Святополк-мирские.

Князь Дми́трий Петро́вич Святопо́лк-Ми́рский , D. S. Mirsky , после возвращения в СССР — Д. Мирский (28 августа , имение Гиёвка — , ОЛП «Инвалидный», близ ) — русский , писал по-русски и по-английски.

Биография

Происхождение

В 1911 году выпустил сборник «Стихотворения. 1906—1910», демонстрирующий начитанность автора в мировой и русской поэзии, стилистически близкий «неоклассическим» устремлениям постсимволистского поколения (особенно , чьё творчество Мирский чтил и пропагандировал в 1920—1930-х годах; однако, как отметил , «не включил в свою антологию ни одной его строки». Святополк-Мирский писал о Комаровском: «Прекрасный поэт, близкий к символистам и Анненскому, которым я поступился очень нехотя, — гр. Василий Комаровский, поэт, конечно, несвоевременный, но сулящий большие радости тому, кто его откроет» ). в рецензии (« ») отметил «отточенные и полнозвучные строфы», но в целом отнёс стихи Святополк-Мирского к «любительским».

В том же 1911 году Мирский был призван в армию, служил в 4-м лейб-гвардии стрелковом полку (квартировал в , свёл личное знакомство с Комаровским и Гумилёвым), (1912), с 1913 года в отставке, вновь учился в по отделению классической филологии, участвовал в Обществе свободной эстетики, где познакомился с писателями и критиками из круга : , ; Святополк-Мирский был членом . Написал статью о русского стиха (утрачена в Гражданскую войну).

Первая мировая война, белое движение и эмиграция

Летом 1914 года был мобилизован, участвовал в (ранен в 1916-м, ссылался за антивоенные высказывания на Кавказ) и в на стороне ; временно был начальником штаба 1-й пехотной дивизии . С 1920 года — в , сначала в , затем в . С 1921 по 1932 годы жил в (часто наезжая в ), читал курс в . Издал несколько русской поэзии и ряд книг и статей о русской литературе на английском языке; защитил магистерскую диссертацию о Пушкине («Pushkin»; L.-N.Y., 1926). В этот период был ценителем и пропагандистом русского . Посещал литературные салоны Великобритании, печатался в журнале « » выходившем под руководством , испытал влияние .

Возвращение в СССР

К концу 1920-х Святополк-Мирский заметно переходит на позиции. В 1928 году посетил в . Его соратник по евразийству в 1929 году написал, что Мирский, «став марксистом… внезапно обездарился и сделался совершенно неинтересен». В 1931 году вступил в (выступив на сей счёт с рядом публицистических статей в английской и французской прессе).

В 1932 году при содействии Горького переехал в .

В СССР опубликовал ряд статей по теории и истории русской и западной литературы, о современной западной литературе (особенно английской: популяризировал Элиота, и др.). Публикации Мирского марксистского периода носили на себе печать , хотя в эстетических оценках нередко оригинальны и точны, а также играли заметную культурно-просветительскую роль в СССР. Книга «Интеллидженсия» (1934) констатирует полевение английских писателей и клеймит аполитичных интеллектуалов. В коллективной книге советских писателей « » (1934), посвящённой строительству

Петр Дмитриевич Святополк-Мирский - российский государственный деятель, генерал-адъютант. Родился в 1857 году. Учился в Пажеском корпусе; начал службу в лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка. Участвовал в войне 1877-1878 годов. Окончил курс в Николаевской академии Генерального штаба. Командовал дивизией, был губернатором в Пензе и Екатеринославе. В 1900 году назначен товарищем министра внутренних дел и командиром отдельного корпуса жандармов, в 1902 году - генерал-губернатором трех литовских губерний: Виленской, Ковенской и Гродненской. А 26 августа 1904 года - министром внутренних дел. В этом назначении видели прекращение грубой реакции эпохи В.К. Плеве. «Лично (такой характеристикой приветствовало его «Освобождение») по общему отзыву Святополк-Мирский добрый человек, почти никому и ничем с политической стороны не известный.

Он не одобрял речи 17 января 1895 года о бессмысленных мечтаниях». В органах крайних левых партий, «Искре» и «Революционной России» министерство Святополка-Мирского называли министерством приятных улыбок. 16 сентября, при представлении ему чинов министерства, Святополк-Мирский произнес речь, в которой обещал в основу своей деятельности положить «искренно благожелательное и искренно доверчивое отношение к общественным и сословным учреждениям и к населению вообще». «Лишь при этих условиях, - говорил он, - можно получить взаимное доверие, без которого невозможно ожидать прочного успеха в деле устроения государства». Эта речь дала повод называть эпоху управления министерством внутренних дел Святополка-Мирского «эпохой доверия», а также «весной русской жизни». Грубые репрессии прекратились; многие административно высланные люди были возвращены, с них было снято запрещение общественной деятельности. Амнистия, дарованная 12 августа (по поводу рождения наследника), была истолкована довольно широко. Политические аресты производились реже. Шедшие из Санкт-Петербурга веяния отличались крайней непоследовательностью. Земским деятелям разрешено было устроить съезд, но затем это разрешение было взято назад, а когда запрещенный съезд все-таки собрался, причем совершенно открыто, то против него ничего предпринято не было. 28 ноября на улицах Петербурга была устроена демонстрация, но она была подавлена с ничуть не меньшей свирепостью, чем при Плеве, и Святополк-Мирский не принял против этого никаких мер. Сам он в бесчисленных интервью намечал свою программу крайне неопределенно.

Он - «друг прогресса и свободы», поскольку они не противоречат основам существующего в России государственного строя; он - сторонник веротерпимости в тех же границах; он - друг евреев, но боится, что они захватят слишком большую силу, если им дать полную равноправность и т.д. Тем не менее управление Святополком-Мирским облегчило развитие освободительного движения. Отсюда ненависть реакционных элементов к нему. С начала января 1905 года он уже фактически не имел никакой власти, хотя еще числился министром. Накануне 9 января 1905 года в Петербурге ожидалось страшное кровопролитие.

К Святополку-Мирскому явилась депутация от петербургских литераторов, чтобы просить его добиться отмены некоторых военных мер, а он отказался их принять. Девять из десяти депутатов были арестованы, по всей вероятности, помимо желания Святополка-Мирского, на котором, однако, лежит политическая ответственность за этот арест. События 9 января и следующих дней тоже имели место помимо его воли. 18 января 1905 года Святополк-Мирский был уволен с должности министра внутренних дел, с оставлением в звании генерал-адъютанта.

Д.П. Святополк-Мирский

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

с древнейших времен по 1925 год

Дмитрий Петрович Святополк-Мирский (Д. П. Мирский)

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ с древнейших времен по 1925

год / Пер. с англ. Р. Зерновой. – 2-е изд. – Новосибирск: Изд-во

«Свиньин и сыновья», 2006. – 872 с.

А. Бирюков, предисловие, 2005

© Р. Зернова, перевод, 2005

© Г. Прашкевич, послесловие, 2005

© Изд-во «Свиньин и сыновья», оформление, 2006

ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА

«История русской литературы», написанная Д. П. Святополк-Мирским,

«красным князем», как называли его в России, давно получила мировое

признание. Книга переведена на все основные европейские языки

неоднократно переиздавалась), на все… кроме русского. Дело в том, что

«История русской литературы» изначально была написана на английском и

предназначалась для читателей зарубежья. И только в начале 90-х появился

русский перевод. Парадокс, не правла ли? Книга, целиком посвященная

русской литературе, написана русским писателем, переводит ее… на русский

язык… русская переводчица и прозаик Руфь Александровна Зернова. Под

этим псевдонимом долгие годы публиковалась Руфь Александровна Зевина.

Она родилась в 1919 году в Одессе, училась на филфаке Ленинградского

университета. Муж Р. А. Зерновой Илья Захарович Серман преподавал

литературу, защитил докторскую по русской поэзии XVIII века. Сама Руфь

Александровна всегда стремилась именно к литературе. К сожалению,

лучшие годы ее жизни пришлись на самые роковые годы в истории России. В

предисловии к единственной пока в России авторской книге Р. А. Зерновой

«Свет и тени» поражает список профессий, или, скажем так, занятий автора:

вначале студентка ЛГУ, затем переводчица в Испании во время гражданской

войны и вдруг после всего этого – лесоруб, землекоп, учительница. Кстати, в

рассказах указанной выше книжки смутно угадывались лагерные реалии. Да

так оно и было: пройдя сталинские лагеря, Руфь Александровна все же

выжила. После всех мытарств вместе с мужем она уехала в Израиль. В

Израиле и был выполнен перевод знаменитой книги Д. П. Святополк-

Мирского. В 1992 году небольшие тиражи русского перевода были выпущены

лондонским издательством Overseas Publications Interchange Ltd в Лондоне и

писатель и журналист Александр Михайлович Бирюков, не одно десятилетие

своей жизни отдавший выяснению судеб своих соотечественников, погибших

на далекой Колыме в годы репрессий. С разрешения Р. Зерновой он переиздал

книгу в 2001 г. в Магадане за счет благотворительного фонда «Омолон» уже

тиражом в 600 экземпляров. А в 2005 году издательство «Свиньин и сыновья»

(Новосибирск) выпустило книгу Святополк-Мирского в переводе Руфи

Зерновой и с благословения А. М. Бирюкова для более широкого круга

читателей. Весь тираж (1000 экземпляров) разошелся мгновенно. Мы очень

надеялись, что Александр Михайлович Бирюков сам напишет предисловие к

новому изданию знаменитой книги, но, к сожалению, осенью 2005 года его не

стало. А еще раньше, в 2004 году, ушла из жизни Руфь Александровна

Зернова. Их роль в появлении в России замечательной книги Святополк-

Мирского просто неоценима. Книга написана простым и ясным языком,

блистательно переведена, и недаром скупой на похвалы В. Набоков считал ее

лучшей историей русской литературы на любом языке, включая русский.

Александр Бирюков. КНЯЗЬ И ПРОЛЕТАРСКИЙ ПИСАТЕЛЬ (Что

влекло Горького к Святополк-Мирскому?)

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО СМЕРТИ ДОСТОЕВСКОГО

Глава I. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (XI–XVII вв.)

1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК

2. ЛИТЕРАТУРНАЯ СИТУАЦИЯ

3. ОБЗОР ПЕРЕВОДНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

4. КИЕВСКИЙ ПЕРИОД

5. ЛЕТОПИСИ

6. ПОХОД ИГОРЯ И ЕГО БРАТЬЕВ

7. МЕЖДУ КИЕВОМ И МОСКВОЙ

8. МОСКОВСКИЙ ПЕРИОД

9. МОСКОВСКИЕ ПОВЕСТИ

10. НАЧАЛО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

11. КОНЕЦ СТАРОЙ МОСКОВИИ: АВВАКУМ

Глава II. КОНЕЦ ДРЕВНЕЙ РУСИ

1. ВОЗРОЖДЕНИЕ ЮГО-ЗАПАДА

2. ПЕРЕХОДНОЕ ВРЕМЯ В МОСКВЕ И ПЕТЕРБУРГЕ

3. ПЕРВЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ СТИХИ

5. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА И КНИЖКИ ДЛЯ НАРОДА

Глава III. ЭПОХА КЛАССИЦИЗМА

1. КАНТЕМИР И ТРЕДИАКОВСКИЙ

2. ЛОМОНОСОВ

3. ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНАЯ И ЛИРИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ

ПОСЛЕ ЛОМОНОСОВА

4. ДЕРЖАВИН

6. ПРОЗА XVIII ВЕКА

7. КАРАМЗИН

8. СОВРЕМЕННИКИ КАРАМЗИНА

Глава IV. ЗОЛОТОЙ ВЕК ПОЭЗИИ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

2. ЖУКОВСКИЙ

3. ДРУГИЕ ПОЭТЫ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ

5. МАЛЫЕ ПОЭТЫ

6. БАРАТЫНСКИЙ

8. ПОЭТЫ-МЕТАФИЗИКИ

10. ГРИБОЕДОВ

11. ПРОЗА ПОЭТОВ

12. РАЗВИТИЕ РОМАНА

13. ПРОЗА ПУШКИНА

14. РАЗВИТИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ

Глава V. ЭПОХА ГОГОЛЯ

1. УПАДОК ПОЭЗИИ

2. КОЛЬЦОВ

4. ЛЕРМОНТОВ

5. ПОЭЗИЯ РЕФЛЕКСИИ

7. РОМАНИСТЫ ТРИДЦАТЫХ ГОДОВ XIX ВЕКА

9. ПРОЗА ЛЕРМОНТОВА

10. ПЕРВЫЕ НАТУРАЛИСТЫ

11. ПЕТЕРБУРГСКИЕ ЖУРНАЛИСТЫ

12. МОСКОВСКИЕ КРУЖКИ

13. СЛАВЯНОФИЛЫ

14. БЕЛИНСКИЙ

Глава VI. ЭПОХА РЕАЛИЗМА: РОМАНИСТЫ (I)

1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО

РЕАЛИСТИЧЕСКОГО РОМАНА

2. РАННИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

ДОСТОЕВСКОГО

3. АКСАКОВ

4. ГОНЧАРОВ

5. ТУРГЕНЕВ

7. ПИСЕМСКИЙ

8. ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ РОМАН

Глава VII. ЭПОХА РЕАЛИЗМА: ЖУРНАЛИСТЫ, ПОЭТЫ,

ДРАМАТУРГИ

1. КРИТИКА ПОСЛЕ БЕЛИНСКОГО

2. АПОЛЛОН ГРИГОРЬЕВ

4. ВОЖДИ РАДИКАЛОВ

5. СЛАВЯНОФИЛЫ И НАЦИОНАЛИСТЫ

6. ПОЭТЫ-ЭКЛЕКТИКИ

7. АЛЕКСЕЙ ТОЛСТОЙ

9. ПОЭТЫ-РЕАЛИСТЫ

10. НЕКРАСОВ

11. ПОЛНЫЙ УПАДОК ПОЭЗИИ

12. ДРАМАТУРГИЯ, ОБЩИЙ ОБЗОР; ТУРГЕНЕВ

13. ОСТРОВСКИЙ

14. СУХОВО-КОБЫЛИН, ПИСЕМСКИЙ И МАЛЫЕ ДРАМАТУРГИ

15. КОСТЮМНАЯ ДРАМА

Глава VIII. ЭПОХА РЕАЛИЗМА: РОМАНИСТЫ (II)

1. ТОЛСТОЙ (ДО 1880 Г.)

2. ДОСТОЕВСКИЙ (ПОСЛЕ 1849 Г.)

3. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

4. УПАДОК РОМАНА В 60-Е И 70-Е ГОДЫ

5. БЕЛЛЕТРИСТЫ-РАЗНОЧИНЦЫ

СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. КОНЕЦ ВЕЛИКОЙ ЭПОХИ

2. ТОЛСТОЙ ПОСЛЕ 1880 Г.

4. ПОЭЗИЯ: СЛУЧЕВСКИЙ

5. ЛИДЕРЫ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ: МИХАЙЛОВСКИЙ

6. КОНСЕРВАТОРЫ

7. КОНСТАНТИН ЛЕОНТЬЕВ

1. ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ ГОДЫ И НАЧАЛО ДЕВЯНОСТЫХ

3. ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ПРОЗАИКИ

4. ЭМИГРАНТЫ

5. КОРОЛЕНКО

6. АДВОКАТЫ-ЛИТЕРАТОРЫ

8. ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ

Промежуточная глава I

Первая революция (1905)

1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОЗА ПОСЛЕ ЧЕХОВА

2. МАКСИМ ГОРЬКИЙ

3. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА «ЗНАНИЯ»

6. ЛЕОНИД АНДРЕЕВ

7. АРЦЫБАШЕВ

8. СЕРГЕЕВ-ЦЕНСКИЙ

9. ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ПРОЗАИКИ

10. ВНЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ГРУППИРОВОК

11. ФЕЛЬЕТОНИСТЫ И ЮМОРИСТЫ

1. НОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ ДЕВЯНОСТЫХ ГОДОВ

2. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ: БЕНУА

3. МЕРЕЖКОВСКИЙ

4. РОЗАНОВ

6. ДРУГИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ФИЛОСОФЫ

7. «ВЕХИ» И ПОСЛЕ «ВЕХ»

1. СИМВОЛИСТЫ

2. БАЛЬМОНТ

4. ПОЭТЫ-МЕТАФИЗИКИ: ЗИНАИДА ГИППИУС

5. СОЛОГУБ

6. АННЕНСКИЙ

7. ВЯЧЕСЛАВ ИВАНОВ

Чертов мост, или Моя жизнь как пылинка Истории: (записки неунывающего) Симуков Алексей Дмитриевич

Д. П. Святополк-Мирский. Всеобщий морок

Уже после смерти Сталина, при Хрущеве, когда началась великая кампания по реабилитации и возвращению заключенных из лагерей, мне в Союзе писателей поручили отрецензировать пьесу одного несчастного, который сидел по обвинению в подготовке покушения на жизнь нашего вождя. Мы разговорились, и он рассказал мне свою историю…

После погромов 1904–1905 годов его мать получила от своих родственников из Южной Америки знаменитую «шиффс-карту» (пароходный билет) и со всей семьей переехала в Бразилию, в Рио-де-Жанейро. Как говорил мой собеседник, он подрос и, следуя примеру своих братьев по классу, примкнул к рабочему движению. Его задерживала полиция раз, другой, а затем он был приглашен к начальнику полиции Рио-де-Жанейро. Тот предложил ему посмотреть в окно и сказать, что он там видит.

Синее-синее, чудесное небо, - ответил ему задержанный.

Так вот, - сказал начальник полиции, - давай договоримся. Или ты прекратишь свои политические штучки и до окончания дней своих будешь иметь над головой это чудесное синее небо - или… у нас будет другой разговор.

И они расстались.

Так как мой новый знакомый не внял совету начальника полиции, вскоре последовала резолюция: депортировать такого-то на его социалистическую родину, пусть любуется на свое небо, поскольку там его революционный склад ума найдет лучшее применение. Так и сделали - выслали его в СССР. В Москве он получил место на радио и работал в редакции, вещавшей на Южную Америку до того момента, когда, как вы уже догадались, его посадили за решетку.

Он получил десять лет лагерей и там, на Колыме, встретил «красного князя» Дмитрия Петровича Святополк-Мирского, сына министра внутренних дел при Николае II, бывшего эмигранта. Находясь в Англии, князь Святополк-Мирский славился своими симпатиями к Советскому Союзу, был частым гостем на светских раутах, которые устраивал советский посол в Лондоне. А. М. Горький уговорил его вернуться на Родину, что он, к несчастью для себя, и сделал, став известным у нас, как критик Мирский.

Князь все время писал письма Сталину, Ворошилову, Калинину, но не получал ответа. Наконец его вызвал начальник лагеря и, показав все письма, так и не покинувшие лагеря, выбросил их в печку. Убедившись, что о правах человека, а тем более заключенного, в СССР существуют свои понятия, не сходные с убеждениями, которые исповедовал князь, он обиделся, перешел на французский язык и прекратил сидеть. Он только стоял и лежал. Надо полагать, что протест, выраженный таким способом, не облегчил его участи. И он скоро умер.

Мог погибнуть и мой рассказчик, так как в лагере на него натравили власовцев и уголовников, но, к счастью, за него вступилась русская женщина, близкая к кухне, и кое-как его отстояла. Он выжил. В 1961 году он написал пьесу о неграх в Бразилии, восставших и организовавших где-то в болотах свою республику, презрев рабство. Попытки выкурить их оттуда плантаторам не удавались, пока в ход не были пущены змеи - жакараки, которые - только они! - погубили свободу. Негры вышли из болот. Республика кончилась. Дальнейшей судьбы новоявленного драматурга я не знаю, а вот имя князя Святополка-Мирского вновь всплыло в рассказе моей знакомой, драматурга Аллы Борозиной.

В то время, в 1935–1937 гг., Алла Борозина была молодой, красивой женщиной и водила компанию с рядом литераторов - со Стеничем, блестящим переводчиком с английского Дос Пассоса и других американских авторов и столь же блестящим молодым человеком, советским денди, с Юрием Олешей, Михаилом Светловым и Святополк-Мирским, который в этом обществе был самым старшим, самым сдержанным.

Как-то были они в одной компании. Олеша и Стенич скоро ушли домой. Нелегкая задача: кто последний останется с Аллой, чтобы проводить ее. Никто - ни Мирский, ни Светлов не хотели уступить этого права. Поехали провожать Аллу вдвоем. Уже доехав, выходя из машины, князь неожиданно обратился к Алле:

Аллочка, у меня к вам просьба.

Поцелуйте меня.

Это было сказано с такой силой, с такой внутренней напряженностью, что всем стало не по себе. Очевидно, долго скрываемое чувство вдруг прорвалось у князя.

Ну, вот еще! Чего ради? - с обычной строптивостью отозвалась Алла.

Да ладно! Поцелуй, убудет тебя, что ли? - небрежно обронил Светлов.

Не хочу! - безжалостно отрезала Алла.

Святополк-Мирский тяжело вздохнул и, втянув голову в плечи, как будто потухнув, пошел прочь. В ту ночь его взяли.

Всю свою жизнь Алла не могла простить себе этого. Он будто хотел попрощаться с ней - навек. Потом взяли Стенича, потом - мужа Аллы.

Дикость, непредсказуемость того времени, когда жизнь человека зависела порой от чистой случайности, хорошо иллюстрирует эпизод, рассказанный мне сценаристом И. Менджерицким. Одна знакомая их семьи, жена сербского революционера, жившего в доме Коминтерна, рядом с Манежем, возвращалась откуда-то поздно, часа в два ночи. Войдя в вестибюль, она увидела молодого человека из соответствующего ведомства со списком в руках и дворника, видимо, понятого. Увидев ее, молодой человек предложил ей быть понятой, ибо по закону их полагается двое. Случайно взглянув на список, который молодой человек держал в руках, она с ужасом первой увидела свою фамилию. Она сказала, что не может быть понятой, и указала причину. Он посмотрел на список, потом на часы и… вычеркнул ее фамилию.

Идемте! - сказал он. - Время позднее.

И они пошли.

Вот так это бывало.

Когда нам случалось быть вместе с Юрой Каравкиным, первым мужем моей сестры, мы частенько задавали себе этот вопрос. И у него и у меня взяли братьев, мы скрывали это от властей, наивно полагая, что органы ни о чем не догадываются. Но если они знали, то почему мы оставались на свободе? Меч висел над нами, каждую минуту он мог опуститься, а мы жили нормальной жизнью, работали, встречались с друзьями, веселились… Почему мы не рвали на себе одежд, почему я не вспоминал каждую минуту о своем несчастье? Уменьшилась моя любовь к брату? Моя вера в его полную невиновность? Нет, ни в коем случае. Тогда что же? Я принял его арест как данность - и все? Ведь лезвие и на меня могло опуститься в любую минуту!

Сейчас, в весьма зрелом возрасте, я часто об этом думаю. Или постепенно сложилось такое общество, которое - страшно даже произносить это слово - привыкло к тому, что каждую ночь то одного, то другого из нас «берут»? Утром мы обменивались этими новостями, потом смыкали ряды и продолжали жить дальше? Кому-нибудь приходило в голову, что так жить нельзя, так жить позорно? Кто-нибудь из нас сделал попытку покончить с тираном?

Я помню, самое большее, на что я мог решиться летом 1937 году в Малаховке, это зайти в лес погуще и громко крикнуть: «Я больше так не могу!»

Приходишь к весьма грустным, весьма нелестным для нашего общества в целом выводам. То, что я тогда легко, искренне писал и мой юмор, такой органичный, - что это? Голос народа или мои личные игры, которые приносили удовлетворение только мне? А как же мой успех у зрителя? Может быть, мои пьесы помогали хоть на минуту забыть эти невеселые думы? А многие и не знали или делали вид, что не знали.

Эти вопросы мучают меня до сих пор. Нелегко делать такие выводы. Но слишком легко мы поддались злой воле человека, который совершил, если хотите, грандиозный эксперимент: один перевернул огромный пласт, по существу, создал новое общество трусов, рабов, со стойкими традициями, переходящими из поколения в поколения, то есть совершил физические и психические изменения целого народа. Или народ был готов к этому по своей природной сути? Проклятый, трижды проклятый вопрос…

Из книги Нечаев: Созидатель разрушения автора Лурье Феликс Моисеевич

КРАСАВЧИК МИРСКИЙ Все перемещения арестантов в Секретный дом Алексеевского равелина и из него производились по воле монарха и сопровождались обязательными донесениями на высочайшее имя. Поэтому комендант Петропавловской крепости генерал-адъютант, барон Е. И. Майдель 28

Из книги Лубянка - Экибастуз. Лагерные записки автора Панин Дмитрий Михайлович

Князь Святополк-Мирский Случай слегка загладить свое поведение представился мне уже через сутки. Вечером в нашу переполненную камеру, когда стемнело, а свет не зажгли - видно, была какая-то неисправность, - втолкнули всё же еще человек пять. Только что приехал этап из

Из книги Фридрих II Гогенштауфен автора Вис Эрнст В.

Майнцский всеобщий мир 1235 года 15 августа 1235 года Фридрих провел блестящее мероприятие: рейхстаг в Майнце, где объявил мир по всей империи.Еще были свежи воспоминания об императорском придворном совете Фридриха Барбароссы в Майнце в 1184 году. Там император праздновал

Из книги Цезарь автора Этьен Робер

Из книги Цезарь [С иллюстрациями] автора Этьен Робер

КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ ВСЕОБЩИЙ ОТЕЦ Итак, мы видим Юлия Цезаря на вершине славы: титул Отца Отечества дал ему власть над всеми подданными, которые должны были почитать его как отца, а он в то же время являлся их Спасителем.Силой Гения Цезаря, хранящего его от рождения, он смог

Из книги Повести моей жизни. Том 2 автора Морозов Николай Александрович

5. Мирский Небольшой мороз наступил внезапно в Петербурге после долгой оттепели. Он украсил серебристыми иглами деревья Летнего сада, превратив все их ветки в пушистые белые лапки. Я шел среди этого серебристого тумана в главной аллее по направлению от заиндевевшей

Из книги Пушкин и 113 женщин поэта. Все любовные связи великого повесы автора Щеголев Павел Елисеевич

Святополк-Четвертинская Надежда Борисовна Надежда Борисовна Святополк-Четвертинская (1812–1909), дочь Надежды Федоровны Святополк-Четвертинской, ур. кн. Гагариной - сестры В. Ф. Вяземской, Л. Ф. Полуектовой и шталмейстера, заведующего Московским конюшенным двором

Из книги Эвита. Подлинная жизнь Эвы Перон автора Райнер Сильвен

Часть вторая Морок над Буэнос-Айресом 1 В 1940 году именно в Аргентине действует самая сильная немецкая организация Южной Америки. Тридцать тысяч немецких листовок распространяется в Буэнос-Айресе каждый день. Есть немецкая торговая палата, немецкая больница, молодежные

Из книги Млечный Путь, 2012 № 02 (2) автора Ипатова Наталия

Из книги 10 автомобилей, которые перевернули мир автора Медведев Михаил

Глава 5 Volkswagen Beetle – всеобщий кумир В эти минуты лорд Рутс казался воплощением английской чопорности. Поджав губу и кажется брезгуя даже взглянуть на неказистый автомобильчик, стоявший перед ним, первый человек британской автоиндустрии всем своим видом выказывал

Дмитрий Петрович Святополк-Мирский (1880–1939) начал свою карьеру в царской России, известность приобрел в эмиграции, оставил след в литературной и политической жизни Англии, а завершил свой путь в сталинской России.

Уникальностью своей человеческой и творческой судьбы князь Дмитрий Мирский обязан и эпохе, и своеобразию таланта, и особенностям характера. Войти в культуру и, в частности, в университетскую среду Англии ему позволило полученное в семье «англофильское» воспитание, подобное тому, которое получил и В. Набоков. «Святополк-Мирскийотец представлял собой редкое явление: он был либеральным министром внутренних дел в царском правительстве. Благодаря своему здравому смыслу, открытости и смелости он завоевал значительный авторитет в тот период, который дал России ее представительную Государственную Думу» - писал Бернард Пэрс, один из англичан, гостивших в имении отца князя Дмитрия.

По материнской линии князь Святополк-Мирский состоял в родстве с князем А. Бобринским, незаконным сыном Екатерины II и графа Григория Орлова. Английское воспитание было семейной традицией у Бобринских. Брат матери В. Бобринский получил образование в английской частной школе, а затем в университете Эдинбурга. Он часто бывал в Англии и говорил на безупречном английском. Дмитрий Мирский еще в детстве побывал с матерью в Англии, на английском он общался и с нею, и со своей английской гувернанткой. Возможно, от матери он унаследовал не только любовь к Англии, но и свой литературный талант. В 1906-1908 годах Д. Святополк-Мирский учился в Первом лицее Санкт-Петербурга, а затем поступил в Петербургский университет, где в течение первых трех лет учился на отделении китайского и японского языков. Его преподавателями были знаменитые востоковеды В. Бартольд, В. Алексеев, И. Бодуэн де Куртене. Образование свое Мирский, как и другие обеспеченные студенты, расширял во время поездок в Европу. В 1911 году он опубликовал первый и единственый поэтический сборник8. В книге представлены жанры античной элегии и оды, японские пятистишия (раздел «Танки»), подражание буддийской молитве. Здесь нашли отражение интересы будущего идеолога евразийства. Предсказанием этого направления мысли является стихотворение «Азия», в котором Д. Святополк-Мирский размышляет о Востоке и Западе, об истоках культуры человечества, о «старости» европейской культуры и возможном пробуждении Востока в грядущем столетии: И помни, Азия, о благодатной цели, Качая новый век в железной колыбели.

В 1911 году Д. Святополк-Мирский был призван на военную службу и получил офицерское звание. Когда началась Первая мировая война, Мирский принял участие в военных операциях на восточном фронте. За свои антивоенные высказывания в августе 1916-го он был сослан на Кавказ. Октябрьскую революцию он не принял и вступил в формирования Белой армии в Севастополе. Во время гражданской войны он воевал в деникинской армии и вместе с ней эмигрировал в Европу с юга России через Константинополь. Затем он отправился в Афины, куда эмигрировала вместе с частью царского двора его мать. В Афинах Д. Святополк-Мирский написал и отправил в Англию свои первые очерки о русской литературе, которые были опубликованы в журнале «The London Mercury» в виде серии статей под названием «Русские письма». В 1922 году он переехал в Лондон, где с помощью Бэринга и Пэрса получил место профессора в институте славянских исследований Королевского колледжа Лондонского университета. Годы эмиграции Мирского прошли в основном в Англии (1922-1932). Пэрс вспоминал о начале деятельности Д. Мирского в Англии: «После революции я устроил Дмитрия, ставшего эмигрантом, читать лекции по русской литературе и критике в Лондонском университете. Я помнил то впечатление, которое произвела на меня его горячность и блестящая аргументация при отстаивании своих убеждений в споре по литературным вопросам. На кафедре он делал гораздо больше того, что от него требовали обязанности. Вместе с нами раз в неделю он читал курс открытых лекций и на их основе написал первоклассную историю русской литературы от древних времен до современности, а также исследование о Пушкине.

Литературная критика всегда процветала в России, и Мирский продемонстрировал нам в этой области такой уровень, какого никогда не достигали специалисты в Англии. У него был поразительный запас разнообразных и живых знаний, которые быстро и легко извлекались при случае на свет; он обладал потрясающей памятью, а его стиль, когда он говорил по-английски, заставлял меня порой застывать от удивления посреди улицы. В английском языке он шел на самые смелые эксперименты - и всегда выходил из них с успехом». В Англии Д. Мирский удивительно много писал. В 1923 году он опубликовал статью о Пушкине для университетского журнала «Slavonic Review». Вскоре эта статья выросла в магистерскую диссертацию, которую он защитил в 1924 году. Через два года на основе диссертации он выпустил книгу «Pushkin». В предисловии к одному из переизданий этой книги она оценивается как лучшее введение в творчество Пушкина на английском языке. В 1925 году он опубликовал популярную книгу о современной русской литературе «Modern Russian Literature». В следующем, 1926 году - книгу о новейшей русской литературе, а еще через год историю русской литературы с древнейших времен до 1881 года. Эти публикации обеспечили Д. Мирскому положение ведущего историка русской литературы в Англии и в русском зарубежье. Впоследствии его книги выдержали много переизданий, а в 1960- 1970-х годах были переведены на основные европейские языки.

Как писал Г. Струве, преемник Д. Мирского на русской кафедре Лондонского университета, «История русской литературы» стала настольной книгой для всех иностранцев, изучающих русскую литературу. Многие рецензенты отмечали великолепный литературный стиль Д. Мирского в сочетании со страстностью аргументации. Сэр Исайя Бéрлин писал: «Его английский был живым и оригинальным, а суждения всегда основывались на знании предмета из первых рук и его самостоятельном осмыслении». Об уникальности истории русской литературы Д. Мирского писал известный английский литературовед и знаток русской литературы Д. Дейви, считавший, что она представляет собой идеальный образец для написания истории национальной литературы. Книги и статьи Д. Мирского формировали представление не только студентов и читателей, но и писателей Запада о русской литературе, по ним с русской литературой знакомились Вирджиния и Ленард Вулфы, Д.Г. Лоуренс, Э. Хемингуэй. Как отметил А. Бахрах, когда Д. Мирский писал для иностранцев, он отказывался от «злостной полемичности» и не стремился эпатировать парадоксальностью своих суждений. Это сознавали западные слависты, один из которых заметил, что для иностранцев Д. Мирский писал «вширь, а для русских вглубь».

Помимо академических трудов Д. Мирский писал статьи и рецензии для английской, французской, немецкой и русской зарубежной печати. В своих статьях, в отличие от других русских критиков в зарубежье, он много внимания уделял литературе советской России. Это направление его интересов формировалось под влиянием требований английского университетского курса: после установления дипломатических отношений с Советской Россией в 1921 году, интерес англичан к эмигрантам, и без того довольно слабый, окончательно угас, а советская культура, напротив, оказалась в фокусе внимания. В своих статьях Д. Мирский подчеркивал, что в России поиски нового в художественной сфере идут гораздо успешнее, чем в эмиграции. В статье «О нынешнем состоянии русской поэзии» Мирский анализирует поэзию России и эмиграции и приходит к выводу, что эмиграции нечего противопоставить молодой и развивающейся литературе России. Он заявляет: «Отбор поэтов в эмиграцию делался по принципу ненужности». Д. Мирский был принят в литературных и артистических кругах Англии и Франции, бывал в элитарном круге Блумсбери, в богемноаристократическом салоне леди Оттолин Морелл, был знаком с виднейшим английским экономистом Мейнардом Кейнсом и его женой, русской балериной Л. Лопуховой (Лопоковой), посещал видных социалистов Сиднея и Беатрис Уэбб, а Фабианское общество приглашало его читать лекции о положении в России. С лекциями на эту тему он впоследствии выступал и перед рабочими Манчестера.

Д. Мирский занимал заметное место в культурной и политической детельности русской эмиграции, и его можно было встретить в главных центрах русского зарубежья. Д. Мирский не раз писал о необходимости признания русской революции как свершившегося исторического факта. Признание революции влекло за собой и признание новой культуры. Эта позиция сближала критика с евразийцами, чье движение сыграло важную роль в его судьбе, однако и он сам сыграл роковую роль в судьбе евразийства. Свои первые заметки о движении и его манифесте Д. Мирский опубликовал в 1922 году в Англии в журнале «Russian Life», издававшемся на английском языке Комитетом освобождения России. Весной 1925 года он организовал группу евразийцев в Англии, несмотря на то, что русская эмигрантская среда в этой стране была не самой благоприятной для распространения евразийских идей. В английской прессе явно не без участия Д. Мирского появилось несколько публикаций английских авторов о евразийстве, одним из них была Джейн Элен Гаррисон, специалист по древнерусской литературе и друг Дмитрия Петровича. Серьезно увлекся евразийскими проблемами Н. Сполдинг, богатый филантроп, философ и поэт, увлеченный идеей сближения западной и восточной цивилизаций. Сполдинг выступал в роли мецената евразийцев. В 1928 году под псевдонимом «Английский Евразиец» он опубликовал книгу «Воскресающая Россия: Сводка взглядов и целей новой партии в России», которую высоко оценили основатели евразийского движения. Сполдинг финансировал некоторые евразийские издания и, возможно, журнал «Версты», в котором Д. Мирский занимал ведущее положение.

Евразийство определялось в этих публикациях как «революционный» или «пореволюционный» русский национализм. В таком качестве евразийство представлялось Д. Мирскому неким российским соответствием тем движениям за национальное самоутверждение, которые возникали и распространялись среди народов Европы. Он признавал евразийство как выражение национальноисториософской мысли основным завоеванием эмиграции: «Зато в сфере политической мысли подлинное творчество проявили, со времени Революции, одни эмигранты - в лице Евразийцев». Своеобразие и ценность русской мысли, развиваемой евразийцами, Д. Мирский видит в мышлении «цельностями» - в противовес европейскому рационалистическому анализу. Евразийцы, пишет критик, ищут свои идеалы в православии, в идее соборности и в гармонии человека с природой и с космосом. Интерес к евразийской идеологии вскоре начал приобретать у Д. Мирского все более левые очертания. В своей блестящей английской книге по истории новейшей русской литературы он писал: «В отличие от художественной литературы, русская политическая мысль в эмиграции не бесплодна, ее наиболее интересные проявления обнаружились в среде молодых ученых, имена которых до революции никому не были известны, - они назвали себя евразийцами. Евразийцы - крайние националисты, которые считают, что Россия - это обособленный культурный мир, не похожий ни на Европу, ни на Азию (отсюда их название)». Самый обстоятельный очерк евразийства содержится в статье Д. Мирского, опубликованной в академическом издании «Slavonic Review» в 1927 году. Свои политические надежды он начал связывать с новой властью в России.

В евразийстве он видит возможность «пересмотра и переоценки всех дореволюционных идей и ценностей», творческого переосмысления истории под влиянием новых исторических событий. Стремясь сблизить евразийство с коммунизмом, Святополк-Мирский некоторым понятиям придает новый и неожиданный смысл. Так, когда он пишет о соединении мистического сознания с практической хозяйственной деятельностью, то приводит в пример ленинский план электрификации России, а в «соборной личности» евразийцев видит аналогию большевистскому коллективизму. Святополк-Мирский сближает постулируемый евразийцами принцип «идеократии», то есть власти, основанной на идее, с организацией коммунистического общества, в котором правит одна партия, проводящая в жизнь свою идею. Интерпретация евразийских идей, расстановка новых акцентов в этой системе философских и политических взглядов привели к глубокому конфликту Д. Мирского с основателями движения и к расколу евразийства на два крыла. 1928 год оказался для него переломным: по его словам, он находился в самом начале той дороги, которая привела его «к полному и безоговорочному принятию коммунизма». В эти кризисные для него годы Д. Мирский активно сближается с коммунистическими партиями Франции и Англии, по заданию последней пишет книгу о Ленине, подготавливает книгу по истории России, в которой с марксистской точки зрения пересматривает свою предыдущую версию истории, написанную с евразийских позиций. Критик выступает в английской рабочей газете «Дейли Уоркер» с изложением своих взглядов в статье под названием «Почему я стал марксистом». В том же году несколько месяцев спустя в Париже была опубликована «История одного освобождения».

Разочаровавшись в евразийстве, Д. Святополк-Мирский отмечает слишком тесную связь евразийства с идеологией религиознофилософского ренессанса. Теперь он отрицает заслуги русского идеализма в истории мысли, достижений символизма в поэзии и эстетике, завоеваний классического евразийства в философскополитических исканиях эмиграции. О том, насколько искренне Д. Мирский сменил свои вехи, можно судить по эпизоду, описанному Флорой Соломон и относящемуся к 1929 году. «Мы встречались в Париже, когда работали вместе над чудесным изданием “Краткой истории Московии„ Мильтона, опубликованной в последний раз в XVII веке. Дмитрий изменил традициям семьи, сделавшись, по иронии судьбы, коммунистом. Правда, за обедом под влиянием избытка вина он совершенно забывал о своем коммунизме и возвращался на круги своя. Однажды в ресторане он поднялся со стула и, нетвердо стоя на ногах, призвал всех присутствующих присоединиться к его тосту за династию Романовых. Его очень расстраивало невежество Запада по отношению к русской культуре, и он считал себя обязанным познакомить англичан с Пушкиным. В нашем издательстве были подготовлены избранные письма Пушкина с его рисунками, а также роскошное издание “Пиковой дамы„ в кожаном переплете, стоившее десять гиней».

В 1931 году Д. Мирский встречался с советским послом в Лондоне Сокольниковым и его женой, писательницей Галиной Серебряковой28, а в марте 1932 года был объявлен в прессе коммунистическим агитатором и вскоре лишился своей должности в университете. ПоКНЯЗЬ Д.П. СВЯТОПОЛК-МИРСКИЙ: ТАЛАНТ И СУДЬБА 215 теряв работу, Святополк-Мирский не смог найти поручителя для продления визы в Англии, что сделало его отъезд неизбежным. Однако и вопрос с получением советского паспорта решился не сразу, хотя М. Горький всячески способствовал его отъезду. Вирджиния Вулф, интуитивно разбиравшаяся в проблемах даже такой далекой страны, как Россия, предвидела трагическую судьбу Д. Мирского. В своем дневнике за 28 июня 1932 года она оставила запись об их встрече незадолго до его отъезда: «Приходил Мирский12 лет он живет в Англии по меблированным квартирам, а сейчас возвращается в Россию - навсегда. Наблюдая, как его глаза то загораются, то гаснут, я вдруг подумала: скоро быть пуле в этой голове. Вот что делает война: словно говорит этот загнанный в угол, попавший в западню человек». К середине 1932 года советский паспорт был готов и у Д. Мирского уже не было выбора. В начале октября Святополка-Мирского встретил в Москве его английский знакомый Малкольм Маггеридж. В своем дневнике Маггеридж оставил запись об этой встрече: «Я столкнулся с Мирским в Новой московской гостинице.Я пытался понять, что он думает о своей теперешней жизни, но он был очень скрытен. “Я нашел то, что ожидал„, - ответил он уклончиво. Однако вид у него был подавленныйНе думаю, что в России он счастлив; но не думаю также, чтобы он был счастлив где бы то ни было». В своей книге «Хроника потерянного времени» (1973) Маггеридж также вспоминал: «Было очевидно, что жить в Москве и сотрудничать с советскими литераторами ему удавалось с трудом. То ли дело в Лондоне, где у него было прочное положение бывшего князя, как в аристократической среде, так и в кругах интеллигенции, не говоря уже о рабочих собраниях, где он также пользовался популярностью. Там коммунистам особенно льстило присутствие князя в их рядах во время демонстраций на Трафальгарской площади.

В Москве он попал в полную зависимость от власть предержащих. Не знаю, задумывался ли он о побеге, но как-то раз, когда мы вместе рассматривали карту, его палец как будто нечаянно двинулся в направлении Батума и остановился на турецкой границе». Д. Мирскому, можно сказать, повезло в том, что М. Горький в это время тоже переехал в Россию. Стремясь помочь Д. Мирскому войти в литературный мир России, писатель привлекал его к участию в советских изданиях. М. Горький заказал Д. Мирскому статью об английской интеллигенции, за которую критик с готовностью взялся. Статья была опубликована в «Литературной газете», а позднее на ее основе была написана книга «Интеллидженсиа», которая была издана в 1934 году в России, а в следующем году вышла в Лондоне в переводе на английский. М. Горький вовлек Д. Мирского в работу над историей фабрик и заводов. Работая в большом писательском «колхозе», он участвовал в подготовке книги о строительстве Беломорско-Балтийского канала (М., 1934), в которой он написал историческую часть главы «ГПУ, инженеры, проект». В следующем году под редакцией М. Горького и Д. Мирского вышла книга «Были горы Высокой» (М., 1935) о Высокогорском железном руднике. Д. Святополк-Мирский интересовал Горького и с человеческой точки зрения. Его давно занимал тип «изменника своему классу».

В 1922 году он писал: «...В России белые вороны, изменники интересам своего класса - явление столь же частое, как и в других странах. У нас потомок Рюриковичей - анархист, граф - из принципа - пашет землю и тоже проповедует пассивный анархизм...» Десятью годами позже М. Горький продолжает это наблюдение в письме к Ромену Роллану уже на новых примерах, включая и Д. Святополк-Мирского: «Есть несколько интересных фактов психологической перестройки:князь Святополк-Мирский, сын бывшего министра внутренних дел, тоже объявил себя коммунистомОднако эти отдельные случаи нравственного возрождения еще не позволяют, разумеется, делать серьезные выводы». При всем его интересе и внимании к Д. Мирскому, М. Горький, конечно, не мог оградить того от сложностей непривычного для него существования в Советской России. В своих первых письмах к Дороти Голтон, секретарше Пэрса, Д. Мирский пишет о том, как много ему приходится работать и путешествовать, как много новых знакомых у него появилось. Но энтузиазм в его письмах постепенно сменяется раздражением, а потом и отчаянием. Вырастает множество бытовых проблем, и ему в каждом письме приходится просить Дороти купить ему книги и вещи на деньги, оставшиеся от английских гонораров. Он начинает с нетерпением ожидать писем, посылок и приезда знакомых из Европы. Мелочи сменяются более крупными неприятностями: ему приходится несколько раз менять квартиру, причем каждый раз на худшую, его несколько раз посещают странные грабители, которые выносят из квартиры самые нужные для работы книги, выписанные из Англии.

Рассказывая Дороти о своих неприятностях, Д. Мирский оставляет в тени их главный источник - свои конфликты с официальными литературными авторитетами. Работы Д. Мирского - как чисто научные, так и литературно-критические - вызывали отпор в среде советских специалистов. Но главный повод для возмущения давало вторжение Д. Мирского в дела современной советской литературы. Смерть М. Горького в 1936 году предельно усложнила положение Д. Мирского, для которого писатель был надежной защитой. В 1937 году критические выступления против Д. Мирского перешли в открытую травлю. На общем собрании Московского Союза писателей, членом которого состоял Д. Мирский, он был публично обвинен во враждебном отношении к советскому строю, в шпионаже и предательстве. Несмотря на то, что Д. Мирский выступил с признанием своих ошибок и выразил готовность пересмотреть свои убеждения, в этом же году он был арестован и погиб в лагере под Магаданом в 1939 году. Переход князя Д.П. Святополка-Мирского, офицера русской армии, успешного профессора лондонского университета, в коммунистический лагерь, отъезд в Россию и его трагическая гибель, неопределенные слухи о которой доходили в зарубежье, - потрясли эмиграцию. Для людей, близко знавших Д. Мирского, его смена вех не была неожиданной, в ней видели следствие доведенного до крайности нонконформиста. Глеб Струве считал, что Д. Мирский «стал жертвой собственного духовного озорства»3. А. Бахрах высказал мнение многих, когда заметил, что в своих русских работах Д. Мирский бывал чрезвычайно субъективен и переменчив, словно двуликий Янус, «сжигал то, чему поклонялся, не скрывая, что знает сжигаемому цену».

Пэрс в свое время писал: «Мирского охватывали одно за другим страстные увлечения. Было время, когда он с оружием в руках отстаивал Белое дело; потом он объявил себя евразийцем и разделял довольно странную точку зрения на Россию, как на особый континент; был момент, когда он назвал Марину Цветаеву безнадежно распущенной москвичкой, но вскоре он признал ее величайшим поэтом мира. Для нас он неизменно оставался ужасным ребенком». Современные исследователи в оценке мотивов смены вех Д. Мирского высказывают сходные суждения. Н. Лаврухина приводит наблюдение Веры Трейл: близкая приятельница Д. Мирского видела разрыв между тем, что он любил, и тем, что он считал нужным любить. Джералд Смит также убежден, что Д. Мирский не был ни оппортунистом, ни приспособленцем и что его перемена убеждений, не будучи творчески плодотворной, все же была искренней. Д. Мирский сам наиболее точно определил природу своей переориентации, когда писал о В. Брюсове: «Главное, что толкало Брюсова к большевикам, было его одиночество, его сознаваемая им отсталость от передних и желание во что бы то ни стало быть снова впереди, опять быть последним словом».

Russian Presence in Britain project