Открытые уроки по гитаре в дмш. Урок музыки "начальный этап развития навыков игры на шестиструнной гитаре"

ВСЕРОССИЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
___________________________________________________________________________

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Урмарская детская школа искусств»
Урмарского района Чувашской Республики
/429400, Чувашская Республика, Урмарский район, п. Урмары,
ул. Мира, д. 10, МБОУДО «Урмарская ДШИ»/

Открытое занятие по классу гитары

«Работа над звуком в классе гитары»

Выполнила: Михайлова Маргарита Павловна
Место выполнения работы: МБОУДО «Урмарская ДШИ» п. Урмары
Урмарского района Чувашской Республики, ул. Мира, д.10

Цель открытого занятия: развитие и формирование исполнительских навыков игры на гитаре

Задачи открытого занятия.
Обучающие:
- совершенствование и приобретение новых навыков игры на гитаре;
- обращать внимание на качество звучания инструмента;
- обучение учащегося навыкам исполнения произведения с тщательным слуховым контролем;
- умение использовать современные технические средства и комъютерные технологии.

Развивающие:
- развитие музыкального и художественного мышления, творческой активности;
- развитие внутреннего слуха;
- развитие эмоционального отношения к исполнению произведений;
- развитие исполнительского мастерства.

Воспитывающие:
- воспитывать интерес к изучаемым музыкальным произведениям;
- воспитывать внимание, умение слушать музыку;
- воспитывать навыки художественного, образного восприятия и исполнения произведений.

Тип урока: обобщающий

Продолжительность урока: 45 минут.

Оборудование и материалы, необходимые для урока:
- компьютер;
- подставка для ног;
- музыкальные инструменты: гитара;
- муз материал: 1. Гамма Соль-мажор
2. «Утушка луговая» обр. А Иванова-Крамского
3. «Позарастали стежки-дорожки» обр. А.Иванова-Крамского
4. Е.Шилин «Тарантелла»
5. Г.Купер «Тарантелла»

Ход открытого занятия:

1. Организационный момент. Приветствие.
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Гамма Соль-мажор в 2 октавы
Следить за постановкой рук. Игра в позициях.
Обратить внимание на звукоизвлечение.

Домашнее задание: Гамму Ми-мажор играть различными штрихами
Разобрать гамму ми-минор во II позиции

.
4. «Утушка луговая» Р.Н.П. в обр. А Иванова-Крамского
Просмотр презентации учащегося о творчестве А.Иванова-Крамского
Проигрывание пьесы. Работа над трудными местами.
Следить за тем, чтобы мелодия звучала ярче, добиваться лучшего звучания.
Работа над ритмом и темпом, динамическими оттенками

Домашнее задание: Выучить наизусть. Сложные места отрабатывать
в медленном темпе

5. «Позарастали стежки-дорожки» Р.Н.П. в обр. А.Иванова-Крамского
Разбор произведения: ознакомиться со словами песни и нотным текстом, узнать тональность, темп, размер
Обратить внимание на штрихи, аппликатуру
Шестнадцатые ноты играть мягче и ровнее
Анализ пьесы: пьеса гомофонного склада – мелодия и аккомпанемент с басом

Домашнее задание: Внимательнее следить за аппликатурой. Мелодию играть певуче, отдельно, со счетом

6. Е. Шилин «Тарантелла»
Понятие о «тарантелле» /музыкальный словарь/
Проигрывание 1 части в медленном темпе
Отработать штрих легато во 2 части
Обратить внимание на сильные и слабые доли

Домашнее задание: Играть медленно, верной аппликатурой. Следить за звуком.

7. Г.Купер «Тарантелла»
Игра в ансамбле.
Домашнее задание: повторение партии.

8. Обобщение.
Выставление оценки.

Методическая разработка открытого урока

«Гитара в различных видах ансамбля ДШИ»

преподавателя ДШИ Богомоловой Ларисы Ивановны

г. Инта

Цель урока: формирование и развитие у учащихся навыков и приёмов ансамблевой игры.

Задачи урока: научиться слушать друг друга и чётко следовать темпу и ритму, соблюдать динамические оттенки, ознакомиться с гитарными приёмами.

План урока

1.Введение.

2.Совместное музицирование педагога с учеником.

3.Совместное музицирование со сверстниками.

4.Навыки аккомпанемента.

Ход урока.

Ансамбль – это коллективная форма игры, в процессе которой несколько музыкантов исполнительскими средствами сообща раскрывают художественное содержание произведения. Занятия в классе ансамбля должны способствовать развитию у учащихся ритмического, мелодического, гармонического слуха, музыкальной памяти, развитию творческих навыков и, главное, привить интерес и любовь к музыке и своему инструменту, а также способствовать формированию основ самостоятельной музыкальной деятельности. Предлагаем вам поэтапный опыт ансамблевого музицирования в ДШИ.

1 этап. Совместное музицирование педагога с учеником.

Основные задачи на этом этапе: получить начальные навыки чтения с листа и анализа нотного текста, научится слушать друг друга, соблюдать динамические оттенки.

Воспитанием навыков ансамблевого музицирования необходимо заниматься на протяжении всего времени обучения. По возможности как можно раньше вводить в репертуар ансамблевые произведения. Мы практически с первых уроков начинаем вводить ансамблевую игру. Приступая к работе над звукоизвлечением на открытых струнах, чтобы ребёнку было интереснее, мы берем песенки со словами. Пример:

«Небо синее, роща в инее, утро раннее все румянее». К этому времени ученик уже должен быть знаком с длительностями нот. Прорабатываем ритмическую сторону песенки, хлопаем. Затем переходим к характеру песенки, поем под аккомпанемент преподавателя. Аккомпанемент является не только гармонической и ритмической опорой мелодии, но и раскрывает эмоционально – образный мир песенки. В начальных двух тактах аккомпанемент создает ощущение спокойствия, задумчивости, тишины (пиано). Но уже в двух следующих тактах появляющиеся аккорды насыщают звучание приближение яркого света и красок (плавное крещендо). Из этого уже ученик и мелодию играет соответственно – первую фразу - ласково и таинственно, вторую – ярко, крещендо. Возьмём для примера другую песенку «Смелый пилот» здесь надо заострить внимание на особенностях звукоизвлечения. Весёлая, задорная мелодия требует иного подхода к исполнению, чем предыдущий пример. Звук извлекается более интенсивно, уверенно, ровно(mf).

Теперь перейдем к исполнению песенок на закрытых струнах. Первая задача ученика - внимательно, без игры, просмотреть нотный текст и определить ритмический рисунок, динамические оттенки. Возьмём для примера « Как пошли наши подружки», определим, как идёт мелодия, каким динамическим оттенком сыграть её (сделать крещендо). Перед началом игры можно предложить ученику примеры разного восприятия прогулки девочек - бодро, радостно и грустно, печально и теперь исполнение превращается в интересную, образную музыкальную картинку. Ещё один пример: « Не летай соловей у окошечка». Проанализировав ритмический рисунок, затакт, исполнение первой доли, более сильной по отношению к затакту, мы начинаем играть её с аккомпанементом и практически все дети говорят, «ой какая грустная мелодия», то есть аккомпанемент здесь становится определяющим характер произведения. Главное в этой работе научить слушать друг друга. Эти же песенки мы в процессе обучения продолжаем играть с листа в более старших классах, понемногу усложняя задачу, меняемся партиями. В процессе такой работы ученик приобретает навыки «солирования»- когда нужно ярче сыграть свою партию, и «аккомпанирования» - умения уйти на второй план.

В пьесе «Как пошли наши подружки» очень важно научить играть аккомпанемент – бас, аккорд, объяснить разницу в звучании. Бас глубоко, но не резко и аккорд более мягко. «Не летай соловей» здесь важно найти такое звукоизвлечение аккордов, чтобы передалось образное содержание песенки.

2 этап. Совместное музицирование со сверстниками (гитарный дуэт, трио и т.д.).

На этом этапе стоят следующие задачи: научиться пользоваться тембровой палитрой, работать над динамикой в каждой партии отдельно, а также выстраивать динамический баланс, освоить специфические гитарный приёмы (расгеадо, пиццикато, флажолеты, вибрато).

Мы покажем работу дуэта игры в ансамбле. В начале урока мы проигрываем гамму C-dur в унисон, пытаемся сыграть вместе, вслушиваемся, не сразу это получается, но стараемся. Здесь же мы учимся играть в пределах одного динамического оттенка ровно. Также это можно делать на одной ноте, чтобы услышать разницу в звучании динамики. Затем переходим к произведениям.

Возьмём для примера Е.Ларичев «Полька» обр. О.Зубченко. Полька- быстрый, живой среднеевропейский танец, а также жанр танцевальной музыки. Музыкальный размер польки - 2/4 . Полька появилась в середине XIX века в Богемии (современная Чехия), и с тех пор стала известным народным танцем .

Разбираем, у кого звучит мелодия, у кого аккомпанемент, объясняя, что мелодия должна звучать ярче.

Аккомпанемент – бас глубоко и аккорды очень мягко, легко, чтобы не заглушали мелодию. Бас служит метроритмической основой.

Вторая пьеса «Мазурка». Ритм мазурки острый и чёткий, в ней сочетается лёгкое изящество, порой мечтательность. Звукоизвлечение, должно быть более чёткое, острое, лёгкое.

Затем идёт работа над динамикой. Воспитав тонкое ощущение динамики ансамблист безошибочно определит силу звучания своей партии, относительно других. В том случае, когда исполнитель в партии которого звучит главный голос, сыграл чуть громче или чуть тише, его партнёр немедленно среагирует и исполнит свою партию чуть тише или громче.

При работе над произведением педагогу необходимо обратить внимание на 3 момента: как начать вместе, как играть вместе и как закончить произведение вместе.

В ансамбле должен быть исполнитель, выполняющий функцию дирижёра, он должен показывать вступление, снятия, замедления. Сигнал к вступлению – небольшой кивок головы, состоящий из двух моментов: едва заметного движения вверх и затем чёткого, довольно резкого движения вниз. На репетиции можно просчитывать пустой такт, а также могут быть слова (внимание, начали¸ три-четыре). Очень важно закончить произведение вместе, одновременно.

Последний аккорд имеет определённую длительность – каждый из ансамблистов отсчитывает про себя и снимает точно во время. Также это может быть и кивок головы.

Ещё мы включаем в работу игру пьес в унисон. Ведь в унисоне партии не добавляют друг друга, а дублируют, поэтому недостатки ансамбля в нем ещё более заметны. Исполнение в унисон требует абсолютного единства – в метроритме, динамике, штрихах, фразировке. К сожалению, этой форме ансамблевой игры уделяется мало внимания, между тем в унисоне формируются прочные навыки ансамбля, к тому же унисон интересен зрительно и в сценическом отношении. В исполнении дуэт(трио) прозвучит «Цыганочка».

3 этап. Навыки аккомпанемента. Задачи: освоение техники арпеджио, изучение основных аккордов и их буквенные обозначения, проработка всей фактуры – мелодия, аккомпанемент и бас.

Гитара является самостоятельным инструментом и одновременно богатым аккомпанирующим инструментом. Она с успехом может сопровождать скрипку, флейту, домру – образуя с этими инструментами удачные тембровые сочетания. По своему характеру гитара особенно подходит для сопровождения голоса, создавая для него мягкий приятный фон. Знакомство с аккомпанементом происходит уже к концу первого года обучения, когда ученик начинает играть аккорды в первой позиции. Рассмотрим исполнение аккомпанемента - арпеджио и бас – аккорд. При исполнении арпеджио обратить внимание ученика на гармоническое наложение звуков, создающих непрерывное звучание. Первый звук играется F, второй - mf, третий – mp, четвёртый – p. Это значит – следующий звук берется с такой силой звучания, которая получается в результате затухания предыдущего. Такое исполнение можно назвать «пением на гитаре».

В исполнении ученика прозвучит песня «Кузнечик» В. Шаинского. В первом случае он поёт и сам себе аккомпанирует, во втором – домре. В данном примере мы используем буквенные обозначения аккордов. Также на этом примере мы знакомимся с разной фактурой сопровождения: арпеджио, бас – аккорд, бой.

Второй пример, это романс А. Петрова «Любовь – волшебная страна», приём игры арпеджио, средняя часть - соло гитары. На примере этих пьес показана работа над аккомпанементом, соотношением звучания мелодии и сопровождения, звукоизвлечением. Аккомпаниатор должен играть выразительно, реагировать на любые динамические, темповые изменения в исполнении солиста.

Для того чтобы играть вместе, необходимо чувствовать, понимать, слушать друг друга. Ансамбль как форма коллективного творчества воспитывает в каждом из его участников такое качество, как умение жить и творить в коллективе, находить общий язык друг с другом.

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Унечская детская школа искусств»

Открытый урок

Тема: «Работа над техникой арпеджио в классе гитары»

Провела преподаватель: Малюкова И.И.

с уч – ся 2 класса Карпекиным Михаилом

Тема урока: «Работа над техникой арпеджио в классе на гитары».

Цель урока : Развитие навыка исполнения арпеджио на гитаре в младших классах ДШИ.

Задачи:

    Учить учащегося навыкам и умению работы с арпеджированной фактурой;

    Учить слуховому восприятию музыки;

    Развить технику правой руки;

    Развивать исполнительское мастерство;

    Развивать мышление, умение анализировать и сопоставлять;

    Воспитывать интерес к изучаемым музыкальным произведениям, стремление к самосовершенствованию.

Оборудование:

  • Подставка под ногу

  • Нотная литература

    Дидактический материал

    Компьютер

    Видео материал

План урока

    Организационный момент

    Сообщение темы урока

    закрепление первичных знаний

    определение используемых в работе музыкальных терминов

    Работа над инструктивным материалом

    упражнения на независимость и подвижность пальцев правой руки

    Л. Панайотов Этюд С - dur

    Работа над техникой арпеджио на примерах

    Р.Н.П. обр. В Токарева « В сыром бору тропина»

    В. Козлов «Маленькая арфистка»

    Повторение пройденного музыкального материала

    Итог урока

Ход урока

    Организационный момент

Приветствие.

Урок проводится с учащимся второго класса специализация гитара Карпекиным Михаилом (10 лет)

    Сообщение темы урока

Тема урока: « Работа над техникой арпеджио в классе гатары»

Беседа. Ты видел игру гитариста, как легко и ловко работают руки исполнителя. Хочешь узнать как достичь такой легкости исполнения? Ученик – «Да».

Тогда нам нужно изучить основные методы работы над исполнительской техникой. Конечно всю работу на одном уроке показать не возможно, поэтому сегодня мы с тобой покажем только ее часть.

Звукоизвлечение – одна из самых сложных и важных составляющих игры на гитаре. Объективная трудность получения чистого, красивого и богата окрашенного обертонами звука требует особого внимания к работе над ним, особенно на первых этапах обучения.

Назови основные приемы звукоизвлечения? Ученик – апояндо и тирандо. Правильно.

Апояндо (удар) – этот прием заключается в скольжении пальца по струне с опорой или остановкой на последующей струне:

    Показ на инструменте

    Карточки

Звук получаемы при апояндо глубокий, объёмный, сильный. Применяют когда нужно выделить мелодию.

Тирандо (щипок) – прием заключается в оттягивание струны дугообразно изогнутым пальцем. Если продолжить движение пальцем, то он коснется ладони. Остановки на струне он не имеет.

    Показ на инструменте

    Проигрывание по открытым струнам

    Карточки

Применяется тирандо при исполнении двойных нот, аккордов, арпеджио, при проведении подголосков в аккомпанементе.

Что такое аккорд? Ученик – это созвучие трех и более звуков взятых одновременно.

Если звуки аккорда сыграть поочередно, то такое исполнение называется арпеджио.

Слово арпеджио произошло от итальянского arpeggio – что в переводе означает играть как на арфе.

Ты знаешь такой инструмент? Ученик – Да, она имеет треугольную форму и много струн.

    Беседа про арфу

    Показ видео материала

Арпеджио в гитарной технике имеет очень большое распространение и по - этому может считаться одним из ведущих приемов игры. Комбинации пальцев арпеджио очень разнообразны. Работу над арпеджио следует начинать с более простых фигураций в медленном темпе.

    Работа над инструктивным материалом.

    Работа с упражнениями на открытых струнах по сборнику А. Гитмана «Начальное обучение на шестиструнной гитаре»

    Упражнение по сборнику М. Александрова «Азбука гитариста» (№ 9,10,11,12)

    Детские песенки: М.Александрова «Маленький кораблик», «Морские волны»

Работа на уроке:

    Следили за качеством звука;

    Правильной работы пальцев правой руки;

    Отрабатывали подвижность и независимость пальцев правой руки в различной последовательности.

    Л. Понайотов Этюд С - dur

Беседа: Этюд написан в тональности С – dur, размер 3\4 мелодия с аккомпанементом.

Какой технический прием обрабатывался? Ученик – трезвучное нисходящее арпеджио. Назови аппликатуру правой руки? Ученик – a m i.

Проверка д\з – проверка знания текста, аппликатуры.

Работа на уроке : старались достигнуть максимальной четкости, частоты и ровности звучания, выделяя при этом верхний мелодический звук способом апояндо безымянным пальцем правой руки, а аккомпанирующие звуки способом тирандо. Контролировали порядок движения пальцев правой руки.

Д/з – следить за правильным звукоизвлечением и выполнением аппликатуры.

    Работа над техникой арпеджио в пьесах.

    Р.Н.П обр. В Токарева «В сыром бору тропина».

Беседа. Пьеса написана в вариационной форме (тема и вариация). Тональность a – moll, в вариации гармонический вид.

Сегодня мы покажем работу над вариацией т.к. ведущую роль в ее исполнении выполняет правая рука. Она изложена четырехзвучным арпеджиом в аппликатуре p i m i , мелодическую линию ведет большой палец.

Проверка д/з – исполнение точного текста, верной аппликатурой.

Работа на уроке: слушали, анализировали, работали над звуком, отрабатывали точное попадание третьего пальца на ноту соль диез малой октавы.

Д/з – играть медленно, ровно, слушать бас.

    В.Козлов «Маленькая арфистка»

    Исполнение произведения преподавателем;

    Рассказ о композиторе, знакомство с его творчеством;

    Анализ произведения.

Д/з самостоятельный разбор текста.

    Повторение пройденного музыкального материала.

    Б.Ковач Этюд С – dur

    О.Максимов «Грезы»

    Итог урока

    Анализ музыкально – практической деятельности учащегося на уроке

    Выставление мотивированной оценки

    Обобщенеи д/з

Самоанализ урока

Тема урока : «Работа над техникой арпеджио в классе гитары»

Арпеджио самый естественный прием игры на гитаре. Исполнение гармонических фигураций способствует развитию технике пальцев правой руки. Прочная основа техники игры закладывается в подготовительных упражнениях, этюдах. Рассчитанных на выработку устойчивых правильных навыков, естественных движений пальцев правой руки. Развитие техники в значительной мере зависит от природных способностей ученика. Учащиеся со средними исполнительскими данными могут достичь высокого технического мастерства при условии правильно организовано систематической работы.

Учащийся Карпекин Михаил имеет средние музыкальные данные, работоспособен, занимается добросовестно. Состояние аппарата удовлетворительное.

Цель урока: развитие навыка исполнения технического приема арпеджио на гитаре в младших классах ДШИ.

Задачи:

    Образовательные:

    Познакомить с необходимыми упражнениями для развития независимых движений пальцев правой руки;

    Обучение способом работы с арпеджированной фактурой;

    Развивающие:

    Способствовать развитию силы и независимости пальцев правой руки;

    Способствовать развитию основных игровых движений в арпеджированной фактуре;

    Способствовать развитию навыка исполнения сложных аппликатурных вариантов для пальцев правой руки на основе доступного нотного материала

    Воспитательные:

    Воспитывать любовь к игре на гитаре;

    Воспитывать культуру исполнения;

    Воспитывать грамотного музыканта посредствам осмысленного исполнения технического музыкального материала.

Тип урока: комбинированный.

Методы и приемы: на уроке использовались совестный, наглядный, объяснительно – иллюстративно, накопление знаний, самоконтроль, частично – поисковые методы, видео материал, создание ситуацию успеха.

Этапы урока соблюдения.

Время отведенное на все этапы урока распределено рационально. Подводя итог, можно сказать, что поставленные задачи удалось решить, а так же сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроения и самочувствия.

Урок результативный.

  • Развитие музыкально-эстетического вкуса;
  • Развитие музыкального мышления, памяти, внимания и воображения;
  • Активизация наблюдательности и самостоятельности;
  • Развитие навыков работы с энциклопедиями, справочниками (печатными изданиями), так и с компьютерными технологиями;
  • Развитие познавательного интереса, повышение мотивации к обучению;
  • Развитие умений поисковой и исследовательской познавательной деятельности;
  • Развитие умений действовать самостоятельно: обучение знаниям, как действовать, планировать деятельность, как ее реализовать и вести самоконтроль без посторонней помощи.

Воспитательные:

  • Расширение круга сведений из области музыкального искусства, формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к гитарному искусству;
  • Формирование нравственных, поведенческих и других общих качеств личности обучающихся: ответственность, чувство коллективизма, инициативность, целеустремлённость.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский.

Методы реализации поставленных задач:

  • Поисковый
  • Творческий
  • Игровой

Приёмы обучения:

  • Словесный
  • Наглядный (презентационный материал)
  • Практический

Оборудование:

Музыкальные инструменты (2 гитары), подставки, микшерный пульт, экран, проектор.

Ориентация современного художественно-эстетического образования на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребёнка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков обучающихся, их познавательной активности.

Совершенно ясно, что на уроке специального инструмента, в большей степени, мы осваиваем навыки игры на инструменте, даем ребёнку знания в рамках программы. Проблема в том, что на более подробный и полный дополнительный материал из истории инструмента, жизни и творчестве композиторов, исполнителей на инструменте, на просмотр видео-исполнений ведущих гитаристов-виртуозов просто физически не хватает времени.

Для того чтобы расширить объём знаний, повысить познавательный интерес обучающихся, сформировать в них эстетические взгляды и художественный вкус, мотивировать их на самостоятельный поиск путей и вариантов решения поставленной учебной задачи, преподавателям нужно использовать в своей педагогической деятельности нестандартные (нетрадиционные) уроки.

Успешность проведения нетрадиционных уроков зависит от ряда действий преподавателя и обучающихся:

Проводится тщательная подготовка: например даются тема и предварительные задания к ней, объясняется построение урока, роль и задачи каждого ученика класса;

Главным условием является подготовка и работа над репертуаром (по теме);

Особое внимание уделяется активизации деятельности всех учащихся, включая слабых, «равнодушных», «трудных», с тем, чтобы все были заинтересованы и включены в той или иной вид активной работы.

В процессе работы, все знания, учащиеся добывают самостоятельно, в зависимости от поставленных задач. Эти задачи решаются с помощью поискового и исследовательского методов обучения. В течении полугода работы над данной темой, обучающиеся (причём все) «перелопатили» огромное количество справочной литературы, энциклопедий, материалов в интернете. Пересмотрели видеозаписи ведущих исполнителей, виртуозов классической гитары, научились обобщать и систематизировать полученную информацию, выбирать главное и интересное, сравнивать и находить особенности исполнения тех или иных произведений различных эпох и жанров, самим исполнять произведения определённых в теме композиторов.

Нетрадиционные уроки - это интересная, необычная форма предоставления материала, ведь весь материал был добыт и осмыслен обучающимися. Преподаватель только направляет, систематизирует, помогает отобрать из огромного количества информации главное и ценное, готовит репертуар и создает Презентацию (это можно поручить и старшеклассникам) и конечно же познаёт новое сам (некоторые факты стали неожиданностью).

Результат урока можно узнать в конце из анкетирования, либо опроса учащихся (желательно с применением системы поощрения), и т.д. все будет зависеть от творческой фантазии преподавателя.

Конечно, постоянно проводить нестандартные уроки по специальности нецелесообразно, можно их использовать как вводные, обобщающие, контрольные один, два раза в год. С их помощью нужно давать почувствовать ситуацию успеха обучающимся с разными музыкальными данными, так как к работе привлекаются все учащиеся класса.

Нетрадиционные уроки хорошо запоминаются, они интересны обучающимся, активизируют познавательную деятельность, творческую активность обучающихся и могут быть рекомендованы для использования в педагогической деятельности преподавателей инструментальных классов, для обновления содержания художественно-эстетического образования и совершенствования собственной педагогической деятельности в современном музыкальном образовании.

Просмотр содержимого документа
«конспект нетрадиционного урока "Мой остров гитара"»

КОНСПЕКТ

открытого урока

по специальности гитара

преподавателя МБУ ДО «ДШИ п. Старь»

Дятьковского района Брянской области

Черкесовой Елены Юрьевны

Форма: нетрадиционная УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ

Тема: « МОЙ ОСТРОВ ГИТАРА»

Вступительное слово:

Здравствуйте, дорогие ребята и гости нашего мероприятия. Сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие на остров «Гитара». На нём, мы узнаем о своём любимом инструменте много интересного, зайдем в гости к великим композиторам и исполнителям, а так жевы сами исполните произведения этих композиторов и продемонстрируете свои знания и умения приобретенные за годы обучения на прекрасном инструменте, который вы выбрали для обучения.

Весь материал этого путешествия вы искали самостоятельно, в разных источниках информации. Был проделан большой путь по остову «Гитара», вы узнали много нового и интересного, и так как всё это вы проделали сами, то на всю жизнь приобрели новые знания, новые духовные и культурные ценности, способствующие вам в дальнейшем самостоятельно воспринимать и оценивать их.

Слайд №2 - Ученик: Гитара - струнный щипковый музыкальный инструмент, один из самых распространённых в мире. Применяется в качестве аккомпанирующего инструмента во многих музыкальных стилях. Является основным инструментом в таких стилях музыки, как классический , блюз, кантри, фламенко, рок-музыка. Изобретённая в XX векеэлектрическая гитара оказала сильное воздействие на массовую культуру.

Исполнитель музыки на гитаре называется гитарист . Человек, изготовляющий и ремонтирующий гитары, называется гитарный мастер или лютье .

Слайд №3 - Ученик: Тар - один из предшественников гитары.

Самые ранние сохранившиеся свидетельства о струнных инструментах с резонирующим корпусом и шейкой, предках современной гитары, относятся к III тысячелетию до н. э. Изображения киннора (шумеро-вавилонский струнный инструмент, упоминается в библейских сказаниях) найдены на глиняных барельефах при археологических раскопках в Месопотамии. В древнем Египтеи Индии также были известны похожие инструменты: набла, нефер, цитра в Египте, вина и ситар в Индии. В древней Греции и Риме был популярен инструмент кифара.

Слайд №4 - Ученик: Испанская гитара

В Средние века основным центром развития гитары была Испания, куда гитара попала из древнего Рима (латинская гитара) и вместе с арабскими завоевателями (мавританская гитара). В 15 веке получает распространение изобретённая в Испании гитара с пятью сдвоенными струнами (первая струна могла быть одиночной). Такие гитары получили название испанских гитар. К концу 18 века испанская гитара в процессе эволюции приобретает 6 одиночных струн и немалый репертуар произведений, на формирование которого оказал значительное влияние живший в конце 18 – начале 19 века итальянский композитор-виртуоз МауроДжулиани.

Слайд №5 - Ученик: Устройство гитары

Слайд №6 -Ученик: Русская гитара

В Россию гитара попала относительно поздно, когда в Европе она была известна уже пять веков. Но и вся западная музыка стала широко проникать в Россию лишь в конце 17 - начале 18 веков. Основательное место гитара получила благодаря приехавшим в Россию в конце XVII века итальянским композиторам и музыкантам, в первую очередь Джузеппе Сарти и Карло Каноббио. Еще через какое-то время, в начале XVIII века, гитара упрочила свое положение в России благодаря приехавшим в 1821 году в Петербург Марку Аврелию Цани де Ферранти, затем гастролировавшим Мауро Джулиани и Фернандо Сор. Сор, оставив в Москве жену-балерину, ставшую первой русской женщиной-балетмейстером, посвятил поездке в Россию музыкальное произведение для гитары с названием «Воспоминание о России». Это произведение исполняется и сейчас. Первым из значительных русских гитаристов, игравших на шестиструнном инструменте, был Николай Петрович Макаров. В России в конце XVIII - начале XIX веков становится популярным семиструнный вариант испанской гитары, во многом благодаря деятельности жившего в то время талантливого композитора и гитариста-виртуоза Андрея Сихры, написавшего более тысячи произведений для этого инструмента, получившего название «русская гитара».

Слайд №7 - Ученик: ДЖУЛИАНИ Мауро

Джулиани - (1781-1829) – выдающийся итальянский гитарист-виртуоз, композитор, признанный такими авторитетами, как Й. Гайдн и Л. Бетховен. Родился 27 июля 1781 года близ Неаполя. В детстве обучался игре на скрипке и флейте, одновременно самоучкой овладел гитарой: к двадцати годам он достиг уже столь блистательных результатов, что приобрел в Италии славу лучшего гитариста.

В 1816 году Джулиани с большим успехом гастролировал в Германии. В 1819 году выступал в Риме в концертах с Д. Россини и Н. Паганини.

Гитарные сочинения Джулиани позволяют рассматривать его как наиболее видного представителя итальянской школы, во главу которой ставилась виртуозность. Творческое наследие Джулиани насчитывает более 200 пьес. Это произведения для гитары соло (этюды, вариации, сонаты, сонатины, "Большая увертюра"), а также камерные ансамбли с участием гитары (в частности, дуэты), концерт для гитары с оркестром, так же он является автором «Школы игры на гитаре».
Сын МауроДжулиани – Михаил ДЖУЛИАНИ – гитарист, певец, композитор и педагог. С начала 1820-х гг. жил в России. Концертировал как гитарист, преподавал гитару и пение в Санкт-Петербурге. С 1850 года был профессором Парижской консерватории по классу вокала.

Джулиани «Аллегро» исполняет ученик.

Ученик: Матео Каркасси

Маттео Каркасси (1792 – 1853гг.) - итальянский классический гитарист и композитор.
С раннего детства учился играть на фортепиано, затем на гитаре, и к двадцати годам уже заслужил репутацию хорошего исполнителя.
В 1820 году поселился в Париже, где занимался концертной и педагогической деятельностью.
Его исполнение, отмеченное блестящей виртуозностью и элегантностью, пользовалось большой популярностью среди французской публики. Каркасси часто исполнял собственные сочинения, в основном это были фантазии и вариации на темы опер. Гитарист успешно концертировал в Лондоне, а также в различных городах Германии. Каркасси - один из представителей (наряду с Фердинандо Карулли и Мауро Джулиани) классической итальянской гитарной школы. Многочисленные его сочинения (сонаты, рондо, каприччио, вальсы и др.) входят в репертуар современных исполнителей.
Большое значение имеют его учебно-педагогические работы, в том числе этюды и «Школа игры на гитаре », выпущенная в печать в Париже в 1836 году и ставшая одним из наиболее популярных пособий при обучении на этом инструменте.

Исполняет ученик – Каркасси «Андантино»

Ученик: Фернандо Сор (1778 – 1839 гг.)

Сор Фернандо с ранних лет обучался игре на гитаре, скрипке и виолончели, музыкальное образование получил в хоровой школе при монастыре Монсеррат, затем учился в военной академии в Барселоне.
Рано проявил композиторские способности: в тринадцать лет сочинил Торжественную мессу для солистов, хора и органа, а в 1796 году написал оперу «Телемах», поставленную в театре Санта Круз.
В 1813 году Сор уезжает в Париж, где начинает вести активную концертную и педагогическую деятельность. Два года спустя композитор перебрался в Лондон, где вышли в печать одиннадцать сборников его итальянских ариетт для голоса и фортепиано, а также сочинения для фортепиано и гитары.
В 1823 году Сор поселяется в России вместе со своей женой, балериной Фелисите Юллен, танцевавшей главную партию в московской постановке «Золушки» (балет был сочинён Фернандом Сором и поставлен в Большом театре в Москве). Через три года композитор возвращается в Париж, где публикует ряд своих новых сочинений, в том числе «Воспоминания о России», в которых использует русские народные мелодии.
Творчество Сора сыграло огромную роль в развитии гитарного искусства.
Много концертируя по Европе, он снискал себе славу выдающегося виртуоза, наравне с известными гитаристами-современниками (Мауро Джулиани , Маттео Каркасси , Фердинандо Карулли ). Как композитор Сор известен прежде всего своими сочинениями для гитары (более 60), вошедшими в репертуар ведущих мировых исполнителей. Композитор трактует гитару как серьёзный музыкальный инструмент с богатыми полифоническими возможностями.
Сор также имеет большое значение как педагог - его «Школа игры на гитаре », опубликованная в 1830 году, пользовалась огромной популярностью. Среди учеников Сора - ряд известных впоследствии гитаристов, в том числе Наполеон Кост, редактировавший и издавший после смерти композитора многие его сочинения.

Дуэт учащихся – Ф. Сор «Старинный испанский танец»

Слайд №9 - Ученик: Андрес Сеговия (1894 – 1987гг.)

Андрес Сеговия начал учиться игре на гитаре с детства у своих родственников, вдохновляясь в качестве образца виртуозной техникой гитаристов, исполняющих фламенко. В отрочестве Сеговия переехал в город Гранада, где брал уроки игры на гитаре, а в 16-летнем возрасте выступил с первым концертом в Мадриде,исполняя транскрипции различных произведений, сделанные для гитары Франсиско Таррегой, и выполненные им самим переложения Иоганна Себастьяна Баха.
Ранние выступления Сеговии были встречены прохладно - отчасти в связи с тем, что его исполнительская техника заметно отличалась от техники Тарреги и большинства его учеников: он играл с использованием не только подушечек пальцев, но и ногтей, что делает звук сильнее и резче (существует точка зрения, что это различие связано со стремлением Сеговии вынести гитару из гостиных и салонов в большие концертные залы). Постоянно расширяя гитарный репертуар (в этом состояла одна из главных заслуг этого музыканта), Сеговия перекладывал для гитары широкий круг сочинений разных авторов - в том числе такие выдающиеся и сложные произведения, как «Легенда» Исаака Альбениса и Чакона Баха. Длительным оказалось творческое содружество Сеговии и с Эйтором Вилла-Лобосом, написавшим для знаменитого гитариста целый ряд произведений, начиная с известных «Двенадцати этюдов».
С середины 1950-х гг. Сеговия много преподавал. Среди его учеников множество выдающихся современных гитаристов (Д. Вильямс, Д. Брим, А. Диас, и др.)

В 1958 году Сеговия стал обладателем премии Грэмми за лучшую запись сольной академической музыки.

До глубокой старости Андрес Сеговия продолжал концертную и педагогическую деятельность. Более семидесяти лет длился творческий путь этого великого артиста!

Слайд№10 - Видео материал: в исполнении Андреса Сеговии (Альбенис«Астурио»).

Слайд №11 - Ученик: Виктор Козлов

(родился 10.01.1958, Челябинск) - российский гитарист, композитор и музыкальный педагог. Живет и работает в Челябинске (Россия).
Заслуженный артист Российской Федерации (1997), профессор.

Лауреат I-ой премии Первого областного конкурса исполнителей на русских народных инструментах в Челябинске (1988 год), лауреат Международного конкурса композиторов (г. Эстергом - Венгрия, 1989), дипломант Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах (Н. Новгород, 1990). Музыкой начал заниматься с 8 лет (Челябинская детская музыкальная школа № 2, педагог Ш. Х. Мухатдинов).
В 1979-92 гг. учился в Челябинском музыкальном училище по классу гитары, параллельно занимался композицией в классе Ю. Е. Гальперина.
В 1988 г. закончил Уральскую государственную консерваторию (класс В.М. Дерун). Принимал участие во многих гитарных конкурсах и фестивалях в России и за рубежом.

Как композитор, является автором оригинальных сочинений для классической гитары, Виктор Козлов завоевал также дипломы I степени в Донецке (1982) и Москве (1988). Летом 1989 года его имя стало известно и за рубежом: на 9-ом Международном гитарном фестивале в Эстергоме (Венгрия) В. Козлов стал лауреатом третьей премии как композитор.
Сочинять музыку начал с 12 лет. Первые значительные опусы написаны в музыкальном училище: струнный квартет; трио для флейты, альта и гитары; вариации для фортепиано, "Хоровод и пляска" для гитары соло.

В дальнейшем Виктор Козлов отдает предпочтение сочинению миниатюр для сольной гитары и трио гитар. Популярностью пользуются юмористические пьесы Козлова: Восточный танец, "Марш солдатиков" , "Маленький детектив" , "Танец охотника" , "Кискино горе" . Особое место в его творчестве занимают многочисленные произведения для детей. Он выпустил сборник музыкальных произведений для юных гитаристов "Маленькие тайны сеньориты Гитары / Детский альбом юного гитариста", который в 1999 году был признан Русским гитарным центром (Москва) лучшим в России.
В настоящее время Виктор Козлов преподает в Челябинском Высшем музыкальном училище им. П.И. Чайковского. Среди его учеников лауреаты международных и всероссийских конкурсов, стипендиаты Международной программы "Новые имена": И. Куликова, Н. Федоренко, Е. Пушкаренко, О. Киселев, М. Бакланова, Д. Иванченко.

В.В. Козлов - основатель южно-уральской гитарной школы (автор программ для всех ступеней обучения). На протяжении нескольких лет он является участником и художественным руководителем Трио гитаристов Урала, в состав которого помимо самого Виктора Козлова входят Шариф Мухатдинов и Виктор Ковба. Являясь председателем Челябинской областной Ассоциации классических гитаристов, он стал инициатором проведения в Челябинске международных фестивалей "Классическая гитара на Урале" (с 1991).

Слайд №12 - Видео материал: Виктор Козлов «Восточный танец»

Слайд №13 - Ученик: Олег Копенков

КОПЕНКОВ ОЛЕГ – гитарист, композитор, аранжировщик, ведущий концертов, ведущий радиопрограмм, ди-джей, председатль Клуба Гитаристов Беларуси, литератор, педагог, продюссер.

Родился 01сентября 1962 в Минске. Учился в ДМШ № 2 по классу баяна у преподавателя Александра Динина, в Средней школе № 102 с музыкальным уклоном по классу гитары у Георгия Станкевича. В музыкальном училище занимался в классе Владимира Белышева, Бенигны Мацкевич и Анатолия Побережного.

В Университете культуры преподавателем был Владимир Угольник. С 1990г. играет в дуэте с Сергеем Кабановым (дуэт «КОПАКАБАНА»).

С 2005 года начал писать музыку для гитары. Вышли в свет 10 авторских сборников:«Мне иногда бывает грустно», «Копенков в стиле… № 2», «Копенков в стиле… № 3», «Край мой чаровны», «Карнавал», «Давай споём!», «Только крупные формы», «Миниатюры», «С миру по нотке» и «Только для тебя».

Гастроли: Беларусь, Латвия, Литва, Польша, Украина, Эстония.

Фестивали: «Хрустальные струны» (Жданов 1986, 1988), «Серебренные струны» (Симферополь 1987, 1989), Всесоюзные фестивали гитаристов (Минск 1987-1991), (Фрунзе 1989), (Днепропетровск 1987, 1989), (Ленинград 1989), (Киев 1990), «Ренессанс гитары» (Гомель-Минск 1995-2009).

Награды: дипломы Международных конкурсов композиторов (2007, 2008, 2009 и 2010).

Дуэт учащихся - Олег Копенков “А может быть”

Видео найденое и понравившееся учащимся класса:

Видео материал: Дуэт гитаристов “Аргентинская мелодия” и “Коррида”

Видео материал: Китайские дети играют на гитарах

Заключение: Вот мы и закончили своё путешествие по острову “Гитара”

Вы узнали много нового, услышали произведения в исполнении профессионалов и учащихся, которые только начинают свой путь в мире музыки и искусства. И конечно же в конце урока, я хочу узнать у путешественников, плодотворно ли мы провели время на Остове “Гитара”:

ВОПРОСЫ:

1. Как назывались предшественники гитары? (тар, киннора, набла, цитра, кифара, вина, ситар….);

2. Как называется верхняя часть грифа? (головка или голова);

3. Сколько струн у Испанской гитары? (было 5, в последствии, 6 струн);

4. Как мы называем резонаторное отверстие на корпусе? (розетка)

5. Когда гитара получила распространение в России? (в конце 17 века);

6. С какими композиторами вы познакомились сегодня? (Ф. Сор, М.Каркасси, М. Джулиани, В. Козлов, О. Копенков, А. Сеговия);

7. Какой классический композитор жил работал некоторое время в России? (Фернандо Сор);

8. Виктор Козлов – это классический или современный композитор и исполнитель? (Современный);

9. Чей творческий путь длился более 70 лет? (А. Сеговия);

10. Джулиани – итальянский или испанский гитарист-виртуоз? (итальянский).

11. МатеоКаркасси – русский композитор? (итальянский).

12. Где живёт и работает Олег Копенков? (Белоруссия).

14. Кто сочинил произведение «Кискино горе»? (Виктор Козлов).

Знакомство с гитарным искусством

(план-конспект занятия)

В настоящее время очень актуальна проблема разностороннего воспитания ребенка , которое способствует его творческой самореализации . Музыка является самым универсальным средством эстетического и нравственного воспитания.

Особое место занимает гитара в досуге молодежи . Музыкальное творчество подростков - это своеобразная сфера их духовной жизни, их самовыражение и самоутверждение, ярко раскрывающее индивидуальную самобытность каждого. Умение исполнять песни под гитару всегда высоко ценилось в молодежной среде. Умеющие играть на этом великолепном музыкальном инструменте приобретают дополнительную возможность раскрывать, объяснять многие ситуации, которые имеют для молодого человека личностный смысл.

Цель: познакомить с основами мировой музыкальной культуры игры на гитаре.

Задачи:

Обучающие:

познакомить учащихся с историей гитары, с испанской школой игры Маттео Каркасси;

познакомить с правилами посадки при игре, основными положениями рук и пальцев;

знакомство с культурой игры, соблюдением правил гигиены.

Развивающие:

формировать навыки тренировки рук и пальцев, выполнения упражнений;

способствовать развитию умений и навыков выразительной игры на шестиструнной гитаре.

Воспитательные:

расширить музыкальный кругозор;

воспитать сценическую культуру.

Материально-техническая база : гитары (для учащихся, у педагога - для показа), подставки для ноги, распечатанные тексты песен.

Ход занятия

Знакомство с музыкальным инструментом - гитарой шестиструнной.

Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами познакомимся с таким известным музыкальным инструментом, как шестиструнная гитара. Ответьте на вопрос: какие музыкальные инструменты родились в России?

Дети: балалайка, гусли, гармонь, ложки деревянные.

Педагог: Верно. А как вы думаете, в какой стране родилась гитара?

Дети: Испания, Италия.

Педагог: Испания в средние века была главным центром развития гитары, куда она была завезена арабами. Гитара с пятью сдвоенными струнами, изобретенная в Испании, получила свое распространение в 15 веке. Она получила название - испанская гитара . С появлением шестой струны и заменой двойных струн одинарными начинается триумфальное шествие гитары по странам и континентам; в таком виде она существует и до сих пор. Музыкальные возможности шестиструнной гитары оказались столь велики, что она становится одним из самых любимых инструментов. Начинается "золотой век" гитары. Он связан с именами испанских гитаристов-виртуозов и композиторов Ф. Сора (1778—1839), Д. Агуадо (1784- 1849) и итальянских — М. Джулиани (1781 - 1829), Ф. Карулли (1770 - 1841), М. Каркасси (1792 - 1853). Испанская школа - это навыки и традиции народного творчества, сложившиеся в течение многих столетий и разработанные и обогащенные гитаристами-классиками. Совершенствуя технику игры, гитарист стремился развить, прежде всего, беглость. Именно эту цель ставит перед собой автор «Школы игры на шестиструнной гитаре» М. Каркасси. М. Каркасси предлагает для изучения девять тональностей: До, Соль, Ре, Ля, Ми, Фа мажор, ля, ми, ре минор. В каждой из этих тональностей он дает гамму; каденцию; прелюд, содержащий аккордовую последовательность, и две-три пьесы (как правило, Вальс, Аллегретто и Марш, реже Андантино и Анданте). Все эти пьесы весьма мелодичны, удобны для исполнения..Постепенно объем их увеличивается, а текст усложняется.

Составные части гитары.

Педагог: Основными частями является корпус, шейка с грифом, головка и струны. Гитара шестиструнная имеет две деки верхняя и нижняя, соединенными двумя стенками по бокам — обечайками. Верхняя деревянная дека — важный фактор, отвечающий за звучание инструмента. Немного выше самого центра верхней деки находиться круглое резонансное отверстие, обрамленное розеткой. Немного ниже находиться пластинка, называемая подставкой. Посредине ее возвышения, в котором находится прорезь устанавливается не большая по ширине прямоугольная костяная пластинка, называемая нижним порожком. Порожек нужен для фиксации струн приподнятыми над верхней декой, и передачи вибрации. Шейка гитары шестиструнной с грифом вклеена в верхнюю часть корпуса. В верхней части грифа расположен верхний порожек с прорезями, в котором располагаются струны. Конечной частью гитары шестиструнной является головка. В головке гитары имеется колковый механизм. Вращая их можно изменять натяжение струн, соответственно и звук. Гитара имеет шесть струн — три тонких и три более толстых, называемые басовыми.

Посадка. Положение рук при игре.

Педагог: Сядьте на краешек стула с жестким сиденьем и без подлокотников, левую ногу поставьте на подставку, высотой 10-15 см в зависимости от высоты сиденья и длины ног. Левое колено должно быть выше уровня стула. Сидите ровно, не облокачиваясь на спинку стула.

Когда Вы удобно сядете, возьмите гитару, поставьте ее выемкой обечайки на левую ногу, примерно на середину бедра. Правая нога должна быть отставлена от левой на расстояние, необходимое для нижней части гитары, обеспечивая для нее упор. Либо положите правую ногу на левую, а гитару на правую ногу (этот вариант наиболее подходит для девушек).

При правильной посадке головка грифа должна находится примерно на уровне или чуть выше левого плеча, грудь должна слегка касаться нижней деки, но не наклоняйте гитару к себе.

Положите предплечье правой руки всем весом на корпус гитары в самом широком его месте и свесьте кисть. Кисть при этом должна быть округлой формы и оказаться над струнами у розетки. Все пальцы, кроме большого, сложены вместе и параллельны ладам, а линии суставов первых фаланг - параллельны струнам. Следите, чтобы кончики указательного, среднего и безымянного пальцев находились на одной линии и на определенном расстоянии от струн. Большой палец правой руки должен оказаться напротив басовых струн, а остальные напротив первой, второй и третьей. Следите за тем, чтобы локоть не выходил за корпус гитары справа, а запястье не приближалось слишком близко к верхней деке. Предплечье левой руки должно быть приподнято, запястье согнуто. Кисть должна быть округлой и располагаться так, чтобы большой палец коснулся середины задней части грифа, а остальные пальцы должны иметь округлую форму, не прогибаться в суставах и опираться серединой подушечки на струну.

Культура игры (гигиена).

Практическая работа.

Выполнение упражнений на формирование навыков игры на гитаре.

Упражнение на правую руку - апояндо, тирандо;

Упражнение на левую руку;

Упражнения для левой и правой рук на координацию движений;

Упражнение на палец пульгар (р) - правая рука.

Роль аккомпанемента в гитарном искусстве.

Педагог: Аккомпанемент - музыкальный термин, обозначающий сопровождение мелодий, имеющее целью преимущественно ее гармоническое украшение, а также поддержку вокальных партий инструментами. Гитара, как аккомпанирующий инструмент, имеет большое значение. Так, например, гитара может сопровождать сольные, вокальные или инструментальные партии, быть фоном. Также важную роль гитарный аккомпанемент играет и в сплочении коллектива, семьи, когда исполняются песни под гитару вокруг костра, на даче, теплыми уютными домашними вечерами. Совместная творческая деятельность детей и родителей в этом плане способствует открытию таких способностей у учащихся, как создание собственных стихов, текстов песен и аккордов.

Практическая часть.

1) Показ, разучивание и исполнение произведения Булата Окуджавы «Пожелания друзьям»;

2) Пение под гитарный аккомпанемент произведения М. Дунаевского «Непогода»

Подведение итогов занятия.

Список используемой литературы:

М. Каркасси. Школа игры на шестиструнной гитаре. М.: 2001.

В. Калинин. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Н.: 1998.

Ф. Ноуд. Шаг за шагом: Самоучитель игры на гитаре. - М.: 2004.