три основных звена. Первое звено: постановка цели. Часто цель не просто ставится, а выбирается в условиях столкновения нескольких побуждений. Тогда происходит борьба мотивов, мысленное обсуждение, взвешивание альтернатив в диалогах с самим собой и, вероятно, с другими людьми. Так, молодой человек, почувствовав в себе устойчивый интерес к детям, предрасположенность к общению с ними, может из двух вариантов: стать, детским врачом или педагогом - избрать один из них в качестве жизненно важной цели.

Второе звено: обдумывание пути, средств достижения поставленной (избранной) цели. Тут намечаются способы преодоления трудностей, планируется состав основных действий, ведущих к достижению цели. Так, если целью стало освоение педагогической профессии, то наш молодой человек принимает решение, каким именно педагогом ему стать, какую форму освоения профессии (очную, заочную, вечернюю) и в каком вузе предпочесть.

Третье звено - исполнение принятого решения. На него приходится львиная доля волевых усилий. Здесь подготовка и сдача конкурсных экзаменов, собственно труд по освоению профессии, может быть, без отрыва от основной работы, многократное, в течение ряда лет напряжение сил. Разумеется, в составе реального волевого акта эти звенья не отделены друг от друга так строго, как в нашем изложении. Наряду со взаимопроникновением имеются и другие формы взаимодействия.

В простом волевом акте постановка цели и принятие решения совпадают, вторым звеном является исполнение решения. Устал, например, студент-заочник к концу дня, но надо все же именно сегодня выполнить контрольную работу. Этот волевой акт реализуется в течение 2 - 3 часов, а не нескольких лет. Ясно, что в структуре сложного волевого акта реализуется множество простых, хотя первый лишь ко вторым не сводится.

Интерес представляет развитие воли в филогенезе. Мы знаем, что такие психические процессы, как , эмоции, присущи и человеку, и животным. А вот мышлением и речью животные не обладают, но имеют соответствующие филогенетические предпосылки (отражение связи между предметами в ситуации зрительного поля, коммуникация). Воля же, появившаяся вместе с трудовой деятельностью, кажется лишенной таких предпосылок. П.В. Симонов указывает в связи с этим на описанный И. П. Павловым «рефлекс свободы», который проявляется в сопротивлении животного попыткам ограничить его двигательную активность.

В качестве онтогенетических предпосылок воли могут рассматриваться элементарные самостоятельные действия малышей в процессе еды, одевания, умывания, участие Дошкольников в посильных видах домашнего труда, соблюдение ими правил игры. Таким образом, уже дошкольник приобретает некоторый опыт преодоления трудностей. Он может взять на себя обязательство не приставать к родителям в магазине с просьбами о покупках. Выполнит он это обязательство или нет - не главное, важнее то, что будет происходить борьба мотивов. Произвольность же психических процессов (внимания, памяти и др.) - одно из новообразований, возникающих в младшем школьном возрасте. Она формируется под влиянием учебной деятельности. Понятно, что речь идет лишь о первых этапах волевого развития личности.

Ученых во все времена интересовала проблема воли человека. Ни одна отрасль в психологии, за исключением бихевиоризма, не отрицала наличие свободной воли. Понятие воли популярно также и в философии.

Но что такое воля? Поговорим об этом подробнее.

Что такое воля человека?

Воля - это, прежде всего, власть над самим собой, управление своими действиями, сознательная регулировка своего поведения. Это также внутренняя сила, которая способна управлять поведением.

Воля является сознательной регуляцией поведения и деятельности человека. Она направлена на то, чтобы он смог достичь определенных целей и преодолеть жизненные трудности. Воля дает возможность индивидууму ставить цели, а затем достигать поставленных задач.

Что такое сила воли?

Большинство людей считает, что они обладают хорошей силой воли, но это далеко не так. Допустим, вы решили заняться спортом, поставили для себя цель бегать по утрам. Для этого вам придется просыпаться на 20 минут раньше. Вот настало утро, прозвенел будильник и пора вставать с кровати на пробежку, но в голове появляются навязчивые мысли: «Я не выспался, на улице холодно, начну с завтрашнего дня». И вы спите себе дальше. И так каждое утро.

Сила воли - это, прежде всего, власть над самим собой, самоконтроль, осознанность. Арабская пословица гласит: «Лучший повелитель - тот, кто умеет повелевать собой». Также силу воли можно охарактеризовать как вызов для самого себя. Именно благодаря силе воли вы можете достичь поставленных целей.

Развитие силы воли

Если вы вдруг осознаете, что у вас слабая сила воли, то не стоит расстраиваться, силу воли можно развить. Представьте, что сила воли - это мышца. Чем больше ее качать - тем сильнее она будет становиться.

Нужно начинать с малого. Допустим, вы поставили себе цель выучить английский язык. Задайте себе вопрос: «Что мне нужно сделать для того, что бы начать изучать английский?». Поищите курсы английского, обучающие программы, книги, словари. После того, как вы найдете себе подходящую обучающую программу, вы будете четко знать, что нужно делать. Для начала выделите 20 минут в день для изучения: это совсем не много, у каждого человека должно быть достаточно самоконтроля, чтобы это сделать.

Если у вас, например, в конце дня остается куча важных незаконченных дел, то начинайте делать самые сложные дела с утра. В этом случае тоже можно воспользоваться правилом двадцати минут. После того, как вы решите самые сложные задачи, остальные задачи покажутся простыми, и их решение вас не затруднит.

Для развития осознанности занимайтесь медитацией. Также медитация помогает расслабиться, успокоиться. В интернете есть различные техники, выберите ту, которая вам больше всего нравится. И всегда помните: ваша жизнь в ваших руках, только вы сами можете ее изменить. Так что действуйте!

Каждый человек знает, что такое воля, но понимают это понятие до конца далеко не все. Сам по себе термин используется в современной речи достаточно часто, но смысл, который в него вкладывают, не всегда соответствует действительности. В данной статье поговорим о том, что такое воля и можно ли развить это качество в себе.

Общее понятие

Каждый человек - это личность, обладающая особым набором качеств. Некоторые из них приобретенные, другие же врожденные. Такая способность человека, как воля, связана с его мыслительной деятельностью и желаниями. У каждого индивидуума она может быть развита по-разному. Так, например, человек с сильной волей четко знает, чего он хочет, и уверенно следует к своей цели. Наоборот же, если эта способность развита слабо, сложно принимать решения и достигать целей. В жизни человека со слабой волей его судьбой управляют разные факторы и люди, только не он сам.

Сознательная саморегуляция

Рассматривая вопрос о том, что такое воля, следует обратить особое внимание на то, что эта способность является осмысленной и сознательной. Она контролируется многими отделами головного мозга и в целом зависит от психотипа человека. Учитывая выше написанное, можно сделать вывод, что полное управление своей деятельностью - это и есть воля. Есть и еще один немаловажный нюанс. Многие психологи утверждают, что обязательным условием присутствия воли является цель. Так, стремление человека к достижению определенного желания и есть проявление этой способности.

Сила воли

Достаточно часто это простое слово из четырех букв встречается в определенных словосочетаниях. Так, пожалуй, одним из самых популярных является «сила воли». Смысл слов достаточно прост. В это понятие вкладывают умение к самоубеждению. Но так ли это? Так, например, человек хочет бросить курить. Он убеждает себя в том, что эта привычка не приносит в его жизнь ничего хорошего. Затем происходят попытки не брать в руки сигареты. Если они оказываются успешными, говорят, что у человека есть сила воли. Если же такого запала хватило только на несколько часов или дней, то можно сказать, что у него ее нет. Получается, что человек не смог себя убедить? Не факт. Так, личность может быть твердо убеждена, что курить - это плохо, но при этом продолжать делать затяжку одну за другой. Поэтому умение самоубеждаться - это еще не сила воли. Так, одного желания и понимания оказывается слишком мало. Также нужно придерживаться изначального плана и не отступать от него.

Рассмотрим, что такое воля, с другой стороны. Человек ставит перед собой трудноосуществимую задачу (истинное намерение) и придерживается ее во что бы то ни стало. Именно это и есть сила воли. Кроме всего прочего, она характеризуется определенными функциями. Без них это будет всего-навсего желание и попытки его осуществить.

Основные функции

Воля - это достаточно сложное понятие в психологии. Для того чтобы его понять, следует знать, какие основные функции оно может выполнять.

  • Так, первая и самая важная функция - это побудительная. Она обеспечивает начало тех или иных действий для преодоления некоторых препятствий.
  • Вторая функция - это стабилизация. Она связана с волевыми усилиями, которые помогают поддерживать активность на определенном уровне, несмотря на помехи.
  • Третья функция называется тормозная. Ее предназначение - тормозить желания и цели, которые несовместимы с основной.

Любую ситуацию, где имеет место проявление силы воли, можно рассмотреть согласно данным функциям. Обратимся к примеру, который мы рассматривали ранее. Так, человек решил бросить курить, чтобы, например, сэкономить деньги - это побудительная функция. Представим ситуацию, что у него это получается, но тут приходит в гости друг и предлагает выкурить по одной штучке. Отказ от предложения и будет функцией стабилизации. Когда человеку вдруг придет в голову бросить эту глупую затею и начать экономить на чем-нибудь другом, сработает тормозная функция. Он еще раз все переосмыслит и решит, что не будет отступать от цели.

Черты личности

Как уже было сказано ранее, не каждый человек обладает сильной волей. Это зависит от многих факторов, в том числе и от свойств личности. Для того чтобы понять, что значит слово «воля», рассмотрим, в каких личностях она проявляется наиболее часто.

Так, волевой человек, как правило, целеустремленный, решительный, настойчивый, самостоятельный. Такая личность обладает хорошей выдержкой и дисциплиной. Эти качества очень важны для человека с сильной волей. Так, например, нерешительному индивидууму будет очень сложно принять решение и поставить перед собой цель. Настойчивость поможет ему во чтобы то ни стало придерживаться плана и не отступать от поставленной цели. Самостоятельность будет проявляться в том, что он без посторонней помощи будет осуществлять задуманное.

Древнегреческие философы

Значение слова «воля» было интересно еще древнегреческим философам. Они тщательно изучали эту способность и пытались понять ее суть. Так, например, Аристотель считал, что воля связана с разумом. В этот термин он вкладывал определенные действия и поступки человека. Аристотель считал, что воля - это истинные желания человека, то, что он хочет больше всего. Они не связаны с потребностями, а возникают только в результате размышлений. Платон, в свою очередь, связывал волю с душой. Ведь именно внутренний мир человека, его сознание может контролировать желания. Только душа определяет и пробуждает активность человека и желание действовать.

Воля и Библия

Мало кто задумывается о том, что именно в Библии можно найти множество информации касательно слова «воля». Так, это способность Бога делать и желать все, что Он хочет. Именно по воле Господа происходят многие события, описанные в Библии. Бог - проявление высшего разума. Именно Он наделен властью и могуществом делать все, что Ему хочется. Так, становится понятным, что воля - это истинные желания и путь к их осуществлению. Поскольку человек создан по образу и подобию Бога, он также наделен этой способностью.

Можно ли тренировать волю?

Если кому-то нравится думать, что его жизнью управляет кто-то другой, то такому человеку вряд ли будет интересно узнать, что волю можно тренировать. Как бы это ни звучало парадоксально, но на самом деле человек - творение Бога, и он сам вправе управлять своей жизнью и судьбой. Но для того чтобы избежать ответственности, некоторые люди подсознательно не хотят признавать это. Они перекладывают обязанности на других людей и живут не по своей воле, а по воле случая. На самом деле это достаточно удобная позиция, ведь потом, в случае неудачи, можно обвинить любого, только не себя.

Волю можно и нужно тренировать, ведь по своей сути данная способность - это свобода. Когда человек управляет своей жизнью, перед ним нет невыполнимых задач. Он абсолютно свободен делать то, чего хочет на самом деле. Такая важная способность, как сила воли, может значительно облегчить человеку жизнь, сделать ее насыщеннее и колоритнее.

Самосовершенствование

Многие ученые на вопрос о том, что означает слово «воля», отвечают так: это способность, которая помогает человеку привести его жизнь в порядок. И на самом деле постановка целей и получение результатов - это весьма важно. Для того чтобы развить силу воли, необходимо тренировать те качества личности, о которых мы упоминали ранее. Так, человеку следует стать более решительным, самостоятельным, настойчивым. Еще одна важная деталь - это организованность. Для начала необходимо дисциплинировать себя. Постарайтесь организовать свой день так, чтобы выполнять определенные действия в одно и то же время. Например, завтракайте каждый день ровно в 8 утра.

Еще один синоним к слову "воля" - это "целеустремленность". Постарайтесь ставить перед собой небольшие задачи и выполнять их в четкие сроки. Немаловажно обратить внимание и на сиюминутные желания. Это главные враги силы воли. Когда возникает какое-либо желание, для начала его необходимо проанализировать. Так, например, вам захотелось кусочек шоколада. Проанализируйте, насколько он вам необходим именно сейчас. Поставьте перед собой цель съесть его ровно через час. Нужно убедить себя в том, что ваш разум контролирует ваше тело, а не наоборот.

Таким способом нужно постараться дисциплинировать себя во многих вещах. Сила воли - это на самом деле способность человека контролировать свои мысли и желания с учетом основной и главной задачи. Если вы каждый раз будете останавливаться и задумываться о необходимости того или иного действия, то уже спустя месяц вы заметите, что поставить перед собой задачу и выполнить ее вам будет гораздо легче.

Так маленькими усилиями и формируется сила воли. Немаловажно помнить и о том, что чем лучше будет мотивация, тем легче будет выполнять те или иные задачи. Люди, у которых эта способность хорошо развита, более успешны. Они умеют планировать свое время и идут к цели маленькими, но уверенными шагами.

Вера в собственные силы, самодисциплина, проявление решительности, мужества, терпения – оказывается у воли так много названий. Но в зависимости от сложившихся обстоятельств, ситуации она приобретает иной облик. Воля – это одно из наиболее сложных явлений в современной психологии. Это некая внутренняя сила, способная управлять вашими решениями, поступками, а, вследствие этого, и результатами действий. Именно благодаря волевому характеру способна не только ставить перед собой, невыполнимые на первый взгляд, цели, но и достигать их, преодолевая какие-либо препятствия на пути к этому.

Виды воли в психологии

Различают три наиболее распространенных вида этого важного компонента человеческой психики:

  1. Свободная воля именуется иными словами как духовная свобода. Именно эта свобода решений и поступков свойственна глубоко верующим личностям. Для примера стоит вспомнить, как живут монахи. Они с легкостью отказываются от материальных благ и живут «не по плоти, а по духу».
  2. Воля, называемая естественной, проявляется в свободе выбора, мышления, взглядов, суждений, поведения человека.
  3. И последний вид – это вынужденная воля, характеризующаяся навязанным решением. В данном случае вы вынуждены осуществлять свой выбор по необходимости в связи с определенными сложившимися обстоятельствами.
Развитие воли

В психологии развитие воли у человека относят, в первую очередь, к основным отличительным от поведения других живых существ, признакам. Принято считать, что это сознательное качество (то есть человеку свойственно контролировать проявление воли в своем поведении) возникло вместе с появлением социума, общественного труда. Воля связана с эмоциональными и познавательными процессами в человеческой психике.

Важно отметить, что она проявляет две функции:

  • побудительную
  • тормозную.

Именно своей активностью мы обеспечиваем функционирование первой, а тормозная выступает в единстве с предыдущей и проявляется в виде сдерживания тех проявлений активности, то есть поступков, что противоречат нормам морали, общества. Благодаря взаимодействию двух функций, человеку удается развивать в себе волевые качества, преодолевать препятствия на пути к достижению желаемого.

Если жизненные условия личности с самого детства были неблагоприятными, мала вероятность, что в ней будут развиты заветные волевые качества. Но решительность, настойчивость, дисциплинированность, мужество и т.п. можно всегда развить. Для этого главное, занимаясь различными видами деятельности, преодолевать как внешние, так и внутренние препятствия.