Оригинальные задания по русскому языку. Занимательные упражнения по русскому языку

Предложенные методы носят развивающий характер, реализуя тем самым ведущую цель начального образования. Она переводит ученика из состояния объекта обучения в субъект изучения учебного материала. Школьник обучается сообразно своим возможностям, у него возникает интерес, чувство удовлетворённости, желание работать.
Безусловно, освоение нового - сложный и противоречивый процесс. Любые методы и приёмы только тогда становятся действенными, когда естественно вплетаются в уже сложившуюся методическую систему, приняты учителем и проверены на практике.

В данной статье описана методика работы по изучению непроверяемых безударных гласных, непроизносимых согласных, парных звонких и глухих согласных, слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, а также описаны упражнения, направленные на обогащение словарного запаса детей. Полученные результаты подтвердили высокую эффективность данной методики. При этом у учащихся расширяется кругозор, совершенствуются речевые навыки, развивается логическое мышление, что, в свою очередь, способствует прочности усвоения материала.

Непроверяемые безударные гласные

1. Игры «10 ос»
Ос- - а
На этой осе в октябре позолота,
Ос- - а
А эта растёт на лугу у болота,
- ос-а
У этой на лапках зелёные иглы,
- ос - - - а-
На этой опасно устраивать игры,
- ос - - - а - -
Эта оса на луну улетает,
- ос - - - - а
Эта на солнце худеет и тает,
- - ос - - - - а - -
Эта оса продаётся в бутылке,
- ос - - - а
Эта боится горчицы и вилки,
- ос - а
С этой спит в колыбели малыш,
- о - с - - - - а
Эта по классу крадётся, как мышь.

Ответ: осина, осока, сосна, мостовая, космонавт, сосулька, простокваша, сосиска, соска, подсказка.

2. «Поле чудес»
Некоторые буквы уже открыты. Остальное - за вами. Разгадайте и запишите пословицу о зиме.
Д - ка- - - - о - - - - - - - - , а з - му н - - - на- - .

Ответ: Декабрь год кончает, а зиму начинает.

3. «Три сороки».

Три болтливые сороки
У различных птиц гостили,
Буквами заполнив строки,
Догадайтесь, с кем сороки
Ели джем и кофе пили.
Не забудьте, что таится
В каждом строчке только птица
1.Со- - - - -
- - - - ро - - -

2.Со - -
- - ро - а
- - - - - - - ка

3.Со- - -
- - ро - - -
Ка - - - - - - -

Ответ:
Соловей, жаворонок, какаду.
Сова, ворона, перепёлка.
Сокол, воробей, канарейка.

4. Шарады.

Первое - нота, второе - тоже,
А целое на боб похожа. (Фа - соль)

Первое - предлог, второе- летний дом,
А целое порой решается с трудом. (За - дача).

5. «Словарное домино».

Игру можно составить из словарных слов для любого класса. Для этого надо вырезать 28 карточек с размером 5Ч8 см. В верхней части карточек пишется слова с пропущенной буквой, а в нижней части - только буквы, которых пропускали в других словах. Задача детей - подставить к слову с пропущенной буквой карточку с изображением той буквы, которая нужна в данном слове. Первым ходит ученик, у которого карточка со словом «Родина». Домино можно составить на любую тему.

6. Графические ассоциации.

Суть метода - видеть сходство формы букв и предметов. Дети сами делают рисунки, можно прямо в тетради на уроках.

Попробуйте эти приёмы! Вы не представляете, как это интересно и увлекательно!

Непроизносимые согласные

Есть согласные такие В, Д, Т, Л.
Не во всех словах слышны,
Но везде они нужны.
Чтобы знать, где их писать,
Надо слово проверять.

Грустный
Грустный - грусть,
Грустить не буду.
Грустный - «Т» не позабуду.

Поздно
Поздно - проверим опоздали,
В слове поздно «Д» написали.

Солнце
В слове солнце «Л» не слышим.
В слове солнышко напишем.

Звёздный
Звёздный - проверяй звезда.
Звёздный - «Д» пиши всегда.

Здравствуй
В слове здравствуй «В» не слышна,
Проверим словом здравие.
Здоровья всем вам пожелаем
И в слове здравствуй «В» не забываем.
Загадки.
День и ночь стучит оно
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук. (Сердце)

Что выше леса, краше света, без огня горит? (Солнце)

Когда лежу я на спине,
Нет пользы никакой во мне,
Но прослони меня к стене -
Найдётся сразу дело мне. (Лестница).

Правописание шипящих жи-ши, ча-ща, чу-щу

1. Загадки

У неё во рту пила, под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала, а теперь в котёл попала. (Щука)

Они живут на крыше,
Их очень любят кошки. (Мыши)

Дикая роза с ярко-красными ягодами. (Шиповник).

Стучит, стучит весь день,
Никого не боится.
Считает он весь век,
Но не человек. (Часы)

Посуда с длинным носом и с круглым хвостом. (Чайник).

2. Замените одним словом.

Жвачное животное с очень длинной шеей. (Жираф).

60 минут (Час).
Густой частый лес. (Чаща).


Парные звонкие и глухие согласные

1. Шарады.

С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким - сам звеню я на раздолье. (Колос - голос).

С глухим - траву она срезает,
Со звонким - листья объедает. (Коса - коза).

С «м» - приятен, золотист, очень сладок и душист.
С буквой «л» зимой бывает, а весною исчезает. (Мёд - лёд).

С глухим шипящим кругл, как мячик,
Со звонким - как огонь горячий. (Шар - жар).

2. Игра « Цепочка».

Один из учащихся называет слово со звонкой или глухой согласной, рядом сидящий называет проверочное слово. Например: друг - друга, зуб - зубы ит.д.

3.Загадки.

Шел, шел без дорог.
Где шел, там и лег.
До весны пролежал,
А потом убежал.
(снег)

Я, не хвастаясь, скажу:
Всех друзей омоложу!
Идут ко мне унылые -
С морщинками, со складками,
Уходят очень милые,
Веселые и гладкие!
Значит, я надежный друг,
Электрический… (утюг).

Вот так чудо! Он со вкусом
Может кушать пыль и мусор!
И жужжит, как сотня ос,
Работяга… (пылесос).

Говорю я брату: - Ох!
С неба сыплется горох!
Вот чудак, - смеется брат, -
Твой горох - ведь это… (град).

Этот зверь тебе знаком -
Ест мышей, пьет молоко.
Но на кошку не похож,
Весь в колючках длинных… (еж).

Он ходит голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он… (жираф).

То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Что такое я? (тетрадь)

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова

Потяну за верёвку - встанет гора. (Верблюд).

Старик-шутник, на улице стоять не велит,
За нос домой тянет. (Мороз).

За тобою он плетётся
Хоть на месте остаётся. (След).

Правописание звонких и глухих согласных перед согласными

В лесу родилась, в лесу живёт. (Лодка).

Набитая пухом, лежит под ухом.(Подушка).

С одной стороны лес, а с другой - поле. (Шубка).

4. Кроссворд.
Замените одним словом.
Жвачное животное с очень длинной шеей. (Жираф).
Что у человека дороже всего? (Жизнь).
60 минут (Час).
Густой частый лес. (Чаща).
Хищная рыба с острыми зубами. (Щука).
Из чего делают тяжёлые сковородки? (Чугун).
Животные, которые носят еду на спине. (Ежи).

Упражнения для обогащения словарного запаса детей

1. Замени одним словом из 4 букв:
Приятель - +. , противник - + ,
Солдат - + , работа - + , шагать - + . (Ответы: друг, враг, воин, дело, идти)

2. Найдите спрятавшееся слово.
Хлев (лев), удочка (дочка), коса (оса), столб (стол), щель (ель).
3. Угадай слово.
К - р - н д - ш (карандаш), д - ж - р н - й (дежурный), л - с т - п - д (листопад), з - м - ш к - (зимушка).

Заключение.
Игры, загадки, кроссворды, шарады, ребусы учат детей образно мыслить, сравнивать, находить отличия, превращать один предмет в другой. Порой у учеников появляется самостоятельная спонтанная потребность придумать образ для запоминания написания трудного слова. Кроме всего этого, у школьников вырабатывается большое внимание к слову, его структуре, составу. Они видят слово с разных сторон, учатся думать, рассуждать о нём. Могут встречаться и ошибки при работе, но при умелом направлении мыслительного процесса всё легко устраняется, а в споре рождается истина.

Занимательные задания на уроках языка

Алфавит

Вопросы для викторины:

1.Какими буквами можно обозначить мягкость согласных звуков на письме?

2.Сколько букв в алфавите между А и Я?

3.Какие буквы обозначают только мягкие или только твердые звуки?

4.Какие буквы алфавита не обозначают никаких звуков?

5.Какие буквы никогда не бывают в начале слова?

6.Каких букв больше, гласных или согласных?

7.Чего в русском языке больше, звуков или букв?

Кто за кем?

Девочки должны расставить по алфавиту карточки с именами мальчиков, а мальчики – карточки с именами девочек.

Расколдуй слово.

А) Нужно «расколдовать» слово, расставив буквы в алфавитном порядке:

ХОУПЛ, СМТОЫ, УГЬШЛ, CВЬОА

(лопух, мосты, глушь, бинты)

Б) Нужно записать слова, буквы которых обозначены числами по их месту

в алфавите:

1,13,22,1,3,10,20; 2,21,12,3,1,18,30; 4,18,1,14,16,20,1.

(алфавит, букварь, грамота)

Перенос слов

Помогите Незнайке!

На доске записан стихотворный текст:

Перенес слова Незнайка:

За-йка, ле-йка, ча-йка, ма-йка,

У-ши, ше-я, ло-б, гла-за,

О-вцы, ут-ки, ко-нь, ко-за,

А еще он перенес:

Ро-жь, я-чмень, го-рох, о-вес,

Зо-я, Гри-ша, Тим-офей,

А-ня, О-ля и Сер-гей,

Где ошибки? Вот вопрос!

Кто исправит перенос?

Не ошибись ! Каждый ученик получает карточку со словами, которые он должен разделить черточками для переноса:

1 вариант: ОКУНЬКИ, ЗМЕЙКА, ПИСЬМО, ЧАЙКА, ЗВЕРЬКИ, СТРОЙКА, СЕСТРА, ЯМА, СЕМЬЯ, ИЛЬЯ.

2 вариант: МАЛЬЧИК, ЗАЙЧИК, БОРЬБА, ЧАЙНИК, ЗАЙКА, РУЧЕЙКИ, РАЯ, КОСТРЫ, БЕЛЬЁ, УЛЕЙ.

Ударение

Ударение меняет смысл.

На доске 3 столбика слов со знаками ударения. Нужно изменить место ударения так, чтобы получилось другое слово, и записать его рядом с данным:

ХЛОПОК- ЗАМОК- КРУЖКИ-

ПОЛКИ- ПАРЫ- МУКА-

ПРОПАСТЬ- ДОРОГА- ПЛАЧУ-

СТОИТ- ТРУСИТЬ- ПОЛЯ-

МЕЛКИ- КРОЮ- МОЮ-

ПОТОМ- СТРЕЛКИ- ЗНАКОМ-

СУШУ- УГОЛЬНЫЙ- СОЛЬЮ-

Вышиваем слова.

Слова можно «вышивать крестиком». Для этого ударный слог нужно изобразить большим крестиком, а безударный – маленьким, например:

Х х – ШКОЛА х х Х- ПЕТУШОК

Учащиеся под диктовку обозначают крестиками ударные и безударные слоги в словах: ШКОЛА, МАМА, ПАРТА, РУКА, КОЗА, ДОСКА, ОКНО, КОРОВА, ЯГНЕНОК, УТЯТА, КОТЯТА, КОТЕНОК, СОБАКА, ПЕТУШОК, КОЛОБОК, КОЗОЧКА, УТОЧКА, КОШЕЧКА, МЕДВЕЖОНОК, ИНДЮШОНОК.

Быстрый диктант.

А) Под диктовку нужно записать не все слово, а только одну гласную букву ударного слога. Например, диктуется слово РАБОТА, а записать нужно только букву О.

Учитель диктует слова: КАРТОН, БУМАГА, КНИГА, ТЕТРАДЬ, АЛФАВИТ, РУЧКА, КАРАНДАШ, АЛЬБОМ, ПАРТА, ПОРТФЕЛЬ, ДОСКА, МЕЛ, ТРЯПКА, КАРТИНА, ЦВЕТЫ.

После диктовки учитель называет по порядку только ударные гласные, а учащиеся меняются тетрадями и проверяют друг друга.

Б) Можно записать слова на доске: ЕЖ, ЛИСА, ЗАЯЦ, МЕДВЕДЬ, ТИГР,

КАБАН, БАРСУК, КЕНГУРУ, КРОКОДИЛ, ЧЕРЕПАХА, ОЛЕНЬ, ОБЕЗЬЯНА,

ЗЕБРА, БЕЛКА.

Дети должны выписать из каждого слова только ударную гласную.

После выполнения один из учеников подчеркивает на доске ударные гласные, а остальные путем взаимопроверки выясняют правильность выполнения задания.

Правильно или нет.

На доске записано предложение: СТО СОРОК И СТО СОРОК БУДЕТ ДВЕСТИ СОРОК.

На доске в 3 столбика записаны трехсложные слова с пропущенными гласными.

Необходимо вставить пропущенные гласные, отметить в полученных словах сильную позицию гласного ударением и подчеркнуть гласные в слабых позициях.

М Л К К Л С К Н Г Т К

Х Р Ш Т Л К Н Г Л С К

Д Р Г Б Л Т Г Л Д Н

П Т Л К П В Д К В Л С К

М Л Т К З Д Р В Д Л Т

З Л Т Н С Р Г К Л К Л

П Л Т Н Х Л Д Н К Л Б К

М Л Д Й К Г Т К Л К Т К

Игра «Сказка про овощи»

Решил Помидор собрать войско из овощей. Пришли к нему…..

Я беру в свое войско только те овощи, в названии которых столько слогов, сколько в слове Помидор.

Какие овощи попали в войско Помидора?

Как помочь остальным попасть в войско? Какое условие мог предложить Помидор, чтобы и другие овощи вошли в его войско?

Игра «Сказка о собаке Альфа»

Жила – была собака Альфа. Было у нее два щенка. В кличке одного ударение падает на первый слог (Рыжик, Шарик), В кличке другого ударение падает на второй слог (Дымок, Трезор, Полкан). Много хлопот было у собаки с приобретением игрушек. Рыжик хотел только те игрушки, в названии которых ударение падает на первый слог, а Дымок – с ударением на второй слог.

Какие игрушки любил каждый из щенков? (Задание можно дать по вариантам.)

Догадайся!

Уберите ударный слог и напишите новое слово. Поставьте ударение.

Радуга - Кормушка –

Бабочки - Портфель –

Лесник - Антенна –

Уточка - Ветрянка –

Мягкий знак на конце и в середине слова

Отгадай загадки.

Он в сапожках красных бродит, 2. Меня в лесу оставили,

Из воды сухим выходит, Весь век торчать заставили.

Шею важно выгибает, В ушанке белой я зимой,

Криком га-га-га встречает. А летом с бритой головой.

(Гусь) (Пень)

Опрокинулась под ноги, 4. Рыжий зверь в печи сидит,

Растянулась по дороге, Рыжий зверь на всех сердит.

На меня она похожа, Он от злости ест дрова

Будто я шагаю лежа. Целый час, а может два.

(Тень) (Огонь)

Ходит плавно взад-вперед, 6. Новый дом несу в руке,

А полов не достает. Дверца дома на замке.

Кто уходит иль войдет, В нем жильцы бумажные,

Ручку ей всегда пожмет. Все ужасно важные.

(Дверь) (Портфель)

Кто растет вниз головой, 8. Из воды в мороз растет,

Да не летом, а зимой? Но не тонет, а плывет.

(Сосулька) С солнцем повстречается-

В воду превращается.

Хитрые вопросы.

Как превратить мел в мелкое место? (Мель)

Как угол превратить в топливо? (Уголь)

Как спрятать в середину слова мягкий знак в словах ДЕНЬ, ПЕНЬ, ЗВЕРЬ, ОКУНЬ? (Деньки, пеньки, зверьки, окуньки)

Как сделать, чтобы шест стал числом? (Шесть)

Как из банки сделать баню? (Банька)

Как из полки сделать танец? (Полька)

Согласные глухие и звонкие, парные и непарные

Не ошибись.

На доске записаны слова с глухими и звонкими согласными. 1-й вариант выписывает слова, в которых все согласные звонкие, 2-й вариант выписывает слова, в которых все согласные только глухие, а 3-й вариант – слова с глухими и звонкими согласными. После окончания работы учащиеся каждого варианта читают выписанные слова и ставят над ними номер своего варианта. Остальные учащиеся дополняют и исправляют ошибки.

АЗБУКА, ЗУБЫ, КАША, ГАЗЕТА, БУКЕТ, ЖАБА, ЩИ, КОФЕ, ГУБЫ, ШУБА, КОЖА, СУП, ТЕСТО, БУДУ, СУШКИ, ГВОЗДИКА, ПЫШКА, ЗАГАДКА, ПОСУДА, ЖИВУ, УХА, ДВА, ЗАПАХ, ДУГА, ГВОЗДИ, ПИЩА, ВЕТКА, УЖИ, ВЯЖУ, СОСИСКИ.

Найди непарные.

На доске записаны слова с парными и непарными согласными. Нужно выписать в тетрадь слова с непарными глухими согласными. По окончании работы проводится взаимопроверка. Победителями считаются учащиеся, записавшие 20 слов: чай, хата, щука, петух, роща, печка, охота, цепь, речка, пища, щепка, овца, пахарь, чугун, щавель, хитрый, цапля, чистота, цифра, молодцы.)

ЧАЙ, ДУБ, ХАТА, ГОРКА, ЩУКА, ШЕСТЬ, ПЕТУХ, ДРОВА, РОЩА, ПЕЧКА, ПАРТА, ОХОТА, ПАЛКА, ЦЕПЬ, КОТ, РЕЧКА, ШУБА, ПИЩА, КУСТЫ, ШАР, ЩЕПКА, ОВЦА, ФЛАГ, ПАХАРЬ, ЗАЙКА, ЧУГУН, САНКИ, ЩАВЕЛЬ, ДЕРЕВО, ХИТРЫЙ, РОЗА, ЦАПЛЯ, КОСА, ЧИСТОТА, СТЕНА, ФОРМА, ЦИФРА, ВОЛК, ЖАР, МОЛОДЦЫ.

Сколько звуков Ш?

На доске записано стихотворение В. Приходько:

Пешком шагали мышки по узенькой дорожке.

От деревушки Пешки до деревушки Ложки.

А в деревушке Ложки у них устали ножки.

Обратно в Пешки мышки приехали на кошке.

И пели по дорожке, и щелкали орешки-

От деревушки Ложки до деревушки Пешки.

Пешком идти не близко, когда идешь обратно,

А на пушистой киске и мягко, и приятно.

Если кошке по пути – отчего не подвезти.

Победителем считается тот, кто насчитал 24 звука.

Безударные гласные в корне слова

Чей ряд лучше?

У каждого ученика набор сигнальных карточек с буквами О, А, Е, И, Я. Все буквы разного цвета. Учитель называет слова с безударными гласными в корне, а учащиеся поднимают карточку с нужной буквой: ТРАВА, РОСА, ЗМЕЯ, ХИТРЕЦ, СМЯГЧИТЬ, КОЛЬЦО, ПЕРО, ЧИСТОТА, ТЯНУТЬ, СКАЛА, СТЕКЛО, КИСЕЛЬ,

ГЛЯДЕТЬ, КРАСНЕТЬ, ТОЧИТЬ, ДЛИНА, ТРЯСТИ, ХРАБРЕЦ, ОКНО, ПЧЕЛА.

Различай на слух!

Учитель читает четверостишье. Нужно найти в тексте слова, которые одинаково произносятся, но пишутся по-разному, и объяснить их правописание проверочными словами.

Мама простыни стирала

И на речке полоскала.

К дочке кошка подбежала,

Дочка кошку поласкала.

Гири брат мой поднимает,

Свою силу развивает.

А на крыше мой флажок

Развевает ветерок.

К старости наш дедушка

Очень поседел.

Он в саду на бревнышко

Сел и посидел.

Эстафета.

Учащиеся (6 команд) получают карточки со словами. По сигналу учителя 1-й ученик вставляет пропущенную букву в одном слове, выделяет в нем корень,пишет рядом проверочное слово, после чего передает карточку сидящему за ним.

Гр-за р-ды м-сты ч-сы т-гренок п-ля

М-ста в-рить кр-чать ст-лбы кр-ты д-жди

Сл-ны т-шина б-жать ст-на тр-ва в-лна

Cл-ва д-ла д-ревья з-ма зв-рек п-ро

Парные согласные в корне

Я и круглый, я и гла..кий, На ушах его сере..ки,

И на вкус приятно-сла..кий. А на но..ках есть сапо..ки.

Знает каждый карапу.., На голо..ке гребешок.

Что зовут меня арбу.. . Вот какой наш петушок!

Кто сидит на крепкой но..ке Я и горький, я и сла..кий,

В бурых листьях у доро..ки? К солнцу я тянусь из гря..ки.

Встала ша..ка из травы – Малышам полезный дру.. ,

Нет под ша..кой головы! А зовусь я просто лу. .

Плывет парохо.., Сла..кие кро..ки

То вза. , то впере.. , На коро..кой но..ке.

А за ним такая гла..ь- Кто проходит бли..ко,

Ни морщинки не видать! Кланяется ни..ко.

Двойные согласные в корне

Диктант – загадка

1. Где доска и парты есть, чтоб всем детям сразу сесть?

Это в школе есть у нас, это наш просторный…

Многим вам она знакома, в ней купаться можно дома.

Что же это за предмет? Догадались или нет?

Загадка для тебя легка: пишусь всегда через два «к»,

И мяч, и шайбу клюшкой бей. А называюсь я …

4. Он на вокзалах есть всегда, к нему подходят поезда.

Двойное «р» содержит он, а называется …

5. Чтоб каждый телевизор работал без капризов,

На крыше непременно должна стоять …

Во мне два «к», не забывайте, таким как я, всегда бывайте.

Я точный, чистый и опрятный, иным же словом ….

7. По долинам, по отрогам мчит широкая дорога,

И она, как знают все, называется …

8. В магазин с сестрой ходили, все, что надо, там купили:

За батон, бутылку кваса заплатили деньги в …

Простудился я вчера, голова болит с утра,

Я закашлялся, охрип. У меня, наверно, …

10. Вдоль дороги по бокам липы, клены тут и там.

Всем идти здесь веселее. Этот путь зовут …

Приставка и предлог

Занимательные диктанты.

КОСА. ВЕРХОМ.

Хороша у Алены коса, Много ль верст проскачешь в

И трава на лугу ей по косу. Широки просторы.

Скоро лугом пройдется коса, Ну-ка, в стремя ногу вдень,

Приближается время к покосу. Дай гнедому шпоры.

С ПОДВОДЫ. КОТОФЕЙ ИВАНОВИЧ

Воспоминанье берегу Солнце прячется за бор.

О том, как я на берегу Котофей Иванович

Влез однажды на подводу Залезает на забор

И с нее нырнул под воду. Прогуляться на ночь.

МЕДВЕДЬ. ХИТРЫЙ КРОЛИК.

Заревел медведь со сна, Решили лисы кролика запечь,

И в густом лесу, А кролик из духовки – прыг за

Вздрогнув, стукнула сосна Потом на лавку и в окошко с

Шишкою лису. Умчался в лес, где распевали

Раскрой скобки.

На доске в два столбика записаны предложения, в которых приставки и предлоги взяты в скобки. Нужно раскрыть скобки и показать слитное написание приставок и раздельное написание предлогов.

Мой веселый, звонкий мяч, (На)летели (на)мальчика гуси,

Ты куда (по)мчался вскачь? (У)несли (у)сестрицы братца.

(По)катился (в)огород, (За)плакала Аленушка (от)горя.

(До)катился (до)ворот, (По)бежала (по)чистому полю,

(Под)катился (под)ворота, (До)бежала (до)речки студеной,

(До)бежал (до) поворота, (Про)дорогу (у)речки (с)просила.

Там (по)пал (под) колесо…

Подбери пару.

На доске в колонки записаны слова с приставками и с предлогами. Учащиеся 1 варианта подбирают к каждому слову с приставкой пару с таким же предлогом,

например: ВОЙТИ – В ШКОЛУ. Учащиеся 2 варианта подбирают пары с приставками, например: ОТ ДОМА – ОТБЕЖАТЬ.

ВОЙТИ ОТ ДОМА

СВАЛИТЬСЯ ПРО ЗВЕРЕЙ

ПОХОДИТЬ ДО КОНЦА

ЗАЕХАТЬ С ДЕРЕВА

ИЗГОТОВИТЬ У ДЕДУШКИ

ПОДЛОЖИТЬ НА СТОЛЕ

Состав слова

Хитрые вопросы.

Как большой дом превратить в маленький? (Добавить суффикс –ик-)

Как из маленького хвостика сделать большой? (Отнять суффикс –ик-)

Можно ли превратить рыбу в человека? (Можно, добавив суффикс –ак-)

Можно ли из одного стола построить столовую? (Можно, если добавить суффикс –ов- и окончание –ая.)

Что нужно отнять у лесника, чтобы получилась роща? (Отнять суффикс –ник-)

Что нужно отбросить трактористу, чтобы получить машину? (Отбросить суффикс –ист-)

Четвертое – лишнее.

На доске в два столбика написаны ряды из четырех слов, среди которых одно лишнее, так как имеет часть, одинаковую по форме, но с другим значением.

Нужно найти в каждом ряду лишнее слово и подчеркнуть его.

Провод, переводить, безводный, наводчик.

Нож, ножка, ножовка, ножницы.

Моряк, уморился, море, морской.

Носить, носовой, носик, нос.

Водитель, водяной, безводный, наводнение.

Подорожник, подорожать, бездорожье, дороженька.

Горка, сгорел, пригорок, горняк.

Победить, бедняк, бедный, беда.

Лесник, лес, лестница, лесной.

Корень мой находится в цене.

В очерке найди приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

Вся же – в дневнике я и в журнале.

Корнем – с дорогой роднится,

В сборе приставка таится.

Суффикс как в слове дневник.

Целым же – в космос проник. (Спутник.)

Мой корень – родственник сраженью,

Приставка – в слове заявленье.

В наборщике есть суффикс мой.

А весь – тружусь я под землей. (Забойщик.)

Имя существительное

Кто самый наблюдательный?

Внимательно посмотрите вокруг себя и запишите названия предметов, находящихся в классе. Побеждает тот, кто за 5 минут напишет наибольшее число названий предметов.

Пиши – не спиши.

На доске записаны 2 стихотворения. Нужно выписать слова, обозначающие предметы. Побеждают ученики, выписавшие наибольшее количество слов (16 и 14)

Стол, за которым ты сидишь, Эй, спасайтесь поскорей:

Кровать, в которой ты уснешь, Убежал из кухни клей!

Тетрадь, ботинки, пара лыж, Никого он не жалеет,

Тарелка, вилка, ложка, нож, Всех, кого не встретит, клеит!

И каждый гвоздь, Склеил банки и бутылки,

И каждый дом, Ложки, плошки, чашки, вилки,

И караваи хлеба – Склеил книжки и игрушки,

Всё это сделано трудом, Одеяла и подушки,

А не свалилось с неба. Склеил пол и потолок –

(В. Лифшиц) И пустился наутек! (Б. Заходер)

Живой – неживой

На доске записан столбик из 7 слов. Нужно заменить в каждом слове одну согласную букву так, чтобы получилось слово, отвечающее на вопрос что?,

и записать его через черточку справа.

КТО? Лиса, кот, коза, рак, цапля, щука, зверь.

(Что? Липа, рот, коса, мак, капля, мука, дверь)

Запиши отгадку.

Один вариант записывает слова, отвечающие на вопрос кто?, другой на вопрос что?

Два березовых коня вихрем с горки мчат меня,

Ну а на гору опять мне их надо поднимать. (лыжи)

Посреди двора стоит копна:

Спереди вилы, сзади метла. (корова)

Лежат поросятки, привязаны к грядке.

Хороши зеленые, а зимой – соленые. (огурцы)

4. Кто зимой белый, а летом серый? (заяц)

5. Белое одеяло весь мир покрывало,

Стало тепло – в речку утекло. (снег)

6. Под соснами, под елками

Бежит мешок с иголками. (ежик)

Стоит Антошка на одной ножке,

Шляпа есть, а головы нету. (гриб)

Шевелятся у цветка два красивых лепестка.

Я сорвать его хотел – он вспорхнул и улетел. (бабочка)

9. Не будильник, а разбудит:

Запоет – проснутся люди. (петух)

10. По горам по долам ходит шуба да кафтан. (овца)

Найди существительное.

На доске записаны 3 группы предложений со сходными по форме существительными и глаголами. Нужно определить, какое из сходных слов является существительным и подчеркнуть его.

1 вариант: Рой пчел кружится над липой. Рой яму поглубже.

Вода перестала течь. В лодке открылась течь.

Не плачь из-за пустяков. Послышался плач ребенка.

Медведь в лесу, не зная правил, однажды мотоциклом правил.

2 вариант: Мы стали работать лучше. Коньки сделаны из стали.

Кошка пила молоко. Пила хорошо наточена.

Варя шила платье. У Сережи нет шила.

Кто без кисти и белил крыши города белил?

3 вариант: В доме топится печь. Мы будем печь пироги.

Дети встали в строй. Строй кормушки для птиц!

На полке лежит кусок мыла. Лена мыла посуду.

Снежное покрывало всю землю покрывало.

Большая или маленькая.

Учитель читает предложения, в которых есть два слова, сходных по форме, но разных по значению: одно обозначает предмет, другое – имя или фамилию. Нужно

сказать, какое из слов пишется с маленькой буквы, а какое - с большой и почему.

Улетел орел за город Орел.

Наш Шарик поймал воздушный шарик.

Не бойся морозов, Сережа Морозов.

Хороши груши в корзине у Груши.

Наша Поля вернулась с поля.

Домик для скворцов делал Алеша Скворцов.

Вася Рыбаков был у рыбаков.

У пастухов выступал Андрей Пастухов.

Вот моя подружка Роза, а в руке у Розы роза.

Пять горшков принес Петя Горшков.

Коля Арбузов купил пять арбузов.

Имя прилагательное

Кто какой?

На доске записан слева столбик слов, обозначающих признаки предметов, а справа – столбик слов, обозначающих предметы, но в другом порядке. Нужно записать словосочетания.

ЖАДНЫЙ ОЛЕНЬ

ТРУСЛИВЫЙ МЕДВЕДЬ

ХИТРАЯ ЁЖ

ПУШИСТАЯ ЗМЕЯ

НЕУКЛЮЖИЙ ЛИСА

РОГАТЫЙ ЗАЯЦ

КОЛЮЧИЙ ВОЛК

ЯДОВИТАЯ БЕЛКА

Объясни пословицу.

Ученик читает пословицу, объясняет, как он понимает ее смысл, и находит слова, обозначающие признаки предметов.

МАЛЕНЬКОЕ ДЕЛО ЛУЧШЕ БОЛЬШОГО БЕЗДЕЛЬЯ.

ЧЕРНАЯ ЗЕМЛЯ БЕЛЫХ РУК НЕ ЛЮБИТ.

ЗИМОЙ СНЕГ ГЛУБОКИЙ – ЛЕТОМ ХЛЕБ ВЫСОКИЙ.

НЕ НУЖНА СОЛОВЬЮ ЗОЛОТАЯ КЛЕТКА, А НУЖНА ЗЕЛЕНАЯ ВЕТКА.

Что за куст?

Нужно ответить на вопрос: «О каком растении говорится в тексте?» Учитель читает текст:

ИГРАЛИ ДВА МАЛЬЧИКА В САДУ. ОСТАНОВИЛИСЬ ВОЗЛЕ ОДНОГО КУСТА. ОДИН ДРУГОГО СПРАШИВАЕТ:

ЭТО ЧЕРНАЯ?

НЕТ, КРАСНАЯ.

А ПОЧЕМУ ЖЕ ОНА БЕЛАЯ?

ПОТОМУ ЧТО ЗЕЛЕНАЯ.

Как называется этот куст, о котором говорили мальчики, и почему у ягод, которые на нем растут, такие разные признаки по цвету?

Конкурс знатоков.

На доске в столбик записан ряд словосочетаний: СВЕЖИЙ ХЛЕБ, СВЕЖИЙ ВЕТЕР, СВЕЖИЕ КРАСКИ, СВЕЖАЯ РУБАШКА, СВЕЖАЯ ГАЗЕТА.

Один из учеников должен подобрать к каждому словосочетанию прилагательное,близкое по смыслу, а другой – противоположное по смыслу. Антонимы записываются слева от словосочетания, а синонимы – справа.

Ответы: черствый – свежий хлеб – мягкий; теплый – свежий ветер – прохладный; тусклые – свежие краски – яркие; грязная – свежая рубашка – чистая; старая – свежая газета – новая.

Глагол

Кто что делает?

На доске записаны 3 столбика слов, обозначающих предметы. Учащиеся по очереди выходят к доске и пишут справа слова, обозначающие действие данного предмета.

ПОВАР УЧИТЕЛЬ ПЕКАРЬ

ВРАЧ КУЗНЕЦ ХУДОЖНИК

БАЯНИСТ МАЛЯР ПОРТНИХА

ВЕТЕР ДОЖДЬ СОЛНЦЕ

ГРОМ ОГОНЬ СНЕГ

ТРАВА РУЧЕЙ ВОДА

Найди глаголы.

На доске записан текст. Нужно найти и выписать глаголы.

В ПОНЕДЕЛЬНИК Я СТИРАЛА,

ПОЛ ВО ВТОРНИК ПОДМЕТАЛА.

В СРЕДУ Я ПЕКЛА КАЛАЧ,

ВЕСЬ ЧЕТВЕРГ ИСКАЛА МЯЧ.

ЧАШКИ В ПЯТНИЦУ ПОМЫЛА,

А В СУББОТУ ТОРТ КУПИЛА.

ВСЕХ ПОДРУЖЕК В ВОСКРЕСЕНЬЕ

ПОЗВАЛА НА ДЕНЬ РОЖДЕНЬЯ. (П. Башмаков)

Закончи пословицу.

МИР СТРОИТ, А ВОЙНА … (разрушает)

СМЕЛЫЙ ПОБЕЖДАЕТ, А ТРУС… (погибает)

ТРУД КОРМИТ, А ЛЕНЬ… (портит)

ЧЕЛОВЕК ОТ ЛЕНИ БОЛЕЕТ, А ОТ ТРУДА …(здоровеет)

ЛЕТО ПРИПАСАЕТ, А ЗИМА … (подъедает)

ЛЕНТЯЙ ЕСТ – ГРЕЕТСЯ, А РАБОТАЕТ - … (мерзнет)

ДЕКАБРЬ ГОД КОНЧАЕТ, А ЗИМУ … (начинает)

ЛЕГКО ДРУГА ПОТЕРЯТЬ, НО ТРУДНО … (найти)

ПО ОДЕЖКЕ ВСТРЕЧАЮТ, А ПО УМУ … (провожают)

ЛАСТОЧКА ДЕНЬ НАЧИНАЕТ, А СОЛОВЕЙ …(кончает)

ЗАМОЛЧИ, ПЕТРУСЬ, ГОВОРЯТ! ЗА СТОЛОМ СКАЗАЛА МАТЬ:

ПРИКУСИ ЯЗЫК, ГОВОРЯТ! - ХВАТИТ ЯЗЫКОМ БОЛТАТЬ!

ОН ЯЗЫК ПРИКУСИЛ А СЫНИШКА ОСТОРОЖНО:

(Н. Силков) (Т. Бойко)

Занимательные задания по русскому языку для учащихся 6 «А» и 8 «А» классов

  1. Игра «ГРАМОТЕЙ»

Условия игры:

Из букв, входящих в слово «грамотей», нужно составить как можно больше слов разных частей речи, учитывая, что буквы не должны повторяться.

Победителями игры в 6 «А» классе стал Толстяк Денис (41 слово),

а в 8 «А» классе – Шевцова Маша (46 слов)

Занимательные задания:

2. Отгадайте слова, заменяя в подсказке первую букву:

1) Езда; она нужна для управления лошадью.

2) Ворс; сладкий напиток.

3) Дочь; тёмная после дня.

4) Ел; лежит на дне озера.

5) Капля; весь день стоит в болоте на одной ноге.

6) Тихо; лесной дух, чудище.

За каждое верно отгаданное слово – 1 балл.

3. Кто эти животные?

Лёзок, кута, дашоль, лёсо, оварко, сугь, путех, цурика, воца, азок.

За каждое верно отгаданное животное – 1 балл .

4. Отгадай шарады:

1) Первое – предлог.

Второе – летний дом.

А целое порой

Решается с трудом.

2) С буквой “К” я в школе на стене,

Горы, реки есть на мне.

С буквой “П” – от вас не утаю –

Тоже в школе я стою.

3) Мой корень в “просьбе” заключён,

В ней он озвучен и смягчён.

Приставка в “воплощение” где-то,

На целое – все ждут ответа.

4) Корень мой находится в “цене”,

В “очерке” найди приставку мне,

Суффикс мой в “тетрадке” все встречали,

Вся же – в дневнике я и в журнале.

За каждую верно отгаданную шараду по 3 балла.

5. Замените выделенные словосочетания одним иностранным "словом, равным по

Значению выделенным словам.

1. Незабываемая картина - торжественный смотр физкультурников на Красной площади. 2. Мама связала теплую фуфайку с высоким воротом. 3. Старший брат получил документ, удостоверяющий его полномочие как депутата. 4. В нашем районе выстроили помещение для стрельбы в цель.

Слова для справок. Свитер, тир, мандат, парад.

6 . Каждое предложение содержит по два синонима. Укажите, какой из синонимов употреблен для уточнения.

1. Лошадь, старая разбитая кляча, вся в мыле, стояла как вкопанная.

(А. М. Горький.) 2. Ах ты, конь мой, конь, лошадь добрая. 3. Но вместо твердой цели во всем была неясность, путаница. (Ф. М. Достоевский.) 4. Одет он был в довольно ветхое, старенькое пальтишко, «из которого уродливо вырос». (Ф. М. Достоевский.) 5. У парадной двери стоит швейцар Марк, старый и дряхлый, одетый в изъеденную молью ливрею (А. П.. Чехов.)

7. Заменить фразеологические обороты словами-синонимами:

В час по чайной ложке; рукой подать; кривить душой; повесить нос; себе на уме; гонять лодаря; во все лопатки; раз, два и обчелся; куры не клюют; кожа да кости.

Слова для справок. Быстро, мало, лгать, много, медленно, худой, близко, хитрый, бездельничать, грустить.

8. На плакате - надпись: «Запишите по одной идиоме, связанной с этими представителями животного мира» - нарисованы комар, мышь, свинья, курица, кот, рак, бык.

В своих ответах ребята называли такие идиомы:

как мышь на крупу, кот наплакал, когда на горе свистнет, брать быка за рога, комар не подточит, метать бисер перед свиньями, носиться как курица с яйцом и т. п.

9 . Русский язык очень богат фразеологизмами. Так, например, только с одним словом рука имеется более пятидесяти фразеологических оборотов.

Вот некоторые из них :

Валится из рук -"не клеится, не работается";

Голыми руками взять - "легко одолеть";

дать по рукам -"наказать, отучить";

дать руку на отсечение - "поручиться";

из рук в руки -"непосредственно";

как без рук -"беспомощно";

Легкая рука -"удачное начало";

Мастер на все руки - "умелец"; -

не покладая рук -"неустанно";

Подать руку -"помочь".

Приведенные примеры показывают, что фразеологизм и слово могут соотноситься по своему лексическому значению как синонимы.

10. Игра «Кто быстрее?».

Подобрать по десять (можно больше) фразеологизмов с общим для них словом (существительным).

Нос

Задирать (задрать) нос;.

вешать (повесить) нос;

водить за нос;

зарубить на носу;

встретиться носом к носу;

клевать носом;

бояться нос показать;

не показывать носа;

остаться с носом;

держать нос по ветру.

Глаз

Мозолить глаза (кому-нибудь);

хлопать глазами;

говорить в глаза (кому-нибудь, что-нибудь);

пускать пыль в глаза (кому-нибудь);

глазом не моргнуть;

с глазу на глаз;

хоть глаза выколи;

смотреть чужими глазами;

открыть (кому-нибудь) глаза;

как бельмо на глазу.

Подведение итогов и награждение победителей

Составила Брага Л.Н.


ГУ «Отдел образования Аккольского района»

Занимательные упражнения по русскому языку

2015 год

Блялова Сауле Даулетовна,

учител ь русского языка и литературы

ГУ «Аккольская средняя школа № 4»

Образование – высшее

Акмолинский государственный институт

им. С. Сейфуллина, 1994 год

Игры, загадки, кроссворды, шарады, ребусы учат детей образно мыслить, сравнивать, находить отличия, превращать один предмет в другой. Порой у учеников появляется самостоятельная спонтанная потребность придумать образ для запоминания написания трудного слова. Кроме всего этого, у школьников вырабатывается большое внимание к слову, его структуре, составу. Они видят слово с разных сторон, учатся думать, рассуждать о нём. Могут встречаться и ошибки при работе, но при умелом направлении мыслительного процесса всё легко устраняется, а в споре рождается истина.

Сборник «Занимательные упражнения по русскому языку», разработанный Бляловой С.Д., состоит из двух частей: теоретической и практической. В практической части помещены занимательные упражнения по русскому языку для учащихся среднего звена. Методика, предложенная в данном сборнике, носит развивающий характер. Благодаря данным упражнениям у детей развивается кругозор, совершенствуются речевые навыки, развивается логическое мышление, что, в свою очередь, способствует прочности усвоения материала.

Методист

ГУ «Отдел образования

Аккольского района»

Козачук Н.Я..


1. Теоретическая часть.

1.1. Отличительные признаки занимательных заданий и упражнений.

Как сделать урок русского языка интересным? Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию), так и в использовании занимательных заданий и упражнений (вызывающих интерес самими формами работы).
Занимательные задания и упражнения включают в себя целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак занимательных заданий и упражнений - их связь "с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной", творческой. Есть и другие признаки:
- самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
- необычные условия работы;
- активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.
Занимательные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу "кто быстрее? больше? лучше?" и в виде житейских и фантастических ситуаций, инсценировок, лингвистических сказок, загадок, "расследования").

1.2. Зачем применять занимательные задания и упражнения?

Необычность заданий вызывает у школьников удивление в начале их выполнения, радость в процессе работы, удовольствие при виде ее результатов, пробуждая интерес не только к изучаемым вопросам, но и к русскому языку как учебному предмету в целом. Ведь занимательные задания и упражнения на уроках – это игра, а игра – воспитатель. В игре развиваются все необходимые для дальнейшей жизни человека качества, то, от чего зависит судьба ребенка: его умение общаться с другими людьми, успешность учебы, качества, необходимые в семье.

Занимательные задания и упражнения – прекрасное средство развития. Каждое задание развивает целый спектр разнообразных способностей, позволяет учить так, чтобы учение было ему в радость и приносило пользу, не превращаясь в забаву, чтобы вопрос о раскрытии творческих резервов личности из вопроса злободневного превратился в вопрос решаемый. Занимательные упражнения и задания требуют от детей не меньших умственных затрат, чем традиционно организованная серьезная учебная деятельность. Совсем необязательно при обучении полностью заменять традиционные уроки занимательными, но регулярное использование занимательных заданий приносит большую пользу. Такие задания вызывают интерес к урокам русского языка, позволяет ставить проблемные вопросы, решать задачи опережающего обучения. Известно, что учебная деятельность часто бывает сопряжена не столько с внутренними побуждениями, сколько с побуждениями внешнего плана. Внешний стимул (занимательные задания) первоначально, когда познавательный интерес неустойчив, выступает как средство активизации учебной деятельности.

Занимательные задания и упражнения позволяют сравнительно легко преодолеть педагогическую запущенность по предмету, сопровождающуюся неустойчивостью эмоций, пониженным настроением, раздражительностью, выражающуюся в отрицательном отношении к русскому языку.

Практическая часть.

ВИКТОРИНЫ

1

Цели: воспитать любовь к родному языку через пробуждение у школьников интереса к предмету "Русский язык", так как викторина является средством вовлечения во внеклассную работу по предмету всех учащихся класса.

Такая форма внеклассной работы предполагает развитие у школьников интереса к самостоятельному изучению различных разделов русского языка

Описание.

Викторина состоит из двух частей.

1. Презентация названия и эмблемы команд-участниц.

Название и эмблема должны соответствовать теме викторины "Русский язык"

Команда должна обосновать свой выбор.

2. Викторина.

Каждой команде предлагается выбрать цвет из 6 предложенных. Все вопросы команда будет получать на листах данного цвета, на доске будут вывешиваться результаты команд поэтапно на листах цвета команды.

Состоит из 10 вопросов по разделам:

вопросы №1-7; 11 - лексика, этимология;

вопросы № 8 - синтаксис;

вопросы № 9 - словообразование;

вопросы № 10 - морфология (имя существительное)

Система оценивания викторины:

1 часть

по пятибалльной системе:

"1" - участвовали не все члены команды, презентация была прочитана

"2" - участвовали все, но презентация была прочитана

"3" - участвовали не все члены команды. Творческий подход.

"4" - участвовали все, творческий подход, но плохо подготовлено

"5" - участвовали все, творческий подход, замечаний к выступлению нет.

2 часть

За каждый верный ответ команда получает "1" балл.

Максимальное количество баллов "15"

Вопросы ко 2 части викторины.

1. Подберите антоним к слову живот

2. Слова базар и рынок птичий базар и птичий рынок?

3. У писателя С. Львова есть статья, которая называется " Смотреть и видеть". смотреть и видеть

4. В книге К.И. Чуковского "От Двух до пяти" говориться: " Когда ребенок услышал, что пришедшая в гости старуха "собаку съела" в каких-то делах, он спрятал от нее любимого щенка. Может быть мальчик напрасно испугался? Докажите.

5. Каково значение и употребление выражения шаром покати?

6. Напишите слова, значения которых дано ниже:

1) Место на реке, где ее можно перейти;

2) отверстие вулкана;

3) наука о небесных светилах;

4) место, где скрещиваются улицы;

5) речь, произнесенная одним актером;

6) замороженное сладкое кушанье из сливок, сахара, сока ягод, ароматических веществ;

7) девушка, вступающая в брак (буквально "неизвестная, незнакомая");

8) скорбь, глубокая печаль (первоначально "то, что жжет, мучает");

9) тот, кто нарушает правила вежливости, приличия (в этом слове этимологический корень -вид-, -вис-, -вед-, -веж-, -вежд-, -вес-, -вещ-);

10) унизительное положение (первоначально "зрелище");

11) пища, еда (в этом слове этимологический корень -в-, -ед-, -ес-, -я-, -яд- со значением "пища, продукты питания, питаться, кормить, кормиться".

7. Сколько слов здесь записано? как такие слова называются омонимы, омофоны, омографы?

Что общего у слов и чем они отличаются?

8. Определите варианты прочтения фраз:

В эту ночь холодную печь растопили.

На утес одинокий орел садится.

9. Шарады

Корень мой находится в "цене",
в "очерке" приставку мне,
суффикс мой в
"тетрадке" все встречали,

В "списке" вы мой обнаружите корень,
суффиксы в
"собрании" встретите вскоре,
в слове
" рассказ" вы приставку найдете,

10. Есть ли в русском языке существительные, у которых нет числа?

11. Какое слово в зависимости от значения может относиться к руке, винограду, скатерти, живописи?

Какой глагол в различных значениях может переносить действие на мяч, тесто, листы, валенки?

Ответы:

1. Смерть. Не жалеть жизни. В старославянском живот-жизнь 2. Место, где собираются птицы различных видов, место, где продают птиц. 3. смотреть - направлять взгляд; видеть - замечать что - либо; смотреть не значить видеть 4 . Хорошо знает, то о чем говорит, большой опыт. 5. Ничего нет, пусто. 6 1) брод, 2) кратер, 3) астрономия, 4) монолог, 5) невеста, 7) печаль, 8)невежда, 9) позор, 10) яства. 7. оценка, расписание, 9. 16 слов, омографы 10. заимствованные, обозначающие вещества: кофе, какао: 11.кисть, катать

Вопрос №1

ШАРАДЫ

Корень мой находится в "цене",
в "очерке" приставку мне,
суффикс мой в
"тетрадке" все встречали,
вся же - в дневнике я и в журнале.

В "списке" вы мой обнаружите корень,
суффиксы в
"собрании" встретите вскоре,
в слове
" рассказ" вы приставку найдете,
в целом - по мне на уроки пойдете.

Вопрос №2

Напишите слова, значения которых дано ниже:

Место на реке, где ее можно перейти; 2) отверстие вулкана; 3) наука о небесных светилах; 4) место, где скрещиваются улицы; 4) речь, произнесенная одним актером; 5) замороженное сладкое кушанье из сливок, сахара, сока ягод, ароматических веществ; 6) девушка, вступающая в брак (буквально "неизвестная, незнакомая"); 7) скорбь, глубокая печаль (первоначально "то, что жжет, мучает"); 8) тот, кто нарушает правила вежливости, приличия (в этом слове этимологический корень -вид-, -вис-, -вед-, -веж-, -вежд-, -вес-, -вещ-); 9) унизительное положение (первоначально "зрелище"); 10) пища, еда (в этом слове этимологический корень -в-, -ед-, -ес-, -я-, -яд- со значением "пища, продукты питания, питаться, кормить, кормиться".

Вопрос №3

Какое слово в зависимости от значения может относиться к руке , винограду , скатерти , живописи?

Какой глагол в различных значениях может переносить действие на мяч, тесто, листы, валенки?

Вопрос №4

Слова базар и рынок - синонимы, но в некоторых сочетаниях они отличаются друг от друга. Что означают выражения птичий базар и птичий рынок?

Вопрос №5

Сколько слов здесь записано? Что общего у слов и чем они отличаются?

как такие слова называются омонимы, омофоны, омографы?

Атлас, орган, кругом, жаркое, падать, обмер, парить, хлопок.

Вопрос №6

У писателя С. Львова есть статья, которая называется " Смотреть и видеть". Иностранцы не могли понять разницу между глаголами смотреть и видеть . Как бы вы им объяснили? (ответ может быть творческим).

Вопрос №7

Подберите антоним к слову живот , встречающемуся в выражениях: живота не жалеть; живот положить . Укажите значение этих фразеологизмов.

Вопрос №8

Определите варианты прочтения фраз:

1) В эту ночь холодную печь растопили.

2) На утес одинокий орел садится.

Вопрос №9

В книге К.И. Чуковского "От Двух до пяти" говориться: " Когда ребенок услышал, что пришедшая в гости старуха "собаку съела" в каких - то делах, он спрятал от нее любимого щенка. Может быть мальчик напрасно испугался? Докажите.

Вопрос №10

Каково значение и употребление выражения шаром покати?

Ответы:

Вопрос №1 оценка, расписание

Вопрос №2 1) брод, 2) кратер, 3) астрономия, 4) монолог, 5) невеста, 7) печаль, 8)невежда, 9) позор, 10) яства.

Вопрос №3 кисть, катать

Вопрос №4 Место, где собираются птицы различных видов, место, где продают птиц

Вопрос №5 16 слов, омографы

Вопрос №6 смотреть - направлять взгляд; видеть - замечать что - либо; смотреть не значить видеть

Вопрос №7 Смерть. Не жалеть жизни. В старославянском живот-жизнь

Вопрос №8 1)5; 2)4

Вопрос №9 Хорошо знает, то о чем говорит, большой опыт.

Вопрос №10 Ничего нет, пусто.

Викторина по русскому языку (6 -7 класс).

Ц е л ь : привлечь внимание школьников к изучению русского языка, определить лучшего в знании изученных разделов русского языка.

1. Отгадайте загадки.

1.Какое слово из 3 слогов (5 букв), а указывает на 33 буквы? (Азбука)

2.Чёрные, кривые, от рожденья все немые, а как только станут в ряд, сразу все заговорят. (Буквы)

Исправьте ошибки.

1.Заниматься ему ничего не мешало. (ничто; в.п.)

2. Обоими руками, обеих концов. (обеими, обоих)

3.Человек на льду скользит, чтобы не скользил, его посыпают песком. (лёд)

4.Здесь ты можешь купить памятный сувенир.

5. Вдали показалась стая уток и зайцев.

6.Тяжёлая рука легла на плечо и сказала.

7.В пустыне многие животные бросаются в спячку. (залегают)

8.Он стоял и лязгал глазами .

3. Как можно сущ. жар, ель превратить в глаголы?

К каким частям речи можно отнести слова жаркое, звонок, мелок? (сущ-ные, а при изменении ударения к прилог-м.)

Сколько прочтений имеет буквосочетание теперьяподнимитетоже

Те перья поднимите, те тоже.

Те перья под ним, и те тоже.

Те перья поднимите тоже.

Теперь я, подними те тоже.

Теперь я, поднимите тоже.

Теперь я, под ними те тоже.

Те перья под ними, те тоже.

Сколько фразеологизмов в тексте?

С ног до головы.

- Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он ( с левой ноги встал, что ли?)полез ко мне драться.Я со всех ног домой! Еле ноги унёс!.. Зато теперь я к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет! – Да. Ведёт он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда - руку даю на отсечение - он сразу перестанет распускать руки!

- Спору нет - горячая голова! Но уж если мы с ним сошлись, на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение головой . Я ещё не знаю, что мы должны сделать в первую голову (у меня голова идёт кругом ), но думаю, что голову вешать не стоит . Ручаюсь головой , что вместе мы всегда сумеем намылить ему голову.

Кто быстрее, кто больше?

Сообразительность

Образ, рост, тело, нос, сон, тон, лоб, лето, зоб, сор, брат, барс, трест, торт, тесть, тесто, енот, рот, нарост, тост, батон, тир, низ, таз, рант, ноль, соль и т.д.

Или Скоросшиватель

Вошь Тело Ров Корова Кот Кросс Свитер Ток

Лето Шоссе Вор Скорость Крот Короста Рис Кит

Лес Кровать Лось Рост Шов Сорока Рот Толь

Село Воск Кость Сор Ворота Коса Рок

Сера Тик Сито Сорт Шило Сок Кора

8 . Назовите слово по его лексическому значению.

1. Место стоянки судов (пристань)

2. Глава государства (президент)

3. Опытный, бывалый, в боях испытанный воин (ветеран)

4. Человек, совершивший подвиг (герой)

5. Руководитель предприятия (директор)

6. Работник, ведущий деловую переписку в учреждении (секретарь)

7. Человек, совершающий поездку в поезде, теплоходе, самолёте (пассажир)

8. Победитель в спортивных соревнованиях на первенство страны, мира (чемпион)

9. Больной, лечащийся у врача (пациент)

10. Титул древнеегипетских царей (фараон)

11. Группа морских островов (архипелаг)

12. Песчаный наносной холм в пустынях (бархан)

13. Перерыв в занятиях в учебных заведениях на летнее или зимнее время (каникулы)

14. Фигура в форме человеческого тела для примерки и показа платьев, костюмов (манекен)

15. Временное помещение из натянутой ткани, обычно брезента (палатка)

16. Смотр войск (парад)

17. Вещь, хранимая как память о прошлом, часто не имеющая ценностей в денежном выражении (реликвия)

18. Лечебное заведение, оборудованное для лечения и отдыха (санаторий)

19. Условный знак для передачи на расстояние каких-нибудь сведений, сообщений (сигнал)

20. Постоянное денежное пособие, выдаваемое студентам (стипендия)

21. Дарование, выдающие способности, данные природой (талант)

22. Устное народное творчество (фольклор)

23. Машина для уборки хлеба (комбайн)

24. Место на реке, где её можно перейти (брод)

25. Общая часть родственных слов (корень)

26. Отверстие вулкана (кратер)

27. Место, где скрещиваются улицы (перекрёсток)

28. Часть слова, стоящая за корнем (суффикс)

29. Маленькие ячейки из воска куда пчёлы кладут мёд (соты)

30. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи (фонетика)

31. Верблюды, идущие в пустыне друг за другом (караван)

32. Научный опыт (эксперимент)

33. Научное справочное пособие (энциклопедия)

34. Раздел науки о языке, изучающий части речи (морфология)

35. Герой русских былин (богатырь)

36. Военнослужащий, стоящий на посту (часовой)

37. Команда, личный состав танка, самолёта, корабля (экипаж)

38. Непрерывно движущаяся лестница для подъёма и спуска людей в метро, магазинах (эскалатор)

39. Землеройная машина (экскаватор)

40. Струю жидкости, бьющая вверх (фонтан)

41. Отличительный знак государства, изображённый на флагах, монетах (герб)

42. Порядок, обязательный для всех (дисциплина)

9. Что значит:

Обречен на большой успех.

Урожайный счет матча.

Крыша встала набекрень.

Нанести поцелуй.

Самоотверженно биться головой о стекло

10. «Разгадай кроссворд».

По вертикали : 1. Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. 2. Непостоянный морфологический признак глагола. 3. Слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значения. 5. Слова, употребляемые жителями той или иной местности. 7. Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.

По горизонтали : 2. Все слова языка.4. Постоянный морфологический признак имени существительного. 6. Слова одной и той же части речи, одинаково звучащие, но различные по значению. 8. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. 9.Часть слова без окончания.

11. Игра «Переводчик»

1. (кроме служебных) синонимами.

Доктор прописал пациенту инъекцию. (Врач назначил больному уколы.)

Караульный спрятался под кровлей здания. (Сторож спрятался под крышей дома.)

2. Кто быстрее заменит все слова (кроме служебных ) антонимами .

Наступает летнее утро. (Заканчивается зимний вечер).

Юноша бодро шагает по широкой дороге. (Старик медленно бредёт по узенькой тропинке.)

12. Задание:

замените фразеологизмы синонимами или близкими по значению выражениями:

Денег куры не клюют,

На все руки мастер,

Водить за нос

Заруби себе на носу

Это рукой подать,

От корки до корки,

Держать язык за зубами,

Делать из мухи слона.

13. Определить род несклоняемых имен существительных:

Какао, кофе, пюре, желе, трюмо, левша, купе, ателье, задира, пальто, пенальти, авеню, кенгуру, плакса, Баку, Миссисипи.

3 Викторина

ПОМЕНЯЙТЕ БУКВЫ

Заполните шесть пустых клеток словами их трех букв, используя уже написанные слова. Меняйте в каждом слове только по одной букве так, чтобы из «дыма» получился «пар».

ДЫМ

БАК

ПАР

СЛОВА НА БУКВУ «Д»

Напишите одиннадцать слов с буквой «Д».

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

СЕМЬ СЛОВ

В этой фигуре надо дописать буквы так, чтобы получилось семь слов. Буквы из слова «загадка» должны входить во все отгаданные слова.

А

Г

А

Д

К

А

Заполните клетки

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

В этой фигуре 49 клеток. В 12 клеток вписаны буквы О, расположенные в виде ромба. Заполните клетки так, чтобы по семи горизонтальным линиям можно было прочесть семь разных слов.

ГОЛОВОЛОМКА

О

Л

Р

Н

Е

Н

Е

Н

О

М

М

П

Е

Е

О

Ч

Ы

Ч

Ы

Н

Н

О

В

Д

З

М

О

С

О

Х

У

А

Т

С

О

М

С

Л

Т

Л

О

Д

С

О

О

М

О

Т

О

А

О

Д

О

Т

Л

Р

П

Д

Е

З

В

К

И

Х

О

О

Ы

О

Н

Н

О

Н

А

Т

М

Л

З

В

Л

О

Ы

П

И

З

Д

О

Б

Е

Чтобы отгадать эту головоломку, надо найти первую букву фразу и определить порядок расстановки букв. Учтите, что здесь буквы расставлены несколько необычно, но решить головоломку просто. В результате вы прочтете русскую народную загадку.

КРОССВОРДЫ

Вопросы:

По горизонтали: 1.Часть речи, отвечающая на вопросы какой? какая? 4. Служебная часть речи, не употребляющаяся самостоятельно. 7. Падеж, отвечающий на вопросы кого? чего? 8. Часть речи, отвечающая на вопросы Кто? Что? 9. Изменяемая часть слова. 11. Часть слова, стоящая после корня. 12. Главный член предложения, отвечающий на вопросы кто? что?. 18. Знак препинания, выражающий законченность мысли. 19. Наука, изучающая значение слова. 22. Наука, изучающая способы образования слов. 23. Фонетическая форма письменности, состоящая из 33 знаков.
По вертикали: 2. Раздел науки о языке изучающий правила. 3. Служебная часть речи. 5. Наука, изучающая части слова.6. Часть речи, отвечающая на вопросы что делать? что сделать? 10. Суффикс, стоящий после окончания. 12. Что состоит из слов и выражает законченную мысль? 13. Наука, изучающая звуки речи. 15. Падеж, отвечающий на вопросы кого? что? 17. Часть слова стоящая перед корнем. 20. Часть слова без окончания. 21. Главная часть слова.

Ответы:

По вертикали:
2. орфография
3. междометие
5. морфемика
6. глагол
10. постфикс
12. предложение
13. фонетика
14. тире
15. винительный
17. приставка
20. основа
21. корень

По горизонтали:
1. прилагательное
4. предлог
7. родительный
8. существительное
9. окончание
11. суффикс
12. подлежащие
16. запятая
18. точка
19. лексика
22. словообразование
23. Алфавит

КРОССВОРД «МОРФЕМИКА»

Ключевое слово: Раздел науки о языке, в котором изучаются наименьшие значимые части слова.

    Окончание – значимая часть слова, которая образует … слова.

    Окончание, не выраженное звуками.

    Часть речи, которая не имеет окончания.

    Суффикс, стоящий после окончания.

    Замена одних звуков другими в одной и той же части слова.

    Наименьшая значимая часть слова.

    Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.

    Главная значимая часть слова.

    Часть изменяемого слова без окончания.

КРОССВОРД «СИНТАКСИС»

Вопросы к кроссворду.

    Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей.

    Второстепенный член предложения, обозначающий место, время и способ действия.

    Члены предложения, относящиеся к одному члену предложения и отвечающие на один вопрос.

    Главный член предложения, который чаще всего выражен глаголом, а может быть выражен прилагательным и существительным.

    Слово, которое является общим по значению для стоящих при них однородных членов.

    Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей?

    Раздел науки о языке, изучающий знаки препинания и правила их постановки.

    Раздел науки о языке, изучающий строение словосочетаний и предложений.

    Главный член предложения, отвечающий на вопросы кто? что?

КРОССВОРД «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»

Ключевое слово: Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение, правила их построения.

По горизонтали:

    Предложения, имеющие, кроме главных членов, хотя бы один второстепенный.

    Разговор двух или нескольких лиц.

    Члены предложения, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же члену предложения.

    Предложения, в которых мы побуждаем кого-либо к действию, приказываем, просим.

    Слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью.

    Главный член предложения.

    Предложение, которое состоит из двух или нескольких простых предложений.

    Знак препинания, которым выделяется прямая речь.

    Второстепенный член предложения.

КРОССВОРД «ОБРАЩЕНИЕ»

Ключевое слово: Часть речи, имеющая краткую форму.

По горизонтали:

    Форма превосходной степени имени прилагательного, образующаяся с помощью суффикса –айш-, -ейш-.

    Синтаксическая роль полной формы имени прилагательного.

    Имена прилагательные, отвечающие на вопрос чей ?

    Имена прилагательные, обозначающие признак, не могущий проявляться в большей или меньшей степени.

    Синтаксическая роль простой формы сравнительной степени.

    Раздел науки о языке, изучающий имя прилагательное как часть речи.

    Степень сравнения прилагательного, простая форма которой образуется с помощью суффиксов -ее-, -ей-, -е-.

    Форма сравнительной степени прилагательного, образующаяся с помощью слова более .

    Имена прилагательные, обозначающие признак, который может быть в этом предмете в большой или меньшей степени.

    Название слов ветреный, стеклянный, оловянный, деревянный .

    Способ образования слова ветряная (мельница).

    У прилагательного лисий -ий – это не…

    Степень сравнения прилагательного, составная форма которой образуется с помощью слова самый .

    Сложные прилагательные, обозначающие оттенки цветов, пишутся через…

РЕБУСЫ

Там, где С и слово нега, Там зимою много...

Там, где буква Г и розы, Там бывают часто...

ГОЛОВОЛОМКИ

    Стоят друг за другом пять домов, каждый - своего цвета и в каждом живёт человек, все пять - разных национальностей. Каждый человек предпочитает свою спортивную игру, напиток и домашнее животное. Также известно: 1)Норвежец живёт в первом доме. 2)Датчанин пьёт чай. 3)Тот, кто играет в теннис, живёт рядом с тем, кто выращивает кошек. 4)Тот, кто живёт в жёлтом доме, играет в волейбол. 5)Тот, кто живёт в центре, пьёт молоко. 6)Швед выращивает собак. 7)Норвежец живёт рядом с синим домом. 8)Зелёный дом находится непосредственно слева от белого. 9)Тот, кто выращивает лошадей, живёт в синем доме. 10)Тот, кто играет в баскетбол, пьёт пиво. 11)В зелёном доме пьют кофе. 12)Сосед того, кто играет в теннис, пьёт воду. 13)Тот, кто играет в футбол, выращивает птиц. 14)Немец играет в гандбол. 15)Англичанин живёт в красном доме.

    Вопрос:
    Кто из них разводит рыбок?

    Выиграв соревнования, спортсмен получил приз – несколько банкнот. Банкноты были двух типов 15 рублёвые и 20 рублёвые. Первым делом он сходил покушать в ресторан и отдал там 2 банкноты, что составило 1/5 от его приза. Далее он пошел в кино и заплатил за билет 3 банкноты, что составило половину от оставшихся денег. Сколько денег было у спортсмена и сколько банкнот каждого номинала, при условии, что 20 рублёвых было больше.

ШАРАДЫ Начало деревом зовется,

Конец - читатели мои,

Здесь в книге целое найдется,

И в каждой строчке есть они.

(Ответ : «Бук-вы».)

Первый слог в удивлении я восклицаю,

Второй слог я с книжной полки снимаю,

Когда же первый со вторым соединится,

То получится мельчайшая частица.

(Ответ : «А-том».)

Часть танца - слог мой первый,

Вино - мой слог второй,

На целом перевозят

Чрез реку бечевой.

(Ответ : «Па-ром».)

Мой первый слог - предлог,

Во втором мы проживем все лето,

А целое от нас и вас

Давно уж ждет ответа.

(Ответ : «За-дача».)

Конец - на дне пруда,

А целое в музее

Найдете без труда.

(Ответ : «Кар-тина».)

Первый слог найдешь средь нот,

А второе - бык несет.

Хочешь целое найти,

Так ищи его в пути.

(Ответ : «До-рога».)

Мое начало есть в свинце,

И в серебре, и в стали,

А корабли в моем конце

Вчера к причалу стали.

И если дружен ты со мной,

Настойчив в тренировках,

Ты будешь в холод, в дождь и зной

Выносливым и ловким.

(Ответ : «С-порт».)

Мой первый слог найдешь тогда,

Когда в котле кипит вода,

Местоименье - слог второй,

А в целом - школьный столик твой.

(Ответ : «Пар-та».)

Из писка птиц - мой первый слог возьмите,

Второй - с бараньей головы.

Откройте печь и там найдите

То, что не раз едали вы.

(Ответ : «Пи-рог».)

Нота - мой первый слог,

Поставь с ней рядом предлог

И, разгадав загадку до конца,

Получишь выражение лица. (Ответ : «Ми-на».)

Вы меру площади припомните вначале –

Ее вы в школе, несомненно, изучали.

Пятерка букв, идущих следом, - вдохновенны,

Им не прожить без танца, музыки и сцены.

На экспонаты оружейные глазея,

Ответ найдете в историческом музее.

(Ответ : «Ар-балет».)

Вот он - первый слог.

Этот слог - предлог.

Буква на конце стоит, открывает алфавит.

Жаль, ответа нет: был, да сплыл ответ.

(Ответ : «Про-паж-а».)

Из бумаги - самый первый слог.

В него сахар ты б насыпать смог.

Второй - мерит информацию он иль

Нам являет музыкальный стиль...

Слово целое - как кувырок,

В цирке ты б его увидеть смог.

(Ответ : «Куль-бит».)

В начале - действий череда,

Но - не ходьба и не езда.

Затем здесь гласная идет,

А следом - жмот наоборот.

Отгадка - зверь гиппопотам.

Сказать иначе надо вам.

(Ответ : «Бег-е-мот».)

Отыщи болезнь-заразу,

А прибавишь букву - сразу

Слово новое готово.

У кораблей есть это слово.

(Ответ : «Я-корь».)

Вы рыбного супа названье возьмите,

Букву «М» к началу присоедините,

Тут же всем и каждому знакомое

Явится в ответе насекомое.

(Ответ : «М-уха».)

Первое - нота, вторая - игра,

Целое встретится у столяра.

(Ответ : «До-лото».)

Первый слог - рекой зовется,

Есть на корабле - второй,

Ну а целое дается

В честь победы боевой.

(Ответ : «Сал-ют».)

Местоимение, предлог,

Меж них - фамилия поэта,

А целое - известный плод,

Что зреет на исходе лета.

(Ответ : «Я-блок-о».)

Первый слог мой каждый знает -

В классах он всегда бывает.

Мы к нему союз прибавим,

Сзади дерево поставим.

Чтобы целое узнать,

Город следует назвать.

(Ответ : «Мел-и-тополь».)

Мое начало вы найдете в поле,

Второе с третьим вы учили в школе,

Когда был по грамматике урок,

Одно из них - союз,

Другое же - предлог.

Затем вы, приложив старанье,

Найдете дерева названье.

А в целом - имя города-героя,

Чьей мы гордимся славой боевою.

(Ответ : «Сев-а-с-тополь».)

Первое - нота, второе - то же,

А в целом - на горох похоже.

(Ответ : «Фа-соль».)

Ищите в танце первый слог,

Вторых два - цифра и предлог,

А целым мы зовем людей,

Готовых жизнь отдать в бою

На благо Родины своей.

(Ответ: «Па-три-от».)

Мой первый слог - бумаг большая стопка.

Японцы из второго гонят водку.

А в целом - дерева стройнее

Не знает ни одна аллея.

(Ответ : «Кипа-рис».)

Со стенки светит первый слог,

Наездник мчится на втором,

А третий (кто б подумать мог?)

В славянской азбуке найдём.

А в целом неприятен он,

Его преследует закон.

(Ответ: «Бра - конь - ер».)

Мой первый слог - это предлог,

Согласья знак - второй мой слог,

Мой третий слог - судьбина злая,

Всё вместе - в праздник получаем.

(Ответ : «Под-а-рок».)

Первый слог для измеренья круга нужен,

Два вторых совместно значат «век».

В целом - огнестрельное оружье,

Лучше б не владел им человек.

(Ответ : «Пи-сто-лет».)


1. Игра «НАЙДИ ПАРУ!»

Один бросает мячик и кричит: «Книга!» Другой ловит и отвечает: «Глаз!» Потом сам кидает мяч, крича: «Снег!» Третий ловит и отвечает: «Звон!» Вы заметили: один кричит слово, в начале которого есть шумный согласный (например, [к]), а другой ловит мяч и быстро отвечает словом на парный согласный (на [г]). Кто ответит неверно, тот как-нибудь штрафуется. Штрафуется и тот, кто назовет слова, у которых в начале [ц] [ч] [х].

2. Вова и Настя придумывали свой язык, который бы подчинялся тем же законам, что и русский. Вова придумал глаголы курубить, табавить, калужить, талызить . Настя тут же придумала от этих глаголов существительные на -ка (как добавка отдобавить ).

Какие существительные у нее получились? Какие согласные чередуются в конце корня глаголов и существительных?

3. Отгадайте загадки. Найдите в них сочетания двух глухих согласных. Как проверить первый из них?

1). Длинный Ивашка,

Деревянная рубашка.

Где носом ткнет,

Там черту проведет.

2). Два брюшка,

Четыре ушка.

3). Над бабушкиной избушкой

Висит хлеба краюшка.

Собаки лают,

А достать не могут.

4). На ложке сидит Митрошка,

Свесив ножки.

5). Вся дорожка

Усеяна горошком.

6). Сидит бабка на грядке,

Вся в заплатках.

Кто ни взглянет - тот заплачет.

4. Вспрюшкин - такая фамилия была у одного человека. Сколько ошибок можно сделать в этой фамилии? В каких буквах можно ошибиться? Передают ли эти буквы фонемы в слабых позициях?

5. Вова Бутузов нашел старую тетрадку, а там написано: ливт, шбан, зпруд, фдрысг .

Ишь ты! - сказал Бутузов с любопытством. - Видно иностранец писал.

Кувшинникова Настя посмотрела тетрадку и сказала:

А почему на обложке написано: Вова Бут? Не знаешь, кто это - Вова Бут?

Вова взглянул и руками всплеснул.

Иностранец ли это писал? Объясните, как такое могло случиться.

6. Игра «ЗАБАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ».

Разделитесь на пары. Пусть каждый предложит друг другу слово. Какое хочет. Например, черепаха . Надо с этим подаренным словом придумать предложение, чтобы в нем было одно из трех слов: брошюра, жюри, парашют. И предлдожения пусть будут занимательные. Хотя бы вот такие:

Черепаха возглавила жюри на соревнованиях по бегу.

«Прыгать с парашютом? Это пустяки! Кто этого не умеет?» — рассуждает черепаха.

Наиболее удачные предложения прочитайте вслух. Какая буква пишется в этих трех словах-исключениях? (ю )

7. Назовите самое длинное слово в русском языке (времяпрепровождение ) и слово с тремя «е» на конце (длинношеее ).

8. Игра «ПРОСТОЕ - СЛОЖНОЕ».

Вы любите орехи? Тогда вы знаете, что такое щелкунчик . Но в магазине продавец назовет это предмет ореходавом. Попробуйте придумать замены простым словам (вместо простых - сложные).

Вместо слова полотенце - ......................, ключ - ..........................., кнопка - ................... .

9. Есть ли слово в русском языке, состоящее только из приставки и суффикса? Может быть, это слово подушка ? (Нет. Первоначально слово подушка было связано с корнем «дух », т.е. «надутое», «мягкое». Теперь оно непроизводное)

10. Вспомните названия сказок, в которых имеются слова с оценочными суффиксами. («Аленький цветочек», «Сказка о золотой рыбке… », «Сказка о золотом петушке… », «Сестрица Аленушка и братец Ивашушка» и др.)

11. Игра «ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ».

«Дружная семья» - это десять частей речи. Ведущий называет слово, состоящее из десяти букв. Например: трудолюбие, литература и т.п. Слово нужно записать по вертикали и к каждой букве подобрать часть речи, например:

Т - ты - местоимение

Р - разве - частица

У - удивляться - глагол

Д - десять - числительное

О - ох - междометие

Л - легко - наречие

Ю - юла - существительное

Б - без - предлог

И - или - союз

Е - еловый - прилагательное

Кто быстрее «соберет» «дружную семейку», тот и победит.

Если у ребят есть ошибки, то ведущий должен только сказать: «Семья недружная», - но не подсказывать, где ошибка.

12. Игра «ТОЛЬКО В ОДНОМ ЧИСЛЕ».

В современном русском языке есть два числа: единственное и множественное. Но некоторые существительные употребляются или только в единственном, или только во множественном числе. Например, молодежь, золото - только единственное;щипцы, шахматы - только во множественном.

Играющие должны разделиться на две группы. Водящий вперемежку читает существительные, которые употребляются только в единственном или только во множественном числе. Первая группа записывает существительные, которые употребляются только в единственном числе, вторая - существительные, употребляющиеся только во множественном. Для повышения внимательности учащихся в общий список слов для диктовки вносятся и слова, употребляемые как в форме единственного, так и в форме множественного числа.

Слова для диктовки : часы, пятнашки, асфальт, ворота, брюки, сани, столы, весы, белье, беготня, железо, ширина, ходьба, шаровары, салазки, жмурки, воск, вода, темнота, сметана, ножницы, виды, сутки, зима, весы, порох, молоко, керосин, трусики, каникулы, горелки, молотьба, родня, бетон.

После записи первая группа для проверки передает свои диктовки второй, а вторая - первой. По количеству правильно записанных слов подсчитываются очки и объявляются победители.

13. Игра «ВО ВСЕХ ПАДЕЖАХ И ЧИСЛАХ».

Игра заключается в том, чтобы подобрать пословицы и поговорки с избранным участником игры словом, которое употреблялось бы во всех падежах единственного и множественного числа, например:

Единственное число

И. Дело шуток не любит.

Р. От слова до дела целая верста.

Д. Не по сути дело, а по делу суть.

В. Ты за дело, а дело за тебя.

Т. Велик телом, да мал делом.

П. И умен, и пригож, и в деле тож.

Множественное число

И. Дела как сажа бела.

Р. Всех дел не переделаешь.

Д. По твоим делам о тебе судят.

В. Жизнь дана на добрые дела.

Т. Языком не спеши, а делами не смеши.

П. Умен на словах, да глуп на делах.

14. Ответьте на шуточный вопрос: что нужно сделать с существительнымидорога, марка, сера , чтобы превратить их в краткие прилагательные, не меняя в них ни одной буквы?

15. Игра «КТО БОЛЬШЕ».

Кто больше подберет фразеологических оборотов, в состав которых входят притяжательные прилагательные, тот и победит.

Для справок. Геркулесовы столпы, танталовы муки, прокрустово ложе, крокодиловы слезы, тришкин кафтан, анютины глазки.

16. Ответьте на шуточные вопросы:

Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? (Оно, тот)

Какое местоимение превращается в союз, если его прочесть справа налево? (Он - но)

Какую букву надо спрятать за местоимение, чтобы получить название животного?(За/ я/ ц)