Для более эффективной работы. Повышение эффективности работы персонала в любой отрасли

Владимир Каменецкий, Генеральный Директор и владелец ГК «СофтБаланс», Санкт-Петербург

Самые лучшие работники - предприимчивые сотрудники. Их переполняют новые идеи, они готовы много работать и брать на себя ответственность. Но они же и самые опасные - рано или поздно решают работать на себя. В лучшем случае просто уйдут и создадут свое дело, в худшем - прихватят вашу информацию, пул клиентов и станут конкурентами.

Если Вы уже являетесь подписчиком журнала «Генеральный Директор», читайте статью

  • Зачем открывать для сотрудников сведения о доходах и расходах каждого подразделения

  • Как сказываются на производительности труда сведения о зарплатах коллег
  • 
Какие возникают сложности из-за доступных данных и как их решать

  • С чего начать путь к открытости компании
  • Пример повышения эффективности персонала в компании Buffer

Поговорим о том, как повысить эффективность персонала. В моей компании нет секретов от сотрудников. Доступна вся информация, в том числе и финансовая – от прибыли конкретной сделки до моей зарплаты. Двери во все помещения прозрачны и открыты, на ключ закрываем лишь серверные и вентиляционную. Мой опыт показывает, что в таких условиях гораздо проще работать. Легко делегировать полномочия, контролировать работу, обосновывать необходимость перемен.

Выгода 1. Открытость информации о деятельности компании помогает нам свободно обсуждать любые вопросы, подключая широкий круг специалистов и не тратя время на соблюдение мер конфиденциальности.

Выгода 2.Открытость помогает более качественно обслуживать клиентов. Многие из них пользуются услугами различных департаментов нашей компании. Чтобы действия были согласованными, мы используем CRM-систему, в которой каждый специалист может мгновенно увидеть всю историю взаимоотношений с клиентом. Мы не тратим время и силы на выстраивание хитрых механизмов распределения прав доступа – информация открыта всем сотрудникам.

Выгода 3. Открытые двери в комнаты всех отделов сметают барьеры в общении между сотрудниками, а это очень важно для обмена профессиональным опытом. Так, если сроки поджимают, а задача трудная, у нас принято просто написать всем письмо: «Кто-нибудь сталкивался с подобной проблемой? Подскажите, как решали». Обычно автор вопроса получает по несколько подробных ответов. Кроме того, мы ведем архив всех проектов. Конечно, сотрудники не часто его просматривают, однако, если возникает необходимость, он помогает, особенно новичкам.

  • Эффективность работы сотрудников: как провести оценку быстро

Как повысить эффективность персонала, внедрив подход открытости

Всю финансовую информацию можно увидеть в нашей корпоративной информационной системе. У всех сотрудников есть права на ее просмотр. Учитывая, что подавляющее большинство работающих у нас – специалисты по внедрению учетных систем, проблем с объяснением, где и что искать, практически не возникает.

Один из самых просматриваемых документов – отчет о доходах и расходах. В нем каждый сотрудник может увидеть, из чего сложился доход того или иного подразделения, какие были расходы, какова операционная и чистая прибыль. Считаю это очень важным: каждый работник видит, как его деятельность отражается на успехах всей компании.

При желании любой работник может легко узнать уровень дохода коллеги и понять принципы расчета. Для этого нужно открыть в корпоративной системе документ «Начисление заработной платы», выбрать нужный период и, кликнув по ссылке, перейти к файлу Excel с расчетом зарплаты. Здесь мы используем Excel, а не информационную систему специально – в этом случае все сотрудники могут быстро понять принципы расчета, выраженные в простых формулах.

Кроме того, схема расчета премиальной части зарплаты описана в регламентах. Алгоритмы во всех отделах разные. Например, в одних подразделениях процент считается от персональной выработки (валовой прибыли), в других сначала вычисляется общий премиальный фонд отдела, который потом распределяется между сотрудниками.

Информация о том, что некоторые коллеги имеют очень хороший доход, обычно оказывает на сотрудников стимулирующее действие: люди видят, что добиться высокой зарплаты реально, понимают, куда расти. У нас нет ни одного руководителя со стороны, все выросли до своих должностей внутри компании.

Карьерная лестница в нашей компании короткая и включает всего три ступени управления: руководитель проекта, руководитель отдела, руководитель департамента (фактически директор отдельного бизнеса). Но границ для профессионального роста практически нет. Если у работника есть идеи и драйв для их реализации, мы даем добро на открытие нового направления. К примеру, год назад трое сотрудников службы внутренней автоматизации создали новый отдел разработки мобильных приложений.

Сокрытие информации о заработках коллег, на мой взгляд, дает больше поводов для конфликтов и натянутых отношений. Представьте, в один прекрасный день сотрудник приезжает в офис на новом шикарном автомобиле или рассказывает, что переехал в новую квартиру. Его близкие друзья, скорее всего, знают, что ему помогли обеспеченные родители. А у других могут появиться подозрения, что коллеге слишком много платят.

  • Как с помощью нематериальной мотивации добиться высочайшей производительности

Говорит Генеральный Директор

Евгений Фролов, совладелец и Генеральный Директор компании «Высоцкий консалтинг», основатель компании «Инсайт-Альянс», Москва

Полностью согласен с тем, что для построения сплоченной команды важна прозрачность в действиях. Начните внедрять данный подход с ключевых руководителей.

Во-первых, без изменения точки зрения руководителей успешной работы с их подчиненными не получится.

Во-вторых, основные топ-менеджеры дают большую часть результатов. Начав с них, вы максимально быстро получите положительный эффект.

Вводите прозрачность терпеливо, не заставляйте разбираться в финансовых потоках, а объясните, для чего вы это делаете. Действуйте через понимание, естественное желание руководителя разобраться: «Я хочу, чтобы вы как следует понимали финансовую картину компании и могли вносить свои ценные предложения, с вашей помощью мы можем вывести компанию на новый уровень». A не через «Я сказал, что вы должны знать, откуда у нас приходят деньги и куда уходят, это обязательно».

Какие проблемы возникают в коллективе из-за открытой информации о зарплатах

Открытая информация о зарплатах периодически вызывает вопросы сотрудников и недопонимание. Для меня это сигнал, что нужно еще раз уделить внимание подчиненным: объяснить принципы расчета вознаграждения, а также вместе подумать, как можно увеличить заработок. В ряде случаев после таких бесед сотрудники принимают решения о переходе в другое подразделение, например, работники горячей линии часто становятся высокооплачиваемыми консультантами проектного отдела.

Недавно ко мне обратилась сотрудница-старожил с вопросом, почему нескольким работникам департамента обеспечения и развития не начислили годовой бонус. Сама она трудится в другом отделе, но, по ее словам, отсутствие премии сотрудники восприняли как негативную оценку их работы. В тот же день я отправил ей письмо:

  • отличное, превосходящее ожидания, выполнение текущих обязанностей;
  • успешное достижение поставленных целей;
  • вклад в совершенствование работы компании (генерацию и реализацию новых идей, подходов, методов, способствующих радикальному улучшению качества);
  • выход за границы своей должности (помощь коллегам из других подразделений, расширение стандартной зоны ответственности и пр.)».

На мой взгляд, квартальные премии достаточно объективно отражают первые два пункта: отличное выполнение своих обязанностей и успешное достижение целей. А вот те сотрудники, про которых я действительно могу сказать, что они внесли вклад в совершенствование работы компании, вышли за границы своей должности, – вот их я отметил дополнительным годовым бонусом. Однако из этого совершенно не следует, что сотрудники, не получившие годовой бонус, плохо работают! Я не хотел бы заминать этот вопрос и готов более детально пояснить свою позицию. Если ты считаешь, что по этому вопросу есть недопонимание в коллективе, давай устроим встречу».

Затем на встрече еще раз разъяснил принципы начисления премий в компании, мы наметили план, следуя которому, работники смогут получить бонус в будущем периоде.

Что дают отчеты о достижении целей

В нашей компании нет планов в классическом понимании, когда руководство спускает сотрудникам некие цифры, от достижения которых будет зависеть премия. Вместо плана мы ставим цели. Причем их формулируют сами сотрудники (если речь идет о персональных целях) или менеджеры подразделений после обсуждения со мной приоритетов развития компании.

Ежеквартально составляется два вида отчетов – отчет руководителя по итогам деятельности коммерческого подразделения и индивидуальный отчет сотрудника департамента обеспечения и развития. Отчеты пишем в свободной форме, хотя есть рекомендованный образец. Доступ к этим отчетам имеют все сотрудники компании.

Отчеты коммерческих подразделений. В них должны быть представлены не только достигнутые результаты или финансовые показатели, но и сведения о том, что было сделано для развития персонала, совершенствования операций, маркетинга. Я ввел это правило, следуя логике авторов системы сбалансированных показателей: если мы будем иметь надлежащим образом обученный и хорошо мотивированный персонал, непрерывно совершенствовать качество и эффективность операций, своевременно выяснять и удовлетворять потребности клиентов, то наши доходы будут расти, и это даст нам ресурсы для дальнейшего развития. Поэтому в отчетах пишется, например, о том, что кто-то из сотрудников сдал экзамен и получил сертификат «1С:Специалист», кто-то прошел обучение на тренинге «Телефонные продажи» и пр. В этом же отчете руководитель отдела прописывает цели на ближайший квартал.

Индивидуальные отчеты. Их готовят сотрудники обеспечивающих подразделений (отдел маркетинга, служба управления персоналом и пр.). Каждый работник должен ответить в отчете на ряд вопросов. Вот некоторые из них:

  • Какие цели были поставлены, каков результат их достижения?
  • Что было сделано для повышения качества и эффективности своего труда и работы коллег?
  • Что нового и полезного было привнесено в деятельность компании?
  • Чему сотрудник научился?
  • Что хотел бы улучшить в своей работе в следующем квартале?

По всем отчетам я или мой заместитель даем обратную связь. В режиме рецензирования кратко оцениваем, насколько согласны или не согласны с указанным результатом, пишем комментарии, при необходимости уточняем формулировку целей на следующий квартал, расставляем приоритеты.

Более оперативная информация о деятельности компании собирается в ежемесячном дайджесте, который мы рассылаем всем сотрудникам в последний рабочий день каждого месяца. Начинается он новостями о наших подшефных (интернат) и нашей помощи им, далее идут рассказы о наиболее ярких событиях отделов и компании в целом. Завершается дайджест ссылками на 5–10 интересных статей, найденных сотрудниками в Интернете. Например: «Перерыв в работе. Как правильно его использовать?», «Пять простых советов по вводу текстов на сенсорных экранах» и др. Информацию готовят руководители или ключевые сотрудники отделов. Копирайтер все собирает, красиво оформляет, добавляет фотографии и ссылки. Предварительную версию дайджеста проверяю я и мой заместитель. При необходимости мы дополняем его или, например, рекомендуем копирайтеру сделать на том или ином событии бо льший акцент.

  • Внедрение системы сбалансированных показателей: все о Balanced Scorecard
  • l&g t;

    Как сделать свою компанию открытой и повысить эффективность труда персонала

    Если вся корпоративная информация общедоступна, нет поводов для слухов и сплетен и энергия не тратится зря на беспричинные страхи. К тому же, когда все у всех как на ладони, приходится всегда быть в тонусе (см. также в конце статьи).

    Конечно, может случиться, что работник передаст ту или иную информацию конкурентам, однако у нас за 20 лет такой инцидент произошел лишь раз. Сотрудница сообщила им цены, которые были указаны в выставленных нами счетах. Мы об этом узнали от клиентов: конкуренты предложили им купить то, что предлагаем мы, но на 1–2% дешевле. Однако опыт работы с нашей компанией оказалась для клиентов важнее скидки. Когда все вскрылось, сотрудница уволилась сама.

    Тем не менее, если ваша компания решит пойти по нашему пути, я рекомендую придерживаться следующих правил.

  1. Начните наводить порядок в управленческом учете. Делиться недостоверными данными нет смысла. Информационная система должна работать в первую очередь на руководителей компании и ее сотрудников, а не на налоговую инспекцию.
  2. Далее стоит наладить процесс информирования персонала об основных итогах деятельности компании. Советую сначала ознакомить сотрудников с нефинансовыми показателями: что сделано в области развития персонала, какие приняты меры по привлечению клиентов, повышению качества. Раскройте планы на будущие периоды, пригласите сотрудников к обсуждению стоящих перед компанией целей. Но не стоит обходить стороной и финансовые показатели. Если Вы не готовы сразу раскрывать размер чистой прибыли, поделитесь с сотрудниками анализом валовой прибыли в разрезе товарных групп, центров финансовой ответственности.
  3. Сформулируйте правила распределения валовой прибыли внутри подразделений. Определите, какая часть идет на ФОТ, какая – на развитие направлений, какая остается в компании. Установленный порядок нужно закрепить в регламенте. Одновременно с этим определите правила расчета зарплаты. Это сложный процесс, требующий времени. В результате в компании не должно остаться ни одного сотрудника (включая Генерального Директора и собственника), зарплата которого считалась бы по формуле «просто мы так договорились». Правила распределения прибыли и расчета зарплаты Вам нужно в первую очередь представить руководителям подразделений. После того как вы убедитесь, что схема понятна и принята начальниками отделов, можно ознакомить с ней весь коллектив. Не удивляйтесь тому, что к этому моменту большинство уже будет знать о принципах расчета зарплаты коллег.
  4. Определите, с какой регулярностью вы будете передавать сотрудникам информацию. Это зависит от размера компании. Например, когда нас было 10 человек, все было и так на виду. Когда стало больше 40, я проводил собрания ежемесячно. Сейчас, когда нас 250 человек, об итогах работы я подробно рассказываю сотрудникам раз в год на общем собрании. А результаты работы за квартал выкладываются в электронном виде в общем доступе.
  5. Главный фактор успеха – ваша личная заинтересованность и активное участие. Проект «Открытость» должен быть вашим на 100%.

Временные затраты на повышение работоспособности персонала

Если ваша информационная система дает достоверную, оперативную и понятную информацию о результатах деятельности, сроки перехода к открытости зависят от размера компании. Рискну предположить, что здесь работает следующая эмпирическая формула:

Количество месяцев = Число сотрудников: 20.

То есть компания из 20 сотрудников может уложиться и в один месяц. А предприятию с тысячью работников может потребоваться несколько лет, так как должны пройти значительные изменения в корпоративной культуре.

Полная открытость: опыт зарубежной компании Buffer

В компании Buffer открыта вся информация:

На зарплату сотрудников влияют 5 факторов:

  • тип работы. В частности, у нас различается зарплата для службы поддержки, инженеров, дизайнеров, руководителей и пр.;
  • ранг. Зарплата зависит от уровня должности – 5-20% к базовому окладу. Утверждается и фиксированная премия, которая зависит от выручки компании;
  • опыт – для профессионала коэффициент 1.3., для новичка 1;
  • территориальное нахождение сотрудников. Наличие и размер прибавки зависит от конкретного города работы сотрудника;
  • участие сотрудника в бизнесе. В частности, работник может выступать акционером компании либо получать вместо этого ежегодную прибавку $10 тыс.

Владимир Каменецкий окончил кафедру прикладной математики Санкт-Петербургского политехнического института. В 1993 году, учась на четвертом курсе, основал компанию «СофтБаланс». Кроме того, окончил экономический факультет Санкт-Петербургского государственного университета по специальности «управление маркетингом» и курс «Управление предприятием» в Высшей школе экономики. В 2008 году получил степень MBA в Открытой школе бизнеса.


ГК «СофтБаланс»

Сфера деятельности: системная интеграция и разработка программного обеспечения

Численность персонала: 250

Валовая прибыль: 316 млн руб.
Подписчик электронной версии журнала «Генеральный Директор»: с 2014 года

ООО «Высоцкий консалтинг»
Сфера деятельности: консалтинг в области управления бизнесом
Численность персонала: 100 сотрудников
Годовой оборот: 190 млн руб.

Процент «трудоголиков» среди ИТ-специалистов невероятно велик: они могут часами обсуждать решение задачи, сутками сидеть за компьютером, годами не бывать в отпуске, переходя из проекта в проект. Однако это подвижничество почему-то может никак не сказываться на эффективности работы коллектива ИТ-департамента.

Повышение эффективности работы персонала - предмет заботы практически каждого руководителя ИТ-службы - и небольшой компании, и промышленного гиганта. Система мотивации персонала нередко строится методом проб и ошибок, причем количество ошибок довольно велико. Как оптимизировать мотивационные модели? Как вызвать у людей желание работать именно в этой организации, работать на достижение бизнес-результата?

В ИТ-службах часто складывается ситуация, когда люди хорошо мотивированы в работе над проектом, понимают цели и задачи работы, четко видят горизонты, осознают зоны ответственности и работают с полной отдачей. В повседневной же работе картина часто существенно отличается: люди не задумываются о конечных целях своей работы, не чувствуют стимула выполнять ее максимально хорошо. Получается, что спринтерские дистанции коллектив проходит быстро и слаженно, а вот достижения на стайерских дистанциях выглядят куда более скромно. Поскольку зачастую руководители не в состоянии переломить ситуацию, начинается поиск внешних факторов влияния. В ход идут любые объяснения - от общего состояния российской экономики, которое, как океан в капле, отражается в организационных особенностях отдельных компаний, до специфики российского менталитета, который, конечно, иногда позволяет «быстро ехать», но лишь за счет того, что перед этим долго и медленно «запрягают». Однако каким бы успокоительным и достоверным ни выглядело объяснение, проблемы оно не решает.

Для того чтобы понять причину этого феномена, надо рассмотреть реальные, а не декларируемые организационные принципы компании в целом и ИТ-подразделения в частности.

Формула успеха

О создании или совершенствовании системы мотивации задумываются, когда возникает необходимость в повышении эффективности работы сотрудников, в более рациональном использовании трудовых ресурсов. Нередко руководители описывают проблему примерно так: «Люди работают замечательно, любят свою профессию - вплоть до того, что готовы отдавать компании и свое личное время, по собственной инициативе работая сверхурочно. Они - хорошие профессионалы. Но в целом ИТ-служба работает не так эффективно, как это могло бы быть, время и трудовые ресурсы используются нерационально». Зачастую ощущение неэффективного использования трудовых ресурсов возникает на интуитивном уровне и не подкреплено никакими показателями. Выходом из создавшейся ситуации руководителям часто видится изменение системы мотивации персонала, под которым, как правило, понимается увеличение оклада.

«Повышение эффективности работы компании или ее подразделения не ограничивается созданием мотивационных схем. Эффективность работы людей зависит не только от мотивации, поэтому необходимо рассматривать ее в сочетании с другими значимыми факторами влияния. Подход к созданию эффективной системы работы персонала, который мы практикуем, довольно часто применяется на Западе, но пока не получил широкого распространения в России», - рассказывает Дмитрий Волощук, консультант направления «Управление эффективностью персонала» компании «Экопси Консалтинг».

В рамках этого подхода эффективность рассматривается как производная трех элементов:

Эффективность = компетентность / организационные барьеры x мотивация,
где компетентность - это профессиональные знания и навыки (а в случае работы сотрудника на руководящей позиции - еще и менеджерские навыки). Лидерские качества - важная составляющая компетентности сотрудников ИТ-службы, поскольку в бизнес-среде, значительная часть которой организована по проектному принципу, большинство специалистов время от времени становятся на менеджерскую позицию - менеджер проекта, руководитель проектного офиса и пр.;

мотивация - система материальных и нематериальных стимулов, опирающаяся на ценностные установки и ориентиры людей;
организационные барьеры - это установки и особенности организационной структуры, которые мешают людям работать с полной отдачей на благо компании. Это могут быть неорганичные правила работы, стандарты, затрудняющие работу сотрудников, пробелы в оргструктуре, отсутствие регламентов и процедур - например процедур реакции на проблемные ситуации, и прочее.

Исходя из формулы, можно рассмотреть деятельность сотрудников в трех измерениях - профессионализм, мотивация и корпоративная среда. «Для того чтобы понять степень эффективности работы подразделения, надо посмотреть, в какой точке этой трехмерной системы координат она находится: насколько велики компетентность и мотивация, и каковы организационные барьеры. Только после этого можно сделать вывод о том, какие шаги необходимо предпринять для повышения эффективности», - говорит Дмитрий Волощук.

Уровень профессионализма ИТ-специалистов можно измерять с помощью профессиональных тестов или опираясь на оценку непосредственного руководителя. Сложнее обстоит дело с их менеджерскими навыками и компетенциями - зачастую ИТ-специалисты не проходят никакого обучения менеджерским навыкам и реализуют свои менеджерские функции, исходя из собственных представлений о них. Причем распространена ситуация, когда начальником ИТ-службы становится лучший ИТ-специалист, независимо от того, есть у него задатки и навыки руководителя или нет.

Организационные барьеры в разных компаниях очень индивидуальны. Бесконечные обязательные служебные записки, которые требуется писать по любому поводу, усложненные процедуры согласования действий, устаревшие корпоративные стандарты и многое другое может сдерживать развитие организации. «Людям сложно взглянуть на свою деятельность со стороны и предпринять шаги по ее оптимизации - есть очень много текущих операционных приоритетов и абсолютно нет времени на критический взгляд. В результате значение организационных барьеров часто недооценивают. Между тем, опыт показывает, что несложные шаги по совершенствованию бизнес-процессов могут высвободить 20–30% полезного времени сотрудников, - говорит Дмитрий Волощук. - Кроме того, если человек занимается „мартышкиным трудом“, его это демотивирует».

Теория и практика

Роман Журавлев: «Практики руководства ИТ-служб в компаниях не формируют никакой системы».Как и любой другой процесс в системе управления ИТ, управление персоналом должно иметь четко определенные цели, явно связанные с целями ИТ-подразделения, согласованными, в свою очередь, с целями и приоритетами компании. Для достижения этих целей должны быть определены задачи, основные виды деятельности, процедуры. Должна быть распределена ответственность за выполнение как отдельных процедур, так и процесса в целом. Должны быть выделены необходимые ресурсы, обеспечено наличие нужных компетенций. Желательно определить и научиться оценивать измеримые показатели эффективности процесса управления персоналом. Важно, чтобы деятельность по управлению персоналом включала в себя фазы планирования, исполнения, оценки и совершенствования.

«Как правило, практики руководства ИТ-служб в компаниях не формируют никакой системы, - рассказывает Роман Журавлев, директор департамента ИТ-обучения компании IT Expert. - Процессы если и идентифицированы, взаимодействуют неэффективно. Цели ИТ-службы не определены или не имеют отношения к целям компании». Основные виды деятельности в области управления персоналом осуществляются, по его словам, примерно так:

* планирование: количественное - в рамках квоты на расширение штата, как правило, ежегодно. Расчет квоты ни на чем не основан. В области обучения - в рамках бюджетов - с одной стороны, смутных представлений о перспективах развития инфраструктуры - с другой.
* подбор персонала: источники не систематизированы. Деятельность соответствующего отдела на уровне компании не дает результатов, когда речь идет о персонале ИТ-службы. Профессионально-ориентированный подбор ведется бессистемно. Отобранные на основании экспертной оценки руководителей ИТ-отделов сотрудники отправляются «в кадры» для оформления и формальных проверок.
* обучение: в полном соответствии с планированием, то есть случайным образом. (Детальный календарный план может быть не только составлен, но и соблюдаться. Однако вопрос «Почему в нем именно эти люди и именно эти программы?» принадлежит к разряду риторических.)
* мотивация: сотрудники, занятые в проектах, материально мотивируются на завершение проекта в срок. Сотрудники, занятые в операционной деятельности, мотивируются на удержание в рамках общекорпоративной программы мотивации (зарплата, премии, «соцпакет»). Руководитель ИТ-службы принимает в этом участие в особых случаях, таких, как попытка ключевого сотрудника оставить компанию.

Описанные практики совсем не похожи на рекомендации, изложенные в современных моделях управления ИТ, такие, как COBIT , MOF , определяющих необходимость эффективного управления персоналом, включая планирование, подбор, обучение, развитие, мотивацию, ротацию и увольнение. Причинами такого несоответствия, по мнению Романа Журавлева, являются:

* невысокий уровень зрелости процессов управления в большинстве российских компаний;
* неопределенность статуса и целей ИТ-службы в компании;
* недостаточная подготовка руководителей ИТ-служб в области управления;
* отсутствие адаптированных методик управления персоналом, учитывающих специфику ИТ-служб.

«В таких условиях в большинстве случаев нет практической необходимости „оптимизировать мотивационные модели“. Они так и останутся моделями», - отмечает Роман Журавлев.

«Самое главное - встроить систему мотивации конкретного человека в общую систему целеполагания компании (или подразделения, если речь идет об ИТ-службе), - считает Елена Шарова, заместитель директора департамента корпоративных систем управления компании IBS. - Каждый конкретный сотрудник должен понимать свою роль в общем „рабочем механизме“ и видеть свой вклад в достижение общего успеха. И мотивационная схема должна быть напрямую связана с достижением бизнес-целей подразделения и компании в целом.

В процессе постановки общие стратегические цели компании декомпозируются до уровня отдельных исполнителей. Каждый сотрудник должен, с одной стороны, иметь перед собой перечень понятных целей и объективных критериев их достижения, а с другой - видеть, каким образом его работа способствует общему успеху. Все это создает важнейший психологический эффект - ощущение причастности к большому делу. Без него заинтересовать сотрудника практически невозможно.

Очень важно, чтобы изначально были заданы правила игры, не только с точки зрения мотивации, но и организации работы вообще. Нужно четко зафиксировать - каковы зоны ответственности сотрудников, как мы работаем, как мы общаемся, как и кто будет контролировать работу, как будем наказывать. Правила работы (и правила мотивации в частности) не должны быть „черным ящиком“ - они должны быть прозрачны и понятны. Чем меньше субъективизма - тем лучше».

Источники вдохновения

Елена Шарова: «Каждый конкретный сотрудник должен понимать свою роль в общем „рабочем механизме“».Для построения эффективной системы управления и мотивации для ИТ-службы, подчеркивает Роман Журавлев, важно:

* четко сформулировать цели деятельности - ИТ-службы в целом, отдельных ее подразделений, индивидуальных исполнителей. Согласовать высокоуровневые цели с руководством компании, довести их до сведения сотрудников;
* сделать подкрепления зависимыми только от явных результатов деятельности ИТ. Награды за чужие успехи не стимулируют работать лучше. Премии и другие поощрения по результатам работы компании могут способствовать лояльности сотрудников ИТ-службы, но не повышению качества работы;
* определить промежуточные точки оценки деятельности - смысловые или временные. Премия по итогам года стимулирует лучше работать в декабре. Результаты промежуточных оценок должны быть оперативными и явными. Премия за хорошую работу в первом квартале, выплаченная в сентябре, воспринимается как поздно возвращенный долг;
* сделать систему управления и мотивации адекватной сложности организации, обеспечив простоту, справедливость и точность оценок. Учесть особенности разных способов управления деятельностью. Использовать данные систем автоматизации деятельности по управлению ИТ (записи о выполненных работах, отчеты, протоколы и др.);
* помнить, что сотрудники ИТ-службы - разные. Оператор службы поддержки пользователей, программист и сетевой инженер обладают разными характерными особенностями личности, предпочитают разные объекты деятельности, по-разному организуют свою работу… И эффективная система управления и мотивации должна учитывать эти различия;
* обеспечить возможность профессионального роста. Для ИТ-специалистов он обычно приоритетнее карьерного. Возможность обучения обеспечивает актуальность профессионального уровня, поддержание и повышение квалификации;
* постараться наладить эффективное взаимодействие с отделом кадров. Часто он не помогает ИТ-директору потому, что ни одна, ни другая сторона не понимает, в чем состоят общие задачи, а не потому, что эти задачи не имеют решений.

Хлеба, знаний, душевной атмосферы!

«Если сравнить всю систему мотивации с айсбергом, то зарплаты, премии и прочие материальные блага - это то, что лежит на поверхности, то, что видно и относительно легко сопоставлять, - говорит Надежда Шалашилина, директор по персоналу группы компаний „Ланит“. - А вот нематериальная мотивация - это та самая подводная часть айсберга, которая существенно объемнее и глубже, и ее не сразу разглядишь, хотя она и составляет большую часть глыбы».

Тем не менее, пока для большинства людей главным мотивирующим фактором является материальная мотивация. Но с этим фактором, по словам Елены Шаровой, нужно тонко и грамотно работать: «Финансовая компенсация - не просто покупка квалификации человека, она должна мотивировать его на достижение конкретных целей и стимулировать его расти. Часто встречающееся „ритуальное“ повышение зарплаты ежегодно на определенный процент никак не мотивирует на достижение успеха. Сотрудники воспринимают его как факт и не видят связи между повышением зарплаты и ростом их квалификации. А более способные сотрудники не мотивированы на стремительный профессиональный рост, поскольку не видят, как их заработок зависит от качества работы. Таким образом, объективная оценка (в денежном эквиваленте) способностей сотрудника должна формироваться с учетом вклада сотрудника в достижение проектных целей (если мы говорим о проектном управлении) и возможностей его профессионального роста».

Одним из эффективных механизмов материальной мотивации является аттестация персонала. В процессе аттестации с сотрудником оговариваются цели на год, связанные с профессиональным и карьерным ростом. В аттестационной форме записываются не просто его обязанности, а план развития - в какой новой роли надо себя попробовать, какие навыки и компетенции следует развить, чтобы шагнуть на новый уровень. В рабочих целях на год закладывается база для развития определенных навыков. За ростом квалификации, развитием навыков и компетенций следует и изменение компенсации.

Вторым инструментом выстраивания мотивационных схем служит мотивация по целям. «Цели должны быть четкими, и должны быть заданы внятные индикаторы их достижения, чтобы не возникало разночтений, - подчеркивает Елена Шарова. - Принцип - лучший результат гарантирует большее вознаграждение. Всегда существует премиальный фонд. Надо лишь придать смысл премиям, которые в разных компаниях по традиции выдаются ежегодно, ежеквартально или ежемесячно, нужно привязать их к достижению конкретных целей. Этот механизм не должен быть „черным ящиком“, а должен быть понятным и объективным».

«При неоспоримой важности денежного фактора нематериальная мотивация, на мой взгляд, самый надежный способ удержать высококлассных специалистов, особенно в условиях кадрового голода и стремительного роста зарплат, - говорит Надежда Шалашилина. - А все потому, что именно нематериальная мотивация дает людям общие ценности и цели, увлеченность своим делом, возможности развития и самореализации, признание и истинное удовольствие от работы».

В отрасли ИТ, по общему мнению, основным фактором нематериальной мотивации является профессиональный и карьерный рост. Поэтому нужно планировать, как сотрудник будет расти и в профессиональном, и в карьерном плане, на перспективу двух-трех лет, говорит Елена Шарова. «И здесь снова вступает в действие инструмент аттестации, - продолжает она. - Именно в ходе аттестации (если в компании это действующая, а не формальная процедура) вырабатываются цели персонального роста сотрудника и происходит их согласование с общими целями компании.

Чтобы обеспечить согласованность стратегических целей компании и целей отдельных сотрудников, в IBS принят принцип проведения аттестации „сверху вниз“ - сначала руководство, и далее вниз по должностной лестнице. Благодаря этому общие цели верхнего уровня декомпозируются до конкретных целей каждого сотрудника. В соответствии с рабочими целями сотруднику ставятся цели развития - чему нужно обучиться, что освоить. Более того, чтобы показать сотруднику возможности развития, мы всегда ставим в аттестации несколько более амбициозные цели, чем положено по квалификации. Это стимулирует и мотивирует его развиваться, дает уверенность в том, что у него много перспектив и есть возможность постоянно учиться новому».

Среди других важных факторов нематериальной мотивации можно отметить значение личности руководителя. «Очевидно, руководитель и создаваемая им атмосфера в коллективе многое значат - через руководителя транслируется миссия компании, он должен воспламенять сердца. Но все-таки оргструктура, особенно если мы говорим о промышленных масштабах, должна держаться не на личности руководителя, а, прежде всего, на некоторой культуре, регламентах, правилах взаимодействия и планах развития», - считает Елена Шарова.

Согласно опросу, проведенному компанией «Экопси Консалтинг» на тему «Что в первую очередь удерживает в компании талантливых сотрудников?», 44,78% респондентов ответили, что их удерживает постоянный профессиональный вызов, возможность решать интересные задачи, а на втором месте (17,91%) оказалась личность непосредственного руководителя. Высокий уровень дохода выше третьей ступеньки не поднялся (16,42%). «Люди остаются людьми. Материальная составляющая важна, но более важны условия - профессиональные и личностные. Никто не готов работать с неприятными для себя людьми и переливать воду из пустого в порожнее, - резюмирует Дмитрий Волощук. - Тема нематериальной мотивации российскими компаниями пока еще плохо освоена, во многом из-за того, что не израсходован потенциал материальной мотивации. Конкуренция за специалистов идет во многом благодаря этому ресурсу. Но поскольку мы уже находимся в ситуации, когда кандидаты формируют рынок, и спрос на них гораздо выше, чем предложение, вопрос нематериальной мотивации будет стоять остро в перспективе ближайших лет. Когда оплата труда достигнет потолка, начнут изыскиваться другие ресурсы. И тут российский рынок пойдет по западному пути: скорее всего, это будет мотивация, которая для компании затратна, но выдается сотрудникам в виде нематериальных благ: социального пакета, возможности бесплатного обучения и отдыха, оплаты ряда потребностей семьи - страхование жизни, оплата обучения детей и т. п. Эти практики хорошо развиты на Западе и вскоре активно начнут внедряться в российских компаниях».

Как тайное сделать явным

Разработка системы мотивации для каждой компании индивидуальна, она зависит от множества внутренних и внешних факторов. «При создании системы мотивации необходимо, прежде всего, выяснить внутренние установки людей и то, насколько собственные цели сотрудников связаны с целями компании, - подчеркивает Дмитрий Волощук, консультант компании „Экопси Консалтинг“. - В тот момент, когда разрабатывается система мотивации на операционную деятельность, очень важно понять, с одной стороны, чего компания ожидает от сотрудников и на что готова их мотивировать, а с другой стороны - чего люди ожидают от компании.

Если система мотивирует на одно, а люди ожидают от компании другого, то система мотивации не будет работать, поскольку она не подходит для этих конкретных людей. И напротив - мотивационные схемы должны быть адекватны ожиданиям компании от персонала. Если компания ожидает от подразделения коллективной работы, но система мотивации при этом нацелена на поощрение проявления индивидуальных качеств, не учитывая то, как человек вовлекается в коллективную работу и работает на общий результат, сплоченной команды не сложится».

Внутренние установки людей - область сложно идентифицируемая. Они складываются из общественных, групповых и индивидуальных предпочтений, целей и традиций. Но, несмотря на все многообразие внутренних мотивов, некоторые характерные черты, присущие ИТ-специалистам, выделить можно.

Жизнь от проекта к проекту

Надежда Шалашилина: «Нематериальная мотивация - подводная часть айсберга».Руководители, подбирая сотрудников, симпатизируют близким по духу людям. В результате со временем коллектив складывается из людей с одинаковым образом мышления. Наряду с очевидными преимуществами, такой подход несет в себе некоторые недостатки.

Сегодня руководителями компаний и их подразделений в подавляющем большинстве случаев являются люди, нацеленные на постоянный профессиональный и карьерный рост, причем сфера ИТ, как уже отмечалось, отличается тем, что профессиональный рост имеет приоритет. Каждая очередная ступенька профессионального роста, как правило, соотносится с участием в каком-либо проекте. Соответственно, у многих ИТ-специалистов выработалось проектное мышление. Становясь руководителями, они подбирают сотрудников со схожими деловыми качествами. Если работа ИТ-подразделения в такой ситуации организуется по проектному принципу, оно будет очень эффективным, особенно в динамично развивающейся компании. Но если текущая операционная деятельность сотрудников не размечена четкими временными периодами и внятно описанными целями, люди на этой «равнине» быстро начинают терять вкус к жизни и вскоре отправляются на поиск новых эверестов. «Повседневная деятельность таких сотрудников может быть организована в виде мини-проектов, с четкими целями и понятной системой оценки результатов, - говорит Дмитрий Волощук. - Мотивация должна быть построена таким образом, что люди видят четкие ориентиры и осознают, чем для них отзовется достижение или недостижение поставленных целей».

Проектное мышление таит в себе еще одну опасность. Люди, привыкшие к проектной работе, считают необходимым включиться в реализацию как можно большего числа проектов, независимо от реальной возможности их выполнить. Основным показателем профессионального неуспеха они считают отказ от проекта. Поэтому ИТ-подразделение может быть вовлечено во множество одновременно реализуемых внутренних проектов, направленных на автоматизацию различных бизнес-процессов или совершенствование созданных систем. При этом совокупный объем работ значительно превышает возможности имеющихся ресурсов. Соответственно, десятки проектов могут годами находится в незавершенном состоянии. «Существенное отличие внутреннего ИТ-подразделения от самостоятельной компании, реализующей проекты на рынке, состоит в том, что внутреннее подразделение не оценивает собственную рентабельность, - отмечает Дмитрий Волощук. - Такая ситуация складывается в большинстве ИТ-служб крупных компаний. Разумеется, руководитель должен был бы фильтровать предложения внутренних заказчиков, исходя из имеющихся в его распоряжении ресурсов. Но, как правило, ему самому свойственно проектное мышление, и команду он сформировал из единомышленников. Круг замыкается.

В такой ситуации мы предлагаем сменить ценностный ориентир - главным становится не количество реализуемых, а количество успешно реализованных проектов. Это автоматически влечет за собой создание фильтра предложений заказчиков - в работу начинают приниматься только те проекты, в которых функциональные подразделения действительно заинтересованы. Одновременно должны быть прекращены заведомо безнадежные проекты, чтобы ресурсы не расходовались впустую».

Синдром играющего тренера

Проблема «играющего тренера» очень типична именно для ИТ-служб. Сотрудники ИТ-службы - замечательные профессионалы с высоким уровнем знаний и богатым опытом. Они прошли путь от начинающих программистов и администраторов систем до профессионалов высокого уровня, досконально знают предметную область и хорошо понимают, чем занимаются их подчиненные всех уровней. Однако их нынешняя работа лежит в большей степени в области менеджмента, чем в специфически предметной области. Основная функция этих специалистов - постановка задач и контроль их исполнения. Но знание предметной области и отсутствие менеджерских навыков приводят к тому, что они стремятся разбирать каждую проблему, возникающую у сотрудников, слишком досконально или берутся исправлять недочеты сами. На любой запрос о помощи или в процессе контроля исполнения поручений они реагируют не как менеджеры, а как инженеры. «Это очень распространенная проблема в ИТ, - отмечает Дмитрий Волощук. - Подразделение работает неэффективно, потому что сотрудники более высокого должностного и квалификационного уровня тратят свое время и силы на решение задач своих подчиненных. Они очень любят свою работу и не в силах отказаться от интересных задач предметной области, потому что управленческие задачи их так не увлекают. В такой ситуации очень важно выстроить систему приоритетов в мотивационной схеме. Если сотрудники будут мотивированы на бизнес-результат, они будут решать задачу в комплексе, не вдаваясь в мелкие детали».

Общественное выше личного

Дмитрий Волощук: «Мотивация должна быть построена так, чтобы люди видели четкие ориентиры».Еще одна распространенная ошибка в создании системы мотивации - когда система мотивирует людей лишь на индивидуальную работу и все показатели отражают личную эффективность каждого сотрудника. В такой ситуации сотрудникам для комфортной работы не хватает ощущения команды, коллективной взаимопомощи и поддержки. Кроме того, в команде, где каждый ощущает себя «звездой», командного эффекта не возникает. Напортив, люди неосознанно стремятся лоббировать приоритеты своего участка, что тормозит общее дело. Не хватает синергетического эффекта от работы команды.

«Необходимо создать показатели коллективной работы подразделения, - советует Дмитрий Волощук, - и подкрепить достижение этих показателей системой премирования. Премии в этом случае будут раздроблены: часть выдается на основе общих показателей, а часть - на основе индивидуальных. В таком способе мотивации нет ничего революционного - именно так, например, была организована система премирования на промышленных предприятиях еще во времена СССР. Но руководителям ИТ-служб практически никогда не приходит в голову примерить этот опыт на работу подведомственного подразделения. Возможно, на первый взгляд, идея сравнить труд человека, производящего материальные ценности, с трудом человека, создающего ценности интеллектуальные, выглядит абсурдной. Но если присмотреться пристальнее, в процессе организации их труда и целевых установках обнаруживается много общего. Надо лишь выстроить систему мотивации в точном соответствии с ожиданиями сотрудников».

CIO на заметку

Как любая область деятельности, область информационных технологий проходит различные стадии жизненного цикла. Сначала в новую область приходят творцы, но со временем технологии отрабатываются и возникает широкий слой ремесленников. Появляется четкий порядок действий, набор алгоритмов и шаблонов, предназначенных для решения задач. Это необходимо и неизбежно. Так как сфера ИТ достаточно молода, творчество в ней превратилось в ремесло сравнительно недавно. Поэтому для сегодняшнего дня характерна ситуация, когда ИТ-специалист, достигший высочайшего профессионального уровня, теряет интерес к предметной области, которая больше не дает ему возможности решать задачи все более высокой сложности. Встает сакраментальный вопрос: что делать? «Есть два выхода: либо отодвинуть профессиональные приоритеты на второй план и получать удовольствие от жизни, либо искать себе новые применения в профессиональной деятельности, - говорит Дмитрий Волощук. - Если первый вариант неприемлем, то для CIO решение проблемы может быть в смене роли, в выходе на менеджерскую деятельность. Тем более, ИТ-среда так устроена, что человек может дойти до очень высокого карьерного уровня, оставаясь экспертом.

Сегодня у компаний возникает серьезная потребность в повышении эффективности ИТ-служб, в увеличении управляемости ими. У ИТ-служб большие бюджеты, большие перспективы, большие риски при неграмотном управлении. Ситуация подошла к критической точке, когда необходим выход на качественно новый уровень управления ИТ-службами. Компании уже начали позволять ИТ-менеджерам принимать участие в управлении бизнесом, в стратегическом планировании. Соответственно, будут востребованы не просто специалисты, а специалисты с задатками и знаниями менеджера. Конкурентоспособными, интересными рынку уже сейчас становятся те, кто умеет совмещать в себе обе эти роли - эксперта и менеджера».

Всё больше и больше компаний озадачились вопросом как же получать от персонала больше и при этом ничего не делать, ну а если и делать, то так совсем чуть-чуть.

Кризис своё дело сделал, но персонал компаний так и не сделал тех выводов, о которых мечтают компании, т.е. персонал по-прежнему готов искать себе место получше, и многие его действительно находят.

Некоторые компании готовы вести разъяснительные компании, не уставая объяснять, что сделать для персонала они сейчас ничего не могут и персонал должен чуть-чуть подождать и быть благодарным за то, что у них была возможность пережить кризис в компании. Но эти аргументы в большинстве случаев не находят понимания и по различным оценкам и опросам от 60 до 80% персонала готовы сменить компанию.

Другие компании задались целью найти пресловутую кнопку у персонала, на которую можно надавить и получить еще больше результата, который нужен компании и при этом без каких-либо дополнительных усилий со стороны компании. XXIвек на улице, а компании продолжают верить в эту сказку.

Поэтому давайте поговорим о том, как повысить эффективность работы персонала. И перед тем, как начнём давайте рассмотрим несколько мифов, которыми пользуются компании и которые на выходе приводят только к разочарованиям.

Миф первый – можно добиться от персонала чего-то, ничего не делая взамен. Наверное, можно, если ваш бизнес – забор и шлагбаум или что-то подобное и то вопрос, как долго готов работать персонал без денег, в отвратительных условиях и какой результат будет на выходе. Людей готовых работать за еду, еще к счастью не так много, поэтому поле деятельности у таких компаний очень узкое. Компаниям, которые заявляют, что у них большое будущее, следование этому мифу обходится очень дорого – в виде огромной текучки, постоянно не занятых позициях, в том числе и ключевых, отвратительному имиджу как работодателя, куче шуток и анекдотов о компании на форумах в и социальных сетях.

Миф второй – персонал мечтает работать в крупных компаниях с именем, поэтому размера и названия компании уже достаточно. На самом деле недостаточно, чтобы распрощаться с иллюзиями сотруднику нужно 3-6 месяцев. И если известное имя и размер не подкреплены хотя бы размером заработной платы превышающей среднее значение на рынке, то сотрудника компания потеряет, пускай не сегодня, но завтра точно.

Миф третий – сотрудник «должен» для компании что-то сделать. Реалии разрушают этот миф очень быстро. И даже, если компания ведет себя так по отношению к сотрудникам и внушает им эту мысль, что они должны быть благодарны, за то, что их на помойке нашли, обули, одели и т.п., то сотрудники реагируют на это абсолютно не так, как хотела бы компания. И если компанию не за что «терпеть», то сотрудник очень быстро отправляется на поиски лучшей жизни и лучшей компании.

Миф четвертый – заботу о персонале можно имитировать. Можно, но очень недолго. Максимум за год сотруднику всё станет понятно, говорить и делать это также далеко как полюсы земли. Можно ввести в заблуждение не только персонал и рынок, но долго продержать в этом заблуждении не удастся никого. Интернет, социальные сети, форумы, да и сами сотрудники компании очень быстро покажут, что король то голый… Если компанию больше «терпеть» будет не за что, то за полгода, год в ней начнутся миграционные настроения.

Я думаю это основные мифы, которыми пользуются компании, причем некоторые возвели эти мифы в статус политики и упорно ей следуют, до того упорно, что доводят компании до краха или до того состояния, когда «пациент скорее мертв». Понятно, что ни один из этих мифов не может привести к результатам, и ни о какой эффективности персонала речь в таких компаниях не идёт.

Первый вывод, который следует из этого – повышение эффективности персонала возможно только при определенных усилиях со стороны компании. Это как два весла на лодке, попробуйте грести только одним веслом, что получится… Если еще проще, то вся наша жизнь подчиняется закону «что посеешь, то и пожнешь», кто сказал, что HR– единственная сфера, где этот закон не действует. Вам смешно и мне тоже.

Второй вывод – сотрудник это такой же человек со всеми присущими ему странностями, слабостями, взглядами, который руководствуется принципом эгоизма и по большому счету ему всё равно какой период проживает компания, как она называется, как много она сделала для него вчера и сколько обещает сделать завтра. Если ему не комфортно или не выгодно работать, то он и не будет в ней работать. Должен вас разочаровать, но мне кажется, никто из ваших сотрудников не просыпается утром с мыслью, чтобы такого полезного сделать для компании. Это не ваша беда и не мой злой умысел, просто так устроена жизнь. Он может ёё «терпеть» некоторое время, преследуя свои интересы, но не интересы компании. И как вы понимаете слова «терпеть» и эффективность между собой никак не связаны. Поэтому, даже там, где у компании нет текучести, но все «терпят» компанию, исходя из тех или иных своих причин, говорить об эффективности персонала тоже не приходится – это просто иллюзия. Посмотрите на многие «успешные» и «богатые» компании, что у них, а у них болото – дорого, красиво, но тихо и бесполезно.

Из этого следует третий и наверное основной вывод – для повышения эффективности персонала нужны взаимовыгодные действия как компании, так и сотрудника, но первый ход на стороне компании. А то иногда вопрос, кто должен сделать больше - компания для сотрудника или сотрудник для компании превращается в решение вечного вопроса – кто появился раньше курица или яйцо.

Почему я уверен, что первый ход за компанией? Потому что компания больше заинтересована в результате и кроме того, компания образование всё-таки долгосрочное (очень хочется верить в то, что у нас появятся компании, которые проживут сотни лет). Но компания должна делать только те усилия, которые может себе позволить. Иллюзий быть не должно, бизнес есть бизнес, не нужно превращать его в благотворительность, не нужно раздавать не заработанное. HR должен стоять на страже финансов компании. В компании не должен стоять вопрос давайте платить больше любой ценой. Вопрос должен звучать по-другому - давайте больше зарабатывать, чтобы позволить себе больше, эту идею может принять и персонал компании, потому что эта идея честная.

И еще один момент, который я думаю, стоит оговорить, что под эффективностью персонала мы подразумеваем результат нужный для компании, и тут оба слова главные результат и нужный.

Итак, что может сделать компания для повышения эффективности персонала? Мотивировать, создавать условия для жизни во время работы, уважать. Кажется сложным? Давайте посмотрим внимательнее, уверен, что всё намного проще.

Итак. Мотивировать. Я намеренно употребляю этот термин, так как я говорю о мотивации как системе. Мне не нравится подход, при котором мотивацию делят на материальную и нематериальную и пытаются добиться результатов от каждого элемента в отдельности.

Что я подразумеваю под мотивацией. Платить не лучше или больше, а платить максимально близко к результатам компании, если результатов нет, то… Но если результаты есть, то персонал должен быть вознагражден за них. Связь между оплатой и результатами должна быть доведена до персонала и более того объяснена ему. Второй вопрос, если вы платите значительно ниже рынка попытайтесь понять проблему, может быть вас просто очень много. Секрет известный миллионам – в штатное расписание практически любой компании включено 10-15% лишнего персонала, который как неподъемный груз тянет компанию на дно или не даёт ей развиваться. Далеко ходить не надо в кризис многие компании сократили до половины своего персонала, вопрос не в том, как они выжили, а вопрос в том, что уже после кризиса они не вернули весь этот персонала обратно, даже там, где объемы вернулись на докризисный уровень или даже стали больше. Поэтому уверен, резерв есть и вашей компании, но не нужно превращать это в самоцель и доводить до абсурда.

Если пока не можете платить хорошо всем, то выделите тех, кто максимально близко к получению этого самого нужного результата и тех кто наиболее успешен в получении этих результатов, замотивируйте пока только их. Поработайте с премиальной частью, привяжите ёё размер к результатам компании. Будет соответствующий результат, будет соответствующий размер премии. По-моему всё честно и понятно. Еще раз повторю не раздавайте не заработанное.

Подумайте также о мотивации ключевого персонала, т.н. «золотого актива» но при этом главное правило – полезность для компании и для ёё результата, и ни в коем случае личная преданность кому-то или какие-то совсем не формулируемые заслуги (будьте готовы это объяснить и в случае чего защитить своё решение).

Еще один важный момент т.н. соцпакет. Кризис чуть-чуть поумерил аппетиты персонала, но тема по–прежнему важная, вот-вот компании снова начнут «гонку» соцпакетов, как действенного средства в борьбе за сотрудников. Но два важных момента, не можете пока себе этого позволить не начинайте, можете позволить только для ключевого персонала – делайте, только четко определите критерии, кто относится к ключевому персоналу и почему, и когда (при каких условиях или результатах) остальной персонал тоже сможет к этому подключиться. Не называйте соцпакетом то, что вы предоставляете сотруднику для выполнения его функций (кабинет, автомобиль, ноутбук, мобильный телефон и т.п.) Это обеспечение необходимых условий труда, но не более того. И не требуйте от сотрудников другого понимания этого, его не будет.

Теперь о другом мотивировании нематериальном, если хотите. В первую очередь сотрудник должен чувствовать себя человеком. Работа – это не оплачиваемое рабство, это может быть продажа своего времени за деньги, но не более того. Поэтому задача компании создать условия для того, чтобы этот процесс был взаимовыгодным для двух сторон. Поэтому компания должна:

1. Четко определить круг задач и обязанностей сотрудника на данной должности; четко определить результаты, которые компания ожидает от данной должности; четко довести критерии, по которым эти результаты будут оцениваться.

2. Обеспечить сотруднику право получать «обратную связь» от компании по достигнутым результатам и ожиданиям, по итогам оценок, по вопросу возможностей и перспектив карьерного роста и т.п. вопросам.

3. Предоставить сотруднику право активно участвовать в жизни компании, интересоваться его мнением по проблемам, стоящим перед компанией, по улучшению организации и условий труда.

4. Информировать сотрудников о жизни компании (тем более, если это многофилиальная структура), о ситуации в компании, о планах компании.

5. Благодарить сотрудников за успехи, за предложения.

Создавать условия для жизни во время работы. Я не оговорился именно для жизни на работе. Потому что часть жизни, проводимая на работе очень значительная и работаться должно комфортно. Кому такая мысль противна и кощунственна могут дальше не читать. Но я хочу сказать здесь не только об условиях труда, хотя всё больше компаний уделяют этому вопросу достаточно внимания. Некоторые компании строят свои офисы для людей и под людей, чтобы им было комфортно работать. Эти компании уже понимают связь между комфортом и результатами.

Я хочу, чтобы при словах условия для жизни на работе вы задумались также и о таких вещах:

1. Обеспечьте зону, в которой бы сотрудники могли пообщаться в неформальной обстановке за чашкой чая или кофе. Ни для кого не секрет, что часть сотрудников приходит не только поработать, но и пообщаться, некоторые злоупотребляют, но такова жизнь. Организовав, такую зону вне рабочего пространства, компания убивает несколько зайцев. Реализует потребность некоторых сотрудников пообщаться, не нарушая рабочий процесс, а кроме того, именно в такой неформальной обстановке родилось много интересных идей. Поэтому некоторые компании размещают в такой зоне доску для записей.

2. Я не понимаю, запрет компаний на размещение на рабочих столах сотрудников фотографий и прочих дорогих их сердцу предметов, сувениров. Если с сувенирами еще можно как-то согласиться, то с фотографиями семьи категорически не согласен. Для многих сотрудников – обеспечить свою семью одна из основных причин, а иногда единственная, по которой они готовы «терпеть» работу. Компания может требовать, чтобы личная жизнь оставалась за пределами офиса, но, во-первых, компания не сможет это контролировать, а во-вторых, сотрудник, переступив порог офиса, не перестал быть мужем или женой; матерью или отцом. Бороться с местом семьи в жизни сотрудника бесполезно. Наоборот компания должна знать, чем живёт сотрудник, разделять успехи членов его семьи, но также и поддержать в трудную минуту. Родные для сотрудника – это очень важно. Я думаю, компании современные это уже поняли, поэтому всё чаще читаешь в прессе о том, как компания разрешила приводить на работу детей, некоторые компании разрешают приносить домашних питомцев. Компании нужен результат и они готовы идти ради этого результата на некоторые послабления и проявлять гибкость.

3. Не превращайте жизнь сотрудников в пионерский лагерь, с большим количеством абсурдных, бесполезных, ритуалов. Если вы думаете, что сотрудник должен это терпеть, то про должен я уже писал здесь. Все ритуалы должны быть полезными, продуманными и не чрезмерными. Вы же сами хотите результатов, так не отвлекайте сотрудников по пустякам.

4. Требуйте результат, но не контролируйте, чем занят сотрудник в течение рабочего дня. Нет результата, попробуйте его добиться или говорите до свидания. Потратьте это время лучше на более четкую постановку задач. Если вы не доверяете своим сотрудникам, какой смысл вам всем работать вместе. Если вас контролировали в детстве или когда вы начинали работать, то пора понять, что это бесполезно и пусть на вас этот замкнутый круг закончится.

5. Берегите рабочее время сотрудников, от переработок, от глупого просиживания часов, от «вечных» форс-мажоров; от прорывов и прочего, нагружающих только электросеть и увеличивающих расходы на Интернет и телефон. Еще раз повторю, требуйте результата, а не часов или отчетов как планируется этот результат достигать. Ни от часов, ни от отчетов для компании нет никакой пользы. Если вы думаете, что только вы знаете как сотруднику лучше потратить время между окончанием рабочего дня и началом следующего, то я вас разочарую, ваши сотрудники это знают намного лучше.

6. Не злоупотребляйте штрафами, наказаниями. Если вы думаете, что по-другому нельзя, подумайте, мне кажется, что результата можно добиться другим положительным путём. Если вам нужно, чтобы боялись компанию, то подумайте, зачем бояться, может быть вам нужно, чтобы уважали и дорожили компанией, а то уже совсем другое.

И самое последнее, но от того не менее важное – уважайте сотрудников и будьте по отношению к ним честными. В чем это заключается во всем – насколько вы честны с ними, насколько вы уважаете и дорожите их трудом, насколько вы дорожите их временем и здоровьем. При этом ваша цель – построить такую компанию, которой сотрудники будут дорожить. Вы же хотите построить долгосрочные отношения или вам бы только до завтра продержаться. Каковы ваши цели, такой и персонал вы привлекаете, тут чудес не бывает. Но если компания честна по отношению к сотрудникам, то и сотрудники честны в ответ. А честность в отношениях – это уже залог получения нужных для компании результатов.

Как вы видите компания может сделать для результата очень много и сделав это, компания вправе потребовать результата от сотрудника, но на самом деле сотрудник сам даст результат, так как в таких условиях не может быть иначе. И не нужно искать кнопку, но если очень хотите, то поищете ёё у себя.

  • Мотивация, Стимулирование, Оплата труда, KPI, Льготы и Компенсации

Любой может написать план для достижения целей. Проблема в том, чтобы на самом деле эти действия осуществлять. Вопреки распространенному мнению, ваш план не имеет значения, когда дело доходит до реализации и завершения важных проектов. Что действительно имеет значение — это определение «правильного времени» для конкретных задач.

Дело в том, ваши энергетические уровни будут колебаться в течение дня. В некоторых случаях вы абсолютно энергичны и мотивированы, чтобы решать задачи на высоком уровне. В других случаях вы можете быть усталыми и немотивированными, в состоянии совершать только однообразные и повторяющиеся действия. Вот почему важно не только правильно спланировать свой список дел, но и планировать изменения ваших энергетических уровней.

Когда вы знаете, как лучше управлять вашими энергетическими уровнями, то вы также будете знать, как повысить свою работоспособность. Тогда вы сможете вычеркнуть больше сделанных пунктов из своего списка дел.

Как повысить эффективность работы? 8 шагов для достижения максимальных результатов.

Шаг №1: Понять природу «истощения эго».

«Истощение эго» — вот с чего все начинается. Это концепция о том, что люди теряют способность контролировать свои мысли, чувства и действия из-за того, что они трудятся в течение дня. Иными словами, по мере того, как вы расходуете энергию на выполнение задач, у вас остается все меньше энергии и силы воли.

Это негативно влияет на возможность выполнения оставшихся задач.

Наша сила воли ограничена. По мере того, как вы используете силу воли в течение дня, ее запас истощается. Вот почему так важно решать сложные задачи, когда у вас больше энергии (то есть в начале дня или после перерыва).

Истощение эго происходит со всеми и непосредственно влияет на список дел. Понимание влияния истощения эго и распознавание лучшего времени для решения важных задач являются ключом к эффективности, производительности и в итоге – к вычеркиванию дел по мере их выполнения.

Шаг №2: Знать, когда вы работаете лучше всего.

Чтобы знать, как повысить свою работоспособность, нужно учитывать особенность своего циркадного ритма.

Циркадный ритм — это ваш суточный цикл активности на основе 24-х часового периода времени. Он зависит от колебаний окружающей среды (например, смена ночи и дня) и влияет на ваш режим сна.

Эти ритмы влияют на людей и отражают то, как определенное время дня лучше подходит для определенных видов деятельности. Пиковыми часами суточного ритма для психической энергии являются 9 утра и 9 вечера, а для физической активности — около 7 утра и 7 вечера.

Фишка в том, что не существует универсального циркадного ритма. Проще говоря, некоторые люди работают лучше с утра, другие — вечером. Ваша цель — понять, когда вы работаете лучше и планировать деятельность согласно вашему циклу энергии.

Планируя свои дела на эти пиковые часы, вы будете иметь эффективный подход к выполнению задач Вашего списка. Скажем, вы «жаворонок» и хотите написать 1000 слов в течение дня. Лучшее время для выполнения этой задачи будет где-то между 6 и 9 часами утра.

Шаг №3: Создайте «энергетический рейтинг» для задач (от 1 до 5).

После составления еженедельного списка дел, сделайте еще один шаг перед началом работы: оцените каждую задачу в списке от 1 до 5.

Задаче с рейтингом 1 требуется самый низкий уровень вашей энергии. Например, это прием витаминов или очищение корзины на рабочем столе вашего компьютера. Задаче с рейтингом 5 требуется высокий уровень энергии. Написание углубленной статьи и обучение – вот примеры задач, которые требуют высокого энергетического уровня. Используйте уровни 2, 3 и 4 для определения энергоемкости задач между этими двумя крайними точками.

Почему это важно? Если вы не знаете, сколько усилий требуется для каждой задачи, то вы не сможете выполнять задачи наиболее эффективным образом. Чтобы начать свой день с задач, требующих больше энергии, вы должны знать, какие задачи имеют самые высокие рейтинги энергии. Это поможет вам лучше планировать ваш день. И как следствие, значительно увеличить эффективность своей работы.

Шаг № 4: Начните с задачи с высоким энергетическим рейтингом.

Энергетический пик приходится, как правило, на начало дня. Лучше использовать это время, чтобы сделать свои самые важные дела. Вы будете мотивированы, целенаправленны, у вас большая концентрация усилий воли, чтобы решить любую задачу, за которую возьметесь, потому что вы находитесь в состоянии повышенного энергетического уровня.

Начинать свой день с вычеркивания из списка выполненной задачи также стимулирует двигаться к следующей задаче списка. Вы будете испытывать чувство выполненного долга, что идеально формирует правильное мышление для достижения важных целей.

Попытки выполнения энергоемких задач позже в тот же день — часто плохая идея.

Обычно к концу дня мы уставшие, подавленные и рассеянные, что может привести к откладыванию запланированных дел. Это действительно трудно — начать задачу высокого энергетического уровня, когда вы уже работали в течение многих часов.

Шаг №5: Активно откладывайте низкоэнергетические задачи.

В вашем списке дел, несомненно, будут задачи, которые требуют меньше энергии.

Это такие задачи, как ответы на телефонные звонки, обработка электронной почты, и беготня по мелким делам. Они не требуют много внимания, но их просто нужно закончить. Это задачи, которые необходимо отложить на то время, когда вы устали или немотивированы, например, во второй половине дня или после сытного обеда.

Например, проверка и ответы на электронные письма, как правило, оцениваются на 1 или 2 по шкале уровня энергозатрат. И хотя это важная часть большинства профессий, это должно быть сделано только после того, как вы уже закончили крупные и более сложные задачи.

Шаг №6: Практикуйте простые вопросы.

Теперь вы знаете, что для большинства людей в начале дня, когда вы находитесь на пиковом уровне энергии, важно начать работу с вашими самыми важными делами. После этого, вы можете пройтись по списку дел и посмотреть остальные задачи. Ключ при выборе решения о том, что делать дальше — понять, как вы себя чувствуете именно в этот момент.

Спросите себя: «По шкале от 1 до 5, сколько энергии у меня прямо сейчас?».

Может быть, вы говорите себе: «Эх, я чувствую себя на троечку..» Просмотрите свой список задач, напротив которых стоит цифра 3, и начните выполнять одну из них. Это отличный способ, чтобы найти соответствие между вашим энергетическим уровнем и выполняемой задачей.

Шаг №7: Делайте частые перерывы.

Невозможно поддерживать высокий уровень энергии в течение всего дня. Вот почему вы должны делать частые перерывы, которые позволяют быстро восстановить запасы энергии. Как упоминалось ранее, ваши энергетические уровни достигают пика после перерыва, так что используйте перерывы в ваших интересах.

Техника Помидора (Pomodoro Technique)

Техника Помидора (Pomodoro Technique) — это популярная техника для планирования времени и управления энергетическими уровнями, названная в честь кухонного таймера. Идея заключается в том, чтобы полностью сосредоточиться на задаче в течение 25 минут, а затем сделать пятиминутный перерыв. Вы можете сделать несколько вещей во время этого перерыва: закрыть глаза на несколько минут, встать и походить, потянуться или быстро переговорить с кем-нибудь. Ключевой момент здесь — развить привычку «выключаться» на несколько минут.

25 минут работы / 5 минут перерыва — это не железное правило. В конечном счете, выбирайте то соотношение работа/отдых, как это лучше для вас. Некоторые людям нравится работать в течение часа, прежде чем сделать 10-минутный перерыв. Другие могут 90 минут плотно и целенаправленно работать, а потом сделать перерыв на 30 минут.

Сегодня мы поговорим про повышение эффективности работы , труда, и рассмотрим несколько важных правил, которые подскажут нам, как повысить эффективность . На сегодняшний день повышение эффективности труда, использования рабочего времени является очень важным вопросом не только для работодателей, но и для людей, работающих на себя: предпринимателей, фрилансеров и т.д., а также для наемных работников, чей заработок напрямую зависит от результата, таких тоже немало.

Поэтому я рассмотрю некоторые действенные методы повышения личной эффективности труда, то есть, расскажу, как повысить эффективность работы, а следовательно – и личные доходы.

Методы повышения личной эффективности труда.

1. Не перерабатывайте! Бытует мнение, что для того, чтобы много зарабатывать, нужно много работать, много трудиться. Однако, оно не совсем верное: правильнее будет сказать не “много”, а “эффективно”. А когда человек работает слишком много, столько, сколько не может выдержать его организм, эффективность его труда, наоборот, падает. Поэтому, если вы задумались о повышении эффективности работы, никогда не нужно стремиться работать на износ – такая работа не принесет вам ничего хорошего.

Давайте проанализируем, как работает типичный офисный сотрудник с 8-мичасовым и ненормированным рабочим днем и 5-ти – 6-тидневной рабочей неделей. У него практически нет личного времени, он никогда не высыпается, он всегда уставший, в понедельник он приходит на работу уже с мыслями о пятнице, которые “греют” его всю неделю. Он знает, что в организации не принято вовремя уходить с работы – нужно обязательно задержаться хотя бы на час, чтобы начальник видел, что он “работает”. Такой сотрудник никогда не сможет работать эффективно. Он будет всеми возможными способами стараться максимально растянуть свой рабочий день, будет постоянно отвлекаться: пить кофе (ведь он недосыпает), заниматься личными делами (ведь у него на них нет другого времени), курить (от перенапряжения), проводить время в соцсетях (зато находиться на работе, чтоб начальник видел его старания) и т.д.

И представьте сотрудника, который имел бы возможность уйти с работы в любое время, как только выполнит перечень своих обязанностей. Он будет работать в разы эффективнее первого! И ту же самую работу, который первый растягивает на 8-9-10 часов, сможет выполнить максимум за 4-6 часов, чтобы быстрее получить возможность заняться своими личными делами. Это и есть эффективный труд.

В рабочем процессе человек обязательно должен выделять себе время на отдых, иначе эффективность труда будет снижаться: чем сильнее человек устает, тем менее эффективно он работает. Но, конечно же, этот отдых должен быть разумным и дисциплинированным – в этом плане хорошо помогает .

Нужно стремиться работать не много, а эффективно, что в корне разные вещи.

2. Научитесь говорить “Нет”. Следующее важное правило, напрямую влияющее на повышение эффективности работы – это умение отказываться от ненужных дел, не приносящих пользы тому, над чем вы трудитесь, и сосредотачиваться исключительно на главном.

В работе следует руководствоваться , который говорит о том, что 20% усилий приносят 80% результата, а 80% усилий – только 20% результата. Если вы объективно проанализируете свою работу, да и вообще любую другую свою деятельность – вы увидите, что этот закон реально работает, так оно и есть. Поэтому, если вы научитесь выделять именно эти 20 наиболее эффективных процентов своей работы и сосредотачиваться именно на них – эффективность труда повысится просто в разы.

Психологически это достаточно тяжело: отказать, к примеру, когда коллега просит тебя помочь с его работой, потому что “не успевает”. Но именно это качество является одним из важных отличий успешного человека.

Успешные люди отличаются тем, что умеют отказывать, говорить “нет”. Причем, не только другим, но и даже себе. Если вы не научитесь делать это, вам очень сложно будет повысить личную эффективность работы, поскольку большое количество времени всегда будут отнимать ненужные вам и бесполезные дела.

3. Делегируйте полномочия. Часто бывает так, что человек дает себе установку: все делать самому, потому что “лучше меня это никто не сделает”. Даже если это и так, далеко не вся работа обязательно должна быть сделана идеально (об этом подробнее в следующем правиле). Некоторую достаточно просто сделать.

Если самому “хвататься за все”, общая эффективность работы всегда будет низкой, потому как человек будет растрачивать свое невосполнимое время даже на всякие мелочи, которые, на самом деле, мог бы сделать и кто-то другой, не сосредотачиваясь на главной задаче. Для повышения эффективности работы можно и даже нужно при необходимости делегировать свои полномочия (как по работе, так и в личном плане) другим людям.

Кстати, обращаться за помощью можно не только к своим подчиненным, но и к своим руководителям, как более опытным людям, которые могут помочь выполнить необходимую работу более эффективно.

Никто не может одинаково хорошо уметь делать все. Поэтому, думая о том, как повысить эффективность работы, необходимо сосредоточиться на своей главной задаче, а остальные дела, по возможности, делегировать другим.

4. Не стремитесь к совершенству! Есть такая поговорка: “идеальное – враг хорошего”, и она абсолютно верна. Когда человек стремиться выполнить свою работу идеально, на 110%, он затрачивает на это существенно больше времени, чем хватило бы для выполнения этой работы, скажем, на 90-95%, что тоже вполне было бы достаточно. Человек, стремящийся к совершенству (перфекционист), уделяет внимание каждой мелочи, каждой детали, выжидает идеальное время для выполнения работы, несколько раз переделывает работу, если она его хоть немного не устраивает.

Возьмем простой пример. Допустим, начальник попросил составить некий отчет, к примеру, высчитать процент выполнения месячного плана предприятием. Работник-перфекционист подготавливает данные, уже вписывает их для отправки по электронной почте. И при проверке ему приходит мысль, что один из показателей можно было бы посчитать несколько точнее: общий результат от этого особо не изменится, но так будет правильнее. И он заново собирает нужные данные, пересчитывает весь отчет. Затем думает, что в таком виде отчет как-то “не смотрится”, и решает оформить его в виде таблицы в excel. Создает таблицу, вписывает все данные, забивает формулы. Потом решает раскрасить таблицу, выделить разными цветами и шрифтами, чтобы было красивее и т.д. То есть, тратит на эту работу в разы больше времени, хотя начальнику, по сути, все это не нужно – ему нужна лишь одна конечная цифра, все!

Стремление к идеалу – это то, что всегда мешает повышению эффективности работы. Поэтому старайтесь выполнять свою работу качественно, но не идеально – так ваш труд будет гораздо эффективнее.

5. Автоматизируйте процессы. Если у вас есть какая-то постоянная рутинная работа, постарайтесь максимально автоматизировать ее выполнение. Даже если на это вам единоразово придется потратить определенное количество времени или даже денег, в результате вы сэкономите гораздо больше и сможете повысить личную эффективность своего труда.

Вот если бы тот отчет, который я рассматривал в предыдущем примере, нужно было бы делать ежедневно/еженедельно/ежемесячно, тогда бы, наоборот, имело смысл один раз создать удобную таблицу с формулами, которая бы автоматически рассчитывала нужный показатель. В результате это позволило бы каждый раз использовать для составления отчета меньше времени, уделяя его выполнению других, более значимых задач.

В наш век компьютерных технологий всю рутинную работу нужно доверять роботам-компьютерам, оставляя человеку лишь то, с чем компьютер не справится, где требуется живое мышление. Автоматизация процессов приведет к существенному повышению эффективности труда.

6. Не “изобретайте велосипед”. Часто люди тратят огромное количество времени, сил, а иногда и денег, чтобы прийти к тому, что уже и так давно известно. О какой эффективности труда в этом случае может идти речь?

Особенно часто эту проблему можно наблюдать у людей, желающих , которые годами разрабатывают свою бизнес-идею, теряя при этом время и потенциальные доходы, вместо того, чтобы воспользоваться каким-то уже известным, а главное – проверенным вариантом.

Чтобы повысить эффективность труда – нужно пользоваться опытом тех, кто уже прошел подобный путь, не допуская их ошибок. Не обязательно самому быть экспертом в любой области – можно ориентироваться на мнения тех, кто уже является экспертом, и это будет намного эффективнее.

Если человек будет работать с данными, которые потом окажутся недостоверными – он просто проделает ненужную, лишнюю работу, результаты которой никак нельзя будет использовать.

Возьмем такой пример: человек хочет открыть магазин, и не знает, какие документы для этого необходимо собрать. Он пользуется поисковиком и попадает на какой-то сайт, на котором кто-то выложил перечень таких документов. Начинающий предприниматель собирает все, что указано в этом перечне, а когда приходит в регистрирующие органы, оказывается, что половину документов лишние, а многих документов не хватает. Приходится проделывать всю работу заново, а ведь если бы он сразу изучил актуальную законодательную базу или хотя бы получил компетентную консультацию в этих же органах, он бы сработал более эффективно.

Если вы заботитесь о повышении эффективности труда – принимайте в работу только точные данные, не растрачивая свое время на проработку сомнительной информации.

Используя эти методы повышения личной эффективности работы, вы сможете существенно повысить эффективность своего труда, а значит – достичь лучших результатов и, как следствие, лучших заработков.

На этом все. Оставайтесь на , и учитесь эффективно использовать свой труд, время и личные финансы. До новых встреч!