Методы как эффективно решать проблемы. Как решать любые проблемы? Проблема – это послание от Вселенной

Очень много написано о классификации проблем, о методологии их решения, расписаны-разрисованы различные алгоритмы "решения проблем", но особо ничего и не меняется. Раз есть проблемы, значит и есть методы их решения

Очень много написано о классификации проблем, о методологии их решения, расписаны-разрисованы различные алгоритмы "решения проблем", но особо ничего и не меняется. Раз есть проблемы, значит и есть методы их решения, ну не может быть так, что бы человечество с момента своего появления не сталкивалось с проблемами. Их было много и они как - то решались. Сейчас у нас нет проблем с тем, что нам за едой из пещеры выйти не дает саблезубый тигр, который хочет нас съесть. Проблемы решаются.

Первое, что нужно знать (а это многие люди и так знают, но я лишь напомню), что если человек сам не захочет решить свою проблему или проблемы, то они и не решатся. Человеку можно только помочь ее решить. И это утверждение было пробовано - испробовано, проверено и перепроверено, но факт остается фактом: если человек (или группа людей) не хочет решить проблему, то она не решится и никто не поможет ее решить. Есть, конечно же, и еще более тяжелый случай, когда человек или группа людей, вообще не осознают наличие у них реальных проблем и соответственно они будут в них сидеть, а они (проблемы) будут им портить жизнь. Поэтому, для того, что бы можно было решить проблему или проблемы, необходимо их вначале осознавать, обнаружить.

И вот есть метод, хотите назовите его упражнением или как-то еще, но он работает:

  • Первое, что нужно сделать - это взять лист бумаги и ручку и написать список проблем, которые есть у Вас или в вашей области деятельности, не зависимо от того, считаете ли Вы ее такой, которую можно решить или такой, которую нельзя решить, просто записываете.
  • Второе: выбираете из всего списка ту проблему, наличие которой у Вас Вам легче всего осознавать, то есть ту проблему, которая Вам кажется или воспринимается Вами как самая маленькая. Люди часто допускают ошибку пытаясь что-то сделать с самой большой проблемой.
  • Третье: вы выбрали такую проблему (хотите, во всем списке ее как-то пометьте или выпишите ее формулировку ниже всего списка), а теперь запишите(естественно, нужно и подумать над этим будет), что вы можете сделать, что бы решить эту проблему. То есть реально, что Вы можете сделать, что бы решить эту проблему.
  • И четвертое: сделайте это!!! То есть решите ее, эту маленькую проблему.

Давайте пробежимся по этому быстро:

  1. Вы составляете список проблем (например у вас их 5):
    - проблема с зубами, надо идти к стоматологу, но боюсь;
    - Квартира без ремонта 15 лет;
    - мусорное ведро не вынесет никто, кухня провонялась;
    - нет дополнительного источника заработка, но хочется еще побольше денег;
    - сын учиться не хочет и никак с этим ничего сделать ничего не можем.
  2. Вы видите, что мусорное ведро вас меньше всего беспокоит (и не нужно сюда включать "сын-оболтус, мало того, что учиться не хочет, так он еще и мусор не выносит, не понимает, что мусор надо выносить " - Вам сейчас воняет, а не ему - у вас проблема). Вот и записываете эту проблему, как самую маленькую или помечаете ее в своем списке.
  3. Записываете, что вы с ней можете сделать. Вы, а не оболтус. И пишете"Вынести во двор в мусорный контейнер" (или домашний мусоропровод, или куда-то еще, куда нормальные люди мусор выбрасывают, а не соседу под квартиру, так как это будет еще одна проблема).
  4. Легко так или со скрипом, скрепя зубы, Вы выносите это ведро с мусором и приносите домой без мусора и возможно моете его (если там что-то воняло). И на одну проблему меньше и сына потом не гоняете за это - ее нет.

И вот математика тут такая: возьмем и обозначим одну проблему как единица, единица ваших нервов, внимания, времени, сил, мыслительной деятельности, забот, энергии и прочего. В нашем примере 5 проблем, то есть 5 единиц. Благодаря тому, что они есть у Вас, они не складываются одна с другой, а именно умножаются, так как все это ваше. И получаем 5 (единиц) проблем умножаются на 5 проблем (единиц) и получаем 25 единиц негативных эмоций, нервов и так далее и ощущение, что у Вас не 5 отдельных проблем, а 25! И это все давит на вас и скорее у вас ощущение, что всё является проблемой и нет выхода из этого.

И вот вы хотели справиться с самой большой - откуда силы брать, если у вас, по-существу, 25 проблем, которые всей мощью давят на вас?

И тут вы вынесли мусорное ведро и теперь у вас 4 проблемы, а 4 умножить на 4 будет 16, то есть на 9 единиц негатива или напряжения меньше. Это те 9 единиц, которые теперь ваши, и которые Вы теперь сможете использовать для решения следующей проблемы из списка и на какие-то другие, более конструктивные или полезные и приятные вещи.

Затем смотрим список дальше. И вы обнаруживаете, что следующая проблема, на которую вам легче всего смотреть - это то, что нужно зубы привести в порядок и вы записываете, что с этим можно сделать и затем идете к стоматологу (возможно быстренько до этого узнав, где находится самый человечный в мире стоматолог) и приводите зубы в порядок. Теперь у вас 3 проблемы, а 3 умножить на 3 будет 9 единиц, то есть еще меньше на 7 единиц. И так далее по списку: находите из списка самую легкую, пишите, что можете с ней сделать и теперь у вас 2 проблемы или в общей сложности 4 единицы (а остальные из изначальных 25 освобождаются и дают Вам больше возможностей что-то делать и больше смелости для решения других проблем возникает и тому подобное). И затем у вас остается одна проблема, которая уже скорее всего и не будет проблемой, а будет задачей, которую нужно выполнить.

Есть тут одно предостережение: по мере уменьшения количества проблем у вас может возникнуть желание забросить все остальные. Не делайте этого, правильно - решить их. Естественно, может при высвобождении "запертых" в проблемах единиц появиться новый взгляд на жизнь и вы что-то перепланируете в своей жизни и что-либо просто перестанет быть вашей проблемой (как например ураган в США вас перестанет заботить или вы выясните, что ваш сын знает, чего он хочет и его интересует профильное обучение и вот цель появится - найти тех людей или заведения, которые помогут вашему сыну развивать свои способности и таланты в той сфере деятельности, к которой у него есть тяга).

Сделайте эти 4-е шага, они очень сильно помогают и естественно то, что чтобы вынести мусорное ведро может понадобиться несколько минут, а создать и раскрутить свой бизнес (или еще один) - это скорее всего займет побольше времени.

Если начинают заедать проблемы - просто делайте эти 4-е шага.

Что касается решения проблем, которые касаются не лично вас, а, например, коллектива (штат сотрудников, страны и так далее), то здесь наоборот, нужно самые большие завалы всем сообща устранять, но это уже отдельная тема.

У вас все получится!

Каждый из нас так или иначе постоянно сталкивается с различными задачами и проблемами. Это могут быть проблемы личного и делового характера, нерешенные вопросы, которые с течением времени превращаются в проблемы, личная ответственность за принятие того или иного решения.

Не всегда и у всех получается находить наилучший выход из создавшейся ситуации. Чаще всего для того, чтобы найти эффективное решение , не хватает опыта, мудрости, времени или знаний. Существует множество различных техник нахождения решений, и главная задача состоит в том, какая их техник подходит конкретно вам или конкретной ситуации.

Не так давно появились утверждения о том, что проблем не существуют. Есть только задачи, которые нужно решить. Проблемы существуют только в наших головах. На этот счет есть много мнений, и в принципе, каждый волен думать по-своему. Но так как слово «решение» в большей степени соответствует слову «задача», давайте постараемся рассматривать свои проблемы как задачи, так их будет проще решить. Мы же все в школе учились решать задачи: с одним неизвестным, с двумя неизвестными, были даже такие, когда исходных данных для ее решения казалось совсем мало.

Вот так и в жизни, когда находишься на первый взгляд в неразрешимой ситуации, сначала кажется, что справиться в одиночку практически невозможно, но начиная распутывать клубок вопросов, становится понятно, что решение найдено и найдено верно.

Как же сделать так, чтобы в любых ситуациях мы действовали по одному и тому же алгоритму, который ранее доказал свою эффективность? Ответ банально простой — создавать свою личную систему принятия решений, и оттачивать мастерство поиска эффективных решений до автоматизма.

«Если мы поймем, что любая проблема или задача имеет решение, то наши мысли будут фокусироваться не нашем отношении к ней, а на том, что сделать, чтобы на одну задачу или проблему стало меньше.»

«Безвыходность положения заключается чаще всего не в отсутствии выхода из него, а в неспособности его найти.»

«Все наши трудности в большей степени связаны с тем, что мы думаем о них, а не с истинным положением вещей. Поэтому проблема заключается не в том, что именно произошло, а в том, как мы реагируем на произошедшее.»

«Парадоксы и закономерности нашей жизни и бизнеса таковы, что за отсутствие проблем, приходится платить… отсутствием успехов!»

Мудрые мысли, афоризмы, порой как отголоски из далеких миров и веков, часто бывают хорошими помощниками и советчиками в разнообразных ситуациях. Это уже чей-то пережитый опыт. Но мы привычно хотим наступать на свои, а не на чужие грабли, поэтому ценность советов чаще всего оцениваем уже после того как…

Давайте посмотрим, как находят решение задач и проблем те, кто уже умеет это делать. Заметьте, что перед нами сейчас стоит важная задача: научиться находить самое эффективное решение.

Техники поиска эффективного решения

1. Убедитесь, что вы решаете ту задачу, которую нужно. Важно на забывать: «Главное внимание — главным вещам».

2. На второе место я поставлю способность задавать себе нужные вопросы. Вспомните, иногда чей-то вопрос способен в корне изменить отношение к проблеме и взглянуть на нее под другим углом зрения. Вопросы нужны и для того, чтобы проанализировать имеющуюся ситуацию, понять, от чего нужно отталкиваться и какими ресурсами мы обладаем.

Способностью задавать вопросы обладают коучи. Коучем называют такого человека, который профессионально решает чужие задачи. В своей практике коучи используют технику, при которой они искусственно создают ситуацию, в которой человек должен найти свое собственное правильное и эффективное решение. То решение, которое он с большим желанием и удовольствием реализует.

Брайан Трейси утверждает, что успешные люди тратят 25 % всего времени, отведенного на решения задачи. Действительно, наша неспособность определить истинную причину возникновения ситуации привет к тому, что эта проблема может повторяться снова и снова в разных вариациях.

3. Эффективным средством в поиске наиболее эффективного решения может стать обычный мозговой штурм, проведенный в кругу коллег, сотрудников, друзей, членов семьи. В таких случаях говорят: «Одна голова хорошо, а две лучше.» Более того, в такой среде часто возникают идеальные и креативные способы решения задачи. Имея на руках несколько вариантов, главной задачей будет выбрать наилучшее из них. Нелишним в этом случае будет знание о том, как правильно сделать выбор.

4. Эффективным считают метод «Шести думающих шляп», изобретенным Эдвардом де Боно для оценки провокационных и необычных идей, инновационных предложений и ситуаций.

Учитывая, что коллективное мнение часто представляет собой борьбу разных мнений, метод «Шести думающих шляп» побуждает участников думать параллельно. Для этого участники одевают шляпы разных цветов, и смотрят на задачу в ракурсе соответствующего цвета шляпы. Сначала озвучивается предложение, а затем каждый участник по очереди одевает шляпы:

Белая шляпа — шляпа информации. В белой шляпе можно попросить предоставить дополнительную информацию, цифры, факты, которые помогут оценить ситуацию.

Красная шляпа — шляпа эмоций. Можно описать эмоции, которые вызывает данное предложение.

Желтая шляпа — шляпа оптимизма. Даже если идея кажется плохой, нужно найти в ней положительные стороны.

Черная шляпа — шляпа пессимизма. Даже если идея отличная, надо найти в ней недостатки и угрозы.

Зеленая шляпа — шляпа роста и возможностей. Каждый может предложить способ улучшения идеи для того, чтобы она работала лучше.

Голубая шляпа — шляпа процесса. Одевая шляпу голубого цвета люди включаются в процесс размышления над ним. Цель: выяснить, насколько эффективен данный метод оценки предложения.

С помощью метода «Шести думающих шляп» в корпорациях решают проблемы текучки кадров или обмена электронного документооборота.

5. Найти максимальное количество информации по данному вопросу. В этом случае также появится необходимость выбора из имеющегося арсенала и адаптации чьего-то эффективного решения под конкретную ситуацию. Старайтесь читать хорошую бизнес-литературу, накапливайте знания. Читайте больше, анализируйте прочитанное, запоминайте информацию.

6. Самый любимый и быстрой поиск нужного и эффективного решения — подбросить монетку. Это на случай, когда хороших вариантов так много, что определиться становится трудно.

Встретила по этому поводу перевод стихотворения Питера Хейна:

Коль ты в плену сомнений мук,

В них заперт, словно в клетке.

Мудрей всего, не смейся друг, —

Подбросить вверх монетку.

Лишь в воздух устремиться грош,

Лишь станет мир короче.

Ты неожиданно поймешь,

Чего ты втайне хочешь.

7. Хорошо бы услышать свою интуицию. Иногда, в экстремальных ситуациях, подсознание способно предложить наилучший выход. Доверяя своей интуиции надо помнить о вероятности ошибок.

8. Случайно наткнулась на технику «Лощади», который, считаю, имеет право на жизнь в некоторых случаях. Когда не остается сил, а решение еще не найдено, ложитесь спать. «Утро вечера мудренее» — говорили наши бабушки. Только перед сном мысленно подумайте о задаче и скажите: «Пусть об этом подумает лошадь».

Таким образом вы отпускаете проблему, и если навязчивая задача будет беспокоить, говорите себе, что теперь это не ваша задача, что теперь об этом думает Лошадь. Сняв таким образом напряжение и поверив в то, что ответ найдется у Лошади, автор метода советует поблагодарить Лошадь, когда ответ придет вам в голову или вложит в уста другого человека.

9. Техника стакана воды по Методу Сильвы. С помощью этого метода можно задействовать скрытые способности сознания. Это по сути — самовнушение, и оно стимулирует творческие способности нашего мозга за счет использования обоих полушарий.

Перед тем, как лечь спать, наполните стакан чистой водой и выпейте половину. Затем закройте глаза и направьте взгляд слегка вверх. Произнесите мысленно: «Это все, что мне нужно сделать, чтобы найти решение проблемы, о которой я думаю». После этого отпустите проблему и перестаньте о ней думать — вы передали ее на рассмотрение своему сознанию.

Проснувшись утром, выпейте вторую половину воды и проделайте те же действия, что и перед сном. Люди, использующие этот метода, считают, что решение приходит либо ночью во сне, либо в виде какой-то случайной подсказки. Этот метод очень похож на технику «Лошади», вероятно, в поисках эффективного решения люди изобрели много подобных способов на тот случай, когда идея совершенно не приходила в голову.

10. А теперь, когда единственное решение все-таки найдено, его можно проверить на соответствие критериям «Каким должно быть эффективное решение».

  • Наше решение является обоснованным.
  • Наше решение является реальным, у нас есть все ресурсы для его осуществления.
  • Наше решение можно разложить на простые составляющие.
  • Наше решение своевременно. Его исполнение все еще актуально.
  • Наше решение является гибким. Его можно адаптировать под изменившиеся условия.
  • Наше решение должно принести максимальную выгоду.
  • Наше решение предусматривает контроль над его исполнением.

Друзья, никто из нас не застрахован от принятия неверных решений. Это нужно понимать и постараться избавиться от этого страха. Единственный разумный способ справиться с проблемами и задачами — как можно быстрее создать импульс движения. Не пускать все на самотек, а начать действовать. В процессе движения обязательно появляются средства и пути решения проблемы, обычно скрытые от нас.

Известные своей мудростью буддийские монахи по поводу проблем в жизни человека говорят: «Кто может знать, что есть невезение, и что есть удача?»

Если на несколько минут отвлечься от вереницы дел и забот и оглянуться по сторонам, можно заметить, что в нашем окружении всегда присутствуют две категории людей. У одних получается все, за что бы они ни брались, а другие постоянно озабочены тем, как решить проблему, возникающую то в одной, то в другой сфере их жизни.

Проблема – это послание от Вселенной

Мы мечтаем о дне, когда в нашей жизни не останется ни одной проблемы. От их количества, кажется, можно сойти с ума. Проблемы в семье, в бизнесе, с детьми, проблемы со здоровьем… Где найти выход из этой карусели, как бороться с жизненными перипетиями, которые посылает судьба?

А бороться совсем не нужно, так же как и избегать таких ситуаций. Все, что происходит в нашей жизни, не происходит просто так. В таком виде Вселенная посылает нам закодированные знаки, которые предназначены для того, чтобы мы спросили себя:

  • Какую часть моей жизни затронула эта ситуация?
  • Какие мои поступки могли стать корнем этих неприятностей?
  • О моих мыслях?
  • О моем образе жизни?
  • Об альтернативном пути, по которому стоило бы пойти?
Самое главное, чего нельзя делать ни в коем случае, если вам нужно найти выход из трудной ситуации – не жалеть себя и не опускать руки. Если вы это сделаете, то упустите то самое важное послание, которое предназначено исключительно для вас.

Пишем «проблема» - подразумеваем «возможности»

Хотите знать, как решают проблемы сильные люди? Они верят в себя и в любой ситуации ищут возможности, а они, поверьте, есть всегда.

Моя подруга находилась в очень трудном положении, когда ее бросил гражданский муж. Ситуация банальна до безобразия: соперница оказалась привлекательнее, чем наскучившая женщина, всецело посвятившая себя семье и двум их общим детям.

Елена осталась без денег, без профессии, без малейших перспектив даже на завтрашний день. Не сойти с ума ей помогло только то, что дети требовали внимания и заботы. Даже плакать при них было невозможно, потому что тогда тихие слезы превращались в дружный хор из зареванных солистов.

Сказав себе, что каждая проблема – это лишь благоприятный случай, Елена нашла выход из затруднительного положения.

Она поразмыслила над своей жизнью и поняла: в своей семье, и в семье своих родителей ей всегда приходилось быть зависимой. Ей постоянно говорили, что она должна делать и как ей поступить в той или иной ситуации.

У мягкой и нерешительной Елены было сильно занижена самооценка. Она пообещала себе, что ради детей обязательно твердо встанет на ноги и обретет уверенность в себе.

Во время вынужденного сидения дома, еще в той, «прежней» жизни, Елена научилась делать изумительные по красоте цветочные композиции, отмеченные безупречным вкусом. Друзья и знакомые всегда просили ее помочь с оформлением семейных праздников.

Теперь Лена решила устроиться простой рабочей в цветочный магазин. Параллельно она настойчиво работала над своими взглядами на жизнь, над самооценкой. Теперь моя подруга – хозяйка небольшого, но крепко стоящего на ногах цветочного бизнеса, а ее дизайнерские способности применяются не только на домашних праздниках и очень хорошо оплачиваются.

Счастье в личной жизни не заставило себя ждать, муж Елены – очень добрый и мягкосердечный человек, в их семье царит взаимопонимание. Теперь уже моя подруга дает советы о том, как решают проблемы сильные люди.

Кто сумел преодолеть проблему

Известный американский исследователь силы мозга Джон Кехо приводит в своих книгах образец того, как обращают во благо трудные ситуации разные люди:
  • Президент США Франклин Д.Рузвельт, не имея возможности обходиться без инвалидного кресла, вывел страну из «великой депрессии». Он даже не мог сидеть самостоятельно, так как страдал параплегией.
  • Премьер-министр Австралии Боб Хоук, пробывший на своем посту четыре срока, был до этого вынужден бороться с алкогольной зависимостью.
  • Чемпионка Олимпийских игр Вилма Рудольф, мало того, что родилась в очень бедной негритянской семье, так еще и в 10 лет пострадала от полиомиелита. Вилме казалось, что она сходит с ума, настолько действительность оказалась к ней несправедлива. Вера в лучшее и оптимизм взяли свое, и девушка завоевала три золотые олимпийские медали.
  • Знаменитая бегунья девяностых Гейл Деверс за несколько недель до своего выступления на Олимпиаде в Барселоне вдруг покрылась ужасными язвами с головы до ног. После долгих поисков причины оказалось, что это редкая болезнь, грозившая девушке ампутацией ступней.

    Гейл решила бороться до конца, и за пару дней до назначенной операции болезнь внезапно отступила. Девушка выиграла стометровый забег на играх в Испании, а через четыре года стала олимпийской чемпионкой в Атланте.

Во всех этих примерах того, как решают проблемы сильные люди, есть одно общее. Все они считали, что эти неприятности сделали их только сильнее и где-то даже лучше, чем они могли бы быть.

Если хорошо подумать, то каждый сможет найти немало таких примеров в своей семье или в ближайшем окружении, среди коллег и знакомых.

Как найти причину, породившую проблему

Сойти с ума от навалившихся проблем совсем не трудно, как говорится, «дурное дело не хитрое». А вот найти выход из сложной ситуации, отыскать причину неудач можно, если воспользоваться определенным алгоритмом поиска.
  1. Все уже случилось и проблема налицо.
  2. Спросите себя о том, что предшествовало этому, какие события произошли незадолго до ее появления, вспомните свои мысли и слова.

    Знаете ли вы, что мысли, этот продукт нашего ума, может включать ситуацию неудачи не только в вашей собственной жизни, но и в жизни близких вам людей? Негативные эмоции и мысли, даже тщательно замаскированные, привлекают негативные последствия.

    Если внутри вашего ума находятся только гармоничные мысли о том, что ваш мир заботится о вас, вы любите его, а сила рядом с вами всегда защитит от нежелательного воздействия, это и будет лучшей защитой от неприятностей.

  3. Спросите себя, в первый ли раз произошла проблема именно в этой сфере жизни. Если подобные неприятности уже возникали, значит, Вселенная настойчиво пытается к вам достучаться, усугубляя ситуацию и предлагая с каждым разом все более тяжелые варианты. Выход только один – реагировать, искать решение проблемы.
  4. Попытайтесь понять, что общее есть во всех этих ситуациях, что их объединяет. Если вы все время теряете деньги, значит, проблема в вашем неправильном к ним отношении. Если у вас постоянно не ладятся отношения с женщинами (коллегами, родственницами, друзьями), значит все дело в вашем отношении к ним.
  5. Вспомните, что во время таких проблемных ситуаций люди говорят о вас такое, что вам не нравится. Эти слова – и есть тот самый корень проблемы, который вам нужно найти. Никто не предлагает вам сойти с ума и доверчиво внимать своим оппонентам. Но, если вы возмущены, сваливаете вину на кого-то другого, значит, все сказанные другими слова – правда.
  6. Спросите себя, что вы должны для себя понять из этой ситуации, каким образом вы не принимаете людей, окружающий мир, а, возможно, и себя самого.
А когда все прояснится, остается только изменить отношение своего ума-разума к каким-то вещам, посмотреть на мир под другим углом, и попробовать сойти с проторенной дорожки, превратив

Что делает проблему нерешаемой?

Нерешаемой проблема выглядит, когда человек 1)не знает, как ее решать 2)знает, но не может.

Давайте сначала разберемся с первым пунктом.

Человек не знает, как решать проблему, не видит пути решения.

Это самое сложное, нервное и неприятное состояние. Когда уже знает, но не может, легче, понятно, что делать, задача - собраться с силами. А не зная как, человек мечется и ищет кого-то, кто мог бы помочь ему эти пути увидеть. Он идет к друзьям, ищет ответа в интернете, записывается к психологу.

В я уже дала универсальный рецепт, как обнаружить пути решения любой проблемы. Для этого бывает достаточно при рассмотрении этой проблемы поменять внешний локус на внутренний.

Объяснение этого чуда простое. Человек не знает «как», когда описание проблемы находится за границами его влияния. Стоит расположить проблему внутри собственных границ, и появится решение.

Посмотрите еще раз примеры, как меняется локус и переформулируются проблемы.

Проблема: "любимая женщина не любит меня".

Эта проблема нерешаема, потому что решение ее находится вне границ влияния человека, идет речь о том, что делает или не делает другой человек, в данном случае – не любит.

Как переформулировать эту проблему, сменив локус?

Есть несколько вариантов. «Я переживаю из-за нелюбви женщины» - и тогда проблема – переживания. С переживаниями работать можно, можно работать со страдающей самооценкой, горечью и страхом перед крахом отношений. «Мне кажется, что меня не любят» - и тогда проблема разобраться, любят ли. Хотя в последнем случае важно понять, для чего нужно разобраться? Что он с этим знанием будет делать? Уйдет, будет стараться вернуть баланс? Если первое, выяснять есть смысл, а если второе, над балансом можно работать и без этого знания.

Есть более-менее общая формулировка для таких проблем, для которой нужно понимание концепции дисбаланса: «я в минусе в этих отношениях» - и тогда проблема - собственный минус, с ним можно работать. Эта работа касается снижения своей зависимости от человека и формирования своей персоны в его поле, более значимой, чем сейчас. Второе – это возможность даже немного выйти за границы, оставаясь во внутреннем локусе (это с точки зрения психологии и является "магией", но имеет научное объяснение, то есть не касается ничего сверхъестественного).

Внутренний локус – скафандр, который позволяет выходить в любое безвоздушное пространство и посещать чужие планеты. В пределах собственной планеты (своих границ) – локус и так внутренний, скафандр заменяет атмосфера.

Посмотрим еще проблему: потеря работы (любая потеря, чего и кого угодно, даже жены)

Во внутренним локусе эта проблема будет выглядеть как «переживания по поводу потери» и(или) «поиск замены». С той и другой проблемой, и даже с обеими сразу, можно работать. Просто с потерей работы ничего сделать нельзя. Работа уже потеряна, это вне влияния человека. А вот со своими переживаниями человек что-то делать может: он должен найти способы переключения, компенсации, утешения, справиться с нанесенной ему травмой (поднять самооценку, восстановить свою целостность, обновить защиты и так далее)

Кстати, о травме. Имея проблемой травму, очень важно опять-таки держаться во внутреннем локусе. Травма уже нанесена (или так кажется, неважно), обратно не отмотаешь, задача – убрать все негативные последствия, восстановиться. (Либо нужно формулировать проблему не как "моя травма", а иначе, например "борьба за права других травмированных"). При лечении травмы «отмщение» или «прощение» - это разные способы восстановления внутренней целостности, важно найти тот способ, который будет наиболее эффективен, но не забывать о перспективе. Некоторые считают, что без отмщения целостность не восстановишь, но это далеко не всегда так. Некоторые уверены, что стараясь отомстить, всегда потеряешь больше. Это тоже не всегда так. Важно рассмотреть свою ситуацию и внимательно разобраться – зачем хочется отмщения, что именно это восстановит или не восстановит, очень часто это дает лишь иллюзию восстановления «справедливости» и «самоуважения», но иногда не только иллюзию, и тогда вопрос лишь в нахождении адекватных способов.

Но это отдельная тема, и если она всех очень заинтересует, я потом расскажу подробней.

Локус всегда нужно смещать, даже когда кажется, что сместить его вовнутрь невозможно. Всегда есть хотя бы часть проблемы, которую можно сместить внутрь собственных границ. Все, что находится за границами – нерешаемо, недоступно, не заслуживает длительного внимания, поскольку сделать ничего нельзя.

Конечно, знать решение – это еще очень мало для того, чтобы решить проблему. Должны быть еще силы. Поэтому я написала в начале поста, что нерешаема проблема, когда человек не знает, как, или знает, но не может. Чтобы найти средства для решения проблемы, которая находится во внутреннем локусе, то есть в пределах собственного влияния, важно понять, что блокирует силы. Как правило, это либо 1)фрустрация (апатия), либо 2)страх, он же неуверенность.

Как преодолеть или обмануть фрустрацию и как справиться со страхом и неуверенностью в себе для решения проблемы, я буду рассказывать.

А пока задачки для вас по теме «перемена внешнего локуса на внутренний».

Переформулируйте следующие проблемы, чтобы локус из внешнего стал внутренним. Формулировка может быть не одна, а несколько.

1. «Коллега достает глупыми разговорами на работе»

2. «Мать постоянно лезет с ненужными советами»

3. «Ребенок не хочет делать уроки»

4. «Муж обижается за слишком редкий и скучный секс»

5. «В жизни не происходит ничего интересного»

6. «Жена постоянно пилит по поводу денег»

7. «Начальник – дурак»

Процесс решения задачи состоит из таких основных подпроцессов, как:

Эти этапы можно обнаружить во многих теориях решения задач. Так, стадии постановки задачи и нахождения решения задачи отчётливо видны в теориях последователя Вюрцбургской школы Отто Зельца, гештальт-психолога К. Дункера и когнитивиста Грино, несмотря на все их различия.

Стадии решения задачи в теориях О. Зельца, К. Дункера, Грино

О. Зельц К. Дункер Грино
1. Образование комплекса, в который входят: а) характеристики известного и б) отношения известное-неизвестное, определяющие в) место неизвестного в комплексе. Незавершённость этого комплекса - суть проблемности. 1. Проникновение в проблемную ситуацию - понимание её внутренних связей, восприятие её как целого, заключающего в себе некий конфликт. 1. Построение когнитивной сети, состоящей из элементов известного (данного) и неизвестного (отношения между элементами известного и неизвестного пока не установлены).
2. Запуск интеллектуальных операций: припоминание или создание решения. 2. Нахождение функционального значения решения.
3. Реализация (воплощение) функционального значения в конкретное решение.
2. Построение связей (отношений) между элементами, модификация сети при помощи дополнительной информации из памяти.

Психологические факторы

На ход решения задачи и успешность её решения влияют следующие факторы.

  • Установка :
  • Характеристики субъекта :
  • Эмоцональное (мотивационное) состояние :
  • Предшествующая неудача снижает эффективность решения;
  • Наилучшие результаты имеют место при средней интенсивности мотивации; чрезмерная или недостаточная мотивация приводит к ухудшению результатов (закон Йеркса - Додсона).
  • Знания : могут как повышать, так и снижать эффективность решения (из-за стереотипизации, привычки).
  • Интеллект : люди с низким интеллектом более восприимчивы к установке.
  • Личность : показано, что успешность решения задач связана с 1) гибкостью, 2) инициативой, 3) уверенностью , 4) нонконформизмом , 5) способностью сдерживать движения (очень медленно чертить линии и и т. п.).

Теории решения задач

Информационный подход

С точки зрения информационного подхода задача - это различие между двумя состояниями; задача считается решённой, когда признаки имеющегося и требуемого состояния идентичны. Таким образом, процесс решения задачи имеет место, когда организм или система искусственного интеллекта осуществляет переход из данного состояния в желаемое целевое состояние .

Представители информационного подхода исходили их того, что человек, так же как компьютер , оперирует символами (знаками), следовательно, вычислительные машины можно «использовать как устройства для имитации процесса человеческого мышления» . Модели решения задач, которые они создавали, зачастую одновременно представляли собой компьютерные программы (наиболее известный пример - «Универсальный решатель задач» (англ.) Ньюэлла и Саймона, созданный в 1957 году).

Линдсей и Норман

Линдсей и Норман описывают решение задач следующим образом.

Вся имеющаяся на данный момент информация , относящаяся к задаче, называется состоянием осведомлённости . Решение задачи представляет собой последовательный переход от одного состояния осведомлённости к другому, а затем к следующему и т. д., пока не будет достигнуто требуемое окончательное состояние осведомлённости, т. е. решение. Такие переходы осуществляются с помощью операторов - средств, уменьшающих разрыв между наличным состоянием осведомлённости и тем состоянием, которое последует за ним. Нахождение операторов и составляет главную сложность при решении задачи.

Возможны две стратегии решения: прямой и обратный поиск. 1. При прямом поиске «человек сначала испытывает какой-то метод подхода к задаче, а затем смотрит, продвинулся ли он вперёд в результате его применения». 2. При обратном поиске «человек рассматривает искомое решение, задаваясь вопросом: какой предварительный шаг необходим для того, чтобы прийти к нему? После определения этого шага определяется шаг, непосредственно ему предшествующий, и т. д., в лучшем случае - влоть до отправной точки, заданной в постановке исходной задачи». Обратный поиск осуществляется с помощью анализа средство-результат (сопоставления средств и целей): на каждом шаге данная промежуточная цель сравнивается с наличным состоянием осведомлённости и находится оператор - средство, уменьшающее разрыв.

Имеются два вида операторов: 1) алгоритмы (совокупность правил, гарантирующих результат) и 2) эвристические приёмы (для сложных задач, где не найдены алгоритмы).

Психофизиологические данные

Исследование О. К. Тихомирова

Появлению в сознании решения задачи предшествует эмоциональная активация и чувство близости решения.

Это установил О. К. Тихомиров, изучая процесс решения шахматных задач . Он предлагал испытуемым рассуждать во время решения задачи вслух и параллельно регистрировал их кожно-гальваническую реакцию (КГР), которая служила признаком эмоциональной активации.

Эксперименты показали, что сначала возникает эмоциональная активация . За ней - обычно через 0-0.5 секунд - следуют эмоциональные восклицания («Ага!», «Ой!» и т. п.). За эмоциональными восклицаниями обычно следуют слова, обозначающие чувство близости решения : приближение к неосознанной ещё идее («так-так-так-так», «вот-вот-вот-вот», «наверное…») или ещё неясные результаты поиска («что-то мелькнуло», «что-то есть», «кажется, нашёл», «кажется, решено»); реже это выражение необходимости попробовать («попробуем-попробуем», «интересно-интересно»), сомнения («„а“… „а“… или не „а“?») или сигналы самоостановки («стоп-стоп-стоп-стоп»); ещё реже сразу называется решение. За этим следует решение - называние конкретного принципиального для решения задачи хода, - через 1.5-13.5 секунд после появления эмоциональной активации, в среднем - через 5.5 секунд.

Решение задач животными

Дискуссии относительно механизмов решения задач животными разворачиваются вокруг метода проб и ошибок и инсайта .

Метод проб и ошибок

Торндайк (1889) полагал (и экспериментально демонстрировал), что механизмом решения задач животными является не понимание и рассуждение, а метод проб и ошибок .

Торндайк помещал животных (кошек) в специальные проблемные ящики - клетки «с секретом», выход из которых открывался нажатием на кнопку или рычаг, потягиванием за шнур, петлю и т. п., которые находились в клетке или около самой решётки снаружи. Торндайк обнаружил, что сначала кошки мечутся по клетке и цепляются за всё, что могут достать; в результате этого они рано или поздно случайно задевают механизм, открывающий клетку, и освобождаются. Когда кошку вновь сажают в клетку, её хаотическая активность приводит к успеху немного быстрее, в следующий раз ещё быстрее и т. д. Кривые научения демонстрируют постепеное овладение решением.

Согласно теории Торндайка, животные действуют случайным образом, причём вероятность повторения подкреплённой реакции возрастает .

Однако некоторые данные самого Торндайка говорят против его теории. Так, в случаях с некоторыми «ленивыми» кошками Торндайка «внимание, которое нередко сочетается с недостатком энергии, позволяло кошке быстрее образовать ассоциацию после первой удачи» . А заменив впоследствии (1901) кошек обезьянами, Торндайк обнаружил, что почти все задачи решались «путём быстрого, нередко казавшегося мгновенным, оставления безуспешных движений и выбора правильного... Естественно заключить, что обезьяны, внезапно переходящие от множества беспорядочных движений к одному определенному действию с крючком или задвижкой, имеют понятие о крючке, о задвижке или о том движении, которое они производят»…

Р. Вудвортс отмечает, что «не было обнаружено ни одного случая такого поведения в проблемной ситуации , когда животное бросалось бы на все окружающее без всякого учета объективной ситуации. Животное всегда реагирует на те или иные предметы, и почти всем его реакциям присуща известная степень правомерности. Метод проб и ошибок состоит не в слепых, рассчитанных на случайную удачу движениях, а в испробовании определенных путей к цели. Насколько мы можем судить по поведению животного, у него всегда имеется некоторое схватывание объективной ситуации. Другое дело, что в любой ситуации, которую можно назвать проблемной, это схватывание никогда не бывает с самого начала полным. Ситуация должна быть исследована, а это редко может быть сделано без передвижений и манипулирования. Но даже при первом взгляде на ситуацию общие очертания проблемы вскрываются в достаточной мере, чтобы до известной степени ограничить область исследования и манипулирования».

Инсайт

Решение задач путём внезапного озарения (инсайта) , понимания ситуации, проникновения в её суть описано В. Кёлером . Эксперименты Кёлера демонстрируют следующие примеры того, как это происходит.

  • Курица, видя перед собой цель, отделённую от неё некоторым препятствием (забором), «совсем беспомощна, постоянно налетает, если видит цель перед собою сквозь решётку, на препятствие, беспокойно бегая туда и сюда», и не способна добраться к этой цели иначе как с помощью таких метаний, лишь постепенно приближающих её к цели (что напоминает описания Торндайка). Напротив, собака или ребёнок (например, девочка 1 года 3 мес., едва научившаяся ходить), оценив пространственные характеристики ситуации, могут сразу найти кратчайший обходной путь.
  • Обезьяна способна схватить палку и достать ею еду, находящуюся вне клетки (без всяких проб и ошибок).
  • Случайно соединив две короткие палки, которые по отдельности недостаточно длинны, чтобы дотянуться до еды, шимпанзе тут же достаёт еду получившейся длинной палкой.
  • Шимпанзе влезает на ящик или даже ставит ящики друг на друга, чтобы достать высоко висящий плод.

Использование орудий

Известно, что животные в некоторых случаях способны использовать орудия при решении задач, однако дискуссионным остаётся вопрос о том, в какой мере такое использование является врождённым (инстинктивным), а в какой - проявлением интеллекта .

Примеры использования орудий животными.