Появление дворянства. Чем отличается боярин от дворянина

Дворянство в России возникло в XII в. как низшая часть военно-служилого сословия, составлявшая двор князя или крупного боярина.

Свод законов Российской империи определял дворянство как сословие, принадлежность к которому "есть следствие, истекающее от качества и добродетели начальствующих в древности мужей, отличивших себя заслугами, чем, обращая самую службу в заслугу, приобретали потомству своему нарицание благородное. Благородными разумеются все те, кои от предков благородных рождены, или монархами сим достоинством пожалованы".

Слово "дворянин" буквально означает "человек с княжеского двора" или "придворный". Дворяне брались на службу князем для выполнения различных административных, судебных и иных поручений. В системе европейских представлений верхушка русского дворянства того времени - некий аналог виконтства.

Усиление русского дворянства в период XIV-XVI веков происходило в основном за счёт получения земли под условием военной службы, что фактически превращало дворян в поставщиков феодального ополчения по аналогии с западноевропейским рыцарством и русским боярством предыдущей эпохи. Поместная система, ведённая с целью усиления армии в ситуации, когда уровень социально-экономического развития страны ещё не позволял централизованно оснащать армию (в отличие, например, от Франции, где короли с XIV века начали привлекать рыцарство в армию на условиях денежной оплаты сначала периодически, а с конца XV века - на постоянной основе), обернулась крепостным правом, ограничившим приток в города рабочей силы и затормозившим развитие капиталистических отношений в целом.

В 1722 г. императором Петром I была введена Табель о рангах - закон о порядке государственной службы, основанный на западноевропейских образцах

  • Согласно Табели, пожалование старых (боярских) аристократических титулов прекращалось, хотя они формально и не отменялись. Это стало концом боярства. Слово "боярин" осталось только в народной речи как обозначение аристократа вообще и выродилось до "барин".
  • Дворянство как таковое не было основанием для занятия чина: последний определялся только личной выслугой. "Мы для того никому никакого ранга не позволяем, - писал Петр, - пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут". Это вызвало негодование как остатков боярства, так и нового дворянства.

Привилегии дворянства закреплены и юридически кодифицированы "Жалованной грамотой дворянству 1785 г.". Главная привилегия: дворянство освобождено от обязательной государственной службы (фактически - от любых обязательств перед государством и монархом).

Классификация

В период расцвета дворянство подразделялось на:

    Титулованное дворянство - князья, графы, бароны.

    Потомственное дворянство - дворянство, передававшееся законным наследникам.

    Личное дворянство - дворянство, полученное за личные заслуги (в том числе при достижении 14 класса на гражданской службе), но не передающееся по наследству. Было создано Петром I с целью ослабить замкнутость дворянского сословия и дать к нему доступ людям низших классов.

Приобретение дворянства

Потомственное дворянство

Потомственное дворянство приобреталось четырьмя путями:

    пожалованием его по особому усмотрению самодержавной власти;

    чинами на действительной службе;

    в результате пожалования за "служебные отличия" российскими орденами;

    потомками особо отличившихся личных дворян и именитых граждан

Один из основных способов приобретения дворянства - приобретение дворянства службой. Ранее дворянином автоматически становился профессиональный военный, поступивший на службу тому или иному князю.

В 1722-1845 потомственное дворянство давалось за выслугу первого обер-офицерского звания звания на военной службе и чина коллежского асессора на гражданской и при награждении любым орденом Российской империи, c 1831-го года - за исключением польского ордена Virtuti militari.

В 1845-1856 - за выслугу чина майора и статского советника, и за награждение орденами Св. георгия, Св. Владимира, всех степеней и первыми степенями других орденов.

В 1856-1900 - дворянство давалось дослужившимся до чина полковника, капитана 1 ранга, действительного статского советника.

Позволительно было ходатайствовать о пожаловании потомственного дворянства в том случае, если отец и дед ходатая имели личное дворянство, выслужив его в обер-офицерских чинах. Право приобретения потомственного дворянства потомками личных дворян и именитых граждан сохранялось до начала XX в. Статья закона о получении потомственного дворянства сыном по достижении совершеннолетия и вступлении на службу в случае, если его дед и отец состояли "беспорочно" на службе в чинах, приносивших личное дворянство, не менее 20 лет каждый, была отменена Указом 28 мая 1900 г. В Законах о состояниях 1899 г. издания отсутствовало ранее действовавшее положение, что в случае если именитые граждане - дед и отец - "именитость беспорочно сохраняли", то их старший внук мог просить потомственное дворянство при условии его беспорочной службы и достижения 30-летнего возраста.

В 1900-1917 повысился ценз по орденам - потомственное дворянство по ордену Святого Владимира можно было получить только начиная с 3-й степени. Это ограничение было введено в связи с тем, что орден Святого Владимира 4-й степени массово жаловался по выслуге лет и за благотворительные пожертвования.

Личное дворянство

Личное дворянство, без распространения этого звания на потомство, приобреталось: *пожалованием, когда какое-либо лицо возводилось в дворянство лично не по порядку службы, а по особому высочайшему усмотрению;

    чинами по службе - для получения личного дворянства согласно Манифесту 11 июня 1845 г. "О порядке приобретения дворянства службою" необходимо было дослужиться на действительной службе: гражданской - до чина 9-го класса, военной - первого обер-офицерского чина (14-й класс). Кроме того, лица, получившие чин 4-го класса или полковника не на действительной службе, а при выходе в отставку, также признавались личными, а не потомственными дворянами;

    пожалованием ордена - при пожаловании ордена Святой Анны II, III и IV степени после 22 июля 1845 г., Святого Станислава II и III степени после 28 июня 1855 г., Святого Владимира IV степени после 28 мая 1900 г. Лица купеческого звания, пожалованные российскими орденами между 30 октября 1826 г. и 10 апреля 1832 г., а орденом Святого Станислава с 17 ноября 1831 г. по 10 апреля 1832 г., также признавались личными дворянами.

Личное дворянство передавалось браком от мужа к жене, но не сообщалось детям и потомству. Правами личного дворянства пользовались вдовы не принадлежавших к потомственному дворянству священнослужителей православного и армяно-грегорианского исповедания.

Передача потомственного дворянства по наследству

Потомственное дворянство передавалось по наследству и в результате брака по мужской линии. Каждый дворянин передавал свое дворянское звание жене и детям. Женщина же дворянка, выходя замуж за представителя другого сословия, не могла передать права дворянства мужу и детям, но сама оставалась дворянкой.

Распространение дворянского достоинства на детей, рожденных до пожалования дворянства, зависело от "высочайшего благоусмотрения". Вопрос о детях, рожденных до получения их отцами чина или ордена, дававших право потомственного дворянства, решался по-разному. Высочайше утвержденным мнением Государственного совета от 5 марта 1874 г. ограничения, касавшиеся детей, рожденных в податном состоянии, включая и рожденных в нижнем воинском и рабочем звании, были отменены.

Привилегии дворянства

Дворянство обладало следующими привилегиями:

    право владения населенными имениями (до 1861),

    свобода от обязательной службы (в 1762-1874, позже была введена всесословная воинская повинность),

    свобода от земских повинностей (до 2 половины XIX века),

    право поступления на государственную службу и на получение образования в привилегированных учебных заведениях,

    право корпоративной организации.

Каждый потомственный дворянин записывался в родословную книгу той губернии, где имел недвижимую собственность. По Высочайшему указу от 28 мая 1900 г. внесение безземельных дворян в губернские родословные книги было предоставлено собранию предводителей и депутатов дворянства. При этом не имевшие недвижимости вносились в книгу той губернии, где имением владели их предки.

Получившие дворянство непосредственно через чин или пожалование орденом вносились в книгу той губернии, куда они пожелают, даже если не имели там никакого имения. Это положение существовало до Указа от 6 июня 1904 г. "О порядке ведения родословных книг для дворян, не записанных в родословные книги в губерниях", по которому на герольдмейстера возлагалось ведение общей для всей империи родословной книги, куда стали вписывать дворян, не владевших недвижимостью или владевших ею в губерниях, где не было дворянских учреждений, а также приобретших права потомственного дворянства евреев, не подлежавших на основании Указа от 28 мая 1900 г. внесению в губернские дворянские родословные книги.

Личные дворяне в родословную книгу не вносились. С 1854 г. они наравне с почетными гражданами записывались в пятую часть городской обывательской книги.

Дворяне имели право ношения шпаги. Общим для всех дворян был титул "ваше благородие". Одной из привилегий, принадлежавшей исключительно потомственным дворянам, было право иметь родовой герб. Гербы утверждались для каждого дворянского рода высочайшей властью и затем оставались навсегда (изменения могли вноситься лишь по особому высочайшему повелению). Общий гербовник дворянских родов Российской империи был создан еще Указом от 20 января 1797 г. Он составлялся Департаментом герольдии и содержал рисунки и описания гербов каждого рода.

(Иллюстрация: Кустодиев Б.М. На террасе. 1906)

Портрет Петра I на титульном листе Жалованной грамоты Петру Толстому. 1709 год РИА «Новости»

Дворянское сословие Российской империи сформировалось при Петре I в результате проведенных им реформ.

Прежде существовали два основных вида землевладения — вотчинное, при котором хозяин распоряжался своими землями без всяких условий и передавал их по наследству так, как ему захочется, и поместное, дававшееся за службу, то есть на том условии, что его держатель будет по первому требованию являться на место сбора войск вместе со своими людьми. Однако вне зависимости от статуса земельного держания служить должны были все — и вотчинники, и помещики. В 1701 году так и было объявлено: «С земель служилые всякого чина люди служат службы, а даром землями никто не владеет». В 1714 году Петр окончательно уравнял статус вотчины и поместья, приняв Указ о единонаследии. Таким образом, за высшим сословием была жестко закреплена служебная повинность.

Для того чтобы не позволить дворянству уклоняться от службы, самодержавие предписало административной власти осуществлять именные переписи и обязательные смотры, неявка на которые грозила штрафом, конфискацией имений и даже казнью. Также была введена регламентация отпусков, нарушение сроков которых грозило дворянам серьезнейшими последствиями.

Однако престол не ограничивался только принудительными мерами — использовались и более тонкие механизмы воздействия на сознание дворянина.

24 января 1722 года была введена Табель о рангах. Теперь вся служба четко подразделялась на гражданскую, военную и придворную, в каждой из которых выделялись 14 рангов, или классов. Продвижение с одного ранга на другой зависело от того, насколько ревностно человек служил; любой поднявшийся до VIII класса на статской службе и до XIV на военной получал потомственное дворянство (позднее этот рубеж несколько раз повышался).

В результате дворяне превратились в прямых подданных монарха, обязанных нести регулярную, пожизненную службу императору и Отечеству; служба эта вознаграждалась жалованьем, а не земельным наделом и осуществлялась на основе личной выслуги, путем поэтапного прохождения всех рангов, начиная с солдата или мелкого канцеляриста. Принцип приоритета знатности и родовитости при занятии должностей был упразднен полностью: боярство фактически исчезло, и место дворянина в социальной структуре высшего сословия отныне зависело не от его родословной, а от занимаемого им чина — а также от милости императора, который собственным именем начал возводить придворных в княжеское достоинство, ввел графский и баронский титулы, упорядочил использование фамильных гербов, основал первый русский орден Святого Андрея Первозванного и распорядился «знатное дворянство по годности считать». И даже после Манифеста о вольности дворянства Манифест о вольности дворянства — указ «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству», изданный Петром III в 1762 году и освободивший дворян от обязательной гражданской и военной службы. сохранялось преимущество служащего дворянина перед неслужащим.

Чин — главный показатель успешной службы и благорасположения монарха — приобрел чрезвычайную значимость и подчинил своему влиянию все социальные сферы существования личности дворянина, включая даже повседневную жизнь и приватные человеческие отношения. Бюрократическим статусом определялось все: количество лошадей в экипаже, ливреи лакеев, место в церкви, приглашение на публичную ассамблею, наряды супруги и дочерей служащего дворянина. Требование «выше своего ранга почести» становилось предметом доноса и облагалось штрафом, что стимулировало уважение подданных к чиновной субординации. В то же время «честолюбие и тщеславие» в борьбе за чины всячески поощрялось повышениями по службе, наградами и титулами.

Поскольку при Петре даже в среде дворянства был крайне низкий уровень грамотности, царь объявил получение образования еще одной, помимо службы, неукоснительной обязанностью и одновременно привилегией российского шляхетства. Дворянский состав высших эшелонов бюрократии и армии и определенный уровень просвещенности усиливали социальный гонор высшего сословия, которое «ради службы от подлости отлично». Так государственная служба стала ведущим объектом социального престижа личности и главным сословным достоинством дворянства.

Дворянин и император: служба царю и Отечеству

Петр I. Картина Луи Каравака. Ориентировочно 1716 год Wikimedia Commons

Смысл государственной службы — обязательной повинности и одновременно привилегии дворянства — связывался с основополагающими ценностями русского исторического сознания. Среди них важнейшей было представление о монархе как о персонификации власти, самого государства и его растущей внешнеполи-тической силы.

В Воинском уставе, утвержденном Петром в 1716 году, Его Величество был провозглашен «Самовла-стным Монархом, который никому на свете о своих делах ответа давать не должен». Петр упразднил патриаршество и поставил во главе всех церковных дел Синод (орган государственного управления, фактически ничем не отличающийся от прочих коллегий). Автор церковной реформы и первый вице-президент Синода, один из идеологов Петра Феофан Прокопович в проповедях называл императора «министром Всевышнего», «державнейшим» посредником нисходящей на народ милости Божьей. Торжественный обряд венчания на царство, непререкаемый авторитет царской власти, режим абсолютизма, ликвидация патриаршества — все эти обстоятельства способствовали сакрализации образа монарха.

Служба монарху сливалась с чувством патриотизма и причастности к победам расширяющейся державы. Важнейшим каналом воздействия на сознание не только царского окружения, но и всего высшего сословия, становился личный пример царя. Неслучайно Петр сам, подчиняясь требованиям «всеобщей службы», приносил пользу Отечеству в чине сержанта, бомбардира, капитана, не гнушался роли ученика «образованных политизированных народов» и стал первым православным царем, покинувшим пределы России, надеясь, что, «на правителя глядя, и подначальные люди» усвоят те же стремления.

Высочайший авторитет самодержца можно рассматривать и как важнейший механизм, обеспечивающий исполнение указов, презрение которых «ничем разнится с изменою». Сам монарх, по своей незыблемой воле принимающий «вечные» и «неподвижные» указы, с установлением абсолютистского правления выступал как единственный субъект законотворчества, и в сознании подданных его воля отождествлялась с законом.

22 октября 1721 года в связи с триумфальным окончанием Северной войны Петру I были преподнесены наименования Император, Отец Отечества и Великий. Это стало новым этапом в развитии монархического сознания подданных: оно еще более тесно переплелось с патриотической гордостью за победы государства, возглавляемого императором. Императорский титул, уравнявший статус Петра I и высшего властителя Европы — императора Священной Римской империи, демонстрировал качественно иной уровень притязаний морской державы, возникшей на окраинах Восточной Европы. За последующие десятилетия эта имперская идея утвердилась в сознании всего высшего сословия и стала ведущим мотивом деятельности каждого его представителя.

Екатерина II вслед за царем-преобразователем тоже провозгласила незыблемой основой государственной идеи самодержавную власть монарха. Но тон власти и расставляемые ею акценты несколько изменились. Если в эпоху Петра главная мировоззренческая ценность беззаветной преданности «Самовласт-ному Монарху» провозглашалась через тексты присяг, публичные проповеди и угрозы отсечения головы, то в екатерининских документах постоянно упоминалось о «природном Нашем человеколюбии» и «материнских увещеваниях». Императрица запретила «бранные и поносные слова» в официальных бумагах, подтвердила уничтожение Тайной розыскной канцелярии и принципа «слово и дело»  Тайная розыскная канцелярия, созданная Петром I в 1718 году, была ликвидирована специальным манифестом Петра III в 1762-м. В том же манифесте вводилось наказание за употребление «ненавистного изражения „слово и дело“». , практически не допустила ни одной смертной казни дворянина, о перспективе «лишения живота» упоминала лишь в назидание и на том месте, где Петр рубил головы, устраивала публичные казни «вредных сочинений».

Такой поворот был связан не столько с характером и кругом чтения императрицы, сколько с тем обстоятельством, что перед престолом теперь стояли более сложные задачи. Россия нуждалась в серьезных реформах местного управления, мобилизации ресурсов для войн за выход к Черному морю, инкорпорации присоединенных территорий. Престолу необходим был социальный слой деятельных просвещенных офицеров и чиновников с развитым государственным сознанием. Потому власти необходимо было позаботиться об «исправлении нравов» и «подготовке их умов для введения лучших законов».

Ставка при этом делалась непосредственно на политически активную образованную элиту. И когда это сословие окончательно превратилось в правящий класс, костяк бюрократического аппарата и армии, основную интеллектуальную силу империи, своего рода несущую конструкцию всего общественного здания, Екатерина дала дворянам в 1785 году Жалованную грамоту, наделившую высшее сословие целым рядом привилегий. Дворянство имело право открывать в губерниях и уездах дворянские собрания, «благородных» нельзя было подвергать телесным наказаниям. Еще раз подтверждался Манифест о вольности 1762 года, отменяющий обязательный характер дворянской службы государству.

Тем не менее сословное законодательство по-прежнему всячески стимулировало готовность «ревностно служить императору и Отечеству» отточенными за десятилетия методами социального контроля. Престол воздействовал на честолюбивые стремления подданных «придать большую знать своей карьере»; разжигал сословный гонор «благородного дворянства», имеющего почетное право «знатной службы»; стимулировал конкурентную борьбу за чин, который, навсегда потеснив родовое достоинство, прочно утвердился в общественном сознании как главный показатель места человека в сословной иерархии, источник ощущения причастности к власти и основной критерий оценки человека обществом и даже его самооценки.

Фронда русского дворянства

Титульный лист Жалованной грамоты дворянству. 1785 год Проект «100 главных документов российской истории»

Однако часто усилия власти по воздействию на сознание подданных дают непредсказуемые результаты. Воспитываемое столетиями чувство личной зависимости и преданности престолу, служба которому провозглашалась главной мировоззренческой ценностью, превратило высшее сословие в прямых слуг императора. И если в Западной Европе король был «первым среди равных», а сословие феодалов было связано прочной сетью вассально-сеньориальных связей, то в России подданных монарха объединяли только милость двора и дарованные императорской властью чины. Цели дворянства как сословия были растворены в государственном интересе, который отождествлялся с авторитетом престола, и заменены верноподданнической обязанностью.

Со временем в сознании образованной элиты внушаемые властью ценности стали деформироваться: некоторые начинали болезненно воспринимать общепринятые средства продвижения по чиновной лестнице — систему прошений, рекомендаций и протекций — как «выхаживания», «доискивания» и «идолопоклонство». Представления о высшем содержании самой государственной службы тоже постепенно усложнялись: неделимая для традиционного сознания формула ревностной преданности императору и Отечеству начала разрушаться, и некоторые люди, особенно принадлежащие к высшим эшелонам власти, начали различать службу государю, Отечеству, общему благу — и придворную службу. Это усугублялось критикой нравов и взаимоотношений, господствующих в светской среде: их стали описывать как «интриги самые пакостные и стряпческие, нападения клеветливые».

Поначалу недовольство проявлялось только в словесных заявлениях, нарушениях этикета и нестандартном восприятии стереотипных ситуаций, но никак не реализовывалось в продуманных действиях. Если прочитать частные письма дворян второй половины XVIII века, мы увидим, как многие из них дистанцируются от «болтания», «молвы», «слухов», «толков», «сплетен», «злословия» — то есть от господствующего общественного мнения. В среде образованного дворянства формируется зона частной жизни, особую ценность приобретает малочисленное сообщество особых людей, именуемых в пере-писке «умными, честными просвещенными людьми», «прямо благородными людьми», «истинными патриотами» или «обществом добронравных».

В результате влияние идеологической доктрины абсолютизма стало слабнуть, традиционные ценности в сознании дворян отходили на второй план, и некоторые из них направляли свои силы в иные социальные области, независимые от бюрократического аппарата, престола и светской массы. Но интеллектуальная элита не могла противопоставить самодержавию ни экономической мощи крупных земельных владений, ни складывающегося веками прочного положения в провинции, ни монолитной сословной солидарности. И она стала искать для себя иные сферы реализации личности.

Привилегированное положение и определенная бытовая свобода давали фрондирующему дворянину только одну уникальную возможность — удалиться от придворной жизни, светского окружения и изматывающей борьбы за карьеру и обрести пусть временное, а порой и иллюзорное, но успокоение. Сделать это можно было в замкнутом мире дворянской усадьбы, в семейном счастье, дружеском кружке, в масонских исканиях, книгах, писательском труде, в автономной социальной деятельности, например в благотворительности или частном издательстве. Наиболее ярким примером такой социально значимой деятельности, не направленной против власти, но и не зависимой от нее, считается история кружка Новикова. Николай Новиков, писатель, масон розенкрейцерского толка, удалился из Петербурга, взял в аренду типографию Московского университета и открыл частное издательство. В течение знаменитого «новиковского десятилетия» (1779-1789) из этой типографии вышло книг больше, чем за все остальные годы правления Екатерины.

Зона частной жизни формировалась в загородных усадьбах, где часто дворянин, «душевно отставший от всяких великосветских замыслов», предавался «покойному в отставке житью», наслаждению «спокойствием и собственностью своею». В домах интеллектуальной элиты царил особый микроклимат дружеского эмоционального общения, расцвеченный любительским стихотворством и литературными играми.

В то же время во второй половине XVIII века дворяне по-прежнему сохра-няли гордость за величие империи, возвышающее чувство причастности к ее блистательным победам, веру в высший авторитет верховной власти и презумпцию невиновности царственной особы. Эти чувства сдерживали нарастающее недовольство и стремление к самоизоляции от государства — конфликт образованной личности и престола еще зарождался и на уровне обыденного сознания проявлялся только в вопросах, далеких от действия официальных ценностей. Фрондерские настроения уживались с верноподдан-ни-ческими идеалами, порождая причудливые характеры едких пересмешников екатерининского царствования. Такие масштабные фигуры русского XVIII века, как Александр Суворов , Никита Панин Никита Панин (1718-1783) — государственный деятель, дипломат, воспитатель великого князя Павла Петровича. , Николай Репнин Николай Репнин (1734-1801) — дипломат и военачальник. , Михаил Муравьев Михаил Мура-вьев (1757-1807) — поэт, писатель, преподаватель великих князей Александра и Константина Павловичей; в александровское царствование — сенатор, товарищ министра народного просвещения, попечитель Московского университета. удивительным образом сочетали службу при дворе, независимость мнений и резкую критику нравов света.

Таким образом, в золотой век русского дворянства инициированные госу-дарством две ведущие тенденции — формирование бюрократии и интелли-генции — достигли определенного равновесия: слой профессиональных чиновников еще не оформился в касту, оттесняющую высшее сословие от управления империей, а дворянская культура еще не переросла в открытую оппозицию престолу. Но случившийся в первой четверти XIX века идеоло-гический раскол господствующего класса и утрата им своих ведущих позиций был, конечно же, генетически связан с социальной историей предшествующего столетия. 

Если посмотреть на возникновение и развитие в Русском государстве дворянского сословия, обращает на себя внимание то, что такого разнообразия происхождения дворянских родов нет ни в одном из государств Европы, славящихся древностью и знатностью представителей своего дворянстваРоссийскими дворянами стали потомки и монгольских ханов, в большинстве своем принявшие православие, и немецких рыцарей-крестоносцев, зачастую полностью обрусевших и, кроме немецкой фамилии и приставки «фон», ничего не унаследовавших от своих далеких предков, евнейших владетельных домов Грузии, которые по возрасту намного превосходят самые древние фамилии Западной Европы.

Среди дворянства Российской империи были роды, существовавшие с древнейших времен. Многие из исконно русских фамилий, ведущие свое происхождение от легендарных предков, начинают считать свой род практически с IX в. (Рюриковичи) или немногим позднее. В числе тех же Рюриковичей можно назвать множество известных и прославленных на разных исторических этапах родов: Оболенские, Шуйские, Пожарские, Волконские, Репнины, Одоевские, Воротынские и многие другие. Всего потомков Рюрика насчитывается более 250 фамилий; некоторые из них, впоследствии даже утратив княжеский титул, оставили след в истории России: Всеволожские, Татищевы.

Например, род Протасия, тысяцкого Ивана Калиты, своими корнями уходит в Киевскую Русь. Его потомки (Протасьевичи) образовали при московском дворе несколько знатных фамилий, сохранявших свое положение при великих князьях на протяжении нескольких столетий. Ратшичи верой и правдой служили московским князьям. С этого же времени служил им и Андрей Кобыла - родоначальник многих фамилий, сыгравших в истории России важную роль, в том числе правившей в России в 1613-1917 гг. династии Романовых. К потомкам Андрея Кобылы относятся Лодыгины, Коновницыны, Кокаревы, Образцовы, Колычевы, Хлудневы, Шере-метевы, Захарьины (предки Романсных) .

Одной из древнейших дворянских фамилий являются и Сабуровы, происходящие из дворянской семьи костромичей Зерновых. К этому роду принадлежала первая супруга великого князя Василия III Соло- мония Юрьевна Сабурова. С XIV в. также известна в Москве ведущая свой род от Федора Бяконта, жителя Черниговской земли, фамилия Плещеевых. Основателем многих древних русских родов стал легендарный князь касогов Редедя (Редега), погибший в 1022 г. От него ведут свой род Сорокоумовы-Глебовы, Буруновы, Казариновы, Кокошкины, Поджогины, Викентьевы, Рябчиковы, Белеутовы. Старейшим боярским родом были Морозовы, от которых пошли дворянские фамилии Салтыковых, Скрябиных, Тучковых, Поп Левиных, Шейных. К древнейшим родам можно отнести потомков Александра Нетши Новосильцевых, Басенковых, Кутузовых; от него также ведут свое начало Внуковы, Дмитриевы, Даниловы, Мамоновы. К тверскому боярству восходят Бокеевы, Бороздины, Карповы, Житовы, а к боярству Рязани, отличающемуся разнообразием своего происхождения, Денисьевы, Булгаковы, Сунбуловы, Коробьины, Измайловы
.

3.1 Разрешение дворянского вопроса в «Жалованной грамоте дворянству 1785 г.»

Использованные источники и литература

Введение:

В центре моего исследования - определение сущности дворянства, взаимоотношение монархии и дворянства, его роль в развитии социальной структуры российского общества, участие дворянства в местном управлении, окончательное оформление как сословия по Жалованной грамоте дворянству и как она повлияла на дворянство в дальнейшем.

Хронологические рамки работы определяются призванием варягов в 862 г. и изданием Екатериной IIЖалованной грамоты дворянству.

В ходе изучения этой темы вставали следующие вопросы: истоки и ход формирования дворянского сословия, определение социальной и правовой эволюции дворянства, как это отразилось на его службу; выяснение особенности службы дворянства до и после издания жалованной грамоты дворянству.

Историография :

Заниматься историей дворянства начал Г.Ф. Миллер в 18 в.

Начало же системного рассмотрения дворянского вопроса было положено в XIX в.:

Работа М. Яблочкова "История российского дворянства "была одна из первых наряду с книгой А.В. Романовича-Славатинского "Дворянство в России от начала XVIII в. до отмены крепостного права" по обобщению истории служилого сословия.

Он считал, что вольность была отменена указом от 11 февраля 1763 г., вследствии крестьянских волнений, что было в последствии опровергнуто Романовичем-Славатинским. Яблочков заключил, что вообще нельзя говорить об изменениях в службе дворян после 1762 г., только ЖГД вновь предоставила дворянам право служить по своему усмотрению . Подобное мнение после Яблочкова не встречалось.

Сочинение И.А. Порай-Кошица "Очерк истории русского дворянства от половины IX до конца XVIII в." имело целью охватить историю дворянства в целом, чтобы обосновать причины высокого положения сословия и его значение, однако в основном носило описательный характер. Он полагал, как и другой историк того времени А.В. Романович-Славатинский, что "отличительная черта в истории нашего дворянства, сравнительно с дворянством Западной Европы, состоит в том, что у нас оно всегда было установлением политическим, существовавшим и видоизменявшимся, сообразно целям и потребностям правительства... У нас аристократические элементы сложены были в привилегированную общественную группу государственной властью, которая давала ей ту или другую организацию, повышала и принижала ее, сообразно потребностям государства, применительно к интересам правительства. В этом состоит оадикальное и основное отличие нашего служилого дворянства от феодальной землевладельческой аристократии Западной Европы, нашей идеи благородства, основанной на службе государству и народу русскому и пожалованной самодержцем, от идеи благородства западноевропейского, основанного на крови, на контакте с государственной властью" .

В работах Ключевского объяснено изменение положения дворянства усилением роли гвардии в эпоху дворцовых переворотов. Один из пороков ЖГД, по оценке В.О. Ключевского, заключается в обособлении дворянства от других сословий, потере им лидирующей роли в обществе .

Вообще, в отечественной исторической литературе XIX столетия утвердилась методика исследований, позволившая осмыслить Манифест не как прихоть правителя, а как закономерный результат изменения прав привилегированного сословия и роста его политического веса.

В отечественной научной литературе послеоктябрьского времени, опиравшейся на марксистко-ленинскую методологию, не уделялось должного внимания истории российского дворянства, изучение его практически выпало из поля зрения исследователей.

Исключением из этого является С.М. Троицкий и его работа «Русский абсолютизм и дворянство в XVIII веке». В его работе затрагивались сюжеты, связанные с отменой обязательной службы, он рассмотрел в ней аспекты службы дворян, связанные с формирования бюрократического аппарата. Причины усиления дворян он видел в развитии товарно-денежных отношений и постепенном вызревании буржуазных отношений, обусловивших усиление консолидации дворян и рост их хозяйственных устремлений. "Формирование бюрократии было важнейшим фактором, подготовившим "освобождение" правящего класса от обязательного характера государственной службы" . Анализ социального происхождения чиновников привел исследователя к выводу, что и после 1762 г. большинство дворян продолжало службу. Правда этому выводу противоречит заключение, будто бы отмена обязательной службы дворянства отразилась на изменении социального состава чиновничества, "способствуя притоку разночинцев в государственный аппарат" . Но естественно, что реализация Манифеста вызвала как раз противоположные последствия.

Другой работой, где рассматривается данная тема является "Российское законодательство Х-ХХ вв. т. 5. Главный итог в эволюции дворянства, по мнению публикаторов этой книги, "состоит в освобождении господствующего класса от единственной обязанности, в установлении вольности на безделье" , в чём они полностью солидарны с С.М. Троицким.

Е.Н. Марасинова в статье "Эпистолярные источники о социальной психологии российского дворянства (последняя треть XVIII в.)" делает акцент на исследовании социальной психологии русской аристократии. Ознакомление с широким кругом эпистолярных источников позволило ей сделать следующие выводы: 1) о существовании оппозиционных к монархии настроений среди вельмож екатерининского времени, - настроений, выражавшихся в форме критического самоотчуждения интеллектуалов из дворян от власти; 2) о глубоком размежевании дво-янства с другими сословиями, пагубности тотального доминирования привилегированного класса в русском обществе для перспектив собственной консолидации дворянства .

Говоря о современных исследователях, занимающихся этой проблемойможно упомянуть Фаизову И.В. Её работа "Манифест о вольности и служба дворянства в XVIII столетии" посвящена истории завершающего этапа становления дворянского сословия России, когда Петр III даровал ему вольность. Как дворянство шло к обретению вольности, как оно пришло к беспредельному возвышению своего статуса - главные вопросы, на которые отвечает автор. Явный плюс работы в том, что автор проработала огромное количество источников: она опирается на мемуарную литературу, законодательные акты и анализ личных дел более 9 тыс. дворян XVIII столетия .

Вообще, по данной теме поднимались следующие проблемы: закономерность появления Жалованной Грамоты Дворянству, её связь с изменением условного характера земельной собственности дворянства, а также с консолидацией дворянства в условиях абсолютизма, с одной стороны, и с развитием товарно-денежных отношений - с другой, имущественная дифференциация привилегированного сословия и ее связь с проблемой оттока дворян из армии и управленческих структур после вступления в силу закона о. дворянской вольности. Но проблема в том, что все заключения делались в общем виде по ходу изучения общих проблем отечественной истории, а этой теме уделялось лишь второстепенное значение

Источник имеет первостепенную важность для раскрытия темы, т.к. в нём дан самый подробный материал о том, что из себя представляло дворянское сословие, и какое место оно занимало в русском обществе.

Создавался он с целью отдалить от трона, не желавшее более служить дворянство, закреплением за ним всех его прав и, позволив создать ему корпоративную организацию.

Особенностью этого законодательного акта является юридическое несовершенство. Значительная его часть включает в себя формулировки, либо противоречащие другим формулировкам текста, либо предполагавшие ничем не ограниченные "исключения" из вводимых правовых норм, либо допускавшие неоднозначное их трактовка. Другой недостаток заключается в том, что этот законодательный акт зачастую противоречит другим, и, следовательно, одна и та же жизненная ситуация регулировалась противоречащими друг другу правовыми нормами.

Добрый день, уважаемые друзья и читатели сайта! Сегодня начинаю новый цикл постов, посвященных сквозной теме «Сословия в Российской Империи». Сами, понимаете, что до единого госэкзамена остается совсем немного времени, поэтому повторять всё подробно нет времени. Именно для такого быстрого повторения и предусмотрены сквозные темы: в них рассматриваются некие процессы в течение всего времени актуальности данной темы.

Например, история дворянства в России. Тема охватывает временные рамки с XV по XIX вв. Ее рассмотрение хоть и будет сжатым, не менее, крайне полезно для систематизации ваших знаний по истории России...

Определимся с термином «сословие». Сословие — это такое объединение людей, для которого характерна социальная замкнутость, свои права и обязанности, и отсутствие социальной мобильности. То есть перейти из сословия в сословие невозможно. Ну были кончено исключения, которые лишь подтверждали правило.

Итак, дворянство в России. Дворянство или помещики начинают появляться в России, начиная со времени Ивана III Великого. В Судебнике 1497 года дается жесткое разграничение земельных владений: вотчины и поместья. Посмотреть разницу вы можете на слайде из моего полного авторского курса по Истории России:

Помещики — служилые люди по прибору назывались так, потому что «испомещались» на землю, где жили крестьяне. Эти крестьяне платили помещику «пожилое» за то, что жили как бы на его земле. Здесь слово «как бы» вполне уместно, так как вся земля считалось землей Великого князя Всея Руси, и когда помещик умирал, земля у него отбиралась и давалась другому помещику. Именно дворянство в России — помещики были основной военной силой Московского государства. Помещичье ополчение было нерегулярным воинским формированием, собиравшимся только в военное время.

Такова начальная история дворянства. Далее рубежное событие — это принятие Соборного уложения 1649 года. Этот свод законов еще больше наделял привилегиями помещичье дворянство. Так, Соборное уложение стирало разницу между вотчинами и поместьями. То есть теперь помещик мог своё поместье обменять, передать по наследству, так же как и вотчинник вотчину. Естественно за такие привилегии корона ожидала лояльности со стороны помещиков.

Следующее рубежное событие в истории русского дворянства — эпоха Петра I Великого. Петр принял ряд водоуказательных актов, обязавших помещика служить государству. Эти законодательные акты следующие:

1714 год — Указ о единонаследии, запрещавший дробить дворянские имения. Если раньше а помещика, скажем были три сына, и он мог разделить перед смертью своё имение между ними, то теперь всё имение получал исключительно старший сын! Устанавливался принцип майората. Остальные сыновья должны были идти служить государству. Как Вы думаете для чего был принят этот указ?

1722 год - принята Табель о рангах, упорядочивающая все служилые чины единообразно. Отныне служилый человек мог выслужиться до личного и потомственного дворянства. Личное дворянство отличалось от потомственного тем, что его нельзя было передать по наследству.

1731 год — был отменен Указ о единонаследии. В это время правила уже императрица Анна Иоанновна. Она взошла на престол только благодаря гвардии и дворянству, потому стремилась наградить их ещё большими привилегиями. С 1730-х же годов дворянских детей стало возможно с пеленок записывать в армию, и к своему совершеннолетию, если они шли служить в армию, то становились не рядовыми, а уже офицерами!

1754 год — при императрице Елизавете Петровне был создан Дворянский банк, который давал займы дворянству по крайне низким процентам. Государство всеми силами пыталось поддержать дворянство в России, ведь именно это сословие было опорой режима. Скажем, проигрался дворянин в карты, можно имение заложить..., и перезаложить в банке!

1762 год — Манифест о вольности дворянской, принятый в правление Петра III. Он разрешал дворянам не служить государству.

1785 год. — Жалованная грамота дворянству императрицы Екатерины II Великой (настоящее имя Софья-Августа-Фредерика-Ангальт-Цербская). Эта грамота — эпохальное событие в эволюции дворянского статуса, в истории русского дворянства. Дворяне становились самыми привилегированными людьми в Империи. На них не распространялись телесные наказания (а всех остальных можно было сечь кнутом!). Впрочем, что это я говорю, сами смотрите:

Самое важное в документе это то, что теперь дворян без суда нельзя было лишить дворянского звания, ни имения...ничего. То есть, впервые в истории России действующий монарх ограничил свою власть над дворянством в России судом! Россия сделала шаг к правовому государству, где сила права выше власти монарха!

Вот, пожалуй, такова тема по дворянству в России. В XIX веке дворянство исчерпывает свой потенциал. Но по-прежнему остается элитой русского общества, владевшим до 1861 года крепостными. Однако крепостной труд также исчерпывает свои возможности: он тормозит развитие в России промышленности, свободного рынка рабочей силы — в сущности тормозит в России развитие капитализма.

Окончательно дворянство в России как сословие перестает существовать со второй половины XIX века, но продолжает оставаться социальным классом. Сословия в России начинают размываться после 1861 года, когда крепостные получили личную свободу и теоретически могли перейти в другой социальный слой: горожан, рабочих или торговцев.

Для ещё большего эффекта от изучения темы «История дворянства в России», рекомендую просмотреть видеорассказ Бориса Юлина о дворянстве:

Следующие посты будут посвящены крестьянству духовенству и горожанам — не пропустите! !