Народы и государства доколумбовой америки. Методическая разработка по истории (6 класс) на тему: Государства и народы доколумбовой Америки

Реферат по дисциплине

«Всемирная история»

на тему: «Народы доколумбовой Америки»



Введение

1. Племена, находящиеся на стадии каменного века

2. Племена, находящиеся на уровне неолита

3. Народности, создавшие государство

Заключение

Список литературы


Введение


История американских индейцев полна загадок и ставит много вопросов перед учеными. Характер жизни древнего населения Америки действительно был противоречив. Рядом с отсталыми племенами, ведущими примитивное хозяйство и даже в XVI в. не перешагнувшим рубеж первобытности, существовали яркие самобытные культуры, которые обладали значительным багажом научно-практических знаний.

Ученые не всегда могут объяснить столь резкие различия в цивилизационном уровне близких этнически и живущих в сходных природных условиях народов, неоднозначно трактуют причины возникновения и гибели американских цивилизаций, не располагают исчерпывающей информацией относительно структуры генеалогических связей между различными племенами, не до конца решили вопрос об их исторической родине и времени переселения на Американский континент.

Современная историческая наука исключает Американский континент из числа претендентов на роль родины человечества. Так же, как и Австралия, Америка не входила в зону расселения высших приматов, будучи отрезанной от нее – Старого Света – не преодолимыми для предков человекообезъян водными барьерами.

Историки полагают, что Америка впервые была заселена людьми примерно 25 – 20 тыс. лет назад. К тому времени человечество уже разделилось на расы, и по своему антропологическому типу переселенцы в Америку были сходны с населением Северной и Восточной Азии, и входили в большую монголоидную расу.

Начало переселения относится, по-видимому, к концу ледниковой эпохи, когда между Америкой и Азией на месте нынешнего Берингова пролива имелась небольшая перемычка суши, возможно, переселение осуществлялось и морским путем.

1. Племена, находящиеся на стадии каменного века


На стадии древнего и среднего каменного века находилась большая часть племен Северной Америки и многие обитатели Южной Америки. Их повседневная жизнь и характер занятий целиком и полностью определялись средой обитания. Однако, даже если они жили в одинаковых природных условиях и не слишком сильно отличались друг от друга по образу жизни и хозяйственной ориентации, они строго сохраняли свою родовую самоидентификацию. Небольшой (в несколько сот человек) коллектив родственников мог считать себя самостоятельным народом. Чем сильнее была выражена языковая и этническая дробность племен, тем более отсталым оно было. Свидетельством этого можно считать замкнутый характер экономики и отсутствие прочных межобщинных и межплеменных контактов.

На Арктическом побережье Североамериканского континента жили племена эскимосов и алеутов. Они промышляли охотой на морского зверя, в основном на моржа и тюленя, зверя били на лежбищах, на льду, а также с лодок, в которых могли находиться 29-30 гребцов. Открытые лодки назывались умиаками, а закрытые – каяками. Каркас лодок обтягивали кожей морских животных.

Эти племена жили довольно крупными поселениями в полуземлянках. Это были большие общинные дома, в которых проживало от 10 до 40 семей. Строили они и летние жилища, представлявшие собой деревянный каркас, покрытый моржовыми шкурами. Самобытной была одежда. Она шилась их птичьих шкурок, перьями внутрь. Зимой эскимосы носили двойные меховые комбинезоны. Как и у всех прочих индейцев, у эскимосов существовал обычай делать татуировки: мужчины наносили цветные кружки около уголков рта, женщины украшали лица и руки сложными геометрическими узорами. Они также раскрашивали лица охрой и графитом, веря, что это защитит их от бед и болезней.

Одной из наиболее отсталых групп были индейцы племени Юма, жившие на территории современной Калифорнии. Они не знали оседлости, земледелия, скотоводства, ремесел, материалом для изготовления орудий труда служил камень. Важнейшим хозяйственным занятием была загонная охота на мелких животных и оленей, а также ловля рыб. Добытое мясо они варили в корзинах, сплетенных специальным образом из гибких корней растений и не проницаемых для воды. В такие корзины они погружали, один за другим, раскаленные на костре камни, доводя воду до кипения.

На крайнем юге континента – архипелаге Огненная Земля жили племена она и Янгов. Исследователи склонны относить к их числу наиболее отсталых племен мира. Они занимались охотой на тюленей и ламу, ловили рыбу, собирали моллюсков и плоды, кочуя в поисках пищи вдоль побережья. Орудия труда они изготовляли из кости, камня и раковин, и уровень каменной техники был примитивен.

Эти племена жили общинами, которые почти не имели между собой никаких контактов. Каждая община строила для себя хижину, но если люди оставляли ее даже на непродолжительное время, она вполне могла быть занята соседями. В общине не было расслоения, и особое положение занимали лишь знахари и шаманы, которые, по мнению огнеземельцев, обладали способностью влиять на погоду, предопределять исход охоты и излечивать болезни.

Сходным был характер жизни и уровень развития патагонцев, занимавших южную часть Анд. Они кочевали и не имели постоянных жилищ, а для временной стоянки возводили одну для всей общины палатку-навес, покрытую шкурами. Община состояла из кровных родственников, объединяя 60 – 80 взрослых и несколько меньшее количество детей. Во главе ее стоял вождь, власть которого была относительной и проявлялась лишь в сложных, чрезвычайных ситуациях.

На северо-западном побережье Северной Америки жили тлинкиты. Они вели полукочевой образ жизни. Зиму они проводили на берегу океана, охотясь на морскую выдру, а летом поднимались вверх по течению рек, и основным источником их существования становилась ловля рыб, преимущественно лососевых пород.

Мясо и рыбу тлинкиты варили деревянных горшках, бросая в воду раскаленные камни. Рыбу также варили и размалывали в порошок.

Рыбная мука стала важнейшим предметом обмена с соседними племенами.

Развитие обмена способствовало накопление излишков у вождей и старейшин – у тлинкитов медленно зарождалось неравенство.

Тлинкиты жили родовыми общинами, и каждый род имел свое название по тотемному животному.

У них уже сформировался институт парной семьи.

При заключении брака супруги сначала жили в общине жены, где муж «отрабатывал» жену у родителей, а потом – через год или два супруги уходили в род мужа. Домашние работы выполняли не только женщины, но и рабы, как правило, из числа военнопленных. Рабов было немного, и принадлежали они всей общине.

В центре Северной Америки жили племена дакота.

Их важнейшим достижением стала пиктография – символическое рисуночное письмо.

Рисунки, выполненные на коже, передавали в хронологическом порядке важнейшие события, произошедшие с ними в данном году.

Основой существования дакота была коллективная охота на бизона. Любая индивидуальная охота была строжайшим образом запрещена, и любой, нарушивший запрет, жестоко наказывался.

Дакота охотились пешими, используя лук и стрелы.

Все их оружия и инструменты были выполнены из камня, так как металлов дакота не знали.

У них не было также скотоводства и земледелия.

2. Племена, находящиеся на уровне неолита

Племена этой группы находились на более высоком уровне, чем дакота, эскимосы и патагонцы. Они жили как в Северной, так и в Южной Америке.

Племена арауканов, обитавшие в южной части современного центрального Чили, помимо охоты и рыбной ловли, занимались земледелием и скотоводством. У них было развито гончарное дело и начала развиваться металлургия: они обрабатывали серебро. Однако в социальном отношении эти племена оставались в рамках первобытного общества.

Индейцы тропических лесов бассейна Амазонки – араваки, тупи-гуарини, караибы и другие – жили оседло и занимались преимущественно подсечно-огневым земледелием. Основными возделываемыми культурами были бобы, кукуруза, маниока, табак и хлопчатник.

Высокого уровня достигло искусство плетения. Индейцы умели плести рыболовные сети, сачки, корзины и даже висячие койки, которые они называли гамаками. Однако других ремесел они не знали, не было у них и скотоводства, и социальная организация оставалась примитивной.

На стадии нового каменного века находились индейцы пуэбло, заселявшие юго-западные территории Северной Америки. Они занимались интенсивным ручным земледелием и создавали систему искусственного орошения. Важной сельскохозяйственной культурой был хлопчатник, из волокон которого на вертикальном ткацком станке они изготовляли ткани. Было развито и гончарное дело, хотя гончарный круг им не был известен. Охота, собирательство и рыболовство носили подсобный характер.

Их социальная организация соответствовала доклассовому обществу, что нашло отражение в характере поселений пуэбло. Их жилище – одно для всей общины – представляло собой единое многокамерное строение из песчаника или необожженного кирпича, расположенное в несколько этажей, так, что крыши построек служили дворами верхних. Каждая община пуэбло имела свою территорию с орошаемыми землями и охотничьими угодьями.

На сходной ступени цивилизационного развития находились ирокезы, жившие на Востоке Северной Америки, на территории нынешнего штата Нью-Йорк. Их основным занятием было мотыжное земледелие подсечно-огневого типа. Ирокезы умели выращивать кукурузу, бобы, горох, кабачки, арбуза, табак, подсолнечник. Важным продуктом питания был рис. Кроме риса ирокезы собирали ягоды, грибы, орехи, каштаны и желуди.

Ирокезы не имели прирученных животных и не занимались скотоводством. Охотились они сообща, вместе делали и любую другую работу: ловили рыбу, вырубали лес и готовили для посева почву, ухаживали за посаженными растениями, собирали урожай, делали общие продуктовые запасы. Вместе строили и жилища.

Ирокезы жили в деревянных домах, по форме похожих на длинные низкие сараи. В доме жила одна община – обычно 20 – 24 семьи. Каждая супружеская пара занимала одно такое помещение, без дверей, открытое к очагу. Очаг был общим для четырех семей, расположенных друг против друга попарно, и на нем в общем котле готовили из общих запасов пищу.


3. Народности, создавшие государство

Майя – группа индийских народов, живших на территории юга современной Мексики, Гватемалы, Гондураса, Сальвадора и Белиза. Считается, что предки майя пришли в эти места с севера в IV – III тыс. до н. э. Первая значительная цивилизация майя сложилась на рубеже нашей эры. Это было несколько десятков городов-государств, наиболее известными из которых были: Вашактун, Яшчилан, Тикаль, Паленке, Копан и др. В VII – IX вв. почти все города-государства майя погибли в результате внутренних кризисов, а также из-за нашествия вражеских племен. Большинство городов жители покинули навсегда, в другие, как например Чичен-Ицу (что означает «у колодца Ицу») на полуострове Юкатан, вернулись спустя столетия. В X – XI вв. он стал крупнейшим культурным центром майя. В XII в. этот город был захвачен войсками могущественного соседнего города-государства Майяпана. В середине XV в. это вызвало восстание жителей, зависимых от Майяпана городов. Майяпан был захвачен и разграблен. Образовалось несколько враждующих между собой государств, и началась смуты и братоубийственных войн. Дополненная эпидемиями конца XV в., она привела к опустошению и окончательному упадку некогда цветущих городов. Такой увидели цивилизацию майя европейцы в 40-е гг. XVI в.

Основным хозяйственным занятием майя было подсечно-огневое земледелие, организованное в целом на довольно примитивном уровне. Майя не знали скотоводства и не имели одомашненных животных. Единственным прирученным зверем у них была собака, мясо которой употреблялось в пищу. Пищу животного происхождения они получали также от охоты на диких зверей, птиц и от рыбной ловли.

Хозяйственным достижением майя было изобретение вертикального ткацкого станка, с помощью которого они делали прекрасные узорчатые ткани из волокна хлопка или агавы. Развито было и гончарное дело, и их керамическая утварь украшалась художественной выпуклой лепкой и цветной росписью.

Изделия из метала они получали от соседних племен в обмен на продукты земледелия и ткани. Важными предметами меновой торговли были соль, рыба, мед, рабы. В качестве денег майя использовали бабы какао.

В обществе майя существовало значительное социальное и имущественное неравенство. Наверху социальной иерархии находились верховные правители городов, власть которых была неограниченной. Рядом с ними стояли их приближенные – советники, жрецы, наместники завоеванных территорий. Нижние ступени занимали зависимое население и рабы.

Майя первыми в Америке разработали усовершенствованную форму иероглифического письма. Они писали на листах бумаги, сделанных из растительного волокна. Великолепные математики и астрологи, майя составили два календаря. Изучив движение Земли вокруг Солнца, они точно высчитали годовой цикл, состоявший из 365 дней. Другой – священный 260-дневный календарь применялся для предсказаний. Его умели читать только жрецы, которую играли важную роль в жизни общества.

Особенностями религиозного культа майя были кровавые самоистязания – через раны, полагали майя, человеку передаются энергия и знания богов, человеческие жертвоприношения – люди должны были отблагодарить богов за дарованную им жизнь, и каннибализм – майя были уверены, что, поедая жертвенного соплеменника, они приобретут все его достоинства. Поэтому для жертв выбирались лучшие из лучших – молодые, здоровые, красивые. Масштабы человеческих жертвоприношений были очень велики, и, действуя так, майя лишали себя будущего.

Другим крупным народом, создавшим раннюю городскую цивилизацию Америки, были тольтеки. Во II – I вв. до н. э. они начали строить город Теотиутакан – он находился на территории современной Мексики, в долине Мехико. Эпоху расцвета Теотиутакан переживал в III – IV вв. н. э. Он занимал площадь 25 кв. км и насчитывал 50-80 тыс. жителей. Пирамиды, площади, мастерские, жилые дома и рынки располагались по строгому плану. Стены величественных зданий, дворцов и храмов были покрыты штукатуркой и расписаны фресками, как правило, на мифологические сюжеты. Главным божеством тольтеков был богочеловек Кецалькоатль («пернатый змей»).

Государство тольтеков перестало существовать около X в. в результате вторжения соседских племен, голода и эпидемии чумы. Наследниками культуры Теотиукана стали ацтеки.

Ацтеки появились в долине Мехико в XII в. в числе прочих кочевых племен, завоевали и ассимилировали местное население и стали возводить свою генеалогию к покоренным ими тольтеками. Около 1325 г. ацтеки основали город Теночтиплан. Город делился на четыре стороны света, и на двадцать малых кварталов, соответствующих делению ацтеков на племена и рода. Период независимого существования этого государства был недолгим: уже в 1519 – 1521 гг. оно было завоевано испанцами.

Основной отраслью экономики ацтеков было ирригационное и чинамповое земледелие. Они умели строить системы оросительных каналов. Ацтеки делали плоты, на них выкладывали жидкую землю с тиной и сажали туда деревья, которые пускали корни и закрепляли «плавающие огороды». Такие плоты называли чинампасами. Именно от ацтеков европейцы узнали о шоколаде. Ацтеки знали свойства каучука и умели делать мячи для ритуальных игр.

У ацтеков были развиты разнообразные ремесла, в том числе изготовление узорных хлопчатобумажных тканей, одежды и головных уборов, полихромной и резной керамики, ковка меди и золота, резьба по камню, составление мозаик из драгоценных камней, в том числе из бирюзы и нефрита.

Разнообразие производимых ремесленных изделий стимулировало обмен. Крупнейшим торговым центром был рынок в Теночтитлане, где продавцы каждого товара занимали свой особый ряд.

Своеобразием отличались образ жизни и мировоззрение ацтеков. От майя ацтеки унаследовали письменность, календарь и способ летоисчисления, у них существовала развитая мифология и разработанные религиозные культы. Их ювелиры делали изумительные по красоте украшения, строители возводили грандиозные храмы, купцы организовывали торговлю, вовлекая в нее даже очень удаленные от себя племена.

В 1519 г. испанский конкистадор Эрнан Кортес со сравнительно небольшим войском отправился к берегам Мексики в поисках золота и богатств. Вступив в столицу ацтеков, он был поражен ее богатством. Правитель ацтеков Монтесума II поначалу не знал, как следует вести себя по отношению к иностранцам. Монтесума принял его за бога Кецалькоатля, о возвращении которого говорило древнее пророчество. Ореол божественности испанцев был развеян, когда в 1920 г. ацтекам удалось выгнать их из Теночтитлана. Но с помощью врагов ацтеков – покоренных ими народов – испанцы разгромили ацтеков.

Государство инков, занимавшее в конце XV в. область Центральных Анд, складывалось постепенно. Первый период, начавшийся в I тыс. до н. э. и продолжавшийся до первых веков нашей эры, был временем разложения родовой и формирования сельской общины, и складывания союзов племен.

Второй период, длившийся примерно с V по XV вв. стал временем возникновения и развития государства инков. Особую роль в его становлении сыграли племена мочика, аймара и кечуа.

Мочика умели возводить большие здания из необожженного кирпича, к которым вели мощеные дороги. Они занимались интенсивным поливным земледелием и построили сложную систему каналов, тянущиеся на многие сотни километров, по которым к полям подводилась вода. Не имея гончарного круга, они лепили керамические сосуды вручную в виде разнообразных фигур. Мочика построили ступенчатые пирамиды – уака. Самая большая из них, пирамида Солнца, имела высоту 41 м.

Народ аймара в VIII – IX вв. создал самую высокую культуру доинкского периода, названную Тиауанакской по имени стоянки, которая находилась в Боливии в 21 км к югу от озера Титикака. Племена аймара создали комплекс зданий, в который входят Ворота Солнца. Одно из самых замечательных памятников Древней Америки, он представляет собой мощную арку из каменных глыб, каждая весом около 100 тонн.

В XIII в. образуется государство инков. Первоначально название инков носило одно из племен языковой группы кечуа, близкой аймара и мочика. Впоследствии термин инка стал обозначать титул правителя, правящий слой в государстве и народ в целом.

Третий период в истории цивилизации инков – XV – середина XVI вв. – явился временем расцвета их государства. С XV в. инки вели активные завоевательные войны, в результате которых смогла подчинить себе племенные союзы всей области Анд. Уже к началу XVI в. территория государства увеличилась более чем в четыре раза, а население составило 6 млн. человек – величину, очень значительную для той эпохи.

Государство инков – оно называлось Тауантинсуйу – было централизованным, с сильной единоличной властью правителя. Во главе государства стоял «Верховный», его называли Сапа Инка. По своему положению он фактически являлся императором или диктатором, обладавшим неограниченной властью. Первым Сапа Инкой стал в 1390-х годах Рипак Юпанки, который взял на себя имя верховного бога Виракочи.

Резиденция Сапа Инки находилась в городе Куско, столице империи. Это был крупный культурный, административный и религиозный центр, в котором проживало около 200 тыс. жителей.

Верховный инка и все высшие должностные лица, находясь в Куско, наблюдали за ситуацией в стране и жестко ее контролировали. Государство, созданное инками, носило деспотичный и кастовый характер. Привилегированный слоем были собственно инки. Они не работали и не платили налогов. От государства инки получали в собственность земельные наделы и работников – рабов для выполнения сельскохозяйственных и ремесленных работ.

Следующей общественной группой, занимавшей промежуточное положение в империи, была родовая знать покоренных племен. Им также принадлежали значительные участки земли, которые обрабатывали крестьяне-общинники.

Люди покоренных племен составляли большую часть населения империи. В их временном пользовании были наделы земли, размер которых зависел от количества детей в семье и их пола: на мальчиков полагались участки вдвое больше, чем на девочек.

Основой экономики было сельское хозяйство. Основой пищевого рациона была кукуруза, из зерен которой варили кашу, пекли лепешки, делали масло и различные напитки, в том числе крепкие алкогольные и пиво.

Важным занятием были разнообразные ремесла. В обществе отсутствовал слой свободных ремесленников. Изготовлением орудий труда, керамической посуды, разнообразных тканей из хлопка и шерсти, ковров, ювелирных украшений, как правило, занимались сами крестьяне – члены земледельческой общины. Инки в огромных количествах добывали серебро. Из бронзы – сплава меди и олова – они делали ножи, булавки, иглы, колокольчики, серпы, прочие инструменты.

Слабое развитие торговых связей в государстве инков объясняется тем, что деспотическое государство со значительным господствующим классом, ведущим праздную жизнь и не участвующем в созидательном труде, присваивало себе практически весь продукт труда рабов, крестьян и ремесленников, оставляя им слишком мало излишков для обмена. Таким образом, в экономике появились противоречия и экстенсивный характер цивилизации инков.

Такие противоречия существовали и в других сферах жизни. Несмотря на интерес астрономии и создание своего календаря, инки не научились точно измерять время суток, которое они определяли просто по положению светил на небосклоне. Общей системы образования не было, и в школе учились только мальчики из знатных семей. За четырехлетний срок обучения они должны были освоить язык кечуа – устный, письменности у них не было, календарь, религиозный комплекс и кипу, применяемую для ведения статистической отчетности. Кипу представляла собой бахрому из шерстяных или хлопчатобумажных веревок, которые завязывали в узелки. Кипу являлась системой передачи сведений, однако ничего общего с письменностью не имела.

Не записаны были и законы, выработанные правителями инков и отличавшиеся особой жестокостью. Их главное назначение заключалось в том, чтобы закрепить подчинение покоренных народов и предупредить восстания. Обычными наказаниями в империи были пытки и смертная казнь.

Однако, несмотря на жестокость наказаний, восстания покоренных народов в государстве инков не было редкостью. Именно используя недовольство и возмущение индейцев, испанские конкистадоры в 1532 – 1536 гг. смогли быстро завоевать, казавшееся прочным инкское государство.

Испанцам помогла только что закончившаяся гражданская война между верховным правителем Хуаскаром и его двоюродным братом Атауальпа, в результате которой к власти пришел Атауальпа. Испанцы, заманив его якобы для переговоров, взяли в плен и умертвили, но заставили инков собирать золото на выкуп.

Заключение


Освоение огромных пространств целого материка с незнакомыми природными условиями, чужим растительным и животным миром не только представляло для переселенцев большие трудности и таило в себе много опасностей, но и потребовало длительного времени. В отдельные области Америки потомки первых переселенцев пришли только в I тыс. н. э.

Основной причиной переселений была необходимость постоянного расширения среды обитания и использования все новых областей для охоты, рыбной ловли и собирательства в условиях ведения экстенсивного хозяйства. Впрочем, некоторые из племен-переселенцев вели оседлую жизнь, знали земледелие и различные ремесла.

Ко времени пришествия европейцев на рубеже XV – XVI вв. население Америки состояло из большого числа разных племен и народностей. По историко-этнографической и языковой общности они делились на группы, из которых наиболее многочисленными и широко распространенными были эскимосы, алеуты, ирокезы, могикане, тлинкиты, ацтеки, майя, дакота, пуэбло, патагонцы, инки и др. По уровню развития среди них можно выделить три группы: 1) наиболее отсталые племена, живущие в условиях древнего и среднего каменного века, и занимающиеся только охотой, собирательством и рыболовством; 2) неолитические племена, перешедшие к ремеслам, земледелию и скотоводству; 3) народности, поднявшиеся до уровня классового общества и создавшие государства.

Список литературы


1. Поляк Г.Б., Маркова А.Н. Всемирная история. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

2. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций. – М.: Дрофа, 2004.

3. Тишков В.А. История и историки в США. - М., 2005.

4. Тойнби А. Постижение истории. - М., 2001.

5. Снегирева Л.И., Дунбинская Т.И., Широкова М.П., Найбороденко Л.М., Сафонова Т.И. История мировых цивилизаций: Учебное пособие для студентов I курса дистанционной форма обучения. - Томск: ТМЦ ДО, 2004. - 97с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Цель: Познакомить учащихся с государствами и народами доколумбовой Америки.

Задачи:

  1. Каждый ученик к концу урока должен иметь представление о занятиях, нравах и быте народов Америки до прибытия европейцев;
  2. Научить работать с текстом учебника, выделять главную информацию, перерабатывать её и переносить в таблицу;
  3. Воспитывать умение работать в группе, в том числе воспитывать взаимопомощь, коллективизм.

Оборудование: Карта «Америка до захвата европейцев», атласы, экран, мультимедиапроектор, доска, учебник по истории средних веков (автор Е.В.Агибалова, Г.М.Донской), карточки для игры в «Крестики-нолики»

Ход урока

I. Проверка домашнего задания:

1. Индивидуальные задания:

а) Используя иллюстрации, картины из альбома по истории средних веков описать индийские архитектурные сооружения, указать их особенность;

б) работа по карточке: Арабские купцы, побывавшие в Индии в 10-11 веках, сообщают об управлении государством: «Цари в Индии не признают над собою никакого главы. Каждый сам себе господин…»

«В её государствах царят большие различия в языках и религии, и они часто враждуют друг с другом… Царская власть переходит по наследству в одном семействе…» Какие выводы о феодальн6ом государстве в Индии можно сделать на основании этих сообщений? Что общего имели государства в Индии и Западной Европе в 10-11 веках?

2. Фронтальный опрос класса:

– Какие вторжения в Индию совершались в средние века? Как вы думаете, почему они происходили в основном с северо-запада? (Работа с картой);

– В чём вы видите особенности экономического и политического развития Индии в средние века по сравнению со странами Востока и Европы?

– Почему Делийский султанат распался? В чём вы видите сходство с причинами распада Арабского халифата?

– Какие достижения Индийской культуры были восприняты другими народами?

II. Подготовка к изучению нового материала:

– Сообщение о коренных народах Америки (сообщение заранее готовит ученик класса)

III. Самостоятельные выводы учащихся о теме и целях урока:

IV. Изучение нового материала (в группах).

1. Учащиеся самостоятельно изучают материал параграфа, затем в группах заполняют таблицу, показывающую особенности племён, форма таблицы выводится на экран.

1-ая группа: «Майя» (с. 257-259) параграф 33

2-ая группа: «Ацтеки» (с.259-260) параграф 33

3-я группа: «Инки» (с. 260-263) параграф 33

Название племени

Место проживания

Управление и общественный строй

Религия

Успехи в культуре

Наука

П-ов Юкатан и область в Центральной Америке

Общины, города-государства, Правитель

  • Знали письменность,
  • Составили календарь,
  • Строили дворцы и храмы, изготавливали статуэтки богов и рельефы
  • Математика,
  • Астрономия,
  • Литература

Во главе государства наследственный правитель

вера в богов

Украшения из золота и серебра, гранили драгоценные камни и делали мозаику, изготавливали глиняные сосуды, фигурки людей и животных, ткали и вышивали

  • История,
  • Астрономия,
  • Литература,
  • Математика

В горах Андах на западе Южной Америки

Общины, неограниченный правитель – верховный Инка, контролёры – «глаза и уши Инки»

Почтовая связь, школы для детей, храмы и дворцы

  • История,
  • Литература,
  • Математика,
  • Искусство

2. По мере подготовки информации каждая группа защищает свой проект и на экран выводится информация о племени (по порядку о каждом племени);

3. В итоге на экран выводится сводная таблица по всем изучаемым племенам и по ней даётся дополнительное задание для анализа всему классу: сравните особенности государств индейцев Америки.

4. Игра «Крестики-нолики»: Учитель раздаёт заранее заготовленные карточки со схемой, ученики подписывают свои карточки, затем учитель задаёт вопрос, учащиеся ставят в нужной клетке крестик (х), если ответ утвердительный, если ответ отрицательный – нолик (0).

Вопросы:

  1. На территории доколумбовой Америки жили народы: Майя, Ацтеки, Инки;
  2. В области культуры Инки создали календарь;
  3. Особенности школ Ацтеков в том, что знать и простые люди обучались по-разному;
  4. Майя населяли полуостров Юкатан;
  5. Инкам принадлежал город Теночтитлан;
  6. Жрецы Майя указывали сроки начала земледельческих работ на основе календаря;
  7. «Плавучие поля» были у племени Ацтеков;
  8. Почтовая связь между частями страны была налажена у Инков;
  9. В столице Майя находились 2 невольничьих рынка.

В конце игры учитель схему с правильными ответами выводит на экран, дети сверяют и сдают работы

(учитель будет иметь возможность оценить тех учащихся, которые слабо работали в течение урока)

V. Итоги урока:

– Народы средневековой Америки создали в средние века свои государства, необычные порядки, оригинальную культуру, не похожую ни на одну культуру народов Европы и Азии.

VI. Оценивание.

VII. Д/З: параграф 33, по каждому пункту параграфа составить 1 вопрос.

Государства и народы доколумбовой Америки

Цель: сформировать у учащихся представление о хозяйственной, культурной, религиозной жизни народов Америки – майя, ацтеков и инков до открытия континента европейцами. Развить умение учеников самостоятельно работать с текстом учебника, картой, иллюстрациями, подготавливая небольшие сообщения.

Задачи:

1. Учащиеся должны знать:

  1. основные занятия народов доколумбовой Америки;
  2. особенности управления государством и главные достижения культуры американских народов.

2. Учащиеся должны уметь:

  1. описывать общее и различное в общественных порядках майя, ацтеков, инков;
  2. работать с исторической картой;
  3. оценивать масштабность происходивших событий и явлений в доколумбовой Америке и их значимость для эпохи Средневековья.

План:

  1. Оргмомент
  2. Сообщение темы урока – ее изучение
    2.1. Занятия жителей Америки
    2.2. Цивилизация майя
    2.3. Цивилизация ацтеков
    2.4. Государство инков
  3. Закрепление изученного материала – работа с картой
  4. Подведение итогов – выставление оценок
  5. Домашнее задание

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид: комбинированный.

Оборудование:

  1. карта «доколумбова Америка»;
  2. медиапроектор (презентация);
  3. дидактический материал;
  4. цветные карточки.

Понятия: майя, ацтеки, инки, полуостров Юкатан, город Теночтитлан, горы Анды, страна инков Перу, город Куско.

Ход урока

Оргмомент

Здравствуйте, присаживайтесь!

Начиная урок, мне хотелось бы узнать ваше настроение. Пожалуйста, поднимите квадратик красного цвета, если настроение у вас хорошее, квадратик черного цвета, если, настроение у вас плохое и квадратик синего цвета, если у вас настроение отсутствует. (Слайд № 2 )

  1. Красный – хорошее настроение;
  2. черный – плохое настроение;
  3. синий – отсутствие настроения (хорошего или плохого).

(Зафиксировать себе.)

У некоторых из вас хорошее настроение, а у некоторых не очень.

Так вот сейчас мы с вами будем работать и посмотрим, как оно изменится к концу урока.

Сегодня мы отправимся в путешествие, но пункт нашего прибытия вам необходимо отгадать, он зашифрован в ребусе. (Ребус в презентации – слайд № 3).

Ответ : доколумбовая Америка (дом Колумб корова = доколумбовая рама е рука и = Америка (Слайд № 4).

Выйти к доске и показать территорию Северной и Южной Америки

- (Слайд № 5) Назовите океаны, которые омывают берега Северной и Южной Америки?

А может кто-то из вас ответит на такой вопрос:

Почему этот континент называют доколумбовой Америкой? (Слайд № 6). (Ответ : доколумбовая Америка – это континент, который открыл Христофор Колумб (хотя он считал, что открыл Индию, но он ошибся – он открыл Америку), а до тех пор, пока он его не открыл континент и назывался доколумбовая Америка)

Как вы думаете, на чем мы будем путешествовать, учтите речь идёт о средневековье? Слайд № 7. (Учащиеся высказывают предположение о корабле).

Сегодня, в ходе нашего путешествия, мы (Слайд № 8) познакомимся с индейскими племенами майя, инков, ацтеков; выясним, чем они занимались, узнаем особенности управления государством, прикоснёмся к удивительной культуре индейских племён. Это путешествие в удивительный и загадочный мир доколумбовой Америки мы будем совершать по плану (Слайд № 9само появляется), который вы видите на экране. Знания этого урока Вам обязательно пригодятся в будущем ведь, наверняка в глубине души каждый из вас после окончания школы мечтает стать дипломатом или путешественником, а возможно экскурсоводом. Вот тогда-то и пригодятся вам знания с уроков по истории средних веков.

Слайд № 10 Прошлое не безупречно,
но упрекать его бессмысленно,
а вот изучать необходимо.
М.Горький (русский писатель)

Эти слова я выбрал эпиграфом к сегодняшнему уроку.

Задание на урок (Слайд № 11):

Выяснить внесли ли народы и государства доколумбовой Америки свой вклад во всемирную историю человечества?

Ответ на этот вопрос мы должны получить в конце урока

Слайд № 12 Записываем в рабочем листе тему урока «Народы и государства доколумбовой А (а)мерики» (А как вы напишите название страны?)

Ответ учащихся: название страны пишется с большой буквы)

Итак, мы отправляемся в путешествие, следуя нашему маршруту

Американский континент был заселен предками современных индейцев позже, чем другие. Слайд № 13 Произошло это около 30 000 лет назад. Америку заселили выходцы из Северо – Восточной Азии. Слайд № 14. Есть версия, что тогда ещё не было Берингова пролива, так что они, скорее всего, перебрались по суше. Охотники на бизонов, лосей, оленей и мамонтов покинули Азию и, сами того не зная, оказались на американской земле. Расселяясь с севера на юг, они за 20 000 лет добрались до Огненной Земли.

Индейцы – это общее название коренного населения Америки. Название возникло из-за ошибочного представления первых европейских мореплавателей - Христофора Колумба и др. в конце XV в., считавших открытые ими заатлантические земли Индией.

Слайд № 15. Жители континента имели скуластое лицо, низкий лоб, широко посаженные глаза, орлиный нос и прямые тёмные волосы.

Слайд № 16. В различных областях Америки они приспосабливались к своеобразным местным условиям. Сражались с дикими зверями, и ягуар стал грозным символом той войны. Стремясь подчинить себе природу, они начали орошать сухие земли Мексики, осушать болота озера Тескоко, вырубать леса Амазонии.

Изолированные от внешнего мира, первые американцы не изобрели гончарного круга, не добывали железо. Из домашних животных они приручили только ламу. Слайд № 17. Однако её нельзя было впрячь в повозку: она была недостаточно сильна. Не знали они и повозок, так как не изобрели колесо. Жители американского континента выращивали много сельскохозяйственных культур, которые нигде более не были известны. Слайд № 18 . Именно оттуда к нам пришли картофель, кукуруза (маис), томат, какао, арахис, земляника, подсолнечник, хлопок, фасоль, тыква, авокадо, ваниль, ананас. Названия этих культур пришли из индейских языков. Особое значение для индейцев имела кукуруза. Они пекли из неё лепёшки, варили различные каши. Слайд № 19

Как Вы думаете, с какой культурой Европы можно сравнить по значению кукурузу? А с какой культурой Азии? (Если говорить о Европе о большей части Азии – то с хлебными злаками – рожью и пшеницей. В юго-восточной Азии подобную роль играет рис.)

Слайд № 20 Корзинка /показать/ .

Мы используем словами, которые взяты из индейских языков. Как вы думаете какие слова пришли к нам из индейских языков? / «томат», «шоколад», «какао», «каучук», «сигара» /географические названия, названия животных, рыб, птиц, предметов с которыми европейцы познакомились впервые в Америке.

Постепенно индейские племена переходили к оседлой жизни, начали строить города, придумали письменность и создали свою высокую культуру.

В доколумбовой Америке отечественные историки выделяют четыре цивилизации, а учёные США и Канады насчитывают до восьми цивилизаций.

Рассмотрим в учебнике на странице 260 карту, показывающую расселение майя, ацтеков и инков. Слайд № 21. Выходят к доске и показывают

Где проживало племя, майя /проживали на полуострове Юкатан/

Какую территорию заселили ацтеки? / ацтеки заселили территорию Мексиканского плоскогорья (ст. Теночтитлан),

Где обосновались инки? /инки обосновались на западе Южной Америки в центральных Андах, здесь раскинулась страна инков Перу – с центром в городе Куско/.

Обратимся к истории народов и государств доколумбовой Америки, а помогут нам в этом ваши одноклассники, которые подготовили отчёты о своём воображаемом путешествии к индейцам майя, ацтекам и инкам.

Вы должны внимательно слушать и запоминать то, что они говорят, о чем рассказывают, в ходе нашего путешествия мы будем вести (Слайд 22) путевой дневник в виде таблицы. Обратите внимание, в заполнении вам поможет рассказ одноклассников, также помощь вам окажут страницы учебника по истории средних веков § 35

Путевой дневник по миру народов доколумбовой Америки

Итак, первым о своём путешествии в индейское племя майя расскажет Левченко Михаил. Слайд № 23.

Племя проживало Слайд 24 на полуострове Юкатан – это непроходимые джунгли. Слайд 25 Земля принадлежала общинам, каждой семье община выделяла расчищенный от леса участок. Главная сельскохозяйственная культура – кукуруза. Майя всегда помогали друг другу – это их обычай. Слайд 26 В I веке до нашей эры у них возникли города во главе каждого города стоял правитель – он великий человек и его власть передавалась только по наследству. ПАУЗА

Слайд 27 Майя использовали письменность. Иероглифы наносили кисточками на бумагу, рукописи украшали рисунками. Ими создан самый точный календарь на основе, которого жрецы указывали сроки начала земледельческих работ, умели предсказывать солнечные и лунные затмения. Слайд 28, 29 Майя строили на большой высоте, так вот, чтобы построить город, они сначала расчищали в джунглях большой участок, а затем доставляли из каменоломен многотонные каменные глыбы, их шлифовали и покрывали резьбой. Улицы в их городах тоже необычные, они пересекались под прямым углом друг к другу. Между городами прокладывали дороги, которые покрывали гладко оттесанными каменными плитами.

На высоких платформах сооружали дворцы и храмы (самый известный - Чичен – Ица, Слайд 30 это каменное сооружение дошло до наших дней, в виде ступенчатых пирамид, некоторые из них потом использовались как гробницы правителей. Окон в зданиях не было, а свет и воздух проникали через дверные проёмы. Постройки украшали статуями богов и рельефами, изображавшими правителей, жрецов, а также военные сцены.

В племени майя существовали и развлечения, одно из которых слайд № 31 игра в мяч.

Религиозная система майя исключительно самобытна. Они почитали Бога Солнца, в честь Бога Дождя Чаку совершали жертвоприношения. Слайд 32

Слайд 33 Вот так жили майя, пока в середине XIII века не начались внутренние конфликты, которые привели к падению города Майяпана в 1441 году. Так племя и прекратило существование. Но до нашего времени сохранились величественные храмы индейского племени майя. Слайд 34

С чем из истории Древнего мира Вы могли бы сопоставить города-государства майя? (Античные полисы)

Мы с вами сейчас были очевидцами жизни в племени майя. Как обстоят дела с путевым дневником?

Давайте сверим записи. (Слайд № 35).

Дёшин Михаил побывал в племени ацтеков. Слайд № 36.

Слайд № 37. Племя жило на территории Мексики, на плоскогорье высотой 2000 метров над уровнем моря в этом месте расположена живописная долина с мягким климатом и плодородной почвой. Сюда племя пришло с севера в 13 веке и основало на островах посреди большого озера Тескоко город Теночтитлан. Слайд № 38 Острова соединили дамбами, город пересекали прямые улицы и каналы, вдоль которых возвышались храмы и дворцы, украшенные рельефами и мозаикой.

Слайд № 39. Горожанам земли не хватало. Поэтому они устраивали посевы на узких полуостровах и даже на сплетенных из ветвей плотах, где укладывали поднятые со дна озера водоросли и плодородный ил. Такие «плавучие поля» давали несколько урожаев в год и могли прокормить жителей столицы.

Слайд № 40. Во главе государства стоял наследственный правитель – «владыка всех людей». Знатные люди занимали высокие должности, получали за службу жалованье. Во время войны, которая для ацтеков была самым почётным занятием, создавалась армия численностью до 150 тысяч человек. Свои мужеством на войне рядовые воины, вооруженные копьями и луками, могли заслужить доступ в ряды знати, таких воинов называли «орлами» и «ягуарами». Меня поразило то, что с раннего детства мальчика готовили в воины. Внимание на экран.

ВИДЕОФРАГМЕНТ слайд

Слайд № 41. Ацтеки подчинили все соседние народы и создали могущественную державу. Захваченных на войне пленников приносили в жертву богам или делами рабами. В столице было два невольничьих рынка, где торговали пленниками.

Слайд № 42. Больших успехов достигли ацтеки в ремесле. Чеканщики делали украшения из золота и серебра; ювелиры искусно гранили драгоценные камни и делали тонкую мозаику. Мастера изготовляли глиняные сосуды с орнаментом и маленькие выразительные фигурки людей и животных, ткани из хлопка с вышивкой и прокладками из цветных птичьих перьев.

Слайд № 43. В столице существовали школы для рядовых ацтеков и для знати. В обычных школах обучали земледелию, ремеслу и военному делу. Детей знати учили истории, мифологии и религии, письму, чтению, счету, астрономии, поэзии, ораторскому искусству. Они сочиняли гимны, которые посвящали богам. (Слайд № 44). В столице ежегодно устраивались состязания певцов-поэтов; лучших из них награждали премиями.

Так жили ацтеки, пока (Слайд № 45) в 1519 году в их империю не вторглись испанские завоеватели, и с тех пор начались беды – большую часть территории они подвергли сожжению.

Много интересного и увлекательного нам поведал Михаил, спасибо!

Продолжаем заполнять путевой дневник .

- Давайте сверим наши записи. Итак, приступаем. (Слайд № 46).

Прежде чем мы отправимся к инкам предлагаю вашему вниманию небольшую видеозарисовку для того чтобы вы погрузились в атмосферу эпохи.

ВИДЕОФРАГМЕНТ

Некоторые тайны племени инков приоткроет нам Бондарева Мария – слайд №47 .

Слайд № 48. В суровых горах Андах на западе Южной Америки раскинулась на тысячи километров страна Перу. Центр её город Куско с прилегающей территорией.

Государство инков возникло в 11 веке. Слайд № 49. Постепенно они завоевали соседние племена, подчинили себе большие области. Слайд № 50. Во главе государства стоял неограниченный правитель – верховный Инка. Он носил платье из красивых тканей и никогда не надевал его дважды. Во время приема посетителей Инка был скрыт от них занавесом, а слова его передавал специальный вельможа. Власть правителя переходила одному из законных сыновей, по его мнению, наиболее способному. Кровные родственники Инки, назывались «Сынами Солнца» (Солнце – главный Бог Инков), занимали высшие должности в государстве.

Слайд № 51. Государство у инков подчинялось интересам войны и по образу жизни напоминало казарму. Мужчин делили на отряды – десятки, сотни – во главе с начальниками. Дисциплина в войске была крайне суровая: например, воина, который во время марша вышел из рядов, могли покарать даже смертью. Их армия побеждала и своей численностью: на одного врага приходилось до 20 солдат инков.

Слайд № 52. Население жило общинами, которая состояла из семей землевладельцев. Каждый общинник получал надел, а женщина – половину надела. Общинник был всю жизнь привязан к своему селению, он не мог выйти за границу общины без разрешения властей. На склонах гор крестьяне высекали площадки для посева и насыпали на них землю. Поля огораживали барьерами, чтобы дожди не смывали землю, в засуху орошали ее водой из каналов.

Слайд № 53. Все подданные обязаны были либо трудиться на земле, либо служить в войске.

Вступление в брак у них было обязательным. Всех мужчин до 25 лет или женщин до 18 лет, не успевших заключить брак, собирали в назначенный день в окружном центре, где чиновник составлял из них по своему усмотрению супружеские пары. Никто не мог уклониться от предписанного государством брака!

Слайд № 54. Инки создали свою неповторимую культуру. Письменности они не знали, но создали особое узелковое письмо – кипу. Построили великолепные дороги, которые связывали столицу со всеми частями империи и служили для передачи информации (первая почта). В школах наряду с историей, религией, военным искусством, музыкой и танцами дети на память заучивали сведения о порядке управления, законах и обычаях.

Слайд № 55 Архитекторы воздвигали храмы, дворцы, крепости. Главная крепость располагалась на скалистом холме и соединялась с городом туннелями.

Слайд № 56. Так жили инки вплоть до 20-х годов 16 века, пока их территорию не завоевали испанцы. Они захватили и разграбили Куско. Вот так грустно закончилась жизнь инкского племени…

О покорении страны инков испанцами следующий

ВИДЕОФРАГМЕНТ

Продолжаем заполнять путевой дневник (показ слайдов № 57).

Используя информацию, которая у Вас есть, сравните державы ацтеков и инков. Выделив общее и отметив отличия. Слайд № 58

(В обоих случаях речь идёт о высокоразвитых культурах. И ацтеки и инки имели собственное государство. Причём, и в том, и в другом случае речь идёт об империи, объединявшей множество покорённых племён. Судя по имеющейся информации, у инков государство было более централизованным с упорядоченной системой управления. Об этом, в частности, свидетельствуют дороги, способствовавшие укреплению связей между различными частями страны)

В ходе путешествия мы с вами немного устали. Предлагаю вам отдохнуть . У индейцев очень своеобразный язык. Одно понятие как правило обозначают 2 слова. С произношением нескольких слов и их значением мы сейчас и познакомимся…

- Я буду произносить фразу и говорить, что она означает. А вы по рядам хором должны будете повторить только саму фразу.

  1. Ин шочитль, ин куикатль – цветок и песня = поэзия; Слайд № 59
  2. Ин атль, ин тепетль= вода и холм = город; Слайд № 60
  3. Топко, петлакалко= в мешке и в ящике = тайна Слайд № 61

Переходим к ЗАКРЕПЛЕНИЮ. РАБОТА ЭКСПЕРТОВ. 1 РЯД ЛЕВЧЕНКО, 2 РЯД БОНДАРЕВА, 3 РЯД ДЁШИН

Отметьте черты, присущие цивилизациям доколумбовой Америки /поднимаем красную карточку, если эта черта была присуща цивилизациям доколумбовой Америки. Поднимаем черную карточку, если это было не свойственно цивилизациям доколумбовой Америки. / Слайд № 62

  1. Умение людей выплавлять железо /нет/.
  2. Изготовление орудий труда из камня и бронзы. /да/.
  3. Отсутствие тягловых животных /да/.
  4. Наличие знати /да/.
  5. Развитие астрономических и математических знаний /да/.
  6. Вера во множество богов /да/.
  7. Умение изготавливать повозки и колесницы /нет/.
  8. Широкое использование тягловых животных /нет/.
  9. Сооружение многочисленных храмов и дворцов /да/.

Слайд № 63 Я буду называть черту, присущую одной из трёх изученных нами сегодня цивилизаций, а вы должны поднять красную карточку, если эта черта присуща племени майя, чёрную карточку если это свойственно ацтекам и синюю карточку если это присуще инкам.

  1. Использование вместо денег плодов какао и пёстрых раковин /майя/. Слайд № 64,65
  2. Создание единого государства со столицей в городе Куско /инки/. Слайд № 66,67
  3. Сооружение сети дорог, которые связывали окраины государства со столицей /инки/. Слайд № 68,69
  4. Существование ряда независимых городов - государств, отсутствие единого государства. /майя/. Слайд № 70,71
  5. Почитание в качестве главных божеств бога войны Уицилопочтли и бога земли Тлалока /ацтеки/ Слайд №72,73
  6. Правитель государства командовал войском, был верховным судьёй и главным жрецом. Должность эта была выборной, но право избирать правителя имели лишь несколько самых знатных семей. /ацтеки/ Слайд №74,75
  7. Успехи в развитии астрономии, математики, умение предсказывать затмения, составление самого точного в мире календаря, введение в математику понятия «ноль» /майя/ Слайд №76,77
  8. Во главе государства стоял наследственный правитель, считавшийся прямым потомком бога Солнца. Он обладал неограниченной властью над подданными своей империи и являлся владельцем всей земли в государстве /инки/ Слайд №78,79
  9. Люди верили, что раз в 52 года миру угрожает опасность, и если не задобрить богов постройкой огромных пирамид и человеческими жертвоприношениями, то Вселенную постигнет катастрофа /ацтеки/ Слайд №80,81
  10. Для передачи сообщений использовали узелки, завязанные на шнурках разного цвета /инки/ Слайд №82,83

Вычеркните лишнее Слайд №84

Картофель, чай, помидоры, гречиха, рис, кукуруза, фасоль, корица, тыква, перец, пшеница, какао, овёс, каучук, лён, подсолнечник.

По какому признаку составлен этот логический ряд?

Давайте подведём итоги по проблеме урока. Проблемный вопрос звучал так слайд № 85

Выяснить внесли ли народы и государства доколумбовой Америки свой неоценимый вклад в историю человечества? И в чем это выражалось? Обосновать свою точку зрения («да» почему? или «нет» почему)

Озвучить выводы (слайд № 86)

  1. Народы Америки рано стали заниматься земледелием и освоили ряд неизвестных в других частях света полезных растений.
  2. У них складывались классовые общества и возникали государства.
  3. Они создали свою оригинальную культуру – письменность, календарь, добились успехов в астрономии и математике, в архитектуре и изобразительном искусстве.

Вывод по нашему путевому дневнику (нашей таблице) совпадает сегодня с выводом по нашему уроку?

ЛИЧНОСТНЫЙ МОМЕНТ ЧЕМ БЫ ВЫ ГОРДИЛИСЬ И ЗА ЧТО ВАМ БЫ БЫЛО СТЫДНО

Подведение итогов работы на уроке – выставление оценок

Мы с вами совершили сегодня удивительное путешествие в средневековый мир народов доколумбовой Америки, и сейчас мы с вами выясним, с каким настроением мы завершаем наше сегодняшнее путешествие. Итак, возьмем в руки квадратики того цвета, какое сейчас у вас настроение… Слайд № 87

Слайд №88 Домашнее задание: параграф 35, пересказ;

- На этом урок окончен! Всем спасибо! До свидания!