Основные темы творчества некрасов Основные темы и идеи лирики Н. А

Министерство образования РФ

на тему «Основные темы и идеи лирики Н.А.Некрасова».

Выполнила: студентка гр.ПВК–127

ГОУ СПО ТГЮК Салаватова Э. Т.

Проверила: Евдокимова О.Г

Туймазы 2009г.

Введение………………………………………………………………….2

1. Основные темы и идеи лирики Н.А. Некрасова…………………….3

2. «Лирическая эпичность» как феномен лирики Некрасова………...6

3. «Проза любви» в лирике Н. А. Некрасова………………………….12

4. Своеобразие гражданской лирики Н.А. Некрасова………………...15

Заключение………………………………………………………………18

Список литературы...................................................................................19

Введение

Пускай нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая «страдания народа»

И что поэзия забыть ее должна,

Не верьте, юноши! не стареет она....

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил - и сердцем я спокоен…

Пускай наносит вред врагу не каждый воин,

Но каждый в бой иди! А бой решит судьба...

(Элегия 1874г.)

В историю русской литературы Николай Алексеевич Некрасов вошел как великий поэт, чье творчество уходит корнями в глубинные пласты народной жизни, как поэт – гражданин, всю свою жизнь, весь огромный талант отдавший служению народу. С полным основанием поэт в конце своей жизни мог сказать: «Я лиру посвятил народу своему».

1.Основные темы и идеи лирики Н.А. Некрасова

Некрасов является преемником и продолжателем лучших традиций русской поэзии - ее патриотизма, гражданственности и гуманности.

Тема о назначении поэзии – одна из основных в лирике Некрасова. Стихотворение “Поэт и гражданин”- это драматическое раздумье поэта о соотношении высокой гражданственности с поэтическим искусством.

Перед нами герой, находящийся на распутье и как бы олицетворяющий разные тенденции в развитии русской поэзии тех лет, чувствующий намечающуюся дисгармонию между “гражданской поэзией” и “чистым искусством”.

Чувства Поэта изменяются от иронии по отношению к Гражданину, от чувства превосходства над ним к иронии, обиде на самого себя, затем к чувству необратимой потери человеческих и творческих ценностей и далее (в последнем монологе) к угрюмому озлоблению. Движение чувств у Гражданина: от требования “громить” пороки смело, “обличать зло” к пониманию необходимой для настоящей поэзии активной борьбы, гражданской позиции. По существу, перед нами не поединок двух противников, а взаимный поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в общественной жизни. Скорее всего, речь идет о столкновении разных мыслей и чувств в душе человека. В споре нет победителя, а есть общий, единственно верный вывод: роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений.

В литературу 19 века вошла Муза Некрасова – сестра страдающего, истерзанного, угнетенного народа

(“Вчерашний день, часу в шестом…”). Муза Некрасова не только сочувствует, она протестует и зовет к борьбе.

Толпе напоминать, что бедствует народ,

В то время как она ликует и поет,

К народу возбуждать вниманье сильных мира-

Чему достойнее могла служить бы лира?…

Тема народа традиционно считается некрасовской темой. Ап.Григорьев назвал его “человеком с народным сердцем”. По словам Достоевского, поэт “любил всех тех, кто страдал от насилья”.

Стихотворение “Тройка” написано в излюбленном для Некрасова жанре песни. Ритмико-стилистический строй стихотворения характеризуется особой напевностью, повторами, присущими народной песни.

В центре стихотворения образ крестьянской девушки, на которую “ заглядеться не диво”. Стихотворение имеет два временных пласта: настоящее и будущее. В настоящем девушка живет в ожидании любви: “знать, забило сердечко тревогу”. Но в будущем ее ждет тяжелая доля, обычная для женщины-крестьянки: “будет бить тебя муж-привередник и свекровь втри погибели гнуть”. Конец стихотворения полон грусти (“и схоронят в сырую могилу, как пройдешь ты тяжелый свой путь”). Тройка - образ-символ, часто появляющийся в народных песнях (“Вот мчится тройка почтовая”), это всегда образ свободы, воли, символ движения, мечты о счастье. В последней строфе отчетливо звучит мотив: счастье – это только мечта: “не догнать тебе бешеной тройки”.

В стихотворение “Размышление у парадного подъезда” преобладает эпическое начало: обобщенная характеристика “парадного подъезда” и обрисовка мужиков-просителей. Поэт не наделяет каждого из крестьян какими-либо конкретными, индивидуальными чертами. Детали портрета сливают эту группу людей в единый поэтический образ: “деревенские люди”, “армячишко худой на плечах”, “крест на шее и кровь на ногах”. Во второй части появляется лирическая нота. Это авторское обращение к “владельцу роскошных палат”, которое звучит то взволнованно - патетически (“Пробудись… Вороти их! В тебе их спасенье!”), то скорбно и гневно (“Что тебе эта скорбь вопиющая, что тебе этот бедный народ?”), то зло и иронично (“и сойдешь ты в могилу герой”).

В заключительной, третьей части эпическое и лирическое сливаются воедино. История мужиков получает конкретное завершение (“За заставой, в харчевне убогой все пропьют мужики до рубля и пойдут, побираясь дорогой…”). Завершается стихотворение вопросом, на который у поэта не находится определенного ответа:

Ты проснешься ль, исполненный сил?

Очень важна для понимания особенностей поэзии Некрасова так называемая “покаянная лирика”- “Умру я скоро”, “Рыцарь на час”, “Я за то глубоко презираю себя”. Именно некрасовский герой явил образец мужества и попытки преодоления трагического разлада с самим собой, потому что ему все казалось, что он не соответствует высокому идеалу поэта и человека.

Умру я скоро…Жалкое наследство,

О родина, оставлю я тебе…

Особое место в “покаянной лирике” занимает тема нравственного идеала, в поисках которого лирический герой обращается прежде всего к тем, кто нес в себе боль о человеке, боль о России (“На смерть Шевченко”, “Памяти Добролюбова”, “Пророк”). Народный заступник- страдалец, идущий на жертву. Характерен мотив избранности, исключительности великих людей, которые проносятся “звездой падучей”, но без которых “заглохла б нива жизни”. В образе “народных заступников” проявляется их глубокий демократизм, органичная связь с народной культурой.

Не хуже нас он видит невозможность

Служить добру, но жертвуя собой.

Но любит он возвышенней и шире,

В его душе нет помыслов мирских.

По-новому Некрасов писал о любви. Поэтизируя взлеты любви, он не обошел вниманием ту “прозу”, которая “в любви неизбежна”. В его стихах появился образ независимой героини, подчас своенравной и неприступной (“Я не люблю иронии твоей…”). Отношения между любящими стали в лирике Некрасова более сложными: духовная близость сменяется размолвкой и ссорой, герои часто не понимают друг друга, и это непонимание омрачает их любовь.

Мы с тобой бестолковые люди:

Что минута, то вспышка готова!

Облегченье, взволнованной груди,

Неразумное, резкое слово.

Трагическое восприятие жизни, сострадания ближнему, беспощадная рефлексия и в то же время безудержная жажда счастья - вот отличительные черты поэзии Некрасова.

2.«Лирическая эпичность» как феномен лирики Некрасова .

Одним из феноменов поэзии Н. А. Некрасова, является феномен «лирической эпичности». Этот феномен напрямую проходит через всё творчество поэта, зарождаясь ещё в раннем сборнике «Мечты и звуки».

Обращаясь к традиции исследования поэтического творчества Некрасова,

следует сказать, что основной канвой большинства работ является

биографическая и социально-идеологическая, политическая проблематика

творчества поэта. Традиция особого внимания к «идеологической» основе

творчества поэта прочно закрепилась с периода «народнической критики» 19

века. В то же время проблемы лирические, исповедальные, духовные, их

взаимодействие в поэзии Некрасова исследованы достаточно мало.

Говоря об истории обращения исследователей к данной проблеме, прежде

всего, следует отметить деятельность Д. С. Мережковского в конце 19 века.

Отличительной чертой работ данного исследователя является абсолютное

отречение от идеи «Некрасов – гражданин». Он одним из первых выделил

«вечную сторону» в творчестве поэта. Говоря о предыдущих

исследованиях, он отмечал: «Они совершенно упустили из виду, что есть

другой Некрасов – великий и свободный поэт, который, помимо своей воли,

творил «не для житейского волненья, не для корысти не для битв». Некрасов – идеалист,… верующий в божественный и страдальческий образ… святое воплощение духа народного». Мережковский впервые указал на данную сторону творчества Некрасова, мимо которой так благополучно прошла «народническая критика», для которой произведения поэта были только собранием социально- политических идей. Особое видение проблемы Мережковским обусловило его особое поэтическое, «символическое» мировосприятие. Мережковский тонко ощутил специфичный, неповторимо личностный характер лирического восприятия у Некрасова, особую попытку освоения мира.

Говоря о феномене «лирической эпичности» Некрасова следует

сопоставить его творчество с творчеством других поэтов, являющихся как

предшественниками, так и современниками. Некрасов сочетает в своём

творчестве отрешённую, роковую интонацию вещания мировых истин

унаследованную от Тютчева с потрясенной интонацией сверх чувственности,

невыразимости ощущений Фета. Обращаясь к отличию поэзии Некрасова от поэзии современников и предшественников, нам представляется возможным отметить «особую позицию субъекта» в стихотворениях Некрасова.

Обращаясь к стихам поэта, можно отметить отсутствие в них искусственности, надуманности. Характерным явлением для лирики 19 века, особенно периода, предшествующего творчеству Некрасова, является искусственное создание ролей, проблем, тематики стихотворений. Многие авторы действовали по образцу, по традиции, по определённому зафиксированному сценарию.

Обращаясь к творчеству Некрасова с этих позиций, нам представляется обязательным выделить кардинальное отличие его стихов от данного явления. Стихи Некрасова не являются надуманными, искусственными, чем грешило большинство его предшественников и современников. Начиная с ранней поэзии, произведения Некрасова наполнены крайней субъективностью. Уже в раннем поэтическом сборнике поэта «Мечты и звуки» проявляется эта тенденция. Несмотря на кажущуюся «пестроту» этого сборника представляется возможным выделение особых позиций субъекта в ряде стихотворений. Проявление субъекта в сборнике в первую очередь замечается на уровне выражения настроений. На этот факт впервые обратил внимание А. Краснов. В дальнейшем эту идею развил В. Евгеньев-Максимов. Одним из ведущих субъективных начал в этом сборнике является наличие двух настроений «созерцательного» и «пессимистически - обличительного». По мысли М. Барро этот факт является проявлением, того, что уже в первой

некрасовской книжке «… отразилось постепенное изменение его идейных и

творческих представлений… во время работы произошёл некий духовный перелом, сведший прежнего мечтателя с заоблачных высот на землю».

Важным элементом «лирической эпичности» Некрасова является

особый масштаб охвата материала в лирических произведениях. Продолжая

сопоставление Некрасова с поэтами предшественниками и современниками

необходимо отметить, что, к примеру, в творчестве Фета, содержание лирики

замыкается на внутреннем состоянии субъекта, и нет сколько-либо видимого

выхода «во внешний мир». Некрасов занимает в этом отношении принципиально иную позицию. Его творчество не замыкается на «внешнем» или «внутреннем» аспекте. Его позицию в этом вопросе можно охарактеризовать как «среднюю». Некрасовская лирика вбирает в себя всё пространство окружающего и

внутреннего мира. В его стихах тесно переплетены социальные мотивы,

внутреннее состояние, мировоззрение, пейзажи и описания. Обращаясь к

интересующей нас поэме «Уныние», в качестве примера, можно выделить

следующие строки:

Какой восторг! За перелетной птицей

Гонюсь с ружьем, а вольный ветер нив

Сметает сор, навеянный столицей,

С души моей. Я духом бодр и жив,

Я телом здрав. Я думаю… мечтаю…

Не чувствовать над мыслью молотка

Я не могу, как сильно ни желаю,

Но если он приподнят хоть слегка,

Но если я о нем позабываю

На полчаса,- и тем я дорожу.

Я сам себя, читатель, нахожу

А это все, что нужно для поэта.

Продолжая отмечать факты особой «лирической эпичности» стихотворений

Некрасова нельзя обойти и факт особых черт лирики Некрасова, использование Некрасовым особой жанровой системы.

Лирические произведения Некрасова многообразны, захватывают самые

различные стороны жизни. Это и отклики на политическую жизнь страны, и темы из жизни крестьянства, и очерки городской действительности, и любовная лирика, и картины природы, и едкое осмеяние мира чиновной и дворянской верхушки. Лирика Некрасова, впрочем, как и все его творчество, не укладывается в привычные жанры и формы. Его лирика тяготеет к эпичности, нарушающей представление о жанровой замкнутости. За редким исключением лирика его выходит за пределы не только традиционных жанров, но и за пределы самого понятия лирики, как оно сложилось в обычном представлении, ограничивавшим лирику «самовыражением», «самораскрытием» поэта, его внутренним миром.

Как мы считаем, Некрасов не только отказался от соблюдения жанровой

дифференциации, унаследованной от поэзии классицизма и романтизма, но и от точного разграничения лирических и эпических принципов поэзии. Существует вопрос определения жанров таких произведений Некрасова, как «Рыцарь на час», «Крестьянские дети», «Тишина», «Уныние». Их можно назвать поэмами, но они лишены сюжета, выражают, прежде всего, или душевное состояние самого поэта, или его раздумья, а в «Крестьянских детях» - ряд встреч и впечатления автора. Сочетание в одном произведении лирического и эпического

начал, - особенно характерно для Некрасова. В этом новаторский принцип его поэзии.

Можно конечно положить в основу разграничения лирики и эпоса у

Некрасова чисто количественный принцип: «мелкие стихотворения» и большие произведения - но это не будет решением вопроса, поскольку в этом случае игнорировался бы вопрос о внутреннем, структурном принципе.

В работе А. Гаркави «Становление реалистических жанров в поэзии Н. А.

Некрасова» справедливо отмечено, что «Некрасов создал новый жанр,

осуществленный уже в стихах 40-х годов, получивший затем дальнейшее

развитие».

Используя опыт «физиологического очерка» прозаиков «натуральной

школы», Некрасов создал «совершенно иные, новые стихотворные жанры, в

произведениях, как «Крестьянские дети», это особенно наглядно.

Стихотворение строится по принципу очерка, в котором фактические наблюдения и рассуждения автора занимают основное место, а авторская речь, с включаемыми в нее диалогами персонажей, определяет весь стиховой строй. Некрасов отказался от традиционного разделения жанров (хотя, конечно, это не исключает разделения на такие «виды» поэзии, как поэма, лирическое стихотворение). В некрасовских стихах сливались воедино и сатира, и любовная лирика, и публицистическая инвектива, и элегическое раздумье. Как определить «жанр» таких стихотворений, как «Размышления у парадного подъезда», «Рыцарь на час», «Прекрасная партия»? Жанровой замкнутости поэтов «чистого искусства» Некрасов противопоставил отказ от жанровых рамок, вовлечение в поэзию художественных принципов иного «рода» искусства - прежде всего прозы.

Поэзия и проза вовсе не противостоят друг другу. В русской литературе

есть немало примеров «поэтической прозы» и «прозаизации» стиха. В качестве примера можно привести Гоголя, который писал прозу, в которой ориентация на поэтические, стихотворные формы несомненна. Многие страницы романов Тургенева также приближаются к его «стихотворениям в прозе», а последние написаны не стихами, а «прозой». В свою очередь, Некрасов переносит методы прозы в свои стихи, отнюдь не снижая и не нарушая их поэтичности. Ведь само перенесение принципов прозаического повествования: сюжетности, разговорной фразеологии, еще не делает его стихи «прозаическими», они остаются, несмотря на это, подлинной поэзией, как это было и с пушкинским «Евгением Онегиным», наметившим развитие русского романа XIX века. Тем не менее, самый художественный метод, манера, стиль приобретают в них иное, новое

качество. Соображения Некрасова о соотношении прозы и поэзии чрезвычайно важны для понимания его художественного метода. «Синтез» структурных особенностей прозы и поэзии, взаимопроникновение «образа» и «мысли»,- такова задача поэта. От «прозы» поэзия заимствует, прежде всего, мысль, воспроизводство жизни - и в то же время поэт одним образом, одним словом способен передать то, для чего прозаику требуется «целый ряд черт». Это «требование примата «мысли» как в прозе, так и в поэзии особенно существенно, поскольку объясняет основную особенность поэзии Некрасова: неизменную наполненность его произведений «мыслью», прямую и точную соотнесенность слова и смысла».

Это требование мысли, «содержания», их значительности постоянно

высказывается Некрасовым и при оценке чужих стихов.

Принципы прозы не механически переносятся в поэзию, а приобретают в

ней особую форму, иное звучание, прежде всего, поскольку самое слово в

стихе несет неизмеримо большую образную, ритмическую и интонационную

нагрузку.

От прозы перешла в стихи Некрасова сюжетная организованность

повествования. Его стихи в большинстве случаев сюжетны или наполнены рядом событий. Но сюжет в прозе и сюжет в стихотворении во многом разные вещи. В стихотворении и даже поэме он является тем логическим, повествовательным каркасом, который определяет как развитие действия, так и отбор материала. Естественно, что словесное выражение здесь не может быть столь неограниченно свободным, как в прозе. Так же от прозаической манеры в поэзию Некрасова перешла и любовь к точной, выразительной детали, строго реалистической и в то же время глубоко поэтичной. Ведь если бы эта деталь находилась в контексте прозаического повествования, возможно, что она и не выделялась бы, затерялась в общем потоке.

Связь поэзии Некрасова с прозаической культурой его времени была

глубоко плодотворна для расширения традиционных возможностей поэтических жанров, для углубления реализма в его творческом методе.

Некрасов, «как в поэмах, так и в лирике опирается на художественные

принципы современного реалистического романа», восходящие к

пушкинскому «Евгению Онегину», «Мертвым душам» Гоголя, «Герою нашего времени» Лермонтова и углубленные в прозе писателей 40-60-х годов - Тургенева, Толстого, Достоевского, Гончарова. Это, прежде всего изображение человека в его социальной среде, столь последовательно проведенное Гоголем; во-вторых - сочетание в характере типических и индивидуальных черт. Именно эти свойства означали «торжество реализма в русском романе».

Однако Некрасов не механически переносит в стихи эти художественные

принципы, выработанные прозой. Естественно, что в поэтически стихотворном произведении они приобретают свои особенности.

Широкий охват жизненных явлени

Урок 5. Тема. Основные темы и идеи лирики Н. А. Некрасова

Цель урока: знакомство с тематикой лирики Некрасова, ее своеобразием.

Методические приемы: групповая работа, сообщения учащихся, чтение стихов.

Ход урока

I . Проверка домашнего задания

1. Пересказ конспекта предыдущего урока.

2. Чтение наизусть «Любимые строки Н. А. Некрасова».

II . Запись, темы, эпиграфа, плана урока

Эпиграф:

Некрасов - целое поэтическое государство,

живущее по своим законам.

Р. Гамзатов

I I I. Слово учителя

Н. А. Некрасов - один из трех гигантов русской поэзии ХIХ века. Продолжив традиции своих великих предшественников - Пушкина и Лермонтова, Некрасов в то же время открыл новую страницу в истории нашей поэзии. Он прокладывал свои пути в литературе как поэт новатор. Его поэтические произведения вызывали бурные споры: его стихи называли приближенными к прозе, диссертациями на заданные темы, но, тем не менее, Некрасов сразу же нашел своего читателя.

В чем же заключается неповторимая особенность поэзии и новаторство Некрасова?

Некрасовская поэзия открыла читателям духовный мир русского крестьянина, его нужды, стремления.

Некрасов в своих стихах говорил о повседневных непоэтических явлениях: о грязной петербургской улице, о крестьянине, который под пьяную руку бивал жен, о труде бурлаков и т. д.

Новые герои вносят в стихи и новую речь - подчас «грубую», «неблагозвучную», с точки зрения сторонников «чистого искусства».

Интонации живой речи влияют и на характер стиха, его ритмику, поэтому Некрасов широко использует трехсложные рифмы, передающие разнообразные оттенки живого человеческого голоса.

Для лирики Некрасова характерен полифонизм: голоса автора и героев сливаются.

Лирика Некрасова всегда среди людей, их жизнь, судьба глубоко его волнует. Поэтому поэзия его всегда социальна: отражает вопросы общества, устройства человеческих отношений. Всегда проникнуты гражданственностью.

Это своеобразие некрасовской лирики, конечно же, обусловлено и ее тематикой, идейностью.

I V . Чтение и анализ стихотворений

- Каковы основные темы лирики Некрасова?

1. Тема поэта и поэзии.

Стихотворения для чтения и анализа: «Поэт и гражданин», «Муза», «Элегия», «Умру я скоро».

а) «Поэт и гражданин» (1856)

- О чем спорят герои стихотворения?

- Кто победил в этом споре?

(В споре нет победителя: и поэт, и гражданин приходят к выводу, что роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданственности, активности борьбы за гражданские убеждения).

б) Звучит стихотворение «Муза» (1852)

- Кто такая Муза?

(Муза - 1. В греческой мифологии: богиня покровительница искусств и наук. 2. (перен. зн.) Источник поэтического вдохновения, а также само вдохновение, творчество.)

- А как изображает поэт Музу?

(Изображение Музы можно понимать по-разному. С одной стороны, Муза - крестьянка, потому что крестьянская тема - среди особо волнующих поэта, с другой стороны, судьба поэта, по-видимому, символически уподобляется судьбе крестьянки: как и она, поэт гоним и преследуем более сильными мира сего. Наконец, можно считать этот образ емкой метафорой: крестьянка - сама поэзия, обреченная в эпоху Некрасова несколько умалять свое достоинство, на время «притворяться прозою», как бы в самом деле побыть некоторое время «безмолвной»)

Также в стихотворении «Муза» конкретизирован образ «бледной, в крови, кнутом иссеченной Музы», «плачущей, скорбящей и болящей, всечасно жаждущей, униженно просящей... согбенной трудом, убитой кручиной», «неласковой и нелюбимой».

Образ русской женщины предстал у Некрасова и образом самой его поэзии, и образом русской жизни во всех ее гранях, которые поэт создал в своем творчестве.

в) «Элегия (1874)

В письме к А. Н. Ермакову (А. Н. Ермаков был инженером путейцем, человеком отзывчивым и добрым, с большим художественным вкусом. После смерти его жены сестра Некрасова - Анна Алексеевна - воспитывала детей Ермакова, а позже вышла замуж за него) 29 августа 1874 года Некрасов писал: «Посылаю тебе стихи. Так как это самые мои задушевные и любимые из написанных мною в последнее время, то посвящаю их тебе, самому дорогому моему другу».

Записываем определение жанра элегии.

Элегия - жанр стихотворения, в котором выражены настроения грустного раздумья, скорбь, философские размышления.

- Почему Некрасов выбрал жанр элегии?

- О чем говорится в первой строфе стихотворения? К кому она обращена?

(В первой строфе поэт обращается к молодежи, говорит о бедственном положении народа и определяет высокое назначение своей поэзии.)

- О чем говорится во второй строфе стихотворения?

(Во второй строфе поэт выразил свое отношение к реформе 1861 года и продолжает развивать тему служения народу).

- Чем объясняется обилие риторических вопросов во второй части третьей строфы? Какой смысл этих вопросов?

(Размышляя о том, что он видит и слышит кругом, поэт конкретизирует риторический вопрос, завершающий вторую строфу).

- О чем говорится в четвертой строфе стихотворения?

(Некрасов рассказывает о том, как приходит к нему вдохновение и как поиск ответов на тайные вопросы» выливается в громкую, широкую песню).

- Итак, каким представлен народ в «элегии»? Что можно сказать о Некрасове, прочитав стихотворение «Элегия»?

(Он человек, умеющий не обольщаться, смотреть и думать. Поэт, создающий произведения не ради славы, а ради своей совести. Целеустремленный художник, хотя ему известны колебания и ошибки. Но в главном он человек и поэт, уверен: жить можно только в служении народу, а не себе. Нельзя быть счастливым, пока народ в беде. Это мужественный и мудрый человек. Верный друг. Ему никогда не была безразлична судьба молодежи, ее пути в жизни. Наконец, это поэт, который творит по внутреннему свободному побуждению.

Некрасовская муза - страдающая, воспевающая народ, зовущая к борьбе, протестующая, сочувствующая народу. Поэт должен быть с народом, служить народу).

2. Тема родины и народа.

Слово учителя

Эта тема тесным образом связана с патриотизмом и народностью поэзии Некрасова. Поэтому рассмотрим, как Некрасов впервые в русскую поэзию ввел образ народа; бурлак, крестьяне-просители, строители железной дороги - все они в центре внимания поэта.

Сам поэт свое обращение к народу объясняет так: «Каждый писатель передает то, что он глубоко прочувствовал. Так как мне выпало на долю с детства видеть страдания русского мужика от холода, голода и всяких жестокостей, то мотивы для моих стихов беру из их среды». (Из воспоминаний Панаевой).

Стихотворения для чтения: «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога», «Забытая деревня», «Школьник», «Несжатая полоса», «В полном о разгаре...»

а) «Размышления у парадного подъезда»

Это стихотворение написано в 1858 г. В первоначальной редакции «Размышлений...» автор выражал надежду, что народ забудет свои печальные песни, подобные стону и споет веселую песню. В окончательной редакции нет этой оптимистической уверенности.

- Какие композиционные особенности стихотворения вы мо жете выделить?

(Композиция этого стихотворения, как любого произведения, представляет особый интерес. Даже при беглом чтении «Размышлений…» становится ясно, что основной особенностью стихотворения является разительный контраст двух миров (с одной стороны - «владелец роскошных палат», с другой - обездоленные бедняки).

Противопоставленные темы чередуются в тексте стихотворения: описание пышного парадного подъезда предваряет сцену с мужиками, подошедшими к нему, не допущенными швейцаром и ушедшими обратно; далее сообщается о вельможе, его жизни и вероятной дальнейшей судьбе, и в это сообщение вклиниваются (и разбивают его на две части) две строчки, напоминающие об ушедших мужиках; затем поэт возвращается к теме народных страданий и ею заканчивает стихотворение. Мысли о нищете проскальзывают подчас и в описаниях роскоши, в которой утопают сильные мира сего, но эти мысли не оформляются в виде самостоятельных тем-компонентов и, следовательно, не меняют общего композиционного плана. Переходы от одной темы к другой выполнены с помощью различных приемов, с разной степенью четкости (или резкости)).

б) «Забытая деревня»

- О чем это стихотворение? Какие картины встают перед глазами, читая это стихотворение?

(Это стихотворение затрагивает одну из самых печальных тем русской литературы. Мы вспоминаем гончаровскую Обломовку, чеховский «Вишневый сад», которые когда-то являлись подобием земного рая. Но наступили новые времена, и хозяева покидают свои владения. Впрочем, не о «хозяевах» грустил Некрасов. Автор наверняка сожалеет о том, что после всех перемен крестьянам лучше не стало, хотя открыто чувств своих не выражает.)

- Можно ли назвать это стихотворение лирическим?

(Это стихотворение нельзя считать вполне лирическим: в нем нет лирического героя, этого навязчивого я с его скорбью, негодованием, исповедальностью. Вместо всего этого - рассказ, причем интонация у рассказчика слегка ироническая, как если бы он вообще никому не сочувствовал.)

(Но при всей сдержанности Некрасова, читатели не упустили между строк нечто грандиозное: забытая деревня - вся Россия! Стихотворение опубликовано в 1856 г., а годом раньше умер Николай I - старый барин, от которого никто не дождался ничего хорошего. Едва ли будет лучше при новом барине - Александре I I . Можно истолковать и так.)

Показывая тяжелую жизнь народа, его страдания, поэт убеждает нас в одном: вечно так продолжать не может, настанет время, не скоро, но настанет, когда народ «широкую ясную грудью дорогу проложит себе». Но прежде народ надо просветить, помочь ему осознать свою могучую силу, что предстояло сделать народным заступ

3. Идеал общественного деятеля.

Идеал появляется в творчестве Некрасова, пронизанный беспредельной любовью к родине, способный отдать во имя нее жизнь. Пример высокой честности, душевного благородства, самоотверженного служения родине мы видим в стихотворении «Память Добролюбова» (1864). Слушаем стихотворение.

Слово учителя

Личное чувство гражданина-борца наполняет стихотворение «Памяти Добролюбова». Если в первых строках поэт словно сдерживает свои чувства: суровая, мужественная скорбь звучит лишь в подтексте, выражается лишь в том, что обращаясь к другу так, словно он жив, говоря ему «ты», поэт вместе с тем говорит в прошедшем времени: «Суров ты был...» Но чем ярче в памяти поэта встает образ погибшего, тем трагичнее становится ощущение невозвратимой утраты.

Последние две строчки, напоминающие восклицание Горацио над трупом Гамлета, стали крылатыми, так как в них настолько сильно выражена скорбь о гибели большого человека.

В конце стихотворения Некрасов от мысли о погибшем друге, учителе, переходит к мыслям о родной земле, о жизни человека. На самой высокой ноте, словно горло перехватила боль и говорить больше нет сил, обрывается стихотворение.

В поэтических раздумьях поэта о друзьях народа запечатлены черты положительных героев, лучших людей времени и неповторимые индивидуальные портреты Добролюбова и Белинского. В творчестве Некрасова тема «Белинский» была не только глубоко личной, но и общественно важной. В 1853 году, когда имя Белинского находилось под запретом цензуры, поэт публикует стихотворение «Памяти приятеля» (к пятилетию со дня смерти друга). Белинскому посвящены и поэмы «В. Г. Белинский» (1855), «Несчастные» (1856).

Все свое творчество Некрасов посвятил народу. И тяжело больной, он не переставал думать о нем. Так, стихотворение «Сеятелям» является призывом продолжить борьбу за освобождение народа. Сеятели - это общественные деятели, народные заступники, которые должны нести в народ семена правды.

4. Некрасов-сатирик.

В русскую поэзию Некрасов вошел не только как поэт-гражданин, патриот, народный певец, но и как сатирик. Ирония - сильное оружие некрасовской поэзии. В «Колыбельной» (1845) поэт сатирически рисует типичную карьеру чиновника

- Каков тон стихотворения?

- Каково отношение поэта к своему герою?

Учащиеся слушают чтение стихотворения «Нравственный человек».

- Каков герой этого стихотворения?

(Герой сам за себя говорит, а читатель негодует. Поэт к герою тоже относится с издевкой. Порой сам себя разоблачает, показывает свою подлую душу).

- Что хотел сказать нам о нравственности автор?

(Некрасов хотел показать, каким гибким стало понятие нравственность», как легко его приложить к любому человеку, даже такому, как герой стихотворения.)

5. Любовная лирика Некрасова

Говоря о поэзии Некрасова, нельзя не отметить и его любовную лирику. Предшественники поэта предпочитали изображать это чувство в прекрасных мгновениях. Некрасов, поэтизируя взлеты любви, не обошел вниманием и «прозу жизни», которая в любви неизбежна.

Звучит стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди...»

- Какую любовь мы видим в произведениях Некрасова?

(Любовь в стихах Некрасова согревает человека, помогает выжить в жестоком мире.)

Слово учителя

Драматичной была и любовь самого поэта, связавшая его на долгие годы с Авдотьей Яковлевной Панаевой. Она была его счастьем и мукой, вызвала целую серию любовных стихотворений, известных под названием панаевского цикла. Влюбленные встречаются, ссорятся, мирятся, расстаются, вспоминают, И в этом «романе» утверждается идеал заботливой, ласковой женщины - подруги как опоры в трудной жизненной борьбе, как целительницы поэта, испытывающего творческие и сердечные муки.

Домашнее задание

1. Сделать письменный анализ любого стихотворения.

2. «Жанр и композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

3. Знать содержание поэмы «Мороз, Красный нос».

Некрасов является преемником и продолжателем лучших традиций русской поэзии - ее патриотизма, гражданственности и гуманности.
Тема о назначении поэзии - одна из основных в лирике Некрасова. Стихотворение “Поэт и гражданин” - это драматическое раздумье поэта о соотношении высокой гражданственности с поэтическим искусством. Перед нами герой, находящийся на распутье и как бы олицетворяющий разные тенденции в развитии русской поэзии тех лет, чувствующий намечающуюся дисгармонию между “гражданской поэзией” и “чистым искусством”.
Чувства Поэта изменяются от иронии по отношению к Гражданину, от чувства превосходства над ним к иронии, обиде на самого себя, затем к чувству необратимой потери человеческих и творческих ценностей и далее (в последнем монологе) к угрюмому озлоблению. Движение чувств у Гражданина: от требования “громить” пороки смело, “обличать зло” к пониманию необходимой для настоящей поэзии активной борьбы, гражданской позиции. По существу, перед нами не поединок двух противников, а взаимный поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в общественной жизни. Скорее всего, речь идет о столкновении разных мыслей и чувств в душе одного человека. В споре нет победителя, а есть общий, единственно верный вывод: роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художе-ственного таланта, но и гражданских убеждений.
В литературу XIX века вошла Муза Некрасова - сестра страдающего, истерзанного, угнетенного народа (“Вчерашний день, часу в шестом...”). Муза Некрасова не только сочувствует, она протестует и зовет к борьбе.
Толпе напоминать, что бедствует народ,
В то время как она ликует и поет,
К народу возбуждать вниманье сильных мира -
Чему достойнее могла служить бы лира?..
Тема народа традиционно считается некрасовской темой. Ап. Григорьев назвал его “человеком с народным сердцем”. По словам Достоевского, поэт “любил всех тех, кто страдал от насилья”.
Стихотворение “Тройка” написано в излюбленном для Некрасова жанре песни. Ритмико-стилистический строй стихотворения характеризуется особой напевностью, повторами, присущими Народной песне. В центре стихотворения образ крестьянской девушки, на которую “заглядеться не диво”. Стихотворение имеет два временных пласта: настоящее и будущее. В настоящем девушка живет в ожидании любви: “знать, забило сердечко тревогу”. Но в будущем ее ждет тяжелая доля, обычная для женщины-крестьянки: “будет бить тебя муж-привередник и свекровь в три погибели гнуть”. Конец стихотворения полон грусти (“и схоронят в сырую могилу, как пройдешь ты тяжелый свой путь”). Тройка - образ-символ, часто появляющийся в народных песнях (“Вот мчится тройка почтовая”), это всегда образ свободы, воли, символ движения, мечты о счастье. В последней строфе отчетливо звучит мотив: счастье - это только мечта: “не догнать тебе бешеной тройки”.
В стихотворении “Размышления у парадного подъезда” преобладает эпическое начало: обобщенная характеристика “парадного подъезда” и обрисовка мужиков-просителей. Поэт не наделяет каждого из крестьян какими-либо конкретными, индивидуальными чертами. Детали портрета сливают эту группу людей в единый поэтический образ: “деревенские люди”, “армячишко худой на плечах”, “крест на шее и кровь на ногах”. Во второй части появляется лирическая нота. Это авторское обращение к “владельцу роскошных палат”, которое звучит то взволнованно-патетически (“Пробудись!.. Вороти их! в тебе их спасенье!”), то скорбно и гневно (“Что тебе эта скорбь вопиющая, что тебе этот бедный народ?”), то зло и иронично (“и сойдешь ты в могилу... герой”).
В заключительной, третьей части эпическое и лирическое сливаются воедино. История мужиков получает конкретное завершение (“За заставой, в харчевне убогой все пропьют мужики до рубля и пойдут, побираясь дорогой...”). Завершается стихотворение вопросом, на который у поэта не находится определенного ответа:
Ты проснешься ль, исполненный сил?
Очень важна для понимания особенностей поэзии Некрасова так называемая
“покаянная лирика” - “Умру я скоро”, “Рыцарь на час”, “Я за то глубоко презираю себя...”. Именно некрасовский герой явил образец мужества и попытки преодоления трагического разлада с самим собой, потому что ему все казалось, что он не соответствует высокому идеалу поэта и человека.
Умру я скоро...
Жалкое наследство,
О родина, оставлю я тебе...
Особое место в “покаянной лирике” занимает тема нравственного идеала, в поисках которого лирический герой обращается прежде всего к тем, кто нес в себе боль о человеке, боль о России (“На смерть Шевченко”, “Памяти Добролюбова”,“Пророк”). Народный заступник - страдалец, идущий на жертву. Характерен мотив избранности, исключительности великих людей, которые проносятся “звездой падучей”, но без которых “заглохла б нива жизни”. В образе “народных заступников” проявляется их глубокий демократизм, органичная связь с народной культурой.
Не хуже нас он видит невозможность
Служить добру, не жертвуя собой.
Но любит он возвышенней и шире,
В его душе нет помыслов мирских.
По-новому Некрасов писал о любви. Поэтизируя взлеты любви, он не обошел вниманием ту “прозу”, которая “в любви неизбежна”. В его стихах появился образ независимой героини, подчас своенравной и неприступной (“Я не люблю иронии твоей...”). Отношения между любящими стали в лирике Некрасова более сложными: духовная близость сменяется размолвкой и ссорой, герои часто не понимают друг друга, и это непонимание омрачает их любовь.
Мы с тобой бестолковые люди:
Что минута, то вспышка готова!
Облегченье взволнованной груди,
Неразумное, резкое слово.
Трагическое восприятие жизни, сострадание ближнему, беспощадная рефлексия и в то же время безудержная жажда счастья - вот отличительные черты поэзии Некрасова.


В чем же заключаются неповторимая особенность поэзии и новаторство

Некрасова?

  • - Некрасовская поэзия открыла читателям духовный мир русского крестьянина, его нужды, стремления.
  • - Некрасов в своих стихах говорил о повседневных непоэтических явлениях: о

грязной петербургской улице, о крестьянине, который под пьяную руку бивал

жен, о труде бурлака и т. д.

  • - Новые герои вносят в стихи и новую речь - подчас «грубую» «неблагозвучную», с точки зрения сторонников «чистого искусства».
  • - Интонации живой речи влияют и на характер стиха, его ритмику, поэтому

Некрасов широко использует трехсложные рифмы, передающие разнообразные

  • - Для лирики Некрасова характерен полифонизм: голоса автора и героев сливаются.
  • - Лирика Некрасова всегда среди людей, их жизнь, судьба глубоко его волнует.

Поэтому поэзия его всегда социально отражает вопросы общества, устройства

человеческих отношений. Всегда проникнуты гражданственностью.

Это своеобразие некрасовской лирики, конечно же, обусловлено и ее тематикой,

идейностью.


основные темы лирики Некрасова

  • 1. Тема поэта и поэзии.
  • 2. Тема родины и народа.
  • 3. Идеал общественного деятеля.
  • 4 . Некрасов-сатирик.
  • 5 . Любовная лирика Некрасова.

Тема поэта и поэзии.

Стихотворения для чтения и анализа: «Поэт и гражданин», «Муза», «Элегия», «Умру я скоро»

а) «Поэт и гражданин» (1856).

  • - О чем спорят герои стихотворения?
  • - Кто победил в этом споре? (В споре нет победителя: и поэт, и гражданин приходят к выводу, что роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданственности, активности борьбы за гражданские убеждения).

б) Чтение стихотворения «Муза» (1852).

  • Кто такая Муза? (Муза - 1. В греческой мифологии: богиня покровительница

искусств и наук. 2. (перен. зн.) Источник поэтического вдохновения, а также само

вдохновение, творчество.)

  • А как изображает поэт Музу?

(Изображение Музы можно понимать по-разному.

С одной стороны, Муза - крестьянка, потому что крестьянская тема - среди особо

волнующих поэта.

С другой стороны, судьба поэта, по-видимому, символически

уподобляется судьбе крестьянки: как и она, поэт гоним и преследуем сильными мира

поэзия, обреченная в эпоху Некрасова несколько умалять свое достоинство, на время

«притворяться прозою», как бы в самом деле побыть некоторое время «безмолвной».)

  • Также в стихотворении «Муза» конкретизирован образ «бледной, в крови, кнутом

иссеченной Музы, «плачущей, скорбящей и болящей, всечасно жаждущей, униженно

просящей... согбенной трудом, убитой кручиной», «неласковой и нелюбимой».

  • Образ русской женщины предстал у Некрасова и образом самой eго поэзии, и

образом русской жизни во всех ее гранях, которые поэт воссоздал в своем творчестве,


«Элегия» (1874).

  • В письме к А.Н. Ермакову

(А.Н. Ермаков был инженером-путейцем, человеком отзывчивым и добрым, с большим художественным вкусом. После смерти его жены сестра Некрасова - Анна Алексеевна - воспитывала детей Ермакова, а позже вышлазамуж за него)

29 августа 1874 г. Некрасов писал: «Посылаю тебе стихи. Так к как это самые мои задушевные и любимые из написанных мною в последнее время, то

посвящаю их тебе, самому дорогому моему другу».


Э легия - жанр стихотворения, в котором выражены настроения грустногораздумья, скорбь, философские размышления.

  • Почему Некрасов выбрал жанр элегии?
  • О чем говорится в первой строфе стихотворения? К кому она обращена? (Впервой строфе поэт обращается к молодежи, говорит о бедственном положении народа и определяет высокое назначение своей поэзии.)
  • - О чем говорится во второй строфе стихотворения? (Во второй строфе поэт выразил свое отношение к реформе 1861 г. и продолжает развивать тему служения народу.)
  • - Чем объясняется обилие риторических вопросов во второй части третьей строфы? Какой смысл этих вопросов? (Размышляя о том, что он видит и слышит кругом, поэт конкретизирует риторический вопрос, завершающий вторую строфу.)
  • - О чем говорится в четвертой строфе стихотворения? (Некрасов рассказывает о том, как приходит к нему вдохновение и как поиск ответов на «тайные вопросы» выливается в громкую, широкую песню.)

Итак, каким представлен народ в «элегии»?

Что можно сказать о Некрасове, прочитав стихотворение «Элегия»? (Он человек, умеющий не обольщаться, смотреть и думать. Поэт, создающий произведения не ради славы, а ради своей совести. Целеустремленный художник, хотя ему известны колебания и ошибки. Но в главном он человек и поэт, уверен: жить можно только в служении народу, а не себе. Нельзя быть счастливым, пока народ в беде. Это мужественный и мудрый человек. Верный друг. Ему никогда не была безразлична судьба молодежи, ее пути в жизни. Наконец, это поэт, который творит по внутреннему свободному побуждению. Некрасовская муза - страдающая, воспевающая народ, зовущая к борьбе, протестующая, сочувствующая народу. Поэт должен быть с народом, служить народу.)


Тема родины и народа

  • Эта тема тесным образом связана с патриотизмом и народностью поэзии

Некрасова.

  • Поэтому рассмотрим, как Некрасов вперед в русскую поэзию ввел образ народа: женщина-крестьянка, бурлаки, крестьяне-просители, строители железной дороги - все они в центре внимания поэта.
  • Сам поэт свое обращение к народу объясняет так: «Каждый писатель передает то, что он глубоко прочувствовал. Так как мне выпало на долю с детства видеть страдания русского мужика, холода, голода и всяких жестокости, то мотивы для моих стихов беру из их среды». (Из воспоминаний Панаевой)

Стихотворения для чтения:

«Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога», «Забытая деревня», «Школьник», «Не сжатая полоса», «В полном разгаре...»

«Размышления у парадного подъезда».

  • Это стихотворение написано в 1858 г. В первоначальной редакции «Размышлений...»

споет веселую песню. В окончательной редакции нет этой оптимистической

уверенности.

  • - Какие композиционные особенности стихотворения вы можете выделить?

(Композиция этого стихотворения представляет особый интерес. Даже при беглом

чтении «Размышлений...» становится ясно, что основной особенностью

стихотворения является разительный контраст двух миров (с одной стороны -

«владелец роскошных палат», с другой - обездоленные бедняки).

  • Противопоставленные темы чередуются в тексте стихотворения: описание

пышного парадного подъезда предваряет сцену с мужиками, подошедшими к нему, не

допущенными швейцаром и ушедшими обратно; далее сообщается о вельможе, его

жизни и вероятной дальнейшей судьбе, и в это сообщение вклиниваются (и разбивают

его на две части) две строчки, напоминающие об ушедших мужиках; затем поэт

возвращается к теме народных страданий и ею заканчивает стихотворение. Мысли о

нищете проскальзывают подчас и в описаниях роскоши, в которой утопают сильные

мира сего, но эти мысли не оформляются в виде самостоятельных тем-компонентов

и, следовательно, не меняют общего композиционного плана.

«Забытая деревня».

  • О чем это стихотворение?
  • Какие картины встают перед глазами, читая это стихотворение? (Это стихотворение затрагивает одну из самых печальных тем русской литературы. Мы вспоминаем гончаровскую Обломовку, чеховский «Вишневый сад», которые когда-то являлись подобием земного рая. Но наступили новые времена, и хозяева покидают свои владения". Впрочем, не о «хозяевах» грустил Некрасов. Автор, наверняка, сожалеет о том, что после всех перемен крестьянам лучше не стало, хотя открыто чувств своих не выражает.)
  • Можно ли назвать это стихотворение лирическим? (Это стихотворение нельзя считать вполне лирическим: в нем нет лирического героя, этого навязчивого «я» с его скорбью, негодованием, исповедальностью. Вместо всего этого - рассказ, причем интонация у рассказчика слегка ироническая, как если бы он вообще никому не сочувствовал.)
  • Только ли сожаление автора о жизни крестьян и судьбе деревни мы видим в стихотворении? (Но при всей сдержанности Некрасова, читатели не упустили между строк нечто грандиозное: забытая деревня - вся Россия! Стихотворение опубликовано в 1856 г., а годом раньше умер Николай I- старый барин, от которого никто не дождался ничего хорошего. Едва ли будет лучше при новом барине - Александре II.

Идеал общественного деятеля.

  • Идеал появляется в творчестве Некрасова, пронизанный беспредельной любовью к

родине, способный отдать во имя нее жизнь. Пример высокой честности, душевного

благородства, самоотверженного служения родине мы видим в стихотворении «Памяти Добролюбова» (1864).

Слушаем стихотворение.

  • Личное чувство гражданина-борца наполняет стихотворец «Памяти Добролюбова». Если в первых строках поэт словно слаживает свои чувства: суровая, мужественная скорбь звучит ли: в подтексте, выражается лишь в том, что, обращаясь к другу так, словно он жив, говоря ему «ты», поэт вместе с тем говорит о нём в прошедшем времени: «Суров ты был...» Но чем ярче в памяти поэта встает образ погибшего, тем трагичнее становится ощущение и невозвратимой утраты.
  • Последние две строчки, напоминающие восклицание Горация над трупом Гамлета, стали крылатыми, так как в них настолько сильно выражена скорбь о гибели большого человека.
  • В конце стихотворения Некрасов от мысли о погибшем друге - учителе, переходит к мыслям о родной земле, о жизни человека. На самой высокой ноте, словно горло перехватила боль и говорить больше нет сил, обрывается стихотворение.
  • В поэтических раздумьях поэта о друзьях народа запечатлены черты положительных героев, лучших людей времени и неповторимые индивидуальные портреты Добролюбова и Белинского.

Некрасов-сатирик.

  • Ирония - сильное оружие некрасовской поэзии.
  • В «Колыбельной» (1845) поэт сатирически рисует типичную карьеру чиновника.

Каков тон стихотворения?

Каково отношение поэта к своему герою?

  • «Нравственный человек».

Каков герой этого стихотворения? (Герой сам за себя говорит, а читатель

негодует. Поэт к герою тоже относится с издевкой. Порой сам себя

разоблачает, показывает свою подлую душу.)

понятие «нравственность», как легко его приложить к любому человеку, даже

такому, как герой стихотворения.)


Любовная лирика Некрасова

  • Предшественники поэта предпочитали изображать это чувство в прекрасных

мгновениях.

  • Некрасов, поэтизируя взлеты любви, не обошел вниманием и «прозужизни», которая в любви неизбежна.
  • «Мы с тобой бестолковые люди...»

Какую любовь мы видим в произведениях Некрасова? (Любовь в стихах

Некрасова согревает человека, помогает выжить в жестоком мире.)

Драматичной была и любовь самого поэта, связавшая его на долгие годы с

Авдотьей Яковлевной Панаевой. Она была его счастьем, и мукой, вызвала целую серию любовных стихотворений, известных под названием панаевского цикла. Влюбленные встречаются, ссорятся, мирятся, расстаются, вспоминают. И в этом «романе» утверждается идеал заботливой, ласковой женщины-подруги как опоры в трудной жизненной борьбе, как целительницы поэта, испытывающего творческие и сердечные муки.

Н. Некрасов творил в 40-70-е годы XIX века, ставшие сложными для истории России. Это было время активного общественного подъема, вызванного длительным периодом реакции и разочарованием после принятия долгожданного Манифеста, отменяющего крепостное право. Социально-политическая обстановка в обществе определила основные темы произведений Некрасова Н. А. - демократически настроенного борца за свободу народа.

«Я призван был воспеть твои страдания…»

Эта фраза самого поэта в полной мере отражает основную направленность его стихотворений и поэм. Тяжелая доля русского народа и, в частности, женщины-крестьянки («Тройка», «В дороге»), беззаконие и произвол, царящие в помещичьей России («Размышления у парадного подъезда»), судьба интеллигенции, вставшей на нелегкий путь борьбы («Памяти Добролюбова»), подвиг декабристов и их жен («Дедушка», «Русские женщины»), назначение поэта и поэзии («Муза», «Поэт и гражданин») - это главные темы, которые охватывают произведения Некрасова. Есть у него и замечательные строки о любви («Мы с тобой бестолковые люди…», «Признание»), о красоте и величии русской природы («Весна», «Горы»). Несколько стихотворений, среди которых «Генерал Топтыгин» и «Дедушка Мазай и зайцы», написаны специально для детей. Вершиной творчества, несомненно, стала поэма «Кому на Руси жить хорошо», представляющая собой обширную панораму жизни простого люда.

Истоки лирики поэта

Возможно, произведения Некрасова не были бы столь правдивы и выразительны, если бы в их основе не лежали собственные наблюдения и переживания автора. Впервые он стал свидетелем жестокости по отношению к другому человеку еще в детстве. Его деспотичный отец не раз набрасывался с кулаками не только на крепостных, но и на жену, что уже тогда вызвало в душе мальчика протест против угнетения женщины. Позже он выразит свои детские впечатления и безграничную любовь к Елене Андреевне, обреченной на бесконечные страдания, в стихотворениях «Мать», «Рыцарь на час», «Баюшки-баю» и др.

Видел маленький Николай человеческие муки и на берегу великой русской реки, где однажды увидел бредущих бурлаков («На Волге»). И на широкой дороге, проходившей рядом с Грешневым, по ней постоянно двигались люди в поисках работы, иногда проводили и каторжан. Так постепенно формировались самосознание и направленность практически каждого произведения Некрасова.

Была в детстве поэта и светлая сторона. Многие великолепные картины воссозданные в поэтических строках, также стали результатом жизни и наблюдений в имении отца.

Немало горя хлебнул Николай Алексеевич, начиная самостоятельную жизнь в Петербурге. Лишенный поддержки из дома, он в полной мере испытал нищету и голод. Но жизненные невзгоды лишь закалили целеустремленного юношу и помогли добиться признания.

Лучшие произведения Некрасова

Дебютом начинающего поэта стало стихотворение «В дороге», принесшее ему восторженную похвалу В. Белинского. Затем около десяти лет Николай Алексеевич печатался на страницах журналов, включая «Современник», изданием которого он занимался. И только в 1856 году вышел сборник «Стихотворения Н. А. Некрасова». Он вызвал всеобщее признание у прогрессивно настроенной части общества и принес автору настоящую славу. «Поэт и гражданин» (открывал книгу), «Школьник», «Несжатая полоса», «К временщику», «Колыбельная песня», поэма «Саша» - это лишь малая часть нарисованной поэтом картины об истинном положении русского крестьянства.

Если говорить о творчестве 60-70-х годов, то и здесь каждое произведение Некрасова - «Железная дорога», «Влас», «Крестьянские дети», «Орина, мать солдатская», «Элегия», поэмы о декабристах, «Мороз-Красный нос», «Коробейники» и др. - не только рассказывает о нелегкой судьбе народа, его надеждах и разочарованиях, но и показывает его могущество, красоту, скрытую силу. Свежая струя чувствуется в детской и пейзажной лирике (например, «Зеленый шум»).

«Кому на Руси жить хорошо»

Поэма-эпопея - так определяют жанр этого произведения Некрасова, написанного уже в пореформенный период. Благодаря и пространстве, встречам героев с представителями разных сословий, введению фольклорных элементов перед читателем проходит целая эпоха из жизни русского народа. Здесь показаны характеры сильные и волевые, достойные уважения. Но, пытаясь ответить на вынесенный в название вопрос, автор постепенно подводит читателя к образу молодого борца за всеобщие интересы, способного вдохновить и поднять массы.

Так в общих чертах можно охарактеризовать творчество Н. А. Некрасова - создателя большого количества произведений, вошедших в список лучших классических стихотворений и поэм.