Правило поведения в библиотеке для детей. Как правильно себя вести в библиотеке? Правила поведения в библиотеке

Что такое библиотека?

Правила поведения в библиотеке и обращения с книгой.

(для 1-х классов)

Любовь к чтению никогда не бывает безответной.

П.Дашкова

Достаточно воспитать одно поколение людей, чтобы быть спокойными за все последующие.

В.А. Сухомлинский.

Цель урока: обучение правилам пользования книгой и библиотекой.

Задачи:

Ознакомить с правилами поведения в библиотеке и правилам обращения с книгой;

Воспитывать бережное отношение к книгам;

Привлечь детей к чтению и регулярному посещению школьной библиотеки.

Оборудование: мультимедийная презентация, шкатулка – книга с правилами, закладки по количеству учащихся.

ХОД УРОКА:

Библиотекарь. Здравствуйте, ребята! Сегодняшнюю встречу я бы хотела начать с загадки:

Снаружи смотришь -

Дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нём,

В нём книги интересные

Стоят рядами тесными.

На длинных полках

Вдоль стены

Собрались сказки старины:

И Черномор,

И царь Гвидон,

И добрый дед Мазай.

Как называют этот дом?

Попробуй отгадай! (Библиотека)

В начале учебного года вы все уже были в библиотеке: кто-то с родителями, братьями и сестрами, бабушками и дедушками или со старшими друзьями приходили за учебниками. А кто из вас знает, что такое «библиотека»? Что обозначает это слово?

Ответы учеников.

СЛАЙД 2 Библиотекарь. «Библио» по-гречески - книга, а «тека» - хранилище. А знаете, сколько лет существует в мире библиотека? Почти 5 тысяч лет! Еще бумагу не изобрели, а библиотеки уже были. Что же в них хранили? Конечно, книги! В Египте - написанные на папирусе, в Междуречье - выцарапанные на глиняных табличках, в Индии - составленные из нарезанных пальмовых листьев, в Китае - свитки из шелка. Некоторые из этих первых книг сохранились и до наших дней. Их теперь бережно хранят в самых крупных библиотеках. Итак, библиотека - это дом книг. Здесь живут и дружат между собой книги, ваши верные друзья. В библиотеке очень много книг, журналов, и все это называется книжным фондом. А для того, чтобы мы могли быстро найти нужную книжку, каждая книга стоит на своем месте. Другими словами, можно сказать, что каждая книга имеет свой дом и свою квартиру. А хорошо ориентироваться в этом мире вам поможет, конечно, библиотекарь.

СЛАЙД 3. В нашей библиотеке есть три отделения: абонемент, читальный зал и хранилище. У слова «абонемент» много значений. Если хотите узнать все значения, посмотрите на экран.

В библиотеке оно означает место, где выдают книги на дом. Сюда вы можете прийти и записаться в библиотеку. Несколько дней книга твоя. Ты можешь рассматривать картинки, читать, перечитывать, выписывать что-то в тетрадь. В назначенный библиотекарем срок книгу надо вернуть в библиотеку - ведь она нужна другим ребятам. А если не успел прочитать? Не беда, приди в библиотеку и попроси продлить срок чтения книги. У нас есть книги, которые на дом не выдаются. Это справочная литература - энциклопедии, словари. Это книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. Библиотекарь показывает справочную литературу.

Библиотекарь. Также в библиотеке можно почитать различные журналы (показывает журналы). Этими книгами и журналами можно пользоваться только в помещении библиотеки, поэтому в читальном зале есть столы для работы.

В читальном зале тишина

Нам особенно нужна.

Уходите, разговоры,

В вестибюли, в коридоры!

Фантазировать, мечтать.

В тишине библиотечной

Речи птичьи, человечьи.

В каждой книге - чудеса!

И, конечно, тишина

Здесь особенно нужна.

Итак, ребята, когда вы заходите в библиотеку, вы должны помнить, что здесь существуют свои правила, которые необходимо выполнять. Послушайте, пожалуйста, полезные советы дорогому читателю.

СЛАЙДЫ 4–9 1. Если ты в библиотеке

Захотел вдруг поболтать,

Не забудь на рот повесить

Преогромнейший замок!

И работать будет можно,

2. Если ты не можешь тихо

Хоть минутку посидеть,

Если дергаешь соседа,

Не испытывай терпенье

Окружающих тебя.

Пробеги вкруг милой школы

Ровно 8–10 раз

И тогда в библиотеку

Непременно приходи!

3. Если вдруг ты обнаружил

К рисованию талант,

То к тебе большая просьба:

Проявляй его, конечно,

Но не на книжке иль журнале,

Попроси скорей листок.

4. Если на абонементе

Хочешь книгу взять себе,

Не забудь: дней через десять

Её нужно возвращать!

Ну, а если не успеешь

Не забудь в библиотеке

Удовольствие продлить!

5. Если ты попал случайно

Принести все то, что взял.

Если ты в читальном зале

Не забудь их непременно,

В этот день же сразу сдать!

СЛАЙД 10

Библиотекарь . Книги - как люди: рождаются, живут, стареют. Как и люди, могут болеть. А заболев, нуждаются в лечении. И все врачи знают: любую болезнь легче предупредить, чем вылечить, и советуют беречь здоровье. И мы с вами должны беречь книги и учебники!

Всполохи на экране.

Библиотекарь. Что такое?

На экране появляется «книга» - ребенок, на книге написаны правила обращения с книгой.

Правила обращения с книгой (просьба книги)

1. Пожалуйста, не трогайте меня грязными руками, мне будет стыдно, если меня возьмут потом другие читатели!

2. Не исчеркивайте меня ручкой и карандашом - это так некрасиво!

3. Не ставьте на меня локти, когда читаете, и не кладите раскрытой на стол вниз лицом, ибо вам самим не понравилось бы, если бы c вами так обращались!

4. Не кладите также в меня ни карандаша, ничего толстого, иначе разрывается корешок!

6. В сырую погоду заворачивайте меня в бумагу, потому что такая погода мне вредна!

7. Помогите мне остаться свежей и чистой, а я помогу вам быть счастливыми!

Правила поведения в библиотеке

1. выключайте свой мобильный телефон;

2.старайтесь аккуратно двигать стул, когда встаете;

3.Не шумите, когда достаете свои вещи из сумки или когда собираетесь домой;

4. не разговаривайте громко;

5. сидите прямо, не разваливаясь на стуле;

6. читая старайтесь не наклонять голову слишком низко;

7. взятые книги домой возвращайте в библиотеку их вовремя.

СЛАЙД 11

Книга. Здравствуйте, ребята!

Я - книга!

Я - товарищ твой!

Будь, школьник,

бережным со мной.

Мой чистый вид всегда приятен,

Оберегай меня от пятен!

Мой переплет не выгибай,

Мой корешок не поломай!

Привычку скверную оставь,

Листая, пальцы не слюнявь!

Не забывай меня в саду -

Вдруг дождь нагрянет на беду.

Меня в бумагу оберни!

Где взял меня - туда верни!

Не загибай мои листы,

А про закладку помнишь ты?

Запомни: я твой лучший друг,

Но только не для грязных рук!

СЛАЙД 12 .Как я рада видеть в библиотеке так много красивых ребят. Я бы очень хотела с вами подружиться. Ну что, вы согласны? Тогда давайте поиграем в загадки: я загадываю, вы - поднимаете руки и отгадываете

Не куст, а с листочками.

Не рубашка, а сшита.

Не человек, а рассказывает. (Книга)

СЛАЙД 14 У стены, большой и важный,

Дом стоит многоэтажный.

Мы на нижнем этаже

Всех жильцов прочли уже. (Книжный шкаф)

СЛАЙД 15 Черные, кривые,

От рождения немые.

А как только встанут в ряд,

Сразу вдруг заговорят. (Буквы)

СЛАЙД 16 На странице букваря

Тридцать три богатыря.

Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей. (Буквы алфавита)

СЛАЙД 17 Я всё знаю, всех учу,

А сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Нужно грамоте учиться. (Книга)

СЛАЙД 18 Легенда, преданье народное,

Ребята ее обожают.

Родители, если свободные,

Ее тебе на ночь читают. (Сказка)

Картинок много, мало фраз.

Он - будто кадры из мультфильма.

Я озадачил вас не сильно? (Комикс)

СЛАЙД 20 Лист бумаги по утрам

На квартиру носят нам.

На одном таком листе

Много разных новостей. (Газета)

СЛАЙД 21 Первую книжку,

Где буквы ты изучаешь,

Как ты её называешь? (Букварь)

Книга. Молодцы ребята, все мои загадки разгадали! А теперь мне пора идти к другим ребятам, знакомить их с правилами обращения с книгой. А чтобы вы никогда не забывали эти правила, я подготовила для вас подарки: закладки с правилами «Как нужно обращаться с книгой», «Правила поведения в библиотеке». Они в волшебной книге

Надеюсь, вы будете помнить их и соблюдать! До свидания!

Библиотекарь. Ну как, ребята, понравились вам книжкины подарки? А сейчас, чтобы наши закладки не были грустными, предлагаю каждому раскрасить свою закладку. Вы можете разрисовать любым цветом: книги, журналы, компьютер, учеников. А пока вы фантазируете и раскрашиваете, я прочитаю стихотворение Сергея Михалкова.

Как бы жили мы без книг?

Мы дружны с печатным словом,

Если б не было его,

Ни о старом, ни о новом

Мы не знали б ничего!

Ты представь себе на миг,

Как бы жили мы без книг?

Что бы делал ученик,

Если не было бы книг,

Если б всё исчезло разом,

Что писалось для детей:

От волшебных добрых сказок

До весёлых повестей?..

Ты хотел развеять скуку,

На вопрос найти ответ.

Протянул за книжкой руку -

А её на полке нет!

Нет твоей любимой книжки -

«Чипполино», например,

И сбежали, как мальчишки,

Робинзон и Гулливер.

Давайте посмотрим, что у вас получилось. Поднимите вверх ваши закладочки! Молодцы! Очень хорошо! А сейчас давайте вспомним, не смотря на ваши закладки, правила поведения в библиотеке. (Ответы учащихся)

Назовите правила обращения с книгой. (Ответы учащихся)

Ну, раз вы так хорошо запомнили все правила, жду вас в библиотеке после уроков! До свидания! До новых встреч!

Беседа о том, как вести себя в библиотеке, кто может быть её читателем и какие правила должны выполнять ребята, находясь в библиотеке.

Оборудование:

    Плакат “Книжкина больница”;

    Правила (библиотечные);

    Книга “Всё обо всём” т.1, стр.219 “Как возникли библиотеки”.

Ребята, сегодня я бы хотела с вами поговорить о библиотеке.

Что же такое библиотека? (место, где хранятся книги для общественного пользования).

У многих из вас дома, наверное, есть своя небольшая библиотека (небольшие собрания книг). У кого есть?

Своё развитие библиотеки получили с 15 века после изобретения книгопечатания. В России библиотеки возникли в 11-12 веках.

Ребята, а знаете ли вы как себя вести в библиотеке?

В библиотеке, как и в любом общественном месте, необходимо соблюдать определённые правила.

Вы скажите, зачем в библиотеке нужны правила, неужели без них нельзя обойтись? Как услышите, что в библиотеке надо правила соблюдать, так и идти вам не хочется в библиотеку. Лучше уж во дворе побегать. Там не нужно никаких правил соблюдать.

Как бы не так. Так уж и ненужно!

Ну-ка, вспомните, как вы играете в салочки: по правилам или без? А в классики прыгаете? Через верёвочку? А в прятки?

Вот-вот, у каждой игры свои правила.

Однажды во дворе я увидела, как прыгали девочки, потом они вдруг остановились, и между ними произошёл такой разговор: “Сколько тебе лет?” - спросила одна девочка у другой. “7”, - ответила та. “Значит, будешь прыгать 7 раз”.

Вот какое хитрое правило!

А что вы делаете с теми, кто правила игры нарушает?

Конечно, вы их быстренько “выключаете”, а проще говоря, выгоняете. Да, пожалуй, в следующий раз такого человека в игру не примете.

В библиотеке правил не так уж много, их легко запомнить и нетрудно соблюдать.

Первое и, пожалуй, самое главное правило “БЕРЕГИ КНИГУ!”

Некоторые ребята думают: “Книга ведь не хрустальная ваза, что ей сделается?”

На самом же деле всё наоборот: хрустальной вазе действительно ничего не сделается, если только не ронять её на пол. Она хоть тысячу лет проживёт. А книга? Она может “умереть” довольно скоро. Отчего? Разве она живая? Разве книга “умирает”? Да, “умирает”, а можно сказать и по-другому – книга изнашивается. Ты перевернул страничку, и какая-то невидимая частичка бумаги осталась на пальце. Двести учеников перевернули страницу, и на ней образуется вполне видимая дыра. Рассыпаются со временем листы и теряются один за другим. Изнашивается и рвётся даже картонный переплёт. Вот почему с книгой надо обращаться нежнее, чем даже с хрустальной вазой. Тем более что в библиотеке книги не личные, а общие, т.е. принадлежат всем ребятам.

Послушайте стихотворение К.Мухаммади “Салим и книжка”.

В библиотеку шёл Салим
По улице вприпрыжку.
Держал, под мышкою Салим
Растрёпанную книжку.

Была она в грязи, в пыли,
Без корешка, без крышки.
- Салим, – сказал ему Вали, –
Зачем калечишь книжки?

Салим сказал: – Конечно, я
Порвал две-три страницы,
Но это книжка не твоя.
К чему сердится?

Как не моя? – Да, не твоя,
А из читальни детской.
- Ну, а читальня чья?
- Республики Советской!

А если так, она моя,
Да и немножечко твоя.
Мы за неё в ответе, –
Мы все – огромная семья,
Страны советской дети.

И если каждый из ребят
Порвёт листы, обложку,
Во что же книгу превратят
Ребята понемножку?

Чтоб книги были у детей
В библиотеке, в школе,
Трудились множество людей
На фабрике и в поле.

Трудились твой отец и мать.
Тебе бы надо уважать
Труды их и заботы –
Беречь и книгу и тетрадь,
Не мять, не пачкать, не трепать
Страницы, переплёты.

Нам книги – лучшие друзья,
Они дают нам счастье,
А эта книга – и моя,
Да и твоя отчасти!

Кто же из ребят был прав: Сали или Вали? (Вали, чужое надо беречь ещё больше, чем своё).

А как уберечь книгу от преждевременной старости?

Во-первых, в библиотеку надо всегда ходить с непромокаемой сумочкой или целлофановым пакетом: тогда книгам не будет страшен ни дождь, ни снег. Книга очень боится воды: намокшая бумага после того, как высохнет, делает книгу невзрачной, разбухшей, страницы у неё становятся ломкими, шершавыми.

Во-вторых, приступая к чтению книги, что надо сделать? (одеть обложку).

Зачем?

Да, надо обернуть её бумагой, или надеть на неё готовую обложку. Если этого не сделать, то будет пачкаться переплёт, быстрее потускнеет иллюстрация, сотрётся название книги.

Вы, наверное, любите и умеете делать красивые закладки. А всегда ли вы ими пользуетесь?

Некоторые торопливые читатели загибают уголок страницы, а то и ещё хуже: кладут между страницами карандаши, ручки, линейки, словом всё, что под руку попадётся. А от этого книга стареет раньше времени: обрываются загнутые уголки, отрываются странички от корешка.

Вы уже слышали известную мудрость: “Чистота – залог здоровья”. И, представьте себе, к книге это тоже относится. Грязь губит книгу. Ей даже пыль вредна. Вы заметили, что каждый месяц библиотека на один день закрывается, и этот день называется… (санитарным).

Зачем сюда приходят санитары?

Да нет, сюда приходят не санитары. Это так называют библиотекарей. Они стирают пыль со всех книг и полок.

Во многих библиотеках есть обязательно “книжкина больница”. Там лечат старенькие, обветшалые книги.

Иногда на плакате, в библиотеке, помещают текст стихотворения Б. Тимофеева “Книжкины жалобы, или чего книга желала бы”, иллюстрируя её соответствующими рисунками:

Я – книга! Я товарищ твой!
Будь, школьник, бережный со мной…
Мой чистый вид всегда приятен:
Оберегай меня от пятен!
Привычку скверную оставь:
Листая, пальцы не слюнявь!

Ай! Супом ты меня закапал!
Ой! Уронил меня ты на пол!
Мой переплёт не выгибай!
Мне корешок не поломай!
Что здесь за звери? Что за птицы?
Страницы пачкать не годится!

Опять загнул мои листы?
А про закладку помнишь ты?
Не забывай меня в саду!
Вдруг дождик грянет на беду.

Меня в бумагу оберни!
Где взял меня – туда верни!
Запомни: я твой лучший друг,
Но только не для грязных рук!

Ребята, вы тоже можете стать “книжкиными докторами”.

(плакат “Книжкина больница”)

Для книжек, которым пора лечиться,
Открылась книжкина больница,
Доктором может быть каждый из вас –
В свободный день и свободный час!

Ребята, научитесь подклеивать и даже переплетать книгу, шить для неё новую одежду. А родители помогут вам в этом. Это очень интересная и полезная работа. Она продлевает книге жизнь. Ведь книга – вещь очень дорогая и государству она обходится дорого.

Почему? Я уже рассказывала вам об этом. Кто помнит? (много людей работает над созданием книги и затрачивает много сил и денег).

Много людей выполняют нелёгкую работу, прежде чем книга появится у читателя.

Во-первых, над ней работает писатель (попробуйте сами что-нибудь написать, увидите как это трудно).

Во-вторых, рисунки выполняет художник.

Писателю и художнику помогает редактор.

Потом книгу печатают в типографии. Там работают огромные машины, используются: бумага, краски, умелые рабочие руки.

Машины и буквы сделаны из металла. Горняки добыли железную руду, а из неё сталевары выплавили металл.

Работают машины с помощью электричества, значит, нужно строить электростанцию, добывать для неё топливо.

Бумагу делают из дерева: надо срубить лес, отправить его туда, где есть бумагоделательная фабрика. На этой фабрике тоже есть очень много стальных громадных машин.

Вот как не просто достаётся книга!

Второе правило в библиотеке – “ВОЗВРАТИ КНИГИ В СРОК!”

Только представьте себе, что этого правила нет. Что было бы? Каждый держал бы у себя библиотечные книги столько времени, сколько хотел: кто год, а кто и два. Разобрали бы все книги из библиотеки по домам, и в ней ничего бы не осталось. Вы пришли бы за книжками, а полки пустые. Понимаете теперь, что это о вас, читателях, думали, когда создавали библиотечные правила?

Обычно книга выдаётся читателю на две недели. А если не успел прочитать книгу в течение этого срока, так что же, непрочитанную отдавать? Как быть?

Каждый может позвонить в библиотеку по телефону или зайти и попросить разрешение принести книги попозже. Вам охотно разрешат это сделать.

А может случиться, что вы забыли, когда надо возвратить книгу?

Этой беде легко помочь. На внутренней стороне обложки (показ книги) приклеен листок бумаги. На нём написано: “Возврати книгу не позже обозначенного здесь срока”. А потом целая колонка цифр. Самая последняя запись – для вас. Написано, например, так: 21.09.05. это значит, книгу следует вернуть не позднее 21 сентября 2005года.

Можно вернуть и раньше. Как только прочитали, скорее приносите в библиотеку: книгу ждут другие ребята. Да и самим надо получить следующую. Настоящий читатель читает каждый день не только учебник, но и ещё что-нибудь и в библиотеку ходит регулярно.

Третье правило в библиотеке – “ ВЗЯЛ КНИГУ С ПОЛКИ, ПОСТАВЬ ЕЁ НА МЕСТО”

Бывает и так: возьмёт иногда мальчик или девочка с полки книгу, полистает, посмотрит и поставит обратно, да не туда, куда надо. Потом другой читатель просит эту книгу у библиотекаря, а её найти невозможно: она стоит на чужом месте.

Вы же знаете, что книги в библиотеке стоят в алфавитном порядке по фамилиям авторов (так их легче найти). Вот поэтому-то и появилось в библиотеке это правило. Выполнить его не так-то просто.

Вы взяли книгу с полки, а остальные книжки сомкнулись. Как угадать, где стояла та, что сейчас в ваших руках? Каждый раз звать на помощь библиотекаря? Как быть?

А очень просто. Прежде, чем взять книгу с полки, захватите со стола библиотекаря закладочку – тоненькую и длинненькую дощечку или картонку, вложите её между книгами в том месте, откуда вы хотите книгу взять. Вот и всё. Теперь нет ничего проще, чем вернуть книгу на прежнее место: поставить книгу рядом с закладкой, а закладку вернуть.

Вот как будто и всё о правилах. Но ведь вы не узнали самого главного – кого принимают в библиотеку. Конечно, всех, кто хочет читать книги. Попросите маму или папу захватить паспорт и сходите вместе в библиотеку. И вас обязательно примут, запишут и выдадут книгу.

А кто из вас записан в библиотеке? В какой? Как часто вы ходите в библиотеку?

Ребята, вы можете записаться, если ещё не записаны, в школьную библиотеку и сельскую библиотеку, которая находится в конторе учхоза “Михайловское”.

Ребята, вы уже достаточно взрослые и большие, и понимаете, что в БИБЛИОТЕКЕ НЕЛЬЗЯ ШУМЕТЬ, СПЕШИТЬ, СУЕТИТЬСЯ.

Это последнее правило в библиотеке. Даже если вы пришли втроём, надо вести себя так, чтобы никто не услышал вашего разговора или топота. Много-много даже не лет, а веков назад люди договорились, что в библиотеке всегда должна быть абсолютная тишина. Тишина помогает думать. А библиотека самое подходящее для этого место.

Теперь, ребята, я надеюсь, вы все запишитесь и будете ходить в библиотеку, и обязательно будете соблюдать библиотечные правила. Давайте их перечислим. Их не так много.

    Береги книгу!

    Возврати книгу в срок!

    Взял книгу с полки, поставь её на место.

    В библиотеке нельзя шуметь, спешить, суетиться

У многих людей библиотека вызывает приятные воспоминания о детстве. Это особенное место, где журналы и учебники. Однако не следует забывать, что это учреждение является общественным, поэтому каждый ребенок должен знать правила поведения в библиотеке. Памятка обычно висит в школе, но и родителям стоит уделить внимание этому вопросу.

Зачем нужна библиотека

В школьную библиотеку, как и в городскую, можно прийти почитать или взять книжку на дом. Кроме того, учащиеся получают здесь учебники, а некоторые делают домашние задания и готовятся к факультативам.

Библиотека всегда наполнена особенной атмосферой. Она предназначена в первую очередь для работы учеников и учителей. Чтобы посетители могли сосредоточиться, существуют правила поведения в библиотеке, памятка относительно соблюдения которых чаще всего располагается возле входа.

В библиотеку приходят за знаниями, поэтому каждому читателю важно, чтобы его не отвлекали. Покой и тишина, царящие здесь, помогают сконцентрироваться и настроиться на рабочий лад. Каждый ребенок должен соблюдать правила поведения в библиотеке и не мешать окружающим.

Как вести себя в библиотеке

Перед тем как зайти в помещение, ребенок должен отключить мобильный телефон и другие устройства, воспроизводящие звуки. Верхнюю одежду следует оставить в гардеробе.

Зайдя в библиотеку, первым делом нужно поздороваться. Не следует кричать и махать руками. Нужно помнить о вежливости.

Если ребенок не знает, как выбрать книгу или к кому обратиться, следует подойти к информационному табло, где расписаны правила поведения в библиотеке: памятка для учеников даст ответ на нужный вопрос.

Бегать вокруг стеллажей с книгами нельзя. Нужно ходить спокойно, не задевая других читателей. Если книжка находится высоко, следует попросить кого-нибудь из взрослых достать ее, а затем поблагодарить человека.

Нельзя разбрасывать книги. Они требуют аккуратного и бережного обращения.

Увидев знакомого, не надо спешить к нему. Если очень хочется поболтать, следует дождаться, когда приятель выйдет из библиотеки. Разговаривать в помещении, даже шепотом, запрещается.

Как найти нужную книгу

В библиотеке литература располагается на стеллажах в алфавитном порядке. Чтобы искать книгу было удобнее, полки с книгами разделены на тематики и подписаны, например: художественная литература, проза, поэзия, история, астрономия и т. д. Обходить стеллажи в поисках нужной книги нужно аккуратно, соблюдая правила поведения в школьной библиотеке.

Если не удается отыскать книжку, стоит подойти к библиотекарю и тихо, но внятно объяснить свою проблему.

Получив на руки экземпляр, следует положить его в чистый пакет или сумку. Если нет уверенности, что книгу захочется читать, можно пройти с ней в читальный зал и ознакомиться с содержанием.

При желании взять книжку на дом следует сообщить об этом библиотекарю и четко назвать свою фамилию, а также класс. Дождавшись заполнения формуляра, внимательно послушать, когда книгу нужно сдать, и уточнить возможность продления.

Как обращаться с книгами

Родители и учителя должны объяснить детям правила поведения в библиотеке и привить бережное отношение к книгам. Ребенку следует знать, что книга - это поэтому обращаться с ней нужно аккуратно. Литературой, находящейся в библиотеке, пользуется множество людей, поэтому ее следует сохранить в надлежащем виде для других посетителей.

Книгу следует беречь от влаги. Если листочки намокнут, они покоробятся и выпрямить их будет уже невозможно. В дождливую погоду и зимой книгу нужно обязательно убирать в пакет.

Чтобы книга не испачкалась, следует обернуть ее в обложку. Нельзя мять и загибать страницы. Следует пользоваться закладкой.

Бросать или класть книгу переплетом вверх запрещено. От такого обращения она может рассыпаться на отдельные листы.

Во время чтения не следует есть или пить, чтобы не испачкать книжку.

Нельзя делать пометки и разрисовывать листы. Следующему читателю это вряд ли понравится, да и книга будет испорчена.

Возврат книги

В библиотеке книги выдаются домой на определенный срок. Это нужно помнить и сдавать литературу вовремя. Перед тем как отнести ее библиотекарю, нужно пролистать книгу и убедиться, что она находится в надлежащем состоянии.

Не нужно оставлять прочитанное издание на стеллаже или бросать на стол. Библиотекарь должен сам принять книгу и сделать пометку.

В библиотеке при сдаче книги должна соблюдаться в полной мере. Нельзя прерывать библиотекаря, если он общается с другим читателем или занят поиском литературы. Следует терпеливо подождать своей очереди и быть вежливым со всеми людьми, которые находятся рядом.

Если книгу необходимо продлить, нужно попросить об этом библиотекаря. Не стоит бояться, ругать в этом случае никто не будет. Главное, чтобы книга не считалась просроченной.

Правила поведения в библиотеке: памятка

Каждый посетитель библиотеки обязан соблюдать следующие правила:

  • Соблюдать тишину.
  • Бережно относиться к печатным изданиям (не рвать, не мять и не делать пометок).
  • Возвращать литературу в установленные сроки.
  • Не выносить книги из библиотеки без отметки в читательском формуляре.
  • Внимательно просматривать экземпляр на наличие дефектов перед тем, как унести домой. В случае обнаружения следов порчи сообщить библиотекарю.
  • Не переставлять книги с одного места на другое.
  • Если экземпляр утерян, нужно приобрести равноценное издание и сдать в библиотеку, объяснив ситуацию.

Если ребенок не соблюдает правила поведения в библиотеке, к нему могут применить установленные законом и уставом школы.

Проведение мероприятий в библиотеке

Иногда в библиотеке проводят различные мероприятия и творческие вечера. Особенно это касается младших классов, когда учителя пытаются привить детям любовь к чтению и научить пользоваться печатными изданиями.

Также в библиотеке могут проводиться факультативные занятия. Перед тем как завести класс в помещение, учителя рассказывают правила, которые включает памятка поведения в библиотеке.

Ребята должны помнить, что классное мероприятие может отвлекать других посетителей. Вести себя нужно тихо, не кричать и не бегать. Разговаривать шепотом, не болтать с одноклассниками. Слушать учителя и библиотекаря.

Только соблюдение читателями вышеизложенных правил и норм позволяет создать в библиотеке спокойную атмосферу, располагающую к вдумчивой работе. Следить за этим - задача не только библиотекаря, но и всех посетителей, которые находятся в помещении. Ребенок должен уважать окружающих.

2.5. Библиотечный этикет

Большой интерес, который проявляют библиотечные специалисты к профессиональной морали, неизменно ведет к концентрации их внимания на библиотечном этикете.

Этикет - это совокупность правил поведения, характеризующих внешнее проявление отношения к людям. Это предписанные правила, направляющие деятельность человека на выражение уважения, доброжелательности, тактичности, обязательности и внимания к окружающим. Сюда относятся формы обращений и приветствий, обхождения с окружающими. Для понимания этикета как определенных форм отношений между людьми необходимо ответить на такие вопросы: что такое правила хорошего тона, как они применяются в библиотеке, как понимать хорошие и плохие манеры.

Создание правил этикета вызвано общественной необходимостью. Человек живет в повседневных контактах с людьми. Эти взаимоотношения должны регулироваться определенными правилами поведения. Соблюдение библиотекарем профессионального этикета предполагает повседневное благожелательное и уважительное отношение ко всем посетителям библиотеки независимо от их социального статуса, занимаемой должности, возраста, внешнего вида и др. В соблюдении правил этикета раскрывается культура профессионала, соответствующий уровень его воспитанности.

Установим связь между этикой и этикетом. Этика выражает нравственную сторону поступка, она обосновывает и истолковывает этические нормы поведения, этикет является предписанным сводом правил, которым человек должен следовать, чтобы быть включенным в определенную культуру, в человеческое общество. Правила этикета не заменяют нравственных чувств, они являются внешней формой их проявления.

Профессиональная этика библиотекаря изучает нравственный аспект норм и правил профессионального поведения работников библиотеки. С годами выработались правила служебного этикета. Они означают благожелательное общение в библиотечной среде, вежливое, предупредительное отношение к посетителям библиотек, к коллегам. Эти правила запрещают грубость и пререкания, отвлечение от своих обязанностей, требуют чуткого, внимательного отношения к товарищам по труду. Библиотекарь, следующий правилам служебного этикета, формирует у себя такие черты, как вежливость, тактичность, точность, исполнительность и обязательность.

Правила этикета особенно необходимы библиотекарю в конфликтных ситуациях. В таких случаях эти правила служат защитным средством работника от оскорблений и бестактности невоспитанных читателей. К тому же правила этикета избавляют библиотекаря от необходимости самому в каждом конкретном взаимодействии подыскивать нужную форму поведения.

Правила этикета предписывают библиотекарю встречать посетителя приветливой улыбкой (внешняя форма проявления благожелательности). Ведь улыбка при встрече служит знаком того, что этой встрече рады. Пословицу древних китайцев «Человек без улыбки на лице не должен открывать магазин» можно вполне переадресовать библиотекарю, который без улыбки не должен открывать библиотеку. Посещающих зарубежные библиотеки приятно изумляет прежде всего радостная улыбка библиотекаря, обстановка доброжелательности и открытости, которая уже с порога библиотеки погружает читателя в мир высокой культуры.

В общении с читателем и коллегами важны манеры библиотекаря. Служебный этикет предписывает библиотекарю при выдаче литературы сидеть за столом прямо, не разваливаясь и не наваливаясь на него, не откидываясь на спинку стула. Локти при этом находятся на столе, плечи на одной высоте, голова и шея немного опущены.

Изящество манер библиотекаря ярко выражается в обращении к читателю: «Добрый день, чем могу быть полезен (полезна)?». При этом весьма важно приветливое и благожелательное выражение лица.

Выражение лица отражает эмоции человека, на нем «написана» вся гамма переживаемых чувств: радость и отчаяние, любовь и ненависть, благожелание и презрение. Однако степень этого отражения всегда зависит от уровня культуры человека и способностей управлять своим поведением. Культура библиотекаря заключается в том, чтобы уметь управлять выражением своего лица, стараться, чтобы на нем отражались лишь положительные эмоции, содействующие радостному, благожелательному общению в библиотеке.

Антиподом естественным, хорошим манерам поведения является неестественность, расчет на внешний эффект, что приводит к манерности. Дурные привычки и плохие манеры не способствуют доверительному и уважительному отношению читателя к библиотекарю.

Во время рабочего дня библиотекарь постоянно оказывается в ситуации визуального контакта. Смотреть в глаза - это большое искусство. Оно означает заинтересованность в том, что вам говорят, сосредоточенность внимания на речи. Однако прямой, немигающий взгляд может смутить собеседника. Как отмечают специалисты, чтобы создать доверительную атмосферу беседы, полезно встретиться с собеседником взглядом на несколько секунд при первом визуальном контакте, а затем смотреть на переносицу или на левую мочку уха, что создает эффект, как если бы человек смотрел в глаза. Визуальный контакт помогает регулировать разговор. Если говорящий то смотрит в глаза собеседнику, то отводит взгляд, это означает, что он еще не закончил говорить. При завершении говорящий обязательно посмотрит в глаза, сказав тем самым, что закончил говорить. Легче поддерживать визуальный контакт при приятной беседе, восхищаясь собеседником. При неприятном разговоре люди часто избегают смотреть в глаза друг друга.

Этикетной формой общения библиотекаря и читателя является соблюдение межличностного пространства. Даже когда библиотекарь сидит за своим рабочим столом, уже соблюдается субординация, расстояние, приемлемое для общения в библиотеке.

Существует определенный предел сближения собеседников. Обычно чем больше они заинтересованы друг в друге, тем ближе они сидят или стоят друг от друга. От вида взаимодействия людей зависит расстояние между ними. Психологи выявили следующие приемлемые границы общения:

Интимное расстояние (до 0,5 м) соответствует близким отношениям; может встречаться в спорте, в тех его видах, где имеет место соприкосновение тел спортсменов;

Межличностное расстояние (0,5-1,2 м) - для разговора друзей с соприкосновением или без соприкосновения друг с другом;

Социальное расстояние (1,2-3,6 м) - для неформальных, социальных и деловых отношений, причем верхний предел более соответствует формальным отношениям;

Публичное расстояние (3,6 м и более) - на этом расстоянии не считается грубым обменяться несколькими словами или воздержаться от ответа на вопросы .

Установлено, что расстояния влияют на самочувствие людей: чем ближе находятся люди друг к другу, тем меньше они друг на друга смотрят, как бы в знак взаимного уважения. Напротив, находясь на удалении, они больше смотрят друг на друга и используют жесты для сохранения внимания в разговоре.

Эти правила значительно варьируются в зависимости от пола, возраста и уровня культуры. На расстояние в общении влияет и общественный статус. Нам не придет в голову до минимума сократить расстояние в общении с начальником, с людьми же равного статуса мы будем общаться на коротком расстоянии, с близкими и любимыми сократим это расстояние до минимума. Здесь важны традиции. Чопорный англичанин не позволит близко подойти к себе незнакомому человеку, южанин сам будет стремиться к близкому контакту.

В библиотеке важную роль играет стол. Он как бы символ власти, пульт управления взаимоотношениями. Если библиотекарь захочет более доверительных отношений с читателем, он выйдет из-за стола и поведет читателя к книжной выставке или в открытый доступ, к каталогам, просмотрит с ним картотеку. Здесь расстояние между собеседниками значительно сократится.

Общение библиотекаря и читателя начинается с приветствия. Это важная этикетная норма, которая определяет дальнейшие отношения собеседников. Значимость этого приветствия точно определил поэт В. Солоухин:

Здравствуйте!

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы,

Здравствуйте! -

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

(Из стихотворения «Здравствуйте»)

Несмотря на обязательность этикетной формы приветствия, у библиотекаря возникает много проблем при процедуре приветствия. Читатель может не поздороваться, хотя по этикету здоровается первым тот, кто входит в помещение. В воспитательных целях библиотекарь принимает решение поздороваться первым, xoтя это уже будет нарушением этикетных правил и может внести диссонанс в процесс общения. Здесь мы будем говорить не о соблюдении правил этикета, а о принятии этичного решения библиотекарем.

Процесс приветствия внесет коррективы и в ролевую ситуацию (робкий читатель и уверенный в своей правоте библиотекарь, радушный библиотекарь и благодарный ему за приветливость читатель, равнодушный библиотекарь и раздраженный его невниманием читатель и т. д.).

При приветствии важны интонация и тембр голоса. По ним сразу можно определить настроение человека, ведь чувства находят свое выражение независимо от произносимых слов. Обычно легко распознаются гнев и грусть, нервозность или подавленность, радость и восхищение. Подают свои сигналы сила и высота голоса. Отражает чувства говорящего и скорость речи, темп, в котором она произносится.

О многом скажут при приветствии поза и жесты. Наклон воспринимается как любезность. Неудобно говорить с человеком который отворачивается или сидит, развалясь в кресле, когда посетитель стоит. Имеют значение жесты рук. Например, скрещенные на груди руки указывают на скептическую, защитную установку. Спокойно лежащие или опущенные руки - об открытости и доверии.

Этикет заставляет библиотекаря выбирать форму обращения к читателю. Обращение на «Вы» прежде всего свидетельствует о культуре человека. И конечно же, подчеркивает уважение к лицу, с которым беседует библиотекарь. Это местоимение употребляется в официальной обстановке, при обращении с малознакомыми людьми, с лицами пожилого возраста. Чувство такта подскажет библиотекарю, в какой форме следует обратиться к молодому читателю. Здесь форма обращения будет зависеть от целевого и читательского назначения мероприятия (беседа, обращение во время проведения игры, при рекомендации литературы), от ситуации и обстоятельств, которые влияют на общение библиотекаря и юного читателя.

Так как телефон активно вошел в практику работы библиотеки, необходимо помнить об этикетных правилах, связанных с телефонными разговорами. Важно на телефонный звонок отвечать сразу, не забыть поздороваться, а может быть и представиться и лишь затем приступать к разговору. Голос библиотекаря должен быть приветливым, располагающим собеседника к общению. Три слова обязательно должны использоваться в телефонном разговоре: «спасибо», «пожалуйста», «извините». Библиотекарю всегда следует быть в телефонном разговоре корректным, не допускать раздражения и тем более гнева и, конечно, не бросать трубку, не окончив разговор.

Недопустимы частные разговоры в присутствии читателя. Совершая это нарушение этикета, библиотекарь явно пренебрегает своими служебными обязанностями и выказывает - хочет он того или нет - пренебрежение к окружающим его людям.

Профессия библиотекаря предполагает соблюдение этикета в одежде и во внешнем облике. Одежда библиотекаря соответствует его внутренней культуре, зависит от конкретной ситуации, положения в обществе, возраста и др. В библиотечной среде неуместны яркие дорогие одежды, изысканные прически, обилие украшений, яркая косметика. В истории развития библиотек мы знаем примеры, когда в обиход вводилась библиотечная форма, например, А. Н. Оленин вводил ее в Публичной библиотеке Петербурга. В практике работы зарубежных библиотек и в некоторых российских библиотеках используются идентификационные значки, которые значительно облегчают читателю общение с библиотекарем, а библиотекарю внушают чувство ответственности и самоуважения.

К этикетным формам отнесем и роль дизайна в библиотеке. Если в библиотеке работает профессиональный художник, он заботится о грамотной цветовой гамме интерьера, со вкусом оформит наглядные материалы, позаботится о самочувствии и библиотекаря и читателя, с учетом психологического воздействия цветовой гаммы оформив помещения, в которых они работают.

К этикетным формам отнесем и все развивающиеся формы деловой переписки библиотек. Если этикет переписки не будет соблюдаться, наверняка испортятся взаимоотношения с дружественными организациями, коллегами, друзьями. Этикет в этом случае предписывает соблюдать принятые правила переписки, оперативно отвечать на письма.

Служебные письма, как правило, пишутся по установленной форме, на машинке, только на лицевой стороне листа. Бумага должна быть белой, конверт того же качества, что и бумага.

Важна форма письма. Письмо условно можно поделить на: заголовок, дату, наименование и адрес получателя, вступительное обращение, основной текст, заключительную форму вежливости, указания на приложения. В практике работы библиотек широко используются как форма служебного письма открытки. Часто это напоминание о просроченном времени возврата книг. Несмотря на то, что содержание послания носит строгий, официальный характер, его форма должна быть вежливой и доброжелательной, выражать уважение к личности адресата.

Как видим, соблюдение этикета значительно влияет на авторитет библиотекаря и облегчает ее работу с читателями.

Из книги Азбука хорошего тона автора Подгайская А. Л.

ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ ПРОТОКОЛ И ЭТИКЕТ В последние годы активно идут процессы расширения международных связей Республики Беларусь как суверенного государства, субъекта международных отношений. Тысячи белорусских граждан активно поддерживают и развивают международные

Из книги Золотая середина. Как живут современные шведы автора Баскина Ада

Из книги Япония: язык и культура автора Алпатов Владмир Михайлович

Из книги На свидании автора Новикова Ирина Николаевна

1. Этикет для мужчин и женщин Прежде чем приступать к изучению эротического этикета, необходимо рассмотреть общие правила поведения мужчин и женщин, которые существенно отличаются друг от

Из книги Наблюдая за англичанами. Скрытые правила поведения автора Фокс Кейт

Этикет для женщин В основе поведенческого кодекса женщин лежит общий принцип: женщина ни при каких обстоятельствах не должна забывать, что она – представительница прекрасного пола. Другими словами, все ее поступки, слова и манеры должны подчеркивать в ней именно

Из книги Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке автора Казиев Шапи Магомедович

Этикет для мужчины Традиционно этикет для мужчин направлен на то, чтобы подчеркнуть такие его черты, как мужество, сила, благородство и т. д. Особое место в эротическом этикете занимают правила общения и взаимоотношений с женщиной. Женщин мало привлекают внешние данные

Из книги В церкви автора Жалпанова Линиза Жувановна

4. Этикет интимных отношений Мужские и женские критерии дозволенного поведения во многом не совпадают, но кое в чем они все же едины – чем запретнее действие, тем оно интимнее, интереснее и тем сильнее оно возбуждает.Согласно эротическому этикету, в любви каждый

Из книги Поэтика древнерусской литературы автора Лихачев Дмитрий Сергеевич

Из книги Школа гота автора Вентерс Джиллиан

Из книги Пространство библиотеки: Библиотечная симфония автора Леонов Валерий Павлович

Благочестие и церковный этикет Этикетом называют свод правил поведения, которые приняты в определенном социальном круге, например придворный этикет, дипломатический, воинский и т. д. Церковным этикетом называют не столько правила, сколько само поведение верующего

Из книги Причуды этикета автора Ляхова Кристина Александровна

Из книги Англия и англичане. О чем молчат путеводители автора Фокс Кейт

Любовная лихорадка. Этикет Хотя за готами закрепилась слава людей мрачных и перманентно пребывающих в депрессии, это вовсе не означает, что члены готического сообщества не подвержены страстям. (Любовная лихорадка: человек постоянно пребывает в рассеянности, а по лицу

Из книги автора

Из книги автора

Глава 4 Сексуальный этикет Секс – это не только физическая, но и чувственная близость, которую можно назвать внутренней любовной игрой, при которой большинство поведенческих реакций возникает в мозге, вовлекая в игру все тело. Взаимная близость – это тонкий обмен

Из книги автора

Этикет молодежного флирта Молодежь для того и собирается вместе, чтобы весело провести время, пообщаться и пофлиртовать. В 14–15 лет процесс ухаживания у подростков носит игровой характер. Порой подростки довольно расплывчато представляют себе свою половую роль. Очень

Из книги автора

Часть 1. Речевой этикет Погода Любое обсуждение английского речевого этикета, как и всякий разговор, происходящий между англичанами, должно начинаться с темы погоды. И в духе соблюдения традиционного протокола я обязана, как и всякий автор, пишущий о своеобразии

Правила поведения в библиотеке

Цели: сформировать правила поведения в библиотеке.

Место проведения : школьная библиотека, где устроена выставка детских книг.

Ход классного часа

1. Разгадывание ребуса.

– Расставьте книги на полке так, чтобы можно было прочитать пословицу.

О т в е т. Книга подобна воде. Дорогу пробьет везде.

– Объясните смысл пословицы.

– Где живут книги? Когда мы посещали библиотеку?

2. Слово учителя.

Библиотека – слово древнегреческое: biblion – книга + theke – хранилище . Сегодня мы скажем, что это слово обозначает учреждение, где хранятся книги для общественного пользования.

Книга нужна всем, и обращаться с ней нужно бережно. Редкие книги запрещено выносить, ими пользуются в читальном зале.

Обратите внимание на выставку книг. Эти книги отличаются своим оформлением. Почему?

Это зависит от того, для каких целей предназначена книга. Сравните словари и сборник «Русские народные сказки». Есть ли отличие? Почему эти книги по разному оформлены?

Книги – это друзья и советчики. Писатели делятся с нами своими знаниями, жизненным опытом. Из книг мы узнаем о жизни людей и животного мира других стран и государств, об историческом прошлом. В книгах хранится вся информация человечества. У каждого человека дома есть хоть небольшая библиотечка, где хранятся любимые книги, специальные книги, необходимые для работы. Но если нам не достает информации, мы идем в библиотеку.

3. Выступление литературного персонажа (ученика).

Выходит доктор Айболит.

Айболит . К нам, беспризорные

Книжки-калеки,

В залы просторные

Библиотеки!

Книжки-бродяги,

Книжки-неряхи,

Здесь из бумаги

Сошьют вам рубахи.

Из коленкора

Куртки сошьют,

Вылечат скоро

И паспорт дадут.

К нам, беспризорные

Книжки-калеки,

В залы просторные

Библиотеки!

С. Я. Маршак. Книжка про книжки

Учитель . Оказывается, книги тоже могут «болеть». Произойти это может только по вине человека, когда читатель небрежно обращается с книгой: загибает уголки и листы, не пользуется закладкой. Роняет книгу. Самое большое варварство – когда вырывают листы, вырезают. Такие книги можно «полечить».

Демонстрация «вылеченных» книг.

4. Слово библиотекаря.

Вы должны знать, что в библиотеке существуют свои правила поведения:

По любому вопросу вы можете обратиться к библиотекарю.

В помещении необходимо соблюдать тишину, шум отвлекает внимание людей, которые уже работают с литературой.

Войдя в библиотеку, не забывайте вежливые слова: здравствуйте , пожалуйста , спасибо , до свидания .

Работать с книгами нужно чистыми руками, и никакой еды в зал не приносить.

Выгибать книги нельзя, пользуйтесь закладкой. Книга нужна всем, поэтому обращаться с ней нужно бережно.

5. Игра «Доскажи словечко» или «Угадай героев книг».

У отца был мальчик странный,

Необычный – деревянный,

Но любил папаша сына.

Что за странный

Человечек деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос сует он длинный,

Кто же это?

(Буратино.)

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота,

Он известен, знаменит,

Это доктор … (Айболит.)

Колотил да колотил

По тарелке носом.

Ничего не проглотил

И остался с носом.

(Журавль.)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост-краса.

Кто же это?

(Лиса.)

Ах, ты, Петя-простота,

Оплошал немножко,

Не послушался кота,

Выглянул в окошко.

(Петушок Золотой Гребешок.)

Девочка хорошая по лесу идёт,

Но не знает девочка,

Что опасность её ждёт.

За кустами светится

Пара злющих глаз,

Кто-то страшный встретится

Девочке сейчас.

Кто это?

(Красная Шапочка и Волк.)

6. Слово библиотекаря.

Подведение итогов конкурса «Лучший читатель года», вручение памятных медалей.

О б р а з ц ы м е д а л е й:

Дидактический материал

Как бы жили мы без книг?

Мы дружны с печатным словом,

Если б не было его,

Ни о старом, ни о новом

Мы не знали б ничего!

Ты представь себе на миг,

Как бы жили мы без книг?

Что бы делал ученик,

Если не было бы книг,

Если б все исчезло разом,

Что писалось для детей:

От волшебных

Добрых сказок

До веселых повестей?

Ты хотел развеять скуку,

На вопрос найти ответ.

Протянул за книжкой руку,

А ее на полке нет!

… Ей открыты все дороги,

И на всех материках

Говорит она на многих

Самых разных языках…