Каким термином обозначают акцентированную автором выразительную подробность. Словно за деревню погулять ты вышел


Содержание 1. Драматические жанры. 2. Виды драматических произведений. 3. Комедия как жанр, типы комедии. 4. Д. Фонвизин «Недоросль». Традиции классицизма в комедии. Новаторство Фонвизина-драматурга. Сюжетные элементы. Сюжет и композиция. 5.«Горе от ума» Грибоедов. Особенности жанра. 6. Характер драматического конфликта в пьесах Фонвизина, Грибоедова, Островского. 7.Н.В. Гоголь «Ревизор». Конфликт. Жанр. Композиция. Сюжет. 8. Сюжетные элементы, хронотоп в пьесе Островского «Гроза». 9. Формулировки тестовых заданий.


Предназначено для постановки на сцене. Основной текст – это высказывания персонажей в форме диалога и монолога. Отсутствует повествовательная речь, нет описаний. Акцент перемещается на действия героев и их речь. Голос автора присутствует только в ремарках (в авторских указаниях об обстановке действия, о внутреннем состоянии героев, их мимике и жестах) и афише. Авторская позиция выражена опосредованно, слово здесь предоставлено самим героям. Значит, речевая характеристика становится важнейшим художественным средством выражения авторской идеи.


Трагедия Вид драмы, в основе которого лежат острые, непримиримые жизненные конфликты; характер героя раскрывается в неравной, напряженной борьбе, обрекающей его на гибель Комедия Вид драмы, в котором характеры, ситуации представлены в смеховых, комических формах; здесь обличающих человеческие пороки и раскрывающих негативные стороны жизни. Разновидности комедии по характеру содержания: – комедия положений (источник смешного – события, хитроумная интрига); – комедия характеров (источник смешного – четко типизированные характеры героев); – комедия идей (источник смешного – идея писателя); – трагикомедия (смех пронизан сознанием несовершенства человека и его жизни); Драма Литературное произведение, которое изображает серьезный конфликт, борьбу между действующими лицами Водевиль Вид драмы, легкая пьеса с песнями-куплетами, занимательной интригой, романсами, танцами Интермедия Небольшая комическая пьеса или сцена, разыгрываемая между действиями основной пьесы, а иногда в тексте самой пьесы. Вставная комическая или музыкальная сцена в спектакле в России Драматические жанры


Виды драматических произведений Трагедия КомедияДрама Основа сюжета: Первоначально: мифологические и исторические сюжеты. Позже - поворотные, кульминационные, моменты истории и судьбы человека Бытовые истории, связанные с повседневной жизнью человека и отношениями в семье, с соседями, сослуживцами и т.д. Может использовать сюжетные основы, характерные и трагедии, и комедии Главные герои: Первоначально: боги, герои мифов, исторические личности; Позже - сильные, могучие характеры, несущие некую идею, во имя которой согласны жертвовать всем. Обычные люди, горожане, сельчане с их повседневными заботами, печалями и радостями, плутнями, удачами и неудачами. Любые герои.


Конфликт:Трагический, или неразрешимый. В основе лежат великие "вечные" вопросы бытия. Комический, или разрешимый в ходе правильных (с точки зрения автора) действий героев. Драматический: По глубине противоречий близок к трагическому, но герои не являются носителями идеи. Творческие цели: Показать борьбу человека и обстоятельств, человека и судьбы, человека и общества в остроте противоречий, мощь человеческого духа в правоте или заблуждениях. Высмеять порок, показать его бессилие и проигрыш перед истинными жизненными ценностями простого человека. Показать сложность и противоречивость жизни человека, несовершенство общества, неидеальность человеческой натуры Примеры:Софокл. Царь Эдип У.Шекспир. Гамлет В. Вишневский. Оптимистическая трагедия Н.Гоголь. Ревизор А.Островский. Свои люди - сочтемся! А.Островский. Гроза М.Горький. На дне


Комедия как жанр Комедия – пьеса сатирического или юмористического характера, обычно рисующая нравы той или иной социальной среды («Недоросль» Фонвизина, «Горе от ума» Грибоедова, «Ревизор» Гоголя). Примеры родо-видовых отношений в литературе: Род: драматический; вид: комедия; жанр: комедия положений. Род: эпический; вид: повесть; жанр: фантастическая повесть и т.д.


Типы комедии Лирическая комедия связана с творчеством А Чехова. В ней раскрываются интимные чувства героев, синтезируется грустное и веселое. Положительный герой через положительные черты попадает в смешные ситуации. В семейно-бытовой комедии раскрываются быт, обычаи, семейные отношения персонажей. Этот жанр сформировался в эпоху классицизма. В творческой практике его использовали Фонвизин ("Недоросль"). Комедия ситуаций - разновидность комедии, в основе которой интрига, непредвиденные ситуации, неожиданный поворот в сюжете М Гоголь ("Ревизор»).


Традиции классицизма в комедии. Новаторство Фонвизина-драматурга В комедии можно увидеть особенности реалистического направления в литературе (ранний реализм): Сочетание картин бытовой жизни и раскрытие взглядов героев. Тщательно прописаны характеры не только главных, но и второстепенных героев. Автор не скрывает своего расположения и антипатии к героям (одних он беспощадно казнит гневным негодованием и язвительным убивающим смехом, к другим относится с ве­ селой насмешливостью, третьих рисует с большой симпатией). Умело раскрыта душевная жизнь героев, их отношение к жизни, к людям и действиям. Особенно значимы авторские ремарки. Каждый герой (особенно отрицательный) - типичный представитель своего класса. Каждый герой - это живой человек, а не схема, не олицетворение какого-либо одного ка­чества, как это было раньше. Правила классицизма нарушаются автором и в самом построении комедии: кроме смешных (комических) сцен в комедии есть и трагические, которые раскрывают тяжелые стороны крепостнического быта. Кроме основного действия сюжет дополнен сценами, которые имеют лишь косвенное отношение. Яркость и выразительность языка. Герои комедии оказались намного сложнее, чем требовала традиция. Они не только ходячие маски носителей добродетели или порока. Традиции классицизма в комедии. Подчинение композиции сценического произведения правилу трёх единств: места, времени, действия. События происходят в течение одних суток и в одном месте (в захолустной барской усадьбе, в доме помещицы Простаковой). Сатира должна исправлять нравы, учить. Порок и добродетель должны быть представлены наглядно, и добродетель должна, конечно, восторжествовать. Главные герои комедии резко делятся на два лагеря. По традициям классицизма, каждый герой должен иметь какую-то одну, характерную черту. Простакова злонравна, Простаков забит, Скотинин скотоподобен, Митрофан невежествен, Стародум прям, Правдин честен, Софья благородна... В пьесах того времени всегда есть герой, напрямую выражающий идеи автора, его самые заветные и дорогие мысли. В «Недоросле» это Стародум. Его главная задача высказать то, что хочет внушить зрителям автор.


Особенности жанра. «Горе от ума» Грибоедов. Пьеса Грибоедова сочетает в себе признаки классицистической и реалистической комедии: Признаки комедии классицизма. Правила трех единств: Единство времени (действие происходит в течение одних суток). Единство места (действие происходит в доме Фамусова). Единство действия (основой для развития сюжета является приезд Чацкого в Москву). Признаки комедии реализма Герои представлены разносторонне, лишены односторонности, присущей комедиям классицизма. Для дополнительной характеристики отрицательных героев автор использует «говорящие» фамилии: Хрюмины, Молчалин, Тугоуховские и др. Автор свободно обращается с рифмой и ритмом, пропускает метрическое ударение, сохраняя разговорную форму слова.


Вспомогательные приёмы характеристики действующих лиц Психологизм Вспомогательными приёмами характеристики действующих лиц являются портрет, самохарактеристика, оценка другими персонажами. Своеобразен в драме и психологизм. Здесь нет авторского психологического повествования. Внутренний монолог выводится наружу, оформляется во внешней речи. Основной психологический приём – собственно-прямая форма речи.


Конфликт В основе всякого драматургического произведения лежит конфликт. Он движет сюжет в драматургическом произведении. Конфликт – художественно выраженное противоречие, противопоставление, он может быть внешним и внутренним. Внешний – между отдельными персонажами, внутренний – противоречие между чувствами, мыслями, побуждениями в душе героя


Характер драматического конфликта "Недоросль" Фонвизин Д.И.«Горе от ума» А. Грибоедов«Гроза» А. Островский Конфликтом Недоросля является борьба прогрессивно настроенных передовых дворян - Правдина и Стародума - с крепостниками - Простаковыми и Скотининым. Конфликт заключается в столкновении двух противоборствующих взглядов на роль дворянства в общественной жизни страны. В конфликт втягиваются все герои комедии, действие как бы выносится из помещичьего дома, семьи и приобретает социально-политический характер: произвол помещиков, поддержанный властью, и бесправие крестьян. Любовный конфликт лежит в основе повествования и складывается из взаимоотношения следующих героев: Чацкий - Софья Софья - Молчалин Молчалин- Лиза Лиза - буфетчик Петрушка Социальный конфликт складывается из противостояния следующих групп героев: Фамусовское общество (Фамусов, Скалозуб, Горичи, графини Хрюмины, Тугоуховские, Загорецкий, Репетилов и др.)- Чацкий и внесценические персонажи. Философский конфликт (вневременной) В основе лежит проблема выбора образа жизни, определяемого мировоззрением и принципами. В «Грозе» мы встречаем оба вида конфликта: внешний – между отдельными персонажами, внутренний. С одной стороны, это противоречие между властителями (Дикой, Кабаниха) и подвластными (Катерина, Тихон, Борис и др.) – это внешний конфликт. С другой стороны, действие движется благодаря конфликту психологическому, внутреннему – в душе Катерины.


Сюжетные элементы Экспозиция – это, как правило, начальная часть произведения, которая предшествует завязке, знакомит с действующими лицами, местом и временем действия. Например в «Горе от ума» Грибоедова это 1-6 явления 1 действия (до появления Чацкого). Завязка действия (событие, с которого начинается действие в произведении, вызывающего за собой все остальные события). Приезд Чацкого. Развитие действия. Наконец, конфликт доходит до момента, когда противоречия требуют немедленного разрешения, конфликт достигает максимального развития – это кульминация Развязка действия. Финал. Здесь разрешаются основные проблемы, разрешается конфликт.


Сюжет и композиция "Недоросль" Фонвизин Д. В семье провинциальных помещиков Простаковых живет их дальняя родственница оставшаяся сиротой Софья. На Софье хотели бы жениться брат госпожи Простаковой Тарас Скотинин и сын Простаковых Митрофан. В критический для девушки момент, когда ее отчаянно делят дядя и племянник, появляется другой дядя Стародум. Он убеждается в дурной сущности семьи Простаковых при помощи прогрессивного чиновника Правдина. Софья выходит замуж за человека, которого любит, за офицера Милона. Имение Простаковых берут в государственную опеку за жестокое обращение с крепостными. Митрофана отдают в военную службу. В основу сюжета комедии Фонвизин положил конфликт эпохи, общественно-политической жизни 70 начала 80-х годов 18 в. Это борьба с крепостницей Простаковой, лишение ее права владения своим поместьем. Одновременно в комедии прослеживаются другие сюжетные линии: борьба за Софью Простаковой, Скотинина и Милона, история соединения любящих друг друга Софьи и Милона. «Недоросль» - комедия в пяти действиях. События разворачиваются в имении Простаковых. Значительная часть драматического действия в «Недоросле» посвящена решению проблемы воспитания. Это сцены учения Митрофана, подавляющая часть нравоучений Стародума. Кульминационным пунктом в разработке этой темы, бесспорно, является сцена экзамена Митрофана в 4-м действии комедии. Эта убийственная по силе заключённого в ней обличительного сарказма сатирическая картина служит приговором системе воспитания Простаковых и Скотининых.


Н.В. Гоголь «Ревизор» Жанр Цель, поставленная автором, «произвести доброе влияние на общество» во многом обусловила специфику жанра произведения. «Ревизор» это общественная комедия, она направлена не против отдельных, частных пороков общественной жизни (что характерно для большинства комедий, которые ставились в то время), а против всех недостатков общества. Завязкой и сюжетным конфликтом в пьесе являются не семейные и любовные обстоятельства, не частная жизнь людей, а событие общественного значения. Оригинальность композиции. Действие в комедии начинается с завязки. Гоголь, не отвлекаясь на частности, вводит читателя в суть драматического конфликта, который заключается в неудавшейся попытке уездных чиновников скрыть от столичного ревизора свои служебные преступления.






Сюжет Городничий уездного города Антон Антонович Сквозник-Дмухановский сообщает чиновникам о том, что в их город едет «ревизор из Петербурга, инкогнито», и рекомендует сделать соответствующие приготовления. Помещики Бобчинский и Добчинский рассказывают о посещении гостиничного трактира и молодом человеке, который, по их мнению, и есть ревизор. Чиновники озабоченно расходятся, городничий отправляется в гостиницу, знакомится с Хлестаковым, предлагает приезжему денег и просит переехать в его дом, а также осмотреть любопытства ради некоторые заведения в городе, «как то богоугодные и другие». Тот, не понимая, что его принимают за ревизора, соглашается. Хлестаков знакомится с женой и дочерью городничего и, беседуя с ними, делает вид, что он очень важная особа. Чиновники решают дать приезжему взятку. Тот невозмутимо берет предлагаемые деньги. Затем пишет письмо приятелю Тряпичкину в Петербург, в котором рассказывает, как его приняли за «государственного человека». Осип, слуга Хлестакова, уговаривает его скорее уехать. Перед отъездом Хлестаков просит руки дочери городничего. Не слишком понимая происходящее, Антон Антонович благословляет молодых. Осип докладывает, что лошади готовы, и Хлестаков объявляет, что едет на один день к богатому дяде, снова одалживает денег и уезжает. Проводив Хлестакова, чиновники выясняют, что человек, которого они приняли за ревизора, «был не ревизор». Появляется жандарм и объявляет: «Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе». Немая сцена.


Конфликт Основной конфликт, на котором построена комедия, заключается в глубоком противоречии между тем, чем занимаются городские чиновники, и представлениями об общественном благе, интересами жителей города. Беззакония, казнокрадство, взяточничество все это изображено в «Ревизоре» не как индивидуальные пороки отдельных чиновников, а как общепризнанные нормы жизни, вне которых власть имущие не мыслят своего существования. Например, чиновники почти уверены в том, что приехавший из Петербурга ревизор согласится принять участие в обеде у городничего, не откажется брать явные взятки, потому, что они знают это по опыту своего города. Суть комедийности конфликта состоит в том, что городничий и чиновники сражаются с призраком, который они создали в своем воображении. Глупый Хлестаков сумел обмануть и ловко провести многоопытного и умного городничего и еще многих чиновников. Все дело в том, что страх не дает открыть глаза городничему и чиновникам, когда Хлестаков обрушивает на них такой поток вранья, в который трудно поверить даже человеку непросвещенному.


Город Местом действия в «Ревизоре» является провинциальный город. Это не просто маленький захолустный городок. Это образ всей Российской империи или даже человечества в целом, «сборный город всей темной стороны». Не случайно здесь изображены все основные слои населения: гражданство, купечество, чиновники и городские помещики и, наконец, городничий. По сути, Гоголь создал такую модель, которая приложима к любому российскому городу. Таким образом, масштаб произведения расширяется до общероссийского, общегосударственного (эти события могли произойти в любом российском городе).


Сюжетные элементы в пьесе Островского «Гроза» Развязка, которая демонстрирует неразрешимость конфликта (гибель Катерины). Так как в пьесе два конфликта – у каждого своя кульминация. Кульминация внутреннего конфликта – последний монолог Катерины в 5 действии. Конфликт достигает максимального развития – это кульминация (4 д., 6 явление). Развитие действия, то есть ряд эпизодов, в которых действующие лица стараются активно разрешить конфликт. Завязка конфликта Катерины с «тёмным царством» (1 действие, 5-9 явления) и внутреннего конфликта (диалог Катерины и Варвары). Экспозиция – это, как правило, начальная часть произведения, которая предшествует завязке, знакомит с действующими лицами, местом и временем действия. Конфликт здесь ещё отсутствует (1 действие, 1 -4 явления). Здесь автор создаёт образ мира, в котором живут герои и развернутся события.


Развязка действия. Финал Здесь разрешаются основные проблемы, разрешается конфликт. Например, в пьесе А. Островского «Гроза» - внешний и внутренний, обретают завершённость художественные образы (все персонажи, кроме Тихона, верны себе), в том числе и сквозные символические (полёт – падение с высоты – уход в свободный мир; неволя – воля; «гроза» разразилась, за ней должно прийти очищение). Финал служит и композиционному завершению произведения: кольцевое пейзажное оформление, выход из замкнутого пространства самодурства и страха на берег Волги. В финале особенно ярко проявляется трагический пафос пьесы: неизбежность гибели героини связана с оптимистическим звучанием произведения, так как герой остался непобеждённым.


Хронотоп в «Грозе» Место действия в «Грозе» вымышленный городок Калинов на высоком берегу Волги. (Потом этот городок станет местом действия других его драм «Лес», «Горячее сердце».) Время действия "наши дни«, то есть самый конец х. Действие происходит на берегу Волги, символизирующей волю, свободу. Здесь, по словам Кулигина, «красота». Этой «красоте» противопоставлен образ города Калинова. Город Калинов под пером Островского превращается в самостоятельный образ, становится одним из равноправных героев пьесы. Он живёт своей жизнью, имеет свой характер, свой норов. Как говорит городской мудрец Кулигин, "жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!" В нём льются невидимые, неслышимые слёзы, а на поверхности тишь да благодать. Если бы не Катерина с её принародным бунтом против традиции, так бы всё тихо и сладилось, гроза прошла бы стороной.


В пьесе открытое сценическое пространство. Сценические события выведены за пределы купеческого дома. Из пяти актов только один сосредоточен в "закрытом" помещении, все остальные вынесены вовне, в открытое городское пространство. В этом пространстве всё символично. Оно словно бы поделено на три уровня. На верхней точке этого пространства высокий берег Волги. Посередине ровная линия городских домов. Внизу овраг, в который ведёт тропинка из дома Кабанихи, и волжский омут. Большинство калиновских жителей довольствуются "средним" уровнем. Они живут, принимая городскую реальность как она есть. Для некоторых из них "поход" в овраг, где происходит свидание Катерины с Борисом, подобен грехопадению, спуску в преисподнюю. Для других как для Варвары с Кудряшом овраг это "просто" место свиданий, лишённое символического значения. А для Катерины спуститься в овраг всё равно что подняться над городом, встать над его равнодушием. Увы, но за такой подъём через спуск она должна заплатить страшную цену: подняться в конце концов на высокий берег Волги и броситься с обрыва, в омут. Чем ниже она спускается, тем выше поднимается и чем выше поднимается, тем страшнее падает такова парадоксальная символика пьесы.


Формулировки тестовых заданий Ремарка АфоризмВнесценические образы Как называется краткая характеристика автором происходящего на сцене, представляющая собой рекомендацию актерам в отношении их поведения, жестов, мимики, темпа речи и т.д. (например, садится)? Каким термином обозначаются авторские замечания и пояснения по ходу действия пьесы (Г-жа Простакова (тихо Митрофану)? Многие высказывания героев пьесы «Горе от ума» вошли в повседневную разговорную речь. Как называется суждение общего характера, выражающее в лаконичной художественной форме законченную и обобщенную мысль, философскую или житейскую мудрость, поучительный вывод («И будь не я, коптел бы ты в Твери»)? Городничий произносит фразу: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь». Как называют изречение, отличающееся краткостью, емкостью мысли и выразительностью? Как называются изречения, выражающие в лаконичной форме законченные и обобщенные мысли: «Великий государь есть государь премудрый», «каждый должен искать своего счастья и выгод в том одном, что законно...», «наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло» и др.? Жена Коробкина не участвует в основном действии, появляется только в приведенной сцене. Как называется такой персонаж? В рассказах г-жи Простаковой и Скотинина фигурируют «покойник батюшка» и дядя Вавила Фалелеич. Как называются персонажи, упоминаемые в речи героев, но не появляющиеся на сцене?


Ирония«Говорящие» имена и фамилии экспозиция Диалог Назовите художественный прием, заключающийся в том, что подразумеваемы й смысл слова или фразы противоположен буквально высказанному («Мастерица толковать указы»). В фамилии Хлестакова, как и в фамилиях других действующих лиц пьесы, заложена определённая образная характеристика. Как называются такие фамилии? В приведённой сцене содержатся сведения о персонажах, месте и времени действия, описаны обстоятельства, имевшие место до его начала. Укажите этап в развитии сюжета, для которого характерны названные признаки. Как называется форма общения между действующими лицами (например, разговор между Софьей и Фамусовым), которая служит способом характеристики персонажей и мотивирует развитие сюжета? Имена и фамилии героев данного эпизода несут на себе определённую смысловую нагрузку. Как называются такие имена и фамилии? Каким термином обозначается форма речи персонажей, представляющая собой обмен репликами?


Конфликт МонологСатира С первых сцен пьесы в ней намечается противостояние «старшего» и «младшего» поколений. Как называется острое противоречие, столкновение, лежащее в основе драматургическог о действия? Значительную часть данного фрагмента составляет рассказ Хлестакова о великолепии его столичной жизни. Как называется в пьесе развёрнутое высказывание одного лица? Ответ Катерины на реплику Бориса (Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!) предстваляет собой законченное развёрнутое высказывание. Как называется подобный тип высказывания в драматургическом произведении? Как называется разновидность комического уничтожающее осмеяние предмета изображения, раскрытие его внутренней несостоятельности, характерная для данной пьесы? Ответ Городничего на реплику жены представляет собой законченное развернутое высказывание. Как называется подобный тип высказывания в драматургическом произведении?


Кульминация Просторечие Как называется момент наивысшего напряжения в развитии драматического сюжета, к которому относится приведенный фрагмент? Речь героев изобилует словами и выражениями, нарушающими литературную норму («така дрянь», «обойми меня» и т.п.). Укажите этот вид речи. Напиши терминологическое название словесных и грамматических форм, придающих речи героев грубоватый, стилистически сниженный оттенок: «завсегда без дела маяться изволите», «а там и женисся», «взманила». В своих репликах Дикой употребляет слова: «дурак», «рыло», «елестричество» и др., свидетельствующие о его невежестве и гру­бости. Как называется обиходно-бытовая речь, допускающая ис­ кажение литературного языка, элементы которой присутствуют в речи Дикого?


Повтор ГиперболаДеталь «Да постыл он мне, постыл..» «Уж так тяжело, так тяжело». Как газывается этот приём? Желая показать свою значимость, Хлестаков использует явное преувеличение: «тридцать пять тысяч одних курьеров». Как называется художественный приём, основанный на преувеличении? Художественная деталь - выразительная подробность, характерная черта какого-то предмета, части быта, пейзажа или интерьера, несущая повышенную эмоциональную и содержательную нагрузку; характеризует не только предмет, частью которого она является, но и весь предметный мир, определяет отношение читателя. Каким термином обозначается значимая мелкая подробность, заключающая в себе важный смысл (например, батюшкин сундук из рассказа г-жи Простаковой)?


Художественная деталь Характер бытовых деталей объединенность деталей в некую систему; одиночная деталь как часть системы, знакомой читателю; противопоставленность деталей друг другу; повторение одной и той же детали или ряд сходных деталей; гиперболизация детали; гротесковые детали; наделение предметов самостоятельной жизнью; цвет, фактура, звук, отмечаемые при описании детали; ракурс изображения детали; отношение автора и героя к описанным предметам быта Функции деталей характеристика персонажа; прием раскрытия внутреннего мира персонажа; средство общения, типизации; средство социальной характеристики персонажа; деталь этнографического характера; детали как приметы культурно-исторического характера; детали, рассчитанные на то, чтобы вызвать у читателя определенные ассоциации, аналогии; деталь, рассчитанная на эмоциональное восприятие читателя; деталь-символ; деталь-характеристика условий жизни

ТЕСТ ЕГЭ - 2014 ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВАРИАНТ 1

Тренировочный тест для подготовки к сдаче ЕГЭ - 2014 по литературе. Задания, включенные в данный тест, полностью соответствуют заданиям будущих реальных вариантов экзаменационной работы по количеству, форме, уровню сложности и другим параметрам.

Тесты ЕГЭ - 2014 по литературе состоят из трёх частей.

Часть 1 включает в себя 7 заданий с кратким ответом (В1 - В7), требующих написания слова, или сочетания слов, или последовательности цифр, и 2 задания с развёрнутым ответом (С1 - С2) в объёме 5 - 10 предложений.

Часть 2 включает в себя 5 заданий с кратким ответом (В8 - В12) и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5 - 10 предложений (С3 - С4).

Часть 3 включает 3 задания, из которых нужно выбрать только одно и дать на него развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему объёмом не менее 200 слов.

ЧАСТЬ 1

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1 - В7; С1, С2.

К сумеркам канонада стала стихать. Алпатыч вышел из подвала и остановился в дверях. Прежде ясное вечернее небо всё было застлано дымом. И сквозь этот дым странно светил молодой, высоко стоящий серп месяца. После замолкшего прежнего страшного гула орудий над городом казалась тишина, прерываемая только как бы распространённым по всему городу шелестом шагов, стонов, дальних криков и треска пожаров. Стоны кухарки теперь затихли. С двух сторон поднимались и расходились чёрные клубы дыма от пожаров. На улице не рядами, а как муравьи из разорённой кочки, в разных мундирах и в разных направлениях проходили и пробегали солдаты. В глазах Алпатыча несколько из них забежали на двор Ферапонтова. Алпатыч вышел к воротам. Какой-то полк, теснясь и спеша, запрудил улицу, идя назад.

- Сдают город, уезжайте, уезжайте, - сказал ему заметивший его фигуру офицер и тут же обратился с криком к солдатам:

- Я вам дам по дворам бегать! - крикнул он.

Алпатыч вернулся в избу и, кликнув кучера, велел ему выезжать. Вслед за Алпатычем и за кучером вышли и все домочадцы Ферапонтова. Увидав дым и даже огни пожаров, видневшиеся теперь в начинавшихся сумерках, бабы, до тех пор молчавшие, вдруг заголосили, глядя на пожары. Как бы вторя им, послышались такие же плачи на других концах улицы. Алпатыч с кучером трясущимися руками расправлял запутавшиеся вожжи и постромки лошадей под навесом.

Когда Алпатыч выезжал из ворот, он увидал, как в отпертой лавке Ферапонтова человек десять солдат с громким говором насыпали мешки и ранцы пшеничной мукой и подсолнухами. В то же время, возвращаясь с улицы в лавку, вошёл Ферапонтов. Увидав солдат, он хотел крикнуть что-то, но вдруг остановился и, схватившись за волоса, захохотал рыдающим хохотом.

- Тащи всё, ребята! Не доставайся дьяволам! - закричал он, сам хватая мешки и выкидывая их на улицу. Некоторые солдаты, испугавшись, выбежали, некоторые продолжали насыпать. Увидав Алпатыча, Ферапонтов обратился к нему.

- Решилась! Расея! - крикнул он. - Алпатыч! Решилась! Сам запалю. Решилась... - Ферапонтов побежал на двор.

По улице, запружая её всю, непрерывно шли солдаты, так что Алпатыч не мог проехать и должен был дожидаться. Хозяйка Ферапонтова с детьми сидела так же на телеге, ожидая того, чтобы можно было выехать.

Была уже совсем ночь. На небе были звёзды и светился изредка застилаемый дымом молодой месяц. На спуске к Днепру повозки Алпатыча и хозяйки, медленно двигавшиеся в рядах солдат и других экипажей, должны были остановиться. Недалеко от перекрёстка, у которого остановились повозки, в переулке, горели дом и лавки. Пожар уже догорал. Пламя то замирало и терялось в чёрном дыме, то вдруг вспыхивало ярко, до странности отчётливо освещая лица столпившихся людей, стоявших на перекрёстке.

(Л.Н. Толстой "Война и мир")

В 1. Укажите литературное направление, принципы которого нашли своё воплощение в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".

В2. Какое определение добавляют к слову "роман", характеризуя жанр "Войны и мира"?

В3. Назовите приём, к которому прибегает автор, рисуя картину отступления ("...как муравьи из разорённой кочки <...>, проходили и пробегали солдаты").

В4. Установите соответствие между персонажами-дворянами и их поступками во время войны.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ запишите цифрами в таблице и перенесите в бланк ответов №1.

А Б В

В5. Каким термином обозначается способ отображения внутреннего состояния героев, мыслей и чувств, владеющих ими ("Алпатыч с кучером трясущимися руками расправлял запутавшиеся вожжи"; "схватившись за волоса, захохотал рыдающим хохотом")?

В6. Как называется выразительная подробность, несущая в художественном тексте важную смысловую нагрузку (например, застилаемый дымом молодой месяц в начале и в конце фрагмента?)

В7. Фрагмент начинается и заканчивается описанием пожара в Смоленске. Укажите термин, которым обозначается расположение и взаимосвязь частей, эпизодов, образов в художественном произведении.

Для выполнения заданий С1 и С2 используйте бланк ответов №2.

Выполняя задание С2, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

С1. Чем, с вашей точки зрения, можно объяснить "странное" поведение купца Ферапонтова в приведённом эпизоде?

С2. В каких произведениях русской классики звучит тема человека на войне и что сближает эти произведения с романом Л.Н. Толстого?

ЧАСТЬ 2

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8 - В12; С3, С4.

Клён ты мой опавший, клён заледенелый,

Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?

Словно за деревню погулять ты вышел.

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,

Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,

Не дойду до дома с дружеской попойки.

Там вон встретил вербу, там сосну приметил,

Распевал им песни под метель о лете.

Сам себе казался я таким же клёном,

Только не опавшим, а вовсю зелёным.

И, утратив скромность, одуревши в доску,

Как жену чужую, обнимал берёзку.

(С. А. Есенин, 1925)

В8. Обращаясь к клёну, "приморозившему ногу", лирический герой стихотворения "очеловечивает" его. Как называется этот приём?

В9. Укажите название стилистического приёма, заключающегося в использовании одинаковых гласных звуков, усиливающего выразительность художественной речи и рассчитанного на слуховое восприятие образа ("У тону л в су гро бе, приморо зил но гу ").

В10. Как называется образное определение, являющееся средством художественной выразительности ("клён заледенелый ", "под метелью белой ")?

В11. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в двух первых двустишиях данного стихотворения.

1) риторический вопрос

2) неологизм

3) инверсия

4) сравнение

5) гротеск

Впишите соответствующие номера в таблицу и перенесите в бланк ответов №1.

В12. Укажите размер, которым написано стихотворение С.А. Есенина.

Для выполнения заданий С3 и С4 используйте бланк ответов №2.

Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём - 5-10 предложений).

Выполняя задание С4, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

С3. В чём, по вашему мнению, секрет музыкальности и эмоциональной выразительности есенинского стихотворения?

С4. Кто из русских поэтов обращался к теме общности человека и природы и в чём их произведения созвучны стихотворению С.А. Есенина?

ЧАСТЬ 3

Для выполнения задания части 3 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (С5.1, С5.2, С5.3).

В бланке ответов №2 укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).

Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.

Продумывайте композицию сочинения.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

С5.1. Как в лирике М.Ю. Лермонтова воплотился романтический идеал поэта?

С5.2. Как вы понимаете явление "обломовщины"? (По роману И.А. Гончарова "Обломов").

С5.3. Каким образом повлияли на судьбы ночлежников проповеди странника Луки? (По пьесе М. Горького "На дне".)

  • Вперёд >

Как на­зы­ва­ет­ся вы­ра­зи­тель­ная подробность, не­су­щая в ху­до­же­ствен­ном тек­сте важ­ную смыс­ло­вую на­груз­ку (например, за­сти­ла­е­мый дымом мо­ло­дой месяц в на­ча­ле и в конце фрагмента)?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7; С1-С2.

К сумеркам канонада стала стихать. Алпатыч вышел из подвала и остановился в дверях. Прежде ясное вечернее небо всё было застлано дымом. И сквозь этот дым странно светил молодой, высоко стоящий серп месяца. После замолкшего прежнего страшного гула орудий над городом казалась тишина, прерываемая только как бы распространённым по всему городу шелестом шагов, стонов, дальних криков и треска пожаров. Стоны кухарки теперь затихли. С двух сторон поднимались и расходились чёрные клубы дыма от пожаров. На улице не рядами, а как муравьи из разорённой кочки, в разных мундирах и в разных направлениях проходили и пробегали солдаты. В глазах Алпатыча несколько из них забежали на двор Ферапонтова. Алпатыч вышел к воротам. Какой-то полк, теснясь и спеша, запрудил улицу, идя назад.

— Сдают город, уезжайте, уезжайте, — сказал ему заметивший его фигуру офицер и тут же обратился с криком к солдатам:

— Я вам дам по дворам бегать! — крикнул он.

Алпатыч вернулся в избу и, кликнув кучера, велел ему выезжать. Вслед за Алпатычем и за кучером вышли и все домочадцы Ферапонтова. Увидав дым и даже огни пожаров, видневшиеся теперь в начинавшихся сумерках, бабы, до тех пор молчавшие, вдруг заголосили, глядя на пожары. Как бы вторя им, послышались такие же плачи на других концах улицы. Алпатыч с кучером трясущимися руками расправлял запутавшиеся вожжи и постромки лошадей под навесом.

Когда Алпатыч выезжал из ворот, он увидал, как в отпертой лавке Ферапонтова человек десять солдат с громким говором насыпали мешки и ранцы пшеничной мукой и подсолнухами. В то же время, возвращаясь с улицы в лавку, вошел Ферапонтов. Увидав солдат, он хотел крикнуть что-то, но вдруг остановился и, схватившись за волоса, захохотал рыдающим хохотом.

— Тащи всё, ребята! Не доставайся дьяволам! — закричал он, сам хватая мешки и выкидывая их на улицу. Некоторые солдаты, испугавшись, выбежали, некоторые продолжали насыпать. Увидав Алпатыча, Ферапонтов обратился к нему.

— Решилась! Расея! — крикнул он. — Алпатыч! решилась! Сам запалю. Решилась... — Ферапонтов побежал на двор.

По улице, запружая её всю, непрерывно шли солдаты, так что Алпатыч не мог проехать и должен был дожидаться. Хозяйка Ферапонтова с детьми сидела так же на телеге, ожидая того, чтобы можно было выехать.

Была уже совсем ночь. На небе были звёзды и светился изредка застилаемый дымом молодой месяц. На спуске к Днепру повозки Алпатыча и хозяйки, медленно двигавшиеся в рядах солдат и других экипажей, должны были остановиться,. Недалеко от перекрёстка, у которого остановились повозки, в переулке, горели дом и лавки. Пожар уже догорал. Пламя то замирало и терялось в чёрном дыме, то вдруг вспыхивало ярко, до странности отчетливо освещая лица столпившихся людей, стоявших на перекрёстке.

Л. Н. Толстой «Война и мир»

Пояснение.

Такая по­дроб­ность на­зы­ва­ет­ся деталью. Дадим определение.

Выразительная подробность, не­су­щая в ху­до­же­ствен­ном тек­сте важ­ную смыс­ло­вую нагрузку, на­зы­ва­ет­ся деталью.

Ответ: деталь.

Ответ: деталь|художественнаядеталь

Часть 1 - анализ художественного текста (фрагмент эпического или драматического произведения). Анализ текста эпического (или драматического) произведения имеет следующую структуру: 7 заданий с кратким ответом (В), требующих написания слóва или сочетания слов, и 2 задания с развёрнутым ответом (С1 – С2), требующие написания ответа в объеме 5 – 10 предложений (С1 - развернутое рассуждение о роли и месте данного фрагмента в произведении, тематике и проблематике фрагмента, С2 требует включения анализируемого материала в литературный контекст и написания развернутого рассуждения о связи проблематики данного фрагмента с произведениями других отечественных писателей-классиков).

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и

выполните задания B1 – B7; C1 – С2.

Проснувшись поутру довольно поздно, я увидел, что буря утихла. Солнце сияло. Снег лежал ослепительной пеленою на необозримой степи. Лошади были запряжены. Я расплатился с хозяином, который взял с нас такую умеренную плату, что даже Савельич с ним не заспорил и не стал торговаться по своему обыкновению, и вчерашние подозрения изгладились совершенно из головы его. Я позвал вожатого, благодарил за оказанную помочь и велел Савельичу дать ему полтину на водку. Савельич нахмурился. "Полтину на водку! – сказал он, – за что это? За то, что ты же изволил подвезти его к постоялому двору? Воля твоя, сударь: нет у нас лишних полтин. Всякому давать на водку, так самому скоро придется голодать". Я не мог спорить с Савельичем. Деньги, по моему обещанию, находились в полном его распоряжении. Мне было досадно однако ж, что не мог отблагодарить человека, выручившего меня, если не из беды, то по крайней мере из очень неприятного положения. «Хорошо – сказал я хладнокровно; – если не хочешь дать полтину, то вынь ему что-нибудь из моего платья. Он одет слишком легко. Дай ему мой заячий тулуп».

Помилуй, батюшка Петр Андреич! – сказал Савельич. – Зачем ему твой заячий тулуп? Он его пропьет, собака, в первом кабаке.

Это, старинушка, уж не твоя печаль, – сказал мой бродяга, – пропью ли я или нет. Его благородие мне жалует шубу со своего плеча: его на то барская воля, а твое холопье дело не спорить и слушаться.

Бога ты не боишься, разбойник! – отвечал ему Савельич сердитым голосом. – Ты видишь, что дитя еще не смыслит, а ты и рад его обобрать, простоты его ради. Зачем тебе барский тулупчик? Ты и не напялишь его на свои окаянные плечища.

Прошу не умничать, – сказал я своему дядьке; – сейчас неси сюда тулуп.

Господи владыко! – простонал мой Савельич. – Заячий тулуп почти новешенький! и добро бы кому, а то пьянице оголелому!

Однако заячий тулуп явился. Мужичок тут же стал его примеривать. В самом деле тулуп, из которого успел и я вырасти, был немножко для него узок. Однако он кое-как умудрился, и надел его, распоров по швам. Савельич чуть не завыл, услышав, как нитки затрещали. Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он проводил меня до кибитки и сказал с низким поклоном: "Спасибо, ваше благородие! Награди вас господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей". – Он пошел в свою сторону, а я отправился далее, не обращая внимания на досаду Савельича, и скоро позабыл о вчерашней вьюге, о своем вожатом и о заячьем тулупе.

(А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)

B1

Укажите название главы, из которой взят фрагмент пушкинского романа.

Ответ: _____Вожатый ______________ .

B2

Кто указал Гриневу путь в буране? (Назовите фамилию персонажа.)

Ответ: __Пугачев _________________ .

B3

Назовите литературное направление, расцвет которого пришелся на 2-ю половину ХIХ века и к которому относят позднее творчество А.С. Пушкина.

Ответ: _____реализм______________ .

B4

Фрагмент открывает описание зимнего утра. Как называется подобный вид описания в художественном произведении?

Ответ: ______пейзаж _____________ .

B5

Каким термином обозначают выразительную подробность, играющую в произведении важную роль и наполненную особым смыслом (например, заячий тулуп, подаренный Гриневым незнакомцу)?

Ответ: ___ деталь ________________ .

B6

Значительное место в эпизоде занимает разговор героев между собой. Как называется данная форма общения персонажей в художественном произведении?

Ответ: ______диалог _____________ .

B7

Речь незнакомца характеризуется мнимым простодушием. Как называется скрытая насмешка в речи персонажа?

Ответ: ______ирония _____________ .

C1

Какая тема, важная для всего произведения, получает свое развитие в данном эпизоде «Капитанской дочки»?

C2

Что сближает с романом «Капитанская дочка» другие произведения отечественной классики, посвященные крупным событиям русской истории? (При сопоставлении укажите произведения и авторов.)

Часть 2 - анализ лирического произведения (5 заданий с кратким ответом (В) и 2 задания с развернутым ответом (С3 – С4) в объеме 5 – 10 предложений: С3 - развернутое рассуждение о содержательной основе стихотворения (сюжет, тематика, образы), об особенностях образно-эмоционального воздействия поэтического текста, задание С4 требует включения анализируемого материала в литературный контекст и написания развернутого рассуждения о проблемно-тематических связях данного стихотворения с произведениями других отечественных писателей-классиков).

Часть 2

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и

выполните задания B8 – B12; C3 – С4.

ПИСЬМО МАТЕРИ

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке

Часто видится одно и то ж:

Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом

Я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете

Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечталось,

Не волнуй того, что не сбылось, –

Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи. Не надо!

К старому возврата больше нет.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Не ходи так часто на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

(С.А. Есенин, 1924)

B8

Искренний, доверительный тон обращения лирического героя к матери подчеркивается использованием слов, выходящих за пределы литературной нормы («саданул», «шибко», «воротился»). Как называются такие слова?

Ответ:___просторечия ________________.

B9

Как называется средство художественной выразительности, заключающееся в нарушении прямого порядка слов в предложении («Слишком раннюю утрату и усталость// Испытать мне в жизни привелось»)?

Ответ:____инверсия _______________.

B10

Какое художественное средство, заключающееся в повторении начальных частей строк, использовано для усиления эмоциональной выразительности стихотворения:

Не буди , как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечталось…

Не грусти так шибко обо мне.

Не ходи так часто на дорогу… ?

Ответ: ____анафора _______________ .

B11

Какой вид тропа, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их сходству, использует автор в строке стихотворения: «Ты одна мне несказанный свет»?

Ответ: ____метафора _______________ .

B12

Как называется художественно значимая подробность, играющая важную роль в воплощении авторского замысла («в старомодном ветхом шушуне»)?

Ответ: ___деталь _______________ .

C3

В каких образах стихотворения «Письмо матери» воплощено представление лирического героя о «малой родине»?

C4

Какие стихотворения русских поэтов обращены к близкому человеку и какие мотивы сближают их со стихотворением «Письмо матери»?

Таким образом, при выполнении заданий 1 и 2 частей экзаменационной работы обеспечивается «ступенчатая» схема разбора как фрагмента, так и стихотворения (от проблематики эпизода и авторской идеи произведения – к средствам их воплощения и далее – к определению места данного автора в литературном процессе, установлению связей произведения с другими литературными произведениями, сходными по проблематике и художественным решениям).

В заключительной части работы экзаменуемый выполняет наиболее объемное задание, предполагающее создание полноформатного связного высказывания на литературную тему, сформулированную в виде проблемного вопроса (одного из трех предложенных по выбору: С5.1-С5.3).

Часть 3

Выберите только ОДНО из предложенных ниже заданий

(С5.1, С5.2, С5.3). Дайте полный развернутый ответ на проблемный

вопрос (в объеме не менее 200 слов), привлекая необходимые

теоретико-литературные знания, опираясь на литературные

собственное видение проблемы. В бланке ответов запишите номер

выбранного вами задания.

C5.1

C5.2

Что сближает и что разобщает Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова? (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».)

C5.3

Как вы понимаете смысл названия поэмы В.В. Маяковского «Облако в штанах»?

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7; С1, С2.

Жена Прокофия умерла вечером того же дня. Недоношенного ребёнка, сжалившись, взяла бабка, Прокофьева мать.

Его обложили пареными отрубями, поили кобыльим молоком и через месяц, убедившись в том, что смуглый турковатый мальчонок выживет, понесли в церковь, окрестили. Назвали по деду Пантелеем. Прокофий вернулся с каторги через двенадцать лет. Подстриженная рыжая с проседью борода и обычная русская одежда делала его чужим, непохожим на казака. Он взял сына и стал не хозяйство.

Пантелей рос исчерна-смуглым, бедовым. Схож был на мать лицом и подбористой фигурой.

Женил его Прокофий на казачке — дочери соседа.

С тех пор и пошла турецкая кровь скрещиваться с казачьей. Отсюда и повелись в хуторе горбоносые, диковато-красивые казаки Мелеховы, а по-уличному — Турки.

Похоронив отца, въелся Пантелей в хозяйство: заново покрыл дом, прирезал к усадьбе с полдесятины гулевой земли, выстроил новые сараи и амбар под жестью. Кровельщик по хозяйскому заказу вырезал из обрезков пару жестяных петухов, укрепил их на крыше амбара. Веселили они мелеховский баз беспечным своим видом, придавая и ему вид самодовольный и зажиточный.

Под уклон сползавших годков закряжистел Пантелей Прокофьевич: раздался в ширину, чуть ссутулился, но всё же выглядел стриком складным. Был сух в кости, хром (в молодости на императорском смотру на скачках сломал левую ногу), носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нём вороной масти борода и волосы, в гневе доходил до беспамятства и, как видно, этим раньше времени состарил свою когда-то красивую, а теперь сплошь опутанную паутиной морщин, дородную жену.

Старший, уже женатый сын его, Петро, напоминал мать: небольшой, курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый; а младший, Григорий, в отца попёр: на полголовы выше Петра, хоть на шесть лет моложе, такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсинённые миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое.

Дуняшка — отцова слабость — длиннорукий, большеглазый подросток, да Петрова жена Дарья с малым дитём — вот и вся мелеховская семья.

М. А. Шолохов «Тихий Дон»

При выполнении заданий В1-В2 ответ необходимо дать в виде слова, или сочетания слов, или последовательности цифр.

В1. Укажите литературное направление, главным принципом которого является объективное изображение жизни и в русле которого развивалось творчество М. А. Шолохова.

В2. Назовите жанр, к которому принадлежит шолоховский «Тихий Дон».

В3. В предложенном фрагменте значительное место занимает описание внешности Пантелея Прокофьевича и его детей. Как называется такое средство характеристики персонажей?

В4. Каким термином обозначается выразительная подробность, имеющая важное смысловое наполнение (например, жестяные петухи на крыше мелеховского амбара)?

В5. Установите соответствие между тремя персонажами «Тихого Дона» и их характеристикой. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ

А) пан Листницкий
Б) Михали Кошевой
В) Степан Астахов

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) муж Аксиньи
2) большевик-агитатор
3) убийца Петра Мелехова
4) хозяин имения Ягодное

В6. Назовите имя упомянутого в данном фрагменте персонажа, который является главным героем «Тихого Дона».

В7. Как называется намеренное нарушение привычного порядка слов в фразе: «Веселили они мелеховский баз беспечным своим видом, придавая и ему вид самодовольный и зажиточный»?

Для выполнения задания С1-С2 дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений.

С1. Чем внутренне выделяются Мелеховы в казачьей среде?

С2. В каких произведениях русской классики звучит «мысль семейная» и в чём эти произведения созвучны шолоховскому «Тихому Дону»?

Часть 2

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания В8-В12; С3-С4.

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во все вселенной.

Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила
И зелень мёртвую ветвей
И корни ядом напоила.

Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.

К нему и птица не летит,
И тигр нейдёт — лишь вихорь чёрный
На древо смерти набежит
И мчится прочь, уже тлетворный.

И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.

Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом:
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.

Принёс он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;

Принёс — и ослабел и лёг
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.

А князь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.

А. С. Пушкин, 1828

При выполнении заданий В8-В12 ответ необходимо дать в виде слова, или сочетания слов, или последовательности цифр.

В8. В начале стихотворения даётся описание пустыни. Как называется подобное описание в художественном произведении?

В9. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных автором в ПЕРВОЙ строфе стихотворения (укажите их номера в любой последовательности).

1) инверсия
2) гипербола
3) метафора
4) сравнение
5) анафора

В10. Как называется образное определение, служащее средством художественной выразительности («вихорь чёрный», «песок горючий» и т. п.)?

В11. Укажите название стилистического приёма, придающего стиху особую звуковую выразительность: «И тот послушно в путь потек».

В12. Укажите размер, которым написано стихотворение А. С. Пушкина «Анчар» (ответ дайте в именительном падеже без указания количества стоп).

Для выполнения задания С3-С4 дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений.

С3. Как в пушкинском стихотворении соотносятся два содержательных пласта — описание анчара и рассказ о гибели раба?

С4. В каких произведениях отечественной лирики мир природы сравнивается с миром человеческих взаимоотношений и в чём эти произведения можно сопоставить с пушкинским «Анчаром»?

Часть 3

Для выполнения заданий части 3 выберите только ОДНО из предложенных ниже заданий (С5.1, С5.2, С5.3). Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 400 слов), опираясь на конкретный литературный материал и позицию автора произведения вне зависимости от того, насколько она совпадает с высказанными вами в работе собственными выводами и наблюдениями.

С5.1. Как в изображении народа проявляется неоднозначность авторской позиции? (По поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души».)

С5.2. Какую роль играет образ Кулигина в пьесе? (По драме А. Н. Островского «Гроза».)

С5.3. В чём своеобразие звучания темы поэта и поэзии в лирике Б. Л. Пастернака?