Дайте оценку природных ресурсов русской равнины. Билеты по географии

Природные ресурсы Русской равнины Презентация учителя географии Кневицкой основной школы Балалайкиной Натальи Александровны Русская равнина богата разнообразными природными ресурсами. Равнинный рельеф, благоприятные климатические условия, плодородные степи и обширные леса способствовали ее заселению и освоению с давних времен. Сейчас здесь проживает около 60% населения России, находится большая часть городов и рабочих поселков, густая сеть шоссейных дорог. Здесь расположена столица нашей Родин - Москва. Карта Полезные ископаемые В недрах равнины находятся месторождения Железа (КМА), каменного (Печерский бассейн) и бурого (Подмосковный бассейн)углей, апатиты Кольского полуострова, поваренные соли озера Баскунчак. Между Волгой и Уральскими горами, а также на северо-востоке равнины добывают нефть. Большинство месторождений расположено в хорошо освоенных районах. Это повышает их ценность. Задание. Найдите на карте перечисленные месторождения полезных ископаемых. Последствия добычи полезных ископаемых. При добыче полезных ископаемых происходит нарушение земель, уничтожение их плодородного слоя, создаются новые формы рельефа. При шахтном способе добычи полезных ископаемых большие площади занимают отвалы пустой породы. В районах открытой разработки на поверхности земли образуются карьеры Иногда это обширные котлованы глубиной 100-200м и более. Много нарушенных земель в Подмосковном бассейне, в районах разработок строительного сырья и торфа. Восстановлению ценности этих нарушенных земель (их рекультивации) сейчас уделяется большое внимание. На их месте создаются водоемы. Они возвращаются в сельско- и лесохозяйственное использование. Для густонаселенных районов Русской равнины это имеет особенно большое значение. Водные ресурсы Реки Русской равнины богаты электроэнергией. На них созданы каскады гидроэлектростанций. Воды волги и Дона используются для орошения полей в степной зоне. Многие реки соединены каналами, обеспечивающими судоходство. Так, Москва, расположенная на сравнительно небольшой реке, стала портом пяти морей. Задание: найдите на карте европейской части страны каналы им. Москвы, Волго-Донской, Волго-Балтийский и Беломорско-Балтийский. Лесные ресурсы В лесах Русской равнины ведется заготовка древесины. В связи с тем, что леса вырубаются уже не одно столетие, во многих центральных и западных районах состав древостоя сильно изменен. Появилось много вторичных мелколиственных лесов. Значительно сократились площади лесов в южной тайге, в зоне смешанных и широколиственных лесов. Почвенные ресурсы На Русской равнине сосредоточены основные площади самых плодородных почв нашей страны – черноземов. Они почти полностью распаханы. В степной и лесостепной зонах на этих почвах выращивают пшеницу и кукурузу, сахарную свеклу и подсолнечник, просо и другие культуры. Велики площади пахотных земель и в лесных зонах. Здесь выращивают рожь и ячмень, картофель и пшеницу, лен и овес. Для дальнейшего подъема сельского хозяйства в этих зонах, где агроклиматические ресурсы благоприятны для сельскохозяйственного производства, а почвы не достаточно плодородны, необходимо проведение комплекса мелиораций. Проблемы использования природных ресурсов. Проблема Нечерноземья связана с использованием природных ресурсов этого региона, прежде всего с развитием сельского хозяйства в нем. Почвы здесь не столь плодородны, как черноземы, однако почвенные и агроклиматические ресурсы позволяют выращивать рожь и ячмень, лен и картофель, овощи и овес, кормовые травы. Лесные и пойменные луга – хорошие сенокосы и пастбища для скота. Однако сельскохозяйственной продукции производится здесь сейчас недостаточно. Пути решения проблем. Для дальнейшего развития сельского хозяйства Нечерноземья необходимо рациональное использование и улучшение (мелиорация) земель, строительство дорог и улучшение условий жизни людей. Основным видом мелиорации является осушение избыточно увлажненных земель. Наряду с осушением требуется внесение удобрений и известкование почв, местами орошение и борьба с эрозией почв, уборка камней и раскорчевка древесно-кустарниковой растительности, снегозадержание и регулирование снеготаяния, укрупнение полей и улучшение их формы. Проблемы использования природных ресурсов. На значительной части территории природа Русской равнины сильно изменена деятельностью человека. Особенно большие изменения произошли в лесостепной, степной зонах, в смешанных и широколиственных лесах и в южной части тайги. Человек не только свел коренные леса и распахал целинные степи, но и насадил лесные полосы в степи, создал пруды и водоемы в верховьях балок, водохранилища на крупных реках, построил города и транспортные магистрали, восстановил численность лесной куницы и расселил бобра. С целью сохранения участков неизмененной или мало измененной природы, типичных и редких природных объектов (растений, животных, геологических объектов, ПТК) создаются заповедники.

Тема: «Природные ресурсы Русской равнины и

проблемы их рационального использования».

Цели и задачи: Углубить и расширить знания учащихся о природных

ресурсах Русской равнины (видах и их размещении).

Рассмотреть проблемы рационального использования

природных ресурсов.

Определить экологические проблемы русской равнины и

пути их решения.

Оборудование: Карты – физическая, тектоническая, природных зон,

карта Восточной-Европейской равнины, атласы.

Ход урока

I Организационный момент.

II Повторение. Проверка домашнего задания.

1.Работа с контурными картами -3 ученика.

2. Работа с вопросами учебника.

3. Характеристика природных комплексов.

4. Характеристика памятников природы

а) Карелия;

б) Валдай;

Русская равнина имеет благоприятные природные условия. Вспомните, какие это условия?

· Равнинный рельеф;

· Умеренно-холодная зима;

· Теплое лето;

· Плодородные почвы;

Из-за благоприятных условий равнина давно осваивается, здесь находится большая часть городов России, живет 60% населения, проложены ж/д, образующие густую транспортную сеть. Очень сильно развита промышленность, которая использует огромное количество природных ресурсов.

Тема урока: Природные ресурсы Русской равнины (в тетради).

Что называется природными ресурсами?

· Ресурсы, которые находятся в недрах земли и на земле и используются человеком в хозяйстве.

Какие виды природных ресурсов вы знаете?

· Полезные ископаемые (минеральные);

Полезные ископаемые – это минеральные образования земной коры, которые человек использует в хозяйстве.

Учитель географии первой

квалификационной

П. г.т. Камское Устье 2007

Итоговое тестовое задание по географии России в 8 классе.

Тексты тестов взяты из сборника тестов «География. Тесты».авторы, . Казань, Издательство «Магариф», 2003.

I вариант 2 вариант

1.стр.3 №2 1.стр.4 №2

2.стр.7 №1 2.стр.8 №1

3.стр.11 №2;3 3.стр.12 №2

4.стр12 №7 4.стр.13 №3,7

5. стр.18 №2;4 5.стр.20 №2,4

6. стр19 №9 6.стр.21 №10

7.стр.25 №2;3 7.стр.27 №2,3

8.стр.26 №7 8.стр.28.№8

9.стр.33 №2 9.стр.34 №2

10.стр.37. №2 10.стр.38 №2

11.стр.41 №1 11.стр.41 №2

12.стр. 45 №1 12.стр.45. №2

13.стр. 49 №3 13.стр.50 №4

14.стр.53 №2 14.стр.54 №2

3 вариант 4 вариант

1. стр.5 №2 1.стр.6 №2

2. стр.9 №1 2.стр.10 №1

3. стр.14 №2,3 3.стр.16 №3

4. стр.15 №9 4.стр.17 №7,9

5. стр.21 №2 5.стр.23 №1,2

6. стр.22 №3,4 6.стр.24 №10

7. стр.29 №2,3 7.стр.30 №2

8. стр.30 №8 8.стр.31 №7,8

9. стр.35 №5 9.стр.36 №3

10. стр.39 №2 10.стр.40 №4

11. стр.42 №1 11.стр.43 №1

12. стр.47 №1 12.стр.48 №1

13. стр.51 №1 13.стр.51 №2

14. стр.55 №2 14.стр.56 №2

География. Начальный курс географии.

Профильный уровень

11класс. 102часа

Составил

Утверждаю:

зам. директора

пгт Камское Устье

Камскоустьинская средняя общеобразовательная школа

Основы экономической теории.

Профильный уровень

10класс. 102часа

Календарно-тематическое планирование

Составил

Утверждаю:

зам. директора

пгт Камское Устье

Камскоустьинская средняя общеобразовательная школа

Камско-Устьинского района Республики Татарстан

Экзаменационные билеты по географии за курс основной школы

9класс

Составил

Утверждаю

Директор

Камское Устье 2008

Билеты по географии

1. Роль географической науки в решении важных проблем развития страны. Необходимость комплексного географического изучения страны.

2. Национальный состав населения страны. Основные языковые семьи и группы, их размещение.

3. Определение по климатической карте и объяснение различий климата в районах городов Сочи и Владивостока.

1. Методы географических исследований и основные источники географической информации.

Географические различия в хозяйственной деятельности населения России (привести конкретные примеры) Определение по карте факторов, оказавших Влияние на размещение предприятий чёрной металлургии (по выбору учителя)

1. Россия на карте мира. Географическое положение, размеры территории, границы, соседние государства.

2. Культурно-исторические особенности народов России. Основные религии, распространённые в стране.

3. Характеристика по картам географического положения одного из регионов России (по выбору учителя)

1. Понятие географического положения. Особенности природы, населения и хозяйства Отдельных территорий России. (привести примеры)

2. Топливно-энергетический комплекс: состав, значение в хозяйстве, проблемы развития. ТЭК и проблемы охраны окружающей среды .

3. Определение по топографической карте направлений и расстояний.

1. Часовые пояса на территории России. Местное и поясное время.

2. Топливная промышленность: состав, размещение главных районов добычи топлива, проблемы развития. Топливная промышленность и проблемы охраны окружающей среды.

3. Определение по карте факторов, оказавших влияние на размещение химического предприятия (по выбору учителя)

Тема: Ледники .

Цель: 1. Дать представление о ледниках, о его видах.

2. Показать условия образования ледников.

3. Рассказать о практическом значении ледников.

4. Научить определять по карте, с помощью условных знаков,

местоположение горных и покровных ледников.

Оборудование: физическая карта полушарий, атласы, картины «Горные ледники», «Материковый лёд и образование айсбергов », «Профиль ледникового покрова Антарктиды», видеофрагмент «Ледники».

Ход урока

I Актуализация.

1. Какие оболочки Земли мы знаем?

2. Какие из них мы уже изучили?

3. Что такое гидросфера?

4. Из каких частей состоит гидросфера?

5. Что относится к водам суши?

6. В каких состояниях бывает вода в природе,?

7. Какой воды больше пресной или солёной?

II Изучение нового материала.

Мы с вами продолжаем изучение гидросферы. Сегодня будем говорить ещё об одном виде вод суши, которая встречается в природе в твёрдом состоянии и бывает пресной – это ледники. (на доске тема урока )

Ледники это не тот лёд, который образуется зимой на реках и озёрах. Лёд на них это замёрзшая вода. А ледники образуются в результате накопления льда. Снег не успевает растаять, скапливается, прессуется и таким образом, образуются ледники.

Почему не всегда образуются ледники?

Какие нужны для этого условия?

Ледники бывают. (схема на доске)

DIV_ADBLOCK128">

Горные ледники образуются высоко в горах, где температура воздуха низкая и снег не успевает таять. Линию, выше которой выпавший снег не успевает растаять, называют снеговой линией. Она меняется с продвижением от экватора к полюсам.

Например на вл. Килиманджаро в Африке снеговая линия находится на высоте 5000 м. (находим по атласам этот вулкан ). На Кавказских горах выше 3000м (найдём в атласах).

Демонстрация картин горные ледники.

Горные ледники можно сравнить с рекой, они имеют область питания. Обладают пластичностью, движутся. При движении переносится большое количество разрушенных горных пород, которые называются мореной.

Виды морен:

· Конечная морена;

· Боковая морена.

Виды горных ледников:

· Как шапки на вершинах

· В углублениях, на склонах

· В горных долинах

Пример ледник Федченко на Памире (находим по атласам этот ледник ) и смотрим рисунок в учебнике. Это горно-долинный ледник, длина 71 км, ширина от 1700 до 3100 м, на этом леднике находится метеорологическая станция.

Ещё один большой ледник на Аляске – Сьард-Маласпина, длина до 100 км, ширина 25 км. Все горные ледники составляют всего 1,5 % от всех ледников, но они имеют огромное значение. Какое мы узнаем чуть позже.

Покровные ледники

Покровные, значит что-то покрывают. Давайте вспомним, есть ли на Земле территории, сплошь покрытые льдами. Конечно же, это материк Антарктида и самый большой остров на Земле Гренландия. (работа с картой и атласами ).

На Антарктиде объём льда достигает 24 млн. км2, и лишь побережье свободно ото льда(0,2-0,3%). Ледник на материке расположен куполообразно. Средняя её толщина достигает 1720 м., наибольшая 4300 м.

Демонстрация картины «Ледниковый покров Антарктиды».

Температура на материке средняя равна, самая низкая до -89,20. Постоянных жителей нет, только научно-исследовательские станции.

В Гренландии объём льда достигает 2,6 млн. км2, средняя мощность льда 2300м, а максимальная 3400м. Есть постоянное население. Климат мягче и растительный мир богаче, разнообразней.

Когда покровные ледники стекают от центра к периферии, они отламываются. Громадные ледяные горы до 45 км шириной и 100км длиной с грохотом падают в воду, образуются айсберги. 90% массы айсбергов находится под водой.

Демонстрация картины «Материковый лёд и образование айсбергов».

Отрывок: «Золотые лучи солнца прорвались сквозь облака и заиграли синими, зелёными и жёлтыми блёстками на изборождённых стенах айсбергов. Волны переливались через их подводные отроги, взлетая разноцветными пенистыми брызгами. В причудливых очертаниях ледяных гор мы отличаем, то сказочные замки, то высокие зубчатые башни, грозные и неприступные. Казалось мы перенеслись в мир фантазии и редкостной красоты».

Действительно айсберги очень красивы, но вместе с тем они представляют большую опасность для судов.

Так в 1912 году пассажирский пароход «Титаник» столкнулся с айсбергом. Образовалась огромная пробоина и пароход сломавшись пополам сразу пошёл на дно, лишь небольшой части пассажиров удалось спастись. (можно дать сделать сообщение ученику). Сейчас айсберги легко обнаруживаются даже в тумане с помощью приборов на корабле.

Все покровные ледники на Земле составляют 98,5% от всех ледников. В них сосредоточено до 90% пресной воды. Хотя они имеют такой большой процент от всех ледников, значение их невелико.

А вот горные ледники, как мы уже говорили, имеют большое практическое значение. Они питают реки, которые начинаются в горах и несут свои воды на те территории, где очень мало влаги. Например, реки Сырдарья и Амурдарья (находим их по атласам) начинаются в горах, их воды полностью берутся на орошение.

Ледники сейчас транспортируют, например Саудовская Аравия . Один большой айсберг содержит в себе столько воды, сколько годовой сток одной реки.

Демонстрация фрагмента видеофильма «Ледники».

III Закрепление

1. Что такое ледники, как они образуются?

2. Какие они бывают, привести примеры.

3. Каково практическое значение ледников?

Выводы урока

· Ледники являются компонентами вод суши, составной части гидросферы.

· Горные ледники питают реки засушливых районов неся влагу полям.

IV Домашнее задание параграф «Ледники» прочитать, выписать в тетрадь новые термины и объяснить их.

Экономика России" href="/text/category/yekonomika_rossii/" rel="bookmark">экономики России .

2. Изучить состав комплекса, выяснив его значение в экономике страны.

3. Рассмотреть основные типы предприятий металлургического комплекса, их характерные черты и особенности.

4. Познакомить учащихся с особенностями размещения предприятий металлургического комплекса.

5. Сформировать у учащихся представление о важнейших проблемах комплекса: экономических, экологических, социальных.

Оборудование: карты России: экономическая, полезных ископаемых, атласы, учебники, коллекции полезных ископаемых и металлов, различные конструкционные материалы: кирпич, стекло, древесина, ДСП, метало пластик.

Ход урока

I Организационный момент.

II Актуализация.

1. Что такое межотраслевой комплекс?

2. Какие межотраслевые комплексы мы уже изучили?

3. Какой комплекс называется топливно-энергетическим?

4. Что входит в состав ТЭК?

5. Какие виды энергетических ресурсов использует ТЭК?

Без электроэнергии, коксующегося каменного угля не может существовать тот комплекс, который мы с вами начнём сегодня изучать.

III Изучение нового материала.

Тема урока.(слайд №1)

Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества.

Конструкционные материалы – это материалы, предназначенные для изготовления готовых изделий или сооружений.

· https://pandia.ru/text/78/638/images/image006_10.gif" width="18" height="98 src=">Разные сплавы

· Пластмасс

· Стеклопластик

· Метало пластик

Значение комплекса:

1. Продукция комплекса используется во всех отраслях экономики.

2. В результате производства новых видов конструкционных материалов, изделия становятся дешевле, легче, прочнее.

Состав комплекса (структура) (слайд№2)

Комплексы производящие конструкционные материалы

Металлургический комплекс Химико-лесной комплекс

Какой комплекс называется металлургическим? Параграф 25, стр. 32, находим и читаем определение.

Совокупность отраслей, производящих разнообразные металлы называется металлургическим комплексом

(слайд №3)

Металлургический комплекс

Чёрная металлургия Цветная металлургия

Характеризуются общими чертами: (слайд № 4)

· Высокая монополизация производства

· Высокий уровень комбинирования

А) в чёрной металлургии основа комбинирования – это последовательная

Переработка сырья: руда чугун сталь прокат

1. Геотехнология

2. Биотехнология

90% производимого металла составляет черный металл – сталь

Сырьевая база металлургии: (слайд№6)

А) железорудная продукция (магнитный железняк, бурый железняк, красный железняк) демонстрация горных пород. (слайд №7)

Месторождения железной руды:

1. КМА – 50%

2. Европейский Север и Карелия– 25%(Оленегорское, Ковдарское, Костомукшское)

3. Урал – около 20% (Качканарское, Ново-Бакальское, Магнитная)

4. Остальное приходится на Сибирское – (Коршуновское, Приангарье, Горная Шория)

Россия – одна из крупнейших производителей железной руды, запасы в стране составляют 100млрд. тонн.

Б) нерудные материалы (огнеупоры)

В) коксующийся уголь

Г) лом и отходы черных металлов.

В составе чёрной металлургии выделяются следующие типы предприятий: (слайд №8)

1. Металлургические заводы полного цикла или комбинаты

Технологическая цепочка производства чёрной металлургии выглядит следующим образом:

Добыча железной руды (в карьерах)

Обогащение руды (горно-обогатительные комбинаты)

Плавка чугуна (в доменных печах)

Плавка стали (в мартеновских и кислородно-конверторных печах)

Производство проката (в прокатном цехе, прокатных станах)

Виды проката:

· Обжимной (блюмы и слябы – заготовки)

· Сортовой (рельсы, балки, швеллеры, проволока)

· Листовой (металлический лист разной толщины)

· Трубный

· Специальный (колесо прокат, кольцо прокат, шаро прокат)

2.Передельная металлургия – сталеплавильные и сталепрокатные заводы.

3.Производство ферросплавов – сплавы железа (по латыни железо – феррум) с

легирующими металлами – марганцем, хромом, вольфрамом, титаном, кремнием.

4.Малая металлургия – производство стали и проката на машиностроительных заводах.

5.Бездоменная металлургия – производство железа методом прямого восстановления из обогащённой руды в электродуговых печах с непрерывной разливкой металла. Анализ рис.45 на стр.134.

Единственный электрометаллургический комбинат в России Оскольский в г. Оскол Белгородской области .

Факторы размещения предприятий металлургического комплекса.

На географию влияет:

1. Качество сырья

2. Вид энергии

3. География источников сырья и энергии

Выгодно строить:

1. В районах добычи руды (Урал, КМА)

2. В районах добычи коксующихся углей (Кузбасс), дешёвой энергии (Восточная Сибирь)

3. На пересечении потоков руды и угля (Череповец)

Учитывают:

· Обеспеченность водой

· Транспортными путями

Под влиянием этих факторов металлургические предприятия размещаются не равномерно, образуют сгустки, которые называются металлургическими базами.

Определение в учебнике на стр 137.

На территории России выделяют три металлургические базы: (слайд №9)

· Уральская

· Центральная

· Сибирская

Размещение металлургических баз России. (работа с картой и атласом, с рис. 46 на стр. 137)

IV Домашнее задание параграф 24-26, заполнить таблицу.

Характеристика металлургических баз России (слайд №10)

Название базы

Производство стали и проката

Запасы железной руды

рождения руды

Откуда поступает

допол. руда

Откуда поступает топливо

Металлур

гические

Уральская

42% проката

15 млр. т 22%

Качканарское

Алапаевское

Магнитная

Соколово-

Сарбаево

Кольский

Казахстан

Ниж. Тагил

Челябинск

Новотроицк

Центральная

44% проката

Кольский п-в

Костомукшское

Ковдарское

Металлолом

Печорский

Череповец

Ст. Оскол

Сибирская

13% проката

Приангарье

Коршунское

Горная Шория

Новокузнецк

V Закрепление

1. Какой межотраслевой комплекс мы с вами начали изучать?

2. Что в себя включает этот комплекс, его состав?

3. Что такое металлургический комплекс?

4. Какие факторы влияют на размещение предприятий металлургической промышленности?

5. Что производит чёрная металлургия?

6. Какие металлургические базы сформировались в России, показать по карте.

VI Выводы урока

В экономике России металлургический комплекс играет большую роль, так как современное хозяйство не может обходиться без металла. Её продукция используется многими отраслями народного хозяйства: в машиностроении (тяжёлое машиностроение, автомобилестроение , судостроение), строительстве.

Тема: Земельные ресурсы. Образование и состав почвы.

Цели и задачи: 1.Сформировать знания о почве. Показать вклад

создание почвоведения.

2. Расширить знания о почвообразующих факторах.

III Изучение нового материала.

Тема урока на доске и в тетрадях учеников:

Земельные ресурсы. Образование и состав почвы.

Наша страна необычайно богата землёй, территорией, или, как говорят земельными ресурсами.

Земельные ресурсы – это территория с определённым качеством почв, климатом, рельефом, растительностью, основа размещения народнохозяйственных объектов, расселение населения.

Работа с учебником стр. 116, рис.80

· Постройки – 1%

· Свалки – 1%

· Поверхностные воды – 4%

· Болота – 6%

· Прочие земли – 11%

· Сельскохозяйственные земли – 13%

· Оленьи пастбища – 19%

· Леса – 45%

Часть земельных ресурсов, используемая в с/х и лесном хозяйстве , называется с/х угодьями или почвенными ресурсами.

Из структуры земельного фонда, мы с вами видим, что почвенных (с/х угодий) ресурсов мало – всего 13% территории страны.

Распахивается и того меньше от 6-8 %, эта та почва, которая обладает плодородием.

«Почва не горная порода и не пахотный слой, а особое естественно-историческое тело, результат взаимодействия органического и неорганического мира» - это слова великого русского учёного, основателя новой науки - почвоведения. Достоверность его слов мы с вами будем доказывать, работая

в группах. Перед каждой группой поставлены свои задачи, они в инструктивной карточке.

Почва, почвообразующие факторы

Инструктивная карточка №1

1. Дайте определение почв?

2. Основные свойства почвы.

3. От чего зависит плодородие почвы?

4. Кто такой, что вы знаете о нём?

5. Как образуются почвы?

6. Нарисуйте в тетрадях схему и дополните её.

7. Что такое почвообразующие факторы? Перечислите их.

8. За какое время происходит образование почв?

микроорганизмы

https://pandia.ru/text/78/638/images/image014_5.gif" width="66" height="66"> растительный мир животный мир

https://pandia.ru/text/78/638/images/image016_3.gif" width="75" height="12"> климат почва деятельность человека

https://pandia.ru/text/78/638/images/image018_4.gif" width="672" height="96">

Что же такое почва?

Почва – это рыхлый поверхностный слой суши, обладающий плодородием, это особое природное тело, результат взаимодействия природных компонентов. Плодородие – это одно из важнейших и отличительных свойств почвы.

Органическое вещество – перегной – гумус.

Работа с учебником стр.117. первый абзац:

«По определению выдающегося русского учёного В, В. Докучаева ……»

Демонстрация портрета.

Сообщение ученика о Докучаеве.

Рассмотрим, как же образуется почва?

Факторы, оказывающие влияние на процесс почвообразования называются почвообразующими факторами.

Образование почвы идёт очень медленно, за 100 лет образуется слой почвы всего от 0,5 см. (в тундре) до 2 см (в степях)

Таким образом, мы с вами видим, что почва состоит из: твёрдой, жидкой, газообразной частей и живых организмов.

Механический состав почвы

Инструктивная карточка №2

1. Что такое механический состав почвы?

2. Какие бывают почвы по механическому составу?

3. Характеристика почв по механическому составу:

· соотношение песка и глины

· их особенности

· отношение к влаге

4 .Как практически, на своём огороде, можно определить механический

состав почвы

5.Какой механический состав имеют почвы содержащие 37 % песка, 9%

Твёрдая часть это минеральные и гумусовые вещества. Минеральная часть почвы состоит из: песка

Глины 90% объёма почвы

Демонстрация коллекции.

В зависимости от гонной породы, на которой шло почвообразование, почвы делятся по механическому составу на:

1..gif" width="14 height=38" height="38">суглинистые плохо промываются

3. глинистые тяжёлые легко заболачиваются

больше глины

Как определить какая по механическому составу почва на вашем огороде?

Из увлажнённой почвы скатать жгут и сделать из него кольцо.

· Кольцо развалилось – песчаная

· В кольце глубокие трещины – супесчаная

· В кольце неглубокие трещины – суглинистая

· Трещин нет – глинистая

О механическом составе почв мы узнали, а сейчас дадим слово 3 группе. Они нам расскажут о структуре почв.

Структура почвы

Инструктивная карточка №3

1. Что такое структура почвы?

2. Какую структуру могут иметь почвы?

3. Какая по структуре почва является самой лучшей?

4. Какие почвы называются бесструктурными?

5. Какие свойства характерны для структурной и бесструктурной почвы

DIV_ADBLOCK139">

Основные формы структур: (демонстрация таблицы)

1. зернистая

2. плитчатая

3. чешуйчатая

4. пылеватая

5. ореховатая

6. комковатая

7. призматическая

Структура определяет особенности водного и воздушного режимов почв, поэтому является одним из основных свойств почвы.

Если в почве содержится мало гумуса и глинистых частиц, такие почвы называются бесструктурными.

DIV_ADBLOCK140">

https://pandia.ru/text/78/638/images/image025_3.gif" height="290">Основных горизонтов три. Почвенные горизонты обозначаются буквенными символами: А В С.

А0 – собираются отмершие части растений и животных

А1 – гумусовый или перегнойный горизонт накопления

Ведущий: Как вы думаете, эти позитивные сдвиги с чем связаны?

Социолог:

Ведущий: Наша конференция подходит к концу. И последний вопрос ко всем участникам конференции. Как вы думаете, что нужно сделать в нашем районе и посёлке, чтобы решить эту проблему?

· Развитие малого и среднего бизнеса, которое приведёт к появлению новых рабочих мест

· Будут рабочие места, молодёжь останется в посёлке, значит, появятся молодые семьи

· Наш край очень красивый, есть возможности создавать туристические маршруты, кемпинги, пляжи. Это опять дополнительные рабочие места

· Чтобы привлечь молодых, нужно создать условия для их духовного развития и досуга

· Строить доступное жильё

1.Корреспондент «АиФ»: По статистическим данным, в 1993 году Российская Федерация уступала по числу жителей Китаю, индии, США, Индонезии, Бразилии (численность населения России составляла 148,7 млн чел.) и занимала 6 место в мире. В настоящее же время Россия по численности занимает уже 7 место, уступив своё 6 место Пакистану. Население в нашей стране составляет 144 млн. чел.

Согласно статистике, в стране идёт де популяционный процесс, то есть сокращается численность населения. Причин этому много.

Демограф: Я считаю, причин несколько. Во-первых это распад СССР, во-вторых спад экономики в 90-е годы, что привело к ухудшению экологической обстановки, в-третьих связанное с этим снижение жизненного уровня и средней продолжительности жизни населения.

Демограф: Трагическое и катастрофическое положение складывается в социальной сфере. С начала 50-х годов в ООН стали рассчитывать индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который слагается из показателей ВВП, долголетия и образовательного уровня.

Россия по уровню образования – 62 место

по долголетию - 91 место

по здравоохранению - 127 место

Есть над чем задуматься.

Корреспондент газеты «Вечерняя Казань»: Я убеждён, что численность населения может изменяться из-за миграций.

Специалист по миграциям: Произошёл отток населения из региона Крайнего Севера, из стран СНГ. Продолжается интенсивный отток особенно молодых из села в город. Одновременно не прекращается поток внешних миграций за пределы России, прежде всего в США, Канаду, Израиль, Германию и ряд других европейских стран.

«Корреспондент районной газеты «Волжские зори»

Вопрос к главе муниципального образования п. г.т. Камское Устье. Расскажите, пожалуйста, о демографической ситуации в нашем посёлке.

«Корреспондент районной газеты «Волжские зори»: Интересная ситуация складывается на рынке труда. В посёлке закрылись многие промышленные предприятия, учреждения, организации. Это привело к увеличению количества безработных. Вопрос к главе муниципального образования: Как решается проблема занятости населения в нашем посёлке.

На начало 2000года, население посёлка составило Сегодня этот показатель составляет 4443 человек, из них мужчин 2525 и женщин 2318. Лица трудоспособные – 2712 человек, пенсионеров 784 человека и детей до 16 лет 874.

За последнее десятилетие в посёлке наблюдалось снижение численности населения в результате отрицательного естественного прироста. Особенно резко уменьшилось число лиц моложе трудоспособного возраста.

Глава муниципального образования: Служба занятости предоставляет сведения о вакансиях на предприятиях и организациях, трудоустраивает безработных. На сегодня количество зарегистрированных безработных всего 54 человека.

Директор школы : Да, это видно и по нашей школе. 10 лет назад контингент Камскоустьинской средней школы составлял около 800 человек, а сегодня в школе обучается всего 541 ученик.

Социолог: Демографическая ситуация в России катастрофическая. По прогнозам, численность населения в России в ближайшее время, к 2015 году сократится до

134, 4 млн. человек.. Число лиц пенсионного возраста превысит количество детей и подростков, а по уровню продолжительности жизни Россия отстанет от многих стран мира.

Социолог: Увеличение рождаемости в последние годы обусловлено в первую очередь улучшением социально-экономической ситуации в стране. Люди сегодня начинают верить в своё будущее. Курс президента и правительства направлены на улучшение качества жизни и экономической стабильности в стране.

Врач-педиатр: Жизнь это борьба, выживает сильнейший. Здоровье зависит:

На 50% от образа жизни

На 20% от социальных факторов и окружающей среды

На 20% от генетики

И только на 10% от медицины

В последнее время отмечалось падение жизненного уровня населения. Дефицит калорийного питания во многих семьях отражается на подрастающем поколении. В школах учится всего 16 % здоровых детей.

Врач-педиатр : (отрывок статьи из районной газеты №92 за 16 ноября 2007 года)

Камскоустьинская средняя общеобразовательная школа

Учитель географии первой

Камское Устье 2007

Камскоустьинская средняя общеобразовательная школа

Камско-Устьинского муниципального района РТ

География. Природа России 8 класс

Учитель географии первой

Камское Устье 2007

Камскоустьинская средняя общеобразовательная школа

Камско-Устьинского муниципального района РТ

География. Население и хозяйство России

Учитель географии первой

Природные ресурсы Русской равнины - необычайно многообразны. Их основная ценность заключается в том, что расположены они в наиболее густонаселенной территории Российской Федерации - а значит, доступны для широкого использования людьми.

Водные ресурсы

Гидрогеографическая сеть Русской равнины представлена многочисленными озерами и реками, в число которых входит и самая большая река России - Волга. Эта река имеет огромное хозяйственное значение, так как соединяет своими водами разные экономические районы Российской Федерации. Бассейн Волги орошает более 2.5 млн. га земель. Глубина реки и объем бассейна позволяет функционировать здесь судоходству.

Еще одна крупнейшая река Русской равнины - Дон, в настоящий момент переживает экологический кризис: существенно сократилась дельта водоема, в речку в больших количествах поступают морские соленые воды, что ежегодно сокращает рыбные запасы. На побережьях Дона и Волги очень хорошо развито сельское хозяйство, так как дефицит увлажнения здесь отсутствует.

Русскую равнину также омывают моря: Балтийское, Баренцево, Каспий, Белое и Черное.

Балтийское море необычайно богато морепродуктами, добыча которых активно видеться в Калининградской области. Кроме того, в море расположены довольно большие запасы нефти, однако их добыча на данный момент является проблемной, из-за угрозы экологической безопасности водоема.

На российском побережье Балтийского моря расположены курорты - Пионерский, Светлогорск, Сестрорецк, и Зеленогорск. Большое транспортное значение для Российской Федерации имеет Черное море. На черноморском побережье расположены основные морские транспортные узлы, а также центры рыбного промысла.

Источником природного газа и нефти является Каспийское море. Здесь активно ведется добыча этих ресурсов, что неблаготворно влияет на экологию акватории моря. Самое маленькое море Русской равнины - Белое море. Его общая площадь с учетом мелких островов составляет приблизительно 90 тыс. кв. км. На дне этого моря геологи недавно обнаружили железомарганцевые запасы, сегодня видеться разработка проекта по их добыче.

Полезные ископаемые

Минеральные ресурсы представлены преимущественно железными рудами, родники которых расположены на землях курской магнитной аномалии. Балансовые запасы железных руд Русской равнины становят более 50% от количества всей страны. Белгородская область богата запасами бокситов с высоким содержанием глинозема.

На территории Русской равнины есть химическое сырье - фосфориты (Московская и Брянская обл.), калийные и каменные соли (Верхнекамский бассейн). В Тульской, Московской, Брянской и Белгородской областях распространены запасы строительного сырья: мергели, мел, тонкозернистые и кварцевые пески, каолиновые глины.

Топливное сырье - нефть, газ и торф, добывается в Костромской, Ивановской областях, и в Среднем Поволжье.

Флора и фауна

Русская равнина богата растительностью, которая является кормом для крупного рогатого скота. Степи и полупустыни - пастбище для овец, разведение которых весьма распространено в южных регионах. Моховые тундры являются кормовой базой для оленеводства.

Из промышленных видов животных лесотундры и тундры, большую ценность имеют горностай, писец и боровая дичь, из рыб - сиг, щука, семга, голец. Для сохранения исчезающих видов растений и животных в 1931 году, на территории Русской равнины был организован Центрально-Лесной заповедник, который функционирует и до нашего времени.

19.08.2014 10592 0

Задачи: дать оценку природным ресурсам; показать величи­ну антропогенной нагрузки на ландшафты Восточно-Европейской равнины; раскрыть сущность экологических проблем, помочь уча­щимся в творческом поиске предложений по их решению.


I. Проверка знаний и умений по теме «Природные комплек­сы Русской равнины».

Возможные варианты проверки:

1.Индивидуальный устный опрос.

-Какие зональные природные комплексы выделяют на Русской равнине?

-Какие из них занимают наибольшую площадь, наименьшую?

-Охарактеризуйте тундру и лесотундру Русской равнины.

-Сравните природные условия тайги и степей.

-Объясните, как изменение хотя бы одного из компонентов природы, например, коэффициента увлажнения, меняет облик все­го природного комплекса.

-Какие из природных комплексов наиболее изменены человеком?

2.Проверка практической работы.

3.Проверочная практическая работа на контурной карте (с. 48-50 в рабочей тетради на печатной основе) по вариантам или одному варианту по выбору учителя.

II.Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.

Вводная беседа необходима, чтобы актуализировать понятие «природные ресурсы» и вспомнить, на какие группы они делятся, что лежит в основе классификации, а также способы рационально­го использования. В процессе беседы учащиеся делают заготовку таблицы «Природные ресурсы Восточно-Европейской равнины».

III.Получение новых знаний.

1. Так как тема «Природные ресурсы» изучалась учащимися сравнительно недавно, повторение не должно вызвать затруднений. Поэтому заполнение таблицы лучше провести в виде самостоятель­ной практической работы. Учащиеся работают с текстом учебника (с. 164 - 166) и с картами атласа. На это отводится 15-20 минут. В готовом виде таблица должна выглядеть следующим образом:

Природные ресурсы Восточно-Европейской равнины

Природный

ресурс

Расположение на террито­рии Русской равнины

Использование ресурса человеком

Минеральные

ресурсы:

1) железные руды

Курская магнитная аномалия (КМА)

Сырье для металлур­гии

2) каменный уголь

Воркута

Топливо

3) бурый уголь

Подмосковный бассейн

Топливо

4) нефть

Урало-Вятский, Тима- но-Печорский, Каспий­ский бассейны

Топливо, сырье для химической промыш­ленности

5) горючие сланцы

Ленинградская область, окрестности Самары

Топливо

6) строительные материалы (пески, глины, известняк и ДР-)

Повсеместно

Строительство, сырье для промышленности строительных мате­риалов

7) апатитово-нефе­линовые руды

Кольский полуостров и Карелия

Получение алюминия, сырье для стекольной промышленности, производства химиче­ских удобрений

8)граниты

Кольский полуостров, Карелия

Строительство, от­делка зданий, мосто­вых и проч.

9) поваренные и калийные соли

Озера Эльтон, Баскунчак, камское Предуралье

10) алмазы

Архангельская область

Драгоценный камень

11) фосфориты

Поволжье, Подмосковье

Сырье для химической промышленности

Водные ресурсы

Наиболее богаты в се­веро-западных и цен­тральных районах

Запасы пресной воды, гидроэнергия, деше­вые транспортные пути, рыбные про­мыслы, места отдыха

Агроклиматиче­ские ресурсы

Север лесной зоны (прохладное, влажное лето).

Средняя полоса (плодо­родные почвы).

Юг

Лен-долгунец, рожь, овес.

Зерновые и кормовые культуры.

Зерновые и техниче­ские культуры, садо­водство и бахчеводство

Лесные ресурсы

Таежные и смешанные леса 2

Рекреационные

ресурсы

Повсеместно, но не очень хорошо освоены

Туризм, отдых, лече­ние и оздоровление населения

2. Проблемы рационального использования природных ресур­сов также рассматривались учащимися ранее, поэтому учитель должен акцентрировать внимание на экологических проблемах Восточно-Европейской равнины, например, можно рассказать о проблемах Нечерноземья.

Учитель. В настоящее время территория Восточно-Евро­пейской равнины густо заселена, ее природные ресурсы интенсив­но используются. Ощущается дефицит воды, атмосфера испытыва­ет сильное загрязнение, особенно в районах с развитой химической промышленностью. Плодородные почвы подвержены эрозии, бес­пощадно вырубаются леса.

Территория Нечерноземья была достаточно освоена человеком издавна. Пашни чередовались с лесами и лугами. Множество сел и деревень расположились вдоль рек и около озер. Здесь выращивали устойчивые урожаи ржи, льна, изделия из которого славились на весь мир. Большое количество скота обеспечивало население про­дуктами питания. Однако в дальнейшем сложившаяся система ра­ционального ведения хозяйства была разрушена. Причинами этому послужили сначала коллективизация, затем бездумное укрепление сел, объявление многих деревень неперспективными. Большинство населения ушло в города. Исчезли тысячи деревень, которые рань­ше кормили и себя, и городских жителей.

В последние годы были выделены большие средства для ме­лиорации земель Нечерноземья. Каков же результат? Результат пе­чальный, потому что вместо комплексной проводится только вод­ная мелиорация, т. е. либо осушение, либо обводнение. Это приво­дит не к улучшению, а к ухудшению земель. «В Нечерноземной зоне - это массовое их иссушение или заболачивание. ... немало земель полностью потеряли свое плодородие. Истреблены реки, ручьи, родники, верховые болота. ... спрямлялись русла рек, осу­шались верховые болота, а именно они - хранители наших вод. Все обернулось тем, что затраченные миллиарды рублей не дали по­вышения продуктивности сельского хозяйства» (Лемешев М. Я. Пока не поздно. - М.: Молодая гвардия, 1991). Нечерноземье - наш резерв. При правильной организации хозяйства оно может быть возрождено для полнокровной жизни.

На территории Русской равнины созданы заповедники, где со­храняются участки уникальных природных ландшафтов, редкие виды животных и птиц. Например, заповедники Кандалакшский, Лапландинский, Приокско-террасный, Лосиный остров, Галичья Гора и многие другие.

Можно обсудить с учащимися проблемы Полесья, дать воз­можность высказаться о положительных и отрицательных сторонах процесса осушения болот. Можно выслушать и обсудить сообще­ния учащихся об ООПТ Восточно-Европейской равнины (домаш­нее задание урока № 37).

Для закрепления полученных знаний и их систематизации учи­тель предлагает ответить на вопросы:

В чем выражается комплексный подход к проблеме охраны и преобразования природы Нечерноземья и Полесья, а также других районов Восточно-Европейской равнины? Приведите примеры.

На примере данных территорий покажите, каково соотноше­ние мероприятий по преобразованию природы и мер по ее охране.

Возможно ли на современном этапе отказаться от мероприя­тий по преобразованию природы и ограничиться только мерами по ее охране?

Обобщая знания, учащиеся формулируют вывод о необходимо­сти научно обоснованного подхода к решению проблем преобразо­вания природы с учетом всех взаимосвязей внутри природного комплекса.

IV.Подведение итогов урока.

Домашнее задание: § 29, выполнить задание 4 на с. 48 рабочей тетради на печатной основе (нанести месторождения полезных ис­копаемых), или задание 3 на с. 49, или задание 2 на с. 50 (по вари­антам или по выбору учителя).


Физическая география России и СССР
Европейская часть: Арктика, Русская равнина, Кавказ, Урал

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОБЗОРЫ ПРИРОДЫ РОССИИ

Главы раздела "РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОБЗОРЫ ПРИРОДЫ РОССИИ"

  • Природные зоны России
  • Восточно-Европейская (Русская) равнина
    • Природные ресурсы

ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКАЯ (РУССКАЯ) РАВНИНА

Смотрите фотографии природы Восточно-Европейской равнины: Куршская Коса , Подмосковье , Керженский заповедник и Средняя Волга в разделе Природа мира нашего сайта.

Природные ресурсы

Ценность природных ресурсов Русской равнины определяется не только их разнообразием и богатством, но и тем, что они расположены в наиболее населенной и освоенной части России.

Минеральные ресурсы представлены железными рудами Курской магнитной аномалии, связанными с отложениями фундамента в пределах Воронежской антеклизы. Основной рудой здесь является магнетит, залегающий в протерозойских кварцитах, но эксплуатируются ныне главным образом рудные залежи в обогащенных окислами железа корах выветривания докембрийского фундамента.

Среди полезных ископаемых, связанных с осадочным чехлом, главное место занимают горючие ископаемые и химическое сырье. Запасы каменных и бурых углей сосредоточены в Печорском, Донецком и Подмосковном бассейнах. Нефть и газ добываются на ряде месторождений в пределах Волго-Уральского (Самарская область, Татарстан, Удмуртия, Башкортостан) и Тимано-Печорского нефтегазоносных районов. Газоконденсатные месторождения Астраханской области приурочены к карбоновым отложениям Прикаспийской синеклизы. Месторождения горючих сланцев известны в Псковской и Ленинградской областях, в Среднем Поволжье (близ Самары) и в северной части Прикаспийской синеклизы (Общесыртское месторождение).

Крупные месторождения калийных, магниевых солей, галита, бората приурочены к мощным пермским соленосным толщам Прикаспийской низменности. С куполами каменной соли связаны и наиболее крупные самосадочные озера Эльтон и Баскунчак. Промышленные скопления фосфоритов в верхнеюрских и нижнемеловых отложениях имеются в центральных и восточных районах Русской равнины: в Подмосковье (Егорьевское), Среднем Поволжье (Кинешмское, Вольское и др.), на Общем Сырте и в других местах.

С осадочным чехлом связаны и некоторые рудные месторождения: осадочные железные руды (бурые железняки, сидериты, оолитовые конкреции), алюминиевые руды, представленные залежами бокситов (Тихвин, Тиман), титановые россыпи (Тиман). Неожиданным явилось открытие месторождений алмазов в северных районах Русской равнины (Архангельская область).

Многоводные реки обладают значительными гидроэнергетическими ресурсами, являются транспортными магистралями, используемыми для судоходства и лесосплава.

Агроклиматические ресурсы позволяют выращивать многие ценные сельскохозяйственные культуры - зерновые, технические, овощные и кормовые. Агроклиматические ресурсы удачно сочетаются с плодородными почвам и: черноземами, темно-каштановыми, серыми лесными и дерново-подзолистыми. На Русской равнине размещены основные площади самых плодородных почв России - черноземов.

Велики кормовые ресурсы равнины. Заливные луга речных долин, суходольные луга лесных зон являются ценными сенокосами и пастбищам для крупного рогатого скота, степи, полупустыни и пустыни - пастбища для овец, тундра и лесотундра - прекрасные пастбища для оленей. Большими запасами промышленной древесины обладают еловые и сосновые таежные леса.