Кен уилбер и интегральный подход. Сущность интегрального подхода и истоки интегральной психологии

Общие сведения

Понятие «интегральный» означает, что в отдельно взятой сфере стремятся синтезировать в единую сложную модель методы и теории, которые доказали свою корректность в определённых контекстах , отказавшись при этом и от грубого редукционизма , и от так называемого «тонкого» редукционизма (иными словами, от неоправданного распространения метода, действенного в одном специфическом контексте, на все остальные). Данное понятие касается также и интегрирования отдельных сфер человеческой деятельности в метасферы.

Несмотря на то, что различными авторами предпринималось несколько попыток создания интегрального подхода к той или иной области человеческой деятельности, в настоящий момент наиболее разработанным можно считать интегральный подход, основанный на «всесекторной, всеуровневой» модели Кена Уилбера (AQAL), а также ряде других открытий, вроде спиральной динамики. Данная методология используется рядом организаций и государственных учреждений по всему миру, а среди наиболее известных сторонников интегрального подхода можно назвать Альберта Гора и Билла Клинтона .

Интегральный подход включает такие сферы, как интегральная философия и интегральная психология , а также интегральная экология, интегральная политика, интегральный бизнес, интегральная духовность и интегральное искусство. Сторонники интегрального подхода стараются всесторонне развиваться и стремятся выйти за пределы конвенционального и постконвенциональных уровней (по Л. Колбергу) в различных линиях развития и достичь пост-постконвенционального уровня и выше («пост-постконвенциональный» уровень введён Кеном Уилбером в качестве дополнения модели нравственного развития, данной Лоренсом Кольбергом , по его словам, на основании наличия многочисленных эмпирических данных, указывающих на то, что развитие может быть продолжено и после достижения уровня постконвенциональности).

Определение духовности в терминах интегральной модели Уилбера

Исходя из своей интегральной модели (AQAL) Кен Уилбер выводит четыре определения духовности, за каждым из которых признает право на существование.

Терминология

Пример психограммы - изображения множественных способностей (intelligence), разворачивающихся через уровни сознания

Вкратце, интегральная модель человека включает:

  • Множественные способности (intelligence), или линии развития (одной из которых является т. н. линия веры, исследованная Джеймсом Фаулером, профессором теологии университета Эмери);
  • Способности человека развиваются в течение его жизни через определенные уровни или стадии - от ощущений через разум к духу ;
  • Состояния , такие как грубое (бодрствование), тонкое (вариации состояния сновидения), причинное (глубокий сон, пустота , угасание всех форм; осознанное вхождение в это состояние является достижением нирваны) и недуальное (сознание единства пустоты и форм). Любое состояние может быть пережито человеком не зависимо от стадии развития, на которой он находится, причем могут иметь место т. н. пиковые опыты, мгновения чрезвычайной интенсификации какого-либо состояния, сопровождающиеся ощущением тотального единства с объектами, воспринимаемыми индивидом в данном состоянии (либо «с отсутствием каких-либо объектов», если речь идёт о причинном);
  • Квадранты , образуемые поверхностным (exterior) и глубинным (interior) и индивидуальным и коллективным «измерениями» человека. В поверхностном индивидуальном квадранте «находится» материальное тело человека, в глубинном индивидуальном - его телесные ощущения, эмоции, мысли и т. п.

Четыре определения духовности

Ниже приведен фрагмент из книги Уилбера «Интегральная духовность» :

Решетка Уилбера-Комбса - связь между уровнями и состояниями сознания (на данной иллюстрации уровни представлены более подробно)

Если вы проанализируете значения, в которых люди - и исследователи, и неспециалисты - употребляют слово «духовное» («spiritual»), то обнаружите как минимум четыре основных значения, придаваемых этому слову. Хотя сами люди и не используют эти технические термины, «духовное», очевидно, может означать следующее: (1) высочайший уровень развития любой из линий; (2) отдельную линию как таковую; (3) исключительное пиковое переживание или состояние; (4) особое отношение [к людям и природе]. Моя позиция заключается в том, что все эти варианты использования имеют право на существование (и, думаю, все они связаны с действительными реалиями), однако, мы просто ОБЯЗАНЫ указывать, какой из них имеем в виду, иначе какое-либо обсуждение очень быстро начнет скатываться в никуда. За всю свою жизнь я не слышал, чтобы люди тратили больше слов в пустую, чем в таких дискуссиях.

Ниже вкратце описаны эти 4 важных значения, каждому из которых, я надеюсь, будет уделяться должное внимание:

  1. Если рассмотреть любую линию развития - когнитивную, или аффективную/эмоциональную, или линию потребностей, либо линию ценностей - о нижних или средних уровнях этих линий люди обычно не думают как о духовных, но более высокие и высочайшие уровни они описывают как таковые. Слово «трансперсональный» («надличностный»), например, было адаптировано для использования в этом значении: о духовном обычно не думают ни как о дорациональном или доличностном, ни как о рациональном или личностном, о нём думают как о высоко надрациональном и надиличностном - это самые высокие уровни для любой из линий . (Следуя терминологии Маслоу, мы часто используем словосочетание «третий порядок» в качестве очень общего термина для описания этих перспектив развития надличностных структур-стадий).
  2. Иногда люди говорят о чём-то вроде «духовного интеллекта», который доступен не только на высочайших уровнях любой из линий, но который имеет собственную линию развития , уходящую глубоко в прошлое [индивида]. Джеймс Фаулер (англ.) русск. - один из примеров исследователей такой линии. «Духовное» в таком понимании - не то, что относится к самым высоким, трансперсональным и трансрациональным уровням различных линий (что является первым значением), но то, что имеет свой собственный первый, второй и третий порядок (или структуры-стадии), и стадии эти уходят вниз до самого основания (на стадию Фаулера 0, например). Духовная линия также имеет собственные доличностные, личностные и надличностные уровни/стадии. Это одна из причин, по которой вам следует использовать данные значения очень чётко, потому что если совместить второе значение с первым, окажется, что духовны только высшие уровни духовной линии. Это, разумеется, вызывает чудовищную путаницу. (Позиция AQAL состоит в том, что оба использования - вообще, все четыре - верны; вам нужно только точно определить, к какому вы прибегаете в данный моменты, иначе вы запутаетесь окончательно).
  3. Иногда люди говорят о духовном в смысле религиозных или духовных переживаний , медитативных опытов или пиковых опытов (которые могут разворачиваться, а могут и не разворачиваться, стадиально). Фактически весь свод шаманских традиций подпадает под эту категорию (см. Роджер Уолш , «Дух шаманизма»). Уильям Джеймс , Дэниэл П. Браун, Эвелин Андерхилл (англ.) русск. и Дэниэл Голман (англ.) русск. также являются примерами исследователей духовности как переживаний определенных состояний (переход в которые зачастую осуществляется благодаря тренировкам). Переживание состояний - ещё одно важное значение, и зафиксировано, конечно, на горизонтальной оси решетки Уилбера-Комбса.
  4. Иногда под «духовным» понимается просто особое отношение , которое может иметь место на любой стадии и в любом состоянии: возможно, любовь, или сострадание, или мудрость (то есть, это тип [пятый элемент AQAL]). Это очень распространенное употребление и, что интересно, обычно оно сводится к одному из трёх предыдущих, потому что есть стадии любви, сострадания и мудрости (факт, упущенный почти всеми писателями зелёной волны [то есть постмодернистами]). Но все же мы на всякий случай всегда указываем его отдельно.
Я не буду более углубляться в эти 4 значения. Они подробно рассмотрены в книге «Интегральная психология» . Скажу только, что моя точка зрения заключается в том, что все 4 являются правомерными значениями слова «духовное», но люди часто смешивают их в своих дискуссиях, и получается… ну, в общем, ещё больше мешанины.

См. также

Примечания

Библиография

  • Уилбер К. Введение в интегральную теорию и практику (Wilber, Ken. «Introduction to Integral Theory and Practice: IOS Basic and the AQAL Map» // AQAL Journal. - Vol 1, N 1, 2006.)
  • Уилбер К. Краткая история всего. - М.: АСТ, 2006. ISBN 5-17-036016-9
  • Уилбер К. Око Духа. - М.: АСТ, 2002. ISBN 5-17-014321-4
  • Алексей Уит Уровни сознания. Новая интегральная картография человеческого сознания (2010)
  • Wilber, Ken. Sex, Ecology, Spirituality: The Spirit of Evolution , 1st ed. 1995, 2nd rev. ed. 2001: ISBN 1-57062-744-4
  • Wilber, Ken. Theory of Everything: An Integral Vision for Business, Politics, Science and Spirituality , 2000, paperback ed.: ISBN 1-57062-855-6
  • Wilber, Ken. The Marriage of Sense and Soul: Integrating Science and Religion , 1998, reprint ed. 1999: ISBN 0-7679-0343-9
  • Wilber, Ken. Eye to Eye: The Quest for the New Paradigm , 1983, 3rd rev. ed. 2001: ISBN 1-57062-741-X
  • Wilber, Ken. A Sociable God: A Brief Introduction to a Transcendental Sociology , 1983, new ed. 2005 subtitled Toward a New Understanding of Religion , ISBN 1-59030-224-9

Ссылки

  • Официальный вебсайт Кена Уилбера (англ.)
  • (англ.)
  • Integral Naked - платный сайт: «Behind the Scenes with the Most Provocative Thinkers in Today’s World» (англ.)
  • «Менталитеты в действии: Вызов устойчивому развитию » (отчёт крупной консалтинговой компании Avastone Consulting , посвящённый проблемам интегрального устойчивого развития; 2008) (рус.) (англ.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Это интервью с Даной Карман (Dana Carman) - консультантом-практиком, осуществляющим интегральные проекты в различных компаниях - от IBM и European Space Agency до целого ряда компаний среднего бизнеса. Ответы на вопросы, заданные в этом интервью, заинтересуют тех руководителей, которые управляют компанией, настраиваясь на долгосрочные перспективы и постоянный рост эффективности.

Ред.: Дана, в чем, по Вашему мнению, заключается суть интегрального подхода к бизнесу? Что Вы подразумеваете под этим понятием?

Дана Карман: На этот вопрос можно ответить по-разному.

В контексте бизнеса, когда мы рассматриваем определенную проблему, можно трактовать интегральный подход как подход, позволяющий убедиться в том, что осознаны и учтены все вероятные перспективы. Это подход, позволяющий видеть и учитывать не только те факты, которые лежат на поверхности, но и те, которые лежат за гранью привычного, если хотите, классического восприятии реальности. Это как человек в лесу, смотрящий на пень, видит «остаток умершего дерева», даже не подозревая о том, что живые деревья, растущие рядом, сплетаются с корнями погибшего дерева и поддерживают в нем жизнь, создавая живую сеть, сокрытую от наших глаз.

Интегральный подход позволяет учитывать не только линейные связи, но и связи более высоких порядков, которые и отвечают за многообразие вариантов возможных событий в компании и вокруг нее. Что становится актуальным в наши дни, когда мир усложняется буквально на глазах и привычные, ранее предсказуемые системы, в силу неизбежного своего усложнения теряют предсказуемость. Интегральный подход позволяет качественно по-новому видеть и выстраивать отношения, создавать структуры и взаимодействия, вдыхать жизнь в корпоративную культуру, делая ее действительно источником смыслов и энергии. Он становится источником переосмысления и вдохновения для первых лиц компаний, что позволяет им четче осознавать пути и направления, прежде всего своего развития и развития членов своей команды, необходимые для эффективного развития бизнеса в меняющемся мире.

Интегральный подход проявляется в определенной интегральной мировоззренческой позиции людей, использующих его, в способности этих руководителей мыслить определенным образом. В этом, с моей точки зрения, основная, но не непреодолимая трудность как в правильном понимании и принятия этого подхода, так и его адекватном использовании.

Интегральный подход с инструментальной точки зрения можно определить:

  • Во-первых, как очень сильный и действенный метод оценки.
    • Все методики, так или иначе, опираются на Интегральную карту или Интегральную операционную систему. Карта, применительно к бизнесу, включает в себя все значимые аспекты организации — Внутренние характеристики лидера(ов) и сотрудников, их поведение, их отношения и культуру, присущую компании, системы и бизнес-процессы.
    • Это фактически самая точная и полная модель, основная задача которой — не дать возможности сработать нашим привычным фильтрам восприятия, нашим стереотипам мышления и через это обеспечить максимально согласованное и целостное развитие и движение к целям различных частей компании. Весь фокус именно в этом — она не дает вам возможности отвернуться или не заметить чего-то, преуменьшить или преувеличить значение чего-то, заставляет смотреть «в корень»!
    • Интегральный подход позволяет руководителю обрести проницательность, способность к проникновению в суть, к принятию оптимальных решений для проблем, возникающих в бизнесе . Таким образом, на мой взгляд, для того чтобы понять сложную, многостороннюю ситуацию очень важно при составлении карты учесть все вероятности и перспективы. И найти действительно лучшие - жизнеспособные и ведущие к желаемым результатам - решения. Для указанных целей интегральный подход является наиболее эффективным методом.
  • Во-вторых, набор интегральных методов позволяет удерживаться в балансе, гармонизировать деятельность, да и жизнь в целом. Это комплексная методика Здоровья компании.
  • В-Третьих, коммуникации, взаимодействие людей и подразделений, говорящих «на разных языках», могут быть налажены с помощью интегральных методов.

В общем - много разных способов практического применения для повышения эффективности и гармонизации деятельности человека и компании.

Ред.: Таким образом, интегральный подход, прежде всего, является способом оценки и принятия решения?

Дана Карман: Да. Я бы сказал, наиболее всесторонним способом решения сложных, комплексных проблем и достижения амбициозных задач. Когда Вы сталкиваетесь с комплексными задачами, с помощью интегрального подхода Вы получаете возможность решить их наилучшим образом.

Это описание типа мышления, понимания, осознания. Простое формальное применение интегрального подхода к комплексной ситуации недостаточно, бесполезно. Необходимо внутреннее соответствие, осознание, без которого простое применение карты не будет успешным само по себе. Если руководитель считает достаточным лишь формальное применение Интегральной карты, это нельзя назвать интегральным подходом. Это неэффективный метод. Руководитель должен иметь способность применять интегральную карту по отношению к себе самому. Иначе ничего не получится.

В Америке многие используют терминологию интегрального подхода. Но это лишь бессмысленное копирование. Знаете, есть такая поговорка: «Не зная брода, не суйся в воду».

Ред.: Каковы отличительные черты интегрального подхода?

Дана Карман: Отвечая на вопрос об отличительных чертах этого подхода можно одновременно отвечать и на вопрос о его преимуществах. Мой многолетний практический опыт свидетельствует о том, что зачастую в американских корпорациях ежегодно изменяется философия управления, в результате чего люди, работающие там, становятся циничными - так как компании пытаются привнести нечто новое, чего впоследствии не придерживаются. Сотрудники называют это «очередным повальным увлечением», или «модной однодневкой».

  • Одно из очевидных преимуществ интегрального подхода - вы можете взять и совместить в его рамках все предыдущие методики изменений. Таким образом, время и деньги, потраченные на предыдущие эксперименты, не превращаются в потерянные. То, что было приобретено в прошлом, продолжает функционировать внутри новой более сильной системы.
  • Еще одной действенной стороной интегрального подхода является то, что он в неагрессивной форме позволяет руководителям видеть свои сильные и слабые стороны. Обычно в бизнесе тот, кто думает не так как ты, считается врагом. Интегральный подход позволяет не воспринимать инакомыслящих как врагов, а воспринимать их как важную часть единого целого. При использовании интегрального подхода необходимо уделять внимание всем аспектам в интегральной карте. Точно так же следует уделять внимание всему, что высказывается за круглым столом. Тогда тех, кого раньше считали врагами, вы начнете воспринимать как тех, с кем совместно работаете. В большинстве компаний в США существует разобщенность, например, между профсоюзами и менеджментом, или, например, между маркетологами, работниками отдела продаж и работниками на производстве, потому что они смотрят на вещи с разных сторон. Интегральный подход позволяет скоординировать, синтезировать их точки зрения.

Говоря о преимуществах интегрального подхода, я могу привести следующие примеры - один из социальной сферы, а другой из сферы бизнеса. Как я уже говорил, люди начинают перестраивать свое мышление со способа «или … или …» на способ «и … и …». И это помогает им решать комплексные проблемы, проливая на них свет.

Социальный пример. Вы наверняка помните скандал в США, связанный с иракской тюрьмой «Абу-Грейб» и жестоким обращением с заключенными. Это типичный пример неинтегрального мышления. Правительство США решило эту ситуации путем сожжения тюрьмы. Они не посмотрели на эту ситуацию с помощью четырех квадратов. Они просто сожгли тюрьму и уволили ответственных лиц. Я не хочу сказать, что это был плохой поступок, просто, по сути, они ничего не сделали с истинными причинами произошедшего, с культурными предпосылками, с образом мышления, с процессами, которые привели к этому. Это был пример принятия «унаследованного» вызова и чисто формального ответа на него.

Теперь я приведу пример из области бизнеса , когда руководитель подошел к решению своей проблемы аналогичным образом. В США есть больница, главврач которой занимал свой пост около тридцати лет. И на протяжении десяти лет длилась его вражда с хирургами - работниками, приносящими основную прибыль. И вместо того, чтобы хирурги, главврач и совет директоров больницы стали решать свои проблемы посредством общения, хирурги стали угрожать главврачу тем, что они прекратят работать, если он не станет им больше платить, что повлекло бы потери, измеряемые миллионами долларов. Хирурги чувствовали себя недооцененными и угрожали, вместо того, чтобы обсудить это. И главврач нанял меня, т.к. хотел найти финансовый способ решения этой проблемы. Мы с моим коллегой предложили ему финансовую модель решения этой проблемы, но сказали, что если он выберет ее, то через год проблема повторится, и каждый год они будут просить больше, поскольку проблема коренится в его отношениях с ними. Деньги были просто символом, симптомом.

Ред.: Как Вы решили эту проблему?

Дана Карман: Мы собрали все конфликтующие стороны в комнате и провели для них презентацию и убедили их в том, что личным интересом каждого из них было решение этой проблемы. Мы создали команду из представителей всех сторон. Выяснилось, что каждый из докторов делал свое дело, для которого ему нужно было место - больница; они соперничали друг с другом. И мы установили для них срок в четыре месяца, к которому проблема должна была быть решена. И потом мы проводили встречи каждые две недели, на которых мы работали с ними, используя технологию «Полярный менеджмент (управление полярностями)», учили их говорить друг с другом, не ссорясь, чтобы они могли увидеть различные существующие точки зрения. Мы так же использовали систему квадратов и большинство методов интегрального подхода. В результате мы сэкономили миллионы долларов и позволили докторам работать на больницу, улучшая качество услуг. Дело в том, что в больницах США сотни тысяч людей умирают из-за врачебных ошибок и низкого качества медицинских услуг. В результате доктора, сражающиеся с больницей, стали ее партнерами, улучшив заботу о пациентах и снизив затраты.

Ред.: В чем заключается популярность, насущность и актуальность интегрального подхода?

Дана Карман: Мой опыт работы в США показывает, что отдельные аспекты интегрального подхода очень популярны, поскольку они неизменны и легки для понимания. Инженеры, например, или ученые, обычно фокусируют свое внимание на достижении результата. Квадраты карты помогают им со всех сторон взглянуть на действительность. Благодаря этому система квадратов приобрела популярность в разнообразных отраслях. Она помогает взаимодействовать людям, имеющим разные взгляды. Именно этот аспект интегрального подхода используется чаще всего и является наиболее популярным.

Современные проблемы не могут быть решены на том уровне, на котором они были созданы. По мере усложнения обстановки в мире, по мере ухудшения экономической ситуации возникла потребность в системном мышлении. Современные проблемы охватываются всеми четырьмя квадратами, следовательно, их нельзя решить, используя узкоспециальный подход. Для решения комплексных проблем необходимо системное мышление. Когда я приступил к консалтинговой практике в 1984 году, большинство проблем, стоящих перед руководителями, было новыми для них проблемами, но они догадывались, где искать ответы на свои вопросы. Теперь, спустя 25 лет, когда я говорю с руководителями, я вижу, что они не до конца осознают проблемы, о которых они мне рассказывают. Это проблемы, в которых задействованы все четыре квадрата.

Для решения таких проблем недостаточно просто понимания того, что проблема существует, - необходимы дополнительные вопросы. Проблемы существуют за пределами их мышления. Они не знают, что именно им нужно понять для того, чтобы решить проблему. Прелесть интегрального подхода заключается в том, что он позволяет увидеть то, о чем ты даже не знаешь, что ты этого не знаешь. Если ты обладаешь открытым умом, открытым сердцем и волей, он позволит тебе увидеть, что ты не знаешь, чего именно ты не знаешь. Интегральный подход - это не просто карта. Карта - это вспомогательное средство. Интегральный подход - это отношение, это способ бытия. Можно даже сказать - предрасположенность. Это, скорее, не состояние знания, а процесс познавания. Его сущность в исследовании, вопрошании. Не все руководители способны на это. Интегральный подход может дать им не только ответы, но и продемонстрировать им путь их собственного развития. Эти самые большие комплексные проблемы, эти «приобретенные», «унаследованные» вызовы намного более распространены сейчас, нежели 25 лет назад.

Главврач больницы, чью проблему я приводил в качестве примера, нуждался в обретении желания увидеть себя в качестве части проблемы и в качестве части ее решения. Ему не хватало готовности к открытиям.

Ред.: Что необходимо для его применения?

Дана Карман: Надо сказать, что не всякая проблема нуждается в интегральном подходе. Иногда, когда Вы сталкиваетесь с какой-то проблемой, Вы можете просто взять и решить ее. Однако, когда Вы находитесь в ситуации, когда Вы обладаете достаточным кругозором, достаточно полным видением или сложность, с которой Вы сталкиваетесь, достаточно велика, интегральный подход, на мой взгляд, является вашим конкурентным преимуществом.

Еще один важный компонент - необходимо иметь желание сбавить скорость, чтобы, осознав и осмыслив ситуацию, вынеся из нее уроки, затем ускориться. Это образ мыслей успешного человека. Руководителю следует думать не в краткосрочных масштабах, ему следует думать о своей деятельности, как о некоем наследии; о том, какое наследие он хочет оставить после себя.

И не нужно бояться тяжелых разговоров - и с самим собой — когда замечаешь, что в чем-то неэффективен, когда видишь какие -то неприятные стороны себя; и с другими людьми, когда приходится слышать что-то, что не нравится. И во внутреннем и во внешнем конфликте гораздо больше потенциала, чем угроз, надо лишь уметь его извлечь. И еще. Руководителю так же следует понимать, что собственное развитие и развитие подчиненных критически важны для будущего успеха. Это не то, чем надо заниматься, когда дело уже сделано. Это часть самого дела. Это новый способ сделать дело. Это неотделимо от дела.

Интегральное лидерство - это ежедневная наработанная практика, которая осуществляется постоянно здесь и сейчас. Это поведение, которое продуктивно и может оцениваться самостоятельно. Интегральный лидер - он управляет прибылью, целями, людьми и планетой одновременно, уделяет внимание всем деталям при удержании в поле зрения видения будущего. Он видит в конфликтах неиспользованный ресурс энергии для работы в системе. Он является зрелым, чтобы признать, что есть много способов использования своей власти и понимать, в какой ситуации как ее применять. Также он понимает разницу между «решать проблему» и «управлять парадоксом». Он как дирижер, который уверен, что у него правильный ансамбль для игры на правильных инструментах для исполнения нужной симфонии.

Ред.: Что-то еще, что мы не спросили, но вы считаете важным об этом сказать?

Дана Карман: Я хотел бы сказать еще кое-что в качестве побуждения. Следует больше стремиться к прекрасному, нежели к правильному. Любой может научиться интегральному подходу с его картами и моделями. Но для того, чтобы прочувствовать его, сделать его своим центром и центром своего бизнеса, необходимо обладать смирением, скромностью, простотой. Необходимо стать человеком, способным извиняться, признавать свои ошибки. Смирение это не антоним храбрости, это антоним высокомерия. Нужно быть храбрым и отважным, но нужно быть и умеренным.

Интегральный подход (интегральная теория ) - подход к человеку , обществу и науке , затрагивающий все сферы человеческой деятельности , осуществляемый в рамках систематической холистической философии .

Общие сведения

Понятие «интегральный» означает, что в отдельно взятой сфере стремятся синтезировать в единую сложную модель методы и теории, которые доказали свою корректность в определённых контекстах , отказавшись при этом и от грубого редукционизма , и от так называемого «тонкого» редукционизма (иными словами, от неоправданного распространения метода, действенного в одном специфическом контексте, на все остальные). Данное понятие касается также и интегрирования отдельных сфер человеческой деятельности в метасферы.

Несмотря на то, что различными авторами предпринималось несколько попыток создания интегрального подхода к той или иной области человеческой деятельности, в настоящий момент наиболее разработанным можно считать интегральный подход, основанный на «всесекторной, всеуровневой» модели Кена Уилбера (AQAL), а также ряде других открытий, вроде спиральной динамики . Данная методология используется рядом организаций и государственных учреждений по всему миру, а среди наиболее известных сторонников интегрального подхода можно назвать Альберта Гора и Билла Клинтона .

Интегральный подход включает такие сферы, как интегральная философия и интегральная психология , а также интегральная экология , интегральная политика , интегральный бизнес , интегральная духовность и интегральное искусство . Сторонники интегрального подхода стараются всесторонне развиваться и стремятся выйти за пределы конвенционального и постконвенциональных уровней (по Л. Колбергу) в различных линиях развития и достичь пост-постконвенционального уровня и выше («пост-постконвенциональный» уровень введён Кеном Уилбером в качестве дополнения модели нравственного развития , данной Лоренсом Кольбергом , по его словам, на основании наличия многочисленных эмпирических данных, указывающих на то, что развитие может быть продолжено и после достижения уровня постконвенциональности).

Определение духовности в терминах интегральной модели Уилбера

Исходя из своей интегральной модели (AQAL) Кен Уилбер выводит четыре определения духовности, за каждым из которых признает право на существование.

Терминология

Вкратце, интегральная модель человека включает:

  • Множественные способности (intelligence), или линии развития (одной из которых является т. н. линия веры, исследованная Джеймсом Фаулером, профессором теологии университета Эмери);
  • Способности человека развиваются в течение его жизни через определенные уровни или стадии - от ощущений через разум к духу ;
  • Состояния , такие как грубое (бодрствование), тонкое (вариации состояния сновидения), причинное (глубокий сон, пустота , угасание всех форм; осознанное вхождение в это состояние является достижением нирваны) и недуальное (сознание единства пустоты и форм). Любое состояние может быть пережито человеком независимо от стадии развития, на которой он находится, причем могут иметь место т. н. пиковые опыты, мгновения чрезвычайной интенсификации какого-либо состояния, сопровождающиеся ощущением тотального единства с объектами, воспринимаемыми индивидом в данном состоянии (либо «с отсутствием каких-либо объектов», если речь идёт о причинном);
  • Квадранты , образуемые поверхностным (exterior) и глубинным (interior) и индивидуальным и коллективным «измерениями» человека. В поверхностном индивидуальном квадранте «находится» материальное тело человека, в глубинном индивидуальном - его телесные ощущения, эмоции, мысли и т. п.

Четыре определения духовности

Ниже приведен фрагмент из книги Уилбера «Интегральная духовность» :

Если вы проанализируете значения, в которых люди - и исследователи, и неспециалисты - употребляют слово «духовное» («spiritual»), то обнаружите как минимум четыре основных значения, придаваемых этому слову. Хотя сами люди и не используют эти технические термины, «духовное», очевидно, может означать следующее: (1) высочайший уровень развития любой из линий; (2) отдельную линию как таковую; (3) исключительное пиковое переживание или состояние; (4) особое отношение [к людям и природе]. Моя позиция заключается в том, что все эти варианты использования имеют право на существование (и, думаю, все они связаны с действительными реалиями), однако, мы просто ОБЯЗАНЫ указывать, какой из них имеем в виду, иначе какое-либо обсуждение очень быстро начнет скатываться в никуда. За всю свою жизнь я не слышал, чтобы люди тратили больше слов в пустую, чем в таких дискуссиях.

Ниже вкратце описаны эти 4 важных значения, каждому из которых, я надеюсь, будет уделяться должное внимание:

  1. Если рассмотреть любую линию развития - когнитивную, или аффективную/эмоциональную, или линию потребностей, либо линию ценностей - о нижних или средних уровнях этих линий люди обычно не думают как о духовных, но более высокие и высочайшие уровни они описывают как таковые. Слово «трансперсональный» («надличностный»), например, было адаптировано для использования в этом значении: о духовном обычно не думают ни как о дорациональном или доличностном, ни как о рациональном или личностном, о нём думают как о высоко надрациональном и надиличностном - это самые высокие уровни для любой из линий . (Следуя терминологии Маслоу, мы часто используем словосочетание «третий порядок» в качестве очень общего термина для описания этих перспектив развития надличностных структур-стадий).
  2. Иногда люди говорят о чём-то вроде «духовного интеллекта», который доступен не только на высочайших уровнях любой из линий, но который имеет собственную линию развития , уходящую глубоко в прошлое [индивида]. Джеймс Фаулер - один из примеров исследователей такой линии. «Духовное» в таком понимании - не то, что относится к самым высоким, трансперсональным и трансрациональным уровням различных линий (что является первым значением), но то, что имеет свой собственный первый, второй и третий порядок (или структуры-стадии), и стадии эти уходят вниз до самого основания (на стадию Фаулера 0, например). Духовная линия также имеет собственные доличностные, личностные и надличностные уровни/стадии. Это одна из причин, по которой вам следует использовать данные значения очень чётко, потому что если совместить второе значение с первым, окажется, что духовны только высшие уровни духовной линии. Это, разумеется, вызывает чудовищную путаницу. (Позиция AQAL состоит в том, что оба использования - вообще, все четыре - верны; вам нужно только точно определить, к какому вы прибегаете в данный моменты, иначе вы запутаетесь окончательно).
  3. Иногда люди говорят о духовном в смысле религиозных или духовных переживаний , медитативных опытов или пиковых опытов (которые могут разворачиваться, а могут и не разворачиваться, стадиально). Фактически весь свод шаманских традиций подпадает под эту категорию (см. Роджер Уолш , «Дух шаманизма»). Уильям Джеймс , Дэниэл П. Браун, Эвелин Андерхилл (англ.) русск. и Дэниэл Голман (англ.) русск. также являются примерами исследователей духовности как переживаний определенных состояний (переход в которые зачастую осуществляется благодаря тренировкам). Переживание состояний - ещё одно важное значение, и зафиксировано, конечно, на горизонтальной оси решетки Уилбера-Комбса.
  4. Иногда под «духовным» понимается просто особое отношение , которое может иметь место на любой стадии и в любом состоянии: возможно, любовь, или сострадание, или мудрость (то есть, это тип [пятый элемент AQAL]). Это очень распространенное употребление и, что интересно, обычно оно сводится к одному из трёх предыдущих, потому что есть стадии любви, сострадания и мудрости (факт, упущенный почти всеми писателями зелёной волны [то есть постмодернистами]). Но все же мы на всякий случай всегда указываем его отдельно.
Я не буду более углубляться в эти 4 значения. Они подробно рассмотрены в книге «Интегральная психология» . Скажу только, что моя точка зрения заключается в том, что все 4 являются правомерными значениями слова «духовное», но люди часто смешивают их в своих дискуссиях, и получается… ну, в общем, ещё больше мешанины.

См. также

Напишите отзыв о статье "Интегральный подход"

Примечания

Библиография

  • Уилбер К. (Wilber, Ken. «Introduction to Integral Theory and Practice: IOS Basic and the AQAL Map» // AQAL Journal. - Vol 1, N 1, 2006.)
  • Уилбер К. Краткая история всего. - М.: АСТ, 2006. ISBN 5-17-036016-9
  • Уилбер К. Око Духа. - М.: АСТ, 2002. ISBN 5-17-014321-4
  • Wilber, Ken. Sex, Ecology, Spirituality: The Spirit of Evolution , 1st ed. 1995, 2nd rev. ed. 2001: ISBN 1-57062-744-4
  • Wilber, Ken. Theory of Everything: An Integral Vision for Business, Politics, Science and Spirituality , 2000, paperback ed.: ISBN 1-57062-855-6
  • Wilber, Ken. The Marriage of Sense and Soul: Integrating Science and Religion , 1998, reprint ed. 1999: ISBN 0-7679-0343-9
  • Wilber, Ken. Eye to Eye: The Quest for the New Paradigm , 1983, 3rd rev. ed. 2001: ISBN 1-57062-741-X
  • Wilber, Ken. A Sociable God: A Brief Introduction to a Transcendental Sociology , 1983, new ed. 2005 subtitled Toward a New Understanding of Religion , ISBN 1-59030-224-9

Ссылки

  • (англ.)
  • (англ.)
  • - платный сайт: «Behind the Scenes with the Most Provocative Thinkers in Today’s World» (англ.)
  • «» (отчёт крупной консалтинговой компании , посвящённый проблемам интегрального устойчивого развития; 2008) (рус.) (англ.)

Отрывок, характеризующий Интегральный подход

– А где же он теперь находится, ваш шурин, могу ли я узнать? – сказал он.
– Он уехал в Петер…. впрочем я не знаю, – сказал Пьер.
– Ну да это всё равно, – сказал князь Андрей. – Передай графине Ростовой, что она была и есть совершенно свободна, и что я желаю ей всего лучшего.
Пьер взял в руки связку бумаг. Князь Андрей, как будто вспоминая, не нужно ли ему сказать еще что нибудь или ожидая, не скажет ли чего нибудь Пьер, остановившимся взглядом смотрел на него.
– Послушайте, помните вы наш спор в Петербурге, – сказал Пьер, помните о…
– Помню, – поспешно отвечал князь Андрей, – я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу.
– Разве можно это сравнивать?… – сказал Пьер. Князь Андрей перебил его. Он резко закричал:
– Да, опять просить ее руки, быть великодушным, и тому подобное?… Да, это очень благородно, но я не способен итти sur les brisees de monsieur [итти по стопам этого господина]. – Ежели ты хочешь быть моим другом, не говори со мною никогда про эту… про всё это. Ну, прощай. Так ты передашь…
Пьер вышел и пошел к старому князю и княжне Марье.
Старик казался оживленнее обыкновенного. Княжна Марья была такая же, как и всегда, но из за сочувствия к брату, Пьер видел в ней радость к тому, что свадьба ее брата расстроилась. Глядя на них, Пьер понял, какое презрение и злобу они имели все против Ростовых, понял, что нельзя было при них даже и упоминать имя той, которая могла на кого бы то ни было променять князя Андрея.
За обедом речь зашла о войне, приближение которой уже становилось очевидно. Князь Андрей не умолкая говорил и спорил то с отцом, то с Десалем, швейцарцем воспитателем, и казался оживленнее обыкновенного, тем оживлением, которого нравственную причину так хорошо знал Пьер.

В этот же вечер, Пьер поехал к Ростовым, чтобы исполнить свое поручение. Наташа была в постели, граф был в клубе, и Пьер, передав письма Соне, пошел к Марье Дмитриевне, интересовавшейся узнать о том, как князь Андрей принял известие. Через десять минут Соня вошла к Марье Дмитриевне.
– Наташа непременно хочет видеть графа Петра Кирилловича, – сказала она.
– Да как же, к ней что ль его свести? Там у вас не прибрано, – сказала Марья Дмитриевна.
– Нет, она оделась и вышла в гостиную, – сказала Соня.
Марья Дмитриевна только пожала плечами.
– Когда это графиня приедет, измучила меня совсем. Ты смотри ж, не говори ей всего, – обратилась она к Пьеру. – И бранить то ее духу не хватает, так жалка, так жалка!
Наташа, исхудавшая, с бледным и строгим лицом (совсем не пристыженная, какою ее ожидал Пьер) стояла по середине гостиной. Когда Пьер показался в двери, она заторопилась, очевидно в нерешительности, подойти ли к нему или подождать его.
Пьер поспешно подошел к ней. Он думал, что она ему, как всегда, подаст руку; но она, близко подойдя к нему, остановилась, тяжело дыша и безжизненно опустив руки, совершенно в той же позе, в которой она выходила на середину залы, чтоб петь, но совсем с другим выражением.
– Петр Кирилыч, – начала она быстро говорить – князь Болконский был вам друг, он и есть вам друг, – поправилась она (ей казалось, что всё только было, и что теперь всё другое). – Он говорил мне тогда, чтобы обратиться к вам…
Пьер молча сопел носом, глядя на нее. Он до сих пор в душе своей упрекал и старался презирать ее; но теперь ему сделалось так жалко ее, что в душе его не было места упреку.
– Он теперь здесь, скажите ему… чтобы он прост… простил меня. – Она остановилась и еще чаще стала дышать, но не плакала.
– Да… я скажу ему, – говорил Пьер, но… – Он не знал, что сказать.
Наташа видимо испугалась той мысли, которая могла притти Пьеру.
– Нет, я знаю, что всё кончено, – сказала она поспешно. – Нет, это не может быть никогда. Меня мучает только зло, которое я ему сделала. Скажите только ему, что я прошу его простить, простить, простить меня за всё… – Она затряслась всем телом и села на стул.
Еще никогда не испытанное чувство жалости переполнило душу Пьера.
– Я скажу ему, я всё еще раз скажу ему, – сказал Пьер; – но… я бы желал знать одно…
«Что знать?» спросил взгляд Наташи.
– Я бы желал знать, любили ли вы… – Пьер не знал как назвать Анатоля и покраснел при мысли о нем, – любили ли вы этого дурного человека?
– Не называйте его дурным, – сказала Наташа. – Но я ничего – ничего не знаю… – Она опять заплакала.
И еще больше чувство жалости, нежности и любви охватило Пьера. Он слышал как под очками его текли слезы и надеялся, что их не заметят.
– Не будем больше говорить, мой друг, – сказал Пьер.
Так странно вдруг для Наташи показался этот его кроткий, нежный, задушевный голос.
– Не будем говорить, мой друг, я всё скажу ему; но об одном прошу вас – считайте меня своим другом, и ежели вам нужна помощь, совет, просто нужно будет излить свою душу кому нибудь – не теперь, а когда у вас ясно будет в душе – вспомните обо мне. – Он взял и поцеловал ее руку. – Я счастлив буду, ежели в состоянии буду… – Пьер смутился.
– Не говорите со мной так: я не стою этого! – вскрикнула Наташа и хотела уйти из комнаты, но Пьер удержал ее за руку. Он знал, что ему нужно что то еще сказать ей. Но когда он сказал это, он удивился сам своим словам.
– Перестаньте, перестаньте, вся жизнь впереди для вас, – сказал он ей.
– Для меня? Нет! Для меня всё пропало, – сказала она со стыдом и самоунижением.
– Все пропало? – повторил он. – Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире, и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей.
Наташа в первый раз после многих дней заплакала слезами благодарности и умиления и взглянув на Пьера вышла из комнаты.
Пьер тоже вслед за нею почти выбежал в переднюю, удерживая слезы умиления и счастья, давившие его горло, не попадая в рукава надел шубу и сел в сани.
– Теперь куда прикажете? – спросил кучер.
«Куда? спросил себя Пьер. Куда же можно ехать теперь? Неужели в клуб или гости?» Все люди казались так жалки, так бедны в сравнении с тем чувством умиления и любви, которое он испытывал; в сравнении с тем размягченным, благодарным взглядом, которым она последний раз из за слез взглянула на него.
– Домой, – сказал Пьер, несмотря на десять градусов мороза распахивая медвежью шубу на своей широкой, радостно дышавшей груди.
Было морозно и ясно. Над грязными, полутемными улицами, над черными крышами стояло темное, звездное небо. Пьер, только глядя на небо, не чувствовал оскорбительной низости всего земного в сравнении с высотою, на которой находилась его душа. При въезде на Арбатскую площадь, огромное пространство звездного темного неба открылось глазам Пьера. Почти в середине этого неба над Пречистенским бульваром, окруженная, обсыпанная со всех сторон звездами, но отличаясь от всех близостью к земле, белым светом, и длинным, поднятым кверху хвостом, стояла огромная яркая комета 1812 го года, та самая комета, которая предвещала, как говорили, всякие ужасы и конец света. Но в Пьере светлая звезда эта с длинным лучистым хвостом не возбуждала никакого страшного чувства. Напротив Пьер радостно, мокрыми от слез глазами, смотрел на эту светлую звезду, которая, как будто, с невыразимой быстротой пролетев неизмеримые пространства по параболической линии, вдруг, как вонзившаяся стрела в землю, влепилась тут в одно избранное ею место, на черном небе, и остановилась, энергично подняв кверху хвост, светясь и играя своим белым светом между бесчисленными другими, мерцающими звездами. Пьеру казалось, что эта звезда вполне отвечала тому, что было в его расцветшей к новой жизни, размягченной и ободренной душе.

С конца 1811 го года началось усиленное вооружение и сосредоточение сил Западной Европы, и в 1812 году силы эти – миллионы людей (считая тех, которые перевозили и кормили армию) двинулись с Запада на Восток, к границам России, к которым точно так же с 1811 го года стягивались силы России. 12 июня силы Западной Европы перешли границы России, и началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие. Миллионы людей совершали друг, против друга такое бесчисленное количество злодеяний, обманов, измен, воровства, подделок и выпуска фальшивых ассигнаций, грабежей, поджогов и убийств, которого в целые века не соберет летопись всех судов мира и на которые, в этот период времени, люди, совершавшие их, не смотрели как на преступления.
Что произвело это необычайное событие? Какие были причины его? Историки с наивной уверенностью говорят, что причинами этого события были обида, нанесенная герцогу Ольденбургскому, несоблюдение континентальной системы, властолюбие Наполеона, твердость Александра, ошибки дипломатов и т. п.
Следовательно, стоило только Меттерниху, Румянцеву или Талейрану, между выходом и раутом, хорошенько постараться и написать поискуснее бумажку или Наполеону написать к Александру: Monsieur mon frere, je consens a rendre le duche au duc d"Oldenbourg, [Государь брат мой, я соглашаюсь возвратить герцогство Ольденбургскому герцогу.] – и войны бы не было.
Понятно, что таким представлялось дело современникам. Понятно, что Наполеону казалось, что причиной войны были интриги Англии (как он и говорил это на острове Св. Елены); понятно, что членам английской палаты казалось, что причиной войны было властолюбие Наполеона; что принцу Ольденбургскому казалось, что причиной войны было совершенное против него насилие; что купцам казалось, что причиной войны была континентальная система, разорявшая Европу, что старым солдатам и генералам казалось, что главной причиной была необходимость употребить их в дело; легитимистам того времени то, что необходимо было восстановить les bons principes [хорошие принципы], а дипломатам того времени то, что все произошло оттого, что союз России с Австрией в 1809 году не был достаточно искусно скрыт от Наполеона и что неловко был написан memorandum за № 178. Понятно, что эти и еще бесчисленное, бесконечное количество причин, количество которых зависит от бесчисленного различия точек зрения, представлялось современникам; но для нас – потомков, созерцающих во всем его объеме громадность совершившегося события и вникающих в его простой и страшный смысл, причины эти представляются недостаточными. Для нас непонятно, чтобы миллионы людей христиан убивали и мучили друг друга, потому что Наполеон был властолюбив, Александр тверд, политика Англии хитра и герцог Ольденбургский обижен. Нельзя понять, какую связь имеют эти обстоятельства с самым фактом убийства и насилия; почему вследствие того, что герцог обижен, тысячи людей с другого края Европы убивали и разоряли людей Смоленской и Московской губерний и были убиваемы ими.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Понятие «интегральный» означает, что в отдельно взятой сфере стремятся синтезировать в единую сложную модель методы и теории, которые доказали свою корректность в определённых контекстах , отказавшись при этом и от грубого редукционизма , и от так называемого «тонкого» редукционизма (иными словами, от неоправданного распространения метода, действенного в одном специфическом контексте, на все остальные). Данное понятие касается также и интегрирования отдельных сфер человеческой деятельности в метасферы.

    Несмотря на то, что различными авторами предпринималось несколько попыток создания интегрального подхода к той или иной области человеческой деятельности, в настоящий момент наиболее разработанным можно считать интегральный подход, основанный на «всесекторной, всеуровневой» модели Кена Уилбера (AQAL), а также ряде других открытий, вроде спиральной динамики. Данная методология используется рядом организаций и государственных учреждений по всему миру, а среди наиболее известных сторонников интегрального подхода можно назвать Альберта Гора и Билла Клинтона .

    Интегральный подход включает такие сферы, как интегральная философия и интегральная психология , а также интегральная экология, интегральная политика, интегральный бизнес, интегральная духовность и интегральное искусство. Сторонники интегрального подхода стараются всесторонне развиваться и стремятся выйти за пределы конвенционального и постконвенциональных уровней (по Л. Колбергу) в различных линиях развития и достичь пост-постконвенционального уровня и выше («пост-постконвенциональный» уровень введён Кеном Уилбером в качестве дополнения модели нравственного развития, данной Лоренсом Кольбергом , по его словам, на основании наличия многочисленных эмпирических данных, указывающих на то, что развитие может быть продолжено и после достижения уровня постконвенциональности).

    Определение духовности в терминах интегральной модели Уилбера

    Исходя из своей интегральной модели (AQAL) Кен Уилбер выводит четыре определения духовности, за каждым из которых признает право на существование.

    Терминология

    Вкратце, интегральная модель человека включает:

    • Множественные способности (intelligence), или линии развития (одной из которых является т. н. линия веры, исследованная Джеймсом Фаулером, профессором теологии университета Эмери);
    • Способности человека развиваются в течение его жизни через определенные уровни или стадии - от ощущений через разум к духу ;
    • Состояния , такие как грубое (бодрствование), тонкое (вариации состояния сновидения), причинное (глубокий сон, пустота , угасание всех форм; осознанное вхождение в это состояние является достижением нирваны) и недуальное (сознание единства пустоты и форм). Любое состояние может быть пережито человеком независимо от стадии развития, на которой он находится, причем могут иметь место т. н. пиковые опыты, мгновения чрезвычайной интенсификации какого-либо состояния, сопровождающиеся ощущением тотального единства с объектами, воспринимаемыми индивидом в данном состоянии (либо «с отсутствием каких-либо объектов», если речь идёт о причинном);
    • Квадранты , образуемые поверхностным (exterior) и глубинным (interior) и индивидуальным и коллективным «измерениями» человека. В поверхностном индивидуальном квадранте «находится» материальное тело человека, в глубинном индивидуальном - его телесные ощущения, эмоции, мысли и т. п.

    Четыре определения духовности

    Ниже приведен фрагмент из книги Уилбера «Интегральная духовность» :

    Если вы проанализируете значения, в которых люди - и исследователи, и неспециалисты - употребляют слово «духовное» («spiritual»), то обнаружите как минимум четыре основных значения, придаваемых этому слову. Хотя сами люди и не используют эти технические термины, «духовное», очевидно, может означать следующее: (1) высочайший уровень развития любой из линий; (2) отдельную линию как таковую; (3) исключительное пиковое переживание или состояние; (4) особое отношение [к людям и природе]. Моя позиция заключается в том, что все эти варианты использования имеют право на существование (и, думаю, все они связаны с действительными реалиями), однако, мы просто ОБЯЗАНЫ указывать, какой из них имеем в виду, иначе какое-либо обсуждение очень быстро начнет скатываться в никуда. За всю свою жизнь я не слышал, чтобы люди тратили больше слов в пустую, чем в таких дискуссиях.

    Ниже вкратце описаны эти 4 важных значения, каждому из которых, я надеюсь, будет уделяться должное внимание:

    1. Если рассмотреть любую линию развития - когнитивную, или аффективную/эмоциональную, или линию потребностей, либо линию ценностей - о нижних или средних уровнях этих линий люди обычно не думают как о духовных, но более высокие и высочайшие уровни они описывают как таковые. Слово «трансперсональный» («надличностный»), например, было адаптировано для использования в этом значении: о духовном обычно не думают ни как о дорациональном или доличностном, ни как о рациональном или личностном, о нём думают как о высоко надрациональном и надиличностном - это самые высокие уровни для любой из линий . (Следуя терминологии Маслоу, мы часто используем словосочетание «третий порядок» в качестве очень общего термина для описания этих перспектив развития надличностных структур-стадий).
    2. Иногда люди говорят о чём-то вроде «духовного интеллекта», который доступен не только на высочайших уровнях любой из линий, но который имеет собственную линию развития , уходящую глубоко в прошлое [индивида]. Джеймс Фаулер - один из примеров исследователей такой линии. «Духовное» в таком понимании - не то, что относится к самым высоким, трансперсональным и трансрациональным уровням различных линий (что является первым значением), но то, что имеет свой собственный первый, второй и третий порядок (или структуры-стадии), и стадии эти уходят вниз до самого основания (на стадию Фаулера 0, например). Духовная линия также имеет собственные доличностные, личностные и надличностные уровни/стадии. Это одна из причин, по которой вам следует использовать данные значения очень чётко, потому что если совместить второе значение с первым, окажется, что духовны только высшие уровни духовной линии. Это, разумеется, вызывает чудовищную путаницу. (Позиция AQAL состоит в том, что оба использования - вообще, все четыре - верны; вам нужно только точно определить, к какому вы прибегаете в данный моменты, иначе вы запутаетесь окончательно).
    3. Иногда люди говорят о духовном в смысле религиозных или духовных переживаний , медитативных опытов или пиковых опытов (которые могут разворачиваться, а могут и не разворачиваться, стадиально). Фактически весь свод шаманских традиций подпадает под эту категорию (см.
    4. Иногда под «духовным» понимается просто особое отношение , которое может иметь место на любой стадии и в любом состоянии: возможно, любовь, или сострадание, или мудрость (то есть, это тип [пятый элемент AQAL]). Это очень распространенное употребление и, что интересно, обычно оно сводится к одному из трёх предыдущих, потому что есть стадии любви, сострадания и мудрости (факт, упущенный почти всеми писателями зелёной волны [то есть постмодернистами]). Но все же мы на всякий случай всегда указываем его отдельно.

    Я не буду более углубляться в эти 4 значения. Они подробно рассмотрены в книге «Интегральная психология» . Скажу только, что моя точка зрения заключается в том, что все 4 являются правомерными значениями слова «духовное», но люди часто смешивают их в своих дискуссиях, и получается… ну, в общем, ещё больше мешанины.

    Интегральный подход

    Альберт Эйнштейн писал: «Серьёзные проблемы, с которыми мы сталкиваемся, невозможно решить на том же уровне понимания, в связи с которым они возникают». Этот новый уровень понимания любви должен исходить от мужчин, знакомых с интегральным подходом и готовых брать свою часть ответственности за создание отношений с женщиной.

    Интегральный – означает цельный, законченный, или всеобъемлющий. Этот термин был введён известным американским философом, психологом и писателем Кеном Уилбером (год рождения 1949), который потратил более сорока лет своей жизни на создание последовательной схемы человеческого роста и возможностей.

    Он исследовал сходства и пересечения структур в сфере восточной мудрости и западного знания, а также объединил огромное число исследований из самых разных проверенных временем дисциплин, включая естественные науки (физику, химию, биологию, неврологию и экологию), искусство, этику, религию, психологию, политику, бизнес, социологию и духовность. В результате своих исследований он разработал интегральную модель , которая уже используется в таких областях, как политика, экология , экономика, медицина, юриспруденция, искусство, управление, образование и духовность.

    В этом руководстве мы описываем интегральную модель отношений – первое практическое приложение интегральной модели Кена Уилбера для интерпретации взаимодействия мужчин и женщин и для построения здоровых любовных отношений.

    Из книги Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции Том I. Мировой трансперсональный проект автора Козлов Владимир Васильевич

    6. Интегральный подход и теория спектра сознания К. Уилбера Выдвинутая Кеном Уилбером современная версия «вечной философии» состоит в попытке согласованной интеграции почти всех областей знания от физики и биологии, теории систем и теории хаоса, искусства, поэзии и

    Из книги Исследование мира осознанных сновидений автора Лаберж Стивен

    Наш подход В данной книге последовательно предлагаетсяя информация, необходимая для приобретения опыта осознанных сновидений. В той или иной степени полезны все приведенные здесь техники и упражнения, но их эффективность будет зависеть от психо-физических

    Из книги Проект Атман [Трансперсональный взгляд на человеческое развитие] автора Уилбер Кен

    Из книги Око духа [Интегральное видение для слегка свихнувшегося мира] автора Уилбер Кен

    Из книги Интегральная психология [Сознание, Дух, Психология, Терапия] автора Уилбер Кен

    Из книги Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации автора Либина Алена Владимировна

    Из книги Осмысление процессов автора Тевосян Михаил

    15. ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ОХВАТ Так каким же нам тогда следует видеть мир? Древняя эра великолепия и блеска, просто безумная современность и вдребезги расколотая постсовременность? Или, быть может, эволюция - это подлинный прогресс, и мы живем в самое счастливое время из всех?

    Из книги Интегральное видение автора Уилбер Кен

    ЧАСТЬ II КОНЦЕПЦИЯ СОВЛАДАЮЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТА: ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ СОВЛАДАНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

    Из книги Интегральные отношения автора Учик Мартин

    Из книги Флипноз [Искусство мгновенного убеждения] автора Даттон Кевин

    Интегральный бизнес В последнее время наблюдается бум применения интегральной модели в бизнесе – опять-таки, вероятно, по той причине, что возможности её применения столь очевидны и актуальны. Сектора (рис. 13, стр. 98) дают четыре «пространства», или «рынка», в которых

    Из книги Маленькие Будды…а так же их родители! Буддийские секреты воспитания детей автора Клэридж Сиэл

    Интегральный подход Альберт Эйнштейн писал: «Серьёзные проблемы, с которыми мы сталкиваемся, невозможно решить на том же уровне понимания, в связи с которым они возникают». Этот новый уровень понимания любви должен исходить от мужчин, знакомых с интегральным подходом и

    Из книги Интегральный город. Эволюционные интеллекты человеческого улья автора Хэмилтон Мэрилин

    Подход Двое, находящиеся в одной ситуации, всегда видят ее по-разному. Именно это имеют обыкновение говорить люди с жизненным опытом, и они правы. Между нами действительно существуют незначительные различия в перцептивном понимании. С другой стороны, однако, когда речь

    Из книги автора

    Из книги автора

    3 Интегральный интеллект: картирование паттернов человеческого улья «Тот факт, что пчёлы сегодня располагают картой, необязательно значит, что у них она была до того, как эволюционировал их танец: карта могла прийти позднее в виде экономичного способа работы со сложной

    Из книги автора

    Как можно устойчиво развивать интегральный город? Со времён отчёта комиссии Брундтланд (Brundtland, 1987), опубликованного в 1987 году, международное сообщество стремилось сбалансировать взаимосвязь между тремя элементами диаграммы Венна (рис. 3.5): средовым, экономическим и

    Из книги автора

    Мониторы витальных признаков позволяют создать интегральный город Исследовав проект и использование ИМВП, мы можем теперь подытожить ценность применения интегральных мониторов витальных признаков в исследовании изменений, их планировании и управлении ими в