Упражнения по русскому для 1.

Тетрадь
по русскому языку
учени_ 5_класса
_______________
________________

Повторение в начале учебного года
Состав слова
Упражнение 1
Подберите однокоренные слова.
Диво - ___________________________________________________________
Слава - __________________________________________________________
Даль - ___________________________________________________________
Тряска- __________________________________________________________
Вина -____________________________________________________________

Упражнение 2
Разберите слова по составу.
Загадка, тормозишь, ночной, жёлтенький, лётчик, чистенький, пролетают,
лимонный, чугунный, карман, молчаливый, прославлять, удивительный, дальний, безвинный, встряхнуть.

Упражнение 3
Выпишите однокоренные слова.
А) Гора, гористый, горный, горец, горе.
Водитель, водяной, водить, вода.
Делит, дело, разделить, деловой, делец.
Б) Мама сварила варенье и поставила баночку на стол. В банку влетела оса. Она сердито жужжала, потому что не могла выбраться из варенья. Котенок сидел на столе и удивленно смотрел на банку. «Почему варенье сердится?» – думал он.

Правописание безударных гласных
Упражнение 4
Вставьте пропущенные гласные в однокоренные слова.
р_веть – р_в выст_вка – ст_вить з_ма – з_мний
затр_щал – тр_ск нач_ла – нач_ло уд_вительно –д_во
встр_чать – встр_ча затр_щал – тр_ск тр_сёт – тр_ска
хл_потать – хл_поты т_желый –т_жесть т_рговать –т_рг
взгл_нуть – взгл_д тр_пинка – тр_пы просл_влять – сл_ва

Упражнение 5

др_жать -__________ др_знить- ___________
ч_совщик -__________ м_ряк -_________________
ж_леть -_____________ з_л_то - _________________
л_петал- _____________ см_треть-________________
т_нуться -____________ вр_дитель - ______________
св_тлеет -____________ уд_вительный- _____________
прибл_жаться -_________ сож_леть -_________________

Упражнение 6
Вставьте пропущенные безударные гласные.
Л_нивый2 к_тёнок п_щит, щенок вес_ло в_зжит. П_сти ск_тину2 в д_лине пом_гала п_стуху2 собака. Море с_нело, парус б_лел вд_ли, песок сиял б_лизной. Ураганный ветер пов_лил б_льшие с_сновые2 и _ловые д_ревья. На фоне н_чного неба над д_мами пок_залась луна.

Упражнение 7
Выпишите слова с проверяемой безударной гласной.
Осень позолотила леса и поля. Пожелтели деревья в лесу. Дети шли по лесной тропинке. Потянул лёгкий ветерок. Настали холодные ночи.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение 8
Вставьте пропущенные буквы.
К_пуста, к_ртофель, м_рковь, ст_лица, п_м_дор, в_рона, с_рока, ур_жай,
к_рзина, б_рёза, л_сица, м_л_ток, ар_мат, д_ректор, п_ртрет, в_стибюль.

Упражнение 9
Вставьте пропущенные буквы, объясняя свой выбор графически(что пишу, где пишу, почему пишу)
Р_бину называют _сенней2 красавицей. Она не б_ится хол_да, а её ягоды становятся2 сладкими2 от м_роза. Р_бина – п_лезная ягода. Она обогащает почву св_ими пл_дами, привл_кает массу птиц. А птицы истр_бляют вр_дителей л_сов.

Правописание согласных в корне слова

Упражнение 10
Вставьте пропущенные непроизносимые согласные.
изве__ный – изве__ие преле__ный – преле___ь
радо__ный – радо___ь вку__ный – вку__
опа___ный – опа__ен чуде___ый – чуде__а
прекра__ный – прекра_ен вла__ный – вла___ь
ус__ный – ус__а гру__ный – гру___ь
уча__вовать – уча___ие окре__ный – окре__
нена__ный – нена___ье жало___ливый – жалос__ь
здра__ствуй – здра__ие гиган__ский – гиган__ы
аген__ство – аген__ ненави__ный – ненави__ь
обла__ной – облас__ь корыс__ный – корыс__ь

Упражнение11
Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова.
звёз_ный - _________ поз_но - ____________
праз_ник - _________ доблес_ный -___________
грус_ный - _________ лес_ница - _____________
окрес_ность - _________ мес_ность -_____________
свис_нул -____________ чу_ ство -_______________
счас_ливый - __________ радос_ный - ____________
капус_ный - ___________ гиган_ский - ____________
ярос_ный - ____________ облас_ной - _____________

Упражнение 12
Выпишите слова с непроизносимыми и сомнительными согласными и подберите к ним проверочные слова.
Мороз и солнце. День чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный.

Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят –я снова счастлив, молод!

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?..»
(А.С. Пушкин)

Упражнение 13
Вставьте пропущенные буквы.
Поз_но, мес_ность, сер_це, трос_ник, чу_ства, со_нце, вкус_ный, опас_ный, здра_ствуй, ус_ный, счас_ливый, ненас_ный, извес_ный, звез_ный, ужас_ный.

Упражнение 14
Вставьте пропущенные буквы.

Ж_вые приметы.
Ж_выми барометрами _вляются п_уки. Они не переносят сырости, поэтому ре_ко выходят на охоту утром. По утрам они по_вляются тогда, когда нет р_сы. А это верный признак скорого д_ждя. Подсказывают п_году и навозные жуки. Они ч_ще л_тают над л_сными д_ро_ками и тр_пинками. По_вление жука – верная примета х_рошей п_годы. Даже если и_росит дождь, а жук л_тает, ненас_ная п_года скоро кончится.

Части речи

Упражнение 15

См_треть, брош_ра, пред_юбилейный2, доро_ка2, кл_новый, _синовый, не увидишь, по д_реву, налево, меня.

Упражнение16
Вставьте пропущенные буквы, определите спряжение глагола.
Посмотр_м, застел_м, среж_шь2, се_шь, слыш_те, мечта_те, наклон_шься2, увид_шься2, дыш_т, излуча_т, багрове_т, наскоч_т, распиш_т.

Упражнение 17
Вставьте пропущенные буквы, определите спряжение и лицо глагола.
(погони шь ся – 2 спр., 2л.)
Угоща_ш_ся, залива_ш_ся, заверт_ш_ся, ласка-ш_, стел_ш_ся, чист_ш_ся,
стучиш_ся, побре_ш_ся, печал_ш_ся, напуга_ш_ся, верт_ш_ся, груз_ш_ся,
равняя_ш_ся, пачка_ш_ся, свяж_ш_ся, озира_ш_ся.

Упражнение 18
Вставьте пропущенные буквы, укажите склонение существительных.
Правильная реч_, много туч_, острый нож_, без груш_, вкусная дич_, ужасный смерч_, из-под крыш_, сильная фальш_, морской пляж_, без встреч_, звонкий мяч_, тысячи тысяч_, мягкий плюш_, лесная глуш_.

Упражнение 19
Вставьте пропущенные буквы, определите склонение, падеж существительных.
К маск_, на асфальт_, на атлас_, без бирк_, о гибел_, около арк_, о черемух_,
о ладон_, без жимолост_, у рощ_, к картин_, из овчарн_, для вырезк_, о сирен_ без верхушк_, в ежевик_, для жизн_, до башн_, для площадк_, до дуэл_.

Упражнение 20
Вставьте пропущенные буквы, определите часть речи.
Смотриш_, малыш_, береч_, помощ_, дрож_, нарядиш_ся, светиш_ся, плащ_, много дач, объеш_ся, у рощ_, ёж_, товарищ_.

Упражнение 21
Вставьте пропущенные буквы.
Уд_вительно, разд_ваться, объед_ниться, просл_вление, д_лина, д_лекий,
землетр_сение, во_зал, рю_зак, спор__мен, посв_тить (рассказ), содр_гнуться, р_деющий, обв_нять.

Упражнение 22
Вставьте пропущенные буквы, объясняя свой выбор графически.
Это было как (в) ска_к_. Кл_новые2 лист_я пов_сали (на) нитках _сенней п_утины. Лес прощ_лся (с) со_нцем. А при прощ_нии все бывают грус_ными.
Солнечные2 зайчики играли на _павших лист_ях. Я выбрал зайчика п_крупней и накрыл пл_щом. Получилась мя_кая постель. Как хочет_ся сесть на неё после долгой хо_ьбы. Рядом, на куст ш_повника. Сл_телись п_грет_ся2 мо_ки. Сядет мо_ка на лё-кий лист, а он (не) держит тяжест_, валит_ся (на) землю.

Работа над ошибками.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Словосочетание и простое предложение

Упражнение 23
Вставьте пропущенные буквы, выпишите все словосочетания.
У л_сной п_ляны я увидел высокую многоцветную гр_зу.
___________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение 24
Проверочная работа
1.Найдите словосочетание «сущХ. + прил.»
1едем направо; 4. помощь друга;
2.в синюю высь; 5. слушаю песню
3.тоскуешь по дому

2Найти словосочетание «сущ.Х + сущ.»

  1. беседуем за столом 4.на вершине ели;
  2. густых ёлок 5. Учишься с желанием
  3. резкого ветра

3.Найдите словосочетания «глагол Х + сущ.»
1. объясняем пример 4.растаяли снега
2. вырос гриб 5.беседовать с другом
3. поздним вечером

4.Укажите именные словосочетания
1. устный счёт;
2. участвовать в соревновании;
3. участвовать в игре;
4. чествовать победителя.

5. Укажите глагольные словосочетания
1.ужасный ветер;
2.расстилаться по вершине;
3. искусный мастер;
4.собирать крыжовник

6.Словосочетание –это___________________________________________
_______________________________________________________________
Если главное слово выражено____________________, то это словосочетание именное, если ____________________, то глагольное, если _______________, то наречное.

Упражнение 25
Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, составьте схемы предложений.

  1. Ле_кий в_терок гон_т топит _блака.
  2. Над цветами кружат_ся з_лотые пчёлы жадно п_ют сла_кий мёд.
  3. Осень пришла и завладела садами п_лями и птицами.
  4. На севере дерев_я растут медленно но вырастают крепкими и могучими.
  5. Лёнька взял шёлковую леску прив_зал к ней за хвост плотвицу и закинул её через лаз в подполье.
  6. В садах растут и плодовые дерев_я и ягодные дерев_я и ягодные кусты.

Упражнение 26
Вставьте пропущенные знаки препинания, составьте схемы предложений.

  1. На опушке леса росли цветы колокольчики ромашки гвоздики.
  2. Мы взяли с собой всё необходимое продукты одежду тёплое бельё.
  3. Николай умеет делать всё водить машину поменять шины чинить паруса.
  4. Листья лежали везде на потемневшей воде на побуревших тропинках.
  5. Ни суровый климат ни густые леса ни болота ничто не пугало юных натуралистов.
  6. На склонах горы на ветках деревьев везде лежал снег.

Упражнение 27
Вставьте пропущенные знаки препинания,составьте схемы предложений.
1.С б_ков доро_ки кустами росла с_рень и в самой глуши сада ст_яла бесе_ка.
2. Капли д_ждя ре_ко застуч_ли и зашлёпали по лист_ям.
3. В другой костёр дед полож_л сухие полен,я чтобы они горели всю ноч_.
4.Он почу_ствовал что кто-то схватил его за руку.
5. Когда отря_ подходил к реке по_вился пароход.
6.Герда стала рассказывать обо всем что она испутала.
7.Когда карета проехала три мили ворон простился с девочкой.

Задания на лето по русскому языку для 1 класса.

1. Допиши гласную букву, чтобы получилось слово:

Д…м, п…ть, п…л, м…л, с…н

2. Допиши согласную букву, чтобы получилось слово:

Лу…, ра…, ро…, со…, ды…

3.Расставь ударение в словах. Если затрудняешься, посмотри в словарь.

Школа, лампа, песня, дело, каталог, лопата.

4.В каких словах букв больше, чем звуков? Выпиши их.

Мель, пальто, друзья, радость, море, веселье, шмель.

5.В каких словах букв меньше, чем звуков? Выпиши их.

Пение, самолёт, яблоко, терпение, дочь, енот, тополь

6. Вставь в предложения нужные по смыслу слова.

На грядке растут укроп и ………….

По дорожке пробежал ……………

Поставь в словах ударение.

7. Подчеркни гласные буквы в словах.

Акация, улыбка, магазин, иней,

сковорода, страна.

8. Подчеркни согласные буквы в словах.

Июнь, листья, машина, рюкзак,

касса, чайник

9. Расставь ударение в словах. Если затрудняешься, посмотри в словарь.

Загадка, волшебник, досуг,

портфель, щавель, свёкла.

10. В каких словах букв больше, чем звуков? Выпиши их.

Пень, семья, ночь, варенье, коньки, деревья, метель.

11. В каких словах букв меньше, чем звуков? Выпиши их.

Ястреб, поезд, гостья, умение, печь, ель, тюлень

12. Подчеркни слова, в которых второй слог ударный:

Магазин, грусть, город, овраг, салат, сахар, помидор.

Напиши два слова, в которых ударение падает на второй слог.

13. Подчеркни согласные буквы, обозначающие твердые согласные звуки.

Стол, стулья, тарелка, цветы, ромашка, календарь

14. Подчеркни согласные буквы, обозначающие мягкие согласны звуки.

День, месяц, чашка, шило, альбом, мальчик

15.

С…рока, п…нал, кла….., м…л…ко,

в…р…бей, к…рова, д…вочка

16. Выпиши слова, в которых все согласные звуки твердые. Если ты выписал верно, у тебя получилось предложение.

Вода, земля, наш, верный, друг, помощник

17. Выпиши слова, в которых все согласные звуки мягкие. Если ты выписал верно, у тебя получилось предложение.

Они, мы, любили, растили, сирень, ландыш

18. Вставь в слова пропущенные буквы.

Д…журный, в…рона, р…бота, м…шина, к…р…ндаш, уч…ник

Напиши ещё 5 словарных слов:

19. В какой группе буквы расположены не в алфавитном порядке? Подчеркни.

1). ь, ы, ъ,э 2). в, г, д, е

3). м, н, о, п 4). ц, ч, ш, щ

20. Запиши слова в алфавитном порядке:

шапка, море, кисель, волна, яхта, сосна

21. В каком слове все согласные звуки звонкие? Подчеркни.

ракета, флаг, война, победа

Напиши два слова, в которых все согласные звуки звонкие.

22. В каком слове все согласные звуки глухие? Подчеркни.

стекло, слово, радуга, туча

Напиши два слова, в которых все согласные звуки глухие.

23. Спиши предложение. Проверь.

Ученик взял тетрадь и карандаш.

24. Вставь в слова пропущенные буквы. Составь предложение с одним из слов, запиши.

м…дведь, с…рока, д…журный, д…вочка, М…сква, за…ц

25. Выполни арифметические действия с буквами и напиши полученное слово и поставь ударение:

чемпион-пион+о+дача-ча+н

26. Выпиши слова, в которых звуков меньше, чем букв:

кони, зверь, тень, конь, ель, дверь

27.

пуш…нка, верш…на, ж…знь, ш…ло, выш…вка, наж…вка

28. Прочитай текст. Раздели его на предложения.

Я иду по лесу вдруг слышу стук дятла его называют санитаром леса дятел лечит деревья от вредителей.

Сколько предложений в тексте? _____

Запиши второе предложение.

29. Напиши слова по образцу:

светло – светлый

весело - _____________________

хорошо - ____________________

быстро - _____________________

вежливо - ____________________

прилежно - ___________________

Обозначь в словах ударение. Подчеркни слоги с буквой й.

30. Спиши пословицы без ошибок. Проверь. Объясни их смысл.

Скромность всякому к лицу.

Есть слёзы – есть и совесть.

31. Раздели слова на слоги. Какие слова нельзя переносить? Спиши их..

ребята, львята, подарки, конь, Оля, журавль, аист, льдина

32. Выпиши слова, которые состоят из двух слогов:

акация, звезда, радио, чайник, танец, арбуз, поляна, метро, яма

33. Вставь пропущенные буквы, напиши два слова на это правило:

ч…до, ч…лок, щ…ка, ч...чело, щ…пальце, ч…гун, утащ…,

34. Вставь пропущенные буквы, напиши два слова на это правило:

ч…йник, щ…вель, туч…, рощ…, ч…йка, прощ…ние, печ…ть

35. Вставь пропущенные буквы

В лесу журч…л ручей. Птички ищ…т пищ…. Лось идёт в ч…щ… леса. Дятел стуч…л по дереву. Уж… ползут в камыш….

36. Подчеркни буквы, написание которых надо проверить:

дожди, трава, поля, дождь, гнездо, шарф, грибы, снег, флаг, снега, стрижи, гриб, гора, дрозд, ёж

37. Вставь пропущенные слова:

На льду реки звенят ___________.

Зарылся в снег _______________.

Идёт закончить год

и старый _____________________.

Слова для справок: декабрь, коньки, глухарь, календарь.

38. Прочитай:

Как на тоненький ледок

Выпал беленький снежок.

Выпиши слова с мягким знаком, разделяя их чёрточками для переноса.

39. Спиши, вставляя, где надо, мягкий знак:

Девоч?ка, пис?мо, васил?ки, точ?ка, бол?шой, бол?ница, туч?ка

40. Вставь пропущенные буквы:

М…дведь, за…ц, л…сица, уч…ник, д…журный, т…традь,

учит…ль, портфел…, п…нал

41. Сделай звуковые схемы слов, например: семья-[с´ и м´ й´ а ], зуб-[з у п ]

Шить ______________________

Стрижи______________________

Маяк__________________________

Чай _________________________

42. Прочитай. Вставь пропущенные буквы.

Хорош… зимой ден…ки! Снеж…нки, как пуш…нки, падают на землю. Я беру к…р…ндаш и рисую пуш…стый снег.

43. Прочитай слова:

Щ…ка, к…р…ндаш, м…ш…на;

ч…десный, з…бастая, сп…ртив-ная. Подбери к словам первой строчки подходящие по смыслу слова из второй строчки, запиши.

44. Спиши предложение, подчеркни мягкие согласные:

Бурый медведь быстрый, ловкий и очень сильный зверь.

45. Вставь пропущенные буквы

М…двед…, декабр…, буквар…, т…трад…, лос…, л…сица, за…ц, портфел…, п…нал, июн…, сентябр…

Напиши предложение с одним из слов:

46. Вставь пропущенные буквы и раздели слова чёрточками на слоги:

Звер…ки, бол…ница, мал…чик, пал…то, огон…ки, окун…ки, рел…сы, васил…ки, жил…цы, школ…ники

47. Прочитай слова. Составь из них предложение, запиши:

В, ель, л…су, стояла, высокая.

48. Вставь пропущенные буквы устно подбирая проверочное слово:

гл…за, н…га, л…шадка, х…лмы, з…ма, в…лна, зм…я, ст…бы.

Напиши два слова на это правило:

49. Подбери к каждому слову проверочное, запиши:

………-р…ка, ………….-р…са

………-м…ха, ………..-з…мля

………-св…ча, ………..-с…ды

………-ст…на, ………..-д…ма

50. Спиши, обозначь в словах ударение.

М…сква – главный город нашей страны.

51. Спиши, изменяя слова в скобках по смыслу:

Красивый (дубы), тонкий (льды), учебный (годы), свежий (хлеба)

52. Вставь пропущенные буквы:

Чистая тетра…ь, бурый медве…ь, резиновый сапо…, сильный моро…, зелёный каранда…, цветущий са…, тракторный заво…, большой горо…

Подчеркни слова, в которых букв больше, чем звуков.

53. Спиши. Раздели слова чёрточками для переноса.

Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт.

54. Из слов составь предложение, запиши. Подчеркни главные члены предложения.

Мама, аквариум, с, Виталику, рыбкой, подарила.

55. Допиши подходящие по смыслу слова, например: врач лечит.

Художник __________________

Учитель ____________________

Строитель ___________________

А что делает солдат?

56. Ответь на вопросы:

Кто чирикает? __________________

Кто каркает?___________________

Кто мычит?____________________

Кто стрекочет? _________________

в словах поставь ударение. Правильность написания слов проверь по словарю.

57. Спиши без ошибок.

У человека должно быть доброе сердце, а у дерева – хороший корень.

58.Прочитай, запиши названия инструментов в алфавитном порядке:

Есть у Егора чудесные вещи:

Рубанок, пила, молоток и клещи.

есть у него и топор с долотом.

может Егорка построить дом.

59. Угадай, что это за слово.

Первая буква стоит в алфавите перед буквой Л, вторая – перед буквой П, третья – перед буквой О, четвёртая – перед буквой Э.

Напиши это слово, сосчитай, сколько в нём букв и звуков.

60. Выполни арифметические действия с буквами и напиши полученное слово и поставь ударение:

Галка-ка+чо+нога-га+к

61. Подумай, какую букву в слова надо вставить. Напиши.

Гр(о,а)за, н(о,а)ра, в(о,а)лна, з(е,и)мля, л(е,и)цо, тр(а,о)ва

62. Из слов составь предложение, запиши. Подчеркни главные члены предложения.

Девочку, душистой, бабушка, земляникой, угостила.

63. Подбери для слов каждой строчки проверочное, запиши, поставь ударение, вставь пропущенные буквы:

Зв…зда, к зв…зде

Г…ра, у г…ры

Гр…бы, за гр…бами

Ч…сы, у ч…сов

Сл…ды, по сл…дам

64. Используя синий и зелёный карандаши подчеркни буквы, обозначающие твёрдые и мягкие согласные звуки:

Зе жи бу же си чу ща це

Крошка крошечные крошить

65. Сделай звуковые схемы слов:

Дубки ______________________

Моржи______________________

Трактор_______________________

Заяц _______________________

66. Найди слова, которые начинают-ся с буквы з, запиши , раздели на слоги:

зпоздзонтиксувзвысозеркалоздзвук

67. Спиши, подчеркни слово из 5 букв и 4 звуков:

Платье, обувь и жилище быть должны как можно чище.

68. Выбери и допиши нужное слово:

Рядом с велосипедом стоял (пушок, Пушок) _______________________

Наш дом от врагов спасает собака (малыш, Малыш)________________

69. Прочитай текст, раздели его на предложения. Спиши второе предложение:

Я насыпал в кормушку пшена сразу слетелись воробьи и синицы они проворно клевали корм.

70. Прочитай проверочные слова и вставь пропущенные буквы:

Зубы – зу… берега – бере…

Пляжи – пля… дубы – ду…

Клады – кла… поезда – поез…

Глаза – гла… морозы – моро…

71. Спиши, изменив слова в скобках, как надо по смыслу:

Тяжёлый (труды)______________

Пологий (откосы)_______________

Весёлый (взгляды)______________

Февральский (морозы)___________

72. Прочитай слова. Найди в них новые слова, запиши их и поставь ударение

Уточка, столб, зубр, щель, полк, удочка

73. Прочитай, из слогов составь слова, запиши, поставь ударение:

ка, бел нок, зво у, ник, че

за, ча, да ка, ре ре, та, бя

74. Отгадай слово:

Первая буква слова стоит в алфавите за буквой О, вторая – за буквой Д, третья – перед буквой У, четвёртая – после Т, пятая – перед буквой Ц.

Запиши слово, поставь ударение.

75. Спиши слова, раздели их на слоги для переноса:

Зёрна, мальчик, чайка, тень, касса, пение, зайчик, зонт, журнал

76. Вставь пропущенные буквы у или ю:

Ч…лок, ут…г, кольч…га, кл…ч, ч…деса, л…тики, хлоп…шка

77. Составь и запиши предложение из данных слов:

В, зацвели, чудесные, ландыши, лесу

78. Спиши предложение, подчеркни главные члены предложения:

Эмма читает интересную книгу.

Данный материал можно использовать, работая по различным программам. В упражнениях отрабатываются умения оформлять предложения, работать с деформированными предложениями закрепляются навыки правописания слов с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Упражнение 1.

Спишите предложения. В конце каждого предложения поставьте нужный знак.

На полянке возле ёлочки пень Кто это сел на пень На пень села жёлтая птичка Красивая иволга А как она поёт

Упражнение 2.

Дома, около, сад, дедушки, фруктовый

Деревья, в, растут, какие, саду

Сливы, рядом, яблони, и, растут

Ароматная, а, малина, какая, и, крупная

Упражнение 3.

Что купила мама она купила молоко и сметану какое вкусное молоко какая густая сметана

Упражнение 4.

Разделите текст на предложения. Спишите их.

Около села лес в лесу растут ели какие стройные и красивые ёлочки сколько шишек на них

Упражнение 5.

Шустрая, белочка, рыжая, это

Это, очаровательный, какой, милый, и, зверёк

Там, мелькает, зелени, среди, кто

Упражнение 6.

Составьте из слов предложения, а из предложений рассказ. Спишите его.

Первый, это, кузнечик

Так, кто, трещит, в, звонко, траве

Зеленеет, как, ярко, травка, молодая

Упражнение 7.

Разделите текст на предложения. Спишите их.

Какие цветы в вазе это розы великолепные розовые и красные розы их поставила в вазу мама

Упражнение 8.

Разделите текст на предложения. Спишите их. Подберите название к тексту.

Муравей нашёл зерно оно было тяжёлое муравей позвал товарищей дружно тащат муравьи зерно домой.

Упражнение 9.

Прочитайте и выпишите только предложения.

Наступила осень. На птица сидела ветка. Подул холодный ветер. Верхушка ель на дятел.

Упражнение 10.

Составьте и запишите из слов каждой строчки предложения.

Воробей, обедал, где

В, лесу, хорошо, как, весной

Щебечут, в, птицы, саду

Упражнение 11.

Как тебя зовут как хорошо пахнут фиалки как ты живёшь куда уехал Слава мы гордимся нашей Родиной

Упражнение 12.

Грамотно постройте предложения. Спишите их. Подчеркните главные члены предложения.

Корова ест мясо. Собака ест траву.

Белка сушит бельё. Ветер сушит грибы.

Упражнение 13.

Спишите предложения. Подчеркните главные члены предложения.

Дежурный стёр пыль. Трещат кузнечики в траве.

Упражнение 14.

Прочитайте текст, разделите его на предложения. Спишите.

Вы видели лебедей они плавают в пруду какие красивые птицы.

Упражнение 15.

Спишите, исправив ошибки.

катя сидит. Дома она смотрит. В окно дети лепят из. Снега куклу.

Упражнение 16.

Спишите, исправив ошибки.

выпал снег саша. И коля чистят. Каток весело. Работать ребятам.

Упражнение 17.

Ночью как ярко светит. Солнышко дети идут. На пруд.

Упражнение 18.

Прочитайте. Найдите лишние слова. Спишите предложения, исправив ошибки.

Мальчики стали ловить вяленую. Рыбу. Алёша. Поймал щуку, галку. И карася.

Сочетания ЖИ-ШИ

Упражнение 19.

Спишите слова, выделяя опасные места. Разделите слова на слоги.

Камыши, снежинка, жизнь, кувшин, шишки, вершина, машина, жители, живность, наживка, ширма, тишина, ковшик, чертежи, малыши.

Упражнение 20.

Напишите слова во множественном числе. Выделите опасное место ЖИ, ШИ.

Ёж- …, карандаш- …, крыша - …, лыжа - …, ковш - …, камыш - …, ландыш - …, лужа - …, чертёж - …, гараж - …, пляж -…, афиша - …, клавиша - … .

Упражнение 21.

Спишите пословицы и поговорки. Выделите опасное место ЖИ, ШИ.

Кто не спеш…т, от того не убеж…т. Конь беж…т, земля дрож…т. Ош…бка не обман. Он бьёт баклуш…, а ты развесил уш… .

Упражнение 22.

Вот шиповник. Хороши душистые цветы! На стеблях цветы.

Упражнение 23.

Спишите. Выделите опасные места.

У реки камыши. Хороши камыши! Там пушистые малыши утята.

Упражнение 24.

Составьте и запишите из слов каждой строчки предложения. Вставьте пропущенные буквы. Выделите орфограммы.

Ёж…к, у, ж…веет, Маш…

Ёж..ку, девочка, в, каш…, полож…ла, ковш…к

Спеш…т, зверёк, на уж…н

Упражнение25.

Спишите. Выделите опасные места.

У шиповника красивые цветы. Дедушке сшили новый жилет. У нас живёт собака Рыжик. В воздухе кружились пушистые снежинки.

Упражнение 26.

Летучие … . Душистые … . Колючие … . Проворные … .Цветные … . Густые … .

Слова для справок: ёж, камыш, карандаш, мышь, ландыш, стриж.

Упражнение 27.

Подберите подходящее по смыслу слово. Выделите опасные места.

Коровы … . Сороки … . Мыши … . Медведи … . Петухи … . Дятлы … .

Слова для справок: пищит, трещит, мычит, кричит, стучит, рычит.

Упражнение 28.

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Выделите опасные места.

Дети ищ…т грибы. Я уч… уроки.

Упражнение 29.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. В конце предложений ставьте точку.

Малыш… ходили в рощ… . там озеро у берега кач..лись камыш… над водой летали ч…йки и стриж… ребята рвали щ…вель.

Упражнение 30.

Запишите слова в три столбика.

Кувш…н, ш…пит, овч…рка, ч…чело, угощ…ть, беж…т, свеж…й, ч…жой, ж…раф, свеч… .

Упражнение 31.

Была прекрасная погода. Под деревьями росла хилая трава.

Слова для справок: ч…хлая, ч…десная

Упражнение 32.

Замените выделенные слова близкими по значению.

Не грусти, Юра. Серёжка был задирой.

Слова для справок: драч..н, печ…лься

Упражнение 33.

Луна освещяла лесную чящю. В траве трещяли кузнечики.

Упражнение 33.

Спишите текст, исправляя ошибки. Подчеркните главные члены предложения.

Для зелёного борщя нужен щявель. В чяще щебечют птицы.

Упражнение 34.

Напишите полные ответы на вопросы. В ответах используйте слова с сочетаниями ЖИ – ШИ.

Какие цветы расцветают в мае?

Что растёт на соснах и елях?

Как называется дикая роза?


Русский язык

Коррекционно-развивающие упражнения

1 класс

Наталья Алексеевна Перелыгина,

учитель начальных классов, высшая квалификационная категория,

МКОУ «СКОШ №7» г.Мыски, Кемеровской области,РФ

1.Краткая аннотация

2. Содержание

2.1. Введение

2.2. Тема: Деление слов на слоги. Определение места ударения в слове

2.3. Тема: Выделение и распознавание звуков

2.4. Тема: Графический анализ облика букв. Соотнесение звука с буквами

2.5. Тема: Слоги, слова и предложения

3. Заключение

4.Список литературы

1.Краткая аннотация

Сборник коррекционно-развивающих упражнений по русскому языку предназначен для детей 1 класса (1 дополнительного класса) с задержкой психического развития в коррекционных школах. Сборник составлен в соответствии с рекомендациями ФГОС НОО для детей с ОВЗ. Общая концепция сборника - сочетание развивающего и здоровьесберегающего механизма упражнений и программного предметного содержания. С помощью этого сборника решаются следующие задачи: развитие высших психических функций; формирование положительной мотивации к обучению; сохранение здоровья.

2.1. Введение

Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6-10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.

Обучение письму идет параллельно с обучением чтению, с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях, небольших текстах.

Основа элементарного графического навыка формируется наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевтикой.

Необходимость глубокого изучения родного языка в школе определяется его основными функциями: язык служит человеку, во-первых, средством оформления и выражения мысли, во-вторых, коммуникативным средством, обслуживающим людей в их общении между собой, и, наконец, в-третьих, средством выражения чувств, настроений (эмоциональная сфера). Умения и навыки в области родного языка являются необходимым условием и средством учебного труда учащихся.Школа должна обеспечить детей знаниями по русскому языку и научить применять их в речевой практике. Обучение языку, в процессе которого дети учатся выражать свои мысли в устной и письменной форме, влияет на общее развитие ребенка, на успешное усвоение знаний по всем предметам.

2.2.Тема: Деление слов на слоги. Определение места ударения в слове.

Цепочка слогов

Цель: развитие аналитико-синтетической сферы,

Ход. Учитель называет слово. Дети делят слово на слоги, определяют последний слог и придумывают слово, которое начинается с последнего слога.

Например: аст-ра, ра-ма, ма-ши-на, На-та-ша, ша-ры, ры-ба…

Веселый поезд

Цель:

Ход. Соедини картинку с вагончиком в соответствии с количеством слогов.

Закончи предложение

Цель: развитие слогового и звукового анализа и синтеза, развитие логического мышления, слухового внимания,.

Ход. Учитель читает предложение, не договаривая последний слог последнего слова.

Например: Мама пошла в мага…

Таня учит уро…

Птицы вьют гнез..

Вызванный ученик произносит предложение целиком и называет слог, который не договорил учитель.

Составь слова

Цель: Развитие способности к воссозданию целого на основе зрительного соотнесения, отработка смысловых словообразовательных навыков и умений.

Ход. Составь слова из слогов на одинаковых рисунках, соедини их линиями.

Подчеркни букву е.

Куда положим палочку?

Цель: закреплять умение определять наличие ударного звука в словах, выделять первый звук в слове, различать оппозиционные звуки и употреблять их в речи, осуществлять зрительно-двигательный контроль.

Оборудование: слоговые схемы слов, предметные картинки, счетные палочки.

Ход. На наборном полотне установлены предметные картинки, под ними – слоговые схемы слов. Вызванный ученик произносит слово с выделением ударного слога, определяет его порядковый номер и кладет фишку на соответствующий слог в схеме.

Может быть и такой вариант игры: Класс делится на две команды. Каждая группа получает набор предметных картинок и соответствующих слоговых схем. Учащиеся соотносят слоговой состав слов со схемами и палочкой отмечают ударный слог. Побеждает группа, выполнившая задание раньше других.

Закончи слово

Цель: развитие произвольного внимания, отработка смысловых словообразовательных навыков и умений.

Ход. Записать продиктованную учителем часть слова. Прослушать варианты окончания слова. Закончить слово одним слогом. Прочитать, что получилось.

Мо (-ет, -гу, -жете); чи (-стота, -н, -тать); чет (-ный, -ко).

Шифровальщики.

Цель: расширение объема зрительной памяти, развитие внимания и самоконтроля, отработка смысловых словообразовательных навыков и умений.

Ход. Выделить из слова заданный слог, запомнить или записать его. В результате из выделенных слогов получаются слова.

1) Выделить из слова первый слог.

Устно: хорек, рокот, шорох – хорошо.

2) Выделить в словах ударные слоги (письменно). Составить из них предложение.

Горы, пилоты, сова, без, удочка, зима, капуста, красота, яма, рисунок, маленький. Голова без ума – пустая сума.

Перфокарты

Цель: формирования операции анализа и навыка самоконтроля, автоматизация умений и навыков слогового деления слов.

Ход. Соедини картинку с соответствующей схемой слова.

Прыгай точно .

Цель: развитие слуховой памяти, внимания, самоконтроля, автоматизация умений и навыков слогового деления слов.

Оборудование: две скакалки, предметные картинки.


Ход. Дети делятся на две команды. От каждой команды выходит по ученику. Учитель показывает предметную картинку. Дети определяют количество слогов в слове-названии предмета, изображенного на картинке, и прыгают через скакалку соответствующее количество раз. Ученик, сделавший это раньше других, получает фишку. Затем вызывается следующая пара. Побеждает команда, собравшая больше фишек.

Передай по телеграфу

Цель: развитие слогового и звукового анализа и синтеза.

Ход. Учитель произносит слово, дети хором произносят его по слогам, сопровождая произнесение слова хлопками в ладоши.

Может быть, и такой вариант игры: Дети телеграфируют слово по рядам: каждый ряд называет по одному слогу.

Собери слово

Цель: формирование процессов анализа и синтеза, развитие способности к воссозданию целого на основе зрительного соотнесения.

Ход. Перед вами необычная ёлка. На ней вместо игрушек висят карточки со слогами. Составьте слова из слогов.

2.3.Тема: Выделение и распознавание звуков.

Какой звук потерялся?

Цель: развитие слухового внимания и восприятия, формирование умения определять наличие и положение указанного звука в слове.

Ход. Учитель читает знакомые детям стихи. В каком –то из слов он не проговаривает первый звук. Дети обнаруживают искаженные слова, произносят их правильно и указывают, какой звук потерялся.

Например: Наша Таня громко лачет. (плачет – потерялся звук (п)).

Разложи вещи по полкам

Цель: развитие зрительного внимания, совершенствование умения осуществлять звукобуквенный анализ и синтез.

Ход. Игровое действие – разложить предметные картинки по трем полкам. На первую полку необходимо положить те картинки, в названии которых звук, указанный учителем, находится в начале слова. На вторую – те, в названии которых звук находится в середине. На третью – те, в названии которых звук находится в конце. (1-шапка, шубка; 2 – мишка, кошка; 3 – шалаш, карандаш)

Звук заблудился

Цель: развитие аналитико-синтетической деятельности, концентрации внимания, совершенствование навыков дифференциации звуков.

Ход. Учитель читает стихотворный текст. В каком-то из слов он заменяет один из звуков. Дети должны правильно произнести искаженное слово и назвать звук, который «заблудился» - попал не в своё слово.

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась.

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нем.

Но едва туда вошла

Буква-озорница –

Очень странные дела

Начали твориться…

Закричал охотник: «Ой!

Двери (звери) гонятся за мной!»

На ветвях полно врачей (грачей).
На виду у детворы

Крысу (крышу) красят маляры.

Мама с бочками (дочками) пошла
По дороге вдоль села.

Старый дедушка Пахом .

На козе (коне) скакал верхом.

Сели в ложку (лодку) и - айда!
По реке туда-сюда!

Врач напомнил Дяде Мите:
«Не забудьте об одном:

- Обязательно примите

Десять цапель . (капель) перед сном».

Писем мы не написали:

Тучку (ручку) целый день искали .

Сидит на грядке крепко
Оранжевая кепка (репка) .

Загремел весенний гно м ( г ро м ) ,
Тучи на небе кругом .

Говорят, один р ы б ак

В речке выло в ил б а шм а к .
Но зато ему потом

На крю ч ок поп а лся до м ( со м) .

Лежит лентяй на раскладушке,
Грызет, похрустывая, пушки (сушки) .

Ехал . дядя без жилета (билета),
Заплатил он штраф за это . "

Жучка будку (булку) не доела,
Неохота, надоело.

у вратаря большой улов:

Влетело в сетку пять . волов (голов).

Я рубашку сшила шишке (мишк е ),
Я сош ь ю ему штанишки.

На пожелтевшую листву
Роняет лев (лес) свою листву.

Гд е обедал, воробей?

В зоопарке, у дверей (зверей) .

На волке (полке) - сметана,
Т
в орог, мо л око.

И р ад бы п о есть,

Да достать нелегко.

Забодал меня котел (козел),

На него я очень зол .

Тащит мышонок в норку
О г ромную хлебную горку (корку).

Не учил уроки,

А играл в футбол.
Оттого " в тетрадке
Появился
го л (кол) .

На островок налетел ураган,

На пальме остался последний бар а н (б а н а н ) .

Под березами, где тень ,

Притаился старый день (пень) .

На поляне весной

Вырос зуб (дуб) молодой .

Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:

Там попзетзеленый лук (жук)
С длинными усами.

Эй, не стойте слишком близко .
Я тигренок, а не миска (киска).

Пять баранов (бананову скушал Толька
Й сказал: «Еще бы столько. .. »

Мы собираем васильки,

На головах у нас щенки (венки) .

(А. Шибае в.)

Чей рассказ лучше?

Цель: формирование умения определять наличие и положение указанного звука в слове, различать звуки, сходные по звучанию, и правильно употреблять их в речи. Выявление умения составлять связный рассказ.

Ход. Учитель предлагает придумать детям рассказ, в котором все слова начинались бы с одного и того же звука.

Вызванный ученик представляет свой рассказ. Все остальные подсчитывают количество слов, начинающихся с указанного учителем звука. Победителем считается тот, в чьём рассказе окажется таких слов больше.

Например: Папа позвал Пашу. Паша подбежал к папе. Папа привез Паше подарки. Паша получил в подарок пистолет и паровоз.

Герои сказок

Цель: закреплять умение определять наличие указанного звука в словах, выделять первый звук в слове, различать оппозиционные звуки и употреблять их в речи, осуществлять зрительно-двигательный контроль.

Ход. В этих домиках живут Буратино, Мальвина, Колобок, Леопольд, Дюймовочка. Выдели первый звук в имени каждого сказочного героя. Вспомни, какими буквами обозначаются эти звуки, и ты узнаешь, в каком домике живет каждый из них.

Пьеро собрался пойти в гости к своим друзьям. Как ты думаешь, кто его друзья? Почему ты так решил? Помоги Пьеро подобрать подарки для своих друзей. Для Буратино выбирай предметы, в которых есть звук [Р], для Мальвины – предметы, в названии которых есть звук [Л].

Кто больше запомнит?

Цель: развитие слуховой памяти, слухового восприятия и внимания.

Ход. Учитель читает текст. Дети должны запомнить слова, которые начинаются с изучаемой буквы. Кто больше запомнил, тот и победил.

Август. Алые астры. Аромат акаций.
- Ах , алыча! Ай, айва!

Арба абрикосов! Амбары астраханских арбузов . Афр ик а н ские ананасы!

Антоновка! Анисовка! Апорт!
Аппетитный август .

Орел облетал округу, оглядывал острым орлиным оком озеро, овраг, опушку.

Ого! Овечки! Отличный обед! – обрадовался орёл.

Облюбовал он одну овечку. Ой! Оказалась овечка облачком. Обманулся орел. Облако обернулось отважным охотником. Отогнал охотник орла.

Игрушечная история.

Игрушечная ива искрится изумрудом. Идет игрушечный и гуанодон. Изголодался. Исхудал. Изгрыз иву. Истоптал ири с ы, иван-чай, иван-да-марью.

Издали идет игрушечный индюк. Изумился игрушечный и гуанодон, испугался игрушечного индюка и исчез.

Утенок увидел улитку.

Ух! - удивился утенок. - Угощение! Ужин. Уползла улитка.

У-у! - унывал утенок. - Ужин убежал! Ускользнул!

Уймись! - убеждала упрямого утенка утка. - Улитка ужиный ужин.

- У гу! - утешился утенок .

Носорог нашел наволочку. Нюхал. Надкусил - невкусно. Напялил на носорожью ножищу. Не налезает . Нахлобучил на нос . Надевал набекрень, наискосо к , наклонял налево, направо. Никак!

- Нет! Нам, носорогам, непонятный наряд не нужен! - насупился носорог.

Сегодня стужа. Слабо светит солнце. Серый стылый сумрак. Сеют, сыплются снежинки.

- Скучно? Собирайся! Сейчас станем скатывать снеговика.

Слышен смех. Скрипят санки. Свистят снежки. Славно!

Звуковые часы

Цель: развитие мыслительных процессов анализа, синтеза, сравнения, наглядно-образных представлений, способности к воссозданию целого на основе зрительного соотнесения.

Оборудование: модель циферблата, в котором вместо цифр по кругу размещены предметные картинки.

Ход. Учитель вызывает к доске «часовщика», который по заданию учителя называет слова, начинающиеся с определенного звука, и устанавливает напротив нужного стрелку.

Назови свое слово.

Цель: развитие внимания, обучение приемам самоконтроля и самооценки в процессе закрепления умения дифференцировать твердые и мягкие, глухие и звонкие звуки.

Оборудование: мяч.

Ход. Учитель называет слово, начинающееся с твердого согласного звука, и бросает мяч учащемуся. Ученик ловит мяч и называет слово, которое начинается с парного мягкого согласного.

Звуки и буквы .

Цель: развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук, развитие зрительного внимания, восприятия.

Ход. Записать последнюю букву каждого слова (повторить правописание парных согласных в конце слова).

Пишу, шум, мороз, окно, крокодил, кино, мост, метла, парад, стекло, пожар, решето, нож, море.

Решение: Ум золота дороже.

Узнай, кто ты.

Цель: развитие аудиального внимания, закреплять умение определять наличие указанного звука в словах.

Ход. Учитель объясняет детям, что в результате выполнения задания каждый из них прочитает о себе в тетради что-то хорошее. Прослушав пару слов, определить, какой звук есть в том и в другом слове пары, записать его в транскрипционных скобках. Далее из звуков собрать слово и записать по правилам орфографии.

Муха – мост, мак – сад, лужа – лом, астры – шкаф, день – диск, эхо – лес, цирк – отец.

Решение: [ малад" эц] молодец.

Измени звук

Цель: закрепление умения дифференцировать оппозиционные звуки. Развитие зрительно-моторных навыков, развитие слуховой памяти и слухового восприятия.

Ход. Рассмотри картинки. Назови слова, отличающиеся одним звуком. Назови этот звук. Соедини картинки линиями.

Волшебная палочка Петрушки

Цель:

Оборудование: игрушка Петрушка, предметные картинк и или игрушки, палочка .

Ход. Уч и тель сообщает детям, что Петрушка пришел поиграть с нами в слова. Петрушка будет касаться волшебной палочкой разных предметов, а эти предметы будут звучат ь . Учитель с Петрушкой в руках касается предмета на картинке ил и игрушки , дети произносят соответствующее сло в о, раздельно и отчетл и во называя все звуки.

Зв у к-озорник

Цель:

Оборудование: предметные картинки .

Ход. . Учитель сообщает игровую ситуацию: « В пос ле д н ее время звуки не слушаются меня. Они стали уб ег а т ь из с л ов . Помогите по й мать озорников» . Учитель показывает р и су н ок и на зывает нар и сованный предмет, не произнося первы й з ву к сло ва : «Э т о _ люч (ключ)», Дети произносят с л ово пра в иль н о и называют звук, который «сбежал» , [ к ]. Сначала учитель предлагает сл о ва типа: _тол - стол, _ЛОН - С ЛОН, потом - урица - курица и т . д . Роль учителя могут вып о лнять вызванные к доске учащиеся - они пока з ывают картинку и, называя изображенный на не й п р е дмет , не произносят первый звук. "

Фанты

Цель: развитие аналитико-синтетической сферы, самоконтроля деятельности.

Ход. Учитель называет разные слова, дети хлопа ют в л а доши , если в слове есть заранее н азванный учителем зву к. Т е , кт о о ши бся, платят фанты. Чтобы выкупить фант, необ х одимо в ып ол нить за дание фонетического характера: подсчитать кол ич ес т во с лог ов в слове, определить ударный слог , указать первы й (послед ний ) з ву к; п оследовательно назвать все звуки слова . Зада ни я для вык уп ающи х ф ан ты подбирают учащиеся класса.

Последний звук в слове - за тобой

Цель: развитие логического мышления, слухового внимания, оперативной памяти, восприятия.

Об орудование: предметные рисунки, игрушк и .

Ход. Учитель показ ы вает картинку, называет предмет, и зо бр аженный на ней, не произнося последний звук слова-названия: сто : (стол). Учащиеся хором дог о варивают не о б хо димый з в ук [л ].

Какой звук следующий?

Цель: закрепление умения осуществлять звуковой анализ, развитие аудиального внимания.

Об орудование: предметные картинки, игр у шки.

Ход. Учитель показывает картинку (игрушку), а дети по ег о с игналу послед о вательно произносят звуки , из кото рых складывается название предмета .

Может быть, и такой вариант игры: звуки одного слова могут произно с ить ся по очереди учениками первого ряда, звуки другого с лова - учениками второго ряда . Победителем считается ряд, не д опустивший ошибок при произнесении звуко в слова.

Где звук?

Цель: закреплять умение определять наличие указанного звука в словах, выделять первый звук в слове, осуществлять зрительно-двигательный контроль.

Обору д ование: индивидуальные наборные полотна, фишки, схемы с л о в.

Ход. Учитель предлагает учащимся определить м е ст о названного им звука в сл о ве (в начале, в середине, в конце) и в с оо тв етствии с этим установить фишку на индивидуальном наб о рн о м полотне. Уче н ик по вызову учителя выходит к доске и устанавливает фи шк у на схеме слова.

Хлопай с нами!

Цель: закреплять умение определять наличие указанного звука в словах, различать оппозиционные звуки и употреблять их в речи, осуществлять зрительно-двигательный контроль.

Ход. . Учитель называет слова, дет и хлоп а ют в ла до ши т о гда, когда слыша т назва н ный звук . Оди н из учен и ков вы полняет это задание у доски , стоя лицом к классу . Если он о шибается, класс показывает ему , что ош и бка з а мечен а, выкри к ивая хором: «Хлопай с нами!»

2.4.Тема: Графический анализ облика букв. Соотнесение звука с буквами.

Полубуковка

Цель: развитие зрительного восприятия, способности производить анализ расположения фигур в пространстве. Развитие устойчивости внимания, целенаправленности деятельности.

Оборудование: ширма размером с тетрадный листок , к а рточки букв из кассы.

Ход. Учитель прячет карточку с буквой за ширму потом выдвигает ее из-за ширмы таким образом, чтобы бы л видна половина буквы (верхняя, нижняя, правая, левая) . Д ети называют букву.

Не потеряйся

Цель: Развитие зрительной памяти и внимания.

Оборудование: карточки букв.

Ход. Учитель выкладывает на столе тыльной ст ор оной вверх карточки букв, которые запланировал, повторить с учениками. Число букв должно соответствовать количес т ву учащ и хся. По команде учителя: «Буквы, ко мне!» дети , у ко торых на карточке названная буква, бегут к доске, подним аю вверх карточки с буквами, и выстра и ваются в шеренгу. Учит ель
переходит в другое место и вызывает к себе группу учащи хся с другой буквой. В конце игры прочитываются буквы каж д ой группы: осуществляется проверка , все ли буквы находятся в своих " командах .

Сломанная лестница

Цель: развитие зрительного внимания и памяти.

Оборудование: полоски бумаги, символизирующие ступ ени лестницы, с н а писанными на них буквами.

Ход. Учитель устанавливает на наборное полотно четыре-пять полосок-ступеней с буквами. Дети «бегают» вверх-вниз по ступенькам - читают установленные буквы . Учитель просит детей закрыть глаза, сам в это время убирает одну из ступеней лестницы. Дети открывают глаза и назыв а ю т, какая ступенька сломалась - какой буквы не стало.

Каждой карточке свое место

Цель: развитие зрительной памяти, зрительного восприятия, внимания.

Оборудование: большие и маленькие карточки букв.
Ход. Учитель устанавливает на наборном полотне большие карточки с буквами, а на столе выкладывает тыльной стороной вверх маленькие карточки . Вызванный ученик берет карточку со стола, устанавливает ее рядом с соответствующей большой карточкой на наборном полотне и читает букву.

Найди , на ощупь

Цель: развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук, развитие кинестетического восприятия, способности производить анализ фигур.

Оборудование: пластмассовые, вырезанные из картона или наклеенные из наждачной (бархатной) бумаги на карточки буквы, мешочек .

Ход. Учитель дает задание найти в мешочке определенную букву. Вызванный ученик из трех букв, находящихся в мешочке, на ощупь отыскивает нужную и показывает ее классу. Во время поиска учеником буквы в мешочке все остальные дети находят букву в своих кассах.

В какую коробку

Цель: развитие мышления: обобщение и систематизация, закрепление умения осуществлять звуковой анализ,

Оборудование : несколько коробок, предметные картинки, к арточки букв.

Ход. Учитель выставляет коробки и приставляет к каждой определенную букву. Вызванный ученик берет любую из лежащих на столе тыльной стороной предметных картинок, определяет первый звук слова - названия предмета, на н ей изображенного, и помещает в коробку с соответствующей буквой.

Вариант 1. Перед коробкой устанавливается не буква, а кар т инка. Вызванный ученик берет карточку с буквой из числа тех, ч то лежат тыльной стороной на столе, определяет первый звук словах - названиях картинок перед коробками и помещае т бу к венную карточку в нужную коробку .

Вариант 2 . Игра проводится по группам .

Вариант 3. Игра может проводиться с самым разнообразным оборудованием: каждую бусинку на свою ниточку, под каждой е лочкой свои грибочки, в каждую вазу свои цветочки.

Листочки деревьев

Цель: закреплять умение обобщать, определять первый звук в слове,

Оборудование : картонные деревья с прорезями, предметные картинк и , карточки букв.

Ход. В прорези картонных деревьев устанавливают с я предметные картинки , слова-названия которых начинаются о дного и того же звука. Ученик анализируе т слов а н а своем дереве, определяет первый звук в них, находит карточку с соответствующей буквой и ус т анавливает ее под деревом.

Найди по описанию

Цель: запоминание графического облика букв, развитие зрительной памяти.

О борудование: карточки букв .

Ход. Учитель выставляет на наборном полотне буквы, запланированные для повторения . Затем он представляет описание буквы, а дети по этому описанию должны угадать , о какой букве идет речь. Например: буква состоит из трех палочек, две стоят , а третья лежит на них сверху , какая э то буква? Де т и называют букву: это буква П .

Напиши в воз д ухе

Цель: развитие зрительного восприятия, способности производить анализ расположения фигур в пространстве.

Ход. Учитель пре д лага е т вы з в ан ном у ученику п р е дс тави т ь, ч т о у нег о в ру ках ме л , и чт о о н п ишет на доске ка ку ю иб о бу к в у. У ченик, п о ве р н у вшись с пиной к к лас с у , чертит в в о з дух е б ук ву . Дет и о тгады в а ю т , к ак ую б укв у о н на п ис ал.

Поймай букву

Цель:

Оборудование: Карточки с текстами из газет, старых книг .
Ход. Все ученики получают карточки. По си г налу учителя дети начинают просматривать текст по строчка м , обводя кружочком букву, указанную учителем. Побеждает то т, кто обведет большее количество букв.

Может быть и такой вариант игры: игра усложняется. Уч и тель предлагает поймать две буквы. Одну бу к ву дети обвод ят кружком, другую подчеркивают.

Соберем грибы в корзинку


Цель: развивать умение группировать предметы.

Оборудование: Вырезанные из бумаги грибы с написанны ми на них буквами, картонные корзинки с кармашками, на котор ых те же буквы.

Ход. Вызванные учащиеся берут корзинки и по д бирают с ковра грибы с теми буквами, которые изображены на кармашках корзинок . После сбора всех грибов осуществляетс я проверка. Грибники достают грибы из карм а шка, весь класс х о ром читает букву, на них изображенную.

Буквы-подружки

Цель: развитие мыслительных операций: сравнение, анализ.

Оборудование: На доске или наборном полотне выставляются два столбика букв: во втором такие же, как и в первом, но в другом порядке.

Ход. Учитель предлагает найти каждой букве из первого столбика букву-подружку (такую же) во втором столбике и «связать» их веревочкой - соединить чертой. Вызванный ученик находит пару.

Найди лишнюю букву

Цель: развитие зрительного восприятия, устойчивости, концентрации, объема внимания.

Оборудование: на доске записываются несколько строчек одной и той же буквы (по четыре в каждой строке). Среди четырех есть одна, которая отличается от остальных размером (она больше или меньше остальных), цветом " или графикой.

Ход. По вызову учителя ученик выходит к доске, анализирует буквенный материал, находит лишнюю букву, объясняет, почему она лишняя, и обводит ее кружочком.

Что изменилось?

Цель: развитие зрительной памяти и внимания, развитие зрительно-пространственного восприятия .

Оборудование: касса букв.

Ход. Учитель выставляет на наборном полотне четыре буквы, просит детей хором прочитать их. Дет и читают, запоминают порядок букв и по сигналу учителя закрывают гла з а. В это время расположение букв меняется. Открыв гла з а , дети должны метить изменения и охарактеризовать их: что изменилось .

Чья цепочка длиннее?

Цель: развитие мелкой моторики, активизация долговременной памяти.

Ход. Учитель на доске пишет букву и предлагает детям превратить ее в другую. У кого больше получится букв.

Ось симметрии .

Цель: развитие образного мышления, операций анализа и абстрагирования.

Ход. Учитель на магнитную доску прикрепляет буквы, а детям предлагает назвать буквы, имеющие одну ось симметрии, две оси симметрии (вертикальную, горизонтальную). Предварительно объяснив, что такое “ось симметрии”, “вертикальная”, “горизонтальная”. Посмотри внимательно на буквы.(Буквы Н, Ж, О, Х имеют две оси симметрии.)

Какие слова имеют горизонтальную ось симметрии? А какие слова имеют вертикальную ось симметрии?

2.5.Тема: Слоги, слова и предложения.

Буква потерялась

Цель: формирование процессов анализа и синтеза, развитие способности к воссозданию целого на основе зрительного соотнесения, совершенствовать навыки моделирования односложных слов.

Ход. Вставь пропущенные гласные буквы

Зв. к Л. фт

Бр. т Б. нт

Кр. н Л. ст

Ст. к Сп. р

Др. г К. рм

К. ст Гр. б

П. рк Дв. р

Б. нт Кр. т

Г. сть К. нь

М. рт Д. м

Кл. сс С. п

Добавь слоги

Цель: развитие операций анализа и синтеза, зрительного внимания и зрительной памяти, закрепление и отработка словообразовательных навыков и умений.

Ход. Какие слоги пропущены? Прочитай столбики слов.

..шади..ротник

Ло..ди Во…ник

Лоша.. Ворот…

..мидор …точка

По..дор Лас…кА

Поми… Ласточ..

..лоска Са..ги

По..ка Сапо..

Полос.. ..поги

Мо..ко Бу..га

Боро.. Ра..га

Пиро.. Со..ка

Зада.. ..рока

..лото Го..би

Бо..то Голу..

Закончи рассказ.

Цель: развитие логического мышления, активизация знаний об окружающем мире, развитее связной речи.

Ход. Прослушать рассказ и добавить одно предложение так, чтобы рассказ оказался завершенным по смыслу. Из вариантов, предложенных детьми, выбирается самое веселое, самое грустное или самое фантастическое окончание рассказа.

Конвейер.

Цель: определение уровня речевого умения; точного отбора слов в соответствии с речевой ситуацией.

Ход. Перед началом игры объяснить, что такое конвейер и почему можно так назвать игру, в которую предстоит включиться детям: предложение будет собрано, как на конвейере – каждый ставит по словечку.

На доске 3–5 сюжетных картинок. Один ученик мысленно выбирает одну из них, придумывает по ней предложение и называет только первое слово. Остальные участники игры добавляют к услышанному слову каждый свое, так чтобы получилось грамматически верное предложение, соответствующее сюжету. Контролер произносит получившееся предложение целиком и оценивает его. Ученик, начавший игру, произносит свой вариант. Использованная картинка заменяется новой, игра продолжается.

Пропали знаки препинания

Цель: развитие логического мышления, активизация знаний об окружающем мире, развитее связной речи, обобщение и определение речевых умений и навыков.

Ход. Прочитай стихотворение. Расставь правильно знаки препинания, чтобы исключить нелепый смысл.

В реке там рыба на бугре

Мычит корова в конуре

Собака лает на заборе

Поет синичка в коридоре

Играют дети на стене

Висит картина на окне

Узоры инея в печурке

Горят дрова в руках девчурки

Нарядная там кукла в клетке

Ручной щегол поет салфетки

Там на окне лежат коньки

К зиме готовят там очки

Лежат для бабушки тетрадки

Всегда содержатся в порядке.

Слоги

Цель: развитие аналитико-синтетической сферы (слогового анализа и синтеза).

Ход. Из данных слогов составь слова .

го, ва, ло за, ча, да

ра, та, бо во, та, ро

зи, кор, на жи,дру,на

ти, лис, ки ва,кро,ти

ка, мар, тыш ник,пов,ши

бо, да, ро ков,мор,ка

со, кА, ро пар,зан,ти

ды, лан, ши кА,руш,ста

Стрелочники.

Цель: развитие слухового внимания и памяти.

Ход. В этой игре все участники будут стрелочниками, пропускающими "поезда" – рассказы. Прослушав рассказ, стрелочник поднимает карточку с цифрой, соответствующей количеству предложений в рассказе. Если эта цифра определена правильно, "поезд" благополучно минует "станцию". Если кто-то из стрелочников ошибся и неправильно определил количество предложений, считается, что он привел "поезд" к крушению, и, следовательно, выбывает из игры.

Кто самый внимательный?

Цель: тренировать обратную память, определение уровня речевого умения в соответствии с контекстом и речевой ситуацией.

Ход. Прочитай в обоих направлениях предложения-перевертыши и отметь те их них, в которых изменился порядок слов.

    А Лиза – мазила

    А лес у села.

    Ада реке рада.

    Анна, барабан на!

    Авось сова тут.

    Арбуз у зубра.

    Дед Лиду будил.

    Домик, как комод.

    Зевака рака вёз.

    Иди искать такси, иди!

    Коту тащат уток.

3.Заключение

Главной задачей начальной школы является то, что она призвана заложить у ребенка знания, сформировать навыки и умения, развить способности и задатки, необходимые для дальнейшего обучения в школе. Одним из таких необходимых условий является развитый фонематический слух, потому что он является основой для овладения орфоэпическими и орфографическими навыками.

Предлагаемая система упражнений предназначена для развития или коррекции навыков учебной деятельности у детей в возрасте от 6 до 10 лет. Задания, представленные в пособии, стимулируют развитие произвольности психических процессов, продолжительной умственной трудоспособности, умения обобщать и классифицировать предметы и понятия, наглядно-схематического и логического мышления. В ходе работы также развивается мелкая моторика и совершенствуются графические навыки.

В результате этой работы качество знаний по русскому языку к концу учебного года у некоторых учащихся повысился. Они стали заметно лучше писать; стали меньше допускать ошибок на изучаемые правила: правильно делают звуко – буквенный анализ, разбор слов по составу, морфологический разбор частей речи; правильно находят главные и второстепенные члены предложения.

4.Литература

    Кречетова, Н.М. Профилактика нарушения чтения и письма у детей [Текст] / Н.М. Кречетова. – Логопед: научно – методический журнал, 2008. – № 3. – с. 11 – 27.

    Ситдикова, Д. Коррекционно – речевые развивающие игры. Индивидуальные занятия с детьми [Текст] / Д. Ситдикова. – Школьное воспитание, 2009. – № 12. – с. 122 – 123. – ил.

    Новикова, Е.Л. Создание здоровьесберегающей среды для формирования правильного речевого дыхания у детей 7 – 10 лет с ОНР: [игры и упражнения] [Текст] / Е. Л. Новикова. – Школьная педагогика, 2009. – Февр. (№ 2). – С. 38 – 43. – ил.

    Панфилова, И. Играя, учимся: [упражнения для детей, испытывающих трудности с правильным произношением звуков] [Текст] / И. Панфилова. – Социальная защита, 2008. – № 6. – Социономия (социальная работа), 2008. – № 6. – с. 29 – 32.