Произведение поднятая целина. Cочинение «Художественный анализ

Со времени создания М. Шолоховым «Поднятой целины» написано много произведений, посвященных теме коллективизации, но такой полной и рельефной картины деревенской жизни, насыщенной драматическими событиями, нет ни в одном из них.

В «Поднятой целине» глубоко и правдиво отражена эпоха революционных преобразований в деревне: сложные процессы формирования новых социальных отношений, величие подвига коммунистов-вожаков, отдавших свою жизнь во имя счастья трудового народа.

«Поднятая целина» - это исторически достоверное, всестороннее и пока еще никем не превзойденное повествование о том времени, когда только начиналась история социалистической деревни, когда, несмотря на отчаянное сопротивление кулачества, новое устойчиво входило в быт каждого села, каждого хутора.

В. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Поднятая целина роман. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) И. Ленин неоднократно указывал, что русский крестьянин может вырваться из нищеты и отсталости только путем организации коллективных хозяйств. Мысль о новых формах хозяйствования зрела и среди самого крестьянства. Потому-то приезд Давыдова и его агитация за организацию колхоза в Гремячем Логе встретили полное одобрение беднейшего крестьянства. Вслед за собранием бедноты писатель изображает общее собрание, на котором уже нет такого единодушия. Только шестьдесят семь домохозяев вступили в колхоз, а сто пятьдесят решили посмотреть, что из этого получится. Люди по-разному относятся к колхозу, в зависимости от их места и роли в жизни хутора.

С присущим ему историческим оптимизмом Шолохов нарисовал сложный и глубоко противоречивый процесс приобщения крестьянина к коллективной форме ведения хозяйства.

Уже в конце первой книги развертывается картина социалистического соревнования как свидетельство начала перестройки самого человека, формирования у него новых нравственных качеств, прежде всего социалистического отношения к труду.

Но Шолохов глубоко раскрыл и силу косной традиции, силу привычки, которые мешают не только развитию более прогрессивной формы хозяйства, но и рождению новых качеств человеческой личности. Показывая трудности реального исторического процесса, Шолохов рисует своих героев со всеми исторически сложившимися достоинствами и недостатками. Даже лучшие из них нелегко отрываются от давно установившихся бытовых форм. Кондрат Майданников добровольно идет в колхоз, но и ему нелегко дается отказ от старого, и он нелегко расстается со своей «хворобой». Это не единственный пример. Даже Любишкина, бедняка, у которого не было «ни кола, ни двора», захлестнула мелкособственническая стихия во время массового убоя скота. Однако очень важно учитывать, что и у Майданникова и у Любишкина их мелкособственнические чувства вызывают недовольство собой, тяжелые переживания. В этом нельзя не усмотреть благодатную почву для избавления от собственнических пережитков.

В стремлении показать подлинную сложность жизни, в изображении различных и подчас противоречивых чувств, проявляющихся в человеческом характере, не нарушая его целостности, сказалась замечательная художественная смелость писателя, уверенного в том, что народ успешнее преодолеет все трудности и противоречия, когда он будет знать о них полную правду. Колебания и сомнения крестьянства - явление историческое, закономерное, определяемое условиями его существования. Но так же закономерно и преодоление этих колебаний и сомнений в новых условиях, созданных революцией.

Таким образом, Шолохов показывает не только различного рода внешние драматические столкновения в деревне, но и процесс изменения психологии крестьянства. Развиваются события - меняется и народ, на собственном опыте постигая сущность новой жизни. Это особенно отчетливо проявляется в массовых сценах, которых немало в романе. Рассматривая их одну за другой, начиная с собрания бедноты и первого общего хуторского собрания до начала социалистического соревнования в бригаде Любишкина, приходишь к выводу, что в массовых сценах Шолохов стремился к предельно реалистическому изображению процесса становления новой психологии крестьянства.

    «Поднятая целина» М. А. Шолохова - роман, вос­производящий подлинные исторические факты. Он дает наглядное представление о судьбе русского кре­стьянства в 30-е годы двадцатого столетия. Деревня того времени - это прежде всего частная собствен­ность и...

    Семен Давыдов, бывший моряк и слесарь путиловского завода, приезжает в хутор Гремячий Лог для организации колхоза. Задача перед ним стоит непростая, ведь казаки издавна считали себя привилегированным сословием, покорность им вовсе не свойственна, как,...

    Создание романа Шолохова “Поднятая целина” приходится на 30-е годы - годы коллективизации. Это отклик на события, происходящие в стране. “Социалистические преобразования” в деревне - это основное содержание романа Шолохова. Повальная коллективизация,...

    Роман “Поднятая целина” - это произведение о становлении колхозного строя в деревне. В 1932 году Шолохов закончил первую книгу романа а в 1959-м - вторую книгу. В этой книге рассказывается о донском казачестве. Писателя интересуют истинные судьбы народных...

«ПОДНЯТАЯ ЦЕЛИНА»: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

В самый разгар работы над третьим томом «Тихого Дона» к Шолохову стали обращаться с просьбами написать книгу о современности. Луговой, бывший в то время секретарем Вешенского райкома партии, вспоминал: «Я советовал ему прервать свою работу над третьей книгой «Тихого Дона» и написать книгу о наших днях, книгу о коллективизации, книгу о текущей жизни, которая всколыхнула всю страну, весь мир… Разговор с Шолоховым о создании книги про колхозную жизнь, видимо, вел не только я, но и другие товарищи».

Просьбы друзей и знакомых нашли отклик в творческих устремлениях Шолохова, и приблизительно с конца 1930 года он приступил к созданию романа о коллективизации.

Основная работа шла в 1931-1932 годах. Если учесть, что тогда же, в конце 1931 года, писатель заканчивает недописанную третью книгу «Тихого Дона», станет ясным, с каким напряжением трудился Шолохов. До утра просиживал он за письменным столом, при свете керосиновой лампы создавая летопись «о времени и о себе».

Жил писатель в постоянном общении с людьми, совершая длительные поездки по станциям и хуторам. Тот же Луговой вспоминает: «Как-то весной мы с Шолоховым поехали по колхозам района. Ездили долго… Мы посетили Чукаринский сельский совет, Грушенский совет... Боковский, Малаховский и другие советы…

В разгар сева яровых 1931 года мы с Шолоховым поехали по колхозам района. Вначале побывали в Варваринском колхозе, затем в Верхне-Чирском. После этого решили заглянуть в колхозы соседнего Верхне-Донского района. Мы побывали в Мигулинской, Казанской и Шумилинской станицах…»

Как видим, Шолохов имел огромные возможности для сбора правдивых, достоверных сведений о коллективизации. Он черпал информацию из первых уст. Недостатка в типах, материалах у него не было.

Первая книга романа была завершена довольно быстро и сразу же опубликована (в 1932 году).
Первоначально роман назывался «С потом и кровью». Это название, по мнению писателя, более точно передавало трагедию «великого перелома».

И действительно, произведение насыщено драматическими коллизиями, нередко приближающимися к фронтовой обстановке.

Как же появилось название «Поднятая целина»? Однажды Шолохов получил из журнала «Новый мир», где роман печатался по главам, телеграмму с просьбой изменить заглавие. Он не стал настаивать на сохранении прежнего названия. Обратился за помощью в райком партии. Было выдвинуто несколько вариантов. В том числе «Поднятая целина». Эти два слова были взяты из текста книги. Название «Поднятая целина» устроило редакцию «Нового мира»…

Успех первой книги был ошеломляющим. Говоря современным языком, роман сразу же стал бестселлером. Он рассылался в местные организации наряду с партийными директивами и указаниями.

В рецензии, опубликованной в «Правде», о книге говорилось следующее: «Роман Шолохова может послужить своеобразным учебником о деревне. Читайте эту книгу в момент хлебозаготовок, во время сева, в момент уборки, она будет пособием, как успешнее решить задачу».

Сразу после написания первой книги романа Шолохов приступил к созданию второй. Однако продолжение «Поднятой целины» давалось с трудом, материал сопротивлялся, писатель не мог найти нужную художественную форму, в которую следовало облечь свои впечатления о происходящем. Причина мук заключалась в необходимости сказать правду о коллективизации, не вступая в конфликт с господствующей точкой зрения на описываемые события. Разрешения возникшего противоречия Шолохов пытается добиться от самого Сталина. С возмущением пишет он вождю о зверствах, совершаемых в ходе коллективизации: «В полночь вызывали, угрожая пытками, а потом применяли пытки: между пальцев клали карандаш и ломали суставы, а затем надевали на шею веревочную петлю и вели к проруби в Дону топить». Уполномоченный подвешивал колхозниц за шею к потолку, продолжал допрашивать полузадушенных, потом на ремне вел к реке, избивал по дороге ногами, ставил на льду на колени и продолжал допрос. Исключение из партии, арест и голод грозили всякому коммунисту, который не проявлял достаточной «активности». Окончание письма почти ультимативное: «Решил, что лучше написать Вам, нежели на таком материале создавать последнюю книгу «Поднятой целины». С приветом М.Шолохов».

Это не единственное письмо, отправленное в тридцатые годы Сталину. «Вождь» реагировал на них по-разному. Вначале пытался «успокоить» Шолохова, даже, опасаясь его самоубийства, распорядился выпустить на свободу арестованных в 1937 году как «врагов народа» друзей писателя, наконец, в раздражении заявил, что если Шолохов не поумнеет, то партия подыщет для «Тихого Дона» другого автора.

В складывающейся ситуации Шолохов почти не мог работать, все чаще искал успокоения в спиртном. В итоге продолжение «Поднятой целины» так и не увидело света в тридцатые годы. Только после смерти Сталина, в 1954 году, начала печататься вторая книга. А в 1960 году обе части «Поднятой целины» вышли под одной обложкой…

На чьей стороне Шолохов? Еще недавно такая постановка вопроса вызвала бы серьезное недоумение и даже возмущение со стороны критиков и читателей. Как, на чьей стороне? Понятно, что на стороне «любушки Давыдова», «пробуждающего в сердце читателя волнующее ощущение нравственного совершенства» А.Разметнова, «путаника, но ведь страшно своего же» М.Нагульнова… Но времена меняются, и уже высказывается мнение о возможности двойственного прочтения произведения. Критики утверждают, что, конечно, Шолохов симпатизировал героям-коммунистам, но ведь и симпатии Л.Толстого тоже были на стороне Каренина, и тем не менее…

Однако давайте послушаем самого Шолохова.

Разговаривая с сыном о культе личности, писатель высказал несколько интересных суждений, проливающих свет на его истинное отношение к героям «Поднятой целины»: «Почему мне вопрос о культе личности представляется наивным? Да вдумайтесь сами: а что же еще у нас могло после революции получиться? Вот, скажем: «Вся власть Советам». А кого в Советы? Кто конкретно и над кем должен властвовать? С какой целью? Думаешь, кто-то знал ответ? «Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов» – вот и все. Но это, милый мой, на плакатах хорошо. На стенку вешать да на митинги таскать. А ты с этим в хутор приди, к живым людям. Рабочие там, понятно, не водились. Крестьяне? Крестьяне – пожалуйста, сколько хочешь, все – крестьяне. Кто же будет от них депутатом? Если их самих спросить? Да уж, конечно, не дед Щукарь. И не Макар с Разметновым, которые и семьи-то собственной сложить не могут, в собственных куренях порядка не наведут. И в хозяйстве они ни черта не смыслят, потому как и не имели его никогда. Казаки им так и скажут: вы, мол, братцы, двум свиньям жрать не разделите, потому что больше одной у вас сроду и не бывало, какие же вы для нас советчики? А яковов лукичей да титков – нельзя. Советы и создавались, чтобы их как класс… Вот и оказались самыми подходящими – «солдатские». Кто с оружием в руках завоевал эту власть, тому и властвовать. А они что же… Языками, шашками махать – это да. Агитаторы и рубаки, как правило, неплохие. И вообще, может быть, «хорошие ребята», как у Ивана Дзержинского в опере поется. Но чтобы жизнь по-новому переделать, мало быть хорошими ребятами. Строить, хозяйство налаживать… Да если кто-то из них и умел кое-что, так… Война, брат, другому учит. И вот расселись эти герои революции по руководящим креслам. И в первую же минуту у каждого из них в голове: а что же делать-то? Знаний-то фактически никаких. Только и оставили войны умение одно – получать приказы да отдавать».

Таким образом, взгляд писателя на революцию и советскую действительность далеко не однозначен, как неоднозначно и его отношение к своим героям. С одной стороны, Шолохову была близка социалистическая идея, проводниками которой являются персонажи-коммунисты, с другой стороны, он прекрасно видел всю интеллектуальную ограниченность и нравственные изъяны ее носителей.

Сюжетной основой «Поднятой целины» стал исторический процесс, имеющий выдающееся значение в жизни многих людей. Роман повествует о народе, мучительно переживающем коллективизацию. Это история искоренения собственнической идеологии у крестьян, формирования обновленной деревни.

События романа разворачиваются в донском хуторе, жители которого создают колхоз. В хуторе вершатся дела, общие для всей России: собрания бедняков, раскулачивание, объединение крестьянской собственности. Автор стремится правдиво и убедительно воссоздать картину действий. Зачастую в тексте произведения возникают точные даты. Подобная конкретность позволила писателю подчеркнуть масштабность происходящего.

Характеры героев произведения разнообразны. Хуторские лидеры осознанно посвятили свои судьбы развитию социалистических отношений. Беднякам колхоз подарил шанс примкнуть к новой жизни. Однако под влиянием кулаков многие заняли непримиримую позицию. Жители хутора разделяются на две противоборствующие стороны. Социальный конфликт этих сторон, положенный в основу сюжета, заканчивается уничтожением кулачества и полной победой коллективного хозяйствования.

Тем не менее прочтение романа рождает пессимистичные ощущения. Обстановка на хуторе далека от нормальной. Один за другим гибнут люди, причем их смерть вызвана не трагическими случайностями, а происходящими переменами. Казачество под гнетом партийных директив стало утрачивать вековое вольнолюбие, широту характера, горделивую натуру. Деревня напряжена до предела. Писатель сравнивает хуторскую жизнь с норовистым конем, которому предстоит преодолеть сложное препятствие.

Автором показаны различные моменты жизни героев, позволяющие проследить за всеми этапами крестьянского труда: пахота, покос и т.д. Судьбу каждого персонажа невозможно рассматривать отдельно от исторического сюжета. Представленная в произведении действительность жестко манипулирует людьми, увлекает их в водоворот событий, ломает и крушит их души и жизни.

Первоначальная идея улучшения жизни земледельца посредством изъятия у него нажитого добра враждебна человеческой природе. Повинуясь правде, писатель отказывается от изображения победного благополучия в гремяченском колхозе. Финал романа не убеждает в том, что оправдались ожидания хлеборобов. Крестьянский мир сравнивается с невозделанной целиной, скрывающей могучие резервы.

Анализ 2

Михаил Шолохов - всемирно известный советский писатель, гений которого был по достоинству оценён ещё при жизни. Его произведения носили общеисторический характер, в которых на фоне грандиозных социальных изменений в стране развивались события жизни простых людей, их мысли и чувства, открывалось мировоззрение противоборствующих сторон конфликта.

Не исключением стал и роман ”Поднятая целина”, практически фотографично изобразивший жизнь деревенских казаков в период расцвета коллективизации на Дону, ужас устанавливаемого социалистического строя, и личную трагедию каждого героя в отдельности.

У романа достаточно необычная судьба. Само написание произведения никак не входило в планы писателя, в это время Шолохов плодотворно работал над третьим томом ”Тихого Дона”. Однако настойчивые ”просьбы” товарищей по партии вынудили писателя приступить к работе над романом. Не бросая предыдущего творения, писатель одновременно работал сразу над двумя произведениями. И в 1932 году I-ая часть произведения вышла на суд читателей. Что примечательно, название романа изначально было другим, ”С потом и кровью”. Но редакция журнала ”Новый мир”, где впервые напечатался роман, изменила название, невзирая на явное недовольство и всяческое сопротивление автора.

Появившаяся I-ая часть была воспринята читателями, как полноценное произведение. Оно принесло Шолохову большую популярность в народе. Только в 1959 году была напечатана II-ая часть романа, а в 1960 обе части вышли в единой обложке. Огромный успех ”Поднятой целины” объяснялся тем, что Шолохов, являясь непосредственным участником околхоживания простых донских казаков и зная все ужасы коллективизации не понаслышке, очень правдоподобно и исторически достоверно описал человеческие трагедии на фоне колоссальных социалистических изменений в стране.

События, описанные в романе, происходят в период устроения колхоза в казачьем селе Гремячий Лог. Процесс коллективизации является основным лейтмотивом ”Поднятой целины”, на который, как бусины на нить, нанизываются судьбы главных героев.

Многогеройность является своеобразным литературным приёмом автора в романе, возможность показать массовый характер происходящего. В ”Поднятой целине” все герои являются творцами новой жизни и по сути равноправны между собой.

И всё же, наряду с другими, можно выделить несколько значимых персонажей - Семён Давыдов, Макар Нагульнов и Андрей Размётнов - правящая политическая верхушка, целью которых является построение колхоза. По сути своей, это честные и порядочные люди, самозабвенно верящие в светлое будущее, всей душой преданные делу революции. Их оппонентом, сторонником старого режима, является белогвардеец Александр Половцев, известный своей безжалостностью и кровопролитной жестокостью.

Описывая череду событий в произведении, Шолохов с большим трагизмом и болью рисует картины быта, овеянные диким ужасом и болью. При этом, стремясь показать коммунистов с положительной стороны, он выражает собственное неодобрение их нечеловеческим поступкам. Да и сами герои понимают весь кошмар происходящего, но что-либо изменить не в силах.

Весь роман пронизан конфликтом между двумя противоборствующими силами. Внешняя сторона сложилась в результате появившегося социалистического устроения государства и проявилась в борьбе с политическим руководством. Внутренняя сторона базируется на особенных, душевных свойствах человека и его психологических особенностях.

Возможно, желая скрасить мрачное ощущение от сложившегося положения, Шолохов вводит в роман особенного персонажа. Это дед Щукарь, имя которого впоследствии стало нарицательным. Шутки и прибаутки старика, обрамляющие всю ”Поднятую целину”, помогают простым людям пережить общечеловеческую трагедию, ещё раз подтверждая, что жизнь торжествует не смотря ни на что. Так смех встаёт наравне с трагедией.

Большое значение имеют зарисовки массовых действий в романе, помогающие лучше прочувствовать масштаб надвигающейся катастрофы. На них построена вся сюжетная линия произведения. Это помогает читателю глубже вникнуть в происходящее, осознать, что никому не удалось пройти мимо колхозной трагедии.

В целом, ”Поднятая целина” достаточно спорное произведение, в котором Шолохов поднимает глубинные проблемы коллективизации, в чём-то осуждает их, но при этом считает данные меры имеющими право на существование. Перед глазами читателя встают невообразимые по человеческим меркам поступки, достижение цели ”с кровью и потом” и безвыходность сложившихся обстоятельств. Вникая в суть написанного, читатель не может остаться в стороне и не сопереживать героям. В умах возникает вопрос, неужели общественное жизнеустройство важнее личного? Разве каждая отдельная жизнь не имеет никакого значения в масштабах страны?

”Поднятая целина”, по мнению критиков, стала лучшим произведением, достоверно изобразившим сложные времена коллективизации на Дону. Однако, как утверждал сам автор, происходящее в жизни было гораздо страшнее, чем на страницах книги, но существовавшее в стране положение вещей не позволяло полностью показать изнанку построения деревенского светлого будущего.

Вариант 3

Шолохов написал огромное количество разных произведений. Среди них бывают и знаменитые и популярные, которые изучаются в школе. Например, роман «Поднятая целина» автор писал вместе с другим популярным романом «Тихий Дон». Неожиданно ему прибыл заказ, который он должен очень быстро и срочно выполнить. Самое главное ему нужно было написать про социалистическую перестройку, которая происходит в деревне. Каждое его произведение было оценено по достоинству еще в те годы, когда автор был жив. Кроме этого здесь имеется огромное количество истории, а также затрагивалась жизнь обычных людей, их мысли и чувства.

Вот и произведение «Поднятая целина» рассказывает жизнь обычных казаков. У каждого из героев имеется своя судьба, которая будет рассказана здесь. Конечно, без трагедий жизнь не бывает, вот и в их жизни происходит то же самое.

Сам роман написан не в очень простой форме. Ведь автор раньше никогда даже не задумывался о том, чтобы начать писать это произведение и у него были совсем другие планы. Ему нужно было начать писать третий том романа «Тихий Дон». Но друзья, которые находились в партии постоянно говорили о том, чтобы он начал писать новое и интересное произведение. Немного позже произведение было дописано и перед тем как он отдаст его в печать, нужно было показать партии, чтобы они оценили и если это требуется, дополнили произведение. Сначала автор назвал произведение по-другому, и называлось оно «С потом и кровью». И только в редакции решили поменять название и об этом не уведомили автора.

Произведение очень даже понравилось читателям и начало передаваться от одного читателя другому. А в это время в редакцию стало поступать огромное количество писем, в котором читатели благодарили автору за написанное произведение и просили, чтобы он создал еще несколько произведений.

Здесь описывается весь быт, который ведут обычные люди и как им тяжело и сложно бывает порой выживать в таких условиях. Кроме этого автору хотелось показать коммунистов совсем с другой стороны, а если быть точным, то это положительная сторона. Люди прекрасно понимают о том, что происходит в жизни, но ничего сделать не могут. А вот Александр является белогвардейцем, которому больше всего на свете нравится жить по старым традициям и законам и очень сильно боится чего-то нового.

А для того чтобы хотя бы немного скрасить и скрыть весь трагизм этого произведения появляется еще один герой Щукарь. Он не может жить без прибауток и шуток, которых знает очень много. И на каждое событие у него имеется либо шутка, либо прибаутка. И это помогает пережить большое количество разных трагических ситуаций. Иногда смех встает рядом с трагедией и побеждает.

Перед глазами неожиданно встают по нечеловеческим меркам поступки, которые совершают настоящие герои. Они достигают своей цели, но при этом проливают кровь и пот.

Анализ 4

Роман представляет собойвозможно пропагандистское произведение, защищающее и оправдывающее политику советской власти в деревне, написанное, однако, талантливым автором.

В соответствии с тогдашними идеологическими представлениями в проблемах надо было видеть происки врагов. Шолохов, следуя им, вводит в роман скрытого противника существующего строя бывшего есаула Половцева. Вместе с ним автор показал и идейных врагов новой политики власти таких как крепкий хозяин Яков Островнов, который также начинает бороться против коллективизации.

Писатель прекрасно понимал, что простая агитка, составленная в черно-белом свете, игнорирующая неудобные» вопросы, никогда не получит популярности у читателей и не окажет заказчику (власти) поддержки в оправдании сельскохозяйственной политики. Исходя из этого, Шолохов сам демонстрирует в своем произведении неоднозначные ситуации, возникавшие в ходе колхозного строительства. В частности, он показывает, как в списке подлежавших раскулачиванию попал и бывший красный партизан, ставший впоследствии крепким хозяином, благодаря своему труду, Тит Бородин.

Однако писатель, все же смягчает ситуацию, изображая колебания одного из создателей колхоза, секретаря партячейки Макара Нагульнова при определении судьбы того же Бородина.

Кроме того, Шолохов показывает, что не только кулаки, но середняки и часть бедняков выступают против коллективизации. Однако здесь писатель использует неоднократно применяемый им прием: враги советской власти первыми переходят кровавым методам для достижения своих целей. Одним из таковых актов насилия становится коллективное убийство недостаточно последовательного противника колхозов бедняка Никиты Хопрова. Следовательно, читателю предлагается самостоятельно сделать вывод, что террор власти против ее противников – это вынужденная мера.

Следует при этом отметить, что автор не сосредоточился только на политических сюжетах, борьбе новой власти с врагами. В произведении присутствует и романтический элемент: любовь Вари к «двадцатипятитысячнику», рабочему присланному проводить коллективизацию Давыдову и интрига, связанная с романом его же и Лушки.

Роман «Анна Каренина» Л.Н.Толстого был написан в 1873 – 1877 годы. Это философское произведение, наталкивающее на размышления о жизни, любви, веры и т.д.

  • Шенграбенское сражение в романе Война и мир Толстого

    Одним из ярких эпизодов в романе Льва Николаевича Толстого "Война и мир" стало изображение боевого столкновения вражеских войск при Шенграбене.

  • Сочинение Фамусовское общество в комедии Грибоедова Горе от ума

    В комедии «Горе от ума» основная задача А.С. Грибоедова была отразить нравы московского консервативного дворянства первых десятилетий XIX века

  • Сочинение Весенний дождь 4, 5, 6 класс

    Любое явление, связанное с весенним периодом, вызывает праздник на душе. Ведь именно в эту пору пробуждается все живое вокруг, мир преображается во всех своих проявлениях.

  • «Поднятая целина» вошла в историю советской литературы как одно из самых замечательных произведений, запечатлевших эпоху коллективизации, крушения старых и рождения новых форм жизни.

    У этой книги необычная . (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Поднятая целина. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений. ) Она создавалась, как говорил сам писатель, «по горячим следам событий». Шолохов - непосредственный участник коллективизации. Его друзьями были партийные работники, председатели только что возникающих колхозов, казаки-колхозники... Все годы он живет и работает в станице Вешенской. То, что происходило вокруг, касалось его кровно, и поэтому книга рождалась каш прямой отзыв на события, которые бурлили, клокотали, в которых проступал, кристаллизовался новый лик времени.

    Роман, повествующий о событиях, в сущности, одного 1930 года, был начат в том же году, а в 1932-м в первых номерах журнала «Новый мир» печаталась уже его первая книга. Но завершен роман был почти через тридцать лет. Работа над «Тихим Доном», затем начавшаяся Великая Отечественная война помешали окончанию «Поднятой целины». Вторая книга была завершена лишь в 1960 году.

    Заключительные главы «Поднятой целины» Шолохов прочитал студентам, профессорам и преподавателям филологического факультета Московского университета в знаменитой Коммунистической аудитории на Моховой (ныне проспект им. Карла Маркса) в канун нового, 1961 года. В кратком вступительном слове писатель сказал:

    «Видите, волнуюсь немного. Ну, если я не был у вас раньше, то этому были некоторые основания. Автор незаконченных романов... Мне хотелось все-таки, знаете, хоть с чем-нибудь прийти к вам,- ну то, что я мог бы держать в руках. Спасибо, за теплоту, с которой вы меня встречаете. Я закончил вторую книгу «Поднятой целины» и знаю, что вы народ занятой, народ служилый, учащиеся, долго я ваше внимание не буду утруждать...»

    Сама эта встреча была одним из проявлений того чувства ответственности перед читателем, без которого невозможно представить себе Шолохова. Он приехал не на обычную встречу, а для того, чтобы «отчитаться». В конце вечера он так и сказал: «Вот я и отчитался перед вами».

    И теперь две книги «Поднятой целины», отделенные друг от друга десятилетиями, живут в нашем восприятии как нечто единое, органически целостное.

    Роман Шолохова, если попытаться определить его жанровую природу, многогеройный роман. Вы не сможете ответить на вопрос, кто же главный герой этого произведения. Даже в «Тихом Доне» с его эпическим размахом и широтой изображения был центральный герой со своей завершающейся в рамках произведения судьбой - Григорий Мелехов. В «Поднятой целине» Семен Давыдов, Макар Нагульнов, Андрей Размётнов, в сущности, равноправные герои. Это во многом определило и сюжетно-композиционное своеобразие романа. В основу его положена история «дела», история создания колхоза в далеком донском хуторе Гремячий Лог, которая становится одновременно повествованием о драматических судьбах, непримиримых столкновениях. Перед нами эпоха бурного кипения страстей, ожесточенной борьбы, трагических конфликтов. Вся книга Шолохова пронизана размышлениями об исторических судьбах народа, о сущности и характере социального прогресса, о подлинном гуманизме.

    В то же время видно и определенное различие двух томов «Поднятой целины». Система событий первой книги романа во многом основывалась на конкретно-исторических фактах первых месяцев коллективизации; правдиво воссоздавая те обстоятельства, в которых действовали его герои, Шолохов сознательно опирался на факты самой действительности. Внимательный читатель «Поднятой целины» заметит, что писатель нередко давал точную хронологическую датировку событий. «Февраль...», «4-го февраля общее колхозников единогласно постановило», «В Гремячем Логу к 15 марта был целиком собран семенной хлеб», «Двадцатого марта утром почтальон привез в Гремячий Лог опоздавшие по случаю половодья газеты со статьей товарища Сталина «Головокружение от успехов».

    Динамика событий в первой книге романа, их последовательность позволили писателю воссоздать типические обстоятельства, в которых происходила коллективизация не только на Дону, но и по всей страпе. В сущности, всюду эти события развивались в той последовательности, в какой они изображались в «Поднятой целине»: собрание бедноты и актива, начало раскулачивания, общее собрание, обобществление орудий труда и тягловой силы, борьба с массовым убоем скота, засыпка семенных фондов и т. д.

    Но это - внешние обстоятельства, которые создают лишь событийную канву. Глубина художественного мышления Шолохова проявилась в создании индивидуализированных характеров, каждый из которых не только представлял определенный социальный тип времени, но и обладал той психологической полнотой, которая позволяла увидеть многообразие проявлений человеческой личности.

    Противостояние двух лагерей в романе - это не только борьба и столкновение различных социальных сил, представленных, с одной стороны, коммунистами Семеном Давыдовым, Андреем Разметновым, Макаром Нагульновым, сочувствующими советской власти Кондратом Майданниковым, Лю-бишкиным, Ушаковым, Шалым,- и, с другой стороны, теми, кто пытался задержать, остановить ход истории (Островнов, Половцев, Лятьевский), но это и конфликты, столкновения резко очерченных характеров. Сама типичность шолоховских героев - следствие глубокого проникновения в мотивы их действий, поступков, в самое «тайное тайных». Противоборство различных социальных сил воплощается в конфликтах, которые имеют не только общественно-политическое значение, но проявляется и в интимных отношениях людей.

    Источники:

      Шолохов М. А. Поднятая целина. Судьба человека. Вступит, статья Л. Якименко. М., «Худож. лит.», 1978. 654 с. (Б-ка классики. лит-ра)

      Аннотация: В книгу входит роман М. А. Шолохова «Поднятая целина», запечатлевший эпоху коллективизации, крушение старых и рождение новых форм жизни, и рассказ «Судьба человека» - о величии, силе, красоте души обыкновенного русского солдата.

    Если домашнее задание на тему: » Роман Поднятая целина – художественный анализ. Шолохов Михаил Александрович оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

     
    • Свежие новости

    • Категории

    • Новости

    • Сочинения по теме

        1. Изображение коллективизации в романе М. Шолохова «Поднятая целина». 2. Образы коммунистов в романе М. Шолохова «Поднятая целина». 3. «Поднятая целина» и Михаил Александрович Шолохов родился 24 мая 1905 года на Дону, на хуторе Кружилином, в трудовой семье. Учился он сначала в церковноприходской 1. Документы и постановления партии и правительства, посвященные коллективизации и раскулачиванию. 2. Коллективизация в романе «Поднятая целина». Правда сквозь «вымысел». 3. Система Колхозное движение в стране на рубеже 20-30-х годов. Роль Шолохова в становлении колхозного строя на Дону. Отношение Шолохова к политике Советская литература мыслилась прежде всего рабоче-крестьянской. Этому критерию творчество Шолохова отвечало в наибольшей степени. Его художественный мир демонстративно «антиинтеллигентен». В
    • Рейтинг сочинений

        Пастух у Ручейка пел жалобно, в тоске, Свою беду и свой урон невозвратимый: Ягненок у него любимый Недавно утонул в

        Сюжетно-ролевые игры для детей. Сценарии игр. "С выдумкой идем по жизни" Эта игра выявит самого наблюдательного игрока и позволит им

        Роль частей речи в художественном произведении

    • Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

    Долгое время роман Шолохова «Поднятая целина» воспринимался и трактовался как достаточно светлое, оптимистическое и даже жизнерадостное произведение. Однако время заставило посмотреть на произведение с иной точки зрения. И сегодняшний читатель может воспринять этот роман как трагедийный.
    Прежде всего Шолохов ярко показал трагичность того положения, в котором оказалось крестьянство уже в начальный период коллективизации. Решение коренных проблем народной жизни дается в произведении в достаточно страшной, даже драматичной атмосфере. Все в этой жизни предстает сдвинутым, извращенным, перевернутым. По сравнению с «Тихим Доном» в «Поднятой целине» перестали звучать песни казаков. Создается такое впечатление, что хутор утратил свою прежнюю поэзию, а душа народа в нем замерла.
    Рассказывая предыстории своих героев, Шолохов уже вводит драматические обстоятельства. Так, воспроизводя в пятой главе историю Разметнова, Шолохов рассказывает о трагическом потрясении Андрея, который узнает на перевязочном пункте о том, что белые казаки, мстя ему за уход в красные, изнасиловали его жену. Это стало известно всему хутору, и его Евдокия, не снеся черного позора, наложила на себя руки. Вскоре умирает и ребенок, бесконечно дорогой для Андрея. А затем эта картина усугубляется плачем матери Андрея по мертвым: «И, родимый ты мо-о-й! Закрыпись ее ясны гпа-зоньки!».
    Но у Шолохова трагичным оказывается не только прошлое, но и настоящее в жизни казаков. Особенно проявляется это в сценах раскулачивания. С большой жестокостью происходит изъятие собственности у Тита Бородина, бывшего красного партизана, а также раскупачивание Фропа Рваного, Лапшинова и других. Семья Гаева с одиннадцатью детьми была лишена крова, имущества, пропитания и выспана из хутора. Андрей Разметнов ясно понимает, что совершается неправое и жестокое дело. При этом ни Давыдов, ни Нагульнов угрызений совести не испытывают.
    Яркое выражение трагическое попучает в эпизоде убийства бедняка Хопрова. Заподозрив в нем доносителя, Половцев ведет Островнова и Тимофея к этому казаку. Они идут с топором вопчьей цепью, след в след. Сначала Половцев ударяет хозяина дома обухом выше переносицы, потом подушкой придавливает лицо жены Хопрова и растягивает женщине рот. Наконец, тот же Половцев бьет Хопрова острием топора и рубит ему голову.
    Далее мы видим, как все время нарастает драматизм событий. Приходит решение о выселении кулаков за пределы края, и бывший есаул, лишившись своей опоры, гневно восклицает: «Рубить! Рубить! Рубить беспощадно!» Мне кажется, что не случайно Шолохов первоначально называл свой роман «С кровью и потом». Действитепьно, следя за цепью происходящих событий, мы убеждаемся, что они отмечены были постоянно льющейся кровью.
    На этом общем фоне Шолохов раскрывает трагические судьбы своих главных героев. Прежде всего это касается Макара Нагульнова. Его трагедия, как мне кажется, заключается в разрыве между его мечтой и реальной действительностью, между ним самим и крестьянами, ради которых он. казалось бы, борется. Сделав в своей жизни правильный, по его мнению, исторический выбор, он вступает в противоречие с человечностью, гуманизмом, стремясь достигнуть своей цели насилием, давлением и жестокостью. Он готов ускорить движение людей к счастью, своеобразно им понятому, при помощи оружия и угроз. Для его практики характерны многие приемы, применявшиеся в обстановке культа личности. Так, Бородина он препровождает в ГПУ, объявляя Тита «контрреволюционным гадким элементом». Нагульнов наганом угрожает крестьянам при засыпке семян в амбар. Он запирает пришедших к нему хуторян и заставляет Банникова писать расписку в том, что тот является «контрой скрытой». На делегацию верующих стариков, просящих разрешения помолебствовать на полях, он воздействует угрозами и запугиванием, обещая выехать следом за ними с пожарной командой и полоскать их из насосов, а попа, «волосатого жеребца», он обещает при народе остричь овечьими ножницами.
    Но трагическое противостояние Нагульнова обнаруживается и в сфере личной его жизни. Во имя мировой революции он аскетически отрицает семью, разрывает отношения с Пушкой, хотя беззаветно любит ее и страдает от этого разрыва. Но, с другой стороны, Нагульнов сам часто оказывается жертвой обстоятельств, рожденных культом личности. На него косится районное начальство, предупреждая об «углах». Давыдов угрожает ему за несогласие со статьей Сталина, которую Нагульнов признал «неправильной». Да и сам Нагульнов ощущает себя уже раздавленным: «Товарищ Сталин написал, а я, то есть Макар Нагульнов, брык! - и лежу в грязи ниц лицом, столченный, сбитый с ног долой». Но дело этим не ограничилось. Герою приклеивают всю тяжесть ошибок и затем исключают из партии, без которой он не мыслит своей жизни. Несправедливое отлучение Макара от партии становится для него новой трагедией. Особенно ярко она раскрывается в красноречивой сцене у могильного кургана, где Нагульнов готов пойти на самоубийство.
    Раскрывая историю другого героя, Майданникова, Шолохов показывает драматизм состояния крестьянской души. Кондрат ощущает, что вынужден утратить коренные качества крестьянской натуры. Любопытная деталь: прощаясь со своим быком, он глядел «в черные провалы темноты», словно ощущая всю бесперспективность своей дальнейшей жизни.
    Но Шолохов не ограничивается этим. Он вводит в роман ряд трагических эпизодов, связанных с коллективизацией. К их числу относится «бабий бунт», когда женщины избивают Давыдова, арестовывают Разметнова и расхищают бесценное семенное зерно. В этой сцене Давыдов ощущает свое противостояние крестьянской массе, которая готова его убить.
    Нельзя не обнаружить в романе концентрацию человеческих смертей. За восемь месяцев жизни в Гремучем Логе скончалось 11 человек, многие из которых были убиты. Кроме того, в произведении упоминается о смерти еще более 20 человек. Все это говорит о какой-то изломленности жизни. Быть может, наиболее яркими эпизодами ожесточения нравов, проявления изуверства становится убийство Островновым своей собственней матери. Этот эпизод вызвал во мне содрогание.
    И, наконец, финал романа, который тоже является трагедийным. Здесь нарисована гибель центральных героев книги -Давыдова и Нагульнова. Большое горе охватывает всех хуторян. Как живых, я вижу Разметнова с трясущимися губами, Майдан- никова со склоненной головой, опечаленного деда Щукаря. Мотив грозы, звучащей в концовке, напоминает о кровавых схватках и потрясениях, пережитых хутором.
    Мне кажется, что глубоко оправданным стало определение, которое дал «Поднятой целине» французский писатель Жан Катала, назвавший книгу Шолохова романом-трагедией.