Какая губерния является для тютчева родной. Когда родился и умер Тютчев? Федор Иванович Тютчев: биография

Фёдор Иванович Тютчев - русский поэт, дипломат, консервативный публицист, член-корреспондент Петербургской Академии Наук с 1857 года, тайный советник.

Фёдор Иванович Тютчев (1803-1873) родился в усадьбе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии, в старинной и культурной дворянской семье с устойчивыми патриархальными традициями. Отец Иван Николаевич Тютчев отличался хлебосольством, радушием и гостеприимством. Мать Екатерина Львовна происходила из семейства Толстых и была женщиной умной и впечатлительной. Детство будущего поэта прошло в Овстуге, Москве и подмосковном имении Троицком под присмотром «дядьки» Н. А. Хлопова.

Мальчик получил хорошее домашнее воспитание и образование. На его необыкновенные способности и дарования обратили внимание родители и его воспитатель - известный в ту пору поэт С. Е. Раич. Деятельность Раича была многообразной и насыщенной: он превосходно знал древние классические языки, переводил античных авторов, пылал любовью к итальянской литературе и привил эту любовь своему воспитаннику. Словом, Раич оказал на Тютчева благотворное и сильное влияние: поощрял литературные занятия Тютчева, читал первые пробы пера вступавшего в литературу поэта. Тютчев с детства усвоил основные европейские языки и под руководством Раича в 12 лет переводил Горация.

Дальнейшее образование и воспитание Тютчев продолжил в Московском университете, где слушал лекции по истории и теории литературы, археологии и истории изящных искусств. В Университете он посещал поэтический кружок Раича и не прекращал писать стихи. Его волнуют произведения русских авторов, и он откликается на них (например, на пушкинскую оду «Вольность»). В Университете Тютчев много читает, пополняя своё образование.

Окончив в 1821 году Университет со степенью кандидата, Тютчев уехал в Петербург, потом за границу, где провёл 22 года на дипломатической службе.

Как оригинальный поэт Тютчев сформировался к концу 1820-х годов. В основе тютчевской лирики лежит созерцание природы и проникновение в её мир, в её тайную, сокровенную жизнь. Природа у Тютчева полна противоречий, насыщена звуками и красками, она полна внутреннего движения.

Читая стихотворения Тютчева, можно легко убедиться, что природа у Тютчева - живой, чувствующий организм. Она может «принахмуриться», её «раскаты громовые» могут стать смелыми и сердитыми, а солнце - взглянуть на землю «исподлобья». Читатель словно видит, как живёт природа, как она дышит, что совершается в ней. Так Тютчев приоткрывает для нас тайны природы, помогая постигать их.

У Тютчева было 9 детей. Жена: Элеонора Фёдоровна Тютчева (в браке с 1826 г. до 1838 г.), Эрнестина Пфеффель (в браке с 1839 г. до 1873 г.),

Русский поэт, мастер пейзажной, психологической, философской и патриотической лирики, Федор Иванович Тютчев происходит из древней дворянской семьи. Будущий поэт родился в Орловской губернии, в родовом поместье Овстуг (сегодня это территория Брянской области), 23 ноября 1803 года. По эпохе Тютчев - практически современник Пушкина, и, как утверждают биографы, именно Пушкину обязан своей нечаянной славой поэта, так как по роду основной деятельности не был тесно связан с миром искусства.

Жизнь и служба

Большую часть детства провел в Москве, куда семья переехала, когда Федору было 7 лет. Мальчик учился дома, под руководством домашнего педагога, известного поэта и переводчика, Семена Раича. Учитель привил подопечному любовь к словесности, отмечал у него дар к поэтическому творчеству, однако родители прочили сыну более серьезное занятие. Так как у Федора был дар к языкам (с 12 лет он знает латынь и переводит древнеримские стихи), в 14-летнем возрасте он начинает посещать лекции студентов-словесников в Московском университете. В 15 лет зачислен на курс Словесного отделения, вступил в Общество любителей российской словесности. Лингвистическое образование и степень кандидата словесных наук позволяют Тютчеву двигаться в карьере по дипломатической линии - в начале 1822 года Тютчев поступает в Государственную коллегию иностранных дел и практически навечно становится чиновником-дипломатом.

Следующие 23 года своей жизни Тютчев проводит на службе в составе Русской дипломатической миссии в Германии. Стихи пишет и переводит немецких авторов исключительно «для души», с литературной карьерой почти никак не связан. Семён Раич продолжает поддерживать связь с бывшим учеником, он печатает в своем журнале несколько стихотворений Тютчева, но они не находят у читающей публики восторженного отклика. Современники считали лирику Тютчева несколько старомодной, так как в ней чувствовалось сентиментальное влияние поэтов конца 18 века. Между тем, сегодня эти первые стихи - «Летний вечер», «Бессонница», «Видение» - считаются одними из самых удавшихся в лирике Тютчева, они свидетельствуют о уже состоявшемся поэтическом таланте.

Поэтическое творчество

Первую известность Тютчеву принес Александр Пушкин, в 1836 году. Он отобрал для печати в своем сборнике 16 стихотворений никому не известного автора. Есть свидетельства, что Пушкин подразумевал в авторе молодого начинающего поэта и предрекал ему будущее в поэзии, не подозревая, что тот имеет солидный стаж.

Поэтическим источником гражданской лирики Тютчева становится его работа - дипломат слишком хорошо осознает цену мирных отношений между странами, так как становится свидетелем выстраивания этих отношений. В 1848-49 годах поэт, остро прочувствовав события политической жизни, создает стихотворения «Русской женщине», «Неохотно и несмело...» и другие.

Поэтический источник любовной лирики - во многом трагическая личная жизнь. Впервые Тютчев женится в 23 года, в 1826 году на графине Элеоноре Петерсон. Тютчев не любил, но уважал жену, а она боготворила его так, как никто и никого. В браке, продлившемся 12 лет, родилось три дочери. Однажды в поездке семья попала в катастрофу на море - супругов спасли из ледяной воды, и Элеонора сильно простудилась. Проболев год, жена умерла.

Тютчев вновь женился через год на Эрнестине Дёрнберг, в 1844 году семья вернулась в Россию, где Тютчев вновь начал восхождение по карьерной лестнице - министерство иностранных дел, должность тайного советника. Но настоящие жемчужины своего творчества посвящал не супруге, а девушке, ровеснице его первой дочери, которую с 50-летним мужчиной свела роковая страсть. Стихи «О, как убийственно мы любим…», «Весь день она лежала в забытьи...» посвящены Елене Денисьевой и сложены в так называемый «денисьевский цикл». Девушка, уличенная в связи с женатым стариком, была отринута и обществом, и собственной семьей, она родила Тютчеву троих детей. К сожалению, и Денисьева, и двое из их детей умерли от чахотки в один год.

В 1854 году Тютчев впервые издается отдельным сборником, в приложении к номеру «Современника». Его творчество начинают комментировать Тургенев, Фет, Некрасов.

62-летний Тютчев вышел в отставку. Он много думает, гуляет в окрестностях поместья, много пишет пейзажной и философской лирики, издается Некрасовым в сборнике «Русские второстепенные поэты», обретает известность и подлинное признание.

Однако поэт раздавлен потерями - в 1860-е умерли его мать, брат, старший сын, старшая дочь, дети от Денисьевой и она сама. В конце жизни поэт много философствует, пишет о роли Российской империи в мире, о возможности выстраивания международных отношений на взаимном уважении, соблюдении религиозных законов.

Поэт скончался после серьезного инсульта, поразившего правую половину тела, 15 июля 1873 года. Он умер в Царском Селе, перед смертью успев случайно увидеться со своей первой любовью - Амалией Лерхенфельд и посвятив ей одно из самых своих известных стихотворений «Я встретил вас».

Поэтическое наследие Тютчева принято делить на этапы:

1810-20 годы - начало творческого пути. В лирике очевидно влияние сентименталистов, классической поэзии.

1820-30 годы - становление почерка, отмечается влияние романтизма.

1850-73 годы - блистательные, отточенные политические стихотворения, глубокая философская лирика, «Денисьевский цикл» - образец любовной и интимной лирики.

Фёдор Иванович Тютчев. Родился 23 ноября (5 декабря) 1803 года в Овстуге, Брянский уезд, Орловская губерния - умер 15 (27) июля 1873 года в Царском Селе. Русский поэт, дипломат, консервативный публицист, член-корреспондент Петербургской Академии Наук с 1857 года.

Фёдор Иванович Тютчев родился 5 декабря 1803 года в родовой усадьбе Овстуг Орловской губернии. Тютчев получил домашнее образование. Под руководством учителя, поэта и переводчика С. Е. Раича, поддерживавшего интерес ученика к стихосложению и классическим языкам, Тютчев изучил латынь и древнеримскую поэзию, а в двенадцать лет переводил оды Горация.

С 1817 года в качестве вольнослушателя начал посещать лекции на Словесном отделении в Московском университете, где его преподавателями были Алексей Мерзляков и Михаил Каченовский. Ещё до зачисления был принят в число студентов в ноябре 1818 года, в 1819 году был избран членом Общества любителей российской словесности.

Получив аттестат об окончании университета в 1821 году, Тютчев поступает на службу в Государственную коллегию иностранных дел и отправляется в Мюнхен в качестве внештатного атташе Российской дипломатической миссии. Здесь он знакомится с Шеллингом и Гейне и в 1826 году женится на Элеоноре Петерсон, урождённой графине Ботмер, от которой имеет трёх дочерей. Старшая из них, Анна, позже выходит замуж за Ивана Аксакова.

Пароход «Николай I», на котором семья Тютчева плывёт из Петербурга в Турин, терпит бедствие в Балтийском море. При спасении Элеоноре и детям помогает плывший на том же пароходе Иван Тургенев. Эта катастрофа серьёзно подкосила здоровье Элеоноры Тютчевой. В 1838 году она умирает. Тютчев настолько опечален, что, проведя ночь у гроба покойной супруги, как утверждается, поседел за несколько часов. Однако уже в 1839 году Тютчев сочетается браком с Эрнестиной Дёрнберг (урождённой Пфеффель), связь с которой, по всей видимости, имел ещё будучи женатым на Элеоноре. Сохранились воспоминания Эрнестины об одном бале в феврале 1833 года, на котором её первый муж почувствовал себя нездоровым. Не желая мешать жене веселиться, господин Дёрнберг решил уехать домой один. Обратившись к молодому русскому, с которым разговаривала баронесса, он сказал: «Поручаю вам мою жену». Этим русским был Тютчев. Через несколько дней барон Дёрнберг умер от тифа, эпидемия которого охватила в то время Мюнхен.

В 1835 году Тютчев получил чин камергера. В 1839 году дипломатическая деятельность Тютчева внезапно прервалась, но до 1844 года он продолжал жить за границей. В 1843 году он встретился с всесильным начальником III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии А. Х. Бенкендорфом. Итогом этой встречи стала поддержка императором Николаем I всех инициатив Тютчева в работе по созданию позитивного облика России на Западе. Тютчеву дали добро на самостоятельное выступление в печати по политическим проблемам взаимоотношений между Европой и Россией.

Большой интерес Николая I вызвала анонимно опубликованная Тютчевым статья «Письмо к г-ну доктору Кольбу» («Россия и Германия»; 1844). Эта работа была предоставлена императору, который, как сообщил родителям Тютчев, «нашёл в ней все свои мысли и будто бы поинтересовался, кто её автор».


Вернувшись в Россию в 1844 году, Тютчев вновь поступает в Министерство иностранных дел (1845), где с 1848 года занимал должность старшего цензора. Будучи им, он не разрешил распространять в России манифест коммунистической партии на русском языке, заявив, что «кому надо, прочтут и на немецком».

Практически сразу же по возвращении Ф. И. Тютчев активно участвует в кружке Белинского.

Совсем не печатая в эти годы стихотворений, Тютчев выступает с публицистическими статьями на французском языке: «Письмо к г-ну доктору Кольбу» (1844), «Записка царю» (1845), «Россия и революция» (1849), «Папство и римский вопрос» (1850), а также позднее, уже в России написанная статья «О цензуре в России» (1857). Две последние являются одними из глав незавершённого трактата «Россия и Запад», задуманного им под впечатлением революционных событий 1848-1849 гг.

В данном трактате Тютчев создаёт своего рода образ тысячелетней державы России. Излагая своё «учение об империи» и о характере империи в России, поэт отмечал её «православный характер». В статье «Россия и революция» Тютчевым была проведена мысль, что в «современном мире» существуют только две силы: революционная Европа и консервативная Россия. Тут же излагалась и идея создания союза славянско-православных государств под эгидой России.

В этот период и сама поэзия Тютчева подчинена государственным интересам, как он их понимал. Он создаёт много «зарифмованных лозунгов» или «публицистических статей в стихах»: «Гус на костре», «Славянам», «Современное», «Ватиканская годовщина».

7 апреля 1857 года Тютчев получил чин действительного статского советника, а 17 апреля 1858 года был назначен председателем Комитета иностранной цензуры. На этом посту, несмотря на многочисленные неприятности и столкновения с правительством, Тютчев пробыл 15 лет, вплоть до своей кончины. 30 августа 1865 года Тютчев был произведён в тайные советники, тем самым достигнув третьей, а фактически и даже второй ступени в государственной иерархии чиновников.

За время службы получил в качестве наград (премий) 1 800 червонцев золотом и 2 183 рубля серебром.

До самого конца Тютчев интересовался политической ситуацией в Европе. 4 декабря 1872 года поэт утратил свободу движения левой рукой и ощутил резкое ухудшение зрения; его начали одолевать мучительные головные боли. Утром 1 января 1873 года, невзирая на предостережение окружающих, поэт пошёл на прогулку, намереваясь посетить знакомых. На улице с ним случился удар, парализовавший всю левую половину тела.

15 июля 1873 года в Царском Селе Тютчев скончался. 18 июля 1873 года гроб с телом поэта был перевезён из Царского Села в Петербург и похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря.

О Тютчеве не спорят, кто его не чувствует,
тем самым доказывает, что он не чувствует поэзию.

И.С. Тургенев

Детство

Ф.И. Тютчев родился 5 декабря (23 ноября) 1803 года в селе Овстуг Орловской губернии (ныне Брянская область) в семье потомственного русского дворянина Ивана Николаевича Тютчева. В детстве Феденька (как ласково звали его домашние) был любимцем и баловнем семьи. Из троих детей мать поэта, урожденная Толстая, особо выделяла сына Федора. Необыкновенная одаренность его обнаружилась рано: на тринадцатом году он уже успешно переводил оды Горация, соревнуясь со своим первым учителем и другом, поэтом Семеном Егоровичем Раичем. Родители ничего не жалели для образования сына. Уже в детстве французский язык он знал до тонкостей и в дальнейшем пользовался им как родным.

Отрочество. Москва

Подростком Тютчев с родителями переехал в Москву. В столице будущий поэт начал посещать лекции по теории поэзии и истории русской словесности известного тогда поэта, критика и профессора Московского университета А.Ф. Мерзлякова. Упражнения в стихотворстве считались в то время естественной частью гуманитарного образования. Однако пробы пера Федора Тютчева обратили на себя внимание его наставников. В 1818 году его стихотворение «Вельможа (Подражание Горацию)» было прочитано Мерзляковым в Обществе любителей российской словесности, что стало поэтическим дебютом четырнадцатилетнего поэта. К сожалению, текст этого стихотворения утрачен.

В 1919 году Тютчев поступил на словесное отделение Московского университета, куда уже два года ходил в качестве вольнослушателя.

В ноябре 1821 года Тютчев окончил университет со степенью кандидата словесных наук и был определен на службу в Государственную коллегию иностранных дел, находившуюся в Петербурге. На семейном совете было решено, что блестящими способностями «Феденьки» можно сделать карьеру дипломата. О поэзии всерьез никто не помышлял...

Служба на дипломатическом поприще. Знакомство с немецкими философами и поэтами

В середине 1822 года Тютчев поступил на дипломатическую службу и уехал в Германию. В Мюнхене молодой поэт жил напряженной духовной жизнью, ревностно изучая философию, увлекаясь романтическим искусством. Уже тогда он приобрел широкую известность как человек разносторонне образованный и необычайно остроумный. В Мюнхене близко сошелся с философом-романтиком Фридрихом Шиллером и свободолюбивым поэтом Генрихом Гейне.

Познакомившись в России с идеями Шеллинга, в Германии поэт мог общаться с самим философом, утверждавшим, что царство природы и царство духа (история) родственны друг другу и что понимание того и другого дается через созерцание и искусство. Философия Шеллинга оказала решающее влияние на мировоззрение Тютчева.

За границей (последние годы в Италии, в Турине) он пробыл в общей сложности двадцать два года. Не случайно среди первых произведений Тютчева так много переводов (особенно немецких поэтов). Вернувшись в Россию, Тютчев служил в Министерстве иностранных дел, был цензором и председателем Комитета иностранной цензуры. Карьеры дипломата он не сделал, лишь в 1828 году ему дали место младшего секретаря при русской миссии. Сам Тютчев спустя годы признает, что служить он «не умел». Не просто не умел, но и не мог. По той простой причине, что был рожден поэтом, а не чиновником.

Публикации в «Современнике»

Увы, во время своего мюнхенского жития Тютчев не был известен как поэт ни среди своих соотечественников, ни за рубежом. Напечатанные в эти годы на родине в журнале Раича «Галатея», его стихи прошли незамеченными. Пока на них обращали внимание лишь близкие друзья Тютчева, а их было немного...

Наконец в 1836 году копии некоторых стихотворений Тютчева с помощью Жуковского и Вяземского попали к Пушкину, который, по свидетельству современников, «пришел в восторг». Пушкин в третьем номере своего журнала «Современник» поместил (неслыханное дело!) сразу шестнадцать стихотворений под общим заглавием: «Стихотворения, присланные из Германии» за подписью «Ф.Т.». В следующем четвертом номере добавилось еще восемь стихотворений. Стихи Тютчева продолжали печататься в «Современнике» уже после гибели Пушкина вплоть до 1840 года. Эта публикация, которую можно считать событием в литературе того времени, прошла мимо сознания большинства соотечественников.

Сам Тютчев относился к судьбе своих поэтических созданий на удивление равнодушно. Он не заботился о том, чтобы их напечатать, и лишь стараниями друзей лирические шедевры его могли увидеть свет. По возвращении в Россию из Германии, в 40-х годах, Тютчев вовсе не печатался. И вдруг в 1850 году молодой поэт Николай Некрасов, издатель журнала «Современник», опубликовал статью, в которой полностью привел двадцать четыре его старых стихотворения из пушкинского «Современника» с восторженным отзывом! Четыре года спустя писатель Иван Тургенев взял на себя труд издать сборник стихов Федора Тютчева и тоже написал о нем похвальную статью. Первый сборник поэта, которому уже перевалило за пятьдесят! В XIX веке случай едва ли не единственный.

Стихи о России

Поэтическая деятельность Тютчева, длившаяся полвека, с 20-х до 70-х годов, пришлась на время крупных политических событий в России и Западной Европе – бурных революционных потрясений. До конца дней оставалась у поэта надежда на Россию («В Россию можно только верить»), вера в ее исключительную историческую роль, мечта о ней как о стране, несущей миру начала единения и братства, мечта, покоящаяся теперь на доверии к народу. Тютчев, как Тургенев, Достоевский, Лев Толстой, верил в особое нравственное сознание русского народа. Немало стихов Тютчева проникнуто горячей любовью к родине и народу.

Философская лирика

И все-таки наиболее глубокая связь Тютчева с эпохой, с ее горячими ключами сказалась не в откликах на социальные проблемы, а в философских раздумьях поэта о мироощущении современного ему человека. В русской литературе Тютчев принадлежит к поэзии мысли. Традиции ее были заложены еще в XVIII веке в философских одах М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина. Учитывал поэт и философскую лирику Пушкина. В лирике Тютчева человек сознает немыслимую прежде и пугающую его свободу: он понял, что над ним нет бога, что он один на один с природой – утрачена надежда на «сочувствие небес», на личное бессмертие. Человек «жаждет веры, но о ней не просит», так как «смысла нет в мольбе». Это сознание порождало настроение пессимизма даже у сильных людей (например, у тургеневского Базарова). И Тютчев нередко скорбит по поводу недолговечности человеческого рода.

Стихотворения: «Любовь земли и прелесть года...», «Весенняя гроза», «Я помню время золотое...», «Так, в жизни есть мгновенья...», «Весь день она лежала в забытьи...», «Есть в осени первоначальной...»

Лирика природы и ее связь с внутренним миром человека

Тютчев постоянно сравнивает человека с природой и часто, казалось бы, не в пользу первого: человек слаб, уязвим, он всегда в муках за прошлое, в тревогах о будущем – природа «знать не знает о былом», она живет всей полнотой сиюминутной, непосредственной жизни; человек раздвоен, противоречив – природе свойственна внутренняя гармония, «невозмутимый строй во всем». Но никто в русской поэзии так, как Тютчев, не ощущает единства мирового бытия.

Природа у Тютчева помогает человеку понять самого себя, оценить в себе значение чисто человеческих качеств: сознания, воли, индивидуальности, увидеть, что душевные стихии зависят от них. Само сознание вроде бы усиливает «беспомощность» человека, но дисгармония, порожденная мыслью, не унижает, а возвышает его. Так, человек у Тютчева мучается от того, что не способен реализовать себя вполне, от противоречия между замыслом и осуществлением его, чувством и словом.

Тютчев – признанный мастер лирического пейзажа. Но его пейзажные стихи трудно отделить от философских. У него нет чисто описательных зарисовок утра в горах или осеннего вечера, хотя есть стихи, носящие такие названия.

Двумя-тремя емкими штрихами он умеет создать пейзаж символический, выражающий одновременно и внутреннюю жизнь природы, и важное духовное состояние человека.

Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа…», «Еще земли печален вид...», «Поток сгустился и темнеет...», «Слезы людские, о слезы людские...»

Любовная лирика

Состояние влюбленности было для Тютчева столь же естественным, как и напряженные размышления над проблемами бытия. Обретя внутреннюю чистоту и ясность, оказывается, очень нелегко. В «освобожденной душе» обнаруживаются и хаотические, разрушительные силы – начала индивидуализма и эгоизма. Тютчев считал эгоизм болезнью века, и он испытывал на себе его отравляющее действие. Он писал об этом в цикле стихов, посвященных Елене Александровне Денисьевой – женщине, с которой его связывала долгая, страстная и «незаконная» любовь, перед которой он испытывал постоянную вину.

Четырнадцать лет длилась «последняя любовь» Тютчева. В 1864 году его возлюбленная умерла от чахотки. Тютчев винил в ее смерти себя одного: ведь он, не расставшись с семьей, поставил любимую женщину в двусмысленное положение. Аристократический круг, к которому принадлежала Денисьева, отвернулся от нее.

Стихи Тютчева, посвященные Денисьевой, вошли в сокровищницу мировой любовной лирики и тем как бы вознаградили эту женщину за ее страдания.

Последняя любовь

О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней...
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье,
– Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.

Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность...
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство, и безнадежность.

Между серединой 1851 и началом 1854

Тютчев не певец идеальной любви – он, как и Некрасов, пишет о ее «прозе» и о поразительных метаморфозах чувств: пристрастие к самому дорогому неожиданно оборачивается мучительством, «роковым поединком». Но он утверждает своей лирикой высокие нормы отношений: важно понимать любимого, смотреть на себя его глазами, соответствовать всей жизнью своей надеждам, пробуждаемым любовью, бояться не только низких, но даже посредственных поступков в отношениях с любимым. Все это не только декларируется, но и раскрывается характером героини – женщины редкого мужества и красоты, и удивительной исповедью поэта, который просит, как благодетеля, мучительной памяти о рано ушедшей подруге:

О господи, дай жгучего страданья
И мертвенность души моей рассей
Ты взял ее, но муку вспоминанья,
Живую муку мне доставь по ней.

«Денисьевский цикл» Тютчева предваряет многими перипетиями философско-психологические романы Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.

Стихотворения: «К Н.», «Как ни бесилося злоречье...», «Не говори: меня он как и прежде любит...».

Лирика Тютчева рождает напряжение чувств и мысли, она захватывает звукописью, в которой слышны голоса самой жизни: ритмы и перебой ветра, волн, лесного шума, растревоженного человеческого сердца. В поэтическом стиле Тютчева сочетаются мотивы музыкальные, мелодические и приемы ораторские, риторические.

Строй его речи поражает соседством славянизмов, мифологических образов с непривычными неожиданными формами и словосочетаниями:

Вот тихоструйно, тиховейно,
Как ветерком занесено,
Дымно-легко, мглисто-лилейно
Вдруг что-то порхнуло в окно.

Тютчев в особенности близок нашим современникам своей верой в бесконечные возможности человека – и как отдельной личности, таящей в своей душе «целый мир», и как всего человечества, способного творить новую природу.

Литература

Л.М. Лотман. Ф.И. Тютчев.// История русской литературы. Том третий. Ленинград: Наука, 1982. С. 403–427.

Д.Н. Мурин. Русская литература 2-ой половины XIX века. Тематическое поурочное планирование для 10 класса. СПб.: Смио Пресс, 1998. С. 57–58.

Нина Сухова. Федор Иванович Тютчев // Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть первая. М., 1999 С. 505–514.

Г.К. Щенников. Ф.И. Тютчев // Ф.И. Тютчев. Стихотворения. Хабаровское книжное издательство, 1982. С. 5–14.

Тютчев - один из выдающихся поэтов девятнадцатого века. Его поэзия - воплощение патриотизма и большой искренней любви к Родине. Жизнь и творчество Тютчева - это народное достояние России, гордость славянской земли и неотъемлемая часть истории государства.

Начало жизни поэта

Жизнь Фёдора Тютчева началась в 5 декабря 1803 года. Будущий поэт родился в родовой усадьбе под названием Овстуг. Фёдор Иванович начал получать домашнее образование, изучал латынь и древнеримскую поэзию. В свои двенадцать лет мальчик уже переводил оды Горация. В 1817 Тютчев посещал лекции Московского университета (на отделении Словесности).

Аттестат об окончании молодой человек получил в 1821 году. Тогда же он и поступил на службу в его отправили в Мюнхен. В вернулся только в 1844 году.

Периодизация творческих периодов

Первый период творчества Федора Ивановича Тютчева длится с 1810-х по 1820-е годы. В это время юный поэт пишет свои первые стихи, которые по стилистике напоминают поэзию восемнадцатого века.

Второй период берет начало во второй половине 1820-х годов и длится по 1840-е. Стихотворение под названием «Проблеск» носит уже оригинальный тютчевский характер, который сочетает в себе русскую одическую поэзию восемнадцатого столетия и традиционный европейский романтизм.

Третий период охватывает 1850-е - 1870-е годы. Он характеризуется созданием ряда политических стихотворений и гражданских трактатов.

Россия в творчестве Тютчева

По возвращении на родину поэт занимает должность старшего цензора в Министерстве иностранных дел. Практически одновременно с этим вступает в кружок Белинского и выступает его активным участником. Стихотворения пока откладываются в ящик, однако выходит целый ряд статей на французском языке. Среди множества трактатов присутствуют и «О цензуре в России», «Папство и римский вопрос». Эти статьи являются главами к книге под названием «Россия и Запад», которую Тютчев писал, вдохновленный революцией 1848-1849 года. Данный трактат содержит в себе образ тысячелетней державы России. Тютчев с большой любовью описывает свою Родину, высказывая мысль о том, что она носит исключительно православный характер. В этой работе также представлена идея о том, что весь мир состоит из революционной Европы и консервативной России.

Поэзия также обретает лозунговый оттенок: «Славянам», «Ватиканская годовщина», «Современное» и другие стихотворения.

Во многих произведениях отражена которая неразрывна с любовью к Родине. Тютчев обладал такою верою в Россию и ее сильных жителей, что даже своей дочери в письмах писал о том, что она может гордиться своим народом и что она будет, безусловно, счастлива хотя бы потому, что родилась русской.

Обращаясь к природе, Федор Иванович воспевает свою Родину, описывает каждую росинку на траве, чтобы читатель проникся такими же нежными чувствами к своей земле.

Поэту всегда удавалось сохранить свободные мысли и чувства, он не покорялся светской морали и игнорировал светские приличия. Творчество Тютчева окутано любовью ко всей России, каждому крестьянину. В стихотворениях он называет ее европейским «ковчегом спасения», а вот царя обвиняет во всех бедах и проигрышах своего великого народа.

Жизнь и творчество Тютчева

Творческий путь Федора Ивановича охватывает более полувека. За это время им было написано множество трактатов, статей, в том числе и на иностранных языках. Триста стихотворений, созданных Тютчевым, помещены в одну книгу.

Исследователи называют поэта поздним романтиком. Творчество Тютчева носит особый характер еще и потому, что долгое время он жил за границей, из-за этого автор чувствовал себя потерянным и отчужденным на протяжении долгих лет.

Некоторые историки и литературные критики условно делят жизнь Федора Ивановича на два этапа: 1820-1840 гг. и 1850-1860 гг.

Первый этап посвящен исследованием собственного «Я», формированию мировоззрения и поиска себя во Вселенной. Второй этап, напротив, - углубленное изучение внутреннего мира одного человека. Главным достижением этого периода критики называют «Денисьевский цикл».

Основная часть лирики Федора Тютчева - стихотворения, которые носят философский, пейзажно-философский характер и, безусловно, любовная тема. К последней относятся и письма поэта к возлюбленным. Творчество Тютчева также включает в себя и гражданско-политическую лирику.

Любовная лирика Тютчева

1850-е годы характеризуются появлением нового конкретного персонажа. Им становится женщина. Любовь в творчестве Тютчева обрела конкретные очертания, больше всего это заметно в таких произведениях, как «Я очи знал», «О, как убийственно мы любим» и «Последняя любовь». Поэт начинает изучать женскую натуру, стремится понять ее сущность и осмысливает ее судьбу. Любимая девушка у Тютчева - это человек, которому присущи возвышенные чувства наряду с гневом и противоречиями. Лирика пронизана болью и муками автора, присутствуют тоска и отчаяние. Тютчев убежден в том, что счастье - самая непрочная вещь на земле.

«Денисьевский цикл»

Этот цикл имеет и другое название - «любовно-трагедийный». Все стихотворения здесь посвящены одной женщине - Елене Александровне Денисьевой. Для поэзии этого цикла характерно осмысление любви как настоящей трагедии человека. Чувства здесь выступают в роли фатальной силы, которая ведет к опустошению и последующей гибели.

Федор Иванович Тютчев не принимал никакого участия в формировании этого цикла, а потому ведутся споры между литературными критиками о том, кому посвящены стихотворения - Елене Денисьевой или жене поэта - Эрнестине.

Неоднократно подчеркивалось сходство любовной лирики «Денисьевского цикла», который носит исповедальный характер, и болезненными чувствами в романах Федора Достоевского. В наши дни сохранилось почти полторы тысячи писем, написанных Федором Ивановичем Тютчевым своей возлюбленной.

Тема природы

Природа в творчестве Тютчева носит переменчивый характер. Она никогда не знает покоя, постоянно меняется и все время пребывает в борьбе противоборствующих сил. Находясь в беспрерывной смене дня и ночи, лета и зимы, она так многогранна. Тютчев не жалеет эпитетов, чтобы описать все ее краски, звуки, запахи. Поэт буквально очеловечивает ее, делая природу такой близкой и родственной каждому человеку. В любом времени года каждый найдет черты, характерные именно для него, в погоде узнает свое настроение.

Человек и природа в творчестве неразрывны, а потому его лирике присуща двухчастная композиция: жизнь природы параллельна жизни человека.

Особенности творчества Тютчева заключаются в том, что поэт не пытается увидеть окружающий мир через фотографии или краски художников, он наделяет его душой и пытается разглядеть в нем живое и разумное существо.

Философские мотивы

Творчество Тютчева носит философский характер. Поэт с ранних лет был убежден в том, что мир заключает в себе некую непостижимую истину. По его мнению, словами невозможно выразить тайны мироздания, текстом нельзя описать таинство вселенной.

Ответы на интересующие его вопросы он ищет, проводя параллели между человеческой жизнью и жизнью природы. Совмещая их в единое целое, Тютчев надеется познать тайну души.

Другие темы творчества Тютчева

Мировосприятие Тютчева имеет еще одну характерную черту: поэт воспринимает мир как двойственную субстанцию. Федор Иванович видит два начала, постоянно борющихся между собой, - демоническое и идеальное. Тютчев убежден, что существование жизни невозможно при отсутствии хотя бы одного из этих начал. Так, в стихотворении «День и ночь» ярко выражена борьба противоположностей. Здесь день наполнен чем-то радостным, жизненным и безгранично счастливым, ночь же - наоборот.

Жизнь основана на борьбе добра и зла, в случае лирики Тютчева - светлого начала и темного. По мнению автора, в этой битве нет победившего и проигравшего. И в этом заключается главная жизненная истина. Подобная борьба происходит и внутри самого человека, всю жизнь он стремится познать истину, которая может таиться как в его светлом начале, так и в темном.

Отсюда можно сделать вывод, что философия Тютчева напрямую связана с глобальными проблемами, автор не видит существования обычного без великого. В каждой микрочастичке он рассматривает тайну мироздания. Федора Ивановича Тютчева открывает всю прелесть окружающего нас мира в качестве божественного космоса.