Что находится под землей? Каково внутреннее строение Земли? — А какая версия кажется вам наиболее интересной.

Любой любознательный человек, решивший выяснить, что находится в центре Земли, будет расстроен. Ибо о том, что скрывает нутро нашей планеты, не ведает даже академическая наука. Версий насчет строения Земли — сколько угодно, а вот фактов, их подтверждающих, — увы, нет. Налицо разброд и шатания.

А потому некоторые ученые мужи даже склонны верить, будто наша планета внутри полая и обитаемая! Рассказать, как все обстоит на самом деле, согласился известный путешественник, геолог, руководитель экспедиции «Российский биоген» Александр Борисович ГУРВИЦ .

— Александр Борисович, так что же все-таки находится у нас под ногами?

— Парадокс, но ответить на этот вопрос не может никто из ныне живущих людей. Между тем проникнуть в истинную картину строения нашей планеты крайне важно. Ведь разгадка позволит ученым понять законы природных явлений, протекающих в глубинах Земли. А знание этих законов даст возможность заблаговременно прогнозировать природные катастрофы, потому как смерчи, землетрясения и цунами — это всего лишь эхо глубинных процессов планеты.

За последние 25 лет разгул стихии в том или ином виде затронул добрую половину жителей земного шара. Число погибших от природно-технических катастроф ежегодно увеличивается на 4,5%, пострадавших — на 8,5%, а экономических потерь — на 11%.

Сложность прогнозирования катастроф заключается в том, что все попытки проникнуть в глубь Земли не увенчались успехом: бурение прекратилось на глубине 3 км, дальнейшее продвижение стало невозможно из-за выбросов рудного газа. Метод глубокого бурения позволил проникнуть в недра Земли на 12,3 км, при том, что до предполагаемого центра оставалось еще целых 6300 км.

— А что помешало пробурить скважину до центра Земли?

— Попытки проникнуть под мантию Земли предпринимались, и не раз. Первые две сверхглубокие скважины были пробурены в штате Луизиана в Северной Америке. Прагматично опасаясь возможных нештатных ситуаций, руководители проекта оборудовали скважину обсадными трубами метрового диаметра, уходящими на глубину 1 км. А рядом с буровой возвели специальный бетонозавод, который в случае аварии подавал бы быстротвердеющий раствор в обсадную трубу.

До глубины в 9 км проходка скважины шла как обычно. Но дальше возникли проблемы: начали появляться признаки внутреннего давления, а буровой раствор «загазил» сероводородом. Бурильщики начали шутить, что они добрались до преисподней. И тут, будто в подтверждение их слов, с глубины 9,6 км из скважины повалила расплавленная сера. Проходчики начали терять сознание. К счастью, сработала автоматическая защита. Аварийные затворы закрылись. А бетонный завод обеспечил подачу спецраствора в обсадную трубу — скважину удалось закрыть.

— А наши ученые пробовали добраться до преисподней?

— Все эти эксперименты проходили в прошлом веке, и, разумеется, СССР не мог не ответить на вызов. Но и отечественных бурильщиков постигла та же печальная участь. Во время бурения скважины «Кумжа-9» на реке Печора в Архангельской области, несмотря на благоприятный прогноз геофизиков, с 7-километровой глубины из устья скважины неожиданно ударил мощный фонтан из газа, нефти и бурового раствора. Да так сильно, что бур просто влетел в зону аномально высокого пластового давления.

Трубы от буровой установки разлетелись в разные стороны. Начался пожар — вспыхнул факел высотой 150 метров. Приблизиться к скважине было невозможно. В результате факел удалось погасить лишь с помощью подземных ядерных взрывов. После тушения пожара на месте буровой появилась 76-метровая скала: это застыл и под воздействием огня превратился в керамику глинистый буровой раствор. Жаль, потом этот памятник снесли.

«Кумжа-9»

Из грифонов скважины №9 до сих пор сочатся нефтепродукты.

— Неужели никому так и не удалось проникнуть в недра Земли глубже, чем на 7-8 километров?

— Ну почему же? Самым поучительным для геологов, геофизиков и даже биологов стал пример сверхглубокой скважины на Кольском полуострове в районе поселка Никель. На так называемой СГС-3 был установлен непревзойденный до сих пор мировой рекорд бурения на глубину 12,3 км. Место для шахты выбирал специальный институт геофизики, а на самой СГС-3 в советские годы трудилось 520 человек. (Сегодня их осталось около 50.)

По предварительным данным, проходчики должны были поднимать на поверхность образцы, состоящие из базальта, и чем глубже, тем плотнее должен был быть минерал.

С учетом метеоусловий Заполярья над буровой вышкой соорудили закрытый чехол в виде колокольни высотой 102 метра. Все рабочие зоны буровой были автоматизированы и механизированы самым наилучшим образом, причем между всеми подразделениями была установлена телефонная и радиосвязь. А «колокольню» снабдили микрофонами.

До 7 км бурение шло в обычном режиме. Единственным «но» стало повышение температуры. Сюрпризы начались на глубине 7,5 км. Температура в забое, там, где бур непосредственно соприкасался с базальтом, возросла до 100 градусов, а плотность образцов, поднятых на поверхность, снизилась на 20%. Это совершенно определенно говорило о приближении к пустотам. Проанализировав образцы, геохимики обнаружили в них водород и гелий, а биологи — неизвестные бактерии. Поскольку бактерии были мертвы, их назвали аэрофобными, то есть боящимися воздуха.

Вдруг бур заклинило намертво. Тут же приступили к проходке второго ствола. И на глубине 8 км температура поднялась уже до 120 градусов. Базальт стал пористым, количество бактерий возросло и... снова авария. Но остановить бурение никто не решился, ведь речь шла о престиже государства. Вместо обычных стальных труб взялись использовать новые, изготовленные из высокопрочной стали, бур сделали из молибдена, зерна алмаза заменили на искусственный материал эльбор, который превосходил алмаз по огнеупорности, прочности и твердости.

Наконец седьмой по счету ствол скважины достиг глубины 12 240 метров.

И тут случилось необъяснимое. Ночью, когда рядом находились только дежурный инженер, механик и электрик, бур снова заклинило. Станок замолчал, и наступившую тишину нарушил странный шум из скважины. Что-то очень быстро поднималось по стволу из глубин Земли на поверхность.

Неожиданно раздался легкий хлопок, и из обсадной трубы вылетело... нечто. Каждый из трех свидетелей этого события увидел что-то свое: тень, кошку и летучую мышь. При этом непонятное существо громко ругалось матом, поднялось по спирали до верха буровой колокольни, а затем, спланировав обратно вниз, юркнуло в скважину.

— Может, людям просто что-то пригрезилось из-за переутомления?

— Все можно было бы списать на галлюцинации, если бы не микрофоны, записавшие происшествие от начала до конца. Об этом неординарном событии сообщили по радио «Маяк», а в газете «Труд» появилась небольшая заметка, описывающая инцидент. И заметьте, все это происходило в СССР в 1980-е годы! Кстати, все желающие могут прослушать эту «запись преисподней» — она выложена на специальном англоязычном сайте в Интернете.

— К сожалению... ничего. Бригада проходчиков была расформирована, а все регистрационные записи отправлены в Гохран. До 1992 года на СГС-3 еще пытались продолжать бурение, но пройти дальше отметки 12 262 м. так и не удалось.

— Но почему всех исследователей земных глубин преследуют неудачи, где кроется корень зла?

— Во всех случаях сверхглубокого бурения проходчики действовали грамотно и профессионально. Ошибка крылась в изначально спорной гипотезе об устройстве земных недр. Ведь, по сути, научно-инструментальное изучение строения Земли началось лишь в начале XX века — с развитием науки сейсмологии и с изобретением сейсмографа, фиксирующего колебания земной поверхности.

Американские ученые Г. Ф. Рид и X. Рейд поспешили применить это новое слово техники на практике. И в результате долгих наблюдений и многочисленных опытов пришли к выводу, что на поверхности Земли залегают легкие породы, а в глубине — тяжелые.

— Выглядит логично.

— Да, такая научная трактовка строения верхних слоев земного шара очень понравилась геологам, минерологам и петрографам. И тот факт, что образцы горных пород доставлялись в лаборатории Рейда из шахт глубиной всего 300 метров, никого не смутил. Глубже тогда все равно никто не заглядывал.

— Неужели все согласились с утверждением американцев и никто из ученых даже не попытался оспорить его?

— Такие ученые, разумеется, были. Один из них — всемирно известный академик Владимир Обручев. Он разработал теорию полой Земли. Но к тому моменту концепция Рейда — Рида намертво утвердилась в геологии. Так что Обручев смог рассказать о гипотезе лишь на страницах своего романа «Плутония», очень, кстати, популярного в СССР. Так вот, согласно Обручеву, Земля — это не однородное тело, а полый шар, внутри которого в невесомости плавает карлик — маленькое солнце, по плотности превосходящее базальт в сотни тысяч раз!

— Да, но из школьного курса географии мы все знаем, что ядро Земли состоит из железа и никеля, создающих вокруг планеты магнитное поле...

— Да, этому и сегодня учат в школе. Однако в вузах профессора добавляют, что в ядре происходят еще и ядерные реакции, которые по идее должны разрушать магнитное поле. Получается, Земля — остывающий и успокаивающийся шар, а периодически происходящие извержения вулканов и землетрясения — это последние конвульсии планеты.

— Значит, Обручев ошибался?

— Как раз наоборот. Он был близок к разгадке тайны ядра Земли, как никто другой! Впрочем, надо признать, что теория полой Земли не нова. В XVII веке ее уже озвучивал Эдмунд Галлей, утверждавший, что наша планета представляет собой три вложенные одна в другую сферы, которые вполне могут быть заселены. А в XVIII столетии величайший математик всех времен и народов Леонард Эйлер, решая уравнения небесной механики, вычислил, что Земля — полая.

— А какая версия кажется вам наиболее интересной?

— До получения результатов, проверенных опытным путем, говорить о чем-то определенно нельзя. Но, с другой стороны, сегодня уже ясно, что современные фундаментальные теории вызывают больше вопросов, чем ответов. И все же наиболее привлекательной выглядит теория немецкого физика и геолога Петра Поля, много лет пытавшегося создать единую теорию зарождения и развития Земли.

Его версия выглядит так. Изначально существовала некая энергоинформационная сфера. Вокруг нее сформировался каркас, на котором впоследствии произошел синтез материи, появилась магма, и планета обрела тело. Дальнейшее развитие Земли шло по принципу многослойного пирога. Сначала образуются атмосфера и земная кора, разделенные пустотой. Далее следует внутренняя мантия, за ней внешняя, потом снова земная кора, где мы с вами живем, и снова атмосфера.

Самое занимательное, что на внутренних слоях вполне могут находиться горы, реки, леса, залежи полезных ископаемых. А самих этих слоев может быть несколько. Так что легенды о гномах, ушедших под землю, вполне могут оказаться реальностью. Кстати, версия Поля очень органично вбирает в себя множество теорий строения планеты — как западных, так и отечественных. Поль даже предложил идеальные места для бурения входов во внутренние слои Земли. По его мнению, они находятся в районе Северного полюса, где слой магмы или очень мал, или отсутствует вообще.

— И все же каков на сегодня вердикт ученых: что Земля таит внутри себя?

— Не так давно — в 1990-х годах — в физике появилось новое направление — эфиродинамика, рассматривающая эфир как следующий после элементарных частиц уровень организации материи. Эфир, как известно, был «отменен» физиками-теоретиками в начале XX века — и напрасно. Потому как с точки зрения новой науки эфир — это реальный газ, который можно и нужно изучать, и многое таким образом удастся объяснить.

Согласно последним разработкам в эфиродинамике, наша планета находится в постоянном энергоинформационном обмене со Вселенной. Уже доказано, что к Земле со всех концов космоса летит свет от звезд, который преобразуется солнечными батареями в электрическую энергию. Вместе с ним к нашей планете идет поток протонов, или протонный газ, который ученые называют эфирным ветром. По разломам в земной коре, по трещинам в литосфере он проникает в чрево Земли, и она... растет!

Ее вес, по некоторым данным, увеличивается на 500 тонн каждую секунду. Разумеется, за счет этого растет и расстояние между материками. Доказано, что каждый год Америка уплывает от Европы на два сантиметра. Поэтому поклонники эфиродинамики убеждены, что Земля внутри наполнена плотным эфиром и пустотела.

А вот ближе к поверхности из плотного эфира формируется плазма — осколки атомов, образующие плазмосферу, та, в свою очередь, создает минералы, плавающие в магме или мантии. Ну а дальше — в полном соответствии со школьной программой — идут плиты литосферы, на которых мы с вами и живем.

Беседовал Дмитрий СОКОЛОВ

Человечество живет или правильнее сказать «арендует» планету. По самым последним научным данным срок «аренды» составляет около 4 миллионов лет, именно таким числом датируется самый древний артефакт, доказывающий присутствие homo sapiens. Возраст же самой планеты 4,54 миллиарда лет, что достаточно ничтожно для космического пространства. Но тем не менее, за все это время, человечеству так и не удалось детально изучить литосферу. Все современные данные в большинстве случаев базируются на домыслах и теоретических расчетах, в свою очередь основанных на изучении образцов добытых на максимальной глубине в 12 км и это при том, что радиус Земли около 6000 км.

Что же может находиться внутри планеты? Ведь мы до сих пор, например, не имеем представления, как работают вулканы, а лишь предпринимаем слабые попытки разработать пассивную защиту от их извержения.

Еще со школьного курса географии, нам рассказывают схему устройства земного шара. Самый верхний слой – земная кора, его толщина, колеблется в пределах 100 км, а под ней располагается мантия – вечно жидкий и горячий слой расплавленной лавы, той самой, что выходит на поверхность при извержениях вулканов. По утверждениям специалистов, земная кора все время находится в движении и как бы скользит по мантии, из-за чего и могут случаться разломы и выходы лавы на поверхность. В самом центре Земли находится ядро, хотя до сих пор о его наличии и строении ведутся споры, кто-то говорит, что оно твердое и состоит из чистого железа, другие же утверждают обратное.

Согласно же народным поверьям и библейским сказаниям, там внизу, находится ад, геенна огненная, чистилище – этому месту придумано множество определений. В том, что там действительно жарко не сомневаются и ученые, но также они уверены и в полном отсутствии условий для существования живых организмов. А есть ли ад на самом деле?

Как известно, Бог изгнал Сатану из небесного мира в подземное царство, где все время царит атмосфера хаоса, грешников мучают на огне и подвергают иным пыткам. Там же живут и помощники дьявола –различные потусторонние существа, имена которым находятся в каждой культуре. Известны случаи, когда шахтеры, находясь на больших глубинах, сталкивались с какими-то странными созданиями, присутствие которых неизменно сопровождалось едким запахом серы. Встретившись с человеком, эти пришельцы моментально исчезали в темноте бесчисленных подземных коридоров. Самое интересное, что в этот же момент любой источник освещения начинал резко мигать или вообще гас, а на телефонной линии наблюдались сильные помехи, хотя радиосвязь под землей не используется. Как только незваный гость исчезал, нормальная работа систем восстанавливалась.

Бытует мнение, что ад действительно существует и находится как раз под земной корой, кстати этот факт не раз описывали писатели-фантасты начала 20-го века. Есть и вполне реальный вход туда, через какую-то сеть подземных пещер. Вопрос только где?

На планете достаточно мест, где имеются целые подземные комплексы, круто уходящие вниз, куда даже самые отчаянные исследователи отказываются спускаться. Жители же, проживающие в таком районе нередко могут засвидетельствовать, что в пещерах, особенно если спуститься на значительно расстояние, можно услышать звуки отдаленно напоминающие человеческие крики.

Факт того что под земной корой действительно находится нечто, явно не сочетающееся с официальным учением о литосфере, подтверждается и аномальными явлениями в местах разломов или стыках тектонических плит. В таких зонах, постоянно наблюдается сбой в работе радиоэлектронной аппаратуры, магнитные компасы и механические часы перестают работать, кроме того, могут наблюдаться явления, противоречащие здравому смыслу и законам физики. Основным признаком разлома, является наличие низкочастотного ультразвука, который создает дискомфорт, вызывает чувство тревоги и головные боли, вплоть до галлюцинаций. Построенные в таких местах здания, остаются пустыми, так как жильцы не выдерживают таких нагрузок и стараются покинуть жилье, а сам процесс постройки, любых сооружений, очень затруднителен и сопровождается массой поломок.

Известный британский писатель Артур Конан Дойл, знаменит не только детективами, но и фантастическими рассказами. В повести «Когда земля вскрикнула», рассказывается о попытке группы ученых проникнуть сквозь толщу земной коры, путем бурения глубокого шурфа. Как известно, герои достигли своей цели и в итоге обнаружили слой абсолютно нового вещества, студенистого и пульсирующего, внутри которого хорошо просматривались элементы очень похожие на кровеносные сосуды. После попытки введения зонда в толщу этого слоя, все кто был на поверхности, услышали ужасающий крик, изданный самой планетой.

Несмотря на фантастичность данного произведения, версии о том, что планеты являются живыми организмами, также находят своих сторонников. Некоторые ученые предполагают, что на самом деле возраст вселенной, да и самой Земли намного старше, чем принято считать. А нынешняя биосфера, как и человеческая раса, далеко не первые, кто здесь проживает. Доказательством этому являются наиболее реальные и самые близкие к нам по времени атланты и динозавры. Присутствие первых, как и самой Атлантиды, подтверждается дошедшими до нас древнегреческими записями, где авторы упоминают этот материк, как реальную часть континентальной структуры тогдашнего земного шара. В существовании же динозавров вообще не приходится сомневаться, так как артефактов в музеях более чем достаточно и поиски продолжаются до сих пор.

В существовании параллельных миров уже наверно никто не сомневается, однако не следует путать это понятие с потусторонним миром. Ученые Стэндфордского университета подсчитали, что после большого взрыва, ставшего началом всего ныне существующего, количество образовавшихся вселенных достигло 10 в 1016-й степени. Совершенно необязательно вселенные могут располагаться, так как мы к этому привыкли, не исключен вариант, внутри одной вселенной может находиться другая, а внутри нашей планеты может скрываться еще одна.

В сохранившихся описаниях планеты у древних народов, встречается упоминание, что Земля полая внутри и населена жителями. В древнегреческой мифологии же упоминается подземный мир Тартар, очень подходящий по описанию на ад. Например, до сих пор можно услышать в обиходе выражение — «провалиться в тартарары». О полости земного шара выдвигались гипотезы и в более позднее время, такими видными учеными эпохи возрождения, как Франклин, Лихтенберг, и Галлей. В конце 18-го века, знаменитый исследователь Лесли, даже выдвинул предложение отправить экспедицию на поиски этого внутреннего мира, впрочем, дальше предложений дело не пошло.

В 1816 году ученым Кормульсом выдвинута версия, что образование впадин спровоцированное сдвигами земной коры, есть не что иное, как свидетельство пустот внутри планеты. По предположениям ученого Штейнгаузера, внутри находится еще одна планета, которая, как и наша вращается вокруг собственной оси, по своей орбите.

Выдвигали свои предположения относительно внутренней конструкции планеты и советские ученые, так, например, В. Обручев, занимался разработкой теории о гигантском метеорите, который столкнулся с землей и после мощнейшего удара пробил земную кору, в результате чего образовалась полость.

Мнений о том, что же на самом деле находится внутри земного шара, и какой силы механизм заставляет двигаться материки, достаточно много. Основанные лишь на догадках и народных сказаниях, либо имеющие под собой реальные научные наработки, они все пока что остаются лишь предположениями. Однозначно лишь можно сказать, что Земля требует от каждого человека бережного отношения, в противном случае человечество ждет незавидная судьба динозавров.

No related links found



(урок "Строение земного шара", 6 класс)


Урок географии в 6 классе «Строение земного шара»

Цель урока: формирование представлений о внутреннем строении Земного шара: ядре, мантии, земной коре, литосфере, о способах изучения земных недр.

Задачи:

Образовательные: ознакомить детей с внутренними слоями: земная кора, мантия, ядро; установить сходства и различия в материковой и океанической земной коре; дать понятия: литосфера; дать представление об изучении земной коры.

Развивающие: формировать умения применять полученные знания при решении практических задач, выделять главное из увиденного и услышанного, заполнять таблицы, кластеры-схемы.

Воспитательные:

Воспитывать у учащихся умение работать в малых группах (парах), умения выслушивать ответы одноклассников, анализировать и оценивать их. Формирование у учащихся самостоятельного, ответственного мышления. Воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы обучения: наглядно - иллюстративный, объяснительно иллюстративный, частично - поисковый, практическая работа.

Приемы: Анализ, синтез, умозаключение, обобщение, визуальная формы организации материала.

Оборудование: экран, ноутбук, презентация, карточки с таблицей «Внутреннее строение Земли»

Тип урока: урок изучения нового материала

Ход урока

I. Организационный момент. Рефлексия (1 мин.)

Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам пришли гости посмотреть, как у нас проходит урок, как вы занимаетесь. Давайте поздороваемся с ними.

II. Сообщение новой темы. Постановка целей (5 мин.).

Итак, мы с вами переходим к изучению 3 раздела под названием …

А это мы узнаем, выполнив тест «Географическая карта». Вспомним материал прошлого раздела.

Выполняют задание в маршрутном листе, заполняют таблицу, выбирая буквы с правильными ответами. Слайд 2.

Взаимопроверка ответов. Оценивание.

При правильном выборе ответов у вас получится тема следующего раздела. ГИДРОСФЕРА

1. На плане местности указан именованный масштаб «в 1 см - 6 м». Какой численный масштаб ему соответствует?

А) 1:6 В) 1:6000

Б) 1:60 Г) 1:600

2. Условная линия на географической карте, разделяющая Землю на Северное и Южное полушарие, называется:

В) Северным тропиком К) нулевым меридианом

Б) Южным тропиком И) экватором

3. Длина окружности Земли по экватору:

А) 4400 км И) 400000 км

Д) 40000 км Г) 40040 км

4. Географическая долгота бывает:

М) северной и южной О) южной и восточной

Б) северной и западной Р) западной и восточной

5. От экватора отсчитывается:

С) западная и восточная долгота

Т) северная и южная долгота

В) западная и восточная широта

О) северная и южная широта

6. Методом качественного фона на карте можно изобразить:

С) глубину океана Д) реки

В) города И) месторождения полезных ископаемых

7. Азимут направления на северо-восток составляет:

У) 0° Ф) 45°

П) 90° Г) 295°

8. Превышение одной точки земной поверхности над другой называется:

А) рельефом М) абсолютной высотой

Л) изогипсой Е) относительной высотой

9. Изогипсы - это линии равных:

А) глубин Ж) температур

Р) высот У) скоростей

10. Чем гуще расположены на карте изогипсы, тем склон:

П) выше К) длиннее

А) круче У) ровнее

0-1 ошибки - «5»

2-3 ошибки - «4»

4-5 ошибки - «3» Слайд 3

А что такое глобус?

Сегодня мы с вами это узнаем и разберемся, какое строение имеет наша Земля внутри.. Итак, какая же тема урока у нас сегодня? (предлагают варианты тем урока) .

Тема урока - «СТРОЕНИЕ ЗЕМНОГО ШАРА». Слайд 4

Запись темы урока и даты в тетрадь.

Исходя из темы сформулируйте цель урока.

Просмотрев текст в учебнике разбейте его на части.

Итак, изучать данную тему мы будем по следующему плану:

1) Внутреннее строение Земли;

2) Изучение недр Земли;

3) Литосфера.

III. Изучение нового материала (22 мин)

1) Строение земного шара

Сейчас мы с вами прочитаем по ролям рассказ «Конфета Земля» (распределение ролей) Слайд 5

Вася : Коля, Коля! - вбежал в комнату Вася, - мне такая идея в голову пришла!

Коля : Какая, Вась?

Вася : Земля ведь как шар, да? - уточнил Вася.

Коля : Ну да...

Вася : Значит, если мы будем копать Землю насквозь, то окажемся в другом месте, так?

Коля : Точно! - обрадовался Коля, - Пойдём скорее к бабушке, спросим, где у нас лопата лежит.

Вася : Побежали!

Коля : Баааааабушка!

Бабушка : Что, Коленька?

Коля : Бабушка, где у нас лопата лежит?

Бабушка : В сарае, Коленька. А зачем вам лопата? - ответила бабушка.

Коля : Мы хотим Землю прорыть, авось куда-нибудь да попадём, - радостно сказал Коля.

Бабушка улыбнулась и спросила:

Бабушка : Вы хотя бы знаете, как она устроена?

Вася : А чего там знать, - ответил Вася, - земля землёй - что может быть проще!

Бабушка : А нет. Не всё так просто - ответила бабушка.

Коля : А как? Бабушка, расскажи, пожалуйста. Ну, пожаааалуйста! - начал упрашивать бабушку Коля.

Бабушка : Ну ладно, ладно - согласилась бабушка, и начала свой рассказ.

Бабушка : Земля похожа на конфету: в центре орешек - ядро, потом идёт сливочная начинка - это мантия, а сверху шоколадная глазурь - это земная кора. Расстояние только отсюда до центра ядра больше 6 000 км, а вы хотите насквозь, - усмехнулась бабушка.

Коля : Значит, всё отменяется, - расстроился Коля...

Вася : Дааа, хорошо бы такую конфету, - мечтательно сказал Вася.

- Подведение итогов рассказа

Работа с рисунком «С чем можно сравнить Землю» Слайд 6.

Сравнивать планету можно с яйцом, персиком, вишней, арбузом? В чем сходство?

Скорлупа, кожица - земная кора; белок, мякоть - мантия; ядрышко, белок - ядро. Земля имеет послойное строение.

Работа с учебником. Заполнение таблицы. Парная работа (письменно). Слайд 7

Используя материал учебника (стр.57 §9), заполнить в таблице «Внутреннее строение Земли» пропуски (ячейки). Парная работа (взаимопроверка). Выставление оценок в оценочный лист.

Внутреннее строение Земли

Название оболочки

Размер (толщина)

состояние

Температура

Земная кора

Разная: увеличивается на 3°С на каждые 100 м.(начиная с глубина 20-30м)

2,9 тыс. км

нижняя - твердая

средняя-полужидкая

верхняя - твердая

3,5 тыс. км

твердое, из железа

(внешнее жидкое, внутреннее -твердое)

Слайд 8.

Самооценивание. Выставление отметки в оценочный лист

Физминутка

Слова, расклеенные по классу: + 6000°С, ядро,+3°С, мантия, земная кора, 5-10 км., материковая

1) Какова температура ядра?

2) На сколько градусов увеличивается температура земной коры на каждые 100 м?

3) Оболочка Земли, состоящая главным образом из железа.

4) Мощность этого слоя Земли составляет 2900 км.

5) Верхний слой Земли?.

6) Какая земная кора состоит из 3 слоев?

7) Какова мощность океанической земной коры?

2) Изучение недр Земли.

Слайд 9

Геологические методы - основанные на изучении обнажений горных пород, разрезов шахт и рудников, буровых скважин, дают возможность судить о строении приповерхностной части земной коры. Самая глубокая в мире скважина на Кольском полуострове, уже достигла глубины более 12 км при проектной глубине до 15 км. В вулканических областях по продуктам извержения вулканов можно судить о составе вещества на глубинах 50-100 км.

В целом же глубинное внутреннее строение Земли изучается главным образом геофизическими методами . Одним из важнейших методов является сейсмический (греч. «сейсмос» - трясение) метод, основанный на изучении естественных землетрясений и «искусственных землетрясений», вызываемых взрывами или ударными вибрационными воздействиями на земную кору.

Просмотр видеофрагмента «Изучение недр Земли» Слайд-видео 10

3) Литосфера

Ребята, а что такое литосфера? Найдите в тексте на стр. 60 определение слову «Литосфера» и выпишите в тетрадь.

Литосфера: «литос» - камень, «сфера» - шар. Это твердая, каменная оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхней части мантии.

Запись определения в тетрадь

IV. Закрепление (7 мин).

1) «Найди соответствия»

Самооценка: 0 ошибок - «5», 1 ошибка - «4», 2 ошибки - «3»

2) Заполни пропуски

В центре Земли находится ядро, радиус которого примерно равен 3,5 тыс. км, а температуры соответствуют 6000°С. Наибольшей по объёму внутренней оболочкой является мантия, температура которой 2000 °С. В её верхней части выделяется твердый слой, который вместе с земной корой образует твёрдую оболочку земли — литосферу. Земная кора подразделяется на два основных типа: материковая и океаническая. Под материками земная кора толще, чем под океанами и имеет 3 слоя.

Проверяем, зачитывая ответы поочередно

Самооценка: 0-1 ошибка - «5», 2-3 ошибки - «4», 4- 5 ошибок - «3»

2) Кластер Слайд 11.

Ключевая фраза - Строение земного шара

Групповая работа.

V. Заключительная часть (5 мин)

1. Домашнее задание : &9, составить к нему интеллект-карту Слайд 12.

2. Рефлексия


Технологическая карта урока

Предмет: география

Тема урока: «Строение земного шара»

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель урока: формирование представлений о внутреннем строении Земного шара: ядре, мантии, земной коре, литосфере, о способах изучения земных недр.

Технология проведения урока: развитие критического мышления, технология смыслового чтения

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые образовательные результаты

предметные

метапредметные

Личностные

Организационный момент. Рефлексия

Актуализация знаний

Определение темы урока, постановка цели

Приветствие. Включение в деловой ритм. Проверка готовности обучающихся к уроку.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Активизирует знания по пройденному разделу «Географическая карта».

Предлагает проверить правильность ответов, Произвести взаимопроверку

Ведет диалог.

Ребята, скажите, что у меня в руках? (глобус)

А что такое глобус?

Возникало ли у вас желание узнать и увидеть, что у Земли внутри?

Сегодня мы с вами это узнаем и разберемся, какое строение имеет наша Земля внутри.. Итак, какая же тема урока у нас сегодня?

Сообщает тему урока «Строение земного шара»

План урока:

1) Внутреннее строение Земли;

2) Изучение недр Земли;

3) Литосфера.

Приветствуют учителя. Настраиваются на урок, на восприятие темы.

Определяют свою готовность к уроку

Выполняют тест «Географическая карта». Получают в ответе тему следующего раздела «Литосфера».

Взаимопроверка. Проверяют правильность ответов. Оценивают.

Обучающиеся отвечают на вопросы и формулируют самостоятельно тему и цель урока

В диалоге принимают участие большинство детей. Учащиеся могут высказывать собственное мнение.

Записывают в тетрадь тему урока

Принимают план урока

Применяют полученные знания

Применение полученных знаний. Формулирование темы и цели урока

Коммуникативные УУД (используют письменную речь при ответах, применяют умение слушать и слышать)

Регулятивные УУД (организовывают свою деятельность с поставленной целью)

Познавательные УУД (извлекают необходимую информацию)

Личностные УУД (проявление интереса к поставленной задаче)

Регулятивные УУД (планируют деятельность)

Коммуникативные УУД (формулируют, предлагают тему и цель урока). Осознание цели урока

Формирование норм и правил поведения в социуме. Формирование мотивации

Понимание значимости полученных знаний.

Формирование мотивационной основы учебной деятельности.

Формирование уважительного отношения к иному мнению

Изучение нового материала

Предлагает обсудить рассказ

С чем еще можно сравнить планету Земля, ее внутреннее содержание?

Предлагает посмотреть примеры на слайде.

Сейчас мы с вами поработаем с текстом в учебнике на с. 57 и заполним таблицу «Внутреннее строение Земли»

Предлагает проверить результаты заполнения таблицы. Озвучить табличный текст.

На изучении самого верхнего слоя земли - земная кора, мы остановимся более подробно.

Откройте рис. 30 на стр. 58 и заполните пропуски в схеме «Земная кора»

Предлагает проверить результаты заполнения схемы.

Читают по ролям рассказ «Конфета Земля»

Делают выводы из рассказа

Предлагают варианты сравнения.

Сравнивают. Соотносят.

Ведут работу с текстом и заполняют таблицу «Внутреннее строение Земли»

Проверяют, сравнивают полученный результат.

Ведут работу с рис. 30 и заполняют схему «Земная кора»

Проверяют и озвучивают полученный результат.

Понимание смысла и цели текста. Понимание того, что Земля имеет послойное строение и большие размеры.

Определяют, в чем сходство.

Находят в тексте информацию по внутреннему строению Земли: ядро, мантия, земная кора.

Формулируют описание внутреннего строения Земли

Выделяют 2 типа земной коры: материковая и океаническая. Выписывают слои горных пород.

Коммуникативные УУД (умение использовать устную речь, умение слушать и слышать)

Познавательные УУД

Анализируют текст.

Выделяют необходимую информацию. Преобразовывают информацию из одного вида в другой.

Регулятивные УУД (организовывать свою деятельность с поставленной целью)

Коммуникативные УУД (применяют письменную и устную речь)

Проявление интереса к чтению и осмыслению текста

Физминутка

Ребята, сейчас мы немного разомнемся.

По кабинету развешаны слова и когда я задам вопрос вы должны найти ответ. Поворачиваете голову, поворачиваетесь корпусом, можете встать.

Слушают вопрос и находят нужный ответ

Умение находить правильные ответы на поставленные вопросы по теме урока

Изучение нового материала

Изучение внутреннего строения Земли производится различными методами.

Геологические методы - основанные на изучении обнажений горных пород.

Посмотрите на слайд, как можно изучить внутреннее строение Земли?

С помощью этого метода можно изучать только приповерхностные слои земной коры.

В целом же глубинное внутреннее строение Земли изучается главным образом геофизическими методами . Одним из важнейших методов является сейсмический метод

Просмотр видеофрагмента

«Изучение недр Земли»

Ребята, а что такое литосфера?

Найдите в тексте на стр. 60 определение слову «Литосфера» и выпишите в тетрадь.

Рассуждают, какими способами можно изучать внутреннее строение Земли.

Дают определение слову «Литосфера». Выписывают определение в тетрадь.

Понимание того, как изучают недра Земли, приводят примеры, усвоение полученной информации.

Умение находить определение к слову в учебнике

Коммуникативные УУД (умение использовать устную речь при ответах, умение слушать и слышать)

Регулятивные УУД (организовывать свою деятельность с поставленной целью)

Познавательные УУД (извлечение необходимой информации,)

Осознание целостности природы

Формирование ответственного отношения к учению

Закрепление

Предлагает работу с таблицей на соответствие.

Предлагает работу с текстом, где необходимо заполнить пропуски

Проверяет заполнение пропусков.

Предлагает работу в группах - составить кластер.

Ключевое слово «Строение земного шара».

Работают с таблицей на соответствие.

Оценивают работу.

Работают с текстом, заполняют пропуски.

Проверяют теrст. Оценивают.

Разбиваются на группы, составляют кластер по пройденной теме.

Умение выполнять учебные действия в соответствии с заданием

Умение выполнять учебные действие в соответствии с заданием, закрепление пройденного материала

Коммуникативные УУД (умение использовать устную и письменную речь при ответах, умение слушать и слышать)

Регулятивные УУД (организовывать свою деятельность с поставленной целью)

Познавательные УУД (извлечение необходимой информации,)

Формирование уважительного отношения к иному мнению. Проявление интереса к теме

Домашнее задание

&9, составить к нему интеллект-карту

Записывают задание в дневник

Познавательные УУД: настрой на структурирование знаний, поиск информации

Формирование ответственного отношения к учению

Рефлексия

Организует самооценку и рефлексию.

Слушают и оценивают свою деятельность на уроке (выставляют оценку в оценочный лист)

Регулятивные УУД умение осуществлять самоанализ своей деятельности и соотносить полученный результат с задачами урока

Эмоционально-ценностное отношение к уроку


Здесь будет файл: /data/edu/files/y1451934151.docx (технологическая карта урока)

Что внутри Земли?

Летом 1971 года молодой геолог по имени Майк Вурхис вел изыскания в заросшей чертополохом местности на востоке Небраски недалеко от его родного городка Орчард. Проходя по дну глубокого оврага, он заметил что-то белевшее наверху в кустарнике и поднялся взглянуть. Там он увидел прекрасно сохранившийся череп молодого носорога, вымытый прошедшими недавно сильными дождями.

А в нескольких метрах от него, как оказалось, находилось самое необычное захоронение ископаемых остатков, когда-либо открытое в Северной Америке: высохший водоем, служивший общей могилой многим десяткам животных - носорогам, зебровидным лошадям, саблезубому оленю, верблюдам, черепахам. Все погибли в результате загадочного катаклизма чуть менее 12 миллионов лет назад, в период, известный в геологии как миоценовый. В те дни Небраска располагалась на обширной жаркой равнине, очень похожей на Серенгети в нынешней Африке. Животных нашли похороненными под вулканическим пеплом трехметровой толщины. Загадка заключалась в том, что в Небраске никогда не было никаких вулканов.

Сегодня открытое Вурхисом место называется Эшфоллским парком захоронений ископаемых животных. Здесь есть новый центр для посетителей и музей с хорошо продуманными экспозициями по геологии Небраски и истории захоронений ископаемых животных. Центр включает лабораторию со стеклянной стеной, через которую посетители могут видеть палеонтологов, занятых очисткой скелетов.

Сначала считали, что животные были погребены живьем, и Вурхис в 1981 году в статье в National Geographic именно так и написал. «В статье место находок названо «Помпеями доисторических животных», - рассказывал он - Названо неудачно, потому что вскоре ученые поняли, что животные погибли не сразу. Все они страдали неким недугом, называемым гипертрофической пульмональной остеодистрофией, который возникает при вдыхании большого количества твердых абразивных частиц, а они, должно быть, вдыхали очень много, потому что на сотни миль вокруг слой пепла достигал толщины в несколько футов». Видимо, они приходили сюда на водопой, ища облегчения, а вместо этого в мучениях гибли. Пепел, видимо, погубил все. Похоронил под собой всю траву, покрыл каждый листок и превратил воду в негодную для питья бурую жижу.

В документальной программе «Горизонт» говорилось, что наличие такого количества пепла в Небраске явилось неожиданностью. На самом же деле о громадных залежах пепла в Небраске было известно давно. На протяжении почти сотни лет его добывали для изготовления хозяйственных чистящих порошков типа «Комет» или «Аякс». Но, как ни странно, никому не приходило в голову поинтересоваться, откуда взялся весь этот пепел.

Вурхис разослал образцы коллегам во все западные штаты с просьбой сообщить, нет ли у них чего-нибудь похожего. Несколько месяцев спустя с ним связался геолог из Геологической службы Айдахо Билл Бонничсен и рассказал, что пепел соответствует вулканическим отложениям у местечка Бруно-Джарбридж на юго-западе Айдахо. Явлением, которое убило животных на равнинах Небраски, было извержение вулкана невиданных ранее масштабов - такое, что покрыло трехметровым слоем пепла территорию на расстоянии за 1600 км от него, на западе Небраски. Оказалось, что под западной частью Соединенных Штатов находился гигантский магматический котел, колоссальный вулканический очаг, катастрофически извергавшийся примерно каждые шестьсот тысяч лет. Последнее такое извержение было чуть больше шестисот тысяч лет назад. Очаг остается на месте. Сегодня мы называем его Йеллоустонским национальным парком.

Мы поразительно мало знаем, что происходит у нас под ногами. Страшно подумать, что Форд стал производить автомобили, а Нобелевский комитет стал присуждать премии за долго до того, как мы узнали, что у Земли есть ядро. Да и идея, что материки плавают по поверхности, как листья кувшинок, стала общепризнанной меньше чем поколение назад. «Как ни странно, - писал Ричард Фейнман, - мы разбираемся в распределении вещества внутри Солнца куда лучше, чем во внутреннем строении Земли».

Расстояние от поверхности до центра Земли равно 6370 км, что не так уж много. Подсчитано, что если выкопать колодец до центра и бросить в него кирпич, то он долетит до дна всего за 45 минут (хотя в этой точке он будет невесомым, поскольку вся тяжесть Земли будет не внизу, а наверху и вокруг). Попытки продвинуться в направлении центра были поистине скромными. В Южной Африке один или два золотых рудника достигают глубины более 3 км, а глубина большинства шахт и рудников на Земле не превышает 400 м. Если бы планета была яблоком, мы бы даже не проткнули бы кожуру. На самом деле мы бы даже не приблизились к этому.

Чуть меньше ста лет назад самые осведомленные ученые умы знали о недрах Земли не намного больше шахтера - а именно, что на какое-то расстояние вы углубляетесь в грунт, а затем упираетесь в твердую породу, и на этом все. Затем в 1906 году ирландский геолог Р. Д. Олдхэм, изучая сейсмограммы землетрясения в Гватемале, заметил, что отдельные ударные волны проникали до определенной точки глубоко в Землю, а потом отражались под углом, словно встречали какое-то препятствие. Отсюда он сделал вывод, что Земля имеет ядро. Тремя годами позже хорватский сейсмолог Андрей Мохоровичич изучал диаграммы землетрясения в Загребе и отметил подобное необычное отклонение, но на меньшей глубине. Он открыл границу между корой и слоем непосредственно под ней, мантией. С тех пор эта зона известна как поверхность Мохоровичича, или, для краткости, Мохо.

Так мы начинали получать смутное представление о слоистом внутреннем строении Земли - правда, действительно весьма смутное. Только в 1936 году датчанка Инге Леманн, изучая сейсмограммы землетрясений в Новой Зеландии, обнаружила, что существует два ядра: внутреннее, которое мы ныне считаем твердым, и внешнее (то самое, что обнаружил Олдхэм), которое считается жидким и, как полагают, является очагом магнетизма.

Как раз примерно в то время, когда Леманн, изучая сейсмические волны при землетрясениях, уточняла наши начальные представления о внутреннем строении Земли, двое геологов из компании «Калтекс» в Калифорнии разрабатывали способ сравнивать одно землетрясение с другим. Это были Чарлз Рихтер и Бено Гутенберг, хотя по причинам, не имеющим никакого отношения к справедливости, шкала почти сразу стала известна по имени одного Рихтера. (Рихтер тоже здесь был ни при чем. Будучи скромным человеком, он никогда не называл шкалу своим именем и всегда ссылался на нее как на «шкалу магнитуд».)

Разумеется, шкала - это скорее понятие, чем вещь, произвольная мера колебаний Земли, основанная на измерениях, сделанных на поверхности. Она возрастает экспоненциально, так что землетрясение магнитудой 7,3 в 32 раза мощнее, чем землетрясение магнитудой 6,3, и в 1000 раз мощнее, чем 5,3.

По крайней мере, теоретически у землетрясений не бывает верхней границы, и уж коли так, то и нижней. Шкала просто служит мерой силы, но ничего не говорит о разрушениях. Землетрясение магнитудой 7 глубоко в мантии - скажем, на глубине 650 км, - возможно, не причинит никаких разрушений на поверхности, тогда как значительно более слабое, но на глубине 6–7 км, может вызвать огромные разрушения. Многое также зависит от характера залегания пород, продолжительности землетрясений, частоты и серьезности толчков, следующих за главным толчком, и от физического состояния пораженной землетрясением территории. Из всего этого вытекает, что самыми страшными не обязательно бывают самые сильные землетрясения, хотя сила, несомненно, значит очень много.

Землетрясения - явления довольно обычные. Ежедневно где-нибудь в мире происходит пара землетрясений силой 2 балла и больше - достаточных, чтобы находящиеся поблизости получили приличную встряску.Самыми распространенными типами землетрясений являются те, что возникают в местах встречи двух тектонических плит, как в Калифорнии вдоль разлома Сан-Андреас. По мере того как плиты напирают друг на друга, давление нарастает, пока одна или другая не уступит. Вообще говоря, чем дольше интервал между землетрясениями, тем сильнее сдерживаемое давление и тем больше вероятность, что встряска будет действительно сильной.

Поскольку мы не можем заглянуть внутрь Земли, чтобы узнать, что там находится, приходится прибегать к другим способам, большей частью изучать свойства волн, проходящих через недра. Кое-что можно узнать о мантии по образованиям, называемым кимберлитовыми трубками, в которых формируются алмазы. Происходит следующее: глубоко в недрах Земли случается взрыв, который со сверхзвуковой скоростью выбрасывает на поверхность, по существу, заряд магмы. Явление это абсолютно непредсказуемое. Кимберлитовая трубка может вырваться наружу у вас во дворе, когда вы заняты обычными делами.

Поскольку они вырываются с такой большой глубины - до 200 км, - кимберлитовые трубки выносят на поверхность такие вещества, которые обычно не найдешь на поверхности или вблизи нее: породу, называемую перидотитом, кристаллы оливина и - лишь изредка, в одной трубке из ста, - алмазы. С кимберлитовыми выбросами выходит много углерода, но большая его часть испаряется или превращается в графит. Только время от времени необходимая масса его выбрасывается в сочетании с нужной скоростью и временем остывания, что приводит к образованию алмазов. Именно такие трубки превратили Иоганнесбург в богатейший мировой алмазный центр.

Однако могут существовать другие, еще более крупные трубки, о которых мы не знаем. Геологам известно, что где-то по соседству с северо-восточной частью Индианы имеются свидетельства существования трубки или группы трубок, которые могут быть поистине колоссальными. В разбросанных по всему району местах находили алмазы до 20 карат и даже больше. Но никто не обнаружил их источник. Как отмечает Джон Макфи, он может быть похоронен под ледниковыми отложениями, наподобие мэнсонского кратера в Айове, или находится под Великими озерами.

Итак, что мы знаем о недрах Земли? Очень мало. В целом ученые сходятся во мнении, что мир под нами состоит из четырех слоев - твердой внешней коры, мантии из горячей вязкой породы, жидкого внешнего ядра и твердого внутреннего ядра.

Известно, что на поверхности преобладают силикаты; они относительно легкие и их недостаточно, чтобы обеспечить наблюдаемую среднюю плотность Земли в целом. Следовательно, внутри должно находиться более тяжелое вещество. Известно, что для образования нашего магнитного поля где-то внутри должен существовать плотный пояс металлических элементов в жидком состоянии. Это то, что является общепризнанным. Но почти все сверх того - как взаимодействуют слои, что определяет их поведение, как они поведут себя в будущем - представляется по крайней мере неопределенным, а чаще крайне неопределенным.

Даже видимая нами часть земного шара - кора, и та является предметом довольно громких споров. Почти во всех трудах по геологии говорится, что земная кора достигает от 5 до 10 км под океанами, около 40 км под материками и 65–95 км под крупными горными цепями, но в рамках этих обобщенных данных наблюдается множество озадачивающих отклонений. Кора под горами Сьерра-Невады, например, имеет толщину всего 30–40 км, и никто не знает почему. По всем законам геофизики Сьерра-Невада должна опускаться, словно уходить в зыбучий песок. (Некоторые считают, что, возможно, так оно и есть.)

Как и когда Земля обрела свою кору - вопрос, разделяющий геологов на два больших лагеря: на тех, кто считает, что это произошло внезапно в начале истории Земли, и тех, кто считает, что это происходило постепенно и несколько позднее. Теорию раннего внезапного возникновения в начале 1960-х годов выдвинул Ричард Армстронг из Йельского университета, посвятивший остаток своей научной деятельности борьбе с теми, кто не был с ним согласен. Он умер от рака в 1991 году, но незадолго до смерти «разразился бранью в адрес своих критиков на страницах австралийского геологического журнала, обвинив их в увековечивании вымыслов», писал о нем журнал Earth («Земля») в 1998 году. «Он умер озлобленным», - рассказывал один из его коллег.

Кора и часть наружной мантии вместе называются литосферой (от греческого «lithos», означающего «камень»), которая, в свою очередь, плавает на слое более мягкой породы, называемом астеносферой (от греческих слов, означающих «лишенный силы»). Но подобные термины никогда полностью не отвечают смыслу. Например, говорить, что литосфера плавает на поверхности астеносферы, - значит подразумевать определенную степень плавучести, что не совсем правильно. Подобным же образом неправильно представлять горные породы текучими, наподобие жидкостей на поверхности. Горные породы являются текучими, но лишь в том смысле, в каком текуче стекло. Этого, может быть, не видно глазом, но все стекло на Земле под неослабным влиянием силы тяжести стекает книзу. Выньте из рамы очень старое стекло в окне европейского собора, и оно окажется заметно толще внизу, чем вверху. Вот о такой «текучести» мы ведем речь. Часовая стрелка движется в десять тысяч раз быстрее «текучих» пород мантии.

Движения происходят не только по горизонтали, как перемещаются земные плиты по поверхности, но также вверх и вниз, как поднимаются и опускаются горные породы в вихревом процессе, известном как конвекция. Конвекцию как процесс впервые ввел в оборот эксцентричный граф фон Румфорд в конце восемнадцатого века. Шестьдесят лет спустя английский приходской священник Осмонд Фишер высказал предположение, что содержимое земных недр вполне может быть достаточно текучим, чтобы перемещаться. Но прошло очень много времени, прежде чем его идея обрела поддержку.

Примерно в 1970 году геофизики испытали изрядное потрясение, осознав, что там, внутри, происходят бурные, беспорядочные процессы. Как пишет в своей книге «Нагая Земля: Новая геофизика» Шавна Фогель: «Было похоже на то, будто ученые десятки лет изучали земную атмосферу - тропосферу, стратосферу и так далее, - а потом вдруг узнали о ветре».

С тех пор не утихают споры вокруг того, какой глубины достигает процесс конвекции. Одни говорят, что он начинается на глубине 650 км, другие - глубже 3 тысяч км. Проблема, как заметил Джеймс Трефил, заключается в том, что «имеются две группы данных из двух разных дисциплин, которые невозможно примирить». Геохимики говорят, что некоторые элементы не могут попасть на поверхность планеты из верхней мантии, а должны подняться из более глубоких недр Земли. Поэтому вещества верхней и нижней мантий должны, по крайней мере, периодически смешиваться. Сейсмологи же говорят, что этот тезис не находит подтверждений.

Итак, можно лишь утверждать, что, двигаясь к центру Земли, в какой-то не совсем определенный момент мы покидаем астеносферу и погружаемся в чистую мантию. Если учесть, что мантия составляет 82 % объема Земли и 65 % ее массы, она не удостаивается излишнего внимания, главным образом потому, что интерес ученых, да и вообще читателей лежит либо гораздо глубже (как в случае с магнетизмом), либо ближе к поверхности (землетрясения). Известно, что до глубины примерно 150 км в составе мантии преобладает вид горной породы, известной как перидотит, но чем заполнены остальные 2650 км, точно не известно. Согласно сообщению в журнале Nature, не похоже, чтобы это был перидотит. Ничего больше нам не известно.

Ниже мантии находятся два ядра - твердое внутреннее и жидкое внешнее. Не приходится и говорить, что наши представления о природе этих ядер носят косвенный характер, однако ученые способны сделать некоторые обоснованные предположения. Им известно, что давление в центре Земли весьма высоко - примерно в три с лишним миллиона раз больше, чем на поверхности, - достаточно, чтобы сделать любую породу твердой. Из истории Земли (а также по косвенным признакам) известно, что внутреннее ядро очень хорошо держит тепло. Хотя это лишь чуть более чем предположение, считается, что за четыре с лишним миллиарда лет температура ядра упала не больше чем на 110 градусов Цельсия. Никто точно не знает, насколько горячим является ядро Земли, но оценки колеблются от 4000 до более 7000 градусов Цельсия - это почти так же горячо, как на поверхности Солнца.

Внешнее ядро во многих отношениях изучено еще меньше, хотя все сходятся во мнении, что оно жидкое и что там находится источник магнетизма. В 1949 году Э. С. Буллард из Кембриджского университета выдвинул теорию, согласно которой эта жидкая часть земного ядра вращается таким образом, что, по существу, превращает его в электродвигатель, создающий магнитное поле Земли. Предполагается, что конвекционные потоки жидкости внутри Земли создают эффект наподобие тока в проводах. Что именно происходит - неизвестно, но довольно определенно полагают, что это связано с вращением ядра и с тем фактом, что оно жидкое. Тела, не имеющие жидкого ядра, например Луна и Марс, магнетизмом не обладают.

Известно, что напряженность магнитного поля Земли время от времени меняется: в эпоху динозавров она была в 3 раза выше, чем теперь. Также известно, что в среднем примерно каждые 500 тысяч лет оно меняет полярность, хотя за этим средним скрывается чудовищная степень непредсказуемости. Последняя перемена имела место около 750 тысяч лет назад. Иногда полярность остается неизменной миллионы лет - похоже, самый продолжительный промежуток составлял 37 миллионов лет, - а в другое время полярность менялась всего через 20 тысяч лет. Всего за последние 100 миллионов лет она менялась около 200 раз, и у нас фактически нет никакого представления почему. Факт этот назван «самым большим остающимся без ответа вопросом в геофизической науке».

Возможно, как раз в наши дни мы переживаем смену полярности. Магнитное поле только за последнее столетие ослабло примерно на шесть процентов. Всякое ослабление магнетизма, скорее всего, плохая новость, потому что магнетизм кроме крепления записок к холодильникам и надежной работы компасов играет важнейшую роль в поддержании нашей жизни. Во Вселенной полно опасных космических лучей, которые, не будь магнитной защиты, пронзали бы наши тела, превращая большинство наших ДНК в негодные лоскутья. Когда действует магнитное поле, эти лучи надежно отгоняются от поверхности Земли и собираются в стадо в двух зонах околоземного пространства, названных поясами Ван Аллена. Они также взаимодействуют с частицами в верхних слоях атмосферы, создавая чарующие световые завесы, известные как полярные сияния.

Наша неосведомленность в значительной мере объясняется тем, что ученые традиционно мало заботились о согласованности исследований того, что происходит на поверхности Земли и в ее недрах.

















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока. Закрепить знания учащихся о формах и размерах Земли, ее внутреннем строении, методах ее изучения, дать элементарные представления о земной коре.

Ведущие понятия: сейсмограф, земная кора, мантия, ядро, осадочные, метаморфические и магматические породы, полезные ископаемые, оболочки земли, атмосфера, литосфера, гидросфера, биосфера, геосфера.

Основные положения. Как изучают земные глубины. Из каких пород состоит земная кора, как они залегают, чем отличается строение земной коры под материками и океанами. Увеличение температуры земных недр с глубиной. Мантия и ядро.

Оборудование. Глобус, таблица "Внутреннее строение Земли", коллекция горных пород, презентация "Что у Земли внутри".

Методы и приемы.

  • Фронтальная беседа о форме и размерах Земли, о методах ее изучения.
  • Практическое занятие с коллекцией горных пород.
  • Воображаемое путешествие к центру Земли; составление графического конспекта, презентация, мультимедийное приложение к учебнику.

Межпредметные связи. Форма и размеры Земли. Строение Земли. Горные породы.

Этапы урока

Организационный.

Объяснение учителя, сопровождающееся просмотром презентации.

Основные понятия учащиеся записывают в тетрадь при помощи учебника.

Строение Земли. Земные оболочки

Вам уже известно, что наша Земля - это планета, маленькая частичка в огромной вселенной. Возраст Земли (по данным радиометрических определений горных пород) - около 4,5 млрд лет.

Диаметр планеты Земля: экваториальный - 12755 км, полярный - 12714 км.

Изучая нашу планету в целом, ученые давно выделили ряд присущих ей оболочек, или сфер (греч. "сфера" - шар). Геосферы Земли - концентрические, сплошные или прерывистые оболочки Земли, различающиеся по химическому составу, агрегатному состоянию и физическим свойствам.

Выделяют следующие геосферы:

Воздушная оболочка, или атмосфера (греч. "атмос" - пар), связанная с ней силой тяжести и принимающая участие в ее суточном и годовом вращении; водная оболочка, или гидросфера (греч. "гидор" - вода), включающая всю химически не связанную воду, независимо от ее состояния (жидкого, твердого или газообразного), и литосфера (греч. "литос" - камень) - каменную оболочку Земли мощностью 50 - 200 км, включающая земную кору и верхнюю часть верхней мантии. Кроме этих оболочек выделяют еще и биосферу - область Земли, в которой развивается жизнь.

Вы знаете, что наука география - это наука о Земле. Понятно, что невозможно понять Землю, не изучив ее оболочки. Но география изучает не только оболочки Земли, но и их взаимодействие друг с другом.

Что находится внутри Земли?

1. Внутреннее строение Земли. Человечеству давно хотелось узнать, что находится в глубине Земли. Но выяснить это не так-то легко. Пока что людям удалось пробурить скважину глубиной всего 15 км. Поэтому ученым приходится исследовать глубины Земли с помощью различных приборов.

Как изучают земную кору. С давних пор геологи изучают обнаженные горные породы, то есть места, где видны коренные горные породы (обрывы, склоны гор, крутые берега). В некоторых местах бурят скважины. Самая глубокая скважина (15 км) пробурена на Кольском полуострове. Изучить строение земной коры помогают шахты, которые роют для добычи полезных ископаемых. Из скважин и шахт извлекают образцы горных пород. По этим образцам узнают о происхождении горных пород, их изменении, а также об их составе и строении. Но эти методы позволяют исследовать только верхнюю часть земной коры и лишь на суше.

Проникнуть гораздо глубже помогает наука геофизика, а познать глубокие недра в наше время позволяет сейсмология - наука о землетрясениях. Внутреннее строение земли изучается геофизическими методами по распространению сейсмических волн. Состав пород мантии и ядра определяется по аналогии с составом метеоритов.

Все знания о внутреннем строении земли базируются на изучении косвенных данных о физических свойствах вещества.

В последнее время для изучения земной коры стало возможным использовать информацию, которая поступает со спутников из космоса. С их помощью можно даже получить фотографии для Мирового океана до глубины 600 - 700 м.

Внутреннее строение Земли сложное. На сегодняшний день удалось установить, что земной шар состоит из 3 частей: ядра в середине, огромной мантии, занимающей 5/6 всего объема Земли, и тонкой наружной земной коры.

Ядро - центральная часть Земли делится на 2 слоя: внутреннее ядро и внешнее. Внутреннее ядро твердое, внешнее - жидкое, оно находится в расплавленном состоянии. Составляет 16% объема Земли и 34% ее массы. Температура ядра достигает 6000 градусов Цельсия (от 2000 до 5000). Ученые предполагают, что оно состоит в основном из железа и никеля. Радиус ядра около 3470 км. Ядро покрыто мантией. С процессами в жидком ядре, вероятно, связано происхождение постоянной составляющей магнитного поля Земли. Площадь поверхности ядра Земли составляет 148,7 млн км кв., что соответствует площади всех материков Земли. Таким образом, Земля как бы уравновешивает свои внутренние и внешние силы. Объяснить это явление пока трудно, однако это явление кажется неслучайным.

Мантия (в переводе с латинского языка означает "покрывало") - оболочка "твердой" Земли между земной корой и ядром, составляет 83% от объема Земли. Несмотря на высокую температуру (до 2000 градусов Цельсия), вещество мантии из-за большого давления находится в твердом пластичном состоянии, за исключение зоны астеносферы. Мантия состоит из верхнего и нижнего слоя. Правда, в верхней части мантии имеется слой, который частично размягчен и пластичен. Но над ним мантия снова становится твердой. Условия существования вещества внутри земного шара сильно отличаются от условий на земной поверхности, поэтому вещество там имеет особое состояние и может премещаться, но очень медленно. Внутреннее тепло земли передается и земной коре. Иногда вещество мантии изливается на Земную поверхность в виде магмы (в переводе с греческого "густая мазь").

Астеносфера - слой пониженной вязкости в верхней мантии. Основной источник магмы. Под континентами находится на глубине около 100 км. Под океанами - 250 - 300 км.

2. Земная кора. Верхняя твердая оболочка Земли называется литосферой, а самая верхняя часть литосферы это земная кора. Ее строение и толщина на разных участках отличаются.

Земная кора составляет не более 1,2% объема Земли и 0,7% ее массы. Отделяется от мантии поверхностью Мохоровичича, которая определяется по резкому изменению скорости сейсмических волн.

Если взглянуть на глобус, то бросается в глаза, что суша и вода собраны в обширные пространства: суша - в материки, вода - в океаны. Разделение земной поверхности на материки и океаны не случайно, она зависит от строения земной коры.

Материковая кора устроена иначе и отличается по толщине от океанической. Ее толщина от 5 до 75 км, причем по материками она значительно толще, чем под океаном (3 - 7 км). В материковой коре выделяются 3 слоя: верхний - осадочный; средний - "гранитный" (близкий по своим свойствам к граниту) и нижний - "базальтовый" (состоит главным образом из базальта). Океаническая кора имеет только 2 слоя: осадочный и "базальтовый". Поверхность земной коры неровная: мы видим на ней горы, равнины, холмы, овраги. Все неровности земной поверхности называют рельефом (от латинского "релево" - поднимаю).

Земная кора состоит из горных пород. Гранит, известняк, каменный уголь, глина, песок - все это горные породы. Они очень разнообразны по своему цвету, блеску, температуре плавления и многим другим свойствам. Хотя за ними закрепилось название "горные", они находятся и на равнинах под слоем почвы. Горные породы бывают плотными и рыхлыми. Плотные - достаточно прочные камни, например гранит, известняк. Рыхлые - породы, которые рассыпаются или легко разламываются руками. Это глина, песок, торф.

Горные породы состоят из минералов. Например, гранит состоит из 3 минералов - кварца, слюды и полевого шпата. Это хорошо заметно, если рассмотреть образец гранита под лупой. Встречаются в природе горные породы, состоящие из одного минерала. Так, известняк состоит из минерала кальцита.

Маленькая экскурсия в мир камней

Магматические горные породы - гранит, базальт и другие- составляют до 60% объема земной коры. Они образовались из магмы в результате ее остывания. Осадочные горные породы формируются при накоплении обломков других горных пород или остатков организмов на поверхности суши или на дне океана. К ним относятся песок, глина, мел, известняк.

Метаморфические горные породы образуются из магматических и осадочных горных пород, подвергшихся воздействию высокой температуры и давления (мрамор, кварцит, гнейс и др.).

Горные породы и минералы, которые используются человеком, называют полезными ископаемыми. Земная кора - источник самых разнообразных полезных ископаемых, которые интенсивно используются человеком, со многими из которых вы уже познакомились в младших классах. Однако существует еще много вопросов, связанных с использованием богатств земных недр, которые требуют серьезного изучения Земли. Сравнительно недавно было установлено, что земная кора и расположенный под ней самый верхний твердый слой мантии - не сплошные, а как бы составлены из отдельных частей - плит. Плиты очень медленно (со скоростью несколько см в год) движутся - скользят по размягченному, пластичному слою мантии. В результате материки перемещаются по поверхности Земли. Конечно, мы этого не замечаем, но на протяжении многих миллионов лет расположение материков значительно изменилось. В тех местах, где плиты смыкаются, часто возникают землетрясения и извержения вулканов.

3) Проверь свои знания

1. Каково внутреннее строение Земли?

2. Что представляет собой земное ядро?

3. Какими свойствами обладает вещество мантии?

4. Как называются неровности земной поверхности?

5. Что такое горные породы и минералы?

6. Что называется полезными ископаемыми?

7. Почему движутся материки?

8.Везде ли земная кора имеет одинаковую толщину?

9. Зачем нужно изучать строение Земли? Какими способами это можно делать?

10. Дополните фразы. Температура вещества в ядре достигает: Температура вещества мантии - до: Земная кора имеет толщину:

11. Дополните схему Горные породы бывают плотные (_______, ________) и рыхлые (___________, __________)

12. Покажите с помощью этой схемы состав гранита

_______________
_______________ _______________
_______________

13. Дайте определения

  1. Рельеф -
  2. Полезные ископаемые -

14. Приведите примеры горных пород и минералов, которые встречаются в вашей местности.

15. Какие утверждения верны?

  1. Мантия - это верхняя оболочка Земли.
  2. Ядро состоит в основном из железа и никеля.
  3. Земная кора находится в центре нашей планеты.
  4. Слово "рельеф" в переводе с греческого означает "покрывало".
  5. Земная кора состоит из горных пород.
  6. Горные породы состоят из минералов.
  7. Горные породы всегда образованы множеством минералов.
  8. Гранит - это минерал.
  9. Земная кора вместе с верхним слоем мантии сложена из подвижных плит.
  10. Материки совершенно неподвижны.

16. Выберите правильный ответ

16.1 Землю составляют

а) ядро и земная кора

б) ядро, мантия и земная кора

в) мантия и земная кора

16.2. Ядро земли состоит из

а) одного слоя

б) двух слоев

в) трех слоев.

17. Зачем изучают строение Земли?

18. Как изучают строение Земли?

19. Что находится в центре Земли?

20. Чем отличается Земная кора материков от океанов?

21. Почему температура горных пород увеличивается с глубиной?

22. Почему при заполнении трещин в земной коре мантия переходит в жидкое состояние?

Подумайте!

  • Почему одни участки суши медленно поднимаются, а другие - опускаются?
  • Как ученые изучают состав земной коры?

4) Обратитесь к диску

Изучите материал урока и выполните предложенные задания

5) Практическая работа. Домашнее задание.

Составление схемы и описания внутреннего строения Земли. Изучение коллекции горных пород.

Для определения характера залегания горных пород можно использовать не только естественные, но и искусственно подготовленные обнажения. Можно предложить учащимся зарисовать окружающие их формы рельефа, обнажения, показав с помощью окраски различия в составе горных пород.

Выполнение работы можно начать с характеристики и описания основных форм рельефа. Для этого учитель заранее определяет место экскурсии - холмистая поверхность, овраги, искусственные углубления. В процессе выполнения отрабатываются приемы измерения высоты холма или глубины котловины. Отметки высот и глубин учащиеся заносят в заранее подготовленную таблицу. На основе полученных данных они могут построить схему изображения холма или впадины с помощью горизонталей.

Характеризуя окружающую поверхность, учащиеся описывают основные формы рельефа, перечисляют географические объекты, находящиеся в пределах непосредственного наблюдения. Для работы по описанию характера залегания пород на естественном или искусственном обнажении учащимся предлагается план:

Описание обнажения

1. Вертикальный размер обнажения.

2. Толщина и состав каждого слоя горных пород.

3. Цвет и структура каждого слоя горных пород.

4. Основные различия верхнего и нижнего слоев обнажения (по толщине, составу, цвету).

6). Итоговая проверка знаний. Тест

Вариант 1.

1. Внутреннее строение Земли характеризуется следующей сменой ее частей:

а) земная кора, ядро, мантия;

б) ядро, мантия, земная кора;

в) мантия, земная кора, ядро;

г) ядро, земная кора, мантия.

2. Горные породы, преобразованные в недрах земли в результате опускания участков земной коры, называются:

а) магматическими;

б) осадочными;

в) метаморфическими.

3. К магматическим горным породам относятся

а) кварцит;

в) известняк;

г) гранит.

4. В результате горизонтальных движений в земной коре образуются

а) горсты;

б) грабены;

в) разломы;

г) складки

5. Возвышение, образованное продуктами извержения вещества мантии на земную поверхность, называется

а) вулканом;

б) гейзером;

в) кратером;

г) жерлом.

а) Восточно-Европейская равнина;

б) Аравийское плоскогорье;

в) горы Анды;

г) Скандинавские горы;

д) вулкан Визувий;

е) гора Джомолунгма?

Вариант 2.

1. Толщина и температура мантии Земли составляет

а) 5 - 80 км, 4000 - 5000 градусов

б) 3470 км, около 2000 градусов

в) 2900 км, 4000 - 5000 градусов

г) 2900 км, около 2000 градусов

2. Горные породы, состоящие из пород и минералов, которые разрушались под действием ветра, воды, ледников, называются:

а) магматические;

б) обломочные;

в) метаморфические.

3. К метаморфическим горным породам относятся:

а) мрамор,

б) песчаник;

в) калийная соль;

в) базальт.

4. При вертикальном движении участков земной коры по разломам образуются

а) горсты;

б) грабены;

в) поднятия;

г) прогибы.

5. На полуострове Камчатка расположен самый высокий из действующих вулканов России -

а) Ключевская Сопка;

б) Кроноцкая Сопка;

в) Шивелуч;

г) Корякская сопка.

6. Какими числами на контурной карте "Литосфера" обозначены:

а) Западно-Сибирская равнина;

б) плоскогорье Декан;

в) горы Кордильеры;

г) Уральские горы;

д) вулкан Гекла;

е) вулкан Килиманджаро?

Вывод. Земля состоит из ядра, мантии и земной коры. Земная кора образована горными породами. Горные породы состоят из минералов.

Список литературы.

  1. Природоведение. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008. - 174, (2) с.: ил.
  2. Герасимова Т. П. Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. - М.: Дрофа, 2002. - 176 с.: ил., карт.
  3. Природоведение: Рабочая тетрадь к учебнику 5 класса / А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002. - 64 с.: ил.
  4. Природоведение. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 1997. - 174, (2) с.: ил.
  5. Большой справочник по географии. - М.: "Олимп", "Издательство Астрель", "Фирма "Издательство АСТ", 2000. - 368 с.: ил.
  6. Петров Н. Н. Начальный курс географии. 6 кл. - М.: Дрофа, 2001. - 136 с. - (Рабочая тетрадь для учителя)
  7. Сиротин В. И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6 - 10 классы): Пособие для учителя. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 136 с.: ил. (Метод. биб-ка)
  8. Сиротин В. И. Сборник заданий и упражнений по географии. 6 - 10 ка. - 2-е изд., стереотип. - М.:Дрофа, 2004. - 256 с.: ил. - (Библиотека учителя).