Биография, Херасков Михаил Матвеевич. Полные и краткие биографии русских писателей и поэтов

Творчество

Херасков Михаил Матвеевич руководил группой литераторов, которые себя определяли в качестве учеников Сумарокова и объединившихся рядом с изданием «Полезное увеселение» и Московским университетом. Журнал издавался непосредственно при университете, во главе с Херасковым начиная с января 1760 года и по середину 1762.

Родился Михаил Херасков 25.10.1733 на Полтавщине в городе Переяславле и имел непосредственное отношение к знатному роду аристократов. Он приходился сыном румынскому боярину, который совместно с Дмитрием Кантемиром переселился в Россию. Воспитывался Михаил своим отчимом, так как родной отец умер, по исполнению мальчику двух лет. Отчим был образованнейшим человеком, князем Никитой Трубецким, находившимся в тесных взаимоотношениях с Сумароковым, Ломоносовым и Кантемиром.
Михаил, идентично Александру Сумарокову, проходил обучение в питерском Шляхетном корпусе и окончил его в 1751 году. Его ждала великолепная карьера. Между тем, Херасков отдал предпочтение Московскому университету, с коим и связал свою жизнедеятельность.

В 1775 году он становится сотрудником университета, где трудится, как заведующий библиотекой до самой своей отставки в 1802 году. Кроме того, он заведовал типографией и университетским издательством, а далее стал директором университета и попечителем (куратором) его. Такой выбор Хераскова обуславливался желанием служить российскому просвещению. В данном направлении у Михаила получилось преуспеть - он добился, что с 1767 года в университете стали преподавать на руссом языке, что значительно способствовало развитию культурных университетских учреждений.

Заинтересованность в области литературы у Хераскова стала проявляться еще в период обучения в корпусе, где он впервые стал писать свои стихи. Начиная с 1760 года, под патронажем Хераскова начинает издаваться первое литературное издание «Полезное увеселение», журнал-еженедельник, выходящий два года, а оставшиеся шесть месяцев журнал выходил ежемесячно. Херасков отмечал, что участники издания стремились к обеспечению безопасности добродетелей, увеселению общества в целом и обличению пороков. Основополагающая задача этого журнала заключалась именно в обличении пороков, и занимал он обособленную позицию, если проводить параллель между ним и «Трудолюбивой пчелой», так как Херасков считал чуждой для себя остроту социальной сатиры Сумарокова.

Участники вышеупомянутого издания «Полезное увеселение» придерживались умеренности в своих либеральных взглядах и способными были лишь к пассивному проявлению оппозиции по отношению к самодержавному произволу и принципам бюрократическо-дворянской государственности. Корректировка нравов « и ругань пороками» - это было чуждо Хераскову и его единомышленникам. Сумароков веровал в мощь разума, который способен улучшить имеющийся порядок и обучить царей рациональному правлению государством, а дворян научить исполнению своего долга. Херасков не питает надежд относительно разума - и ему пытается противопоставить принцип нравственного пассивного самоусовершенствования индивидуальной личности и возможности отхода от непосредственного участия в жизни общества. В стихотворении «К Евтерпе» Херасков спрашивает:

«Дозволь, Евтерпа, еще мне сказать яснея,
Что я хочу сказать:
Но будут ль люди при таких словах умнея?
Ты молвишь: «Никогда», - я лучше промолчу.

Определенное разочарование в способности посредством разума добиться жизненного успеха, да и в самом разуме как таковом, прослеживается в его стихотворении под названием «О разуме»:

«На что полезен разум,
Когда низки поклоны,
Когда глубоки иски
Людей приводят к счастью?
На что потребен разум?
Не надобен, я чаю.

Политическая пассивная позиция Хераскова, отчуждение его от гражданского рационализма вызывались определенной разочарованностью дворянской прогрессивной государственностью. В те времена, когда на территории России начали формироваться новоявленные капиталистические взаимоотношения, во время усиления меркантильной заинтересованности руководящих кругов дворян, увеличения социальных противоречий и наглядного превалирования реакционно-направленных политических тенденций государства дворян, Херасков не верил в социальную гармонию разума и отдавал предпочтение уклонению от активного проявления социального противостояния, уходя в мир философско-нравственных размышлений. Разочарованность «в идеальных формах дворянской прогрессивной государственности, отказ от общественного служения на основании гражданского долга и собственного разума, а также увлечения этическими и религиозными изысканиями, попытка сбежать от умственной абстракции рефлексивной абстракции и суеты жизни в столице в уединение села. Такое новоявленное миросозерцание Хераскова нашло непосредственное отражение на его поэтических произведениях и литературной направленности возглавляемого им издания «Полезное увеселение».

Сотрудничали в издании приблизительно 30 литераторов. Были среди них и связанные с университетом. Собиравшиеся около «Полезного увеселения» авторы, занимались на страницах журнала пропагандой искусства независимого дворянства, почитанием словесной изящности. Основополагающее место в журнале отводилось для стихов. Помимо стихов, в некоторых случаях из которых состоял весь журнал, в нем имелись беллетристические произведения, рассматривающие нравственно-этическую тематику, нравоучительные статьи и анекдоты с философским подтекстом. В бесчисленных любовных идиллиях, посланиях и элегиях, одах философского и анакреонтического содержания, авторы отдавали предпочтение не обличению пороков, а воспеванию самой добродетели, прославлению сладостной жизнедеятельности на природном лоне, отрицанию моральной злобы, что противопоставлялось карьере, погоне за богатством и житейской суете.

Мотивация социального неравенства находила свое перевоплощение в морально-этический план, предлагая всякому индивидууму искать счастье и успокоение во взаимоотношениях с внутренним собственным миром. Полнейшее выражение данной темы и мотиваций наиболее ярко отражаются в начальной поэзии Хераскова, отдающего предпочтение философской «нравоучительной» поэзии. В данной лирике, моральные нравоучительные сентенции определяли выражение эмоционального характера, что оказывало помощь в формировании некоего настроения, тогда как наиболее сухая морализация могла восприниматься в виде лирического размышления.

Нередко в стихах Хераскова и тех поэтов, которые печатались в «Полезном увеселении», прослеживались мотивы жизненной быстротечности и бренности земной жизни. Эти мотивации являли собой предтечи поэтических изысканий Державина и других поэтов-сентименталистов. В лирических произведениях Хераскова прослеживается идеализация патриархальной жизнедеятельности тех людей, которые не ведают благ цивилизации, несущей зло и развращение. В данном сегменте характерной является эго элегия, получившая название «На человеческую жизнь», которая была опубликована в «Полезном увеселении». Здесь поэт выражает определенную неудовлетворенность русской современной жизнедеятельностью, восхваляя жизни предков, которые «лукавства не имея, счастливо вели век».

В стихотворных формах Хераскова прослеживается мотив отделения от общества, шумной жизнедеятельности города и уединения на лоне природы в мире тишины и покоя. В стихотворении с громким названием «Тишина», поэтом рисуется идиллическое изображение подобного образа жизни, но со свойственной поэтам его направленности, некоторой идеализацией жизни на селе, демонстрируя идиллические картины крестьянской жизни.

Для Хераскова бедный люд являлся счастливее собственных же господ, ибо «Пышные чертоги и сребро, для сердца не дают спокойства». Особо резко Херасков осуждает гонгу за деньгами и чинами, а идеалом его является образованный дворянин, который самого себя посвящает высоким взглядам: самоусовершенствованию морального аспекта, культуре и науке. И мотивацией собственной поэзии, и плавной гибкостью собственного стиха, Херасков предваряет «новоявленный слог» и сентиментальность стихотворений Карамзина.

В свое время Херасков стал зачинателем драматургии и сентиментализма, создавая такие трагедии, как « Борислав» и «Пламена», по всем правилам классицизма поэтики. В своем произведении «Венецианская монахиня», которое автор написал в 1758 году, он решает этическую проблему вовсе не так, как требует трагедия классицизма. Придумав некий образ девушки Занеты, писатель доказывает то, что любой человек имеет право на любовь и счастье, несмотря на чувство долга, пусть даже это будет монашеский обет.

В 1774 году Херасков начинает работу над пьесой «Друг несчастных»- это слезная драма, в которой бедняки, не имеющие счастья в жизни, проявляют доброту и вызывают помощь и сочувствие благородных дворян. В данном произведении автор воплотил в жизнь образ дворянина Пречеста, который хочет жениться на бедной простой девушке Милане, и обращается к ней с такими словами: «Позвольте мне, скрывшись между вами от света, вкушать жизнь благополучную».

Знаменитую пьесу писателя «Гонимые», также можно отнести к слезной драме. За время свой творческой практики М. М. Херасков показывает свою внутреннюю противоречивость, которая вызывает стремление примерить традиционный канон классицизма с новейшим литературным веянием. Прежде всего, они проявляются в создании новых образов, в преодолении абстрактности, в стремлении раскрыть весь внутренний мир человека, совместно с его психологическим состоянием.

Творческая деятельность писателя, которая началась еще в 1753 году, была плодовитой и многообразной. Его произведения носили драматургический, стихотворный и эпический характер. Также следует отметить, что Херасков пробовал себя в написании политико-нравоучительных романов, в их число входит и изданный в 1768 году авторский роман под названием «Нума Помпилий». В данной книге писатель выступает как сторонник монархии просвещенников.

Героическая эпопея «Россияда»

Михаил Матвеевич стал известным поэтом в русско-литературной истории, благодаря героической эпопее, именуемой как «Россияда», она была выпущена в 1779 году. В своем произведении автор называл Державина «творцом бессмертной Россияды». Однако до того как Херасков выпустил эту поэму, он пробовал и раньше писать в данном направлении, однако все его другие героические эпопеи так и не увенчались успехом.

В знаменитой эпопее Херасков выступает в качестве последовательного ученика Сумарокова и при ее создании подчеркивает то, что классицизм есть, был и будет основным литературным направлением. Следует отметить, что над своим произведением «Россияда» автор работал целых 8 лет. При создании поэмы поэтический классицизм предусматривал важность именно исторического сюжета, в который были включены разнообразные чудесные элементы: аллегории, предсказания, видения. Повествование книги излагалось шестистопным размеренным ямбом, который должен был полностью передать все величие и торжественность происходящего.

Обширная поэма «Россияда» была посвящена значимому событию в истории Руси, а именно взятию Казани Грозным. Херасков расценивал этот этап как заключительный в борьбе татаро-монгольского иго с Русью. Эпопея «Россияда» состоит из 12 песен. Однако самой главной идеей данного произведения остается торжество и героизм русских воинов, победа православной веры над иегаметанской, а также победа Россиянами над варварством. В ней писатель максимально старается раскрыть воспитательно-патриотические моменты, вдохновляет своих современников героическими подвигами предков и, тем самым, учит их настоящему патриотизму.

Однако автор в своем произведении вовсе не описывает всю подлинность российской истории, многое в его книге было переработано и исчерпано с источников различных книг, а также вымышлено и украшено фантастикой. Представляя идеи дворянского либерализма, Херасков глубоко рассматривает взаимные отношения бояр и монарха - Грозного. В поэме великодушный и храбрый царь не только делится последним глоточком воды с ближними, но и полностью отдается в руки Господа, тем самым, действуя по внушению высших сил.

Подчеркивая единство бояр и Грозного, Херасков сказывает об утопичности политических идеалов. Многие бояре, воины, советники и другие приближенные царя, в поэме ведут себя доблестно и храбро, все они являются верными патриотами, которые в отношениях с царем держат себя независимо и смело.

Несмотря на то, что сюжет «Россияды» имеет историческую основу, она в некоторой степени обращена и к современности. В написанной в период турецко-русской войны поэме, и закончившей ее написание во времена присоединения к России Крыма, Херасков включает в произведении похвалы, обращенные в адрес Екатерины II. Поэма делает либерализм автора весьма ограниченным, именно потому, что посвящается она великой Екатерине II.

Отвечая всем требования классицизма, писатель наполняет свое произведение многочисленными аллегориями, олицетворениями порока и страсти, видениями и фантастическими образами. В поэме присутствует много длинных описаний, что несколько замедляет ход развития сюжета. Тяжеловесность и растянутость эпопеи отметили Батюшков и Вяземский, но в то же время они не переставали признавать в ее создании определенные заслуги автора.

Следует отметить, что героическая поэма Хераскова наполнена и рядом отступлений, которые нарушают чистоту жанра и, тем самым, свидетельствуют о новых литературных тенденциях. Несмотря на то, что «Россияда» находилась далеко от настоящего историзма, в литературе XVIII века она сыграла огромную роль в силу своего патриотического гражданского содержания. Херасков недаром дал своему произведению название « Россияда». В основе поэмы лежит национальный сюжет, она не только рассказывает о делах и взаимоотношениях царя с боярами, но и повествует о храбром русском народе, а, тем самым, и обо всей России.

Работа автора над поэмой с названием «Чесмесский бой» явилась предпосылкой для создания эпопеи « Россияда». Произведение Хераскова «Чесмесский бой» было посвящено победе в Чесмесской бухте русского флота, в период турецкой войны. Однако поэма, рассказывавшая о бесстрашных русских воинах, победивших бой, несколько отличалась своей документальностью. Ее написание автор произвел по точным известиям, именно поэтому она не смогла полностью ответить законам эпической поэмы, которая требует проявления разнообразных чудесных элементов.

В духе знаменитой эпопеи «Россияда» Херасков в 1785 году написал более позднюю поэму под названием «Владимир». Однако она была несколько меньше пропитана мистическим духом и несла менее художественный характер. Последним значимым произведением в литературном творчестве М. М. Хераскова и в поэзии настоящего русского классицизма стала именно «Россияда».

В творчестве Хераскова присутствуют достаточно характерные моралистические тенденции, а также вера в то, что нравственное усовершенствование человека может достигнуть самого высокого блага на всей земле. Все они имели достаточно консервативный характер, однако даже самая пассивная позиция в бюрократической самодержавной политике придавала его творческой деятельности и личности независимый характер.

Пытаясь как можно лучше развить литературное просвещение, Херасков зачастую помогал найти свою дорогу в литературе многим молодым авторам, в том числе и Богдановичу. Херасков, совместно со своей женой Елизаветой Васильевной, открыл литературный салон, который получил широкую популярность среди многих литераторов.

Нравственно-религиозные тенденции, усилившиеся в творчестве писателя после пугачевского восстания, сблизили Хераскова с масонами. Именно в них он увидел ту силу, которая способна противостоять безверию. Все это отразилось в его последних романах: «Полидор, сын Кадма и Гармонии»- 1794 и «Кадм и Гармония»- 1786. В них автор выражает неприязнь к «дерзновенным вольнодумцам» и широко раскрывает масонские взгляды. Эти произведения также не отличаются высокой художественностью, в большей степени в них присутствует новый литературный стиль и сентиментализм.

Скончался Херасков Михаил Матвеевич в возрасте 74 годов, в 1807 году 27 сентября (9 октября).

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Херасков Михаил Матвеевич представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

Херасков Михаил Матвеевич (1733 - 1807), поэт, прозаик.

Родился 25 октября (5 ноября н.с.) 1733 в Переяславе на Полтавщине в знатной семье валашских бояр, переселившихся в Россию при Петре I. Получил хорошее домашнее воспитание.

Затем учился в Сухопутном шляхетном кадетском корпусе в Петербурге, который окончил в 1751. По выходе из корпуса Херасков недолгое время находился на военной службе, а затем поступил в только что открывшийся Московский университет «асессором». С юности был серьёзно увлечён творчеством.

В 1756 в «Ежемесячных сочинениях» были помещены его «Притчи» и эпиграммы, а в следующие годы он издаёт поэму в трёх частях «Плоды наук» , трагедию «Венецианская монахиня».

В 1760 - 1762 издавал (при университете) журнал «Полезное увеселение», в 1873 - «Свободные часы»; «Невинное упражнение», «Доброе намерение».

Состоял членом Российской Академии.

К 70-м годам Херасков становится деятельным масоном и активным помощником Новикова. В частности, он передаёт в распоряжение Новикова Университетскую типографию. Масонская деятельность сказалась и в его творчестве, в той философии нравственного самоусовершенствования, которая определяет его лирику.

Вокруг Хераскова группировалась талантливая литературная молодёжь. В 70-х годах, покинув на несколько лет университет и женившись в Петербурге, он вместе с женой, одной из первых русских поэтесс, устроил в своём доме литературный салон, участники которого читали там свои произведения, помещаемые в журнале «Вечера» (1772-1773).

В 1763 - 1802 был (с перерывами) директором, затем куратором Московского университета. В историю русской литературы вошёл как крупный представитель русского классицизма, в творчестве которого обозначилось движение к сентиментализму. Знаменит как автор эпических поэм: «Плоды наук» (1761), «Чесменский бой» (1771), «Россияда» (1779), «Владимир Возрожденный» (1785), «Царь или Спасённый Новгород» (1800).

В драматургии Херасков выступил последователем классицизма. Написал 20 пьес, среди которых особенно известны были: трагедии «Пламена» (1765), «Борислав» (1774), «Освобождённая Москва» (1798); комедии «Безбожник» (1761), «Ненавистник» (1774).

Однако в драмах «Друг несчастных» (1774), «Гонимые» (1775) Херасков использует приёмы и мотивы сентиментализма. Проза Хераскова прошла эволюцию от философско-нравоучительного романа об идеальном государстве с царём-философом на троне («Нума Помпилий, или Процветающий Рим», 1768) до романа с запутанной любовно-авантюрной интригой («Кадм и Гармония», 1786).

Разбросанной по жанрам лирике Хераскова свойственны проповедь умеренности, сетование на испорченность современного общества, которому противоставляется тихая жизнь на лоне природы («Истинное благополучие» , «О разуме» , «К А. Ржевскому » и др.).

Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000

ХЕРАСКОВ, Михаил Матвеевич - русский писатель. Из знатной семьи валашских бояр. Окончил Сухопутный шляхетский корпус в Петербурге (1751). Издавал журналы «Полезное увеселение» (1760-62), «Свободные часы» (1763). В 1763-1802 был (с перерывами) директором, затем куратором Московского университета. Видный деятель русского масонства. В историю русской литературы Херасков вошёл как крупнейший представитель русского классицизма, в творчестве которого обозначилось движение к сентиментализму, как автор эпических поэм. В дидактической поэме «Плоды наук» (1761) Херасков, споря с Ж. Ж. Руссо, вполне в духе классицизма доказывал практическую и моральную пользу науки. Поэма «Чесменский бой» (1771) посвящена современной теме. В полном соответствии с поэтикой классицизма находится поэма «Россияда» (1779). Поэма написана шестистопным ямбом, высоким слогом; в ней изображено важное событие из истории страны - покорение Иваном Грозным Казанского царства. Принятие Русью христианства лежит в основе сюжета поэмы «Владимир Возрожденный» (1785), однако «второй план» её - рассказ о внутренней жизни человека, «сокровенных чувствах души, с самою собою борющейся», отразил масонские взгляды поэта. Откликом на события Великой французской революции явилась поэма «Царь, или Спасённый Новгород» (1800), в которой автор стремился представить «ужас безначальственного правления, пагубу междуусобий, бешенство мнимой свободы и безумное алкание равенства». Некоторое влияние поэмы-сказки Хераскова «Бахариана» (1803) сказалось на поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» .

Последователем классицизма Херасков выступил и в драматургии (написал 20 пьес, включая переводы-переделки): трагедии «Пламена» (1765), «Борислав» (1774), «Идолопоклонники, или Горислава» (1782), «Освобождённая Москва» (1798), комедии «Безбожник» (1761), «Ненавистник» (1774, опубликована 1779) и др. Однако в первой и самой значительной трагедии Хераскова «Венецианская монахиня» (1758) заметны некоторые отступления от канонов классицизма: в трагедии три, а не пять актов, построена она на современном материале, в основе сюжета - любовная страсть, заставляющая героя трагедии решиться на позорную смерть ради спасения чести своей возлюбленной. В «слёзных драммах» «Друг несчастных» (1774), «Гонимые» (1775) и других Херасков изображает жизнь страдающих людей, используя приёмы и мотивы сентименталисткой драматургии.

Проза Хераскова эволюционировала от философско-нравоучительного романа об идеальном государстве с царём-философом на троне («Нума Помпилий, или Процветающий Рим», 1768) к роману с запутанной любовно-авантюрной интригой, показывающему историю человеческой души в духе масонской символики («Кадм и Гармония», 1786). Герой романа Кадм сначала погрязает в пороках, затем становится добродетельным, обретает Гармонию (это и жена героя, и обозначение его душевного состояния). В романе «Полидор, сын Кадма и Гармонии» (1794) содержится резкая критика французской революции: жители изображённого здесь острова Терзит (по имени отрицательного персонажа «Илиады» Гомера), находясь в безначалии, превратились в буйное стадо. Проза Хераскова тяготеет к ритмичности; она многословна, изобилует словесными украшениями. Лирика Хераскова, разнообразная по жанрам, медитативна, для неё характерны нравоучительная проповедь умеренности, сетование на испорченность современного общества, которому противопоставляется тихая жизнь на лоне природы («Истинное благополучие» , «О разуме» , «К А. А. Ржевскому» и др.).

Соч.: Творения, ч. 1-12, М., 1796-; то же, 2 изд., М., 1807-12; Избр. произв. [Вступ. ст., подгот. текста и примеч. А. В. Западова], Л., 1961.

Лит.: Мерзляков А. Ф., Россияда, поэма эпическая г-на Хераскова, «Амфион», 1815, кн. 1-3, 5-6, 8-9; Белинский В. Г., Полн. собр. соч., т. 7, М., 1955, с. 112-15; Розанов И. Н., М. М. Херасков, в кн.: Масонство в его прошлом и настоящем, т. 2, [М., 1915]; Гуковский Г. А., У истоков рус. сентиментализма, в его кн.: Очерки по истории рус. лит-ры и обществ. мысли XVIII в., Л., 1938; Кулакова Л. И., Херасков, в кн.: История рус. лит-ры, т. 4, ч. 2, М. - Л., 1947; Поспелов Г. Н., У истоков рус. сентиментализма, «Вестник МГУ», 1948, № 1; Соколов А. Н., Очерки по истории рус. поэмы XVIII и первой пол. XIX в., М., 1955, с. 144-87; Макина М. А., Поэмы М. М. Хераскова, «Уч. зап. Новгород. пед. ин-та», 1963, т. 9; Назаретская К. А., Сентиментальные и предромантич. мотивы в творчестве Хераскова и поэтов его школы 60-70-х гг., «Уч. зап. Казан. ун-та», 1967, т. 127, кн. 2; Серман И. З., Херасков и Курбский, «Тр. ОДРЛ», 1969, т. 24; Билинкис М., Пространство и система персонажей в повестях М. М. Хераскова, в кн.: Рус. филология, 3-й сб. науч. студенч. работ, Тарту, 1971; Thiergen P., Studien zu M. M. Cheraskovs Versepos «Rossijada», Bonn, 1970 (Diss.).

М. Г. Альтшуллер

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. - Т. 8. - М.: Советская энциклопедия, 1975

(25.10.1733 – 27.09.1807)

Директор (1763–1770), куратор (1778–1802) Московского университета. Первый «обербиблиотекариус» библиотеки (1757–1761). Действительный статский советник.

Происходит из знатного валашского рода бояр Хереско, представители которого переселились в Россию при Петре I. Родился в г. Переяславе Полтавской губернии. Лишившись во младенчестве отца, воспитывался в семье отчима – генерал-прокурора Сената фельдмаршала Н.Ю. Трубецкого, просвещённого вельможи аннинского и елизаветинского времени и крупного библиофила. В 1743 г. был определён в Сухопутный шляхетский кадетский корпус, где 7 лет обучался различным наукам и языкам и где под руководством видного представителя русского классицизма писателя А.П. Сумарокова начал писать первые стихи. В 1751 г. выпущен из Корпуса в Ингерманландский пехотный полк в чине поручика, в 1754 г. рекомендован в титулярные советники с переводом в Коммерц-коллегию, но уже с 1756 г. начал службу в канцелярии недавно открывшегося Московского университета, где ему поручен административный надзор за библиотекой, типографией и театром. На сцене университетского театра (объединенного с труппой итальянца Д. Локателли) М.М. Херасков проявил свой драматургический и режиссерский талант, положив начало русской «морализующей» комедии («Безбожник», 1761). В начале 1760-х гг. он издаёт литературные журналы («Полезное увеселение», «Свободные часы»), вокруг которых объединяются молодые писатели.

В 1762 г. М.М. Хераскову была поручена цензура всех университетских изданий, а через год он назначается директором университета с чином канцелярии советника.

В 1770 г. М.М. Херасков оставил Московский университет и перевёлся в Санкт-Петербург на должность вице-президента Берг-коллегии. К этому времени он уже известный литератор и общественный деятель, по отзыву знаменитого писателя-просветителя, издателя и журналиста Н.И. Новикова – «человек острый, учёный и просвещённый. ... Стихотворство его чисто и приятно, слог текущ и твёрд, изображения сильны и свободны; его оды наполнены стихотворческого огня, сатирические сочинения – остроты и приятных замыслов... и он по справедливости почитается в числе лучших наших стихотворцев и заслуживает великую похвалу».

В июне 1778 г. в чине действительного статского советника М.М. Херасков вернулся в Московский университет на должность куратора.

В 1802 г. вышел в отставку в чине действительного тайного советника.

Похоронен М.М. Херасков на кладбище Донского монастыря в Москве.

Значение ХЕРАСКОВ МИХАИЛ МАТВЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

ХЕРАСКОВ МИХАИЛ МАТВЕЕВИЧ

Херасков (Михаил Матвеевич) - писатель. Происходил из валахской семьи, выселившейся в Россию при Петре I ; родился 25 октября 1733 г. в городе Переяславле, Полтавской губернии. Учился в сухопутном шляхетском корпусе. Еще кадетом Х. начал под руководством Сумарокова, писать статьи, которые потом печатались в "Ежемесячных Сочинениях". Служил сначала в Ингерманландском полку, потом в коммерц-коллегии, а в 1755 г. был зачислен в штат Московского университета и заведовал типографией университета. С 1756 г. начал помещать свои труды в "Ежемесячных Сочинениях". В 1757 г. Х. напечатал поэму "Плоды наук", в 1758 г. - трагедию "Венецианская монахиня". С 1760 г. в течение 3 лет издавал вместе с И.Ф. Богдановичем журнал "Полезное Увеселение". В 1761 г. Х. издал поэму "Храм Славы" и поставил на московскую сцену героическую поэму "Безбожник". В 1762 г. написал оду на коронацию Екатерины II и был приглашен вместе с Сумароковым и Волковым для устройства уличного маскарада "Торжествующая Минерва". В 1763 г. назначен директором университета в Москве. В том же году он издавал в Москве журналы "Невинное Развлечение" и "Свободные Часы". В 1764 г. Х. напечатал две книги басней, в 1765 г. - трагедию "Мартезия и Фалестра", в 1767 г. - "Новые философические песни", в 1768 г. - повесть "Нума Помпилий". В 1770 г. Х. был назначен вице-президентом берг-коллегии и переехал в Петербург. С 1770 по 1775 гг. он написал трагедию "Селим и Селима", комедию "Ненавистник", поэму "Чесменский бой", драмы "Друг несчастных" и "Гонимые", трагедию "Борислав" и мелодраму "Милана". В 1778 г. Х. назначен был вторым куратором Московского университета. В этом звании он отдал Новикову университетскую типографию, чем дал ему возможность развить свою издательскую деятельность, и основал (в 1779 г.) московский благородный пансион. В 1779 г. Х. издал "Россиаду", над которой работал с 1771 г. Предполагают, что в том же году он вступил в масонскую ложу и начал новую большую поэму "Владимир возрожденный", напечатанную в 1785 г. В 1779 г. Х. выпустил в свет первое издание собрания своих сочинений. Позднейшие его произведения: пролог с хорами "Счастливая Россия" (1787), повесть "Кадм и Гармония" (1789), "Ода на присоединение к Российской империи от Польши областей" (1793), повесть "Палидор сын Кадма и Гармонии" (1794), поэма "Пилигримы" (1795), трагедия "Освобожденная Москва" (1796), поэма "Царь, или Спасенный Новгород", поэма "Бахариана" (1803), трагедия "Вожделенная Россия". В 1802 г. Х. в чине действительного тайного советника за преобразование университета вышел в отставку. Умер в Москве 27 сентября 1807 г. Х. был последним типичным представителем псевдоклассической школы. Поэтическое дарование его было невелико; его больше "почитали", чем читали. Современники наиболее ценили его поэмы "Россиада" и "Владимир". Характерная черта его произведений - серьезность содержания. Масонским влияниям у него уже предшествовал интерес к вопросам нравственности и просвещения; по вступлении в ложу интерес этот приобрел новую пищу. Х. был близок с Новиковым, Шварцем и дружеским обществом. В доме Х. собирались все, кто имел стремление к просвещению и литературе, в особенности литературная молодежь; в конце своей жизни он поддерживал только что выступавших Жуковского и Тургенева. Хорошую память оставил Х. и как создатель московского благородного пансиона. Последнее собрание сочинений Х. вышло в Москве в 1807 - 1812 гг. См. Венгеров "Русская поэзия", где перепечатана биография Х., составленная Хмыровым, и указана литература предмета; А.Н. Пыпин, IV том "Истории русской литературы". Н. К-ка.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ХЕРАСКОВ МИХАИЛ МАТВЕЕВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ХЕРАСКОВ МИХАИЛ МАТВЕЕВИЧ
    (1733-1807) русский писатель. Эпическая поэма "Россияда" (1779), написанная в духе …
  • ХЕРАСКОВ МИХАИЛ МАТВЕЕВИЧ
    Михаил Матвеевич , русский писатель. Окончил Сухопутный шляхетский корпус в Петербурге (1751). Издавал журналы …
  • ХЕРАСКОВ, МИХАИЛ МАТВЕЕВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? писатель. Происходил из валахской семьи, выселившейся в Россию при Петре I; род. 25 октября 1733 г. в г. Переяславле, …
  • ХЕРАСКОВ МИХАИЛ МАТВЕЕВИЧ
    писатель. Происходил из валахской семьи. выселившейся в Россию при Петре I; род. 25 октября 1733 г. в г. Переяславле, Полтавской …
  • МИХАИЛ в Словаре значений Цыганских имен:
    , Михаэль, Мигель, Михель (заимств., муж.) - «кто как Бог» …
  • ХЕРАСКОВ в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
  • ХЕРАСКОВ в Энциклопедии фамилий:
    Русский поэт и драматург XVIII в. Михаил Матвеевич Херасков принадлежал к знатному роду валашских (Румыния) бояр Хереску. В 1711 г. …
  • МИХАИЛ
    (кто, как Бог) АРХАНГЕЛ имя которого встречается три раза в кн. Даниила, однажды - в послании ап. Иуды и один …
  • МИХАИЛ в Библейской энциклопедии Никифора:
    Чис 13:14 - отец Сефура, одного из 12-ти соглядатаев земли Ханаанской. 1Пар 5:13 - один из кол. Гадова, живший в …
  • МИХАИЛ
    Михаил - митрополит Киевский. Упоминается впервые в "Степенной книге" и Никоновской летописи. По словам надписи на его раке пришел в …
  • МИХАИЛ в Большом энциклопедическом словаре:
    (ум. 992) митрополит Киевский и всея Руси (989), чудотворец. Память в Православной церкви 15 (28) июня и 30 сентября (13 …
  • МИХАИЛ СЛЕЗКА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    южно-русский деятель книгопечатания, родом белорус, с 1633 г. поселился в Львове и стал заведовать ставропигиальной братской типографией, затем открыл собственную …
  • МИХАИЛ МОНАСТЫРЕВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Михаил (в мире Андрей Иванович Монастырев; 1815—1846) — воспитанник Орловской семинарии и Киевской акд., постригся в 1841 г. и получил …
  • МИХАИЛ ЛУЗИН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I Михаил (в мире Матвей Иванович Лузин; 1830—1887) — богослов. Учился в Нижегородской семинарии и Московской духовной акд., где и …
  • МИХАИЛ КОПЫСТЕНСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    с 1591 г. епископ Перемышльский и Самборский, поборник православия, родом из знатной дворянской фамилии (герба Лелива). Когда уния была утверждена …
  • МИХАИЛ КОЗАЧИНСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Михаил (в мире — Мануил Иванович Козачинский) — воспитанник Киевской акд. Много путешествовал по славянским землям и Германии, заводил училища …
  • МИХАИЛ ДЕСНИЦКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Михаил (в мире Матвей Десницкий) — сын пономаря, род. в 1762 г. Образование получил в Троицкой семинарии и в филологической …
  • МИХАИЛ ГРИБАНОВСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    епископ Прилукский (с 1894 г.); образование получил в С.-Петербургской духовной акд. (1884 г.). Оставленный при акд., М., после защиты диссертации …
  • МИХАИЛ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Михаил Ярославич - вел. князь тверской. Родился в 1271 г., стол занялоколо 1285 г.; в 1286 г. успешно преследовал литовцев, …
  • ХЕРАСКОВ
    ХЕР́АСКОВ Мих. Матв. (1733-1807), рус. писатель. Директор (затем куратор) Моск. ун-та (1763-1802). Видный деятель рус. масонства. Эпич. поэмы, в т.ч. …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ЯРОСЛАВИЧ (1271-1318), князь тверской с 1285, вел. князь владимирский в 1305-17. Боролся с вел. князем московским Юрием Даниловичем за …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ЯРОСЛАВИЧ Хоробрит (?-1248), князь московский с 1247, вел. князь владимирский (1248), брат Александра …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ШИШМАН (?-1330), болг. царь с 1323. В 1324 вступил в брак с внучкой визант. имп. Андроника II; заключил воен. …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ФЁДОРОВИЧ (1596-1645), царь с 1613, первый царь из династии Романовых. Сын Ф.Н. Романова (см. Филарет) и К.И. Шестовой …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ПСЕЛЛ (до пострижения в монахи - Константин) (1018 - ок. 1078 или ок. 1096), визант. полит. деятель, писатель, учёный, …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ПАВЛОВИЧ (1798-1849), вел. князь, мл. брат имп. Александра I и Николая I. С 1819 ген.-фельдцейхмейстер, с 1825 ген.-инспектор по …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ОБРЕНОВИЧ III (1823-68), серб. князь в 1839-42 и с 1860, из династии Обреновичей. Продолжал абсолютистскую политику своего отца Милоша …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ НИКОЛАЕВИЧ (1832-1909), вел. князь, четвёртый сын имп. Николая I, ген.- фельдм. (1878), поч. ч. Петерб. АН (1855). С 1852 …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ КИРУЛАРИЙ (ок. 1000-58), патриарх Константинопольский с 1043. Отстаивал независимость визант. церкви от императорской власти, от папства. Конфликт в 1054 …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ВСЕВОЛОДОВИЧ (1179-1246), князь черниговский. В 20-х гг. 13 в. неск. раз был князем в Новгороде. С 1238 вел. князь …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ БОРИСОВИЧ (1453 - ок. 1505), последний вел. князь тверской (1461-85). Участвовал в походах Ивана III на Новгород и в …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1878-1918), вел. князь, брат имп. Николая II, ген.-лейт. (1916). В 1898-1912 на воен. службе. В 1-ю мир. войну …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1333-99), вел. князь тверской с 1368. Вёл безуспешную борьбу с моск. кн. Дмитрием за вел. княжение владимирское, получал …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ VIII (1224-82), никейский император с 1259 (соправитель имп. Иоанна IV до 1261), с 1261, после отвоевания у Лат. империи …
  • МИХАИЛ в Словаре Кольера:
    (евр. Михаэль, "Кто как Бог?"), архангел, упоминаемый и в Ветхом, и в Новом Завете. В Книге Даниила он упоминается несколько …
  • МИХАИЛ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • МИХАИЛ в словаре Синонимов русского языка.
  • МИХАИЛ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Михаил, (Михайлович, …
  • ХЕРАСКОВ
    Михаил Матвеевич (1733-1807) , русский писатель. Эпическая поэма «Россияда» (1779), написанная в духе …
  • МИХАИЛ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (ум. 992), митрополит Киевский и всея Руси (989), чудотворец. Память в Православной церкви 15 (28) июня и 30 сентября (13 …
  • ДЕБУ ИППОЛИТ МАТВЕЕВИЧ И КОНСТАНТИН МАТВЕЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    братья Ипполит Матвеевич и Константин Матвеевич (1810, Петербургская губерния, …
  • СИДОРОВ АФАНАСИЙ МАТВЕЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сидоров Афанасий Матвеевич (1912 - 1937), учитель. Родился 1 декабря 1912 года в деревне …
  • ЧИХАЧЕВ НИКОЛАЙ МАТВЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Чихачев (Николай Матвеевич) - генерал-адъютант, адмирал. Родился в 1830 г., образование получил в морском кадетском корпусе; в 1853 - 1859 …
  • ЧЕРНЯЕВ ВАСИЛИЙ МАТВЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Черняев (Василий Матвеевич, 1796 - 1871) - исследователь флоры Украины и вообще Южной России. Окончил курс на медицинском факультете Харьковского …
  • ЦЕХАНОВЕЦКИЙ ГРИГОРИЙ МАТВЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Цехановецкий (Григорий Матвеевич) - экономист (1833 - 1898); был профессором политической экономии и статистики сначала в Киевском, затем в Харьковском …
  • ЦАЛАБАН ТИМОФЕЙ МАТВЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Цалабан (Тимофей Матвеевич, 1774 - 1824) - переводчик. По окончании курса в академической гимназии, служил в Преображенском полку; в 1795 …
  • ХИТРОВО БОГДАН [ИОВ] МАТВЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Хитрово (Богдан [Иов] Матвеевич, родился около 1615 г., умер в 1680 г.) - ближний боярин и дворецкий. В 1648 г., …

Михаи́л Матве́евич Хера́сков (25 октября 1733, Переяславль - 27 сентября 1807, Москва) - русский поэт эпохи Просвещения, автор огромной по объёму эпической поэмы «Россиада», видный масон и розенкрейцер, владелец подмосковной усадьбы Очаково.

Биография

Родился 25 октября (5 ноября) 1733 в Переяславле на Левобережной Украине (сейчас - Переяслав-Хмельницкий в Киевской области Украины). Происходил из валашского боярского рода Хереско. Его отец, Матвей Андреевич Херасков, переселился из Валахии в Россию в 1712 году при Петре I. Отец умер почти сразу после рождения Михаила. Вскоре мать Анна Даниловна Хераскова, в девичестве княжна Друцкая-Соколинская, замечательная красавица, воспетая А. П. Сумароковым, вышла замуж за Никиту Юрьевича Трубецкого и после назначения отчима генерал-прокурором в 1740 году переехала с сыном в Петербург.

В 1743 году Херасков поступил в Сухопутный шляхетский кадетский корпус в Петербурге - одно из лучших гуманитарных учебных заведений. Ещё кадетом Херасков начал под руководством Сумарокова писать статьи, которые потом печатались в «Ежемесячных сочинениях». В 1751 году после завершения обучения получил звание подпоручика.

Служил сначала в Ингерманландском полку, в 1754 году - в коммерц-коллегии, а в 1755 году подал прошение об отставке и поступил на службу в открывшийся Московский университет, где организовал и руководил несколькими печатными изданиями, выходившими в типографии Университета.

С 1756 году начал помещать свои труды в «Ежемесячных сочинениях». С 1760 года в течение 3 лет издавал вместе с И. Ф. Богдановичем журнал «Полезное увеселение». В 1761 году Херасков издал поэму «Храм Славы» и поставил на московской сцене героическую поэму «Безбожник».

В 1760-х годах дом Хераскова (на месте нынешнего здания № 21 по Тверской) стал центром литературной Москвы.

В 1762 году написал оду на коронацию Екатерины II и был приглашён вместе с Сумароковым и Ф. Волковым для устройства уличного маскарада «Торжествующая Минерва» по случаю коронации, после чего в 1763 г. назначен директором Московского университета.

В 1770 году Херасков переезжает в Петербург в связи с назначением на пост вице-президента берг-коллегии - учреждения, ведавшего горной промышленностью России. В Петербурге Херасков тоже создаёт литературное общество, издаёт журнал «Вечера», за что разгневанная императрица отправляет поэта в отставку.

В 1778 году Херасков был назначен вторым куратором Московского университета. В этой должности он передал Н. И. Новикову университетскую типографию, предоставив ему возможность развить свою издательскую деятельность.

В 1779 году вышла поэма Хераскова «Россиада», над которой он работал с 1771 года, после чего Екатерина II отменила опалу и вернула поэта в Московский университет на должность куратора. Херасков переселился в Москву, занимался издательской деятельностью, создал университетский благородный пансион, где позже получили образование В. Жуковский, М. Лермонтов, Ф. Тютчев и другие знаменитые литераторы. Предполагают, что в том же году он вступил в масонскую ложу и начал новую большую поэму «Владимир возрожденный», напечатанную в 1785 году. В 1779 году Херасков выпустил в свет первое издание собрания своих сочинений. В 1783 году стал членом только что созданной Российской академии.

В 1802 году Херасков в чине действительного тайного советника, полученном за преобразованием Университета, вышел в отставку.

Умер Херасков 27 сентября (9 октября) 1807 в Москве. Похоронен на кладбище Донского монастыря.

Семья

Жена Елизавета Васильевна (1737-1809) - русская писательница.

Творчество

Херасков вошёл в историю русской литературы как крупный представитель русского классицизма. Наиболее знаменит как автор эпических поэм - «Россиада» и «Владимир Возрожденный». Характерная черта его произведений - серьёзность содержания. Известны также духовные произведения поэта, например стихотворение «Коль славен наш Господь в Сионе», которое было положено на музыку Д. С. Бортнянским и в начале XIX века считалось неофициальным Гимном Российской империи

Участие в литературном процессе

В доме Хераскова собирались все, кто имел стремление к просвещению и литературе, в особенности литературная молодежь; в конце своей жизни он поддерживал только что выступившего на литературное поприще В. А. Жуковского. Херасков издавал или так или иначе участвовал в издании нескольких журналов: «Полезное увеселение» (1760-1762), «Свободные часы» (1763), «Вечера» (1772-1773), «Утренний свет» (1777-1779).

Произведения
  • Эпические героические поэмы
    • «Чесменский бой» (1771); перевод поэмы на французский язык сделал Хераскова известным в Европе (переводчик Мария Сушкова, «Le combat de Tzesme, poème en cinq chants» , 1772);
    • «Россияда» (1778)
    • «Владимир возрожденный» (1785)
    • «Царь, или Освобожденный Новгород» (1800)
  • Дидактическая поэма
    • «Плоды наук» (опубл. 1761)
  • Другие эпические произведения
    • «Вселенная, мир духовный» (1790) - поэма о творении мира
    • Пилигримы, или Искатели счастья (1795) - поэма-аллегория;
    • Бахариана (1805) - богатырская сказка
  • Трагедии
    • «Венецианская монахиня» (1758)
    • «Пламене» (1762, опубл. 1765)
    • «Мартезия и Фалестра» (ок. 1766)
    • «Борислав» (1772, опубл. 1774)
    • «Идолопоклонники, или Горислава» (1782)
    • «Юлиан Отступник» (нач. 1790-х)
    • «Цид» (нач. 1790-х)
    • «Освобожденная Москва» (1798)
    • «Зореида и Ростислав» (1807)
  • Комедии
    • «Безбожник» (1761)
    • «Ненавистник» (1770)
  • Слёзные драмы
    • «Друг несчастных» (1774)
    • «Гонимые» (1775)
    • «Милана» (1786, «драма с песнями»)
    • «Школа добродетели» (1796)
    • «Извинительная ревность» (1796)
  • Сборники лирических стихотворений
    • «Новые оды» (1762)
    • «Философические оды или песни» (1769)
  • Басни
    • «Нравоучительные басни» (1764)
  • Романы
    • «Нума Помпилий» (1768)
    • «Кадм и Гармония» (1787)
    • «Полидор, сын Кадма и Гармонии» (1792)

материал взят с сайта