Психология грубость. Как реагировать на хамство

Трудовой кодекс РФ не содержит статьи, предусматривающей увольнение за некорректное поведение сотрудника. Но что делать работодателю, если из-за хамского поведения, грубого отношения или скандалов сотрудника страдают клиенты, коллеги в конечном итоге общее дело? Это можно расценивать как нарушение трудовой дисциплины, за что увольнение уже будет правомерным.

Как провести увольнение хама законными способами, чтобы потом не возникло проблем с рассмотрением дела в суде, расскажем в этой статье.

Как расценить хамство с точки зрения ТК РФ

В трудовом законодательстве РФ нет специальных норм, которые бы предписывали сотрудникам «хорошее поведение» на рабочем месте. Это подразумевается как бы само собой. Однако поскольку грубость подразумевает субъективную оценку, документально зафиксировать ее нельзя.

Характер сотрудника и способы его общения – его личное дело до тех пор, пока они не вступают в противоречие с требованиями официальных документов, таких как:

  • должностные инструкции;
  • трудовые договоры;
  • внутренние нормативные акты организации;
  • Закон РФ.

С точки зрения трудового законодательства грубое поведение в зависимости от его формы и последствий правомерно квалифицировать как:

  • несоблюдение трудовой дисциплины, правила которой зафиксированных во внутренней политике фирмы (ст. 81 ТК РФ);
  • неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по вине сотрудника (ст. 192 ТК РФ).

ВАЖНО! Нарушение считается таковым с правовой точки зрения, если соответствующая норма была принята в письменном виде, а работник ознакомлен с нею, что зафиксировано его подписью.

Имеет значение, в какой сфере работает грубиян и к кому обращено его хамство. Например, несравнимо некорректное общение с клиентами в сфере обслуживания и диалоги между разнорабочими.

Возможные наказания за хамство на работе

Поведение, выходящее за рамки принятых норм, всегда влечет за собой последствия. Правовое поле предусматривает три возможных вида наказания, которые наниматель вправе применить к своим работникам:

  • замечание (устное);
  • выговор (с оформлением приказа);
  • увольнение как последняя дисциплинарная мера.

Ч. 5 ст. 189 ТК РФ позволяет в отдельных ситуациях применять и другие санкции к отдельным категориям персонала.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Степень наказания должна быть адекватна нарушению: так, неправомерно будет увольнение за единичное проявление хамства: с точки зрения ТК РФ одно нетяжелое дисциплинарное прегрешение – еще не повод для освобождения от должности.

Инструкция для работодателей: как уволить хама

Чтобы исключить возможность оспаривания увольнения и вынужденного восстановления грубияна в должности, работодателю рекомендуется соблюдать все пункты, подтверждая каждый свой шаг документально:

  1. Закрепите нормативное поведение сотрудников в локальном акте, трудовом договоре, должностной инструкции, Положении о внутреннем трудовом распорядке – задокументируйте дисциплинарные нормы.
  2. Ознакомьте весь персонал с правилами поведения под личную визу.
  3. Если недопустимое поведение привело к влиянию на рабочий процесс, необходимо составить акт, где зафиксировать нарушение дисциплинарной нормы. Основанием может быть отзыв недовольного клиента, информация из «жалобной» книги, докладная записка от линейного руководителя и др.
  4. При впервые допущенной грубости, брани, скандале и другом неприемлемом поведении от сотрудника можно ограничиться устным замечанием (строгим внушением).
  5. Письменно оформленная жалоба или повторный случай хамства – основание для дисциплинарного взыскания (ст. 81 ТК РФ).
  6. Начальство должно затребовать у провинившегося работника объяснительную записку. Если он ее не предоставляет в течение двух суток, составляется акт об отказе, который заверяется двумя подписями.
  7. Имея письменное свидетельство некорректного поведения и объяснения самого работника (или отказ от них), руководство выносит приказ о выговоре. С приказом следует ознакомить виновного, о чем нужно получить его подпись. Отказ от подписи также оформляется актом – это свидетельство добросовестности работодателя, ознакомившего сотрудника с приказом.
  8. ВАЖНО! В приказе следует упомянуть о неприятностях или ущербе, который нанесло грубое поведение работника: потеря клиента, минусы для репутации фирмы, ущерб производственному процессу и др.

  9. Сотрудник, имеющий действующее дисциплинарное взыскание, вправе оказаться уволенным при получении еще минимум двух: необязательно за хамство, провинность может быть любой, нарушающей требования нормативных актов. Достаточно даже нескольких опозданий.
  10. Повторный выговор за хамство приравнивается к неоднократному нарушению трудовой дисциплины, что является правомерным основанием для прощания с неподходящим сотрудником.

Не забудьте о важных нюансах

Первое, о чем следует помнить руководителю, оформляя подобное увольнение, — это сроки выговора. Взыскание может быть наложено не позже чем через месяц после допущения нарушения. Если за это время виновный ушел в отпуск или на больничный, сроки немного оттягиваются, но не дольше полугода.

Второе важное обстоятельство – наказание за проступок не может быть двойным. Если вы объявили скандалисту выговор, его уже нельзя, к примеру, лишить премиальных, и наоборот. Также нельзя уволить сотрудника, уже наказанного за проступок другим способом.

Хам-сослуживец: кто виноват и что делать

Нередко складывается ситуация, когда один сотрудник допускает неприемлемое поведение в отношении другого сослуживца. Обиженный просит защиты у начальства, а не получив ее, увольняется. Виновно ли в этом случае руководство?

С общечеловеческой точки зрения – возможно, поскольку внутренняя атмосфера является следствием отношения работодателя. Но с правовой позиции оснований для вины работодателя нет. Вина – это нарушение тех или иных законодательных норм. ТК РФ не требует от работодателя обеспечивать сотруднику комфортных психологических условий для работы.

Единственное исключение – это ст. 22 ТК РФ о требованиях к охране труда. Если хамство, направленное на конкретного сотрудника, стало причиной расстройства здоровья и это удастся доказать, компания может разделить ответственность по возмещению морального вреда. На практике в судебных инстанциях такие прецеденты крайне редки.

СПРАВКА! Проще взыскать ущерб с самого обидчика, но это уже компетенция Гражданского кодекса.

Далеко не всегда при столкновении с грубостью коллег или начальства стоит привлекать на помощь букву Закона. Для начала попробуйте найти причину подобного поведения, ведь понять – во многом значит пресечь в будущем. Чаще всего грубость в отношении других людей вызывается:

  • личными неприятностями обидчика;
  • желанием самоутвердиться, завистью;
  • стремлением защититься, часто еще до нападения;
  • жаждой внимания.

Есть несколько тактик поведения, отлично зарекомендовавших себя в подобных ситуациях.

При хамстве сослуживцев :

  • игнорирование – особенно помогает при грубости «энергетических вампиров», которым просто недостает внимания;
  • юмор – срезать обидчика шуткой может быть очень эффективно;
  • понимание – может быть, вы пожалеете несчастного грубящего человека, взглянув на ситуацию его глазами.

При хамстве начальника:

  • отключиться от формы, обратив внимание на содержание критики;
  • ни в коем случае не отвечать ответной руганью;
  • самоуважение – оно обычно не позволяет другому человеку грубить вам;
  • коллективное противостояние – если начальник постоянно допускает грубость по отношению к персоналу, можно обратиться к нему всем коллективом, ведь всех он не накажет и не уволит.

Показательное увольнение – не лучший способ борьбы с хамством, но если приходится применять эту сильнодействующую меру, лучше делать это правильно.

Если представить, что ты застрял на острове с дико-истеричным чуваком, который орет на тебя не по делу и все время чего-то требует, то наверное ты бы уже давно дал ему по роже, чтоб он успокоился. Метод конечно не плох, но этот тип точно не успокоится после твоей пилюли. Отложи насилие, давай мыслить правильно. Тебе нужно избавить этого мужика от желания быть грубым по отношению к тебе. Это не сложно, если знать несколько правил:

1. Помни, иногда ты тоже бываешь грубым

Может быть и не в этот раз, но вангуем, что точно был случай, когда ты был не прав и грубил своему собеседнику. И это не значит, что ты плохой человек. Так что в следующий раз, когда кто-то грубо с тобой обращается, помни, что он такой же как и ты. Он просто вспылил и это не значит, что теперь он хреновый человек.

2. Не принимай это на свой счет (даже если это личное)

Когда кто-то грубит и особенно, если он переходит на личности, то тебя это задевает. Но у тебя есть выбор, ты сам можешь решить, как тебе реагировать на подобные комментарии. Просто пойми для себя, что те личные оскорбления, которые он выплескивает на тебя, на самом деле, это его проблемы. Ему плохо и он пытается реабилитироваться за счет твоих провалов.

3. Узнай почему

Люди имеют свои собственные причины для грубости. Возможно, у него был плохой день. Возможно, он даже не понимает, насколько грубо он себя вел. Зачем гадать. Ты никогда не узнаешь точной причины, пока сам не спросишь у него. Просто спокойно спроси: «Я думаю, что это довольно грубо. Почему ты так со мной разговариваешь? » Ответ может тебя удивить.

4. Будь объективен и анализируй

Подумай о том, почему этот человек так себя вел? Был ли в этом смысл? Какая была причина? Так-так, ты напряг свои извилины, что весомого повода для таких истерик нет. Теперь можешь с довольной улыбкой его игнорировать. В тех редких случаях, когда присутствует логика легко уничтожить корень проблемы.

5. Не становись участником театральной постановки

Ты уже не можешь держать себя в руках и чувствуешь, что вот-вот сорвешься на этого упыря. Не надо. Если ты присоединишься к этой драме, это будет только нагнетать обстановку. Если ты имеешь дело с королем/королевой драмы, который создал эту перепалку специально, то, веди себя достойно. Не позволяй грубому поведению провоцировать тебя.

6. Просто уйди

Хамство безгранично, но если ты найдешь в себе силы и просто свалишь подальше от эпицентра истерических визгов, то мы пожмем тебе руку. Это самый быстрый и надежный способ избежать более грубого поведения и размусоливания скандала. Уйди, даже если он все еще говорит что-то тебе. Тем более, если это незнакомец, ты никогда не будешь иметь с ним снова дела. Если это друг или коллега, то скоро он поймет, что с тобой не стоит разговаривать грубо. В любом случае человек поймет, что вел себя не правильно.

7. Предложи помощь

Ну да, чаще всего грубость - это результат невоспитанности. Просто иногда человек, который грубит делает это потому, что он чем-то разочарован. Если в твоих силах помочь человеку решить его проблему, то предложи свою помощь. И скоро вместо бессмысленного срача из его уст начнет литься музыка благодарности.

8. Иногда грубость - это привычка

Некоторые люди ведут себя, просто потому что для них это естественное поведение. После того, как грубость становится привычкой, от этого уже сложно избавиться. Такого человека ничего не учит. Такого рода хамство не нужно принимать близко к сердцу. Это просто шаблон, который трудно разорвать.

9. Не пытайся изменить человека

Ты не можешь заставить его быть вежливым, если он хочет быть грубым. На самом деле, он станет вести себя еще хуже после таких разговоров. Иногда лучший вариант – это доказать, что в причинах его грубости — нет твоей вины. Теперь пусть он сам как-то решает эту проблему. Тебя это больше не касается.

10. Грубость против доброты

Не позволяй грубости завоевать твою территорию. Лучший способ избавиться от грубого поведения — оставаться доброжелательным, давая тем самым другому человеку возможность успокоиться. Скоро его поведение будет такое же, как и у тебя.

Главное, чтоб ты сам не взбесился, пока будешь успокаивать этого типа. У него есть все шансы заразить тебя истерикой. Но постарайся держать себя в руках, помни, что ты выше этого жалкого поведения. Настоящие мужики остаются невозмутимыми при почти любых обстоятельствах.

Светлана Румянцева

Проводя большую часть жизни на работе, хочется взаимопонимания и человечности в отношениях с коллективом. Желание понятное, но не всегда осуществимое. Хамство на работе – не редкость. Деловая этика поддерживается не всеми организациями. Переход на личности и грубое поведение бьет по самооценке сотрудника, переживания отвлекают от дел, работоспособность падает.

В чем причина хамства и как противостоять грубиянам? Вам предстоит освоить методы защиты и предотвращения неуместного поведения в коллективе.

Признаки нездорового коллектива

Грубость на работе во многих случаях является следствием неумелого управления. Люди в коллективе объединяются в единый организм. Поведение одного сотрудника влияет на работу остальных. Чтобы ответить на хамство, определите причину его появления. Начинать нужно с анализа рабочего климата.

Хамство расцветает там, где забыта деловая этика. Определить нездоровый коллектив просто. Его главные черты:

Безразличие сотрудников к работе, отношениям среди коллег, событиям в деловой жизни коллектива. Сказать грубость легко, если человек не уважает и не ценит коллег, подчиненных или начальство.
Нервозность и раздражительность. Появляется в коллективах с неэффективной организацией работы и отдыха. и грубость вырывается наружу.
Зависть к чужим успехам. В коллективе завистников и сплетников шепотки за спиной и явное хамство в лицо – обычное дело.
Отторжение новых членов коллектива. Застой оказывается гарантом стабильности. Новый сотрудник – это головная боль и вестник перемен. Проще задавить новичка грубостью.
Перекладывание ответственности. В случае неприятностей, члены коллектива сваливают вину друг на друга, пробуждая агрессию в своих рядах.
Тяжелые отношения с руководителем. Начальник задает вектор делового общения. Если он грубит подчиненным, то в рядах сотрудников сложится неблагоприятная психологическая обстановка.

В подобной ситуации единственный эффективный выход – это лечение коллектива. Противостоять толпе в одиночку не выйдет, она снесет и задавит смельчака. Если вам дорога работа и должность, придется принять звериные законы и заняться укреплением нервной системы. Когда терять нечего, действуйте: переведитесь в другой отел, займитесь поиском новой работы.

Причины хамства

Хамство – это грубое, резкое и неуместное поведение. У каждого человека свои критерии оценки. Бывалый вояка примет жесткое замечание, как норму, в отличие от чувствительной барышни. Прежде чем совершать необдуманные поступки, присмотритесь к грубияну внимательнее. Определите, какие скрытые мотивы им движут.

Желание выделиться

Страдающий дефицитом внимания человек старается завоевать его любым способом. Не имеет значения, получит он поддержку и одобрение, или будет осужден коллективом. Внимание – это единственная цель грубого поведения.

Самоутверждение

Унизив человека грубым высказыванием, хам пытается . Хамский диалог он воспринимает, как сражение за право быть сильнейшим. Движущая сила этого человека – комплекс неполноценности.

Грубость – это выход напряжения. Нервная система изнашивается, слабеет самоконтроль и негатив выливается на окружающих. Один резкий выпад не стоит пристального внимания. Но человек, постоянно, представляет опасность для коллектива.

Завышенная самооценка

Держите себя в руках. Грубость в ответ на хамство не делает вас героем. Считайте это проверкой на выносливость. Медленно вдохните и выдохните. Сосчитайте до 10. Подумайте о вкусном ужине и любящем супруге дома. Отвлекитесь от раздражающих действий грубияна. Решение придет само.

Говорите только после наступления паузы. Не останавливайте хама. Пусть выговориться.

Ориентируйтесь на ситуацию. Поспешные выводы сыграют против вас. Универсальных действий в борьбе с грубостью нет. Вам придется подумать. Не бойтесь промедления. Сделайте паузы театральными и волнующими. Развивайте чуткость. Чем тоньше вы чувствуете человека, тем точнее будет ответ.

Не забывайте о позитиве. Улыбка обезоруживает.

Профилактика: как предотвратить хамское поведение окружающих на работе

Действенной профилактикой против хамов станет уверенное поведение в обществе и умение преподносить себя.

Не показывайте неуверенность

Когда человек верит в себя, он лишает хама возможности задеть его чувства. Уверенные люди редко становятся мишенями для грубиянов. Научитесь скрывать робость в присутствии коллег и начальника.

Не переходите границы личного и делового общения

Помните о социальных ролях. Обсуждая на работе личную жизнь, вы открываете слабые места. Вас проще задеть. Это не значит, что нельзя налаживать дружеские отношения с коллегами. Вы должны разграничить сферы общения и определить меру. Излишняя скрытность страшна так же, как полная открытость.

Больше профессионализма

Знающего специалиста задеть сложнее, чем неумеху. Если вы испытываете сложности с выполнением рабочих обязанностей, решите их как можно скорее. Создайте образ компетентного специалиста и ценного работника.

Уважайте коллектив

Помните о стихии массы. Уважая ценности и правила коллектива, вы займете достойное место сред коллег и получите поддержку в сложной ситуации. Грубияны любят белых ворон.

Какую бы вы ни выбрали стратегию, сохраняйте человечность в своем сердце. Грубияны тоже люди, какими бы плохими они ни казались.

21 марта 2014, 15:25

Продавщица в продуктовом магазине в очередной раз нахамила, когда вы попросили проверить срок годности молока? А сотрудница паспортного стола повысила голос, лишь услышав ваш вопрос: «Где я могу найти образец заполнения заявления»? Что ж, невоспитанных, озлобленных и бестактных людей вокруг пруд пруди. Иногда даже кажется, что их гораздо больше, чем вежливых и адекватных. Именно поэтому последним приходится учиться выживать в этом океане грубости и агрессии.

В психологии это явление окрестили синдромом вахтера. И не случайно, поскольку именно мелкие сошки чаще всего пытаются воспользоваться своей маленькой властью и самоутвердиться за счет хоть немного зависимых от них людей. Гардеробщик может принести вам куртку сразу, а может и заставить простоять в ожидании несколько минут, добавив под конец: «Ходють тут всякие, посидеть спокойно не дают». Вахтер может пропустить, а может устроить допрос с пристрастием и выдать в итоге, что «пущать» вас не станет. И самое «завидное» положение у работников паспортного стола и ЖЭКа: захотят — устроят вам бюрократическое хождение по мукам, а когда вы соберете тучу бумажек с важными подписями, выдадут: «Это неверно, это не так. Вы вообще читать и писать-то умеете?». И отправят на повторную прогулку по всем девяти кругам ада.

С хамством со стороны «власть имущих» мы сталкиваемся буквально каждый день, и проблема даже не в том, что нас оскорбляют, а в том, что мы не знаем, как вести себя в подобной ситуации. Вступить в бессмысленную перепалку — и тебя хабалкой посчитают. Промолчать — подчиниться и признать поражение. Кажется, что выхода нет. Но это не так.

Именно мелкие сошки чаще всего пытаются воспользоваться своей маленькой властью и самоутвердиться за счет хоть немного зависимых от них людей.

«Чего кричим?»

Для начала разберемся в причинах, по которым вахтеры, продавцы и гардеробщицы надевают корону и решают, кого казнить, а кого миловать.

1. Психологи утверждают, что все дело в стремлении стать большим боссом и раздавать поручения подчиненным. Наверное, каждая из нас в детстве мечтала кем-нибудь командовать. Для начала мы устанавливали свои порядки в семье, когда бросались на пол в магазине игрушек и с рыданиями требовали купить дорогущую куклу. Затем мы пытались «строить» подружек по двору и в школе, а потом выросли и устроились на работу. Правда, далеко не все теперь занимают руководящие посты, а покомандовать и продемонстрировать собственную важность все равно хочется.

2. Еще одна причина — неудовлетворенность жизнью. Как правило, у «начальников шлагбаума» маленькая зарплата, скучная жизнь, они голодают в эмоциональном плане. Они целыми днями сидят на одном месте и либо недоверчиво смотрят на проходящих мимо посетителей, либо повторяют им одно и то же по 50 раз на дню: «Возьмите эти бланки, оплатите госпошлину там-то, подпишите у того-то, приходите через две недели». Было бы удивительно, если бы такие люди с улыбкой делали нам комплименты, ведь куда «питательнее» (вспомните про эмоциональный голод) нагрубить, обидеть, оскорбить.

Как себя вести?

1. Хамить в ответ не стоит. Все дело в том, что именно этого и ждут от вас «вахтеры». К сожалению, грубияны намеренно (хотя и неосознанно) доводят окружающих до белого каления, поскольку хотят, чтобы те признали сам факт их существования, обратили на них внимание. Так уж сложилось, что негативную эмоцию нам получить гораздо проще, чем позитивную — вот они и получают хоть какую-то.

2. Подружитесь с «маленьким начальником». Как бы сильно вы ни сердились на свою консьержку за то, что она постоянно делает вам замечания, придется взглянуть правде в глаза и понять, что у этой пожилой женщины не все так хорошо. Она целыми днями сидит в маленькой комнатке за мизерную зарплату, потому что ей нужны эти деньги. И ей было бы гораздо приятнее поддерживать с жильцами добрые отношения, а не собачиться из-за ерунды. Сделайте первый шаг: начините здороваться, интересоваться ее самочувствием, подарите шоколадку на какой-нибудь праздник, и вы увидите, что озлобленность куда-то исчезает.

3. Не пререкайтесь с крепышами на фейс-контроле в клубе. Это бессмысленная затея, поскольку такое «начальство» всегда право. Единственная возможность поставить охрану на место — достать из кармана телефончик их начальства и по совместительству вашего друга. Если такого нет, то ищите другое место для развлечения.

Задавайте свой вопрос несколько раз до тех пор, пока не получите вразумительный ответ.

4. Вежливо стойте на своем. Если речь идет об упертой женщине в регистратуре поликлиники или об уже упомянутых сотрудницах паспортного стола, которые явно пытаются вас «отфутболить», то в общении с ними придерживайтесь тактики упертого, но вежливого барана. Задавайте свой вопрос несколько раз до тех пор, пока не получите вразумительный ответ. Во-первых, вежливость несколько обескураживает хамоватых работников подобных структур. Во-вторых, как бы сильно они ни хотели быстренько от вас отделаться, по долгу службы им все-таки придется ответить на заданный в десятый раз вопрос.

5. Пожалуйтесь начальству. Если грубиян явно перегибает палку, а отступить не представляется возможным, то смело обращайтесь к его начальству. Да, ябедничать нехорошо, но должна же быть хоть какая-то управа на тех, кто в конец распоясался и не желает снимать бутафорскую корону. Иногда помогает только такой метод.

Грубость как качество личности – склонность проявлять отклонения от вежливости, различные формы жесткости в отношениях, черствости, неучтивости, своего рода душевной близорукости.

Грубость применительно ко всему, где упоминается это понятие, представляет собой отклонение от определенного стандарта или мерки. Например, грубая доска – значит, не обработанная, не обструганная и не отшлифованная, то есть не соответствующая нашим представлениям о стандартной доске. Грубые черты лица опишем на примере Собакевича – героя поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». Природа, создавая его лицо, «рубила со всего плеча: хватила топором раз — вышел нос, хватила другой — вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет…». В массовом сознании существует представление, какое лицо можно считать симметричным и правильным. Отклонение от стандарта делает его грубым, как в случае с Собакевичем. Иными словами, грубость это всегда какая-то недоделанность, неотесанность, необработанность, неотшлифованность, необтертость, то есть отклонение от определенного нашими представлениями стандарта. Чем больше отклонение, тем больше грубость.

Под стандартным поведением обычно мы понимаем вежливое поведение, соответствующее определенным нормам, общественным предписаниям и условностям. Грубость во взаимоотношениях – это отклонение от вежливости. Хамство, как и грубость, тоже отражает отклонение от вежливости. Оба понятия противоположны вежливости, но существует несколько различий, придающих отклонению качественно иной рисунок. Грубость не направлена на умышленное причинение вреда людям, на унижение человеческого достоинства, намеренное оскорбление собеседника. Зло для грубости не цель, хотя часто является ее следствием. Грубость, как правило, служит ответной или защитной реакцией на определенные обстоятельства. В отличие от грубости хамство преступает все мыслимые и немыслимые моральные нормы. Парадокс, но хамство может нарядиться в одежду вежливости: вежливыми словами можно нахамить куда более действенно, чем прямолинейной грубостью. Зачастую хамство получает удовольствие от унижения другого человека. Оно обожает безнаказанность и анонимность. Обгадить подъезд, сказать мерзости по телефону незнакомому человеку, унизить в интернете других пользователей – это почерк хамства. Грубость любит непосредственный контакт с людьми или ситуациями. Любопытно, что в ханжеской, чопорной, манерной среде такие качества как честность и искренность будут выглядеть грубостью и даже хамством. Все зависит от моральных устоев общества.

Наглость, нахальство и бесцеремонность не могут соизмеряться по шкале вежливости. Как говорится, мухи отдельно, котлеты отдельно. Наглость соизмеряется со скромностью, нахальство со стыдом, а бесцеремонность с церемонностью. У дерзости в отличие от грубости вообще другая ориентация. Дерзость всегда направлена на значительно превосходящую ее силу. Грубость и хамство обычно направлены на слабость. Когда объясняют причины грубости нервным срывом, усталостью или раздражением хочется спросить: «А почему ваши нервы выдерживают, когда вы встречаетесь с силой? Почему вы скрываете раздражение перед начальником?»

Надо понимать, что вежливость, как точка отсчета степени грубости, понятие относительное. В высококультурной семье одно понимание вежливости, а если в первичной ячейке общества языком общения становятся нецензурные выражения, то и понимание грубости здесь размыто. Грубость, как и вежливость, – понятие относительное. Представим, что мы находимся в одной из клеток среди гладиаторов во внутренних помещениях Колизея. В соседней клетке мечется перед боем наш будущий соперник, и мы обращаемся к нему: «Глубокоуважаемый, милостивый государь. Будьте любезны оказать мне милость – улыбнуться». – «Издеваешься, скотина? Грубишь? Недолго тебе осталось грубить», — отвечает он. Как видим, в зависимости от обстоятельств вежливость может восприниматься как грубость. В преступном мире, где действует принцип «Не верь, не бойся, не проси» грубость также естественна и гармонична, как чужда и противоестественна вежливость.

Грубость обязательно должна понимать следующее. Каждое произносимое нами слово должно быть приветливо, спокойно и благосклонно. В слове сфокусирована огромная сила. Недооценивать энергетику слова – большая глупость, которая чревата печальными последствиями. Грубость, какую бы природу она не имела, ведет к разрушению счастья, страданию и боли. Грубая речь неизбежно ведет к страданию. Грубость и умиротворение не уживаются. Грубиян лишает себя возможности жить в гармонии с самим собой и с внешним миром. Когда в человеке отсутствует умиротворение, счастье невозможно. Можно сказать человеку крайне неприятные вещи, даже смертный приговор, и не обидеть его, если слова произнесены в спокойном, приветливом тоне. Обижаются не на то, что сказал, а на то, как сказал, каким тоном. На степень грубости влияет, прежде всего, тон. Плохой тон означает насилие. Человек думает, раз он говорит таким грубым тоном, со злостью и раздражением, значит, и то, что он говорит не справедливо и не правдиво. Раз он говорит грубо, значит, не прав. Рождается конфликт.

Грубость также должна знать, что наше подсознание все произносимые слова в чужой адрес воспринимает на свой счет. Оно не понимает местоимения «он», «она», «они». Грубиян, оскорбляя других, на самом деле оскорбляет самого себя и тем самым разрушает свою самооценку, уничтожает свое Я. Какой организм выдержит, если его постоянно унижают, оскорбляют и обзывают? Почему домашние животные так благотворно влияют на наше здоровье? Секрет прост – каждый день к вам подходит собака, и вы гладите ее, приговаривая: «Хороший мой. Умный. Молодец». Ваше подсознание улавливает, что вы хороший, умный и, к тому же, молодец.

Неотесанный мужлан Собакевич явно не дружит со шкалой вежливости. Его грубость прихлопнула вежливость, как надоевшую муху. Председатель у Собакевича - «такой дурак, какого свет не производил»; губернатор - «первый разбойник в мире… и лицо разбойничье»; «дайте ему только нож да выпустите его на большую дорогу - зарежет»; «он да ещё вице-губернатор - Гога и Магога». Полицеймейстер - «мошенник, продаст, обманет, ещё и пообедает с вами». Обобщая своё суждение о чиновниках, он говорит: «Это всё мошенники; весь город там такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы. Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья».

Такой человек как Собакевич грубит в силу свойств своей натуры. Он не научился высказывать свои соображения в приличной благопристойной форме. Зачастую люди грубят для повышения самооценки. Иногда грубость рождается из желания добиться уважения своих приятелей и признания силы окружающими, а иногда из подражания грубому поведению своих литературных или киногероев. Грубость может быть следствием уродливых стереотипов мышления и условий жизни, в которых она также уместна, как вода, еда и воздух. А иногда причины вовсе банальны – недавняя ссора с другом, проблемы в семье, неприятности на работе или хроническая болезнь.

В медвежьей грубости Собакевича отсутствует всякая стеснительность. При госте во время обеда он обвиняет повара: «Купит вон тот каналья-повар, что выучился у француза, кота, обдерёт его, да и подаёт на стол вместо обеда». Грубость не желает считаться ни с чувствами других людей, ни с особенностями обстоятельств. Собакевич неотесан, как полено, он уверен, что солнце встает ради него, что жизнь остановится без его опеки.

Собакевич, как природный грубиян, ощущает свое превосходство над другими помещиками. Что уж говорить о простых крестьянах? Из ощущения собственного превосходства вырастает пренебрежение ко всему живому. Стоит единожды подчиниться грубости, и капкан превосходства и подчинения защелкивается. Наступление грубости продолжается, несмотря на то, что вы и так в капкане. Грубость разрушает достоинство человека, находящегося в капкане подчинения. Волк, попавший в капкан способен отгрызть себе лапу. Так и человек, доведенный «до ручки», предпринимает отчаянные попытки освободиться. Накал страстей настолько велик, что нередко заканчивается трагедией. Иными словами, когда отклонение от вежливости превышают разумные пределы, значит, быть беде. Избыточная безудержная грубость не может проходить беспрепятственно. Относитесь к грубости как к абсурду убогого, не сознающего себя существа. Вы ж не будете злиться на попугая, который крикнет: «Дура». Грубость другого человека нас трогает ровно настолько, сколько ее содержится у нас внутри. Святого человека не трогает грубость, хамство и нахальство других, потому что эти качества у него отсутствуют. Грубость любит демонстративность, поэтому разумно не обращать на нее внимания. Спокойное поведение, снисходительность и юмор могут нивелировать грубость.

Если друг оказался вдруг и не друг и не враг, а так… Так – это не про друга грубияна. Вежливый друг сто раз подумает сообщать вам о надвигающихся неприятностях, уместно ли предупредить вас о чем-то или о ком-то. Соблюдая приличия, предупредительный вежливый друг видит дружбу через призму условностей, норм поведения, этикета. За бортом дружбы остаются «души прекрасные порывы», искренность, непосредственность и открытость отношений. Во главу угла дружбы поставлена вежливость. У грубости совсем иная диспозиция. Если она приняла вас таким, какой вы есть, то будет защищать как самою себя. Дружить, так дружить, то есть бескорыстно заботиться о друге – это незыблемый принцип грубости в дружбе.

Вместе с тем никакая мужская грубость не может сравниться с силой грубого слова женщины. Не секрет, что женщины в несколько раз лучше мужчин умеют концентрироваться на чувствах. Почему женщины предпочитают лучше поругаться с мужчиной, чем с женщиной? Мужское грубое слово поверхностно, в нем мало разрушительной энергии. «К нам приезжает моя мама», говорит жена. — «Какого?» — «Числа?» — «Хрена» — «Как ты можешь так грубо говорить со мной о моей мамочке? Мы все-таки леди», — кричит жена. «Я вас, ледей, давно знаю», — отвечает супруг. Совсем другой коленкор, когда жена спокойно, с ледяным выражением лица говорит мужу: «Сволочь». Порой достаточно одного грубого женского слова, чтобы поразить наповал грозного мужика. Ее грубость бьет прямо в сердце. Иными словами, женская грубость вызывает на шкале вежливости панику.

Грубость в женщине отрицает женственность и возносит враждебность, обидчивость и воинственность. Женщина с проявленной грубостью видит окружающий мир как поле брани. Мужчина с проявленными мужскими качествами, уважая свою мужскую природу, не опустится до поединка с такой женщиной, поэтому их дороги не могут пересечься. Удел грубости в женщине встретить грубость в мужском ничтожестве. Два сапога – пара. Подобное притягивает подобное. Грубость на грубость дает грубость в квадрате. Эту «веселую» семейку будут знать все соседи и участковый. Местные собаки будут с интересом перенимать у них опыт, как мастерски облаивать пришлых собак.

Петр Ковалев