Значение нанайский язык в лингвистическом энциклопедическом словаре.

Письменность : Языковые коды ГОСТ 7.75–97 : ISO 639-1 : ISO 639-2 : ISO 639-3 : См. также: Проект:Лингвистика

Нана́йский язы́к - язык нанайцев . В научной литературе также встречаются такие названия нанайского языка и нанайцев, как гольды, ходзены (хэчже, хэцзен), тазы.

Генеалогическая принадлежность

Первую попытку классификации тунгусо-маньчжурских языков , основанную на классификации племён, предпринял Л. И. Шренк [Шренк 1883: 292]. Он выделил четыре группы приамурских тунгусских племен:

  1. дауры и солоны - тунгусские племена с сильной монгольской примесью;
  2. маньчжуры , гольды, орочи - южная ветвь тунгусо-маньчжурских племен;
  3. орочоны , манегирцы, бирары, кили;
  4. ольчи, ороки , негидальцы , самагиры .

Таким образом, нанайские племена (гольды) в данной классификации входят в одну группу с маньчжурами и орочами. Все существовавшие в 20-х годах XX века классификации тунгусо-маньчжурских языков имели в своей основе деление на южную (маньчжурскую) и северную (тунгусскую) подгруппы, при этом некоторые языки (в том числе нанайский) в различных классификациях относят то к северной, то к южной подгруппе. По мнению В. И. Цинциус , такое деление не принципиально и носит лишь вспомогательный характер [Цинциус 1949: 17].

В. А. Аврорин предложил разделить тунгусо-маньчжурские языки на «три в равной мере самостоятельных подгруппы»: северную тунгусскую, включающую эвенкийский , негидальский, солонский, эвенский; южную тунгусскую - нанайский, ульчский, орочский, орокский, удэгейский; прежнюю южную тунгусо-маньчжурскую переименовать в маньчжурскую (или «западную») и отнести к ней маньчжурский и чжурчженьский [Аврорин 1961: 2].

Район распространения кур-урмийского диалекта - бассейны рек Кур и Урми , Хабаровский сельский район Хабаровского края , с. Улика национальное, с. Кукан , с. Догордон , с. Хаил и др.;

Ареал бикинского диалекта - Пожарский район Приморского края [Сем 1976: 24];

Ареал распространения сунгарийского диалекта - пограничные участки бассейна Уссури в Китайской провинции Хэйлунцзян [Столяров 1994]. Там нанайцы (известные как «хэчжэ», 赫哲族) проживают в Тунцзянском (同江) и Фуюаньском (抚远) уездах городского округа Цзямусы и в Жаохэйском (饶河) уезде городского округа Шуанъяшань .

Есть основания предполагать, что на территории России нанайский язык лучше всего сохранился в Нанайском районе Хабаровского края благодаря более тесному и инициативному языковому сообществу, которое ведет работу над изданием книг на нанайском языке и учебников родного языка, а также благодаря национальному статусу Нанайского района.

Диалектное членение

Существует несколько классификаций диалектов нанайского языка. Первые классификации были менее дробными, в них больше внимания уделялось выяснению ареалов, чем критериям разграничения диалектов. Примером такой классификации может послужить классификация Н. А. Липской-Вальронд в Дальневосточной энцинклопедии (1927 г.), в которой выделяется 7 диалектов:

  1. Сунгарийский диалект - от дер. Монголи до с. Морхоко.
  2. Верхнеамурский диалект - от с. Морхоко до оз. Эни на правом берегу Амура.
  3. Уссурийский диалект - от с. Баца на правом берегу Амура, по Уссури и её притокам.
  4. Урминский диалект - от с. Исаки на левом берегу р. Урми и с. Сусу Даптуни.
  5. Курский диалект - от сел. Джармя (совр. Джармен) на р. Тунгуске до слияния р. Кура с р. Урми.
  6. Среднеамурский диалект - от с. Джармя по Амуру до с. Да (совр. Дада)
  7. Нижнеамурский диалект - от с. Да до с. Кемри напротив сел. Суханово [Цитировано по: Сем 1976: 21].

В 20-х гг. XX в., на которые пришёлся первый период изучения нанайского языка, ареал расселения нанайцев был гораздо более обширным, чем в наше время, и те диалекты, которые тогда ещё не были зафиксированы исследователями, по-видимому, исчезли, так и оставшись без названий. В более поздних диалектологических классификациях география ареала нанайского языка резко сужается; многие нижнеамурские и уссурийские диалекты остались неисследованными.

Следующий период исследования нанайского языка, собственно лингвистический, начался в конце 40-х годов, после почти двадцатилетнего перерыва. В классификациях растёт количество диалектов. Если Н. А. Липская-Вальронд выделяет всего 7 диалектов, то в последующих классификациях их насчитывается до 10.

Согласно классификации О. П. Суника, «нанайский язык образует два наречия, распадающиеся на ряд говоров»:

а) среднеамурское - сакачи-алянский , найхинский , болонский , джуенский , гаринский говоры;

б) верхнеамурское - кур-урмийский , бикинский , правобережный амурский , сунгарийский , уссурийский говоры [Суник 1962: 23];

В классификации, приведённой в «Грамматике нанайского языка» В. А. Аврорина, нанайский язык разделяется на три наречия: сунгарийское (или верхнеамурское), амурское (или нижнеамурское) и кур-урмийское , которые также подразделяются на ряд говоров. Основные отличия от классификации О. П. Суника касаются амурского и верхнеамурского наречий: В. А. Аврорин рассматривает болонскую и джуенскую разновидности языка как подговоры найхинского говора и выделяет третье, кур-урмийское, наречие, тогда как О. П. Суник рассматривает эту разновидность языка как кур-урмийский говор [Аврорин 1955: 7-8].

В классификации Л. И. Сем диалектная структура представлена иначе: вместо двух наречий (средне- и верхнеамурского), как у О. П. Суника, и трёх наречий (амурского, сунгарийского и кур-урмийского), как у В. А. Аврорина выделяются верхне-, средне- и нижнеамурское наречие, которые разделяются на ряд диалектов:

а) верхнеамурское наречие: правобережный амурский , сунгарийский , бикинский (уссурийский ), кур-урмийский диалекты;

б) среднеамурское наречие: сикачи-алянский , найхинский , джуенский диалекты;

в) нижнеамурское наречие: болонский , эконский , горинский диалекты [Сем 1976: 24].

Л. И. Сем объединяет диалекты, которые В. А. Аврорин разделяет на сунгарийское и кур-урмийское наречия, что совпадает с классификацией О. П. Суника, который также объединяет эти диалекты в одно наречие. Но ни О. П. Суник, ни В. А. Аврорин не выделяют нижнеамурское наречие. В классификации О. П. Суника делается акцент на морфологических и фонетических отличиях верхнеамурских говоров от всех остальных. В то же время, между нижне- и среднеамурскими говорами не наблюдается столь значительных различий. В классификации В. А. Аврорина акцентируются различия между кур-урмийским и сунгарийскими говорами. В свою очередь, Л. И. Сем обращает внимание на особенности диалектов нижнеамурского наречия, которые всё же отличают это наречие от среднеамурского.

Следует отметить, что среди современных носителей нанайского языка (представителей средне- и нижнеамурских диалектов) происходит нивелирование и смешение диалектных черт в связи с обширными миграциями населения и системой преподавания нанайского языка, основанной на найхинском диалекте, поэтому диалектологическая дифференциация современных языковых данных является весьма затруднительной.

Социолингвистическая ситуация

По данным [Столяров 1994], общая численность нанайцев в мире составляет 11883, из них в сельской местности Хабаровского края проживают 8940 нанайцев. Однако в Хабаровском крае осталось всего около 100-150 носителей нанайского языка. На всей территории Хабаровского ареала распространения языка доля коренного нанайского населения составляет в среднем не более 30 %; национальных нанайских деревень практически не осталось - всего в трёх сёлах (Джуен , Улика Национальное, Дада) нанайцы составляют более 90 % населения, в остальных населенных пунктах эта цифра значительно ниже (источник данных - «Информация по населенным пунктам, районам проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока РФ по данным Управления уполномоченного Минэкономразвития России по Дальневосточному району на 01.01.2002 года»).

Как видно из этих данных, ситуация для сохранения языка неблагоприятная: носители языка разбросаны по разным сёлам и зачастую изолированы друг от друга.

Нанайский язык продолжает функционировать в сфере бытового общения людей не моложе 40 лет. Владея в достаточной степени родным языком, люди 40-50 лет при общении с людьми своего возраста или моложе предпочитают русский язык, используя нанайский в основном для общения с пожилыми людьми старше 70 лет.

Нанайский язык преподаётся в средней школе. Недельная учебная нагрузка и продолжительность обучения неодинаковы: существует стандартная программа преподавания нанайского языка, которая используется в 7 сёлах. Кроме того, в с. Бельго , с. Нижние Халбы и с. Верхняя Эконь введена экспериментальная программа обучения нанайскому языку с увеличенной учебной нагрузкой. Стандартная нагрузка составляет 1-2 ч в неделю; в разных школах продолжительность обучения разная (от 4 до 10 лет, начиная с 1 класса). В школах с экспериментальной программой язык преподаётся с 1 по 9 класс с большей учебной нагрузкой.

На занятиях по нанайскому языку используются учебники, сборники сказок и художественная литература на нанайском языке. Иногда по инициативе учителей также используются и фольклорные аудиозаписи. Однако очевидны нехватка обучающих и вспомогательных материалов, технологий обучения, трудности в создании мотивации у детей. Учебники нанайского языка построены по модели учебников русского языка как родного, в которых акцент делается не на обучение собственно языку, а на теоретическую/практическую грамматику. Эта модель не адекватна в ситуации, когда учащиеся не владеют изучаемым языком. К тому же, существующие учебные материалы ориентированы преимущественно (или только) на развитие навыков чтения, тогда как количество печатных изданий на нанайском языке не превышает одного-двух десятков, причем это сборники фольклора или художественные произведения историко-биографического жанра, издающиеся очень ограниченным тиражом. Обучение же устной речи в достаточной мере не проводится и учебными пособиями не подкреплено.

В целом, нанайский язык почти полностью вытеснен из всех сфер коммуникации русским языком. Для сохранения языка в современной ситуации требуются экстренные меры.

Графика

Первые тексты на нанайском языке были написаны в конце XIX в (использовалась кириллица). В начале 1930-х гг. для нанайского языка была разработана письменность на латинской основе. С - стал использоваться алфавит ничем не отличающийся от русского. Недавно он был реформирован и несколько изменён.

Избранная библиография

Отечественные работы

  • Аврорин В. А. Грамматика нанайского языка, т. 1. М.;Л.: Изд-во АН СССР, 1959.
  • Аврорин В. А. Грамматика нанайского языка, т.2. М.;Л.: Изд-во АН СССР, 1961.
  • Путинцева A. П. Морфология говора горинских нанай. Л, 1954.
  • Путинцева A. П. О производственной лексике горинских нанай // Ученые записки ЛГПИ. - Л., 1969. С. 383.
  • Сем Л. И. Очерки диалектов нанайского языка: бикинский (уссурийский) диалект. Л., 1976.
  • Столяров А. В. Нанайский язык // Красная книга языков народов России: Энциклопедический словарь-справочник. М., 1994.
  • Столяров А. В. Нанайский язык: социолингвистическая ситуация и перспектива сохранения // Малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока. Проблемы сохранения и развития. Санкт-Петербург, 1997.
  • Суник О. П. Кур-урмийский диалект. Л.,. 1958.

Зарубежные работы

  • Doerfer, Gerhard. Das Kur-Urmische und seine Verwandten. Zentralasiatische Studien, 7 1973 // 567-599. Wiesbaden: Otto Harrassowitz.
  • Doerfer, Gerhard. Ist Kur-Urmisch ein nanaischer Dialekt? Ural-Altaische Jahrbücher, 47 1975 //51-63.
  • Jun, An. Hezheyu Jianzhi . Beijing: Minzu Chubanshe , 1986.
  • Kazama, Shinjiro. Naanaigo no itchi" ni tsuite . Hokudai Gengogaku Kenkyuuhookoko 5. Sapporo: Faculty of Letters, Hokkaido University, 1994.
  • Zhang, Yang-chang, Bing Li, and Xi Zhang. The Hezhen Language. Changchun: Jilin University Press, 1989b.

Нанайские тексты

  • Аврорин В. А. Материалы по нанайскому языку и фольклору. Л., 1986.
  • Нанайский фольклор: Нингман, сиохор, тэлунгу. Новосибирск, 1996.
  • Самар Е. Манга покто. Трудные тропы. Хабаровск, 1992.
  • Самар Е. Кондонкан даламдини. Кондонский староста. Хабаровск, 2000.
  • Пассар А. Ми урэхэмби нингмансал. Сказки моего детства. Хабаровск, 2002.
  • Ходжер А. Михорангоари. Поклонение природе. Хабаровск, 2000.
  • Маршак С. Я. Двенадцать месяцев. Дёан дюэр биа (в переводе С. Н. Оненко). Хабаровск, 1990.
  • Бельды Г. На найни: Стихи. Хабаровск, 1980.
  • Kazama, Shinjiro. Nanay Texts. Publications on Tungus Languages and Cultures 4. Center for Language Studies, Otaru University of Commerce: Otaru, Japan. 1993.
  • Kazama, Shinjiro. Nanay Folk Tales and Legends 2. Publications on Tungus Languages and Cultures 8. Faculty of Education, Tottori University: Tottori, Japan. 1996.
  • Kazama, Shinjiro. Nanay Folk Tales and Legends 3. Publications on Tungus Languages and Cultures 10. Tokyo University of Foreign Studies: Tokyo. Japan. 1997.
  • Kazama, Shinjiro. Nanay Folk Tales and Legends 4. Publications on Tungus Languages and Cultures 12. Chiba: Chiba University. 1998.

Словари

  • Оненко С. Н. Русско-нанайский словарь (свыше 8 000 слов). Л., 1959.
  • Петрова Т. И. Нанайско-русский словарь (около 8 000 слов). Л., 1960.
  • Оненко С. Н. Нанайско-русский и русско-нанайский словарь: пособие для учащихся средней школы (более 3 600 слов). Л., 1982.
  • Оненко С. Н. Словарь нанайско-русский и русско-нанайский: пособие для учащихся средней школы (около 4 000 слов). Л., 1989.
  • Оненко С. Н. Лоца-Наанай Хэсэһкуни. Русско-нанайский словарь (около 5 000 слов). М., 1986.
  • Оненко С. Н. Нанай-Лоча Хэсэһкуни. Нанайско-русский словарь (12 800 слов). М., 1980.
  • Киле А. С. Нанайско-русский тематический словарь (духовная культура). Хабаровск, 1999.

НАНАЙСКИЙ ЯЗЫК (устар. назв. – гольдский). Относится к юж. (нанийской) подгруппе тунгусо-маньчжурских языков. Н. я. – суффиксально-агглютинативного типа. В вокализме 42 гласных (по В.А. Аврорину), к-рые сводятся к 6, противопоставляемым по долготе-краткости и назализованности-неназализованности, и 12 дифтонгов; в консонантизме 18 согласных. Ударение музыкально-силовое; осн. закономерности: сингармонизм, ассимиляция, отсутствие [р] в нач. слова, палатализация согласных перед гласными перед. ряда, стечение согласных в сер. слова. Строй предложения номинативно-посессивный (подлежащее в им. п., изафет), порядок слов относительно твердый. Согласование между определением и определяемым отсутствует. Типично двусоставное простое предложение с элиминацией подлежащего-местоимения (личного), а также осложненное (с причастн. и деепричастн. оборотами). Сложные предложения относительно редки, представлены бессоюз., сложносоч. и сложноподч. (с союзами и союз. словами).

Носители языка – нанайцы. По данным 1989, считают родным языком нанайский яз. – 4 821 чел. (Хабаровский кр.), свободно владеют – 567 чел.; в РФ в 2002 владение Н. я. указали 3 886 чел.

Н. я. включает 3 диалекта, в каждом по 3 говора. К верхнеамур. диалекту относятся правобереж. амурский, сунгарийский (на тер. Китая, ок. 1,4 тыс. носителей), бикинский (уссурийский) (Приморский кр., ок. 300) и кур-урмийский (Хабаровский р-н, ок. 250) говоры; к среднеамур. – сикачи-алянский, найхинский и джуенский (Хабаровский и Нанайский р-ны, ок. 5,2 тыс.); к нижнеамур. – болонский, эконский и горинский (Хабаровский кр. и Сахалинская обл., ок. 2,3 тыс.). Диалекты характеризуются фонетич. и лексич. особенностями, отличия в области морфологии незначительны.

В основе лит. Н. я. лежит говор самой многочисл. группы нанайцев – найхинский среднеамур. диалекта. На Н. я. ограниченно ведется теле- и радиовещание (Хабаровский кр.), издается газета. В местах компакт. проживания нанайцев родному языку обучают в дошкол. учреждениях, нач. школе (изданы буквари, книги для чтения, учебники по языку и математике), преподавание Н. я. ведется в Российском гос. педагогическом ун-те им. Герцена (С.-Петербург), Хабаровском гос. педагогическом ун-те.

Н. я. – один из самых изученных тунгусо-маньчжур. языков юж. ветви. Словари составлены Т.И. Петровой и С.Н. Оненко. Граммат. описания сделаны В.А. Аврориным, Т.И. Петровой, О.П. Суником, А.П. Путинцевой, Л.И. Сем. В области синтаксиса основополагающими являются работы В.А. Аврорина. Фольклор нанайцев представлен томом в серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока».

Лит.: Петрова Т.И. Очерк грамматики нанайского языка. Л., 1941; Аврорин В.А. Очерки по синтаксису нанайского языка. Л., 1948; Он же. Грамматика нанайского языка: В 2 т. М.; Л., 1959; 1961; Он же. Синтаксические исследования по нанайскому языку. Л, 1981; Суник О.П. Кур-урмийский диалект // Исследования и материалы по нанайскому языку. Л., 1958; Горцевская В.А. Очерк истории изучения тунгусо-маньчжурских языков. Л., 1959; Нанайско-русский словарь. Л., 1960; Сем Л.И. Очерки диалектов нанайского языка. Л., 1976; Оненко С.Н. Нанайско-русский словарь. М., 1980; Русско-нанайский словарь. М., 1986; Пилсудский Б. Нанайский (нанай) словарь. Stęszew, 2000.

Нанайский язык относится к тунгусо-маньчжурской группе «алтайской семьи» языков. Распространен в нескольких районах Дальнего Востока:

Район распространения средне- и нижнеамурского диалектов (найхинского, джуенского, болонского, эконьского и т.д.) – бассейн Амура в среднем течении: Нанайский, Амурский, Солнечный и Комсомольский районы Хабаровского края;

Район распространения кур-урмийского диалекта – бассейны рек Кур и Урми, села Улика-Национальное, Кукан, Догордон, Хаил Хабаровского района Хабаровского края;

Ареал бикинского диалекта – Пожарский район Приморского края.

В нанайском языке существует несколько классификаций диалектов: сунгарийский, верхнеамурский, уссурийский, урминский, курский, среднеамурский (найхинский), нижнеамурский. Согласно классификации О.П. Суника, нанайский язык образует два наречия, распадающиеся на ряд говоров: среднеамурское – сакачи-алянский, найхинский, болонский, джуенский, горинский говоры, верхнеамурское – кур-урмийский, бикинский, правобережный амурский, сунгарийский, уссурийский говоры. В классификации, приведенной в «Грамматике нанайского языка» В.А. Аврорина, нанайский язык разделяется на три наречия: сунгарийское (или верхнеамурское), амурское (или нижнеамурское) и кур-урмийское, которые также подразделяются на ряд говоров.

Первые попытки издания литературы на нанайском языке были сделаны в конце XIX века. Казанское миссионерское общество выпустило около десятка брошюр, в основном религиозного содержания, и небольшой букварь.

В 1928 году впервые в г. Хабаровске была выпущена книга Н.А. Липской-Вальронд «Бонго бичхэ» («Первая грамота»), представляющая собой букварь и начальную книгу для чтения. В том же году в г. Ленинграде была издана книга для чтения «Нанай хэсэни» («Нанайский язык»), написанная Т.И. Петровой. За основу современного литературного нанайского языка взят найхинский говор среднеамурского наречия. На его основе в 1931 году была создана нанайская письменность на латинской графике, которая передавала особенности отдельных звуков нанайского языка. В 1936 году латиница заменена кириллицей. Создателями нанайской письменности были первые советские исследователи нанайского языка Т.И. Петрова, В.А. Аврорин, А.П. Путинцева, О.П. Суник, М.А. Каплан, М.К. Максимов, студенты-нанайцы, обучавшиеся в Ленинградском Институте народов Севера.

В 1932 году В.А. Аврориным и нанайцами-студентами был написан нанайский букварь «Сикун покто» («Новый путь»). По нему на курсах готовили первых нанайских учителей, дети и взрослые учились грамоте на своем родном языке.

После создания письменности началось планомерное издание как оригинальной, так и переводной учебной, учебно-методической, художественной, детской и общественно-политической, промысловой литературы на нанайском языке.

Вызывает интерес наличие в нанайском языке терминов, относящихся к государственности, письменности и образованию, сельскому хозяйству, названий полезных ископаемых, металлов и материалов, инструментов для их обработки, оружия (в том числе огнестрельного) и военных терминов, что свидетельствует об этногенезе нанайцев, происходившем на протяжении многих веков. В настоящее время острой проблемой является сохранение языка. В 1989 году нанайский язык считали родным 44 % нанайцев России. В настоящее время только около 20 % нанайцев являются носителями родного языка. Языковая среда сохраняется в Амурском и Нанайском районах Хабаровского края – здесь языковое сообщество более тесное, инициативные носители языка являются авторами книг и учебников на нанайском языке, учат детей родному языку с применением компьютерных пособий, фольклорных аудиозаписей.

В целях привития интереса к родному языку и родной культуре в Хабаровском крае с 2005 года среди детей коренных народов один раз в два года проводится олимпиада школьников по родному языку и национальной культуре. С 2004 года учрежден межрайонный конкурс «Лучший учитель родного языка», получивший в 2008 году статус краевого, который способствует выявлению творчески работающих учителей родного языка, обмену положительным педагогическим опытом, повышению престижа профессии. С 2009 года победители конкурса успешно принимают участие во Всероссийском мастер-классе учителей «родных языков», включая русский, проводимом в г. Москве. За последние десять лет, благодаря авторам учебников и учебных пособий А.С. Киле, Г.Н. Оненко, Л.Т. Киле, Л.Ж. Заксор, в крае обеспечена непрерывность обучения нанайскому языку с 1 по 11 класс. Нанайский язык преподается в педучилище г. Николаевска-на-Амуре и в Санкт-Петербургском государственном педагогическом университете имени А.И. Герцена.

Министерство природных ресурсов Хабаровского края с 2008 года начало работу по созданию электронных фонетических справочных пособий по языкам коренных малочисленных народов. Содержание пособия включает не только письменные, но и звуковые тексты, которые проговариваются носителями языка, что представляет собой живой языковой материал. Изданы электронные пособия по 6 языкам из 8 коренных народов края (нанайскому, негидальскому, нивхскому, орочскому, удэгейскому, ульчскому языкам). Несмотря на принимаемые меры по изучению нанайского языка в образовательных учреждениях, в настоящее время владеет своим языком только 29 % нанайцев. Нанайский язык практически не используется в повседневном общении. Широко распространен русский язык.

В целях развития нанайско-русского двуязычия в 1989 году Хабаровским книжным издательством по заказу Нанайского райкома КПСС и райисполкома выпущен русско-нанайский разговорник «Поговорим по-нанайски» («Нанай хэсэдиэни хисангогоари»), составитель Бельды И.А., секретарь райкома КПСС. В 2013 году по инициативе общественной организации малочисленных народов Севера Амурского района при финансовой поддержке ОАО «Полиметалл» издан русско-нанайско-английский разговорник «Поговорим по-нанайски» («Нанай хэсэдиэни гисурэндугуэри»), составитель Киля Л.А., носитель языка, Почетный работник общего образования и науки Российской Федерации. Большую роль в сохранении нанайского языка в Нанайском районе играли районное радиовещание на нанайском языке, издание приложения к районной газете на нанайском языке. Руководители Нанайского района были инициаторами создания на краевом телевидении программы «Мангбо найни» («Люди Амура») на нанайском языке. К сожалению, в период рыночных отношений выпуск радио- и телепередач был прекращен решениями вышестоящих руководящих органов.

Безусловно, работа по сохранению нанайского языка должна быть продолжена в самых различных формах. Делать это позволяют широкие возможности современной компьютерной и цифровой техники. Широкой трансляции в общество проблем, связанных с сохранением языков коренных народов, традиционной культуры содействуют форумы, семинары, круглые столы и т.д., проводимые Правительством Хабаровского края. Ярким примером является Международный Форум «Языковое и культурное наследие коренных малочисленных народов: реалии и перспективы», проведенный в г. Хабаровске 9-10 октября 2012 года при поддержке Правительства края и Ассоциации коренных малочисленных народов Сибири, Севера и Дальнего Востока Российской Федерации. Участники Форума обозначили ключевые проблемы состояния языкового и культурного разнообразия коренных малочисленных народов Дальнего Востока и определили приоритеты языковой политики в отношении этнического населения. По итогам Форума его участниками была принята резолюция, которая подтверждает право коренных малочисленных народов на сохранение и развитие своей самобытной культуры. В целях содействия поиску новых путей сохранения родных языков, находящихся под угрозой исчезновения, культурного наследия коренных малочисленных народов принято решение проводить данный Форум один раз в три года.

По нанайскому языку

Основное наименование на русском языке: нанайцы . Самоназвание - нанай , нани .

Варианты названия и самоназвания

Существует несколько вариантов самоназвания нанайцев: хэде най , бира гуруни , монай и др.

Генетическая принадлежность

Нанайский язык (уст. гольдский ) – язык южной (приамурской) группы тунгусо-маньчжурских языков. Наиболее близкие – ульчский и орокский языки.

География распространения языка

Основная часть нанайцев проживает в Хабаровском крае: в Нанайском, Амурском, Комсомольском, Солнечном, Ульчском и Хабаровском сельском районах, а также в Приморском крае: в Пожарском и Ольгинском районе, кроме того, в Поронайском районе Сахалинской области. В КНР нанайцы расселены в провинции Хэйлунцзян (между реками Сунгари и Уссури).

Языковые контакты

В XIX в. - начале XX в. были оживленные контакты с китайским языком (особенно у бикинских нанайцев), в прошлом столетии с русским.

Численность носителей языка

по данным 1999 г. число нанайцев составляло 11,5 тыс. чел. (по данным Госкомсевера – 12023 чел.)

Наличие говоров, диалектов

Выделяется три наречия: верхне-, средне-, нижнеамурское. К верхнеамурскому относятся правобережный амурский, сунгарийский (оба на территории КНР), бикинский, кур-урмийский. Среднеамурское включает: сикачиалянский, найхинский, джуенский, нижнеамурское: болонский, эконский, горинский диалекты. Наиболее полно описан найхинский диалект с самым большим числом носителей – 4 тыс. человек.

Лингвистическая характеристика языка

Фонетические закономерности: гармония и редукция гласных, ассимиляция согласных. 6 гласных фонем, 18 согласных. Ударение как правило падает на последний слог.

Нанайский язык – типичный язык агглютинативно-суффиксального типа. Морфемы располагаются в определенном порядке: корень + суфф. словообразования + суфф. деривационного формообразования + суфф. смешанного словообразования (число, косвенная принадлежность, личность/безличность причастий, время и наклонение глагола и т.п.) + суфф. реляционного формообразования (падеж, притяжательность, лицо, число глагола и т.п.) + суффиксальные частицы.

Имя существительное имеет категории числа (ед. и мн.), притяжательности (личной и безличной), субъективной оценки, лица/нелица. Склонение бывает простым (семь падежей) и притяжательным (лично-притяж. и возврато-притяж.)

Имя прилагательное морфологически неизменяемо. Делится на качественные (могут принимать выделительную форму), количественные и относительные.

Числительные делятся на количественные и порядковые.

Местоимение делится на разряды: личные, возвратно-притяжательные, возвратные, определительные, указательные и вопросительные.

Глагол : собственно глагольные формы, причастие, деепричастие (простые, обозначающие действия одосубъектные с главным и и притяжательные, обозначающие как одно- так и разносубъектные действия с главным). Отрицательные фомы бывают синтетические и аналитические.

Наречия делятся на разряды: качественные, количественные, степени, места, времени.

Распространены междометия и имитативы.

Служебные слова делятся на послелоги, союзы и слова-частицы.

Синтаксический строй – типичный для тунгусо-маньчжурских языков. Порядок слов в предложении S-O-V. Определение предшествует определяемому. Наиболее употребительны простые предложения. Для сложных предложений характерна бессоюзная связь, простое соположение двух простых предложений или используются конструкции с причастными, глагольно-именными и деепричастными оборотами (иначе с зависимым предикатом), соответствующими придаточным предложениям в русском языке

Социолингвистическая характеристика языка

Юридический статус, состояние языка в настоящее время

Нанайский язык – титульный язык Нанайского района Хабаровского края.

Письменность и орфография

Относится к младописьменным языкам. В 1931 г. был утвержден единый северный алфавит на основе латинской графики, замененный в 1933 г. кириллицей. Первая нанайская азбука была создана за полвека до этого русскими миссионерами А. и П. Протодьяконовыми на основе русской графики. Они же перевели на нанайский язык несколько книг религиозного содержания, а также издали образцы нанайского фольклора.

Общественные функции языка

Бытовое общение лиц старшего возраста. Раз в два месяца выходит страница на нанайском языке в районной газете, в пос. Троицкое на радио ведутся передачи на нанайском языке. С начала 90-х гг. ведутся передачи на Хабаровском и Комсомольском-на – Амуре телевидении.

История изучения языка

Одной из первых, а тем самым представляющим интерес, попыток описания грамматического строя нанайского языка является работа А. Брылкина, напечатанная в качестве приложения к I тому Р. Маака (1861). Немалый вклад в изучение этого языка внесли собравшие ценный материал миссионеры А. и П. Протодиаконовы. В 1900 г. в гольдско-немецком словаре В. Грубе были изданы материалы по языку нанай и ульчей, записанные и обработанные К.И. Максимовичем (1827-1891). И.А. Доброловский зафиксировал небольшое количество образцов речи сунгарийских нанайцев, а также словарь и грамматические заметки. Некоторые из них опубликованы В. Котвичем в 1909 г. В 1906-07 гг. нанайские материалы во время экспедиций записывал К.Д. Логиновский. В 1933 г. в известной работе Л.Я. Штернберга был опубликован нанайско-русский словарь и краткая грамматическая заметка. В том же году издаются «Грамматические таблицы», составленные Т.И. Петровой. Печатаются две статьи А.Н. Улитина, в первой приводится текст сказки с грамматическим разбором, во второй делается попытка анализа самоназвания нанайцев. В 1935 г. Т.И. Петровой был опубликован краткий нанайско-русский словарь с приложением грамматического очерка. В 1941 г. вышел в свет «Очерк грамматики нанайского языка», написанный ею же. Проблемам нанайского языка были посвящены кандидатская и (опубликованная в двух томах) докторская диссертации В.А. Аврорина, им же написан ряд статей по этому языку. Много внимания уделял нанайскому языку и О.П. Суник. Специального описания удостоились некоторые нанайские диалекты – горинский (А.П. Путинцева), кур-урмийский (О.П. Суник), бикинский (Л.И. Сем). Вопросам нанайского фольклора посвящена работа М.А. Каплан (Каплан 1957). Исследованию родного нанайского языка посвятили свою жизнь С.Н. Оненко и Н.Б. Киле, оставившие немало интересных работ.

Образец нанайского текста

Дэхи морин

Эйи аси ǯуэркэ:н балǯихачи, эм боадо. Туи балǯи: туи би:, туи балǯи:доачиа-тани эǯини –тэнии. Долбо-гдал то:кои долбо-гдал эугуи тами. Бэйумбэ бэичи:, сиагойи ва:чаини-гоани. Асини-тани: туи ǯоогдо биини-гоани эмучкэ:н пиктэ-дэ: ана:л-да. Туи бими, туи балǯими эм модан-гола эǯини чими: то:кохани. Пуǯин-тэни:, тэи удэвэни, ǯо: до:вани о:сира: силкочигора:.

Записано С. Казамой от Н.Б. Гейкер (Казама 2002).

Перевод

Сорок лошадей

Муж и жена жили. Муж охотился с раннего утра до позднего вечера, в то время жена находилась в доме. Однажды после того, как муж вышел, жена вышла во двор, лошадь появилась. Лошадь сказала: «Опять прибыл дьявол, который убил вашего отца. Хотя нас было 40 лошадей, дьявол уже съел несколько из нас. Если он съест всех нас, то прибудет к вам. Поэтому, я думаю, мы с вами убежим. Скажите мужу так». Жена сделала отверстие в кастрюле, чтобы не забыть о том, что сказала лошадь.

Специалисты занимающиеся изучением языка

  • Столяров А.В. , к.ф.н. Зав. отделом Российского библейского общества. СПб., ул. Маяковского, 40. e-mail: [email protected]
  • Заксор Л.Ж. , преподаватель нанайского Института народов Севера. СПб., пр. Стачек, 30
  • Казама Синдзиро , Япония. Токио. Университет иностранных язков.

Добро пожаловать в словарь русский - Нанайский язык. Пожалуйста, напишите слово или фразу, которую Вы хотите проверить, в текстовом поле слева.

Недавние изменения

Glosbe является домом для тысячи словарей. Мы предлагаем не только словарь русский - Нанайский язык, но и словари всех существующиих парыязыков - онлайн и бесплатно. Посетите главную страницу нашего сайта, чтобы выбрать из доступных языков.

Translation Memory

Glosbe словари являются уникальными. На Glosbe вы можете увидеть не только перевод на язык русский или Нанайский язык: мы предоставляем примеры использования, показывая десятки примеров перевода предложений содержащих переведенные фразы. Это называется «память переводов» и очень полезно для переводчиков. Можно увидеть не только перевод слова, но и как оно ведет себя в предложении. Наша память переводов приходят в основном из параллельных корпусов, которые были сделаны людьми. Такой перевод предложений является очень полезным дополнением к словарям.

Статистика

В настоящее время у нас есть 220 переведенных фраз. В настоящее время у нас есть 5729350 переводов предложений

Сотрудничество

Помогите нам в создании крупнейшего русский - Нанайский язык словарь онлайн. Просто войдите и добавьте новый перевод. Glosbe является объединенным проектом и каждый может добавлять (или удалять) переводы. Это делает наш словарь русский Нанайский язык настоящим, так как он создается носителями языков, которые использует язык каждый день. Вы также можете быть уверены, что любая ошибка в словаре будет исправлена быстро, так что вы можете положиться на наши данные. Если вы нашли ошибку или вы сможете добавлять новые данные, пожалуйста, сделайте это. Тысячи людей будут благодарны за это.

Вы должны знать, что Glosbe наполняется не словами, а представлениями о том, что означают эти слова. Благодаря этому, за счет добавления одного нового перевода, создаются десятки новых переводов! Помогите нам развивать словари Glosbe и Вы увидите, как ваши знания помогают людям по всему миру.