Присоединение дагестана к россии и его историческое значение.

СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ федеральный округ. Республика Дагестан. Площадь 50,3 тыс.кв.км.. Образована 20 января 1921 года.
Административный центр Республики Дагестан - г. Махачкала

Республика Дагестан – субъект Российской Федерации, входит в состав Северо-Кавказского федерального округа, расположена в северо-восточной части Кавказских гор, на западном побережье Каспийского моря. С востока территория Республики Дагестан омывается водами Каспийского моря.
Республика Дагестан входит в Северо-Кавказский экономический район. Основные отрасли производства: сельское хозяйство, виноделие, рыболовство, народные промыслы (в том числе ковроткачество), добыча нефти, добыча природного газа, лёгкая и химическая промышленности, машиностроение, производство электроэнергии. Машиностроение и металлообработка включают широкий набор отраслей. Помимо трех ведущих отраслевых комплексов в промышленности Дагестана неплохо развиты индустрия строительных материалов, деревообработка, химическая промышленность (лакокрасочное производство, стеклопластика, стеклоткани). Художественные промыслы Республики Дагестан - явление уникальное, не имеющее аналогов. С давних пор Дагестан славится изделиями своих народных умельцев.
Сельское хозяйство является одной из базовых отраслей экономики Республики. Республика Дагестан удерживает первенство в России по поголовью овец, коз и производству шерсти. Ведущие позиции республика занимает в производстве фруктов и ягод, а также мяса. Дагестан - единственный в России регион, который специализируется в производстве винограда. Основной специализацией в растениеводстве стали виноградарство, садоводство и овощеводство. Выращиваются также зерновые, картофель и т. д. В животноводстве преобладает разведение крупного рогатого скота на мясо, а также овец и коз; значительную долю занимает птицеводство.
Республика богата минерально-сырьевыми ресурсами: нефтью, газом, торфом, бурым углем и горючими сланцами, твердым минеральным сырьем (рудами черных и цветных металлов, нерудным минеральным сырьем и т. д.). Также республика обладает значительными запасами строительных материалов: известняков, мергели, гравия, песка и глины. В Южном Дагестане находится одно из крупнейших месторождений меди.
В Дагестане выявлено 255 источников и 15 месторождений минеральных лечебных вод: углекислых, сульфидных, бромных, йодо-бромных, кремнистых, железистых, мышьяковистых и слаборадоновых.
Каспийское море является важнейшим рыбохозяйственным бассейном страны, биоресурсы которого включают мировые запасы редких и ценных рыб осетровых пород.

Республика Дагестан была образована 20 января 1921 года как Дагестанская АССР.
С 17 сентября 1991 года – Дагестанская ССР.
С 17 декабря 1991 года – Республика Дагестан.
Награждена: отденом Трудового Красного Знамени (1923г.), орденом Ленина (1965г.), орденом Октябрьской Революции (1971г.), орденом Дружбы народов (1972г.).

Города, Городские округа и Муниципальные районы Республики Дагестан.

Города Республики Дагестан: Махачкала, Буйнакск, Дагестанские Огни, Дербент, Избербаш, Каспийск, Кизилюрт, Кизляр, Хасавюрт, Южно-Сухокумск.

Городские округа Республики Дагестан:
Городской округ «Город Махачкала»
Городской округ «Город Буйнакск»
Городской округ «Город Дагестанские Огни»
Городской округ «Город Дербент»
Городской округ «Город Избербаш»
Городской округ «Город Каспийск»
Городской округ «Город Кизилюрт»
Городской округ «Город Кизляр»
Городской округ «Город Хасавюрт»
Городской округ «Город Южно-Сухокумск».

Муниципальные районы Республики Дагестан, Административный центр:
Агульский район – Округ Южный – с. Тпиг
Акушинский район – Округ Горный – с. Акуша
Ахвахский район – Округ Горный – с. Карата
Ахтынский район – Округ Южный – с. Ахты
Бабаюртовский район – Округ Северный – с. Бабаюрт
Бежтинский участок – Округ Горный – с. Бежта
Ботлихский район – Округ Горный – с. Ботлих
Буйнакский район – Округ Центральный – г. Буйнакск
Гергебильский район – Округ Горный – с. Гергебиль
Гумбетовский район – Округ Горный – с. Мехельта
Гунибский район – Округ Горный – с. Гуниб
Дахадаевский район – Округ Южный – с. Уркарах
Дербентский район – Округ Южный – г. Дербент
Докузпаринский район – Округ Южный – с. Усухчай
Казбековский район – Округ Северный – с. Дылым
Кайтагский район – Округ Южный – с. Маджалис
Карабудахкентский район – Округ Центральный – с. Карабудахкент
Каякентский район – Округ Центральный – с. Новокаякент
Кизилюртовский район – Округ Центральный – г. Кизилюрт
Кизлярский район – Округ Северный – г. Кизляр
Кулинский район – Округ Горный – с. Вачи
Кумторкалинский район – Округ Центральный – с. Коркмаскала
Курахский район – Округ Южный – с. Курах
Лакский район – Округ Горный – с. Кумух
Левашинский район – Округ Горный – с. Леваши
Магарамкентский район – Округ Южный – с. Магарамкент
Новолакский район – Округ Северный – с. Новолакское
Ногайский район – Округ Северный – с. Терекли-Мектеб
Рутульский район – Округ Южный – с. Рутул
Сергокалинский район – Округ Центральный – с. Сергокала
Сулейман-Стальский район – Округ Южный – с. Касумкент
Табасаранский район – Округ Южный – с. Хучни
Тарумовский район – Округ Северный – с. Тарумовка
Тляратинский район – Округ Горный – с. Тлярата
Унцукульский район – Округ Горный – с. Унцукуль
Хасавюртовский район – Округ Северный – г. Хасавюрт
Хивский район – Округ Южный – с. Хив
Хунзахский район – Округ Горный – с. Хунзах
Цумадинский район – Округ Горный – с. Агвали
Цунтинский район – Округ Горный – с. Кидеро
Чародинский район – Округ Горный – с. Цуриб
Шамильский район – Округ Горный – с. Хебда

Здесь нам уже довелось побывать 2 года назад в процессе поездки в Иран (и даже встретить тут новый год). Когда-нибудь надо будет написать и про ту поездку. Тогда довелось посетить Дербент и совсем немного Махачкалу. Поскольку "немного" было очень сильным, было решено в данном случае этот пробел исправить.


Республику Дагестан действительно многие считают очень сильно непохожим на другие российские губернии. В общем то ничего удивительного нет, процент русского населения здесь довольно мал (меньше, наверное, только в Туве). Даже разговоры у местных часто построены так, что Дагестан воспринимается уже чем-то отдельным: "Вот в России так-то, а в Дагестане так-то".

При этом всём, однако именно русский язык является основным в республике и надписей на каком-либо другом языке практически нет. Объяснение этому весьма простое - в отличие от, скажем, Татарстана, или той же Тувы, где живёт один народ с одним языком (и все вывески на этот язык можно продублировать), в Дагестане живёт масса различных народов, с языками, отличающимися друг от друга чуть более, чем полностью. Многие приезжие (я не был исключением) этих особенностей не знают, и полагают, что здесь живут дагестанцы и разговаривают на дагестанском языке (за что, полагаю, от местных можно и в морду схлопотать). Наиболее многочисленные народы Дагестана: даргинцы, лезгины, аварцы, кумыки, ногайцы и т.д. (тысячи их!) Понятно, что всем им нужен какой-то язык, на котором они бы могли общаться между собой. Разумеется, русский был наилучшим кандидатом на эту роль. Поскольку, если бы был выбран один из малых языков, это привело бы их носителей в более привилегированное положение перед остальными, что могло в последствии создать социальный взрыв. А так, в межнациональном плане здесь всё политкорректно и нет никакой социальной напряжённости - все нации довольно мирно уживаются друг с другом.
Однако не всё так и безоблачно здесь, как можно было бы подумать. Если вспомнить самого основного соседа Дагестана, можно представить, каково тут жилось все 90-е и начало нулевых. И сейчас всё очень неспокойно. В отличии от предыдущей спокойной Калмыкии, Дагестан будет, пожалуй, на 2-м месте среде южных республик после Чечни по количеству проишествий и упоминаний в СМях. Наибольшей атаке подвергаются сотрудники правохранительных органов и силовых структур - по несколько человек в год постоянно гибнет в терактах и перестрелках с группами бандитов. Нас подвозила колонна дагестанских ментов, перегонявших из Нижнего Новгорода бронированные уазики, специально купленные МВД Дагестана, с целью обезопасить своих сотрудников.

В целом, несмотря на кажущуюся разницу в менталитетах, в дагестанском обществе очень много общего с российским. Самое печальное, что оно переняло у российского самые худшие его черты, которые здесь распухли до невероятных размеров. Это и коррупция таких масштабов, что и в России не везде встретишь. Это безмерная любовь к понтам, имеющим куда больший статус, чем у русских. Вроде говорят, что европейский менталитет склонен к индивидуализму, а азиатский к коллективизму. Вот по Дагестану этого совершенно не скажешь - каждый желает себе построить собственный дом (желательно побольше, чем у соседа), ездить исключительно на собственной машине (разумеется как можно покруче). Ради этого можно не есть, ни пить, но если у тебя нет своего дома и машины, то что ты за мужик? Окраины Махачкалы застраиваются частным сектором астрономическими темпами - здесь строит себе жильё чуть ли не вся республика. Как нам говорили многие местные "Все жалуются, что денег нет, но все строятся"..
Разумеется, что и на дорогах движение на дорогах больше всего напоминает броуновское. Конечно, до Каира Махачкале ещё расти и расти, но немалые подвижки уже есть.

Опять же, думаю, что поездив за рулём по Махачкале, в Москве будешь ощущать себя как в Европе. Собственно и в Москве многие не любят дагестанских водителей именно за то, что те пытаются перенести сюда методы движения, используемые у себя. Ездить без выпендрёжа тут как то не особо принято. На трассе это выглядит порой очень страшно, обогнать по двухполосной дороге прямо перед носом у встречной машины здесь в порядке вещей. Один умник вообще догадался ехать на пустой трёхполосной дороге по средней полосе (в тот момент встречной для него) в темноте с выключенными фарами, наш водитель еле успел увернуться от него.

Идём далее, гопота. На прямую сталкиваться, слава Богу, не доводилось, но со стороны довелось посмотреть. У некоторых представителей молодого поколения имеются вполне характерные гопнические замашки, напоминающие чотких пацанов из какого-нибудь Нижнего Новгорода, Кургана, или Тулуна. Только в кавказском исполнении это выглядит куда страшнее. Также, как и в наших широтах не любят волосатых людей (только тут несколько другое объяснение - типа ты своими длинными волосами косишь под бабу, тем самым не согласен со своей мужской сущностью, тем самым оскорбляя их мужскую сущность... Короче сплошной ФГМ). В общем, столь популярный образ кавказца-джигита относится как раз к дагестанцам (и к жителям других южных республик России), закавказские народы (грузины, азербайджанцы, армяне) под него очень слабо подходят.

Опять же, может быть всё это следствие нахождения в составе государства Российская Федерация. Даже выезжая из Дагестана в Азербайджан испытываешь облегчение. Там, конечно, бардак не меньший, но народ куда более расслабленный, и нет такой сильной напряжённости в атмосфере.

Единственная неприятная российская особенность, которая здесь практически не встречается - это пьянство. Всё-таки народ в большей степени религиозный, поэтому алкоголизм здесь редкость. Ну и ещё отличительная особенность - высокая рождаемость. Дагестан находится на 2-м или 3-м месте по уровню рождаемости в России, и численность населения здесь неуклонно растёт. Таким образом, своим приростом населения он компенсирует его убыль в большинстве областей страны.

После такого количества негатива, никак нельзя не упомянуть положительные качества жителей Дагестана. Прежде всего, это разумеется традиционное восточное гостеприимство. Мало где в России, нас так душевно принимали, к здесь, что первый раз в Дербенте, что второй в Махачкале.
В гостях у члена хоспиталити Рената

Слева квартирант Рената Заур

Один из наиболее известных членов хоспиталити в Дагестане Багдат, также известный, как bagdat

Махачкала .
По большому счёту, ничего достопримечательного в ней нет. Но город просто приятный, своей малоэтажной застройкой в центре


Главная площадь Ленина

На которой также прописался его тёзка. Как видите, Премьер-Вован уже тоже не считает Дагестан Россией.

Местный фастфуд

Гостицица

Национальный театр (кумыкский). Редкая вывеска на одном из местных языков

Искромётный кавказский юмор

Махачкала стоит на берегу Каспийского моря.. Которое на самом то деле нифига не море, а озеро, самое большое в мире


Есть даже порт

В эпоху среднего палеолита (мустье) (80-35 тыс. лет назад) археологические памятники встречаются уже во всех физико-географических зонах. В верхнем палеолите (35-10 тыс. лет назад) в условиях наступления ледников с горных районов человек спускается в Прикаспийскую равнину, о чем свидетельствует находка чаши из окрестностей Гиджуха, изготовленной из головки бедренной кости мамонта. С ашельского времени люди научились пользоваться огнем, практиковали коллективную охоту с помощью загонов. В мустье появляются наконечники для копий.

В эпоху мезолита (10-9 тыс. лет назад) на Кавказе завершилась эпоха ледников, изменились климатические условия, снизился уровень Каспийского моря. Из районов южного Прикаспия в горный Дагестан проникают племена, которые оставили нам Чохское поселение. С ними связаны и наскальные изображения около сел Мекеги и Ругуджа. Важнейшим достижением этого времени было изобретение лука и стрелы. Об идеологических представлениях населения свидетельствуют изображения животных и солярных знаков. Переход к земледелию и скотоводству произошел в неолите (8-7 тысяч лет назад). В это время на Чохском поселении появляется каменное жилище, примыкающее к скальному навесу. Среди важнейших достижений этой эпохи были изобретения керамики, ткачества, новой техники обработки камня (полировка, сверление). В эпоху энеолита (V-IV тысячелетие до н.э.) произошло важнейшее открытие металлов. Эталонным памятником этого времени является Гинчинское поселение с круглоплановыми жилищами. Здесь же было обнаружено два человеческих захоронения.

Возникновение земледелия и скотоводства было важнейшим событием древнего Дагестана. С этого времени он становится центром бурного развития экономики, ускоренного роста населения, интенсивных демографических процессов, связанных с освоением новых территорий. Возникают временные и сезонные поселения. С началом бронзового века (конец IV-II тысячелетие до н.э.) горный Дагестан оказался в сфере великой земледельческой культуры: агрокультурное террасирование горных склонов достигло своих завершенных форм. Восточный Кавказ, включая Дагестан, как одна из провинций "неолитической революции" сделал вклад в мировую селекцию многими сортами мягких и твердых пшениц, почти 50 разновидностями ячменей, эндемичными культурами льна и бобовых, множеством сортов абрикоса, винограда, семечковых и т.д. В позднем бронзовом веке зарождается производство железа. Это привело к революционным изменениям в экономике, культуре и сознании людей, в конечном счете - к формированию сначала "военной демократии", а потом и государственности.

Через Дагестан прокатываются разные волны ираноязычных кочевников (сабатиновских, белозерских, скифских племен), которые растекались в странах Закавказья и Передней Азии.

Период IV в. до н.э. – IV в. н.э. в истории Восточного Кавказа ознаменован образованием и расцветом государства Кавказской Албании. Народы Кавказской Албании приняли участие в войне понтийского царя Митридата IV Евпатора с римлянами. С приходом к власти сасанидских правителей (226 г.) в Иране началась борьба против Рима за влияние на Кавказе. Положение на Кавказе осложнилось Великим переселением народов и вторжением в Прикаспийский Дагестан различных кочевых племен - савиров, авар, барсилов, гуннов и т.д.

Они представляли опасность для стран Закавказья и Передней Азии. Поэтому сасанидские правители (Ездигерд, Кавад, Хосров, Ануширван) в целях своей безопасности возводили укрепления на северных рубежах. Так, возникли Дербентские оборонительные сооружения. Начал функционировать Великий шелковый путь. В V-VI вв. формируются раннефеодальные царства Лакэ, Табасаран, Зерихгеран, Кайтаг, Гумик, Серир, Дербент, Маскут, которые сыграли важную роль в истории народов Кавказа.

В середине VII в. формируется Хазарский каганат - крупное государственное образование юго-восточной Европы, своеобразный конгломерат кочевых и оседлых племен и различных народов. Пределы этой огромной державы охватывали Прикаспийский Дагестан. 40-е годы VII-VIII вв. характеризуются арабо-хазарскими войнами, в которые вовлекались и народы Дагестана. На последнем этапе арабские отряды под руководством военачальников Джарраха, Масламы и Мирвана совершали походы во внутренние районы Дагестана. Эти войны привели к разрушению производительных сил Дагестана, уничтожению сел, упадку сельского хозяйства и ремесел. После арабо-хазарских войн вместе с арабскими завоеваниями началось распространение ислама в Дагестан, которое завершилось в XV в. В IX в. Дагестан освобождается от власти арабского халифата, к 965 г. распался и Хазарский каганат. В середине XI в. в Предкавказье появляются половецкие племена кипчаков, которые сыграли решающую роль в образовании кумыкского народа из населения Прикаспийского Дагестана. Целую эпоху истории Дагестана составило татаро-монгольское нашествие. В 1220-1222 гг. 20-тысячное войско во главе с Джэбэ и Субэдэем, несмотря на упорное сопротивление горцев, из Закавказья через внутренний Дагестан прорвались на Северный Кавказ. Последующие годы отмечены серией походов татаро-монгол на Дагестан уже из районов Северного Кавказа (1227, 1239-1240) и упорной борьбой народов Дагестана против агрессоров. Татаро-монгольское нашествие затормозило процесс социально-экономического и культурного развития населения, привело к регрессу культуры. В XIV в., создав в Средней Азии обширное государство, Тамерлан стал претендовать на создание "мировой империи", которую не удалось создать Чингисхану. В 1395 г. во главе огромной армии он из Азербайджана через Дербентский проход проник в дагестанские владения. Варварские погромы Тимура принесли неисчислимые бедствия народам Дагестана, но его жестокость не могла поставить свободолюбивых горцев на колени. Их борьба за свободу и независимость является яркой страницей в истории. В начале XVI в. Иран и Османская империя вступили в схватку за обладание Дагестаном. Эта борьба сопровождалась безудержным грабежом местного населения, разрушением производительных сил края, истреблением и угоном населения в неволю. В 1582 г. объединенные силы лакцев, аварцев и даргинцев нанесли турецким янычарам крупное поражение. Затем развернулась продолжительная борьба народов Дагестана за свободу и независимость, венцом которой стала героическая борьба против иранского шаха Надира, совершившего два опустошительных нашествия на Страну гор. Объединенные силы горцев разгромили иранцев сначала около Джаника в 1738 г. и в 1741 г. в самом Дагестане. Все последующие походы и сражения иранских войск (1742 и 1743 гг.) кончались их поражением. Убедившись в бесперспективности войны с горцами, Надир-шах в 1743 г. в спешном порядке вывел свои войска из Дагестана. Наиболее яркой страницей истории Дагестана и всего Кавказа явилась народно-освободительная борьба горцев против царского колониализма в XIX в. Эта борьба против могущественнейшей в мире империи отмечена героическими подвигами народов Дагестана и Северного Кавказа под руководством имамов Гази-Мухаммеда, Гамзатбека и Шамиля.

В ходе борьбы было создано государство - Имамат Шамиля, функционировавшее в течение 1834-1859 гг. Героизм и стойкость горцев, отвага и военный гений их вождя - Шамиля вызывали восхищение мирового сообщества. Борьба горцев завершилась 25 августа 1859 г. взятием царскими войсками последнего оплота имама - Гуниба и почетным пленением Шамиля. В результате Кавказской войны Дагестан был фактически присоединен к Российской Империи в качестве Дагестанской области и здесь было введено так называемое военно-народное управление. На этом, однако, борьба горцев за свою свободу и независимость не прекратилась. В 1877 г. поднялось новое восстание в Дагестане, Чечне и Адыгее, которое было жестоко подавлено. Вместе с тем, присоединение к России означало для Дагестана приобщение к российской цивилизации и через нее выход к европейскому сообществу. В конце XIX- начале XX в. в Дагестане стали формироваться капиталистические предприятия, функционировать железные дороги, порт. Стали развиваться экономика и культура, февральская революция, октябрьский переворот 1917 г. и последовавшая за ним граждан-скал война, обернувшаяся бедствием для народных масс, возымели для Дагестана судьбоносные политические и социальные последствия. 13 ноября 1920 г. на Первом вседагестанском съезде народов Дагестана была провозглашена советская автономия Дагестана, 20 января 1921 г. был объявлен декрет ВЦИК об образовании Дагестанской Автономной Советской Социалистической Республики, а в начале декабря 1921 г. на Первом Вседагестанском учредительном съезде Советов была принята Конституция республики. К 1926 г. было восстановлено народное хозяйство, разрушенное гражданской войной, прорыт канал им. Октябрьской революции (КОР) протяженностью 70 км от Судана до Махачкалы (1923), пущен стекольный завод "Дагогни" (1926), начато строительство Гергебильской ГЭС (1929). Быстрыми темпами осуществлялось дорожное строительство. В 1928-1929 гг. было проведено новое административное деление и создано 28 районов вместо прежних 10 округов. В конце 20 - начале 30-х годов начата массовая коллективизация. В 1937 г. на основании Конституции СССР была принята новая Конституция Дагестана. Вместе с тем на политической, экономической и духовной жизни республики пагубно сказались репрессии 30-х годов, порожденные тоталитарной системой партийно-государственного управления. Отечественная война 1941-1945 гг. стала величайшей трагедией для всей страны. Не было в Дагестане семьи, не потерявшей своих близких. Война тяжело отразилась на экономике республики. Однако народы Дагестана вместе со всеми народами СССР одержали победу над фашизмом, 52 дагестанца стали Героями Советского Союза. В результате послевоенного строительства к 1950 г. раны войны были залечены, народное хозяйство страны восстановлено, материальное состояние народа улучшилось. Вместе с тем республика испытала на себе все отрицательные последствия социально-экономических экспериментов последующих десятилетий.

Дагестан в составе России: 200 лет единства и созидания


12 октября 2013 года
Российского государства. Это могло произойти и гораздо раньше, но занятое войной с 1700 г. со Швецией правительство Петра I не имело возможности активно вмешиваться в кавказские дела, хотя постоянно и внимательно следило за ними.

С одной стороны Петра I беспокоил вопрос о политическом господстве на Кавказе, а с другой глубокие преобразования в России, расширение ее международных связей заставили его думать о будущем (прежде всего экономическом) России на Востоке.

Петр I разрабатывал грандиозный экономический план создания великого международного торгового пути, соединяющего Балтику с Каспием, по которому через территорию России должна была пойти основная торговля Европы со Средним Востоком и Индией.

Такой поворот событий не входил в расчеты ни Ирана, ни Турции, привыкших безнаказанно грабить и опустошать кавказские народы. Правда, пришедший к этому времени в упадок Иран был уже не в силах активно вмешаться в происходящее в Дагестане, однако Турция продолжала представлять серьезную опасность. Она с тревогой наблюдала за продвижением Петра I на Северо-Восточном Кавказе. Успехи русских войск, занятие ими Приморского Дагестана, Баку, Гиляна, Мазандарана и Астрабата вызвали осложнения ">

Турецкая армия, находившаяся на Кавказе, намеревалась двинуться к Каспийскому морю, грозила врезаться клином между завоеванными Россией южными и северными владениями. Петр I еще 10 февраля 1721 г. предписал своему резиденту в Константинополе Неплюеву, чтобы твердо он дал понять туркам, что к "Каспийскому морю их допустить невозможно", как невозможно допустить, чтоб "под персидским владением сущие за ними были".

Константинопольский договор, подписанный 12 июня 1724г., гласил, что "Шемаха останется под владением вассала Порты Дауда. Пространство от города Шемахи по прямой линии к Каспийскому морю разделяется на три равные части; из этих трех частей, лежащих к Каспийскому морю, две должны принадлежать России, а третья, ближайшая к Шемахе, будет находиться во владении Дауда под верховной властью Порты".

Война завершилась историческим компромиссом. Плененный в 1859 году в Гунибе имам Шамиль спустя несколько лет вместе с сыновьями присягнул на верность Александру II. Известно содержание его послания царю со следующими словами:

"Ты, великий Государь, победил меня и кавказские народы, мне подвластные, оружием. Ты, великий Государь, подарил мне жизнь…Мой священный долг, как облагодетельствованного дряхлого старика и покорённого Твоею великою душой, внушить детям их обязанности перед Россией и её законными царями.

Я завещал им питать вечную благодарность к Тебе, Государь…Я завещал им быть верноподданными царям России и полезными слугами новому нашему отечеству".

В наши дни, спустя почти 150 лет, это "завещание" сохраняет свою историческую и политическую значимость. Мысль о служении "новому отечеству" воплотилась в жизни и судьбах многих поколений дагестанцев, ставших верными сыновьями России и братьями русского народа. Дагестан вместе со всей страной прошел большой путь — обрел государственность, учился и работал, выстоял и победил в Великой Отечественной войне, восстанавливал и строил города, пахал землю и собирал урожай, словом, созидал. И при этом неизменно ощущал поддержку русского народа, российской интеллигенции.

Каким бы оценкам сегодня ни подвергался советский период в истории России и ее регионов, нет смысла отрицать, что именно в те годы республика сделала мощный рывок в своем экономическом и социальном развитии, сформировала собственные властные, политические и гражданские институты. Не говоря уже о расцвете национальной культуры, самобытного искусства народов республики, развитии ее интеллектуального, творческого, духовного потенциала. О нашей общей гордости за то, что Дагестан стал родиной выдающихся поэтов, музыкантов, художников, которых чтит вся Россия, о которых знает весь мир…

В переломные 90-е, когда страна переживала труднейший период кризиса, изменения общественных устоев, дагестанцы подтвердили свою верность историческому выбору и России, не соблазнившись никакими "суверенитетами". Они с честью выдержали тяжелые испытания августа-сентября 1999 года, когда международные террористы посягнули на конституционный строй, территориальную целостность Российского государства, выбрав момент, чтобы, по известному выражению Хаттаба, "отобрать Северный Кавказ у русских".

Агрессия сорвалась: Дагестан сумел себя защитить, вместе с российскими воинами отстояв безопасность и единство своей Родины.

Отдавая должное стойкости духа и самопожертвованию дагестанцев, их роли в сохранении целостности государства, Президент России В.Путин назвал события 1999 года одним из примеров настоящего общероссийского патриотизма. Разгром вооруженных бандформирований предотвратил угрозу распада страны,

стал отправной точкой нового этапа в развитии и укреплении мощи России.

В последнее время вопрос о скрепляющих основах российской государственности получил особую остроту. В обществе заметно усилились тенденции межэтнической и межрелигиозной напряженности, нагнетания ксенофобии, а для нашей страны подобные проблемы являются фундаментальными. Речь по существу идет об угрозах жизнеспособности государства, которое складывалось и развивалось как многонациональное и поликонфессиональное. Северный Кавказ - это средоточие многих этносов, культур, традиций, языков, и для нас особенно актуален тезис, сформулированный в одной из предвыборных статей В.Путина, о том, что "любой человек не должен забывать о своей вере и этнической принадлежности, но быть прежде всего гражданином своей страны".

Подобное восприятие национальной, культурной и гражданской идентичности населения регионов огромной России исключает спекуляцию на провокационных лозунгах типа "Хватит кормить Кавказ!". Однако мы видим, что антикавказские настроения в стране нарастают, настойчивее становятся поползновения вбить клин между представителями разных народов.

В массовое сознание вбрасываются провокационные лозунги и ложные стереотипы о кавказцах, дагестанцах. Сегодня по большому счету испытываются на прочность узы культурно-исторического и духовного родства между русским народом и народами Северо-Кавказского региона.

Все это напоминает болезнь, от которой общество обязательно должно излечиться. Попытки разобщить народы нашей многонациональной страны, разъяснить "массам", кто "свой", а кто "чужой", не могут не вызывать тревоги за наше общее будущее.

Мы хорошо видим и то, что на ослабление вековых связей Дагестана с Россией направлены усилия разного рода радикалов, приверженцев религиозно-политического экстремизма и этносепаратизма. Сегодня они отчасти преуспели в том, что в сознании определенной части дагестанцев происходит подмена общественных, культурных ценностей. Что влияние русской культуры, обогатившей мировоззрение и миропонимание дагестанских народов, уже не такое мощное, как прежде.

Взамен нашей молодежи предлагается некий ориенталистский суррогат, сочетающий египетский кальян и японскую игровую приставку, арабский хиджаб и итальянскую сумку, пакистанский джеляб и кроссовки "Адидас".

Настойчиво навязывается мысль о духовно-нравственной и политической несостоятельности современного общества, российского в том числе. Под псевдоисламскими лозунгами камуфлируется идеология насилия, нетерпимости к тем, кто живет и мыслит иначе, и в целом — к Российскому государству. Однако, как подчеркивает и нынешний руководитель Дагестана Рамазан Абдулатипов, "ни в одной религии нет призыва разрушать государство".

Сегодня мир глобализуется, уже нет "железного занавеса", и молодые люди могут свободно изучать и сравнивать жизнь у себя на родине, в центральных областях России и за рубежом. Это сравнение может быть иногда не в пользу Дагестана и страны в целом. Но мир — это не туристические маршруты, не места, где просто "хорошо" или "плохо". Человек не может осмысленно существовать вне заданных координат — экономических, социальных, культурных, вне связей с Родиной, своим языком, семьей. Иначе нас ждет отрыв от корней и полная маргинализация.

Российско-дагестанское единство — тема чрезвычайно обширная, имеющая прямые выходы в современность (в том числе с геополитической точки зрения) и дающая пищу для размышлений, причем не только академических. В научной и околонаучной среде все еще сохраняется соблазн неоднозначных интерпретаций истории (в особенности эпохи Кавказской войны), искусственной поляризации, противопоставления "деспотичной" России "свободолюбивым горцам", нивелирования интеграционных процессов, объективно сближавших народы великого государства в единое целое.

На самом деле российско-дагестанские взаимоотношения были разными, в том числе драматическими и конфликтными, — такова историческая реальность, отрицать которую бесполезно и непродуктивно.

Думается, гораздо важнее сегодня, спустя 200 лет, попытаться на уровне современных представлений о государстве и обществе непредвзято осмыслить истинную значимость и необратимость нашего единства, озвучить "болевые точки", угрожающие межнациональному миру

и гражданскому согласию, в целом — стабильному развитию России и Дагестана.

В этом плане отрадно видеть интерес российской общественности к данной тематике, о чем свидетельствуют, например, юбилейные мероприятия, запланированные в ряде регионов. В достаточно далеком от Дагестана Оренбурге 24 октября пройдет Всероссийская конференция "Народы Кавказа в Уральском регионе" с обсуждением вопросов участия народов Северного Кавказа в экономической, общественно-политической и культурной жизни Оренбуржья на протяжении XVIII-XXI веков; будут говорить о проблемах миграции представителей кавказских этносов на Урал, об этнокультурном своеобразии и духовных ценностях народов Кавказа, о деятельности национально-культурных объединений и землячеств и т.п.

Даже беглый обзор "повестки дня" предстоящей конференции подтверждает необходимость подобных дискуссий, которые, хочется верить, не станут просто мероприятиями "для галочки".

В каждом регионе нашей страны, особенно там, где многие годы живут, учатся и трудятся выходцы из Дагестана, было бы полезно еще раз задуматься над тем, что Северный Кавказ — это органичная часть России. Что дагестанцы, как и представители соседних с нами республик, — не "мигранты", а полноправные граждане страны.

Хотелось бы, чтобы и у нас в республике программа предстоящих торжеств не ограничилась "официозом", а порадовала разнообразием культурных событий, атмосферой оптимизма, уверенности в завтрашнем дне.

Мы в Дагестане часто любим повторять известные слова Расула Гамзатова о том, что Дагестан добровольно в состав России не входил и добровольно из нее не выйдет. В то же время редко задумываемся над глубоким смыслом этого, кажущегося на первый взгляд несколько парадоксальным, изречения нашего выдающегося земляка. И, безусловно, двухсотлетие вхождения Дагестана в состав России дает хороший повод для того, чтобы более вдумчиво осмыслить опыт совместной истории и попытаться извлечь из него хотя бы некоторые актуальные уроки.

При этом мне кажется целесообразным сформулировать ряд вопросов, ответы на которые актуальны и в сегодняшнем Дагестане. Зачем России нужен был Дагестан, особенно его горная часть, которая в экономическом плане никакого интереса не представляла для империи? Почему Россия так долго воевала за эти горы? Почему дагестанцы восстали против русского владычества и почему их сопротивление было столь упорным? Почему после пленения Шамиля дагестанцы довольно быстро вернулись к мирной жизни и в своем большинстве лояльно приняли российское подданство? В чем причина устойчивости пророссийской ориентации дагестанских народов на протяжении многих десятилетий? Почему сегодня происходит размывание в дагестанском обществе ценностей русско-европейской культуры и ставится под вопрос российская гражданская идентичность в Дагестане? Будущее Дагестана в составе России или вне России? Почему идут в русском этническом сознании процессы выталкивания Дагестана из России? Эти и другие вопросы, которые сегодня у многих дагестанцев на слуху, я попытаюсь затронуть в настоящей статье.

Зачем России нужен был
Дагестан?
Официальная история вхождения Дагестана в состав России насчитывает двести лет, и началась она с Бухарестского мирного договора между Российской и Османской империями 1812 года, по которому османы отказались от формальных прав на Горный Дагестан, и Гюлистанского мирного договора между Российской и Персидской империями 1813 года, по которому Персия также отказалась от притязаний на историческую территорию Дагестана. В историческую территорию Дагестана входили территории, на которых компактно проживали коренные народы Дагестана — это Горный Дагестан, прикаспийский проход, Кумыкская степь до Терека, районы северного Азербайджана, населенные лезгинами и аварцами. В таком качестве Дагестан воспринимался и внешними наблюдателями. Командующий Кавказской армией генерал Г.В. Розен в одном из писем писал: «В Дагестане три провинции находятся в полном распоряжении и управлении нашего правительства: Бакинская, Кубинская и Дербентская » (Народно-освободительная борьба Дагестана и Чечни под руководством имама Шамиля. Сборник документов. М.: Эхо Кавказа, 2005. С. 92). Этими мирными договорами завершилась почти 250-летняя предыстория вхождения Дагестана в состав России, которая начиналась еще во времена Ивана Грозного. Безусловно, какие-то связи и контакты бывали и раньше, например, достоверно известно, что во время похода на Хазарию киевский князь Святослав появлялся на территории нынешнего Дагестана в Х веке.
Россия стала империей в погоне за безопасными рубежами, ее извечной проблемой. В погоне за безопасными рубежами она пришла и на Кавказ. В соответствии с мирными договорами в состав России вошли все Закавказье и Восточный Кавказ. По сути, единственный всепогодный путь в Закавказье проходил по каспийской низменности, по территории Дагестана. Поэтому оставлять незамиренный Дагестан в тылу Россия не могла, если хотела прочно утвердиться в Закавказье. В силу того, что в экономическом плане Горный Дагестан не представлял особого интереса для империи, была предложена стратегия постепенного включения его в состав империи путем сохранения фактической независимости дагестанских владетелей при формальном признании подданства России. Данная стратегия имела мало шансов на успех, поскольку при этом перекрывались основные направления набегов горцев как в сторону Закавказья, так и на север. Формы компенсации за отказ от набегов оказались недостаточными или их вообще не было. Поэтому буквально через несколько лет была избрана другая стратегия покорения Дагестана — силовая. Проводником этой политики и стал генерал Ермолов.

Дагестанское общество
накануне Кавказской войны
Дагестан — географическое понятие, объединяющее живущие здесь этнически родственные народы, связанных общим происхождением и единой исторической судьбой. Несмотря на то, что традиции государственности на территории Дагестана восходят к временам древней Кавказской Албании, вплоть до вхождения в состав России, Дагестан, судя по письменной истории, никогда не был единым. В начале XIX века на его территории соседствовали почти полтора десятка феодальных владений и более 60 союзов сельских общин, так называемых «вольных» обществ или «демократических» республик.
Дагестан на протяжении веков был объектом поползновений со стороны соседних великих держав еще со времен античности. Здесь сталкивались интересы Древнего Рима и Сасанидского Ирана, Византии, Арабского халифата, Киевской Руси и Хазарского каганата, древних цивилизаций Востока и степных кочевников севера, Оттоманской Порты и Российской империи. Через территорию Дагестана прошли нашествия татаро-монгол и Хромого Тимура. Это был своеобразный перекресток культур и цивилизаций. Несмотря на все это, государственные образования на территории Дагестана оставались фактически независимыми. Формально же Дагестан всегда находился в зоне влияния той или иной великой державы — Персии, Арабского халифата, Хазарского каганата, Османской империи и позднее Российской империи. При этом дагестанские владетели и общинные старшины вступали в союзы с той или иной внешней силой против третьей, лавировали, принимали то или иное подданство, часто его меняли, да и сами нередко совершали набеги на соседние регионы и государства. При этом фактически они чувствовали себя независимыми и очень высоко ценили эту независимость.
По Бухарестскому и Гюлистанскому мирным договорам территория Дагестана была включена в состав России без учета мнения народов, проживавших здесь. Правда, ряд дагестанских владетелей к тому времени приняли уже российское подданство, но при этом они рассчитывали при формальной зависимости на привычную для них фактическую независимость. В свою очередь, дагестанские народы на начальном этапе в целом доброжелательно восприняли российское подданство, уповая на то, что русские смогут обуздать гнет местных феодалов. А. Руновский писал позднее: «... горцы, вначале смотревшие на русских как на своих избавителей, увидели себя горько обманутыми» (Народно-освободительная борьба Дагестана и Чечни под руководством имама Шамиля. Сборник документов. М.: Эхо Кавказа, 2005. С. 4). На деле, таким образом, произошло резкое усиление феодального гнета при попустительстве российских властей. До начала XIX века дагестанский феодализм развивался преимущественно экстенсивным путем, где основным средством обогащения служили набеги, а закрепощение крестьян происходило за счет пленных. Многие дагестанские историки довольно скептически оценивают набеговый характер горской экономики этого периода. На наш взгляд, этот скептицизм не совсем оправдан. Мы знаем из истории, что относительно безмятежный и более или менее благополучный период развития дагестанских обществ и государственных образований на его территории, продолжавшийся с начала X до начала XIII веков, был прерван нашествием монголо-татар и усугублен последующим нашествием армий Хромого Тимура. По сути, территория Дагестана на протяжении почти 200 лет была полем брани. На этот же период приходится и общее похолодание климата в северном полушарии, которое привело к частичному опустыниванию горной зоны Дагестана. В этот период исчезли собственные раннесредневековые государственные образования на территории Дагестана, были разрушены хозяйственные связи, разорены сельские общины и раздроблены аулы, подверглись эрозии традиционные верования. Фактически с XV века в Дагестане заново начинаются процессы классообразования, формирования государственности, утверждения монотеизма как сопутствующего этим процессам явления. При этом процесс этот не был единовременным на всей территории Дагестана. В сельских союзах общин эти процессы начались лишь в XVIII веке. Поэтому вряд ли приходится удивляться тому, что политические образования на территории Дагестана принимали форму «военной демократии», характерной для периода классообразования. Главной же функцией «военной демократии» является консолидация общества на цели добычи и захватов.
Положив конец набеговой системе, Россия объективно способствовала интенсификации феодальных отношений в горах за счет уже внутренних ресурсов. Таким образом, в дагестанском обществе стали накапливаться протестные настроения, в которых сублимировались, с одной стороны, недовольство простого народа усилением феодального гнета, с другой — ропот дагестанских князей, потерявших важный источник внешних доходов. Правда эту потерю русские власти пытались компенсировать чинами и установлением ежегодного содержания для феодальных владетелей, но сопровождалось это усилением их фактической зависимости от России, лишением внешнеполитических функций, что противоречило всему их предшествующему историческому опыту и было настоящим потрясением. Кроме того, от такого рода вознаграждений оказалось отстраненным старшинство союзов сельских общин, в которых именно в этот период интенсифицировались процессы феодализации, где также немалую роль играли доходы от набегов. А это старшинство представляло собой немалую силу в масштабах региона. Немаловажную роль играло и то, что протестные настроения наиболее сильны были в молодежной среде. В условиях закрытого, невосприимчивого к новациям образа жизни в горах, консервировавшегося на протяжении столетий, основным средством социализации молодежи были набеги. Не случайно отмечается исследователями определенная цикличность молодежной активности в истории Дагестана, где каждое новое поколение избирало свои формы самоутверждения и социализации. Очевидно, что на двадцатые-тридцатые годы XIX века как раз и выпал очередной цикл роста молодежной активности в Дагестане. Традиции религиозного образования, которые прочно утвердились к этому времени в Дагестане, сформировали в молодежной среде относительно большой слой хорошо образованных людей, которые с легкостью приняли на вооружение идеологию мюридизма, послужившего знаменем борьбы против власти ханов и беков на начальном этапе, а в последующем и против русского владычества.

Сектантство,
национально-освободительная борьба или гражданская война?
Возможно, эта протестная волна при вдумчивой политике русских властей постепенно пошла бы на спад. К сожалению, этого не произошло, а катализатором лавинообразного роста недовольства стала беспримерная жестокость по отношению к горцам, которая начала насаждаться на Кавказе с подачи наместника Кавказа генерала Ермолова.
Движение трех имамов — Газимагомеда, Гамзатбека и Шамиля, получившее название национально-освободительной борьбы народов Дагестана, это чрезвычайно важная веха в истории становления национального самосознания дагестанских народов. Это фактор, оказывающий и сегодня серьезное влияние на процессы, происходящие в республике. В этом движении следует, на наш взгляд, выделять три этапа, которые различаются между собой продолжительностью, широтой, движущими силами, масштабом и т.д. Первый этап (1828-1840 гг.) - здесь движение мюридов в большей степени напоминало секту, которая пыталась навязать населению свою идеологию и мировоззрение, стремилась консолидировать разрозненные дагестанские общины вокруг своих целей. Поддержка населением была достаточно ограниченной, легитимность настолько низкой, что некоторые сельские общины не разрешали мюридам, да и самим имамам появляться на их территориях. Перемены начались после штурма Ахульго, где погиб цвет дагестанской молодежи. Своеобразным переломным моментом стал переход на сторону Шамиля в 1841 году Хаджи-Мурата и вместе с ним почти всей Аварии. По сути, второй этап (1841-1852) движения мюридов, названный Н. Добролюбовым «блистательной эпохой Шамиля», и является, на наш взгляд, периодом национально-освободительной борьбы народов Дагестана. С 1852 года начинается третий этап, который по праву следует назвать периодом гражданской войны в Дагестане. Он завершается пленением русскими войсками имама Шамиля в Верхнем Гунибе в 1859 году.

Итоги войны
Несмотря на то, что дагестанские народы понесли в этой войне огромные жертвы, этот период остается героической страницей истории Дагестана. Именно такой является субъективная оценка этого периода большинством населения республики и сегодня. Объективная же, то есть научная оценка, солидаризуясь с таким подходом, требует, на наш взгляд, более широкого толкования и более пространных оценок. Во-первых, национально-освободительная борьба дагестанских народов позволила им избежать судьбы черкесских народов, которые были частью уничтожены физически, а частью рассеяны по свету. Во-вторых, эта борьба, несмотря на поражение, позволила Дагестану претендовать на свое особое и достойное место в составе Российской державы, место, с которым всегда вынуждены были считаться и считаются сегодня правители России. В-третьих, дагестанские народы, бывшие на протяжении многих веков объектами истории, сами стали, как отмечал видный дагестанский историк Расул Магомедов, ее субъектами, ее творцами. В-четвертых, в Имамате Шамиля дагестанские народы приобрели бесценный опыт собственного единства, понимания своего исторического родства и этнического единства. В-пятых, важнейшее значение для последующей истории Дагестана имела просвещенческая и образовательная политика Имама Шамиля, в результате которой появился большой массив образованных людей, которые в последующем способствовали появлению блестящей плеяды деятелей дагестанской культуры, создавшей феномен, который академик Гаджи Гамзатов назвал Дагестанским Возрождением.

Почему не было и нет горечи поражения?
Таким образом, в 1859 году Дагестан окончательно вошел в состав Российского государства. Несмотря на поражение, дагестанцы в целом с радостью приняли окончание этой длительной войны. Русским войскам повсюду устраивались торжественные встречи. При этом радость людей была не надуманной, а искренней.
В истории часто бывает так, что такого рода войны остаются в сознании побежденных незаживающей раной. С дагестанцами такого не произошло. Прежде всего, безупречно была исполнена сама процедура пленения Шамиля, оно было обставлено с максимальным тактом, уважением и почтением к нему и его семье, что, безусловно, в глазах дагестанцев способствовало формированию позитивного образа России. Дагестан и дагестанцы довольно быстро почувствовали выгоды жизни в большом и сильном государстве. Многих наблюдателей удивляло то, насколько быстро дагестанцы после длительной войны перешли к мирной жизни. Главное же заключается в том, что вхождение в состав великого государства имело для Дагестана и его народов огромное положительное значение. Во-первых, в составе России впервые в своей истории Дагестан приобрел собственное единство. Во-вторых, в составе России дагестанские народы приобрели впервые в своей истории и внешнюю безопасность. В-третьих, как уже говорилось выше, народы Дагестана из объектов истории превратились в его субъекты, и в этом качестве в составе своей новой родины оказались участниками всемирно-исторического творчества великой державы. В-четвертых, в составе России в результате целенаправленной политики государства к дагестанским этносам пришло осознание собственной идентичности через развитие языков, письменности, самобытной культуры, которая под влиянием и непосредственным воздействием великой русской культуры создала образцы не местечкового, а общероссийского и мирового значения.

Дагестан в составе России
После пленения имама Шамиля прошло более 150 лет. За эти годы разительно изменился не только Дагестан, но и сами дагестанцы. Из разноплеменных и разобщенных дагестанских общин сформировался полиэтничный дагестанский народ, осознающий свое историческое родство и ценность собственного единства. К концу 80-х годов XX века русско-европейский образ жизни стал доминирующим, а двуязычие через превращение русского языка, по сути, во второй родной язык у всех дагестанских этносов способствовало не только их взаимной интеграции, но и ускорило процессы социальной и культурной интеграции дагестанцев в общероссийское пространство. Дагестан превратился в крупнейший транзитно-транспортный пункт юга России, его территория покрыта сегодня достаточно густой сетью автомобильного, железнодорожного и трубопроводного сообщения. Здесь была создана самая протяженная в России мелиоративная сеть. В Дагестане находится международный аэропорт и единственный незамерзающий порт России на Каспии. В советский период Дагестан превратился в развитый аграрно-промышленный регион страны с мощной современной промышленностью, энергетикой и развитым сельским хозяйством. По уровню образования населения и уровню квалификации специалистов Дагестан превратился в один из наиболее развитых регионов страны. Дагестанская литература, искусство, музыкальное творчество вызывали огромный интерес во всех уголках страны. Другими словами, Дагестан и дагестанцы за годы вхождения в состав России в полной мере ощутили на себе все те выгоды, которые связаны с вхождением в большое и сильное государство.
Реформы девяностых годов, усугубленные железнодорожной блокадой в связи с чеченскими событиями, очень больно ударили по Дагестану. Это была не просто стагнация, а стремительный спад, сопровождавшийся ликвидацией целых отраслей экономики, вывозом промышленных предприятий за пределы республики, разорением сельского хозяйства, опустыниванием горной зоны. Полностью умерли система мелиорации, приборостроительное производство, рыбная промышленность, лакокрасочное производство, остановилось большинство машиностроительных предприятий и т.д.
Следствием этих негативных процессов и является перманентный социально-политический кризис и политическая нестабильность в сегодняшнем Дагестане. Сегодня Дагестан расколот в социальном, духовном и политическом отношении.
(Продолжение следует)

В Правительстве Дагестана обсудили локализацию вспышки заболеваемости кишечной инфекции в Хасавюрте.
26.03.2019 РГВК Дагестан В национальной библиотеке прошел 11-й, отчетно-выборный съезд объединения работодателей «Дагестанский союз промышленников и предпринимателей».
26.03.2019 РГВК Дагестан Сегодня власти города встретились с пострадавшими от пожара продавцами рынка №2.
26.03.2019 РГВК Дагестан

Уникальность частиц состоит в их электропроводности. Впервые ученые смогли использовать серебро в чернилах в полном объеме, что позволяет использовать их для печати электросхем.
26.03.2019 Вести Агула Сегодня, 26 марта, под руководством Председателя Правительства РД Артёма Здунова прошло очередное заседание Оперативного штаба по локализации вспышки заболеваемости кишечной инфекции в городе Хасавюрте.
26.03.2019 Свободная Республика Сотрудники МЧС локализовали пожар на втором рынке в Махачкале, пострадало около 17 торговых точек, сообщили в пресс-службе регионального МЧС.
26.03.2019 Свободная Республика

МАХАЧКАЛА, 26 марта – РИА «Дагестан». Обсуждение Послания Главы РД Владимира Васильева Народному Собранию республики прошло накануне в Союзе женщин Дагестана.
26.03.2019 РИА Дагестан