Публичная речь как средство прагматического воздействия на аудиторию. Вопросы для самостоятельного изучения

Речь является главным, хотя и не единственным, источником воздействия и передачи информации в профессиональном общении. Владение собственным голосом, его громкостью и интонацией, умение управлять ритмом речи, искусство расстановки речевых пауз существенно влияют на усвоение собеседником представляемой ему информации и предопределяют успешность воздействия на него. Техники активного слушания помогают поддерживать общение, а искусство использования вопросов помогает управлять вниманием и мышлением собеседника. Рассмотрим подробнее эти характеристики и психотехники.

ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕЧИ

Одну и ту же информацию можно по-разному представить человеку (сказать), и она окажет различное воздействие на него. Важным фактором, влияющим на восприятие речи, является то, как человек говорит. Речь может быть выразительной, чувственной и эмоциональной, а может быть вялой, безразличной. Соответственно, она будет оказывать различное воздействие на слушателя. Рассмотрим некоторые характеристики речи.

Голос - это средство, с помощью которого сообщение доносится до других людей. Часто слушатель определяет степень важности поступающей информации по тому, как она произносится, а не по тому, что именно говорит собеседник или оратор. Голос можно использовать правильно, и он может стать мощным и эффективным инструментом воздействия и передачи информации, а можно использовать его как инструмент пытки, делая монотонным и неприятным для слуха.

В управленческом взаимодействии большое внимание следует уделять эмоциональному состоянию, как своему, так и партнеров. Можно метафорично сказать, что голос человека - это место, где встречаются его сознательное (содержание речи) и бессознательное (характеристики голоса). Замечено, что в состоянии тревоги или нервного напряжения у человека меняются его голосовые характеристики. Этот факт нашел достойное применение в бесконтактных (т.е. незаметных для собеседника) образцах «детектора лжи». Подсознание человека порой с успехом заменяет детектор лжи и может достаточно достоверно определять неискренность собеседника. При этом достаточно информативны и невербальные звуки, сопровождающие речь человека:

  • неожиданные спазмы голоса выдают внутреннее напряжение;
  • частое покашливание может интерпретироваться как неуверенность в себе или обеспокоенность (хотя это может быть и просто бронхит);
  • не соответствующий моменту или несоответственно выраженный хохот однозначно интерпретируется как напряжение, утрата контроля над ситуацией.

Для того чтобы более эффективно владеть собственной речью и правильно использовать голос в процессе профессионального общения, полезно учитывать следующие характеристики.

Темп речи. Это понятие включает быстроту речи, длительность звучания отдельных слов и длительность пауз. Профессиональные коммуникаторы хорошо владеют своей речью и умеют корректировать ее темп в соответствии с излагаемой информацией. Уверенная, содержательная речь, как правило, имеет средний, ровный темп с четким разделением слов. Сложные идеи следует излагать в более медленном и равномерном темпе. Необходимо давать слушателю время для осмысления того, что вы говорите (если, конечно, вы не преследуете другие цели).

Слишком быстрая речь выдает внутреннее напряжение и нервозность говорящего. Эмоциональное напряжение часто приводит к стремлению завершить происходящее как можно быстрее. Чем выше напряжение, тем быстрее обычно становится речь.

Во время публичного выступления следует осознавать, что даже если времени для изложения всей информации мало и лектор будет пытаться ее дать с удвоенной скоростью, то все, чего он добьется, это уменьшение в два раза степени ее понимания. Однако слишком медленная и вялая речь может привести к тому, что можно потерять внимание и интерес аудитории.

Кроме того, одна из особенностей медленного темпа - тенденция к появлению назидательных интонаций. И этим нужно уметь правильно пользоваться, различая информативное и воспитательное выступление.

Громкость. У каждого человека есть способность изменять громкость своего голоса в соответствии с условиями. Мы способны бессознательно оценивать расстояние до собеседника, уровень шума в аудитории и в соответствии с этим подстраивать громкость своего голоса. Например, в зашумленной аудитории человек старается говорить громче.

При этом следует учитывать, что громкий голос в сочетании с повышением его тональности и вибрацией воспринимается как неуверенный. Повышение громкости в сочетании с понижением его тональности придает голосу силу, но может и создавать ощущение агрессивности.

Высота голоса является важным элементом передачи психического состояния говорящего и способна вызвать такое же состояние у слушающего. Низкий голос (особенно бас) передает уверенность. Соответственно, повышение высоты голоса (особенно в сочетании с повышением темпа речи) может восприниматься как утрачивание контроля над ситуацией. Если такое действительно происходит, замедлите темп речи и немного снизьте высоту вашего голоса, и вы почувствуете себя увереннее.

Интонация. Интонации, пожалуй, наиболее важный элемент речи. Одни и те же слова, произнесенные с разной интонацией, могут передавать различные смыслы, вплоть до противоположных. В речи нет вопросительных или восклицательных знаков, их роль выполняет та интонация, с которой произносятся определенные слова. Во время общения человек использует от 10 до 20 различных нот. Интонации создают общий мелодичный рисунок речи и помогают удерживать внимание. Чем резче падает интонация, тем больше категоричности. При подчеркивании формальной ситуации речь становится более монотонной. Медленно поднимающиеся и неглубокие интонации выражают неопределенность, недоумение, сомнение. Глубокие эмоции - грусть, жалость, нежные чувства - передаются плавной сменой интонаций в речи.

Полезно упражняться в освоении различных интонаций. Например, потренируйтесь в произнесении одинаковых фраз с различной интонацией, придавая им разный эмоциональный смысл. Попробуйте при помощи интонации передавать состояние заинтересованности, равнодушия, любопытства, тревоги, гнева, умиротворенности и др.

Пауза в речи. Пауза (молчание) - важный инструмент речи при умелом его использовании. Она позволяет не смешивать смыслы различных слов и предложений, выполняя разделительную функцию. Молчание в нужный момент может восприниматься как признак уверенности руководителя и оказывать сильное управленческое воздействие.

Иногда человек пытается скрыть свою неуверенность, вытесняя паузы. Вследствие этого его речь становится торопливой, сумбурной и менее понятной. Многие известные ораторы с успехом используют искусство молчания. Пауза перед кульминационным пунктом - это изюминка хорошего рассказа. Хотя без надобности затянутая, она может восприниматься как нерешительность. Своевременное использование паузы подготавливает аудиторию, выделяет мысль и позволяет оценить важность сказанного. Использование пауз полезно в следующем ряде случаев.

Перед началом речи. Пауза дает возможность слушателям подготовиться к восприятию, настраивает на внимательное слушание, а оратору дает возможность собраться с мыслями.

Для управления вниманием и усиления значения. Если вопрос, фраза или мысль имеют особую важность, но их можно услышать или понять неправильно, применение пауз в нужный момент подчеркивает значение. Использование паузы в данном случае сравнимо с остановкой гида перед особой картиной.

Вместо знаков препинания. В данном случае паузы используются для структурирования речи и увеличения степени ее понимания.

Смысловые ударения. В процессе управленческого общения профессиональный коммуникатор помечает важность отдельных ключевых слов, усиливая их воздействие при помощи смысловых ударений. Подобные смысловые ударения можно делать при помощи:

  • более медленного произнесения ключевых слов;
  • изменения громкости в момент их произнесения;
  • повышения или понижения интонации в процессе произнесения слова;
  • выделения паузой.

Однако следует понимать, что большее значение имеет не столько то, как вы выделите слово, сколько то, какое именно это будет слово.

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.. 4

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы.. 5

3. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 5

5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Юридическая риторика». 14

6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине. 18

7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины.. 23

8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины.. 24

9. Методические указания для обучающихся по освоению
дисциплины.. 25

10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем. 28

11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине «Юридическая риторика». 30

1. Перечень планируемых результатов обучения
по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами
освоения образовательной программы

Целью освоения учебной дисциплины «Юридическая риторика» является формирование общекультурной компетенции, необходимой для практического владения русским языком в профессиональной и научной деятельности.

Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:

формирование базовых теоретических знаний по юридической риторике;

развитие практических умений и навыков подготовки публичных выступлений профессиональной направленности;

дальнейшее расширение и углубление коммуникативных навыков и фоновых знаний обучающихся, как в области профессиональной деятельности, так и по широкому кругу смежных проблем; повышение уровня их общей культуры, культуры мышления, общения и речи.

В результате освоения ООП обучающийся должен овладеть следующими компетенциями:



Коды компетенции Результаты освоения ООП Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
ОК-4 способность свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения Знать: особенности устной и письменной коммуникации в научной и деловой сфере общения; требования к культуре речи, основные виды документов, особенности их композиции, структуры и оформления. Уметь: осознанно подходить к использованию языковых единиц в процессе составления текста документа; правильно употреблять юридическую лексику в устной и письменной деловой речи; соблюдать правила вежливости и культуры поведения в профессиональной деятельности. Владеть: нормами литературного языка в профессиональной сфере, навыками подготовки и произнесения публичной речи.

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «Юридическая риторика» относится к дисциплине по выбору общенаучного цикла (М.1.В.ДВ.2.2.) и преподается в 1 семестре по очной и заочной формам обучения.

Дисциплина «Юридическая риторика» базируется на знаниях, полученных обучающимися по программе бакалавриата в рамках изучения дисциплины «Русский язык и культура речи».

Входными умениями, необходимыми при освоении данной дисциплины, являются:

– классификация языковых фактов с целью обозначения различных видов речевой деятельности;

– оценка языковых фактов с точки зрения нормативности;

– использование основных приёмов информационной обработки текста;

– оценка письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

– создание собственного речевого высказывания в соответствии
с поставленными задачами; осуществление речевого самоконтроля.

Освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее
для дисциплин специализации, таких как «Юридическая техника», «Педагогика высшей школы», «Научно-исследовательская работа», в которых необходимо представлять результаты научных исследований и решать практические задачи в сфере делового профессионального общения юристов.



3. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Общая трудоемкость (объем) дисциплины составляет 2 зачетные единицы (ЗЕ), 72 академических часа.

3.1. Объем дисциплины по видам учебных занятий (в часах)

3.2. Объем дисциплины по семестрам (в академических часах)

Форма обучения – очная

Форма обучения – заочная

4.1. Структура дисциплины и трудоемкость по видам учебных занятий
(в академических часах)

Учебно-тематический план

Очная форма обучения

№ п/п Наименование тем Из них аудиторных Самостоятельная работа
Всего часов Лекций Семинарских занятий Практических занятий Контроль
1. -
2. -
3. -
4.
5.
6.
Зачет
Итого:

Заочная форма обучения

№ п/п Наименование тем Всего часов по учебному плану Из них аудиторных Самостоятельная работа
Всего часов Лекций Семинарских занятий Практических занятий Контроль
Установочная сессия
1. Юридическая риторика, её взаимосвязь с правовыми дисциплинами - - -
2. Особенности профессиональной коммуникации юриста - -
Итого за период установочной сессии - -
1 семестр
3. Речь как средство коммуникативного воздействия - -
4. Отличительные черты монологической речи на суде - -
5. Композиция выступления судебного оратора - - - -
6. Особенности устной коммуникации юриста - - - -
Зачет - - - - -
Итого в 1 семестре -
Итого: -

Тема 1. Юридическая риторика, её взаимосвязь с правовыми дисциплинами.

Аспекты юридической риторики. Становление юридической риторики в исторической перспективе.

Устная и письменная речь в деятельности юриста как показатели профессионализма.

Риторика и культура речи юриста. Общеепонятие о речи и ее культуре в профессиональной сфере. Культура устной и письменной речи юриста. Нормативный, коммуникативный, этический аспекты культуры речи юриста. Диалог и монолог в профессиональной сфере. Культура звучания речи юриста. Культура мысли и логика речи. Этос, логос, пафос в публичной речи.

Взаимосвязь речевой культуры юриста с культурой правотворчества и нормотворчества.

Тема 2. Особенности профессиональной коммуникации юриста.

Содержание коммуникативной составляющей в профессии юриста. Виды профессиональных коммуникаций юриста. Роль и значение коммуникации в профессиональном становлении юриста. Понятия «коммуникации», «профессиональные коммуникации», «межличностные коммуникации». Речевой имидж юриста и профессиональный успех. Профессиональная речь юриста, ее социальное значение.

Правовая коммуникация. Информационная сторона правовой коммуникации. Языковая форма, определяющая правила поведения субъектов, установленные нормами права. Интерактивная сторона правовой коммуникации. Организационные формы коммуникативного взаимодействия. Различие в позициях участников правового общения как основа диалога. Межличностная и групповая правовая коммуникация. Процессуальные и внепроцессуальные формы профессиональной коммуникации юриста.

Используемая литература: , , , , .

Логические основы речи юриста. Логика убеждения в соответствии с основными законами мышления (закон тождества, закон противоречия, закон исключённого третьего, закон достаточного основания). Убедительность как показатель высокого уровня ораторского мастерства юриста.

Логическая операция доказательства, включающая в себе три элемента: тезис, аргументы, демонстрацию. Требования, предъявляемые к каждому из этих элементов. Прямое и косвенное доказательство. Индуктивный
и дедуктивный методы доказательства, метод аналогии. Логическая операция опровержения.

Языковые средства, выражающие логику юридического высказывания (вопросительные высказывания, периоды).

Речевые средства рационального воздействия (приём адресации, точность словоупотребления, термины оценочного характера).

Используемая литература: , , , , .

Риторические аспекты консультирования, ведения переговоров и собеседований в деятельности юристов. Речь как средство коммуникативного воздействия в судебной и консультативной сферах. Подходы к формированию взаимоотношений между юристом и гражданином в ходе консультирования. Виды вопросов при проведении консультирования. Переговоры как важный инструмент урегулирования деловых отношений и конфликтов. Виды переговоров. Структурные элементы переговоров. Тактические приемы в ведении переговоров. Собеседования. Навыки проведения собеседований, необходимые для получения полной и достоверной информации. Коммуникативные особенности партнеров по собеседованию. Риторические способы построения собеседования и его этапы. Отличия консультирования от собеседования.

Используемая литература: , , , , .

Очная форма обучения

№ темы Название разделов тем Содержание Кол-во часов
1. 1. Цели и задачи дисциплины. 2. Нормативно-правовые документы, регламентирующие изучение русского языка в вузе. 3. Особенности профессионального общения. 4. Культура устной и письменной речи юриста. 5. Требования к речевой культуре юриста.
2. Особенности профессиональной коммуникации юриста
Речь как средство коммуникативного воздействия 1. Речевой этикет и этика в деятельности юриста. 2. Этикет прений между процессуальными противниками. Культура спора и полемики в юридической сфере. 3. Правила ведения диалога на следствии. Тактика говорения и слушания в профессиональном общении. Внимание к адресату как принцип речевого поведения. 4. Устно-письменный протоколируемый диалог сторон на суде. 5. Нравственное воспитание слушателей, присутствующих в зале судебного заседания.

Заочная форма обучения

не предусмотрено.

Очная форма обучения

№ темы Название тем Содержание Кол-во часов
Речевая культура юриста, её взаимосвязь с правовыми дисциплинами 1. Требования к речевой культуре юриста. 2. Особенности профессионального общения. 3. Культура устной и письменной речи юриста.
Особенности профессиональной коммуникации юриста 1. Древняя Греция как место зарождения судебного красноречия. 2. Древнеримский период развития юридической риторики. 3. Развитие русского и советского юридического красноречия 4. Особенности риторики современных юристов, адвокатов и правоведов.
Речь как средство коммуникативного воздействия
Отличительные черты монологической речи на суде 1. Назначение судебной речи. 2. Обвинительная и защитительная речь. 3. Полемическая заостренность судебного монолога. 4. Выразительность и образность речи юриста. 5. Синтаксические средства выразительности. 6. Фразеологические единицы, повышающие экспрессивность речи. 7. Соотнесённость судебной речи с книжно-письменными стилями. Элементы разговорного стиля как средство воздействия на адресата.
5. Композиция выступления судебного оратора 1. Убедительность как показатель высокого уровня ораторского мастерства юриста. 2. Тезис, аргументы, демонстрация как элементы логичности речи. 3. Языковые средства, выражающие логику юридического выступления. 4. Речевые средства рационального воздействия.
6. Особенности устной коммуникации юриста 1. Подготовка и произнесение монологов, диалогов. 2. Риторические аспекты интервью, консультирования, ведения деловых переговоров. 3. Этический аспект юридической риторики и его проявление в диалоговом профессиональном общении. 4. Речевой этикет и этика в деятельности юриста.

Заочная форма обучения

№ темы Название тем Содержание Кол-во часов
Особенности профессиональной коммуникации юриста 1. Древняя Греция как место зарождения судебного красноречия. 2. Древнеримский период развития юридической риторики. 3. Развитие русского и советского юридического красноречия 4. Особенности риторики современных юристов, адвокатов и правоведов.
Речь как средство коммуникативного воздействия 1. Устно-письменный протоколируемый диалог сторон на суде. 2. Нравственное воспитание слушателей, присутствующих в зале судебного заседания. 3. Правила речевого этикета и этики в деятельности юриста. 4. Практика ведения диалога на следствии. Тактика говорения и слушания в профессиональном общении. Внимание к адресату как принцип речевого поведения.
Отличительные черты монологической речи на суде 1. Назначение судебной речи. Полемическая заостренность судебного монолога. 2. Выразительность и образность речи юриста. 3. Синтаксические средства выразительности. 4. Фразеологические единицы, повышающие экспрессивность речи. 5. Соотнесённость судебной речи с книжно-письменными стилями. Элементы разговорного стиля как средство воздействия на адресата.

5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Трудоемкость самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Юридическая риторика» составляет 42 ч. по очной форме обучения и 64 ч. по заочной форме обучения.

В целях организации самостоятельной работы обучающихся по дисциплине разработаны следующие учебно-методические материалы:

1. Методические материалы для проведения практических занятий, включающие перечень учебных вопросов, тематику докладов и сообщений, контрольные вопросы и задания, список рекомендуемой литературы и методические рекомендации для подготовки к занятию.

2. Методические указания для обучающихся заочной формы обучения, включающие учебные вопросы для подготовки к занятиям, вопросы, выносимые на самостоятельное изучение, контрольные вопросы и задания, список рекомендуемой литературы и указания по работе с ней.

3. Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся.

4. Перечень вопросов для подготовки к зачету и методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков на зачете.

5.1. Вопросы для самостоятельного изучения

Очная форма обучения

№ темы Название тем Содержание Кол-во часов
Юридическая риторика, её взаимосвязь с правовыми дисциплинами Русский язык как государственный язык. Нормативно-правовые документы, регламентирующие изучение русского языка в вузе. Особенности профессионального общения.
Особенности профессиональной коммуникации юриста Основные понятия дисциплины. Литературный язык и нелитературные формы языка. Культура речи юриста. Нелитературные формы языка: жаргон, просторечие, диалекты, арго.
Речь как средство коммуникативного воздействия Характеристика функциональных стилей современного русского литературного языка. Научный стиль. Публицистический стиль. Язык художественной литературы. Разговорная речь.
Отличительные черты монологической речи на суде Особенности монологической речи на суде. Нормы устной и письменной речи. Орфографические нормы. Лексические нормы. Грамматические нормы. Орфоэпические нормы.
5. Композиция выступления судебного оратора Анализ композиции судебных речей. Анализ происхождения и толкования юридических понятий и терминов. Лингвистические значение и юридическое толкование термина. Работа со словарями.
6. Особенности устной коммуникации юриста Риторические аспекты консультирования, ведения переговоров и собеседований в деятельности юристов. Речь как средство коммуникативного воздействия в судебной и консультативной сферах. Подходы к формированию взаимоотношений между юристом и гражданином в ходе консультирования. Виды вопросов при проведении консультирования. Переговоры как важный инструмент урегулирования деловых отношений и конфликтов. Виды переговоров. Структурные элементы переговоров. Тактические приемы в ведении переговоров. Собеседования. Навыки проведения собеседований, необходимые для получения полной и достоверной информации. Коммуникативные особенности партнеров по собеседованию. Риторические способы построения собеседования и его этапы. Отличия консультирования от собеседования.
Зачет
Итого

Заочная форма обучения

№ темы Название тем Содержание Кол-во часов
Юридическая риторика, её взаимосвязь с правовыми дисциплинами Русский язык как государственный язык. Нормативные правовые документы. Особенности профессионального общения. Основные понятия дисциплины. Мастера судебной речи о русском языке.
Особенности профессиональной коммуникации юриста Культура речи юриста. Литературный язык и нелитературные формы языка. Нормативный, коммуникативный, этический аспекты культуры речи юриста. Основные качества речи юриста: чистота, ясность, понятность, доходчивость, точность, логичность, убедительность. Нелитературные формы языка: жаргон, просторечие, диалекты, арго в профессиональной деятельности юриста. Термины и разговорные слова в речи юриста. Диалог, спор, беседа в юридической профессиональной сфере. Консультирование, переговоры, судебная речь как виды профессиональной коммуникации юриста.
Речь как средство коммуникативного воздействия Характеристика функциональных стилей современного русского литературного языка. Функциональные разновидности юридической речи. Речевой этикет и речевая этика как средства коммуникативного воздействия. Убедительность судебной речи. Тезисы, аргументы, демонстрация. Рассуждение: тезис, определение, перифраз, демонстрация. Убеждение: доказательства, аргументация, опровержение.
Отличительные черты монологической речи на суде Язык права, его особенности. Нормы в судебной речи. Основные качества судебной речи: убедительность, понятность, ясность, доходчивость, точность, логичность, уместность, чистота, лаконичность, выразительность. Композиция судебной речи. Доказывание, опровержение, убеждение в судебной речи. Средства связи в судебной речи. Вопросительные конструкции в судебной речи. Виды аргументов в судебных речах. Тактика аргументирования. Устранение противоречий.
5. Композиция выступления судебного оратора Вступление, основная часть, заключение как составные части выступления, особенности их содержания и построения. Установление контакта, приемы привлечения внимания. Нормы речевого поведения оратора. Официальность речевой ситуации. Речевая этика и речевой этикет в выступлении судебного оратора. Искусство спора в профессиональной деятельности юриста. Происхождение и толкование терминов. Лингвистические значение и юридическое толкование термина. Заимствованные термины в выступлениях судебного оратора.
6. Особенности устной коммуникации юриста Подготовка и произнесение монологов, диалогов. Риторические аспекты интервью, консультирования, ведения деловых переговоров. Этический аспект юридической риторики и его проявление в диалоговом профессиональном общении. Речевой этикет и этика в деятельности юриста. Риторические аспекты консультирования, ведения переговоров и собеседований в деятельности юристов. Речь как средство коммуникативного воздействия в судебной и консультативной сферах. Подходы к формированию взаимоотношений между юристом и гражданином в ходе консультирования. Виды вопросов при проведении консультирования. Переговоры как важный инструмент урегулирования деловых отношений и конфликтов. Виды переговоров. Структурные элементы переговоров. Тактические приемы в ведении переговоров. Собеседования. Навыки проведения собеседований, необходимые для получения полной и достоверной информации. Коммуникативные особенности партнеров по собеседованию. Риторические способы построения собеседования и его этапы. Отличия консультирования от собеседования.
Зачет
Итого

6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций и этапы их формирования Планируемые результаты и уровни освоения компетенций Типовые контрольные задания и материалы, необходимые для оценки знаний, умений и навыков
Номера вопросов для подготовки к зачету
ОК-4 способность свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения Тема 1. Речевая культура юриста, её взаимосвязь с правовыми дисциплинами знать: особенности устной и письменной коммуникации в научной и деловой сфере общения; требования к культуре речи, основные термины юридической риторики, виды аргументов, особенности композиции судебной речи, способы убеждения, правила ведения спора, дискуссии и полемики; уметь: готовить публичные выступления, выдвигать тезисы, использовать аргументацию, вести дискуссию и полемику владеть: нормами русского литературного языка в профессиональной сфере, навыками подготовки публичных выступлений общеюридической тематики 8-12
Тема 2. Особенности профессиональной коммуникации юриста 13-16
Тема 3. Речь как средство коммуникативного воздействия 17-20
Тема 4. Отличительные черты монологической речи на суде 21-29
Тема 5. Композиция выступления судебного оратора 21-22
Тема 6. Особенности письменной коммуникации юриста 27-29

6.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций
на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания

Уровень и качество компетенций обучающихся определяется знаниями, навыками и умениями, которые приобретаются на различных этапах освоения учебной дисциплины и выступают главными показателями сформированности общекультурных компетенций. Оценивание степени и качества компетенций осуществляется в форме зачёта на основе уровневой шкалы (может использоваться при любой форме промежуточной аттестации) и шкалы оценивания компетенций.

Критерии оценивания компетенций в форме зачёта по дисциплине

Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, если он усвоил программный материал, последовательно, четко и логически стройно излагает его, справляется с заданиями, вопросами и другими видами применения знаний, а учебные достижения обучающегося в семестровый период имели положительную динамику.

Оценка «не зачтено» выставляется обучающемуся, если он не усвоил программный материал, не справляется с заданиями, вопросами и другими видами применения знаний, а учебные достижения обучающегося в семестровый период не имели положительной динамики.

При оценке теоретических знаний и практических умений и навыков обучающихся на зачете учитываются также текущая успеваемость по дисциплине, участие в работе на практических занятиях, уровень выполнения ими письменных работ, предусмотренных учебным планом. В случае необходимости экзаменатор может задавать обучающемуся дополнительные вопросы по разделам (темам) учебной дисциплины, по которым его знания вызывают сомнения (с учетом результатов текущей успеваемости и посещаемости занятий).

6.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Обучающиеся могут самостоятельно заниматься научно-исследовательской работой под руководством преподавателя. Содержание работы, которая состоит в форме подготовки реферата или презентации по дисциплине, заключается в анализе и изучении научной литературы по юридической риторике, подготовке устного выступления или презентации на русском языке, подготовке статей и тезисов.

Примерная тематика рефератов, презентаций

1. Виды делового общения в судебной практике: интервьюирование, переговоры, консультирование.

2. Изобразительно-выразительные средства языка в речи юриста.

4. Искусство речи на суде: историческая ретроспектива.

5. Искусство спора в профессиональной деятельности юриста.

6. Логические основы убедительности судебной речи.

7. Новое в профессиональной юридической терминологии.

8. Нормы русского литературного языка в сфере права.

9. Особенности судебной речи.

10. Полемическая направленность судебной речи.

11. Пути и способы преодоления коммуникативных барьеров в профессионально й сфере.

12. Речевая аргументация. Виды аргументов в судебных речах.

13. Речевая норма и культура речи в профессиональной деятельности юриста.

14. Речь как средство коммуникативного воздействия в судебной и консультативной сферах.

15. Риторические аспекты консультирования, ведения переговоров и собеседований в деятельности юриста.

16. Риторические стратегии юриста в конфликтной ситуации.

17. Спор, дискуссия, полемика в профессиональной деятельности юриста.

18. Судебный оратор и его аудитория.

19. Типы и виды вопросов в юридической практике.

20. Язык права. Функции языка права. Правовой статус языка.

Перечень вопросов к зачету

1. Дайте понятие юридической риторики.

2. Назовите коммуникативные качества воздействующей речи.

3. Охарактеризуйте развитие юридической риторики в античности.

4. Охарактеризуйте судебное красноречие в дореволюционной России.

5. Охарактеризуйте судоговорение в советский и постсоветский период.

6. Раскройте назначение судебной речи.

7. Раскройте отличительные черты судебной речи.

8. Дайте понятие о диалогизированном монологе.

9. Раскройте стилевые характеристики судебной речи.

10. Проанализируйте, в чем заключается убедительность судебной речи.

11. Проанализируйте логические ошибки в речи судебного оратора.

12. Охарактеризуйте языковые средства, создающие логичность речи.

13. Охарактеризуйте виды судебных речей.

14. Охарактеризуйте виды делового общения в судебной практике: интервьюирование, переговоры, консультирование.

15. Охарактеризуйте композицию судебной речи.

16. Раскройте понятия выразительности, экспрессивности и эмоциональности судебной речи.

17. Раскройте рациональные и эмоциональные виды аргументов в судебной речи.

18. Назовите средства эмоционального воздействия в судебной речи.

19. Проанализируйте использование интонационно-выразительных средств воздействия в судебной речи.

20. Раскройте понятия этика и речевой этикет судебного оратора.

21. Охарактеризуйте использование книжно-письменных и разговорных конструкции в судебной речи.

22. Проанализируйте специфику ведения спора, дискуссии, полемики в профессиональной деятельности юриста.

23. Охарактеризуйте невербальные средства общения, сопровождающие выступление.

24. Назовите общие и специфические черты частных риторик.

25. Раскройте понятия тропы и риторические фигуры, проанализируйте уместность их использования в речевом обиходе юриста.

26. Раскройте понятия тема и тезис судебной речи.

27. Раскройте понятия общие и частные топосы.

28. Раскройте понятие аргументация, проанализируйте ее виды в судебной речи.

Образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях

Образовательные технологии, лежащие в основе обучения дисциплине включают:

– личностно-ориентированные технологии: дифференцированные задания, тренинги, тесты, разработка индивидуальных маршрутов (сообщения, презентации, научные исследования, создание электронного портфолио);

– информационно-коммуникационные технологии: использование возможностей интерактивного мультимедийного класса «Диалог-Нибелунг», программ «Microsoft PowerPoint», «Microsoft OneNote», электронное тестирование на базе программ «My test», «УТК», элементы электронного обучения, работа в сети Интернет;

управленческие технологии (создание рабочих групп, работа в малых группах, мозговой штурм, ролевые игры);

– проектные технологии (индивидуальные и групповы

Язык - важнейшее средство человеческого общения. Человек использует язык, чтобы сообщить о чем-либо, побудить адресата к каким-то действиям, выразить свои чувства, дать оценку. Изучением языка как инструмента воздействия занимается выделившееся сравнительно недавно направление лингвистики - лингвистическая прагматика.

Слово "прагматика" происходит от греческого "дело", и название науки демонстрирует, что ее предмет - это язык в живом функционировании. Прагматикой называют и отношение говорящего или пишущего человека к используемым им языковым знакам.

Лингвистическая прагматика - дисциплина, изучающая язык как инструмент, который человек использует в своей деятельности. К задачам прагматики относятся разработка моделей производства, понимания, запоминания речевых актов, а также модели коммуникативного взаимодействия, использования языка в конкретных социокультурных ситуациях.

Речевое воздействие - это влияние на собеседника в процессе общения с помощью различных приемов с целью изменить его взгляды и мнения или побудить к каким-либо действиям. Речевое воздействие можно понимать также как управление человеческим поведением, производимое с помощью речи и невербальных средств общения.

Всякое использование языка предполагает воздействующий эффект, а механизм речевого воздействия функционирует в процессе любого акта словесной коммуникации. Речевое общение - это совместная деятельность коммуникантов, в процессе которой они взаимно регулируют действия, управляют мыслительными процессами, корректируют представления, убеждения партнера по коммуникации.

В диалоге происходит взаимное влияние участников общения. Если же общение имеет форму монолога, то воздействие говорящего на слушателя имеет более явный характер, чем воздействие слушателя на оратора.

О. С. Иссерс так характеризует объект и субъект речевого воздействия: быть субъектом речевого воздействия - значит регулировать интеллектуальную и физическую деятельность своего собеседника при помощи речи; быть объектом речевого воздействия - значит испытывать влияние другого, осуществляющееся в словесной форме.

Фактически все акты коммуникации совершаются для осуществления определенного речевого воздействия па адресата. Любая, даже неформальная, беседа предполагает какое-либо "осуществление власти" над другим человеком. Более сильный собеседник (более умело пользующийся возможностями языка) оказывается ведущим в общении и с помощью речевых средств может проявлять свою власть. Однако и адресат может активно отстаивать свою позицию.

Для повышения эффективности речевого воздействия необходимо иметь в виду три основных принципа.

  • 1. Принцип доступности, который связан с необходимостью учитывать культурно-образовательный уровень слушателей (собеседников), их жизненный и профессиональный опыт.
  • 2. Принцип экспрессивности, требующий использования средств выразительности (тона и громкости речи, интонации, риторических тропов и фигур, мимики, жестов).
  • 3. Принцип ассоциативности, предполагающий обращение к ассоциациям слушателей.

Речевое воздействие может быть прямым и косвенным. Если говорящий осознанно выбирает языковые единицы для достижения поставленной цели, а слушатель фиксирует выбор говорящего, то речь следует вести о прямом воздействии. Возможно оказание скрытого воздействия, при котором говорящим осуществляется коммуникативная маскировка целей и ситуации воздействия. При косвенном воздействии выбор языковых единиц может не осознаваться ни отправителем информации, ни се получателем.

Эффективность речевого воздействия зависит от многих языковых, психологических и социальных факторов, без учета которых невозможно достижение целей, поставленных коммуникантами. Она может снижаться из-за допущенных ошибок в общении, а также из-за так называемых коммуникативных помех, которые могут носить как лингвистический характер (например, использование слов, не понятных собеседнику), так и нелингвистический (например, посторонние звуки или какие-либо отвлекающие действия, сопутствующие общению).

Отсутствие речевого воздействия может быть связано и с коммуникативными неудачами, при которых высказывание говорящего не до конца понято или совсем не понято слушающим, т.е. коммуникативное намерение того, кто говорит, осуществляется не полностью. Причины таких коммуникативных неудач могут быть связаны с различиями в картинах мира и осмыслении действительности, с нарушением условий, требующих правильного выбора места и времени коммуникации, с плохим каналом связи, использованием многозначных языковых средств, неверными прагматическими установками. Подобные факторы ведут к недопониманию или непониманию, что приводит к неверной интерпретации высказывания слушающим.

Коммуникативные неудачи можно подразделить на несколько основных групп:

  • 1) технические, связанные с недостатками канала связи, когда сказанное не удается как следует расслышать (например, при плохо работающем микрофоне, некачественной телефонной связи, при разговоре с человеком, имеющим дефекты речи, при общении с маленькими детьми);
  • 2) культурологические (социокультурные), связанные с недостаточным знанием иностранцем или билингвом (человеком, использующим в повседневном общении два языка) культурных феноменов, само собой разумеющихся для носителей какого-либо языка ("И куда идем, Сусанин? - Ты что, фамилию мою забыл?"; "А он у нас настоящий Левша! - Почему? Он вовсе не левша!" - используются актуальные для русского языкового сознания прецедентные феномены Сусанин и Левша, не воспринимаемые носителем иной культуры);
  • 3) психологические (психосоциальные), связанные с различными психологическими различиями собеседников, их установками, подспудными желаниями или мыслями, которые ими владеют во время разговора ("Сегодня сильный мороз? - Уже десять часов"; "Никак не разглаживается складка... Голова болит... - А ты ее прогладь через мокрую тряпку");
  • 4) собственно языковые.
  • а) неразличение значений паронимов: "Это очень эффектный ход. - Не вижу ничего эффектного. Просто он результативный. - Ну да, я это и хотела сказать. - Тогда он эффективный, а не эффектный";
  • б) неразличение оттенков значений синонимов или слов одной тематической группы: "Проконсультируйся у своего друга. - Ты имеешь в виду Сашу? Он не друг, а просто приятель"; "Покажите мне это кольцо. - У нас колец вообще нет! - А это что?! - Это перстни!";
  • в) неучет возможной многозначности слов или омонимии: "Ее аспирантка наконец получила отзыв. Говорит, замечания частные. Но она отзыв еще не распечатала. -Как же она может знать замечания, если даже конверт еще не распечатала?! - Она же его получила по электронной почте и еще не напечатала!";
  • г) неуместные семантические окказионализмы: "Отец девчонку совсем заточил... - Да куда же можно заточить современную старшеклассницу? - Ну, как: все точит и точит, ворчит и ворчит...";
  • д) неоднозначность форм слов и конструкций: "За что она [собака] его укусила? - За ногу. - Тьфу, не понимаешь, что ли? Дразнил он ее? На хвост наступил?"

Разумеется, выше перечислены только наиболее распространенные разновидности коммуникативных неудач, существуют и другие. Кроме того, возможны коммуникативные неудачи, основанные на нескольких перечисленных факторах.

Выделяются два основных способа речевого воздействия на слушателя или аудиторию. Первый способ связан с сообщением адресату повой информации, что способствует изменению его поведения или отношения к окружающему, к каким-либо фактам и мнениям. Воспринятая информация не обязательно изменит мысли и поведение человека, это зависит и от способов подачи информации, и от того, кто эту информацию получил. Например, для подростка, не знавшего, что при сильном ветре кожа даже при плюсовой температуре теряет больше тепла, чем при безветренной морозной погоде, эта информация вряд ли послужит основой для изменения манеры одеваться в ветреную погоду, зато ребенок, выслушавший сказку о том, как принц заболел и не смог спасти принцессу, потому что простудился на холодном ветру, скорее всего, не будет возражать против более теплой одежды. Другой пример: если человек, ослепший и находящийся в полном отчаянии, получает из достаточно надежного источника информацию, что медиками в 2010 г. создана и опробована искусственная роговица, это может иметь последствия, связанные с его отношением к жизни в целом.

Второй способ воздействия заключается не в сообщении какой-либо повой информации, а в представлении нового способа осмысления старой, известной адресату. Например, слушатель, уже знакомый с данными Межправительственной группы экспертов ООП по изменению климата о том, что если объем выбросов парниковых газов не сократится, к 2050 г. средняя температура Земли поднимется на 2 градуса, может под влиянием эффективной речи оратора изменить свое отношение к этой информации и осмыслить ее не как неизбежность, не как событие, которое произойдет еще нескоро, а как руководство к действиям по сокращению вредных выбросов в атмосферу.

Оба этих способа могут использоваться как по отдельности, так и комплексно.

Однако в современной коммуникации все чаще используется третий способ речевого воздействия - манипуляция (см. п. 11.2, 11.3). Манипуляция - это психологическое воздействие, направленное на изменение активности другого человека, выполненное настолько искусно, что остается не замеченным им.

В настоящее время известны различные науки, которые занимаются изучением языка. Среди них можно назвать психолингвистику, теорию речевой деятельности, социолингвистику, прагмалингвистику. Каждая из этих наук использует свои методы и пути исследования языка. Ряд работ теоретического и методического плана свидетельствует о возрастающем интересе лингвистов к проблеме речевого воздействия(Т.В. Гагин 2004, О. А. Филиппова Обучение эмоциональному воздействию Изд. "Наука, Флинта" (2012) О. С. Иссерс Речевое воздействие Изд. "Флинта, Наука" (2009),В. И. Шляхов Изд. "Красанд" (2010) Речевая деятельность. Феномен сценарности в общении, Андрей Донских: Убедить. Призвать. Добиться своего! Речевое воздействие на собеседника Изд. "Речь" 2011 др.)

(Маслова А.Ю. Введение в прагмалингвистику Учебное пособие. - 3-е изд. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2010. - 152 с.)Представляет определенный интерес рассмотреть термин прагмалингвистика или прагматическая лингвистика. Этот термин достаточно отчетлив по своему содержанию: прагма-действие, прагмалинвистика-наука, изучающая язык как средство воздействия, интеракции (Киселева 1978).Другими словами, прагмалингвистика занимается изучением воздействия речи на человека. Так как современный человек живет в условиях постоянного речевого воздействия, оказываемого на него другими людьми, роли воздействия в общении людей придается такое большое значение.

В самом общем виде основную задачу прагмалингвистики можно сформулировать как изучение языка в его прагматической функции или как изучение вербального управления человеческим поведением, моделирование социально и индивидуального поведения людей посредством речи. Прагмалингвистика имеет своим предметом систему прагматических, то есть воздействующих средств языка и изучает закономерности их функционирования в речи.

Представляется уместным ответить, что основу любого устного выступления составляет понимание языка, реализованного в системе знаков. При этом, однако, необходимо различать собственно выступление и эффективное выступление, которое включает в себя прагматический компонент (Анощенкова 1977).

При анализе публичной речи особый интерес представляет именно эффективно целенаправленное речевое воздействие, при котором достигается положительный прагматический эффект, то есть когда регулятивное воздействие, оказываемое оратором на слушателей, достигает цели. Многолетий опыт изучения проблематики речевого воздействия показывает, что речь человека воздействует прежде всего своим фактическим материалом. Безусловно, любое публичное выступление будет иметь убеждающую силу, если представленный материал последовательно и логично организован.

Четкость, выразительность, эмоциональность речи также будет способствовать эффективному речевому воздействию на слушателей. Если оратор побуждает аудиторию своей речью к сознательным поступкам, действиям, если он влияет через свою речь на поведение слушателей, значит его слово обладает воздействующей силой (Артемов 1966).Что касается прагматически направленной публичной речи, то следует иметь ввиду, что прагматическая целеустановка речевого акта предполагает сознательное использование оратором эмоциональной речи при условии полной информированности о побуждениях и средствах достижения не только своих целей, но и целей слушателей (Тарасов 1977).

При исследовании данного вопроса необходимо также обратить внимание на следующие факторы, определяющие силу прагматического воздействия публичной речи на аудиторию: учет социальной и профессиональной принадлежности как оратора, так и слушателей; возрастные особенности; принадлежность к полу, так как общеизвестно, что речь мужчин и женщин и их восприяттие речи отличается и имеет свои определенные специфические черты; особенности интеллектуального, эстетического и эмоционального развития слушателей.

Одним из требований, предъявляемых к мастерству оратора, является дифференциированный подход к социальному, профессиональному, национальному и возрастному составу аудитории, что играет важную роль в эффективности целенаправленного речевого воздействия. Искусство всякого оратора состоит в том, чтобы наилучшим образом повлиять на данную аудиторию, делая свою речь более убедительной и более наглядной.

Следует отметить, что потребности оратора в выражении субъективного отношения к действительности и воздействия на психику (мысли, чувства, волю и поведение людей)посредством выражения эмоций, эмоциональной оценки, эстетической оценки, побуждения, посредством придания особой выразительной силы языковым средствам, а также потребность установления контакта порождают разновидности прагматической функции речи: эмоциональную, эмоционально-оценочную, эстетическую, побудительную, эксперессивную и контактную. Указанные разновидности прагматической функции публичной речи объединяются тем, что они обладают специально заданной направленностью на регуляцию поведения слушателей.

Побудительная функция рассматривается как предназначенность языковых средств для передачи волеизъявления оратора с целью побуждения слушателей к тому или иному действию и поведению(Киселева 1978)

Под термином эмоциональная функция понимается предназначенность языковых средств для выражения эмоций, чувств оратора с целью воздействия на поведение слушателей посредством “эмоционального заражения”.

Термин эмоционально-оценочная функция используется для передачи положительной или отрицательной эмоциональной оценки оратора с целью воздействия на оценочные установки аудитории и вследствие этого на поведение.

Под экспрессивной функцией понимается предназначенность языковых средств для воздействия на психику и поведение аудитории посредством их особых выразительно-изобразительных качеств, таких как образность, новизна и других.

Под термином контактная функция предлагается понимать предназначенность языковых средств для установления и поддержания контакта, т.е. установление, сохранение и укрепление связей и отношений между оратором и слушателями.

Все вышеуказанные функции публичной речи служат для создания прагматического эффекта на слушателей. Известно, что прагматический эффект может быть двух видов: 1) планируемый(целевой, направленный) и 2) непланируемый (ненамеренный, фактический)

Соотношение между ними различно:а) они могут совпадать, когда планируемый прагматический эффект публичной речи достигает полной реализации, в таком случае можно говорить о положительном прагматическом эффекте; б)между планируемым и реальным (непланируемым) прагматически эффектом может возникнуть отношение несовместимости: в конкретной речевой ситуации возникает прагматический эффект, прямо противоположный планируемому.Такой эффект квалифицируется как отрицательный. Очевидно, что конечной целью публичной речи оратора является оказание положительного прагматического эффекта на аудиторию.

Таким образом, основываясь на вышеизложенном, можно сделать вывод о том, что изучение проблематики речевого воздействия, а точнее прагматического аспекта речи является необходимым условием успешного воздействия оратора на чувства и разум аудитории при произнесении публичной речи. Оратор, как никто другой, имеет возможность эффективно воздействовать на слушателей своей речью, управлять их действиями и переживаниями.

Как уже было отмечено ранее, только то публичное выступление будет иметь силу, которое включает в себя прагматческий компонент речи. В связи с этим представляет определенный интерес рассмотреть структурно-стилистические особенности прагматически эффективной речи.

На нашу жизнь влияют не только реальные факты и события, но и те слова, которыми мы их называем.

Психотерапевтическая истина

«Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за одним все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: "Повелитель, я должен сообщить тебе пе­чальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких". Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: "Повелитель, я счастлив сообщить тебе радостную весть -ты переживешь всех своих родных". Власте­лин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание. Придворные очень удивились. "Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предше­ственник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?" - спрашивали они. На что последовал ответ: "Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не только от того, что сказать, но и оттого, как сказать"» .

Одну и ту же информацию можно по-разному представить че­ловеку, и она окажет различное воздействие на него. Формы и при­емы трансформации содержания и контекста хорошо описаны в книге Р. Бендлера и Д. Гриндера «Рефреминг». Мы не будем оста­навливаться на смысловом содержании речи, а лишь рассмотрим ее частные характеристики.

8.1. КАЛИБРОВКА

ВЕРБАЛЬНОГО СООБЩЕНИЯ

В русском языке несколько сотен тысяч слов. Считается, что человеку для изложения своих мыслей и чувств достаточно и 6000 слов. У каждого человека есть свой базовый (активный) словар­ный запас, то есть тот набор слов, которым он пользуется наибо­лее часто и при помощи которого его мозг и сознание отражают мир и обрабатывают поступающую извне информацию. При этом важно понимать, что, несмотря на общую схожесть, базовые сло­вари различных людей - отличаются друг от друга.

Хотите лучше узнать человека? Послушайте, что и как он говорит.

В речи человека отражаются особенности его понимания окру­жающего мира. Язык человека, как система освоенных им вербаль­ных знаков, - это Карта его Модели мира. Именно благодаря язы­ку и речи одному человеку достаточно произнести слово «стул», и другой человек поймет, что тот имел в виду, найдя в своей Модели мира и представив соответствующий объект. Но каждый человек уникален. Помните? Каждый человек имеет свое индивидуальное представление об окружающем мире в совокупности всех объек­тов, явлений и событий, а также слов, которыми он их называет.

В некоторых случаях, соотнеся услышанное слово с соответствующим пониманием в вашей Модели мира, проверьте, это ли имел в виду человек. Соответствует ли ваше понимание данного слова тому смыслу, который вкладывает в него данный человек. Иначе может получить­ся так, что в группе вы будете работать не с реальными ситуациями и проблемами участников, а с вашими соб­ственными галлюцинациями по этому поводу или с ва­шими возможными проблемами, которые могли бы воз­никнуть у ВАС, окажись ВЫ на месте данного человека.

Важным фактором, влияющим на восприятие вашей речи, яв­ляется то, как вы говорите. Вы можете сделать вашу речь вырази­тельной, чувственной и эмоциональной, а можете говорить безли­ко и безразлично. Соответственно, она будет оказывать различное воздействие на слушателя.

Ваш голос - это средство, с помощью которого вы доносите ваше сообщение до группы. Возможно, вы довольны своим голо­сом, но следует помнить, что человек слышит свой голос иначе, чем слышат его другие. Это отчасти связано с тем, что во время произношения он слышит себя, в том числе и через воздушные каналы, соединяющие рот и уши". Поэтому нередко человек, ко­торый впервые слышит свой голос, записанный на пленку, не сра­зу узнает его. Вы можете использовать ваш голос правильно, и он может стать мощным и эффективным инструментом воздействия и передачи информации. А можете использовать его как инстру­мент пытки, делая монотонным и неприятным для слуха.

Можно метафорично сказать, что голос человека - это место, где встречаются его сознательное (содержание речи) и бессознатель­ное (характеристики голоса). Для слушателя порой более важно не столько то, что мы говорим, сколько то, как мы говорим. Замечено, что в состоянии тревоги или нервного напряжения у человека меняются его голосовые характеристики. Этот факт нашел достой­ное применение в бесконтактных (то есть всецело незаметных для собеседника) образцах «детектора лжи». Подсознание человека по­рой с успехом заменяет детектор лжи и может достаточно достовер­но определять неискренность собеседника. При этом достаточно ин­формативны и невербальные звуки, сопровождающие речь человека:

□ частое покашливание может интерпретироваться как лжи­вость, неуверенность в себе или обеспокоенность. (Хотя это может быть просто бронхит!);

□ несоответствующий моменту или несоответственно выра­женный хохот однозначно интерпретируется как напряже­ние, отсутствие контроля над ситуацией.

1 Ли Дэвид. Практика группового тренинга.

Для того чтобы более эффективно владеть собственной речью и правильно использовать голос, рассмотрим следующие характери­стики,

ТЕМП РЕЧИ

Это понятие включает: быстроту речи в целом, длительность звучания отдельных слов и длительность пауз.

Слишком быстрая речь выдает внутреннее напряжение и не­рвозность говорящего. Эмоциональное напряжение часто приво­дит к стремлению завершить происходящее как можно быстрее. Чем больше напряжение, тем быстрее становится речь. Если вре­мени для изложения всей информации мало и вы пытаетесь ее дать с удвоенной скоростью, то все, чего вы добьетесь, -это уменьше­ние в два раза степени ее понимания участниками. Однако слиш­ком медленная и вялая речь может привести к тому, что вы по­теряете внимание и интерес группы. Кроме того, одной из опасностей, кроющихся в медленном темпе, является тенденция к появлению назидательных интонаций. Не позволяйте своим сло­вам превращаться в поучения.

Ведущий должен владеть своей речью и уметь подстраивать ее темп в соответствии с излагаемой информацией. Уверенная, со­держательная речь, как правило, имеет средний, ровный темп с четким разделением слов. Сложные идеи следует излагать в более медленном и равномерном темпе. Необходимо давать слушателю время для осмысления того, что вы говорите (если, конечно, вы не преследуете другие цели).

ПАУЗА В РЕЧИ

Пауза (молчание) - очень важный инструмент вашей речи, если его умело использовать. Она позволяет не смешивать смыслы раз­личных слов и предложений, выполняя функцию разделительного буфера между ними. Иногда человек пытается скрыть свою неуве­ренность, вытесняя паузы. Тем самым его речь становится тороп­ливой, сумбурной и менее понятной.

Многие известные ораторы с успехом используют искусство молчания. Пауза перед кульминационным пунктом - это изюмин­ка хорошего рассказа. Хотя без надобности затянутая, она может восприниматься как нерешительность.

Молчание в нужный момент воспринимается как признак ума!

Своевременное использование паузы подготавливает группу, выделяет мысль и позволяет оценить важность сказанного.

Использование пауз полезно в следующем ряде случаев.

Перед тем, как начать говорить.

Пауза дает возможность группе подготовиться к восприятию, настраивает участников на внимательное слушание и дает вам воз­можность собраться с мыслями.

Для управления вниманием и усиления значения.

Если вопрос, фраза или мысль имеют особую важность, но их можно услышать или понять неправильно, применение пауз в нуж­ный момент подчеркивает значение. Использование паузы в дан­ном случае сравнимо с остановкой гида перед особой картиной.

Вместо знаков препинания.

В данном случае паузы используются для структурирования речи и увеличения степени ее понимания.

При смене содержания работы (переход к новому упражне­
нию, новой теме).

В данном случае пауза разделяет процедуры, не позволяет сме­шивать различные смыслы и содержание.

ГРОМКОСТЬ

У каждого человека есть способность изменять громкость свое­го голоса в соответствии с условиями. Мы способны бессознатель­но оценивать расстояние до собеседника, уровень шума в аудито­рии и в соответствии с этим подстраивать громкость своего голоса. В зашумленной аудитории человек старается говорить громче. А так как шум и гам нередко сопровождают выполнение некоторых про­цедур в тренинге, то и ведущему группы приходится порой гово­рить громче. Следует учитывать, что громкий голос в сочетании с повышением его тональности и вибрацией воспринимается как неуверенный. Повышение громкости в сочетании с понижением

его тональности придает голосу силу, но в то же время может со­здавать ощущение агрессивности. Поэтому, пытаясь успокоить группу, не стоит чрезмерно повышать громкость голоса. На подоб­ные случаи есть другие средства для привлечения внимания груп­пы, например хлопок в ладоши. В некоторых случаях можно ис­пользовать свисток. И если после использования свистка вы будете говорить чуть громче, чем шепотом, то вы получите желаемый ре­зультат. Если ваш голос едва слышен, группе необходимо успоко­иться, замолчать и слушать очень внимательно, чтобы узнать, что вы хотите сказать.

Высота голоса является важным элементом передачи психичес­кого состояния говорящего и способна вызвать такое же состоя­ние у слушающего. Низкий голос (особенно бас) передает уверен­ность. Соответственно повышение высоты голоса (особенно в сочетании с повышением темпа речи) может восприниматься как утрачивание контроля над ситуацией. Если такое действительно происходит, придайте более низкую высоту вашему голосу и замед­лите темп, и вы почувствуете себя увереннее.

ИНТОНАЦИЯ

Интонации - это, пожалуй, наиболее важный элемент речи. Одни и те же слова, произнесенные с разной интонацией, могут передавать различные смыслы, вплоть до противоположных. В речи нет вопросительных или восклицательных знаков, их роль выпол­няет та интонация, с которой вы произносите определенные сло­ва. Во время общения человек использует от 10 до 20 различных нот. Интонации создают общий мелодичный рисунок речи и по­могают удерживать внимание. Чем более резко падает интонация, тем больше категоричности. Речь становится более монотонной при подчеркивании формальной ситуации. Медленно поднимаю­щиеся и неглубокие интонации выражают неопределенность, не-

доумение, сомнение. Глубокие эмоции - грусть, жалость, нежные чувства - передаются плавной сменой интонаций в речи.

Вы можете упражняться в произнесении одинаковых фраз с раз­личной интонацией, придавая им разный смысл. Например, по­тренируйтесь при помощи интонации передавать состояние заин­тересованности, равнодушия, любопытства, тревоги, гнева, умиротворенности и др.

8.8. СМЫСЛОВЫЕ УДАРЕНИЯ

Вы можете выделять некоторые участки своей речи, помечать важность отдельных ключевых слов, тем самым усиливая их воз­действие. Подобные смысловые ударения можно делать при по­мощи:

□ более медленного произнесения ключевых слов;
□ изменения громкости в момент их произнесения;

□ повышения или понижения интонации в процессе произ­ношения слова;

□ выделения паузой.

Однако следует понимать, что большее значение имеет не столько то, как вы выделите слово, сколько то, какое именно это будет слово. Если просто выделять каждое слово в своей речи, вы добьетесь этим не больше, чем если бы подчеркивали все слова, которые пишите.

Язык является основным инструментом ведущего тренинг. Ваш профессионализм прямопропорционален знанию этого инструмента и умению его использовать. Следует постоянно пополнять словарный запас, знать точное значение слов, которые вы используете, и от­четливо их произносить.

Неряшливое использование языка вызовет лишь пренебрежитель­ное отношение людей, с которыми вы общаетесь.

Литература к главе 8: .